Познавательное

Осенью солнце что делает – ( ). , – .

Содержание

Тема [Осень]

 Задания логопеда по теме Осень

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки.

Вспомнить названия каждого времени года.

Уточнить последовательность смены времен года.

Спросить ребенка, знает ли он, какое время года сейчас?

Попросить ребенка назвать время года, предшествующее осени; последующее за осенью.

Понаблюдать вместе с ребенком за осенними изменениями в природе.

2. Познакомить ребенка с названиями осенних месяцев.

СЕНТЯБРЬ    ОКТЯБРЬ     НОЯБРЬ

3. Рассмотреть картинки с изображениями осени и лета.

 

Назвать приметы этих времен года.

Сравнить их между собой.

Например:

Летом светит солнце, а осенью солнце прячется за тучами.

Летом листья на деревьях зеленые, а осенью желтые и красные.

Летом птицы учат своих птенчиков летать, а осенью птицы улетают в теплые края.

Летом дети отдыхают, купаются в речке, в море  и т. п., а осенью идут в школу.

4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай!»

Назови как можно больше слов-определений; слов-действий.

а) Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?) — …

Ветер осенью (какой?) — …

Дождь осенью (какой?) — …

Листья осенью (какие?) — …

б) Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) — …

Осенью солнце (что делает?) — …

Осенью птицы (что делают?) — …

Осенью колхозники (что делают?) — …

5. Объяснить ребенку значение слова «листопад».

Попросить ребенка проговорить это слово по слогам.

6. Упражнение «Найди ошибки».

Определи, чего не бывает осенью.

– Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

– Под ногами шуршат сухие разноцветные листья.

– Набухают почки, распускаются на деревьях листья.

– Люди собирают урожай овощей, фруктов.

– Дикие животные не делают запасы корма.

7. Упражнение «Назови ласково».

Солнце — солнышко.

Лист — …

Туча — …

Ветка — … и т. д.

8. Упражнение «Увидели, не увидели».

Назови предметы. Дорисуй их в таблицу. Составь предложения по образцу: «Дети увидели три листочка, а не заметили пять листочков»

Три лужи — пять …

Три тучи — пять…

Три воробья — пять … и т. д.

9. Упражнение «Скажи наоборот»

Предложите ребенку закончить предложения:

Летом солнце яркое, а осенью …

Летом небо светлое, а осенью …

Летом день длинный, а …

Летом тучки ходят высоко, а …

Летом птицы учат птенцов летать, а …

Летом люди одеваются легко, а …

Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а …

Летом люди растят урожай, а …

Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а …

10. Упражнение «Оденем Таню»

Рассказать ребенку, какую одежду, обувь и головные уборы носят осенью.

Пришла осень, похолодало. Таня собралась идти в парк гулять, но не знает как ей одеться. Помоги Тане. Какая одежда, обувь и головные уборы не подходят для осени? Почему?

11. Упражнение  «Осенний букет для мамы»

В парке Таня собрала для мамы красивый букет из разноцветных листьев и плодов. Обведи листья и плоды по точкам. Раскрась их и расскажи, из каких листьев и плодов Таня составила букет.

Скачать рисунок

 Loading …

logoportal.ru

Удивительное Солнце – осенью какое оно?

Например, летом Солнце большое и горячее. У него все время хорошее настроение. Оно стремится одарить каждого своим живительным теплом. Зимой светило прячется за снежные тучи, как бы экономя свою силу. А что представляет собой Солнце осенью? Какое оно в это время года? Давайте вспомним.

Какое Солнце осенью

Итак, лето ушло в небытие. Наступила пора тучек, дождика, плавно катящаяся к холодам. Вспомнили? Представьте, что мы на миг задумались и подняли глаза к светилу. Солнце осенью… Какое оно желанное! После яркого лета так не хватает тепла. Этот недостаток порой ощущается сильнее, чем голод. Потому что стремится к лучам буквально весь наш организм. Каждая клеточка тоскует за ласковыми лучами.

Еще оно грустное! Почему? Да просто Солнышко отдалилось от Земли. Это расстояние, которое мы ощущаем снижением интенсивности тепла, оно воспринимает по-иному. Кажется, что оно скучает за зеленой планетой. Светилу недостает излучения ее обитателей. А в хмурый и пасмурный день что приходит в голову? Солнце осенью какое? Восхитительное! Оно выглянет из-за тучек, как улыбка на лице капризного ребенка. Сразу хочется жить и творить. Вот уж осень близится к зиме. Мрачные дни бредут сплошной чередой. И кажется, что забыло о планете Солнце осенью. “Какое светило?” – спросите вы. – “Мы уже и забыли, как оно выглядит.” Значит, осеннее солнышко жадное? Оно так редко к нам заглядывает. Или оно уставшее, ему требуется отдых.

Восход солнца осенью

Когда утомленное летней работой светило являет свой лик – это настоящий праздник. Оно уже не кидает в ласковую атаку на природу все свои лучики. Оно обозревает с высоты своей результаты прошедшей работы. Заглядывая в каждый уголок Земли, оценивает, что требует срочного вмешательства, а где можно и не появляться. Вы не обращали внимания, что иногда Солнышко выйдет на минутку, и не появляется целый день. Это означает, что его величие нынче природе не нужно. А случаются дни, когда оно проявляет практически летнюю активность. Значит, решило, что не доработало. Природа нуждается в его живительной энергетике. Осенью светило важно выкатывается из-за горизонта. Оно излучает не только энергию, но и довольство давнишними трудами. Да еще чуточку грусти от непременного расставания.

Закат солнца осенью

Ежедневное расставание со светилом подобно разрыву с любимым. Отсутствует уверенность, что оно вернется завтра. Солнышко может, обидевшись на что-то свое, просто скрыться за тучами. Как капризная примадонна – ушла за кулисы и не выходит на аплодисменты. Так и покидает землю под покровом атмосферы. А может долго и неторопливо покидать просторы подвластной атмосферы. Уходя, оно осматривает природу, как рачительный хозяин, составляющий план работы на завтра.

Осенью наше светило становится манерным и важным. Оно отдало всю ласку летом. Теперь ему самому нужен отдых и внимание. Так и происходит, замечали? Летом люди жалуются на жару, капризничают и ругаются. Куда девается их гнев осенью? В эту пору каждый влюбляется в случайный лучик, быстренько научившись благодарить за каждый визит огромное светило. Нежность его осенью особенно прекрасна!

fb.ru

Тема: ОСЕНЬ – 16 Августа 2013

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Вспомнить названия каждого времени года. Уточ­нить последовательность смены времен года. Спросить ребенка, знает ли он, какое время года сейчас? Попросить ребенка назвать время года, предшествующее осени; последую­щее за осенью. Понаблюдать вместе с ребенком за осенними изменениями в природе.

 

2. Познакомить ребенка с названиями осенних месяцев.

 

3. Рассмотри картинки с изображениями осени и лета. Назови приметы этих времен года. Сравни их между собой.

4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Назови как можно больше слов-определений; слов-действий.

а) Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?) — …                        

Дождь осенью (какой?) — …

Ветер осенью (какой?) — …                          

 Листья осенью (какие?) — …

б) Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кру­жатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) — … 

Осенью солнце (что делает?) — … 

Осенью птицы (что делают?) — … 

Осенью колхозники (что делают?) — …

5.   Объяснить ребенку значение слова «листопад».

Попросить ребенка проговорить это слово по слогам.

6.   Упражнение «Найди ошибки»: Определи, чего не бывает осенью.

— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

—  Под ногами шуршат сухие разноцветные ли­стья.

—  Набухают почки, распускаются на деревьях листья.

—  Люди собирают урожай овощей, фруктов.

—  Дикие животные не делают запасы корма.

7. Упражнение «Назови ласково»: Художник нарисовал картинки. Назови их. В пустых квадратах нарисуй такие же картинки, но маленькие. Назови их ласково.

 

8. Упражнение «Увидели, не увидели»: Назови предметы. Дорисуй их в таблицу. Со­ставь предложения по образцу: «Дети увидели три листочка, а не заметили пять листочков».

9. Упражнение «Скажи наоборот»:  Помоги Тане закончить предложения. 

Летом солнце яркое, а осенью … 

Летом небо светлое, а … 

Летом день длинный, а … 

Летом тучки ходят высоко, а … 

Летом птицы учат птенцов летать, а … 

Летом люди одеваются легко, а … 

Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а … 

Летом люди растят урожай, а … 

Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а …

10. Упражнение «Оденем Таню»: Рассказать ребенку, какую одежду, обувь и головные уборы носят осенью.

Пришла осень, похолодало. Таня собралась идти в парк гулять, но не знает, как ей одеться. Помоги Тане. Обведи линией красного цвета осеннюю одежду, обувь и головной убор. Какая одежда, обувь и головные уборы не подходят для осени? Почему?

11. Упражнение «Букет для мамы»: В парке Таня собрала для мамы красивый букет из разноцветных листьев и плодов. Обведи листья и плоды по точкам. Раскрась их и рас­скажи, из каких листьев и плодов Таня составила букет.

Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 / Н.Э. Теремкова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. 

logopeddoma.ru

Домашнее задание на 3 и 4 недели октября.

Домашнее задание на 3 и 4 недели октября.

Домашнее задание на 3 и 4 недели октября.

Для детей 4-5лет.

Тема «Осень».

  1. Рекомендую рассказать о том, какое время года наступило. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь).
  2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без  листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.
  3. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
  4. Познакомить  с названием осенних месяцев и их признаками. Материал для рассказа может быть таким:
    • Сентябрь-первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был 7 месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи подергиваются иногда первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
    • Октябрь- второй месяц осени. В переводе с  латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и могут появляться уже первые сосульки.
    • И последний месяц осени – предзимье – ноябрь. В переводе с латинского языка значит 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.
    Помочь запомнить информацию.
  5. Упражнение на подбор определений и глаголов. «Подбирай, называй, запоминай».
    • Небо осенью (какое?) – хмурое, серое, унылое.
    • Солнце осенью (какое?) – …
    • Ветер осенью (какой?) – …
    • Дождь осенью (какой?) – …
    • Листья осенью (какие?) – …
    • Осенью листья (что делают?) – краснеют,  желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.
    • Осенью дождь (что делает?) – …
    • Осенью солнце (что делает?) – …
    • Осенью птицы (что делают?) – …
  6. Словарная работа и работа над слоговой структурой слова.
    Объяснить значение слова «листопад». Попросите ребенка проговорить слово по слогам.
    Объяснить значение словосочетаний: «моросит дождь», «серые тучи», «исчезают цветы».         
  7. Упражнение на образование сущ. с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Назови ласково».
    • Туча-тучка.
    • Солнце-…
    • Дождь-…
    • Ветер-…
  8. Упражнение на согласование глаголов настоящего времени с сущ. в ед. и мн. числе. «Закончи предложение».
    • Дождь идет, дожди …(идут)
    • Лист падает, листья …
    • Цветок вянет, цветы…
    • Птица улетает, птицы…
    • Ветер дует, ветры …
    • Дожди  идут, дождь…(идет)
    • Листья падают, лист…
    • Цветы вянут, цветок…
    • Птицы улетают, птица…
    • Ветры дуют, ветер…
  9. Упражнение в образовании прилагательных от существительных. «Ответь на вопросы».
    • День, когда идет дождь – какой? – (дождливый)
    • День, когда дует ветер – какой? -…
    • Дождик, который идет осенью – какой? -…
    • Погода, когда часто идут дожди – какая? -…
    • Погода, когда часто дуют сильные ветры – какая? -…
    • Погода, которая бывает осенью – какая? -…
  10. Упражнение на согласование числит. с сущ. «Посчитай».
    • 1 лужа, 2…, 3…, 4…, 5…
    • 1 лист, 2…, 3…, 4…, 5…
    • 1 туча, 2…, 3…, 4…, 5…
  11. Упражнение на развитие слухового внимания. «Найди ошибки».
    Определи, чего не бывает осенью.
    • Дети  загорают, купаются, носят легкую одежду.
    • Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    • Набухают почки, распускаются листья.
    • Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    • Дикие животные не делают запасы корма.
  12. Упражнение на развитие слуховой памяти.
    Выучить стихотворение (любое).

    Е.Головин

    Осень

    Осень. По утрам морозы.
    В рощах желтый листопад.
    Листья около березы
    Золотым ковром лежат.

    А.Плещеев

    Миновало лето, осень наступила.
    На полях и рощах пусто и уныло.
    Птички улетели,
    Стали дни короче,
    Солнышка не видно,
    Темны, темны ночи.
    Осень наступила,
    Высохли цветы,
    И глядят уныло голые кусты.

    Туча небо кроет,
    Солнце не блестит,
    Ветер в поле воет,
    Дождик моросит.

  13. Развитие логического мышления.
    Учить отгадывать загадки.
    • Дождик с самого утра,
      Птицам в дальний путь пора,
      Громко ветер завывает,
      Это все когда бывает?
      (Осенью)
    • Летом вырастают, а осенью опадают
      (Листья)
    • Шумит он в поле и в лесу,
      А в дом не  попадает.
      И никуда я не иду,
      Покуда он гуляет
      (Дождь)
  14. Развитие мелкой моторки.
    Нарисовать рисунок на тему «Осень».
  15. Ознакомление с художественной литературой.
    Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова.
    • «Осень на пороге».
    • «Кто куда».
  16. Ознакомление с музыкальными произведениями.
    Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
    • А. Вивальди. Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
    • П. И. Чайковский. «Осенняя песня» («октябрь») из цикла «Времена года».
    • В. А. Моцарт. «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
  17. Ознакомление с репродукциями картин.
    Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
    • М. Н. Воробьев.. «Осенняя ночь в Петербурге».
    • В. Поленов. «Золотая осень».

Для детей 5-7лет.

Тема «Осень».

  1. Рекомендую побеседовать о том, какое время года наступило. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Так же сравнить погоду ранней и поздней осенью.
  2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без  листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.
  3. Вспомнить названия перелетных птиц (см. тема «Перелетные птицы»), почему они так называются.
  4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
  5. Уточнить знание названия осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей дополнительной информацией. Материал для рассказа может быть таким.
    • Сентябрь-первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был 7 месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи подергиваются иногда первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
    • Октябрь- второй месяц осени. В переводе с  латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и могут появляться уже первые сосульки.
    • И последний месяц осени – предзимье – ноябрь. В переводе с латинского языка значит 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.
    Помочь запомнить информацию.
  6. Упражнение на подбор определений и глаголов. «Подбирай, называй, запоминай».
    • Небо осенью (какое?) – хмурое, серое, унылое.
    • Солнце осенью (какое?) – …
    • Ветер осенью (какой?) – …
    • Дождь осенью (какой?) – …
    • Листья осенью (какие?) – …
    • Осенью листья (что делают?) – краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.
    • Осенью дождь (что делает?) – …
    • Осенью солнце (что делает?) – …
    • Осенью птицы (что делаю?) – …
    • Осенью колхозники (что делают?) – …
    Словарная работа. Уточнить у ребенка знает ли он значение слова «листопад». От каких двух слов оно произошло?
  7. Упражнение на образование сущ. с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Назови ласково».
    • Туча – тучка.
    • Солнце – …
    • Дождь – …
    • Ветер – …
  8. Упражнение на согласование глаголов настоящего времени с сущ. в числе. «Закончи предложение»
    • Дождь идет, дожди …(идут)
    • Лист падает, листья …
    • Цветок вянет, цветы…
    • Птица улетает, птицы…
    • Ветер дует, ветры …
    • Дожди  идут, дождь…(идет)
    • Листья падают, лист…
    • Цветы вянут, цветок…
    • Птицы улетают, птица…
    • Ветры дуют, ветер…
  9. Упражнение в образовании прилагательных от существительных. «Ответь на вопросы»
    • День, когда идет дождь – какой? – (дождливый)
    • День, когда дует ветер – какой? -…
    • Дождик, который идет осенью – какой? -…
    • Погода, когда часто идут дожди – какая? -…
    • Погода, когда часто дуют сильные ветры – какая? -…
    • Погода, которая бывает осенью – какая? -…
  10. Упражнение на согласование числит. с сущ. «Посчитай»
    • 1 лужа, 2…, 3…, 4…, 5…
    • 1 лист, 2…, 3…, 4…, 5…
    • 1 туча, 2…, 3…, 4…, 5…
  11. Упражнение на употребление антонимов. «Скажи наоборот».
    • Летом солнце яркое, а осенью…
    • Летом небо светлое, а осенью…
    • Летом день длинный, а осенью…
    • Летом тучи ходят высоко, а осенью…
    • Летом люди растят урожай, а осенью…
    • Летом деревья стоят одетые, а осенью…
  12. Словарная работа.
    Знакомство с пословицами.
    Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.
    • Лето – со снопами, осень- с пирогами.
    • В ноябре зима с осенью борется.
    • Холоден сентябрь, да сыт.
  13. Упражнение на развитие слухового внимания. «Найди ошибки».
    Определи, чего не бывает осенью.
    • Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
    • Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
    • Набухают почки, распускаются листья.
    • Люди собирают урожай овощей и фруктов.
    • Дикие животные не делают запасы корма.
  14. Упражнение на развитие слуховой памяти.
    Выучить стихотворение (любое)

    И. Токмакова.

    Осень

    Опустел скворечник,  улетели птицы,
    Листьям на деревьях тоже не сидится.
    Целый день сегодня все летят, летят…..
    Видно тоже в Африку  улететь хотят

    А.Плещеев

    Осень.

    Скучная картина! Тучи без конца,
    Дождик так и льется, лужи у крыльца.
    Что ты  рано, осень,  в гости к нам пришла?
    Еще просит сердце света и тепла.

                                                                                                                                 
  15. Развитие логического мышления.
    • Учить отгадывать загадки.
      • Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
        (Осенью)
      • Летом вырастают, а осенью опадают
        (Листья)
      • Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
        И бормочет и поет, убаюкивает?
        (Дождь)
    • Развивать понимание причинно-следственных связей. Упражнение «Правильно – неправильно».
      • Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.
      • Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.
  16. Развитие связной устной речи.
    • Учить отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.
      • Какая погода осенью?
      • Какой идет дождик осенью?
      • Где завяли цветы?
      • Листья опадают откуда?
      • Какие птицы улетели? Куда?
      • Что собрали колхозники.
    • Пересказ с опорой на вопросы.

      Осень.

      Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.

      • Сначала поговорить с ребенком о том, что в каждом рассказе есть зачин (первое предложение), основное содержание(2-7 предложений) и окончание (последнее предложение).
      • Предложите ребенку в прочитанном рассказе найти зачин, основное содержание и конец.
      • Вопросы:
        • Как светит солнце?
        • Какие стали дни, а какие ночи?
        • Что происходит с листьями?
        • Что делают люди осенью в садах и на огородах?
        • Куда улетают перелетные птицы?
  17. Развитие мелкой моторки.
    Нарисовать рисунок к рассказу «Осень». Желательно, чтобы ребенок сделал несколько рисунков (по одному рисунку на каждое предложение) и использовать эти рисунки для пересказа.
  18. Ознакомление с художественной литературой.
    Прочитать и обсудить содержание рассказов Н.Сладкова.
    • «Осень на пороге».
    • «Кто куда».
  19. Ознакомление с музыкальными произведениями.
    Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
    • А. Вивальди. Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
    • П. И. Чайковский. «Осенняя песня» («октябрь») из цикла «Времена года».
    • В. А. Моцарт. «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
  20. Ознакомление с репродукциями картин.
    Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
    • М. Н. Воробьев.. «Осенняя ночь в Петербурге».
    • В. Поленов. «Золотая осень».

www.logoped12.narod.ru

Домашние задания для детей с ОНР по теме «Осень»

Тема: Тема: «Осень. Приметы осени»

1. Поговорить с ребенком об осени. Знать приметы осени: на улице осенью стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, они опадают, стало меньше жуков, бабочек, улетают в теплые края птицы, в садах и огородах убирают овощи и фрукты.

2. Выучить названия осенних месяцев. Знать какой месяц сейчас.

3. Подобрать по 2 определения:
• Небо осенью (какое?) – пасмурное, осеннее, солнечное.
• Солнце осенью –
• Погода осенью –
• Ветер осенью –

4. Выучить названия деревьев: дуб, осина, береза, клен, рябина. Уметь показать эти деревья на картинке.

5. Посчитать листочки до 5, правильно согласовывая слова: 1 листочек, 2 листочка, 3…….,4…….., 5 листочков.

6. Сказать по – образцу: лист дуба – это дубовый лист, лист клена – это……., лист рябины – ….., лист осины – …,лист березы – …
7. Прослушать текст (Читают родители). Ответить на вопросы полными предложениями.
Наступила золотая осень. На небе ходят серые тучи. Моросит холодный дождь. Мало светит осеннее солнце. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый, разноцветный ковер.
• Какая осень наступила? (Наступила золотая осень)
• Какие тучи на небе?
• Какой дождь осенью?
• Какие осенью листья?
• Почему говорят, что осенью земля похожа на красивый ковер?

Тема: «Осень. (Повторение)»

1. Назови осенние месяцы. Какой месяц первый, второй, третий.
Какой месяц сейчас?

2. Вспомни и назови по 2 слова: какая бывает осенью погода, какой ветер, какой дождь, какое небо.

3. Вспомни осенние приметы, что происходит на улице осенью, что делают животные, птицы, люди?

4. «Один – много» назвать во множественном числе:

• ЛУЖА, ЛИСТ, КАПЛЯ

5. Назвать одним словом:

• Шапка, шарф, плащ
• Подосиновик, лисичка, боровик
• Дуб, осина, рябина
• Огурец, помидор, кабачок
• Яблоко, банан, персик

К КАЖДОЙ СТРОКЕ ДОБАВИТЬ ПО ОДНОМУ ПОДХОДЯЩЕМУ СЛОВУ

6. Скажи наоборот:

Светло – темно
Холодно – ……..
Большой – ………
Горячий – ……….
День – …………..
Длинный – ………
Широкий – ………
Старый – …………
Рано – …………….



Тема: «Осень. (Повторение)»

1. Перечисли времена года. Назови осенние месяцы. Какой месяц первый, второй, третий. Какой месяц за каким?
Сентябрь идет за августом и перед октябрем.
Октябрь идет за …… и перед………
Ноябрь идет за ………и перед ……..

2. Вспомни и назови по 2 слова: какая бывает осенью погода, какой ветер, какой дождь, какое небо.

3. Ответь на вопросы.
• Если сейчас осень, то какое время года было до нее? А что наступит потом?
• Если сейчас ноябрь, то какой месяц был до него? А что будет после?

4. Какие дни недели ты знаешь? Сколько их? Перечисли, что за чем следует.

5. Что лишнее? Почему?
• Зима, весна, ноябрь, лето.
• Осень, осенний, ясень

6. Прослушай текст. Ответь на вопросы, подготовь пересказ.

На дворе дождь, ветер, холодно. Саша подбежал к окну. А под окном качается от ветра большое дерево. Ветки уже голые, без листьев. Только у самого окошка один листок качается. Заметил его Саша, закричал: «смотрите, какой листочек красивый!»
Подбежали ребята. А сильный ветер налетел, листок сорвал и унес.

• Какая погода была на дворе?
• Что увидел Саша из окна?
• Почему ребята не смогли увидеть последний листок?

Тема: «Ранняя осень. Деревья осенью»

1. Вспомни какое время года наступило. Какой период осени? (Ранняя осень). Объясни, почему ты так думаешь. Вспомни какой первый месяц осени. Объясни слова: разноцветные, проливной, листопад.
2. Расскажи, какая погода осенью. (Поободрать не менее 4 – 5 определений) например: погода осенью может быть пасмурная, теплая, солнечная, и т.д.
3. Прослушай внимательно, повтори по памяти: ОСИНА, БЕРЕЗА, ДУБ, ЛИПА, СОСНА. Что это? Назови одним словом. Какие деревья ты еще знаешь? Раздели эти слова на слоги.
4. «Какой листочек?» У дуба – дубовый, у клена , у липы, у рябины, у осины, у березы, у тополя , у ивы.
5. Посчитай листья до 8, правильно согласовывая слова:
1 березовый листочек – 2 – … 3- ….. 4 – …… и т.д. 1 кленовый листочек, 1 липовый листочек,1 дубовый листочек.
6. Закончи предложения:
• Дождь идет, а дожди …..
• Лист падает, а…………..
• Цветок вянет, а…………
• Ветер дует, …………….
• Птица улетает, а………..

7. Ответить на вопросы:
• День, когда идет дождь – какой? – ……………
• День, когда дует ветер –
• Дождик который идет осенью –
• Погода, когда часто идут дожди –
• Погода, когда светит солнце –
• Погода, когда дует ветер –
8. Прослушать текст. Ответить на вопросы полными предложениями. Подготовить пересказ текста.

ЛЕТОМ ЛЕС БЫЛ ЗЕЛЕНЫЙ. ТЕПЕРЬ БЕРЕЗКИ И КЛЕНЫ ЖЕЛТЫЕ. ОСИНКИ – КРАСНЫЕ. НАЛЕТИТ ВЕТЕР – ЗАКРУЖАТЬСЯ В ВОЗДУХЕ ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ, СЛОВНО БАБОЧКИ. ПОТОМ ТИХО – ТИХО НА ЗЕМЛЮ ОПУСТЯТСЯ. ТРАВЫ И ЦВЕТЫ ВЯНУТ. СЕМЕНА ИХ НА ЗЕМЛЮ ОСЫПАЮТСЯ. НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД ИЗ СЕМЯН ВЫРАСТУТ НОВЫЕ РАСТЕНИЯ.
• О каком времени года говориться в рассказе?
• Какого цвета был лес летом?
• Какого цвета стали березки и клены осенью, какие осины?
• Как кружатся листья в воздухе
9. Какое слово не подходит? Почему?
• Желтый, желтеть, жесткий, желтизна.

logoped18.ru

Осень

 

ОКТЯБРЬ
3-я и 4-я неделя
 

Осень

Для детей 4-5 лет

1. Рекомендую рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на
осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). 2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла
трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных
опавших листьев. 3. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
4. Познакомить с названием осенних месяцев и их признаками. Материал для рассказа может
быть таким: Сентябрь - первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в
переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому
сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин,
вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу
сентября лиственный лес стоит голый. Октябрь - второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре
исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца
окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
И последний месяц осени - предзимье - ноябрь. В переводе с латинского языка означает
9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы. Помочь запомнить информацию. 5. Упражнение "Подбирай, называй, запоминай" на подбор определений и глаголов.
Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое. Солнце осенью (какое?) - ... Ветер осенью (какой?) - ... Дождь осенью (какой?) - ... Листья осенью (какие?) - ... Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся,
шуршат. Осенью дождь (что делает?) - ... Осенью солнце (что делает?) - ... Осенью птицы (что делаю?) - ... 6. Словарная работа и работа над слоговой структурой слова. Объясните значение слова "листопад". Попросите ребенка проговорить слово по слогам.
Объясните значение словосочетаний: "моросит дождь", "серые тучи", "исчезают цветы".
7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-
ласкательных суффиксов. Туча - тучка. Солнце - ... Дождь - ... Ветер - ... 8. Упражнение "Закончи предложение" на согласование глаголов настоящего времени с
существительным в единственном и множественном числе. Дождь идет, дожди ... (идут) Лист падает, листья ... Цветок вянет, цветы ... Птица улетает, птицы ... Ветер дует, ветры ... Дожди идут, дождь ... (идет) Листья падают, лист ... Цветы вянут, цветок ... Птицы улетают, птица ... Ветры дуют, ветер ... 9. Упражнение "Ответь на вопросы" в образовании прилагательных от существительных.
День, когда идет дождь, какой? - ... (дождливый) День, когда дует ветер, какой? - ... Дождик, который идет осенью, какой? - ... Погода, когда часто идут дожди, какая? - ... Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? - ... Погода, которая бывает осенью, какая? - ... 10. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.
1 лужа, 2 ..., 3..., 4..., 5... 1 лист, 2 ..., 3..., 4..., 5... 1 туча, 2 ..., 3..., 4..., 5... 11. Упражнение "Найди ошибки" на развитие слухового внимания. Определи, чего не бывает осенью. - Дети загорают, купаются, носят легкую одежду. - Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья. - Набухают почки, распускаются листья. - Люди собирают урожай овощей и фруктов. - Дикие животные не делают запасы корма. 12. Упражнение на развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое). Осень Осень. По утрам морозы. В рощах желтый листопад. Листья около березы Золотым ковром лежат. (Е. Головин) Миновало лето, Осень наступила. На полях и рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Темны, темны ночи. (А. Плещеев) Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит. 13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки. Дождик с самого утра, Птицам в дальний путь пора, Громко ветер завывает, Это все когда бывает? (Осенью) Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья) Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадает. И никуда я не иду, Покуда он гуляет. (Дождь) 14. Развитие мелкой моторки. Нарисовать рисунок на тему "Осень". 15. Ознакомление с художественной литературой. Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова "Осень на пороге", "Кто куда".
16. Ознакомление с музыкальными произведениями. Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор): - А. Вивальди Концерт "Осень" ("Сбор урожая") из цикла "Времена года". - П. И. Чайковский "Осенняя песня (октябрь) из цикла "Времена года". - В. А. Моцарт "Рондо" из "Маленькой ночной серенады". 17. Ознакомление с репродукциями картин. Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь

малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев "Осенняя ночь в Петербурге". В. Поленов "Золотая осень".

1. Рекомендую побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на
осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду
летом и осенью. Также сравнить погоду ранней и поздней осенью.
2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла
трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных
опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.
3. Вспомнить названия перелетных птиц (см. тему "Перелетные птицы"), почему они так
называются. 4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью. 5. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей
дополнительной информацией. Материал для рассказа может быть таким:
Сентябрь - первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в
переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому
сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин,
вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября
лиственный лес стоит голый. Октябрь - второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре
исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца
окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
И последний месяц осени - предзимье - ноябрь. В переводе с латинского языка означает
9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой
синицы. Помочь запомнить информацию. 6. Упражнение "Подбирай, называй, запоминай" на подбор определений и глаголов.
Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое. Солнце осенью (какое?) - ... Ветер осенью (какой?) - ... Дождь осенью (какой?) - ... Листья осенью (какие?) - ... Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся,
шуршат. Осенью дождь (что делает?) - ... Осенью солнце (что делает?) - ... Осенью птицы (что делаю?) - ... 7. Словарная работа. Уточнить у ребенка, знает ли он значение слова "листопад". От
каких двух слов оно произошло? 8. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-
ласкательных суффиксов. Туча - тучка. Солнце - ... Дождь - ... Ветер - ... 9. Упражнение "Закончи предложение" на согласование глаголов настоящего времени с
существительным в единственном и множественном числе. Дождь идет, дожди ... (идут) Лист падает, листья ... Цветок вянет, цветы ... Птица улетает, птицы ... Ветер дует, ветры ... Дожди идут, дождь ... (идет) Листья падают, лист ... Цветы вянут, цветок ... Птицы улетают, птица ... Ветры дуют, ветер ... 10. Упражнение "Ответь на вопросы" в образовании прилагательных от существительных.
День, когда идет дождь, какой? - ... (дождливый) День, когда дует ветер, какой? - ... Дождик, который идет осенью, какой? - ... Погода, когда часто идут дожди, какая? - ... Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? - ... Погода, которая бывает осенью, какая? - ... 11. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным. 1 лужа, 2 ..., 3..., 4..., 5... 1 лист, 2 ..., 3..., 4..., 5... 1 туча, 2 ..., 3..., 4..., 5... 11. Упражнение "Найди ошибки" на развитие слухового внимания. Определи, чего не бывает осенью. - Дети загорают, купаются, носят легкую одежду. - Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья. - Набухают почки, распускаются листья. - Люди собирают урожай овощей и фруктов. - Дикие животные не делают запасы корма. 12. Упражнение "Скажи наоборот" на употребление антонимов. Летом солнце яркое, а осенью ... Летом небо светлое, а осенью ... Летом день длинный, а осенью ... Летом тучи ходят высоко, а осенью ... Летом люди растят урожай, а осенью... Летом деревья стоят одетые, а осенью... 13. Словарная работа. Знакомство с пословицами. Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить. - Лето - со снопами, осень- с пирогами. - В ноябре зима с осенью борется. - Холоден сентябрь, да сыт. 14. Упражнение "Найди ошибки" на развитие слухового внимания. Определи, чего не бывает осенью. - Дети загорают, купаются, носят легкую одежду. - Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья. - Набухают почки, распускаются листья. - Люди собирают урожай овощей и фруктов. - Дикие животные не делают запасы корма. 13. Упражнение на развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое). Осень Опустел скворечник, улетели птицы, Листьям на деревьях тоже не сидится. Целый день сегодня все летят, летят... Видно, тоже в Африку улететь хотят. (И. Токмакова) Осень Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, лужи у крыльца. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? Еще просит сердце света и тепла. (А. Плещеев) 14. Развитие логического мышления. А) Учимся отгадывать загадки. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью) Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья) Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает, И бормочет и поет, убаюкивает? (Дождь)
Б) Упражнение "Правильно - неправильно" на развитие понимания причинно-следственных
связей. Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт. Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы
улетели на юг. 15. Развитие связной устной речи. А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением. Какая погода осенью? Какой идет дождик осенью? Где завяли цветы? Листья опадают откуда? Какие птицы улетели? Куда? Что собрали колхозники. Б) Пересказ с опорой на вопросы. Осень. Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся
короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и
огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.
Сначала поговорить с ребенком о том, что в каждом рассказе есть зачин (первое
предложение), основное содержание (2-7 предложений) и окончание (последнее
предложение). Предложите ребенку в прочитанном рассказе найти зачин, основное
содержание и конец. Вопросы. - Как светит солнце? - Какие стали дни, а какие ночи? - Что происходит с листьями? - Что делают люди осенью в садах и на огородах? - Куда улетают перелетные птицы? 16. Развитие мелкой моторки. Нарисовать рисунок к рассказу "Осень". Желательно, чтобы ребенок сделал несколько
рисунков (по одному рисунку на каждое предложение) и использовал эти рисунки для
пересказа. 17. Ознакомление с художественной литературой. Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова "Осень на пороге", "Кто куда".
18. Ознакомление с музыкальными произведениями. Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор): А. Вивальди. Концерт "Осень" ("Сбор урожая") из цикла "Времена года". П. И. Чайковский "Осенняя песня (октябрь) из цикла "Времена года". В. А. Моцарт "Рондо" из "Маленькой ночной серенады". 19. Ознакомление с репродукциями картин. Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь
малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев. "Осенняя ночь в Петербурге". В. Поленов "Золотая осень". См. также: Логопедические домашние задания на другие недели >>>

На главную стр.

det-1446-127322.narod.ru

Идеи для тематической недели «Осень»


Идеи для тематической недели «Осень»
1. Рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь).

2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.

3. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

4. Познакомить с названием осенних месяцев и их признаками. Материал для рассказа может быть таким:
Сентябрь — первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
Октябрь — второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
И последний месяц осени — предзимье — ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.
Помочь запомнить информацию.

5. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.
Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое?) — …
Ветер осенью (какой?) — …
Дождь осенью (какой?) — …
Листья осенью (какие?) — …

Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Осенью дождь (что делает?) — …
Осенью солнце (что делает?) — …
Осенью птицы (что делаю?) — …
6. Словарная работа и работа над слоговой структурой слова.
Объясните значение слова «листопад». Попросите ребенка проговорить слово по слогам.
Объясните значение словосочетаний: «моросит дождь», «серые тучи», «исчезают цветы».

7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Туча — тучка.
Солнце — …
Дождь — …
Ветер — …
8. Упражнение «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
Дождь идет, дожди… (идут)
Лист падает, листья …
Цветок вянет, цветы …
Птица улетает, птицы …
Ветер дует, ветры …

Дожди идут, дождь… (идет)
Листья падают, лист …
Цветы вянут, цветок …
Птицы улетают, птица …
Ветры дуют, ветер …
9. Упражнение «Ответь на вопросы» в образовании прилагательных от существительных.
День, когда идет дождь, какой? — … (дождливый)
День, когда дует ветер, какой? — …
Дождик, который идет осенью, какой? — …
Погода, когда часто идут дожди, какая? — …
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? — …
Погода, которая бывает осенью, какая? — …
10. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.
1 лужа, 2 …, 3…, 4…, 5…
1 лист, 2 …, 3…, 4…, 5…
1 туча, 2 …, 3…, 4…, 5…
11. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.
Определи, чего не бывает осенью.
— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
— Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
— Набухают почки, распускаются листья.
— Люди собирают урожай овощей и фруктов.
— Дикие животные не делают запасы корма.
12. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).
Осень

Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
(Е. Головин)

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
(А. Плещеев)

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает,
Это все когда бывает?
(Осенью)

Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)

Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он гуляет.
(Дождь)
14. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок на тему «Осень».

15. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».

16. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
— А. Вивальди Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
— П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла „Времена года“.
— В. А. Моцарт „Рондо“ из „Маленькой ночной серенады“.

17. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев „Осенняя ночь в Петербурге“.
В. Поленов „Золотая осень“.

www.baby.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *