Опыты для дошкольников со звуком – Материал на тему: СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ. «Разнообразных звуков простота» | скачать бесплатно
Опыты со звуком – Дошкольное образование
Познание (продуктивная,
конструктивная и познавательная деятельность).
Тема: «Опыты со слухом и звуком».
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе анализа различных звуков.
Задачи: Закреплять представления детей о понятии «звук».
Сформировать представления о характере звука – громкости, длительности, высоте.
Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.
Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн.
Выявить причины усиления и ослабления звука.
Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат ребенка.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Физическое развитие»
Материалы и оборудование: расчёски, бутылочки с водой, картонные конусы, линейка с натянутой нитью, слайд «Строение органов речи», слайд «Строение органов слуха», металлическая миска с плёнкой, отрывок из мультфильма «Фиксики» , бокалы.
Ход НОД.
1.Организационный момент.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнем с веселой зарядки.
Мы, ребятки, дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой.
И другой!
А теперь, мои хорошие,
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь
И садитесь!
–Что мы сейчас делали?
(Топали, хлопали, шумели.)
-Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)
Они называются – шумы.
-А какие еще существуют звуки?
-Присаживайтесь. А сейчас посмотрите я вам сыграю короткую мелодию на бокалах.(палочкой стучу по бокалам ). Что вы слышите? (Перезвон)
-А какие еще существуют звуки? (музыкальные)
-Какой мы сделаем вывод?
Вокруг нас много вещей, которые издают звуки. Мы слышим шелест листьев , шум двигателей самолета, плеск воды, голоса животных, речь человека.
Наш голос – музыкальный инструмент.
2. Опыт. «Откуда берётся голос?» (линейка с натянутой нитью)
Схема строения органов речи
– Взрослый предлагает детям «пошептаться» – сказать друг другу « по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом)
-Откуда выходили громкие звуки? (Из горла) Дети подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в голе что-то дрожало, шепотом – дрожания не было. )
Рассказ о голосовых связках, об охране органов речи ( связки сравнивает с натянутыми нитками: чтобы сказать слово надо, чтобы «ниточка» тихонько задрожала)
Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью, из неё извлекается тихий звук,если подергать за нить.
– Что надо сделать для того, чтобы звук был громким. ( Дёрнуть посильнее и звук усилится).
-При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, и можно повредить. ( Сравнение с нитью) Разговаривая спокойно, мы бережем голос.
-Если горлышко дрожит – значит звучит.
– Я приглашаю вас в путешествие, в страну «Звуков»
-Цель нашей поездки: Узнать откуда берется звук? Где он прячется? Что требуется для его распространения?
Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.
Звук – это энергия. Она образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед-назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые достигают наших ушей.
3. Опыт с бутылкой «Вибрация».
Посмотрите на бутылочки с водой, вы слышите от них звук? Нет! А что нужно сделать, чтобы услышать плеск воды? Правильно, покачать эти бутылочки с водой, заставить их вибрировать.
4. Рассказ о слуховом аппарате.
–Как вы думаете, ребята, зачем нам уши?
–Правильно! Уши для того, чтобы слышать окружающие нас звуки. Они могут быть приятные и…(дети называют антонимы: неприятные), громкие и …(тихие), нежные и…(грубые), высокие и …(низкие)…Они окружают нас повсюду!
– Слышали ли вы как про кого – то говорят «У него ушки на макушке?»
– Где у человека расположена макушка?
– Что у человека находится на макушке?
– Где у человека расположены уши?
– Кого же имели в виду, употребляя такое выражение?
-Значит, про человека, который внимательно к чему – то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке.
-Сравните размер ушей зверей и людей .
– Как вы думаете, зачем зверям нужны такие большие уши?
– В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки?
– Что ответил Красной Шапочке волк?
Я предлагаю выяснить, зачем зверям такие большие уши?
5. Опыт с воронкой.
Дети должны попытаться услышать сказанное, но сходить с места и приближаться к музыкальному руководителю нельзя.
Если дети не могут услышать, что говорит музыкальный руководитель, можно предложить им представить, что делает плохо слышащий человек.
(Дети должны приложить руку к уху, тем самым сделав ухо больше).
– Что нужно сделать, чтобы лучше слышать?
Дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делается
Вывод: стало лучше слышно, потому что через воронку в ухо попадает больше звука. Делается вывод и о том, зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. Тонкое слышание спасает их от опасности.
Показ слайда «Как устроено ухо?»
Звук – это энергия. Она образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед-назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые достигают наших ушей.
6.Опыт «Как передаётся звук».
1. Надо взять металлическую миску. Затем – отрезать от полиэтиленового пакета кусок, по размеру больший, чем миска. Положить эту заготовку из пакета на миску и завязать веревкой или зафиксировать большой прочной резинкой сверху. Получится «барабан».
2. Скатать из салфеток маленькие шарики и положить сверху на поверхность «барабана».
3. Поставить миску вплотную к музыкальному центру (либо магнитофону или колонкам от компьютера). Включить музыку.
4. Шарики начнут подпрыгивать, словно танцевать.
Объяснение эксперимента для детей
Звук из колонки волной проходит по воздуху и бьет по натянутой пленке, которая колеблется, и бумажные шарики подскакивают вверх. Чем громче звук, тем сильнее подскакивают шарики. Но заметьте, тем и дискомфортнее вашим ушам, которые воспринимают звуковую волну.
Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.
7. Физминутка.
Я предлагаю озвучить стихотворения. Придумайте, ка вы можете его озвучить.
Была тишина,
Тишина
Тишина…
Вдруг
Грохотом
Грома
Сменилась
Она!
И вот уже дождик
Тихонько-
Ты слышишь?-
Закапал
Закапал,
Закапал по крыше…
Сейчас
Барабанить
Он станет…
Уже
Барабанит!
Уже, барабанит! (А. Шибаев)
Лес ночной
Кто-то выл,
А кто – мяукал,
Кто-то хрюкал,
Кто-то топал,
Кто-то крыльями
Захлопал.
Кто-то ухал
И кричал
И глазищами
Вращал,
Ну а кто-то
Тихо-тихо
Тонким голосом
МОЛЧАЛ! (С. Пшеничных)
8. Опыт «Как сделать звук громче?»
Выявить причину усиления звука.
– пластмассовая расческа
– Может ли звучать расческа? (пробуют, объясняют причину: зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издаю звук, дрожание по воздуху доходит до слуха и мы его слышим) Звук очень тихий, слабый.
– Ставим расческу одним концом на стул, повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче.
-Что чувствую пальцы?
– Делаем вывод: дрожат не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук громче.
-Проверяем вывод, прикладывая конец расчески к разным предметам: столу, кубику, книге и т.д. ( Звуки получаются разные по силе)
9.Опыт «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»
-Проведите пластмассовой пластинкой по зубьям разных расчесок.
– Одинаковый ли звук получился ?
Выясняют. Что у расчесок с крупными резкими зубьями звук низкий. Грубый, громкий.
-У расчесок с мелкими частыми зубьями – звук тонкий, высокий.
Иллюстрации комара и шмеля. Одинаковые они?.
-Какие звуки они издают? У комара звук тонкий, он звучит, как «з-з-з», у шмеля – низкий. Грубый, он звучит, как «ж-ж-ж».
-Комар маленький и крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий, шмель машет крыльями медленнее, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий.
10. Итог занятия.
Просмотр отрывка из мультфильма «Фиксики».
multiurok.ru
Вместе растем – Опыты со звуками для детей
Как рождаются звуки? Вообще что это такое? Я предложила Семену смастерить телефон. Ребенок в конце опыта сказал, что это было круто.
Звук – это волна, колебательное движение. Распространяется эта волна в разных средах: газообразной, твердой, жидкой. Причем в жидкой или твердой среде звук распространяется быстрее, чем в газообразной. Помните в сказках «приложил ухо к земле»? Все правильно: по твердой поверхности звук распространяется быстрее всего. А в вакууме (читай в космосе) звука нет. Поэтому все эти громкие взрывы межзвездных кораблей в «Звездных войнах», звуки их двигателей – фикция.
Но это я отвлеклась от темы.
Звучащий предмет издает колебания. Эти колебания передаются частицам вещества, которые его окружают. Например, воздуху. Частички воздуха толкают друг друга как по цепочке, колебание достигает нашего уха, мы воспринимаем звук. Все просто)
Еще утром ребенок нашел на столе одноразовый картонный стаканчик. Я нацепила на него резинку. Мы приложили стакан дном к уху и побренчали резинкой как струной.
Это было громко!
А что если прицепить не одну, а несколько резинок? И взять резинки разной толщины? Оказалось, что чем тоньше резинка, тем выше звук. В конце концов из трех «струн» у Семы получился вполне сносный музыкальный инструмент, на котором он обещал петь мне песни всю ночь.
Любая воздушная замкнутая полость выступает в роли своеобразного резонатора, где концентрируются разные акустические волны. А теперь догадайтесь, как это можно использовать и где мы это уже видели?
Например, в ракушке мы слышим вовсе не шум моря) Ну а как использовать стакан для подслушивания знают все. Пусть и сын об этом тоже узнает.
Но вернемся к нашему телефону.
Возьмем два картонных стаканчика. Проткнем донышки в центре, проденем шнур. Концы шнура закрепим внутри, привязав к каждому палочку. Мы использовали булавки. Шнур лучше взять длинный. У нас был метров пять.
Дальше расходимся в стороны, насколько позволяет шнур. Он должен быть натянут. Теперь один из участников разговора говорит в стакан, другой его слушает, приложив стакан к уху.
Даже тихие слова будут слышны. Это было действительно круто!
school-baby.ru
Маленький исследователь. Звук. — Дневник мамочки
Мы большие любители экспериментов. Сначала мы играли с солнечными зайчиками, потом мы все подряд смешивали, потом мы все подряд замораживали, а теперь мы добрались до звука. Мы извлекаем звук и даже попробовали увидеть звук. Все чудо-идеи экспериментов со звуком пришли не в мою голову, а в голову Стива Спенглера, уроками которого мы воспользовались. Зато сколько было удовольствия! Эксперименты со звуком очень наглядные и интересные не только для детей, но и для взрослых. А один из них даже ввел в замешательство не только ребенка, но и нас с мужем, и наших приятелей.1. Колебания струны.
Для начала, можно посмотреть, как рождается звук во время колебания. Для этого взять обычную канцелярскую резинку, натянуть ее между пальцами, дернуть за нее пальцами другой руки и смотреть на вибрацию резинки. Это самое главное, что нам нужно знать при изучении звука. Звук — это колебательное движение.
2. Поющий шар.
Два простых эксперимента на вибрацию. Берем пачку воздушных шаров штук на 10, не меньше 🙂
Берем монеты разного размера (мы взяли 10 евроцентов, 50 евроцентов, 1 евро, 10 польских грошей и 50 польских грошей). Просовываем монеты в шарики, а потом их надуваем. Завязываем шарики и начинаем быстро вращать. Для наглядности можно пометить шарики значениями денежных номиналов, находящихся внутри.
Очень хорошо видно, точнее слышно, что чем больше и тяжелее монета, тем ниже звук ее вращения. Чем медленнее вращается монета, тем ниже звук.
Теперь берем шестигранную гайку. Вставляем в другой шарик, надуваем его и завязываем. Раскручиваем и наслаждаемся звуком вибрации вследствия соударения стенок гайки с внутренней стенкой шарика. Можно даже потрогать шарик во время вращения гайки, и почувствовать частоту вибрации: чем выше звук, тем больше частота, чем ниже звук, тем меньше частота.
Оригинал эксперимента:
3. Водяной свисток.
Тоже простой эксперимент. Понадобится стакан с водой и трубочка. Ножницами делаем надрез в трубочке, погружаем ее в воду. Сгибаем в месте надреза трубочку и дуем. Получается, что чем глубже в воду вставить трубочку, тем выше будет звук. Чем выше поднять трубочку, тем ниже будет звук. Работают колебания столба воздуха внутри трубки. В трубочке образуется воздушный столб, и чем глубже ее погружать, тем он меньше и тем чаще вибрации воздушного столба. И наоборот.
Оригинал эксперимента:
4. Сила звука.
Знакомьтесь, кукурузный крахмал! Наш фаворит сезона.
Рецепт прост. На 1 cтакан кукурузного крахмала берется 1/4-1/2 стакана воды. Всыпать в миску, и замесить чудо жидкость. Уже во время замешивания можно обратить внимание на чудо-свойства чудо-жидкости. Все чудеса ее в том, что чем больше ее сдавливать, тем она тверже, но чем меньше, тем она становится … текучей. Жидкость из раздела космической фантастики. Сейчас ее можно раскатывать в шарик, но только отпустил — она расплывается по рукам.
Она несет прямо какую-то медитативную функцию. Можно час напролет ее сжимать и разжимать, совершенно не ощущая времени. А во-вторых, она несет познавательную функцию.
Что происходит с жидким кукурузным крахмалом? Это пример неньютоновской жидкости. Если состояние ньютоновской жидкости зависит от температуры (например, масло твердеет при понижении температуры), то вязкость неньютоновской жидкости зависит от давления (скорости ее движения).
Когда ко мне пришла знакомая, я ей рассказала о нашей новинке, она мне не поверила. Я за две минуты организовала ей раствор кукурузного крахмала, и она просидела над ним 1,5 часа. У нас дома весело не только детям 😉
Оригинал эксперимента:
Кроме того, что ее можно сжимать/разжимать, по ней можно бегать!
Бегаешь — больше давление — больше градиент скорости молекул внутри жидкости — жидкость твердеет. Останавливаешься — меньше градиент скорости — погружаешься на дно.
Наш эксперимент:
Ну, и причем же тут звук.
А при том, что звук — это колебательное движение частиц, как мы помним.
Мы взяли музыкальный центр, компьютер с генератором звука (можно ограничиться Prodigy 🙂 )
На динамик положили пленку, на пленку вылили жидкость. И включили генератор звука. Выше звук — чаще колебания, движения которых недостаточно для возбуждения вибрации жидкости — жидкость текучая. Ниже звук — реже колебания, движения которых достаточно для возбуждения колебаний в растворе кукурузного крахмала — жидкость твердеет. Правда, у нас добиться абсолютного повторения результата Стива Спенглера не получилось: мне кажется, дело в прокладке между динамиком и пленкой или в консистенции жидкости. Максимум, что у нас получилось — это выплевывание капель жидкости из общей массы. Нижний слой жидкости быстро твердел и выталкивал капли с верхнего слоя. А еще мы успели увидеть твердеющие волны по кольцу при понижении частоты во время проигрывания музыки. То, что эксперимент не удался — хороший признак, это значит, что мы его еще не раз повторим, каждый раз что-то меняя, и с каждым новым повторением будем все больше понимать физику процесса.
Другими словами, можно просто увидеть, как звук влияет на давление на жидкость и на ее текучесть. Оригинал эксперимента:
Эксперименты все очень простые, используются подручные материалы, зато как интересно!!! Попробуйте, уверена, и вам тоже они увлекут в мир звуков!
А если для малышей слишком много физики, можно закрепить увиденное и услышанное, посмотрев серию мультика «Волшебный школьный автобус» про звук.
Интересных исследований!
dnevnik-mamochki.info
Опыты со звуком – Школа фиксиков
Вы посмотрели «Опыты со звуком» в серии «Музыкальная шкатулка»? Попробовали самостоятельно сделать «музыкальные инструменты» из линейки или веревки?Давайте вместе попробуем провести еще несколько опытов со звуком.
«Ксилофон» из бутылок
Возьмем несколько пустых одинаковых бутылок (лучше стеклянных), выстроим их в ряд и начнем наполнять водой. В первую нальем совсем немного воды, в следующую – побольше, в третью – еще больше – так, чтобы последнюю наполнить почти доверху. Теперь начнем ударять по бутылкам ложкой или палочкой (осторожно, не разбейте!) Слышите – звуки тоже получаются разной высоты? У нас есть еще один собственный музыкальный инструмент. Можно даже попробовать сыграть на нем какую-нибудь мелодию.
Звучащий стакан
Возьмите пластмассовый стакан и круглую резинку (можно такую, которую используют, чтобы перевязывать пачки денег). Натяните резинку на стакан, как показано на рисунке.
Приложите стакан дном к уху. Побренчите натянутой резинкой как струной. Правда, получилось намного громче, чем мы ожидали?
Самодельный телефон
А знаете, как можно самим сделать самый простой «телефон» для двоих человек? Конечно, с настоящим телефоном его сравнить нельзя, но на небольшом расстоянии он будет все же отлично передавать звуки.
Возьмите два картонных стаканчика. Проткните их донышки в центре, проденьте сквозь них тонкий крепкий шнур или веревку. Концы шнура закрепите внутри стаканов, привязав к каждому короткую палочку. Чем длиннее шнур, тем лучше – если удастся найти, можно взять веревку длиной даже более 20 метров.
Участники разговора берут стаканы и расходятся, насколько позволяет шнур. Только учтите – нужно разойтись так, чтобы веревка как следует натянулась. Звук хорошо проводится шнуром только тогда, когда шнур натянут.
Теперь, если один из участников будет говорить в стакан, а другой приставит свой стаканчик к уху, то даже тихо произносимые слова будут отлично слышны
Можно сделать и еще проще – вместо стаканчиков использовать спичечные коробки, а вместо шнура – обычную нитку (закрепляем ее внутри коробков, привязав к концам спички). Не забудьте – нитка тоже должна быть туго натянута и не должна касаться каких-то предметов, в том числе пальцев, которыми мы держим коробки. Если прижать нитку пальцем, разговор прекратится.
Для самых любознательных
Почему это происходит? Почему мы слышим звуки и как они передаются?
Наше ухо — очень непростой инструмент. В нем есть тонкая-тонкая туго натянутая кожица –«барабанная перепонка». Малейший толчок воздуха вызывает колебание этой перепонки – и оно воспринимается нами как звук.
Но каким образом мы слышим, например, выстрел из пушки при салюте – ведь она стреляет на расстоянии нескольких километров от нас? Как и каким путем звук достигает уха? Почему мы слышим звук от выстрела лишь через некоторое время после того, как он произведен? Почему, наконец, выстрел вблизи слышен громче, чем отдаленный?
Пространство между предметами, находящимися на поверхности земли, не пустое. Оно заполнено смесью прозрачных газов – воздухом. Воздух состоит из бесчисленного множества мельчайших частиц газов, таких крошечных, что их невозможно рассмотреть в самый сильный микроскоп. И все это бесчисленное множество частиц газа заполняет пространство между источником звука и нашим ухом.
Это можно сравнить с площадью, плотно заполненной людьми. Представьте, что каждый человек — это мельчайшая частица воздуха. Допустим, что через эту толпу необходимо передать какое-то поручение – от человека в одном конце площади к человеку, который стоит на противоположном ее конце. Первый с краю передаст это поручение соседу, тот в свою очередь – следующему, и таким образом поручение придет по назначению.
То же самое происходит и между источником звука и нашим ухом. Звучащий предмет создает колебания (звуковые волны). Они дают толчок ближайшим частицам воздуха, эти частицы толкают следующие… Постепенно передаваясь от частицы к частице во все стороны, звуковые колебания достигают барабанной перепонки нашего уха. Как только они до него доберутся, мы и услышим звук.
А почему на большом расстоянии звук ослабевает – и чем дальше мы от источника звука, тем хуже его слышим? Частички воздуха хорошо передают толчок, но постепенно он все больше и больше ослабевает в пути. Ведь каждая частичка воздуха толкает звук не в одну сторону – а сразу по всем направлениям (отдавая силу нескольким «соседям в толпе» одновременно). Сила толчка, переданного каждому отдельному соседу, становится все слабее и слабее. Вот почему сила звука уменьшается по мере нашего удаления от его источника.
Но звук умеет распространяться не только через воздух, но и через все газообразные, жидкие и твердые тела. Только скорость распространения и сила звука при этом не одни и те же. Через некоторые газы и через все жидкие и твердые тела звук распространяется скорее, чем через воздух. Поэтому в нашем опыте с резинкой на стакане или самодельным телефоном мы и слышим звук лучше, чем если бы он передавался просто по воздуху.
А какие еще вы знаете опыты со звуком?
2fixika.livejournal.com
Опыты для детей: как поймать звук?
Люди живут в мире звуков. С точки зрения физики звук – это механическая волна, которая возникает в результате колебания. Она распространяется в воздухе и воздействует на нашу барабанную перепонку, и мы слышим звук. Энергия, заключенная в нем, измеряется в децибелах (дБ). Шорох листьев – 10 дБ, шепот – до 30 дБ, громкая рок-музыка – 110 дБ. Самое шумное в мире животное – голубой кит. Он издает звук громкостью 188 дБ, который слышен в радиусе 850 км от него.
Когда звук встречает преграду на пути, то часть звука отражается от нее и возвращается обратно. И тогда мы слышим отраженный звук – всем известное эхо. На реке Рейн в Европе есть место, где эхо отражается 20 раз. И в горах оно хорошо «работает». Там даже (при определенных условиях) обыкновенный крик может вызвать ошеломительный сход лавины.
В общем, звук – это сила. А можно ли его увидеть? Попробуем разобраться, устроив этот простой домашний опыт для детей.
Эксперимент для детей
1. Надо взять металлическую миску. Затем – отрезать от полиэтиленового пакета кусок, по размеру больший, чем миска. Положить эту заготовку из пакета на миску и завязать веревкой или зафиксировать большой прочной резинкой сверху. Получится «барабан».
2. Скатать из салфеток маленькие шарики и положить сверху на поверхность «барабана».
3. Поставить миску вплотную к музыкальному центру (либо магнитофону или колонкам от компьютера). Включить музыку.
4. Шарики начнут подпрыгивать, словно танцевать.
Объяснение эксперимента для детей
Звук из колонки волной проходит по воздуху и бьет по натянутой пленке, которая колеблется, и бумажные шарики подскакивают вверх. Чем громче звук, тем сильнее подскакивают шарики. Но заметьте, тем и дискомфортнее вашим ушам, которые воспринимают звуковую волну.
www.2mm.ru
ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА ТЕМУ “ЗВУК” – Неваляшки
Как распространяется звук?
Задачи: Понять, как распространяются звуковые волны.
Материалы и оборудование: Емкость с водой, камешки; шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью; глубокая емкость с водой или бассейн; тонкостенный гладкий бокал с водой (до 200 мл) на ножке.
Ход занятия
Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга (звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в емкость с водой. Определяют, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается она по воздуху.
Располагают шашки или монеты вплотную друг к другу на гладкой поверхности. Резко, но не сильно ударяют по крайнему предмету. Определяют, что произошло (последний предмет отскочил — силу удара передали ему остальные предметы, так же передается звук по воздуху).
Дети выполняют опыт по алгоритму: ребенок прикладывает ухо к емкости (или краю бассейна), другое ухо закрывает тампоном; второй ребенок бросает камешки. Первого ребенка спрашивают, сколько камешков брошено и как он догадался (услышал 3 удара, их звуки передались по воде).
Наполняют водой тонкостенный гладкий бокал на ножке, водят пальцем по краю бокала, извлекая тонкий звук. Выясняют, что происходит с водой (по воде пошли волны — передается звук).
Где живет эхо?
Задачи: Подвести к пониманию возникновения эха.
Материалы и оборудование: Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.
Ход занятия
Дети определяют, что такое эхо (явление, когда сказанное слово, песенка слышится еще раз, как будто кто-то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо (в лесу, в арке дома, в пустой комнате). Проверяют серией опытов, где оно бывает, а где его быть не может.
Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, есть ли в нем эхо (да, звуки повторяются). Затем заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т.п.; произносят звуки. Выясняют, повторяются ли они в этом случае (нет, эхо исчезло).
Играют с мячом: отбивают его от пола, от стены; от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик (хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется о твердые предметы, и не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы). Так же происходит со звуками: они ударяются о твердые предметы и возвращаются к нам в виде эха. Выясняют, почему в пустой комнате эхо живет, а в заполненной мягкой мебелью — нет (звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам).
Почему Мишутка пищал?
Задачи: Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.
Материалы и оборудование: Струны разной толщины, натянутые на деревянную планку; нити разной толщины, закрепленные одним концом на деревянной подставке (или привязанные к любому тяжелому предмету).
Ход занятия
Вспоминают сказку «Три медведя». Изображают, как говорил Михайло Иванович, как говорила Настасья Петровна, как говорил Мишутка, какими были их голоса (у Михаила Ивановича — грубый, громкий, у Настасьи Петровны — не очень грубый, у Мишутки — тоненький голосок, не говорил, а пищал). Выясняют, почему у медведей такие разные голоса, проводя серию опытов.
Вспоминают, в результате чего появляются звуки речи (дрожание голосовых связок). Выбирают струны, звуки которых напоминают голос Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Объясняют свой выбор (толстая струна звучит похоже на голос Михайло Ивановича, самая тоненькая — на голос Мишутки, средняя — на голос Настасьи Петровны).
Привязывают нить любой толщины к подставке. Зажав нить между большим и указательным пальцами, проводят ими по всей длине нити. Раздается звук, так как нить дрожит. Взрослый предлагает выполнить следующее задание: из набора нитей (заметно отличающихся по своей толщине) выбрать ту, которая будет звучать похоже на голоса Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Выполняют задание подгруппами.
Как появляется песенка?
Задачи: Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.
Материалы и оборудование: Ксилофон, металлофон, деревянная линейка.
Ход занятия
Взрослый предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию («чижик- пыжик»), затем повторить мелодию на другом регистре. Выясняют, одинаково ли звучали песенки (первый раз — нежнее, второй раз — грубее). Обращают внимание на размер трубочек инструмента, повторяют эту же мелодию на высоких нотах, делают вывод: у трубочек большого размера звук грубее (ниже), у маленьких — тоньше (выше). В песенках встречаются высокие и низкие ноты.
Как сделать звук громче?
Задачи: Выявить причины усиления звука.
Материалы и оборудование: Пластмассовая расческа, рупор из картона.
Ход занятия
Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески (зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук). Звук очень тихий, слабый. Ставят один конец расчески на стул. Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче (в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время — легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы.
Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т.д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет).
Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту, выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче (звук усилился), какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.
Коробочка с секретом
Задачи: Выявить причины ослабления звука.
Материалы и оборудование: Коробочки с мелкими предметами из разных материалов или крупами; одна коробочка с «секретом»: внутри полностью обложена поролоном.
Ход занятия
Взрослый предлагает детям отгадать по звуку, что находится в коробочках. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал (звук резкий, громкий — металл; звук шуршащий — крупа). Взрослый, не показывая внутренней части коробочки, помещает в нее мелкие металлические предметы, закрывает крышку, ставит коробочку в один ряд с остальными, меняет их местами. Дети пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, не характерный для металла). По пометке на донышке находят коробку с «секретом», рассматривают ее устройство, выясняют, почему звук исчез (он как бы «застрял» в поролоне). Дети изготавливают коробочки с «секретом», обертывая их сверху поролоном. Проверяют, как звучат они и сохранила ли коробочка свой «секрет» (звук стал глуше, тише, неопределеннее). Взрослый предлагает детям подумать и ответить: если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных (накрыть будильник чем-нибудь мягким — подушкой, одеялом и т.п.)
Почему не слышно?
Задачи: Выявить причины ослабления звука.
Материалы и оборудование: Большая емкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.
Ход занятия
Взрослый предлагает выяснить, почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки. Дети проводят следующие опыты.
В большой емкости у одного края помещают легкие кораблики из бумаги или пробки. У противоположного края бросают камешки. Выясняют, что происходит с водой, корабликами (по воде пошли волны, кораблики у противоположного края неподвижны). Распределяют кораблики по всей поверхности емкости. Бросая камешки, обращают внимание на силу волны, заставляющей кораблики двигаться. Чем ближе кораблик, тем сильнее он качается; то же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дальше, тем звук тише).
Дети закрепляют в емкости преграды — «волнорезы», расположив их в любом направлении. С одной стороны емкости имитируют рукой «волны», наблюдают за их распространением. Выясняют, есть ли волны за преградой (нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают). То же самое происходит со звуками в городе, помещении.
www.my-nevalyashki.ru
5 увлекательных экспериментов со звуком
При использовании нужного оборудования звуковые волны могут стать довольно странными и прекрасными. В нашей повседневной жизни мы воспринимаем шум как нечто само собой разумеющееся, полагая, будто это всего лишь куча частот, сплетаемых вместе, даже если он звучит как музыка.
Но верите или нет, звук скрывает от нас много секретов! Постепенно наука открывает новые технологические нюансы и обнаруживает неожиданные возможности звуковых волн. Вот пять захватывающих экспериментов со звуком.
Обладает ли слухом наша зрительная система?
Был проведен эксперимент, в ходе которого выявилась реакция обезьян на яркие и тусклые кнопки. Обезьяны могли легко определить яркие кнопки, но тусклые стали для них проблемой, пока ученые не присоединили быстрое звуковое сопровождение к тусклым пятнам. По-видимому, звук действительно помогает нам воспринимать предмет визуально. В каком-то смысле этот опыт взорвал умы нейробиологов.
Новый способ осуществления анализа крови
Анализ крови на сегодняшний день занимает достаточно много времени. Образцы взятого для исследования биологического материала могут быть повреждены, а также существует риск заражения.
Но не бойтесь, наука о звуках спешит на помощь! Теперь можно осуществить анализ крови с использованием звука. Эта новая экспериментальная технология, как говорят, позволяет сделать анализ намного быстрее и при этом получить более точные результаты.
Как это возможно? Когда врачи начинают определять, что с пациентом не так, им нужно опираться на экзосомы. Эти крошечные частички несут нагрузку полезной информации о состоянии нашего тела. Таким образом, новый анализатор крови отделяет экзосомы при помощи звуков, используя различные частоты. Этот метод дешевле, быстрее, надежнее и может стать портативным решением, доступным для всех.
Акустическая левитация
Наука утверждает, что гравитацию можно преодолеть! Три года назад ученые из шотландского университета обнаружили, что можно поднять объект в воздух, используя звуковую перкуссию. Давление звуковой волны создает силу, проходящую через землю, воду или в данном конкретном случае — воздух. Естественно, этот принцип может быть использован для обеспечения левитации.
Но все это не выглядит как длительный случайный шум. Для того чтобы сократить силу притяжения, волны должны генерироваться строго в определенном порядке. Разные показатели давления необходимо задать одновременно, чтобы сохранить объект неподвижным или заставить его двигаться. Для этого требуется невероятно сложная математика.
В своем опыте шотландские ученые заставили висеть в воздухе крошечные шары. И это потрясающе!
Звуковой огнетушитель
Существует способ использовать звук для тушения пожаров. В основе этого процесса лежит отсеивание кислорода с низкими частотами от 30 до 60 герц, что создает небольшой вакуумный карман. Нет кислорода — нет огня. На данный момент эта технология — всего лишь лабораторный проект, но как только это открытие найдет должное применение, человечество непременно узнает об этом.
Может ли повлиять звук на вкусовые ощущения?
Оказывается, помимо тушения пожаров, низкочастотные звуки способны вызвать горький вкус при приеме пищи. Если же использовать звуки высокой частоты, то они могут сделать вашу еду немного слаще. Точные причины пока неизвестны, но это факт. Это явление не взаимодействует с вашими вкусовыми рецепторами, но импульсы поступают прямо в мозг.
Высокие или низкие ноты в основном дают возможность мозгу сосредоточиться больше на сладости или горечи вашего обеда. И случайный шум может также испортить вкус вашего обеда, если он выше определенного уровня децибел. В этом случае люди с меньшей вероятностью будут ощущать соленость и сладость.
fb.ru