Познавательное

Обучение составу числа дошкольников – Подготовка к школе.Обучаем дошкольников математике. Учим состав числа.

Подготовка к школе.Обучаем дошкольников математике. Учим состав числа.

  Следующий этап в освоении  дошкольниками   математики – изучение  и  запоминание  состава   чисел  в пределах 10. 

Что   это  означает – изучение    состава   числа ?

 Это   значит, что  ребёнок  должен  помнить  все  комбинации  пар  чисел, из  которых  может  состоять  число до  10. Примерно  так : “Число  8   может  быть   составлено  из  чисел  1 и 7 (7 и 1), 2 и 6  (6 и 2), 5 и 3(3 и 5), 4  и  4.

Не   обязательно  по  порядку, но  желательно  ЗАПОМНИТЬ  все   возможные  комбинации. 

Ещё   лучше,  если  вы  поможете  ребёнку  выучить и
состав   чисел  второго  десятка – то  есть  от  11  до  20.

 На  это  в  первом  классе  вам  отведут  совсем  мало  времени. Чтобы  что – то  запомнить,  необходимо  много  повторений.  В  школе  на  запоминание  времени  не  будет, в школе, помимо  математики, у  ученика ещё  много  предметов,  и  по  каждому   из  них  надо  будет  овладевать  новыми  знаниями,  и  многое  запоминать.
    Но   если  мы   с  вами   занимаемся  с  ребёнком  уже  давно (надеюсь, лет с  2х), и  занимаемся, не  принуждая  и  не  заставляя  ребёнка,  а  заинтересовывая его  и  поощряя  малейшие   успехи, то  его  ПСИХИЧЕСКИЕ   ПРОЦЕССЫ
(сейчас  нас,  в  первую  очередь,  интересуют  внимание  и  память) достаточно  развиты, и  у  ребёнка  сформирован  интерес  к  учёбе.

  Потому   что  запоминание   состава   чисел – это  уже  серьёзный   этап  обучения, для него   необходимо  сознательное  и  заинтересованное  отношение   ребёнка  к  учёбе.


    Состав   чисел   мы  запоминаем,  повторяем  много  раз,  и  для  того,  чтобы   обучение  не  превратилось  в  мучение,  мы  будем  применять  разные  методические  приёмы,  наши  задания  мы  будем  разнообразить.

  Для    знакомства  с  составом    чисел  нам  понадобится   счётный   материал. Карточки   с  одинаковыми   картинками   предпочтительнее  в   начале,  позже  лучше  использовать  счётные  палочки.

 РАЗРЕШАЕМ   ребёнку  пользоваться  для  счёта   ПАЛЬЦАМИ. Лучше   сейчас,  чем  в  третьем  классе,  но  этот  этап  проходит  каждый  ребёнок. Счёт  на  пальцах  очень  полезен,  подключаются  к  запоминанию  зоны  мозга,  отвечающие  за  осуществление  мелких   движений,  и  помогают  нам  быстрее  запоминать  состав  чисел.

 К  тому  же  пальцев  у  нас  10 – очень  удобно  и  очень  наглядно,  и  здорово,  что  пальцы  всегда  с  нами,  можно  воспользоваться  в  любой  момент. Я  начинаю  обучение  с  состава   числа  5,  а  на   состав  чисел  2, 3 и  4   только  даю  задания,  там  так  мало  комбинаций,  что  ребёнок  легко  ими  овладеет  без  специальных  усилий.

   На   первом  занятии  мы   с  ребёнком  вместе  размышляем  и  выкладываем  из  счётных  карточек  –  как   5   предметов  делят  между  собой  два  персонажа (кому   из  детей   что  ближе – два  брата, два  друга, для  детей помладше  могу  взять  картинки  со  зверюшками – белочка и ёжик  делят  орехи). 

Проходим  все   варианты – у  белочки  1  орешек,  у  ёжика  4,  у  белочки  2  орешка, у  ёжика  3,  у  белочки  2,  у  ёжика  3 и т.д. Чтобы  ребёнок  увидел   все   возможные  варианты. 

Не   просто   “увидел”, а   подействовал, пропустил  через   себя,  ощутил   такой   важный    момент “Если  в  одном   месте  прибудет, в  другом  обязательно  убудет”.  С детьми  с  высоким  уровнем  готовности  к  школе  делаем  это  в  тетрадях  в  клеточку  вот  таким  вот  образом. (Ребёнок   сам закрашивает  клеточки   двумя  разными   цветами).



Так   мы  начинаем   работу  с  каждым  числом! Я  не   перехожу   к   изучению  состава   следующего  числа,  пока  ребёнок  не   овладеет  как   следует   составом  числа   нынешнего! На  следующих занятиях   мы   повторяем (запоминаем)  
состав   числа
. Я использую  такие  игры  и  упражнения :

1.” Угадай, сколько  предметов  спрятал  гном” (любой  персонаж, лучше маленькая  игрушка из  киндера) ,  у  меня  разная  для  каждого  “дома”. Приготовьте   домик  с  цифрой   на   крыше. И  набор   счётных  карточек – несколько   предметов, всех  по столько,  сколько  написано на крыше  домика (какое   число  вы  сейчас  изучаете).



“Смотри,  какой  запасливый  наш  гном,  чего  только  нет  в  его  домике,  и  всего  по  7 –  7  яблок,  7   морковок,  7   огурцов, 7  груш. Давай   поиграем  с  ним   в  “Математические  прятки”. Гном  будет  прятать  несколько  предметов, а  ты  будешь  угадывать,  сколько  именно  предметов  он  спрятал. Давай  начнём. Закрывай   глаза! Открывай. Что  спрятал  гном? Яблоки! Сколько яблок  гном  спрятал?

 (Сначала   все  предметы   разложены   рядами,  и  ребёнок  ориентируется  на   количество  других  предметов,  потом  вы   эти  ряды  убираете,  и  ребёнок  только  думает,  вспоминает,  считает. Если  надо – пусть  считает  на  пальцах,  когда  запомнит,  он  сам  перестанет  пользоваться  пальцами.).


2.” Сколько  в   корзинке? “. У  меня   есть  такая  настольная  дидактическая  игра,  но  на  “Лабиринте”  я  её  не  нашла,  наверное,  больше  не  выпускают. Я  всё   равно  о  ней  расскажу,  несложно  сделать  что – то  подобное,  или  придумать свою  игру  на  основе  имеющихся  у  вас  игр. Нужны  корзинки (вёдра, сумки – что  вы  придумаете) с   числами  от  5  и  до…  и   много  карточек  с  числами  от   1  до …

Суть  игры  – кто  быстрее  наполнит  свои  корзинки   ПАРАМИ   чисел,  которые    в  сумме  дают  число,  написанное  на  картинке. К  примеру,  у    ребёнка    на  корзинке – число  8. Он   должен   “положить”    в  корзинку   2    карточки,  чтобы  в  сумме   написанные    на  них  числа   составляли   8. Значит,  он  может  “положить”  7 и 1,  или  6  и 2,  или  5 и 3,  или   4 и 4 (какую –  то  одну   из  этих  комбинаций).

 Я  усложняю  правило – мы   потом  не  просто  проверяем  корзинки,  мы   прячем   числа    на    корзинках   и   “угадываем”,  какое  число  написано  на  корзинках  друг  у  друга  по  сумме  чисел. То  есть:  “Никита, я  вижу,  в  твоей  корзинке  числа  5 и 3,  значит,  на  твоей  корзинке  стоит  число   8,  я  угадала?”. Если  ребёнок  “продвинутый”,  я   обязательно  “ошибаюсь”,  чтобы  ребёнок  меня  поправлял  и  тренировал  внимание.

Ещё  одну   игру  вы   найдёте  здесь.

    Ещё  один   из  способов  помочь  ребёнку  осознать  и  запомнить  состав  чисел – выполнение  заданий    с  помощью  числового   луча. (Вы   можете   чертить  числовые  лучи,  а  можете   использовать  шкалу  линейки).

    Главное   правило:  если  мы   хотим  прибавить, двигаемся 
вправо,  хотим  отнять – влево. Начинаем  двигаться  от  первого  числа. Например, ” к   4 + 2 ” –  ставим   пальчик 
(ручку, карандаш)  на  4,  и  двигаемся на  два деления  вправо.





Покажите    ребёнку  столько  раз,  сколько  ему  необходимо  для  полного  понимания (кому -то  2  раза,  а  кому – то   12 –  пожалуйста,  спокойствие  и  позитив,  дорогие  родители!),  как   определять   состав  числа   на  числовом  луче .Числовые  лучи – это  любимый   приём  Людмилы   Георгиевны  Петерсон,  чьи  программы   по  математике   пугают  родителей  первоклассников. Начните  знакомство  с  ними  до  школы,  и  в  1  классе  будет  легче!



Такие   задания,  как  представлено  ниже,  я  даю  на   повторение  и   закрепление  состава  числа    сразу    нескольких  чисел.



    У   меня   ещё   много  интересных  заданий, но,  я  чувствую,  надо  их  оформлять  в  тематические  электронные  книги.


     Итогом   ваших  занятий  с  ребёнком   должно  стать  запоминание  ребёнком  всех   комбинаций. Вы   идёте   по  улице   и  спрашиваете “А   как   может  быть  составлено   число  10 ?”  И  ребёнок   вам бодро  и  весело  отвечает “9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5 !”

    Ещё   советую  прочитать  “Учим состав числа. А зачем?”

“Учим состав числа. Простая, но очень полезная игра”

“Как решать примеры на вычитание, зная состав числа”

“Как выучить состав числа БЫСТРО.”

Сравните   цены   на   рабочие   тетради   по  методике 
Людмилы   Георгиевны   Петерсон   
в   “Книжном   лабиринте” 


и   на   “Озоне”.  Выберите   то, что  вам   больше  подходит!
Не   упускайте,  время, помогайте ребёнку   освоить 

состав   числа! 

www.podgotovkakshkole.ru

Как выучить состав чисел быстро?



В  моём   блоге   много  статей   о  том,  как  помочь 
ребёнку   выучить  состав   числа.

Мышление   и  память  взаимосвязаны.
Тогда, когда  мы   что – то   понимаем, нам  становится  легче 
это  запомнить, а иногда   и  учить  особо  не  надо –
мы  всё  поняли,  и  в  голове  у  нас  это   отлично
“улеглось”. 

О  том,  как   помочь  ребёнку   понять,
что   такое   состав   чисел,  я  написала  уже   немало.

А  сегодня   о  том,  как   ЗАПОМИНАТЬ.
Если  поджимает   время, если   ребёнка  плохо 
подготовили  к  школе, если  уже  первый (а то  и  второй!) 
класс, а  в  памяти  составы  чисел  так  и  не  улеглись.


Будем   учить   примеры!

Но   сначала  я  призываю  вас   всё – таки   объяснить 
ребёнку – любым  способом: на   карандашах,
на   счётных  палочках, на  мелких  предметах,
на   ложках, на вилках – на  чём   угодно!
Ребёнок   должен   понимать:
состав   числа (из  двух   меньших  чисел) –
это   значит, что   любое   множество  предметов 
можно   получить  сложением  двух   меньших 
множеств  (двух   слагаемых).

Когда   мы   просто  складываем, результат  может  
получиться  любой.
Но   когда   мы   учим   состав  какого – то   числа,
мы  как  бы  идём  в   обратном  направлении – от  результата, он   известен   заранее (например, 8),
поэтому   мы   учим  определённые  пары   слагаемых,  
чтобы   получался  именно  этот  результат!
Пары   этих   слагаемых   у   каждого   числа  свои, 
и  их   мы   должны   выучить!

Я   предлагаю  действовать  в  таком   порядке:

1.  Объяснить   наглядно, как  при  одной  и  той  же  сумме
одно  слагаемое  может  увеличиваться, а второе  при  этом 
будет   уменьшаться. 
Как   это  сделать – в этой статье.

2.  Ребёнок   обязательно   должен   записать  в  тетрадь 
(или   на   листочек)  все   возможные   комбинации,
проговорить  их  вслух, найти   и  соединить  примеры 
с  одинаковыми   слагаемыми (7 +1  и  1+7, например).

3.  Очень  советую   вам   сделать   вот   такие   карточки –
на   каждый    пример. Зачем?  Эти  карточки  дают   вам  
много  возможностей   для  заучивания   примеров.
Раскладываем   карточки   по  порядку. 
Просим  ребёнка   все   их   назвать.
Переворачиваем. Просим   ребёнка   их  припомнить.
Сделать  столько  раз, сколько   понадобится, 
чтобы   ребёнок   назвал   их   все! 




4.  А   теперь   будем  тренировать  запоминание.
Точнее,  припоминание. Теперь  наши   задания  направлены 
на   то,  чтобы  ребёнок   ПРИПОМИНАЛ   нужные  примеры.
Для   начала   мы   можем   помочь.
Я   делаю  так – даю  листок   с  примерами, где   есть и  те 
примеры,  которые   мы  сейчас   учим, и  другие.
Инструкция   для  ребёнка: “найди   все   примеры,
которые  мы  сейчас   учили, и  запиши   правильный  ответ.
На   другие   примеры  можешь  сейчас  не   обращать  
внимания.” (Некоторые   прилежные  дети  начинают 
всё   равно   решать  все  примеры. Поэтому  я  стараюсь подбирать  такие  “ненужные”   примеры, которые  они   должны  были  уже   освоить.)
Наблюдайте   за  ребёнком:  он   припоминает   примеры
(те, которые    мы  сейчас  заучиваем), 
или   заново  считает? Если   считает – ничего   не  получилось!
Либо   ребёнок   их   ещё   не   запомнил(тогда  надо
вернуться  к   пункту  3!),  либо  не  понимает,
чего  мы  сейчас   от  него   хотим! 
Нам  нужно   именно  это:  найди   знакомые  примеры!
Задание   надо   выполнить  хотя   бы  3 – 4   раза (не   сразу,
с  интервалами, в  один   день  не   более  двух раз  через 
промежуток   времени!)




5. Дальше. Закрепляем. Снова   даём   ребёнку   листок 
с  примерами, где   есть  примеры   разные – и те, которые 
мы  “учили”, и   на  состав  других  чисел. И    просто 
просим    решать    примеры. Не   подсказываем, 
что   некоторые   примеры  он   уже   “помнит”. Наблюдаем.
Делаем  выводы: если   вспоминает  “наши”   примеры  и  
сразу  пишет  в  них   ответы – ура! у  нас  получилось!
Если   нет – возвращаемся   к  пункту  3!

6. Теперь   нас  ждёт  довольно   непростой   момент – 
мы   должны   научить  ребёнка   решать   примеры  
на   вычитание, используя   знание   состава   числа.
В этой статье  я   подробно   рассказывала, как  это 
объяснить  ребёнку, в  том   числе   дошкольнику.
Если  мы   сейчас   помогаем  первокласснику,
необходимо  использовать  математические   термины:

“Когда   мы   складываем   два  слагаемых, у   нас  
получается   сумма. Это  примеры  на   сложение.
А  что  такое   пример   на  вычитание?
Это   как  если   мы   знаем   сумму,
и  знаем   одно   слагаемое, а   второе   слагаемое  не   знаем. Как  его  найти? 
Для  этого   из  суммы   мы  вычитаем  известное  слагаемое.
Но   если  ты   помнишь  состав   числа, то  неизвестное слагаемое   ты   можешь   просто   припомнить. 


Мы   с  тобой   выучили   состав   числа   8.
Ты   помнишь   все  комбинации? Перечисли!”

Ребёнок    отвечает:

7 + 1 = 8

6 + 2 = 8

5 + 3 = 8

4 + 4 = 8

“Молодец! А  теперь   давай   будем  менять  числа   местами!
Наши   примеры  будут  на  вычитание,  поэтому  сумму – 8
мы   всегда  будем   ставить  на   первое   место. Вычитать 
можно   только  из   самого   большого   числа! Вычитать 
будем   одно   из   слагаемых, а   второе  будет  получаться 
в   ответе!
Давай   попробуем! 
Называй   любой   пример  на   сложение  с  ответом  8!”

5 + 3 = 8

“Сейчас   мы   с  тобой   будем  “прятать”  одно  слагаемое,
делать  его   неизвестным.  Смотри, что   у  нас  получится:
8 – 5 = ?  Правильно, 3! Второе   слагаемое!

 Давай   попробуем   ещё    раз! 

6 + 2 = 8 

А   сколько  будет  8 – 6 ?  Правильно, 2 – второе   слагаемое!
Молодец!”

На   этом   этапе   я  даю  детям   вот   такие   примеры:

6 + 2 = 
2 + 6 =
8 – 2 =
8 – 6 =

5 + 3 =
3 + 5 =
8 – 3 =
8 – 5 =

Как   вы   видите, такая  последовательность  примеров 
помогает   ребёнку   осознать  связь  сложения  и  вычитания.
И, опять же – всё  направлено  на  запоминание!


 Когда   мы   решаем   примеры   на  вычитание,  можно   посчитать, а  можно   припомнить! 


                  Припоминать – быстрее!


Но   для   того,  чтобы  быстро, (а  главное – ПРАВИЛЬНО!)
припоминать,  сначала  надо  как   следует  ВЫУЧИТЬ
состав   чисел! А   на  это  нужно   время!


Момент   связи  сложения   и  вычитания  очень  важен 
для  решения   уравнений! 
Если   ребёнок   не  улавливает  эту   связь,  он  будет  путаться и   неправильно   решать 
уравнения!

Здесь  вас  ожидает  приятный  сюрприз – я рассказываю,  как  за  10 минут, используя  лист картона, линейку, ножницы и фломастер, сделать  очень  простое, но  полезное математическое лото, которое   поможет  быстрее  выучить  состав числа. 


Если  вы  действительно  хотите  помочь  ребёнку 
справиться   со  школьными   трудностями, рекомендую вам 
сначала   проанализировать   причины  этих  трудностей.

Ещё   предлагаю  вашему   вниманию  две  истории  
из   моей   репетиторской   практики  про   учеников, 
имеющих   отставание   по  школьной   программе.

Хочу   вам   предложить   замечательную  книгу,  которая  поможет  вашему   ребёнку   подружиться  с  математикой! 

Нажимайте  на  ссылку  и  узнавайте   подробности! Эта  книга  действительно  заставит  вашего  ребёнка  заинтересоваться  математикой!




www.podgotovkakshkole.ru

Пособия для обучения детей составу числа «Волшебный круг», «Кактус»

Обучение детей составу числа достаточно сложный процесс.  Детям дошкольного возраста не всегда просто усвоить этот материал. Поэтому в процессе работы над тем, как доступнее и интереснее подать нужный материал, научить детей составлять число из двух меньших  и было  создано пособие «Волшебный круг».

Цель: обучение (закрепление) представления детей о составе чисел первого десятка.

Задачи:

  • развивать представления детей о составе числа;
  • упражнять детей в умении раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;
  • развивать внимание, зрительное восприятие, память, учить делать логические умозаключения;
    развивать мелкую моторику рук.
  • воспитывать интерес к играм математического содержания.

Материал: белый картон, предметные картинки, пленка для ламинирования.

Рассмотрим способ изготовления на составе числа 6: вырезать два круга диаметром 11 см. Разделить каждый круг на 6 секторов. В один из кругов наклеить 6 яблок, в другой – 6 груш. Заламинировать. В каждом круге разрезать к центру один из секторов, вставить круг в круг.

Пособие готово.

Способ использования: поворачивая один из кругов, мы получаем разные варианты состава числа 6. Для более успешного выполнения задания рекомендуется проговаривать выполняемые действия:

—  Число шесть  –  это 1 яблоко и 5 груш, 2 яблока и 4 груши, 3 яблока и 3 груши…

Таким же образом делаем  пособие и на другие числа.

Пособие можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.

Чтобы разнообразить учебный процесс в данном направлении, я изготовила обучающие карточки «Кактус».

Цель: обучение (закрепление) представления детей о составе чисел первого десятка.

Задачи:

  • развивать представления детей о составе числа;
  • закреплять знание цифр;
  • побуждать детей находить разные варианты при составлении числа из двух меньших;
  • формировать мыслительные операции в процессе наглядно-практических действий;
  • формировать грамматический строй речи, умение связно излагать свои мысли;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать интерес к играм математического содержания.

Способ использования:

А теперь мы цветоводы,

Важная у нас работа.

Будем кактусы считать,

 Состав числа изучать.

На горшках с кактусами написаны разные цифры. Ребенок находит в комплекте цифру 1 и подбирает к ней соответствующую карточку, потом берет карточку с цифрой 2 и так далее. На первых этапах можно  ориентировать ребенка на цветы на кактусе: при правильно выполненном задании, их цвет совпадает. Важно проговаривать выполняемые действия, чтобы ребенок быстрее запомнил изучаемый материал.

И комплект:

Пользуясь такими пособиями, очень важно дозировать игру, уметь вовремя остановиться, переключиться на другую деятельность. Обучая детей составу числа, важно эмоционально стимулировать детей: тоном, сюжетом, разнообразным красочным материалом.

И, конечно, большинство детей играет с большим удовольствием вместе с друзьями, поэтому не лишним будет изготовить такие пособия на подгруппу детей.

Автор: Дубич Марина Владимировна, учитель — дефектолог КК ДОУ № 236 «Свитанок», г. Кривой Рог, Днепропетровская область, Украина.

 Статья размещена в авторской редакции

planetadetstva.net

Как научить ребенка составу числа? Игры для обучения детей

Дети очень любознательны, их легко и приятно обучать чему-то новому. Заботливые родители полагаются в обучении дошколенка не только на воспитателей детского сада, но и на себя. Один из вопросов, которым задаются мамы и папы, – как научить ребенка составу числа? Процесс обучения должен проходить в виде игры, ведь по другому малышу просто не будет интересно. Сегодня поделимся практическими советами по обучению детей в игре составу числа. Это очень занимательно!

Советы для родителей

Состав числа до 20 – изучение именно такого количества потребуется на первоначальном этапе по обучению ребенка счету и запоминанию цифр. Для этого потребуется правильная методика для обучения дошколят, которая поможет быстро и плодотворно освоить счет. Главные составляющие факторы при обучении – игровая форма и множество наглядных примеров. Знакомство с цифрами в счете – это начальный этап развития, здесь должны присутствовать развивающие игры, например, детские кубики.

О чем должны помнить папы и мамы при занятиях с ребенком?

  1. Обучению состава числа до 20 нужно начинать как можно раньше, процесс пойдет проще и быстрее. Не нужно зацикливаться на счете до 10, ребенок просто потеряет интерес, ему нужно давать все больше знаний.
  2. Показатели количества детки должны запоминать всеми возможными рецепторами: слух, осязание и зрение.
  3. Обучение детей составу числа – такой же простой процесс, как изучение названий животных и букв алфавита.
  4. Участие родителей в процессе изучения цифр и их состава – обязательное условие.
  5. Помните: наши малыши намного логичнее и умнее, чем нам кажется. Поэтому не стоит думать, что для изучения цифр ребенок еще очень мал.

Условия для обучения

Задумываясь над тем, как научить ребенка составу числа, не нужно “изобретать велосипед”. Обучайте в игровой форме малыша в любых условиях и ситуациях: при походах в магазин, на прогулке, в очереди в поликлинику. Помогут карточки на составе числа – количество предметов с цифрой.

Например, в магазине купили 5 яблок. Попросите ребенка показать карточку с таким же количеством предметов. Или в очереди: посмотрите, сколько людей стоит перед вами и после вас. Попросите малыша показать карточки с цифрой, соответствующей очереди. Малышу это будет очень интересно!

С какого возраста обучать детей счету и составу числа?

Счету малышей нужно начинать обучать с младенчества. В этом помогут простые игры. Например, загибание пальчиков: раз, два, три, четыре, пять, пошел зайка погулять – и так далее. Показывайте малышу на пальцах, сколько ему лет, некоторые уже в год при вопросе “сколько годиков” уверенно показывают один палец!

С трехлетнего возраста малыша нужно обучать не только счету, ведь это простая последовательность цифр, но и составу числа. Ребенок должен понимать, чем отличается цифра 5 от числа 12 – показывайте на конфетах, детских кубиках, пуговках и так далее.

До скольки учить считать?

Как правило, счет до десяти дети усваивают очень быстро, тем более, если учить считать с младенчества. Многие детки идут в школу, умея вести счет до ста и в обратном порядке. Нужно ли вообще выходить за границы десяти?

Самое оптимальное – научить считать до 20 и в обратном порядке. Ребенок до школы должен узнать принцип появления двузначных чисел, так ему будет проще освоить дальнейший счет. Показывайте на примере, как получаются двузначные:

  1. Напишите на бумаге цифры от одного до десяти. Особое внимание ребенка направьте на цифру 10. Покажите, что она имеет впереди единицу, а в конце нолик.
  2. Расскажите, что двузначные числа образовываются из каждой цифры. Например, при написании числа 11 нужно заменить ноли на единицу, при написании 12, меняем ноли на двойку, и так по порядку.
  3. Далее покажите число 20. Объясните, что теперь меняем первую единицу на двойку, а при дальнейшем счете нужно будет менять нолик на прочие цифры.

Пишите вместе с малышом. Составляйте двузначные числа, он должен знать их не только на слух и по количеству, но и воспринимать зрительно именно числа.

Как объяснить малышу, что такое состав числа?

Самый простой пример знакомства ребенка с понятием именно состава числа – наглядный. Помогут в этом все члены семьи. Останьтесь в комнате вдвоем с малышом, спросите, сколько человек сейчас в комнате. Он скажет, что два. Потом нужно, чтобы в комнату вошел еще один член семьи, и тогда малыш скажет, что теперь их три. И так далее. Следом нужно подать пример на убывание, то есть, из комнаты должен выйти один человек, или два, ребенок должен уметь не только прибавлять, но и отнимать.

Еще пример: попросите на три коробочки разложить 4 палочки. Вариантов будет 2: либо 1/1/1/2, либо 2/1/1/1 – так малыш поймет, что в три места одновременно нельзя разложить 4 предмета одинаковым количеством.

Простая игра – счет в шагах

Как научить ребенка составу числа? Простой и понятный пример – отмерить шагами расстояние до дома. Для примера возьмем 20 шагов.

Выходя на прогулку, в детский сад, магазин или любое другое место, отсчитайте с малышом от подъезда 20 шагов, поставьте отметку, например, мелом. Счет нужно начинать с одного. Далее покажите, что еще три шага, и будет уже 23. По возвращению домой, найдите поставленную отметку, и отсчитывайте шаги уже от 20 – в обратном порядке. То есть, от дома вы отошли на 20, а теперь до дома осталось 20, 19, 18 и так далее. Ребенок быстро поймет, что значит от дома и до дома, а это и есть состав числа.

Накрываем стол

Собираясь поужинать или пообедать всей семьей, попросите малыша помочь накрыть на стол. Ребенок знает, сколько в семье членов, скажите, чтобы он положил на стол равное количество ложек или вилок, тарелок и кружек.

Если он начнет ставить так: папе, маме, брату, и так далее, остановите, и попросите назвать количество людей в цифрах, помогите сосчитать, если ребенок затрудняется. Далее попросите поставить столовые принадлежности в равном количестве людям.

Счетные палочки

Имеется множество интересных и активных заданий для детей. Состав числа не всегда хочется изучать прыгая, бегая, накрывая на стол. Иногда нужно просто провести время в спокойной обстановке, но продуктивно. Помогут счетные палочки.

Если ребенку менее 4 лет, то начинайте с самых простых примеров. Положите на стол одну палочку, скажите, чтобы добавил столько, чтобы получилось три. Потом скажите, что нужно убрать палочки так, чтобы стало две, и так далее. Усложняйте примеры, ребенок не должен пользоваться умением считать, чтобы составить именно состав числа. Не должно быть примеров таких: на столе одна палочка, добавь так, чтобы стало две, а теперь три.

Игра в стройку

Помогут изучить и понять, что такое состав числа, домики из обычных игровых кубиков. Это не должно быть “Лего”, малыш может легко запутаться в мелких деталях.

Скажите, что сегодня в планах построить дом из 9 этажей. Как только строение будет готово, скажите: “Слишком высоко, нужно оставить всего 5 этажей”. Малыш должен убрать лишние.

Потом можно посоревноваться, у кого получится самый высокий домик. Состав числа изучается при такой игре “на ура”. По окончании строительства попросите сосчитать, сколько этажей в вашем доме, и сколько в его. Спросите: у кого выше, и на сколько этажей.

Делимся сладостями

Можно угостить конфетами детей на улице, или членов семьи. Скажите ребенку, что нужно каждому дать по две конфетки. Например, в семье пятеро человек. Малыш должен дать каждому по две конфеты, а потом сосчитать, сколько вообще было роздано.

Перед этим положите в вазу 20 конфет, или больше. После того, как все получили свои угощения, попросите ребенка сосчитать, сколько осталось в вазе. Потом объясните, что было 20, из них отдали 10, у каждого получилось по 2 конфетки. То есть, один состав числа можно разделить на несколько.

Карточки

Сделайте карточки на состав числа сами, или же купите их в магазине. Главное, чтобы было два набора. В первом наборе на каждой карточке должны быть нарисованы предметы от 1 и до 20. В другом наборе карточки должны быть украшены цифрами от 1 до 20. Отдельно сделайте знаки “+” и “-“.

Положите на стол карточку с числом 5, дайте ребенку задание найти подходящий набор предметов на карточке, а потом наоборот: покажите карточку с количеством, попросите достать с соответствующим числом.

Второе занятие немного сложнее, но оно тоже необходимо при изучении состава числа. Составьте пример из двух карточек с картинками. Например: 2 яблока + четыре яблока. Ребенок должен найти карточку не с яблоками в количестве 6 штук, а с цифрой. Далее сделайте пример на минус.

Опять со второго задания, только составьте пример из чисел, а ответ попросите дать в картинке, которая будет соответствовать полученному числу.

Третье задание – самое сложное, но без него тоже никак не обойтись. Составьте пример на основе карточек с цифрами и рисунками. Например: 2 + три яблока (рисунок). Или “Десять яблок (рисунок) – 4”. Малыш должен найти обе карточки – и с рисунком и с числом.

Четвертое задание – не сложнее третьего. Теперь ребенку предложите карточку с количеством предметов в виде рисунка. Он должен составить пример на + с цифрами, чтобы получить такое же количество яблок. Потом пример для ответа в картинках. Далее наоборот – покажите число, и малыш должен составить правильный пример на + из карточек с картинками, а потом и с числами. Повторите то же самое, только с примерами на минус.

Мы рассказали о том, как научить ребенка составу числа. Примеров и игр множество, мы предоставили самые интересные, простые и посложнее, но все они непременно пригодятся на домашних уроках.

fb.ru

Как выучить состав чисел 5,6,7,8,9,10 и т.д. Игра, которая помогает запоминать.

Здравствуйте, мои  дорогие! Самая   востребованная  тема 
в  моём  блоге – как  выучить  состав  числа, и  это  понятно – 
трудно  даётся  детям  эта  вершина!


Хорошо, если   начали  учить  во  время  подготовки  к  школе,
а  ведь  некоторые   начинают  только  в  первом,  а  то  и  во   втором… Одноклассники   уже  вовсю  примеры   решают, 
а  ученик   буксует, на  пальцах  считать  пытается…

Поэтому   надо  учить! Но   просто   учить, без  понимания,
тяжело  и  для  ребёнка,  и  для  взрослых, которые   его  
заставляют. 

Предлагаю  сегодня   ещё   одну   обучающую  игру. 
Игра   интересная,  детям  очень  нравится.


Что   нужно? 

В  идеальном   варианте:

1.много   маленьких   карточек   
с   изображениями   предметов (количество   одинаковых 
карточек  зависит  от  того, состав  какого  числа   вы  сейчас 
изучаете. Например, если  вы  изучаете   число  8, одинаковых карточек  желательно   иметь  не   меньше   7).







2. Карточки   с   цифрами:  число, которое   вы  изучаете, 
(в   нашем  примере  8), плюс 1-2 предыдущих  числа (6,7). Если  ребёнок   слабый – берите   только  2  числа, 
если память  хорошая – 4  числа.
Карточек   с  одинаковыми   числами – по 2, 3, 4  штуки.
Это   наши  “деньги”.






3. Карточки   с  цифрами   от  1  до  числа, состав  которого
вы   сейчас   изучаете,  карточки   со  знаками  “плюс” и 
“равно”. Эти   карточки – “наша   касса”.





4.  Ручка (карандаш), маленькие  листочки (“чеки”), 
или  тетрадь. Если  ребёнок  будет  сам  записывать 
примеры, это  будет  ему  помогать  быстрее  запоминать
состав   чисел. 



Я  говорю  “Идеальный   вариант”, потому   что  так  будет 
больше   толку – ребёнок  лучше   запомнит. Вы   можете 
игру   на  своё  усмотрение   упростить, но  и  пользы 
будет   меньше.

Начинаем!

Раскладываем   одинаковые   карточки   рядами.
Разумеется,  это   очередной   “Магазин” (наверное, третий 
в  моём  блоге?)

В  моём  варианте – два   магазина, “Овощи – фрукты”  и 
“Игрушки”.





Карточки   с  числами (“деньги”)  переворачиваем  цифрами  вниз.






Инструкция   ребёнку:
“Сейчас   мы   с  тобой   будем  играть  в  магазин. Сначала 
ты   будешь  покупателем, потом,  если  захочешь, мы   поменяемся   ролями. В  наших  магазинах   каждый  предмет  
стОит   один  рубль. А   вместо   денег   у  нас  эти  карточки 
(с  цифрами). Правило  такое – ты открываешь  любую 
карточку   с  цифрой,  и  узнаёшь, сколько   у  тебя  денег.
Ты   должен  “купить”  предметы   двух  видов, по сколько 
хочешь, но  вместе (в  сумме) должно   получиться  то  число,
которое   ты  открыл. (В   нашем   примере  это  8).




 Я  буду  кассир. Я считаю, сколько  ты  
взял   предметов, и выкладываю  это  карточками.





 А  потом  записываю  в   тетрадь.
 Ты  мне   помогай, подсказывай,  хорошо?”
 (Игра  будет  ещё  интереснее  для  ребёнка, если 
 записывать  не  в  тетради, а  на  маленьких  листочках, 
пусть  это  будут  “чеки”, как  в  настоящем  магазине.)





В   чём   польза? 

Ребёнок  действует  со   множествами  предметов.
Действия  со  множествами  ДОЛЖНЫ  
ПРЕДШЕСТВОВАТЬ   действиям   с  цифрами.
Почему? Потому  что цифры – символическое  выражение 
множеств   предметов.
Действия   со   множествами   предметов   помогают лучше осознать,  прочувствовать, увидеть, запомнить  разные 
комбинации  состава  чисел. 

Выкладываем   примеры  карточками – закрепляем, 
записываем  на   листочке – повторяем. 

Желательно   меняться  ролями. Если  ребёнку   игра 
понравилась, он  с  удовольствием  будет  и  набирать 
предметы, и выкладывать  примеры, и сам их  записывать!

Для  вашего  удобства  обязательно  сниму  видео 
с  инструкцией   по  организации  этой  игры!

Что  ещё  почитать  в  моём  блоге   по  составу   числа? 

Если  ваш  ребёнок  уже  учится  в  школе, а  вы  только 
начинаете  учить  состав  числа,  то  вам  нужна  статья
“Как выучить состав числа быстро?”

Ещё   на  эту  тему:

Учим состав числа

Как решать примеры на вычитание, зная   состав   числа?

Учим   состав   числа, а зачем?

“Магазин” – простая и полезная игра, которая  поможет 
ребёнку  выучить  состав   числа.

И  в   завершение  хочу  поделиться  отличной  книжкой – игрушкой! В ней  уже  многое  готово  для  того,  чтобы  поиграть  и  в  школу,  и  в  магазин! Всем  моим  учениккам  очень  нравится!


www.podgotovkakshkole.ru

25. Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел и разложением числа на два меньших.

В плане подготовки детей к деятельности вычисления необходимо познакомить их с составом числа из 2 меньших чисел. Эта задача рассматривается как одна из наиболее важных в подготовке детей к вычислительной деятельности.

Детей знакомят не только с разложением числа на 2 меньших, но и с получением числа из 2 меньших чисел. Это способствует пониманию детьми особенностей суммы как условного объединения 2 слагаемых.

Детям показывают все варианты состава чисел в пределах пятка.

Число 2 — это 1 и 1,

3 — это 2 и 1, 1 и 2,

4 — это 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3,

5 — это 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: операции с множествами предметов, создание множества из подмножества, деление множеств на подмножества, сравнение их между собой.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: осознание детьми того, как число может быть образовано из других чисел на основе анализа того, как множество может быть образовано из частей.

МАТЕРИАЛ: дискретные величины, геометрические фигуры, предметы.

ТРЕБОВАНИЯ:

  • постепенность (начинать с чисел 3, 4,5…),

  • не заучивать состав, а учить понимать способ действия,

  • использовать предметные, символические, вербальные и графические модели,

  • показать ВСЕ возможные варианты разложения числа на два меньших (по формуле n-1, где n – натуральное число).

ПРИЕМЫ РАБОТЫ

(для числа 3)

Воспитатель выкладывает на наборном полотне в ряд 3 кружка одного цвета, просит детей сказать, сколько всего кружков, и указывает, что в данном случае группа составлена из 3 кружков красного цвета: 1, 1 и еще 1. «Группу из 3 кружков можно составить и по-другому», — говорит воспитатель и поворачивает третий кружок обратной стороной. «Как теперь составлена группа?» — спрашивает педагог. Дети отвечают, что группа составлена из 2 кружков красного цвета и 1 кружка синего цвета, а всего — из 3 разноцветных кружков.

Воспитатель делает вывод, что число 3 можно составить из чисел 2 и 1, а 2 и 1 вместе составляют 3. Затем поворачивает обратной стороной второй кружок, и дети рассказывают, что теперь группа составлена из 1 красного и 2 синих кружков. Обобщая в заключение ответы детей, воспитатель подчеркивает, что число 3 можно составить по-разному: из 2 и 1, из 1 и 2. Данное упражнение наглядно выявляет состав числа, отношение целого и части, поэтому с него целесообразно начинать знакомство детей с составом чисел.

(для числа 5):

1. Воспитатель выкладывает 5 кругов одного цвета, с обратной стороны круги имеют другой цвет (например, красный и синий). Выяснить, сколько кругов, чем они похожи.

Перевернуть первый круг, уточнить: сколько синих? сколько красных? сколько всего кругов? Сколько взяли синих и красных кругов, чтобы всего получилось 5? Выяснить, как получилось число 5:

1 да 4, 2 да 3, 3 да 2, 4 да 1

2. Медведица попросила медвежонка принести из леса 5 грибов. Это должны быть подосиновики и белые грибы. Покажи, как медвежонок может составить группу из этих грибов.

3. На 4 клумбах надо посадить по 5 цветов, причем на одной клумбе должны расти розы и тюльпаны. Как по-разному это можно сделать?

4. Расставь 5 пирамидок на двух полках. Как это можно сделать? (2,3; 3,2; 4,1; 1,4)

——————— —————————–

—————————– ——————————-

———————————— —————————————-

————————————– ——————————————-

5. Разделить 5 карандашей между двумя детьми. Сколькими способами это можно сделать? (четырьмя)

6. У меня в двух руках 5 пуговиц. Сколько может быть пуговиц в каждой руке? Если в правой 3, то сколько в левой?(два) (данное задание дети выполняют исходя из отчетливых представлений о составе числа 5, в случае затруднения предложить воспользоваться предметной моделью, например, палочками, для того, чтобы восстановить вариант разложения: отсчитать 5 палочек, отложить в сторону 3, посмотреть, сколько осталось в другой группе).

7. Работа с числовыми фигурами: всего на карточке 5 кругов, сколько вы видите? Сколько я закрыла?(три)

8. Разделите 5 треугольников на две группы разными способами: (1,4; 2,3; 3,2; 4,1)

9. Заполни пустые кружочки, «домики»: (2 в кружочке и 1,4; 2,3 в таблице)

5

10. Обведите числа, из которых состоит число 5:

1, 4, 3, 4, 1, 5, 2, 4, 1, 3, 2

Образец:

1, 4 3, 4, 1, 5, 2, 4, 1, 3, 2

Для закрепления знаний детей о составе числа из 2 меньших чисел используют разнообразные упражнения с предметами и моделями геометрических фигур.

Детям предлагают рассказы-задачи, например:

«На верхнем проводе сидели 3 ласточки, 1 ласточка пересела на нижний провод. Сколько всего ласточек? Как они теперь сидят? Как они еще могут сидеть?» (Ласточек на наборном полотне пересаживают с провода на провод.)

Или: «Вере подарили 4 карандаша. Она поделилась с Аней. Как она могла разделить карандаши?»

С этой же целью дают задания: одному ребенку взять 3 камешка (желудя) в обе руки, а остальным догадаться, сколько камешков у него в каждой руке; разделить группу из 3 (4, 5) игрушек между 2 детьми; нарисовать 2 разновидности фигур, например круги и квадраты, всего 4 фигуры; полезно рассмотреть с детьми числовые фигуры, на которых кружки расчленены на 2 группы.

Выполнив то или иное задание, дети каждый раз рассказывают о том, на какие 2 группы расчленена совокупность, сколько всего предметов в нее входит, и делают обобщение о составе числа из 2 меньших чисел. Например, ребенок говорит: «Я взяла 2 зеленые и 1 желтую ленточку, а всего 3 ленточки. Число 3 можно составить из 2 и 1; 2 и 1 вместе составляют 3».

Важно приучить детей по-разному строить ответы: идти как от частного к общему, так и от общего к частному: «Всего я нарисовал 4 фигуры: 3 квадрата и 1 фигуру овальной формы».

Не менее важно побуждать детей устанавливать отношение между целым и частями, т. е. делать вывод о составе числа: «Число 4 можно составить из 3 и 1; 3 и 1 вместе составляют 4».

Для подведения детей к обобщению им дают такие задания: педагог показывает карточку, на которой изображено от 3 до 5 предметов, но часть их он закрывает и говорит: «На карточке нарисованы 4 зайчика. Угадайте, сколько зайчиков я закрыла».

Педагог берет 2 числовые фигуры, одну из них, например с 3 кружками, показывает детям, а вторую поворачивает к ним обратной стороной и спрашивает: «Сколько кружков на перевернутой карточке, если на 2 карточках вместе 5 кружков? Как вы догадались?»

Можно побуждать детей находить в групповой комнате примеры разложения числа на 2 группы. Например, в групповой комнате может оказаться 2 шкафа с игрушками и 1 с пособиями, а всего 3 шкафа; 2 больших мишки и 3 маленьких, а всего 5 мишек и т. п.

Знакомство с составом числа из 2 меньших чисел обеспечивает переход к обучению детей вычислению.

studfiles.net

Как научить ребенка составу числа до 10

Формирование безошибочных навыков вычисления должно начинать складываться у детей с 5-6 лет.

Заниматься с ребенком можно играя

Обучая ребенка сложению и вычитанию, нужно первоначально заложить хороший фундамент, который заключается в понимании математического действия. Если ребенок будет стабильно заниматься математическими упражнениями в разных игровых формах, это улучшит качество усвоения материала и не создаст негативного отношения к обучению.

С чего начать решение примеров?

Для занятий используйте игрушки

Ребенку, который не сталкивался с решением примеров, будет трудно сразу ориентироваться в том, что два разных числа должны превратиться в одно. Начинать подходить к этому моменту следует с разбора каждого числа индивидуально. Считать в пределах 10 будет значительно проще, если ребенок поймет, из чего состоит число 10:

  1. 9+1;
  2. 8+2;
  3. 7+3;
  4. 6+4;
  5. 5+5 и так далее.

Конечно, можно начать разбирать, из чего состоит 10, но ведь можно разобраться для начала, из чего состоят 10 конфет, или яблок, или палочек. Задача родителей состоит в том, чтобы сделать процесс обучения как можно интереснее. Можно поставить задачу с использованием цвета.

МАТЕМАТИКА СОСТАВ ЧИСЛА

Состав числа. Легко и просто.

Математика. Состав числа.

Уроки Математики – СОСТАВ ЧИСЕЛ

Состав числа 10.

На столе лежат 3 карандаша зеленого цвета, 2 красного. Сколько в сумме карандашей? Из каких чисел можно составить число 5? Ребенку трудно ориентироваться без наглядного примера, поэтому обеспечить понимание можно разнообразными методами. Мальчикам будут понятны примеры с машинками.

На примере машинок довольно просто и понятно показать состав любого числа, а интерес ребенка при этом получится удерживать дольше, чем обычно.

Давай поиграем в математику?

Заниматься с ребенком нужно регулярно

Когда задача обучения будет закреплена, понадобится усложнить задания, чтобы передвигаться далее в изучении основ математики. Можно сыграть в игру «Ромашка». Для этого нарисуйте цветок с серединой. В середине напишите любое число, к примеру, 8.

Рекомендуем прочитать

Каждый лепесток поделите на 2 части, в одной половинке напишите цифру, а в другой нет. Задача состоит в том, чтобы к существующей цифре добавить еще одну и получить число, которое находится в середине (в нашем случае 8). Упражнение подобного типа можно делать с:
  • треугольниками,
  • кубиками,
  • кружочками,
  • палочками,
  • фруктами,
  • ягодами,
  • прищепками.

Важно следить за тем, чтобы ребенок не увлекался игрой, а акцентировал свое внимание на строении числа. Придумывая интересные вариации для изучения состава числа, не стоит сильно увлекаться, ведь задача состоит в том, чтоб ребенок научился основам счета. Если внимание ребенка сосредоточено на игрушке, выберите другой ресурс для объяснений.

Стабильное выполнение упражнений каждый день незамедлительно даст плоды.

Когда ребенок научится составу числа 10, ему станет легко складывать и отнимать числа до 10, а потом и двузначные. Усложняя задачу на последнем этапе изучения числа 10, можно поиграть в школу и предложить ребенку пройти экзамен, на котором он за определенное время должен будет решить примеры, которые составили родители. Для того чтобы малыш хотел сделать задание на время, можно предложить ему составить подобные примеры и для кого-то из родителей и «сдавать экзамен» вместе.

aranetta.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *