Познавательное

Обучение грамоте игры для дошкольников – 5-7

Обучение грамоте

Звукарь - Уважаемый родитель! Если вы не так давно начали обучать своего ребенка чтению, то эта информация будет вам полезна. Занимаясь с малышом по букварю, вы разучиваете с ним буквы, учите его читать слоги. Чтобы вашему маленькому ученику было интересно учиться читать, мы создали ... перейти к Звукарю


Букварь - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные... перейти к Букварю


Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. ... перейти к пособию


Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом ... перейти к статье


Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и ... перейти к играм с буквами


Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не ... перейти к урокам по чтению слогов


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов "Игры с буквами", "Уроки чтения слогов". Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих... Перейти к урокам по чтению слов


Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?... Перейти к описанию книжки-игрушки


Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают... Перейти к урокам чтения


games-for-kids.ru

Игры и игровые упражнения по обучению грамоте.

Автор: Мозгова Людмила Геннадьевна     Учитель-логопед, ГБДОУ д/сад №26 Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Игры и игровые упражнения по обучению грамоте.
Работая логопедом в речевой группе с детьми, имеющими диагноз: «Общее недоразвитие речи», я столкнулась с проблемой, что моим детям тяжело дается усвоение материала на занятиях по обучению грамоте, они испытывают значительные трудности в процессе овладения навыком чтения, не всегда понимают смысл прочитанного, во время чтения допускают значительное количество разнообразных ошибок.

 

Скачать конспект

Овладение грамотой – сложная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка и достаточно высокого уровня развития устной речи. Если дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов, то у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов. Дети недостаточно различают на слух фонемы близкие по артикуляционным или акустическим  признакам.

Дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» попадают в группу риска по дислексии. Дислексия проявляется в многочисленных ошибках при чтении, ошибки сохраняются продолжительное время и носят стойкий характер, являются специфическими, повторяющимися, типичными.
Так как коррекционное обучение началам грамоты имеет цели: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте и научить детей чтению и письму, была выделена система специальных упражнений, направленная на подготовку детей к обучению грамоте и овладению её элементами. Все упражнения провожу в игровой занимательной форме, поскольку игра – основной вид деятельности детей – дошкольников. Практический опыт показывает, что обучение в игре идёт значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов. Использование игры на занятиях по обучению грамоте помогает мне снять у детей напряжение, вести изучение и закрепление трудного (теоретического) материала на уровне эмоционального осознания. Игровые методы я использую ещё и в связи с тем, что у детей с общим недоразвитием речи поздно формируется учебно-познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация.
Занятия по обучения грамоте направлены на развитие понятийного теоретического мышления и на них невозможно обойтись без игр, обслуживающих центральный и наиболее сложный этап обучения: этап введения теоретических понятий. Игра вносит в эти понятия то образное, чувственное содержание, которого лишены и словесные определения нового абстрактного знания, и даже его наглядные схемы и модели. Игру, в результате которой у детей формируются понятия нового типа, перестраивается представление о слове, можно назвать обучающей в строгом смысле слова.
Как же строится обучающая игра?
Образец нового учебного действия (выделение звуков в слове, различие гласных и согласных звуков и т.д.) первоначально задается детям в воображаемой игровой ситуации, мы отправляется в сказку.
С самого первого занятия по обучению грамоте я начинаю рассказывать детям сказку (её условное название «Путешествие Маши по стране Русского языка») и на последующих занятиях постоянно возвращаюсь к героям этой сказки. По мере необходимости вводятся новые условные персонажи, которые персонифицируют вводимые понятия.
Незнайка, Буратино, Карлсон не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато фея фонетика помогает нам побольше узнать о звуках, знакомит с Тимом и Томом, которые прекрасно воплощают различение твердости и мягкости согласных. Фея Графика отвечает за буквы, за правильное чтение. Ударный мастер поможет найти ударный слог. Корней Корнеич расскажет об однокоренных словах – родственниках. Действия со словами или их звуковыми схемами совершаются детьми от имени этих лингвистических персонажей.

Основные требования к играм, используемым на занятиях по обучению грамоте.
1.    При выборе правил игры учитывают особенности детей данной группы (подгруппы).
2.    Игра должна соответствовать целям занятия и содействовать их реализации (обучающая цель занятия).
3.    Игра, кроме познавательных, должна иметь игровые задачи.
4.    По окончании игры обязательно подводятся результаты и выявляются победители в лице одного ребенка или группы.
С учетом этих требований разрабатывались игры. И было замечено, что наибольшей эффективностью обладают игры с включением действий, необходимых для развития навыка чтения, когда чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.

Исходя из того, что ведущими симптомами дислексии на начальном этапе овладения чтением являются слабость образования звуко – буквенных связей (это появляется в неспособности в должные сроки овладеть звуко – буквенной символикой) и неспособность формировать навыки слогослияния, большое внимание уделяется работе над звуком, буквой и слогом.

План работы над звуком и буквой
1.    Выделение звука из ярда слогов, слов.
2.    Определение места звука в слове.
3.    Придумывание слов на заданный звук.
4.    Уточнение артикуляции и характеристика звука.
5.    Знакомство с буквой.
6.    Из каких элементов буква состоит.
7.    На что похожа буква.
8.    Узнавание заданной буквы среди других букв.
9.    Определение пространственных соотношений элементов букв, расположение буквы на листе бумаги.
10.    Работа с буквенными таблицами на распределение внимания.
Остановлюсь лишь на тех видах игр и игровых упражнений, которые я наиболее часто использую на занятиях, и которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными.

Игры на уровне звука и буквы.
Выделение звука из слов.

Игровое управление «Открытки»
Логопед показывает детям открытку и называет слово, предъявляется 10-15 открыток – слов. Необходимо запомнить слова и назвать их в той последовательности, в какой они были названы. Для лучшего запоминания слова связываются между собой в рассказ или небылицу.
Подружки – парк –принцесса – пудель – птичка – пальма – почтальон – посылка – подарок – Павлик – портфель – пряник – пальма.
Дети запоминают и называют слова, определяют, какой звук встречается во всех этих словах, дают ему характеристику.
Аналогично проводится упражнение «Письмо», но детям предъявляются не открытки, а ряж слов.
Оля – осень – отпуск – остров – овцы – овощи – ослик – обувь – осы – облако – окна – обруч – окунь – озеро.

Игровое упражнение «Зажги фонарик».
Инструкция: зажечь фонарик, если в слове встречается звук …..
Логопед медленно произносит слова, дети поднимают сигналы, услышав звук.

Игра «Необычные цветы».
Цель :Найти заданный звук в слове.

Из ряда картинок – лепестков дети выбирают только те, в названии которых есть заданный звук и составляют цветок.

Игра «Рыболов»
Цель: Определение места звука в слове.
Дети ловят на удочку карточки с картинками, называют слова, четко проговаривая все звуки. В конце игры детям предлагается ещё раз назвать все слова и определить, какой звук сегодня пришел к нам в гости.

Игра «Улитка – светофор».
Эта настольно-печатная игра разработана на все звуки. Возьмем, для примера, поле со звуком А.
Цель: упражнять детей в нахождении места звука А в слове.
Оборудование: игровое поле с предметными картинками, фишки красные, желтые, зеленые (цвета светофора) символизируют начало, середину, конец слова.
Ход игры. Дети делятся на команды и по очереди называют слова, определяя место звука А в слове. Если звук стоит в начале слова, выдается красная фишка, в середине – желтая, в конце – зеленая. Когда все слова – картинки названы, подводится итог. Команда, у которой из набранных фишек получилось больше светофоров, победила.

Игровое упражнение «Светофор».
Логопед называет слово, дети определяют место заданного звука в этом слове и поднимают сигнал (красный, желтый или зеленый).

Игровое упражнение «Домики».
У детей на столах домики с тремя окошками (схема: начало, середина, конец слова) и предметные картинки. Необходимо определить место заданного звука в слове и вставить картинку в нужное окошко.
Знакомство с буквой.
Стабильный графический образ буквы необходимо формировать на полианализаторной основе. Для этого я использую такие игровые упражнения, как обводка пальцем контура выпуклых рельефных букв, тактильное опознание «наждачных» букв – «Читающие пальчики», игра «Чудесный мешочек» с буквами, лабиринты – «Какие буквы написали коньками на льду Маша и Миша», зашумленные картинки – «Буквы рассыпались» (например, найти букву А и обвести её фломастером по контуру).
Группировка букв. Детям предлагается на буквенной таблице найти все буквы, например, А и закрыть их фишками или пальчиками. Более сложный вариант, когда дети ищут 2 буквы (например А, У) и закрывают их фишками разного цвета или пальчиками правой и левой руки.
Работа с буквенными таблицами на распределение внимания.
Игровое упражнение «Близнецы».
Например, дана таблица, на ней буквы А разного шрифта, каждая буква в двух экземплярах – «близнецы». Задание: найти две одинаковые буквы и закрыть их пальчиками левой и правой руки. Работа начинается с верхнего ряда и идёт построчно слева – направо.

Игровое упражнение «Умные фломастеры» или «Послушный фломастер».
За основу я взяла «Электронную муху», но в данном упражнении нет опоры на клетку, дети выполняют работу на чистом листе.
Даётся установка: «Фломастер будет выполнять все мои команды и посмотрим, что же он нам напишет». Предварительно детям объясняю, что фломастер делает «шаги» и шагает только в том направлении, какое я называю (вверх, вправо, вниз, влево). Дети должны точно выполнить указания, сравнить свою букву с образцом. Выигрывает тот, чья буква соответствует образцу.
Например, вверх, вверх, вправо, вниз, вниз  П
вправо, вниз, влево, вверх, вверх, вправо  Б
Игровое упражнение «Магический квадрат» - нахождение букв в геометрических фигурах.
, У, Х, М, П                    У, Ш,     , Э, Ы


Упражнения по конструированию и реконструированию букв.
Составление букв из спичек, веревочек, из «буквенного конструктора» (дуга – полукруг, короткая и длинная полоски).

Игровое упражнение «Превращение букв».
Оборудование: «буквенный конструктор» на каждого ребенка.
Например, составить букву «О» - О, букву «О» превратить в «Э» - Э,  «И» - И, в «П» - П

Игровое упражнение «Логические цепочки».
Х л Н ?  П  ;  Ж  К  Ф  ?  Р

Очень нравится детям игра «Живые буквы».
«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – любимая буква на месте замри»!
Дети изображают буквы, а педагог или ребенок – ведущий «читает».
Работа с печатными текстами по типу корректурной пробы.
Работа на уровне слога.
В коррекции дислексии первостепенное значение принадлежит выработке навыков слогослияния. Чтение слогов с уже усвоенными буквами позволяет автоматизировать чтение слогов и упорядочить звуко – буквенные связи. Пройденная буква сразу же вводится в слоги. Составляются прямые и обратные слоги. При чтении слогов левая рука лежит на столе и необходимо постоянно акцентировать внимание на то, что читаем слева – направо.
На начальном этапе для составления слогов я использую игровые упражнения «Ромашка» и «Бабочки». Упражнение «Бабочки» нравятся детям больше, потому что они сами могут манипулировать картинками – буквами, составлять слоги и читать.
После того, как пройдено 10-12юукв, вводится такое упражнение, как чтение слоговых таблиц.
Работа с таблицами проводится в форме игры «Лото» и называется «Закрой окошко». Логопед называет слог, дети находят данный слог на своих таблицах и закрывают его («окошко») фишкой. Работа начинается с таблиц СГ-ГС, в них присутствуют прямые и обратные слоги того же буквенного состава (ТО – ОТ, МА – АМ).
Подобные упражнения дают хороший эффект при регулярном применении, усложнении (СГС, ССГС, СГСС) и частой смене таблиц.
С таблицами можно провести упражнение «Птичий базар», предложив детям вполголоса прочитать свою карточку. При чтении слогов угадывание невозможно, ребенок при выполнении задания вынужден опираться только на навыки слогослияния.
Придумывание слов на заданный слог.
Игровое упражнение «Чудесный мешочек». Ребенку предлагается достать слог, прочитать его и придумать слово, которое начинается на данный слог.

Игровое упражнение «Вороний язык», «Мышкины слова».
В стране русского языка даже мышки умеют разговаривать, но могут они сказать только те слова, которые можно «попищать» - ПИ (те слова, которые начинаются со слога ПИ-), слог выставляется на доске. Какие это слова? Пианино, пижама, пирог, письмо и т.д.
А какие слова умеет говорить ворона? Картошка, карман, карта и т.д. аналогично обыгрываются слоги МУ, ГА, КО, КВА.

Игровое упражнение «Чудо – дерево» или «дерево и листочки».
На ветвях написаны слоги. Дети придумывают слова и закрепляют листочки на соответствующих ветках.
Используя слоговые карточки мы работает над синтезом – конструируем слова. Для составления слов из заданных слогов активно используются на занятиях игры Воскобовича «Читайка», «Нахлобушки»; игра «По кругу».

Игровое упражнение «Слово рассыпалось».
Проводится по принципу разрезной картинки, на одной сторон карточки слоги, на другой – части предмета. Если слово составлено верно, карточки со слогами переворачиваются и на обратной стороне получится предмет, соответствующий прочитанному слову.
Игровое упражнение «Рыболов».
Дети ловят на удочку слоги, читают их. Когда «аквариум» опустел, детям предлагается из своих слогов составить слова и объяснить их значение.

Цепочка слов
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Оборудование: карточки с предметными картинками.
Ход игры: играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово – название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

Найди место звука в слове
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование: карточки со схемами расположения места звука в словах.
Ход игры: каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

Подбери слово к схеме.
Цель: Та же.
Оборудование: карточки со схемами расположения звуков в словах.
Ход игры: получив карточку, ребенок подбирает 3 картинки/слова с заданным звуком, ориентируясь на закрашенный квадрат.

Найди пару
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. Развивать фонематический слух.
Оборудование: звуковые часы, набор предметных картинок, слова – паронимы.
Ход игры: логопед помещает на часах 6 картинок. Например: коса – коса, ком – дом, мак – рак. Детям предлагается найти картинки с предметами, называния которых звучит сходно и отличаются только одним звуком. Каким? Ребенок, который первым нашел эти слова, передвигает стрелки на картинки. Дети находят все три пары слов. Игру можно повторить, заменив картинки новыми парами/ бочка – почка, тачка – дачка, майка – чайка…./

Включи телевизор
Цель: упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов (как усложненный вариант).
Оборудование: Пособие «Телевизор», предметные картинки и карточки с буквами, картинки для телеэкрана.
Ход игры: логопед объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор, и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах – названиях предметов, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране появится соответствующий предмет. Например: матрешка, аист, кот – МАК. Картинка «мак» появляется на экране. Выделенный звук можно обозначить соответствующей буквой и прочитать.

Зажги светофор
Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.
Оборудование: предметные картинки, светофоры на каждого ребенка или круги красный, желтый, зеленый.
Ход игры: логопед показывает картинку, один ребенок называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово, находят место изучаемого звука в слове и поднимают соответствующий сигнал – зажигают светофор – красный кружок – начало слова, желтый – звук в середине слова, зеленый – звук в конце слова.

Домики
Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове.
Оборудование: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова).
Ход игры: ребенок берет картинку, называет её, определяет наличие звука (например: Ч или Щ), его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.
Рыболов
Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.
Оборудование: малые предметные картинки с металлической скрепкой, удочка, карточки – схемы «начало, середина, конец слова» на каждого ребенка.
Ход игры: «Поймать» слово, определить место звука в слове и поместить картинку в соответствующее окошко. Дети по очереди выполняют действия.

Причаль на катере
Цель: упражнять в чтении слогов.
Оборудование: панно с изображением причалов на гласные буквы, катер (рисунок) с капитаном и согласной буквой.
Ход игры: сегодня мы будем причаливать на катере к разным пристаням. Например: на катере «Л» к пристани «А» капитан даёт сигнал: протрубить ЛЛЛААА! Тогда на пристани будут знать, что катер «Л» приближается к причалу «А» и приготовятся к встрече. А что мы погрузим на этой пристани? ЛАМПУ (её можно сразу нарисовать или выставить картинку). Но нам ещё нужна ЛЮСТРА и ЛЕСТНИЦА, чтобы повесить люстру. К каким причалам надо подплыть за этими вещами?

Цветы и бабочки
Цель: упражнять в чтении слогов.
Оборудование: панно с изображением 10 цветов, на каждом цветке гласная буква. Бабочки, у каждой на крыле согласная буква.
Ход игры: бабочка «М» летала над цветами и села на цветок «У». логопед помещает бабочку справа от буквы. Какая песенка получилась? МУ. А теперь бабочка перешла на другую сторону цветка, что получилось? УМ. Далее дети самостоятельно

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"

 Аннотация: данная работа является конкурсной

Целью разработки данного сборника является оказание методической помощи педагогам ДОУ в овладении технологией планирования и организации работы по обучению дошкольников грамоте и чтению как в ходе специально организованной деятельности (на занятии), так и в других видах детской деятельности: во время самостоятельной деятельности детей, на прогулках, в процессе проведения кружковой работы по подготовке к школе и т.д.

Данный сборник основывается на  идеях ФГОС дошкольного образования - это «прежде всего развитие многообразия, это мир детства, это технология развития детства. Главное – процесс развития, а не результат; социализация, развитие ребенка, а не обучение; это педагогика свободных искусств. Ребенка ценят, а не оценивают. Счет, чтение, письмо – это побочные продукты деятельности, через которые ребенок входит в мир, приобщается к нему».

Адресуется специалистам различной квалификации, занятые в сфере практической деятельности в системе дошкольного образования.

Пояснительная записка

В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей делом.

Играя, ребенок познает мир и взаимоотношения между людьми, реализует творческие потребности и познавательные интересы. Игра способствует развитию мышления ребенка. Он учится действовать по правилам, преодолевать возникшие затруднения, планировать и регулировать свою деятельность в соответствии с замыслом.

Игра развивает воображение, фантазию и творческие способности ребенка, регулирует отношения между ними, развивает их чувства, укрепляет волю. Дети очень активны в игре. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его: найти нужную букву, выделить звук, отгадать слово.

В группе создан мобильный, постоянно действующий центр по обучению грамоте. Главный персонаж центра Дед Буквоед. Дед Буквоед - это кукла, роль которой могут исполнить и взрослые, и дети. Игры в уголке постоянно меняются по мере изучения материала. Создание такого центра малозатратно, потому что все игры изготовлены руками воспитателей. Для воспитателей это очень хорошее подспорье, помогающее закрепить материал, изученный на занятии. Можно отметить повышенный интерес детей к игре в данном центре, и как следствие 90 % детей идут в школу уже читающими.

За годы работа сложилась своя система: игры мы разделили на 3 блока.

1. Игры, направленные на развитие фонематического слуха, умения анализировать и обобщать.

2. Игры, направленные на обучение составлению и чтению слогов.

3. Игры, направленные на развитие техники осмысленного чтения.

Главная задача любого, в том числе и добуквенного, этапа обучения грамоте - сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но  привлекательной и интересной.

Поэтому к предлагаемым играм следует относится не как к инструкции, требующей пунктуального выполнения, а как к теме для свободной игровой импровизации

Игры звукоподражания

-Ты слышал, как жужжат пчёлы? Давай поговорим на пчелином языке. Вот так: "Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивёшь? А я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Угощайся                           медовыми           пироЖЖЖками           и           мороЖЖЖеным."

Для протягивания звука В можно разыграть встречу двух машин. Акцентируя в словах звуки Ш и С, легко превратить обычную речь в " змеиный язык" и т. д.

Звукоподражание можно включать в самые разнообразные игровые сюжеты. Главное, чтобы игровая роль определяла звуковую окраску речи, требовала выделения звука.

Игровая ситуация "Магазин"

"Продавец" отпускает товар только в том случае, если " покупатель" правильно называет первый звук в слове, которое обозначает "покупку".

ПРОДАВЕЦ: Миша, ты выбрал ложку? За неё надо заплатить первым звуком этого слова. Произнеси его!

ПОКУПАТЕЛЬ: ЛЛЛ.

ПРОДАВЕЦ: Правильно, молодец, можешь забрать ложку.

Возможные варианты игры «МАГАЗИН».

На доске выкладываются предметные картинки с изображением игрушек. Педагог - продавец, дети - покупатели. Чтобы купить игрушку, выполняется задание:

1)               Продается игрушка, в названии которой 2 слога, ударный второй слог. (Например: юла.)

2)               В названии которой 2 слога, ударный первый слог. (Кукла.)

3)               В названии которой один слог. (Мяч.)

Игра "Почтальон"

Цель: развитие фонематического слуха, умение анализировать и обобщать.

 Почтальон собрался разносить почту, но на домиках вместо адреса написаны буквы согласные и гласные. Ребенок должен найти, в какой домик нужно отнести почту.

Задания:

2)               Отнести только в те домики, где буквы согласные.

3)               Отнести только в те домики, где буквы гласные.

Возможны варианты: можно на домики вместо букв прикреплять слоги.

Задания:

1)               Отнести почту в домик, где слог с согласным твердым.

2)               Отнести почту в домик, где слог с согласным мягким.

Возможны варианты: можно на домике прикреплять слова.

Задания:

1)               Отнести почту в домик, где в слове два слога.

2)               Отнести почту в домик, где в слове один слог.

Игра "Домики для звуков"

Цель: развивать у детей осознанное восприятие твердых и мягких согласных звуков, научить детей различать понятия звук и буква, научить детей правильно употреблять термины «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

Правила игры.

Игру проводит взрослый, предварительно разрезав карточки. Убедитесь перед началом игры, что детям понятны изображения на картинках, и они их правильно называют. Потренируйте ребёнка произносить изолированно, т.е. без призвука гласного звука твердые и мягкие согласные звуки. В игре использованы только согласные буквы, которые обозначают по два оппозиционных звука имеющих различия по твёрдости и мягкости.

Вариант 1.

Детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очерёдность. Ребенок называет свою картинку, выделяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, показывает букву, которой на письме обозначают этот звук, и кладет карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зеленый домик) или твёрдому звуку (синий домик). Если кто-то допустил ошибку, то карточка остаётся у него. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит свои картинки.

Вариант 2.

Каждому ребенку раздается несколько (2,3,...) карточек и одна фишке. Все ставят свои фишки у начала дорожки. Каждый по очереди бросает кубик и совершает столько передвижений по кружкам, в которых написаны буквы, сколько показал кубик. Остановившись на букве, ребенок называет её и говорит, какие звуки она может обозначать. Затем ребёнок ищет среди своих картинок те, названия которых начинаются на эти звуки. Если такая картинка(и) есть, ребёнок кладёт её (их) на изображение соответствующего домика: синего, когда картинка начинается на твердый согласный звук, или зеленого, когда картинка начинается на мягкий согласный звук. Если кто-то попадает на кружок с изображением «болота», то ведущий называет ему любой звук, на который ребенок должен назвать слово, либо ведущий называет слово, а ребенок определяет, первый звук в нём. Справившись с заданием ведущего, ребенок бросает кубик ещё раз, а если не справился, то остается на прежнем кружке. Выигрывает тот, кто первым освободится от картинок.

Игра "Звонкий - глухой"

Цель: развитие фонематического слуха, связности речи, внимания, памяти. Комплектность: 4 большие карты, 64 маленькие карточки, бумажный кубик. 16 картинок в начале слова звонкий согласный звук, а в конце слова глухой: матрос, ландыш, волк, мак, жук, молоток, венок, горох, мост, грузовик, мяч, бегемот, мышь, бык, василек...

16 картинок в начале слова глухой согласный звук, а в конце звонкий: трактор, пеликан, слон, крокодил, сыр, тигр, стакан, стул, телевизор, самовар, кувшин, стол, пингвин, светофор, тюльпан, кабан...

16 картинок в начале и в конце слова звонкий согласный звук: забор, лимон, баран, барабан, мотоцикл, букварь, доктор, магнитофон, дятел, ворон, мухомор, дверь, батон, диван дом, милиционер... Дополнительные слова: бидон, рупор, балкон, мел. 16 картинок в начале и в конце слова глухой согласный звук: самолет, шарф, карандаш, чеснок, колокольчик, кубик, троллейбус, платок, чайник, петух, холодильник, снеговик, шарик, теленок, кот, флажок... Дополнительные слова: пылесос, конверт, поросенок, кит, камыш, танк, шкаф, квадрат, фотоаппарат, кактус, хомяк.

Правила игры.

Перед началом игры определите, по какому из вариантов: в начале слова, в конце слова, сразу в начале и в конце слова будете собирать карту.

На большие карты с желтым прямоугольником в середине собираются картинки, если в слове звонкий согласный звук либо в начале слова, либо только в конце слова или сразу в начале и в конце слова.

На большие карты с коричневым прямоугольником в середине собираются картинки, если в слове глухой согласный звук находится в начале либо в конце, или в начале и в конце сразу.

Например: бык - звонкий звук в начале слова, стол - звонкий согласный звук в конце слова, дом - звонкий согласный звук в начале и в конце слова.

Вариант 1.

Дети (2-4 человека) берут себе по большой карте и определяются, на какую часть слова будут ориентироваться - на начало, конец или сразу и то и другое. Ведущий показывает по одной картинке и спрашивает: «Кому она подходит?». Дети выкладывают картинки, которые начинаются, например, с глухого согласного «с». Выигрывает тот, кто первым соберет все картинки на своей карте.

Вариант 2.

Играют 2-4 детей без ведущего. Игроки берут себе большие карты. Маленькие карточки с картинками лежат на столе вразброс лицевой стороной кверху. Дети по очереди кидают бумажный кубик. Желтая грань обозначает, что надо взять со стола картинку, чтобы звонкий согласный звук был в начале либо в конце, или сразу в начале и в конце слова (об этом дети договариваются заранее). Если выпадает грань с буквой Д - игрок кидает кубик дважды, это дополнительный ход. Если у игрока карта с коричневым прямоугольником в середине, а на кубике выпала желтая грань - передать ход следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым соберет картинки на своей карте.

Вариант 3.

Кто соберет длиннее цепочку из картинок с наличием в словах заданного звука, независимо от того, в какой части слова он находится:

«д»: доктор, дом, диван, карандаш, крокодил…

«дь» ландыш, дверь, дятел...

«с»: стул, слон, стол, снеговик, самолет, сыр, «сь» стакан, светофор, троллейбус, чеснок, матрос, василек...

«л»: тюльпан, василек, слон, стул, стол…

«ль» колокольчик, волк, молоток, пеликан, лимон, холодильник, дятел, мотоцикл…

Игра "Бабочки на полянке"

Цель: обучение составлению и чтению слогов.

Для этой игры необходимо иметь две зеленые полянки и 6-8 предметных картинок с изображением пестрых бабочек. На обратной стороне бабочки крепятся согласные и гласные буквы. Бабочки с согласными буквами находятся на первой полянке, а с гласными - на второй. Детям предлагается поймать по одной бабочке с каждой полянки, перевернуть их, составить и прочитать полученный слог. Возможны варианты: можно с обратной стороны у бабочек прикрепить готовые слоги. Ребенку предлагается поймать бабочку, прочитать слог, дополнить его до полного слова, используя буквы на наборном полотне.

Игра «Самый зоркий», или «Кто быстрее».

Цель: развитие произвольного внимания и памяти.

Для этой игры необходимо иметь набор карточек с буквами и слогами. Детям на несколько секунд под счет: «Раз, два, три - внимательно смотри!» - показывается та или иная буква. Затем среди других 7-8 букв. Побеждает тот, кто первым назовет и покажет нужную букву.

Возможны варианты: аналогичная работа может производиться со слогами.

Задание:

•                    Найти, показать и прочитать нужный слог.

•                    Найти слог с такой же согласной, но чтобы согласный звук был мягким. (Например: слог «НА» - находим «НЯ».)

Игра «К кому пойти в гости»

Цель: развитие внутреннего планирования.

Не доске прикрепляется несколько предметных картинок с изображением животных, птиц или рыб. Все картинки соединяются между собой дорожками. Все звери должны ходить друг к другу в гости. Для того чтобы узнать, кто пойдет первым, дети выполняют задание.

1)               Первым пойдет в гости тот, у кого в названии один слог и первый звук согласный твердый.

2)               Он пойдет в гости к тому, у кого в названии 2 слога и первый звук согласный мягкий.

3)               Они пойдут в гости к другу, в названии которого 3 слога.

Игра "Придумай слово"

На определенный звук ребенок называет слова, которые знает. Можно посоревноваться, кто больше назовет слов.

Игра "Хлопушка"

«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук «к», хлопни в ладоши один раз. Если услышишь в слове звук «г» — хлопни два раза».

Начинайте упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. Говорите четко и громко, чтобы ребенок слышал все произносимые звуки. Корова, кисель, гора, норка, карусель, гитара, сапог, сук, гардина, рука, догнал, толкнул.

Вы можете подбирать сами слова для этого упражнения, а также и на другие звуки. Это упражнение заодно поможет вам проверить реакцию ребенка.

Игра "Магический квадрат"

Внимательно посмотри на картинки и скажи, на какой звук начинаются картинки в каждом ряду. А названия каких картинок оканчиваются на звук «а», «к»? Этот квадрат можно использовать для развития зрительной памяти. (1 таблица) Внимательно посмотри на картинки, запомни их расположение, а потом вспомни, какие из них расположены в первом ряду, во втором, в третьем, в четвертом. А сколько всего картинок ты можешь вспомнить? (2 таблица)

Игра "Первый — последний"

Взрослый предлагает ребенку по очереди 8-10 слов, в которых он называет первый и последний звуки. Слова проговариваются медленно, чтобы ребенок смог уловить звуки.

Арбуз, ворона, носок, барабан, совок, кошка, школа, мясо, муравей, паук.

Игра "Волшебные превращения"

Для усвоения темы звуковой анализ слова, надо научить детей преобразовывать слова путем замены в них звуков и получать новые слова.

Играющие выбирают слово, заменяют в нем первый, второй, третий звуки так, чтобы получились новые слова. Выигрывает тот, кто больше получит новых слов. Новые слова можно обозначать фантами. У кого больше фантов наберется, тот и выиграл. Слово «дом». Замените в нем первый звук: Дом — Сом — Ком — Лом — Ром. У кого больше получилось слов? Замените второй звук в этом слове: дом — дАм. А теперь замените третий звук: доМ — доЛ — ДоН. Для игры можно подобрать слова из 4 — 5 букв: Точка — Бочка — Кочка и т. д.

Игра «Разрезные буквы»

Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две части (затем можно эти же буквы дополнительно разрезать так, чтобы получалось 3—5 деталей). Предлагайте ребенку собирать буквы, предъявляя части разными способами: части одной буквы, части одной буквы + одну часть от другой буквы, части 2—3 букв одновременно. Особое внимание уделите подбору букв для одновременного складывания двух букв и более. Сначала подбирайте для такого задания буквы, разница во внешнем виде которых очевидна, например: А и Р, С и И. Когда ребенок освоит этот уровень, можно предъявлять одновременно части схожих по написанию букв, например: Р и В, Ш и Е, Н и П. Не забывайте называть или спрашивать ребенка, какая получилась буква!

Такая игра очень похожа по своему принципу на разрезные картинки, в которые любят играть все дошкольники. Игра способствует и развитию наглядно-образного мышления.

Игра «Узор из букв»

Увлекательным занятием могут стать «пространственные загадки» из букв. Чтобы их изготовить, вам потребуется набор цветной бумаги (желательно окрашенной с двух сторон). Сложите лист бумаги по вертикали и горизонтали. На получившейся четверти листа нарисуйте букву так, чтобы ее контур максимально занимал пространство. Вырежьте букву, не разворачивая листа, разверните. Покажите ребенку получившийся узор. Спросите, из какой буквы получился узор. Сложите лист вчетверо — покажите отгадку.

ШГА

Можно поручить проверку отгадки самому ребенку. В этом случае у него появится возможность выбрать правильное расположение буквы в пространстве. Игра развивает пространственное и образное мышление.

Игра «Найди и подчеркни»

Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом (старая детская книжка, реклама из почтового ящика). Предложите ребенку, просматривая текст, находить и подчеркивать букву, которую вы с ним заучиваете. Не забывайте называть или спрашивать, какую букву ребенок ищет. В другой раз ее можно зачер­кивать, обводить в кружочек, ставить под/над ней точку...

 Если ребенок успешно выполняет задания, предложите ему поискать две буквы одновременно и под­черкнуть их. Наиболее сложный вариант упражнения —найти две буквы одновременно, отмечая их разными знаками (например, Н — зачеркнуть, И — обвести в кружочек). Начинать поиск двух букв одновременно лучше с букв, явно различающихся по внешнему виду (например, 3 и К), чтобы ребенок сначала освоил принцип работы. Затем можно предложить варианты поиска схожих по внешнему виду букв (например, Н/П, И/Н, У/Ч, Б/В). Это задание полезно на всех этапах обучения чтению (даже для читающих детей), так как тренирует еще и внимательность.

Игра «Какая буква выглянула в окошко?»

Используйте любые крупные буквы из разрезной азбуки. Дополнительно приготовьте лист большего размера с «окошком» любой формы (круглое, квадратное, прямоугольное). Спрячьте за этим листом букву из азбуки. Попросите ребенка узнать букву «в окошке» (по ее фрагменту). Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент «в окошке». Игра развивает пространственное мышление и внимание.

Предложите ребенку угадать, какие буквы спрятались на картинках. Если выполнить задания на отдельных листах, ребенок, поворачивая лист в разные стороны, сможет найти больше букв. В случае, когда ребенок не может узнать какую-либо букву, обведите ее тупым концом карандаша. Это поможет ему выделить букву на общем фоне. Задание развивает зрительное восприятие.

Игра «От какой буквы деталь?»

Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать, какие буквы вы хотели написать. Вы можете просить ребенка назвать все буквы, которые содержат этот элемент (если вариантов ответов несколько).

Если ребенок умеет писать, предложите ему дописать незаконченные буквы:

Игра «Какая буква следующая?»

Сидя рядом с ребенком, напишите цепочку из букв: AЛ АЛА. Попросите малыша угадать, какая буква должна быть следующей, выбрать ее из букв разрезной азбуки и положить в продолжение ряда или написать самостоятельно. При этом ребенок называет буквы. Когда ребенок поймет принцип выполнения задания, предлагайте ему в цепочках буквы, схожие по написанию. Пусть теперь ребенок записывает ответ.

В дальнейшем можно усложнить задание и предлагать записывать не одну, а две последующие буквы.

Это задание представляет собой логическую закономерность, развивает логическое мышление и внимание.

Для дошкольника доступны следующие виды чередования:

хохохо

хоохоохоо

ххооххооххоо

хонохон

Игра "Корзина со звуками"

Пособие составляется из отдельных корзин, каждая из которых наклеивается на бумагу формата А4. К корзине двусторонним скотчем прикрепляется прозрачный кармашек размером 6x6 см. В него вставляются карточки размером 5x5 см с изображением определенного звука. В верхней части корзины сделаны прорези (2,5 см), в которые вставляются силуэты грибов на длинной ножке (5—7 см).

Это пособие можно использовать на разных занятиях. В занятии-сказке «Маша и Медведь» детям, например, нужно в корзинки со звуками «С», «3», «Ш», «Ж» разложить грибы, в названии которых есть эти звуки (подберезовик, лисичка, сы­роежка, подосиновик, свинушка, груздь, шампиньон, волнушка). А в сказке «Три медведя» в корзинки аналогично раскладываются ягоды.

Игра "Блины со слогами"

Это пособие изготавливается из поролонового круга радиусом 8 см. На одну его сторону с помощью клея ПВА приклеиваются карточки со слогами (10x5,5 см), которые легко снимаются. Дети участвуют в эстафете «Принеси блины в сковороде» и читают слоги. В сказке «Маша и медведь» они помогают бабушке перенести блины с одними слогами, а в сказке «Колобок» - с другими.

Игра "Ромашка"

Основание этого пособия—деревянный круг радиусом 7 см, в центре которого сделано отверстие радиусом 1 см. В отверстие вставляется зеленая палочка-стебель высотой 18 см. На палочку с помощью винта-самореза прикрепляется серединка ро­машки. Она сделана из двух картонных кругов желтого цвета радиусом 7 см, скрепленных по краям кусочками поролона толщиной 0,5 см, которые образуют ячейки для съемных лепестков ромашки. Лепестки (длина 18 см, ширина в широкой части — 7 см, в узкой — 1 см) вырезаются из картона. На широкую часть наклеивается картинка, узкой частью лепесток вставляется в ячейку. На начальном этапе «Ромашка» используется для изучения слияния звуков в слоги (в центре закрепляется согласный звук, а на лепестках — по гласному звуку). На занятии с использованием сюжета сказки «Колобок» дети собирают ромашку из овощей, растущих в огороде у Зайца, определяя первый звук в словах.

Игра «Кто в домике живет»

 Данная игра преследует 3 цели: развитие звуко-буквенного анализа; автоматизация звуков в словах; пополнение словарного запаса у детей.  В окошке звук (буква) зовет гостей: «З-з-з», «К-к-к»

Игра «Соберем урожай»

Педагог  предлагает Незнайке помочь  собрать урожай, но выбрать нужно только те овощи, в названиях которых есть звук «р» (слова проговариваются) Например, можно использовать карточки со словами петрушка, огурцы, перцы, чеснок, кабачок, свекла, помидор.

Игра «Каких животных ты знаешь со звуком «Л», «Ль»?»

Педагог  предлагает  детям пригласить животных в гости, в названиях которых есть звук «л» или «ль». (слова проговариваются) Например, можно использовать карточки со словами белка, лиса, крокодил, лошадь, лев, лиса, слон и т.п.

Игра «Веселые скоморохи»

Данная игра многофункциональна. Скоморохи живут в красивом разноцветном сундучке и приходят в гости к детям. У них различные имена, состоящие из одного звука, либо из одного слога. Возможны варианты игры:
у педагога на столе стопкой лежат картинки изображе­нием вниз. Игроки по одному подходят к столу, берут картин­ку, называют изображенный на ней предмет, выделяют пер­вый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку соответствующему скомороху. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. Игру можно проводить как соревно­вание.

Игра «Собери пазлы»

В данной игре детям предлагается собрать пазлы. Ребенку предлагается соотнести картинку с звуковой схемой, либо со слоговой схемой слова.

Игры «Слоги рассыпались», «Лото»

Детям предлагается из слогов составить слова из данных слогов. Слова могут быть на разную тему. Например, в канун нового года могут быть «новогодние» слова.

Игра «Звуковая пирамидка»

Оборудование: рисунок пирамиды из схем. В нижней части каждой схемы — кармашек для вкладывания карти­нок; в основании пирамиды — схема из 3 слогов, выше — из двух, потом — один слог; заканчивается пирамида треугольной вер­хушкой. Предметные картинки тех же размеров, что и схемы пирамиды. Педагог  предлагает детям построить из картинок пира­миду. Он объясняет, что в ее основании должны быть картин­ки, названия которых состоят из трех слогов, следующий ряд пирамиды — картинки, названия которых имеют два слога, и т.д.

Игра "Кто больше слов составит"

Цель: развитие техники осмысленного чтения. Игра проводится как соревнование. Дети должны соединять слоги правого и левого столбиков (напечатанных на доске) так, чтобы они образовывали осмысленные слова. Например: КО ЛОГОР MAP КНИ МАРА ГА

КО

КО

КО

ГА

КО

КО

КО

КО

  Игра "Накормите зверей"

Цель: развитие техники осмысленного чтения.

Для этой игры потребуются предметные картинки с изображениями различных животных. Дети выбирают себе понравившиеся картинки. Это звери и птицы, которых они будут «кормить». На столе перед детьми - карточки, где написаны названия кушаний (молоко, пшено, овес, рыба и т. д.). Карточки перевернуты, дети по очереди открывают карточки, читают названия блюд и выбирают то, что подходит их питомцу.

Игра "Поваренок"

Цель: формирование навыка словообразования, активизация словарного запаса, расширение представлений об окружающем мире, развитие техники осмысленного чтения.

Оборудование: картонные шаблоны в виде кастрюль с прикрепленными к ним целлофановыми пакетиками с сыпучими продуктами: вермишелью, крупами, горохом, фасолью, карточки со словами.

Ход игры. Педагог раздает «кастрюли», дети рассматривают различные виды круп, уточняют названия продуктов и блюд, которые можно из них приготовить; сравнивают, чем вермишель отличается от макарон, горох — от фасоли и т. Д. Затем образуют прилагательные, например: вермишелевый, пшенная, рисовая, гороховый. Эти прилагательные вводятся в предложения различных моделей: «Из гороха можно сварить гороховый суп», «Я положу рис в кастрюлю и сварю рисовую кашу» и т. П. Дети читают названия круп, каш, написанных на карточках и определяют к какой кастрюльке подходит.

tc-sfera.ru

Игры и упражнения для подготовки детей к обучению грамоте | Методические разработки

Игры и упражнения для подготовки детей к обучению грамоте

Автор: Назарова Елена Александровна

Организация: МАДОУ №139

Населенный пункт: Мурманская область, г. Мурманск

Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дошкольников испытывают трудности в овладении грамотой, причем эти трудности возникают не только у детей-логопатов, но и у детей с чистой речью.

Следуя рекомендациям известного психолога Л. С. Выготского – обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 4-6 лет, так называемый период "языковой одаренности" особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для дошкольного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.

Обучение детей дошкольного возраста необходимо потому что:

1. Требования начальной школы стали выше и многие родители искренне должны быть заинтересованы в обучении детей грамоте;

2. Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

3. Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

4. Обучение грамоте в дошкольном учреждении является пропедевтикой дислексии, дисграфии и поможет ребенку избежать специфических ошибок;

5. Занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.

Логопеды и психологи, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящих, знать, из каких звуков состоит слово, т. е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Работа по обучению грамоте дошкольников проводится в несколько этапов:

1 этап – учим и запоминаем буквы;

2 этап - учимся читать слоги разной степени трудности;

3 этап - читаем и понимаем смысл прочитанного слова;

4 этап - читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого словосочетания, предложения, текста.

Методика обучения грамоте дошкольников – это всевозможные способы в виде игры и разнообразных упражнений. Они последовательно, начиная с самых простых, знак

www.pdou.ru

Развивающие игры для дошкольников по обучению грамоте

Обучающая задача: активизировать и пополнять знания детей об алфавите; обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов; формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.

Развивающая задача: развивать детское внимание, память, мышление, воображение, речь, звукопроизношение, фонематический слух.

Воспитательная задача: воспитывать усидчивость.

Материал: обручи, мяч.

1. «Сказка про алфавит»

Цель: активизировать и дополнять знания детей об алфавите, буквах.

Педагог предлагает детям послушать сказку.

— Это не простая сказка, а сказка про алфавит. (Детям предлагается вспомнить и высказаться, кто что знает про алфавит.)

Раньше все буквы жили в разных домиках так, как им хочется, без всякого порядка. Это было тяжело для людей, потому что у букв не было своего постоянного адреса и их трудно было отыскать. Мало того, буквы часто менялись своими местами, поэтому каждый день их можно было обнаружить в новом месте.

Тогда люди решили расселить буквы по порядку и построить каждой букве свой дом. Они долго думали, с какой буквы начать, а потом решили, что первой надо поселить ту букву, с какой начинают разговаривать дети. Этой буквой оказалась А. Как только она получила свой домик, и все буквы увидели, какой он удобный, они тоже попросили построить им домики. Буквы выстроились в очередь друг за дружкой, и только буква Я бегала и громко кричала, что ей нужно первой строить дом, она самая лучшая и самая красивая.

Тогда люди и буквы посовещались и решили такой заносчивой букве построить дом в последнюю очередь. Так получился целый город для букв, который назвали АЛФАВИТОМ. В нем все буквы живут дружно вместе, и у каждой есть свой домик и свое место.

Далее воспитатель проговаривает алфавит и показывает детям его в изображении. Все вместе рассматривают буквы, называют, кто какие знает, и т. д.

2. «Шмели — пчелы — осы»

Цель: развивать звукопроизношение, внимание, двигательную активность детей.

Материал: обручи.

Педагог делит дошкольников на три группы: шмели (они гудят
Ж-Ж-Ж), пчелы (З-З-З), осы (С-С-С). У каждой группы есть свой домик (можно положить разноцветные обручи в разных углах комнаты). Днем шмели, пчелы и осы летают, гудят, на цветы садятся, резвятся, а ночью возвращаются в домики. Начинается игра: воспитатель поочередно произносит слова «день — ночь».

Следует делать акцент в игре на звукопроизношение, чтобы «насекомые» гудели своим звуком, тише, громче и так далее.

3. «Буква заблудилась»

Цель: развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Воспитатель напоминает детям про то, что слова складываются из букв. В словах буквы стоят, как и в алфавите, по определенному порядку. Но случается, что буква заблудится, и тогда меняется слово, например: дом — дым, стол — стул. Затем читает детям стихотворение:

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась,

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Послушайте внимательно следующие стихи и скажите, какая буква заблудилась так, что изменила слово.

1. Синеет море перед нами.

Летают майки над волнами.

2. На виду у детворы

Крысу красят маляры.

3. Сели в ложку и айда,

Плаваем туда-сюда.

4. «Хитрые слова»

Цель: развивать понимание детьми слов-антонимов, слов-синонимов, слов-омонимов, внимание, память, мышление.

Педагог рассказывает детям о том, что среди множества слов, которыми мы пользуемся в жизни, есть очень много «хитрых». Например, есть слова, противоположные по значению: большой — маленький, толстый — тонкий, веселый — грустный.

Воспитатель предлагает, помня это правило, закончить стихи, которые он будет читать.

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — … («низко»),

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — … («близко»).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты — … («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай — … («конец»).

После этой игры педагог рассказывает про еще одни «хитрые» слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Например, бегемот еще называется гиппопотамом, дворец называют замком, лошадь можно называть кобылой. Педагог просит детей вспомнить такие слова и назвать их.

Самолет — аэроплан.

Ключ — родник.

Камень — булыжник.

Гора — скала.

И т. д.

Затем педагог объясняет дошкольникам, что есть еще один вид «хитрых» слов, которые звучат одинаково, а обозначают разное. Например, ключ. Это может быть ключ для открывания дверей, а может быть — родничок. Или слово «ручка», которое может обозначать и руку, и ручку, которая пишет. Воспитатель вместе с детьми вспоминает еще такие слова. Можно прочитать следующие стихи и попросить детей пересказать, о чем в них шла речь.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если норки нету в норке,

Может, норка возле норки?

Нет нигде, пропал и след.

Норка здесь, а норки нет.

Если игра идет динамично, то имеет смысл провести все задания вместе; если же дети испытывают затруднения, то игра разбивается на несколько. Педагог может применять отдельные задания в процессе других занятий.

5. «Слушай внимательно»

Цель: закреплять умение группировать предметы; развивать внимание, двигательную активность детей.

Материал: мяч.

Педагог предлагает детям подвигаться, но не просто бегать, прыгать, ходить, а по специальному заданию:

  • когда воспитатель скажет названия птиц (воробей, ворона, скворец, грач, голубь, снегирь и т. д.), то дети должны будут махать руками, как крыльями;
  • если он произнесет названия животных (собака, кошка, лошадь, свинка), то детям нужно быстро бегать друг за дружкой;
  • если же педагог говорит названия насекомых (паук, жук, комар, божья коровка, муха и т. д.), дети должны ползать по комнате.

После того, как все дошкольники уяснили смысл игры, воспитатель начинает давать задания.

При первоначальном проведении игры задания меняются не очень часто, затем это можно делать гораздо быстрее. Кроме того, при повторных играх можно менять содержание заданий, классификацию предметов (овощи, фрукты, ягоды; одежда, обувь, головные уборы; посуда, игрушки и так далее).

6. «Что делает предмет»

Цель: развивать внимание, формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.

Педагог рассаживает детей полукругом вокруг себя и объясняет, что он будет называть разные предметы и бросать мяч. Те, кто получит мяч, должны будут называть, что делает этот предмет.

Например:

нож, ножницы — режут;

карандаш, фломастер, ручка — рисуют;

мыло — мылит;

молоток — стучит и т. д.

О. Ксенда

vscolu.ru

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

 

Школа — это новый и важный этап в жизни вчерашнего дошкольника и его родителей. В современной школе требования к первоклассникам очень высоки. Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе — умение читать. Но это неправильное мнение. На самом деле, обучением чтению нужно заканчивать работу по развитию навыков звукового анализа и синтеза, лежащих в основе обучения грамоте. Многие дети воспринимают слово целиком, как звукокомплекс. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии» Д. Б. Эльконин.

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте необходимо научить детей различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки из состава слова, членить слова на слоги, а слоги на звуки, объединять слоги и звуки в слове, определять последовательность звуков в слове, членить предложение на слова. На занятиях звуки, слоги, слова, буквы становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К. Д. Ушинский, опору на логическую способность ребенка, на умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти представления в общие понятия, находить между ними сходные и различные признаки, сливать их в одно общее суждение» (Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения).

Как сделать, чтобы занятие было интересным, чтобы детям не было скучно, как приковать неустойчивое внимание к занятию и сделать обучение увлекательным, занимательным, интересным? Ведь интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. Для этого с детьми надо на занятиях играть.

Игра — один из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность детей, на их эмоциональную сферу. Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

Интерес к обучению в значительной степени повышает прочность знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, памяти и других процессов. Исходя из игровой задачи, дети осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Дети должны быть подготовлены к игре. Игра должна быть доступной, условия понятные, простые, не многоступенчатые.

Педагог направляет и корректирует игру на всем ее протяжении. Эмоциональность воспитателя, заинтересованность его в результатах игры, определяют эффективность проведения игры. Во время игры, педагог может подбирать более сложный и более легкий материал для слабых и сильных детей, осуществляя индивидуальный подход. Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой, с тем, чтобы дети чувствовали равноценность своего участия.

По мере усвоения той или иной игры, ее можно многократно повторять, увеличивая количество заданий, меняя словарный материал или вводя новые правила. Так, например, про проведении игры «Разноцветные домики», дети сначала дифференцируют гласные и согласные звуки, позже — твердые и мягкие согласные, затем глухие и звонкие согласные. При проведении игры «Магазин» меняются чеки-схемы (от простых к более сложным).

Большую роль играет дух соперничества. Можно предложить более сильным детям помочь более слабым. И, как обязательное условие, выявление победителей, подведение итогов, награждение команды победителя.

Предлагаемые игры построены с постепенным усложнением игровых и учебных задач. Обучение звуковому анализу и синтезу строится в определённой последовательности:

‒          Определение наличия или отсутствия звука в слове

‒          Определение первого звука в слове и подбор слов на заданный звук

‒          Определение последнего звука в слове

‒          Определение любой позиции звука в слове

‒          Определение количества звуков в слове, их последовательность

‒          Определение количества слогов в слове.

‒          Синтез звуков и слогов в слове

‒          Полный звуко-слоговой анализ слов.

Ниже я приведу примеры игр по разным разделам.

Звуки.

  1.      Игра «Поезд»

Цель игры: дифференциация понятий «звук-слово»

Ход игры. Дети строятся и изображают движение поезда. Если ведущий произносит слово — дети останавливаются, если звук — продолжают двигаться.

  1. Игра «Репка».

Цель игры: закрепить понятие «звуковой ряд».

Оборудование: шапочки героев сказки «Репка».

Ход игры. Логопед предлагает детям вспомнить сказку «Репка». Дети в шапочках встают друг за другом, следую содержанию сказки. Логопед объясняет, что звуки в слове стоят строго друг за другом, в определенной последовательности.

  1. Игра «Разноцветные домики».

Цель игры: закрепление знаний о гласных и согласных звуках (в дальнейшем — твердых и мягких согласных звуках, звонких и глухих звуках).

Оборудование:шапочки с изображением красного, синего и зеленого домиков.

Ход игры. Выбираются дети, которые надевают шапочки с домиками.

  1.       Ведущий предлагает детям произнести свое имя, выделить первый звук, определить гласный он или согласный, после чего спрятаться в домике (встать за мальчиком или девочкой в той или иной шапочке)
  2.     У каждого ребенка на столе лежит карточка. Ребенок называет ее, выделяет первый звук, определяет какой он, прячется в соответствующий домик.

Звуковой анализ и синтез.

  1.      Игра «Составь слово»

Цель игры: упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове, в составлении слов из выделенных звуков.

Ход игры. Дети выделяют первый или последний звуки в слове, составляют получившееся слово/ либо обозначают звук соответствующей буквой и читают получившееся слово.

  1.      Игра «Подбери картинку»

Цель игры: учить детей определять количество звуков в слове.

Ход игры. На доске схемы слов (по количеству звуков) и предметные картинки. Детям предлагается подобрать картинки к схемам.

  1.      Игра «Какое слово я задумала?»

Цель игры: учить детей определять гласный звук в середине слова и соотносить с артикуляцией гласных звуков.

Оборудование: рисунки девочек, предметные картинки.

Ход игры. На доске рисунки девочек, у которых положение губ соответствует артикуляции гласных звуков: а, о, у, и, и предметные картинки (мак, дом, волк, кот, лук и т. д.). Дети должны подобрать картинку в соответствии с произносимым гласным звуком.

  1. Игра «Как их зовут»

Цель: Закрепить у детей определять первый, последний, второй и третий звуки в словах. А также составлять из них имена.

Аналогичная игра: «Прочитай по первым буквам» (настольная печатная игра), игра «От буквы к слову» (Е. Д. Наумова «Игротека речевых игр»).

  1. Игра «Подбери слово к схеме».

Оборудование: Большая карта с тремя маленькими картинками и одной схемой слова.

Ход игры: ребёнок должен проанализировать и соотнести схему слова к одной из картинок.

  1. Игра «Магазин»

Цель игры: закрепление звуко-слогового анализа.

Оборудование: игрушки, чеки схемы.

Ход игры. Ведущий раскладывает игрушки, предметы и предлагает ребятам поиграть в магазин. Но купить игрушку вы сможете тогда, когда правильно за нее заплатите чеком-схемой, которая соответствует названию игрушки. Контролер (ведущий, ребенок) проверяет, правильно ли сделана покупка.

  1. Игра «Радист»

Цель: Упражнять детей в звуковом анализе и синтезе.

Ход игры: Логопед даёт картинку ребёнку. Ребёнок, не показывая картинки должен по звукам продиктовать ее название. Другой ребёнок принимает «радиограмму» и должен составит слово из звуков (другой вариант- записать буквы и прочитать получившееся слово).

  1. Игра «Сколько точек — столько звуков»

Цель игры: развитие умения подбирать слова по заданному количеству звуков, проводить звуковой анализ.

Оборудование: кубик, на гранях которого различное количество точек.

Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество звуков соответствует количеству точек на верхней грани кубика.

Слоговой анализ и синтез.

  1.      Игра «Слог-шаг»

Цель игры: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Ход игры. Ведущий дает задание:

‒          сделай 1 шаг вперед!

‒          сделай 2 шага вперед!

‒          сделай 3 шага вперед!

Ребенок должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько сделал шагов.

  1.      Игра «Будь внимательным»

Цель игры: закрепление звуко-слогового анализа.

Ход игры. Дети ходят по группе. Ведущий стучит карандашом несколько раз по столу. Дети должны показать тот предмет, игрушку название которых состоит из такого же количества звуков, слогов.

  1.      Игра «День Рождения»

Цель игры: развитие умения определять количество слогов в слове.

Ход игры. Детям раздают игрушки. Выбираются именинницы (именинники). Например: Маша, Наташа (Саша, Антон). Дети должны вручить Маше подарки, название которых состоят из двух слогов, а Наташе — подарки названия которых состоят из трех слогов.

  1. Игра «Делим слово на слоги»

Цель игры: развитие умения делить слова на слоги.

Оборудование: карточка с изображением трех предметов и графическим изображением слогового состава одного слова.

Ход игры. Ребенок должен определить, какая картинка подходит к данной схеме.

  1. Игра «Слоговое лото»

Цель игры: развитие умения делить слова на слоги.

Оборудование: большие карточки лото, разделены на четыре квадрата, в каждом, графическое изображение слогового состава слова (один, два, три, четыре слога), предметные картинки.

Ход игры. Ведущий показывает детям карточки. Дети выбирают себе карточку и кладут на соответствующий квадрат, если она подходит к данной схеме. Или, детям предлагаются индивидуальные конверты с карточками. Нужно закрыть все квадраты игрового поля.

  1. Игра «Зоопарк»

Цель игры: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Оборудование: три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, под кармашками графическое изображение слогового состава слова (первый кармашек — один слог, второй — два слога, третий — три слога), карточки с изображением животных.

Ход игры. В зоопарке сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей, в какую клетку посадить. По количеству слогов они находят клетку для выбранного животного.

БУКВЫ

1.Игра «Изобрази букву»

Цель игры: закрепление графического изображения букв.

Оборудование: книга Шибаева «Взялись за руки друзья».

Ход игры. Дети водят хоровод. Ведущий указывает на какого- либо ребенка. Ребенок встает в круг и один или с помощью друга изображает ту или иную букву. Дети должны ее назвать.

2.Игра «Угадай букву»

Цель игры: определение буквы, написанной на спине. Ход игры. Дети встают в круг. Ведущий говорит:

Мы немножко поиграем,

Вспомним буквы, отгадаем.

А ты (Витя) не зевай,

Быстро букву отгадай!

Водящему на спине пальцем медленно проводится контур буквы. Он должен назвать эту букву.

3.Игра «Чудесный мешочек»

Цель игры: определение буквы на ощупь по картонному контуру.

Оборудование: мешочек из пестрой ткани и вырезанные картонные буквы.

Ход игры. Дети по порядку подходят к логопеду. Логопед говорит: в мешочке спрятались буквы, смотреть на них нельзя. Надо узнать букву, ощупав ее руками. Достать букву можно тогда, когда придумаешь 2–3 слова, начинающихся с этого звука.

ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ

1.Игра «Пишущая машинка»'.

Цель игры: развитие внимания, закрепление звуко-буквенного анализа.

Ход игры. Каждому играющему присваивается название буквы. (Вешается на грудь круг с изображением буквы «А», «У»). Затем придумывается слово. По сигналу дети начинают печатать: первая буква хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово напечатано, все дети хлопают в ладоши.

2.Игра «Разведчики».

Цель игры: развитие умения определять последовательность букв в слове.

Ход игры. Детей делят на несколько команд. Для каждой группы логопед называет первую букву слова. Первый ребенок записывает ее дописывает еще одну и передает товарищу. Тот дописывает еще одну букву и т. д. В результате должно получиться слово. Выигрывает та группа, которая первая написала слово.

В результате проведения таких игр, дети разного уровня подготовки, с разными стартовыми данными, разной активностью одинаково, живо и с интересом включаются в игры со звуками, слогами, словами, буквами. К концу обучения дети на занятиях показывают высокий уровень подготовки к школе. И в дальнейшем, при обучении чтению и письму, ребёнок «не потеряет» ни одной буквы, так как он умеет выделять все звуки в слове от первого до последнего, определять их количество и последовательность, делить слова на слоги.

 

Литература:

 

  1.      Каше Г. А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи» М. Просвещение,1971
  2.      Филичева Т. Б Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» М. Просвещение, 2009
  3.      Волина В. В. «Занимательное Азбуковедение» М. Просвещение, 1991
  4.      Иваненко С. Ф. «Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения» М. Просвещение, 1984
  5.      Кобзарева Л. Г.,Резунова М. П., Юшина Г. Н. «Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения» Т. Ц. Учитель, 2001
  6.      Гадасина Л. Я., Ивановская О. Т. «Звуки на все руки. 50 логопедических игр». С-П Детство-Пресс,2008
  7.      Козырева Л. М. «Тетрадь для логопедических занятий. Загадки звуков, букв, слогов» Академия Развития, 2006
  8.      Наумова Э. Д. «Игротека речевых игр «Гном и Д, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, ребенок, игра, слово, звук, слог, буква, развитие умения, звуковой анализ, картинка.

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *