Познавательное

Нежные слова 2 класс литературное – какие слова твердые,нежные, упрямые (дом. задание 2 класса ) мы не поняли помогите!

Персональный сайт - Баруздин Урок 1

Произведения  С. Баруздина о детях.

«Стихи о человеке и его словах».

«Как Алешке учиться надоело».

 

Учебные задачи:

 

-учить работать с текстом;

-развивать интерес к чтению;

-обеспечивать правильную организацию восприятия;

-развивать умение сравнивать произведения по жанру;

-развивать учебные и читательские умения;

-формировать нравственные понятия «лень»-«труд»;

 

 

Ход урока: Жужжащее чтение

 

1. Проверка домашнего задания:

 

-выразительное чтение стихотворения «Катя».

-слушание рассказов о Кате.

 

- Катя была ленивая девочка: она не помогала работать в саду, гуляла в то время, когда все трудились, сидела на скамейке, ждала урожая, не понимая того, что его нужно вырастить. Я не хочу быть похожей на эту девочку.

 

проверка выполнения заданий в тетрадях.

 

2.Работа над новым материалом:

 

А) Организация класса:

-Ребята, мы с вами продолжим знакомство с произведениями о детях и для детей. И  сегодня  предстоит встреча с творчеством С.А. Баруздина.

 

Известный писатель Сергей Алексеевич Баруздин посвятил свое творчество детям. В центре его внимания – жизнь детей, их отношения со взрослыми и сверстниками, серьезные и забавные истории, которые с ними приключились. Многие рассказы Баруздина повествуют о военном времени. Рассказывая детям о событиях ВОВ, писатель воспитывает интерес к родной стране и ее прошлому. Очень интересные произведения Баруздина «Про Светлану», «Сказка о трамвае», «Рави и Шаши», «Как Алешка рисовал», и др. Эти книги вы можете найти в нашей школьной библиотеке. А сегодня на уроке мы прочтем два его произведения, и сравним их по жанру и теме.

 

Б) первичное чтение и восприятие текста:

Знакомство со стихотворением С. Баруздина «Стихи о человеке и его делах»

Чтение стихотворения учителем:

-Какие бывают слова?

-Слова бывают упрямые, твердые, мягкие, разные.

-Какие слова вам  понравились?

-Мне понравились слова мягкие. Я думаю, что это ласковые, добрые слова- мама, радость, тепло ,солнце.

-Мне нравятся слова  смелые. Я хочу быть военным,  и мне пригодятся эти слова - вперед, за Родину, защитник.

 

В) Аналитическое чтение:

 

Подготовительная работа: упражнение на развитие четкости произношения слов:

Разные                               непременно

всякие                                не поймаешь

упрямые                            суровые

 

Человек без дела - человек без слова.

 

-Знакомы ли вам эти слова?

-Да, эти слова нам  встречались в стихотворении.

 

-Найдите эти слова в тексте. Прочитайте повторно стихотворение . 

Отметить карандашом данные слова в тексте.

 

-Прочитайте задание 2 к тексту.

-Я считаю, что пословица «Дерево смотри в плодах, а человека - в делах» подходит к этому стихотворению, потому, что можно много говорить, но ничего не делать, а судить о тебе будут по тому, как ты работаешь, учишься, помогаешь старшим.

 

Дифференцированная работа.

 

1 группа ( хорошо читающие дети)

2 группа ( слабочитающие дети)

 Самостоятельная работа.

Выполнить задание 2 в тетради

Запиши разные слова. ( По группам)

Работа с учителем:

упражнения на гибкость и скорость чтения:

1)     Прочитать предложение по стрелке: слова → бывают → разные → слова → бывают →  всякие → слова → бывают → ясные → твердые → и → → мягкие.

2)     Прочитать предложение по номерам слов:

Слова (1), стоит (9), упрямые (4), каждым (11), суровые (5), непременно (7), бывают (2), дело (8), за (10), но (6), смелые (3), словом (12). (слова записаны не по порядку).

Работа с учителем.

Проверка выполнения работы:

Нежные - милая, мамочка, любимая, ласковая

Твердые - выучить, сделать, необходимо

Упрямые - хочу, буду, дай

 

Самостоятельная работа.

Чтение стихотворения молча, без речедвижения, только глазами.

        

Это стихотворение вы выучите дома наизусть, а после физминутки мы познакомимся еще с одним произведением этого же автора.

 

Физминутка.

Мы пилили доску, с утра у нас дела.

Стальные зубы остры, легко идет пила.

Мы сейчас бревно распилим,

Пилим, пилим, пилим, пилим.

Раз- два, раз-два, будут на дрова.

 

        

 

Г) Работа с произведением «Как Алешке учиться надоело».

 

Чтение 1 части произведения  по абзацам хорошо читающими учениками.

 

-О ком этот рассказ?

-Этот рассказ о мальчике Алешке.

 

-В каком классе учился Алешка?

-Мальчик учился в первом классе.

 

-Почему Алешка ушел из школы?

-Алешка ушел из школы потому, что ему надоело учиться, он решил, что уже все умеет.

 

Давайте еще раз прочтем эту часть рассказа,  выделим нужные эпизоды, подготовимся к пересказу.

( чтение текста «цепочкой» по абзацам)

 

-Как можно озаглавить  эту часть рассказа?

-я считаю, что эту часть рассказа можно озаглавить «Надоело учиться».

 

-Сколько лет исполнилось Алешке?

-Мальчику исполнилось семь лет.

 

-Зачем мальчик пошел в школу?

-Алешка пошел  в школу, чтобы научиться читать и писать.

 

-Как учился Алешка?

-Алешка учился хорошо, он и книжку мог прочесть, и слова написать, и  числа сложить.

 

Попробуйте пересказать эту часть рассказа от имени Алешки.

 

Дети пересказывают текст от имени мальчика.

 

-Как вы думаете. Что сделает Алешка, когда придет домой?

( дети высказывают свои предположения)

 

-О том, что произошло на самом деле с Алешкой,  мы узнаем с вами на следующем уроке.

 

Итог урока:

 

-С произведениями какого автора мы сегодня познакомились?

-Мы работали с произведениями Сергея Баруздина.

 

-Сравните жанры этих произведений.

-Жанры произведений разные: стихотворение и рассказ.

 

 

 

 

 

Рассказ

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

 

Выучить стихотворение «Стихи о человеке и его словах» наизусть.

 

Выполнить задания  №4 ,3 в тетради на стр. 17.

 

gradeschoolmirs.ucoz.ru

Игры в слова. Б.Шергин. "Рифмы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с понятием “рифма”.

Задачи:

  • образовательные: познакомить учащихся с творчеством Б. Шергина, развивать чувство ритма, интонации;
  • развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, оперативную память;
  • воспитательные: воспитывать интерес к слову, к родному языку, развивать коммуникативные качества.

Оборудование: портрет Б. Шергина, выставка книг, м/м презентация урока.

Ход урока

I. Речевая разминка.

1. Упражнение “Фотоглаз”. Прочитай и запомни. (Приложение 1.)

– Значение какого слова вам незнакомо? Кто попробует объяснить?
– Перечислите слова, которые были в этом столбике. Какие слова вы запомнили?

2. Скороговорка (слайд).

Проворонила ворона воронёнка.

– Как понять слово “проворонила”?
– Чтение с ускорением.
– чтение с логическим ударением на 1 слове и т.д.

3. Игра “Найди слово в слове” (слайд).

Слово “Гастроном”. Что оно обозначает? (Магазин продовольственных товаров.)

астроном
агроном
монстр
нота
трос
матрос
нога и т.д.

4. Загадка (слайд).

Рогатая, а не олень.
Даёт молоко, а не корова. (Коза.)

5. Прочти и выучи наизусть (слайд).

Побежала коза в огород.
Ей навстречу попался народ.

– Как не стыдно тебе, егоза?
И коза опустила глаза.
А когда разошёлся народ,
Побежала опять в огород!

– Давайте выучим его. Оставим только последние слова и по ним вспомним всё стихотворение (слайд).

--------------------------------------- в огород
--------------------------------------- народ
-----------------------------------------егоза?
---------------------------------------- глаза
-----------------------------------------народ
-----------------------------------------огород!

– Запомнить помогают движения.

II. Актуализация знаний (слайд).

– Какие бывают слова.

Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово колючее – ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.

Есть слово весёлое – смех.

– Что помогло вам отгадать слова? (Рифма.)

III. Работа по теме урока.

– Что же такое рифма? Я прочту стихотворение Джона Чиарди, вы послушайте его и тогда вы сможете ответить на вопрос. С.85. [2]
– Как вы поняли, что такое рифма?

(Рифма – созвучие концов стихотворных строк.)

– Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов. Может и вы в будущем станете поэтами, но прежде давайте попробуем, а можем ли мы рифмовать слова?

Игра “Весёлые рифмы” (слайд).

По порядку счёт веди,
Рифмы парные найди:
Картинка – корзинка,
Петрушка –
Катушка –
Крючок –
Бутылка –
Сестрички –

– Какие вы молодцы. Поняли что такое рифма. Тогда вам не составит большого труда добавить слово в рифму.

Загадки – обманки.

А) Простой вопрос для малышей,
Кого боится кот? ........(Собак)
Б)Залезает мышка в шкаф

И пищит оттуда.......(Пи-пи-пи)
В) в парке холодно и сыро
Ветер кружит хлопья......(снега)
Г) Охранять муку и рис
Пригласим домашних ........(кошек)

– Вот видите как рифма бывает обманчива. Сочинять стихи не так уж и просто.
– Послушайте рассказ о том, как Мурзилка и Петя сочиняли стихи, и что у них получилось.

2 ученика по ролям:

– Как хорошо быть поэтом!
– Давай попробуем сочинить стихотворение.
– Сочинять стихи очень просто.
– О чём же нам писать?
– Что увидим, о том и сочиним!
– Пёс помчался через двор,
– Кот забрался на забор,
– Птички весело поют,
– Тучки белые плывут.
– Вышел дед из магазина.
– У него в руках корзина.
– А в корзине той варенье.
– Вот и всё стихотворенье!
– Получилось ли у Пети и Мурзилки стихотворение?
– Что они не обдумали? (Тему. О чём писать)

Знакомство с творчеством писателя.

– Сегодня познакомимся с рассказом, который написал Борис Викторович Шергин

(слайд).
Сообщение учителем сведений из биографии писателя. Выставка книг.
Б. Шергин – художник, рассказчик былин, замечательный русский писатель – сказочник. Родился в северном городе Архангельске, вырос в семье потомственного морехода и корабельного мастера.
Еще в школьные годы Борис Шергин стал записывать народные былины, сказки, которые позже стали основой его творчества.
Шергин прожил 77 лет, половину из которых провел в полной слепоте. Несмотря на это, он создал множество произведений, в которых отражена красота русского Севера и того народа, который жил там. Не напрасно многие писатели называют Шергина “Душой Севера”
– Рассказ называется “Рифмы”. В нём герои тоже играли в рифму.

Подготовка к восприятию.
(Пояснение значения недостаточно понятных детям слов.)

Знакомство с текстом. (Чтение учителем.)

Обсуждение прочитанного.

– О чём этот рассказ?
– Кто такой Шиш? (Добрый или злой дух, сказочное существо.)

Словарная работа по ходу чтения.

Выборочное чтение текста.

– Как Шиш оказался на телеге у незнакомого дядьки?
– Какую игру предложил Шиш?
– Какие рифмы у него получились?
– Понравились стихи дядьке? Докажите.
– Какие рифмы придумал дядька?
– Для чего он это сделал?
– Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль .
– Хотите воспроизвести диалог Шиша и дядьки ?

Чтение по ролям

– Распределим, где чьи слова.

IV. Заключение.

– Играть в рифмы интересно. Сочинять стихи ещё интереснее. Достаточно ли только уметь подбирать рифму или необходимо что-то ещё?

V. Домашнее задание.

Придумайте свои четверостишия.

VI. Рефлексия.

Что нового узнали о словах?
– Кому было интересно? Что было самым трудным? С удовольствием ли будете выполнять домашнее задание?

Литература:

  1. О. В. Кубасова “Литературное чтение”, 2 класс. Ассоциация XXI век. 2009 г.
  2. О. В. Кубасова Любимые страницы. Методические рекомендации. Ассоциация XXI век. 2009 г.

12.04.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тесты по литературному чтению 2 класс.

Литературное чтение 2 класс

Тесты

НАЧАЛО ГОДА

Тест 1

ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ

Володя смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан.

К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять: хватал его зубами за огромные лапы, за морду и , казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

- Погоди-ка, вот она тебе задаст!- сказал Володя.- Проучит она тебя.

Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

- Видишь ли,- сказал Володе отец.- Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых. (83 слова) (К.Ушинский)

  1. Вставь нужную цифру.

В этом произведении __ персонажа.

2. Кто какой? Соедини стрелками.

маленький

большой

Полкан глупый Мопс

добрый

терпеливый

3. Объясни значение слова угрюмый.

Отметь правильный ответ знаком «+».

  • Больной

  • Большой

  • Мрачный

  • Злой

4. Подчерки в тексте главную мысль.

Тест 2

ПО ЯГОДЫ

Вот земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес – и давай собирать. Только бабушка – в кружечку, а Надя – в рот.

Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади- пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде.

На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела – все в кружечку. Пришла домой и говорит деду:

- Кушай!

-А сама что же?

-А я вчера ела.

-Вчера не считается,- сказал дедушка.- Давай вместе.

И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя ягоду, дед ягоду, Надя ягоду, дед ягоду. Так все и съели. (74 слова) (Я.Тайц)

1. Вставь нужную цифру.

В этом произведении __ персонажа.

2. Какие персонажи действуют в рассказе?

Отметь правильный ответ знаком «+».

3. Какой ягодой угощала Надя деда? Отметь знаком «+».

  • Земляникой

  • Малиной

  • Костяникой

4. Что можно сказать о Наде? Продолжи предложение.

Надя______________________

Работа с текстом и книгой

Тест 3

Жил на свете Ванечка

И должно ж случиться,-

Начал этот Ванечка

Чваниться, кичиться.

-Я букварь, товарищи,

Прочитал до корочки!

У меня ,товарищи,

В дневнике пятерочки!

Ванечка, Ванечка,

Перестал бы чваниться!

Нечего кичиться,

Все должны учиться!

(А.Барто)

1. Подчеркни в этом стихотворении слова, значение которых тебе не совсем понятно.

2. По смыслу стихотворения догадайся о значении этих слов, запиши свое предположение.

Чваниться, кичиться-______________________________________

3. Найди и отметь в тексте слова Ванечки.

4. Как говорит о себе Ванечка? Отметь знаком «+»

  • Скромно

  • Стыдливо

  • Хвастливо

5. Как относится к Ванечке автор? Отметь знаком «+»

  • Уважает

  • Осуждает

  • Хвалит

* * *

1. Соедини правильно.

«Слетай с грачатами к врачу, ЗАГАДКА

Прививки делать нам пора

Для укрепления пера!»

(М.Бородицкая)

СКОРОГОВОРКА

Подойдешь – заворчит.

Кто к хозяину идет,

Она знать дает.

2. Выбери правильный ответ. Отметь знаком «+»

Эта скороговорка…

  • Народная

  • Авторская

3. Выбери правильный ответ. Отметь знаком «+»

Эта загадка…

  • Народная

  • Авторская

* * *

1. Что это? Выбери правильный ответ. Отметь знаком «+»

Легкий вздох иль ветерок-

Пух летит за горсткой горстка,

И останется кружок

Наподобие наперстка.

(В.Берестов)

  • Считалка

  • Загадка

  • Скороговорка

2. Выбери правильный ответ. Отметь знаком «+»

Это произведение…

  • Народное

  • Авторское

3.Что описано в этом произведении? Продолжи предложение.

В этом четверостишии______________________________

Тест 4

1. Соедини правильно.

Поклевала всю рассаду

И кричала: ку-ку, мак,

Отжимай один кулак!

Вдруг из под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Крыши испугались, сели на ворон.

Лошадь подгоняла мужика кнутом.

- Тепло! На печи в шубе терпеть можно.

Ветер листики считал:

Красный лист,

Зеленый лист, СЧИТАЛКА

Липы лист,

Клена лист. ПОБАСЕНКА

Лист от ветки оторвался,

Ветер злился и сбивался. НЕБЫЛИЦА

Вот попробуй сосчитай,

Оторвался- улетай!

(А.Стройло)

2. Какое из произведений авторское? Отметь знаком «+»

Тест 5

Пролетело жаркое лето… Пришел сентябрь. После августовских теплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов растут еще подосиновики, сыроежки и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся тонконогие опенки…

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлету. А некоторые поторопились улететь раньше. Уже улетели ласточки и быстрокрылые стрижи… В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы…

Осеннее солнышко не обжигает лицо. Оно мягко и ласково греет, как будто нежно гладит кожу лица и рук…

(И.Соколов-Микитов)

1. Какими словами из текста можно озаглавить это произведение? Подчеркни их в тексте, запиши перед текстом.

2. Выбери и вставь в начало предложения то слово, которое, по-твоему, больше других подходит к этому предложению:

(Прошло, окончилось, пролетело) жаркое лето._________________

3. Что здесь описано как живое? Подчеркни.

* * *

УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ…

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет-

Улетает, улетел!

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи. (Е.Благинина)

1. Какое время года описано?

  • Весна

  • Лето

  • Осень

  • Зима

Тест 6

ЛЕС ОСЕНЬЮ

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина еще слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нем. (И.Соколов-Микитов)

  1. Какие краски увидел автор в осеннем лесу? Подчеркни в тексте.

  1. В каких выражениях писатель передал звуки, которые слышны в осеннем лесу? Подчеркни в тексте.

  1. Подчеркни слова и выражения, которые передают настроение осеннего леса.

  1. Что можно сказать об авторе произведения? Напиши.

* * *

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном.

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла! (А.Плещеев)

1. Какое настроение испытывает автор осенью?

  • Радость

  • Печаль

  • Равнодушие

СЕРЕДИНА ГОДА

Тест 7

КАПУСТНАЯ БАБОЧКА

Мальчик поймал на огороде беленькую бабочку и принес отцу.

-Это превредная бабочка,- сказал отец,- если их разведется много, то пропадет наша капуста.

-Неужели эта бабочка такая жадная?- спросил мальчик.

-Не сама бабочка, а ее гусеница,- отвечал отец.- Бабочка эта несет крохотных яичек, и из яичек выползут червячки: их-то и зовут гусеницами. Гусеница очень обжорлива: она только и делает, что ест да растет. Когда она вырастет, то сделается куколкой. Куколка не ест, не пьет, лежит без движения, а потом вылетит из нее бабочка, такая же, как вот эта. Так превращается всякая бабочка: из яичка в гусеницу, из гусеницы в куколку, из куколки в бабочку; а бабочка нанесет яичек и замрет где-нибудь на листе.

(К.Ушинский)

1.О какой куколке идет речь? Отметь знаком «+»

2. Что сначала? Что потом? Поставь цифры по порядку.

3. Кто из них наносит вред? Отметь знаком «+»

Тест 8

ДЛЯ ЧЕГО ГОВОРЯТ « СПАСИБО»?

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

-Спасибо тебе, ручей, - сказал дедушка.

Мальчик засмеялся.

-Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. -Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

-Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы- люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово.

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…

(78слов) (В.Сухомлинский)

  1. Что бы ты сказал в ответ на слова, выделенные в тексте?

Тест 9

1

-Филя, есть хочешь?

-Да нет, батюшка, я перекусил.

-А чем перекусил?

-Да съел кусок пирога, горшок сметаны и решето калачей.

2

БЕЛКА И МЕДВЕДЬ

-Ау, Медведь! Ты чего ночами делаешь?

-Я-то? Да ем.

-А днем?

-И днем ем.

-А утром?

-Тоже ем.

-Ну, а вечером?

-И вечером ем.

-Когда же ты не ешь?

-Да когда сыт бываю.

-А когда же ты сыт бываешь?

- А никогда…

(Н.Сладков)

  1. Чем похожи эти произведения? Отметь правильный ответ знаком «+».

    • Оба – небылицы

    • Оба написаны одним автором

    • Оба на одну тему

    • Оба смешные

    • Оба побасенки

2. Что можно узнать о медведе из произведения Н.Сладкова? Напиши.

* * *

КОРАБЛИК

По реке плывет кораблик.

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки и да коты! (Д.Хармс)

  1. Кто эти моряки? Впиши их название в клетки□□□□

  2. Подчеркни слова, которые помогают «увидеть» персонажей этого произведения.

  3. Отметь правильный ответ знаком «+». Это произведение похоже на:

*побасенку *загадку *скороговорку

Тест 10

ЛИЛОВОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Весь лиловый новый дом,

Весь лиловый кот на нем

Кухни и столовые тоже в нем лиловые.

От трубы и до колес весь лиловый паровоз.

И сиреневый букет на лиловый стал буфет.

И кому какое дело- я люблю лиловый цвет,

И карандаша другого у меня сегодня нет.

( Р.Сеф)

  1. Почему в этом стихотворении все лиловое? Найди ответ на этот вопрос в тексте и подчеркни.

  1. Как ты считаешь, кто рассказывает эту историю?

    • Автор

    • Ребенок

* * *

…Печатать я училась,

По клавишам стучала.

И вот что получилось

Прочту-ка все сначала:

«Плывет по небу РУЧКА.

Лежит в портфеле ТУЧКА.

У пса большая ПАПА.

Пришел с работы ЛАПА.

Кипит в кастрюле МАША.

Бежит по саду КАША.

Сидят, мурлычут МОШКИ.

Слетелись к лампе КОШКИ…»(Г.Сапгир)

1. Как тебе кажется, от чьего лица ведется рассказ Отметь правильный ответ знаком «+».

2. Подчеркни слова, которые объясняют множество ошибок

3.Как можно назвать это стихотворение? Напиши.

4. Впиши верные слова.

…Печатать я училась,

По клавишам стучала.

И вот что получилось

Прочту-ка все сначала:

«Плывет по небу ___________.

Лежит в портфеле__________.

У пса большая _________.

Пришел с работы _______.

Кипит в кастрюле ________.

Бежит по саду __________.

Сидят, мурлычут __________.

Слетелись к лампе__________...»

Тест 11

ДОБРЫЙ КРЕСТЬЯНИН

Японская сказка

Один крестьянин оседлал лошадь и поехал в город за соей. В городе он купил двенадцать кадушек сои.

-Больше восьми кадушек лошадь не поднимет, сказал купец,- оставь четыре здесь. Приедешь за ними завтра.

-У меня лошадь старая,- ответил крестьянин. Ей восемь кадушек много. Я навьючу на нее только шесть, а остальные потащу сам.

Так он и сделал: шесть кадушек навьючил на лошадь, а остальные шесть взвалил себе на спину. Потом взобрался на лошадь верхом и поехал. Лошадь сделала шаг –другой и стала. Ноги у нее так и подгибались.

-Неблагодарное животное!- закричал крестьянин.- Другие навьючивают на лошадей до восьми кадушек, а я жалею тебя - шесть кадушек на себе везу. Что же ты упираешься?

1. Чтобы ответить на вопрос крестьянина, подчеркни в сказке нужные слова.

2.Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

Название сказки…

  • Серьезное

  • Насмешливое

3.Как еще можно назвать сказку? Допиши.

____________________________________крестьянин.

* * *

Мама уходит, спешит в магазин:

-Лемеле, ты остаешься один.

Мама сказала:- Ты мне услужи:

Вымой тарелки, сестру уложи.

Дрова наколоть не забудь, мой сынок.

Поймай петуха и запри на замок.

Сестренка, тарелки, петух и дрова…

У Лемеле только одна голова!

Схватил он сестренку и запер в сарай.

Сказал он сестренке: -Ты здесь поиграй!

Дрова он усердно помыл кипятком,

Четыре тарелки разбил молотком.

Но долго пришлось с петухом воевать-

Ему не хотелось ложиться в кровать.

(Л.Квитко в пер. Н.Найденовой)

1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

Это стихотворение похоже на :

2. Объясни слово.

Усердно-________________________

Тест 12

ПЕРЕПОЛОХ

-КРАжа! ГРАбят,

- КРАжа! БРА тцы!

-КРАжа! Где же стРАжа?

-Что уКРАли?

-Два пеРА.

-БезоБРАзие!

С утРА…

-Вы УКРАли?

-Мы не БРАли.

-БРАли! -КРАли!

- БРАли! - КРАли!

Это я

Грачиный крик

Перевел

На наш язык.

(А.Шибаев)

1.Крики каких птиц напоминают выбранные автором слова и выделенные в них буквы(звуки)? Выбери правильный ответ и отметь знаком «+»

  • Попугаев

  • Ворон

  • Грачей

2.Для чего автор многократно использовал прием звукоподражания?

  • Чтобы создать настроение

  • Чтобы передать птичий гомон

  • Чтобы посмешить читателей

* * *

МЕДВЕДЬ И СОРОКА

-Медведь лукошко плести собрался! Медведь лукошко плести собрался!

-Кыш, стрекотуха…Какое лукошко…

-А зачем же ты лыко дерешь?

-В берлогу, на подстилочку…Разве мыслимо полгода на жесткой постели спать?

(Э.Шим)

1. Выбери правильный ответ и отметь знаком «+».

Это произведение…

2. Отметь в тексте, где чьи слова.

3. Что можно узнать из этого произведения о сороке и о медведе? Подчеркни в тексте.

Тест 13

ДЕКАБРЬ

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,

На ветвях огни зажглись;

Как по лесенке, по елке

Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки,

Серебром звезду зажег

Добежавший до верхушки

Самый смелый огонек.

Год прошел, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлевской башни

Свой салют двенадцать раз.

(С.Маршак)

  1. Какое это стихотворение по настроению (в целом)? Напиши.

2.Что автор назвал серебром? Напиши.

__________________________________________________________

3. Каково было елке сначала, когда ее только принесли в дом? Ответ найди в тексте и подчеркни.

4.Подчеркни слова, которые помогают представить наряд елки.

5. Что описывается в стихотворении как живое существо? Подчеркни.

* * *

ПОЧЕМУ ГОД КРУГЛЫЙ?

-Потому год круглый, - сказало Солнце, - что Земля вокруг меня мчится по кругу. Как полный круг сделает, так и год.

-И совсем не потому! – проскрипел Дуб. – Год потому круглый, что за год на всех деревьях годовое кольцо нарастает. Как год – так новое кольцо. А кольцо- тоже круг!

-Нет, друзья, - прошептала Елка, - ведь всем известно, что мы, елки, круглый год зеленые. А как же мы могли бы быть зелеными, если бы год- то не был круглым?

(Н.Сладков)

  1. Кто нам рассказал эту историю? От чьего лица ведется речь в этом произведении? Выбери правильный ответ и отметь знаком «+».

    • Автора

    • Дуба

    • Солнца

    • Ели

2. Выбери правильный ответ и отметь знаком «+».

Это произведение…

3. Как сказать по-другому? Допиши предложение.

Круглый год- _______________________год.

4. Кого здесь не хватает? Допиши. В каком порядке высказывают свое мнение персонажи? Подставь под словами соответствующие номера.

Елка Дуб ________________

5. Как лучше? Отметь знаком «+».

  • Сказало Солнце, сказал Дуб, сказала Елка.

  • Сказало Солнце, проскрипел Дуб, прошелестела Елка.

Тест 14

ДЕД МОРОЗ

Ночью в поле снег летучий,

Тишина.

В темном небе , в мягкой туче

Спит луна.

Тихо в поле. Темный- темный

Смотрит лес.

Дед Мороз, старик огромный,

С елки слез.

Весь он белый, весь в обновах,

Весь в звездах,

В белой шапке и в пуховых

Сапогах.

Вся в серебряных сосульках

Борода.

У него во рту свистулька

Изо льда.

Выше, выше

Вырастает Дед Мороз.

Вот он вышел

Из-за елок и берез.

…Зашагал он

Закачал он головой.

Засвистал он

В свой свисточек ледяной.

Все снежинки

По сугробам улеглись,

Все снежинки

Огонечками зажглись.

(М.Клокова)

  1. Что здесь описывается как живое существо? Подчеркни в тексте.

2. Закончи предложение.

Автор сравнивает снежинки с __________________

* * *

БЕЛАЯ КРАСАВИЦА

Как –то сделали меня

В зимний день мальчишки.

А про лето знаю я

Только по наслышке.

В ледяные зеркала

Я гляжу спесиво:

До чего же я бела,

До чего красива!

Вся я , с ног до головы,

Вылеплена с толком.

И глаза черным- черны,

И в руках метелка.

Дети с самого утра

Надо мной хлопочут,

А потом среди двора,

Ах, одну среди двора

Оставляют ночью!

(А Яким)

1. Кто эта «белая красавица»? Напиши.

______________________________________________________

2. Подчеркни в стихотворении, чем гордится «белая красавица».

3. Подчеркни строки, которые описывают другое настроение «белой красавицы».

4. Что это за настроение? Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

  • Радость

  • Обида

  • Насмешка

КОНЕЦ ГОДА

Тест 15

ЦЫПЛЯТА И ВОРОБЬЯТА

Желтые пушистые шарики выкатились из сарая и сразу же начали искать: что бы поесть? Цыплята только- только появились на свет, а уже побежали за мамой- курицей… Мама – курица не кормит их- цыплята сами умеют есть…

А под крышей сарая почти весь день громкий писк. Там, в гнезде, крошечные воробьята. Вытягивают тоненькие голые шейки. Открывают большие желтые рты. Мама- воробьиха целый день таскает им всяких мошек, гусениц, маленьких бабочек. А воробьятам все мало- очень уж они прожорливые.

Удивлялись цыплята: еды на земле сколько угодно, а воробьята почему- то требуют, чтоб их кормили. А воробьята, глядя на цыплят, удивлялись: как это они, только появились на свет- уже умеют еду находить самостоятельно.

Откуда цыплятам и воробьятам знать, что все птицы разные…(99слов)

(Ю.Дмитриев)

1. Кто сам умеет есть? Отметь правильный ответ знаком «+».

  • Цыплята

  • Воробьята

2. С чем автор сравнивает цыплят? Подчеркни в тексте.

3. Чему удивляются цыплята?

  • Тому, что птицы сами ищут еду

  • Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили

4. Чему удивляются воробьята?

  • Тому, что птицы сами ищут еду

  • Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили

5. Подчеркни в тексте предложение, в котором высказана главная мысль.

Тест 16

ЧИСТЮЛЯ

Идет девочка в школу. Бантики красивые, платьице выглажено, ботинки блестят. Рядом с нею- мама, несет ее портфель. А сзади идут два мальчика, разговаривают. Один говорит:

-Смотри, какая аккуратная девочка. Наверное, в классе она самая красивая- чистюля!

А другой ему отвечает:

-И совсем она не чистюля!

- Почему ты так думаешь?- удивился первый. – Вон она какая чистенькая!

-Ну и что ж, что сейчас она чистенькая! Ведь за нее мама все делает, даже портфель несет. Я каждый день ее вижу. И в раздевалке ее причесывает и приглаживает тоже мама. Ленивые не бывают аккуратными!

Так это или не так? (80 слов)

(О.Буцень)

1.О ком так говорят чистюля?

2. Что это- сказка или рассказ? Почему?

3. Вставь нужную цифру.

В этом произведении____ персонажа.

4.От чьего лица ведется речь? Отметь правильный ответ знаком «+».

  • Автора

  • Персонажа

5.Кто из мальчиков, по-твоему, прав? Почему ты так считаешь?

Тест 17

Югославская сказка

Шли два ленивца. Проголодались. Видят, растет яблоня. А на ней яблоко зреет. Заспорили ленивцы, кому за яблоком лезть. Один ленивец и говорит другому:

-Давай, друг, ляжем под яблоню. Подождем, пока яблоко само упадет. Тут и съедим его.

Легли они под яблоней. День лежат. Два . неделю. Наконец созрело яблоко и упало. Прямо на голову одному из ленивцев. Огромную шишку набило.

-Повезло тебе,- позавидовал другой ленивец, яблоко само упало. Теперь наешься.

А то вздохнул тяжело и говорит:

-Да за ним еще тянуться надо! Вот кабы оно прямо в рот влетело!

Так и остались оба ленивца голодными.

1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

Это произведение…

  • Авторское

  • Народное

2. Что высмеивается в этом произведении?

  • Глупость

  • Лень

  • Жадность

3.Выбери наиболее точное название для этого произведения. Запиши его перед текстом.

* * *

Ветерок спросил, пролетая:

-Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

-Золотые руки растят!

(Е.Серова)

1. Напиши сочетания слов, в которых слово золотой используется в прямом значении (сделанный из золота).

___________________________________________________

2. Напиши сочетания слов, в которых слово золотой используется в переносном значении.

______________________________________________________

3.Какое слово употреблено в стихотворении в переносном значении? Подчеркни в тексте.

4.Золотая рожь. Как можно сказать иначе? Запиши.

___________________________________________________

5. Золотые руки. Как можно сказать иначе? Запиши.

Тест 18

ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА

У кумушки- лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

Роет норы, умница, глубокие: много входов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы.

Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка, - да разбойница лиса: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика.

(К.Ушинский)

1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

Это произведение…

  • Сказка

  • рассказ

2. От чьего лица ведется рассказ?

  • Персонажа

  • автора

3. Найди в тексте и подчеркни слова, которые выражают отношение автора к лисе.

4.Всегда ли отношение автора к лисе одинаково?

  • Всегда

  • Не всегда

5. Найди в тексте и подчеркни описание жилища лисы.

* * *

КУКУШКА И ПЕТУХ

«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!»-

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!»-

«Тебя, мой куманек, век слушать я готова».-

«А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я , не дождусь,

Чтоб начала ты снова…

Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок!..

Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни, что твой соловей!»-

«Спасибо, кум: зато, по совести моей,

Поешь ты лучше райской птички,

На всех ссылаюсь в этом я».

Тут Воробей, случась, промолвил им : «Друзья!

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,-

Все ваша музыка плоха!..»

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

(И.Крылов)

1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

Это произведение…

  • Сказка

  • Рассказ

  • Басня

2.Подчеркни в тексте 2-3 слова, которыми хвалят друг друга персонажи.

3. Подчеркни строчки, в которых содержится главная мысль( мораль) произведения.

4. К кому это произведение имеет отношение?

  • К животным

  • К людим

Материал подготовлен Лебедьковой Ю.А.,

учителем начальной школы МОУ СОШ № 67

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о