Нежные слова 2 класс литературное – какие слова твердые,нежные, упрямые (дом. задание 2 класса ) мы не поняли помогите!
Персональный сайт – Баруздин Урок 1
Произведения С. Баруздина о детях.
«Стихи о человеке и его словах».
«Как Алешке учиться надоело».
Учебные задачи:
-учить работать с текстом;
-развивать интерес к чтению;
-обеспечивать правильную организацию восприятия;
-развивать умение сравнивать произведения по жанру;
-развивать учебные и читательские умения;
-формировать нравственные понятия «лень»-«труд»;
Ход урока: Жужжащее чтение
1. Проверка домашнего задания:
-выразительное чтение стихотворения «Катя».
-слушание рассказов о Кате.
– Катя была ленивая девочка: она не помогала работать в саду, гуляла в то время, когда все трудились, сидела на скамейке, ждала урожая, не понимая того, что его нужно вырастить. Я не хочу быть похожей на эту девочку.
проверка выполнения заданий в тетрадях.
2.Работа над новым материалом:
А) Организация класса:
-Ребята, мы с вами продолжим знакомство с произведениями о детях и для детей. И сегодня предстоит встреча с творчеством С.А. Баруздина.
Известный писатель Сергей Алексеевич Баруздин посвятил свое творчество детям. В центре его внимания – жизнь детей, их отношения со взрослыми и сверстниками, серьезные и забавные истории, которые с ними приключились. Многие рассказы Баруздина повествуют о военном времени. Рассказывая детям о событиях ВОВ, писатель воспитывает интерес к родной стране и ее прошлому. Очень интересные произведения Баруздина «Про Светлану», «Сказка о трамвае», «Рави и Шаши», «Как Алешка рисовал», и др. Эти книги вы можете найти в нашей школьной библиотеке. А сегодня на уроке мы прочтем два его произведения, и сравним их по жанру и теме.
Б) первичное чтение и восприятие текста:
Знакомство со стихотворением С. Баруздина «Стихи о человеке и его делах»
Чтение стихотворения учителем:
-Какие бывают слова?
-Слова бывают упрямые, твердые, мягкие, разные.
-Какие слова вам понравились?
-Мне понравились слова мягкие. Я думаю, что это ласковые, добрые слова- мама, радость, тепло ,солнце.
-Мне нравятся слова смелые. Я хочу быть военным, и мне пригодятся эти слова – вперед, за Родину, защитник.
В) Аналитическое чтение:
Подготовительная работа: упражнение на развитие четкости произношения слов:
Разные непременно
всякие не поймаешь
упрямые суровые
Человек без дела – человек без слова.
-Знакомы ли вам эти слова?
-Да, эти слова нам встречались в стихотворении.
-Найдите эти слова в тексте. Прочитайте повторно стихотворение .
Отметить карандашом данные слова в тексте.
-Прочитайте задание 2 к тексту.
-Я считаю, что пословица «Дерево смотри в плодах, а человека – в делах» подходит к этому стихотворению, потому, что можно много говорить, но ничего не делать, а судить о тебе будут по тому, как ты работаешь, учишься, помогаешь старшим.
Дифференцированная работа.
1 группа ( хорошо читающие дети) | 2 группа ( слабочитающие дети) |
Самостоятельная работа. Выполнить задание 2 в тетради Запиши разные слова. ( По группам) | Работа с учителем: упражнения на гибкость и скорость чтения: 1) Прочитать предложение по стрелке: слова → бывают → разные → слова → бывают → всякие → слова → бывают → ясные → твердые → и → → мягкие. 2) Прочитать предложение по номерам слов: Слова (1), стоит (9), упрямые (4), каждым (11), суровые (5), непременно (7), бывают (2), дело (8), за (10), но (6), смелые (3), словом (12). (слова записаны не по порядку). |
Работа с учителем. Проверка выполнения работы: Нежные – милая, мамочка, любимая, ласковая Твердые – выучить, сделать, необходимо Упрямые – хочу, буду, дай
| Самостоятельная работа. Чтение стихотворения молча, без речедвижения, только глазами. |
Это стихотворение вы выучите дома наизусть, а после физминутки мы познакомимся еще с одним произведением этого же автора.
Физминутка.
Мы пилили доску, с утра у нас дела.
Стальные зубы остры, легко идет пила.
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим, пилим, пилим, пилим.
Раз- два, раз-два, будут на дрова.
Г) Работа с произведением «Как Алешке учиться надоело».
Чтение 1 части произведения по абзацам хорошо читающими учениками.
-О ком этот рассказ?
-Этот рассказ о мальчике Алешке.
-В каком классе учился Алешка?
-Мальчик учился в первом классе.
-Почему Алешка ушел из школы?
-Алешка ушел из школы потому, что ему надоело учиться, он решил, что уже все умеет.
Давайте еще раз прочтем эту часть рассказа, выделим нужные эпизоды, подготовимся к пересказу.
( чтение текста «цепочкой» по абзацам)
-Как можно озаглавить эту часть рассказа?
-я считаю, что эту часть рассказа можно озаглавить «Надоело учиться».
-Сколько лет исполнилось Алешке?
-Мальчику исполнилось семь лет.
-Зачем мальчик пошел в школу?
-Алешка пошел в школу, чтобы научиться читать и писать.
-Как учился Алешка?
-Алешка учился хорошо, он и книжку мог прочесть, и слова написать, и числа сложить.
Попробуйте пересказать эту часть рассказа от имени Алешки.
Дети пересказывают текст от имени мальчика.
-Как вы думаете. Что сделает Алешка, когда придет домой?
( дети высказывают свои предположения)
-О том, что произошло на самом деле с Алешкой, мы узнаем с вами на следующем уроке.
Итог урока:
-С произведениями какого автора мы сегодня познакомились?
-Мы работали с произведениями Сергея Баруздина.
-Сравните жанры этих произведений.
-Жанры произведений разные: стихотворение и рассказ.
Рассказ
Домашнее задание.
Выучить стихотворение «Стихи о человеке и его словах» наизусть.
Выполнить задания №4 ,3 в тетради на стр. 17.
gradeschoolmirs.ucoz.ru
Игры в слова. Б.Шергин. “Рифмы”. 2-й класс
Разделы: Начальная школа
Цель: познакомить с понятием “рифма”.
Задачи:
- образовательные: познакомить учащихся с творчеством Б. Шергина, развивать чувство ритма, интонации;
- развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, оперативную память;
- воспитательные: воспитывать интерес к слову, к родному языку, развивать коммуникативные качества.
Оборудование: портрет Б. Шергина, выставка книг, м/м презентация урока.
Ход урока
I. Речевая разминка.
1. Упражнение “Фотоглаз”. Прочитай и запомни. (Приложение 1.)
– Значение какого слова вам незнакомо? Кто попробует объяснить?
– Перечислите слова, которые были в этом столбике. Какие слова вы запомнили?
2. Скороговорка (слайд).
Проворонила ворона воронёнка.
– Как понять слово “проворонила”?
– Чтение с ускорением.
– чтение с логическим ударением на 1 слове и т.д.
3. Игра “Найди слово в слове” (слайд).
Слово “Гастроном”. Что оно обозначает? (Магазин продовольственных товаров.)
астроном
агроном
монстр
нота
трос
матрос
нога и т.д.
4. Загадка (слайд).
Рогатая, а не олень.
Даёт молоко, а не корова. (Коза.)
5. Прочти и выучи наизусть (слайд).
Побежала коза в огород.
Ей навстречу попался народ.
– Как не стыдно тебе, егоза?
И коза опустила глаза.
А когда разошёлся народ,
Побежала опять в огород!
– Давайте выучим его. Оставим только последние слова и по ним вспомним всё стихотворение (слайд).
————————————— в огород
————————————— народ
—————————————–егоза?
—————————————- глаза
—————————————–огород!
– Запомнить помогают движения.
II. Актуализация знаний (слайд).
– Какие бывают слова.
Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово колючее – ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово весёлое – смех.
– Что помогло вам отгадать слова? (Рифма.)
III. Работа по теме урока.
– Что же такое рифма? Я прочту стихотворение Джона Чиарди, вы
послушайте его и тогда вы сможете ответить на вопрос. С.85. [2]
(Рифма – созвучие концов стихотворных строк.)
– Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов. Может и вы в будущем станете поэтами, но прежде давайте попробуем, а можем ли мы рифмовать слова?
Игра “Весёлые рифмы” (слайд).
По порядку счёт веди,
Рифмы парные найди:
Картинка – корзинка,
Петрушка –
Катушка –
Крючок –
Бутылка –
Сестрички –
– Какие вы молодцы. Поняли что такое рифма. Тогда вам не составит большого труда добавить слово в рифму.
Загадки – обманки.
А) Простой вопрос для малышей,
Кого боится кот? ……..(Собак)
Б)Залезает мышка в шкаф
И пищит оттуда…….(Пи-пи-пи)
В) в парке холодно и сыро
Ветер кружит хлопья……(снега)
Г) Охранять муку и рис
Пригласим домашних ……..(кошек)
– Вот видите как рифма бывает обманчива. Сочинять стихи не так уж и просто.
– Послушайте рассказ о том, как Мурзилка и Петя сочиняли стихи, и что у них
получилось.
2 ученика по ролям:
– Как хорошо быть поэтом!
– Давай попробуем сочинить стихотворение.
– Сочинять стихи очень просто.
– О чём же нам писать?
– Что увидим, о том и сочиним!
– Пёс помчался через двор,
– Кот забрался на забор,
– Птички весело поют,
– Тучки белые плывут.
– Вышел дед из магазина.
– У него в руках корзина.
– А в корзине той варенье.
– Вот и всё стихотворенье!
– Получилось ли у Пети и Мурзилки стихотворение?
– Что они не обдумали? (Тему. О чём писать)
Знакомство с творчеством писателя.
– Сегодня познакомимся с рассказом, который написал Борис Викторович Шергин
(слайд).
Сообщение учителем сведений из биографии писателя. Выставка книг.
Б. Шергин – художник, рассказчик былин, замечательный русский писатель –
сказочник. Родился в северном городе Архангельске, вырос в семье потомственного
морехода и корабельного мастера.
Еще в школьные годы Борис Шергин стал записывать народные былины, сказки,
которые позже стали основой его творчества.
Шергин прожил 77 лет, половину из которых провел в полной слепоте. Несмотря на
это, он создал множество произведений, в которых отражена красота русского
Севера и того народа, который жил там. Не напрасно многие писатели называют
Шергина “Душой Севера”
– Рассказ называется “Рифмы”. В нём герои тоже играли в рифму.
Подготовка к восприятию.
(Пояснение значения недостаточно понятных детям слов.)
Знакомство с текстом. (Чтение учителем.)
Обсуждение прочитанного.
– О чём этот рассказ?
– Кто такой Шиш? (Добрый или злой дух, сказочное существо.)
Словарная работа по ходу чтения.
Выборочное чтение текста.
– Как Шиш оказался на телеге у незнакомого дядьки?
– Какую игру предложил Шиш?
– Какие рифмы у него получились?
– Понравились стихи дядьке? Докажите.
– Какие рифмы придумал дядька?
– Для чего он это сделал?
– Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль .
– Хотите воспроизвести диалог Шиша и дядьки ?
Чтение по ролям
– Распределим, где чьи слова.
IV. Заключение.
– Играть в рифмы интересно. Сочинять стихи ещё интереснее. Достаточно ли только уметь подбирать рифму или необходимо что-то ещё?
V. Домашнее задание.
Придумайте свои четверостишия.
VI. Рефлексия.
Что нового узнали о словах?
– Кому было интересно? Что было самым трудным? С удовольствием ли будете
выполнять домашнее задание?
Литература:
- О. В. Кубасова “Литературное чтение”, 2 класс. Ассоциация XXI век. 2009 г.
- О. В. Кубасова Любимые страницы. Методические рекомендации. Ассоциация XXI век. 2009 г.
12.04.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Тесты по литературному чтению 2 класс.
Литературное чтение 2 класс
Тесты
НАЧАЛО ГОДА
Тест 1
ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ
Володя смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять: хватал его зубами за огромные лапы, за морду и , казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
– Погоди-ка, вот она тебе задаст!- сказал Володя.- Проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
– Видишь ли,- сказал Володе отец.- Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых. (83 слова) (К.Ушинский)
Вставь нужную цифру.
В этом произведении __ персонажа.
2. Кто какой? Соедини стрелками.
маленький
большой
Полкан глупый Мопс
добрый
терпеливый
3. Объясни значение слова угрюмый.
Отметь правильный ответ знаком «+».
Больной
Большой
Мрачный
Злой
4. Подчерки в тексте главную мысль.
Тест 2
ПО ЯГОДЫ
Вот земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес – и давай собирать. Только бабушка – в кружечку, а Надя – в рот.
Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади- пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде.
На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела – все в кружечку. Пришла домой и говорит деду:
– Кушай!
-А сама что же?
-А я вчера ела.
-Вчера не считается,- сказал дедушка.- Давай вместе.
И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя ягоду, дед ягоду, Надя ягоду, дед ягоду. Так все и съели. (74 слова) (Я.Тайц)
1. Вставь нужную цифру.
В этом произведении __ персонажа.
2. Какие персонажи действуют в рассказе?
Отметь правильный ответ знаком «+».
3. Какой ягодой угощала Надя деда? Отметь знаком «+».
Земляникой
Малиной
Костяникой
4. Что можно сказать о Наде? Продолжи предложение.
Надя______________________
Работа с текстом и книгой
Тест 3
Жил на свете Ванечка
И должно ж случиться,-
Начал этот Ванечка
Чваниться, кичиться.
-Я букварь, товарищи,
Прочитал до корочки!
У меня ,товарищи,
В дневнике пятерочки!
Ванечка, Ванечка,
Перестал бы чваниться!
Нечего кичиться,
Все должны учиться!
(А.Барто)
1. Подчеркни в этом стихотворении слова, значение которых тебе не совсем понятно.
2. По смыслу стихотворения догадайся о значении этих слов, запиши свое предположение.
Чваниться, кичиться-______________________________________
3. Найди и отметь в тексте слова Ванечки.
4. Как говорит о себе Ванечка? Отметь знаком «+»
Скромно
Стыдливо
Хвастливо
5. Как относится к Ванечке автор? Отметь знаком «+»
Уважает
Осуждает
Хвалит
* * *
1. Соедини правильно.
«Слетай с грачатами к врачу, ЗАГАДКА
Прививки делать нам пора
Для укрепления пера!»
(М.Бородицкая)
СКОРОГОВОРКА
Подойдешь – заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает.
2. Выбери правильный ответ. Отметь знаком «+»
Эта скороговорка…
Народная
Авторская
3. Выбери правильный ответ. Отметь знаком «+»
Эта загадка…
Народная
Авторская
* * *
1. Что это? Выбери правильный ответ. Отметь знаком «+»
Легкий вздох иль ветерок-
Пух летит за горсткой горстка,
И останется кружок
Наподобие наперстка.
(В.Берестов)
Считалка
Загадка
Скороговорка
2. Выбери правильный ответ. Отметь знаком «+»
Это произведение…
Народное
Авторское
3.Что описано в этом произведении? Продолжи предложение.
В этом четверостишии______________________________
Тест 4
1. Соедини правильно.
Поклевала всю рассаду
И кричала: ку-ку, мак,
Отжимай один кулак!
Вдруг из под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Крыши испугались, сели на ворон.
Лошадь подгоняла мужика кнутом.
– Тепло! На печи в шубе терпеть можно.
Ветер листики считал:
Красный лист,
Зеленый лист, СЧИТАЛКА
Липы лист,
Клена лист. ПОБАСЕНКА
Лист от ветки оторвался,
Ветер злился и сбивался. НЕБЫЛИЦА
Вот попробуй сосчитай,
Оторвался- улетай!
(А.Стройло)
2. Какое из произведений авторское? Отметь знаком «+»
Тест 5
Пролетело жаркое лето… Пришел сентябрь. После августовских теплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов растут еще подосиновики, сыроежки и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся тонконогие опенки…
В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлету. А некоторые поторопились улететь раньше. Уже улетели ласточки и быстрокрылые стрижи… В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы…
Осеннее солнышко не обжигает лицо. Оно мягко и ласково греет, как будто нежно гладит кожу лица и рук…
(И.Соколов-Микитов)
1. Какими словами из текста можно озаглавить это произведение? Подчеркни их в тексте, запиши перед текстом.
2. Выбери и вставь в начало предложения то слово, которое, по-твоему, больше других подходит к этому предложению:
(Прошло, окончилось, пролетело) жаркое лето._________________
3. Что здесь описано как живое? Подчеркни.
* * *
УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ…
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет-
Улетает, улетел!
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи. (Е.Благинина)
1. Какое время года описано?
Весна
Лето
Осень
Зима
Тест 6
ЛЕС ОСЕНЬЮ
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина еще слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нем. (И.Соколов-Микитов)
Какие краски увидел автор в осеннем лесу? Подчеркни в тексте.
В каких выражениях писатель передал звуки, которые слышны в осеннем лесу? Подчеркни в тексте.
Подчеркни слова и выражения, которые передают настроение осеннего леса.
Что можно сказать об авторе произведения? Напиши.
* * *
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном.
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла! (А.Плещеев)
1. Какое настроение испытывает автор осенью?
Радость
Печаль
Равнодушие
СЕРЕДИНА ГОДА
Тест 7
КАПУСТНАЯ БАБОЧКА
Мальчик поймал на огороде беленькую бабочку и принес отцу.
-Это превредная бабочка,- сказал отец,- если их разведется много, то пропадет наша капуста.
-Неужели эта бабочка такая жадная?- спросил мальчик.
-Не сама бабочка, а ее гусеница,- отвечал отец.- Бабочка эта несет крохотных яичек, и из яичек выползут червячки: их-то и зовут гусеницами. Гусеница очень обжорлива: она только и делает, что ест да растет. Когда она вырастет, то сделается куколкой. Куколка не ест, не пьет, лежит без движения, а потом вылетит из нее бабочка, такая же, как вот эта. Так превращается всякая бабочка: из яичка в гусеницу, из гусеницы в куколку, из куколки в бабочку; а бабочка нанесет яичек и замрет где-нибудь на листе.
(К.Ушинский)
1.О какой куколке идет речь? Отметь знаком «+»
2. Что сначала? Что потом? Поставь цифры по порядку.
3. Кто из них наносит вред? Отметь знаком «+»
Тест 8
ДЛЯ ЧЕГО ГОВОРЯТ « СПАСИБО»?
По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
-Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка.
Мальчик засмеялся.
-Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. -Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
-Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы- люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово.
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…
(78слов) (В.Сухомлинский)
Что бы ты сказал в ответ на слова, выделенные в тексте?
Тест 9
1
-Филя, есть хочешь?
-Да нет, батюшка, я перекусил.
-А чем перекусил?
-Да съел кусок пирога, горшок сметаны и решето калачей.
2
БЕЛКА И МЕДВЕДЬ
-Ау, Медведь! Ты чего ночами делаешь?
-Я-то? Да ем.
-А днем?
-И днем ем.
-А утром?
-Тоже ем.
-Ну, а вечером?
-И вечером ем.
-Когда же ты не ешь?
-Да когда сыт бываю.
-А когда же ты сыт бываешь?
– А никогда…
(Н.Сладков)
Чем похожи эти произведения? Отметь правильный ответ знаком «+».
Оба – небылицы
Оба написаны одним автором
Оба на одну тему
Оба смешные
Оба побасенки
2. Что можно узнать о медведе из произведения Н.Сладкова? Напиши.
* * *
КОРАБЛИК
По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки и да коты! (Д.Хармс)
Кто эти моряки? Впиши их название в клетки□□□□
Подчеркни слова, которые помогают «увидеть» персонажей этого произведения.
Отметь правильный ответ знаком «+». Это произведение похоже на:
*побасенку *загадку *скороговорку
Тест 10
ЛИЛОВОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
Весь лиловый новый дом,
Весь лиловый кот на нем
Кухни и столовые тоже в нем лиловые.
От трубы и до колес весь лиловый паровоз.
И сиреневый букет на лиловый стал буфет.
И кому какое дело- я люблю лиловый цвет,
И карандаша другого у меня сегодня нет.
( Р.Сеф)
Почему в этом стихотворении все лиловое? Найди ответ на этот вопрос в тексте и подчеркни.
Как ты считаешь, кто рассказывает эту историю?
Автор
Ребенок
* * *
…Печатать я училась,
По клавишам стучала.
И вот что получилось
Прочту-ка все сначала:
«Плывет по небу РУЧКА.
Лежит в портфеле ТУЧКА.
У пса большая ПАПА.
Пришел с работы ЛАПА.
Кипит в кастрюле МАША.
Бежит по саду КАША.
Сидят, мурлычут МОШКИ.
Слетелись к лампе КОШКИ…»(Г.Сапгир)
1. Как тебе кажется, от чьего лица ведется рассказ Отметь правильный ответ знаком «+».
2. Подчеркни слова, которые объясняют множество ошибок
3.Как можно назвать это стихотворение? Напиши.
4. Впиши верные слова.
…Печатать я училась,
По клавишам стучала.
И вот что получилось
Прочту-ка все сначала:
«Плывет по небу ___________.
Лежит в портфеле__________.
У пса большая _________.
Пришел с работы _______.
Кипит в кастрюле ________.
Бежит по саду __________.
Сидят, мурлычут __________.
Слетелись к лампе__________…»
Тест 11
ДОБРЫЙ КРЕСТЬЯНИН
Японская сказка
Один крестьянин оседлал лошадь и поехал в город за соей. В городе он купил двенадцать кадушек сои.
-Больше восьми кадушек лошадь не поднимет, сказал купец,- оставь четыре здесь. Приедешь за ними завтра.
-У меня лошадь старая,- ответил крестьянин. Ей восемь кадушек много. Я навьючу на нее только шесть, а остальные потащу сам.
Так он и сделал: шесть кадушек навьючил на лошадь, а остальные шесть взвалил себе на спину. Потом взобрался на лошадь верхом и поехал. Лошадь сделала шаг –другой и стала. Ноги у нее так и подгибались.
-Неблагодарное животное!- закричал крестьянин.- Другие навьючивают на лошадей до восьми кадушек, а я жалею тебя – шесть кадушек на себе везу. Что же ты упираешься?
1. Чтобы ответить на вопрос крестьянина, подчеркни в сказке нужные слова.
2.Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Название сказки…
Серьезное
Насмешливое
3.Как еще можно назвать сказку? Допиши.
____________________________________крестьянин.
* * *
Мама уходит, спешит в магазин:
-Лемеле, ты остаешься один.
Мама сказала:- Ты мне услужи:
Вымой тарелки, сестру уложи.
Дрова наколоть не забудь, мой сынок.
Поймай петуха и запри на замок.
Сестренка, тарелки, петух и дрова…
У Лемеле только одна голова!
Схватил он сестренку и запер в сарай.
Сказал он сестренке: -Ты здесь поиграй!
Дрова он усердно помыл кипятком,
Четыре тарелки разбил молотком.
Но долго пришлось с петухом воевать-
Ему не хотелось ложиться в кровать.
(Л.Квитко в пер. Н.Найденовой)
1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Это стихотворение похоже на :
2. Объясни слово.
Усердно-________________________
Тест 12
ПЕРЕПОЛОХ
-КРАжа! ГРАбят,
– КРАжа! БРА тцы!
-КРАжа! Где же стРАжа?
-Что уКРАли?
-Два пеРА.
-БезоБРАзие!
С утРА…
-Вы УКРАли?
-Мы не БРАли.
-БРАли! -КРАли!
– БРАли! – КРАли!
Это я
Грачиный крик
Перевел
На наш язык.
(А.Шибаев)
1.Крики каких птиц напоминают выбранные автором слова и выделенные в них буквы(звуки)? Выбери правильный ответ и отметь знаком «+»
Попугаев
Ворон
Грачей
2.Для чего автор многократно использовал прием звукоподражания?
Чтобы создать настроение
Чтобы передать птичий гомон
Чтобы посмешить читателей
* * *
МЕДВЕДЬ И СОРОКА
-Медведь лукошко плести собрался! Медведь лукошко плести собрался!
-Кыш, стрекотуха…Какое лукошко…
-А зачем же ты лыко дерешь?
-В берлогу, на подстилочку…Разве мыслимо полгода на жесткой постели спать?
(Э.Шим)
1. Выбери правильный ответ и отметь знаком «+».
Это произведение…
2. Отметь в тексте, где чьи слова.
3. Что можно узнать из этого произведения о сороке и о медведе? Подчеркни в тексте.
Тест 13
ДЕКАБРЬ
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись;
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки,
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.
Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют двенадцать раз.
(С.Маршак)
Какое это стихотворение по настроению (в целом)? Напиши.
2.Что автор назвал серебром? Напиши.
__________________________________________________________
3. Каково было елке сначала, когда ее только принесли в дом? Ответ найди в тексте и подчеркни.
4.Подчеркни слова, которые помогают представить наряд елки.
5. Что описывается в стихотворении как живое существо? Подчеркни.
* * *
ПОЧЕМУ ГОД КРУГЛЫЙ?
-Потому год круглый, – сказало Солнце, – что Земля вокруг меня мчится по кругу. Как полный круг сделает, так и год.
-И совсем не потому! – проскрипел Дуб. – Год потому круглый, что за год на всех деревьях годовое кольцо нарастает. Как год – так новое кольцо. А кольцо- тоже круг!
-Нет, друзья, – прошептала Елка, – ведь всем известно, что мы, елки, круглый год зеленые. А как же мы могли бы быть зелеными, если бы год- то не был круглым?
(Н.Сладков)
Кто нам рассказал эту историю? От чьего лица ведется речь в этом произведении? Выбери правильный ответ и отметь знаком «+».
Автора
Дуба
Солнца
Ели
2. Выбери правильный ответ и отметь знаком «+».
Это произведение…
3. Как сказать по-другому? Допиши предложение.
Круглый год- _______________________год.
4. Кого здесь не хватает? Допиши. В каком порядке высказывают свое мнение персонажи? Подставь под словами соответствующие номера.
Елка Дуб ________________
5. Как лучше? Отметь знаком «+».
Сказало Солнце, сказал Дуб, сказала Елка.
Сказало Солнце, проскрипел Дуб, прошелестела Елка.
Тест 14
ДЕД МОРОЗ
Ночью в поле снег летучий,
Тишина.
В темном небе , в мягкой туче
Спит луна.
Тихо в поле. Темный- темный
Смотрит лес.
Дед Мороз, старик огромный,
С елки слез.
Весь он белый, весь в обновах,
Весь в звездах,
В белой шапке и в пуховых
Сапогах.
Вся в серебряных сосульках
Борода.
У него во рту свистулька
Изо льда.
Выше, выше
Вырастает Дед Мороз.
Вот он вышел
Из-за елок и берез.
…Зашагал он
Закачал он головой.
Засвистал он
В свой свисточек ледяной.
Все снежинки
По сугробам улеглись,
Все снежинки
Огонечками зажглись.
(М.Клокова)
Что здесь описывается как живое существо? Подчеркни в тексте.
2. Закончи предложение.
Автор сравнивает снежинки с __________________
* * *
БЕЛАЯ КРАСАВИЦА
Как –то сделали меня
В зимний день мальчишки.
А про лето знаю я
Только по наслышке.
В ледяные зеркала
Я гляжу спесиво:
До чего же я бела,
До чего красива!
Вся я , с ног до головы,
Вылеплена с толком.
И глаза черным- черны,
И в руках метелка.
Дети с самого утра
Надо мной хлопочут,
А потом среди двора,
Ах, одну среди двора
Оставляют ночью!
(А Яким)
1. Кто эта «белая красавица»? Напиши.
______________________________________________________
2. Подчеркни в стихотворении, чем гордится «белая красавица».
3. Подчеркни строки, которые описывают другое настроение «белой красавицы».
4. Что это за настроение? Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Радость
Обида
Насмешка
КОНЕЦ ГОДА
Тест 15
ЦЫПЛЯТА И ВОРОБЬЯТА
Желтые пушистые шарики выкатились из сарая и сразу же начали искать: что бы поесть? Цыплята только- только появились на свет, а уже побежали за мамой- курицей… Мама – курица не кормит их- цыплята сами умеют есть…
А под крышей сарая почти весь день громкий писк. Там, в гнезде, крошечные воробьята. Вытягивают тоненькие голые шейки. Открывают большие желтые рты. Мама- воробьиха целый день таскает им всяких мошек, гусениц, маленьких бабочек. А воробьятам все мало- очень уж они прожорливые.
Удивлялись цыплята: еды на земле сколько угодно, а воробьята почему- то требуют, чтоб их кормили. А воробьята, глядя на цыплят, удивлялись: как это они, только появились на свет- уже умеют еду находить самостоятельно.
Откуда цыплятам и воробьятам знать, что все птицы разные…(99слов)
(Ю.Дмитриев)
1. Кто сам умеет есть? Отметь правильный ответ знаком «+».
Цыплята
Воробьята
2. С чем автор сравнивает цыплят? Подчеркни в тексте.
3. Чему удивляются цыплята?
Тому, что птицы сами ищут еду
Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили
4. Чему удивляются воробьята?
Тому, что птицы сами ищут еду
Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили
5. Подчеркни в тексте предложение, в котором высказана главная мысль.
Тест 16
ЧИСТЮЛЯ
Идет девочка в школу. Бантики красивые, платьице выглажено, ботинки блестят. Рядом с нею- мама, несет ее портфель. А сзади идут два мальчика, разговаривают. Один говорит:
-Смотри, какая аккуратная девочка. Наверное, в классе она самая красивая- чистюля!
А другой ему отвечает:
-И совсем она не чистюля!
– Почему ты так думаешь?- удивился первый. – Вон она какая чистенькая!
-Ну и что ж, что сейчас она чистенькая! Ведь за нее мама все делает, даже портфель несет. Я каждый день ее вижу. И в раздевалке ее причесывает и приглаживает тоже мама. Ленивые не бывают аккуратными!
Так это или не так? (80 слов)
(О.Буцень)
1.О ком так говорят чистюля?
2. Что это- сказка или рассказ? Почему?
3. Вставь нужную цифру.
В этом произведении____ персонажа.
4.От чьего лица ведется речь? Отметь правильный ответ знаком «+».
Автора
Персонажа
5.Кто из мальчиков, по-твоему, прав? Почему ты так считаешь?
Тест 17
Югославская сказка
Шли два ленивца. Проголодались. Видят, растет яблоня. А на ней яблоко зреет. Заспорили ленивцы, кому за яблоком лезть. Один ленивец и говорит другому:
-Давай, друг, ляжем под яблоню. Подождем, пока яблоко само упадет. Тут и съедим его.
Легли они под яблоней. День лежат. Два . неделю. Наконец созрело яблоко и упало. Прямо на голову одному из ленивцев. Огромную шишку набило.
-Повезло тебе,- позавидовал другой ленивец, яблоко само упало. Теперь наешься.
А то вздохнул тяжело и говорит:
-Да за ним еще тянуться надо! Вот кабы оно прямо в рот влетело!
Так и остались оба ленивца голодными.
1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Это произведение…
Авторское
Народное
2. Что высмеивается в этом произведении?
Глупость
Лень
Жадность
3.Выбери наиболее точное название для этого произведения. Запиши его перед текстом.
* * *
Ветерок спросил, пролетая:
-Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
-Золотые руки растят!
(Е.Серова)
1. Напиши сочетания слов, в которых слово золотой используется в прямом значении (сделанный из золота).
___________________________________________________
2. Напиши сочетания слов, в которых слово золотой используется в переносном значении.
______________________________________________________
3.Какое слово употреблено в стихотворении в переносном значении? Подчеркни в тексте.
4.Золотая рожь. Как можно сказать иначе? Запиши.
___________________________________________________
5. Золотые руки. Как можно сказать иначе? Запиши.
Тест 18
ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА
У кумушки- лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая.
Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.
Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.
Роет норы, умница, глубокие: много входов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы.
Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка, – да разбойница лиса: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика.
(К.Ушинский)
1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Это произведение…
Сказка
рассказ
2. От чьего лица ведется рассказ?
Персонажа
автора
3. Найди в тексте и подчеркни слова, которые выражают отношение автора к лисе.
4.Всегда ли отношение автора к лисе одинаково?
Всегда
Не всегда
5. Найди в тексте и подчеркни описание жилища лисы.
* * *
КУКУШКА И ПЕТУХ
«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!»-
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!»-
«Тебя, мой куманек, век слушать я готова».-
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я , не дождусь,
Чтоб начала ты снова…
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!»-
«Спасибо, кум: зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, промолвил им : «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,-
Все ваша музыка плоха!..»
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
(И.Крылов)
1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Это произведение…
Сказка
Рассказ
Басня
2.Подчеркни в тексте 2-3 слова, которыми хвалят друг друга персонажи.
3. Подчеркни строчки, в которых содержится главная мысль( мораль) произведения.
4. К кому это произведение имеет отношение?
К животным
К людим
Материал подготовлен Лебедьковой Ю.А.,
учителем начальной школы МОУ СОШ № 67
infourok.ru