Нарисовать фразеологизмы 6 класс – Фразеологизмы в картинках
Урок – конкурс в 6 классе « Я знаю фразеологизмы». Цель урока: повторить и обобщить знания по теме « Фразеологизмы». Задачи урока: 1) углубить знания о фразеологизмах; 2) пополнить словарь детей устойчивыми оборотами; 3) развивать память, речь, мышление. Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний. Вид урока: урок – конкурс Оборудование: интерактивная доска, словари фразеологизмов русского языка, жетоны для оценивания, волшебная коробочка Ход урока Вступительное слово учителя ( сообщение темы урока, постановка цели и задач урока, объяснение условий конкурса). Каждое задание сопровождается демонстрацией на интерактивной доске. 1. Первый конкурс « Разминка». – Учитель читает толкование фразеологического оборота, а учащиеся называет фразеологизм. За каждый правильный ответ, ученик получает жетон. a) Ничем не выделяющийся, заурядный человек. (Ни рыбы ни мясо). b) Бездельничать, ничего не делать. (Считать ворон). c) Человек, на которого сваливают всю вину. ( Козёл отпущения). d) Говорить медленно, нудно. ( Тянуть кота за хвост). e) Быть находчивым в разговоре. (За словом в карман не полезешь). f) Постоянно ссориться, жить недружно. ( Как кошка с собакой.) g) Смотреть, ничего не понимая. ( Как баран на новые ворота). h) Старый, опытный человек. ( Морской волк). i) Очень громко кричать. ( Кричать во весь голос). j) Работать энергично, усердно. ( Засучив рукава). 2. Второй конкурс « Закончи фразеологизм». – Учитель читает фразеологизм, а дети заканчивают одним словом. a) Седьмая вода на …… ( киселе) b) Мастер на все…. ( руки). c) Как с гуся ……. ( вода). d) Держать язык за …… ( зубами) e) Ни свет ни … ( заря). f) Плясать по чужую …. ( дудку). g) Подливать масло в …. ( огонь). h) Садиться в … ( калошу). i) Сидеть сложа …. ( руки). j) Толочь воду в ….. ( ступе). 3. Третий конкурс « Фразеологические загадки» a) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, не бельё, а их развешивают чрезмерно любопытные люди. ( Уши). 7. Седьмой конкурс « Заморочки из коробочки» |
collegy.ucoz.ru
Урок – конкурс в 6 классе « Я знаю фразеологизмы». Цель урока: повторить и обобщить знания по теме « Фразеологизмы». Задачи урока: 1) углубить знания о фразеологизмах; 2) пополнить словарь детей устойчивыми оборотами; 3) развивать память, речь, мышление. Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний. Вид урока: урок – конкурс Оборудование: интерактивная доска, словари фразеологизмов русского языка, жетоны для оценивания, волшебная коробочка Ход урока Вступительное слово учителя ( сообщение темы урока, постановка цели и задач урока, объяснение условий конкурса). Каждое задание сопровождается демонстрацией на интерактивной доске. 1. Первый конкурс « Разминка». – Учитель читает толкование фразеологического оборота, а учащиеся называет фразеологизм. За каждый правильный ответ, ученик получает жетон. a) Ничем не выделяющийся, заурядный человек. (Ни рыбы ни мясо). b) Бездельничать, ничего не делать. (Считать ворон). c) Человек, на которого сваливают всю вину. ( Козёл отпущения). d) Говорить медленно, нудно. ( Тянуть кота за хвост). e) Быть находчивым в разговоре. (За словом в карман не полезешь). f) Постоянно ссориться, жить недружно. ( Как кошка с собакой.) g) Смотреть, ничего не понимая. ( Как баран на новые ворота). h) Старый, опытный человек. ( Морской волк). i) Очень громко кричать. ( Кричать во весь голос). j) Работать энергично, усердно. ( Засучив рукава). 2. Второй конкурс « Закончи фразеологизм». – Учитель читает фразеологизм, а дети заканчивают одним словом. a) Седьмая вода на …… ( киселе) b) Мастер на все…. ( руки). c) Как с гуся ……. ( вода). d) Держать язык за …… ( зубами) e) Ни свет ни … ( заря). f) Плясать по чужую …. ( дудку). g) Подливать масло в …. ( огонь). h) Садиться в … ( калошу). i) Сидеть сложа …. ( руки). j) Толочь воду в ….. ( ступе). 3. Третий конкурс « Фразеологические загадки» |
kinderbooks.ru
Урок-повторение по теме “Фразеологизмы”: “Волшебная страна Фразеология”. 6-й класс. Нарисовать фразеологизмы 6 класс
Урок с презентацией в 6 классе по теме “Фразеологизмы”
Конспект урока по русскому языку.
Подготовила учитель русского языка и литературы: Цветкова Наталия Владимировна
Класс: 6 класс
Тема урока: Фразеологизмы.
Цели урока:углубить и расширить знания о фразеологизмах русского языка; развивать речевые умения и навыки, обогащать речь учащихся; прививать любовь к родному языку.
Задачи урока:
1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) Воспитательная: способствовать воспитанию любвиь к родному языку, его красоте и многозначности.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование урока: тетради, учебник«Русский язык. 6 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М.Рыбченковой. – М.:Просвещение, 2015 , раздаточный материал, ноутбук, интерактивная доска,«Школьный фразеологический словарь русского языка» .
Ход урока:
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,
«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»
Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
II. Актуализация
Мы уже изучили много тем в разделе «Лексика». Давайте вспомним основные понятия.
– Кстати, а что такое лексика?
Проверка знаний учащихся по теме «Лексика» (мини -тест)(ответы записывают в тетрадь).
Вопросы теста.
1.Как называются слова, обозначающие предметы и явления, оставшиеся в далёком прошлом?
а) Архаизмы, б) общеупотребительные, в) историзмы.(слайд 1)
2.Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности?
а) Жаргонизмы, б) диалектизмы, в) историзмы.(слайд 2)
3.Как называются слова, вышедшие из активного, повседневного употребления?
а) Архаизмы, б) жаргонизмы, в) историзмы.(слайд 3)
4.Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности, называются:
а) диалектизмами, б) неологизмами, в)профессионализмами. (слайд 4)
5.Какие слова передают отношение говорящего к предмету его речи:
а)Диалектные, б) эмоционально окрашенные, в)жаргонизмы.(слайд 5)
6.Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной средой или возрастной группой – это:
а) диалектизмы, б) неологизмы, в) жаргонизмы.(слайд 6)
7.Какое лексическое понятие характеризует новые предметы, явления, орудия труда и т.д:
а) неологизмы, б) жаргонизмы, в)диалектизмы.(слайд 7)
8.Как называются слова, пришедшие в наш язык вместе с заимствованием у других народов предметов личного или домашнего обихода, орудий труда, предметов искусства и т. д.?
а) Эмоционально окрашенные, б) заимствованные
kinderbooks.ru
“Волшебная страна Фразеология”. 6-й класс
Разделы: Русский язык, Внеклассная работа
Презентация
Цели урока: (Слайд 2)
Обучающие:
- обучать правильному употреблению фразеологизмов в речи
Научить:
- подбирать фразеологические синонимы и антонимы
- исправлять неточности во фразеологизмах
- подбирать фразеологизмы по определенной теме
- объяснять происхождение некоторых фразеологизмов.
Развивающие:
- развитие речи
- развитие мышления
Воспитывающие:
- воспитание чувства взаимопомощи
- воспитание дисциплины на уроке.
Оборудование: бумажные “островки”, изображения животных, грибов, корзин, карточки со словами, бумажные кленовые листья, юмористические картинки фразеологизмов (возможен вариант с презентацией)
План урока
1. Организационный момент
2. Опрос
3. Городские ворота
4. Зоопарк
6. Лес синонимов и антонимов
7. Переправа
8. Музей
9. Портрет на память
10. Итог урока
Ход урока
Организационный момент.
Опрос по пройденной теме (Слайд 4-5)
– На прошлом уроке мы познакомились с фразеологизмами.
– Кто скажет, как называется наука, изучающая фразеологизмы? (Фразеология).
– Что такое фразеологизмы? (Это устойчивое неделимое выражение).
– Для чего они нужны в речи? (Они делают речь богаче, красивее, помогают украсить речь).
– Какие вы знаете фразеологизмы? (Примеры).
– Что они обозначают?
Теперь я вижу, что вы поняли, что такое фразеологизмы. Сейчас мы отправимся с вами в путешествие по стране Фразеология. Путешествие будет увлекательным, работайте быстро, ловко, умело, чтобы комар носа не подточил.
Итак, не будем бить баклуши,
Вы засучите рукава.
Задание приготовьтесь слушать,
Чтоб не шла кругом голова. (Слайд 6)
– Как вы думаете, что обозначают эти фразеологизмы?
– Чем по отношению друг к другу являются бить баклуши и засучить рукава? (Антонимами)
Городские ворота.
Перед вами карта нашего путешествия. (Слайд 3) На ней есть различные островки. Чтобы успешно продвигаться по ним, нам нужно хорошо выполнять задания.
Итак, мы оказались у Городских ворот, возле которых стоит стража и не пускает без пароля. Но выход есть. Перед нами стихотворение. Вставьте пропущенные фразеологизмы, пользуясь подсказками в таблице.
- Когда от забот________,
- То лучше прогуляться с другом.
- Пройдет он ________,
- У________не будет________,
- Он _______даже_______,
- Что только _______,
- Да, вас ________…
- Но ______такого друга________.
Ответы:
1. голова идет кругом
2. сквозь огонь и воду
3. у моря ждать погоды
4. не покажет вида
5. проглотил обиду
6. водой не разольешь
7. днем с огнем не найдешь (Слайд 7)
– Что обозначают эти фразеологизмы?
– Какую гласную напишете в слове “голова”? Почему?
– Что напишете на конце “разольешь”, “найдешь”? Почему?
Зоопарк (Слайд 8-9)
Правильно, это препятствие преодолели. И мы попадаем в зоопарк. Вы знаете, что такое зоопарк? Но наш зоопарк необыкновенный, а фразеологический. Да, вот беда: убежали все животные. Наша задача – поймать и вернуть их на место.
- Пишет как_________лапой.
- Делить шкуру не убитого _______.
- ______носа не подточит.
- Не все______масленица.
- Денег______не клюют.
(Из представленных на доске картинок животных выбрать нужную).
– Какие вы знаете фразеологизмы со словом “кошка”? (на сердце кошки скребут, знает кошка, чье сало съела).
– А когда так говорят?
– Как пишется слово “сердце”? Почему слово волшебное?
(потому что здесь 6 букв и 5 звуков, д - непроизносимый согласный)
Город мастеров (Слайд 10)
Шли-шли и добрались до города мастеров. Все кругом стучит, звучит, свои слова говорит. Слова не простые, а профессионализмы. Что это такое?
(Профессионализмы – это слова, употребляющиеся в определенной профессии).
Вот и наши мастера употребляют такие фразеологизмы. Хотя теперь они стали общеупотребительными. Мало кто знает, откуда они пришли. Давайте отгадаем. Соедините фразеологизм стрелочкой с той профессией, откуда он пришел?
Заварить кашу парикмахер Играть первую скрипку шофер Стричь под одну гребенку портной Шито белыми нитками кузнец Между молотом и наковальней артист Завестись с полуоборота повар
– Молодцы! Теперь мастера будут нам благодарны. Нужно помогать людям.
– Составьте с этими фразеологизмами предложения. Примеры.
– Каким членом предложения являются фразеологизмы? (Они всегда являются одним членом предложения).
Лес синонимов и антонимов.
Помогли одним, теперь давайте поможем другим. Впереди – лес антонимов и синонимов. Дремучий лес, и была в нем сильная буря. Деревья вывернуло с корнем. (Раздаются бумажные кленовые листья, с написанными на них фразеологическими антонимами.)
Ваша задача – найти антонимы, соединив кленовые листочки. (Слайд 11)
– Что такое антонимы? (Антонимы – это слова с противоположными значениями.)
Найдите антонимы, и дерево оживет.
кричать вовсе горло денег куры не клюют рукой подать набрать в рот воды ни гроша за душой черепашьим шагом наговорил с три короба язык проглотил бежать во все лопатки за тридевять земель
– А что такое синонимы? (Синонимы – это слова, одинаковые по смыслу, но различающиеся оттенком лексического значения.) (Слайд 12)
Перед нами две корзины с надписями “мало”, “быстро”. Из развешанных на доске грибов нужно выбрать фразеологические синонимы и разложить в корзины.
Раз-два и обчелся во весь опор Всего ничего со всех ног Кот наплакал во весь дух По пальцам можно пересчитать на всех парах С гулькин нос сломя голову
Переправа (Слайд 13)
Добрались до переправы. Вода быстрая, шумная. Того гляди замочит, если не исправим быстро предложения. Если исправим их, то построим мостик.
1. Он никогда не откладывал дела в длинный (долгий) ящик.
2. Он начал рассуждать, и заигрался (заблудился) в трех соснах.
3. В общении с другими людьми большое значение (большую роль) играет ваше умение вести беседу.
– В чем ошибки? Когда так говорят?
Музей (Слайд 14)
Правильно. В каждой стране есть музей. И наша предпоследняя остановка – музей. Как вы знаете, многие фразеологизмы пришли из разных источников: из профессий, мифов, легенд, художественных произведений. Давайте узнаем, что же они обозначали раньше. (Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о следующих фразеологизмах).
– кричать во всю Ивановскую (Ивановская - площадь на территории Московского Кремля. Свое название она получила от находящейся на ней колокольни Ивана Великого – самого высокого сооружения старой Москвы.
В XVI-XVII веках на этой площади были расположены центральные правительственные учреждения России, которые назывались приказами. Их можно сравнить с современными министерствами.
Тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения, ни Интернета – того, что сейчас называется средствами массовой информации. Новости просто объявлялись вслух собравшейся толпе. Основную информацию люди могли получить на Ивановской площади, на которой специальные глашатаи зычными голосами читали народу правительственные указы и приказные постановления. В переносном смысле оно означает: “очень громко кричать” или попросту “орать во все горло”.
– отложить дела в долгий ящик
Есть предположение, будто это словосочетание, означающее “дать делу длительную отсрочку”, “надолго задержать его решение”, возникло еще в Московской Руси, триста лет назад.
Царь Алексей, отец Петра I, приказал в селе Коломенском перед своим дворцом установить длинный ящик, куда всякий мог бы опустить свою жалобу. Жалобы опускались, но дождаться решений было очень не легко; часто до того проходили месяцы и годы. Народ переименовал этот “длинный” ящик в “долгий”.
– лебединая песня
Впервые встречается в одной из басен легендарного баснописца Древней Греции Эзопа (VI век до н. э.): “Говорят, что лебеди поют перед смертью”. Поэт имел в виду легенду, согласно которой лебеди, эти непевчие, “молчащие” птицы, за несколько мгновений до смерти обретают голос, и это предсмертное пение лебедей удивительно красиво.
– вавилонское столпотворение
Вавилон – древний город на реке Евфрате в Азии, на территории нынешнего Ирака. По библейском легенде, жители Вавилона задумали возвести башню высотой “до неба”, чтобы обессмертить свои имена, и приступили к “столпотворению”, то есть к постройке столпа – башни.
Бог возмутился такой дерзостью и повелел ангелам “смешать их язык”. Вавилоняне, о того понимавшие друг друга, заговорили внезапно на различных языках; началась страшная неразбериха, и строительство башни сорвалось. Вполне понятно, что слова “вавилонское столпотворение” стали обозначением всякой бестолковой сутолоки и беспорядка.
– вычистить авгиевы конюшни
Жил-был в стране Элиде царь Авгий, страстный любитель лошадей: три тысячи коней ржали в его конюшнях. Однако стойла, в которых содержались лошади, никто не чистил в течение тридцати лет, и они по самую кровлю заросли навозом.
По счастью, на службу к царю Авгию поступил сказочный силач Геракл (у римлян он звался Геркулесом), которому царь и поручил очистить конюшни, что не под силу было сделать никому другому.
Геракл был столь же хитроумен, сколь и могуч. Он отвел в ворота конюшен русло реки Алфея, и бурный поток за сутки вымыл оттуда всю грязь.
Греки причислили этот поступок к самым славным подвигам Геракла и воспели наряду с другими его одиннадцатью подвигами а выражение “авгиевы конюшни” стали применять ко всему запущенному, загрязненному до последнего предела и вообще для обозначения большого беспорядка.
(Слайд 15)
– А что называется крылатым выражением? Приведите примеры. (Устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности.
А Васька слушает да ест; а воз и ныне там)
– Откуда взяты данные примеры? (Из басен И.А.Крылова. Учёные дали название таким фразам по фамилии известного русского баснописца)
Мастерская художника: Портрет на память.
Вот и подходит к концу наше путешествие. Но у людей от каждого события остается память. Вот и нам на память художник оставил “портреты фразеологизмов”. Попробуем их отгадать. (Дети отгадывают фразеологизмы и составляют с ними предложения).
1. Как с гуся вода (Слайд 16)
2. Отложить дела в долгий ящик (Слайд 16)
3. Подложить свинью (Слайд 17)
4. Сбоку припёка (Слайд 17)
5. Скатертью дорога (Слайд 18)
6. Сквозь землю провалиться (Слайд 18)
7. Внести свою лепту (Слайд 19)
8. Пускать пыль в глаза (Слайд 19)
9. Пуп земли (Слайд 20)
10. Глаза разбегаются (Слайд 20)
Итог урока.
Итак, я надеюсь, что вам понравилось наше путешествие. И теперь вы будете использовать фразеологизмы в своей речи, чтобы сделать ее богатой, красивой и правильной.
Домашнее задание: (Слайд 21)
- Повторить раздел “Лексика”
- Нарисовать “портрет” фразеологизма
- Использовать в своей речи фразеологизмы для её красоты и выразительности
Литература (Слайд 22)
- Е. А. Полежаева. Обучение с увлечением. Дидактические материалы к урокам русского языка в 6 классе. (Серия “Школа радости”) – Ростов на / Д: изд-во “Феникс”, 2003.- 384с.
- Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. – М.: “Просвещение”, 2002.
- Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина. Крылатые выражения.
- В.П.Жуков, А.П. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка.
- В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку. – М.: Новое знание, 2000. – 256 с.
- http://frazbook.ru/
- http://www.otrezal.ru/
19.11.2012
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация по русскому языку “Фразеологизмы в картинках” (6 класс). Фразеологизмы в картинках 6 класс
Урок с презентацией в 6 классе по теме “Фразеологизмы”. Фразеологизмы с картинками и объяснениями 6 класс
Урок с презентацией в 6 классе по теме “Фразеологизмы”
Конспект урока по русскому языку.
Подготовила учитель русского языка и литературы: Цветкова Наталия Владимировна
Класс: 6 класс
Тема урока: Фразеологизмы.
Цели урока:
углубить и расширить знания о фразеологизмах русского языка; развивать речевые умения и навыки, обогащать речь учащихся; прививать любовь к родному языку.
Задачи урока:
1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) Воспитательная: способствовать воспитанию любвиь к родному языку, его красоте и многозначности.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование урока: тетради, учебник«Русский язык. 6 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М.Рыбченковой. – М.:Просвещение, 2015 , раздаточный материал, ноутбук, интерактивная доска,«Школьный фразеологический словарь русского языка» .
Ход урока:
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,
«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»
Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
II. Актуализация
Мы уже изучили много тем в разделе «Лексика». Давайте вспомним основные понятия.
– Кстати, а что такое лексика?
Проверка знаний учащихся по теме «Лексика» (мини -тест)(ответы записывают в тетрадь).
Вопросы теста.
1.Как называются слова, обозначающие предметы и явления, оставшиеся в далёком прошлом?
а) Архаизмы, б) общеупотребительные, в) историзмы.(слайд 1)
2.Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности?
а) Жаргонизмы, б) диалектизмы, в) историзмы.(слайд 2)
3.Как называются слова, вышедшие из активного, повседневного употребления?
а) Архаизмы, б) жаргонизмы, в) историзмы.(слайд 3)
4.Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности, называются:
а) диалектизмами, б) неологизмами, в)профессионализмами. (слайд 4)
5.Какие слова передают отношение говорящего к предмету его речи:
а)Диалектные, б) эмоционально окрашенные, в)жаргонизмы.(слайд 5)
6.Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной средой или возрастной группой – это:
а) диалектизмы, б) неологизмы, в) жаргонизмы.(слайд 6)
7.Какое лексическое понятие характеризует новые предметы, явления, орудия труда и т.д:
а) неологизмы, б) жаргонизмы, в)диалектизмы.(слайд 7)
8.Как называются слова, пришедшие в наш язык вместе с заимствованием у других народов предметов личного или домашнего об
kinderbooks.ru
Урок с презентацией в 6 классе по теме “Фразеологизмы”
Конспект урока по русскому языку.
Подготовила учитель русского языка и литературы: Цветкова Наталия Владимировна
Класс: 6 класс
Тема урока: Фразеологизмы.
Цели урока:
углубить и расширить знания о фразеологизмах русского языка; развивать речевые умения и навыки, обогащать речь учащихся; прививать любовь к родному языку.
Задачи урока:
1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) Воспитательная: способствовать воспитанию любвиь к родному языку, его красоте и многозначности.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование урока: тетради, учебник«Русский язык. 6 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М.Рыбченковой. – М.:Просвещение, 2015 , раздаточный материал, ноутбук, интерактивная доска,«Школьный фразеологический словарь русского языка» .
Ход урока:
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,
«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»
Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
II. Актуализация
Мы уже изучили много тем в разделе «Лексика». Давайте вспомним основные понятия.
– Кстати, а что такое лексика?
Проверка знаний учащихся по теме «Лексика» (мини -тест)(ответы записывают в тетрадь).
Вопросы теста.
1.Как называются слова, обозначающие предметы и явления, оставшиеся в далёком прошлом?
а) Архаизмы, б) общеупотребительные, в) историзмы.(слайд 1)
2.Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности?
а) Жаргонизмы, б) диалектизмы, в) историзмы.(слайд 2)
3.Как называются слова, вышедшие из активного, повседневного употребления?
а) Архаизмы, б) жаргонизмы, в) историзмы.(слайд 3)
4.Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности, называются:
а) диалектизмами, б) неологизмами, в)профессионализмами. (слайд 4)
5.Какие слова передают отношение говорящего к предмету его речи:
а)Диалектные, б) эмоционально окрашенные, в)жаргонизмы.(слайд 5)
6.Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной средой или возрастной группой – это:
а) диалектизмы, б) неологизмы, в) жаргонизмы.(слайд 6)
7.Какое лексическое понятие характеризует новые предметы, явления, орудия труда и т.д:
а) неологизмы, б) жаргонизмы, в)диалектизмы.(слайд 7)
8.Как называются слова, пришедшие в наш язык вместе с заимствованием у других народов предметов личного или домашнего обихода, орудий труда, предметов искусства и т. д.?
а) Эмоционально окрашенные, б) заимствованные, в) устаревшие. (слайд 8)
9. Какие из перечисленных ниже групп находятся за пределами литературного языка:
а) заимствованные, б) диалектные, в)жаргонизмы, г)историзмы .(слайд 9)
10.К какой группе отнесёте слова запон, кочет, окурнуться?
а) Диалектизмы, б) заимствованные, в) жаргонизмы .(слайд 10)
11.Как называются слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные по лексическому значению:
а) синонимы, б) омонимы, в) антонимы .(слайд 11)
12. Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие близкое лексическое значение?
а) Синонимы, б) омонимы, в) антонимы .(слайд 12)
Меняются тетрадями(взаимопроверка)
Ключ к тесту.
1 -в , 2- б , 3 –в , 4 – в , 5 –б , 6 -в , 7 – а ,8 – б , 9 – б, в , 10 – а , 11 – б , 12-а.(слайд 13)
III. Формирование новых понятий и способов действия
На доске написано новое слово. Попробуем отгадать его смысл, читая по частям. (Фразе созвучно слову фраза, выражение. Корень лог известен вам: наука. Как же теперь объясните значение непонятного слова?).
Заглянем в учебник, чтоб проверить правильность нашего вывода.
Что нового подсказал вам учебник? Какие слова в определении являются ключевыми?
Продолжим чтение параграфа(26).
Перескажите друг другу содержание параграфа.
IV.Применение. Формирование основных навыков и умений
Упр. 202.Выписать фразеологизмы. Доказать, что они не являются свободными сочетаниями слов. Как поняли смысл Ф? С одним из них составить предложение, записать.
Физминутка(танцевальная)
Выполняется под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет.
З а д а н и е №1 (устно) Запись.
— Что не вырубишь топором?
(Что написано пером, не вырубишь топором)
— Куда вставляют палки?
(Вставлять палки в колеса)
— Что бьют бездельники?
(Бьют баклуши)
— На каких ножках избушка?
(Избушка на курьих ножках)
— Кого тянут за хвост?
(Тянуть кота за хвост)
— Когда цыплят считают?
(Цыплят по осени считают)
– Как вы думаете, почему Ф называют крылатыми выражениями?
Задание № 2 Соедините разбросанные части фразеологизмов.
(На доске в беспорядке части фразеологизмов «. У доски работают 2 человека).
Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение)
«Кататься как сыр в масле»,
Замечательная, всем изобильная и удовольствованная жизнь
«Денег куры не клюют»
неимоверно много даже с избытком
Как кот наплакал».
Очень мало
После дождичка в четверг
неизвестно когда исполнится.
Знать назубок
превосходно выучить что-либо
Где раки зимуют
Проучить, жестоко наказать кого-либо.
Запишем эти фразеологизмы.
Каждый фразеологизм имеет свою интересную историю. Например, «После дождичка в четверг» Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в “свой день” — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка “После дождичка в четверг” стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.
– Откуда можно узнать о происхождении Ф? Правильно, в специальном словаре, который так и называется – фразеологический.
Задание № 3
Выборочный диктант
Выписать фразеологизмы со значением «бездельничать», «обманывать», «быстро»
( СЛАЙД 14)
Сломя голову
Сидеть сложа руки
Во все лопатки
Водить за нос
Втирать очки
Бить баклуши
Во весь дух
Вводить в заблуждение
Со всех ног
Высунув язык
Задание № 3 Зоопарк (слайд 15) ( на экране появляются изображения животных).
Зоологическая страничка(слайд 16). Вы сможете узнать о ком речь, если дополните следующие фразеологизмы:
— Голоден, как …(волк)
— Труслив, как …(заяц)
— Здоров, как …(бык)
— На ухо наступил… (медведь)
— Смотрит, как …(баран) на новые ворота
— Грязный, как … (свинья)
— Колючий, как … (еж)
А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями :
Хитёр как лиса
Изворотлив как уж
Надут как индюк
Нем как рыба
Грязный как свинья
Упрям как осёл
Болтлив как сорока
Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением ( у доски один человек).
Задание № 4 Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. 1 вар-т Синонимы; 2 вариант – антонимы)
(Задание 4 раздается заранее в распечатанном виде на каждую парту. Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.) (слайд 17)
1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на голову 3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова
5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба
6) куда ноги несут 6) ни то ни сё
7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство
8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши
9) доводить до белого каления 9) как мел
Задание № 5 Аудирование.
Выпишите в ходе чтения стихотворения фразеологизмы. (слайд 18) ( Текст читается сначала весь, затем – медленно по четверостишиям.
Не вешай нос в любой беде
И не криви душой трусливо!
Пусть эти правила везде
С тобой пребудут, друг мой милый!
Как говорят, держи в узде
Ты чувств своих поток горячий,
Но нелегко жить на земле
С душой холодной и незрячей.
Будь скромен, добр, трудолюбив,
Не чти копейку больше жизни!
Свою гордыню усмирив,
Служи с достоинством Отчизне!
(Не вешай нос, не криви душой, держи в узде, усмирив гордыню).
Устная проверка.
Задание № 6 .(слайд 18)
Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:
Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….
V. Этап информации о Д\З (на выбор) .(слайд 19)
(Выучить теорию:параграф учебника )
1.Написать небольшой рассказ, из 3-4 предложений, употребив данные фразеологизмы.
Собака на сене.
Умный не по годам
Делать из мухи слона
2. Подготовить сообщение о происхождении фразеологизма (на выбор)
Мамай прошёл, всемирный потоп, прописать ижицу , кричать на всю ивановскую , поставить в тупик ,бить баклуши.
VI. Этап рефлексии
Оценки за урок
.(слайд 20)
– Чему был посвящен наш урок?
– Что такое фразеологизмы?
– Что вы о них узнали?
nsportal.ru
Урок с презентацией в 6 классе по теме “Фразеологизмы”. Фразеологизмы с картинками и объяснениями 6 класс
Урок с презентацией в 6 классе по теме “Фразеологизмы”
Конспект урока по русскому языку.
Подготовила учитель русского языка и литературы: Цветкова Наталия Владимировна
Класс: 6 класс
Тема урока: Фразеологизмы.
Цели урока:
углубить и расширить знания о фразеологизмах русского языка; развивать речевые умения и навыки, обогащать речь учащихся; прививать любовь к родному языку.
Задачи урока:
1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) Воспитательная: способствовать воспитанию любвиь к родному языку, его красоте и многозначности.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование урока: тетради, учебник«Русский язык. 6 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М.Рыбченковой. – М.:Просвещение, 2015 , раздаточный материал, ноутбук, интерактивная доска,«Школьный фразеологический словарь русского языка» .
Ход урока:
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,
«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»
Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
II. Актуализация
Мы уже изучили много тем в разделе «Лексика». Давайте вспомним основные понятия.
– Кстати, а что такое лексика?
Проверка знаний учащихся по теме «Лексика» (мини -тест)(ответы записывают в тетрадь).
Вопросы теста.
1.Как называются слова, обозначающие предметы и явления, оставшиеся в далёком прошлом?
а) Архаизмы, б) общеупотребительные, в) историзмы.(слайд 1)
2.Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности?
а) Жаргонизмы, б) диалектизмы, в) историзмы.(слайд 2)
3.Как называются слова, вышедшие из активного, повседневного употребления?
а) Архаизмы, б) жаргонизмы, в) историзмы.(слайд 3)
4.Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности, называются:
а) диалектизмами, б) неологизмами, в)профессионализмами. (слайд 4)
5.Какие слова передают отношение говорящего к предмету его речи:
а)Диалектные, б) эмоционально окрашенные, в)жаргонизмы.(слайд 5)
6.Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной средой или возрастной группой – это:
а)
kinderbooks.ru