Познавательное

Найди букву ы – План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Звук [Ы]. Буква Ы. | скачать бесплатно

Содержание

Занятие «Знакомство со звуком [ы], буквой «Ы»»

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Знакомство со звуком [ы], буквой «Ы»

Разработала:

Агибалова Анна Олеговна

Учитель-логопед

Цель: создание ситуации развития для знакомства детей со звуком [ы], буквой «Ы».

Коррекционно-образовательные задачи:

– создать условия для закрепления навыков произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях;

– создать условия для закрепления умения различать окончания существительных в единственном и множественном числе;

– создать условия для совершенствования навыков звукового и слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

– способствовать развитию фонематического слуха;

– способствовать развитию памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

– обеспечить условия для воспитания доброжелательного отношение к занятиям, чувство взаимопомощи.

Оборудование: презентация, фишки для звукового анализа, мяч, игрушка Мышонок, карточки для звукового анализа слова, звуковые линейки.

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент.

– Сегодня к нам на занятие пришёл Мышонок. Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем. Слайд № 2.

– сядет первым тот, кто назовёт слова, начинающиеся на гласный звук.

Мы с Мышонком познакомимся с новым звуком и новой буквой.

Загадки: (слайд №3)

– Маленький рост,

длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышь) (появляется картинка)

Живет она в глухих лесах,

На ушках – кисти, при усах.

Большая кошечка, однако,

Размером, прямо, как собака.

Такой уже не скажешь: «Брысь!».

А это значит: кошка -… (Рысь) (появляется картинка)

– Творожку я брат,

Сметанке – сват,

Маслу – племянник,

А молоко – моя мать. (Сыр) (появляется картинка)

– Вьется, взвивается,

В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)

-Мышь, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)

– Какой это звук? (гласный) Как вы это определили? (Воздух выходит изо рта спокойно, не встречает преграды).

Игра «Светофор»

– Если услышите в слове звук [ы], то покажите красную фишку, если данного звука нет, то покачайте головой.

Дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дыни, бок, тыква.

Игра «Найди место звука»

– Поставьте фишку на звуковой линейке туда, где находится звук [ы] в словах (в начале слова, в середине, в конце)

Дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка.

Знакомство с буквой

Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (слайд №4)

Выложим букву «Ы» из пальцев: (слайд №5)

Указательный с большим

Мы в «кольцо» соединим,

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

Правую ладонь ребром

Направим также вверх, увы!

Но как же здорово, друзья,

Сейчас прочтём мы букву «Ы».

– А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква (слайд №6).

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква «Ы»-

Все мы знать её должны.

А бедняжка буква «Ы»

Бродит с палочкой, увы.

Физкультминутка

Звуковой анализ слов усы и дым (слайды №7, 8)

Дети выкладывают слова из разрезной азбуки и делают анализ.

-Сколько слогов в слове?

-Сколько звуков?

– Назовите первый звук. Какой он? Каким цветом обозначим?

– Назовите второй звук. Какой он? Каким цветом обозначим?

– Назовите третий звук. Какой он? Каким цветом обозначим?

Игра «Один – много» (с мячом).

Конфета – конфеты,

Лента – ленты,

Тыква – тыквы,

Липа – липы,

Стол – столы,

Дуб – дубы,

Сад – сады,

Ягода – ягоды,

Лимон – лимоны,

Ус – усы.

Игра «Слова рассыпались» Слайды № 9 – 17

Дети собираю слова из букв и слогов.

Итог занятия

– С каким звуком познакомились?

– Как называется буква? Придумайте слова со звуком [ы].

– Как вы думаете, мы хорошо потрудились?

Попрощаемся с Мышонком. Слайд № 18


Презентация “Звук [Ы], буква [Ы].
PPTX / 1.54 Мб

xn--j1ahfl.xn--p1ai

“Звук и буква Ы”

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Продолжить знакомство с гласными звуками.

Задачи:

  • Образовательные: Познакомить со звуком [Ы] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
  • Развивающие: развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
  • Воспитательные: Воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование:

Демонстрационный материал: красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” – буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, картинка-ребус, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.

Раздаточный материал: разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, подносы с элементами букв, подносы с фишками чёрного и красного цвета, карточки “дым”.

Ход занятия

1. Оргмомент

Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”

– Самомассаж и артикуляционная гимнастика

Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)

Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам)

Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)

Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)

Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)

Учитель: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”

2. Работа над дыханием и голосом

– работа над силой речевого дыханием

Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.

Учитель спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки осени.)

Учитель: И у нас листья закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на листья, сложив губы трубочкой.

Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.

Учитель: Эти камни мы используем для переправы через речку.

– работа над силой голоса

Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.

Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают ребус (мыши).

3. Сообщение темы.

– Работа над словообразованием прилагательного от существительного

Учитель достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая)

– Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.

Перед детьми появляется планшет – лабиринт.

Учитель: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.

Учитель говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Цветы.) Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “цветы” и назовём последний звук” (цветы-ы) Дети выделяют звук [ Ы].

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Учитель: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [Ы]. Вопросы по схеме:

– Губы открыты или смыкаются? (открыты)

– Зубы открыты или смыкаются? (открыты)

– Где находится язык? (он лежит на дне рта)

– Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет)

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (гласные) Каким условным цветом обозначаем гласный звук? (Красным)

5. Развитие фонематическо слуха.

Учитель предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.

Учитель: Я буду называть разные звуки. Когда вы услышите [Ы], хлопните в ладоши. (Небольшим экраном учитель прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-ы-у-м-ы-э-ы-ш-ы. (Затем слоги) Cа-со-сы-мо-ты-ыр-во.

А теперь предлагаю прогуляться.

Физминутка

1-2(хлопок на слово) – острова (ладошки “кладём ”на уровне груди)

3-4 (хлопок на слово) – мы поплыли (движения брасом)

5-6 (хлопок на слово) – будем здесь (присели и хлопаем по коленкам)

7-8 (хлопок на слово) –выше сосен (потянулись на носочках, руки тянутся вверх)

9-10 (хлопок на слово) – мы в пути (шагаем на месте)

Досчитал до десяти. (на каждый слог различные движения)

6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Учитель: А теперь определим положение звука в словах: в начале, середине или конце слова.

Дети подходят к группе столов с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 группе столов лежат 4 разрезные картинками: бык, рысь, крыса, рыба, козлы, бобры.

На 2 группе столов лежат разрезные картинки: дыня, тыква, огурцы, помидоры

Учитель: Назовите собранные картинки одним словом. (животные, овощи)

Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [ы], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова).

Учитель: Придумайте слова, начинающиеся на [Ы]. (Дети не могут назвать) Совместно делают вывод: [Ы] интересен тем, что в русской речи нет слов с него начинающегося.

7. Обозначение звука [ы] буквой “Ы”.

Дети снова подходят к лабиринту и другой ребёнок проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву Ы).

Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву Ы. На что буква похожа (ответы детей и вариант учителя). Сколько элементов в букве? Какие? (две вертикальных палочки и один полукруг),

Учитель: Соберите букву Ы по образцу из 3 элементов, которые лежат у каждого на подносе.

– Развитие зрительного восприятия.

Учитель: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз за линиями (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение )

– Найдите букву за линиями и раскрасьте её красным карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

– Пальчиковая гимнастика.

Учитель показывает и выполняет вместе с детьми: каждый пальчик разминается от основания пальца до его кончика, начиная с большого.

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой

Этот пальчик для того чтоб указывать его,

Это пальчик самый длинный и стоит он в середине

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

Этот пальчик хоть и мал, зато ловок и удал

Затем дети раскрашивают букву.

Учитель: А теперь напишем букву в воздухе: (Учитель объясняет и показывает) сверху вниз рисуем вертикальную палочку, от середины палочки – полукруг в правую сторону, и снова вертикальную палочку сверху вниз.

Несколько раз дети вместе с учителем “пишут” букву в воздухе. Затем учитель ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом 3 движениями по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, под красиво написанной буквой ставят точку. Если ребёнок сделает задание быстрее других, ему предлагается дополнительное задание из листочка (найти и обвести все “ы” на рыбке или задание №4 (см. приложение)).

– Физминутка;

Белоснежка как проснулась сладко-сладко потянулась. (дети встают на носочки и тянут руки вверх),

Раз нагнулась, два нагнулась (наклоны в стороны)

И ещё раз потянулась. (тянут руки вверх)

А потом бегом-бегом побежала босиком. (бег на месте)

Дети остаются стоять.

8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дым”.

В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.

Учитель достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [ы] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дым). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Дети снова подходят к группе столов, на которых стоят подносы с фишками чёрного и красного цвета и карточка. (рис)

Учитель снова спрашивает детей: Какой был первый звук в слове? ([Д] и дети кладут фишку на 1-ю клетку звуковой схемы ). Какой был 2-й звук? ([Ы]). А что мы узнали про него? (он гласный, а значит обозначаем красной фишкой. Кладут красную фишку на 2-ю клетку. ) Назовите 3-й брошенный вам звук? (м). Кладут чёрную фишку на 3-ю клетку. Всё время обращается внимание детей на то, что кладём фишки слева на право.

Учитель все действия показывает на своём образце. По окончанию просит назвать звук по указанной клетке на образце. ([м],[ ы], [д]). А затем просит убрать фишку с соответствующей ей клетки ([д], [м]).

Учитель: Какой звук остался? ([Ы]). Подойдите к столам с рабочими листочками, найдите такой же звуковой домик и напишите букву Ы во втором окошке. Дети выполняют и задание проверяется.

9. Организация окончания занятия.

Наше занятие подошло к концу.

– С каким звуком познакомились?

– Какое задание понравилось больше всего?

Учитель: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память об уроке для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.

Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание – провести мышку по лабиринту к сыру –по желанию самостоятельно или с родителями дома.

14.03.2007

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Изучаем буквы в действии!: Буква Ы

1. Найти слова с Ы




2. Занятие про букву Ы (из книги “Учим буквы играя”, И.И.Пилат)

3. Занятие про букву Ы (из книги “Игры на развитие речи”, Э.Курицына)

4. Найти спрятанные буквы Ы (источник)

5. Дописать недостающую часть

6. Соединить линиями одинаковые буквы

7. Игра с мячом: образовать слова, в конце которых слышится звук Ы
слон – слоны
стол –
блин –
угол –
орёл –
узел –
магазин –
лёд –
лоб –

8. Дифференциация гласных в словах – слово Т_К
– о = ТОК
– а = ТАК
– у = ТУК
– ы = ТЫК
– и = ТИК

9. Буква Ы из палочек (идея отсюда)

Сложи фигуру из семи палочек:


• убери одну палочку так, чтобы получились буквы Б, О;
• убери две палочки так, чтобы получились буквы Е, П, R Н; Ь, У;
• убери три палочки так, чтобы получились буквы С.Ч;
• убери четыре палочки так, чтобы получилась буква Г;
• переложи две палочки так, чтобы получилась буква Ы.


10. Найди и закрась буквы, которые есть в слове ДЫМ


11. Образовать прилагательные-антонимы (идея отсюда)
злой – добрый
новый – старый
чёрный – белый
сухой – мокрый
светлый – тёмный
правый – левый
дождливый (день) – солнечный

ИЛИ
мороз – морозный
дождь – дождливый
холод – холодный
снег – снежный
камень – каменный
дерево – деревянный

12. “Уроки логопеда. Учим буквы” (здесь)

13. Помоги собрать рыбке все буквы Ы (здесь)

   14. Прописная буква Ы (оригинал здесь)

15. Занятие


16. Читаем с Ы (взято здесь)

П.С. Очень хороший урок про букву Ы – читайте здесь!

alfavit-v-podelkah.blogspot.com

Одуванчики: ЗВУК И БУКВА Ы


Мы услыхали от совы, 
Что нету слов на букву Ы.  Стихи про букву Ы                       

А вот шагает буква Ы. 
Без Ы не выучитесь ВЫ.

Вот топор. 
Полено рядом. 
Получилось то, что надо: 
Получилась буква Ы — 
Все мы знать ее должны. 

А бедняжка буква Ы 
Бродит с палочкой, увы. 

В маленькую книжку 
Не поместим мишку. 
Мы заменим И на Ы — 
Нарисуем мышку. 

Мы спросили у синицы, 
Мы спросили у совы, 
Не смогли они придумать
Нам слова на букву Ы.                              

В русском языке, увы,
Не бывает слов на «Ы».

Букве Ы не бЫть в начале,                                                                       Звук Ы – в середине слова
Но и вЫ, и мЫ встречали 
Букву ту, срЫвая рЫжик 
И скользя на бЫстрЫх лЫжах

МЫ проходим букву “Ы”,                                        
В слове есть она “штанЫ”,
В слове “дЫм” и в слове”бЫк”,
К этой букве тЫ привЫк

Эту букву знаешь ты?                                                                                  Звук Ы – в конце слова
Есть она в словах “кроты”,
“Бусы”, “сыр” и в слове “мы”. 
Ты запомни букву “Ы”!

СтраннЫй звук у буквЫ “Ы”:                                                        
Он – как”И”,но твёрже – Ы.
Д И м к у превращает в д Ы м к у,                                                                  Звук Ы – в середине слова
М И л у  в  м Ы л о,  а  р И с – в  р Ы с ь.
РЫСь – похожая на Тимку,
И скажу я РЫСЬКЕ – брЫсь! Д. Смайлз

МЫшки вЫшли из норЫ,
грЫзли сЫтнЫе сЫрЫ.
И конфетЫ и бобЫ,
И котлетЫ и грибЫ.

С. Целищев

К вЫдре в гости мышь пришла,
МЫло выдре принесла.
ВЫдра мЫшке дала пышку,
РЫбку, пЫлесос и крЫшку.

А. Бешенцев

СЫтЫй ужин снился кошке:
СЫр дЫрявый на окошке,
РЫбка жарилась в печи,
МЫшь прислала калачи.

А. Мохорев

Знаю я: бычок и мышка,
Мыло, дым, тычок, шары.
Выпь, лыжня, дыра, малышка…
Слов немало с буквой «Ы».

ЗАГАДКИ

Эти загадки нужно продолжить, подставив в рифму нужную букву. Автор – И.Агеева

Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква …

Автор этой загадки Н.Пунько, ее нужно продолжить по рифме, подставив нужную букву

Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах: “кроты,
“Бусы”, “сыр” и в слове “мы”. 
Ты запомни букву … 

► Загадки нужно продолжить, подставив нужную букву, автор – неизвестен.

Я не знаю, в чём секрет,
Слов на эту букву нет,
Только буквЫ все важнЫ,
МЫ запомним букву…

“Ъ” прочнее стали,
За отвагу весь в медалях.
Подвиги совершены
Им с соседкой буквой …

Еще одна традиционная загадка. Ее автор – А. Хребтюгов.

Что за гласная такая,
Не простая, а двойная,
И поклясться я готов –
Нет ее в начале слов!

СКОРОГОВОРКИ

Чтобы было веселее, и развивалась дикция учим скороговорки

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, 
Мыло Мила уронила.

Милая Мила мылась мылом. 
Намылилась и смыла – 
Так и мылась Мила.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Все бобры для своих бобрят добры.

Бредут бобры в сыры боры. 
Бобры храбры, а для бобрят добры.

Буква Ы купила мыло,
Им она посуду мыла.
Мыло мылилось и мыло,
Много сил у мыла было.

Авторы: А.Лопатина, м.Скрепцова

Раскрась фигуры на которых есть буква Ы – красным ветом.

Обведи или раскрась буквы.

Найди и обведи букву Ы

oduvanchiki44.blogspot.com

Урок обучения грамоте по теме: “Звук [ы], буква ы”

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить со звуком [Ы] и буквой Ы.
  2. Развитие фонематического слуха, наблюдательности, внимания, памяти.
  3. Воспитание прилежания, ответственного отношения к учебе, к школе.

Оборудование:

  • алфавит, печатная буква Ы, табличка Ы, “звуковички”,
  • картинка “Сова”, картинка “Бобры”, подарок-сюрприз “Сова” (символ) – на каждого ученика.

I. Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой, которая его обозначает.

II. Новый материал.

– Постарайтесь услышать этот звук в словах, которые я сейчас произнесу. (Дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь, брысь, дырка, улыбка, . . .)

– Молодцы! Действительно, во всех словах есть звук [ы]. А что вы можете о нем сказать? Гласный он или согласный? Докажите. (Звук [ы] – гласный, т. к. его можно тянуть и петь).

– Давайте потянем звук [ы]. (ы – ы – ы. . .)

– Давайте попоем, (ы – ыы – ы – ыы. . .)

На доске: “звуковички”

– Каким “звуковичком” можно обозначить звук [ы]? Почему? (Гласные звуки обозначаются красным цветом.)

– А кто знает, какой буквой обозначается звук [ы]? (Буквой ы.)

– Как ее можно узнать? На что она похожа? (Свободные высказывания детей.)

Выставляется табличка с шуточным изображением буквы Ы в виде старухи с клюкой.

– А вот шагает буква Ы,
Без Ы не выучитесь вы.
И бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы. (А. Шибаев)

На доске: на “звуковичок” ставится печатная буква Ы.

– А в таком виде буква ы встретится вам в учебниках и книгах

На доске: табличка (буква ы – печатная и письменная).

– Назовите буквы на табличке. Чем они отличаются? (Печатная и письменная.)

На доске: алфавит.

– Найдите место буквы ы. Покажите.

Ф/м

Тыр-пыр, восемь дыр,
В каждой дырке – целый мир,
В каждом мире – вкусный сыр,
В каждом сыре – восемь дыр.

Вопрос для самых внимательных:

В каких словах этого веселого стихотворения вы услышали звук [ы]?

Назовите. (Дети называют слова.)

– Ребята, а знаете ли вы сами слова со звуком [ы]? Попробуйте назвать, но при этом поясните, где слышится звук [ы]: в начале слова, в середине или в конце.

Дети приводят примеры слов.

– Ребята, сделайте вывод, где в слове может быть звук [ы].

Вывод: звук [ы] в начале слова не произносится.

Двустишие

Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.

– Ребята, а откуда сова может знать, что нет слов на букву ы? Какой птицей считается сова? (Сова - умная птица, ученая.)

– Действительно, сова считается символом мудрости, больших знаний. Призом интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?” является хрустальная сова.

Ф/м

Совушка – сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг – как полетит!

– Сейчас я проверю ваши знания. Отгадайте загадку.

Водяные мастера

Строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины
И плотину. (Бобры.)

– Где в слове – отгадке слышится звук [ы]?

– Как догадались, о ком идет речь в загадке? Как в этой загадке называют бобров? (Водяные мастера.)

Работа над лексическим значением выражения “водяные мастера”.

На доске картинка “Бобры”.

– Посмотрите на картинку внимательно. Как бобрам удается строить дом без топора? С помощью чего они это делают? (С помощью зубов.)

– Посмотрите, какие толстые деревья они перегрызают своими мощными зубами.

– Ребята, а что вы сами знаете об этих животных и можете рассказать?

(Свободные высказывания детей.)

А теперь послушайте текст Н. Сладкова “Лесная хатка”. Он тоже о бобрах. Чтение текста учителем. (Моя любимая азбука, с. 55)

– Что нового вы узнали о бобрах? Как называют их жилища? (Хатки.)

– Как автор называет бобров? (Дровосеки.) Почему?

Работа над лексическим значением слова “дровосеки”.

– От каких слов произошло слово “дровосеки”? (“Дрова”, “сечь”.)

– Мы узнали, какие бобры – мастера – дровосеки, а я сейчас узнаю, какие вы мастера скороговорок. Работа над лексическим значением слова “скороговорка”.

– От каких слов образовано слово “скороговорка”? (“Скоро”, “говорить”.)

Все бобры добры

Для своих бобрят.

– В каких словах есть звук[ы]? Где он произносится?

– Кого в этой скороговорке называют бобрятами? (Бобрята – детеныши.)

1) Чтение хором (3-4 раза).

2) Индивидуальное чтение (3-4 ученика).

Идут бобры

В сыры боры.

– В каких словах есть звук [ы]? Где он произносится? Работа над лексическим значением выражения “сыры боры”.

1) Чтение хором (3-4 раза).

2) Индивидуальное чтение (3-4 ученика),

Ф/М

Бобер в бору затеял бал,
Бобер на бал гостей созвал.
Белочки во флейты дуют.
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!

III. Обобщение

– Наш урок подходит к концу. Кому из вас было интересно на уроке – поднимите руки.

– Что вам показалось особенно интересным? Что запомнилось?

– Вы показали себя с самой лучшей стороны. Пройдут годы – если учеба станет вашим главным и любимым занятием, может быть, когда-нибудь вы получите хрустальную сову – свидетельство больших знаний и высокого интеллекта, а пока в знак благодарности за урок я дарю вам приз поскромнее – бумажную сову.

Всем детям раздаются призы.

– Урок окончен. Спасибо.

2.03.2007

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Журнал для дошколят : Игры с Буквами : Буква Ы

Главная
Мои занятия
О нас
Рассылки
Журнал
Буквы
Тетради “Буквознайка”
Магазин
Творильня

Пишите:
[email protected]
Привет! Продолжаем путешествие по стране букв и звуков? Сегодня у нас опять необычный гость: звук Ы. С него не начинается ни одно слово. Назови картинки. Обведи картинки со звуком Ы в конце слова красным цветом, а в середине слова – синим.
Помоги рыбке собрать все буквы Ы. Подчеркни их все.
Разгадай загадку и напиши в клеточках два слова, которые отличаются только одной буквой. Напиши их в клеточках.

С Ы мы мчим вас что есть мочи,
C У мы ноги вам промочим.

Семейно-Домашняя баннерная сеть
Copyright &copy 2008, Mikhail V. Yesin
последнее обновление 06.04.2009

koalenok-i-co.narod.ru

Изучение дошкольниками звука «Ы» и буква Ы

Программное содержание: продолжить знакомство со звуком «ы», познакомить с буквой Ы, различать звук и букву среди других звуков и букв, находить слова в тексте со звуком «ы», определять место звука в слове, чётко произносить звук «ы» в словах и словосочетании, развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, память.

Оборудование: картинки: мыши, сыр, часы, мыльница, усы, сомы. Набор картинок для самостоятельной работы. Карточки-схемы. Карточки со зрительными диктантами. Буквы.

Ход занятия

1. Оргмомент. Артикуляционная гимнастика для губ с физическими упражнениями.
2. Сообщение темы занятия. Сегодня мы продолжим знакомство со звуком «ы».

Мы будим произносить звук, находить звук в словах и тексте, познакомимся с буквой Ы.

3. Нахождение звука «ы» в словах.

Перед детьми выставляются картинки со звуком «ы». Дети называют картинки и место звука в слове. Повторяется, что звук «ы» встречается только в середине или в конце слова.

4. Нахождение звука «ы» в тексте.

Дети, послушайте сказку про двух мышат. Постарайтесь запомнить слова со звуком «ы».

Вопросы к сказке. Кто сидел в чулане? (Мыши).

Что грызли мыши? ( Тыкву). Что сказал кот, заглянув в чулан? (Что вы делаете?). Как ругалась хозяйка на кота? (Ах ты проказник!) Назовите ещё раз слова со звуком «ы».

Физминутка.

Подвижная игра «Ах, как мыши надоели всё погрызли, всё поели.

Погодите же плутовки, доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловку

Переловим всех за раз.

5. Знакомство с буквой Ы.

Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы-

Все мы знать её должны.

Работа по карточке. Дети обводят или закрашивают букву Ы. Называют слова на карточке, определяют место звука «ы» и закрашивают нужный квадрат или печатают букву Ы. У.Слуховой диктант.

Логопед называет звуки, дети подбирают нужные буквы.

6. Закрепление произношения звука «ы» в словосочетаниях.

Дети, вспомните, что может идти? (Обратить внимание на вопросы кто? что? т. к. дети их путают).

— А вы знаете, что идти может ещё и время?

— Как мы узнаём время?

— По часам.

Где вы видели часы?

Как они называются?

Перед детьми выставляются различные виды часов.

Эти часы носят на руке. Они наручные.

Эти часы висят на стене. Они настенные.

Эти часы стоят на столе. Они настольные.

Это часы игрушка. Они игрушечные.

— А если часы висят на улице, как их называют?

-уличные часы.

Повторить названия часов.

7. Развитие слухового внимания. Хлопнуть в ладоши, услышав слово со звуком «ы».

Волы, мыло, совы, кот, сын, пыль, дым, сон, козы, трубы, дыня, арбуз, тыква.

8. Итог занятия. Оценка работы детей.

vscolu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *