Мягкость и твердость согласных звуков – Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке (1 класс)
Урок-путешествие Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости и мягкости согласных звуков
- Калитина Светлана Анатольевна, учитель начальных классов
Цели:
твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их
на письме гласными буквами.
собственной деятельности и контроля за ней.
учащихся через разные виды работы на уроке.
Оборудование:
- Картинки для оформления доски (гора
Чистописания, город Слов, озеро Предложение, роща
Логики, Муравьишко). - Видеозапись животных (собака, волк, корова,
дятел, лиса, петух). - Карточки-ребусы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок.
Мы совершим путешествие. Есть такая сказка, когда
Муравьишко потерял дорогу домой и ему помогли
друзья. Давайте вспомним, кто помог ему? (вспоминаем
героев сказки В.Бианки “Приключение
Муравьишки”, которую читали на внеклассном
Но чтоб преодолеть каждое препятствие на пути, мы
должны хорошо потрудиться. (Приложение
1)
2. Минутка чистописания.
Учитель: Прочитайте, какое препятствие на
нашем пути первое.
Ученики: Гора Чистописания.
Учитель: Как вы думаете, что мы должны
хорошо выполнить здесь?
Ученики: Мы должны красиво и правильно
написать все элементы букв.
Оформление на доске.
-а о у э ы ла мо ты сэ ру
-я е ю е и ля ме ти се рю
жизнь шест цифра щука чудо
Учитель: Кто напишет, оцените свою работу.
Красный кружочек — вам все понравилось, как
написали, синий — вы не очень довольны своей
работой, коричневый — вы считаете, что вам еще
много надо трудиться, чтоб все буквы были
красивые. Так вы будете оценивать каждое задание.
3. Изучение нового материала.
Учитель: А кто из вас догадался, почему я
именно так разделила буквы на две группы?
Ученики: С буквами первой строчки согласный
произносится твердо, а с буквами второй строчки —
Учитель: Так чему же мы будем учиться на
уроке?
Ученики: Учиться находить в словах
твердые и мягкие согласные.
а) Работа с правилом.
Учитель: Откроем учебник на с.64. Прочитаем
вопрос Почемучки.
б) Выполняем упражнение 140 (устно).
Учитель: Посмотрите на иллюстрацию: какие
буквы есть и на зеленом диванчике и на синем?
Почему?
Ученики: Эти буквы могут обозначать и
твердый и мягкий согласный звук.
Учитель: А почему буквы ч, щ, ж, ш, ц не
взяли себе гласных букв?
Ученики: Потому что твердость и мягкость
звуков, которые обозначаются этими буквами, не
зависит от того, с какой гласной они стоят. Ч, Щ — обозначают
всегда мягкий согласный, а Ж, Ш, Ц — всегда
твердый согласный.
Учитель: Давайте в минутке чистописания в
словах отметим твердые согласные — синей точкой,
мягкие согласные — зеленой точкой.
Мы хорошо с вами потрудились, поэтому первое
препятствие преодолели.
4. Упражнения на закрепление нового материала.
а) Работа в парах.
Учитель: Что же дальше нас ждет на пути?
Ученики: город Слов.
Учитель: С чем же здесь нам нужно
будет справиться?
Ученики: Наверное, мы будем работать со
словами.
Учитель: Я вам по видеозаписи буду
показывать картинки животных. Первый вариант
записывает только те слова, в названии которых
все согласные произносятся твердо, а второй
вариант — слова, где есть хотя бы один согласный,
который произносится мягко. После выполнения
работы – взаимопроверка. Вы обмениваетесь
тетрадями и оцениваете работы своего соседа по
парте. Если находите ошибки, то исправляете их
карандашом. (Приложение 2)
Еще одно препятствие у нашего героя позади и
все благодаря вашему старанию. Молодцы!
5. Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Повернулись вокруг себя
Влево, вправо — раз и два!
Раз — присели, два — привстали.
Руки вверх мы все подняли.
б) Индивидуальная работа.
Учитель: Вот позади у нас половина пути.
Перед нами следующее препятствие – озеро
должны здесь поработать?
Ученики: Мы будем работать с предложениями.
Учитель: Один ученик работает у доски. Из
данных слов (сшила, красивую, Маша, кукла,
кофта) составляет предложение, подчеркивает
согласные, обозначающие твердый звук. Все
остальные учащиеся составляют предложение из
других слов (сидит, на пушистая, белка, дерево).
В этих совах подчеркнуть согласные, которые
обозначают мягкий звук.
Осуществляется взаимопроверка работ в
тетрадях, коллективная проверка работы у доски.
в) Творческое задание.
Учитель: У нас на пути осталось последнее
препятствие. Может, оно окажется для вас самым
сложным. Но мы должны постараться, ведь мы не
оставим Муравьишку в беде, его дом почти рядом.
Читаем название. Как понимаете?
Ученики: Роща Логики. Это значит, здесь
будет самое сложное задание.
Учитель: Каждой паре дается по два ребуса.
Вы отгадываете их, слова записываете в тетрадь. В
первом слове подчеркиваете гласные, которые
указывают на мягкость согласных звуков, а во
твердость согласных звуков. Побеждает та пара,
которая первая справится с заданием. (Приложение
3)
Подведение итогов данного задания.
6. Итог урока.
Учитель: Мы с вами успешно прошли все
препятствия и помогли Муравьишке добраться до
дома. И сами за урок узнали много нового. Давайте
еще раз повторим, какими же гласными на письме
обозначается мягкость и твердость согласных.
7. Рефлексия.
— Что понравилось вам на уроке?
— Что было трудным и непонятным?
— Давайте оценим свою работу на уроке.
Посмотрите, каких кружочков у вас было больше и
поднимите большой кружок такого же цвета.
koshkinsad.ru
Урок-путешествие "Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости и мягкости согласных звуков"
Разделы: Начальная школа
Цели:
Оборудование:
- Картинки для оформления доски (гора Чистописания, город Слов, озеро Предложение, роща Логики, Муравьишко).
- Видеозапись животных (собака, волк, корова, дятел, лиса, петух).
- Карточки-ребусы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы совершим путешествие. Есть такая сказка, когда Муравьишко потерял дорогу домой и ему помогли друзья. Давайте вспомним, кто помог ему? (вспоминаем героев сказки В.Бианки “Приключение Муравьишки”, которую читали на внеклассном чтении в первом классе). А сегодня поможем мы. Но чтоб преодолеть каждое препятствие на пути, мы должны хорошо потрудиться. (Приложение 1)
2. Минутка чистописания.
Учитель: Прочитайте, какое препятствие на нашем пути первое.
Ученики: Гора Чистописания.
Учитель: Как вы думаете, что мы должны хорошо выполнить здесь?
Ученики: Мы должны красиво и правильно написать все элементы букв.
Оформление на доске.
-а о у э ы ла мо ты сэ ру
-я е ю е и ля ме ти се рю
жизнь шест цифра щука чудо
Учитель: Кто напишет, оцените свою работу. Красный кружочек - вам все понравилось, как написали, синий - вы не очень довольны своей работой, коричневый - вы считаете, что вам еще много надо трудиться, чтоб все буквы были красивые. Так вы будете оценивать каждое задание.
3. Изучение нового материала.
Учитель: А кто из вас догадался, почему я именно так разделила буквы на две группы?
Ученики: С буквами первой строчки согласный произносится твердо, а с буквами второй строчки - мягко.
Учитель: Так чему же мы будем учиться на уроке?
Ученики: Учиться находить в словах твердые и мягкие согласные.
а) Работа с правилом.
Учитель: Откроем учебник на с.64. Прочитаем вопрос Почемучки.
б) Выполняем упражнение 140 (устно).
Учитель: Посмотрите на иллюстрацию: какие буквы есть и на зеленом диванчике и на синем? Почему?
Ученики: Эти буквы могут обозначать и твердый и мягкий согласный звук.
Учитель: А почему буквы ч, щ, ж, ш, ц не взяли себе гласных букв?
Ученики: Потому что твердость и мягкость звуков, которые обозначаются этими буквами, не зависит от того, с какой гласной они стоят. Ч, Щ - обозначают всегда мягкий согласный, а Ж, Ш, Ц - всегда твердый согласный.
Мы хорошо с вами потрудились, поэтому первое препятствие преодолели.
4. Упражнения на закрепление нового материала.
а) Работа в парах.
Учитель: Что же дальше нас ждет на пути?
Ученики: город Слов.
Учитель: С чем же здесь нам нужно будет справиться?
Ученики: Наверное, мы будем работать со словами.
Учитель: Я вам по видеозаписи буду показывать картинки животных. Первый вариант записывает только те слова, в названии которых все согласные произносятся твердо, а второй вариант - слова, где есть хотя бы один согласный, который произносится мягко. После выполнения работы – взаимопроверка. Вы обмениваетесь тетрадями и оцениваете работы своего соседа по парте. Если находите ошибки, то исправляете их карандашом. (Приложение 2)
Еще одно препятствие у нашего героя позади и все благодаря вашему старанию. Молодцы!
5. Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Повернулись вокруг себя
Влево, вправо - раз и два!
Раз - присели, два - привстали.
Руки вверх мы все подняли.
б) Индивидуальная работа.
Учитель: Вот позади у нас половина пути. Перед нами следующее препятствие – озеро Предложение. Как вы думаете, с каким заданием мы должны здесь поработать?
Ученики: Мы будем работать с предложениями.
Учитель: Один ученик работает у доски. Из данных слов (сшила, красивую, Маша, кукла, кофта) составляет предложение, подчеркивает согласные, обозначающие твердый звук. Все остальные учащиеся составляют предложение из других слов (сидит, на пушистая, белка, дерево). В этих совах подчеркнуть согласные, которые обозначают мягкий звук.
Осуществляется взаимопроверка работ в тетрадях, коллективная проверка работы у доски.
в) Творческое задание.
Учитель: У нас на пути осталось последнее препятствие. Может, оно окажется для вас самым сложным. Но мы должны постараться, ведь мы не оставим Муравьишку в беде, его дом почти рядом. Читаем название. Как понимаете?
Ученики: Роща Логики. Это значит, здесь будет самое сложное задание.
Учитель: Каждой паре дается по два ребуса. Вы отгадываете их, слова записываете в тетрадь. В первом слове подчеркиваете гласные, которые указывают на мягкость согласных звуков, а во втором слове – гласные, которые указывают на твердость согласных звуков. Побеждает та пара, которая первая справится с заданием. (Приложение 3)
Подведение итогов данного задания.
6. Итог урока.
Учитель: Мы с вами успешно прошли все препятствия и помогли Муравьишке добраться до дома. И сами за урок узнали много нового. Давайте еще раз повторим, какими же гласными на письме обозначается мягкость и твердость согласных.
7. Рефлексия.
- Что понравилось вам на уроке?
- Что было трудным и непонятным?
- Давайте оценим свою работу на уроке. Посмотрите, каких кружочков у вас было больше и поднимите большой кружок такого же цвета.
24.01.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Твердость и мягкость согласных букв, таблица
Твердые |
б |
п |
в |
ф |
д |
т |
г |
к |
з |
с |
x |
м |
н |
л |
р |
ж |
ш |
— |
— |
|
Мягкие |
б' |
п' |
в' |
ф' |
д' |
т' |
г' |
к' |
з' |
с' |
х' |
м' |
н' |
л' |
р' |
— |
— |
— |
ч' |
j |
Между твердыми и мягкими согласными существуют артикуляционные, акустические и сочетаемостные различия. Артикуляционные различия связаны с работой средней части спинки языка. Мягкие являются палатализованными, твердые характеризуются отсутствием палатализации. Акустические различия твердых и мягких неодинаковы для разных групп согласных. Мягкие щелевые и дрожащие характеризуются "формантой" мягкости (усилением в спектре полосы частот от 2000 до 3000 Гц), твердые, наоборот, имеют "форманту" твердости (усиление полосы частот от 1000 до 2000 Гц). Твердые и мягкие смычные существенных спектральных различий не имеют. (Акустические характеристики приведены с некоторыми упрощениями.) Сочетаемостные различия мягких и твердых не столь отчетливы, как у звонких и глухих. Сильной позицией у них является положение в конце слова: /стал—стал'/, /н'ос—ос'/, /жар — жар'/.
www.fio.ru
Обратная связь ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. |
План-конспект коррекционного занятия по теме Согласные звуки (твердые и мягкие). Обозначение твердости и мягкости согласных звуков на письме (дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза, дизорфография, 4-5 класс) Задачи: Совершенствовать знания о звуке и букве. Совершенствовать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки с помощью сигнальных опор. Повторить правила правописания сочетаний жи – ши, же – ше, чу – щу, ча – ща в словах. Совершенствовать умение проводить звукобуквенный анализ. Совершенствовать знания морфологического строя речи в ходе выполнения практических упражнений. Совершенствовать умение образовывать существительные от прилагательных. Оборудование: карточки эмоций, предметные картинки, карточки тестовых заданий, информационные карточки.
|
megapredmet.ru