Мягкость и твердость согласных звуков – Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке (1 класс)
Урок-путешествие Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости и мягкости согласных звуков
- Калитина Светлана Анатольевна, учитель начальных классов
Цели:
твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их
на письме гласными буквами.
собственной деятельности и контроля за ней.
учащихся через разные виды работы на уроке.
Оборудование:
- Картинки для оформления доски (гора
Чистописания, город Слов, озеро Предложение, роща
Логики, Муравьишко). - Видеозапись животных (собака, волк, корова,
дятел, лиса, петух). - Карточки-ребусы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок.
Мы совершим путешествие. Есть такая сказка, когда
Муравьишко потерял дорогу домой и ему помогли
друзья. Давайте вспомним, кто помог ему? (
героев сказки В.Бианки “Приключение
Муравьишки”, которую читали на внеклассном
чтении в первом классе). А сегодня поможем мы.
Но чтоб преодолеть каждое препятствие на пути, мы
должны хорошо потрудиться. (Приложение
1)
2. Минутка чистописания.
Учитель: Прочитайте, какое препятствие на
нашем пути первое.
Ученики: Гора Чистописания.
Учитель: Как вы думаете, что мы должны
хорошо выполнить здесь?
Ученики: Мы должны красиво и правильно
написать все элементы букв.
Оформление на доске.
-а о у э ы ла мо ты сэ ру
-я е ю е и ля ме ти се рю
жизнь шест цифра щука чудо
Учитель: Кто напишет, оцените свою работу.
Красный кружочек — вам все понравилось, как
написали, синий — вы не очень довольны своей
работой, коричневый — вы считаете, что вам еще
много надо трудиться, чтоб все буквы были
3. Изучение нового материала.
Учитель: А кто из вас догадался, почему я
именно так разделила буквы на две группы?
Ученики: С буквами первой строчки согласный
произносится твердо, а с буквами второй строчки —
мягко.
Учитель: Так чему же мы будем учиться на
уроке?
Ученики: Учиться находить в словах
твердые и мягкие согласные.
а) Работа с правилом.
Учитель: Откроем учебник на с.64. Прочитаем
вопрос Почемучки.
б) Выполняем упражнение 140 (устно).
Учитель: Посмотрите на иллюстрацию: какие
буквы есть и на зеленом диванчике и на синем?
Почему?
Ученики: Эти буквы могут обозначать и
твердый и мягкий согласный звук.
Учитель: А почему буквы ч, щ, ж, ш, ц не
взяли себе гласных букв?
Ученики: Потому что твердость и мягкость
звуков, которые обозначаются этими буквами, не
всегда мягкий согласный, а Ж, Ш, Ц — всегда
твердый согласный.
Учитель: Давайте в минутке чистописания в
словах отметим твердые согласные — синей точкой,
мягкие согласные — зеленой точкой.
Мы хорошо с вами потрудились, поэтому первое
препятствие преодолели.
4. Упражнения на закрепление нового материала.
а) Работа в парах.
Учитель: Что же дальше нас ждет на пути?
Ученики: город Слов.
Учитель: С чем же здесь нам нужно
будет справиться?
Ученики: Наверное, мы будем работать со
словами.
Учитель: Я вам по видеозаписи буду
показывать картинки животных. Первый вариант
записывает только те слова, в названии которых
все согласные произносятся твердо, а второй
вариант — слова, где есть хотя бы один согласный,
который произносится мягко. После выполнения
тетрадями и оцениваете работы своего соседа по
парте. Если находите ошибки, то исправляете их
карандашом. (Приложение 2)
Еще одно препятствие у нашего героя позади и
все благодаря вашему старанию. Молодцы!
5. Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Повернулись вокруг себя
Влево, вправо — раз и два!
Раз — присели, два — привстали.
Руки вверх мы все подняли.
б) Индивидуальная работа.
Учитель: Вот позади у нас половина пути.
Перед нами следующее препятствие – озеро
Предложение. Как вы думаете, с каким заданием мы
должны здесь поработать?
Ученики: Мы будем работать с предложениями.
Учитель: Один ученик работает у доски. Из
данных слов (сшила, красивую, Маша, кукла,
кофта) составляет предложение, подчеркивает
остальные учащиеся составляют предложение из
других слов (сидит, на пушистая, белка, дерево).
В этих совах подчеркнуть согласные, которые
обозначают мягкий звук.
Осуществляется взаимопроверка работ в
тетрадях, коллективная проверка работы у доски.
в) Творческое задание.
Учитель: У нас на пути осталось последнее
препятствие. Может, оно окажется для вас самым
сложным. Но мы должны постараться, ведь мы не
оставим Муравьишку в беде, его дом почти рядом.
Читаем название. Как понимаете?
Ученики: Роща Логики. Это значит, здесь
будет самое сложное задание.
Учитель: Каждой паре дается по два ребуса.
Вы отгадываете их, слова записываете в тетрадь. В
первом слове подчеркиваете гласные, которые
указывают на мягкость согласных звуков, а во
втором слове – гласные, которые указывают на
твердость согласных звуков. Побеждает та пара,
3)
Подведение итогов данного задания.
6. Итог урока.
Учитель: Мы с вами успешно прошли все
препятствия и помогли Муравьишке добраться до
дома. И сами за урок узнали много нового. Давайте
еще раз повторим, какими же гласными на письме
обозначается мягкость и твердость согласных.
7. Рефлексия.
— Что понравилось вам на уроке?
— Что было трудным и непонятным?
— Давайте оценим свою работу на уроке.
Посмотрите, каких кружочков у вас было больше и
поднимите большой кружок такого же цвета.
koshkinsad.ru
Урок-путешествие “Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости и мягкости согласных звуков”
Разделы: Начальная школа
Цели:
Оборудование:
- Картинки для оформления доски (гора Чистописания, город Слов, озеро Предложение, роща Логики, Муравьишко).
- Видеозапись животных (собака, волк, корова, дятел, лиса, петух).
- Карточки-ребусы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы совершим путешествие. Есть такая сказка, когда Муравьишко потерял дорогу домой и ему помогли друзья. Давайте вспомним, кто помог ему? ( вспоминаем героев сказки В.Бианки “Приключение Муравьишки”, которую читали на внеклассном чтении в первом классе). А сегодня поможем мы. Но чтоб преодолеть каждое препятствие на пути, мы должны хорошо потрудиться. (Приложение 1)
2. Минутка чистописания.
Учитель: Прочитайте, какое препятствие на нашем пути первое.
Ученики: Гора Чистописания.
Учитель: Как вы думаете, что мы должны хорошо выполнить здесь?
Ученики: Мы должны красиво и правильно написать все элементы букв.
Оформление на доске.
-а о у э ы ла мо ты сэ ру
-я е ю е и ля ме ти се рю
жизнь шест цифра щука чудо
Учитель:
3. Изучение нового материала.
Учитель: А кто из вас догадался, почему я именно так разделила буквы на две группы?
Ученики: С буквами первой строчки согласный произносится твердо, а с буквами второй строчки - мягко.
Учитель: Так чему же мы будем учиться на уроке?
Ученики: Учиться находить в словах твердые и мягкие согласные.
а) Работа с правилом.
Учитель: Откроем учебник на с.64. Прочитаем вопрос Почемучки.
б) Выполняем упражнение 140 (устно).
Учитель: Посмотрите на иллюстрацию: какие буквы есть и на зеленом диванчике и на синем? Почему?
Ученики: Эти буквы могут обозначать и твердый и мягкий согласный звук.
Учитель: А почему буквы ч, щ, ж, ш, ц не взяли себе гласных букв?
Ученики: Потому что твердость и мягкость звуков, которые обозначаются этими буквами, не зависит от того, с какой гласной они стоят. Ч, Щ – обозначают всегда мягкий согласный, а Ж, Ш, Ц – всегда твердый согласный.
Учитель: Давайте в минутке чистописания в словах отметим твердые согласные – синей точкой, мягкие согласные – зеленой точкой.
Мы хорошо с вами потрудились, поэтому первое препятствие преодолели.
4. Упражнения на закрепление нового материала.
а) Работа в парах.
Учитель: Что же дальше нас ждет на пути?
Ученики: город Слов.
Учитель: С чем же здесь нам нужно будет справиться?
Ученики: Наверное, мы будем работать со словами.
Учитель: Я вам по видеозаписи буду показывать картинки животных. Первый вариант записывает только те слова, в названии которых все согласные произносятся твердо, а второй вариант – слова, где есть хотя бы один согласный, который произносится мягко. После выполнения работы – взаимопроверка. Вы обмениваетесь тетрадями и оцениваете работы своего соседа по парте. Если находите ошибки, то исправляете их карандашом. (Приложение 2)
Еще одно препятствие у нашего героя позади и все благодаря вашему старанию. Молодцы!
5. Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Повернулись вокруг себя
Влево, вправо – раз и два!
Раз – присели, два – привстали.
Руки вверх мы все подняли.
б) Индивидуальная работа.
Учитель: Вот позади у нас половина пути. Перед нами следующее препятствие – озеро Предложение. Как вы думаете, с каким заданием мы должны здесь поработать?
Ученики: Мы будем работать с предложениями.
Учитель: Один ученик работает у доски. Из данных слов (сшила, красивую, Маша, кукла, кофта) составляет предложение, подчеркивает согласные, обозначающие твердый звук. Все остальные учащиеся составляют предложение из других слов (сидит, на пушистая, белка, дерево). В этих совах подчеркнуть согласные, которые обозначают мягкий звук.
Осуществляется взаимопроверка работ в тетрадях, коллективная проверка работы у доски.
в) Творческое задание.
Учитель: У нас на пути осталось последнее препятствие. Может, оно окажется для вас самым сложным. Но мы должны постараться, ведь мы не оставим Муравьишку в беде, его дом почти рядом. Читаем название. Как понимаете?
Ученики: Роща Логики. Это значит, здесь будет самое сложное задание.
Учитель: Каждой паре дается по два ребуса. Вы отгадываете их, слова записываете в тетрадь. В первом слове подчеркиваете гласные, которые указывают на мягкость согласных звуков, а во втором слове – гласные, которые указывают на твердость согласных звуков. Побеждает та пара, которая первая справится с заданием. (Приложение 3)
Подведение итогов данного задания.
6. Итог урока.
Учитель: Мы с вами успешно прошли все препятствия и помогли Муравьишке добраться до дома. И сами за урок узнали много нового. Давайте еще раз повторим, какими же гласными на письме обозначается мягкость и твердость согласных.
7. Рефлексия.
– Что понравилось вам на уроке?
– Что было трудным и непонятным?
– Давайте оценим свою работу на уроке. Посмотрите, каких кружочков у вас было больше и поднимите большой кружок такого же цвета.
24.01.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Твердость и мягкость согласных букв, таблица
Твердые |
б |
п |
в |
ф |
д |
т |
г |
к |
з |
с |
x |
м |
н |
л |
р |
ж |
ш |
— |
— |
|
Мягкие |
б’ |
п’ |
в’ |
ф’ |
д’ |
т’ |
г’ |
к’ |
з’ |
с’ |
х’ |
м’ |
н’ |
л’ |
р’ |
— |
— |
— |
ч’ |
j |
Между твердыми и мягкими согласными существуют артикуляционные, акустические и сочетаемостные различия. Артикуляционные различия связаны с работой средней части спинки языка. Мягкие являются палатализованными, твердые характеризуются отсутствием палатализации. Акустические различия твердых и мягких неодинаковы для разных групп согласных. Мягкие щелевые и дрожащие характеризуются “формантой” мягкости (усилением в спектре полосы частот от 2000 до 3000 Гц), твердые, наоборот, имеют “форманту” твердости (усиление полосы частот от 1000 до 2000 Гц). Твердые и мягкие смычные существенных спектральных различий не имеют. (Акустические характеристики приведены с некоторыми упрощениями.) Сочетаемостные различия мягких и твердых не столь отчетливы, как у звонких и глухих. Сильной позицией у них является положение в конце слова: /стал—стал‘/, /н’ос—ос‘/, /жар — жар‘/.
www.fio.ru
Обратная связь ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса – ваш вокал Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком” Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | План-конспект коррекционного занятия по теме Согласные звуки (твердые и мягкие). Обозначение твердости и мягкости согласных звуков на письме (дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза, дизорфография, 4-5 класс) Задачи: Совершенствовать знания о звуке и букве. Совершенствовать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки с помощью сигнальных опор. Повторить правила правописания сочетаний жи – ши, же – ше, чу – щу, ча – ща в словах. Совершенствовать умение проводить звукобуквенный анализ. Совершенствовать знания морфологического строя речи в ходе выполнения практических упражнений. Совершенствовать умение образовывать существительные от прилагательных. Оборудование: карточки эмоций, предметные картинки, карточки тестовых заданий, информационные карточки.
|
megapredmet.ru