Познавательное

Мягкость и твердость согласных звуков – Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке (1 класс)

Урок-путешествие Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости и мягкости согласных звуков

  • Калитина Светлана Анатольевна, учитель начальных классов

Цели:

  1. Формировать умения правильно произносить
    твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их
    на письме гласными буквами.
  2. Работать над каллиграфией.
  3. Развивать умения работать в парах.
  4. Создавать условия в ходе урока для оценки
    собственной деятельности и контроля за ней.
  5. Развивать познавательную деятельность
    учащихся через разные виды работы на уроке.
  6. Оборудование:

    1. Картинки для оформления доски (гора
      Чистописания, город Слов, озеро Предложение, роща
      Логики, Муравьишко).
    2. Видеозапись животных (собака, волк, корова,
      дятел, лиса, петух).
    3. Карточки-ребусы.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок.
    Мы совершим путешествие. Есть такая сказка, когда
    Муравьишко потерял дорогу домой и ему помогли
    друзья. Давайте вспомним, кто помог ему? (

    вспоминаем
    героев сказки В.Бианки “Приключение
    Муравьишки”, которую читали на внеклассном
    чтении в первом классе
    ). А сегодня поможем мы.
    Но чтоб преодолеть каждое препятствие на пути, мы
    должны хорошо потрудиться. (Приложение
    1)

    2. Минутка чистописания.

    Учитель: Прочитайте, какое препятствие на
    нашем пути первое.

    Ученики: Гора Чистописания.

    Учитель: Как вы думаете, что мы должны
    хорошо выполнить здесь?

    Ученики: Мы должны красиво и правильно
    написать все элементы букв.

    Оформление на доске.

    -а о у э ы ла мо ты сэ ру

    -я е ю е и ля ме ти се рю

    жизнь шест цифра щука чудо

    Учитель: Кто напишет, оцените свою работу.
    Красный кружочек — вам все понравилось, как
    написали, синий — вы не очень довольны своей
    работой, коричневый — вы считаете, что вам еще
    много надо трудиться, чтоб все буквы были

    красивые. Так вы будете оценивать каждое задание.

    3. Изучение нового материала.

    Учитель: А кто из вас догадался, почему я
    именно так разделила буквы на две группы?

    Ученики: С буквами первой строчки согласный
    произносится твердо, а с буквами второй строчки —
    мягко.

    Учитель: Так чему же мы будем учиться на
    уроке?

    Ученики: Учиться находить в словах
    твердые и мягкие согласные.

    а) Работа с правилом.

    Учитель: Откроем учебник на с.64. Прочитаем
    вопрос Почемучки.

    б) Выполняем упражнение 140 (устно).

    Учитель: Посмотрите на иллюстрацию: какие
    буквы есть и на зеленом диванчике и на синем?
    Почему?

    Ученики: Эти буквы могут обозначать и
    твердый и мягкий согласный звук.

    Учитель: А почему буквы ч, щ, ж, ш, ц не
    взяли себе гласных букв?

    Ученики: Потому что твердость и мягкость
    звуков, которые обозначаются этими буквами, не

    зависит от того, с какой гласной они стоят. Ч, Щ — обозначают
    всегда мягкий согласный, а Ж, Ш, Ц — всегда
    твердый согласный.

    Учитель: Давайте в минутке чистописания в
    словах отметим твердые согласные — синей точкой,
    мягкие согласные — зеленой точкой.

    Мы хорошо с вами потрудились, поэтому первое
    препятствие преодолели.

    4. Упражнения на закрепление нового материала.

    а) Работа в парах.

    Учитель: Что же дальше нас ждет на пути?

    Ученики: город Слов.

    Учитель: С чем же здесь нам нужно
    будет справиться?

    Ученики: Наверное, мы будем работать со
    словами.

    Учитель: Я вам по видеозаписи буду
    показывать картинки животных. Первый вариант
    записывает только те слова, в названии которых
    все согласные произносятся твердо, а второй
    вариант — слова, где есть хотя бы один согласный,
    который произносится мягко. После выполнения

    работы – взаимопроверка. Вы обмениваетесь
    тетрадями и оцениваете работы своего соседа по
    парте. Если находите ошибки, то исправляете их
    карандашом. (Приложение 2)

    Еще одно препятствие у нашего героя позади и
    все благодаря вашему старанию. Молодцы!

    5. Физкультминутка.

    Мы ногами топ-топ,
    Мы руками хлоп-хлоп!
    Мы глазами миг-миг,
    Мы плечами чик-чик.
    Повернулись вокруг себя
    Влево, вправо — раз и два!
    Раз — присели, два — привстали.
    Руки вверх мы все подняли.

    б) Индивидуальная работа.

    Учитель: Вот позади у нас половина пути.
    Перед нами следующее препятствие – озеро
    Предложение. Как вы думаете, с каким заданием мы
    должны здесь поработать?

    Ученики: Мы будем работать с предложениями.

    Учитель: Один ученик работает у доски. Из
    данных слов (сшила, красивую, Маша, кукла,
    кофта)
    составляет предложение, подчеркивает

    согласные, обозначающие твердый звук. Все
    остальные учащиеся составляют предложение из
    других слов (сидит, на пушистая, белка, дерево).
    В этих совах подчеркнуть согласные, которые
    обозначают мягкий звук.

    Осуществляется взаимопроверка работ в
    тетрадях, коллективная проверка работы у доски.

    в) Творческое задание.

    Учитель: У нас на пути осталось последнее
    препятствие. Может, оно окажется для вас самым
    сложным. Но мы должны постараться, ведь мы не
    оставим Муравьишку в беде, его дом почти рядом.
    Читаем название. Как понимаете?

    Ученики: Роща Логики. Это значит, здесь
    будет самое сложное задание.

    Учитель: Каждой паре дается по два ребуса.
    Вы отгадываете их, слова записываете в тетрадь. В
    первом слове подчеркиваете гласные, которые
    указывают на мягкость согласных звуков, а во
    втором слове – гласные, которые указывают на
    твердость согласных звуков. Побеждает та пара,

    которая первая справится с заданием. (Приложение
    3)

    Подведение итогов данного задания.

    6. Итог урока.

    Учитель: Мы с вами успешно прошли все
    препятствия и помогли Муравьишке добраться до
    дома. И сами за урок узнали много нового. Давайте
    еще раз повторим, какими же гласными на письме
    обозначается мягкость и твердость согласных.

    7. Рефлексия.

    — Что понравилось вам на уроке?

    — Что было трудным и непонятным?

    — Давайте оценим свою работу на уроке.
    Посмотрите, каких кружочков у вас было больше и
    поднимите большой кружок такого же цвета.

    koshkinsad.ru

    Урок-путешествие “Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости и мягкости согласных звуков”

    Разделы: Начальная школа


    Цели:

    1. Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами.
    2. Работать над каллиграфией.
    3. Развивать умения работать в парах.
    4. Создавать условия в ходе урока для оценки собственной деятельности и контроля за ней.
    5. Развивать познавательную деятельность учащихся через разные виды работы на уроке.
    6. Оборудование:

      1. Картинки для оформления доски (гора Чистописания, город Слов, озеро Предложение, роща Логики, Муравьишко).
      2. Видеозапись животных (собака, волк, корова, дятел, лиса, петух).
      3. Карточки-ребусы.

      ХОД УРОКА

      1. Организационный момент.

      Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы совершим путешествие. Есть такая сказка, когда Муравьишко потерял дорогу домой и ему помогли друзья. Давайте вспомним, кто помог ему? (

      вспоминаем героев сказки В.Бианки “Приключение Муравьишки”, которую читали на внеклассном чтении в первом классе). А сегодня поможем мы. Но чтоб преодолеть каждое препятствие на пути, мы должны хорошо потрудиться. (Приложение 1)

      2. Минутка чистописания.

      Учитель: Прочитайте, какое препятствие на нашем пути первое.

      Ученики: Гора Чистописания.

      Учитель: Как вы думаете, что мы должны хорошо выполнить здесь?

      Ученики: Мы должны красиво и правильно написать все элементы букв.

      Оформление на доске.

      -а о у э ы ла мо ты сэ ру

      -я е ю е и ля ме ти се рю

      жизнь шест цифра щука чудо

      Учитель:

      Кто напишет, оцените свою работу. Красный кружочек – вам все понравилось, как написали, синий – вы не очень довольны своей работой, коричневый – вы считаете, что вам еще много надо трудиться, чтоб все буквы были красивые. Так вы будете оценивать каждое задание.

      3. Изучение нового материала.

      Учитель: А кто из вас догадался, почему я именно так разделила буквы на две группы?

      Ученики: С буквами первой строчки согласный произносится твердо, а с буквами второй строчки - мягко.

      Учитель: Так чему же мы будем учиться на уроке?

      Ученики: Учиться находить в словах твердые и мягкие согласные.

      а) Работа с правилом.

      Учитель: Откроем учебник на с.64. Прочитаем вопрос Почемучки.

      б) Выполняем упражнение 140 (устно).

      Учитель: Посмотрите на иллюстрацию: какие буквы есть и на зеленом диванчике и на синем? Почему?

      Ученики: Эти буквы могут обозначать и твердый и мягкий согласный звук.

      Учитель: А почему буквы ч, щ, ж, ш, ц не взяли себе гласных букв?

      Ученики: Потому что твердость и мягкость звуков, которые обозначаются этими буквами, не зависит от того, с какой гласной они стоят. Ч, Щ – обозначают всегда мягкий согласный, а Ж, Ш, Ц – всегда твердый согласный.

      Учитель: Давайте в минутке чистописания в словах отметим твердые согласные – синей точкой, мягкие согласные – зеленой точкой.

      Мы хорошо с вами потрудились, поэтому первое препятствие преодолели.

      4. Упражнения на закрепление нового материала.

      а) Работа в парах.

      Учитель: Что же дальше нас ждет на пути?

      Ученики: город Слов.

      Учитель: С чем же здесь нам нужно будет справиться?

      Ученики: Наверное, мы будем работать со словами.

      Учитель: Я вам по видеозаписи буду показывать картинки животных. Первый вариант записывает только те слова, в названии которых все согласные произносятся твердо, а второй вариант – слова, где есть хотя бы один согласный, который произносится мягко. После выполнения работы – взаимопроверка. Вы обмениваетесь тетрадями и оцениваете работы своего соседа по парте. Если находите ошибки, то исправляете их карандашом. (Приложение 2)

      Еще одно препятствие у нашего героя позади и все благодаря вашему старанию. Молодцы!

      5. Физкультминутка.

      Мы ногами топ-топ,
      Мы руками хлоп-хлоп!
      Мы глазами миг-миг,
      Мы плечами чик-чик.
      Повернулись вокруг себя
      Влево, вправо – раз и два!
      Раз – присели, два – привстали.
      Руки вверх мы все подняли.

      б) Индивидуальная работа.

      Учитель: Вот позади у нас половина пути. Перед нами следующее препятствие – озеро Предложение. Как вы думаете, с каким заданием мы должны здесь поработать?

      Ученики: Мы будем работать с предложениями.

      Учитель: Один ученик работает у доски. Из данных слов (сшила, красивую, Маша, кукла, кофта) составляет предложение, подчеркивает согласные, обозначающие твердый звук. Все остальные учащиеся составляют предложение из других слов (сидит, на пушистая, белка, дерево). В этих совах подчеркнуть согласные, которые обозначают мягкий звук.

      Осуществляется взаимопроверка работ в тетрадях, коллективная проверка работы у доски.

      в) Творческое задание.

      Учитель: У нас на пути осталось последнее препятствие. Может, оно окажется для вас самым сложным. Но мы должны постараться, ведь мы не оставим Муравьишку в беде, его дом почти рядом. Читаем название. Как понимаете?

      Ученики: Роща Логики. Это значит, здесь будет самое сложное задание.

      Учитель: Каждой паре дается по два ребуса. Вы отгадываете их, слова записываете в тетрадь. В первом слове подчеркиваете гласные, которые указывают на мягкость согласных звуков, а во втором слове – гласные, которые указывают на твердость согласных звуков. Побеждает та пара, которая первая справится с заданием. (Приложение 3)

      Подведение итогов данного задания.

      6. Итог урока.

      Учитель: Мы с вами успешно прошли все препятствия и помогли Муравьишке добраться до дома. И сами за урок узнали много нового. Давайте еще раз повторим, какими же гласными на письме обозначается мягкость и твердость согласных.

      7. Рефлексия.

      – Что понравилось вам на уроке?

      – Что было трудным и непонятным?

      – Давайте оценим свою работу на уроке. Посмотрите, каких кружочков у вас было больше и поднимите большой кружок такого же цвета.

      24.01.2011

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Твердость и мягкость согласных букв, таблица

      Твердые

      б

      п

      в

      ф

      д

      т

      г

      к

      з

      с

      x

      м

      н

      л

      р

      ж

      ш

      Мягкие

      б’

      п’

      в’

      ф’

      д’

      т’

      г’

      к’

      з’

      с’

      х’

      м’

      н’

      л’

      р’

      ч’

      j

      Между твердыми и мягкими согласными существуют артикуляционные, акустические и сочетаемостные различия. Артикуляционные различия связаны с работой средней части спинки языка. Мягкие являются палатализованными, твердые характеризуются отсутствием палатализации. Акустические различия твердых и мягких неодинаковы для разных групп согласных. Мягкие щелевые и дрожащие характеризуются “формантой” мягкости (усилением в спектре полосы частот от 2000 до 3000 Гц), твердые, наоборот, имеют “форманту” твердости (усиление полосы частот от 1000 до 2000 Гц). Твердые и мягкие смычные существенных спектральных различий не имеют. (Акустические характеристики приведены с некоторыми упрощениями.) Сочетаемостные различия мягких и твердых не столь отчетливы, как у звонких и глухих. Сильной позицией у них является положение в конце слова: /сталстал‘/, /н’осос‘/, /жаржар‘/.

      www.fio.ru

      Обозначение твердости и мягкости согласных звуков на письме

      

      Обратная связь

      ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

      Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


      Как определить диапазон голоса – ваш вокал


      Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


      Целительная привычка


      Как самому избавиться от обидчивости


      Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


      Тренинг уверенности в себе


      Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”


      Натюрморт и его изобразительные возможности


      Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


      Как научиться брать на себя ответственность


      Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


      Световозвращающие элементы на детской одежде


      Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


      Как слышать голос Бога


      Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


      Глава 3. Завет мужчины с женщиной


      Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


      Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


      Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

      План-конспект коррекционного занятия по теме

      Согласные звуки (твердые и мягкие).

      Обозначение твердости и мягкости согласных звуков на письме

      (дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза, дизорфография, 4-5 класс)

      Задачи:

      Совершенствовать знания о звуке и букве.

      Совершенствовать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки с помощью сигнальных опор.

      Повторить правила правописания сочетаний жи – ши, же – ше, чу – щу, ча – ща в словах.

      Совершенствовать умение проводить звукобуквенный анализ.

      Совершенствовать знания морфологического строя речи в ходе выполнения практических упражнений.

      Совершенствовать умение образовывать существительные от прилагательных.

      Оборудование: карточки эмоций, предметные картинки, карточки тестовых заданий, информационные карточки.

       

      Этапы занятия Содержание коррекционной работы Дата
         
      Вводная часть Рефлексия Взаимное приветствие. Проверка готовности помещения и рабочих мест к занятию. Настрой на деловой ритм, создание комфортной психологической обстановки. Игровое упражнение «Интонации и настроение»: – ученикам предлагаются карточки эмоций, произносится фраза, которую нужно произнести с учетом указанного настроения; – один ученик изображает определенное эмоциональное состояние, а остальные отгадывают, какое состояние он изобразил; – ученики осуществляют выбор своего эмоционального состояния на начало урока с помощью карточек.   +   +
      Основная часть I.Литературная минутка. *** Федотка. Бедный Федотка сиротка. Плачет несчастный Федотка: Нет у него никого, кто пожалел бы его. Только мама, да дядя, да тетка, Только папа да дедушка с бабушкой. Задания: 1.Ответьте на вопрос: – Можно ли считать Федотку сиротой? 2.Найдите и прочитайте слова, которые называют родителей и родственников Федотки. Запишите их. В записанных словах подчеркните буквы, которые указывают на мягкость согласных звуков. В каком слове все согласные звуки мягкие.     +        
      II. Работа с информационными карточками: Задания: – назовите гласные, которые указывают на твердость согласного; – назовите гласные, которые указывают на мягкость согласного; – назовите букву, которая не обозначает звука, но указывает на мягкость предыдущего согласного звука. – назовите шипящие звуки, которые всегда мягкие; – назовите шипящие звуки, которые всегда твердые. + +
      III. Работа с текстом 1.Спишите текст. Над буквами согласных твердых звуков поставьте точки синим карандашом, а над буквами мягких согласных звуков поставьте точки. На горке Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой. +  
      2. Прочитайте предложения. Поменяйте предложения местами, что бы первые слова предложения шли в алфавитном порядке. Прочитайте получившийся текст. Определите последовательность предложений в тексте. Выпишите слова с шипящими согласными. Объясните написание пропущенной гласной. 1. Зверь ч..сами подж..дает свою добыч… . 2. Барс ж…вёт высоко в горах. 3. Молоко у барсов ж…рное. 4. Оно в пять раз ж…рнее молока коровы. 5. Ш…рсть она вырывает у себя на ж…воте. 6. Утепляет барс логово ш..рстью самки.     +
      IY. Работа с предложением. 1. Спишите предложения, на место пропусков вставьте подходящее по значению слово с твердым ли мягким согласным на конце. Подчеркните слова с мягким знаком (ь) на конце. Объясните, для чего служит мягкий знак (ь) в слове. – На классной доске лежит …. . Лодка села на … . – Для кровельных работ используют … . Собака поняла повелительный … хозяина. – Эта история не выдумка, а … . В воскресенье Леонид … в театре. – Кузнец опустил на наковальню тяжелый … . Пришла пора … пшеницу на крупу.   +  
      2. Прочтите предложения. Объясните правила правописания пропущенных букв в предложениях и загадках. – Тиш.. мыш.., кот на крыш… . – Леж..бока, рыж..й кот отлежал себе ж..вот. – В дом ч..жого не пущ.., без хозяина грущ.. . – Ч.. стая, зубастая вц..пилась в ч..б вихрастый.       +
      Y. Работа со словом. 1. В каждой группе подчеркните слова, где все согласные звуки мягкие: – липа, клен, сирень, дятел, Никита, сосна; – Алеша, метель, чайка, белка, осень, Лидия.   +     +
      2. В каждой группе подчеркните слова, где все согласные звуки твердые: – Миша, елка, игрушка, птица, школа, дядя; – Сережа, няня, мальчик, роза, гора, сырок.     +   +
      3. Подчеркните слова, где букв больше, чем звуков: – крепость, улица, мальчик, портфель; – якорь, пальто, путь, воробей.   +     +
      4. Прочитайте слова. Сравните в каждой паре слова по значению. Назовите пары согласных звуков, которыми различаются слова в каждой паре. Спишите слова. Твёрдую согласную подчеркните одной чертой, а мягкую – двумя. – рев – ров, лук – люк, вол – вёл, мал – мял; – флаги – фляги, нос – нёс, был – бил, мышка – мишка.     +   +
      5. Спишите пары слов. Вставьте пропущенные гласные так, что бы в каждом первом слове согласный читался твердо, а во втором мягко. – б..за – б..зь, в..за – в..дра, пр..ктика – пр..ник, в..стрел – дв..рь; – л..на – л..стра, л..мпа – пол..на, пров..да – зв..зды, с..р – с..то.       +   +
      6. Прочитайте, запишите слова в три столбика по образцу. Подчеркните согласные, мягкость которых выражена мягким знаком (ь).С выделенными словами составьте и запишите предложения. Значение слов объясните с помощью толкового словаря. Пыльный, польза, пить, апельсиновый, мебель, медаль, область, избиратель, считать, решить, голубенький, охранять, спектакль, тренировать, календарь, горький, рыженький, резьба, правительство, учительский, оригинальный, избирательный, нарядить, работать, бежать. Образец. Существительное Прилагательное Глагол польза пыльный пить     +    
      7. Подберите к прилагательным существительные. Запишите пары слов по образцу. Подчеркните согласную на конце существительных. С последними двумя существительными составьте и запишите предложения. Морковный, картофельный, лагерный, областной, тетрадный, слесарный, секретарский, учительский, благодарный, сознательный. Образец. Морковный – морковь.         +  
      8. Прочитайте слова вслух. Определите твердо или мягко звучит первый согласный в словах. – чернила, чисто, чемодан, чулок, часы, щепка, щит, щёки, щука, щавель, жюри, шинель, парашют ; – жар, жук, жир, жесть, шарф, шуба, шофер, шерсть, шило, цыган, цирк, цена, цыплёнок.     +     +
      Заключительная часть. Рефлексия 1. Тестовые задания: а) Выбери правильный ответ. – Сколько звуков в слове коньки а) 6; б) 5. – Сколько звуков и сколько букв в слове лось. А) 4 буквы, 4 звука б) 4 буквы, 3 звука б) Допиши ответ. – На письме звуки обозначаются …………….. – Звуки бывают …… ……. и ……………….. – Согласные звуки [ж], [ш], [ц] всегда ………… – Согласные звуки [ч], [щ] всегда …………….. – В слове юла букв ….., звуков ……. 2. Оценка достижений на уроке под руководством педагога. 3. Итоговый тест «Определи с помощью табличек эмоций свое настроение»   +     + +



      megapredmet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *