Мягкий звук как определить – Подготовка к школе: Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные, парные и непарные по мягкости
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ МЯГКИЙ ИЛИ ТВЕРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК – Как определить мягкие согласные
Мягкость согласных обозначают гласные буквы е, ё, и, ь, ю, я. Мягкий знак пишется в ряде случаев.
Как определить твердость или мягкость буквы?
Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.
Например: «мел», «пел», «люк» – первые звуки всегда мягкие. Важно знать, что не стоит оставлять без внимания то, что любой способ обозначения мягкости звука относятся лишь к тем, кто имеет пару по твердости.
В русском языке нет слов, где бы он был мягким . Так как не бывает пары -, то он относится к непарным. Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью — глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных.
Всегда твердые звуки в русском языке
Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые.
Прежде всего, чтобы школьник начинал приступать к изучению звуков и их особенностей, нужно ознакомиться с буквами, которые в своем роде разделяются на согласные и гласные. Нужно также знать, что букв в алфавите целых 33, из них лишь 21 — согласные звуки в русском языке, которые в произношении могут давать 36 различных звукового произношения. Звуки гласные обладают меньшим количеством, их в алфавите всего 10, дающие звуков лишь шесть. Они же могут быть ударными и безударными. Бывают случаи, когда согласный звук в слове может звучать как мягко, так и твердо, а бывают исключения.
Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Буква может обозначать качество предшествующего звука, например ь в словах тень, пень, пальба.
Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков. Сергей, есть такое явление ассимиляция — фонетическое изменение, состоящее в переходе звука под влиянием соседнего в другой звук. Вот в этой ситуации она и проявляется. А БУКВЫ мы пишем и читаем они обозначают твердость или мягкость и ими мы обозначаем звуки на письме!!!!
§4. Способ образования согласных
В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных. В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении – свистящий, а при произнесении — шипящий. Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными.
Согласным звукам русского языка их характеристика дается по нескольким качествам, например, по их звонкому и глухому звучанию, твердости и мягкости произнесения. Свиста или шипение тоже является дополнительной характеристикой.
Случаются и обратные процессы, когда глухой звучит звонче, чем обычно. Например, в словах косить, коса буква С обозначает глухой звук. Он бывает твердым в слове коса, или мягким — в слове косить. Становится отчетливым звук, понятна буква, которой его записывают.
Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных. Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных. Поэтому ниже представлен список позиционно-обусловленных изменений согласных по признакам способа и места образования. В формах прилагательных, местоимений, причастий встречаются буквенные сочетания: ого, его. Вместо г в них произносится : его, красивого, синего.
При образовании мягких согласных дополнительно к основной артикуляции добавляется участие твёрдого нёба. По-латыни «твёрдое нёбо» будет palatum, отсюда и название «палатализованные». 3) Если после согласной идёт мягкая согласная, то предшествующая согласная может смягчаться, но может оставаться твёрдой. А иногда, несмотря на отсутствие мягкого знака после согласного, все же все звуки в нем мягкие из-за взаимодействия звуков между собой, когда один мягкий звук смягчает предыдущий. В лучшем случае у них получается такое произношение: «Тан-йа» или «Таньйа» это уже у продвинутых. Хотя и мягкий знак — проблема у некоторых.
Поэтому палатализацию относят к дополнительной артикуляции.
В тренде:
- Десять способов украсть деньги с пластиковой картыХакеры заражают смартфон вирусной программой, которая получает доступ к персональным данным владельца. Открывая ее, владельцы заражали свои мобильники вредоносным «шпионом», который […]
- Певица Бьянка: возраст, рост, вес, параметры фигуры певицы?
- Куда обратиться за получением письма из ДТИПолучить заказное послание по извещению, пришедшему на ваше имя, вы можете в местном отделении почты, предъявив свой паспорт. Получить заказной конверт на почте нужно обязательно, потому […]
estortenok.ru
Как определить мягкие и твердые согласные звуки в словах.
Согласные звуки имеют различное звучание в разных словах. Существует ряд правил, с помощью которых в русском языке определяется твердый или мягкий звук необходимо использовать. Во время общения выбор правильного звука происходит автоматически. А вот на письме нужно следовать установленным стандартам.
Твердость или мягкость согласных звуков имеет различную артикуляцию. Можно провести такое наблюдение – мягкие согласные заставляют весь язык двигаться вперед, в сторону неба приподнимается только средняя его часть. Язык двигается в обратную сторону, если человек произносит твердый согласный звук. Многие люди, которые пытаются выучить русский язык, имеют небольшие трудности, так как во многих странах нет понятия разделения твердых и мягких звуков.
Чтобы правильно написать мягкий согласный, нужно учитывать местоположение звука в слове, а также близлежащиек нему звуки. Йотовые гласные звуки или дифтонги, стоящие после согласных внутри слов, способствуют смягчению звуков. К ним относятся следующий ряд букв: е, е, ю, я. При их звучании получается два звука. А в рассмотренном порядке передается только один звук. Вот пример: белый, метелка, любовь, пятница. Звуки получаются, как и в таких словах: мэр, корка, клубок, Ваня. Употреблять йотовые звуки необходимо именно для смягчения стоящего перед ними согласного звука. Существуют еще две буквы, влияющие на выбор твердого или мягкого звука. Это и и ы. Буква И смягчает предыдущий звук (миска) , а буква Ы наоборот делает его твердым (мыска) .
Играет большую роль и положение согласных в конце слова. Мягкости им придает буква Ь, находящаяся после необходимого звука. Вот к примеру рассмотри: лен – лень, кон — конь. Также мягкий знак смягчает согласные и внутри слов. Пример: пенка – пенька, конки — коньки.
Обратите внимание
Различают также позиционную мягкость согласного звука, при написании она не обозначается (Костик, Ростик, мостик) . Данную особенность необходимо брать во внимание. Это еще одна из многих причин, с которыми сталкиваются люди, желающие досконально изучить русский язык. Недаром наш язык считается очень сложным во всем мире.
Полезный совет
Русский язык имеет непарные лишь мягкие согласные звуки. Всем известно, наверное, самое популярное правило написания слогов ча, ща. Также многие помнят правило написания без мягкого знака слогов чк, чн, нч, нщ.
advices4lady.org
Подготовка к школе: Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные, парные и непарные по мягкости
Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими.
Мягкие согласные обозначают
с помощью вот такого значка [ ‘].
Произнесите пары слов и обратите внимание на первый звук:
мал [м] – мял[м’]
был [б] – бил[б’]
нос [н] – нёс [н’]
дыма[д] – Дима [д’]
Когда мы произносим мягкий звук,
серединка языка приподнимается и
стремится прикоснуться к середине нёба.
Попробуйте ещё раз:
[м]-[м’]
[б]-[б’]
[н]-[н’]
[д]-[д’]
Твёрдые и мягкие согласные звуки образуют пары.
Если у мягкого согласного звука есть твёрдая пара,
парным по мягкости – твёрдости.
Это надо знать, когда вы осуществляете
фонетический разбор слова,
о котором можно прочитать здесь.
Чтобы объяснить ребёнку
понятие твёрдости – мягкости
согласных звуков,
звуки в паре часто называют “братьями”.
Твёрдый – “старший брат”, мягкий – “младший брат”.
Эти звуки обозначаются одной и той же буквой,
и отличаются лишь положением языка
при произношении.
Для того, чтобы помочь ребёнку осознать
явление твёрдости – мягкости и научить определять,
какой звук он произнёс, или услышал, (есть дети,
которым это даётся крайне сложно), я играю
с учениками в такую обучающую игру:
“Назови второго брата”
Я бросаю ребёнку мяч
и называю твёрдый согласный звук, а он должен
подобрать ему мягкую пару и бросить мяч обратно:
Я: [м] , ребёнок: [м’]
я: [д] , ребёнок: [д’]
я: [п] , ребёнок: [п’] и т.д.
В следующий раз мы поиграем наоборот – я называю
мягкий согласный звук, а ребёнок – твёрдый:
я:[л’], ребёнок: [л]
я:[с’], ребёнок: [с]
я:[т’], ребёнок: [т].
Затем игра усложняется: я называю согласный звук,
а ребёнок должен определить, твёрдый это звук,
или мягкий.
Следующее усложнение – я называю не отдельный звук,
а звук в слове, например, прошу указывать мягкость или
твёрдость первого звука в слове.
Пар твёрдых и мягких согласных звуков
в русском языке 15:
твёрдые мягкие
[б] [б’]
[г] [г’]
[д] [д’]
[з] [з’]
[к] [к’]
[л] [л’]
[м] [м’]
[н] [н’]
[п] [п’]
[р] [р’]
[с] [с’]
[т] [т’]
[ф] [ф’]
[х] [х’]
Но есть и такие согласные звуки, у которых нет пары
по мягкости – твёрдости.
Эти звуки называют
непарными по мягкости – твёрдости.
Таких звуков – 6.
Три непарных твёрдых согласных звука:
[ж], [ш], [ц].
И три непарных мягких согласных звука:
[й],[ч],[щ].
Я уже сказала о том, что парные согласные –
и мягкий, и твёрдый – обозначаются одной и той же буквой.
Как же нам тогда при чтении
произносить согласные звуки – твёрдо или мягко?
Или как обозначить мягкость согласного звука,
когда мы пишем какое – то слово?
На письме мягкость согласных звуков обозначается
1. С помощью буквы ь.
2. С помощью гласных букв е, ё, и, ю, я.
Эти гласные ещё называют гласными второго ряда,
в отличие от гласных первого ряда: а, о, у, ы, э,
которые указывают на твёрдость стоящего перед ними парного согласного.
Знание того, как на письме обозначается мягкость
согласного звука, дарит нам ещё один способ
определить, какой перед нами парный согласный звук –
твёрдый или мягкий?
Если после парного по мягкости – твёрдости согласного
пишется ь или буквы е, ё, и, ю, я, согласный мягкий!
пень [п’эн’], ключ [кл’уч’], лимон [л’имон].
(Не путайте с непарными – [ж,ш,ц,й,ч,щ]
– на них это правило не распространяется!) :
мышь [мыш], тишь [тиш], молодёжь [малад’ош],
цепь [цэп’], цитрус [цытрус] – ни ь, ни буквы е, ё, и, ю, я
не означают, что звуки [ж, ш, ц] стали мягкими!
Здесь можно узнать, что такое буквы и что такое звуки.
В этой статье я рассказываю о гласных звуках и буквах.
В этой статье я рассказываю о том, как образуются
согласные звуки.
Если вам необходимо разобраться со звонкостью и
глухостью согласных звуков, вам сюда.
Если у вас часто возникают вопросы по программам
начальной школы, рекомендую вам приобрести
“Справочник школьника”, где есть практически
вся информация по школьным предметам.
www.podgotovkakshkole.ru
как определить твердую согласную букву? И твердая или мягкая буква м
Твердыми или мягкими бывают звуки. Например, в слове “маме” первый М будет твердым, второй – мягким. Часто согласный будет мягким, если после него стоят буквы: е, ё, ю, я, ь Но все равно нужно смотреть, как слово произносится. например, слово “свитер” После Т стоит Е, но Т все равно не мягкий звук, потому что мы произносим твердо: [тэ].
Мягкие согласные по-научному называются палатализованными. При образовании мягких согласных дополнительно к основной артикуляции добавляется участие твёрдого нёба. По-латыни “твёрдое нёбо” будет palatum, отсюда и название “палатализованные”. Явление смягчения называется “палатализация”. Как определить, какая согласная мягкая, а какая твёрдая? Как известно, всегда мягкими в русском языке являются согласные Ч, Щ, Й. В остальных случаях мягкую согласную можно определить по следующей за ней букве. Как правило, согласная буква будет обозначать мягкий согласный звук, если за ней следует одна из следующих шести букв: Е, Ё, И, Ю, Я, Ь. Примеры: лес (Л мягкое), пёс (П мягкое), вид (В мягкое), рюш (Р мягкое), мята (М мягкое), конь (Н мягкое). Но при этом нужно быть внимательными: 1) Согласные Ж, Ш, Ц являются всегда твёрдыми! Они никогда не будут смягчаться, даже перед И или Е. 2) В некоторых иностранных словах согласные перед буквой Е не смягчаются. К сожалению, универсального правила на сей счёт просто не существует. Например, произносится тЕкст, однако тЭст, тЭмп; дЕспот, однако дЭмпфер; нЕрв, однако фонЭма. Так что здесь придётся только зубрить и запоминать каждое слово. 3) Если после согласной идёт мягкая согласная, то предшествующая согласная может смягчаться, но может оставаться твёрдой. Можно сформулировать следующие правила: а) смягчается согласная Н перед мягкими Т, Д: бантик, ундина. Кроме того, буква Н всегда смягчается перед Ч, Щ: лимончик, гонщик. б) смягчаются согласные Т, Д перед мягким Н: работник, всадник. в) смягчаются согласные С, З перед мягкими Т, Д, Н: мостик, безделье, песни, возня. (Перед остальными мягкими согласными буквы С и З не смягчаются! смех — С твёрдое, зрение — З твёрдое.) В остальных случаях согласные перед другими согласными обычно остаются твёрдыми.
touch.otvet.mail.ru
как определить твердость или мягкость буквы?
Твердые и мягкие согласные различаются особенностями артикуляции, а именно положением языка: при образовании мягких согласных все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу, при образовании твердых согласных тело языка сдвигается назад. Согласные образуют 15 пар, противопоставленных по твердости / мягкости: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [к] – [к’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [р] – [р’], [с] – [с’], [т] – [т’], [ф] – [ф’], [х] – [х’]. К твердым непарным относят согласные [ц] , [ш] , [ж] , а к мягким непарным – согласные [ч’], [щ’], [й’] (непарным мягким является также звук [ж’], встречающийся в некоторых словах в речи отдельных носителей языка) . Согласные [ш] и [щ’] (а также [ж] и [ж’]) пар не образуют, так как отличаются не только твердостью / мягкостью, но и краткостью / долготой. В отличие от глухости / звонкости, твердость / мягкость парных согласных обозначается не при помощи согласных букв, а иными средствами. Мягкость согласных обозначается следующим образом. Для парных по твердости / мягкости согласных мягкость обозначается: 1) буквами я, е, ё, ю, и: мал – мял, мол – мёл, пэр – перо, буря – бюро, мыло – мило (перед е в заимствовании согласный может быть твердым: пюре) ; 2) мягким знаком – в конце слова (конь) , в середине слова у [л’] перед любым согласным (полька) , после мягкого согласного, стоящего перед твердым (весьма, раньше) , и у мягкого согласного, стоящего перед мягкими [г’], [к’], [б’], [м’], являющимися результатом изменения соответствующих твердых (серьги – ср. серьга) – см. сильные по твердости / мягкости позиции. В остальных случаях мягкий знак в середине слова для обозначения мягкости парных согласных не пишется (мостик, песня, разве) , потому что позиционная мягкость, как и другие позиционные изменения звуков, на письме не отражается. Для непарных согласных нет необходимости в дополнительном обозначении мягкости, поэтому возможны графические правила «ча, ща пиши с а» . Твердость парных согласных обозначается отсутствием мягкого знака в сильных позициях (кон, банка) , написанием после согласного букв а, о, у, ы, э (мал, мол, мул, мыл, пэр) ; в некоторых заимствованиях твердый согласный произносится и перед е (фонетика) . Твердость непарных твердых согласных, как и непарных мягких, дополнительного обозначения не требует, поэтому возможно существование графического правила о написании жи и ши, орфографических привил о написании и и ы после ц (цирк и цыган) , о и ё после ж и ш (шорох и шёпот) . Твердый знак выполняет в русском языке разделительную функцию – указывает, что после согласного йотированная гласная буква обозначает не мягкость согласного, а два звука: я – [й’а] , е – [й’э] , ё – [й’о] , ю – [й’у] (объять [абй’а́т’], съест [сй’эст] , съёмка [сй’о́мка]) . Функции мягкого знака сложнее. Он имеет в русском языке три функции – разделительную, функцию обозначения самостоятельной мягкости парных согласных, грамматическую функцию: 1.Мягкий знак может выполнять аналогичную разделительную функцию перед я, ю, е, ё, и внутри слова не после приставки (вьюга, соловьиный) и в некоторых иноязычных словах перед о: (бульон, компаньон) . 2. Мягкий знак может служить для обозначения самостоятельной мягкости парного согласного на конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше) : конь, банька. 3. Мягкий знак после непарного по твердости / мягкости согласного может выполнять грамматическую функцию – пишется по традиции в определенных грамматических формах, не неся никакой фонетической нагрузки (ср. : ключ – ночь, учится – учиться) . При этом мягкий знак не обозначает мягкости не только у непарных твердых, но и у непарных мягких согласных.
выучить – какие твердые, а какие мягкие…
По звуку, который образует эта буква или по букве, которая идет следом: она может смягчать. Например мягкий знак
На твердые и мягкие делятся звуки.
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове “река” слышится мягкий согласный зыук [р’], а в слове “рука” – твёрдый согласный звук [р] . Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [р’]. Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове “перерыв” при произношении первого согласного звука [р’] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р] . Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’]. Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц] . Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.
Буквы не имеют ни твёрдости, ни мягкости. А звук можно оценить по звучанию, хотя бы сопоставив твёрдый и мягкий звук…
Буквы не имеют ни твёрдости, ни мягкости. А звук можно оценить по звучанию, хотя бы сопоставив твёрдый и мягкий звук…
Твердые и мягкие согласные различаются особенностями артикуляции, а именно положением языка: при образовании мягких согласных все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу, при образовании твердых согласных тело языка сдвигается назад. Согласные образуют 15 пар, противопоставленных по твердости / мягкости: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [к] – [к’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [р] – [р’], [с] – [с’], [т] – [т’], [ф] – [ф’], [х] – [х’]. К твердым непарным относят согласные [ц] , [ш] , [ж] , а к мягким непарным – согласные [ч’], [щ’], [й’] (непарным мягким является также звук [ж’], встречающийся в некоторых словах в речи отдельных носителей языка) . Согласные [ш] и [щ’] (а также [ж] и [ж’]) пар не образуют, так как отличаются не только твердостью / мягкостью, но и краткостью / долготой. В отличие от глухости / звонкости, твердость / мягкость парных согласных обозначается не при помощи согласных букв, а иными средствами. Мягкость согласных обозначается следующим образом. Для парных по твердости / мягкости согласных мягкость обозначается: 1) буквами я, е, ё, ю, и: мал – мял, мол – мёл, пэр – перо, буря – бюро, мыло – мило (перед е в заимствовании согласный может быть твердым: пюре) ; 2) мягким знаком – в конце слова (конь) , в середине слова у [л’] перед любым согласным (полька) , после мягкого согласного, стоящего перед твердым (весьма, раньше) , и у мягкого согласного, стоящего перед мягкими [г’], [к’], [б’], [м’], являющимися результатом изменения соответствующих твердых (серьги – ср. серьга) – см. сильные по твердости / мягкости позиции. В остальных случаях мягкий знак в середине слова для обозначения мягкости парных согласных не пишется (мостик, песня, разве) , потому что позиционная мягкость, как и другие позиционные изменения звуков, на письме не отражается. Для непарных согласных нет необходимости в дополнительном обозначении мягкости, поэтому возможны графические правила «ча, ща пиши с а» . Твердость парных согласных обозначается отсутствием мягкого знака в сильных позициях (кон, банка) , написанием после согласного букв а, о, у, ы, э (мал, мол, мул, мыл, пэр) ; в некоторых заимствованиях твердый согласный произносится и перед е (фонетика) . Твердость непарных твердых согласных, как и непарных мягких, дополнительного обозначения не требует, поэтому возможно существование графического правила о написании жи и ши, орфографических привил о написании и и ы после ц (цирк и цыган) , о и ё после ж и ш (шорох и шёпот) . Твердый знак выполняет в русском языке разделительную функцию – указывает, что после согласного йотированная гласная буква обозначает не мягкость согласного, а два звука: я – [й’а] , е – [й’э] , ё – [й’о] , ю – [й’у] (объять [абй’а́т’], съест [сй’эст] , съёмка [сй’о́мка]) . Функции мягкого знака сложнее. Он имеет в русском языке три функции – разделительную, функцию обозначения самостоятельной мягкости парных согласных, грамматическую функцию: 1.Мягкий знак может выполнять аналогичную разделительную функцию перед я, ю, е, ё, и внутри слова не после приставки (вьюга, соловьиный) и в некоторых иноязычных словах перед о: (бульон, компаньон) . 2. Мягкий знак может служить для обозначения самостоятельной мягкости парного согласного на конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше) : конь, банька. 3. Мягкий знак после непарного по твердости / мягкости согласного может выполнять грамматическую функцию – пишется по традиции в определенных грамматических формах, не неся никакой фонетической нагрузки (ср. : ключ – ночь, учится – учиться) . При этом мягкий знак не обозначает мягкости не только у непарных твердых, но и у непарных мягких согласных.
Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.
идите все на ху#
СОГЛАСНЫЙ ЗВУК СОСТОИТ ИЗ ГОЛОСА И ШУМА ИЛИ ТОЛЬКО ШУМА А ГЛАСНЫЙ ЗВУК СОСТОИТ ТОЛЬКО ИЗ ГОЛОСА И КСТАТИ БУКВА К ГЛУХ СОГЛ ТВЁРДЫЙ
спасибо за информацию!
touch.otvet.mail.ru
различаем твердые и мягкие согласные звуки
В этой статье:
Развитие ребенка – это непрерывный процесс, который состоит из множества ступеней. Малыш и родители ежедневно шагают вверх по этой лесенке индивидуального развития, набираясь опыта, новых знаний, умений и навыков. Одна из важных ступенек речевого развития – это освоение твердых и мягких согласных звуков. Как это сделать естественно и без труда – читайте далее.
Образование согласных звуков
Чтобы научиться различать твердые и мягкие согласные, сначала необходимо научиться их слышать. Зубрежка в данном случае не поможет! Гласные – это река, а согласные – ее берега, не позволяющие речи растекаться в разные стороны.
Ребенок научится слышать звуки, если ему подсказать, как они образуются и формируются. Так, гласные звуки получаются только при помощи голоса, а вот для произнесения согласных необходим еще и шум.
Большинство согласных образуется в ротовой полости, когда струя выдыхаемого воздуха встречает на своем пути препятствие, созданное органами артикуляции: языком, губами или зубами. Для преодоления препятствия применяется мышечная энергия. От того, какие органы больше принимают участия в артикуляции, зависит полученный на выходе согласный звук.
Малышу непонятно, как научиться различать твердые и мягкие звуки, ведь их нельзя потрогать ручками и определить на ощупь. При этом согласные действительно делятся на твердые и мягкие. Например, бывают случаи, когда согласные могут быть только твердыми или только мягкими, так как ничто не может их смягчить или укрепить в произношении.
Всегда твердые согласные – Ж, Ш и Ц. Всегда мягкие согласные – Ч, Щ и Й. Чтобы малыш запомнил эти звуки, их следует написать на карточках. Зрительная память у большинства детей развита намного лучше, особенно у дошкольников. Ведь лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать. Чтобы малышу еще легче было воспринять данную информацию, твердые согласные можно нарисовать над кирпичной стеной, а мягкие – над подушками и перышками.
Эту табличку лучше всего повесить над рабочим столом ребенка, где он невольно будет на нее натыкаться и быстро запомнит представленную информацию. А вот теперь можно перейти к тому, что остальные согласные звуки бывают как твердыми, так и мягкими, в зависимости от соседства с другими буквами. Так, если после согласной буквы стоит еще одна согласная – это твердый звук (стол, стремянка, откровение, портки). Также твердыми будут согласные, после которых стоят гласные А, О, У, Э, Ы. Они «командуют» вести себя тверже (трактор, подвал, портал). Мягкими согласные будут, только если после них стоят гласные И, Е, Ю, Я, Ё (баян, ёжик, петух, пюпитр). Мягким предыдущий согласный делает еще и мягкий знак (конь, лань, карьера, портьера, калька, галька).
Развитие знаний через игры
В процессе игры дети легко запоминают любую информацию. И если у вас не складываются отношения с согласными, возможно, вы просто не так преподносили информацию о них. Попробуйте поиграть в развивающие игры.
Попросите ребенка приложить указательный пальчик к нёбу и произнести различные слоги, состоящие из согласных и гласных, при этом чтобы один вариант был твердым, а второй мягким. Например, НА – НЯ, ТА – ТЯ, ЛА – ЛЯ, РА – РЯ и т.д. Регулярные занятия помогут понять малышу, что при образовании мягкого звука язык сдвигается немного вперед и вверх, а при произнесении твердых согласных этого не происходит.
В школе твердые звуки выделяют синим цветом, а мягкие – зеленым. Гласные – красного цвета. Этот прием можно использовать, сделав цветные карточки с буквами, из которых потом можно складывать слова. Пусть ребенок собирает мозаику. А еще лучше – пишите крохе слова на отдельном листочке, а он будет составляет их из карточек. Все это можно сопровождать методичными и регулярными объяснениями. В итоге различие звуков можно довести до автоматизма.
Советы родителям
Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.
Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.
Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.
Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий. Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.
Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.
Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!
Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.
Удачного и легкого обучения!
rebenkoved.ru
Как определить мягкие согласные | Сделай все сам
В русском языке твердость/мягкость согласных звуков является главным словоразличительным фактором. Если в устной речи это усваивается на подражательном ярусе, то на письме нужно знать и употреблять определенные правила.
Инструкция
1. Твердые и мягкие согласные артикуляционно образуются по-различному. Понаблюдайте: произнося мягкий согласный, вы все тело языка продвигаете вперед, приподнимая среднюю часть спинки к твердому нёбу. Произнося же твердые согласные , вы сдвигаете тело языка назад.Носители языков, в которых твердость/мягкость согласных не является смыслоразличительным знаком, сталкиваются с определенными сложностями, постигая русский язык. В том числе и с упомянутыми выше – артикуляционными. Помните в знаменитом приколе: «Шмэл — это болшой мух, а мол – это мух в шкафу!».
2. На письме мягкость согласных определяется их расположением в слове и окружением.В середине слова согласные смягчаются в расположении перед так называемыми йотовыми гласными либо дифтонгами. Это буквы, которые обозначают два звука: е (йэ), ё (йо), ю (йу), я (йа). При этом в данном случае йотовые е, ё, ю, я передают только звуки <э>, <о>, <у>, <а> соответственно. Скажем: серый, тёрка, любит, тянет. Как и в таких словах, как: сэр, затор, лубок, Таня. А употребление взамен букв э, о, у, а йотовых как раз призвано указать на надобность смягчения предыдущего согласного.На твердость/мягкость согласного оказывает могущество также выбор гласных букв и/ы. Перед буквой И согласный непременно смягчается (пишет), перед Ы согласный произносим твердо (пышет).
3. Позиция на конце слова по твердости/мягкости согласного также является крепкой. Мягкость концевого согласного передается на письме с поддержкой буквы Ь. Сравните: кон – конь, мол – моль.Буква «Ь» употребляется для указания мягкости предыдущего согласного перед дальнейшим и в середине слова. Скажем: коньки – конки, пенька – пенка.
Обратите внимание!
Различается еще позиционная мягкость согласных, которая на письме никак не обозначается (мостик, песня). Это, безусловно, создает определенные сложности в овладении русской письменной речью.
Полезный совет
Следует помнить о том, что в русском языке также есть непарные только мягкие согласные. Для верного написания слов с буквами ч, щ существуют особые графические правила. («ча, ща пиши с буквой а», «чк, чн, нч, нщ – пиши без мягкого знака»).
jprosto.ru