Познавательное

Мягкие слоги – Исправление нарушений письменной речи. Применение таблицы “Твердые и мягкие согласные” на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида

слоги – Твердые и мягкие согласные звуки

Здесь вы можете скачать карточки-слоги “Твердые и мягкие согласные звуки”. Благодаря этим карточкам, ваш ребенок узнает в каких случаях согласные буквы могут быть мягкими, а когда твёрдыми. 

Как пользоваться карточками “Твердые и мягкие согласные звуки”:

Когда распечатаете карточки “Твердые и мягкие согласные звуки”, приведите малышу несколько примеров. Например, в слове «микроб» слышится мягкий согласный звук [м’], а в слове «матрас» – согласный звук [м] твердый. Помогите ребенку запомнить, что [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие звуки, а [ж], [ш], [ц] – всегда только твёрдые.
Следует также запомнить, что все остальные звуки считаются мягкими, если в след за ними идут гласные буквы  -е, -ё, -и, -ю, -я или –ь. Звуки считаются твёрдыми, если за ними идут гласные и согласные.

Согласные буквы образуют 15 пар противопоставленных по мягкости или  твёрдости звуков.

Пары “Твердые и мягкие согласные звуки”:

[б] – [б’]

[в] – [в’]

[г] – [г’]

[д] – [д’]

[з] – [з’]

[п] – [п’]

[ф] – [ф’]

[к] – [к’]

[т] – [т’]

[с] – [с’]

[м] – [м’]

[н] – [н’]

[р] – [р’]

[л] – [л’]

[х] – [х’]

Предоставленные карточки со слогами выполнены по методике Зайцева и являются авторской работой детского портала chudo-udo.org

Синим цветом на карточках обозначены твёрдые согласные звуки, а мягкие согласные – зелёным.

На нашем сайте карточки с буквами и слогами “Твердые и мягкие согласные звуки” можно скачать бесплатно, распечатать и разрезать по кубикам.

Совет! Если хотите самостоятельно сделать кубики по методике Зайцева, можете дополнительно к карточкам со слогами скачать кубик в развёрнутом виде. Его можно обклеить карточками и материал для обучения чтению готов!

На нашем сайте вы также сможете скачать Карточки-слоги: Гласные и согласные звуки.

Перепубликация и коммерческое использование материалов запрещены законом об авторских правах.

Картинки находятся в свободном скачивании, без использования файлообменников. Не забывайте писать свои комментарии – для нас это очень важно!!!

 

 

 

Скачать “Карточки-слоги – Твердые и мягкие согласные звуки” по ссылке ниже

Во втором архиве мы выложили недостающие слоги с буквами П, Р

В третьем архиве – недостающие слоги с буквами Ц и Ч

chudo-udo.info

Составление слогов “Мягкие и твердые согласные”

Составление слогов “Мягкие и твердые согласные” – это занятие, которое вырабатывает навыки чтения ребенка, а также закрепляет его знания о твердых и мягких согласных.

Начинаем занятие такими словами: “Тебе понравилась игра “Почтальон”?

Сейчас мы снова в нее сыграем. Но имей в виду, что правила поменялись: если дорожка от почты идет к домику, в котором живёт слог с твёрдым согласным, по ней идти можно; а если в домике слог с мягким согласным – идти нельзя.

Поставь рядом со всеми домиками почты (теми, над которыми нарисован конверт) наши значки, обозначающие мягкость или твердость гласного звука:

или 

в зависимости от имен поселившихся там слогов.

Поставил? Теперь проверь себя: если везде стоит знак твердости, значит, задание выполнено верно.

На следующих двух картинках не хватает по слогу. Подумай и впиши их в свободные кружки самостоятельно. Сделай это так, чтобы почтальону было куда идти, не нарушая главного правила, а в почтовом здании, как принято в нашей сегодняшней игре, оказался слог с твердой согласной.”

Примечание для родителей к заданию “Составление слогов – Мягкие и твердые согласные”

Это задание, в принципе, дублирует предыдущее. Однако оно будет для ребенка более сложным, поскольку правила изменились. Кроме того, имена жильцов “выросли” на одну букву, а в последних двух заданиях ребенку придется самому придумать соответствующие слоги. Правильность выполнения условий покажет, насколько прочно ребенок усвоил правила и как умеет применять их на практике.

pСкачать упражнение “Составление слогов – Мягкие и твердые согласные” вы можете во вложениях ниже

chudo-udo.info

Учимся читать. Карточки – твердые и мягкие согласные звуки – запись пользователя Развивашки для дошколят (MURIK85) в дневнике

"Как научить ребенка читать по слогам? Составляем слова из слогов"

Используйте карточки , чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими , когда твердыми.


Синим цветом -твердые
Зеленым цветом - мягкие



Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "мир" слышится мягкий согласный зыук [м'], а в слове "мак" - твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [м'].

Запомните:
Всегда мягкие звуки: [й'], [ч'] , [щ'].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.



















Рекомендации, как использовать карточки.

Начнем с того, что я считаю нет смысла очень рано учить ребенка именно читать, если ребенок созрел, то он за две недели с легкостью научится. Всему свое время.

Большое внимание в обучении своих детей я уделяю развитием логического мышления. Ребенок должен научиться думать, а не зубрить. Так и в чтении, если ребенок созрел, то он легко поймет логику формирования букв в слоги, слоги в слова..

Сначала я знакомлю с гласными буквами, показываю, что их можно пропеть. И если, например, приложить руку к горлу и произнести гласные звуки, то рукой мы ощутим легкое дребезжание.

Как все гласные буквы усвоены, нужно показать, что есть еще и согласные, и они дружат. А если убрать из слова все гласные, мы и не сможем ничего понять. Например, имя Саша ----- Сш. Не понятно..А чтобы было понятно, нужно чтобы буквы дружили.

Распечатаем, первый лист с согласными, я люблю начинать с буквы М.

И пытаемся соединить слоги. Если согласный синий, мы его произносим твердо, а зеленый - мягко. Потом можно слепить из пластилина эту букву.

И в тетрадке в крупную клетку попробовать напечатать М и слоги

Поиграть в игру с мячом в слова на букву М и т.д.

http://www.razvitierebenka.com/2011/12/blog-post_02.html#.Ua8D_L3vcqG

Желаю удачи!!!

мягкость согласных звуков

www.babyblog.ru

Твёрдые и мягкие. Как помочь ребёнку разобраться со звуковым анализом слова? | Обучение

И всё-таки я глубоко убеждена, что русский язык — слишком живое творение человека, формировавшееся столь долго и замысловато, чтобы так поверхностно к нему относиться.

Хотя и практичного подхода к изучению грамоты не заменить. Моих детей часто выручала простая тетрадка в клетку, куда я вклеиваю собранные из разных источников правила, понятные, наглядные.

И всё же попытаться почувствовать язык стоит даже рьяному врагу лириков.

Мы уже говорили о том, что грамота сродни таланту музыканта или художника. Есть те, кто чувствует язык и, не зная правил, пишет грамотно. И наоборот — знающие теорию, но не способные её применить. Чего не хватает последним? Чутья.

У деток такое чутьё априори спит. Слишком уж предметное у них мышление на данном жизненном этапе. Они не обращают внимания на такие вещи. Букву ведь не пнуть, как мячик, не попробовать на вкус, как конфетку. Изучать звуковой анализ не так захватывающе, как ковырять дырку в носке.

Но акцентировать их внимание на родном языке можно, и это не скучно. Понемногу, но это даст шанс пробудить в ребёнке «нюх» к языку, что в жизни не бывает лишним.

Разбирая правила русского языка, очень важно задействовать слух, чтобы не просто слышать свой голос, а прислушиваться к нему.

К сожалению, в школе это невозможно. И тем не менее, только слушая и слыша, можно заметить, что речь сама подсказывает нам, как правильно писать. Одна маленькая девочка сказала мне: «Я не буду вписывать в это слово букву „И“, она здесь некрасиво звучит. Здесь должна быть „Е“. Она сюда напрашивается!»

Так вот, прежде чем приступить к сложному звуковому анализу (а с ним первоклашки сталкиваются уже в сентябре), хорошо бы поиграть с ребёнком. Классическая игра «в города», весёлая игра в «образуй одно животное из названий двух животных». Можно придумывать слова с определённым слогом в слове.

Подойдут абсолютно любые устные игры с языком. Пусть пять минут перед сном или по дороге в садик. Это даже хорошо, если ребёнок при этом будет чем-то параллельно занят. Мы же не замираем как истуканы, когда ведём беседу. Думать на ходу — полезное умение.

Игр на бумаге тоже много. Самые известные — образование множества слов из одного, игра по принципу «Поля Чудес». Дети во все времена любили такие игры.

Потом уже можно познакомить малыша с теорией, с наличием мягких и твёрдых, глухих и звонких звуков. Буквы для ребёнка, несмотря на то что дошколёнок уже знаком с ними, всё равно что для нас азбука обитателей Альфа Центавры. Задача — сделать их более понятными для него.

Чтобы дело пошло в гору, я придумала стишок, который можно распечатать, приправив картинками из общего доступа:

Буквы бывают разные

Буквы бывают поющие — гласные.
Буквы бывают со всеми согласные!
Звук у согласных глухой или звонкий,
Могут звучать они мягко и твёрдо.

Лишь два молчуна: твёрдый знак, мягкий знак
Не могут звучать никогда и никак.
Ирина Литновская, личный архивИрина Литновская, личный архив

Необязательно воспроизводить стишок в точности, пусть малыш своими словами перескажет его. Важно правильно отразить суть. Пусть лучше додумается, а не вспомнит.

Изучая мягкость и твёрдость, не заставляйте малыша зубрить правила из учебника, где говорится, что буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я», «И» всегда смягчают впереди стоящую согласную. Например, в слове «купЕ» «Е» ничего не смягчает, и я назову ещё с десяток слов, чтобы доказать вам, что это правило из школьного учебника — чушь. Не говоря уже о смягчении несмягчаемых.

Поиграйте с малышом сперва в слоги, а затем в слова.

Выбирайте слоги с одинаковой согласной, проговорите их:

ЛА ЛИ ЛЕ ЛУ ЛЫ
Постройте противоположности:
ЛЫ-ЛИ
ЛУ-ЛЮ

…и так далее.

Пусть малыш на слух найдёт мягкие и твёрдые. Переходя к словам, не стоит бояться играть с языком:

— В слове «мама» первый слог твёрдый или мягкий?
— Мягкий.
— Тогда зови меня «мяма»!

Это полезно и весело. Но здесь, в отличие от игр в слова, нужна концентрация на том, что ты делаешь. Распознавать звуки и одновременно выковыривать червяка из лужи не получится.

Стоит избегать примеров со всегда мягкими и всегда твёрдыми. Лучше обратиться к ним попозже, когда малыш начнёт улавливать хотя бы те буквы, чей звук меняется.

Что касается всегда мягких и твёрдых, их и взрослому бы запомнить! Я сама какое-то время причисляла «Ф» к буквам, что всегда звучат твёрдо…

Поэтому я придумала две фразы, которые помогут догадаться, что к чему. Слова во фразе можно переставлять местами, необязательно их заучивать. Вы можете придумать свои варианты таких фраз. Главное, чтобы они несли смысловую нагрузку, понятную малышу.

У Цыплёнка Жёлтая Шубка.

Правило: «Ц», «Ж», «Ш» всегда звучат твёрдо.

Очень Часто Щиплет Йод.

Правило: «Ч», «Щ», «Й» всегда звучат мягко.

Интересно, почему так и тянет написать «ЖИ» и «ШИ» с «Ы»? Может быть, потому что Ж и Ш настолько тверды, что превращают И в Ы? Похожим, но смягчающим свойством, обладают Ч и Щ в традиционных «ЧУ» / «ЩУ» и «ЧА» / «ЩА». В любом случае, история правописания этих слогов древняя и запутанная.

shkolazhizni.ru

Слоги для чтения: карточки и таблица

Прежде чем научиться читать, ребенок должен изучить само понятие о слогах. Перед тем, как начать учиться читать и писать, малыш должен узнать буквы и уметь соотносить их со звуками. Следующий этап – учим слоги. Интересные пособия для изучения слогов можно скачать у нас на сайте.

Сложно ли научить ребенка содинять буквы в слоги?

Как научиться читать?

В начале обучения чтению необходимо донести до ребенка такие понятия, как гласные и согласные звуки и буквы. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Среди согласных выделяют звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Кстати, твердости-мягкости звуков следует уделить особое внимание. Эта характеристика звуков внутри слога определяется мягким или твердым знаками или гласными, находящимися после согласных.

Так, буквы Е, Ё, И, Ю, Я указывают на мягкость предыдущего согласного звука, а буквы Э, О, У, Ы указывают на твердость.

Проиллюстрировать мягкие и твердые согласные звуки поможет таблица всех слогов на нашем сайте. Ее можно читать онлайн или скачать и распечатать с нашего сайта.

Слоги для детей для обучения чтению можно представить в виде игры. Чтобы научить малыша читать, необходимо скачать таблицу слогов и распечатать ее. Затем разрежьте на отдельные карточки. Чтобы слоги и карточки не помялись, их можно наклеить на плотный картон. Теперь попытаемся представить детям слоговые сочетания в виде игры.

Игры для обучения чтению

Научить малыша читать поможет таблица всех слогов, которую вам необходимо будет скачать у нас на сайте. Мягкие и твердые согласные, а также гласные звуки и буквы в ней обозначены различными цветами для контраста. Таким образом, слоговые сочетания выглядят яркими и разноцветными.

Сначала учим ребенка отличать слоги в русском языке друг от друга. Для этого понадобятся не только карточки, где написаны слоги языка для чтения, но и цельная таблица слогов. Для этого придется еще раз скачать и распечатать ее. Раскладываем таблицу и просим ребенка сопоставить карточки со слогами и соответствующую ячейку в таблице. Так постепенно малыш будет запоминать отдельные слоговые сочетания и называть их, а затем и читать. Таким образом, мы формируем лото из таблицы, только вместо изображений присутствуют буквосочетания.

На следующем этапе обучения чтению предлагаем ребенку пару различных слогов и соединяем их в слово. Учтите, что перед началом этой игры ребенок должен хорошо читать отдельные слоговые сочетания, а затем складывать их в слова. Например, берем слог ЖА и присоединяем к нему слог БА. Получается ЖАБА. Можно нарисовать стрелочки или придумать сказочного героя, который будет ходить от одного слога к другому и соединять их в слова.  В результате такой несложной игры ребенок быстро научиться читать.

Слоговые таблицы

Поскольку буквосочетания представлены в русском языке в большом количестве, предлагаем изучать отдельно каждую согласную в сочетании со всеми гласными. Таким образом, таблица для одной игры становится значительно меньше по объему, и ребенку легче расставить все слоги на свои места. Скачать эти таблицы также можно на нашем сайте. Вот примеры того, как могут выглядеть слоги для ваших малышей в таблицах:

 

Частые ошибки

Часто в речи малыши путают слоги с буквой «х», «г» и слоги с буквой «г», «к». Также путаница возникает, когда ребенок произносит слоги с буквой «д», «г» или слоги с буквой «к», «п». Эти согласные звуки очень похожи по звучанию. Составляя из них слова, постарайтесь проговаривать их максимально четко. На этапе обучения чтению можно скачать таблицы с похожими звуками, вырезать из них карточки и попробовать составить похожие по звучанию слова, сделав акцент на разнице в написании.

Изучая буквосочетания русского языка с детьми, постарайтесь их заинтересовать. Если у вас дома есть магнитная азбука, постарайтесь составить из букв некоторые слова. Их можно удобно прикрепить на планшете и затем читать. Пусть малыш составит свои словосочетания, а вы их прочитаете.

Словотворчество должно быть коллективной игрой: одному ребенку будет неинтересно. Учите малыша и учитесь вместе с ним!

Похожие статьи

Загрузка…

steshka.ru

Читать по слогам – Твердые и мягкие согласные

Упражнение “Читать по слогам – Твердые и мягкие согласные” – это еще одно задание для развития навыков чтения, которое учит ребенка различать твердые и мягкие согласные, составляя слоги. Это занятие очень нравится детям, так как представлено в игровой форме.

Как проводить занятие “Читать по слогам – Твердые и мягкие согласные”:

Начинать занятие с ребенком “Читать по слогам – Твердые и мягкие согласные” нужно такими словами: “Часто в гости к гласным звукам приходят согласные. Тогда они поют вместе, и с гостями-согласными происходят необычные вещи. Какие? Сейчас узнаем.

Изобрази в нашем домике слева от буквы Я букву эС. Прочитай, какой слог получился. Верно – СЯ. Напиши слева от буквы А букву эС. Прочитай, какой теперь получился слог: СА.

Послушай, как меняется согласный звук С в зависимости от того, с кем он поет – с гласным А или с гласным Я. Слышишь: СА – СЯ.

А теперь нужно читать по слогам – произнеси несколько раз слоги СА, СЯ. Убедись, что согласный С звучит то мягко (СЯ), то твердо (СА). Значит, он может быть и мягким и твердым. Как ты думаешь, от чего это зависит?

Впиши букву С слева от всех остальных букв, живущих в нашем домике.

Прочитай слоги, которые получились.”

Продолжение упражнения “Читать по слогам – Твердые и мягкие согласные”:

Особенности мягких и твердых согласных звуков:

“Прочитай слоги, в которых есть мягкий звук [СЬ].

В каком подъезде живут эти слоги – в первом или во втором?

Какие гласные стоят около С в этих слогах? Правильно – гласные Я, Ё, Ю, Е, И.

Прочитай эти слоги еще раз, глядя в зеркало.

Запомни: согласные, стоящие перед гласными Я, Ё, Ю, Е, И, всегда мягкие и произносятся с улыбкой.

Прочитай слоги, которые живут во втором подъезде. Как теперь звучал согласный С? Твёрдо или мягко? Произнеси эти слоги перед зеркалом.

А теперь ты улыбался или нет? Правильно: называя жильцов второго подъезда, мы не улыбаемся.

Запомни: согласные, стоящие перед гласными А, О, У, Э, Ы, всегда твёрдые и произносятся без улыбки.

Читать по слогам очень весело!

Давай договоримся обозначать мягкий согласный улыбкой –

вот так:

а твёрдый согласный вот так:

Например:

Примечание для родителей к заданию  “Читать по слогам – Твердые и мягкие согласные”

Задание по чтению для детей “Читать по слогам – Твердые и мягкие согласные”поможет ребенку услышать, увидеть, почувствовать разницу между твердыми и мягкими согласными. Оно также вводит специальные обозначения для твердости и мягкости, связанные с особенностями артикуляции при произношении твердых и мягких звуков. Выполните это задание вновь спустя 1-2 задания, фиксируя время. Настройте ребенка на соревновательность с самим собой.

Скачать бланки к упражнению “Читать по слогам – Твердые и мягкие согласные” вы можете во вложениях ниже

chudo-udo.info

Твёрдые и мягкие согласные – Таблица слогов

Упражнение “Твёрдые и мягкие согласные – Таблица слогов” тренирует и закрепляет умение ребенка различать согласные звуки по твердости и мягкости. Занятие проводится в виде игры “Почтальон”, чтобы ребенку было не скучно заниматься, а знания усваивались быстро и с интересом.

Как проводить занятие “Твёрдые и мягкие согласные – Таблица слогов”:

Занятие “Твёрдые и мягкие согласные – Таблица слогов” нужно начинать такими словами: “Ты уже получал когда-нибудь письма? Посылал их сам? Как ты думаешь, зачем люди переписываются?

А теперь поиграем в игру, которая называется “Почтальон”. Ты ведь знаешь, кто он такой и чем занимается?

Посмотри на рисунок “Твердые и мягкие согласные – Таблица слогов”:

Эти кружки обозначают домики. Тот из них, над которым нарисован конверт, – почта, откуда почтальон отправляется в путь с письмом.

В остальных домиках живут слоги, каждый из которых состоит из двух звуков – согласного и гласного. Имена жителей-слогов записаны с помощью букв.

Пунктирные линии между кружками – дорожки, по которым ходит почтальон.

Чтобы найти адресата, почтальон обязан соблюдать такое правило: можно идти по дорожке, которая ведет от почты к тому домику, где живёт слог с мягким согласным; если же в имени жильца согласный твёрдый, то по такой дорожке идти нельзя.

Тебе все понятно? Тогда начнем занятие “Твёрдые и мягкие согласные – Таблица слогов”

Прочитай имя жителя любого из домиков. Выбор за тобой.

Какой согласный в его имени – твердый или мягкий? Почему ты так решил? Что повлияло на согласный звук?

Соедини непрерывной линией почту и домик, в котором живет слог с мягкой согласной.

А теперь, выполняя главное правило, займись доставкой почты слогам, живущим в домиках, изображенных на других картинках.

Теперь я проверю, справился ли ты с заданием.

Поставь над мягкими согласными наш значок «улыбку», а под твердыми согласными “черточку”.

Прочитай все слоги с мягкими согласными. Прочитай все слоги с твердыми согласными.”

“Твёрдые и мягкие согласные – Таблица слогов”

Примечание для родителей к упражнению “Твёрдые и мягкие согласные звуки”

Эта игра закрепляет умение различать твердые и мягкие согласные звуки. Кроме того, наличие определенного правила учит ребенка запоминать инструкцию, удерживать ее в уме при выполнении задания, а это качество необходимо на любом уроке, при любой практической деятельности.

В начале следующего занятия предложите ребёнку прочитать все слоги этого упражнения на время, придумав для этого наиболее удобную последовательность их прочтения. Даже если скоростной результат не улучшится, не расстраивайтесь, на это есть свои причины (слоги разбросаны по странице, их стало больше). Но пусть ребенок попробует прочесть слоги вторично, не надо останавливаться на достигнутом.

Скачать упражнение “Твёрдые и мягкие согласные – Таблица слогов” вы можете во вложениях ниже

chudo-udo.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *