Познавательное

Мтлб это что – ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ. Незаслуженно забытый «трудяга» второй чеченской « « Военно-патриотический сайт «Отвага» Военно-патриотический сайт «Отвага»

Содержание

Многоцелевой Тягач Легкий Бронированный, Описание, Устройство и Технические Характеристики ТТХ Вездехода МТ-ЛБу

Любая современная армия нуждается не только в танках, боевых машинах пехоты или САУ, в большом количестве ей необходимы и транспортные средства для перевозки различных грузов и личного состава. В середине 60-х годов в СССР был создан гусеничный транспортер МТЛБ (многоцелевой тягач лёгкий бронированный), который до сих пор активно используется российской армией.

Когда создатели этого армейского вездехода давали своему детищу название «многоцелевой тягач», они, наверное, сами не догадывались насколько попали в точку. К нашему времени день на базе МТЛБ создано более 80 модификаций и специальных машин. Этот тягач отлично зарекомендовал себя в вооруженных конфликтах прошлых лет, а те, кто говорит о его недостаточной защищенности и слабом вооружении, просто не понимают, для чего был разработан этот вездеход.

МТЛБ не предназначен для непосредственного участия в боевых действиях, изначально машина создавалась для транспортировки артиллерийских орудий, их расчетов и боекомплекта. Он не должен ходить в атаки, а пулемет, установленный на МТЛБ, используется только для самообороны. Высокая надежность, простота в обслуживании и возможность ремонта в полевых условиях сделали этот вездеход очень популярным в войсках. Небольшая масса машины, высокая удельная мощность и гусеничный ход обеспечивают тягачу отличную проходимость. В армии МТЛБ называют «мотолыгой», «эмтээлбэшкой».

В настоящее время этот тягач находится на вооружении нескольких десятков армий мира, с начала серийного производства было выпущено более 9600 единиц этой машины. В 2010 году на вооружении ВС РФ находилось около 4 тыс. МТЛБ.

История создания МТЛБ

В середине 60-х годов руководство советских вооруженных сил решило заменить устаревшие артиллерийские тягачи АТ-П. Чтобы сэкономить средства, было решено не разрабатывать новую машину с нуля, а приспособить для армейских нужд технику, которая уже выпускается серийно. По своим техническим характеристикам на роль вездехода для армии лучше всего подходил транспортер МТ-Л. Для него нужно было просто изготовить бронированный корпус, при этом большинство механизмов и узлов остались прежними.

Созданием МТЛБ занималось конструкторское бюро Харьковского тракторного завода, работы начались в 1964 году, а уже через два года машина пошла в серию.

Корпус МТЛБ сварен из стальных плит, имеющих небольшую толщину. Такая броня может эффективно защищать только от стрелкового оружия. Однако за счет этого удалось сохранить сравнительно небольшую массу машины – всего 9,7 тонны. Благодаря скромному весу у конструкторов не возникло особых проблем с обеспечением плавучести машины. Гусеницы МТЛБ имеют низкое удельное давление на грунт, что является залогом высокой проходимости.

Корпус вездехода состоит из нескольких отделений: моторное, трансмиссионное, управления, транспортно-грузовое. Внутреннее пространство весьма обширно и удобно для экипажа и пассажиров.

Отделение трансмиссии находится в передней части тягача. В нем расположена коробка передач и механизм поворота.

За трансмиссионным отделением, отделенным броневой перегородкой, находится отсек управления. В нем расположены места механика-водителя и командира машины. Обзор обеспечивают лобовые стекла с защитными крышками. В передней части корпуса (справа) установлена башенка с 7,62-мм пулеметом, которую обслуживает командир машины.

За отделением управления находится моторное отделение. Оно занимает среднюю часть корпуса вездехода. Здесь расположен двигатель и главный фрикцион.

В кормовой части МТЛБ находится транспортно-грузовой отсек, предназначенный для транспортировки грузов или десанта. Для выхода и входа используются кормовые двери и люки в крыше корпуса.

Вездеход оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-238В с восемью цилиндрами и мощностью 240 л. с., что позволяет машине развивать на шоссе скорость до 61,5 км/ч.

Опорные катки МТЛБ имеют воздушную камеру, что облегчает передвижение по воде. Гусеницы МТЛБ обеспечивают низкое удельное давление на грунт – 0,45 кг/см².

Подвеска вездехода – независимая торсионная.

МТЛБ может плавать. Передвижение на воде осуществляется за счет перемотки гусениц.

Модификации МТЛБ

Отличные технические характеристики, простота эксплуатации и ремонта, высокая проходимость сделали этот вездеход очень популярным в России и далеко за ее пределами. Неудивительно, что МТЛБ – настоящий чемпион по количеству модернизаций. Значительным является и число специальных машин, созданных на его базе. Этот тягач используют не только военные, он очень востребован геологами, охотниками, специалистами спасательных служб. Ниже перечислены некоторые наиболее удачные модификации МТЛБ, разработанные в разных странах:

  • МТЛБ-В. Эта модификация машины обладает большей проходимостью по сравнению с базовой. Она имеет более широкие гусеницы и меньшее давление на грунт.
  • МТЛБ-ВН и МТЛБ-ВНС «Алтай» — тягачи, адаптированные для нужд народного хозяйства.
  • МТЛБ-ВМ. Модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом НСВТ.
  • МТЛБ-ВМ1К. Модификация, созданная для работы в условиях высокогорья. Она оснащена более мощным дизелем ЯМЗ-238БЛ-1.
  • МТЛБ-М1А7. Модификация вездехода с башней БТР-80. Она может быть оснащена пулеметами ПКТМ (7,62 мм), «Корд» (12,7 мм) или автоматическим гранатометом. Также на башне могут быть установлены мортиры для отстрела дымовых гранат.
  • Несколько модификаций МТЛБ созданы инженерами российской компании ОАО «Муромтепловоз». Их основным отличием являются боевые модули, установленные на вездеход. МТЛБ-ЛПТ – это пожарный трактор, созданный на «Муромтепловозе».
  • МТЛБМ2. Модификация вездехода, изготовленная конструкторами «Курганмашзавода». От базовой модели она отличается новым двигателем и трансмиссией.
  • МТЛБ-Р6. Модификация тягача, созданная на Харьковском тракторном заводе. Установлен более современный дизельный двигатель, новая башня с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом и системой постановки дымовых завес «Туча». Улучшена защищенность экипажа.
  • МТЛБ-Р7. Это еще одна украинская модификация бронетранспортера с боевым модулем «Штурм». В его состав входит 30-мм пушка, 7,62-мм пулемет, два ПТРК, автоматический гранатомет, дымовые гранаты.
  • MT-LB. Польская модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом ДШКМ.
  • «Айбат» — самоходный миномет на базе МТЛБ, созданный для ВС Казахстана израильской фирмой «Солтам».
  • MTLB-AM. Азербайджанская модификация машины, кроме стандартного 7,62 мм пулемета, вооружена еще 57-мм пусковой установкой с 15-ю НАР серии С-5 и автоматическим гранатометом.

Машины на базе МТЛБ

Примеры машин, созданных на базе МТЛБ:

  • МТП-ЛБ – это машина техпомощи, вместо башенки на крыше установлена грузовая платформа.
  • Объект 26 – это САУ «Гвоздика», установленная на удлиненном шасси МТЛБ.
  • 2С24. Минометный комплекс «Дева», установленный на шасси МТЛБ.
  • РХМ «Кашалот». Машина химической разведки, установленная на базе вездехода.
  • «Тунджа» — самоходный 120-мм миномет на базе МТЛБ.

На базе тягача в разное время были созданы минные заградители, машины радиационной разведки, медицинские транспортеры, комплексы РЭБ, штабные машины, БМП с более мощной защитой и вооружением, зенитные и противотанковые самоходные комплексы.

Технические характеристики ТТХ МТЛБ

Масса, кг9,700
Грузоподъемность, кг:2500
Количество мест:
в кабине2
в кузове11
Размеры, мм
длина6,454
ширина2,850
высота1,865
Вооружение7,62-мм ПКТ
Максимальная скорость, км/час
61,5
ДвигательЯМЗ-238

militaryarms.ru

МТЛБ - это... Что такое МТЛБ?

МТ-ЛБ
Классификация бронетранспортёр
Боевая масса, т 9,7; 12,2 с грузом
Компоновочная схема трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой
Экипаж, чел. 2
Десант, чел.
11
История
Год(ы) эксплуатации с 1964
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 6454
Ширина корпуса, мм 2850
Высота, мм 1920
Клиренс, мм 395
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 14
Вооружение
Пулемёт(ы) 1 × 7,62-мм ПКТ
Подвижность
Тип двигателя V-образный
8-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 240
  то же, кВт. 176
Скорость по шоссе, км/ч 62
Скорость по пересеченной местности, км/ч 6 на плаву
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л.с./т 19,7—24,7
Тип подвески индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами
Ширина гусеницы, мм 350
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,46
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 1,1
Ширина преодолеваемого рва, м 2,8
Преодолеваемый брод, м плавает

МТ-ЛБ (Многоцелевой тягач легкобронированный) — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для перевозки людей и грузов, а также на роль артиллерийского тягача. В некоторых частях использовался также для перевозки личного состава мотострелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60. Принят на вооружение в 1964 году, выпускался на ХПЗ. Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башенки и пулеметного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях крайнего севера как вездеход. МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам и использовался в ряде региональных конфликтов. В Российской Армии военнослужащие механизированных подразделений (механики-водители) кратко называют данную боевую машину «эмтээлбэшка»

[1], «ме́тал», «маталыга»[2].

С развалом СССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-10НК.

Опыт боевого применения

В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине бытует мнение о ней, как о низкоскоростной, слабозащищённой броней, со слабой огневой мощью боевой машине. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик в свете боевой машины пехоты. Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП, БТР с другой стороны это совершенно разный класс военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилась задача создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий а так же, как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова, которым машина вооружена, рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулёметное вооружение.

Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог, в случае крайней необходимости, эффективно защитить пулемётным огнем не только себя, но и орудийные расчеты, за которыми машина закреплена как тягач.

Варианты

  • МТ-Л
    • МТ-ЛБ
      • МТ-ЛБВ (вездеходный вариант) Модификация имеющая пониженное удельное давление на грунт (ок. 0,27 кг/см2). Применялась в арктических регионах вместо БМП и БТР.
      • МТ-ЛБУ Командно-штабная версия с дополнительной радиостанцией, навигатором и шаторским платном.
      • МТП-ЛБ Полубронированная модификация.
      • ТТ-ЛБ M1975 Версия СНАР-10 артеллерийский/минометный радар-локатор.
      • МТ-ЛБу Извиђачка верзија.
      • МТ-ЛБус Возило за откривање високе фреквенције. Додат је Р-330П високофеквенцијски трагач.
      • МТ-ЛБТ Артиллерийский тягач.
      • МТ-ЛБ Санитар С носилками.
      • МТ-ЛБ Инженерский Кутија за алат на крову и сечиво на крају.
      • 9A34/9A35 ЗРК "Стрела-10" на базе МТ-ЛБ.

Польские варианты

  • МТЛБ — базовая версия.
  • 2С1 Goździk — самоходная гаубица кал. 122 мм. (производилась по лицензии)
  • WEM Lotos — медицинский эвакуатор
  • WPT Mors — машина технической поддержки
  • TRI Hors — инженерский тягач
  • TI Durian — инженерский тягач
  • TMN Kroton — миноукладчик
  • WRE Przebiśnieg — модификация РЭП (радиоэлектронного подавления)
  • ZWD-1 Irys — командно-штабная модификация
  • ZWD-10R Łowcza — командно-штабная модификация

Машины на базе МТ-ЛБ

На базе МТ-ЛБу создано шасси для самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» и машины управления огнем наземной артиллерии (1В13, 1В14, 1В15, 1В16).

Страны, где используется

  • Современные:
    •  Азербайджан — 393 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[3]
    •  Бангладеш по состоянию на 2007 год[4]
    •  Белоруссия — 66 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[5]
    •  Болгария — не менее 1025, возможно, до 2169 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[6]
    •  Грузия — 72 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[7]
    •  Ирак
    •  Казахстан — 686 МТ-ЛБ, ещё около 1000 на хранении, по состоянию на 2007 год[8]
    •  Литва — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[9]
    •  Македония — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[10]
    •  Молдавия — 6 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[11]
    •  Нигерия — 67 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[12]
    •  Россия:
    •  Украина — 2090 МТ-ЛБ и 4800 Л-а-Л, по состоянию на 2007 год[16]
    •  Уругвай — 3 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[17]
    •  Финляндия — 16 МТ-ЛБ, 98 МТ-ЛБВ, по состоянию на 2007 год[18]
    •  Швеция — 450 МТ-ЛБ, из них остаётся 24 Pbv.401A, 56 Pbv.4020 по состоянию на 2007 год[17]
  • Бывшие:

Изображения

Примечания

  1. МТ-ЛБ — многоцелевой тягач легкобронированный. С. Суворов. Журнал «Мир оружия» (WEAPON'S WORLD). 12 (15) декабрь 2005. 01 (16) январь 2005.
  2. Смотр. Выпуск семнадцатый. Телекомпания НТВ. 7 мая 2009.
  3. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 157. — ISBN 1-85743-437-4
  4. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 313. — ISBN 1-85743-437-4
  5. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 159. — ISBN 1-85743-437-4
  6. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 104. — ISBN 1-85743-437-4
  7. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 166. — ISBN 1-85743-437-4
  8. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 319. — ISBN 1-85743-437-4
  9. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 128. — ISBN 1-85743-437-4
  10. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 168. — ISBN 1-85743-437-4
  11. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 170. — ISBN 1-85743-437-4
  12. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 287. — ISBN 1-85743-437-4
  13. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 196. — ISBN 1-85743-437-4
  14. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 199. — ISBN 1-85743-437-4
  15. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 197—200. — ISBN 1-85743-437-4
  16. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 177. — ISBN 1-85743-437-4
  17. 1 2 The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 87. — ISBN 1-85743-437-4
  18. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 164. — ISBN 1-85743-437-4

Ссылки

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

МЛТБ: технические характеристики, фото, видео

МТЛБ – это гусеничный многоцелевой тягач – уникальный в своем роде. Предназначение – перевозка людей и груза на различные дистанции. У МТЛБ технические характеристики такие, что позволяют беспрепятственно проходить на неустойчивых нетвердых грунтах в труднопроходимых местностях.

Гусеничный вездеход-тягач

В 1964 году с конвейера в Харькове сошел первый легкий бронированный многоцелевой тягач. МТЛБ (в народе «Мотолыга»), по понятным причинам, не имел толстой брони и имел отличное от БМП или БТР техническое описание.

Он применялся исключительно для перевозки пассажиров, артиллерийских орудий, при устранении последствий чрезвычайных ситуаций или как санитарная машина. Сейчас он используется геологами, разведкой, охотниками и рыболовами в труднопроходимых местностях, при обустройстве дорог или транспортировки прицепов.

Технические характеристики

Кузов вездехода вмещал в себя 11 мотострелков. В кабине находилось до трех человек. Бригада размещалась во фронтовой части шумоизолированного кузова. Попасть в машину можно через 2 дверей и 2 люка. Тягач отапливался, а в условиях северных широт имел дополнительную печку.

Благодаря широкому обзору, и водитель, и механик уверенно управляли им днем и ночью. Техника также оснащена двумя фарами и фарой-искателем для улучшенного ночного виденья. Характеристики МТЛБ позволили ему развивать скорость до 6 км/час в воде. В стандартный набор (военной комплектации) входил пулемет с ручным поворотом на вращающейся башне калибром 7,62 мм и защита против ОМП.

Двигатель

Тягач имеет предпусковой механизм, а запуск двигателя осуществляется с места шофера. Система впрыска топлива – непосредственно в цилиндры.

Таблица 1 — Параметры двигателя
Силовой агрегат ЯМЗ-238В
Мощность, л.с. 240
Топливо дизель
Количество тактов 4
Расположение цилиндров V-образное
Количество цилиндров 8

ГАЗ 33081: Садко, Егерь, Вепрь, технические характеристики, цена и фото.

Технические характеристики ГАЗ 53 описаны в этой статье.

Габаритные размеры

Эксплуатационный вес гусеничного вездехода 9700 кг, а вес буксируемого прицепа – 6500 кг.

Таблица 2 — Габариты
Длина, мм 6454
Ширина, мм 2860
Высота, мм 1865

Обозначенная тоннажность при транспортировании прицепов – 2 т, а предельная – 2,5 т, при транспортировании груза без прицепа.

Подвижность

За счет подвижных ленточных гусениц, вездеход легко покоряет болота и мягкий зыбучий грунт. Чтоб увереннее проходить через такие места, ширина гусениц увеличена. Тогда у него повышается проходимость, и уменьшается нагрузка на грунт.

Таблица 3 — Подвижность
Предельная скорость, км/час 61,5
Усредненная скорость, км/час 26-32
Затрата горючего, л (100 км) 90-120
Колея, мм 2500
База, мм 3700
Дорожный просвет, мм 395-415

Управление

Практически все функции бронетранспортера легко доступны водителю. Помимо описанного выше пуска мотора, он может также включить систему отопления и иные функции, важные для комфортного пребывания внутри.

Купить МТЛБ можно как новый – с разными улучшениями и модификациями, так и снятый с консервации.

Модификации

За прошедшие годы советские, российские, украинские и польские конструкторы изобрели достаточное количество модификаций.

Самые популярные модели:

  1. МТЛБВ или снегоболотоход – используется в основном в северных регионах. Расстояние между гусеницами шире, чем у базовой модели, для меньшего давления на землю.
  2. МТЛБВ – для народного использования.
  3. МТ-ЛБВМ – с установленным зенитным пулеметом с калибром 12,7 мм.
  4. МТ-ЛБВМ1К – для работ на большой высоте над уровнем моря. Мощность мотора 310 л.с.

Тягач МТЛБу прочный, надежный и универсальный.

Таблица 4 — Основные технические характеристики
Силовой агрегат ЯМЗ-238Н
Мощность, л.с. 300
Расход горючего, л.с. (100 км) 100
Вес, кг 11500
Предельная грузоподъемность, кг 4000
Предельная скорость, км/час 61,5

Предельное количество человек, которое он может вместить – 18.

Эксплуатация

Фото МТЛБу.

Тягач — вездеход активно использовался во времена войны в Афганистане, в разных других вооруженных конфликтах в странах бывшего СССР и ближнего зарубежья.

Срок службы техники зависит от правильной эксплуатации и своевременного ремонта.

В техническом описании и в инструкции по эксплуатации МТЛБ написано, что нужно производить ежедневную проверку всех узлов и механизмов, проверять отдельные его части до и после преодоления водных преград.

Периодичность и виды ТО:

  • контрольный осмотр – перед выездом и на всех остановках;
  • ежедневное ТО – после окончания работ;
  • ТО 1 – после 800 — 1000 км пробега;
  • ТО 2 – после 2400 — 3000 км;
  • сезонное ТО – подготовка к летнему и зимнему сезону.

Самодельный гусеничный вездеход — описание, план изготовления, инструменты и видео.

Технические характеристики самосвала ЗИЛ-130 тут.

Хотите узнать, как сделать снегоход из мотоблока?

Вывод

Так что такое МТЛБ. Это помощник в поле деятельности человека. Машина, которая верой и правдой служила многие годы и до сих пор находится на вооружении у многих стран.

Видео

В видео показана работа техники.

Больше информации на сайте

spectechzone.com

МТ-ЛБ — Википедия (с комментариями)

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

МТ-ЛБ
Классификация

бронетранспортёр

Боевая масса, т

9,7; 12,2 с грузом

Компоновочная схема

трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой

Экипаж, чел.

2

Десант, чел.

11

История
Производитель

Годы эксплуатации

с 1964

Количество выпущенных, шт.

более 9600[1]

Основные операторы

Размеры
Длина корпуса, мм

6399—6509

Ширина корпуса, мм

2820—2865

Высота, мм

1835—1890

База, мм

3700

Колея, мм

2500

Клиренс, мм

395—415

Бронирование
Тип брони

стальная катаная

Лоб корпуса, мм/град.

14

Вооружение
Прицелы

ПП-61Б

Пулемёты

1 × 7,62-мм ПКТ

Подвижность
Тип двигателя
Производитель:</td>Ярославский моторный завод</td></tr>
Марка:</td>ЯМЗ-238В</td></tr>
Тип:</td>дизельный</td></tr>
Максимальная мощность:</td>240 л. с., при 2100 об/мин</td></tr>
Максимальный крутящий момент:</td>882,6 Н·м, при 1500 об/мин</td></tr>
Конфигурация:</td>V8</td></tr>
Цилиндров:</td>8</td></tr>
Расход топлива при смешанном цикле:</td>90—110 л/100 км</td></tr>
Охлаждение:</td>жидкостная </td></tr>
Тактность (число тактов):</td>4</td></tr>
Максимальные обороты:</td>2275</td></tr>
Мощность двигателя, л. с.

240

Скорость по шоссе, км/ч

61,5

Скорость по пересечённой местности, км/ч

5—6 на плаву

Запас хода по шоссе, км

500

Удельная мощность, л. с./т

19,7—24,7

Тип подвески

независимая торсионная

Удельное давление на грунт, кг/см²

0,45

Преодолеваемый подъём, град.

35°

Преодолеваемая стенка, м

1,1

Преодолеваемый ров, м

2,8

Преодолеваемый брод, м

плавает

МТ-ЛБ на Викискладе?

МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный, «Объект 6») — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для транспортировки (перевозки) людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (в некоторых частях используется для перевозки личного состава мотострелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60).

Принят на вооружение в 1964 году, выпускался на Харьковском тракторном заводе. В настоящее время в Российской Федерации ряд модификаций МТ-ЛБ производится на ОАО Муромтепловоз и на Рубцовском филиале ОАО НПК «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского.

МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам, использовался в ряде региональных конфликтов.

Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башни и пулемётного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях Крайнего Севера как вездеход.

Имеет прозвище «мотолыга», «эмтээлбэшка»[2].

После распада СССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским тракторным заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-3Н.

Опыт боевого применения

В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине, бытует мнение о ней, как о машине низкоскоростной, слабозащищённой, со слабой огневой мощью. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик как боевой машины пехоты. Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП/БТР с другой стороны — это совершенно разные классы военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилось задачи создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий, а также — как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулемётное вооружение.

Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что, помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог в случае необходимости эффективно защитить пулемётным огнём не только себя, но и орудийные расчёты, за которыми машина закреплена как тягач.

Модификации

Советские и российские

  • МТ-ЛБ (Объект 6) — базовый вариант.
    • МТ-ЛБВ — снегоболотоходный вариант. Модификация имеет более широкие траки и пониженное удельное давление на грунт (около 0,27 кгс/см²). Предназначена для северных регионов.
      • МТ-ЛБВ-Н — многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.
        • МТ-ЛБВ-НС «Алтай» — многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.
      • МТ-ЛБВМ — версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта НСВТ, вместо башенной установки ТКБ-01-1.
      • МТ-ЛБВМК — версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд». Двигатель ЯМЗ-238ВМ, мощностью 240 л. с..
        • МТ-ЛБВМ1К — модификация, приспособленная для работы на высокогорье, с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 310 л. с., новой радиостанцией и новым отопителем.
    • МТ-ЛБМ (Объект 6М) — современная модификация, разработана в ОАО «Муромтепловоз».
      • Объект 6МА — вариант МТ-ЛБМ с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80.
      • Объект 6МБ — вариант МТ-ЛБМ с модулем МБ2, включающий в себя 30-мм пушку 2А42.
        • Объект 6МБ2 — модернизация «Объекта 6МБ» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя».
      • Объект 6МБ3 — вариант МТ-ЛБМ с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23в, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
      • Объект 6МБ4 — вариант МТ-ЛБМ с установкой 30-мм авиационной пушки ГШ-30к, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
      • МТ-ЛБМ1 (Объект 6М1) — модификация МТ-ЛБ с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 300—310 л. с., механической трансмиссии с гидрообъёмным механизмом управления поворотом.
        • МТ-ЛБМ1А7 — вариант с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80, с установкой 7,62-мм пулемёта ПКТМ, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд», 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя» и установлена система 902В для постановки дымовых завес.
        • МТ-ЛБМ1Б2 — модификация МТ-ЛБМ1 с идентичным вооружением «Объекта 6МБ2».
      • МТ-ЛБМ2 (Объект 6М2) — модификация МТ-ЛБ от «Курганмашзавода» с установкой нового двигателя и трансмиссии.
    • МТ-ЛБ-ЛПТ — лесопожарный трактор. Производитель ОАО «Муромтепловоз».

Украинские

  • МТ-ЛБР6 — бронетранспортёр на шасси МТ-ЛБ. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе. Установлены новый дизельный двигатель, новая одноместная башня (30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 со спаренным 7,62-мм пулемётом КТ-7,62, дымовые гранатомёты системы 902Б «Туча»). Защищённость экипажа усилена за счёт разнесённого бронирования и кевларового подбоя, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами[3].
  • МТ-ЛБР7 — БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем БМ-3 «Штурм»[4]. Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62, две пусковые установки ПТУР 9М114М «Конкурс-М», 30-мм автоматический гранатомёт, дымовые гранатомёты. Защищённость экипажа усилена за счёт разнесённого бронирования и кевларового подбоя. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе.
  • МТ-ЛБМШ — БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «Шквал»[5]. Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62, две противотанковые управляемые ракеты (ПТРК) «Барьер», 30-мм автоматический гранатомёт, дымовые гранатомёты.
  • «Положение-2» — разведывательный автоматизированный звукометрический акустический комплекс «Положение-2» производства СКБ «Молния» был разработан в 1995-2012 годах и в феврале 2013 года принят на вооружение украинской армии. В апреле 2013 года был изготовлен один демонстрационный образец на шасси МТ-ЛБ[6][7]
  • МТ-ЛБ-Т-23-2 - МТ-ЛБ с ЗУ-23, оснащённой бронещитом и новым прицелом[8], вариант модернизации, предложенный ООО НПК "Техноимпекс", демонстрационный образец представлен 21 сентября 2015 на выставке "Оружие и безопасность-2015"[9]

Польские

Шведские

Казахстанские

Азербайджанские

  • MTLB-AM Азербайджанская модернизация МТ-ЛБ в машину огневой поддержки, именуемую MTLB-AM. Машина оснащена, помимо стандартной башенки с 7,62-мм пулемётом ПКТ, также башней с 15-зарядной пусковой установкой 57-мм неуправляемых ракет (авиационных НАР серии С-5), 30-мм автоматическим гранатомётом АГ-17 и 7,62-мм пулеметом ПКТ.

Машины на базе

Советские и российские

Болгарские

Польские

Украинские

Операторы

Современные

  • Азербайджан Азербайджан — 336 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[14]
  • Ангола Ангола — 8 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[15]
  • Армения Армения — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[16]
  • Бангладеш Бангладеш — 134 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[17]
  • Белоруссия Белоруссия:
  • Болгария Болгария — 100 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[20]
  • Грузия Грузия — 66 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[21]
  • Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго — 6 единиц, по состоянию на 2016 год[22]
  • Ирак Ирак — около 400 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[23]
  • Иракский Курдистан Иракский Курдистан — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[24]
  • Исламское государство Исламское государство и Боко Харам — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[25]
  • Казахстан Казахстан — 150 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[26]
  • Литва Литва — 8 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[27]
  • Македония Македония — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[28]
  • Молдавия Молдавия — 60 единиц МТ-ЛБ и его модификаций, по состоянию на 2016 год[29]
  • Мьянма Мьянма — 26 МТ-ЛБМШ, по состоянию на 2016 год[30][31]
  • Нигерия Нигерия — 67 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[32]
  • Польша Польша — 15 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[33]
  • Россия Россия:
  • США США — 17 единиц МТ-ЛБ поставлены из ФРГ в 1991 году[36]. Не стоят на вооружении[37]
  • Украина Украина — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[38]
  • Уругвай Уругвай — 3 МТ-ЛБ (используются под обозначением М-93), по состоянию на 2016 год[39]
  • Финляндия Финляндия — 102 МТ-ЛБВ, по состоянию на 2016 год[40]
  • Швеция Швеция — 137 Pbv.401A, из них 56 Pbv.4020 по состоянию на 2010 год[41]
  • Эритрея Эритрея — 10 МТ-ЛБ, оценивающихся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год[42]

Бывшие

Служба и боевое применение

  1. Афганская война (1979—1989)[43]
  2. Вооружённый конфликт в Приднестровье — Некоторое количество МТ-ЛБ находится на вооружении Приднестровских вооружённых сил. Участвовали в марте 1992 года в боях. Применялись также и со стороны Молдавии. На некоторые машины устанавливались установки ЗУ-23-2[44]
  3. Первая чеченская война - активно использовался как Российскими войсками, так и чеченцами как БТР, БМП, импровизированная САУ, тягач, БРЭМ, санитарная машина, передвижной командный пункт и т, д. Активность использования МТ-ЛБ обуславливалась тем, что он долгое время относился к разряду автотехники и, следовательно, на него не распространялись ограничения по ДОВСЕ, а также лёгкостью в эксплуатации и доступностью топлива и запчастейК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1217 дней].
  4. Вторая чеченская война — использовались Российскими войсками. По состоянию на ноябрь 1999 года в Чеченской Республике было сосредоточено 667 единиц МТ-ЛБ[45]
  5. Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)[46]
  6. Вооружённый конфликт на востоке Украины[47][24]

Изображения

МТ-ЛБВМК на показе военной техники в Бронницах:

Станция засечки ядерных взрывов К-612-О на учениях частей и подразделений войск радиационной, химической и биологической защиты на Шиханском полигоне:

  • K-612-O nuclear explosions detection station.jpg

  • K-612-O nuclear explosions detection station (4).jpg

  • K-612-O nuclear explosions detection station (2).jpg

Видео

  • [youtube.com/watch?v=ks_l7MqU1Cw МТ-ЛБР6 с боевым модулем «ЗТМ-1»] на YouTube
  • [youtube.com/watch?v=Kqr5_5LBVd4 МТ-ЛБР7 с боевым модулем «Штурм»] на YouTube

См. также

Напишите отзыв о статье "МТ-ЛБ"

Примечания

  1. Более 7500 единиц по состоянию на 2010 год находится на вооружении согласно данным The Military Balance 2010, плюс 1500 единиц состояли на вооружении армии Ирака до Иракской войны в 2003 году: [www.globalsecurity.org/military/world/iraq/ground-equipment.htm Iraqi Ground Forces Equipment] (англ.). GlobalSecurity.org.
  2. [www.promrealty.ru/mt_lb.htm МТ-ЛБ — многоцелевой тягач легкобронированный.] С. Суворов. Журнал «Мир оружия» (WEAPON’S WORLD). 12 (15) декабрь 2005. 01 (16) январь 2005.
  3. Сергей Александров. [vpk-news.ru/articles/1816 Декларации и возможности. Бронетанковая отрасль Украины на внешнем рынке] // "Военно-промышленный курьер", № 45 (112) от 30 ноября 2005
  4. [www.army-guide.com/rus/product4140.html МТ-ЛБМШ]. Army Guide.
  5. [www.army-guide.com/rus/article/article_1827.html Укрспецэкспорт предлагает усиление вооружения для МТ-ЛБМШ]. Army Guide.
  6. [www.armstrade.org/includes/periodics/news/2013/0415/113018026/detail.shtml На вооружение украинской армии принят новый разведывательный акустический комплекс] // ЦАМТО от 15 апреля 2013 г.
  7. "когда первые «Положения-2» поступят в войска, пока неизвестно. «К сожалению, в оборонном бюджете на этот год средств на закупку наших комплексов нет» — посетовал в интервью «Думской» директор «Молнии» Владимир Мингалев. Разработку «Положения-2» одесское конструкторское бюро начало в далеком 1995-м, а завершило в декабре прошлого года.
    [dumskaya.net/news/odessa-budet-delat-elektronnye-ushi-dlya-ukrains-025818/ Украинская армия получит электронные «уши» одесского производства (фото)] // «Думская.NET» от 11 апреля 2013 г.
  8. Techimpex: improving your capabilities // "Ukrainian Defense Review", № 1 (January - March) 2016. pages 49-50
  9. [zn.ua/UKRAINE/v-kieve-pokazali-novinki-oruzhiya-dlya-ukrainskoy-armii-189616_.html В Киеве показали новинки оружия для украинской армии] // "Зеркало недели" от 23 сентября 2015
  10. [www.hsw.pl/czytaj/579 Wozy dowódczo-sztabowe (WDSz) i dowódcze (WD)] // официальный сайт завода-производителя
  11. [www.militarium.net/viewart.php?aid=83 Sopel/Stalagmit] (польск.). Militarium.net.
  12. [xtz.ua/tractor/htz-3n-snegobolotohod/ ХТЗ-3Н снегоболотоход]. Харьковский тракторный завод.
  13. [thekrok.com/transport_caterpillars.php Транспортные гусеничные машины]
  14. The Military Balance 2016. — P. 180.
  15. The Military Balance 2016. — P. 429.
  16. The Military Balance 2016. — P. 178.
  17. The Military Balance 2016. — P. 235.
  18. The Military Balance 2016. — P. 182.
  19. The Military Balance 2016. — P. 183.
  20. The Military Balance 2016. — P. 82.
  21. The Military Balance 2016. — P. 184.
  22. The Military Balance 2016. — P. 441.
  23. The Military Balance 2016. — P. 332.
  24. 1 2 The Military Balance 2016. — P. 491.
  25. The Military Balance 2016. — P. 492.
  26. The Military Balance 2016. — P. 185.
  27. The Military Balance 2016. — P. 116.
  28. The Military Balance 2016. — P. 119.
  29. The Military Balance 2016. — P. 188.
  30. The Military Balance 2016. — P. 276.
  31. [web.archive.org/web/20100918161708/www.arms-tass.su/data/Files/File/128.pdf Рынки вооружений]
  32. The Military Balance 2016. — P. 461.
  33. The Military Balance 2016. — P. 127.
  34. The Military Balance 2016. — P. 190.
  35. The Military Balance 2016. — P. 194.
  36. [armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php Stockholm International Peace Research Institute — Arms Transfers Database]
  37. The Military Balance 2014. — P. 44.
  38. The Military Balance 2016. — P. 205.
  39. The Military Balance 2016. — P. 414.
  40. The Military Balance 2016. — P. 93.
  41. The Military Balance 2010. — P. 192.
  42. The Military Balance 2016. — P. 444.
  43. А. Р. Заец. [otvaga2004.ru/boyevoe-primenenie/boyevoye-primeneniye02/armor-afghan-1979-1989-1/ Бронетанковая техника в Афганистане (1979—1989)]. Проверено 4 июня 2012. [www.webcitation.org/68aWq1aal Архивировано из первоисточника 21 июня 2012].
  44. Виталий Моисеев. [otvaga2004.ru/tanki/v-boyah/tanki-v-pridnestrove/ Танки в Приднестровье]. Альманах «Военный комментатор», 2003, № 1(5). Военно-патриотический сайт «Отвага» (1 января 2003). Проверено 16 мая 2012. [www.webcitation.org/683nQrRqk Архивировано из первоисточника 31 мая 2012].
  45. Геннадий Жилин. [otvaga2004.ru/bronya-pehoty/ifv-at-war/mt-lb/ МТ-ЛБ: продолжение темы : Незаслуженно забытый «трудяга» второй чеченской]. Журнал «Мир оружия», № 7, 2006. Военно-патриотический сайт «Отвага» (1 июля 2006). Проверено 4 июня 2012. [www.webcitation.org/68holF1nx Архивировано из первоисточника 26 июня 2012].
  46. Сергей Воронцов. [www.front2000.ru/fi-2008-06.shtml Осетия в огне]. «Фронтовая иллюстрация», № 6, 2008. Военно-патриотический сайт «Отвага».
  47. [www.segodnia.ru/news/146361 Полный разгром колонны 51-й бригады - черный день ВСУ].

Литература

  • The Military Balance 2012 / IISS. — London: Taylor & Francis, 2012. — 504 p.
  • Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач МТ-ЛБ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 6.00.001ТО. — 4-е издание, дополненное. — М.: Военное издательство, 1985. — 447 с.

Ссылки

  • [www.avtodom.su/catalog-spectex-101.html МТЛБ (ТГМ-5), улучшенная кабина]
  • [hsw.pl/czytaj/765 Light Armoured Multipurpose Tracked Tractor MTLB] (англ.). Huta Stalowa Wola.
  • [www.janes.com/defence/land_forces/news/idr/idr060926_1_n.shtml Russia upgrades firepower for MT-LB]. Jane’s, 26 September 2006 (недоступная ссылка)
  • [www.fas.org/man/dod-101/sys/land/row/mt-lb.htm MT-LB Multipurpose Armoured Vehicle]  (англ.)
  • [www.inetres.com/gp/military/cv/inf/MT-LB.html MT-LB Light Armored Multi-purpose Vehicle]  (англ.)

Бронированные машины, бронетехника и машины на их базе СССР и России после 1945 года

wiki-org.ru

Армейский вездеход МТЛБ: бессмертная и вездесущая «мотолыга»

Любая война – это не только непосредственный огневой контакт с неприятелем, а и сложнейшая логистическая задача, без решения которой рассчитывать на успех бессмысленно. В войска ежедневно нужно доставлять сотни тонн грузов, так что без значительного парка транспортных средств любая современная армия воевать просто не сможет. Кроме грузов, на передовую нужно доставлять и личный состав, а также различные виды вооружения. Понятно, что военная специфика накладывает свои требования к конструкции и техническим характеристикам транспортных средств.

Типичным примером транспортного средства, созданного для армейских нужд, является советский гусеничный вездеход МТ-ЛБ, который был разработан конструкторами Харьковского тракторного завода в начале 60-х годов. Аббревиатура МТ-ЛБ расшифровывается, как «многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный».

Изначально этот легкий гусеничный транспортер создавался для доставки людей и грузов и в качестве тягача для артиллерийских орудий. В армии МТ-ЛБ нередко используют для перевозки мотострелков, хотя для этой роли он никогда не предназначался.

Вообще, эту машину можно смело назвать легендарной. Долгие годы она была настоящей «рабочей лошадкой» сначала советской, а потом и российской армии. Введя в название транспортера слово «многоцелевой», его создатели, наверное, даже не догадывались, насколько они будут правы. Трудно даже перечислить все таланты, которыми обладает МТ-ЛБ: на базе этого тягача было создано более восьмидесяти специальных машин и модификаций.

Для чего только не использовали МТ-ЛБ военные: и для проведения разведки (артиллерийской, радиационной и химической), оказания технической помощи и медицинской помощи, в качестве минного заградителя или передвижной радиостанции. Список можно продолжать еще долго. Также можно добавить, что на базе этого легкобронированного многоцелевого тягача были созданы несколько самоходных минометов, ЗРК «Стрела» и САУ «Гвоздика».

Существует мнение о слабой защищенности и тихоходности МТ-ЛБ, но те, кто говорит об этом, слабо представляет себе, для чего вообще создавался этот тягач. Да, действительно, броня этого вездехода может защитить только от огня стрелкового оружия и осколков. Но он не предназначен ходить в атаки, а 7,62-мм пулемет, установленный на машине, нужен, скорее, для самообороны. Основная задача МТ-ЛБ – доставка на передний край грузов и людей, а не участие в боевых действиях. Фактически МТ-ЛБ – это армейский грузовик с гусеничным ходом и защищенный пускай и слабой, но все же броней. В этом случае отсутствие тяжелого вооружения – это не недостаток, а, скорее, преимущество транспортера. К тому же опыт Афганской войны и двух кампаний на Северном Кавказе показал, что пулемет Калашникова позволяет бронетранспортеру защитить не только себя, но и оружейный расчет, закрепленный за машиной.

В армии МТ-ЛБ ласково называют «мотолыгами». Эксплуатация машины продолжается и сегодня, на 2010 год в российской армии находилось около 4 тыс. этих гусеничных тягачей.

Сегодня эта машина находится на вооружении нескольких десятков армий мира, она принимала участие в бесчисленном множестве военных конфликтов разной локальности и очень неплохо себя зарекомендовала. С момента начала серийного производства всего было выпущено 9,6 тыс. единиц МТ-ЛБ, а модернизацией «мотолыг», кажется, не занимался только ленивый.

Бронетранспортеры МТ-ЛБ выпускались в Польше и Болгарии по советской лицензии.

Отличная надежность тягача, его высокая ремонтопригодность и простота обслуживания были по достоинству оценены и на «гражданке»: МТ-ЛБ нашел свое применение в геологоразведке, стал излюбленным транспортом у охотников, лесников, нефтяников и газовиков.

История создания

В начале 60-х годов советское военное руководство решило обновить транспортный парк и заменить давно отслужившие свой срок гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П новой машиной. А чтобы сделать этот процесс дешевле, было принято решение взять за основу что-нибудь из гражданской техники. Наиболее подходящим претендентом оказался легкий транспортер МТ-Л, который и переделывать особо было не нужно, только разработать для него бронированный корпус. Большинство же систем и механизмов машины осталось прежним.

Разработкой тягача занимались конструкторы КБ Харьковского тракторного завода, она началась в 1964 году, а уже через два года было развернуто серийное производство новой машины.

Корпус гусеничного транспортера был выполнен из стальных плит небольшой толщины, что обеспечивало защиту только от огня легкого стрелкового оружия и осколков. Однако такое решение позволило сохранить небольшую массу машины – менее десяти тонн. Благодаря этому у конструкторов не возникло особых проблем с плавучестью транспортера – он может преодолевать водные преграды со скоростью 5-6 км/ч. А гусеницы МТ-ЛБ обеспечивают машине низкое удельное давление на грунт, что является залогом отличной проходимости тягача.

В 1966 году машина была принята на вооружение, производством МТ-ЛБ занимался Харьковский тракторный завод. В конце 60-х транспортер стал массово поступать в подразделения советской армии. МТ-ЛБ активно поставлялся на экспорт, благодаря чему принял участие в большом количестве региональных конфликтов. Советские войска использовали «мотолыги» во время Афганской войны, после распада СССР этой машине довелось повоевать еще и на просторах бывшего «великого и могучего».

Прекрасные тактико-технические характеристики машины позволили создать на ее базе целый ряд специальных машин как военного, так и гражданского назначения. Особенно популярными стали вездеходы на шасси этого бронетранспортера. Уже в 70-е годы подобные машины стали привычным транспортным средством в Сибири и в районах Крайнего Севера.

После распада СССР конструкторское бюро и производственная база, которая занималась выпуском МТ-ЛБ, остались на Украине. С того момента харьковчане сумели создать несколько удачных военных и гражданских модификаций машины.

В России модернизацией МТ-ЛБ занимаются несколько предприятий. Наиболее известными из них являются «Муромтепловоз» (г. Муром) и рубцовский филиал «Уралвагонзавода». Эти производители сотрудничают с российским оборонным ведомством, МЧС, регулярно представляют свою продукцию на различных выставках. Хотя, на самом деле восстановлением и «апгрейдом» МТ-ЛБ, конечно же, занимается гораздо больше компаний, предприятий и обычных народных умельцев, которым просто нравится эта замечательная машина.

Время от времени появляются публикации о том, что тягач МТ-ЛБ устарел и его необходимо заменить на что-то более новое. Обычно они сопровождаются рассказами о недостаточной защищенности машины и ее слабом вооружении. В качестве возможного преемника МТ-ЛБ нередко называют бронетранспортер БТР-3Ф.

Подобная идея не кажется слишком удачной. О боевых характеристиках и назначении МТ-ЛБ было написано выше. Что касается БТР-3Ф, то эта машина была создана на базе БМП-3, отзывы о которой, мягко говоря, весьма неоднозначны. Кроме того, стоимость МТ-ЛБ и БТР-3Ф просто несопоставимы. Конструкторы «мотолыги» заложили столько возможностей для модернизации этой машины, что сравнительно небольшие вложения позволяют создать на ее базе вполне современные транспортные средства.

Описание

Герметичный корпус МТ-ЛБ выполнен из броневых стальных плит, соединенных между собой сваркой. Их толщина составляет 7-14 мм. Внутреннее пространство машины разделено на несколько отделений. Следует отметить, что транспортер имеет значительный внутренний объем, в котором вполне комфортно размещаются члены экипажа машины и ее пассажиры. Еще можно добавить, что на машины, предназначенные для работы в условиях низких температур, устанавливаются дополнительные системы обогрева.

В передней части машины располагается трансмиссионное отделение, в котором находится коробка передач и поворотный механизм, а также компоненты системы смазки и бортовые передачи. Чтобы получить доступ к элементам трансмиссии, необходимо открыть крышку, находящуюся на верхней передней броневой плите.

Отделение управления расположено сразу за трансмиссионным, их разделяет броневая перегородка. В нем находятся рабочие места механика-водителя и командира машины. Наблюдение за местностью водитель ведет через лобовое окно, которое при необходимости можно закрыть броневой стальной крышкой, или с помощью трех перископов. Над его головой находится люк, через который он и попадает на свое рабочее место. Следует отметить, что транспортер имеет хороший обзор, который позволяет уверенно управлять машиной как днем, так и ночью. В темное время суток для освещения пути используются две фары и фара-искатель.

В крыше корпуса над местом командира машины находится башенка кругового вращения с 7,62-мм пулеметом. Обзор командиру обеспечивает такое же лобовое окно, как и у водителя или три перископа. На свое место командир попадает через люк в крыше корпуса.

Вдоль левого борта машины сразу за отделением управления установлен двигатель. Там же находится и главный фрикцион. Чтобы получить доступ в моторное отделение, необходимо снять съемную панель в крыше корпуса.

Транспортно-десантное отделение занимает всю заднюю часть тягача. С отделением управления оно сообщается лазом, который идет по правой стороне корпуса. МТ-ЛБ может перевозить до 11 десантников. Вход и выход осуществляется через задние двери или люки в крыше корпуса машины. В стенках предусмотрены амбразуры, через которые бойцы могут вести огонь из личного оружия.

Транспортер МТ-ЛБ оснащается дизельным мотором ЯМЗ-238В с мощностью 192 кВт. Удельная мощность составляет 19,0 кВт/т – очень высокий показатель для середины 60-х годов.

Ходовая часть транспортера включает пару ведущих и пару направляющих колес, а также двенадцать опорных катков, выполненных из алюминиевого сплава. Внутри каждого из них находится воздушная камера, которая улучшает плавучесть машины. Регулировка натяжения гусениц осуществляется изнутри бронетранспортера. Для действий на заболоченной местности или в глубоком снегу на транспортер могут устанавливаться более широкие гусеницы.

Подвеска МТ-ЛБ торсионного типа. Герметичный корпус транспортера позволяет ему неплохо плавать. Движение на воде осуществляется за счет перематывания гусениц, его скорость составляет 5-6 км/ч. На передней части корпуса находится водоотражательный щиток, который поднимается во время форсирования водных преград. Кроме того, верхняя часть гусениц закрыты специальными экранами, которые во время плавания образуют гидродинамические туннели.

В стандартную армейскую комплектацию МТ-ЛБ входит прибор ночного видения, а также комплекс защиты от оружия массового поражения.

warways.ru

Техника ВС РФ (часть 20) МТЛБ — DRIVE2

Всем доброго времени суток, дорогие друзья!
Давненько я ничего не писал в своем собственном блоге, не рассказывал Вам о интересных экземплярах военной техники России, СССР и остального мира.
Но вот, у меня появились выходные, с машинкой я поработать не могу — приболела она, находится у доктора для постановки диагноза, а я сижу один дома, значит пора написать что-то в своем блоге.
И так, встречайте:

МТЛБ — многоцелевой транспортер легкий бронированный

МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный, «Объект 6») — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для транспортировки (перевозки) людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (в некоторых частях используется для перевозки личного состава мотострелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60).

Принят на вооружение в 1964 году, выпускался на Харьковском тракторном заводе. В настоящее время в Российской Федерации ряд модификаций МТ-ЛБ производится на ОАО Муромтепловоз и на Рубцовском филиале ОАО НПК «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского.

МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам, использовался в ряде региональных конфликтов.

Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башни и пулемётного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях Крайнего Севера как вездеход.

Имеет прозвище «мотолыга», «эмтээлбэшка».

После распада СССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским тракторным заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-3Н.

Тактико-технические характеристики
— боевая масса — 9.7 т, 12.2 т с грузом
— экипаж — 2 человека, еще 11 можно разместить сзади в десантном отделении

Размеры (мм):
— длина: 6399—6509
— ширина: 2820—2865
— высота: 1835—1890
— колея: 2500
— клиренс: 395—415

Двигатель установлен на МТЛБ ЯМЗ-238В. Это дизельный четырехтактный V8 мощностью 240 л.с. и крутящим моментом в 882 Нм.

На базе МТЛБ было создано очень много различных модификаций:
— МТ-ЛБ (Объект 6) — базовый вариант.
— МТ-ЛБВ — снегоболотоходный вариант. Модификация имеет более широкие траки и пониженное удельное давление на грунт (около 0,27 кгс/см²). Предназначена для северных регионов.
— МТ-ЛБВ-Н — многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.
— МТ-ЛБВ-НС «Алтай» — многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.

— МТ-ЛБВМ — версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта НСВТ, вместо башенной установки ТКБ-01-1.
— МТ-ЛБВМК — версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд». Двигатель ЯМЗ-238ВМ, мощностью 240 л. с.
— МТ-ЛБВМ1К — модификация, приспособленная для работы на высокогорье, с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 310 л. с., новой радиостанцией и новым отопителем.
— МТ-ЛБМ (Объект 6М) — современная модификация, разработана в ОАО «Муромтепловоз».

— Объект 6МА — вариант МТ-ЛБМ с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80.
— Объект 6МА1 — модернизация «Объекта 6МА» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя».

— Объект 6МА4 — модернизация «Объекта 6МА1» с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ.
— Объект 6МА2 — модернизация «Объекта 6МА» с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ.
— Объект 6МА3 — модернизация «Объекта 6МА» с установкой 4 пусковых установок ПТУР 9М133 «Корнет», 7,62-мм пулемёта ПКТМ и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
— Объект 6МБ — вариант МТ-ЛБМ с 30-мм пушкой 2А72, башенная установка как у бронетранспортёра БТР-80А.

— Объект 6МБ2 — модернизация «Объекта 6МБ» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя».
— Объект 6МБ3 — вариант МТ-ЛБМ с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23в, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
— Объект 6МБ4 — вариант МТ-ЛБМ с установкой 30-мм авиационной пушки ГШ-30к, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».

— МТ-ЛБМ1 (Объект 6М1) — модификация МТ-ЛБ с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 300—310 л. с., механической трансмиссии с гидрообъёмным механизмом управления поворотом.
— МТ-ЛБМ1А7 — вариант с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80, с установкой 7,62-мм пулемёта ПКТМ, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд», 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя» и установлена система 902В для постановки дымовых завес.
— МТ-ЛБМ1Б2 — модификация МТ-ЛБМ1 с идентичным вооружением «Объекта 6МБ2».
— МТ-ЛБМ2 (Объект 6М2) — модификация МТ-ЛБ от «Курганмашзавода» с установкой нового двигателя и трансмиссии.
— МТ-ЛБ-ЛПТ — лесопожарный трактор. Производитель ОАО «Муромтепловоз».

Помимо модификаций в РФ были созданы отдельные модификации на Украине, Болгарии и Польше.

Станция засечки ядерных взрывов К-612-О на учениях частей и подразделений войск радиационной, химической и биологической защиты на Шиханском полигоне:



Данный представитель военной техники стал очень популярен по всему миру, применяли его везде, где только могли. И на данный момент МТЛБ со своими различными модицикайиями состоит на вооружении различных стран:
— Азербайджан — 336 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Армения — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Бангладеш — 134 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Белоруссия — 50 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Болгария — 100 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год. Заключён контракт на поставку в Ирак 500 бронетранспортёров, из числа снимаемых с вооружения.
— Грузия — 66 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Демократическая Республика Конго — 6 единиц МТ-ЛБ поставлены с Украины в 2000 году
— Ирак — 500 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Казахстан — 150 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Литва — 8 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Македония — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Молдавия — 55 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Мьянма — 26 МТ-ЛБМШ, по состоянию на 2014 год
— Нигерия — 67 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Польша — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Россия:
Сухопутные войска Российской Федерации — 3500 МТ-ЛБ, (2000 на хранении) по состоянию на 2015 год.
Морская пехота России — 300 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— США — 17 единиц МТ-ЛБ поставлены из ФРГ в 1991 году. Не стоят на вооружении.
— Украина — 2090 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год
— Уругвай — 3 МТ-ЛБ(М-93), по состоянию на 2014 год
— Финляндия — 142 МТ-ЛБ, из них 102 МТ-ЛБВ и 40 МТ-ЛБУ, по состоянию на 2014 год
— Швеция — 137 Pbv.401A, из них 56 Pbv.4020 по состоянию на 2010 год

Ну и как у любой настоящей военной техники у МТЛБ есть свой послужной список военных действий:
1) Афганская война (1979—1989)
2) Вооружённый конфликт в Приднестровье — Некоторое количество МТ-ЛБ находится на вооружении Приднестровских вооружённых сил. Участвовали в марте 1992 года в боях. Применялись также и со стороны Молдавии. На некоторые машины устанавливались установки ЗУ-23-2
3) Первая чеченская война — активно использовался как Российскими войсками, так и чеченцами как БТР, БМП, импровизированная САУ, тягач, БРЭМ, санитарная машина, передвижной командный пункт и т, д. Активность использования МТ-ЛБ обуславливалась тем, что он долгое время относился к разряду автотехники и, следовательно, на него не распространялись ограничения по ДОВСЕ, а также лёгкостью в эксплуатации и доступностью топлива и запчастей.
4) Вторая чеченская война — использовались Российскими войсками. По состоянию на ноябрь 1999 года в Чеченской Республике было сосредоточено 667 единиц МТ-ЛБ
5) Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
6) Вооружённый конфликт на востоке Украины

Из собственного опыта могу сказать о МТЛБ только положительные отзывы:
— простая в ремонте и эксплуатации
— проходимость за гранью воображения (может ехать по лесу, по полям и повернуть в снегу любой глубины)
— маневренность сравнима с легковым автомобилем.

Правда, из-за своего малого веса не редко случаются легкие ДТП с участием МТЛБ:
— то они с дороги соскакивают
— то вылетают на встречку.





Так что будьте внимательны, когда видите воинскую колонну впереди себя: кто его знает, как себя поведет старая военная техника. А в некоторых случаях и водитель может сам допустить роковую ошибку.
Лично становился свидетелем, как МТЛБ на скорости уходил с трассы…

На этом все!
Всем добра и хороших выходных!

www.drive2.ru

Боевая машина МТЛБ: технические характеристики тягача (ТТХ: органы управления и коробка передач)

МТ-ЛБ. Вид сбоку

Технические характеристики боевой машины МТЛБ

Вес МТЛБ 9,7 т
Масса буксируемого прицепа 4,5 т
Длина х Ширина х Высота, м 6,45 х 2,86 х 1,86
Полезная нагрузка 2 т
Максимальная скорость по шоссе 61 км/ч
Средняя скорость по пересеченной местности 30 км/ч
Расход топлива в зависимости от местности 90-120 литров на 100 км
Клиренс в среднем 40 см
Тягач МТЛБ способен передвигаться по воде со скоростью 6 км/ч

Для доставки легких грузов и малого количества людей активно применяется малая авиация. Но не все можно доставить на самолете или вертолете, а если идет геологическая операция и у поселения нет постоянного место дислокации, становится только сложнее.

Поэтому еще в середине XX-го века власти СССР выдавали технические задания на создание вездеходов, способным забраться в самую глушь, не застряв в трясине или глубоком снегу.

Одним из таких проектов стал МТЛБ (расшифровка: «Многоцелевой тягач легкий бронированный»). В первую очередь боевая машина МТЛБ предназначался для нужд армии. При помощи него планировалось подвозить боеприпасы, личный состав, артиллерию.

Для непосредственного контакта с противником тягач не предназначался: бронирование противопульное, а из вооружения только 7,62-мм пулемет.

soldats.club

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *