Познавательное

Математика 3 класс компоненты – Учебно-методический материал по математике (3 класс) на тему: Памятка для учащихся, родителей. Компоненты арифметических действий. | скачать бесплатно

Математика/ Правила нахождения неизвестных компонентов умножения и деления 3 класс

1.      Работа в тетради . Число. Классная работа. Минутка чистописания

2.      Слово учителя.

Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.

Много тайн хранит наша удивительная природа. Я предлагаю вам исследовать некоторые интересные факты.

Но вначале вспомним,

как называются компоненты при делении и умножении. (ответы учеников)

А теперь переходим к исследованию.

3.      Работа в парах.

С использованием памяток вы должны выяснить, как найти неизвестный компонент при умножении или делении. (4 мин) С каждого ряда ученики рассказывают, как найти множитель, делимое и делитель

1.      ряд

Чтобы найти  МНОЖИТЕЛЬ, надо значение произведения  разделить на другой множитель.

Хх8=16                                       Хх3=24

х=16:8

х=2

2х8=16

   16=16

Ответ: х=2

 

2 ряд

Чтобы найти  ДЕЛИМОЕ, надо делитель умножить на значение частного.

С:5=4                                     Х:3=5

с=5х4

с=20

20:5=4

   4=4

Ответ: с=20

 

3 ряд

Чтобы найти  ДЕЛИТЕЛЬ, надо делимое разделить на значение частного.

20:а=10                            18:а=6

а=20:10

а=2

20:2=10

    10=10

Ответ: а=20

Следующее исследование «Найди правильный ответ».

4.      Решение уравнений на нахождение неизвестного компонента.

С комментированием у доски

Задание 1.

Сколько килограммов кислорода выделяет 1 га леса в год?

3хХ=12

Варианты ответов:

5 кг – 32          100 кг – 15

200 кг – 4        70 кг – 36

 

Какое животное живет дольше всех?

36:х=9

Варианты ответов:

Лев – 7                Черепаха – 4

Слон – 45            Обезьяна – 25  

Природная справка: Одна черепаха, известная как «мавританская черепаха», дожила до 152 лет

 

Где у кошки находятся потовые железы?

Х:2=8

Варианты ответов:

На ушах – 4               На хвосте – 10

На подушечках лап – 16

Природная справка: На подушечках лап, поэтому кошки не пахнут и плохо переносят жару. Когда кошка охотится, она плотно прижимает лапы к земле и становится необнаруженной.

 

Самостоятельное исследование.

5.      Самостоятельная работа.

1.      1.Составь уравнение и реши его.

Если неизвестное число умножить на 2, то получится 24.

2.      2.Вычисли :

(4х5)+76

62- (19+37)

3.      3.Реши задачу, не записывая условие.

За один день Алия решает для своего развития 4 задачи. Сколько задач она решит за 3 дня?

Проверка.

Выведение суммативной оценки

so.orley-kost.kz

Математика. 3 класс. Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатом действий сложения и вычитания

План-конспект урока математики в 3 классе. Урок 40

 

Тема урока: Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатом действий сложения и вычитания.

Цели урока:

  • Познакомить со способом решения уравнения на основе взаимосвязи между компонентами и результатом действий сложения и вычитания;
  • Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи на нахождение числа по его доле.
  • Воспитывать внимательность и аккуратность в работе.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Смена тетрадей.

— Записываем дату, классная работа.

  1. Устный счет (2 чел. у доски)

1) 8 увеличить на 9

2) 32 уменьшить в 4 раза

3) 3 увеличить в 6 раз

4) 40 уменьшить на 4

5) Найди произведение чисел 5 и 8

6) Чему равно частное чисел 48 и 6

7) Сумму чисел 15 и 70 уменьши на 23

8) Разницу чисел 93 и 21 уменьши в 9 раз

9) Частное чисел 14 и 7 умножь на 10.

10) В доме 3 подъезда. В каждом подъезде 8 квартир. Сколько всего квартир в доме?

Проверка: 17, 8, 18, 10, 40, 8, 62, 8, 20, 24.

— Сколько правильных ответов. Какая твоя оценка?

  1. Математическая разминка

Нахождение дроби числа:

— 1/2 от 12 – это сколько? 1/3?

— 1/3 отрезка=3 см. Какой длины весь отрезок? Начертите этот отрезок в тетради.

  1. Актуализация знаний

Как называются латинские буквы в выражениях? (переменные)

Как называются равенства с переменной? (уравнения)

Решите уравнения способом подстановки числа. Выполните проверку

26+х=40             91-у=30

  1. Объявление целей и темы урока. Новая тема

Проблемная ситуация

К нам в гости сегодня пришел Незнайка. У него проблема. Дело в том, что он не умеет сразу подбирать нужное число на место переменной. Он хочет научиться правильно вычислять это число. Знайка подсказал ему, что для этого нужно знать компоненты действий (сложения и вычитания).

Подумайте, как можно использовать знание компонентов для решения уравнений?

(Нужно определить, каким компонентом является переменная. А потом найти неизвестный компонент.)

— Так чему мы сегодня будем учиться? (решать уравнения способом нахождения неизвестной переменной)

12+х=31                             72-у=55

Объяснение учителя. Самостоятельное чтение правила в учебнике.

  1. Закрепление. Работа по учебнику (с.80-81)

№ 1 (п). Решение уравнений новым способом с последующей самопроверкой. (2 чел у доски по очереди с объяснением)

— Назови компоненты сложения. Какой компонент неизвестен?. Как найти неизвестное слагаемое?

— Назови компоненты вычитания. Какой компонент неизвестен? Как найти неизвестное вычитаемое? Уменьшаемое?

№ 2 (п) Решение выражений, порядок действий. С объяснением. (2 чел. по очереди у доски)

— Что выполняем первым в выражениях без скобок?

Задача № 3. На нахождение числа по его доле. (1 чел у доски)

— Читай задачу. Что нам известно? (Что Дима прочитал ¼ страниц)

— Что нам известно про эту ¼ часть? (Что это 7 страниц.) Запишем ¼=7 стр.

— О чем спрашивается в задаче?

— Если Дима прочитал ¼ от того, что прочитала его сестра, как узнать, сколько она прочла? (7 умножить на 4). Записываем решение задачи.

Задача № 4. (1 чел у доски)

— Составь задачу. Во сколько действий будем ее решать?

— Что узнаем первым?

— Что узнаем вторым?

2 способ. Запиши решение задачи одним выражением. (2*8+12)

  1. Подведение итогов урока

— Чему мы сегодня научились?

— Что мы сегодня вспомнили?

— Как найти неизвестное слагаемое? Вычитаемое? Уменьшаемое?

  1. Домашнее задание

Повторить умножение и деление, компоненты действий к контрольному устному счету.

С. 81 № 1, 2 (чертеж). Т. урок 40

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

lit-dety.ru

Урок для 3 класса по теме: "Связь между компонентами и результатом умножения"

ФИО: Горбачева Светлана Николаевна

Место работы: МБОУ г. Магадана «СОШ с УИМ № 15»

Должность: учитель начальных классов

Урок по математике 3 класс

Тема :Связь между компонентами и результатом умножения.

Цели и задачи : - познакомить со взаимосвязью между компонентами и результатом умножения;

- развивать навык устного счёта, вычислительные навыки, логическое мышление.

План урока :

  1. Организация класса на работу.

  2. Устный счёт.

  3. Новая тема.

  4. Закрепление

  5. Домашнее задание.

  6. Итог урока.

Ход урока :

  1. Организация класса на работу.

Ну – ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять!

  1. Устный счёт.

  1. На доске :

А) 2, 7, 27, 3, 5, 35, 4, 8, 48……

Б) 8, 3, 83, 5, 6, 65, 1, 2, 21….

По какому правилу составлены ряды чисел?

Продолжите ряды.

  1. Задачи (в тетради записываем решение и ответ) :

- В одной неделе 5 рабочих дней. Сколько рабочих дней в 4 – х неделях?

- В одном пучке 7 морковок. Сколько морковок в 3 – х пучках?

- 20 детей посадили за парты по 2 человека. Сколько парт заняли дети?

  1. Работа по карточкам

Какое действие будем выполнять? (действие умножение)

Вид проверки – взаимопроверка, сигналы.

3 * 6= 5 * 8=

3 * 7= 5 * 7=

3 * 8= 5 * 9=

2 * 9= 4 * 7=

2 * 7= 4 * 9=

2 * 8= 4 * 6=

4 * 6= 3 * 6=

4 * 9= 3 * 7=

4 * 7= 3 * 8=

5 * 9= 2 * 9=

5 * 7= 2 * 7=

  1. * 8= 2 * 8=

  1. Новая тема.

- Как называются компоненты и результат умножения? (первый множитель, второй множитель, произведение)

- Сегодня мы поговорим о том, как связаны между собой произведение и множители.

На доске ? * 3 = 24

8 * ? = 24

Что известно? Что нужно найти ? Как будем находить?

Что мы делали ? (Устанавливали связь между компонентами действия умножения )

Откройте учебник на странице 62.

Объясните, как в каждом случае получены второе и третье равенство из первого?

Вывод : Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель.

  1. Закрепление.

Страница 62, №1.

-Составьте выражение по образцу и вычислите их значения.(Учитель разбирает первый столбик).

-Дополните каждый столбик четвёртым выражением, используя эти же числа.

-Какое свойство умножения использовали? (Переместительное).

Каждый столбик решают у доски по одному человеку, с комментированием. Прочитать запись разными вариантами.

Физминутка.

Страница 62, № 3.

-Прочитайте задачу. Используя какое действие будем её решать? (Умножение)

-А теперь составим две обратные задачи.

-С помощью каких действий будем решать эти задачи?

-Что мы делали? (Устанавливали связь между компонентами действия умножения)

  1. Домашнее задание.

Страница 62, № 4, 6.

  1. Итог урока.

-Что делали на уроке?

-Назовите компоненты действия умножения.

-С каким правилом познакомились?

Дополнительно :

Впиши в клетки числа так, чтобы их сумма по горизонтали, вертикали и диагонали была равна 9.

2

2

3

3

4

3

4

3

2

3

2

4

doc4web.ru

Конспект урока математики на тему "Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления" (3 класс)

Конспект

урока математики в 3 б классе

МБОУ лицея № 3 г. Минеральные Воды

учителя начальных классов

Пешковой Татьяны Валерьевны

Дата проведения урока – 25 октября 2017 год

Тема: Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления

Тип: урок освоения новых знаний и способов действий

Цели: знакомство с правилом о взаимосвязи компонентов и результата действия умножения для вычисления результата деления, применение данного правила для решения поставленной учебной задачи; продолжение работы по усвоению конкретного смысла деления; развитие навыков счёта, смекалки, наблюдательности; воспитание организованности, усидчивости, любознательности, трудолюбия.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1. Формулируют учебную задачу урока.

2. Планируют собственную деятельность, контролируют свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки.

3. Оценивают собственную деятельность и деятельность одноклассников.

4. Способны к мобилизации волевых усилий.

5. Осуществляют самоконтроль.

Познавательные

1. Формулируют познавательную цель.

2. Создают алгоритм деятельности.

3. Структурируют знания, анализируют с целью выделения существенных признаков, сравнивают.

4. Строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные

1. Понимать сущность и содержание поставленных вопросов.

2. Правильно выражают свои мысли в речи.

3. Уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

4. Аргументируют свою точку зрения.

Планируемые результаты:

1. Предметные

1) знают:

- компоненты умножения и деления;

- правило о взаимосвязи компонентов и результата действия умножения для вычисления результата деления.

2) умеют:

- выполнять действия умножения и деления;

- находить значение выражений.

2. Личностные

1) внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к урокам математики;

2) стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;

3) проявляют самостоятельность, личную ответственность.

3. Метапредметные

1) способны понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы;

2) контролируют и оценивают свою работу и полученный результат.

Ресурсы:

1. Основные: УМК «Гармония», учебник по математике, 3 класс, 1 часть, Н.Б. Истомина.

2. Дополнительные: наглядный материал.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный этап

1. Приветствие.

2. Проверка рабочего места.

3. Запись числа

– Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

– Ну-ка, юный мой дружок, ты готов начать урок?

Все в порядке на столе? Есть порядок в голове?

Чтобы иметь знания, понадобится терпенье и старание!

– На столе лежат в порядке учебник, тетрадь, пенал. Проверьте, пожалуйста.

– Ребята, сядьте все правильно, приготовьтесь к работе в тетради. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Дети стоя приветствуют учителя, рассаживаются и занимают свои места.

Дети проверяют на своих рабочих местах наличие необходимых предметов.

Дети записывают число в тетради.

Р5, Л1

II. Актуализация опорных знаний и способов действий

1. Каллиграфическая минутка.

2. Устный счёт – «Назови соседа» и «Домики».

2. Подведение к теме урока

– Ребята, на доске вы видите записаны числа. На минутке чистописания выписываем число 29, затем на следующей строке выпишите число 93. Приступайте.

– Пишем аккуратно, через одну клетку.

– Свою готовность покажите глазками.

– Все справились? Хорошо, молодцы.

– А сейчас мы с вами посчитаем. Обратите внимание на доску. Наша игра называется «Назови соседа» и здесь у нас в доме всего четыре квартиры.



6

9

7

8

– Итак, заглянем в первую квартиру под номером 12. Кто будет соседом числа 6?

– …, как у тебя получился такой ответ?

– Хорошо. Все согласны?

– Идем в гости во вторую квартиру. Кто будет соседом числа 9 в квартире под номером 54?

– …, как ты получил(а) такой ответ?

– Все согласны с ответом …?

– Хорошо, молодцы.

– Заглянем в четвертую квартиру под номером 28. Кто будет соседом числа 7?

– …, как ты получил(а) такой ответ?

– Ребята, все согласны?

– Хорошо. Перейдем к последней квартире 48. Кто же будет соседом числа 8?

– …, расскажи, как у тебя получился такой ответ.

– Хорошо, спасибо. Все согласны?

– Молодцы, ребята. Нам удалось найти все потерявшиеся числа.

– Обратите внимание на следующее задание. У нас есть «домики», «Магические прямоугольники», в которых пропущены числа. Ваша задача назвать числа, которые и должны быть там расположены. Назвать вы их сможете, если посчитаете числа в строчке. На примере первого домика и первой строки в нём получится: к девяти прибавить шесть и прибавить два. Та сумма, которая у вас получится и должна быть во всех сроках.

– Ребята, посмотрите внимательно на первый «домик». Какое число пропущено в первой ячейке?

– Хорошо, все согласны?

– Правильно, ребята, здесь пропущено число нуль.

– Посмотрите на вторую пустую ячейку. Какое же число пропущено здесь?

– …, как у тебя получилось такое число?

– Ребята, все согласны с ответом …?

– Хорошо, молодцы. Перейдем ко второму «домику».

– Посмотрите на пустую ячейку между числами 9 и 1. Какое число мы должны туда вставить?

– …, как ты это понял(а)?

– Ребята, все согласны?

– Правильно, здесь должно быть число 10.

– Посмотрите на следующую строку. Какое число должно быть в пустой ячейке?

– …, как ты думаешь?

– Ребята, все согласны с ответом …?

– Хорошо, молодцы.

– Посмотрите на последний ряд. Какого числа там не хватает?

– …, ты как считаешь?

– Хорошо. Ребята, все согласны?

– Правильно, здесь должно быть число 6.

– Хорошо, молодцы, ребята.

Дети внимательно слушают учителя и выполняют предложенное задание в тетрадях.

Дети внимательно слушают учителя.

Ответы детей (Число 2).

Дети сигнализируют.

Ответы детей (Число 6).

Дети сигнализируют.

Ответы детей (Число 4).

Дети сигнализируют.

Ответы детей (Число 6).

Дети сигнализируют.

Дети внимательно слушают объяснение задания учителем.

Ответы детей (Число 0).

... отвечает на вопрос учителя.

Дети сигнализируют.

Ответы детей (Число 11).

... отвечает на вопрос учителя.

Дети сигнализируют.

Ответы детей (Число 10).

... отвечает на вопрос учителя.

Дети сигнализируют.

Ответы детей (Число 11).

... отвечает на вопрос учителя.

Дети сигнализируют.

Ответы детей (Число 6).

... отвечает на вопрос учителя.

Дети сигнализируют.

Р2, Р5, П3, П4, К1, К4

III. Подготовка к восприятию нового материала

1. Сообщение темы и целей урока

– Итак, ребята, знакомство с какой темой у нас продолжается на протяжении уже нескольких уроков?

– Правильно, мы изучаем деление. Но для начала вспомните, как называются компоненты и результат умножения?

– Хорошо, молодцы.

– Вспомните, как называются компоненты и результат деления?

– Вы совершенно правы. Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?

– Ребята, сегодня на уроке мы постараемся разобраться, как же связаны компоненты и результаты действий умножения и деления.

Ответы детей (Деление).

Ответы детей (Множитель, множитель, значение произведения).

Ответы детей (Делимое, делитель, значение частного).

Ответы детей.

Дети внимательно слушают учителя.

Р1, Р4, К2, Л2, П2, М1

IV. Изучение нового материала

1. Открытие новых знаний.

2. Работа по учебнику – решение задач.

3. Работа в тетради.

– Откройте учебники, выполним задание под номером 193.

– Что необходимо сделать?

– Верно. Но есть ещё одно задание. Обратите внимание на правило: «Если значение произведения разделить на один множитель, то получится другой множитель». Используя данное правило, вам необходимо составить из каждого равенства два других. Итак, … идёт к доске. Работаем все вместе над первым выражением. Записываем в тетрадях: 6 х 4 = 24.

– Как же мы можем составить два других выражения, пользуясь данным правилом?

– Значение произведения – 24, множители – 6 и 4. Как будем работать?

– Правильно, молодец. Мы значение произведения 24 сначала разделим на первый множитель 6 и получим 4, затем разделим на второй множитель 4 и получим 6. Записывайте в тетрадях.

– Справились? Молодцы.

Аналогичная работа с другими равенствами.

– Переходим к номеру 194.

– …, прочитай задание.

– Хорошо, спасибо. Итак, ребята, нам необходимо выбрать выражения, значения которых можно найти, используя равенство 8 х 3 = 24. Даны четыре выражения. Какие мы должны выбрать?

– …, рассуждай.

– Совершенно верно. Это будут выражения под номерами 2 и 4. Молодцы!

– … прочитай рассуждения Миши и Маши.

– Что из их рассуждений мы для себя должны уяснить?

– Верно. Чтобы найти значение частного, нужно знать таблицу умножения на «отлично»!

Дети открывают учебник.

Ответы детей (Найти значение выражений).

Дети внимательно слушают, знакомятся с новым правилом.

Дети работают в тетрадях.

Ответы детей.

Дети делают записи в тетрадях.

Дети работают над заданием.

… читает задание.

Дети внимательно слушают учителя.

… рассуждает над заданием.

Дети слушают учителя.

… читает рассуждения Миши и Маши.

Дети слушают учителя.

Р2, Р4, П2, К2, К3, П1

V. Динамическая пауза

Проведение физической разминки

– Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты молодец!

Дети выполняют задания физической разминки.

Р5

VI. Работа по теме урока. Усвоение нового материала

1.

– Ребята, посмотрите на задание под номером 197.

– Вам необходимо записать каждое из этих чисел в виде произведения однозначных чисел. Например, число 24. В виде произведения каких двух числе мы можем его записать?

– Верно. В виде произведения чисел 6 и 4, а также 8 и 3.

– …, работает у доски. Остальные ребята – самостоятельно в тетрадях.

Работа над заданием.

– Проверьте работу … . Есть ли ошибки в выполнении задания?

– Хорошо, молодцы.

– Обратимся к заданию под номером 198. Вам необходимо начертить отрезок АК. С помощью какого инструмента мы можем измерить его длину?

– Верно. С помощью линейки. Какова же будет длина отрезка?

– Правильно. Начертите в тетрадях отрезок АК равный 12 см.

– Отметьте на этом отрезке точки М и Е так, чтобы длина отрезков АМ, МЕ и ЕК была одинаковой. Как мы будем действовать?

– Правильно, мы разделим отрезок АК на три равные части по 4 см каждая. Выполните.

– Хорошо, молодцы. Поясните, что обозначает каждое число в равенствах, представленных в задании?

– Верно, 12 (см) – длина отрезка АК, 3 – число частей, на которые разделили отрезок АК, 4 (см) – длина каждой части.

– Вы молодцы, ребята!

Дети следуют указаниям учителя.

Дети внимательно слушают учителя.

… работает у доски, остальные – в тетрадях.

Дети проверяют, сигнализируют.

Дети слушают учителя.

Ответы детей (Линейка).

Дети следуют указаниям учителя.

Дети выполняют задание.

Ответы детей.

Дети внимательно слушают учителя.

П3, К1, П1, П2, Л3

VII. Информация о домашнем задании

1. Пояснение и запись домашнего задания в дневники

– Откройте дневники, запишите домашнее задание: № 195, 196.

– Выполняя задание под номером 195, вам необходимо начертить в тетрадях такие же фигуры, затем провести отрезки в них так, чтобы получились две фигуры одинаковой площади.

– В задании под номером 196 с помощью калькулятора вам необходимо найти пропущенные числа.

– Задание понятно? Хорошо, молодцы.

Дети следуют указаниям учителя.

Дети внимательно слушают учителя.

Р2, П4, К1, Л2

VIII. Рефлексия учебной деятельности

1. Подведение итогов урока.

2. Самооценка обучающимися своей деятельности.

– Ребята, пришло время подвести итоги нашего урока.

– Что было для вас новым сегодня на уроке?

– С каким правилом мы познакомились?

– Что вызывало у вас трудности? Почему?

– Какое задание было для вас самым интересным?

– Как вы считает, мы провели урок не зря?

– Хорошо, спасибо.

– Ребята, наш урок подошел к концу. Я благодарю всех за активную работу на уроке.

Дети отвечают на ряд вопросов учителя.

Р3, К4, М2


infourok.ru

Предметный смысл деления. Названия компонентов и результата действия деления.

Учителя начальных классов МБОУ РСОШ №1 им Г.И.Шелехова города Рыльска Курской области

Тема урока: Предметный смысл деления. Названия компонентов и результата действия деления.

Цель: создать педагогические условия для ознакомления учащихся со смыслом действия деления.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Осуществлять синтез как составление целого из частей ;

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях;

Обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

Устанавливать соответствие предметной и символической модели;

Допускать возможность существования различных точек зрения ;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Строить понятные для партнёра высказывания;

Задавать вопросы .

Разработка данного урока математики используется при ознакомлении обучающихся с конкретным смыслом действия деления, проводится в 3 классе по учебнику Н.Б. Истоминой, соответствует требованиям ФГОС НОО. К уроку прилагается презентация, которая способствует лучшему усвоению детьми нового материала. Слайды презентации можно использовать и при повторении учебного материала по данной теме

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

сс Самоопределение к деятельности. Организационный момент.(1-2 минуты)

Вы все слышали звонок. Начинаем наш урок словами, которые помогут нам позитивно настроиться на урок.

(Совместное чтение с детьми слов, сопровождение движениями.)

-Улыбнулись друг другу подарили свои улыбки мне и гостям Пусть хорошее настроение поможет вам успешно добывать новые знания на сегодняшнем уроке математики.

-Скажите, а для чего нужна математика?

Дети хором читают слова, сопровождая их движениями: «Я дарю тебе добро. Ты даришь мне добро Мы дарим всем добро»

Математика ум в порядок приводит.

2. Актуализация знаний, фиксация затруднения в деятельности.

(4-5 минут)

Знания -это богатство, которое мы кладем в сундучок, а когда нужно достаем и используем. Но для открытия новых знаний, необходимо повторить ранее изученное:

1.Посмотрите на ряд чисел найдите закономерность, продолжите её

( слайд1):

80,160,240…,…,… .

70,140,210,…,…,… .

2.Найдите правило, по которому составлены все схемы и добавьте пропущенные числа (слайд3):

64= 8*8 , 40=5*8 ,56=7*…,

16=…*8 , 7*7=…, 10=2* …,

42=7*…, 8*9=…

3. Найдите значение выражений, запишите только ответы: слайд 4

37+8=

57-6=

3*4=

12:2=

-Проверьте правильность выполнения. Все ли задания смогли выполнить?

При затруднении какой знак можно поставить? Слайд 6.

Самопроверка, самооценка

(слайд2)

320,400,480.

280,350,420.

8,8,49,5,6,72.

самостоятельно,

дети читают свои ответы

Дети проверяют:

45,51,12,6 (слайд5)

Дети читают на слайде: Затруднение - мой помощник в учении.

3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)

-Что не получилось? Почему?

-Какова тема урока? Какие задачи поставим? Формулируем вместе с детьми Слайд 7

Не знаем как найти значение последнего выражения. Еще не изучали это действие

Познакомиться с действием деления, каким знаком на письме обозначается это действие, как называются компоненты действия деления, в чем заключается предметный смысл действия деления

Прослушивают песню «Как положено друзьям»

4. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)

Может вы предложите, как это сделать . А нам помогут наши помощники Миша и Маша .Поделим конфеты между ними поровну

Как можно записать наши действия? Вернемся к записи того выражения, которое и вызвало у вас затруднение. Что в этой записи обозначает первое число? второе? третье?

Рассмотрите рисунок в учебнике, обсудите в парах, чем похожи и чем отличаются данные рисунки?

- Прочитайте в учебнике рассуждения Миши и Маши.

-Выполните самостоятельно №179.

Обсуждение рисунков учащихся.

Действия Миши и Маши на языке математики можно записать равенствами:

12:6=2 12:3=4

12:2=6 12:4=3

Читаю выражения.

-Что обозначает каждое число в записи?

-Кто-нибудь знает, как называются компоненты при делении? Знакомство с названиями компонентов и результата действия деления

- Рассмотрите в учебнике.с 57

Слайд 5.

ФИЗМИНУТКА

Мы немножко все устали,

А теперь все дружно встали.

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Покружились,

Повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Тихо до 5 считаем(1-2-3-4-5)

Открываем, поморгаем,

И работу продолжаем.

Выполняют операцию деления

запись на доске 12:2=6

можно записать и такое выражение 12:6=2

Учебник с56 №178

Называют различные признаки:

На одном рисунке 12 конфет и на другом тоже 12.

– Конфеты разделили на части.

– На рисунке 1 в каждой части по 3 конфеты, а на рисунке 2 –разное количество конфет в каждой части.

– На рисунке 1 конфет в каждой части поровну, а на рисунке 2 – не поровну.

Замечают, что на одной картинке в каждой части одинаковое количество конфет, а на другой – разное.

Дети читают вслух рассуждения Миши и Маши

Объясняют обозначение каждого числа в записи.

Делимое делитель значение 12 : 2 = 6 частного

частное

называют хором

5. Первичное закрепление

(4-5 минут)

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)

Поработаем в группах.

Раздает каждой группе предметы (тетради, карандаши, шишки, каштаны) Разделите предметы поровну и запишите свои действия математически. У каждой группы есть карточка с планом ответа:

1.Назовите,сколько у вас было предметов?

2.Скажите на сколько одинаковых частей делили предметы?

3.Какое равенство записали?

4.Объясните,что обозначает каждое число в равенстве, которое соответствует вашим действиям?

Работа в группах.

-Какими правилами работы в группе будете пользоваться? Работать дружно, спокойно, выслу –шивать и уважать мнение каждого .Командир группы записывает решение.

7. Включение нового

знания в систему знаний и повторение.

(7-8 минут)

Выполните задание в учебнике

с 57 № 180

Выполняют задания в учебнике №180. Вычисляют значение выражений, которые даны под рисунками. Записывают равенства в тетради

8.

Ре Рефлексия деятельности.

9. ( (Итог урока

2-3 минуты),

Инструктаж по домашнему заданию

и

Вспомните, какую цель мы ставили перед собой?

Зачем же нужно уметь делить?

Где оно пригодится в жизни? Оцените себя, продолжив фразу….

Если вы отлично владеете и можете все объяснить, зажгите зеленый свет.

Если вы хорошо усвоили материал и вам не нужна помощь, зажгите на светофорчиках успеха желтый свет.

Если вы испытываете трудности, зажгите красный свет

Спасибо за старание и активную работу на уроке.

Продолжают фразы. (таблица на доске)

Оценивают свою работу с помощью сигналов светофорчиков и на листах самоконтроля.

multiurok.ru

Конспект урока математики в 3 классе по теме:«Связь между компонентами и результатом умножения»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цели и задачи урока:

1. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи и закрепить знания учащихся о связи между компонентами

и результатомумножения.

2. Развивать речь, творческую активность, мышление.

3.Воспитывать чувство коллективизма при работе в парах.

Ход урока:

  1. Организация учащихся.

Ну-ка, юный мой дружок,

Ты готов начать урок?

Все в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы иметь знания,

Понадобится терпенье и старание.

  1.    Сообщение темы и целей урока.

Живут множители дружно,

И об этом знать нам нужно

Если вдруг исчезнет кто-то,

Друг поможет отыскать.

Это правило, ребята, всем

Конечно, знать!

  1. Устный счет.

Чтобы спорилась работа,

Начнем с «гимнастики ума»- устный счет.

1.Игра «Телефон»

Проверка таблицы умножения 2.(Работа в парах.)

2.Игра «Компьютер»

Кто быстрее вычислит?

5 + 9 – 8 + 9 – 8 + 5 – 6 + 7 – 4 =(9)

75 – 25 + 16 – 40 + 14 – 33 =(7)

3.Замените сложением, сосчитайте.

6 ? 4 =14 ? 3 =

8 ? 5 =30 ? 2 =

4.Задача на развитие.

Дарина на 5 см выше Виктории, а Виктория на 2 см ниже Ольги.

Кто всех выше? (Дарина)

Кто ниже всех? (Виктория)

На сколько Дарина выше Ольги? (3см)

5.Журавли летели клином. 4 журавля по одной стороне клина и 4 журавля по другой стороне, всего 7 журавлей. Покажите, как летели журавли.

6.Индивидуальная работа.

Карточка 1.

Решите задачу:

На клумбе распустилось 15 красныхроз и 22 чайных розы. Для букета срезали 19роз. Сколько роз осталось на клумбе ?

 

Карточка 2

25 + 6771 – 37

84 – 4818 + 26

29 + 2968 – 45

 

Карточка 3.

Решите уравнения:

у – 34= 937 + х = 62

7. Минутка чистописания.

Цифра акробатка.

- Запишите в тетради все двузначные числа, используя данные цифры в порядке убывания, соблюдая правила их написания. (99, 96, 69, 66)

  1. . Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась, потянулась, улыбнулась.

Раз росой умылась, два изящно покружилась,

Три нагнулась и присела.

На четыре полетела.

У реки остановилась,

Покружилась и присела.

  1. .Работа над новым материалом.

1. Актуализация знаний.

5 +3 = 8, 5 ? 3= 15 (Запись на доске)

Прочитайте примеры, используя название компонентов.

- Вспомните, как называются компоненты и результат сложения? (Слагаемое, слагаемое, сумма).

- Вспомните, как называются компоненты и результат умножения?

(Множитель, множитель, значение произведения)

Сегодня мы вспомним, какая связь существует между ними.

- А сначала скажите, какая связь существует между компонентамии результатом сложения? (Если из значения суммы вычесть одно из слагаемых, то получится второе.)

- С каким действием дружит сложение? (С вычитанием.)

- Как вы думаете, а с каким действием дружит умножение?(С делением.)

Давайте проверим наше предложение.

Выполните в тетради такой рисунок. (Зарисовка на доске.)

- Какой пример на умножение можно записать по данному рисунку? (4 ? 2 = 8; 2 ? 4 = 8 )

Рассмотрим оба случая.

- Как называются числа в данной записи?(4 и 2 множители, 8 – значение произведения.) (На доске закрепляются слова – карточки.)

А сейчас ответьте на такой вопрос:

- Сколько квадратов на рисунке?(8)

- Сколько квадратов в одной строке?(4)

- А сколько строк?(2)

- Как узнали? (8 : 4 = 2) (Записывается на доске.)

- Скажите, сколько квадратов в одном столбике?(2)

- Сколько столбиков?(4)

- Как узнали? (8 : 2 = 4 ) (Запись на доске.)

- Посмотрите на наши записи. Что вы видите?(Когда мы 8 делили на первое число 4, то получали второе число 2, и наоборот.)

«Карточка – помогай-ка »:

П : М1 =М2

П : М2 = М1

- Сформулируйте правило, используя математические термины.

(Если значение произведения разделить на множитель, то получим второй множитель.)

Молодцы! Только небольшое уточнение. Значение произведения двух множителей.

- Вы убедились, что если вдруг потерялся один множитель, то второй поможет его найти? (Да!)

- С каким арифметическим действием дружит умножение? (С делением.)

2.Сейчас проведите объяснение на втором примере ( 2 ? 4 = 8).

Объясняют дети.

3. №1,с.17 – устная работа.

  1. . Физкультминутка.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты молодец!

  1. . Работа над пройденным материалом.

1.Решение задачи № 5,с.17.

Прочитайте условие задачи. ( Дети, которые не испытывают трудность в решении задачи – выполняют самостоятельно. С остальнойгруппой работает учитель. )

- О чем говорится в задаче?(О воде)

- В каких емкостях была вода?(Бочке, ведре и банке)

-Выберем главные слова для краткой записи.(Бочка, ведро, банка.)

Запишем кратко.

Бочка – 50 л

Ведро - ? на 40 л меньше, чем

Банка - ? на 8 л меньше, чем

Составим программу решения.

- Сколько воды в ведре?(50л)

- А в ведре?(не знаем)

- Что об этом сказано?(На 40л меньше)

- Что значит на 40 л меньше?(Выполним действие вычитание)

- Сколько литров в банке?(Не знаем)

- Что сказано о воде в банке?(На 8 л меньше, чем в ведре.)

- Что значит на 8 литров меньше?(Выполняется действие вычитания.)

Записать решение по действиям и в виде выражения.

2.Решение задачи № 4,с.17.

Прочитайте условие задачи.

- Что интересного увидели в задаче?(Не сказано, сколько было человек?

- Подчеркните часть предложения, где об этом говорится.(Себе и двум своим друзьям.)

- Так сколько же человек? (1 + 2 = 3ч.)

Решение задачи запишите самостоятельно.

Взаимопроверка в парах.

- Какая из фигур лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Пятиугольник, т.к. остальные шестиугольники.Нераскрашенныйшестиугольник, он желтый)

- Кто из детей прав?(Первый, второй, оба)

Это зависит от того, по какому признаку вы ищете лишнюю фигуру по цвету или по форме.

- Так кто же прав?(Оба ответа верные.)

5.№ 8, с.17.

 Домашнее  задание.

Учебник : № 3, с.17; сборник задач : № 512,с.50

 Итог урока № 2, с.17

- С каким же действием дружит умножение?

- Какое задание понравилось больше? Почему?

- Что не удалось выполнить сразу? Почему?

- Удалась ли работа в парах?

- С каким настроением уходим с урока?

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 3 классе по теме:«Связь между компонентами и результатом умножения» »

Конспект урока математики в 3 классе.

Тема: «Связь между компонентами и результатом умножения».

Учитель: Кожевникова Лариса Викторовна.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Цели и задачи урока:

1. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи и закрепить знания учащихся о связи между компонентами

и результатом умножения.

2. Развивать речь, творческую активность, мышление.

3.Воспитывать чувство коллективизма при работе в парах.

Ход урока:

  1. Организация учащихся.

Ну-ка, юный мой дружок,

Ты готов начать урок?

Все в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы иметь знания,

Понадобится терпенье и старание.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Живут множители дружно,

И об этом знать нам нужно.

Если вдруг исчезнет кто-то,

Друг поможет отыскать.

Это правило, ребята, всем

Конечно, знать!

  1. Устный счет.

Чтобы спорилась работа,

Начнем с «гимнастики ума»- устный счет.

1.Игра «Телефон»

Проверка таблицы умножения 2. (Работа в парах.)

2.Игра «Компьютер»

Кто быстрее вычислит?

5 + 9 – 8 + 9 – 8 + 5 – 6 + 7 – 4 = (9)

75 – 25 + 16 – 40 + 14 – 33 = (7)

3.Замените сложением, сосчитайте.

6 ∙ 4 = 14 ∙ 3 =

8 ∙ 5 = 30 ∙ 2 =

4.Задача на развитие.

Дарина на 5 см выше Виктории, а Виктория на 2 см ниже Ольги.

Кто всех выше? (Дарина)

Кто ниже всех? (Виктория)

На сколько Дарина выше Ольги? (3см)

5.Журавли летели клином. 4 журавля по одной стороне клина и 4 журавля по другой стороне, всего 7 журавлей. Покажите, как летели журавли.

6.Индивидуальная работа.

Карточка 1.

Решите задачу:

На клумбе распустилось 15 красных роз и 22 чайных розы. Для букета срезали 19роз. Сколько роз осталось на клумбе ?

Карточка 2

Вычислите:

25 + 67 71 – 37

84 – 48 18 + 26

29 + 29 68 – 45

Карточка 3.

Решите уравнения:

у – 34 = 9 37 + х = 62

7. Минутка чистописания.

Цифра акробатка.

- Запишите в тетради все двузначные числа, используя данные цифры в порядке убывания, соблюдая правила их написания. (99, 96, 69, 66)

IV. Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась, потянулась, улыбнулась.

Раз росой умылась, два изящно покружилась,

Три нагнулась и присела.

На четыре полетела.

У реки остановилась,

Покружилась и присела.

V.Работа над новым материалом.

1. Актуализация знаний.

5 +3 = 8, 5 ∙ 3= 15 (Запись на доске)

Прочитайте примеры, используя название компонентов.

- Вспомните, как называются компоненты и результат сложения? (Слагаемое, слагаемое, сумма).

- Вспомните, как называются компоненты и результат умножения?

(Множитель, множитель, значение произведения)

Сегодня мы вспомним, какая связь существует между ними.

- А сначала скажите, какая связь существует между компонентами и результатом сложения? (Если из значения суммы вычесть одно из слагаемых, то получится второе.)

- С каким действием дружит сложение? (С вычитанием.)

- Как вы думаете, а с каким действием дружит умножение? (С делением.)

Давайте проверим наше предложение.

Выполните в тетради такой рисунок. (Зарисовка на доске.)





- Какой пример на умножение можно записать по данному рисунку? (4 ∙ 2 = 8; 2 ∙ 4 = 8 )

Рассмотрим оба случая.

- Как называются числа в данной записи? (4 и 2 множители, 8 – значение произведения.) (На доске закрепляются слова – карточки.)

А сейчас ответьте на такой вопрос:

- Сколько квадратов на рисунке? (8)

- Сколько квадратов в одной строке? (4)

- А сколько строк? (2)

- Как узнали? (8 : 4 = 2) (Записывается на доске.)

Хорошо!

- Скажите, сколько квадратов в одном столбике? (2)

- Сколько столбиков? (4)

- Как узнали? (8 : 2 = 4 ) (Запись на доске.)

- Посмотрите на наши записи. Что вы видите? (Когда мы 8 делили на первое число 4, то получали второе число 2, и наоборот.)

«Карточка – помогай-ка »:

М1 ∙ М2 = П

П : М12

П : М2 = М1

- Сформулируйте правило, используя математические термины.

(Если значение произведения разделить на множитель, то получим второй множитель.)

Молодцы! Только небольшое уточнение. Значение произведения двух множителей.

- Вы убедились, что если вдруг потерялся один множитель, то второй поможет его найти? (Да!)

- С каким арифметическим действием дружит умножение? (С делением.)

2.Сейчас проведите объяснение на втором примере ( 2 ∙ 4 = 8).

Объясняют дети.

3. №1,с.17 – устная работа.

VI. Физкультминутка.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты молодец!

VII. Работа над пройденным материалом.

1.Решение задачи № 5,с.17.

Прочитайте условие задачи. ( Дети, которые не испытывают трудность в решении задачи – выполняют самостоятельно. С остальной группой работает учитель. )

- О чем говорится в задаче? (О воде)

- В каких емкостях была вода? (Бочке, ведре и банке)

-Выберем главные слова для краткой записи. (Бочка, ведро, банка.)

Запишем кратко.

Бочка – 50 л

Ведро - ? на 40 л меньше, чем

Банка - ? на 8 л меньше, чем

Составим программу решения.

50л на 40л меньше на 8л меньше

- Сколько воды в ведре? (50л)

- А в ведре? (не знаем)

- Что об этом сказано? (На 40л меньше)

- Что значит на 40 л меньше? (Выполним действие вычитание)

- Сколько литров в банке? (Не знаем)

- Что сказано о воде в банке? (На 8 л меньше, чем в ведре.)

- Что значит на 8 литров меньше? (Выполняется действие вычитания.)

Записать решение по действиям и в виде выражения.

2.Решение задачи № 4,с.17.

Прочитайте условие задачи.

- Что интересного увидели в задаче? (Не сказано, сколько было

человек?

- Подчеркните часть предложения, где об этом говорится. (Себе и двум своим друзьям.)

- Так сколько же человек? (1 + 2 = 3ч.)

Решение задачи запишите самостоятельно.

3. Самостоятельная работа. Решение примеров № 6, с.17.

Взаимопроверка в парах.

4.Задание на полях, с.17 – выполняется устно.

- Какая из фигур лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Пятиугольник, т.к. остальные шестиугольники. Нераскрашенный шестиугольник, он желтый)

- Кто из детей прав? (Первый, второй, оба)

Это зависит от того, по какому признаку вы ищете лишнюю фигуру по цвету или по форме.

- Так кто же прав? (Оба ответа верные.)

5.№ 8, с.17.

6.Дополнительно: Решение задачи №50, с.510 Сборник «2500 задач по математике».

VIII. Домашнее задание.

Учебник : № 3, с.17; сборник задач : № 512,с.50

IХ. Итог урока

1.Обобщение.

№ 2, с.17

- С каким же действием дружит умножение?

2. Рефлексия.

- Какое задание понравилось больше? Почему?

- Что не удалось выполнить сразу? Почему?

- Удалась ли работа в парах?

- С каким настроением уходим с урока?

kopilkaurokov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о