Познавательное

Математические игры в 1 классе – План-конспект занятия по математике (1 класс) на тему: Математическая игра – соревнование для учащихся 1 класса «Все вместе, все дружно» | скачать бесплатно

Упражнения и задания по математике для 1 класса. Математические задачи и игры для 1 класса.

IQsha Регистрация Забыли пароль? Тренировки Упражнения Награды Отчеты Оплата
  • Главная
  • Упражнения
  • Математика
  • 1 класс
  • Диаграммы
  • Сравнение по количеству
  • Сравнение предметов по разным признакам
  • Плюс и минус
  • Многоугольник
  • Магические квадраты
  • Решаем и составляем задачи
  • Вычитание с переходом через десяток
  • Задачи в два действия
  • Состав числа
  • Сравниваю числа
  • Такие разные фигуры
  • Истина и ложь
  • Равенства и неравенства
  • Сложение и вычитание
  • Математическое домино
  • Единицы измерения
  • Знаешь ли ты таблицу умножения?

iqsha.ru

Математические игры в 1 классе "Занимательная математика"

Задания, игры и упражнения по

математике для 1 класса

«Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание в пределах 10»

1. Напиши соседей чисел.

2

4

5

7

4

5

6

7

2

3

3

4

2

5

7

2. Вставь вместо звёздочки знак «+» или «-»:

5 * 3 = 8 7 * 2 = 9

3 * 5 = 8 2 * 7 = 9

8 * 3 = 5 9 * 7 = 2

8 * 5 = 3 9 * 2 = 7

5 * 4 = 9 6 * 4= 10

3 * 7 = 10 1 * 9 = 10

7 * 4 = 3 5 * 4 = 1

2 * 2 * 3 = 1

3 * 2 * 1 = 4

4 * 1 * 2 = 1

3. Заверши рисунки и записи:

а)


+ 2 - 3

2 + 2 – 3 = …

б)

- 2 + 1

4 - … + … = …

4. Реши. Прочитай полученные слова:


УЧЕБНИК КОНФЕТА ПОДЪЕЗД

7 – 1 = … … - … = … … - … = …

5. Расшифруй слово:

7 – 2 – 1 = … Н 2 + 2 + 2 = … Е

5 – 4 + 1 = … О 3 + 4 – 2 = … Ц

4 - 1 – 2 = … С 4 – 3 + 2 = … Л

1 10 9 8 5 6

Расшифруй слово:

О

7 - 2

Л

6 + 3


Е

6 - 5

Ц

6 - 4

М

5 - 1

Д

2 + 1

4 5 9 5 3 1 2

6. Найди ошибки:

8 = 8 4 + 3 = 8 2 + 7 = 9

7 > 4 3 + 1 < 6 6 – 4 > 3

3 < 1 7 + 1 = 1 + 7 5 < 5 + 4

7. Найди лишние выражения и зачеркни их:


1 + 6 3 + 4 2 + 3 5 + 2

7 – 2 7 – 6 8 – 3 7 – 3

8. Раскрась грани кубика Рубика:

9 - 7

1 + 8

3 + 6

4 + 5

7 + 2

9 - 0

6 - 4

9 + 0

6 + 3

8 - 7

4 - 3

6 – 5

7 - 4

8 - 5

9 – 6

9 - 8

0 + 1

7 - 6

1 2 3 9

9. Из каких чисел состоит?


7777

1

2

3

4

5

6


77????

1

4

3

2

5


10. Числовая лесенка

11. Реши выражения и раскрась Жар-птицу.



5 4 3 2

12. Дай математическую информацию о числе: однозначное или двузначное, чётное или нечётное; состав числа; соседи числа на числовом отрезке.

13. Найди закономерность. Продолжи ряды чисел влево и вправо:

4 6 … …

… … 3 4 5 … … … … …

14. Игра «Лишнее число»

Даны числа: 1, 10, 6.

Задание: найди лишнее число.

15. Игра «Чем похожи?»

Даны выражения: 3 + 4

1 + 6

Задание: ответить на вопрос – что общего у этих выражений?

16. Игра «Ошибки-невидимки»

Учащимся предлагаются математические записи, содержащие ошибки.

Задание: необходимо исправить ошибку, ничего не исправляя, сделать её невидимой.

8 = 7 6 + 3 =10 7 – 2 = 2

17. Игра «Числа вокруг нас»

Учащимся предлагается назвать как можно больше слов, в состав которых входит название какого-нибудь числа.

Например, 1 – единица, единство, одинокий, однажды и т . д.;

2 – двойка, двойник, двушка, двустволка, дуэт и т. д.

18. Найди закономерность и вставь пропущенное число:

7 5

2


9 4

?

2

3

1

4

4

8

6

7

?

2

10

8

4

5

1

6

?

3

4

3

1

8

5

3

6

?

3

19. Реши кроссворд

Вопросы

По горизонтали

1. Вид ее – как запятая. Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев, а лентяи ее – нет.

4. Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним единицу примостим,
Он побольше станет весить, потому что это – ...

5. Гляди-ка, эта цифра – стул, который я перевернул.

9. Шесть через голову перекатилась –
И я у вас получилась.

10. Не похож он на пятак, не похож на рублик,
Круглый он, да не дурак, с дыркой, да не бублик!

11. Я горбатая старушка. Или стружка – завитушка.

По вертикали

2. Два кольца, но без конца, в середине нет гвоздя.
Если я перевернусь, то совсем не изменюсь.
Ну, какая цифра я?

3. Цифра легкая совсем!
Я косу принесу
И срисую ту косу!

6. Один заметил: "Нуль с хвостом",
Другой: "С хвостом, но только кошка".
А третий помолчал немножко.

7. Налитая, симпатичная, цифра самая отличная!

8. На одной ноге в болоте вы меня легко найдете.
Или: На длинной ножке, застыв до поры,
Отдыхает палочка после игры.

Ответы

По горизонтали

1. Два. 4. Десять. 5. Четыре. 9. Девять. 10. Ноль. 11. Три.

По вертикали

2. Восемь. 3. Семь. 6. Шесть. 7. Пять. 8. Единица.

20. Отгадай ребусы:

21. Игра «Молчанка»

22. Найди значения выражений. Раскрась.

23. Реши кроссворд

infourok.ru

Математическая игра-викторина для 1 класса

Математическая игра – викторина для 1 класса

Государственное общеобразовательное учреждение

«Амвросиевская школа-интернат 1-3 ст. № 4»

Подготовила: классный руководитель

1 класса А.В. Чишко

Цели:

  1. Развитие познавательных способностей младших школьников, логического мышления.

  2. Формирование вычислительных навыков.

  3. Развитие коммуникативных компетенций.

  4. Повышение интереса к математике.

Оборудование:

  1. Набор цифр

  2. Набор для геометрического задания, линейки, карандаши.

  3. Жетоны – по числу заданий.

Ход мероприятия.

Организационный момент.

- Дети распределяются на три команды.

Вступительное слово учителя.

- Мы рады приветствовать вас, ребята, на нашей игре–путешествии в страну Царицы Математики.

- На вопросы отвечайте.

И жетоны получайте.

Только с места не кричите,

Лучше руку поднимите.

- Только самым старательным, умным, внимательным и сообразительным откроются врата Знаний.

1. Игра «Угадай жителей страны»

Проживают в умной книжке 
Хитроумные братишки. 
Десять их, но братья эти 
Сосчитают все на свете.(Цифры ) 

С хитрым носиком сестрица 
Счёт откроет ...(Единица ) 


Цифру эту угадай-ка! 
Она большая зазнавай-ка. 
Единицу сложишь с двойкой, 
И получишь цифру ...(Тройка ) 

Кто-то ночью старый стул 
Спинкой вниз перевернул. 
И теперь у нас в квартире 
Стал он цифрою ...(Четыре ) 

Если навесной замок 
Вверх поднимет хоботок, 
То тогда увидим здесь 
Не замок, а цифру ...(Шесть ) 

На косу она похожа, 
Но косить траву не может — 
Не наточена совсем 
И не косит цифра …(Семь) 

Цифра шесть перевернулась, 
Новой цифрой обернулась!(Девять ) 
- Какие цифры ещё живут в этом городе? (ответы детей) 
(Автор Олеся Емельянова) 


2. Ярмарка загадок 

Сколько сапожек Оля купила, 
Чтобы кошка лапок не замочила? (4)_ 

В снег упал Сережа, 
А за ним – Алешка, 
А за ним – Маринка, 
А за ней – Иринка, 
А потом упал Игнат. 
Сколько на снегу ребят? (пять) 

4 ноги, а ходить не может. (стол) 

В году у дедушки – четыре имени. Что это? (зима, весна, лето, осень) 

Курица, стоящая на двух ногах, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на одной ноге? (2кг) 

Три человека ждали поезд 3 часа. Сколько ждал каждый? (3 часа) 

Сколько хвостов у восьми котов?

Сколько ножек у двух кошек?

Скоро десять лет Серёже.

Диме нет ещё шести.

Дима всё никак не может

До Серёжи дорасти!

- На сколько лет Дима моложе? (на 4 года)

По дороге два мальчика шли

И по два рублика нашли.

За ними ещё четверо идут,

Сколько они найдут? (ничего)

Два сына и два отца съели три яйца.

По сколько яиц досталось каждому? (по одному, всего было три человека, так как дедушка – отец отца).

Шла бабушка в Москву, а навстречу ей три старика, у каждого по два мешка. Сколько человек шло в Москву? (одна старушка)

Летела стая гусей. Два впереди, один позади.

Один впереди, два позади.

Сколько гусей летело? (3)

На столе стояло четыре стакана с водой. Вова выпил один стакан. Сколько стаканов осталось на столе? (4 стакана, выпили воду)

Мама принесла 5 яблок и велела двум дочкам и двум сыночкам разделить яблоки поровну. Сколько яблок получит каждый? (по 1 яблоку)

3. Игра «Высоко - Низко. Далеко - Близко».

- Я буду говорить «высоко» - руки вверх; «низко» - присесть, «далеко» - руки в стороны, «близко» руки на пояс.

- Кто ошибется - выйдет из игры.


4. Задание «Разложи фигуры» 
Перечислите геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, трапеция, прямоугольник, ромб). 

Разложите на две группы (фигуры с углами и без). 

Впереди нас ждёт остров задач. Чтобы на него попасть нам необходимо перебраться через реку. А давайте построим мост из геометричесчких фигур. (дети выкладывают мост из геометрических фигур (предложить детям достаточное количество объёмных геометрических фигур для постройки моста). 
Вот мы и на острове. 


5. Задание « Реши задачку» 

Решила старушка ватрушки испечь. 
Поставила тесто, да печь затопила. 
Решила старушка ватрушки испечь, 
А сколько их надо — совсем позабыла. 
Две штучки — для внучки, 
Две штучки — для деда, 
Две штучки — для Тани, 
Дочурки соседа... 
Считала, считала, да сбилась, 
А печь-то совсем протопилась! 
Помоги старушке сосчитать ватрушки. (шесть) 
(Автор: В.Кудрявцева) 

Три зайчонка, пять ежат 
Ходят вместе в детский сад. 
Посчитать мы вас попросим, 
Сколько малышей в саду? (восемь) 

Пять пирожков лежало в миске. 
Два пирожка взяла Лариска, 
Еще один стащила киска. 
А сколько же осталось в миске? (два) 

Семь гусей пустились в путь. 
Два решили отдохнуть. 
Сколько их под облаками? 
Сосчитайте, дети, сами. (пять) 

На забор взлетел петух, 
Повстречал ещё там двух. 
Сколько стало петухов? (три) 

Шесть веселых медвежат 
За малиной в лес спешат 
Но один из них устал, 
А теперь ответ найди: 
Сколько мишек впереди?(пять) 
(Автор: Н. Разговоров) 

6. Задание «Ребусы»

В этом граде там и тут числа разные живут.

Число верно назовите и слова прочтите!

- Ребусы 7Я, 3КО, С3Ж, О5, ПО2Л


Подведение итогов игры.

- Молодцы, ребята. Вы собрали много жетонов. Теперь вам откроются врата Знаний!

-Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Арифметику знать.
А на свете нет профессий,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам ни пригодилась
Арифметика.

infourok.ru

Игры на уроках математики в 1 классе.

Игра «Лучший летчик».

Дидактическая цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

Средства обучения. Рисунки с изображением самолетов, на которых написаны примеры.

Содержание игры. До игры учитель проводит небольшую беседу, выясняет у детей: «Кто хочет стать летчиком? Каким должен быть летчик? Что он должен хорошо знать и уметь?» Далее обобщает: «Многое должен знать и уметь летчик, чтобы уверенно вести свой самолет к намеченной цели. И, прежде всего, он должен правильно вести расчеты.

На доске записаны 3 столбика примеров, ниже их – самолеты. Выше каждого примера 3 ответа, один из них правильный, другие неверные:

4 7 5 3 4 5 6 7 8

3 + 2 2 + 2 5 + 2

5 7 6 8 9 7 10 9 7

4 + 2 10 – 2 8 + 2

6 5 4 10 9 8 6 7 8

7 – 2 7 + 2 9 – 2

Класс делится на 3 команды. В каждой команде назначается летчик. Учитель вызывает к доске 3 летчиков, остальные – контролеры. Каждый из них производит расчеты (решает свой столбик примеров, начиная с нижнего) и правильно ведет свой самолет по намеченному курсу. Решив пример, летчик делает вокруг него петлю (обводит его мелом) и показывает линией, куда должен подняться самолет (проводит линию к правильному ответу). Каждый летчик делает новый расчет (решает второй пример) и поднимает свой самолет выше, показывая мелом правильный ответ.

В конце игры подводятся ее итоги. Учитель указывает на пример, контролеры подтверждают или исправляют путь движения самолета. Все правильные ответы записывают справа от примера, другие ответы стирают. Выявляют лучшего летчика. Ему учитель выдает рисунок с изображением звезды. Допущенные ошибки анализируются.

Игра «Самый быстрый почтальон».

Дидактическая цель. Закрепление примеров прибавления и вычитания в пределах 10.

Средства обучения. Листки бумаги и разрезные цифры.

Содержание игры. Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Самые быстрые почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома, записанного примером (решить пример), и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающими ответы примеров, записаны на конвертах). Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Решение примеров проверяют все ученики.

Игра «Карусели».

Дидактическая цель. Раскрытие понятия переместительного свойства сложения.

Средства обучения. Картонный круг, в центре которого в отверстие вставлен карандаш. Вылепленные детьми из пластилина фигурки разных зверюшек.

Содержание игры. Учитель ставит по диаметру круга вылепленные из пластилина фигурки зверюшек, например 3 зайцев и 2 белок, и предлагает детям составить пример на сложение. Затем, покатав зверей на каруселях (учитель вращает круг несколько раз), он останавливает их так, чтобы зверюшки поменялись местами по отношению к детям, снова предлагает учащимся составить пример на сложение. В результате дети составляют пару примеров на сложение:

3 + 2 = 5 2 + 3 = 5

Катая на каруселях по очереди других зверюшек, учитель предлагает детям составить пары примеров на сложение. В итоге дети делают вывод: от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.

infourok.ru

Игры Математика 1, 2, 3 класс

Вместе с математическими играми обучение становится намного охотней и увлекательней. Подобный развлекательно-образовательный процесс сможет не только подготовить ребят к школе, но и заинтересует их своими задачками, которые так весело решать в игровой форме. Такие флешки развивают интерес к цифрам и учат не бояться сложностей. Со всеми поставленными заданиями можно с легкостью справиться. В данной рубрике собраны флешки для детей разного возраста, а выбирать стоит именно такие, которые подойдут по уровню знаний и возможностей.

Все уровни будут начинаться с легких примеров, а далее уже пойдут более сложные. Забавы настолько интересны, что даже не будет заметен процесс обучения. При этом улучшаются такие качества как логика, внимание, концентрация и память. Например, некоторые объекты могут двигаться, благодаря чему малыш сможет удержать взгляд, что не даст заскучать, а вот подсказки всегда смогут выручить в трудные моменты. Из-за последовательности заданий по сложности ничего из материала упущено не будет, появятся новые знания, которые станут легко применяться в поставленных задачах. Также проверить свои знания юные геймеры смогут, пройдя интересные тесты.

Что подойдет для первого класса?

Начинания всегда сложны в любом деле, поэтому не стоит требовать от себя очень многого. Игры для первоклашек помогут адаптироваться в данной сфере. Например, вместе с Дашей путешественницей можно узнать об основах математики. Решать легкие примеры с помощью раскрасок, где каждая цифра обозначает определенный цвет. В обучении большую роль играют как раз подобные приложения, в игровой форме дети лучше усваивать материал и узнают много нового, даже не замечая этого.

Вместе с юными гениями также могут поиграть и их родители, чтобы понять какой именно уровень ожидается для правильной учебы ребенка. Ребята познают окружающий мир все время, впитывая знания как губка, нужно правильно расставлять приоритеты, чтобы запоминать и изучать самое важное и полезное. Вместе с любимыми персонажами из мультфильмов пользователи смогут разобраться во всех геометрических фигурах, дифференцировать их по размеру, считать простые примеры, складывая и вычитая объекты вместе с Фиксиками, Смешариками или феями. Задания для первого класса всегда должны быть яркими и простыми, для того чтобы школьники полюбили математику, а не отстранились от нее. Правильный подход является практически самым важным элементом в обучении каждого.

Чего ждать от заданий для второго класса?

Через год у детей уже активно развиваются высшие психологические процессы: память, внимание, мышление и так далее. И для того чтобы идти в правильном направлении важно, чтобы появилась концентрация и усидчивость. Для эффективного обучения подойдут игры, в которых объекты и персонажи двигаются, а не просто появляется обычная картинка. Анимация довольно важна, это помогает следить за происходящим и не отвлекаться от заданий. Арифметические упражнения уже немного сложнее, появляются новый вид счета и работа с геометрическими фигурами.

Знания и понимание важнее оценок в дневнике

В третьем классе дети уже более серьезно относятся к обучению, они понимают, что нужно слушать и на примерах выполнять задания. Но для того чтобы научиться считать, важно не просто заучивать правила, а понимать всю систему арифметики. Кроме внимания, важно концентрироваться на заданиях, и в этом могут помочь специальные игры и тесты с математическим уклоном. Вместе с героями из сказок во флешках геймеры еще больше улучшают навыки внимания, восприятия и логически справляются с поставленными задачами.

gameraft.ru

Математические игры в 1 классе.

Математические игры в 1 классе.

 

Семилетний первоклассник в школе - эмоциональный ученик. Для него игра, сказка, выдумка - это неотъемлемая составляющая часть жизни. И учитель должен поддержать, пробудить в душе каждого интерес к познанию окружающего мира, зажечь огоньки детской мысли и творчества.

Для детей 1 класса математическая игра является привлекательной формой деятельности. Она дает ребенку информацию об окружающей действительности, предметах и их свойствах, явлениях, закономерностях, законах природы и общества, о человеке и, наконец, о самом себе.

Игра - творчество, игра - труд. Именно в играх начинается непринужденное общение ребенка с классным руководителем, возникает взаимопонимание между учителем и учеником. У детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, работать вдумчиво, самостоятельно, в них развивается внимание, память, стремление к знаниям. Удовлетворяя свою естественную неустанную потребность в деятельности, ребенок, играя, «приобретает» в воображении то, что недоступно ему в реальной жизни. Увлекшись, он не замечает, что учится - познает, запоминает новое, ориентируется в необычных ситуациях, переносит и углубляет приобретенный ранее опыт, пополняет запас представлений, понятий, развивает фантазию.

Как известно, игра - один из самых эффективных средств возбуждения у учащихся интереса, положительных эмоций, развития фантазии, мышления, формирования понятий, выработки интеллектуально-практических умений и навыков, воспитание самостоятельности, настойчивости, расширение кругозора и т.д.

В игровой деятельности наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности каждого школьника. Игровые ситуации позволяют учителю легко привлечь внимание учащихся и в течение достаточно длительного времени поддерживать их интерес к важным и сложным предметам, свойствам и явлениям, на которых в обычных условиях сосредоточить внимание детей не всегда удается. Например, однообразное решение примеров утомляет их, вызывает безразличие к учебе. А уже решение этих самых примеров во время игры «Кто быстрее?», становится для детей увлекательным, интересным.

Дидактические игры на уроках математики можно использовать для ознакомления детей с новым материалом, его закрепления, повторения ранее изученного, для полного и глубокого осмысления и усвоения полученных знаний. Игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, подбирать задания, посильные для каждого ученика, максимально развивать детские способности, они способствуют решению поставленной задачи.

Учащиеся наблюдают, сравнивают, классифицируют предметы по определенным признакам, абстрагируются от несущественных признаков, делают обобщения, они учатся выражать мнение в связной и понятной форме, используя математическую терминологию.

Создавая игровую ситуацию, согласно содержания учебного материала, учитель четко планирует деятельность учащихся, направляет ее на достижение поставленной цели. Подобрав занятие согласно программе, он придает ему игровую форму, определяет соответствующие действия. Собственно игровой замысел, побуждает учащихся к участию в игре, и составляет ее основу.

Важно заранее подготовить дидактический материал для игры, продумать последовательность игровых действий, организацию своих воспитанников, продолжительность игры, ее контроль и суммирование. Математические игры для 1 класса рекомендуются на каждом уроке, когда ученики еще не привыкли к длительной, напряженной, чисто учебной деятельности и быстро утомляются. Во время игры они отдыхают, поскольку проходит умственное напряжение.

Игры, предлагаемые в начале урока, должны возбуждать мысль ученика, помогать ему сосредоточиться и выделить самое важное, нацелить на самостоятельную деятельность. Иногда на игре строится весь урок.

Однако замечу, что отдельные игры слишком возбуждают эмоции детей, надолго отвлекают их внимание от основной учебной цели занятия. Ведь семилетние школьники еще не умеют управлять своими эмоциями, произвольно переводя внимание, сосредоточиваться в нужный момент. Поэтому игры, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение, желательно практиковать только в конце занятия.

Чтобы игровая деятельность на уроке была эффективной и давала желаемые последствия, обязательно следует управлять ею, соблюдая следующие требования:

1. Проводить игру только тогда, когда каждый ученик обеспечен необходимым дидактическим материалом, четко осознал цель и последовательность действий.

2. Результат игры должен быть понятным каждому ребенку, непременно оцениваться, а ход ее контролироваться учителем.

3. Недопустимо унижать достоинство ребенка, когда она обнаруживает неумение (обидные сравнения, насмешки и т.п.).

4. Четко объяснять содержание игры, ее правила, избегая многословия.

5. Если игра сложная, нужно проводить ее поэтапно, чтобы учащиеся поняли и усвоили сначала отдельные действия, а поэтому игру в целом и различные ее варианты.

Весь игровой материал необходимо четко систематизировать и сгруппировать таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Например, мелкие предметы (цифры, знаки, монеты, кружочки, квадратики и т.д.) следует хранить в коробках с надписями или изображениями этих предметов. В конвертах - плоские геометрические фигуры, рисунки различных предметов и т.п. Их тоже нужно подписать или сверху наклеить соответствующее изображение. Целесообразно рассадить учеников (сделать это незаметно, чтобы они даже не догадались, что учитель к слабым относится с недоверием) так, чтобы за каждой партой сидели сильный ученик и слабее. А уровень знаний и умственного развития детей в рядах парт должно быть примерно одинаковым. Тогда шансы выиграть будут иметь ученики каждого ряда.

Математическая игра на уроке должна быть хорошо организована и целеустремлена. Прежде ученикам надо осознать правила - единые по форме для всех игр, чтобы постепенно выработался стереотип. Такие правила обязывают детей действовать строго по очереди или коллективно; отвечать по вызову, внимательно слушать ответ товарища, чтобы исправить его по необходимости, не повторяться: не мешать другим; честно признавать свои ошибки и т.д.. В этом заключается организационная роль правил игры. Кроме того, они являются средством управления игрой: указывается способ действий и их последовательность, формируются требования к поведению, регулируются взаимоотношения детей в игре.

Учитель все время контролирует деятельность класса, направляет игру, поощряет вопросами или репликами, незаметно поддерживая слабых детей, ободряя их, предотвращая возникновение конфликтов и тому подобное. Не следует увлекаться лишь дидактической целью игры, недооценивая ее воспитательного значения, потому что это приводит к тому, что ученики начинают хитрить, добиваясь успехов нечестным путем, не соблюдая правил игры, пренебрегая интересами коллектива. В зависимости от обстоятельств учитель должен найти время и указать ученику на такие проступки, объяснив, к чему это может привести (ухищрения, недобросовестное выполнение своих обязанностей). Однако не стоит прибегать к длительному морализаторству.

В игре обязательно участвуют все ученики класса. Поэтому задачи следует подбирать короткие и посыльные, избегая однообразия, предотвращая образование очереди игроков (чтобы включиться в игру), поскольку это снижает интерес, утомляет детей.

Предлагаю сформулировать общие правила игры для учащихся в такой оживленной форме:

1. Внимательно слушай и запоминай необходимые действия, их последовательность.

2. Помни: успех зависит от четкого осознания конечной цели. Не спеши выполнять задачи, недослушав до конца учителя. Поспешность так же вредна, как и излишнее промедление.

3. Внимательно слушай ответы товарищей, чтобы в случае необходимости что-то исправить или несколько дополнить.

4. Соблюдай свою очередь, не мешай товарищам, не делай ничего лишнего, будь дисциплинированным.

5. Честно признавай свои ошибки, если товарищи доказали, что ты неправ. Ошибиться может каждый.

6. Не хитри, не ищи нечестного пути для победы. Этим ты подводишь товарищей и теряешь свой авторитет.

Последний пункт учитель должен особо подчеркнуть и предостеречь, что даже в таком случае, когда все выполнено как следует, но хоть один ученик схитрил, то команда занимает последнее место. За правильностью, честностью в игре следит не только учитель, но и ученики.

Игровые ситуации на уроке математике может создать и сам учитель. Вот несколько примеров.

При выработке у первоклассников навыков счета целесообразно предложить задачу в такой игровой форме.

1. Учитель расставляет на наборном полотне карточки с изображениями различных предметов и предлагает посчитать отдельно животных, а затем овощи, фрукты и т.д..

2. Учитель хлопает в ладоши, ученики также хлопают приблизительно столько же раз и считают аплодисменты.

3. Учитель стучит указкой по столу несколько раз, а ученики, сосчитав стуки, молча поднимают карточку с соответствующей цифрой.

4. На доске записано число или прикреплена цифра из раздаточного материала. Задача: показать (поднять в руке) столько же палочек.

5. Счет детей в классе. Учитель показывает на первого ученика, то встает, а все хором говорят «один», затем показывает на школьника, сидящего рядом, тот быстро встает (а первый садится), все хором говорят «два» и т.д.

Так же считают учеников, сидящих друг за другом в каждом ряду парт. Затем учитель предлагает не просто вставать, но и передавать свою карточку с цифрой (порядковый номер) следующем ученику, который поднимается после него, приобщает свою карточку и т.д.

Таким образом дети постепенно запоминают порядок счета.

Игры для развития пространственных представлений, внимания, памяти.

Расставь по росту.

Материал. Разной высоты предметы, игрушки, изображения на карточках и т.д.

Примечание. Желательно подобрать два-три предмета одинаковой высоты, чтобы вызвать у ученика некоторую растерянность, удивление, побудить задуматься, искать выход и, наконец, сделать нужные выводы.

Содержание игры. Задачи могут быть разные, например, расставить предметы от меньшего к большему или наоборот. А дальше несколько дополнительных вопросов: «Какой предмет имеет порядковый номер 7 (3, 4, 5 и т.д.)? Сколько предметов всего? Какой порядковый номер наибольшего (наименьшего) предмета? Назвать предметы, имеющие четные (нечетные) номера и т.д. ». В порядке увеличения (уменьшения) полезно раскладывать предметы разной длины (ширины).

Когда есть два одинаковых набора матрешек, коробок или других предметов, предлагаю расставлять их так: сначала найти два одинаковых крупнейших, а затем слева и справа от них - остальные предметы в порядке убывания.

Такой принцип игры применяется для закрепления представлений «широкий и узкий», «толстый и тонкий».

Отгадывание формы предмета на ощупь.

Материал. Различные геометрические фигуры, плоские и объемные игрушки, мелкие предметы: орехи, желуди, каштаны и т.д. Ими заполняют мешочек из ткани на 1/3.

Содержание игры.

Вариант 1. Ученику завязываю глаза, и он ощупью достает из мешочка предметы, на ощупь определяет, что именно в руке, называет вслух и только потом вытягивает руку из мешочка и показывает этот предмет.

Вариант 2. Учитель называет предмет, а ребенок ищет его на ощупь в мешочке.

Пароль - правильный ответ.

Содержание игры. Учитель расставляет на наборном полотне разноцветные флажки и карточки с примерами. На доске заранее записана задача (лучше в двух вариантах). Ученик получает ответственное поручение - «пройти» все посты «противника» (обозначены разноцветными флажками) и передать важные сведения в штаб (красный флажок) «Пройти мимо поста» значит правильно решить пример: вручить пакет командиру - правильно решить задачу. Учитель предупреждает, что поспешность, необдуманность приводит к ошибкам. На «постах» задерживают всех подозрительных, т.е. тех, у кого неправильный пароль (неправильный ответ). Эту игру желательно проводить, записав задание на доске. Например, (1 класс, 1 десяток):

6 + 3 =                  8 - 3 =

7 + 2 =                  9 - 7 =

9 - 7 =                   4 + 0 =

Задача. В одной клетке 6 кроликов, во второй - 2. Разместить кроликов так, чтобы в каждой клетке их было поровну.

Результат игры следует сообщить учащимся сразу, указав, кого и на каком посту «задержали». Победителей вызвать на середину класса и поздравить аплодисментами.

multiurok.ru

Математические игры в 1 классе.

on 30 Октябрь 2012.

 

 

 

 

Семилетний первоклассник в школе - эмоциональный ученик. Для него игра, сказка, выдумка - это неотъемлемая составляющая часть жизни. И учитель должен поддержать, пробудить в душе каждого интерес к познанию окружающего мира, зажечь огоньки детской мысли и творчества.

Для детей 1 класса математическая игра является привлекательной формой деятельности. Она дает ребенку информацию об окружающей действительности, предметах и их свойствах, явлениях, закономерностях, законах природы и общества, о человеке и, наконец, о самом себе.

Игра - творчество, игра - труд. Именно в играх начинается непринужденное общение ребенка с классным руководителем, возникает взаимопонимание между учителем и учеником. У детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, работать вдумчиво, самостоятельно, в них развивается внимание, память, стремление к знаниям. Удовлетворяя свою естественную неустанную потребность в деятельности, ребенок, играя, «приобретает» в воображении то, что недоступно ему в реальной жизни. Увлекшись, он не замечает, что учится - познает, запоминает новое, ориентируется в необычных ситуациях, переносит и углубляет приобретенный ранее опыт, пополняет запас представлений, понятий, развивает фантазию.

Как известно, игра - один из самых эффективных средств возбуждения у учащихся интереса, положительных эмоций, развития фантазии, мышления, формирования понятий, выработки интеллектуально-практических умений и навыков, воспитание самостоятельности, настойчивости, расширение кругозора и т.д.

В игровой деятельности наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности каждого школьника. Игровые ситуации позволяют учителю легко привлечь внимание учащихся и в течение достаточно длительного времени поддерживать их интерес к важным и сложным предметам, свойствам и явлениям, на которых в обычных условиях сосредоточить внимание детей не всегда удается. Например, однообразное решение примеров утомляет их, вызывает безразличие к учебе. А уже решение этих самых примеров во время игры «Кто быстрее?», становится для детей увлекательным, интересным.

Дидактические игры на уроках математики можно использовать для ознакомления детей с новым материалом, его закрепления, повторения ранее изученного, для полного и глубокого осмысления и усвоения полученных знаний. Игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, подбирать задания, посильные для каждого ученика, максимально развивать детские способности, они способствуют решению поставленной задачи.

Учащиеся наблюдают, сравнивают, классифицируют предметы по определенным признакам, абстрагируются от несущественных признаков, делают обобщения, они учатся выражать мнение в связной и понятной форме, используя математическую терминологию.

Создавая игровую ситуацию, согласно содержания учебного материала, учитель четко планирует деятельность учащихся, направляет ее на достижение поставленной цели. Подобрав занятие согласно программе, он придает ему игровую форму, определяет соответствующие действия. Собственно игровой замысел, побуждает учащихся к участию в игре, и составляет ее основу.

Важно заранее подготовить дидактический материал для игры, продумать последовательность игровых действий, организацию своих воспитанников, продолжительность игры, ее контроль и суммирование. Математические игры для 1 класса рекомендуются на каждом уроке, когда ученики еще не привыкли к длительной, напряженной, чисто учебной деятельности и быстро утомляются. Во время игры они отдыхают, поскольку проходит умственное напряжение.

Игры, предлагаемые в начале урока, должны возбуждать мысль ученика, помогать ему сосредоточиться и выделить самое важное, нацелить на самостоятельную деятельность. Иногда на игре строится весь урок.

Однако замечу, что отдельные игры слишком возбуждают эмоции детей, надолго отвлекают их внимание от основной учебной цели занятия. Ведь семилетние школьники еще не умеют управлять своими эмоциями, произвольно переводя внимание, сосредоточиваться в нужный момент. Поэтому игры, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение, желательно практиковать только в конце занятия.

Чтобы игровая деятельность на уроке была эффективной и давала желаемые последствия, обязательно следует управлять ею, соблюдая следующие требования:

1. Проводить игру только тогда, когда каждый ученик обеспечен необходимым дидактическим материалом, четко осознал цель и последовательность действий.

2. Результат игры должен быть понятным каждому ребенку, непременно оцениваться, а ход ее контролироваться учителем.

3. Недопустимо унижать достоинство ребенка, когда она обнаруживает неумение (обидные сравнения, насмешки и т.п.).

4. Четко объяснять содержание игры, ее правила, избегая многословия.

5. Если игра сложная, нужно проводить ее поэтапно, чтобы учащиеся поняли и усвоили сначала отдельные действия, а поэтому игру в целом и различные ее варианты.

Весь игровой материал необходимо четко систематизировать и сгруппировать таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Например, мелкие предметы (цифры, знаки, монеты, кружочки, квадратики и т.д.) следует хранить в коробках с надписями или изображениями этих предметов. В конвертах - плоские геометрические фигуры, рисунки различных предметов и т.п. Их тоже нужно подписать или сверху наклеить соответствующее изображение. Целесообразно рассадить учеников (сделать это незаметно, чтобы они даже не догадались, что учитель к слабым относится с недоверием) так, чтобы за каждой партой сидели сильный ученик и слабее. А уровень знаний и умственного развития детей в рядах парт должно быть примерно одинаковым. Тогда шансы выиграть будут иметь ученики каждого ряда.

Математическая игра на уроке должна быть хорошо организована и целеустремлена. Прежде ученикам надо осознать правила - единые по форме для всех игр, чтобы постепенно выработался стереотип. Такие правила обязывают детей действовать строго по очереди или коллективно; отвечать по вызову, внимательно слушать ответ товарища, чтобы исправить его по необходимости, не повторяться: не мешать другим; честно признавать свои ошибки и т.д.. В этом заключается организационная роль правил игры. Кроме того, они являются средством управления игрой: указывается способ действий и их последовательность, формируются требования к поведению, регулируются взаимоотношения детей в игре.

Учитель все время контролирует деятельность класса, направляет игру, поощряет вопросами или репликами, незаметно поддерживая слабых детей, ободряя их, предотвращая возникновение конфликтов и тому подобное. Не следует увлекаться лишь дидактической целью игры, недооценивая ее воспитательного значения, потому что это приводит к тому, что ученики начинают хитрить, добиваясь успехов нечестным путем, не соблюдая правил игры, пренебрегая интересами коллектива. В зависимости от обстоятельств учитель должен найти время и указать ученику на такие проступки, объяснив, к чему это может привести (ухищрения, недобросовестное выполнение своих обязанностей). Однако не стоит прибегать к длительному морализаторству.

В игре обязательно участвуют все ученики класса. Поэтому задачи следует подбирать короткие и посыльные, избегая однообразия, предотвращая образование очереди игроков (чтобы включиться в игру), поскольку это снижает интерес, утомляет детей.

Предлагаю сформулировать общие правила игры для учащихся в такой оживленной форме:

1. Внимательно слушай и запоминай необходимые действия, их последовательность.

2. Помни: успех зависит от четкого осознания конечной цели. Не спеши выполнять задачи, недослушав до конца учителя. Поспешность так же вредна, как и излишнее промедление.

3. Внимательно слушай ответы товарищей, чтобы в случае необходимости что-то исправить или несколько дополнить.

4. Соблюдай свою очередь, не мешай товарищам, не делай ничего лишнего, будь дисциплинированным.

5. Честно признавай свои ошибки, если товарищи доказали, что ты неправ. Ошибиться может каждый.

6. Не хитри, не ищи нечестного пути для победы. Этим ты подводишь товарищей и теряешь свой авторитет.

Последний пункт учитель должен особо подчеркнуть и предостеречь, что даже в таком случае, когда все выполнено как следует, но хоть один ученик схитрил, то команда занимает последнее место. За правильностью, честностью в игре следит не только учитель, но и ученики.

Игровые ситуации на уроке математике может создать и сам учитель. Вот несколько примеров.

При выработке у первоклассников навыков счета целесообразно предложить задачу в такой игровой форме.

1. Учитель расставляет на наборном полотне карточки с изображениями различных предметов и предлагает посчитать отдельно животных, а затем овощи, фрукты и т.д..

2. Учитель хлопает в ладоши, ученики также хлопают приблизительно столько же раз и считают аплодисменты.

3. Учитель стучит указкой по столу несколько раз, а ученики, сосчитав стуки, молча поднимают карточку с соответствующей цифрой.

4. На доске записано число или прикреплена цифра из раздаточного материала. Задача: показать (поднять в руке) столько же палочек.

5. Счет детей в классе. Учитель показывает на первого ученика, то встает, а все хором говорят «один», затем показывает на школьника, сидящего рядом, тот быстро встает (а первый садится), все хором говорят «два» и т.д.

Так же считают учеников, сидящих друг за другом в каждом ряду парт. Затем учитель предлагает не просто вставать, но и передавать свою карточку с цифрой (порядковый номер) следующем ученику, который поднимается после него, приобщает свою карточку и т.д.

Таким образом дети постепенно запоминают порядок счета.

Игры для развития пространственных представлений, внимания, памяти.

Расставь по росту.

Материал. Разной высоты предметы, игрушки, изображения на карточках и т.д.

Примечание. Желательно подобрать два-три предмета одинаковой высоты, чтобы вызвать у ученика некоторую растерянность, удивление, побудить задуматься, искать выход и, наконец, сделать нужные выводы.

Содержание игры. Задачи могут быть разные, например, расставить предметы от меньшего к большему или наоборот. А дальше несколько дополнительных вопросов: «Какой предмет имеет порядковый номер 7 (3, 4, 5 и т.д.)? Сколько предметов всего? Какой порядковый номер наибольшего (наименьшего) предмета? Назвать предметы, имеющие четные (нечетные) номера и т.д. ». В порядке увеличения (уменьшения) полезно раскладывать предметы разной длины (ширины).

Когда есть два одинаковых набора матрешек, коробок или других предметов, предлагаю расставлять их так: сначала найти два одинаковых крупнейших, а затем слева и справа от них - остальные предметы в порядке убывания.

Такой принцип игры применяется для закрепления представлений «широкий и узкий», «толстый и тонкий».

Отгадывание формы предмета на ощупь.

Материал. Различные геометрические фигуры, плоские и объемные игрушки, мелкие предметы: орехи, желуди, каштаны и т.д. Ими заполняют мешочек из ткани на 1/3.

Содержание игры.

Вариант 1. Ученику завязываю глаза, и он ощупью достает из мешочка предметы, на ощупь определяет, что именно в руке, называет вслух и только потом вытягивает руку из мешочка и показывает этот предмет.

Вариант 2. Учитель называет предмет, а ребенок ищет его на ощупь в мешочке.

Пароль - правильный ответ.

Содержание игры. Учитель расставляет на наборном полотне разноцветные флажки и карточки с примерами. На доске заранее записана задача (лучше в двух вариантах). Ученик получает ответственное поручение - «пройти» все посты «противника» (обозначены разноцветными флажками) и передать важные сведения в штаб (красный флажок) «Пройти мимо поста» значит правильно решить пример: вручить пакет командиру - правильно решить задачу. Учитель предупреждает, что поспешность, необдуманность приводит к ошибкам. На «постах» задерживают всех подозрительных, т.е. тех, у кого неправильный пароль (неправильный ответ). Эту игру желательно проводить, записав задание на доске. Например, (1 класс, 1 десяток):

6 + 3 =                  8 - 3 =

7 + 2 =                  9 - 7 =

9 - 7 =                   4 + 0 =

Задача. В одной клетке 6 кроликов, во второй - 2. Разместить кроликов так, чтобы в каждой клетке их было поровну.

Результат игры следует сообщить учащимся сразу, указав, кого и на каком посту «задержали». Победителей вызвать на середину класса и поздравить аплодисментами.


Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

< Предыдущая   Следующая >

school-box.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о