Познавательное

Кубики никитиных схемы – Сложи квадрат Никитина – методика развития детей своими руками

Сложи квадрат Никитина – методика развития детей своими руками

Но что такое методика Никитиных – только лишь свод правил и набор развивающих занятий? Их дети действительно поражали своим развитием, быстротой и гибкостью ума.

[ads-for-wp ads-id=”9157″][ads-for-wp ads-id=”9158″]

Фамилия Никитиных известна многим, даже тем, кто далек от педагогики. Обычная семья учителей сломала устоявшиеся в области воспитания детей стереотипы и доказала всему миру, что их приемы раннего развития действительно помогают вырасти ребенку состоявшейся, физически и интеллектуально здоровой личностью. Методика Никитиных – это не только свод правил, принципов и набор развивающих средств. Чтобы стать последователем выдающихся педагогов, родителю важно научиться думать по-другому, взглянуть по-новому на своего ребенка, предоставить ему свободу.

Воспитание «по-никитински»

Главная задача отцов и матерей – не тормозить развитие детей своими убеждениями, а создать такую среду, которая бы помогала взрослеть, проявлять самостоятельность, совершенствовать способности ребенка.

Педагоги-новаторы были сторонниками здорового образа жизни и закаливания. Отпрыски Никитиных с ранних лет бегали босиком по снегу, умывались ледяной водой, носили легкую не по погоде одежду.

Чтобы у ребенка появилось желание к умственной работе, он должен быть холодным и голодным – так учили счастливые родители семерых «никитинцев». И их дети действительно поражали физическим и умственным развитием, быстротой и гибкостью мышления, на лету усваивали школьную программу и перескакивали классы.

Тематический материал:

Никитины выступали против строгого режима дня, когда у ребенка совсем не остается свободного времени побыть наедине с собой и своими мыслями. Они осуждали навязывание родительской воли и чрезмерную опеку, считая, что такое воспитание тормозит развитие.

Ошибкой педагоги называли и другую крайность – эмоциональную заброшенность. Большинство пап и мам полагают, что главная обязанность родителей сводится лишь к тому, чтобы накормить, одеть и обогреть детей. При этом духовное участие в жизни отпрысков отходит на второй план.

Интеллектуальные игры Никитиных

Главным средством раннего обучения детей супруги считали развивающие игры. Это набор увлекательных упражнений, которые не навязываются ребенку, а заинтересовывают сложностью и возможностью самостоятельно решать поставленные задачи.

Игры Никитиных – это по большей части многофункциональные головоломки, их можно расширять, додумывать, подстраивать под ребенка. Соблюдая важнейший педагогический принцип «от простого к сложному»,  они создают такие условия, при которых происходит опережение развития способностей.

Такие игры, как правило, построены на совмещении форм, цветов и объемов.

«Сложи узор»

В основе игры – 16 кубиков. Их грани окрашены необычным образом: красная, синяя, белая и желтая, а оставшиеся разделены диагональю на два треугольника, которые также имеют свой цвет. Благодаря этому из кубиков можно создавать множество разных узоров.

Автор рекомендует это пособие детям от 1,5 лет. Начиная с простейших заданий, малютки с раннего возраста учатся конструировать, совершенствуют мыслительные операции (синтез, анализ), развивают творческие способности. На занятиях дети выполняют несколько типов заданий:

  • складывают кубики по схеме;
  • глядя на готовый узор, переносят схему в тетрадь;
  • создают собственный рисунок.
Как изготовить пособие

Чтобы сделать игру «Сложи узор» своими руками, возьмите 16 деревянных кубиков, предварительно очищенных от бумаги и отшлифованных шкуркой. Оптимальный размер ребра – 3-4 см.

Окрашивать их придется по схеме, поэтому вначале сделайте разметку карандашами, чтобы не запутаться. Передняя сторона (на рисунке изображена прозрачной) имеет белый цвет. Лучше использовать нитрокраски, которые быстро высохнут и прослужат дольше. Как вариант, кубики обклеивают цветной бумагой.

Как играть

К пособию «Сложи узор» прилагается два альбома с образцами. Первый предназначен для развития детей 2-4 лет, второй – 4-8.

Если не удалось приобрести готовые схемы, задания распечатывают на цветном принтере или рисуют самостоятельно. Учтите, для маленьких деток (до 2 лет) лучше, чтобы узоры в образце были тех же размеров, что и кубики.

«Сложи квадрат»

В основе этого развивающего задания лежит головоломка, в которой необходимо из кусочков разной формы и размера сложить квадрат. В комплект игры входит 24 квадрата, каждый разрезан на части и окрашен в различные цвета. Задание имеет несколько уровней сложности, поэтому подходит для детей разного возраста. Первые упражнения под силу решить даже 1,5-летним малюткам, более сложные вызовут интерес у старших ребят.

Тематический материал:

Как изготовить пособие

Из плотного картона вырежьте квадраты со сторонами 8 х 8 см. Обклеивая их цветной бумагой, постарайтесь подобрать оттенки так, чтобы было четко ясно, к какому образцу подходят части. По той же причине напишите с обратной стороны каждой порядковый номер квадрата. Чтобы ничего не напутать, сделайте это раньше, чем начнете  разрезать фигуры.

Игру «Сложи квадрат» можно также выполнить из разноцветного пластика. Но будьте готовы к тому, что обрабатывать этот материал гораздо сложнее, да и найти 23 оттенка непросто.

Элемент под №1 оставьте целым для образца.

Хранить детали каждого квадрата нужно в «своем» пакетике или конверте.

Как играть

Кроме того, что можно просто высыпать все детали в кучу и предложить малышу распределить их по цветам, игра «Собери квадрат» предполагает 23 разноуровневых задачки. Возможно, на их решение у ребенка уйдет не один год, но сколько радости появляется в детских глазах, когда квадрат все-таки собирается в одно целое!

«Уникуб»

Игра состоит из 27 кубиков, стороны которых окрашены в три цвета. Это идеальное пособие для постижения законов трехмерного пространства. Дети с удовольствием занимаются с ним уже с 1,5 лет, но даже для старших школьников игра представляет собой сложнейший и полезнейший тренажер.

Как изготовить пособие

Сделать игру можно самостоятельно. Возьмите 27 кубиков, удалите картинки и наклейки, отшлифуйте поверхность. Затем приступайте к разметке цветов:

  • сложите образцы в большой куб и все внешние стороны, включая нижние, обозначьте красным карандашом;
  • снимите верхние 9 кубиков и пометьте образовавшиеся 18 граней синим цветом, всего таких плоскостей будет 3, их можно «подсмотреть» на нашем рисунке;
  • оставшиеся грани – желтые.

Снова сложите кубики и проверьте правильность маркировки.

Для нанесения колера воспользуйтесь нитрокраской или обклейте грани цветной бумагой.

Для хранения пособия подберите коробочку квадратной формы, она также пригодится на первых занятиях.

Как играть

Прежде чем давать «Уникуб» детям, тщательно изучите информацию и иллюстрации к упражнениям, чтобы выбрать посильные для малыша задания. Складывать фигуры нужно на время, это стимулирует ребенка к достижению высоких результатов. Отличным вариантом будет игра-соревнование, в которой участвуют родители и дети.

Однако помните, что решение задачек «Уникуба» – довольно серьезная нагрузка на малыша, поэтому старайтесь контролировать степень утомления и дозируйте время работы.

Конечно, методика Никитиных имеет плюсы и минусы. Не каждая мама позволит своему малышу мерзнуть при 18 градусах и будет обливать холодной водой грудничка в первые месяцы жизни. Да и с отсутствием режима и полной свободой ребенка свыкнуться трудно. Принимать методику раннего развития Никитиных или нет – личное дело родителей. Но удивительные подходы к воспитанию, построенные на любви и доверии, развивающие игры и пособия, безусловно, заслуживают внимания.

rearchildren.ru

СЛОЖИ УЗОР (СУ) | САЙТ СЕМЬИ НИКИТИНЫХ

             Купить игру Никитиных СЛОЖИ УЗОР           

 

 

По оптовым поставкам развивающих игр Никитиных связывайтесь по электронному адресу [email protected]

Описание игры

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

 

Как изготовить игру

 

Для игры нужно 16 деревянных кубиков размером 30x30x30 мм (можно 35 и 40). Если они оклеены бумагой, то уложите их в тазик и облейте кипятком. Через 30-40 секунд клей намокнет, и бумага будет легко отделяться. Чистые кубики разложите неплотно в один слой и поставьте в шкаф или на батарею отопления, чтобы они хорошо просохли. На следующий день их можно будет зачистить мелкой шкуркой (наждачная бумага) от остатков клея и бумаги и особенно старательно шероховатые торцовые грани. В наборах “Кубики-самоделки” они не оклеены бумагой, но зачистить их все равно надо, двигая кубик по листу бумаги на столе.

Чистые кубики разметьте остро отточенным карандашом, проведя диагонали как можно точнее. Диагонали лежат на противоположных гранях, они параллельны, и их не следует помещать на торцах.

Порядок окраски показан на рисунке 1:

 

передняя грань – белая (на рисунке показана прозрачной),

задняя грань – желтая,

правая грань – синяя,

левая грань – красная,

верхняя грань – желто-синяя,

нижняя грань – красно-белая.

 

Рис. 1

Кубики лучше всего окрашивать нитрокрасками, они быстро сохнут (1–2 часа) и очень прочны. Только тона красок нужно выбирать чистые и такие, чтобы совпадали по оттенку с цветом узоров-заданий.

Технические масляные краски сохнут дольше (до 1–2 суток), а масляные художественные надо обязательно разжижать бесцветным масляным лаком (техническим), иначе высыхание их будет длиться месяцами.

Если кубики не удается окрасить, можно оклеить их цветной бумагой, но тогда качество и прочность будут несравненно ниже. Для кубиков нужна картонная коробка размером 125x125x30 мм с крышкой. Проследите, чтобы кубики входили в нее свободно, а крышка надевалась с небольшим трением. В такой коробке не только удобно держать и хранить кубики, но и складывать узоры серии В (из 16 кубиков).

Узоры-задания в книге сделаны в 1 : 6 натуральной величины, и для дошкольников их надо увеличить. Серию СУ-А лучше увеличивать до натуральной величины, чтобы малыш мог закрывать узор кубиками, а остальные – до 1 : 2 или как посчитают необходимым родители.

Делать их удобно на чертежной бумаге, на отдельных листах 100 х 100 мм или 100 х 150 мм (для длинных узоров). Сами узоры-задания можно нарисовать красками, но лучше наклеивать узор, вырезанный из цветной бумаги (метод аппликаций).

Отдельные серии заданий можно разложить по пакетам из плот- ной бумаги с наклеенными или нарисованными большими буквами А, Б, В, Г, Д, обозначающими серию.

Если вы хотите, чтобы порядок заданий не нарушался, то из каждой серии или из ее частей можно сделать книжку-гармошку. Самые простые узоры-задания серии А складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам, начиная с 1–2 лет. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двухцветным (вы увидите это, играя с малышом) – резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

На рис. 2–8 вы можете сами выбирать эту последовательность, зная возможности своего ребенка по предыдущим играм. По этим рисункам можно установить, какой из узоров потерян, и приготовить новый. На них можно отмечать те задания, с которыми малыш уже справляется, и видеть те, что еще “не покорились” ему. На этих же рисунках даны некоторые названия узоров: “цветок”, “пила”, “лодка”, но не обязательно сразу сообщать их ребенку. Для развития воображения ребенку можно показать узор-задание, сложить узор из кубиков и предложить малышу подумать, на что похож этот узор. Малыши предпочитают свои “имена” и, чтобы не забывать, их можно вписывать в книгу рядом с напечатанными.

Рис. 2

Рис. 3

 

Рис. 4

 

Рис. 5

 

Рис. 6

 

Рис. 7

 

Рис. 8

 

Мы начинаем играть

Способ игры зависит от возраста ребенка и уровня его развития. У детей 1,5–2 лет развита способность копировать, “обезьянничать”, они любят делать так, как старшие. Если я забиваю молотком гвозди, то и Люба, которой 1 год 3 месяца, тянет ручонку к молотку и говорит “Дям…дям” (дай!) до тех пор, пока я не дам и ей маленький деревянный или пластмассовый молоточек. Тогда она начинает стучать этим молоточком точь-в-точь как я, и даже порой по той же доске, по которой стучу я. А гвоздя она еще не просит, мелкие вещи, мелкие рисунки ее еще не привлекают. Вот эту особенность малыша – схватывать большое, главное, самое заметное и надо использовать.

Кроме того, надо помнить о первых впечатлениях от игры. Совсем не безразлично, как вы высыпали первый раз кубики на стол.

Если вы на глазах малыша открыли крышку и – бух! – с грохотом высыпали на стол все кубики сразу так, что они разлетелись в стороны, а малыш даже вздрогнул от неожиданности, то не удивляйтесь потом, когда самым любимым занятием станет точно такое же “бух!” кубиков из коробки, а не складывание “поездов” или “башен” из них.

Мамы иногда даже жалуются: “Не знаю, что с Владиком делать. Любит только разбрасывать. Вот кубики разбросал и ушел, игрушки из ящика достает и разбрасывает по комнате. Не успеваю за ним убирать”. А все дело в том, что ни папа, ни мама, ни воспитательница в детских яслях, куда ходит Владик, не задумывались над тем, ЧТО откладывается в памяти Владика, когда он впервые сталкивается со “способом обращения с кубиками” или с игрушками. А этот “способ разбрасывания” еще и закрепляется каждый раз, когда Владик сам разбрасывает что-нибудь, а мама ходит за ним и собирает. Поэтому мы  стараемся  не  демонстрировать  такие  нежелательные  способы обращения с кубиками. Я могу привести Любочку к уже лежащим в беспорядке кубикам и начинаю наводить порядок или достаю их из коробки аккуратно друг за другом и сразу строю из них “дорожку”, или квадрат, или “поезд”. Люба удивлена: хороший у папы складывается “синий поезд”, а я, делая “Ту-ту…у!”, двигаю его медленно к противоположному краю стола или коврика. И я не скрываю своей радости, если и у Любы получается “поезд” (пусть сначала и не совсем удачно) или Люба научилась находить красную грань на кубиках (именно пока только одну красную и никакую другую) и укладывает в коробку все кубики красной гранью вверх, не уставая повторять: “Кась-кась” (т. е. красная). А если Любе удалось самой уложить даже последний кубик в коробку (полутора-двухгодовалому малышу это бывает еще очень трудно сделать), покачивая кубик из стороны в сторону и расталкивая для него место среди остальных, то… схватив дочурку подмышки, я подбрасываю ее к самому потолку и ловлю на лету. Эти полеты вверх Любочка обожает и поэтому тоже смеется, тоже довольна, и на следующий день, справившись снова с задачкой укладки всех кубиков красной гранью вверх, Люба уже сама, радостно сияя, идет ко мне, подняв ручонки и как бы говоря: “Папа, под- брось меня вверх, как вчера. Я ведь сложила все кубики в коробку и все кась-кась”.

Но если малышу уже 3–4 года, он знает цвета и может найти нужную грань и оценить красоту узора, то, прежде чем дать ему игру, выберите самый привлекательный, на ваш взгляд, узор-задание серии В или Д и сложите заранее по этому узору кубики в коробку. Открывая впервые коробку с кубиками, малыш вместе с вами полюбуется узором.

– Как ты думаешь, мы научимся складывать такие же красивые узоры из кубиков?

– Конечно, научимся, – не сомневается он.

Положите тогда узор “дорожка” СУ-А1 перед малышом и подумайте вслух:

– Интересно, быстро ты с такой задачкой справишься или долго придется повозиться? Сложи из кубиков точно такого же цвета картинку!

– Фу… чепуха! Вот и готово! – так храбро обычно отвечают большинство малышей, предполагая, что раз первая задача удалась легко, то и с другой будет так же.

Действительно, вторая и третья дорожки получаются еще быстрее, чем первая, и не страшно, если не совсем точно измерена длина. Правда, проверить точность длины легко, но подходите к этому деликатно. Допустим, что он вместо 4 кубиков взял 3.

– Не кажется ли тебе, что дорожка получилась короче, чем на картинке? Давай сравним!

И лучше, если в этом случае малыш возьмет сразу всю “дорожку” из кубиков и накроет ею узор. Недостача одного кубика будет сразу видна, и он ее исправит.

– Вот теперь получилось точно, без ошибки, – похвалите вы его. И так подбадривая малыша, переходите от узора к узору, внимательно замечая и быстроту работы, и точность укладки кубиков, и другие достоинства его действий. Зерна аккуратности и точности в работе, сосредоточенности и внимания могут дать ростки именно здесь, в игре.

Сколько узоров можно сложить за одну игру, сказать трудно. Может быть 5, а может быть и 10 – все зависит от настроения ребенка и его возможностей. Если работа идет споро, доволен и малыш, довольны и вы; значит, все в порядке.

– Хорошо у тебя получается! Я не ожидал. Ну, на сегодня хватит! Завтра еще поиграем, – мягко предложите вы закончить, но… это пробный камень. Главное – как отнесется к предложению малыш. Если он расстроен и готов заплакать, потому что ему “хочется еще поиграть”, уступите, покажите ребенку еще 1–2 узора. Если вы свое слово обычно держите и малыш верит вам, то он согласится с тем, что “завтра еще поиграем”. Это наиболее удачный итог первой игры.

Неплохо, когда малыш сразу соглашается закончить игру, но при этом интересуется:

– А завтра мы еще поиграем?

Обязательно найдите возможность поиграть и “завтра вечером”, и послезавтра, и через 2–3 дня… Такая “волна” интереса к игре, когда малыш играет в кубики несколько дней подряд, например 5-7, наиболее удачное начало. Во-первых, за это время и вы, и малыш сможете втянуться в игру, почувствовать какой-то интерес к ней. Во-вторых, малыш успеет пройти через все уже посильные для него задания, и вы узнаете его “потолок” возможностей в данное время. В-третьих, вы за неделю можете научиться “чувствовать малыша” (если раньше вам не приходилось этого делать) в такой игре, где вы не можете ни объяснять, ни подсказывать, ни помогать, а только наблюдать за самостоятельным его движением и продвижением и создавать условия для него. А это умение – чувствовать малыша – очень важное умение для руководства развитием в любой области. Оно позволит вам “не пересаливать” с дозой игры, т. е. не доводить до пресыщения ею, а держать малыша чуть-чуть “впроголодь”, и, значит, вовремя начинать и кончать ее. Кроме того, оно позволит узнать, когда “волна” интереса начинает спадать и, значит, наступила пора на некоторое время отложить – “забыть” игру.

 

Играем вчера, сегодня, завтра

 

Теперь можно обратить внимание на связь вчерашней игры с сегодняшней и сегодняшней с завтрашней. От этого в немалой степени зависит и интерес к игре, и успех в продвижении “вверх по лесенке” заданий. Допустим, что малыш первый раз сложил 8 узоров – 4 “дорожки” и 4 “квадрата” (СУ-А1 – СУ-АЗ). Давать ли следующий день эти же самые 8 узоров? Или переходить к новым? Практика показала, что лучше всего воспользоваться здесь методом “ледокола”, т. е. каждую следующую игру начинать, отступив немного назад. На второй  день можно дать несколько прежних узоров: 2–3 “дорожки”, 1 “квадрат”, а затем уже новые узоры-задания серии А – сколько малышу захочется.

Так, каждый раз “для разгона” надо сложить несколько прежних, уже покорившихся узоров, и только потом давать новые. Величину “разгона” тоже надо изменять. Если впереди трудный узор, например, при переходе от одноцветных граней к двухцветным (этот период ощутим во всех 3 сериях А, Б, В), то “разбег” следует брать больше, а новых узоров давать меньше, вплоть до 1–2.

Вообще переход к составлению трудных узоров – пробный камень и для искусства старших играть с малышами, и испытание для самих детей. Легче всего преодолеть его – “забыть” о нем на месяц – два. После перерыва, с новыми силами и взяв “больший разгон”, т. е. вернувшись к сравнительно легким узорам, малыш может почти сразу взять неприступный прежде узор.

Но возможен и другой вариант. Ване почти 3 года. У него никак не получаются “фонарики” (СУ-А9). Он пробует каждый раз их складывать, берет “разгон” и, ничего не добившись, говорит с огорчением: “Никак!” Иногда он просит: “Дай другой!” И я достаю ему по 1–2 узора из серии Б, которые Ване удаются (они из одноцветных граней). О Ваниной неудаче с “фонариками” уже знают не только папа с мамой, но и старшие братья и сестры. Они тоже иногда играют с Ваней, и с ними он одолел “пилу”, которая “ела, ела дуб-дуб – поломала зуб-зуб” (так говорит Ваня, двигая “пилу” взад-вперед по столу), а “фонарики” никак не сдаются.

– Скоро и “фонарики” у тебя получатся, – утешаем мы Ваню.

– Ведь и “пила”, и “елочка” тоже трудные, а ты их уже делаешь. Так проходит несколько дней, и я уже подумываю, не следует ли забыть на время и “фонарики”, и игру, как вдруг однажды вечером:

– Папа! Папа! Иди скорее к нам! – влетела ко мне возбужденная 7-летняя Анюта. Схватила меня за руку и потащила за собой. А там, около сложенного на полу желтого “фонарика” прыгают от радости Ваня и 5-летняя Юля.

– Уля, уля! (Ура!), – кричит Ваня.

– Папа, ты запиши, что Ваня сам сложил “фонарик”. – Сам, сам!

– стараясь перекричать Ваню, подскочила Юля.

Конечно, пришли посмотреть на Ванин “фонарик” и порадоваться и мама, и старшие братья-восьмиклассники. Анюта принесла тетрадку, где на светлой клеенчатой обложке написано печатными буквами: ИВАН-ВАНЯ (такие тетрадки-дневники мы заводим каждому малышу), усадили папу на стул и успокоились только тогда, когда в Ванином дневнике папа сделал запись о “крупном успехе” Вани, а Анюта нарисовала там цветными карандашами желтый “фонарик”.

Это событие, во-первых, подняло Ваню на новую “волну” увлечения игрой, а во-вторых, несколько дней подряд кубиками вновь занялись старшие его братья и сестренки и придумали для нашей игры более десяти новых интересных узоров-заданий. Такие удачи бывают не часто, и их надо ценить: уж очень хороший и полезный след оставляют они в жизни малыша.

 

Можно играть и самому

 

Когда игра для ребенка становится интересной, он сам просит: “Давай поиграем в кубики! Давай складывать узоры!”, тогда можно подумать о том, чтобы не просто изредка давать кубики для самостоятельной игры, но и поощрять эту самостоятельность всеми средствами. Тут дело не только в том, что освободится время у взрослых, а в том, что, играя самостоятельно, ребенок учится контролировать себя, сравнивать свои результаты, оценивать свои силы и возможности – в этом начало самостоятельности мышления, очень важной стороны творческих способностей.

Самостоятельная игра особенно эффективна, когда после каждой встречи с кубиками ощутимо движение, новый шаг вперед, заметный для взрослого и для самого ребенка.

В нашей семье самостоятельно играют малыши с той поры, когда они в состоянии собрать после игры кубики в коробку и принести ее папе или маме.

Обычно мы не отказываем в просьбе малыша дать ему кубики, но интересуемся:

– А какую серию узоров ты будешь складывать?

– Серию Д, – отвечает тот не без гордости. Да и как не гордиться, если это самая трудная и сложная серия.

За успехами в продвижении малыша мы следим и, конечно, записываем все крупные достижения и победы в дневник: преодоление трудных узоров вроде “фонариков”, “горки”, “лодки”, окончание одной из серий, складывание нового узора, какого еще ни у кого не было, победу в соревнованиях и т. п. Малыши чувствуют заинтересованность старших и в свою очередь сами стремятся делать побольше узоров.

В развивающих играх нумерация и счет встречаются довольно часто, и дети, между прочим, могут рано их освоить и к 4–5 годам вполне осмысленно пользуются счетом до 50, 100 и даже дальше.

Узоры-задания серии Г мы даем детям с 2–3 лет. Если из азбуки и из цифр не делать тайны и считать буквы О или А столь же обычными вещами, как мяч или стол, то и малышу будет невдомек, что между ними есть какая-то разница, и он запоминает их совсем так же, как все прочие слова. У нас в семье к 3 годам все семеро уже знали буквы и цифры, а с 3–4 лет начинали читать. Та легкость, с какой шло раннее усвоение букв, потом переносилась на усвоение школьной программы.

Складывание узоров из кубиков по готовым заданиям – самый простой вид работы в игре. Игру можно немного усложнить (а заодно почти удвоить количество узоров-заданий) следующим образом: если на карточке узор состоит из красно-белых граней, то можно предложить сделать такой же, но желто-синий узор, и наоборот. Малыши воспринимают такое изменение задания как узор нового типа. Ведь здесь надо не просто копировать узор, а изменять его по цвету.

Можно соревноваться с другими

 

Когда есть несколько комплектов игры “Сложи узор”, можно организовать соревнования. Их хорошо устраивать, если силы участников примерно равны, все знакомы с игрой, или те, кто мало знаком с нею, старше остальных по возрасту и если самих участников не меньше 3–4 человек. Каждому надо выбрать место за маленьким столиком, на стуле или на коврике так, чтобы оттуда всем был хорошо виден узор-задание, но чтобы играющие не могли друг к другу заглядывать. Кто-то из старших берет на себя роль судьи-ведущего, а второй– секретаря. Подбирают из имеющихся или готовят специально для соревнований 5–10 новых узоров возрастающей сложности (рисуют или наклеивают на белый фон вырезанные из цветной бумаги узоры- задания в крупном масштабе – 1:1 или 2:1). Секретарь готовит таблицу с именами участников и номерами заданий.

Когда все рассядутся и достанут кубики, ведущий говорит: “Внимание! Начали!” – и ставит или лучше подвешивает на удобной высоте узор-задание № 5, а сам следит, кто первый сложит узор полностью и без ошибок.

– Юля! – говорит он секретарю, когда видит, что Юля первая сложила узор. Секретарь в колонке 5 против имени Юли ставит “1”, т. е. отмечает, что она сложила узор быстрее всех.

– Дима! – и секретарь против имени Димы пишет цифру 2.

– Ваня! – и секретарь пишет 3 в строке “Ваня”.

– Маша!

– Аня!

Таблица соревнований на быстроту

 

 

Имя

 

Возраст

Номера задания

 

Сумма

 

Место

5

10

14

18

23

25

Ваня

4 года 6 месяцев

3

1

2

2

3

3

14

II

Юля

5 лет 2 месяца

1

2

1

3

1

2

10

I

Аня

7 лет 1 месяц

5

4

3

1

2

1

16

III

Маша

8 лет 3 месяца

4

3

5

5

4

5

26

V

Дима

6 лет 9 месяцев

2

5

4

4

5

4

24

IV

 

Дальнейшее понятно из таблички. Кто быстрее других складывал узоры, у того наименьшая сумма и лучшее место в соревнованиях. Если малыши не могут справиться со всеми узорами, тогда быстроту выкладывания не обязательно считать решающим фактором. В этом случае лучше учитывать число узоров, с которыми малыш справился, и их трудность. Для этого берут узоры из всех 3 серий, и трудность каждого узора оценивается каким-то числом баллов, как, например, в следующей таблице: узор А5 – 2 балла, А10 – 3 балла и т.д.

Таблица соревнований на сложность

 

Имя

 

Возраст

Номера задания

 

Сумма

 

Место

А5

А10

А18

Б20

В6

В23

Ваня

4 года 6 месяцев

2

3

4

6

8

23

II

Юля

5 лет 2 месяца

2

3

4

6

8

10

33

I

Аня

7 лет 1 месяц

2

3

4

6

15

III

Маша

8 лет 3 месяца

2

3

4

9

V

Дима

6 лет 9 месяцев

2

3

6

11

IV

Тогда всем участникам ведущий дает одинаковое время на складывание, например, 1 или 2 минуты, и ровно через 2 минуты сыает узор. А секретарь в табличке всем сложившим узор ставит его “цену”, т. е, например, за узор СУ-А5 – 2 балла, за СУ-А10 – 3 балла, а тем, кто его не сложил, ничего не ставит. В этом случае тот, кто сложит большее число узоров, наберет и большее число очков и, значит, опередит других.

Если малыши умеют уже считать, то подсчет баллов в соревновании можно поручить им самим. Но тогда ведущий должен запастись бумажными или картонными кружками с напечатанными или нарисованными на них цифрами, указывающими количество набранных очков или “цену” узоров. И тем, кто сложил узор А5, выдавать по кружку с цифрой 2, кто справился с узором А10, дать по кружку с цифрой 3 и т. д.

У кого сумма цифр на кружках будет большей – тот победил. Победителей можно и наградить, но так, чтобы побежденным было не обидно, а весело, и чтобы в таких соревнованиях хотелось бы снова всем участвовать. Тут фантазии и творчеству папы с мамой большой простор.

Мы, например, покупали призы по числу участников и раскладывали их на столе. Тот, кто занял первое место, первым подходил к столу и выбирал себе приз. Кто занял второе – подходил вторым и т. д.

 

А теперь узоры нарисуем

 

Еще до того, как малыш переключился на выполнение серии узоров Б и В, он может срисовывать узоры с кубиков. Это более сложный вид работы с кубиками, развивающий графические способности. Малышу надо научиться проводить карандашом прямые линии, рисовать квадраты цветными карандашами. Удобно рисовать узоры в тетради в клетку. Но здесь тоже есть свои “первые открытия”: увидеть линейки, маленькие квадратики (клетки), на которые малыши сначала просто не обращают внимания: линии слишком тонки, клетки мелки и потому мало заметны.

Правила игры здесь остаются прежними: от  посильного, поддающегося выполнению задания к предельно сложному, требующему максимального напряжения. Не огорчайтесь, если сразу не получается идеально точно. У малышей процесс развития идет постепенно. И лучше, если не просто чертить, а и фантазировать при этом. Надо, например, провести карандашом линию по линейке в тетради; предложите малышам считать линейку мостиком, и тот, кто умеет удерживать карандаш вблизи линейки все время, “не падает в реку” и проходит по мостику.

Рисование узора, да еще цветными карандашами, требует намного больше времени, чем складывание его из кубиков, поэтому заданий на срисовывание давайте ребенку в 2–3 раза меньше. Но и тут тоже надо тонко чувствовать, когда надо взяться за срисовывание, где надо похвалить ребенка, когда предложить закончить игру. Узоры можно рисовать в разном масштабе – 1:1, 1:2, 1:4 и даже 1:6 (одна клетка равна грани кубика), и начинать надо с того, какой будет малышу по силам. Для рисования узоров дайте ребенку тетрадку в клетку, на обложке которой малыш может написать печатными буквами свое имя, если вы дадите ему образец.

Очень помогает процессу совершенствования в рисовании узоров игра “Внимание”. Там надо сделать точную копию увиденной фигуры, буквы или цифры, а также узнать названия таких фигур, как “квадрат”, “треугольник”, “прямоугольник” и др.

Прежде чем зарисовывать узоры, хорошо, если ребенок выполнит подготовительные упражнения (рис. 9).

Рис. 9

1. Кто сумеет ставить точки в клетках (в центре клеток)? Поставьте по 2 точки, по 3 точки, по 4 и т. д. Малыш при этом не только учится рисовать точки, но и учится считать.

2. Кто сумеет ставить точки “на перекрестке”, т. е. на пересечении линеек? Задавать можно разное число точек – от 2 до 10, а в качестве контрольного упражнения – весь треугольник из точек, как на рисунке.

3. Кто сумеет провести прямую горизонтальную линию заданной длины точно по линейке: длиною в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т. д.?

4. Кто сумеет провести прямую вертикальную линию заданной длины точно по линейке; линию длиной в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т. д.?

5. Кто сумеет нарисовать маленькие кружочки диаметром в 1 клетку? Кто нарисует 1 кружок, 2 кружка, 3 кружка и т. д.?

6. То же, но кружки расположить иначе (в “колонку”).

7. Кто нарисует маленький квадратик величиной в 1 клетку? Кто нарисует квадрат со стороной в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т. д.?

8. Кто нарисует квадрат со стороной в 4 клетки и закрасит его цветным карандашом так, чтобы не выходить за контур?

9. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки по диагонали и закрасить разными цветными карандашами?

10. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки на 4 равных квадрата и закрасить разными цветными карандашами?

 

Придумываем узоры сами

 

Еще один вид работы с кубиками, наиболее насыщенный творческими элементами, – составление новых узоров, таких, которых нет ни в одной из серий. В нашей семье мы переходим к этому виду заданий, когда ребенок научится складывать почти все узоры серии В.

Новый узор сложить нетрудно. Но важно, чтобы это был красивый, симметричный, напоминающий своим видом какой-либо предмет. Только такие узоры можно считать достойными внимания. Малыши гордятся, когда им удается сложить именно такой. А чтобы не забыть новый узор, надо его немедленно зарисовать в тетрадку, иначе рассыпал кубики – и узора больше нет. Так появился у нас “Зоопарк” – серия СУ-Д, где почти все узоры придумали дети.

Из придуманных ребенком узоров можно сделать целую серию и назвать ее именем малыша. Ничего, если в ней только 5 или 10 узоров, их тоже можно нарисовать на отдельных бумажных квадратах или прямоугольниках, а можно наклеить, вырезав узор из цветной гуммированной бумаги.

Такую серию узоров в пакете, украшенном собственным орнаментом, малыш может, например, подарить маме в день ее или своего рождения.

Так сложилось у нас в семье: каждый в день своего рождения дарит маме что-нибудь сделанное своими руками. Ведь несправедливо, когда в этот день все вспоминают только о новорожденном: поздравляют – его, подарки – ему, праздник – ради него, а о маме, которая в этот день подарила ему жизнь, как-то забывают. В такой день для мамы самым дорогим подарком будет то, где все свое – и идея узора, и исполнение его: “Смотри, мама, я расту, я уже многое умею!”

nikitiny.ru

КУБИКИ ДЛЯ ВСЕХ (КВ) | САЙТ СЕМЬИ НИКИТИНЫХ

Материал взят из книги “Интеллектуальные игры”

Купить игру Никитиных 
КУБИКИ для ВСЕХ

 

 

 

 

Описание игры

Эти кубики мы когда-то давно купили в магазине. Мы, взрослые, попытались выполнить задания, но… не тут-то было. С большим трудом нам удалось освоить только одно – сложить куб из всех 7 фигурок. И кубики эти были забыты на много лет. Дети росли, мы придумывали разные игры и вскоре обнаружили, что дети намного превосходят нас, взрослых, в умении решать такие задачи. Старшие ребята разыскали эти забытые кубики, быстро решили все задания и стали придумывать новые. Малыши тут же присоединились к ним. Пришлось срочно изготовить еще несколько таких же наборов из больших и маленьких кубиков, и увлечение охватило всю семью. Малыши предпочитали сооружать более простые модели из 2–3 фигурок, старшие – более сложные, из 4–5 или даже из всех 7.

Чтобы сложить интересную модель, надо было долго и упорно повозиться с кубиками. Поэтому каждой удачной модели все радовались, а чтобы не забыть ее, зарисовывали. Возникла трудность: как отличить каждую фигурку в сложной модели? Где, какая и как поставлена фигура?

Пришлось окрасить все 7 фигурок в разные цвета. Шесть в основные, а седьмую фигурку оставили белой, чтобы, рисуя на бумаге, ее не надо было красить. Теперь все, даже самые маленькие, могли и зарисовать свою модель, и закрасить в ней все фигурки соответствующим цветом. Модель, таким образом, сохранялась.

Модели получались разные – и строгих геометрических форм в виде куба или параллелепипеда, и могли напоминать дома, машины,  фигуры  животных  и  людей  или  просто  представляли  собою интересные симметричные сооружения. Так возникла идея сделать новую игру. Через несколько месяцев накопилось несколько сотен рисунков новых моделей, из которых мы отобрали 70.

Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками. Видимо, поэтому к ней так неравнодушны школьники.

Как изготовить  игру

Для изготовления игры требуется 27 одинаковых кубиков. Из них склеивают 7 фигурок, различных по форме: первая фигура из 3, а остальные из 4 кубиков каждая (рис. 45).

 


            Рис. 45

При склеивании обратите внимание на точность подгонки граней. После высыхания клея прошлифуйте плоскости, чтобы фигурки плотно прилегали одна к другой при складывании, и чуть-чуть скруглите шкуркой ребра (0,5 – 1 мм). Фигуру 1 окрасьте в зеленый цвет, 2 – в синий, 3 – в желтый, 4 – в черный, 5 – в красный, 6 – в белый и 7 – в коричневый.

Для хранения фигурок изготовьте картонную коробку с крышкой размером 3x5x2 кубика, т. е. если ребро кубиков 30 мм, то коробка 95×155 мм и глубиною 60 мм. В такую коробку могут поместиться не 27, а 30 кубиков, поэтому укладывать фигурки после игры будет легче, так как будет еще и пустое место для 3 кубиков.

Внимательно рассмотрите задания к игре (рис. 46).

Рис. 46

 Рис. 47

Рис. 48

Рис. 49

Рис. 50

Рис. 51

 

Если ваш ребенок еще не умеет читать, не знает цифр и не сможет сосредоточить внимание на определенном рисунке, то в этом случае лучше отдельные задания нарисовать на листах плотной бумаги и затем эти задания можно сгруппировать по своим сериям, например, КВ-1, КВ-2. Для удобства каждую изготовленную серию можно сложить в отдельный конверт или пакет из бумаги и написать на нем наименование игры и название серии.

Серия КВ-1 – самая простая, она нужна для первого знакомства с игрой и для того, чтобы научить малышей узнавать фигурки по форме и по цвету, а позже и по номерам. Номера заданий от 1 до 7 совпадают с нумерацией фигурок, только поставлены иначе, чем на рис. 45. Это сделано для того, чтобы родители могли убедиться, что малыш узнает фигурку и понимает, как надо ее поставить на стол.

Предполагается, что, глядя на задание, малыш будет строить из фигурок модели – копии нарисованных. Сначала, конечно, самые простые, а потом, подрастая и становясь умнее, все более и более сложные, пока не одолеет даже серию КВ-7. И для малыша будут нужны только рисунки-задания. Если он не может справиться с каким-нибудь заданием, то отложит его и примется за другое, третье или отложит вообще игру на некоторое время.

Как играть

Правила игры в “KB” похожи на правила игры “Уникуб”. Положив перед собой рисунок-задание, малыш строит из фигурок точно такую же модель, как нарисованная. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной и т. д.

По сути, малышу тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбирать из 7 фигурок только 2–3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели; во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т. е. соединить их и уложить в модель.

Первая часть представляет собою, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания – на какие фигурки его можно расчленить, а вторая – синтез, сначала мысленный, а потом предметный. Вынуждая ребенка непрерывно заниматься такой аналитико-синтетической деятельностью, да еще и на “потолке” своих возможностей, т. е. напрягаться до предела, игра быстро развивает в нем то, что обычно называют сообразительностью и что в действительности является, пожалуй, самой главной особенностью каждого творческого ума.

Но  построение  моделей  по  рисункам-заданиям  является  сравнительно простой, подготовительной частью, закладкой фундамента для основной, творческой работы. Она начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Вот этим действительно можно и нужно восторгаться родителям, это нужно всячески поддерживать и поощрять. Фигурки  для  игры  обладают  почти  неисчерпаемыми  возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб по заданию 61 можно несколькими десятками способов.

Малышу можно предложить сначала составлять модели только из 2 фигур, например из 1-й и 2-й, 1-й и 3-й, из 1-й и 4-й и т. д. А затем отложить 1-ю фигуру и прикладывать ко 2-й все остальные фигурки по очереди. Какие-то из этих моделей могут вам или ребенку показаться красивыми, интересными, что-то напоминающими; например, модель 39 напоминает диван, 47 – робота, 64 – жирафа и т. п. Такие интересные модели, конечно, надо сохранить и, значит, зарисовать.

Для этого надо дать ребенку коробку цветных карандашей из 6 штук и специальную тетрадь в клетку, на которой вы или малыш напишет: “Для новых моделей Вани…” Хорошо, если в ней будет отведено несколько страничек для моделей серии КВ-2 (из 2 фигурок), следующие – для моделей серии КВ-3 и т. д. для каждой серии. Зарисовывая новые интересные модели и отмечая дату, можно наблюдать, как идет развитие малыша. Когда он начнет заполнять раздел для серии КВ-7, тогда можно считать, что его развитие достаточно высоко.

Чтобы развить у ребенка интерес к игре, надо стараться выполнять правила игры, о которых говорится в начале книги, и придумывать новые. Например, в этой игре, сложной для взрослых, ребенок может увлечься придумыванием новых моделей, а потом составлением заданий для взрослых.

Пусть сам малыш зарисует новую модель, а потом сделает только ее контур. Взрослым не надо смущаться, пусть они также серьезно, как малыш, возьмут коробку с игрой, положат перед собой “новое задание” и попробуют сложить модель. А ребенок пусть выполняет роль старшего, обучающего и контролирующего. Ничего, если он поставит перед собой часы или секундомер и будет измерять, кто быстрее, папа или мама, справился с его собственным заданием.

nikitiny.ru

Кубики Никитина

Среди множества методик раннего развития ребенка нетрудно и растеряться. Все они отлично позволяют всесторонне открыть внутренние скрытые резервы маленького исследователя. Счет, чтение, запоминание букв и географических названий, это очень хорошо и полезно. Но всё же психологи уверены – именно развитие интеллекта у маленького ребенка позволит ему в будущем получать великолепные знания по всем предметам.

Методика Никитина, включает в себя логические кубики, и была она разработана еще в 80-х годах, хотя широкое распространение получила не сразу. Сейчас этот, простой на первый взгляд, метод получил большую популярность.

Необязательно покупать оригинальные развивающие кубики Никитина и платить немалые деньги, ведь их можно сделать самому. Этот способ потребует минимального вложения средств и всего один вечер свободного времени. Итак, приступим!

Кубики Никитина своими руками: мастер-класс

  1. Для начала нам потребуется основная заготовка, с которой мы и будем работать – кубик. А точнее, не один, а шестнадцать штук, как того требует методика данного занятия. Можно взять любые деревянные кубики – старые с ободранными картинками, или купить новые, в любом случае это обойдется дешевле, нежели покупка готового материала. Ну и, конечно же, не обойтись без цветной бумаги либо картона, клея, ножниц, линейки и карандаша. Тщательно вымеряем кубик и делаем соответствующие бумажные квадратики и треугольники.
  2. Для стандартных небольших кубиков (со стороной 4 сантиметра) потребуется четыре листа бумаги или картона. Из них выйдет 16 квадратов красного и столько же синего цвета, по 32 желтых и белых квадратиков. Отдельно нужно сделать восемь заготовок (красные и синие) для того, чтобы разрезать их по диагонали для получения треугольников. Маленькая хитрость – чтобы края цветной бумаги не задирались и не отрывались во время эксплуатации, размер стороны заготовки должен быть на 1-2мм меньше стороны кубика.
  3. Оклеив аккуратно все стороны, получаем вот такую развивающую игру. Стоит отметить, что картон клеиться гораздо хуже, чем бумага – то и дело норовит отклеиться, а потому каждую сторону нужно тщательно прижимать до высыхания. С бумагой дела немного проще, но она менее долговечная. Ни в коем случае не нужно брать пластмассовые кубики, ведь они очень плохо контактируют с клеем и цветные стороны быстро отклеиваются.
  4. Чтобы ребенок не скучал, пока мама занята, ему тоже можно поручить ответственное дело – оклеивание лишних кубиков обрезками бумаги. И вот какой результат можно получить.
  5. Если у папы есть возможность напилить из древесины новенькие кубики, то такой материал будет ценен вдвойне. Бук, береза и сосна отлично подойдут для этой цели, только не забудьте пройтись по сторонам и граням мелкой наждачкой. Следуя этой нехитрой схеме, оклеиваем грани, как показано на рисунке, минуя белый цвет, ведь колер дерева вполне может его заменить.

Еще один способ, который займет еще меньше времени – оклеивание граней пленкой на клеящей основе. Продается она в хозяйственных и строительных магазинах. Понадобиться совсем немного материала, и если он есть у вас под рукой, это замечательно, хотя и купить его может любой.

Не забудьте про схемы, по которым ребенок будет учиться собирать узор. Их тоже можно нарисовать самостоятельно, используя белый картон.

Как собрать кубик Никитина?

Всё очень просто! Или вы используете уже придуманные автором схемы, которые идут от простейших (для малышей), до более сложных (для школьников), или отдаемся фантазии ребенка, ведь в этой методике присутствуют элементы творческого задания.

 

womanadvice.ru

Сложи узор (игра Никитина Б.П. своими руками)



Поделиться:

– Кубики?
– Да! Кубики! Только это не простые цветные кубики. Они задачки задают, и довольно трудные.
– Сделаем такие своими руками?

Об этой игре узнала уже давно, даже несколько лет назад сделала для сына первый пробный комплект оклеив в нужные цвета готовые деревянные кубики.
Вспомнила про них готовясь к очередному путешествию в «сказку» (об этом немного позже отдельным постиком). Хотелось разнообразить досуг детей в поезде и отвлечь их от игр на планшете и прочих современных гаджетов. Первоначальный вариант был слишком большим и тяжелым для поездок, решили усовершенствовать его.
За основу использовали заготовку для кубика из архивного картона толщиной 1,5 мм:

Всего в комплекте должно быть 16 кубиков:

Склеиваем все стороны (мы клеили на клей «момент КРИСТАЛЛ»). В итоге получился кубик со сторонами 2 см.:

Предварительно, перед разукрашивавшем, мы решили его покрасить в белый цвет:

Но потом отказались от этой затеи за ненадобностью и просто оклеили заготовку самоклеющейся плёнкой и цветной бумагой как показано на рисунке:

передняя грань — белая (на рисунке показана прозрачной),
задняя грань — желтая,
правая грань — синяя,
левая грань — красная,
верхняя грань – желто-синяя,
нижняя грань — красно-белая (линии раздела идут по диагонали и параллельны).

Вот что у нас получилось:

Вес всех 16 кубиков составляет всего 25 гр.
Карточки-схемы (всего 98 заданий + карта с русским алфавитом) распечатали на простой бумаге.
Коробочку использовали уже готовую. В итоге у нас всё компактно разместилось. Игра занимает мало места и лёгкая, что нам и было нужно:

А вот так выглядел первоначальный вариант, сделанный несколько лет назад:

Кубиков мы сделали не 16, а немного больше, что бы задания выполнялись совместно.
Вот так это было в поезде:

А в завершении об игре расскажет сам автор – многоуважаемый Борис Павлович Никитин (отрывок из его книги “Ступеньки творчества или Развивающие игры”):

Итак, “Сложи узор”.

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье — придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В игре «Сложи узор» хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу — важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

Самые простые узоры-задания складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам, начиная с 1-1,5 года. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двуцветным (вы увидите это, играя с малышом) — резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

Игра Никитина «Сложи узор». Сказка про море

Автор: Валентина Мезенцева

Помимо этой игры были сделаны и другие, о них тоже обязательно расскажу отдельным постиком в ближайшие дни.

Дети растут быстро, успевайте проводить с ними как можно больше времени, развивайтесь вместе играючи!

Всего Вам наилучшего!

stranamasterov.ru

Кубики Никитина. Делаем САМИ))) и себе на заметку))) – запись пользователя Ру (Fina1000tovarov) в сообществе Все о детях от трех до шести лет. в категории Игры

Методика раннего развития, созданная семьей Никитиных известна во всем мире. Их эффективная система опробована на своих собственных семерых детях.

В своих развивающих играх создатели «волшебных» кубиков объединили принцип « от простого к сложному» с принципом «самостоятельно и по способностям». Такой союз вместе с

грамотным применением пописанных ниже игр сам по себе дает толчок в развитии ребенка.

Игры Никитиных развивают зрительную память, внимание, воображение, пространственные представления. Умение быстро и легко находить закономерности, систематизировать материал, комбинировать. Абсолютно каждая игра предоставляет возможность подумать о том, как ее расширить, совершенствовать, добавить, что то новое. Использование игровых моментов и вариативность надолго увлекают малыша, показывают ему резерв его возможностей - «можно сделать еще лучше». Все это поддерживает интерес к игре, движению вперед, совершенствованию. Каждый раз, самостоятельно поднимаясь до «своего потолка» малыш развивается наиболее успешно.

Правила Никитиных, которые авторы советуют соблюдать родителям, чтобы игры усваивались наиболее успешно:

Радоваться успехам малыша, но не захваливать.

Не допускать принуждения, как бы вам не хотелось, чтобы ребенок занялся игрой. Отступитесь, отложите на некоторое время, ждите момент, когда игра будет желанной. Создавайте условия для такого желания.

Во время игры не позволяйте себе обидных замечаний в адрес ребенка. Обидные слова вызывают у детей раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать.

Вы не должны выполнять задания за малыша, не должны подсказывать ему ни словом, ни взглядом, ни жестом, нельзя говорить «хорошо», «правильно», «ай - яй яй» и т.п. Ваш довольный или нахмуренных взгляд, одобрительный или отрицательный кивок - все это не должно стать главным критерием в оценке своих действий у малыша, его самоконтроль заменится стремлением угадать, как к этому отнесетесь Вы.

Сколько сразу давать игр, как их вводить?

Подойдите к этому вопросу творчески - ориентируйтесь на рост способностей малыша, его успехи, заинтересованность.

Новые игры вводите постепенно, избыток моментально приведет к обесцениванию. Естественное явление периодическое «остывание» к игре, в этот момент можно вводить новую. В один день можно играть в 23 игры, только с условием, что 2 из них уже хорошо знакомы малышу.

Когда перестать играть?

Есть несколько объективных критериев, по которым можно безошибочно судить, что малыш подрос, и игра ему уже ничего не дает - это количество выполненных заданий, чем больше малыши их выполнил, тем дальше он продвинулся в развитии.

Сокращение времени, которое понадобилось малышу для выполнения заданий.

Ребенок начал сам придумывать и складывать свои модели.

В каком порядке правильно давать игры?

Для обеспеченного успеха начните с посильных задач или более простых частей. Наиболее популярные игры Никитиных подобранные по степени сложности- «Сложи квадрат»(2-6), «Сложи узор»(4-8), «Дроби»(3-7),»Кирпичики»(2-6), «Кубики Никитина для всех»(5+), » Уникуб»(6+).

Краткое описание игр.

Сложи квадрат.

Являет собой планшет, в которых вставляется 12 квадратов, каждый по возрастающей степени сложности разрезан на кусочки. Собирая квадрат, ребенок развивает логику, цветоощущение, соотносит целое и его часть, учится разбивке одной тяжелой задачи на несколько простых. В игре 3 варианта сложности:

1уровень - составление квадрата из 2-3 частей.

2уровень- 3-5.

3уровень- 4-7.

Если играть совсем комплектом, задача усложняется подбором цвета, так как все квадраты разных цветов.

Сложи узор.

Набор из 16 кубиков, 6 граней каждого кубика окрашены по - разному. Это дает возможность создавать одно, двух, трех, четырехцветные узоры в больших количествах.

Сначала ребенок рассматривает, какого цвета грани у кубиков, называет их. Пробует сложить свои первые узоры - дорожки одного цвета, потом из двух чередующихся цветов, затем усложняйте задачу - приступайте к составлению узоров, которые вы можете сделать по готовому образцу, либо придумать самим. Зарисовывайте придуманные ребенком узоры. Существует такое пособие как альбом к кубикам Никитина. Состоит он из картинок, на которые по готовому образцу малыш накладывает кубик.

Дроби.

Эта игра состоит из 12 разноцветных кругов. Первый круг - целый, остальные же разделены на 2, 3. 4, части и так до12. Как играть? Все 78 частей высыпаются на стол, дроби собираются на столе по цветам, потом из каждой кучки нужно сложить круг определенного цвета.

Таким образом, дети приобретают представление о дробях и их соотношениях, знакомятся с названиями, например - одна пята, две трети, усваивают принцип дроби: чем частей больше, тем части меньше. Кроме того, пособие поможет выучить цвета и порядковый счет. Даже совсем маленьким деткам интересно находить сходные по цвету части и составлять из них фигуру.

Кирпичики.

Игра развивает пространственное мышление, знакомит с основами черчения.

Состоит из восьми одинаковых блоков. В игре 3 вида заданий:

1. построить модель по данному чертежу.

2. сделать чертеж по построенной модели.

3. придумать новую модель самостоятельно и составить к ней чертеж.

Игра направлена на развитие творческой жилки, внимания, усидчивости, идеально тренирует мозг.

Кубики Никитина для всех.

27 кубиков соединены в 7 разных элементов. Каждая деталь - фигура сложной формы, сложена из 3, 4 кубиков. Каждая фигура окрашена в свой цвет и обладает неограниченными возможностями разных сочетаний. Играя, ребенок решает сразу две задачи: выбирает из 7 фигур те, которые понадобятся для модели, и придает им положение, которое они занимают в модели.

Уникуб.

Головоломка из 27 кубиков, которые окрашены в красный, желтый, синий цвета. Все кубики высыпаются на стол, из них нужно собрать одноцветный кубик или кубик по образцу. Задания в уникубе очень сложные, их не рекомендуется давать ежедневно. Игра развивает внимание, усидчивость, мышление, подготавливает к усвоению геометрии, тригонометрии, дает представление о трехмерном изображении.

Берегите игры Никитиных, не ставьте их на уровень остальных игрушек.

Как самому сделать кубики Никитина?

Сделать эти кубики очень легко. Вы можете воспользоваться готовыми пластмассовыми кубиками с пазлами, отмочив с них картинки, либо вырезать из картона 18 разверток кубика и наклеить на них цветную бумагу, готовые кубики перемотать скотчем от попадания влаги. Принцип наклеивания:

Передняя грань - белая, на рисунке прозрачная, задняя - желтая, правая грань - синяя, левая грань - красная, верхняя грань - желто - синяя, нижняя - красно- белая. Вот какие кубики получились у меня.

Эти кубики уже достаточно давно в моем списке развивающих игрушек, для приобретения. В воспитании младшего ребенка стараюсь придерживаться девиза Марии Монтессори «Помоги мне это сделать самому». Благо и ребенок у меня очень деятельный, только успевай с ним заниматься. Но вот такие развивающие игрушки, как палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики Никитина и Зайцева я для себя отметила. Методика Никитиных, кстати, в целом перекликается с Монтессори тем, что там тоже ребенок должен делать все сам, а родители только наблюдать.

Когда Данилка уже дорос до этих кубиков, то столкнулась с такой проблемой: в большом городе купить их совсем не просто, уже не говоря про небольшие городишки и села. Я объездила несколько больших магазинов «Детский мир» и негде кубиков, да и других игрушек из моего списка не было. В итоге родилась идея смастерить кубики Никитина своими руками. После старшего сына остались несколько комплектов обычных кубиков с картинками. Вот из них я и решила делать кубики Никитина.

На прошлой недели мы с Даником пошли на развивающие занятия в клуб. И когда там педагог достала кубики, чтобы познакомить с ними детей, я просто не смогла удержаться от восклицания «кубики Никитина!!!». Увидев, что я в восторге, педагог разложила передо мной фактически все развивающие игрушки из моего списка. Представляете мой восторг! Расспросив администратора клуба о том, где она приобрела эти пособия ,узнала, что заказала в магазине развивающих игрушек. И кубики Зайцева ждет уже почти месяц.

Но, наверное, я уже готова была морально к тому, чтобы сделать все своими руками, поэтому не стала их заказывать, а к следующему занятию мы имели уже дома свой комплект кубиков Никитина.

Делаются они очень просто. Нужно только 16 кубиков, цветной картон, клей ПВА, ножницы и скотч.

1. Первым делом замачиваем кубики для того, чтобы предыдущие картинки отклеились.

2. Зачищаем кубики от остатков бумаги и старого клея.

3. У меня были кубики размера 4 см на 4 см. Поэтому и заготовки из цветного картона я делала такого же размера.

4. Понадобится 24 квадрата из красного картона, 24 квадрата из белого картона, 24 квадрата из голубого и желтого картона.

5. Обклеила кубики по схеме ( схему взяла на сайте семьи Никитиных - это просто кладезь полезной информации. Очень рекомендую всем родителям).

Передняя грань - белая ( на рисунке она прозрачная), правая - голубая, левая - красная, задняя - желтая, верхняя - желто-голубая, нижняя - красно - белая.

Для прочности сверху оборачиваем кубики скотчем.

Кубики Никитина своими руками готовы!

Мы с Данилкой пока составляем только дорожки для всякой живности, например, для киски - белую дорогу выстраиваем, а для собачки - красную. Заодно и цвета учим. Думаю, что для описания игр с кубиками я напишу отдельную статью. Подпишитесь на обновления сайта в верхнем правом углу и тогда точно ее не пропустите.

С уважением, Малыш и мама.

сколько квадратов вы видите на картинке

www.babyblog.ru

Чудо-кубики или развивающая игра Никитиных “Сложи узор”

Здравствуйте, дорогие читатели! 

Давно я не появлялась пред ваши ясные очи, хотя сама следила с интересом за блого-творчеством своих коллег. Оправданием мне является ремонт, проходивший у нас в ДОУ, причем, как это водится, мы выступали активными участниками этого ремонта. Было тяжело, но это тоже опыт – теперь для меня не проблема зашпаТлевать стену, покрасить её и даже застелить линолеум. Кто бы дома еще сделал мне ремонт? Т.к. сил на домашний ремонт после садиковского уже не осталось. 

Параллельно с этим, я приняла участие в краевом этапе VIII всероссийского конкурса психолого-педагогических программ “Новые технологии для “Новой школы”. Участвовала я там со своей коррекционно-развивающей программой “Чудо кубики” для детей старшего дошкольного возраста. 


Данная программа предназначена для развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей. Программа включает в себя курс специальных игровых занятий, направленных на совершенствование у детей моторики, внимания, памяти, воображения, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, а также содержит методические указания по проведению этих занятий. Занятия проводятся с использованием развивающей игры «Сложи узор» (изготовитель ООО «Корвет») и альбомов заданий «Чудо-кубики для игры «Сложи узор» и «Чудо-кубики 2 для игры «Сложи узор» издательства ООО «Корвет». 

 «Сложи узор» – одна из популярнейших в нашей стране развивающих игр, описана в системе развития и воспитания детей дошкольного возраста супругами Никитиными. Именно эта развивающая игра  легла в основу занятий по данной программе. 

Почему я начала работать с этим материалом? Началось всё случайно. Дело в том, что когда я пришла работать в сад, то кабинет в плане пособий был практически “голым”. Было только очень много наборов “Блоков Дьенеша” (о них в другой раз) и “Сложи узор”. С чего-то надо начинать – начала осваивать данный материал. Так родилась программа, рассчитанная на два года обучения – для детей старшей и подготовительной группы, хотя отдельные задания из первого года обучения вполне могут освоить дети средней группы. 

Занятия с кубиками детям очень нравятся, причем они быстро научаются видеть перспективу и развивают зрительное восприятие – если вначале дети воспринимают их лишь как кубики, и могут только строить из них “башни”, то затем они понимают, что с помощью разноцветных граней можно создавать узоры и изображения. 

Хочу поделиться с вами двумя занятиями – 1 и 2 года обучения. Остальные занятия построены примерно по такой же структуре. 

Занятие “Мишутка в заколдованном городе”. (первый год обучения) 1.      Развитие общей и мелкой моторики. 2.     Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, воображения. 3.     Совершенствование навыков общения. 4.     Расширение словарного запаса. Оборудование: мягкая игрушка Мишка, набор кубиков «Сложи узор»   на каждого ребенка, листы с заданием №11 из альбома «Чудо-кубики. Сложи узор», небольшой фонарик. Психолог приветствует детей и достает мягкую игрушку. «… хочет с вами поздороваться».  Дети передают мягкую игрушку по кругу, здороваются и называют друг друга ласковым именем. Начинает психолог: « Здравствуй, Машенька!» , передает мягкую игрушку Маше. Игрушка «приветствует всех детей по очереди», говорит им ласковые слова. Дети рассаживаются. Пальчиковая гимнастика  «Ёлка»
Елка быстро получается, если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, пальчики ты разведи. Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставить вперед. Локотки к телу не прижимать.
Детям раздаются листы с заданиями. П.: Ребята, наш Мишутка-путешественник забрел в заколдованный город. В этом городе все замерло, даже деревья не растут. Но у Мишутки есть чудо-фонарь, а у вас есть чудо-кубики, поэтому, вы с Мишуткой можете расколдовать этот город. Для этого вам надо сложить из кубиков вот такие синие ели на нашем рисунке. Посмотрите внимательно, какие стороны у кубиков вам понадобятся для постройки елей? Д.: сине-желтые. П.: Верно. Каждый ряд у елочки состоит из двух сине-желтых кубиков.  А еще вам нужно сделать дорожку для Мишутки. Какого она будет цвета? П.: Верно. Будьте внимательны. Приступайте. Дети выполняют задание. П.: Ребята, вы молодцы, вы расколдовали город вместе с Мишуткой. Все кругом ожило. Помогите второй елочке вырасти такой же высокой, как и первая. Дорожку из кубиков можете убрать.  Дети выполняют задание. П.: Молодцы! А теперь приготовили пальчики, будем делать из них елочку. П.: Убирайте кубики в коробочки. Можете составить узор. П.: А теперь мы с вами попадем в тот самый заколдованный город. Вы замрете в разных позах и закроете глаза. Я буду вас будить, а вы не просыпаетесь, пока я не скажу волшебные слова и не освещу вас волшебным фонариком. Этюд-игра, психогимнастика: «Заколдованный город» В комнату входит ведущий и видит: На дворе встречает он Тьму людей, и каждый спит: Тот как вкопанный стоит, Тот, не двигаясь, идет, Тот стоит, раскрывши рот. Ведущий подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руку и тормоша, но все бесполезно: дети не просыпаются. Тогда ведущий говорит «волшебные слова»: Бим-бом, бим-бом,  посвечу я фонарем. Потянуться, улыбнуться, Наконец, пора проснуться! И освещает детей по очереди фонариком. Затем ведущего можно поменять. Прощание. Аплодисменты. Занятие 8. «Птичка» 1.     Развитие внимания, памяти, мышления, воображения. 2.     Развитие общей и мелкой моторики. 3.     Развитие зрительного восприятия, механизмов анализа и синтеза. 4.     Совершенствование навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к окружающим. 5.     Снятие психического напряжения. Оборудование: Мягкая игрушка Ёжик, листы с заданиями «Птичка» №5 из альбома «Чудо кубики 2 для игры «Сложи узор» для каждого ребенка, развивающая игра «Сложи узор»   на каждого ребенка, массажные мячи, тетради и простые карандаши для графического диктанта, цветные карандаши. Ход занятия: Психолог приветствует детей и достает мягкую игрушку. «Ёжик  хочет с вами поздороваться».  Дети передают мягкую игрушку по кругу, здороваются и называют друг друга ласковым именем. Начинает психолог: « Здравствуй, Машенька!» , передает мягкую игрушку Маше. Игрушка «приветствует всех детей по очереди», говорит им ласковые слова. Дети рассаживаются. Самомассаж: потягивания, растирания ладоней («ручки замерзли»), растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев («расческа»), легкие постукивания пальчиками одной руки по ладони другой («прыгают зайчики»), одну ручку в кулачок – постукивание по ладони другой («мишка ходит»). Массаж с массажными мячами: «Игра с ёжиком» (см. предыдущие занятия) (жалеем ёжика – гладим, трем бока, разминаем, чешем, щекочем, катаем по столу с нажимом) Детям раздаются листы с заданиями. Ребята, сегодня к Ёжику прилетела в гости птичка. Её мы будем делать из чудо-кубиков. Какие стороны нам понадобятся? Дети выполняют задание. А теперь сложите кубики в коробку и откройте ваши тетради. Приготовились к волшебному рисованию. Пальчиковая гимнастика «Считалка для ворон» Я решил ворон считать: (попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь) Раз, Два, Три, Четыре, Пять. (поочередно загибают пальцы на каждый счет на обеих руках одновременно) Шесть ворона – на столбе, (поочередно разгибают пальцы на каждый счет на обеих руках одновременно) Семь ворона – на трубе, Восемь – села на плакат, Девять – кормит воронят… Ну а десять – это галка, Вот и кончилась считалка! (попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь) Графический диктант «Птичка» 1 кл.вверх, 1 кл.вправо, 1 кл.вверх, 1 кл.вправо, 2 кл.вниз, 3 кл.вправо, 1 кл.вверх, 1 кл.вправо, 1кл.вниз, 1 кл.влево, 2 кл.вниз, 1 кл.влево, 2 кл.вниз, 1 кл.влево, 2 кл.вверх, 1 кл.влево, 1 кл.вверх, 1кл.влево, 1кл.вверх, 1 кл.влево. Упражнение на межполушарное взаимодействие «Сова». С силой схватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая налево, направо. Расслабиться. Сделать три полных цикла дыхания на три поворота головы. Повторить то же для другого плеча. Добавить вокализацию: голова у плеча – вдох, голова у груди – выдох с вокализацией «у-у-ух», голова у другого плеча – вдох и т.д. Наше следующее упражнение называется «Солнечный зайчик». (Цель –  снятие эмоционального напряжения.) Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги… Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

Подведение итогов. Прощание. Аплодисменты.

Как видите, занятия усложняются со временем, но дети успевают всё освоить. Работа с этим пособием доступна в том числе и детям с ОВЗ.

Напоследок хочу поделиться небольшой презентацией, которая сопровождала меня на выступлении в Институте развития образования, где меня пригласили выступить с докладом о моей программе.


psyholokolchik.blogspot.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *