Познавательное

Кто придумал рельсы – Кто придумал железную дорогу 🚩 кто изобрел железную дорогу 🚩 Разное

Кто придумал рельсы и поезда? Часть 1 | Мир вокруг нас

Билет из Древнего Египта

Рассуждая о железной дороге, хочется рассказать читателю ее историю от создания и развития до сегодняшних дней. Ведь, не зная прошлого, трудно адекватно заглянуть в будущее. Только хочется сделать это как-то необычно, ведь рассуждать придется не о неподвижной субстанции, а о бесконечно бегущей, никогда не стоящей на месте.

А что если представить, что мы с вами сели на поезд, который поедет от самых истоков создания железной дороги до настоящего времени? Давайте попробуем!

…Билет на древнеегипетский «поезд» достался нам совершенно случайно — можно сказать, по блату: возница разрешил нам за некоторую плату присесть на вершину камня, который тащили быки к строящимся возле столицы пирамидам. Роль рельсов на этой «железной дороге» выполняли два глубоких желоба, в которых двигались колеса повозки, — так в древности перевозили тяжелые грузы.

Возница попался болтливый, выложил все местные новости — про то, что фараон простудился на последнем празднике солнца, про размеры новой пирамиды, да еще про то, что в молодых соседних государствах, Риме и Греции, тоже строят дороги с глубокими колеями для перевозки больших предметов, только там еще зашивают досками пространство между колеями — чтобы не размывало дождями.

От Стоктона до Дарлингтона

Затем мы очутились в старой доброй Англии. Почему-то путь наш больше лежал под землей, в каких-то туннелях и катакомбах, и лишь изредка выходил на поверхность. Кучер объяснил это тем, что в Англии рельсы чаще применялись в рудниках, для доставки тяжелой породы на поверхность. Позже рельсы стали выводить далеко наружу — до крупных дорог или морских портов.

Мы заметили, что у этой «железной дороги» есть один крупный недостаток — она деревянная. Даже под колесами одного нашего экипажа она заметно разрушалась. Кстати, возможно, что слово «трамвай» пошло именно из этих времен, ведь дословно его можно перевести как «деревянная дорога».

На станциях мы покупали свежие газеты. В одной из них мы узнали, что в 1738 году рельсы станут металлическими. Это оказалось правдой — вскоре под колесами загромыхало железо. Но дорога оказалась не такой, к какой мы привыкли сейчас. Это была полоса чугуна с повозку шириной с двумя желобами — весьма затратное и хрупкое сооружение. Лишь в 1767 году рельсы стали привычными — их придумал Ричард Рейнольдс.

Мы все ждали, когда же потных и разгоряченных лошадей сменит паровой двигатель, ведь в 1763 году русским изобретателем Ползуновым была изобретена паровая машина для подачи воздуха в плавильные печи. Эстафету в 1784 году должен был подхватить англичанин Джеймс Уатт, разработав будущий двигатель паровозов.

И вот мы дождались! В 1802 году нас пересадили на странную конструкцию — творение инженера Ричарда Тревитика. Двухосная рама с четырьмя колесами и в середине огромный котел — вот и все, что из себя представлял наш новый вагон. Мы и не знали, радоваться нам или горевать. Но вскоре под вагоном от тяжести конструкции лопнули рельсы, и нас опять пересадили на лошадей.

Вся надежда сейчас оставалась на Стефенсона. В 1814 году 8 вагонов, толкаемые локомотивом его производства, уже могли двигаться со скоростью 6 км/ч. Мы снова предпочли лошадей. Но Стефенсон не сдавался. Он доказал, что железная дорога должна быть ровной, без спусков и подъемов. Несмотря на дороговизну строительства, такая дорога должна окупиться.

Долго мы будем с благодарностью вспоминать этот счастливый день! Первая в мире железнодорожная линия Стоктон — Дарлингтон напоминала о нашем родном двадцать первом веке, хотя бы ровностью передвижения. Вагон по-прежнему толкали лошади — лишь в 1830-м стараниями Стефенсона (он разработал поочередно три типа паровозов) железная дорога стала паровой.

На черепановской «черепахе»

Наконец-то после жаркой Африки и туманного Альбиона нас ждала родина! В 1837 году в России начала действовать первая постоянная железная дорога между Царским Селом и Петербургом. Длина дороги была 26,7 километра, а ездил по ней, сами понимаете, кто. Село-то ведь не какое-нибудь, а Царское!

Уж и не знаю, насколько нам повезло, что мы попали на этот поезд. Хотя, по нынешним меркам, не слишком он и комфортный был: зимой холодно, летом жарко, на стыках трясет прилично.

«Постойте, — скажет осведомленный читатель, — но ведь первой была железная дорога, по которой ездил паровоз Черепановых!»

Да, это правда, но эта железная дорога просуществовала совсем недолго. Длина ее была 854 метра, по ней ездил «сухопутный пароход» (так его тогда называли), разработанный братьями Черепановыми. Скорость «парохода» была 15 км/ч, он мог перевозить 13 тонн руды или 40 пассажиров. Вскоре от технической новинки отказались, предпочтя ей все тех же старомодных лошадей.

…В Питере нам пришлось подождать — линию, соединяющую столицы, построили лишь в 1851 году. Ее длина составила 650 километров.

Вообще, после отмены крепостного права развитие железных дорог пошло быстрее. К 1890 году Россия занимает второе место после США по протяженности и разветвленности «параллельных прямых».

В вагонах того времени уже наладился комфорт, фактически равный нынешнему: было отопление, свет, туалеты, вагоны обслуживались проводниками. Конечно, все эти блага начинались со второго класса — в третьем классе пассажиры спали вповалку на деревянных скамьях.

Нам снова повезло — удалось проскользнуть в императорский вагон. Отделанный панелями из лакированного дерева, богато обставленный шикарной мебелью, увешанный известными картинами и даже цветами в горшках, он, в сущности, являл собой небольшой, но очень уютный дворец на колесах. Впрочем, все последующие руководители также заводили себе привычку иметь подобный «дворец» всегда под рукой — уж очень приятно перемещаться с комфортом…

Продолжение следует…

shkolazhizni.ru

Первые рельсы и первые локомотивы

Еще во время античности, в глубокой древности, человечество изобрело рельсы. Уже на то время в Вавилоне и Ассирии 4 000 лет назад существовали телеги с четырьмя и двумя колесами, которые могли двигаться только в одну сторону. Для того чтобы эта тележка могла свернуть направо или налево, нужно было переложить рельсы.

В начале новой эры, спустя 1500 лет, начал появляться новый тип рельсов. Это были длинные, отшлифованные деревянные палки, которые были укреплены на деревянных шпалах. Их использовали исключительно для перевоза тяжелых грузов. Вагонетки для шахт были изобретены человеком уже в XVI веке, они двигались по рельсовому пути.

Первым, кто догадался пустить паровую машину по рельсам, был англичанин Ричард Тревитик. Это было в 1804 году.

Такую машину было названо локомотивом, и она была способна перевозить сразу 5 вагонов, 5 тонн угля и 70 пассажиров. Этот вид поезда ходил по чугунным рельсам, которые изготавливались на фабрике в Уэльсе.

Первые рельсы были деревянными. Через некоторое время люди начали использовать чугунные и железные рельсы. Это обеспечивало безопасность пассажиров и увеличивало срок службы рельсов.

Конечно, в техническом соотношении, первый локомотив был не совершенен. Его скорость достигала всего 8 километров (4,9 миль) в час. Но Дж. Стефенсон в 1816 году создал более совершенный локомотив.

Первая железнодорожная линия, которая соединила Стоктон и Дарлингтон. По ней перевозили уголь. Вскоре, в 1830 году была построена линия соединявшая Ливерпуль и Манчестер. Она предназначалась для перевозки, как грузов, так и пассажиров.

Стивенсон создал локомотив, который развивал скорость 47 километров (29 миль) в час!

Англия стала интенсивно развивать железнодорожное строительство с начала XIX века. Весь добываемый уголь в Англии перевозился при помощи железнодорожного транспорта уже в 1833 году. Через два года в Англии уже было 720 железнодорожных линий, оснащенные паровозами. Нужно подчеркнуть, что в Европе, первая линия появилась только в 1835 году, которая соединяла Малин и Брюссель. А в Голландии, первый поезд соединил Гарлем с Амстердамом в 1839 году.

С тех времен и до сих пор железнодорожный транспорт интенсивно развивается и занимает одно из самых ведущих мест во всем мире. По железной дороге, в несколько раз перевозится больше груза, чем каким либо другим транспортом.

www.vseznayka.kiev.ua

История рельс

Полезная информация http://ruani.ru/informaciya_dlya_vsex.html для эрудитов.

История рельса начинается задолго до нашей эры. Предшественницами железнодорожного пути были колейные дороги, которые строили еще в древности. Тогда, конечно, не было никаких рельсов. Их заменяли колеи — углубления, которые египтяне, римляне и греки устраивали в каменном основании. Такие колейные дороги в древнем Египте, например, применялись для доставки каменных глыб к месту сооружения пирамид.
Позже появились гужевые дороги с деревянными балками-лежнями, по которым двигались повозки. Чтобы повозка не сходила с лежней, снизу у нее укреплялся особый направляющий стержень, который входил в промежуток между лежнями и удерживал повозку в колее. Иногда верхней части лежней придавали округлое очертание, а колеса делали с желобами.
Лежневые дороги строились и в России и в странах Западной Европы. В Англии, например, колейная дорога была построена в 1630 году. Путь состоял из деревянных продольных брусьев, уложенных на зарытые в землю поперечные брусья, и предназначался для доставки угля от угольных копей к пристани. Чтобы предохранить продольные брусья от износа, на них набивали доски, а затем вместо досок — железные полосы.
И все же, несмотря на то, что колейный путь в XVII веке был уже очень схож с рельсовым, до появления первых металлических рельсов прошло еще полтора столетия. Железа в то время вырабатывали очень немного, потребности в систематической перевозке грузов еще не было, поэтому никому и в голову не приходило делать колеи из металла.
Первый чугунный рельс обязан своим появлением случаю. В 1767 году в Англии были очень низки цены на металл. Поэтому железный завод Коль-брэка Дэля, который располагал большими запасами чугуна, решил временно воздержаться от его продажи, подождать повышения цен. Чугун был отлит в виде пластин и уложен поверх досок на одну из заводских колейных дорог. Со временем его ‘намеревались оттуда снять для продажи. Однако удобство движения по чугунной дороге было настолько заметным, что завод вскоре начал специально отливать чугунные пластины вогнутой формы для сооружения колейных дорог. Позже на таких рельсах стали делать продольный гребень, который не давал колесам тележки сойти с пути. Такие рельсы назывались уголковыми.
В России в XVIII веке также строились дороги с чугунными рельсами. До нас дошли сведения об одной из таких дорог •— «чугунке» Александровского завода в Петрозаводске. На заводе изготовляли пушки, и для облегчения доставки тяжелых стволов из доменного цеха в сверлильный в 1788 году была сооружена чугунная дорога протяженностью 160 метров. Предполагают, что рельс на этой дороге был уголковым.
Однако уголковые рельсы жили недолго. В них быстро накоплялся мусор, набивались камни, которые мешали движению. В поисках более удачного решения был сделан важный шаг по пути к современной железной дороге: гребень, удерживающий повозку на колее, был перенесен с рельса на колесо. Колеса повозок стали делать с закраинами — ребордами, а поверхность рельсов гладкой. Рельсы такого пути отливали из чугуна и делали короткими — не более метра. В поперечном сечении они имели форму гриба. Шляпка гриба служила опорой для колеса, а ножка увеличивала прочность рельса. В середине рельса ножка гриба была выше, чем по краям, — нижняя часть рельса провисала между шпалами, напоминая рыбье брюхо. Потому рельсы так и назывались: грибовидные с «рыбьим брюхом». Путь из таких рельсов был сооружен в Англии в 1789 году.
В начале XIX века рельсы стали делать из железа. Они полностью повторяли форму своих чугунных предшественников. Даже после изобретения прокатки, когда появилась возможность изготовлять рельсы значительной длины, пресловутое выпуклое «рыбье брюхо» казалось необходимым, хотя оно сильно усложняло производство. Такие рельсы были уложены на первых английских железных дорогах с паровой тягой в 1825—1830 годах, и здесь в полной мере проявилась несостоятельность прежней отжившей формы. Тяжелые паровозы легко ломали слабый грибовидный рельс — новый вид тяги требовал и новой рациональной формы рельса.
В поисках такой формы английские инженеры попробовали соединить два грибовидных рельса, создать рельс с двумя одинаковыми шляпками-головками сверху и снизу, соединенными общей шейкой. Этот рельс был применен в 1835 году; полагали, что срок его службы удвоится: после износа одной головки рассчитывали воспользоваться другой. Однако первые же годы эксплуатации не оправдали надежд. Ко времени износа верхней головки нижняя покрывалась вмятинами в местах опор.
Параллельно с английскими инженерами над созданием нового рельса работали и в Америке. Здесь грибовидный рельс превратился в так называемый
Широкоподошвенный; ножку гриба поставили на горизонтальную пластинку — подошву. Такой рельс появился в 1830 году и быстро завоевал признание. Вскоре он стал распространяться в Европе, а в 1843 году, когда началось строительство железной дороги Петербург — Москва, впервые был применен и в нашей стране.
Сейчас широкоподошвенный рельс является основным типом почти во всех странах мира. Только в Англии и отчасти во Франции сохранился двухголовый рельс, правда, несколько измененный. Можно ожидать, что широкоподошвепный рельс, который по форме близок к самой прочной, так называемой двутавровой балке, просуществует без изменения до той поры, пока мощные и тяжеловесные локомотивы будущего не потребуют перестройки всей конструкции железнодорожного пути.

Поделитесь статьей с друзьями

www.ateismy.net

Кто изобрел железную дорогу и почему ты должен этим гордиться

Добрый день или вечер уважаемый читатель блока! В этой статье я поведаю тебе об изобретателях паровоза и железной дороги.  Об этом я недавно рассказал своей любознательной доченьке, расскажу и тебе. Я всегда стремлюсь отвечать на её вопросы, но тут она поставила меня просто в тупик. «Кто изобрел железную дорогу?» — спросила она меня. Ответа я не знал, а сознаваться в этом мне ни как не хотелось. Я начал разбираться и нашёл ответ на вопрос моей дочери.  А тебе интересно?

Предпосылки появления железной дороги

Оказывается ещё в середине шестнадцатого века в рудниках использовались деревянные лежни для вывоза угля и руды на поверхность. Тогда в деревянные телеги впрягали лошадей. Но лежни из такого материала быстро выходили из строя. С годами объёмы выработки росли. Твёрдым топливом и рудой торговали с соседними городами и другими странами. Возникла необходимость перевозить большие грузы не только морским, но и сухопутным путём. На смену деревянным рельсам пришли чугунные. Конную тягу придумали заменить более продуктивной паровой машиной.

Изобретатели паровоза

Ты знаешь, что способ подавать воздух в печь поршневой системой, двигающейся с помощью пара, придумал в 1766 году именно русский механик Иван Ползунов? Сама машина была из дерева. Внутри неё он установил металлический котёл и два цилиндра с поршнем внутри.  В котле кипела вода и пар выталкивал поочерёдно поршни из цилиндров. Двигаясь таким образом, они раздували меха, и воздух поступал в сталеплавильную печь. Но к сожалению этот талантливый человек умер в том же году. Через 42 дня работы в машине произошла поломка. Ремонтировать было не кому, и его детище разобрали и выбросили.

Прошло ещё 18 лет, прежде чем молодой механик из Англии Джеймс Уатт усовершенствовал этот способ и построил первую паровую машину. А уже в начале девятнадцатого века появились машины на колёсах с паровым двигателем, пароходы и паровозы.

А ты знаешь, в каком году и кем был построен первый русский паровоз?  В этой статье, я расскажу тебе о Ефиме Черепанове и его сыне Мироне. Эти механики — самородки были крепостными заводчика Демидова. Трудились они на металлургическом заводе в Нижнем Тагиле. Свой паровоз и рельсовый путь в 1834 году они создали из отечественных материалов.

Изобретатели рельсового пути

Оказывается первый рельсовый путь был проложен более двухсот лет назад в 1804 году в Англии. Для облегчения труда шахтёров английский инженер Ричард Тревитик сконструировал паровую машину, которая вытаскивала вагонетки на поверхность по откаточным путям длиной 15 км. Рельсовый путь изготовили из чугуна и он оказался не достаточно прочным для столь тяжёлой машины и быстро изнашивался. Модернизировал паровоз и предложил использовать для рельсового пути более прочное пудлинговое железо — Джордж Стефансон. А ещё этот английский инженер придумал сооружать насыпи, разработал новый способ стыковки рельс.

Джордж Стефонсон — отец железной дороги.

Джордж Стефансон родился в 1781 году в английском городе Уилэме в бедной шахтёрской семье. Ты знаешь, что начать работать сортировщиком угля ему пришлось восьмилетним ребёнком? А у тебя есть дети? Ты можешь представить своего сына — первоклассника в угольной шахте с лопатой в руках.

Любознательного мальчишку заинтересовали насосы, которые откачивали из шахты воду. Эти насосы качали воду под действием паровой машины. Когда он подрос, то стал работать машинистом в угольной шахте. Умный и талантливый паренёк старательно учился, изучал паровой двигатель. И к своим 30 годам смог усовершенствовать машину, откачивающую воду на его шахте. Его сразу назначили главным инженером рудника.

А в 1812 году он начинает заниматься изобретением новых машин с паровым двигателем. Тяжёлый труд шахтёра он знал не понаслышке. Что бы облегчить шахтёрский труд он изобрёл паровую «путевую машину» и предложил её владельцам рудников. Получив одобрение и деньги, он построил в 1813 г свой первый паровоз.  В течении последующего десятилетия Стефансон занимался усовершенствованием этой модели. Трудно переоценить значение его инженерной деятельности.

Ведь это в первую очередь его заслуга, что в 1825 году открылась для перевозок первая железная дорога Стоктон -Дарлингтон, протяжённость которой 35 км. По ней и двинулся в путь первый состав, состоящий из паровоза, изобретённого и построенного Стефансоном, и шести вагонов, гружённых углём и мукой. В вагонах были установлены и скамейки для пассажиров. Свой паровоз, имеющий угольную топку, он назвал «Locomotion» («Передвижение») и стал его первым машинистом. Скорость этого грузопассажирского состава была не большая всего 8 км/час.

Ты знаешь, по этой дороге двигаются составы и в наше время.

А уже через пять лет в 1830 году железнодорожный путь длиною в 54 км соединил города Ливерпуль и Манчестер. Очередной раз удивил мир сэр Джордж Стефансон тогда, когда создал сверхбыстрый для того времени паровоз. Его скорость достигала 50 км\ч. С этого момента возведение дорог стремительно набирало темп по всему миру. С тех пор прошло 10 этапов развития железных дорог, которые изменили мир.

Где построена первая русская пассажирская дорога?

Первая железная дорога в России появилась в 1788 году на Александрийском металлургическом заводе в Петрозаводске. Использовали её для перемещения чугунных заготовок между цехами. В то время железнодорожный путь использовалась в основном в промышленности. Были предложения от производителей паровозов об использовании их для пассажирских перевозок, но русская общественность была настроена скептически.

Прогрессивно настроенные слои общества одержали победу, и в 1934 г в Россию пригласили чешского профессора Франца Антона фон Герстнера. Он уже имел опыт строительства железной дороги в Европе. Изучив все условия, он обосновал Николаю I необходимость строительства железнодорожных путей сообщений и получил привилегию на постройку дороги между Петербургом, Царским Селом и Павловском.

Работы начали весной 1836 года с устройства насыпи и планировали завершить к 1 октября. Земляные работы пришлось вести на овражистой местности, осушать болото, строить мосты через реки. Все эти трудности задерживали постройку дороги. К установленному сроку был готов только участок между Павловском и Царским Селом. Паровозы строили в Англии и их поставку ожидали только в ноябре того года. Но 27 сентября 1836 года по новой железной дороге всё же отправился в путь первый состав. В Павловском парке собрались сотни зрителей из соседних городов и окрестностей. Состав, в котором помещалось 100 человек, тащили по рельсам  две запряжённые лошади. Таких составов было четыре. Сравни как в наше время происходит строительство железных дорог.

И, наконец, 30 октября 1837 года была назначена историческая церемония открытия движения на всей линии пути от Павловска до Петербурга длиною в двадцать семь километров.

С этого события началось стремительное развитие пассажирского железнодорожного транспорта в России. Но это, как говорят, уже другая история.

Кстати, специально для детей нашел книгу в которой все расписано простым и понятным языком, вот ссылка на нее «Тайны железных дорог», не пожалеете)

Да, и не забудьте подписаться на обновления блога)

Сергей Ткаченко

Этой статьей стоит поделится с друзьями:

myzd-life.ru

Кто придумал рельсы и поезда? Часть 1 | Мир вокруг нас

Билет из Древнего Египта

Рассуждая о железной дороге, хочется рассказать читателю ее историю от создания и развития до сегодняшних дней. Ведь, не зная прошлого, трудно адекватно заглянуть в будущее. Только хочется сделать это как-то необычно, ведь рассуждать придется не о неподвижной субстанции, а о бесконечно бегущей, никогда не стоящей на месте.

А что если представить, что мы с вами сели на поезд, который поедет от самых истоков создания железной дороги до настоящего времени? Давайте попробуем!

…Билет на древнеегипетский «поезд» достался нам совершенно случайно — можно сказать, по блату: возница разрешил нам за некоторую плату присесть на вершину камня, который тащили быки к строящимся возле столицы пирамидам. Роль рельсов на этой «железной дороге» выполняли два глубоких желоба, в которых двигались колеса повозки, — так в древности перевозили тяжелые грузы.

Возница попался болтливый, выложил все местные новости — про то, что фараон простудился на последнем празднике солнца, про размеры новой пирамиды, да еще про то, что в молодых соседних государствах, Риме и Греции, тоже строят дороги с глубокими колеями для перевозки больших предметов, только там еще зашивают досками пространство между колеями — чтобы не размывало дождями.

От Стоктона до Дарлингтона

Затем мы очутились в старой доброй Англии. Почему-то путь наш больше лежал под землей, в каких-то туннелях и катакомбах, и лишь изредка выходил на поверхность. Кучер объяснил это тем, что в Англии рельсы чаще применялись в рудниках, для доставки тяжелой породы на поверхность. Позже рельсы стали выводить далеко наружу — до крупных дорог или морских портов.

Мы заметили, что у этой «железной дороги» есть один крупный недостаток — она деревянная. Даже под колесами одного нашего экипажа она заметно разрушалась. Кстати, возможно, что слово «трамвай» пошло именно из этих времен, ведь дословно его можно перевести как «деревянная дорога».

На станциях мы покупали свежие газеты. В одной из них мы узнали, что в 1738 году рельсы станут металлическими. Это оказалось правдой — вскоре под колесами загромыхало железо. Но дорога оказалась не такой, к какой мы привыкли сейчас. Это была полоса чугуна с повозку шириной с двумя желобами — весьма затратное и хрупкое сооружение. Лишь в 1767 году рельсы стали привычными — их придумал Ричард Рейнольдс.

Мы все ждали, когда же потных и разгоряченных лошадей сменит паровой двигатель, ведь в 1763 году русским изобретателем Ползуновым была изобретена паровая машина для подачи воздуха в плавильные печи. Эстафету в 1784 году должен был подхватить англичанин Джеймс Уатт, разработав будущий двигатель паровозов.

И вот мы дождались! В 1802 году нас пересадили на странную конструкцию — творение инженера Ричарда Тревитика. Двухосная рама с четырьмя колесами и в середине огромный котел — вот и все, что из себя представлял наш новый вагон. Мы и не знали, радоваться нам или горевать. Но вскоре под вагоном от тяжести конструкции лопнули рельсы, и нас опять пересадили на лошадей.

Вся надежда сейчас оставалась на Стефенсона. В 1814 году 8 вагонов, толкаемые локомотивом его производства, уже могли двигаться со скоростью 6 км/ч. Мы снова предпочли лошадей. Но Стефенсон не сдавался. Он доказал, что железная дорога должна быть ровной, без спусков и подъемов. Несмотря на дороговизну строительства, такая дорога должна окупиться.

Долго мы будем с благодарностью вспоминать этот счастливый день! Первая в мире железнодорожная линия Стоктон — Дарлингтон напоминала о нашем родном двадцать первом веке, хотя бы ровностью передвижения. Вагон по-прежнему толкали лошади — лишь в 1830-м стараниями Стефенсона (он разработал поочередно три типа паровозов) железная дорога стала паровой.

На черепановской «черепахе»

Наконец-то после жаркой Африки и туманного Альбиона нас ждала родина! В 1837 году в России начала действовать первая постоянная железная дорога между Царским Селом и Петербургом. Длина дороги была 26,7 километра, а ездил по ней, сами понимаете, кто. Село-то ведь не какое-нибудь, а Царское!

Уж и не знаю, насколько нам повезло, что мы попали на этот поезд. Хотя, по нынешним меркам, не слишком он и комфортный был: зимой холодно, летом жарко, на стыках трясет прилично.

«Постойте, — скажет осведомленный читатель, — но ведь первой была железная дорога, по которой ездил паровоз Черепановых!»

Да, это правда, но эта железная дорога просуществовала совсем недолго. Длина ее была 854 метра, по ней ездил «сухопутный пароход» (так его тогда называли), разработанный братьями Черепановыми. Скорость «парохода» была 15 км/ч, он мог перевозить 13 тонн руды или 40 пассажиров. Вскоре от технической новинки отказались, предпочтя ей все тех же старомодных лошадей.

…В Питере нам пришлось подождать — линию, соединяющую столицы, построили лишь в 1851 году. Ее длина составила 650 километров.

Вообще, после отмены крепостного права развитие железных дорог пошло быстрее. К 1890 году Россия занимает второе место после США по протяженности и разветвленности «параллельных прямых».

В вагонах того времени уже наладился комфорт, фактически равный нынешнему: было отопление, свет, туалеты, вагоны обслуживались проводниками. Конечно, все эти блага начинались со второго класса — в третьем классе пассажиры спали вповалку на деревянных скамьях.

Нам снова повезло — удалось проскользнуть в императорский вагон. Отделанный панелями из лакированного дерева, богато обставленный шикарной мебелью, увешанный известными картинами и даже цветами в горшках, он, в сущности, являл собой небольшой, но очень уютный дворец на колесах. Впрочем, все последующие руководители также заводили себе привычку иметь подобный «дворец» всегда под рукой — уж очень приятно перемещаться с комфортом…

Продолжение следует…

beta.shkolazhizni.ru

Рельс — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 марта 2015; проверки требуют 50 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 марта 2015; проверки требуют 50 правок.
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Современный рельсовый путь. Слово «рельс» имеет и другие значения.

Рельсы (от мн. ч. англ. rails — от лат. regula — прямая палка) — стальные балки специального сечения, укладываемые на шпалах или других опорах для образования пути, по которому перемещается подвижной состав железнодорожного транспорта[1], городских железных дорог, специализированный состав в шахтах, карьерах, крановое оборудование и так далее.

Кроме того, облегчённые рельсы используются в кинематографе для передвижения

ru.wikipedia.org

Кто, где и когда изобрел железную дорогу?

 

В 1825 году В Англии была открыта первая официальная железная дорога, (там же впервые построили первое метро). По ней двигался паровоз, который сконструировал Ричард Тревитик. Предпосылкой создания железной дороги железнодорожные пути с конной тягой. Первый паровоз же построили в 1804 году. Однако железо в тот период было слишком дорого, а паровоз весил слишком много – чугунные рельсы его не могли выдержать.

Первая железная дорога

Железную дорогу построили в северо-восточной Англии, ее протяженность составляла 40 километров. Она соединила города Дарлингтон и Стоктон на Тисе. Изначально данная дорога предназначалась для перевозки угля с шахт непосредственно с Дарлингтона к порту в Стоктоне, в котором грузили уголь на корабли.

Особенности устройство железной дороги:

1. Проект железной дороги разработал конструктор и инженер Джордж Стефенсон, который до этого уже имел опыт управления и эксплуатации железной дороги в Килингуорте.

2. На самом крутом уклоне стояли две стационарные паровые машины, которые посредством лебедки должны были придать дополнительную тягу. Однако в дальнейшем от данных машин отказались, так как паровозы продемонстрировали способность к самостоятельному передвижению поезда даже на больших уклонах.

3. Первым локомотивом стал паровоз Locomotion №1 Джорджа Стефенсона, который построен на его собственном заводе. Состав представлял пассажирский поезд, который перевозил примерно 600 пассажиров. Паровоз преодолел первые 19 километров за два часа. Первыми пассажирскими вагонами были переоборудованные вагонетки, ранее использовавшиеся для перевозки угля.

4. Эту дорогу в 1833 году продлили до Мидлсбро, что позволило ускорить перевозку угля, ведь тамошний порт имел более глубоководную гавань, чем Стоктон. Затем на дороге построили вторые пути, внедрили сигнализацию, после чего она стала образцовой при строительстве других железных дорог по Великобритании.

Стоктон-Дарлингтонская железная дорога в 1863 году была соединена Северо-Восточной дорогой, с включением в нее железнодорожных сетей Северо-Восточной дороги и Лондона.

Железная дорога в России

Вопросами прокладки первой железной дороги русское правительство озаботилось в начале 19-го века. Базой для данного направления явился Департамент водных коммуникаций, который создан в 1798 году.

Руководить строительством железной дороги, которую следовало проложить между Царским Селом и Санкт-Петербургом, было поручено Францу Герстнеру, австрийскому инженеру.

Особенности устройства железной дороги в России:

1. Франц Герстнер предполагал, что ширина колеи в 1435 мм, которая была принята в Европе, слишком мала для постройки правильной конструкции вагонов и паровозов. Именно поэтому Царскосельскую железную дорогу строили с колеей в 1829 мм.

Франц Герстнер, конструктор железной дороги в России

2. Практически вся дорога приобреталась за границей: были куплены крепления, стрелочные переводы и рельсы.

3. Царскосельская железная дорога первоначально была проложена до Царского села от Санкт-Петербурга, а позже ее продлили до городка Павловска. В результате общая протяженность трассы составила примерно 27 километров.

4. Первая пробная поездка между Павловском и Царским селом поезда с конной тягой была организована 27 сентября 1836 г.

5. Торжественное открытие движения Санкт-Петербург – Царское Село случилось 30 октября 1837 г. Сам Герстнер стал машинистом первого поезда, состоявшего из восьми вагонов и паровоза «Проворный». Средняя скорость движения поезда составила 32 км/час, а время поездки равнялась примерно 42 минуты.

6. Вагоны напоминали различного вида повозки, поэтому они назывались «дилижансы», «берлины», «шарабаны». Всего к открытию российской дороги поступили 6 паровозов, а также 19 грузовых и 44 пассажирских вагонов, которые закупили у Бельгии и Англии. Паровозы производились на основе применявшихся в Европе паровозов, однако в конструкцию были внесены существенные изменения, которые связаны с увеличенной шириной колеи.

Царскосельская железная дорога в качестве самостоятельной просуществовала лишь до 1897 года, затем ее включили в число Московско-Виндаво-Рыбинской дороги, к тому же ее перешили на колею в 1524 мм.

 Интересные факты о железной дороге:

  • -Железные дороги в России каждый год перевозят 1 миллиард 300 миллионов пассажиров. В среднем каждый из нас 9 раз в году является пассажиром поезда, но это очень маленькая цифра. В советские времена эта цифра доходила до 15 раз в год.
  • -Транссибирская железнодорожная магистраль считается самой длинной в мире. Её длина почти 9.300 километров.
  • -Cтанция «Половина» это самая середина Транссиба. От этой станции одинаковое расстояние, как до Москвы, так и до Владивостока.
  • -После открытия первой железной дороги в России (между Москвой и Петербургом) первые трое суток проезд был бесплатным. Потому что никто не хотел ехать на этой «страшной штуке».
  • -В Аргентине сейчас можно совершить экскурсию на легендарном поезде «Патагония-Экспресс», который восстановили специально для туристов. Кроме впечатлений от окрестных пейзажей, пассажиры могут без своего согласия стать участниками тщательно спланированной акции «Ограбление поезда».
  • -Несколько лет назад между Парижем и Венецией начал курсировать специальный “поезд любви”. В купе такого поезда: VIP-обслуживание, есть телевизор, душевая кабина и специальная двуспальная полка.
  • -Однажды в турне по Швейцарии отправился поезд, на котором ехали сливки швейцарского общества: министры, депутаты, почетные граждане и т.п. По случаю торжества поезд был составлен из одних вагонов-ресторанов. Но организаторы не учли маленького нюанса: в швейцарских вагонах-ресторанах нет туалета. Поэтому когда поезд подошел к станции, собравшиеся встречать его местные жители, были очень удивлены: почетные гости сыпанули из дверей вагонов как горох.
  • -Японская фирма “Тошиба” построила поезд на магнитной подушке. Поезд способен развивать скорость в 517 км/час.
  • -Однажды группа немецких инженеров обследовала Панамский перешеек в целях строительства трансамериканской железной дороги. И в итоге вынесла решение, что рельсы здесь лучше делать не из редкого в этих местах железа, а… из золота.
  • -Вагоны третьего класса на первых русских железных дорогах следовали в передней части состава и были снабжены жесткими скамьями. Но пассажиры чаще ездили под скамьями. Потому что у этих вагонов не было крыши, и пассажиры прятались от непогоды и искр.
  • -В Австралии на пустынной равнине проложена железная дорога, которая занесена в книгу рекордов Гиннесса. Знаменита она тем, что на протяжении 500 км на ней нет ни одного поворота.
  • -В ближайшем будущем в России могут появиться двухъярусные пассажирские вагоны. Такие вагоны будут гораздо экономичнее для железной дороги и гораздо комфортабельнее для пассажиров. В каждом купе такого вагона имеются душ, туалет и кондиционер.
  • -Самый длинный грузовой состав в мире курсировал в Советском Союзе по маршруту Экибастуз — Урал. Поезд длиной 6,5 километров перевёз 42.000 тонн угля в 440 вагонах.
  • -В начале 90-х гг. была известна такая афёра: африканцу обещали эмиграцию в Европу, забирали оговоренную сумму, привозили в Москву (тогда это было просто и дешево). А затем этого африканца сажали в поезд, заверив, что это поезд в Германию. Но на самом деле это был поезд метро, который двигался по кольцевому маршруту. Бедняга мог ехать очень долго.
  • -Специалисты советуют в целях безопасности, при покупке билетов отдавать предпочтение центральным вагонам. В случае аварии они страдают меньше, чем головные или хвостовые. А также лучше выбирайте сидячие места против движения поезда. Кстати,согласно статистике, поезда в 45 раз безопаснее автомобилей
  • -Максимальная скорость на рельсовом пути зафиксирована на отметке 985 км/ч! Именно такую скорость развила во время эксперимента платформа с ракетным двигателем в штате Нью-Мексико (США)

 


В следующих статьях вы сможете узнать о том, кто придумал стекло и зонт. 06.12.2018

www.qhhq.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *