Познавательное

Короткая скороговорка детская – Короткие скороговорки

Длинные скороговорки


За посёлком у просёлка

В поле пела перепёлка.

Перепел прилетел,

Перепёлку перепел.

Был кашеваром кашалот,

А кашеедом – кит.

Но простудился кашалот,

Стал сильно кашлять он, и вот –

Стал кашеедом кашалот,

А кошеваром – кит. Ирина Токмакова



Плавниками трепеща,

И зубаста, и тоща,

Пищи всё себе ища,

Ходит щука вкруг леща.



На дворе трава,

На траве дрова,

Не руби дрова

На траве двора.



Встретил в чаще ёж ежа:

– Как погода?

– Свежа.

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съёжась, два ежа.



Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота.



Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!



Четыре чёрненьких

Чумазеньких чертёнка

Чертили чёрными чернилами



Сшит колпак

Не по-колпаковски,

Надо его переколпаковать.

Кто колпак переколпакует,

Тому полколпака гороху.



Шли три Назара,

встали у базара

да заговорили:

про Прокопа,

про Прокопиху

и про маленьких

Прокопиных Прокопят.



Видит лисица,

откуда зарница,

хвостом-веером

туч не развеяла.



Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как галчата,

И, как волчата, галчата молчат.



Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.



Солнце садится, струится водица,

Птица-синица в водицу гладится.

Чистой водицы синица напьётся –

Славно сегодня звенится-поётся!



Слышен шорох в камышах –

От него шумит в ушах:

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шёпотом страшат.



Дядя Коля дочке Поле

Подарил щеночка колли,

Но щенок породы колли

Убежал от Поли в поле.



Уточка-вострохвосточка

ныряла да выныривала,

Выныривала да ныряла.



Ел Алёшка ложкой лапшу,

А кошка Алёшки –

из плошки окрошку.

Съела кошка

окрошку до крошки,

потом решила:

«Пойду к Алёшке,

в плошку ложку

лапши попрошу».



У крошки Матрёшки

Пропали серёжки,

Серёжки Серёжка

Нашёл на дорожке.



Собирала Маргарита

Маргаритки на горе,

Растеряла Маргарита

Маргаритки на дворе.



В бору бобёр и брат бобра

Работают без топора.

Бобёр и брат бобра добры –

Жаль вырубать бобрам боры.



Валя на проталинке

Промочила валенки.

Валенки у Валеньки

Сохнут на завалинке.



Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне кукушонок смешон.



– Рассказать вам про покупки?

– Про какие про покупки?

– Про покупки, про покупки,

Про крупу да про подкрупки.



Съел молодец тридцать три

Пирога с пирогом,

И все со сметаной и с творогом.



Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Мышки зубики сломали.



Ты нас, мама, не ищи –

Щиплем мы щавель на щи.

В роще, травы шевеля,

Мы нащиплем щавеля.



Два дровосека, два дровокола,

Два дроворуба говорили про Ларю,

Про Ларьку, про Ларькину жену.



Купили Валерику и Вареньке

Варежки и валенки.

Валин валенок

провалился в прогалинок.




Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами –

Помогали нашей маме!



Променяла Праcковья карася

На три пары чёрно-бурых поросят.

Побежали поросята по росе,

Простудились поросята, да не все.



Свили цапли гнездо из пакли.

С хмурого неба закапали капли.

В гнезде из пакли промокли цапли.



Старик Скороговоров

купил сковородку,

разбил сковородку,

забыл скороговорку.




Приготовила Лариса

Для Бориса суп из риса.

А Борис Ларису

Угостил рисом.




Свинья тупорыла

Весь двор перерыла,

Вырыла полрыла,

До норы не дорыла.




Павка на лавке

Плетёт лапти Клавке.

Не годятся лапти

Клавке на ножки,

А годятся лапти

На лапки кошке.




Заяц косой

сидит за осокой-травой,

смотрит косой

косит траву косой.




Все с базара,

А Назар – на базар.

С базара Назар –

Все на базар.

  • Короткие скороговорки
Powered by e-max.it, posizionamento sui motori

www.smart-kiddy.ru

короткие и интересные варианты для развития речи

Источник фото: shutterstock.com

Любой родитель стремится к тому, чтобы его ребенок говорил грамотно и красиво. Поэтому услуги логопедов пользуются большим спросом. Но толку от занятий будет мало, если вы сами не будете заниматься дома. А помогут вам в этом скороговорки.

В чем польза?

У изучения скороговорок есть масса преимуществ:

  • развитие дикции;

  • увеличение активного и пассивного словарного запаса;

  • развитие фонематического слуха, т. е. способности анализировать речь с точки зрения звуков и находить в ней ошибки;

  • исключение косноязычия и «проглатывания» слов.

Как заниматься?

Существует определенный алгоритм занятий:

  1. Произнести скороговорку быстро и четко, предварительно заучив ее самостоятельно.

  2. Произнести в нормальном темпе.

  3. Спросить ребенка, о чем скороговорка и есть ли те слова, которые ему незнакомы. Разъяснить значение новых слов.

  4. В медленном темпе начать повторять скороговорку с ребенком, поправляя его ошибки.

  5. Когда все звуки произносятся правильно, начните постепенно увеличивать темп.

На все это может потребоваться не одно занятие. Главное – регулярность и желание ребенка.

Полезные советы

Есть несколько важных моментов, которые стоит учесть:

  1. Начинать нужно со скороговорок на звуки попроще. Лучше проконсультируйтесь с логопедом на этот счет.

  2. Нельзя отрабатывать звуки, которые еще не сформированы. Только те, которые уже поставлены, но еще неуверенно используются в речи.

  3. Заниматься желательно в одно и то же время дня. Если ребенок не в настроении, занятие лучше отложить.

  4. Не ругайте ребенка за неудачи. Так вы отобьете охоту к занятиям, создав негативные ассоциации, и занизите его самооценку.

  5. Создайте стимул: ставьте всей семьей рекорды на скорость и четкость произнесения скороговорок, подготовьте красивую и длинную скороговорку для Деда Мороза и т. д.

  6. Чтобы разнообразить занятия, можно отсчитывать ритм, подбрасывая мячик в воздух или хлопая в ладоши. Любой игровой момент на ваш вкус будет здесь уместен.


Источник фото: shutterstock.com

Какие скороговорки выбрать?

Во-первых, нужно ориентироваться на возраст, а во-вторых – на отрабатываемый звук. Скороговорки для детей 7-8 лет должны быть простыми и понятными. Вот несколько примеров:

Подорожник по дороге

Собирал прохожий строгий.

Выбирал себе прохожий

Подорожник подороже.

Граф Тото играет в лото,

А графиня Тото знает про то,

Что Граф Тото играет в лото,

Если бы граф Тото знал про то,

Что графиня Тото знает про то,

Что граф Тото играет в лото,

То б граф Тото никогда бы в жизни

Не играл бы в лото.

Шелкопряд, шелкопряд

Шелк прядет за рядом ряд.

Плотно шелком обмотался,

Шелкопряд внутри остался.

Саша кушал кашу.

Кашу кушал Саша.

Саша, кушай не спеша,

Наша каша хороша.

Солнце садится, струится водица,

Птица-синица в водицу глядится.

Чистой водицы синица напьется –

Славно сегодня звенится-поется!

Слоны умны, слоны смирны,

Слоны спокойны и сильны.

А вот скороговорки для детей 10-12 лет могут носить более абстрактный характер и быть длиннее, поскольку их цель – отточение дикции и развитие памяти. Например:

Соль в лесу мусолил лось,

После солоно спалось.

Снился лосю славный сон:

Сало ел с лососем он.

Скороговорун скороговорил: все скороговорки не 

перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но 

заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все

 скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.

Шли Струмай, Строкциг, Марнос, Прокцогцзинь и 

Пригноцкроз. Рядом с ними были сыны: Струмайка Процгович,

 Странцигка Инкогнитович, Прокцогцзинь Прозсикович и

 Карзациг Пригноцкроз.


www.proaist.ru

Скороговорки детские | Загадки, стихи, колыбельные, скороговорки, потешки

Скороговорки детские

 
 

Жора жирафу,

Шарфик вязал,

Вяз в это время,

Сказку читал!

Автор: Леонов В.А.

 
 

Жук жужжал,

Журчал ручей,

Под грибком,

Спал муравей!

Автор: Леонов В.А.

 
 

Сушки, сухари, баранки,

Саша кушал спозаранку,

За ушами треск стоял,

Саша треска не слыхал!

Автор: Леонов В.А.

 
 

На окошке кошка,

Под окном лукошко,

Лукошко плетённое,

Береста в нём новая!

Автор: Леонов В.А.

 
 

Ели ватрушки,

Бабуси — подружки,

Семечки щелкали,

Громко охали!

Автор: Леонов В.А.

 
 

Ужонок ежонку,

Дарил футболку,

Буцы шипованные,

Шортики новые!

Автор: Леонов В.А.

 
 

Игорёк, Сашёк, Борис,

Обещали не сорить,

Съели шоколадку,

Обёртку кинули в кадку!

Автор: Леонов В.А.



 

Поликарп удил,

Карпа выудил,

В садок посадил,

Удочки скрутил!

Автор: Леонов В.А.

 
 

Зайчата с зайчихой,

Капустку солили,

Случайно в колодец,

Ведро уронили!

Автор: Леонов В.А.

 
 

Стоит гора,

На горе бора,

На боре пичужки,

Ловят мелких мушек!

Автор: Леонов В.А.

 


xn--80aaiflkn.su

Скороговорки для детей

Малыши подрастают и начинают сначала произносить «агу», потом «мама» и «папа», а дальше говорить фразы. Сказанные крохой первые слова запоминаются родителями очень надолго. Со временем малыши говорят без остановки, и у одних это получается хорошо, а у других не очень. Существуют несколько различных программ, которые разработаны логопедами, и помогают карапузам в преодолении трудностей со сложными звуками. Как правило, в эти занятия всегда входят скороговорки для детей с той буквой, которая плохо произносится ребенком.

Как работать со скороговорками?

Забавные, веселые, а порой и не очень логичные фразы и четверостишия, с детьми учить очень легко. А начинать занятия рекомендуется по следующей схеме:

  • взрослый очень медленно (можно по слогам) произносит скороговорку;
  • если малышу не понятен ее смысл, то он разбирается;
  • скороговорка заучивается ребенком с правильной формой произношения всех слов;
  • малыш медленно, не торопясь, произносит ее и если допускает ошибки, то взрослый должен обязательно его поправить;
  • каждый последующий раз, ребенок проговаривает скороговорку все быстрее и быстрее.

Самое главное при обучении карапуза этим фразам и стишкам – следить, чтобы все звуки в словах произносились правильно.

С чего стоит начинать?

Как и любая новая методика, обучение скороговоркам, если с ними ребенок еще не знаком, требует от родителей фантазии, времени и терпения. Здесь очень важно заинтересовать малыша, а не просто заставлять его повторять непривлекательные фразы. Короткие скороговорки для детей – это как раз то, с чего можно начинать обучение. Ребенку будет просто их запомнить и выговорить, а смысл их, как правило, очень прост. Для самых маленьких деток логопеды рекомендуют подобрать ассоциативные скороговорки, т.е. такие, в которых бы упоминались знакомые игрушки или действия. Примеры коротких скороговорок представлены ниже:

Бери круглый рублик,
Купи круглый бублик.

Был неловок лыжник Лёша:
Ехал стоя – съехал лёжа.

Барабан боднул баран.
Бух! – и лопнул барабан.

Случается так, что ребенок ленится и заставить выучить его четверостишие бывает очень сложно. Для этого авторы придумали веселые скороговорки для детей, которые также будут полезны и взрослым. Они написаны на различные тематики и очень забавны по своему содержанию:

Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.

Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной.
Этот мячик очень мил:
Стёкол он ещё не бил.

У опушки две старушки
Брали грузди и волнушки.
Филин: “У-ух!”
Филин: “У-ух!”
У старушек замер дух…

Скороговорки на «проблемные» буквы

Очень часто, беседуя с детьми, можно заметить, что малыши не выговаривают те или иные звуки. И если ребенок не говорит одну букву, это еще полбеды, а если две или больше, то здесь стоит побеседовать с логопедом.

Буква С

С – это одна из «проблемных» букв, которую малышам сложно правильно выговаривать. Для улучшения произношения этого звука придуманы скороговорки с буквой С для детей, и их большое множество:

Ехал Свилен в город Сливен,
Хлынул с неба сильный ливень.
Дунул ветер, схлынул ливень,
Высох Свилен, высох Сливен.

Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

У осы не усы,
Не усищи,
А усики!

Буква Р

Р – это самая коварная буква. Она не поддается правильному произношению очень у многих малышей. И если в четыре года у крохи есть шанс самому научиться говорить этот звук, то в шесть необходимо ребенку в этом помочь. Скороговорки на букву Р для детей отлично справятся с этой непростой задачей:

Раз дрова, два дрова,
Три дрова!

Разъярённый крокодил
Раздражён и нелюдим.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.

Шипящие буквы

Ч, Ж, Щ, Ш – это буквы, с которыми у малышей тоже возникает множество проблем. С плохим произношением этих звуков к логопеду обращаются не реже, чем с буквой С. Поэтому скороговорки для детей с шипящими звуками являются одними из самых распространенных:

Чукча в чуме
Чистит чуни.
Чистота у чукчи
В чуме.

Жутко жуку
Жить на суку!

На окошке кошка
Ловко ловит мошку.

Скороговорки для развития речи и дикции у детей – это очень хороший инструмент в обучении малышей с дефектами в произношении слов. Причем начинать заучивать и проговаривать смешные фразы можно абсолютно в любом возрасте. Примеры таких скороговорок указаны ниже:

Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась — в снег упасть она боялась

В библиотеке погибли сказки про «крибле…»,
Мышки погрызли стишки про гризли!

В поле Поля-Полюшка
Полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
Если полет поле Поля
.

Итак, забавные, нелепые, и в тоже время очень полезные стишки и фразы, несомненно, понравятся малышам. А чтобы ребенку было весело, предложите ему посоревноваться на то, кто быстрее правильно расскажет скороговорку. Море позитива и смеха вам гарантировано.

 

www.my-sunshine.ru

польза для развития и правильной дикции

Обучение детей процесс сложный и трудоёмкий, к тому же в нём обязательно должны присутствовать игровые моменты и возможность чередования процесса постижения знаний и отдыха. Скороговорки на русском языке являются одним из способов учиться с удовольствием.


Польза скороговорок

Согласно словарю – это ритмичный, несложный и шуточный текст, собранный из таких слов, чтобы произносить их быстро было затруднительно. Относится этот вербальный жанр к народному творчеству.

Разучивание и проговаривание таких фраз и стишков помогает активному обучению в приятной игровой форме, это способствует:

  • развитию памяти;
  • улучшению речи;
  • совместным играм с родителями и обсуждению вопросов на разные темы;
  • устранению проблем с дикцией;
  • концентрации внимания;
  • передаче народных традиций следующему поколению;
  • пробуждению чувства ритма, считается, что он присущ каждому человеку, но неиспользуемый в быту дремлет.


Причём делать это можно с юмором, ведь многие скороговорки имеют шуточный смысл. Специалисты по детскому развитию рекомендуют совмещать разучивание этих коротких фраз с подвижными играми. Вот несколько сценариев:

  • можно попросить малыша ритмично ударять по мячу во время проговаривания текста;
  • отбивать ритм ладошками;
  • показывать пантомимы на героев и события в тексте.

Скороговорки проговаривают в медленном ритме, со средней скоростью, в быстром ритме и очень быстром. Обязательно нужно следить, чтобы ребёнок выговаривал все слоги, не глотал окончания и чётко разделял слова.

Дети, как правило, очень эмоциональны, их психика только учится справляться с волнами чувств, поэтому рассказывая или отвечая на вопросы родителей, они иногда спешат, не полностью проговаривают слова или же теряют нить разговора. Разучивание скороговорок способствует концентрации, осмысленному чтению, умению анализировать короткий текст, находить параллели и выстраивать ассоциации. Ребёнку обязательно пригодятся все перечисленные навыки в последующем обучении в школе, да и в повседневной жизни.

Если малыш научится переключаться с одного осознанного действия на другое, концентрироваться на определённом действии или предмете, то уже с детства у него улучшится усидчивость и запустится формирование волевых процессов.

Кроме того, речь очень важный инструмент социализации. Правильная речь помогает донести свои мысли и установить контакт с другими людьми. Такой навык, закладываемый в детстве, сформирует определённое мировоззрение у ребёнка.

Есть несколько типов восприятия мира:

  1. я плохой — мир плохой;
  2. я плохой — мир хороший;
  3. я хороший — мир плохой;
  4. я хороший — мир хороший.


Психологи считают, что одна из таких картин мира формируется с самого детства под влиянием родителей, близкого окружения, а потом и посторонних людей. Со временем человек осознанно может изменить своё отношение к миру и пересмотреть интерпретацию отношения окружающих к нему.

Пересматривать свои суждения сложнее, чем формировать их изначально более адекватными и соответствующими реальной жизни. В детском возрасте и происходит закладка многих шаблонов и установок.

Если малыш получает одобрение от родителей при обучении, то приходит важное для него понимает собственной ценности. Примерно к восьми годам, при контактах с другими детьми самооценка такого ребёнка будет более адекватной, появится уверенность в себе. При таком положении дел ему легче признавать свои ошибки. Если знаний недостаточно, он менее конфликтен и стремится их получить, вместо того, чтобы обороняться или проявлять агрессию.

Обучение воспринимается не как повинность, а как игра, приятная и интересна, если с детства ребёнок усвоил лёгкость от самого процесса постижения знаний. Самооценка очень важна для общения и способности дружить и достигать целей.

Виды скороговорок

Скороговорки, которые помогают проработать трудные звуки, известны давно. Условно можно разделить скороговорки на такие виды:

  • На одну букву.
  • Смешные стихи.
  • Народные.

Скороговорки с определённой буквой

Хорошая дикция, правильное произношение, большой запас слов и умение ими пользоваться, навыки, которые нужно развивать не только дикторам, ораторам или преподавателям. В современном мире общение и умение коммуницировать становится всё более важным навыком. Поэтому скороговорки на русском языке помогут сформировать красивую и правильную речь ребёнка, которая будет способствовать развитию и успешной реализации в разных сферах жизни.

Примеры:

На букву Б:

Белые бараны били в барабаны.

На букву К:

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

На букву Р:

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Скороговорки стихи

Детям 7-8 лет можно давать стишки более длинные. Такие упражнения помогут развивать память, а также концентрировать внимание и задерживать его на длинных предложениях, с чем иногда возникают проблемы при обучении в школе. Можно подобрать картинку или целый визуальный ряд вместе с ребёнком, это поможет развить фантазию и творческие способности малыша. К тому же формируя ассоциативный ряд, процесс запоминания происходит легче и быстрее. А находить картинки, которые соответствовали бы темам скороговорок может стать занимательной и весёлой игрой.

Примера таких стихов приведены ниже.

***

Грачиха говорит грачу:

— Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!

***

Карасёнку раз карась Подарил раскраску.

И сказал Карась: «Раскрась, Карасёнок, сказку!»

На раскраске Карасёнка – Три весёлых поросёнка:

Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

***

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать и будем выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Народные

Скороговорки, дошедшие до нас из глубины веков, передают самобытность языка. Динамика изменений в современном мире оказывает влияние на речь, приводит и к появлению новых слов, и к утрате редко употребляемых. Разучивая наследие нашего богатого и прекрасного языка можно передавать народные традиции, чтобы не прерывалась связь поколений.

Примеры скороговорок на старый лад приведены ниже.

Архип осип. Осип охрип.

На мели мы налима лениво ловили, меняли налима вы мне на линя.

О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня?

От топота копыт пыль по полю летит.

Привила при изучении

Многие считают, что проговаривать скороговорки нужно только быстро. Специалисты рекомендуют определённую последовательность при обучении:

  1. Прочесть медленно, чтобы проговорить все буквы и слоги.
  2. Осмыслить содержание, чтобы легче запомнить смысловую часть фразы или стиха.
  3. Проговорить сначала медленно, затем пару раз в среднем темпе, чтобы запомнить последовательность слов.
  4. Контролировать дыхание при произношении в разных темпах.
  5. Проговорить несколько раз подряд в очень быстром темпе.

Для детей 6-7 лет такая схема может занять два дня, важно, чтобы ребёнок не уставал. Создайте ребёнку комфорт при обучении, делайте паузы и хвалите не только за результаты, но и за сам процесс. Малыш будет рад, что его поощряют, даже если у него не получается воспроизводить фразы правильно ни первого, ни со второго раза.

Скороговорки при всей своей простоте могут стать прекрасным инструментом для улучшения дикции, лёгкого и полезного общения, улучшению понимания между родителями и детьми. Главное, регулярность занятий на первых порах, повторение для восстановления навыка и хорошее настроение от времени проведённого с малышом.

obrazovanie.guru

Короткие скороговорки для детей 7–8 лет

Сейчас в мире новых компьютерных технологий, появилась масса развлечений для взрослых и детей. Множество художественных и мультипликационных фильмов, детских каналов на различную тематику, компьютерных игр. Ребёнка можно оставить на целый день около телевизора или дать ему в руки планшет и он будет занят, не мешая родителям заниматься домашней работой.

Результат – минимальное общение с ребёнком, слабое речевое развитие , замкнутость, необщительность. А ведь не секрет, что для развития ребёнка необходимо общение с родными и близкими, сверстниками. Будущее малыша зависит от многих факторов, в том числе и коммуникабельности. Умение общаться с людьми способствует выстраиванию отношений с окружающими людьми.

Правильное формирование речи

На развитие речи благотворно влияет частое общение, прежде всего с мамой, беседы, словесные игры, разучивание стихов, детских песенок, потешек, скороговорок. Соблюдая данные требования, ребёнок будет правильно развиваться и осваивать необходимые навыки:

  • правильно выстраивать предложения;
  • Разговаривать размеренной речью;
  • улучшается дикция;
  • говорить спокойным голосом, без выкриков;
  • быстро учиться читать.

Формируется чёткая и красивая речь

Но не стоит забывать что развитие каждого ребёнка индивидуально, и подход должен быть особенный, также учитывается фактор наследственности.

Примерная таблица усвоения звуков русского языка детьми по годам:

Если усвоение отдельных звуков русской речи у ребёнка не совпадает с данными в таблице не спешите расстраиваться, так как это приблизительные данные, а период формирование речи у каждого свой.

Но если в 6 лет ребёнок не выговаривает какие-то звуки, это повод обратится к логопеду.

Однако это не значит что всю ответственность можно переложить на плечи логопеда, в надежде что он все исправит, работа должна быть совместная с родителями. Желательно проводить занятия в игровой форме. При помощи словесных игр, скороговорок.

Детские скороговорки для развития речи

Детские скороговорки — это рифмованные, обычно простые по произношению стишки, с повторением каких-то звуков, которые требуют чёткого выговаривания, что осложняет быстрое произношение. Сначала их выучивают медленно, с чётким выговариванием трудных слов, но в процессе тренировки постепенно увеличивается скорость произношения. Придуманные ещё в старину для лёгкого обучения детей родной речи. В народе их называли чистоговорками. Делятся на народные и современные, детские и взрослые.

При помощи скороговорок:

  • формируется артикуляционный аппарат;
  • выстраивается правильная речь;
  • Устраняются речевые дефекты;
  • развивается фонематический слух.

Необязательно ждать пока ребёнок начнёт хорошо говорить. С самого раннего возраста можно во время игры проговаривать скороговорки, чистоговорки. Чтоб ребёнок слушал различные звуки, словосочетания, учился их различать и запоминал правильное произношение. Вот так развивается фонематический слух, что очень важно при формировании речи и чёткой дикции.

Детям очень нравится играть со скороговорками, занятия в игровой форме проходят интереснее, веселее и материал лучше усваивается. Причём стихотворная форма легко запоминается, что способствует развитию памяти.

Их очень любят использовать в своей практике логопеды,

Советы с чего начать

  1. Первым делом надо прочитать её как стишок правильно и с интонацией, чтоб заинтересовать ребёнка.
  2. Потом медленно прочитать, проговаривая каждый звук и слова, чтоб ваш малыш мог понять и услышать правильное произношение звуков и словосочетаний. Можно скороговорку пропевать.
  3. Следующий этап, если получается медленно проговаривать, можно постепенно увеличивать скорость, до тех пор, пока не будет получаться говорить быстро.

Советы:

  • Не требуйте от ребёнка проговорить все сразу, и в быстром темпе.
  • Наберитесь терпения, оно вам понадобится.
  • Ваше занятие не должно длиться дольше 10 минут.
  • А тренироваться в столь интересной игровой форме можно сколько вам угодно. Только не переусердствуйте, чтоб не исчезло желание.

И ваши усилия будут вознаграждены.

Скороговорки на букву [Р] и [Л]

Одни из самых важных, это скороговорки на букву [Р] и [Л].

Очень много детей, которые долго не выговаривают эти согласные. При помощи этой методики можно избавиться от такого дефекта.

Сначала можно размяться на лёгких чистоговорках:

После можно перейти и к главной части занятия, к скороговоркам на букву [р] для детей:

Скороговорки для первого класса на букву [р]

На букву [Л]:

Для формирования шипящих звуков [Ч], [Ш], [Щ]:

Смешные скороговорки для детей

Весёлые скороговорки очень нравятся детям. Особенно когда они используются в игровой форме, а также с картинками, различными иллюстрациями. На таких занятиях не только развивается речь. А ещё и воображение, формируется память. Смешные стишки с весёлым смыслом поднимают настроение, вызывают положительные эмоции, что также благотворно влияет на психологическое развитие ребёнка.

В форме загадок

Скороговорки бывают в форме загадок, что тоже очень нравится детям, легко запоминаются, с удовольствием загадывают их друг другу. Тренируют речь, и способствуют развиватию логического мышления.

Сложные скороговорки для 7–8 лет

Длинные и тяжело выговариваемые логопедические стишки, нужно выучивать наизусть и тренироваться в выговаривании, пока не будет получаться без запинания. Не спешите сразу пытаться выговорить всю от начала до конца, медленно, трудные места можно повторить несколько раз, пока не получится правильное произношение. После постепенно увеличивайте скорость.

Необходимы такие скороговорки для улучшения дикции. Помогает обрести навыки спокойной не тараторящей речи.

Для каждого возраста своя сложность построения стишка, для малышей используются несложные звуки, обычно без таких как [Р] [Л] и [Ф] [В].

Для детей 7–8 лет используются все звуки в любых сочетаниях.

Скороговорки для 1 класса

На букву [Р ]

Скороговорки для 2 класса

Игры со скороговорками

Очень весело и эффективно проходит занятие в игровой форме. В игре ребёнок чувствует себя раскрепощённым, не зажимается, обучение сопровождается позитивными эмоциями, и яркими впечатлениями.

  1. Предложите ребёнку игру «Обезьянка», Взрослый проговаривает скороговорку, малыш повторяет. Можно усложнить эмоциями. Повторять грустно, радостно, сердито, удивлённо. Такая игра проходит очень весело. Способствует развитию мимики и фантазии, а также творческого мышления.
  2. Можно во время занятия взять мяч и во время чтения скороговорки перекидывать его из руки в руку.
  3. Общая игра «Кто быстрей». Первый читает скороговорку медленно, после увеличивает темп, пока не запнётся. Так, по очереди проговаривает каждый играющий, увеличивая темп. Кто скажет быстрее всех тот и победил.
  4. Игра называется «Испорченный телефон». Играющие делятся на две команды, игроки своих команд садятся друг за дружкой. Ведущие дают две трудновыговариваемые скороговорки, капитанам команд. По сигналу капитаны проговаривают логопедическую рифмовку на ухо рядом сидящему, и так информация должна дойти до последнего в команде, а он должен будет правильно произнести вслух. Та команда побеждает, в которой будет самое верное произношение скороговорки.
  5. Играющие выстраиваются в ряд. Ведущий раздаёт по скороговорке каждому, одинаковые по сложности. И по очереди каждый должен выйти на шаг вперёд, проговорить скороговорку три раза. Если три раза проговорил и не запнулся, остаёшься на месте. Если, наоборот, шаг назад. Выигрывает тот, кто оказался впереди всех.
  6. Музыкальная игра «Проговаривай и пой». Необходимо под определённую чистоговорку подобрать какую-то мелодию из знакомой песни и пропеть её.

Полезные советы

  • Обращайте внимание во время занятий на состояние ребёнка, его голос, правильное спокойное дыхание, настроение, внимательность. Чтобы не переусердствовать.
  • Следите чтоб малыш не перенапрягал мышцы шеи во время быстрого проговаривания стишка, не напрягал голосовые связки, читал без выкрикивания.
  • занятие не должно превышать 10 минут.

Такие занятия можно проводить каждый день, и уже через месяц будет виден результат. Звуки, как [р], [л], [ш], трудно ставятся, наберитесь терпения. Если же, на протяжении долгого времени нет изменений в лучшую сторону, стоит обратиться к логопеду. Во многих садах и школах, работает логопед, который может заниматься с ребёнком после занятий. Помните правильная и красивая речь показатель культуры и воспитания.

devochki.guru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *