Познавательное

Колыбельные песни названия список – –

Самые популярные колыбельные песни | AxMama.ru

 

 Пение мамой колыбельных песен целительно для ребенка. Ведь слушая колыбельные песни, малыш чувствует себя защищенным, он как бы окутан родительской лаской, любовью, заботой.

  Когда беременная поет колыбельные еще не родившемуся малышу, ритм ее сердечных сокращений снижается, также приходит в норму давление, благодаря чему ребенок получает больше кислорода, колеблющиеся околоплодные воды массируют тело ребенка, благодаря чему он быстрее созревает.

  И не переживайте за свои вокальные способности, для ребенка это не имеет никакого значения. Он улавливает не фальшивые ноты, а мелодичное звучание маминого голоса. Своему сыночку я чаще всего пела 2  колыбельные песни — это «Спят усталые игрушки» и «Спи, моя радость, усни». Ну и другие «колыбельные песни» — «Расцветали яблоки и груши…», «Виновата ли я,…,виновата ли я, что люблю…».

Песня, которой заканчивается передача: «Спокойной ночи малыши»:

   

СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ. Текст:

Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»

Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит Дрема возле нас.
За окошком все темнее,
Утро ночи мудренее,
Глазки закрывай! Баю-бай!

В сказке можно покачаться на луне
И по радуге промчаться на коне.
Со слоненком подружиться
И поймать перо жар-птицы
Глазки закрывай! Баю-бай!

Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай! Баю-бай!

(Слова колыбельной З. Петровой, музыка песни А. Островского)

Еще одна, очень любимая нами, колыбельная песня:

СПИ, МОЯ РАДОСТЬ, УСНИ! Текст:

Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит…
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно,
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
Кто-то вздохнул за стеной…
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

Сладко мой птенчик живет:
Нет ни тревог, ни забот,
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей.
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

(Слова колыбельной С. Свириденко,
музыка песни Б. Флиса — В. А. Моцарта)

А это колыбельная песня, которую пела мама медведица своему медвежонку Умке

КОЛЫБЕЛЬНАЯ МЕДВЕДИЦЫ. Текст:

Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая.
Что же ты, глупышка,
Не спишь?
Спят твои соседи
Белые медведи,
Спи скорей и ты,
Малыш.
Мы плывем на льдине,
Как на бригантине
По седым, суровым
Морям.
И всю ночь соседи,
Звездные медведи
Светят дальним
Кораблям.

Это одни из самых известных колыбельных песен. Стали они популярными и любимыми среди мам и малышей, как мне кажется, своей мелодичностью, простыми и легкими для детского восприятия словами песни. Да и маме, что бы их запомнить достаточно пару раз прочесть и пропеть.

А какие колыбельные песни чаще всего  поете Вы своим малышам?

Реклама:

Related posts:

axmama.ru

Колыбельные песни. Их виды и значение.

Колыбельные песни – яркий образец детского фольклора. Это своеобразный способ передачи ребенку информации об образах нового для него мира, первых словах, о матери, ее эмоциях по отношению к нему.

Детский фольклор имеет свои уникальные особенности, которые выделяют его в отдельный вид искусства. Эмоциональность, искренность, непосредственность и простота, легкость в варьировании звуками и словами – предают песням неповторимого колорита и даже некоторой мистичности.

Колыбельные песни отображают безграничную материнскую любовь и заботу, окунают в мир красоты и спокойствия, добра и искренности, это все то, что каждая мама желает передать своему ребенку.

 

 

Происхождение колыбельных песен

 

Появление колыбельных песен связывают с периодом окончательного перехода от матриархата к патриархату. Они ведут свое начало еще со времен язычества, от традиционных народных верований и обрядов, когда песни для ребенка имели свойство защитных заклинаний.

В культуре некоторых народностей было принято, чтобы мать после рождения сотворила для ребенка его особенную, личную песню, которая будет сопровождать и оберегать его всю жизнь.

Колыбельные песни передавались из уст в уста, память о них трепетно хранилась.

 

 

Виды колыбельных песен

 

Колыбельные песни по сюжету и тематикам довольно разнообразны, но, тем не менее, можно выделить несколько видов. К первому виду стоит отнести колыбельные, где рассказывается о самом ребенке, о том какой он, о его сновидениях. Ко второму виду принадлежат колыбельные-истории, своего рода сказки в песнях, их цель состоит в том, чтобы знакомить маленького человека с миром, который его окружает. В таких колыбельных рассказывается про птиц, животных, людей и их взаимоотношениях. Третий вид колыбельных песен связан с тематикой эмоционального мира матери. Сюда относятся мысли и чувства мамы по отношению к ребенку, её пожелания для него, мечты связанные с его будущим. Такой сюжет призван создавать для ребенка атмосферу любви и безопасности.

 

 

Популярные образы в колыбельных песнях

 

Поскольку в прошлом колыбельные песни исполнялись не только для того, чтобы усыпить ребенка, но и как обереги-заклинания, целью которых было отвернуть от него действие определенных сил, уберечь от зла и призвать в помощь матери положительных духов-хранителей, то все это отобразилось и на сюжете песен, а именно главных персонажах.

Один из распространенных образов в колыбельных песен – это мотив кота или кошки. Кот – это на половину мистическая фигура, которая в славянской культуре занимает важное место среди хранителей дома, поскольку он всегда сидит на печи, далеко от дома не отходит, всегда возвращается назад. Кроме того, кот большую часть сутки спит, засыпает легко, поэтому у ребенка возникает ассоциация сна, убаюкивающего кошачьего мурлыканья. В древности, также, было принято положить в колыбель кота, перед тем как класть туда ребенка.

Еще одним популярным образом в колыбельных является образ самого Сна, или Дремоты. Это антропоморфные существа призванные нагонять сон на ребенка, охранять его, пока он спит.

Реже встречаются в колыбельных песнях образы птиц. Петь о птицах было принято, когда ребенка укачивали во дворе. Полеты птиц высоко в небе, их плавные движения также создавали успокаивающий эффект.

Травы, растения в колыбельных песнях преподносятся как часть снадобий, которые имеют магическую силу усыплять ребенка. Чаще всего – это образы мяты, руты, барвинок и другие. Обычно ребенка купали перед сном в отварах из этих трав, чтобы сон был крепким и здоровым.

 

 

Психологическое и физиологическое влияние

 

Исполнение колыбельных песен имеет ключевое психологическое значение для ребенка. Колыбельные песни несут в себе положительный эмоциональный заряд, необходимый новорожденному для адаптации в новом для него мире, чтобы ощущать окружающее пространство как доброжелательное, безопасное, такое, в котором его любят. Через колыбельную осуществляется акт эмоционального сближения ребенка с матерью. Колыбельная создает успокаивающий эффект, формирует доверие к миру и к матери.

Что касается физиологического эффекта, то учеными доказано наличие улучшения лактации у матерей во время пения колыбельных песен. Физиологические ритмы и матери и ребенка резонируют с ритмом колыбельной, что содействует улучшению сердцебиения, снижению артериального давления. Если женщины во время беременности поют колыбельные песни, то ребенку поступает больше кислорода, а околоплодные воды нежно массируют тело ребенка, помогая ему лучше развиваться, расти.

Кроме всего прочего, колыбельные песни – это первое соприкосновение ребенка с языком. Он развивает навыки речи, знакомится с названиями предметов, правильным порядком слов в предложении. За счет влияния на речь, развивается и мышление ребенка, переход с образного мышления на формальное, то есть то, что осуществляется с помощью понятий.

Не существует в мире песен, значение которых можно сравнить со значением колыбельных.

Колыбельные песни – это первые уроки любви, покоя и защиты в жизни человека.

 

Автор статьи: Тымчук Илона Сергеевна

www.rastut-goda.ru

Топ-10 лучших детских колыбельных песен

Детские колыбельные неоспоримо пользуются  популярностью среди молодых родителей, бабушек и нянь. Об их положительном влиянии мы неоднократно рассказывали на страницах нашего сайта. Но для многих остается нерешенным вопрос: что же спеть своему ненаглядному крохе? Предлагаем вашему вниманию десятку самых популярных колыбельных среди русских мам.

1. Победителем в номинации «Лучшие детские колыбельные» становится «Колыбельная Медведицы» из мультфильма «Умка».

Говорить о ее достоинствах можно долго. Гораздо лучше просто спеть ее перед сном, или прослушать на

диске «Колыбельные для всей семьи».

2. Детские колыбельные звучат в  любимой многими поколениями детей передаче «Спокойной ночи, малыши». «Спят усталые игрушки» вторая в нашем рейтинге.

Знакомые с передачей дети часто просят спеть им именно ее. Эти звуки – своеобразный признак того, что игры закончены, Хрюша со Степашей легли спать, а, значит, и малышу пора.

3. Не менее популярна и другая колыбельная из той же передачи/ Поэтому на третьей позиции – «Спи, моя радость, усни».

И заставка, и мелодия навевают сон и успокаивают. После прослушивания хочется отложить все дела и заботы и отправиться в теплую постель.

4.  «За печкою поет сверчок» – колыбельная из кинофильма «Долгая дорога в дюнах» – на четвертом месте нашего хит-парада.

Тихая, уютная песня. Она любима многими мамами сыновей. К сожалению, фильм не часто можно увидеть на экранах. Поэтому и слова помнят не многие. Решить эту проблему поможет

книга «Колыбельная для всей семьи», в которой не только приводится текст этой и многих других колыбельных, но и присутствуют красочные иллюстрации, уводящие в мир фантазии и снов.

5. Народная «Баю-баюшки-баю, не ложись на краю» расположилась на пятой строчке нашего рейтинга.

Детские колыбельные песни – большой пласт народного фольклора. Отличительная особенность именно этой композиции – незамысловатая мелодия, идущая по кругу, погружая ребенка в сон. На нее легко ложатся практически любые слова. Особенно хорошо она подходит тем мамам, которые под конец дня не находят в себе сил петь мелодии со сложным текстом.

6. На шестой позиции – практически одноименная композиция «Шесть часов».

Ее не совсем можно отнести к разряду «детские колыбельные песни». Она о любви. Но почему это обязательно любовь мужчины к женщине? Посредством нежной мелодии и тихого голоса, мама этой песней может передать любовь и своему любимому крохе.

7. Седьмое место отдаем колыбельной барда А. Суханова «Зеленая карета».

Медвежата, ребята и ежата прекрасно засыпают под эту композицию. Малышу понравится не только песня, но и мультик, который демонстрирует события песни.

8. «Колыбельная Светланы» из советского кинофильма «Гусарская баллада» обосновалась на восьмой строчке нашего рейтинга.

Прекрасная композиция, чтобы потренироваться в своих вокальных навыках. И не страшно, что с пением вы не дружите. Малыш будет рад слышать мамин голос, чувствовать ее любовь и старания.

9. Лучшие детские колыбельные песни часто звучат в советских и российских фильмах. На девятом месте колыбельная из кинофильма «Романс о влюбленных».

Плавная мелодия способна усыпить не только маленького ребенка, но и взрослого. Поэтому петь ее лучше, когда все члены семьи уже отправились по кроватям.

10. И замыкает топ-10 «Казачья колыбельная» на слова М.Ю.Лермонтова.

Это нежная колыбельная для сыночка. Тихая напевная мелодия располагает ко сну, успокаивает и уносит в мир будущих побед и свершений.

А какие колыбельные поете вы?

dreamsong.ru

Колыбельные песни | Школьный музыкант

Колыбельные были одними из первых произведений детского фольклора, которые обратили на себя внимание собирателей и начали включаться в фольклорные сборники. Это песни совершенно определенного назначения: они исполняются матерью или нянькой у колыбели ребенка, чтобы быстрее успокоить его, усыпить. Повседневная потребность в колыбельной предопределяло их жизненность и активное бытование и в прошлом, и в наше время. Минуют года и века, меняются социальные формации и условия жизни, но всегда остается нежность к новому человеку, остаются заботы о его воспитании, материнская любовь.Поэтому колыбельные всегда являются наиболее популярным песенным жанром, который существует в  семьях. Они манят своей нежностью, необычной мягкостью и красотой, идущими из глубины материнского сердца. Очень красиво говорил о колыбельной Жуковский: “Колыбельные определяются особенностями и достоинствами, что присущи другим близким к ним песням — живость и образность языка, неисчерпаемый источник бытовых черт, глубина чувства и непосредственность лиризма. Они превосходят их еще тем, что отличаются большим богатством содержания, разнообразием и живучестью.»

Колыбельные поют ребенку еще тогда, когда оно не понимает слов. Позже через песню он получает первые представления об окружающем мире. Это обстоятельство обусловило и форму песни, прежде всего мелодию и ритм, а также доступность содержания, простоту композиции, занимательность. Как раз к этому жанру как нельзя лучше относятся требования, предъявляемые вообще к детским произведениям. По своему сложению колыбельные принадлежат к древнейшим из песенных жанров. Русские исследователи детского фольклора подчеркивают даже давность самих народных терминов, которыми обозначаются колыбельные, и видят в этом одно из доказательств их древности.Одна из распространенных и наиболее старинных названий русских колыбельных — басни — происходит от древнерусского глагола «баять», что означает говорить, сказывать, шептать. Видимо, от этого глагола происходят и припевы  многих колыбельных всех восточных славян — баю, бай, баюшки и др…



data-ad-client=”ca-pub-0463398119943308″
data-ad-slot=”2837389906″
data-ad-format=”auto”>

Функция колыбельных обусловила их определенную образную систему. В некоторой степени колыбельные сохранили остатки мифологических представлений наших далеких предков. В колыбельной мы часто находим упоминание о сне, о каких-то одухотворенных существах, которые могут прийти к человеку. Их зовет няня или просит кота привести дремоту к ребенку. В других песнях сон — то осязаемое, что можно принести в корзине, можно продавать или раздавать. Сон, дремота как живые существа ходят около домов и могут пойти к ребенку в гости:

Многие исследователи указывают на связь колыбельных с заказами. Более ярко эта связь проявляется в русском и украинском фольклоре. В белорусских колыбельные заказываемые элементы сохранились меньше, и связь эта проявляется отчетливее в мелодике. Как на пример можно сослаться на следующую песенку:

Пойди, Катя, на улицу,

А ребенок в трубку.

На кота варкота,

А на ребенка дремота.

На кота безумство,

А на ребенка здоровье.

На кота все зло,

А ты, дитя, спи тихо.

Произведения заклинального характера, элементы магии, а также пожелания ребенку добра, здоровья, защита от всяких бед стали неотъемлемой частью семейных обрядовой поэзии.

Колыбельные имели другие функции, осуществление которых не связывалась с магическими действиями, заклинаниями, заговорами. Это произведения для детей, с помощью которых успокаивали малыша, знакомили его с окружающим миром, рассказывали о домашних животных, птицах, различных зверях, их приключениях  и поступках.Главным персонажем в большинстве колыбельных является кот. В одних песнях он выступает как действующее лицо, в других о нем только упоминается.

Кота держали почти в каждом крестьянском доме, он был первым домашним животным, с которым знакомился ребенок. Исследователи фольклора отмечают связь колыбельных про кота с народными убеждениями, будто монотонное мурлыканье кота способствует спокойному сну. В некоторых местах даже существовал обычай: прежде чем впервые положить ребенка в коляску, класть туда кота, чтобы ребенку хорошо спалось.

В колыбельных кот — желанный гость в доме, он помощник матери, его зовут укачивать ребенка:

Приди, приди, Катя,

Маня спать хочет.

Хочет, хочет, да не спит,

Надо ее присыпать.

Колыбельные подчеркивают внимательное отношение кота к ребенку. Кот в колыбельной оказывает ребенку различные услуги: бегает на Торжок «купить Юрку пирожок» или «на улку купить Юрку булку». Дают ему и более ответственные поручения:

А брысь, котик, за море,

Принеси Маши здоровья.

В русских колыбельных кот помогает хозяину и хозяйке и прясть, и ткать, и молотить. Такие произведения показывают быт деревни. Они с самого раннего возраста воспитывают в ребенке уважение к работе, убеждают в необходимости участия в ней.

В отдельных колыбельных про кота некоторые исследователи склонны видеть элементы морали, поучения. С этим можно согласиться.  Детский фольклор развивался в непосредственной связи с народной педагогикой, а заботы об умственном, моральном и физическом воспитании подрастающего поколения издавна были присущи народным рабочим массам.

Очень тактично, ненавязчиво, через поступки кота или других живых существ воспитываются у детей простые навыки, даются поучения, как надо себя вести:

Не лезь, каток, на колодку,

Разобьешь головку.

Будет головка болеть

И кому будет жалеть.

Рядом с котом в колыбельной любимыми персонажами являются птицы — куры, с которыми ребенку приходится знакомиться очень рано, и голуби, и ласточки и воробьи. В народном творчестве голубь — символ чистоты, кротости. Не удивительно, что в некоторых колыбельных как раз голуби заняты заботой о ребенке. Эта же роль отводится и курам. Как и кот, они приглашаются помогать няньке растить, развлекать ребенка, на них возлагается обязанность кормить его, развлекать, баюкать.

Некоторые колыбельные можно объединить в одну группу по их поучительному характеру. Часть из них заключает очень мягко, тактично высказанное предостережение, в других применен не совсем педагогический прием запугивания непослушного, неугомонного ребенка сереньким волком, который «схватит за бочок, отнесет в кустик и обратно не пустит». Однако, мы не находим в колыбельных страшных существ, которыми можно по-настоящему напугать малое дитя.

Рисуя повседневный быт, домашнюю работу крестьянина, повествуя о различных животных, колыбельные затрагивают иногда темы социальных отношений, истории народа и т. п. Но с историческими событиями связан лишь единичные произведения, например колыбельная, в которой рассказывается о татарском плене.

Многие поэты использовали форму колыбельных в своем творчестве. Колыбельные литературного происхождения входили в быт, в народной интерпретации бытовали наряду с традиционными. В отличие от традиционных они часто более насыщенный гражданскими мотивами. Реалистичные зарисовки, связанные с бытом крестьян, их жизнью, встречаются во многих традиционных колыбельную. Рядом с закрепленными традицией типичными колыбельными над колыбелью поются и другие песни, которые приобретают характер колыбельных благодаря монотонно-ритмичной мелодии и применению припева «люли-люлюшки», «баю-бай». В таком широком плане песни-колыбельные представляют своего рода «энциклопедию», которая изображает “многогранную картину народной жизни”.

Форма и художественные особенности колыбельных обусловлены их назначением. Все они очень простые по композиции, с четким ритмом и чрезвычайно богатой рифмой. Ритм колыбельных передает само покачивание колыбели. Иногда сюжет в колыбельной только намечается, нет полного его раскрытия и завершения. Как и в других произведениях для детей, в колыбельной отчетливо ощущается повествовательность. Многие из них несут совершенно конкретную информацию, необходимую и интересную для ребенка. Характерно для колыбельных и форма диалога.

Для колыбельных, как ни для какого другого из песенных жанров, характерно рифма. Большой знаток детской психологии, творчества детей и литературе для них К. И. Чуковский обращал внимание на то, что детям наиболее доступны и любимы ими смежные рифмы. Дети не любят, чтобы рифмованные строки стояли далеко друг от друга, это затрудняет восприятие. В колыбельной парные рифмы наиболее распространенные.

Чрезвычайная напевность, нежность в колыбельной создается повторением слов и звуков, применением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Не последнее место в колыбельной принадлежит и звукоподражанию.
В народных колыбельные, переживших века, обращает на себя внимание очень тонкое ощущение особенностей детской психологии, мировосприятия детей с их повышенной эмоциональностью, ограниченной возможностью восприятия всей глубины явлений жизни, неустойчивостью внимания. Колыбельные чаще всего представляют собой коротенькие песенки с простым сюжетом, рассказывающие о тех вещах, что доступны детскому пониманию. Как и в сказках, животные и вещи в колыбельной персонофицируются, действуют и разговаривают, как люди, вступают с ними в различные взаимодействия. Фантастика колыбельных отличается от сказочной. В колыбельной нет ничего безобразного, ужасного, в них много юмора, шуток.

Обычным явлением до наших дней остается импровизация у колыбели ребенка. Но чаще всего это импровизация в рамках традиции — в пределах определенных образов, ситуаций, художественных средств отображения. Каким бы каноническим ни оставался текст колыбельной, каждое его исполнение несет элемент импровизации, потому что нельзя найти более «интимного» песенного жанра во всем фольклоре, чем колыбельная.

Примеры колыбельных песен

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num=”3″ data-matched-content-columns-num=”2″

shkolamuzikant.ru

Колыбельная песня — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 ноября 2017; проверки требуют 22 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 ноября 2017; проверки требуют 22 правки. Ф. Рисс. «Колыбельная песня». Ранее 1886

Колыбельная песня — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка[1]; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии[2].

Один из древнейших жанров фольклора. В традиционной народной культуре колыбельная песня могла выполнять магическую охранную функцию (напр., изображали смерть ребёнка, чтобы защитить его о

ru.wikipedia.org

Народные колыбельные песни

Младенец в возрасте до сорока дней воспринимался в народной культуре как существо, сохраняющее связь с потусторонним миром, откуда он явился и куда мог возвратиться в любой момент, тем более, что в русской деревне смерть представляла собой реальную угрозу для каждого новорожденного. Главной целью матери (или того, кто ухаживал за ребенком) было удержание его на земле.

До сорокового дня новорожденного называли «сырым», «парным», «новинкой». Поначалу сам для себя ребенок не существует: «Как родился сей раб младенец, не знает себе ни имени, ни вотчины, ни отца ни матери, ни роду, ни племени, и ни страсти и ни боязни, не имеет в себе ни ума, ни разума… ” (из севернорусского заговора на ловлю белок. Русские дети. Основы народной педагогики. С.221)

Свое существование человечек начинает осознавать через окружающих его людей, через их прикосновения, действия и слова.

Самым эффективным способом „закрепить“ ребенка в мире людей считалось указание новорожденному его собственного места в этом мире — наречение ему имени, озвучивание имен родителей. В задачу воспитателей входило также помочь ребенку построить модель мироздания и дать ребенку важнейшие пространственные и смысловые ориентиры.

Для народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он этот мир практически будет осваивать сам. Построение картины мира ребенка начиналось сразу после появления младенца на свет через обращенный к нему материнской фольклор — колыбельные песни, пестушки, потешки…

Колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил, персонифицированных в образах людей, животных, мифологических персонажей, и с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий на дорогу жизни. Описывать колыбельные песни довольно сложно, так как исполнение зависит от ситуации убаюкивания: долго ли засыпает малыш, устала ли мама (бабушка, нянька), какие события случились днем…

Большинство колыбельных публикуется в виде небольших сюжетно завершенных текстов, но в реальной жизни, колыбельные могут составлять около полусотни и более строк, где один сюжет плавно перетекает в другой, сливается с третьим. Кроме того, исполнитель всегда импровизирует, например, за счет созвучности слов — могут прилететь журавли, а могут и воробьи. Иногда текст колыбельной переходит в припеваемые наборы звуков, сохраняющих мелодию (Бай-бай, баю-бай. Люлю-люлю-люлю. Ту-ту-ту-туру-руру) или перерасти в бытовой диалог:

— Я вам денюжку принес,
За квартиру за февраль.
-Вот спасибо, хорошо,
Положите на комод…»
(фильм «Операция «Ы»)

Некоторые сюжеты колыбельных песен:

1) Символическое представление основных пространственных координат мира, куда пришел ребенок после появления на свет. Упорядочивание пространства начинается с фиксации точки, в которой находится ребенок. В колыбельных часто и преувеличенно положительно описывается колыбель — первое собственное место ребенка, его исходное личностное пространство.

Висит колыбель
На высоком на крюку.
Крюк золотой,
Ремни бархатные,
Колечки витые,
Крюки золотые.

У котика, у кота
Колыбель хороша,
У моего Сашеньки
Лучше его.
У кота, кота
Перинушка мягка,
У моего Сашеньки
Мягче его.
У кота, у кота
Подушечка бела,
У моего Сашеньки
Соболиное лежит.

Как у Вани колыбель
Во высоком терему,
Шитом, браном пологу,
Кольца-пробойца серебряные…

Ребенок здесь подобен божеству, окруженному ценными дарами.

Ой, ляльки-ляльки-ляльки,
В изголовье крендельки,
В ручках яблочки,
В ножках прянички,
По бокам конфеточки,
Винограду веточки.

О качи, качи, качи
Под подушкой калачи,
В ручках прянички,
В щечках яблочки,
О лю-лю, лю-лю, лю-лю.

В колыбельных этого типа утверждается высшая качественность и ценность занимаемого ребенком места. Слова колыбельной песни еще раз укрепляют ребенка в мысли, что он — самый желанный, мама — самая лучшая, дом — самый родной, формируют то, что ученые называют «базовым доверием к жизни». В противопоставление теплого защищенного пространства дома-колыбели, внешний мир описывается как опасное место для маленького человечка — темный лес, речка, луг, куда до поры до времени ребенку ходить не надо. Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок — «край».

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
И положит под кусток.

Не ходи туда на край!
На краю собаки злые,
Там старухи пожилые.

2) Во многих колыбельных перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он будет работать, кормить и содержать своих собственных детей и родителей.

Вырастешь большой,
Будешь хороший да баской,
Будешь в людушки ходить,
Будешь денежки носить,
Станешь работку работать,
Станешь пашенку пахать.

Баю-баю,
Живет мужик на краю,
Он не беден, не богат,
Полна горница ребят,
Все по лавочкам сидят,
Кашу маслену едят.
Каша масленая,
Ложка крашеная.

Здесь ему задается структура социального пространства, в котором он найдет себе место, перечисляются члены семьи, нравственные категории взаимоотношений с младшими, старшими, святыми покровителями. Закладывается система отношений в пространстве мира людей, определяются цели жизни ребенка, а также ее границы, конечность.

Отец пошел за рыбою,
Дедушка дрова рубить,
Матушка уху варить.

Одна бабка далеко,
Друга зарыта глубоко.

Байки, побайки, Куплю матери китайки, Отцу кумачу, Братцу бархатцу, Сестре ленточку, Дедку сапоги, Бабке коты, Да ей к обедне ходить.

Причем в колыбельных песнях изображается и утверждается благополучная судьба.

Баюшки-баю!
Спи по ночам,
Расти по часам!
Вырастешь велик,
Будешь в золоте ходить,
Нянюшкам, мамушкам
Обновки дарить,
Красным девушкам —
По ленточке.
Нянюшки, мамушки,
Качайте дитя!

С Угомоновною,
С красной девицею,
И ты спи по ночам,
Ты расти по часам.
А как вырастешь велик,
Стану в золоте водить,
Станешь серебро носить,
А нянюшкам, мамушкам
Обносочки дарить,
А сенным девушкам —
Новые пошить,
Моему Ванюшке носить.

3) Мотив изгнания вредителя, мешающего ребенку спать (Бука, Бабай, собака, волк, корова…)

Баю-баюшки-бай-бай!
Поди, бука, под сарай,
Моего Ваню не пугай!
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню.
Поди, бука, куда хошь,
Моего Ваню не тревожь.

Баю-баю, баю-бай
Ты собачка не лай,
Белолоба не скули,
Нашу Любу не буди.

Баю-баю
Петушок -золотой гребешок.
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь
Маше спать не даешь?

Люли-люли, ай-люли
Прилетели журавли.
Журавли-то из болота
И садились на ворота.
А воротички скрипят,
Спать Ванюше не велят.
Вы ворота не скрипите —
Вы Ванюшу не будите.

4) Мотив призвания того, кто может защитить, успокоить ребенка (Богородица, Никола, ангелы, Сон дрема, голуби…)

Баюшки-баю!
Сохрани тебя
И помилуй тебя
Ангел твой, —
Сохранитель твой,
От всякого глазу,
От всякого благу,
От всех скорбей,
От всех напастей.

Уж ты котинька-коток,
Котик — серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Мое дитятко качать.
Я тебе то, коту,
Я тебе, воркоту,
За работу уплачу:
Бел платочек повяжу,
Наряжу тебя в сапожки,
Носки лаковые,
Будешь, котик,
Ты плясать,
Колю будешь забавлять.

Котя-котенька коток,
Котя-серенький хвосток,
Приходи к нам ночевать,
Нашу Светочку качать.
Уж как я тебе коту за работу заплачу —
Дам кусок пирога, да кувшин молока,
Да каши горшок, сладких яблочек мешок.
Уж ты котик поскучай,
Нашу детку покачай.

Бай да лю-лю,
Володю спать укладу.
Кошки, котята
По очепу бежат,
Володе сна тащат.
Сон да дрема —
Володе в глаза!
Сон ходит по сеням,
Дрема ходит по новым.
Сон говорит,
Володе спать велит.
Сон в сапогах,
Дрема в катанках.
Сон говорит:
«Володю укладу».
Дрема говорит:
«Ему спать велю».

Бай-бай-бай!
Ну баю-баю-баю!
Баю Ванюшку моего!
Уж ты, Ванюшка, спи,
Угомон тебя возьми.

Люли-люли, ай-люли
Прилетели голуби.
Сели гули на кровать,
Стали Машеньку качать.

5) Мотив кормления-угощения

Все по лавочкам сидят,
Кашку масляну едят.
Ложка гнется, нос трясется,
Сердце радуется.

Люли-люли-люлюшки,
Прилетели гулюшки
Стали гули ворковать:
Чем нам Машеньку питать?
— Чайком, молочком.
Молочком и с сахарком.
Залетели в уголок,
Зажигали огонек.
Стали кашу варить,
Стали Машеньку кормить.

Дитя любит рожок,
А пестунъя — пирожок.
Пирога-то нету,
Дам тебе конфету.

6) Тема смерти. По мнению ученых, такие колыбельные, вопряки своему прямому содержанию, являются защитой от смерти.

Умирать не торопись.
Поторопишься, умрешь,
Много слез наделаешь…

Свезем к Троицы, к Миколы
Под большие колоколы,
Под тоненьки дощечки,
Под белы саванки.
Да под елочки,
Да под березочки.

Закрой, Люсенька, глаза,
Мы кладем под образа
Трои суточек пропустим,
Во сыру землю опустим.
Мы зароем песком,
Да завопим голоском.
Сделаем поминки,
Наварим пиво в кринке.
Мамка у печки
Блинков напечет.

7) Мотив сна и укачивания.

Спи-ко, Маша-солнышко,
Спи-ко, житно зернышко.
Спи, моя родная,
Рыбка золотая.
Ты, сугрева теплая,
Расти, замена легкая,
Уж ты легонький посол,
Куда пошлешь, туда пошел.
Свечушка, усни,
Моя светлая, поспи.

Ой лю-лю, мое дитятко,
Спи-тка усни, дитя материно,
Все ласточки спят,
И касатки спят,
Куницы спят,
И лисицы спят.
Нашему Ванюшке
Спать велят.
Для чего, зачем
Ванюше не спать?
Ласточки спят
Все по гнездышкам,
Касаточки спят
Все по кусточкам,
Лисицы спят
Все по подкусточкам,
Куницы спят
Все по норочкам,
Соколы спят,
Все по гнездышкам,
Соболи спят
Где им вздумалось,
Маленькие детки
В колыбельках спят.
Спи-тко, Ванюша,
Спи-тко, дитятко родное!

8) Мотив наказания ребенка за то, что тот долго не засыпает. Угроза наказания зачастую направлена не самому ребенку, а какому-нибудь постороннему лицу, например «котику», что дает возможность матери выплеснуть негативные эмоции, не нанося вреда младенцу.

Как у котика-кота
Была мачеха люта
Она била кота, колотила кота.

Колотушек надаю
Колотушек двадцать пять
Будет дитя крепко спать.

Исследователи отмечают, что пение и состояние укачивания гармонизируют состояние не только ребенка, но и матери.

snotvornoe.ru

Лучшие классические колыбельные для детей и малышей

Мы уже рассказывали, почему так полезна классическая музыка. Дети и взрослые, малыши и подростки, люди пенсионного возраста и школьники – почувствовать на себе целительное воздействие музыки может абсолютно человек. Однако для совсем маленьких детей лучше всего использовать особый пласт классической музыки – детские классические колыбельные. Именно во младенческой возрасте польза от колыбельных песен может быть особенно большой! (Более подробно об этом вы можете прочесть в нашей статье Классическая колыбельная музыка полезна для здоровья младенцев).

На протяжении всей человеческой истории колыбельные были частью повседневной жизни. Под тихое пение засыпали в своих люльках грудные младенцы, переставали ворочаться дети постарше, да и пожилые люди чувствовали себя гораздо лучше, если рядом звучала размеренная мелодия колыбельной песни. Именно так, из поколения в поколение, и рождались классические колыбельные для малышей. Они рассказывали о мире вокруг и месте ребёнка в нём, говорили о любви, нежности и заботе.

Многие колыбельные были созданы композиторами-классиками, некоторые пришли к нам из кинематографа или, наоборот, через общую память всего народа.

Кто не знает известной колыбельной Моцарта “Спи, моя радость, усни”, под которую в нашем далёком детстве показывали сказки на ночь? Или колыбельную медведицы из мультфильма “Умка”? Или народную песенку “Ай баю, баю, баю”? Фольклор, авторские композиции, музыка из фильмов и мультиков – все они становятся источником тех колыбельных, которые приходятся по сердцу и становятся классикой.

Классические колыбельные для детей – это ещё и уникальная возможность разнообразить вечерний ритуал укладывания. Семьи, в которых каждый вечер поют или слушают колыбельные песни, отмечают, что процесс укладывания спать стал гораздо спокойнее. Простота образов, размеренная мелодия, повторяющиеся звуки, слова и музыкальные фразы делают колыбельные песни одним из лучших средств для расслабления и отдыха.

На нашем сайте вы можете найти самую лучшую подборку как классических колыбельных песен, так и редких находок со всего мира, каждая из которых настоящая жемчужинка! Вы также можете послушать колыбельные в исполнении Натальи Фаустовой, главного куратора и вдохновителя проекта “Колыбельные для всей семьи”.

dreamsong.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *