Познавательное

Какие звуки в русском языке всегда твердые – Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Таблица в помощь – Справочник по русскому языку – Преподавание – Образование, воспитание и обучение

Какие согласные звуки всегда твёрдые в русском языке? –

Фонетическая транскрипция — 1) это система знаков и правил их сочетания, предназначенная для записи произношения; 2) транскрипцией также называют само написание слова или текста согласно транскрипционным правилам.

 

Процесс записи речи с помощью транскрипции называется транскрибированием.

 

Фонетическая транскрипция используется для записи звучащей речи.

 

Фонетическая транскрипция в школе

 

1. Транскрипция заключается в квадратные скобки.

 

2. В транскрипции не принято писать прописные буквы и ставить знаки препинания при транскрибировании предложений. Паузы между отрезками речи (обычно совпадают с местом постановки знаков препинания) обозначаются двойной наклонной чертой // (значительная пауза) или одинарной / (более короткая пауза).

3. В словах, состоящих более чем из одного слога, ставится ударение: [з»имá] — зима. Если два слова объединены единым ударением, они составляют одно

фонетическое слово, которое записывается слитно или с помощью лиги: в сад — [фсат], [ф_сат].

 

4. Мягкость согласного звука обозначается апострофом: [с»эл] — сел.

 

5. Запись согласных звуков осуществляется с помощью всех соответствующих букв, кроме щ и й.

  • Рядом с буквой могут ставиться особые надстрочные или подстрочные значки. Они указывают на некоторые особенности звука, например:
    • [н»] — апострофом обозначают мягкие согласные: [н»обо] — нёбо;
    • долгота звука обозначается надстрочной чертой: [чаш»а] — чаща, [вана] — ванна, [каса] — касса; в некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.
  • Буква щ соответствует звуку, который передается знаком [ш»] (или [ш»:]): у[ш»]елье — ущелье, [ш»]етина — щетина. 
  • Звуки [ш»], [й], [ч] всегда мягкие. Примечание. У звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается.
  • Звуки [ж], [ш], [ц] всегда твёрдые. Исключения: мягкий [ж»] звучит в словах: жюри — [ж»]юри, Жюльен — [ж»]юльен, Жюль — [ж»]юль.
  • Буквы ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак) не обозначают звуки, т.е. таких знаков в транскрипции для согласных нет: [раз»йом] — разъём, [тр»иэугол»ный] — треугольный.

6. Запись гласных звуков

  • Ударные гласные транскрибируются с помощью шести символов: [и] — [п»ир] пир, [ы] — [пыл] пыл, [у] — [луч] луч, [э] — [л»эс] лес, [о] — [дом] дом, [а] — [сад] сад.
  • Буквы е, ё, я, ю обозначают двойные звуки [йэ], [йо], [йа], [йу]:
    [йа]блоко — яблоко, водо[йо]м — водоём, [йу]г — юг, [йэ]ль — ель. Буква и после разделительного мягкого знака тоже обозначает двойной звук [йи]: воро[б»йи] — воробьи.
  • Безударный [у] встречается в любом слоге. По своему качеству он похож на соответствующий ударный гласный: м[у]зыкáльный, р[у]кá, вóд[у], [у]дáр.
  • Безударные гласные [и], [ы], [а] не обязательно используются на месте аналогичных букв — следует внимательно прислушиваться к произношению слова: мод[ы]льер — модельер, д[а]ска — доска, [и]кскурсант — экскурсант, [а]быскать — обыскать.

Фонетическая транскрипция в пособиях для углублённого изучения русского языка

 

1. В некоторых учебниках используются дополнительные знаки для обозначения гласных звуков: [Λ], э], [ыэ], [ъ], [ь].

  • На месте букв о, а в первом предударном слоге и абсолютном начале слова произноится
    звук [Λ]: [вΛда] — вода, [Λна] — она.
  • На месте букв е и я в безударных слогах после мягких согласных произносится гласный, средний между [и] и [э], но ближе к [и], он обозначается э] (называется «и, склонное к э»): [л»иэсá] — леса, [р»иэб»ина] — рябина.
  • На месте буквы е после твердых шипящих [ж], [ш], [ц]  произносится э] («ы, склонное к э»): ж[ыэ]лать — желать , ш[ыэ]птать — шептать, ц[ыэ]на — цена. Исключение: танц[а]вать — танцевать.
  • Звук [ъ] («ер») произносится после твердых согласных в непервом предударном и заударных слогах и обозначается буквами а (паровоз [пъравос]), о (молоко [мълако]), е (желтизна [жълт»изна]).
  • Звук [ь] («ерь») произносится после мягких согласных в непервом предударном и заударных слогах и обозначается буквами
    е
    (переход [п»ьр»ихот]), я (рядовой [р»ьдавоj]), а (часовой [чьсавоj).

2. Латинской буквой j обозначают в транскрипции согласный «йот», который звучит в словах [jа]блоко — яблоко, водо[jо]м — водоём, воро[б»jи] — воробьи, [jи]зык — язык, сара[j] — сарай, ма[j]ка — майка, ча[j]ник — чайник и т.д.

 

В высшей школе ряд фонетических обозначений гораздо шире. См. подробнее: Глава «Понятие фонетической транскрипции» в пособии Валгиной Н.С., Розенталя Д.Э., Фоминой М.И. «Современный русский язык».

 

Образец фонетической транскрипции для школы

 

Большая площадь, на которой расположилась церковь, была сплошь занята длинными рядами телег.

 

[бал»шáйа  плóш»ат» // на_катóрай  распалажы´лас»  цэ´ркаф» // былá сплош зан»итá /дл» и´ным»и  р»идáм»и  т»ил»э´к //]

 

Образец фонетической транскрипции для углублённо изучающих русских язык в школе

 

Большая площадь, на которой расположилась церковь, была сплошь занята длинными рядами телег.

[бΛл»шájъ  плóш»ьт» // нъ_кΛтóръj  ръспълΛжы´лъс»  цэ´ркъф» // былá сплош зън»иэтá /дл» и´нъм»ь  р»иэдáм»и  т»иэл»э´к //]

 

Дополнительно:

  • Словарик для школьников Ушаковой О.Д. «Фонетический разбор слова» (даны образцы фонетического разбора нескольких десятков слов) (прямая ссылка для скачивания книги)

Похожие статьи:

www.odinostrov.ru

Какие согласные звуки русского языка всегда твёрдые?

Какие согласные звуки русского языка всегда твёрдые?

  • Звуки (ж), (ш), (ц) всегда твердые в русском языке.

    Есть которые всегда мягкие (ч), (щ), (й)

    Остальные могут быть и мягкими и твердыми: мама( твердые) – мягко ( здесь м – мягкий звук имеет)

    Это изучают во втором классе

    вот тут памятка для детей

  • Три звука в русском языке всегда твердые. Это ш, ц ж. В отличие от других согласных звуков, которые бывают и твердыми и мягкими. Например : м м, н н, п п, р р, с с, т т, ф ф, х х б б, в в, г г, д д, з з, к к, л л.

  • Наш русский язык тем и интересен, что имеет в себе большое количество правил и исключений из них. Так, что касается и согласных букв, они могут быть и мягкими и тврдыми в другой ситуации. Однако есть те звуки, которые тврдые в любых ситуациях, это:

  • В русском языке имеются согласные звуки, которые всегда остаются твердыми, даже если после такого звука стоит смягчающая гласная или мягкий знак – этот звук все равно остается твердым. Это звуки ш, ж, ц. Например: шило (несмотря, что за согласным звуком ш следует гласный и, звук ш остается твердым), жизнь, цирк, тишь (после ш стоит мягкий знак, однако согласный звук ш он не смягчает), блажь, целый и т.д.

  • В русском языке есть такие согласные, которые в любой позиции слова остаются всегда твердыми.

    Это три согласных звука:

    Ж (живот, жизнь, желание),

    Ш (широте, шершень, шерсть)

    и Ц (цыган, циркуль, цирк).

    Во всех приведенных словах-примерах эти звуки остаются твердыми, такая у них особенность, которую нужно запомнить, как минимум для того, чтобы правильно делать фонетический разбор слов.

  • Всегда твердые согласные это: Ц, Ш и Ж. Даже если после этих букв будет находиться гласная, которая смягчает звук или мягкий знак, все равно, эти звуки будут твердыми.

    Вот тут показано правило на этот счет:

  • В русском языке обычно согласные бывают твердыми или мягкими. При звуко-буквенном фонетическом разборе учитываются все нюансы. Но из этого правила есть исключения. Три согласные в любом случае остаются твердыми. Это звуки – ж, ш, ц.

  • info-4all.ru

    Всегда твердые согласные звуки в русском языке

    Образование 28 сентября 2016

    В русском языке большинство согласных звуков бывают мягкими и твёрдыми, это качество является смыслоразличительным. Сравните слова:

    • мел – мель;
    • банка – банька;
    • гость – гост.

    Однако существуют и такие, твёрдость которых является постоянным качеством, это значит, что они всегда твёрдые.

    Согласные звуки: [ж]

    Он встречается в следующих словах:

    • жизнь [жыз’н’].;
    • жидкий [жытк’ий];
    • жимолость [жымъльс’т’];
    • живой [жывой];
    • дрожит [дражыт];
    • сторожит [старажыт];
    • жужжит [жужыт];
    • рыжий [рыжый];
    • блажит [блажыт].

    При сравнении написания и звучания можно вывести следующее заключение: после этого согласного пишется буква и, а слышится звук [ы]. При выборе этой орфограммы нужно руководствоваться правилом: ЖИ пиши с буквой И.

    Для игры с ребёнком в целях отработки навыка правописания можно использовать, например, такой текст:

    Жужжит жук над жимолостью. Он живёт где-то рядом с жужелицей. Она сторожит от него своё жилище. А рыжие ежи бегут мимо лужи. В её жидкой жиже отражается куст – совсем как живой, только перевёрнутый.

    Звук [ш]

    Это твердый глухой согласный звук, в отличие от [ж], который является звонким. Данную фонему можно наблюдать в словах:

    • ширь [шыр’];
    • шить [шыт’];
    • шифон [шыфон];
    • шифоньер [шыфан’йэр];
    • мыши [мышы];
    • тишина [т’ишына];
    • ерши [йиршы];
    • гроши [грашы];
    • спешит [сп’ишыт];
    • завершит [завиршыт].

    Тут мы тоже имеем дело с такой же тенденцией, как и в случае со звуком [ж]: после [ш] пишется буква и. Правило, как и для предыдущей орфограммы: «ШИ пиши с буквой И».

    Чтобы отработать навык правильного написания таких слов, обратимся к диктанту:

    Под скатами крыши шуршат мыши. Одна из них слышит, как кот в тишине дышит, и спешит в свою нору – там у неё малыши.

    Подведём промежуточный итог: всегда твёрдые согласные звуки служат опознавательными признаками орфограммы “И после Ж и Ш”.

    Видео по теме

    Звук [ц]

    Последний звук, у которого твёрдость является постоянным качеством – это [ц]. С ним связано больше трудностей с точки зрения орфографии. Правописание гласных после этого звука зависит от морфемы. Возьмём примеры слов с орфограммой в корне слов:

    • цифра [цыфра];
    • циркуль [цыркул’];
    • цирк [цырк];
    • цитрон [цытрон];
    • акация [акацыйа];
    • лекция [лекцыйа];
    • секция [с’экцыйа];
    • санкция [санкцыйа].

    Там, где есть этот твердый согласный звук в слове, мы слышим после него [ы], однако обозначаем эту фонему по-разному. В примерах, данных выше, правописание регулируется следующим правилом: после буквы Ц пишется И в корне слова. Но тут есть исключения, в которых всё же нужно поставить Ы:

    • цып-цып-цып;
    • на цыпочках;
    • цыплёнок;
    • цыкнуть;
    • цыц;
    • цыган.

    Кроме этих исключений, возможно ещё и написание Ы в суффиксах и окончаниях:

    • синицын;
    • Борис Голицын;
    • сестрицын;
    • около больницы;
    • без водицы;
    • у молодицы;
    • у девицы.

    Поиграйте со своим ребёнком, чтобы потренироваться в правописании слов, правописание которых связано с буквой Ц:

    В цирке выступает цыган, он цыкает на цыплят: «Цыц!» Они прячутся в лапах лисицы. Девицы смеются, встают на цыпочки и громкими овациями приветствуют лисицыну доброту.

    Подведём итоги: всегда твердые согласные звуки в алфавите – это Ж, Ц, Ш. С ними могут писаться следующие гласные: И, Ы.

    Замена Ж на Ш

    Звук [ц] не является шипящим. А два других называются именно таковыми. В слабой позиции (на конце слова или перед глухими согласными) звук [ж] заменяется [ш]:

    • замуж [замуш];
    • уж [уш];
    • невтерпёж [нефтерпёш];
    • ложка [лошка];
    • рожки [рошк’и].

    Текст диктанта по этой теме, который поможет интересно провести тренировочную работу над данной орфограммой:

    Это происходит всегда, когда звуки согласные, звонкие, твердые в слабой позиции заменяются такими же, только глухими.

    Сестрицы Голицыны собрались замуж. Им уж невтерпёж. И приданое готово: ложки, кружки, подушки, сапожки, кадушки, плошки, чашки, поварёшки. И вот на дорожке показались дрожки, там едут Серёжка, Алёшка, Прошка и Олежка – сестрицыны женихи. Тут и сказке конец, и жили они долго и счастливо.

    Когда ставится Ь после Ж и Ш

    По той причине, что вышеперечисленные согласные всегда твёрдые, мягкий знак для обозначения мягкости никогда с ними не употребляется. Однако бывают случаи, когда можно встретить его после букв Ж и Ш:

    • мышь;
    • ложь;
    • дрожь;
    • брошь;
    • чушь;
    • сплошь;
    • не трожь;
    • слышишь.

    Эти примеры иллюстрируют правило употребление мягкого знака для обозначения грамматической формы слов:

    1. Существительных 3 скл.: тишь, блажь.
    2. Наречий: наотмашь.
    3. Глаголов: идешь, положь.

    Используем для тренировки такие предложения:

    Это просто ложь, что мышь страшна: её не трожь, когда мимо идёшь, не тронет и она.

    Если в доме тишь, и ты не кричишь, не скачешь, не блажишь, тут какой-то подвох, сразу не поймёшь. Что ты там творишь, а сам молчишь?

    Когда Ь после Ж и Ш не ставится

    Всегда твердые согласные звуки [ж] и [ш] иногда пишутся с мягким знаком, и это зависит от их грамматической категории. И, наоборот, отсутствие этой буквы после них также имеет морфологическое значение:

    1. Существительных не 3 скл.: малыш, сторож, покрытие для крыш.
    2. Краткого прилагательного: хорош, пригож.
    3. Наречия-исключения: уж, замуж, невтерпёж.

    Текст для тренировки:

    Мой малыш хорош, пригож и на папу похож. Будет лётчиком он, полетит выше крыш, уж за ним не уследишь.

    О и Ё после шипящих и Ц

    Всегда твердые согласные звуки требуют к себе особо внимательного отношения, так как произношение гласных после них не всегда соответствует написанию. Это касается не только букв И и Ы, но и О и Ё:

    • шёл [шол];
    • шёпот [шопот];
    • шёлк [шолк];
    • жёрнов [жорноф];
    • жёлудь [жолудь];
    • шорох [шорох];
    • шоссе [шосэ];
    • жокей [жок’эй].

    Название этой орфограммы– «О и Ё в корне после шипящих». Правило: «Если можно подобрать слово с буквой Е в однокоренном слове, то пишем –Ё, в случае отсутствия такового – пишем О». Давайте проверим:

    • жёлудь – желудёвый;
    • шёлк – шелка;
    • жёрнов – жернова;
    • шорох – нельзя проверить;
    • жокей – нельзя проверить.

    В суффиксах и окончаниях после Ж и Ш пишется буква О под ударением:

    • моржовый;
    • большого.

    Без ударения нужно писать букву -Е:

    • оранжевый;
    • грушевый.

    После Ц не пишется никогда буква Ё, только О (под ударением) или Е (без ударения).

    • цокольный;
    • церковный;
    • торцовый;
    • борцовский;
    • сланцевый;
    • глянцевый;
    • полотенце;
    • рыльце.

    Согласные буквы, обозначающие твердый звук (Ж, Ш, Ц), требуют к себе очень большого внимания. Как видим, с ними связано очень большое количество орфограмм. По школьной программе предусматривается контрольная работа, связанная с проверкой знаний именно с этими согласными. Например, вот такой диктант:

    “Однажды мы ходили на охоту, и наши собаки побежали за нами.

    В лесах осенью бывает много всего вкусного: шишки, груши, ягоды жимолости, ежевики, жёлуди. Животные отъедаются в это время и жиреют.

    Вот мы уж в самой чаще леса, слышим лай собак и бежим к тому месту. Там видим нору лисицы. Собаки разрыли вход и вытащили её наружу. Мы отогнали псов. Лисий рыжий пушистый наряд слегка помят, но всё же он шёлковый и гладкий. Вокруг глаз жёлтенькие круги. Грудка белая, лапки чёрные. Хороши лисы!

    Мы отпустили бедолагу, она живо юркнула в кусты, и след простыл от лисицы-сестрицы”.

    Источник: fb.ru Образование
    Парные согласные звуки в русском языке

    Дома и на улице мы можем услышать множество звуков: шаги человека, тиканье часов, шум дождя, пение птиц, гудок автомобиля. Однако звуки человеческой речи стоят особняком и отличаются от других, ведь с их помощью можно…

    Образование
    Согласные звуки в русском языке

    Русский – это древний, сложный, но чрезвычайно красивый и мелодичный язык. Основополагающим моментом в нем является алфавит, богатый согласными и гласными и позволяющий составлять любые комбинации звукоформ….

    Образование
    Сколько гласных звуков в русском языке – изучаем Великий и Могучий

    Изучение русского языка начинается еще с рождения. Именно тогда мале…

    Образование
    Какие бывают гласные звуки в русском языке?

    Голос человека – универсальный неповторимый и уникальный инструмент. Об этом обычно не задумываются люди, имеющие возможность обмениваться информацией при помощи устной речи. Благодаря всем перечисленным характе…

    Образование
    Парные согласные в русском языке: примеры, таблица. Правописание парных согласных. Что такое парная согласная?

    В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека. Вс…

    Образование
    Чередование согласных в корне слова. Согласные в русском языке

    Согласные в русском языке представляют собой особые звуки речи. В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования л…

    Образование
    Сонорные согласные в русском языке

    Для начала важно отметить, какие согласные сонорные в русском языке. Это звуки, которые произносятся при помощи голоса, практически без шума. К ним относят [л], [м], [р], [л’], [м’], [р’], [j].

    Домашний уют
    Значение слов в русском языке. Остов – это….

    Русский язык считается одним из самых сложных и непонятных в мире. Зачастую иностранцев приводит в ступор обилие схожих по смыслу, но разных по звучанию слов. Такое количество синонимов вызывает затруднение с понимани…

    Духовное развитие
    Причастие: примеры слов в русском языке

    Русский язык богат большим количеством различных частей речи, которые помогают построить грамотный и логичный текст. Но нельзя представить нашу родную речь без причастий, форм глагола, которые содержат в себе и его пр…

    Искусство и развлечения
    Значение фразеологизма “положить зубы на полку” в русском языке

    Русский язык не зря был назван классиком «великим, могучим и правдивым»: он способен экспрессивно, образными средствами, метко выразить некоторое состояние или ситуацию.Использование фразеологизмов,…

    monateka.com

    Звуки в русском языке – Памятки по русскому языку – Памятки ученикам

     

    В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы  пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название.

    Звуки бывают гласные и согласные.

    При произношении гласных звуков  воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом. В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

    При произношении согласных звуков  воздух во рту встречает прегра -ду: губы, зубы, язык. Они произносятся  с шумом и голосом или только шумом.  

    а  о  у  ы  э – обозначают твёрдость, рядом стоящей согласной буквы.

    я ё  ю  и  е –  обозначают мягкость, рядом стоящей согласной буквы.

     

    н  м  л  р  й’ –     непарные звонкие согласные

    х  ц  ч’  щ’    –    непарные глухие  согласные

     

    б   в   г  д   ж  з – парные  звонкие согласные

    п  ф  к  т  ш  с –  парные глухие согласные  

     

    ч’  щ’  –      всегда мягкие шипящие согласные  и   й’

    ж  ш  ц –   всегда твёрдые шипящие согласные  

    ь – показатель мягкости согласных. 

    Напримерписьмо, соль, льдина, зверь. Мягкий знак звука не обозначает, как и  твёрдый знак.

     http://beshki3.webnode.ru

    www.mamapapa-arh.ru

    ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ТАБЛИЦА… Парные по звонкости-глухости согласные звуки

    Во-первых, не буквы, а звуки бывают звонкими или глухими , твердыми или мягкими. На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

    Дело в том, что в русском языке не обязательно буквы, обозначающие звонкие согласные, будут читаться звонко во всех случаях. Разберем подробнее, что означают понятия глухости и звонкости. Образование звонких согласных происходит благодаря шуму и голосу: воздушная струя не только преодолевает препятствие в полости рта, но и колеблет голосовые связки. Если учесть, что согласные в этих парах могут быть еще и мягкими (кроме ж-ш), то всего наберется 11 противопоставленных пар по глухости-звонкости.

    Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие

    Особенности произношения звука часто предопределены его положением в слове. Так, звонкий звук в конце слова оглушается, и такая позиция звука называется «слабой». Зная данную особенность русской фонетики, мы проверяем написание согласных в конце и середине слова с помощью проверочных слов: молотба – молотить, пруд-пруды, будка – будочка.

    Чтобы запомнить, каким является звук по своей характеристике, необходимо провести в уме ассоциации звука с каким-либо предметом, событием или природным звучанием. Например, звук ш похож на шуршание листьев, а звук ж – на гудение пчел. Ассоциация поможет вовремя сориентироваться.

    Таким образом, знание соотнесения буквы и звука чрезвычайно важно для правописания и правильного произношения. Есть звуки,которые не имеют глухих пар: ,,,. О мягких и твердых согласных,которые одновременно являются звонкими и глухими писать не буду,т.к. Я как-то со школы помнила, что есть буквы согласные, а вот звуки у меня почему-то из головы вылетели. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены.

    Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Русский язык – один из самых сложных языков. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная.

    Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

    Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

    мы в социальных сетях

    Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме. Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует. Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку.

    Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными.

    В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.

    Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!». Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими. Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение -) -; -; -; -; -. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка».

    Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается. Угадай-ка. Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать. Чтобы начать игру выбираются легкие слова: ; ; ; . А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: ; ; .

    Найди пару. Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

    Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения.

    Читайте также:

    zvondrobyndl.ru

    Слова в которых все согласные звуки твердые

    Все мы хотим, чтобы наши дети писали красиво и грамотно. Умение писать без ошибок на русском языке дается непросто даже носителям языка. Такое умение словно подтверждает знания и образованность человека, и приобретается оно в школе. Каждый год родители будущих первоклассников с волнением ждут начала учебного года и переживают о готовности их малыша к новой школьной жизни.

    Их впереди ждет столько новых знаний и заданий! И каким бы прекрасным и опытным ни был учитель, ребенку часто требуется помощь родителей. Например, подойдет первоклассник к маме с просьбой назвать слова в которых все согласные звуки твердые, и придется вспоминать всё, что об этом помнишь из школы. Не всегда так сразу и вспомнишь, что же ты учил когда-то в начальной школе.

    Именно в помощь родителям первоклассников эта статья, где мы вспомним и упорядочим то, что первокласснику предстоит узнать и твёрдо выучить о согласных и гласных в словах. Тема эта очень важна для последующего освоения детьми грамматики, фонетики русского языка, без этого грамотного письма в последующем не добиться.

    • Одним из важных базовых навыков, определяющим впоследствии грамотность ребенка, его успехи в освоении русского языка, является умение слышать и разбираться в его звуках. Здесь родителям стоит четко довести до детей разницу понятий «буква» и «звук», научить отличать одно от другого.
    • Не секрет, что иногда и сами взрослые считают возможным в разговоре с ребенком заменить одно слово другим, что взрослым не мешает, а вот малыша с толку сбивает. Он должен твердо помнить, что звук это то, что слышится, а буква – то, что пишется и они не всегда совпадают.
    • Следующее, что маленькому школьнику предстоит усвоить, это то, из каких звуков-кирпичиков складываются слова и как они передаются при письме.
      Именно этому учит детей 1 класс. Школьник узнает, что русский язык делит эти звучащие кирпичики речи на 2 большие группы – гласные и согласные.

    Узнать гласные ребенок может просто: их можно пропеть или прокричать. А вот согласная не так проста! Часто похожие, но разные согласные на письме обозначают одной и той же буквой, и нужно научиться различать их по определенным признакам.

    Глухие, звонкие

    По своему звучанию согласные могут быть твердые или мягкие, звонкие или глухие. Глухие согласные это те, которые создаются, когда на выдохе воздух встречает препятствие в виде языка, губ или зубов. Звонкими будут те, где к этому присоединяется голос.

    Эта таблица ниже знакомит с согласными звуками этих двух групп.

                              Звонкие                    Глухие
                  [б]       [ж]          [к]                 [х]
                  [в]       [з]          [п]                 [ц]
                  [г]       [л]          [с]                 [ч]
                  [д]       [м]          [т]                 [ш]
                  [й]       [н]          [ф]                 [щ]

    Различать глухие и звонкие согласные дети учатся довольно быстро. А вот как определить, твердые или мягкие согласные в слове, усвоить бывает сложнее.
    Между тем, нужно, чтобы ребенок в слове чувствовал все согласные, это определяет в последующем грамотное письмо. Важно, чтобы также как звонкие/глухие он четко различал твердый или мягкий звук ему встретился.

    О твердых и мягких согласных

    Чтобы первоклассник научился различать, какие по твердости и мягкости согласные звуки обозначают буквы в слоге, обращаем его внимание на то, что мягкость или твердость согласных звуков определяют гласные, стоящие за ними.

    • Когда видим или слышим вслед за согласными звуками гласные а, у, э, о, ы, значит это слова с твердыми согласными;
    • Когда вслед за согласными звуками стоят е, ё, ю, и, я, то они мягкие.

    Закрепить понимание этого правила лучше всего на примерах. Для этого берутся пары слов, где слоги с твердыми и мягкими согласными звуками стоят в одной и той же позиции, что помогает детям лучше понять разницу в их произношении и запомнить это правило.

    Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении:

    Баран[б][б’]белье
    Ворс[в]]вяз
    Горб[г]]гиря
    Дом[д][д’]дядя
    Золото[з][з’]земля
    Кот[к][к’]кит
    Лыжи[л][л’]лимон
    Мусор[м][м’]мяч
    Нора[н][н’]Нюра
    Полы[п][п’]пение
    Робот[p][p’]река
    Солнце[с][с’]семя
    Тон[т][т’]темя
    Фурор[ф][ф’]финал
    Хомяк[х][х’]хижина

    В сочетании двух согласных подряд первый будет твердым, даже когда за ним второй мягкий. Например, в каМЧатке звук М твердый, а Ч мягкий.Но бывает такое, что за согласным нет гласной, а приходится произносить сочетание двух (или даже трех) согласных.

    Тогда надо знать следующее правило:

    1. Большая часть звуков имеет 2 варианта произношения – твердое или мягкое в зависимости от гласных, следующих за ними. Они так и называются – парные согласные. Но в русском языке есть согласные, которые не имеют пары, они всегда твердые или всегда мягкие.
    2. К всегда твёрдым относятся Ц и шипящие Ж, Ш. Эти все согласные твердые;
    3. К числу только мягких согласных относятся звук й и шипящие Ч, Щ. Если за этими мягкими согласными следуют гласные твердые (а, о, у и т.д.), они всё равно остаются мягкими.

    Как твердость/мягкость обозначаются на письме

    Каких-то специальных значков для передачи на письме того, как звучит данная буква твёрдо или мягко, нет. Мягкость согласных звуков передается только при транскрипции специальным апострофом. Твердость не обозначают никак. Вместе с тем, научиться узнавать какие именно согласные обозначают буквы в слогах не сложно, достаточно запомнить эти правила.

    Звучание мягких и твердых согласных на письме обозначается двумя методами:

    • При помощи гласных, которые идут за согласным. Мягкость обозначают следующие за согласным буквы е, ё, ю, и, я, а твёрдость все остальные;
    • Во втором случае функцию обозначения твёрдости/мягкости играют мягкий и твердый знак.

    Подведем итог

    Согласные звуки в русском языке делятся на несколько больших групп – звонкие/глухие и мягкие/твердые. В обоих из этих групп есть звуки, которые имеют созвучную пару и те, кто неизменен. Поэтому в каждой из этих больших групп выделяются ещё парные и непарные согласные.

    Парные

    Перед А, О, У, Ы, Э

    ТвердыеМягкие

     

    букбб’бег
    валвв’висок
    годгг’гид
    домдд’день
    залзз’земля
    коракк’кит
    ломлл’лиса
    макмм’мера
    носнн’нес
    паркпп’пир
    рубльрр’рис
    сомсс’сено
    тонтт’тень
    фонфф’фен
    халвахх’халва
    Непарныеж, ш, цч, щ, й

    Парные

             Звонкие        Глухие
                    Б              П
                    В              Ф
                    Г              К
                    Д              Т
                    Ж              Ш
                     З               С

    Непарные

     

    Л, М, Н, Р, Й

    Сонорные

    Х, Ц, Ч, Щ

    Закрепляем играя

    Чтобы дети лучше запомнили и слышали разницу звуков в языке нужно закреплять пройденное в школе играми.

    1. Напиши три слова. Играющие по очереди пишут друг другу слово, к которому нужно дописать ещё два, где есть парные к заданному согласные. Например, кора – гора – гиря;
    2. Или ведущий дает задание: напиши три слова, где все согласные одного типа;
    3. Лови! Ведущий произносит слово или слог и бросает мяч детям. При этом заранее оговаривает, при каких условиях ловить, а каких нет. Например, звонкие ловим, глухие нет. Твердые ловим, мягкие – нет.
    4. Запевай! Ведущий поет мягкие слоги, а дети отвечают противоположными. Например: ла-ла-ла в ответ ля-ля-ля, ха-ха-ха – хи-хи-хи и т.д.;
    5. Составь список. Здесь ребенку дается задание составить список блюд для праздника, или вещей для похода, где в словах все согласные мягкие или наоборот;
    6. Звуковая зарядка. Каждому звуку соответствует свое движение. Слово с глухим звуком – поднимаем руки, звонкие – подпрыгиваем и т.п.

    По такому принципу можно придумать новые игры или приспособить уже известные. Это позволяет детям проявить собственное творчество и понимание пройденного.

    razvitieiq.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *