Какие задания можно дать учащимся по летнему чтению – : . –
Упражнения по развитию техники чтения у младших школьников
Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.
Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.
Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного ФГОС. Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.
Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.
Перечень упражнений
А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:
- «Пол-арбуза»
- «Потерянные буквы»
- «Глаз — алмаз»
- «Шерлок»
- «Зазеркалье»
- «Бешеная книжка»
- «Птицы прилетели»
- «Партизан»
- «Эх, раз! Еще раз!»
- «Тайна пропавшего предложения»
Упражнение 1. «Пол-арбуза»
Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.
Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.
Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.
Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация – это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.
Упражнение 2. «Потерянные буквы»
Еще одно упражнение на развитие антиципации.
Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?
Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.
Книжн… полочка.
Нов… футболочка.
Больш… ложка.
Рыж… кошка.
Еще вот такую фразу:
Бобик все котлеты съел,
Он делиться не …….
И еще вот такие:
Ок-ок-ок — мы построим …….
Юк-юк-юк — поломался наш ……
Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.
Упражнение 3. «Глаз – алмаз»
Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.
Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.
И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.
Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.
Задача ребенка:
- на счет один найти и показать пальцем единицу;
- на счет два – двойку;
- три – тройку и т.д.
Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.
В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.
Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.
Упражнение 4. «Шерлок»
На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:
рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак
Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.
Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.
Упражнение 5. «Зазеркалье»
Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?
Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.
При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.
Упражнение 6. «Бешеная книга»
Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.
Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.
Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.
Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.
Упражнение 7. «Птицы прилетели»
Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:
- спокойно;
- радостно;
- громко;
- тихо;
- грустно;
- с раздражением;
- со страхом;
- с издевкой;
- со злостью.
Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.
Упражнение 8. «Партизан»
Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух. И так несколько раз.
Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.
Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»
Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.
Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!
Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.
Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.
А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!
Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.
Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»
Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.
Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:
- Покажите ребенку первую карточку.
- Школьник читает предложение и старается запомнить.
- Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
- Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
- Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.
В чем здесь смысл?
Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.
В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.
Во втором – 9,
в третьем – 10,
в четвертом и пятом по 11,
в шестом уже 12.
То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.
Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.
Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.
Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.
Как заниматься?
Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно, чтобы оценивать свои успехи.
Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться здесь.
Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!
Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!
И до новых встреч на страницах блога!
Евгения Климкович.
shkolala.ru
Зачем летом читать с детьми?
Добрый день, уважаемые мамы и папы школьников! Хоть у нас и каникулы, но школа нет-нет, да напоминает о себе. Чего стоит только заставить наших детей, напрочь забывших про учёбу на все три летних месяца, взять в руки книги.
Да, многие с недоумением задаются вопросом: «Зачем летом читать? Научили, уже не забудется! Начитается ещё в школе! Пусть отдыхает!» Так-то оно, конечно, так, но вот что об этом думают педагоги, и зачем всё-таки они такие вредные на лето задают большуханский список литературы к чтению?
А и вправду, зачем?
Безусловно, научившись читать раз, ребёнок вряд ли совсем забудет алфавит за лето. Иначе это повод спросить учителя: а как вы моё дитя так учили? Причина летнего домашнего задания кроется в другом.
Скажем так: в советские времена длинный список для чтения по литературе появился в отечественных школах по двум основным причинам: поддержать интеллектуальный тонус рядового школьника, дабы не расслаблялся, и, что не менее важно, занять свободное время в длинные три каникулярных летних месяца.
И начали педагоги трудиться и в рамках учебной программы сочинять эти самые списки, передавая друг другу их, проверенные поколениями, гордо вручая детям по окончании учебного года.
И мы действительно не расслаблялись. А всё потому, что, во-первых, чтение вообще – это прямой путь к нашей эрудиции и интеллекту, уровнем которого так часто хвастаются современные юные школьники, пройдя простейшие он-лайновые тесты на IQ.
А развивать этот самый IQ можно и нужно бесконечно, и летом тоже, ибо мозг человеческий и его возможности безграничны, но его свойство застаиваться проявляется ярко и быстро. Так что книги — на самом деле лучшие друзья и помощники.
Ну и словарный-то запас как к предстоящему школьному году пополнять будем, ведь уже на год старше! Из фильмов ужасов по телевизору или сетевых игр по компьютеру? Нашла интересное высказывание Даля, прямо в нашу точку: «Как из копеек составляются рубли, так из крупинок прочитанного составляется знание». Хорошо подмечено, не правда ли? Процитируйте детям в ответ на его «Завтра почитаю!».
Во-вторых, не будем забывать про технику чтения, которая так сильно нас подводит, когда нужно быстро ознакомиться с текстом и быстро найти среди кучи строк самое важное. А это умение без тренировок, в том числе и летних, ну никак не развить.
Объем освоенных за минуту слов надо нарабатывать, причём, где-то я слышала, самым лучшим образом это делать, читая вслух. Согласитесь, лето, когда «один дома», — это просто идеальный вариант. Подневольными слушателями, которые всё равно не смогут возразить против ораторского искусства, станут если только домашние питомцы.
Ну и в-третьих, если вы не хотите, чтобы ваше дитё слыло слабо развитым в духовно-нравственном плане, без сформировавшихся принципов добра и зла, любовь к чтению прививать всё-таки нужно, причём не только с сентября по май, а круглогодично и круглосуточно. И в этом книга – лучший друг и помощник.
Ведь хорошая книга не только учит нас и наших детей уму-разуму, но и даёт понятие любви к природе, уважение к родным и близким. Самообразование – это одна из ступеней, помогающих нам не стоять в ряду невежд. Не ваше это место, поверьте! Так почему лето должно выпасть из такого важного периода саморазвития?
Как и что читать?
Что было в наши школьные годы? Летнее чтение включало в себя те произведения, которые предполагалось проходить по литературе в предстоящем году. Вот с этим-то и было связано огромное негодование школьников: зачем, если мы всё равно будем это проходить?! И я так тоже думала!
Но вот признайтесь мне, дорогие родители, будучи уже бывшими выпускниками школ, кто-нибудь из вас умудрялся проштудировать целый томик толстовского «Войны и мира», заданный на один вечер, чтобы на следующем уроке написать по нему сочинение? Вряд ли! Иначе сегодня бы мы, повзрослевшие и помудревшие, не перечитывали эти произведения заново «с новым взглядом», спустя много лет понимая, почему всё-таки Пушкин и ему подобные авторы – действительно гении.
Сегодня ничего не поменялось! Читать приходится много и, к сожалению, современная школа сегодня ещё не дошла до того, чтобы читать, что хочу. Потому вот вам ложечка мёда в ваш дёготь: читать заранее то, что понадобится потом – это экономия времени и сил на будущее.
Ребёнку будет проще найти и прочитать нужный отрывок, в памяти восстановив информацию и расставив акценты на том, что уже знакомо, а не просто заглотить текст, потому что не успевает к уроку. Нужно? А то!
А теперь, как это организовать. Что делают родители вместе с детьми, получив на лето заветный список? Уже в мае бегут в библиотеку и тащат оттуда домой стопку книг либо скачивают скопом указанные в перечне произведения.
В результате всё это мёртвым грузом падает на книжную полку или письменный стол, и ребёнок с ужасом смотрит в ту сторону, так и не решившись подойти до 31 августа. Надо ли так сразу и так быстро указать на то, что совсем беззаботного лета у школьника в принципе не будет?!
Как в таком случае советуют поступить психологи? Садимся и в списке выбираем то, что желали бы почитать в первую очередь, дабы запал не пропал, разбавив тем, что не очень хочется. При этом пробуем составить план на пару недель так, чтобы проза переплеталась со стихами, серьёзные книги с лёгкими по содержанию либо юмористическими. Тогда и чтение пойдёт у школьника «как по маслу».
Читал или нет?
Все свои читательские результаты дети обычно пишут в читательский дневник. Там они по совести, некоторые — по желанию вписывают количество освоенных страниц и после окончания книги добавляют несколько строк о том, что всё-таки удалось запомнить – главный смысл.
Многие родители, да и учителя тоже, к читательским дневникам относятся скептически, ибо как показывает практика, содержимое не соответствует действительности. Хотя немного они всё-таки дисциплинируют, чего греха таить.
Переживаете, что ребёнок на самом деле не берёт в руки книгу, а делает вид, что день за днём близится к концу летнего списка литературы? Что тогда вам мешает сесть вечерком и обсудить, что же такого интересного в тех пятидесяти страницах, гордо указанных за день в читательском дневнике?!
А вообще, нельзя не отметить, что многие дети очень полюбили электронное ведение читательских дневников в различных компьютерных рисовательных программках, куда они не только вписывают прочитанные объемы, но и добавляют разные иллюстрации. Получаются прямо настоящее произведение искусства, которыми можно похвастаться 1 сентября.
Так что лето — это прекрасное время для поддержания и развития умственных способностей наших детей, когда времени больше, нагрузки меньше. А вы уже брали в руки свой «инструмент образования» или список литературы так и остался лежать в портфеле, закинутом на шкаф? Пора, дорогие родители, пора, уже половинка лета позади!
Ну а если вы уже успели потерять выданные в школе литературные списки, то «ШколаЛа» спешит на помощь!
- Список литературы для тех, кто переходит во 2 класс найдете здесь.
- Для будущих третьеклассников — здесь.
- Для тех, кто отправляется в 4-ый — тут.
- Ну а тех, кто уже попрощался с начальной школой приглашаем вот сюда.
Да, и ждем вас среди подписчиков нашей развеселой группы «ВКонтакте»! Присоединяйтесь, будем рады)
Веселого вам лета и увлекательного чтения!
Ваша, Евгения)
shkolala.ru
Три месяца с книгой. Как превратить школьное «летнее чтение» в удовольствие | Образование | Общество
Каждый школьник уходит на летние каникулы с «домашним заданием» — перечнем художественных произведений, которые нужно прочитать за три месяца отдыха. В подавляющем большинстве случаев на эти «черные списки» учащиеся смотрят с ужасом. Итак, надо ли читать все, что учитель «задал»? И как не превратить знакомство с новыми книгами с битву с участием всех родственников?
АиФ.ru попросил московского педагога, учителя начальных классов школы № 2009 Дарью Гобузову дать несколько советов родителям, у кого дети — младшеклассники. Правда, оказалось, что эти советы отлично работают и со старшими школьниками.
1. Обязаловки нет
Летние списки не являются обязательными. Это произведения, которые предлагаются для прочтения, если они заинтересовали школьника. У него возникли другие литературные предпочтения? Ничего страшного, пускай читает то, что ему нравится. И не стоит думать, что произведения из летнего списка точно входят в школьную программу по литературе на следующий год. Это нет так (совпадают лишь жанры). Исключения составляют довольно большие произведения, которые трудно осмыслить сразу. Например, некоторые произведения в учебниках даются в виде отрывков. Это, в частности, «Городок в табакерке» Одоевского. Если летом не спеша прочитать эту сказку целиком, тогда отрывки, с которыми надо будет работать в классе, ребенок воспримет совершенно по-другому.
2. Читайте вместе с ребенком
Приобщайтесь к литературе вместе. Это не значит, что надо вместо самого ребенка читать ему весь летний список вслух. Именно вместе. Хотите поочередно, можно договориться, кто какого героя будет озвучивать. Непременно объясняйте незнакомые понятия и слова.
Ваша задача — не одолеть книгу любой ценой, а прожить произведение, проиграть его. И без помощи взрослого младшекласснику тут не обойтись. Очень хорошо, если дойдя до финала произведения, вы поговорите о ней. Что понравилось, что вызвало неприятие, какой момент или герой вызвал самые сильные эмоции? Постарайтесь сделать так, чтобы ему было интересно читать и обсуждать то, что он узнал. Поделитесь своими впечатлениями с ним. Пускай ребенок перескажет эту книгу папе, бабушке, брату. А если вы поставите домашний мини-спектакль, это будет просто замечательно.
3. Рисуйте, слушайте, смотрите
Используйте летний список для того, чтобы сделать лето максимально интересным.
Например, уже давно известно, что рисунок по прочитанной книге очень хорошо отражает, понял ли ребенок главную идею произведения, насколько он вовлечен в происходящее в книге. Только не заставляйте юных художников (творить можно исключительно по доброй воле).
Можно сходить на спектакль или выставку, которые связаны с полюбившимся автором или произведением. Посмотрите фильм. Обязательно сравните между собой спектакль, кино и книгу, чтобы ребенок понял, как по-разному можно интерпретировать одну и ту же историю.
Имейте в виду, что есть множество замечательных аудиокниг и аудиоспектаклей. Детям очень полезно слушать взрослое чтение. Если вы поставите запись, где задействованы профессиональные чтецы или актеры, это будет формировать у ребенка правильную речь. Такая звуковая книга пробуждает фантазию, повышает интерес к «бумажному» чтению.
4. Не читайте «слепых» книг
Для ребят, которые закончили первый или второй класс, очень важен крупный четкий шрифт и хорошие иллюстрации. В идеале картинок должно быть больше, чем текста. Кстати, обратите внимание на качество иллюстраций. Речь идет не только о самой печати, но и о содержании. Если это сказка про медведя, то он не может быть зеленого цвета. Рисунки должны не искажать текст, а дополнять его. Для ребят постарше размер шрифта не так важен, но все равно проверьте, что читать удобно и глаза не устают от «слепого» текста. Полное отсутствие иллюстраций также недопустимо. Если нет возможности купить хорошее издание, возьмите его в библиотеке. Чтение всегда должно доставлять радость ребёнку.
5. Не ведите «дневник читателя» насильно
Нельзя заставлять ребенка записывать свои размышления «из-под палки». Так вы только отвратите его от самой литературы. Потому что он будет с ужасом думать, что все прочитанное потом придется вкратце «повторять» самому, да еще письменно. А вот если ваша дочь или сын сами хотят записать свои впечатления, рассказать о том, что они поняли, нарисовать рядом с «сочинением» героя — это совсем другое дело. Тут польза от читательского дневника будет очень большая.
P.S. Дети всех возрастов любят, когда родители или другие родственники читают вместе с ними. И никому не понравится, если мама прикажет «Чтобы сегодня прочел минимум 50 страниц!», а сама усядется перед телевизором смотреть очередное ток-шоу. Доводы «Я в твоем возрасте очень много читал!» просто смехотворны. Во-первых, никаких доказательств таким смелым утверждениям нет. Во-вторых, выходит, что читать должны только несовершеннолетние? И тогда это не удовольствие, а очередное домашнее задание.
Смотрите также:
www.aif.ru
Список рекомендуемой литературы для 1 класса по программе “Перспектива”
Ребенок многое узнает из книг, поэтому следует поощрять и поддерживать чтение. Как ни странно, мамы в основном читают малышам, а лет с трех книги начинают уходить на второй план, это прискорбно осознавать. Наоборот, круг книг должен расширяться, ведь ребенок теперь способен понять более сложные вещи, он может теперь прочувствовать и прожить книжку вместе с ее героями. Чтение с родителями и самостоятельное чтение помогут лучше показать себя на уроках в школе. Но вот что читать первокласснику? В данной статье перечислена школьная литература для чтения в первом классе по программе “Перспектива”. Основан список на том, какие произведения будут упоминаться в школьных учебниках по данной программе. На нашем сайте можно найти аудио варианты этих книг.
Книги, знания которых требуется при изучении Азбуки, учебника Окружающий мир, русского языка.
- Стихи, пословицы и загадки об осени
- Доктор Айболит
- Зверь на букву Ю
- Дядя Степа
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка
- Гуси-лебеди
- Золушка
- Заяц и еж. К.Ушинский
- Мойдодыр
- Кошкин дом
- Приключения Незнайки и его друзей
- Кит и кот
- Про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – кроткий хвост. Д.Мамин-Сибиряк
- Лиса и волк
- Репка
- Сказка о царе Салтане
- Кощей бессмертный
- Курочка ряба
Список рекомендуемой литературы для самостоятельного чтения
Стихи о детях
А. Барто. «Стали грамотными», «Почему сегодня Петя просыпался 10 раз».
С. Маршак. «Разговор с первым классом», «Школьнику на память», «Важный день», «Друзья-товарищи».
Е. Благинина. «Паровоз, паровоз…», «Пришла ко мне подружка…».
В. Лунин. «Мне туфельки мама…».
Стихи о животных
Б. Заходер. «Про мохнатых и пернатых».
Ю. Мориц. «Малиновая кошка».
С. Маршак. «Детки в клетке», «Где обедал воробей», «Детский сад. Зоосад», «В зоопарке».
Стихи и рассказы о природе
«Времена года». Стихи.
«Приметы осени». Произведения русских писателей.
«Славная осень». Стихи русских поэтов.
А. Блок. «Зайчик».
Веселые стихи
Б. Заходер. «Кит и кот», «Гимнастика для головастика», «Жил-был филин».
А. Барто. «Лидочка», «Я выросла», «Алеша», «Дом переехал», «Игрушки».
А. Прокофьев. «Как на горке, на горе».
«Рифмы Матушки Гусыни».
Народные сказки
«Айога», «Крошка Вилли Винки». Шотландские народные сказки.
К. Иванов. «Две дочери». Чувашская сказка.
Русские народные сказки
«Теремок», «Гуси-лебеди», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Терешечка». «Черный конь скачет в огонь».
Сказки о животных
К. Чуковский. «Цыпленок», «Телефон», «Краденое солнце», «Тараканище».
Н. Юсупов. «Голубь и пшеничное зерно».
«Три поросенка», «Лиса и журавль», «Лиса, волк и медведь».
Сказки о зиме
«Морозко», «Снегурочка».
Литературные сказки (авторские)
В. Сутеев. «Мешок яблок», «Дядя Миша», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?».
В. Берестов. «Змей-хвастунишка».
С. Маршак. «Сказка про козла», «Кошкин дом».
Л. Толстой. «Рассказы и сказки».
В. Бианки. «Лесной колобок — колючий бок».
В. Даль. «Старик-годовик».
Сказки зарубежных писателей
Ш. Перро. «Золушка».
Я. Гримм. «Семеро храбрецов», «Храбрый портняжка».
Г.-Х. Андерсен. «Свинопас».
Д. Родари. «Почему? Отчего? Зачем?».
Рассказы
Б. Заходер. «Живая азбука».
В. Осеева. «Мама принесла Тане новую книгу».
И. Гамазкова. «Живая азбука».
Е. Пермяк. «Торопливый ножик».
Л. Пантелеев. «Буква «Ты».
Г. Скребицкий. «Мать».
В. Степанов. «Моя родина — Россия».
П. Воронько. «Твоя книжка».
С. Баруздин. «Главный город».
Е. Трутнева. «В родном краю».
Л. Преображенская. «Наша улица».
К. Ушинский. «Четыре желания», «Ветер и солнце».
Рассказы о детях
В. Осеева. «Сыновья», «До первого дождя», «Плохое», «Синие листья».
Е. Пермяк. «Первая рыбка» («Юра жил в большой и дружной семье…»), «Бумажный змей».
Н. Носов. «Замазка», «Огурцы», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Затейники», «Ступеньки».
А. Митт. «Шар в окошке».
Е. Чарушин. «Никита и его друзья».
В. Драгунский. «Он живой и светится».
Э. Мошковская. «Обида», «Книга для друга».
В. Лунин. «Я и Вовка».
В. Голявкин. «Болтуны».
А. Барто. «Если вы ему нужны».
Н. Артюхова. «Подружки».
Рассказы о животных
В. Бианки. «Первая охота», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Лис и мышонок».
Н. Сладков. «Лесные сказки».
Е. Чарушин. «Про Томку», «Тюпа, Томка и другие», «Волчишко».
М. Пришвин. «Еж», «Глоток молока».
Я. Аким. «Мой верный чиж».
Б. Заходер. «Собачкины огорчения».
Р. Сеф. «Кто любит собак?».
К. Паустовский, Г. Скребицкий, К. Ушинский. Рассказы о природе.
Басни
Л. Толстой. «Лев и мышь», «Лгун», «Отец и сыновья».
Устное народное творчество (малые жанры)
«Вьется, вьется хоровод». Приговорки, народные песни.
Потешки, считалки, загадки, небылицы.
Список рекомендуемой литературы для чтения в классе (с учителем)
С. Маршак. «Новому читателю», «Курочка Ряба и десять утят», «Волк и лиса».
К. Чуковский. «Айболит».
Г. Юдин. «Почему «А» первая».
Т. Коти. «Катя и буквы».
В. Лунин. «Козлята». «Никого не обижай».
Т. Павлова. «Рассказ мудрой вороны».
С. Михалков. «Сами виноваты», Сказка «Зяблик», «Как бы жили мы без книг?», «Песенка друзей».
Л. Пантелеев. «Две лягушки».
Е. Благинина. «Котенок».
В. Бианки. «Разговор птиц в конце лета».
И. Пивоварова. «Всех угостила».
Н. Сладков. «Без слов».
Б. Житков. «Вечер».
И. Токмакова. «Лягушки», «Разговор синицы и дятла», «Невпопад».
Л. Толстой. «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных».
Е. Пермяк. «Самое страшное».
В. Берестов. «Лягушата», «Стихи для папы».
Э. Шим. «Брат и младшая сестра».
М. Пляцковский. «Солнышко на память».
П. Воронько. «Лучше нет родного края».
Ю. Мориц. «Это — да! Это — нет!».
В. Сутеев. «Чей же гриб?».
А. Плещеев. «Весна», «Миновало лето».
С. Есенин. «Черемуха».
И. Суриков. «Лето», «Зима».
Н. Греков. «Летом».
Устное народное творчество. Пословицы и поговорки разных народов.
Песни разных народов.
Загадки.
Считалки.
Русские народные сказки.
Сказки народов России.
Список рекомендуемой литературы для семейного чтения
К. Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому», «Лекарство».
Пословицы, поговорки, мудрые изречения.
«Три дочери». Татарская народная сказка.
«Два лентяя». Татарская народная сказка.
«Заяц и черепаха». Ингушская народная сказка.
Л. Толстой. «Пожарные собаки», «Не лениться», «Косточка», «Мальчик и отец», «Булька».
И. Косяков. «Всё она».
Дж. Харрис. «Сказки дядюшки Римуса».
Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени».
В. Драгунский. «Денискины рассказы».
Список рекомендуемой литературы для чтения летом
Сказки народов России.
Русские народные сказки.
Потешный фольклор: скороговорки, считалки, небылицы.
В. Жуковский. «Котик и козлик», «Птичка».
А. Пушкин. «Птичка Божия не знает…».
В. Даль. «Что значит досуг?».
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца».
А. Толстой. «Колокольчики мои».
Л. Толстой. «Филипок».
К. Ушинский. «Рассказы о животных».
М. Артюхова. «Подружки».
В. Бианки. «Латка», «Аришка-трусишка».
Г. Остер. «Вредные советы».
Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился».
С. Маршак. «Веселый счет от 1 до 10», «Багаж», «Детки в клетке».
Т. Собакин. «Песни бегемотов».
А. Усачев. «Умная собачка Соня».
Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
Д. Биссет. «Про поросенка, который умел летать».
Братья Гримм. «Король-Дроздовик».
Справочная (методическая) литература для учителя
Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения в 1, 2, 3, 4 классах. — М., 2006.
Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. — М., 1994.
Бородина В. А., Бородина С. М. Учим читать. — Л., 1985.
Оморокова М. И. Основы обучения чтению младших школьников. — М., 2005.
Кубасова О. В. Как помочь ребенку стать читателем. — М., 2004.
Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст. — М., 2005.
Воюшина М. П. Критерии и уровни литературного развития // Литературное и речевое развитие школьников: / межвузовский сборник научных трудов. — СПб., 1992.
Романовская З. И. Чтение и развитие младшего школьника. — М., 1982.
Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. — М., 1977.
Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. — М., 1972.
Лазарева В. А. Технологии анализа художественного произведения. — М., 2006.
Рез З. Я. Изучение лирики в школе. — М., 1968.
Воюшина М. П. Изучение лирики Сергея Есенина в начальной школе. — СПб., 1996.
Пропп В. Я. Морфология сказки: исторические корни волшебной сказки. — М., 1972.
Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / под ред. М. С. Соловейчик. — М., 2000.
Чуракова Н. А. Как попасть в мир картины. — Самара, 2001.
Воробьева В. И., Тивикова С. К. Сочинения по картине в начальных классах. — М., 2006.
7gy.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 г. Костромы Статья на тему: «Из опыта работы по внеклассному чтению» Выполнила: Белянкина (Северьянова) Ирина Леонидовна учитель начальных классов МОУ Гимназия №1 г. Костромы 2009 год Из опыта работы по внеклассному чтению. Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Программа «Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой предусматривает организацию самостоятельного домашнего чтения детей и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках книг для чтения», т.е. другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом учебника. Цель уроков внеклассного чтения – обеспечить в процессе обучения чтению непрерывное знакомство с широким кругом очень разных детских книг, поддержать интерес к чтению, помочь учащимся освоить общие свойства и те закономерности, которые группируют книги, упорядочивают их разнообразие, учат каждого ребенка свободно и безошибочно действовать с любой доступной книгой. На уроках внеклассного чтения младшие школьники узнают мир книг, приучаются сами различать доступные для них, полезные, интересные книги. У них формируется тип правильной читательской деятельности и читательский кругозор, без чего стать настоящим читателем просто нельзя. Читательская самостоятельность – это личностное свойство, психическое новообразование, т.е. свойство которое не задается от рождения, а возникает как результат правильно организованного обучения чтению. Оно характеризуется тремя существенными признаками:
Сейчас, в век техники, современные дети стали мало и с неохотой читать. Если ребенку скучно, у него есть компьютерные игры или игры-приставки. Родители жалуются, что ребенка трудно заставить читать. Для меня, как для учителя, очень важно воспитать интерес к чтению, привить любовь к книгам. Ведь от умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть на должном уровне материалом по курсу «Окружающий мир». А подготовить реферат или сообщение по какой-либо теме для слабочитающего ребенка будет и вовсе непосильной задачей. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности – главная задача учителя начальных классов. Надо дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека. Как же заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу? В решении этой задачи мне помогают уроки внеклассного чтения, Я поделюсь своим опытом подготовки и проведения уроков внеклассного чтения, которые я стараюсь проводить интересно и увлекательно, в игровой форме КВНа.
Список книг по внеклассному чтению на следующий учебный год стараюсь выдать заранее, ещё в мае, на последнем классном часе или на последнем родительском собрании, чтобы у семей была возможность за лето приобрести в магазине (сделать копию на компьютере, отыскать у знакомых) нужные книги. Приведу в пример список литературы по внеклассному чтению для учащихся 1-4 классов. Внеклассное чтение 1 класс.
Внеклассное чтение 2 класс.
Внеклассное чтение 3 класс.
Внеклассное чтение 4 класс.
Книги по внеклассному чтению, которые будем изучать в течение учебного года, в летние каникулы читать не рекомендую. Когда книга известна, у детей пропадает интерес к её изучению. Кроме того, к середине учебного года дети забывают о том, что читали летом, стираются детали сюжета, имена героев, и ребята не всегда могут ответить на устные вопросы по книге, не всегда справляются с письменными работами. А на летний период я составляю отдельный список книг. Обязательно – небольшой, 3-4 книги. Обычно, рекомендую читать 1 книгу в месяц (за лето 3 книги). Причём, перечень книг не фиксированный, а такой, из которого можно выбрать книгу по своему выбору и желанию. Чаще всего, это другие книги любимых писателей, которых мы изучали в течение данного учебного года, но эти книги не вошли в учебник по литературному чтению. Приведу в пример список книг на летние каникулы для будущих третьеклассников. Список книг на летние каникулы для 3 класса.
А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, прилетает вновь», А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять», А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, возвращается тайком»
– Н.Носов «Незнайка на Луне» – Туве Янссон – сказки о муми – троллях («Мемуары Муми- папы», «Волшебная зима», «В конце ноября», «»Дитя – невидимка», «Комета прилетает», «Опасное лето») – А.Волков – сказки про Элли и её друзей («Жёлтый туман», «7 подземных королей», «Огненный бог Марранов», «Тайна заброшенного замка») Уроки внеклассного чтения провожу с периодичностью 2-4 недели (в зависимости от объёма книги и от возраста детей). В итоге получается 2-3 урока в четверть. Уроки внеклассного чтения провожу после каждого раздела учебника, тематика книг соответствует теме раздела учебника по литературному чтению. Например,
Для того, чтобы урок внеклассного чтения был эффективным, полезным и интересным, считаю необходимым опираться в своей работе на следующие принципы:
Перечисленные принципы я раскрою позже, при описании подготовки и проведения уроков внеклассного чтения. А пока остановлюсь на последнем принципе (учёт индивидуальных особенностей классов). Следует отметить, что я работаю в гимназии. У меня в классах учатся способные, творческие ребята, которые много читают и имеют высокую скорость чтения (уже к 3 классу 75-80% учащихся читают больше 80 слов в минуту, 45-50% учащихся – более 100 слов в минуту). Поэтому, я имею возможность изучать с ними большие по объёму книги и серьёзные произведения. Очень помогают в работе родители учеников. Они всегда помогут ребятам в поиске нужной книги и сами с удовольствием принимают участие в чтении. Далее поделюсь опытом построения и особенностями проведения самого урока внеклассного чтения. В начале урока проводится письменная анкета на 2 варианта, состоящая из 6-12 вопросов (в зависимости от возраста учащихся). Её результаты позволяют выяснить, насколько хорошо, вдумчиво и внимательно дети прочитали книгу, как глубоко поняли её содержание и главную мысль (принцип контроля и проверки прочитанных книг). На письменную анкету отводится 5-10 минут. Уже с 1 класса дети учатся точно, чётко и кратко отвечать на вопросы по прочитанной книге, учатся вычленять главные факты, события изучаемого произведения. В 3-4 классах кроме вопросов по содержанию ввожу вопросы на понимание прочитанного или вопросы личностного характера, где необходимо выразить собственное мнение: Чему учат рассказы М.Пришвина? За что люди в деревне полюбили дядю Фёдора? Чем я хочу быть похожим на главного героя книги Тимура? Из-за чего, по твоему мнению, вернулся в команду Севка Мымриков? Как изменился Витя, побывав в стране Невыученных уроков? Письменная анкета по внеклассному чтению А.Волков «Волшебник Изумрудного города» 1 вариант Фамилия, класс___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Письменная анкета по внеклассному чтению А.Волков «Волшебник Изумрудного города» 2 вариант Фамилия, класс___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
После того, как дежурные по классу собрали и сдали на проверку учителю письменные анкеты, педагог зачитывает правильные ответы, а дети отмечают, сколько правильных и ошибочных ответов допустили в работе. Затем, ученики рассаживаются по командам. У нас, обычно, 4 команды по 5 человек. Дети делятся друг с другом результатами проверки письменных анкет. И тот, кто из ребят ответил правильно на наибольшее количество вопросов, выбирается командиром своей группы на данную игру. Этот педагогический приём помогает избежать недовольства и обид со стороны ребят, которые любой ценой хотят стать лидерами (принцип смены командиров). Быть командиром – очень ответственно и престижно. Командир группы внимательно выслушивает ответы ребят во время обсуждения вопросов, назначает отвечающих от команды, выбирает эксперта команды(эксперт помогает учителю следить за ходом игры и ставить баллы в таблицу результатов), в конце урока подводит итоги работы в группе, играет большую роль при выставлении оценок за урок активным учащимся, участвует в конкурсе командиров. Кроме, письменных анкет, обязательно в ход урока включаю этап, посвящённый жизни и творчеству автора изучаемой книги. Иногда, он проходит до анкет, иногда, в конце урока, после КВНа. Стараюсь, чтобы знакомство с писателем не представляло собой обычный рассказ – лекцию учителя, а вызывало у ребят желание узнать что – то интересное об авторе книги (принцип поддержания интереса к чтению). Для этого использую такие формы работы:
(Презентация об Э.Успенском) Чтобы поддерживать интерес ребят к чтению, чтобы урок внеклассного чтения не ассоциировался у учеников с обычным уроком литературного чтения, а воспринимался как урок – праздник, как урок радости, сам урок провожу в игровой или нестандартной форме, чаще всего в форме КВНа (принцип проведения уроков внеклассного чтения в нестандартной или игровой форме, принцип использования соревнований между учениками). Заранее разрабатываю вопросы и задания для будущего КВНа, печатаю их на компьютере, красочно оформляю. В 3-4 классах использую вопросы и задания, составленные самими учениками (принцип самостоятельности и активности учащихся). В начале игры дети придумывают названия своим командам в соответствии с темой урока (например, на уроке внеклассного чтения по книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» названия команда соответствовали Сказочным странам: Жёлтая страна, Голубая страна, Розовая страна, Фиолетовая страна; на уроке внеклассного чтения по книгам М.Пришвина дети использовали в названиях своих команд названия рассказов «Лада», «Журка», «Хромка», «Ярик»). В ходе КВНа команды отвечают на вопросы по книге, выполняют разнообразные творческие задания. За каждый правильный ответ команда получает баллы. Эксперт группы, назначенный командиром, подходит к доске и заносит полученные баллы в итоговую таблицу (принцип минимального участия учителя, максимального участия детей в ходе урока) На КВНе стараюсь использовать как устные задания (викторина, «Угадай героя по описанию», загадки), так и письменные задания, где необходимо что – то дописать, соединить стрелками, нарисовать (кроссворды, «Восстанови описание», «Расставь события по порядку»). Дети младшего школьного возраста очень любят такие задания, с удовольствием отвечают на вопросы по карточкам, с азартом выполняют упражнения на красочных листах и не воспринимают такую работу, как серьёзный, монотонный труд (принцип учёта возрастных особенностей учеников). Обязательно предлагаю задания, где бы ребята проявили свои творческие, артистические способности: инсценирование отрывков книги, пантомима, драматизация, «Изобрази героя», «Проговори скороговорку Чебурашки», «Придумай четверостишие с данными рифмами» (принцип развития творческих способностей детей). Под конец игры провожу конкурс командиров, для которого подбираю самые трудные оригинальные задания, которые требуют отличного знания содержания книги («Какой герой говорил такие слова?», «Назови крылатые слова и выражения сказки», «Определи название рассказа по его главной мысли»). Лучший командир зарабатывает для своей команды 3 балла. Далее перечислю творческие вопросы и задания, которые чаще всего использую на КВНах, и приведу примеры таких заданий. Творческие вопросы и задания КВНа.
Викторину по прочитанным книгам, обычно, провожу в начале КВНа. Составляю свои вопросы или использую детские вопросы, в которых проверяется знание событий, описанных в книге, знание героев книги, глубина понимания произведения. Вопросы задаются командам по очереди. Но каждая команда обязательно ведёт обсуждение вопросов для всех команд, так как в случае неправильного ответа другой командой или их отказа ответить, вопрос переходит следующей команде (по кругу). Этот приём позволяет командам набрать дополнительные баллы за игру. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (перевод Лилианны Лунгиной) 1 часть трилогии о Малыше и Карлсоне Общие вопросы.
|
www.zubstom.ru
Читаем летом
Вот и закончился учебный год. Наступили самые длинные и такие долгожданные каникулы. Это самое хорошее время для приобщения ребенка к чтению. Днем, когда жарко и не хочется гулять, самое время немного почитать. Причем, летом времени для чтения можно найти очень много, было бы желание. А вот, чтобы это желание читать появилось, надо найти такие книги, которые ребенок читал бы с удовольствием.
В каждом классе на лето даются списки обязательной для летнего чтения литературы. В списки входят большие произведения, которые будут изучаться в течение следующего года и другие интересные произведения.
Что читать детям летом? Единого списка для летнего чтения нет, поэтому каждый учитель исходит из своих соображений, дает свои списки.
Давайте подумаем, какова главная задача летнего чтения? Научить читать? Этому ребенок уже научился. Развивать кругозор ребенка? Возможно. Но самой первой задачей летнего чтения является развитие интереса к чтению! Лето дано для того, чтобы ребенок делал то, что ему интересно и читал то, что ему интересно, а не то, что предписано программой. А как найти то, что ребенку интересно, если он сам этого еще не знает?
Именно поэтому детям и предлагаются списки для летнего чтения, в которые включены произведения различного жанра и направления: сказки и рассказы, стихи и басни, произведения о животных и о детях. Читая разные произведения, ребенок находит то, что ему больше нравится, формируются его интересы и пристрастия.
Список, который дается в школе, является желательным, но не обязательным. Вы спокойно можете включать в него и те произведения, которые Вы считаете нужными и интересными.
А что делать, если ребенок читает медленно, а книги большие и прочитать их ребенок не может? Иногда, глядя на список литературы, родители ужасаются, что такое количество книг проесть за лето невозможно. В таком случае, нужна помощь родителей. Ведь любую, даже самую толстую книгу, можно прочесть очень быстро, если читать ее вместе, по-очереди. Устройте летом час семейного чтения и читайте вместе. И ребенку будет интересно, и прочитает книги быстрее, а самое главное, ребенок с вашей помощью поймет книгу лучше и почувствует Вашу заинтересованность.
Давайте сделаем летнее чтение для детей приятным и интересным, подбирая для этого книги по возрасту. О том, какие произведения стоит почитать с ребенком летом, читайте здесь.
chitalochka-ru.ru
Творческие задания по литературному чтению
Творческие задания по литературному чтению
Охарактеризуйте отношение автора (свое отношение) к герою произведения, событиям. Свое мнение обоснуйте.
Дайте развернутую характеристику героя, опишите его внешность (возраст, рост, одежду, прическу и т. п.), качества характера. Назовите положительные и отрицательные качества. Вспомните и перескажите те эпизоды, в которых эти качества проявились наиболее ярко.
Назовите причины поступков героев.
Сравните поступки действующих лиц.
Оцените соответствие заглавия произведения его содержанию. Подберите другие заглавия к произведению.
Определите тему и основную мысль произведения. Сопоставьте название произведения с его темой и основной мыслью.
Прочитайте данный отрывок с определенной интонацией (радости, грусти, обиды, насмешки, благодарности, нежности, восторга, страха, пренебрежения и т. п.).
Разделите произведение на части и составь план.
Перескажите произведение подробно (кратко; эпизод, который соответствует иллюстрации, раскрывает характер героя, описывает место событий и т. п.), внеся некоторые изменения (пересказав от другого лица, изменив время глаголов, дополнив описанием природы, изменив концовку и т. п.).
Изобразите действующих лиц с помощью жестов и мимики.
Составьте сценарий и покажите фрагмент произведения.
Прочитайте отрывок по ролям.
Подберите образные слова (сравнения, эпитеты, метафоры), синонимы для описания главного героя, предметов, природы и т. п.
Подберите рифму к словам (продолжите стихотворение).
Напишите краткую аннотацию к произведению.
Нарисуйте иллюстрации к сказке в такой последовательности, чтобы получился диафильм. Кадры диафильма подпишите словами из текста.
Придумайте загадку (пословицу, басню, стихотворение, письмо от имени главного героя).
Дайте советы главным действующим лицам и всем тем, кто попал в подобную ситуацию.
Объясните, почему данное произведение — сказка (басня, рассказ).
Очень важно через многообразие предлагаемых заданий дать возможность каждому ребенку проявить себя в творчестве, поверить в себя как в создателя чего-то необыкновенного, оригинального. Предлагаемые творческие задания могут проигрываться на уроке и задаваться на дом, всему классу либо отдельным ученикам.
Опишите подробно то место, где происходит действие произведения. Представьте, что вы сами там побывали и могли не только все хорошо рассмотреть, но и вдохнуть окружающие ароматы, услышать звуки.
Какие ассоциации (ощущения, представления, эмоции) возникают у вас при чтении произведения?
Какие эмоции вызывает внешний вид героя (его характер, поведение)?
Данное задание может быть предложено в виде игры “Ассоциации”: по названным ассоциациям надо догадаться, о ком идет речь. Играть можно командами: одни участники загадывают и описывают с помощью ассоциаций какого-либо героя, а остальные отгадывают.
Сравните поступки героев данного произведения и ранее изученного. Представьте, что на месте этого героя оказался герой другого произведения. Как бы он себя вел в описанной ситуации? Продемонстрируйте это, используя свойственные ему жесты, лексику, интонации.
Например, сравнение Темы (Н. Гарин-Михайловский. “Тема и Жучка”) и Мишки (Н. Носов “Мишкина каша”) позволит сделать вывод о том, что личностные качества Темы (предусмотрительность, собранность и др.) позволили бы избежать той смешной истории, которая произошла с Мишкой. А Мишка, возможно, не смог бы спасти Жучку.
Вспомните произведения, которые содержат такую же главную мысль (причинно-следственные связи, взаимоотношения героев, вызывающие при чтении подобные чувства и т. п.).
Догадайтесь, о ком идет речь.
Безжалостная, хитрая, бессовестная… (Лиса. Д. Мамин-Сибиряк. “Серая Шейка”.)
Добрый, смелый, сообразительный… (Тема. Н. Гарин-Михайловский. “Тема и Жучка”.)
Какие еще характеристики подходят этим героям?
Вот как можно определить положительное и отрицательное в поведении героя стихотворения С. Михалкова “Педагогический совет”, который целый день смотрит телевизор, непрерывно переключая каналы.
Положительное | Отрицательное |
Получает новую информацию, расширяет кругозор | Ничего не запоминает |
Не остается времени на баловство, плохие поступки | Не занимается полезными и необходимыми делами (чтение книг, помощь родителям и др.) |
. . . | . . . |
В сказке Ц. Топелиуса «Солнечный Луч в ноябре» появление Луча вызывало разную реакцию — кто-то радовался, а кто-то был недоволен. Учащимся можно предложить подумать, у кого еще Луч мог вызвать радость, а у кого — негодование.
Предложенный ряд могут составлять произведения одного автора, герои одного произведения, качества характера героя и др. Если задание достаточно сложное для учащихся, то в его формулировке можно указать принцип объединения слов. Например, всеми этими качествами обладает герой басни Л. Толстого “Лгун”: правдивый, глупый, безответственный. Так ли это?
(Слезами горю не поможешь.)
а) плоды, такие, какие, труды
б) за, хватает, ленивого, нос, мороз, а, снимает, перед, шапку, проворным
Расскажите о возможных мыслях, переживаниях, чувствах героя.
Подумайте, могли бы вы оказаться на месте героя? Почему? Как бы вы себя чувствовали?
Что еще могло бы произойти с героями произведения? Расскажите.
Придумайте диалог между героями.
Перескажите произведение, введя в сюжет новый персонаж.
Сочините историю, в которой герои обладали бы противоположными качествами.
Придумайте историю с этими же действующими лицами, которая закончилась бы иначе.
Представьте, что это произведение издано отдельной книгой. Как могла бы выглядеть обложка книги.
Представьте, что вы литературный критик. Напишите отзыв о прочитанном произведении.
Представьте, что по данному произведению снят фильм. Что бы вы нарисовали и написали на афише.
Прорекламируйте произведение так, чтобы всем захотелось его прочитать.
Вариант задания. Учащиеся по цепочке продолжают фразу: “Я советую всем прочитать эту книгу, потому что…”
Представьте, что вы ведущий телепередачи и к вам в гости должен прийти главный герой (автор) этого произведения. Какие вопросы вы ему зададите?
Театр-экспромт. Один ученик читает текст, другой с помощью жестов и мимики изображает ситуацию.
Выпуск стенгазеты (по произведению, рекомендованному к внеклассному чтению; посвященной жизненному и творческому пути писателя и т. п.).
Подберите вопросы для литературной викторины.
Придумайте задания для своих одноклассников.
Отгадайте загадку. Какие отгадки подходят к ней еще?
Например, несколько отгадок подходит к загадкам о горохе (голова на ножке, в голове горошки), об огурцах (без окон, без дверей, полон домик людей).
Игра “Загадки в картинках”. Каждый учащийся или команда готовит рисунки по изученным произведениям. На рисунках могут быть изображены герои, место событий, отражена главная мысль и т. п. Остальные участники игры по рисунку должны отгадать произведение и назвать его автора.
Представьте наглядно (например, с помощью схемы) сущность жанра.
Суть кроссворда наоборот в том, что его клетки уже заполнены словами. Необходимо дать значение этих слов.
Например, разгадывая кроссворд наоборот учащиеся могут предложить такие значения слов: 3. Михалков — известный русский писатель. 4. Ворона — героиня басни И. Крылова “Ворона и Лисица”, которая очень любила лесть и др.
refdb.ru