Познавательное

Какая буква т – БУКВА Т – ИНТЕРЕСНО О БУКВАХ – УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ – Каталог статей

Учим буквы. Буква «Т» | Мир детства

 

Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

В рубрике учим буквы буква «Т».

Практический материл: художественное слово, игры  для знакомства с буквой Т.

 Буква «Т»

 

Веселые стихи

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

*   *   *

Тигр – свирепый зверь, но все же

Тихим тигр бывает тоже:

Тигр бывает тих с тигрицей,

Так как сам ее боится.

В. Лунин

Темноты боится Петя:

Трусоват он, видно, дети!

*   *   *

Т – антенна – выше крыши –

Всё увидит, всё услышит.

Телевизоры включаем,

У экранов не скучаем.

В. Степанов

Стал под буквой Т трамвай:

Хочешь ехать – не зевай!

Т зовет тебя в такси.

Ты шофера попроси –

Вмиг тебя доставит он

Точно в заданный район.

А. Шибаев

Телевизор тигр купил,

Самый лучший попросил.

– Я люблю, – сказал он строго, –

Чтоб полосок было много!

*   *   *

Трактористу – слава в поле,

А твоя работа – в школе.

Труд твой тоже на виду.

Слава честному труду!

С. Погореловский

Тук-тук тук! Тук-тук-тук!

Молоток – мой лучший друг.

*   *   *

Т в антенну превратилась

И на доме очутилась.

Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

Е. Тарлапан

Молоток стучит: «Тук-тук!

Букве Т я старый друг».

В. Степанов

Буква Т тебя укроет

От дождя, от снега, зноя.

*   *   *

Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

Пословицы и поговорки

1. Труд кормит, а лень портит.

2. Терпенье и труд все перетрут.

3. Не будь тороплив, а будь терпелив.

4. Трус своей тени боится.

5. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

 

 

Чистоговорки

То-то-то – поиграли мы в лото.Та-та-та – у нас в доме чистота.

Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.Ту-ту-ту – молока налью коту.

Тьё-тьё-тьё – отложили мы шитьё.

 

Игры

Игра  «Кто внимательный?».

Найдите одинаковый звук в словах: тигр, платье, кот, тарелка, нитки.

Игра  «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы: ка – ок,   с – ук,   аис –,   ко –,   кус – ы,   ни – ки,   кана –,   кис – и.

Игра  «Найди слово в слове».

Тигр (тир), теннис (тени), тумбочка (тумба, точка, бочка), уточки
(точки, очки, кит, кот).

Игра  «Слоговой аукцион».

1. Придумайте слова со слогами та- (тарелка, тапочки, танец, Таня, таракан, талон), те- (театр, телефон, тени, телега, тело).

2. Назовите имена детей, в которых есть слоги то-, та-, -ня, ма-, -ра, -ся. (Тоня, Тома, Таня, Тося, Тамара.)

Игра  «Волшебная цепочка».

1. Составьте цепочку из слов, изменяя в них по одной букве.

Ток – так – там – таз.

2. Составьте цепочку из слов, в которых последняя буква предыдущего слова является началом следующего.

Тигр – роща – аист – тень.

Игра  «Доскажи словечко».

Я антоним шума, стука,Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь…   (тишина).

*   *   *

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой…   (тучи).

Наш приятель тут как тут.Всех домчит он в пять минут.

Эй, садись, не зевай,

Отправляется…   (трамвай).

*   *   *

– Почему корова эта

Маленького роста? –

Отвечает Вове Света:

– Очень даже просто,

Это же – ребенок,

Это же…   (теленок).

*   *   *Она бывает глубока,

Она бывает мелка.

Однако, это не река.

Зовут ее…   (тарелка).

*   *   *Почему-то не до игр,

Если рядом бродит…   (тигр)

И. Гамазкова

Быть должны всегда в порядке

Твои школьные…   (тетрадки).

Игра  «Найди слова».

1. Напишите слева слова, которые оканчиваются на букву «Т», а справа – которые начинаются на букву «Т».

      – – Т – –

   – – – Т – – –

– – – – Т – – – –

О т в е т: кот, ток; крот, танк; пилот, топор.

 

2. П и р а м и д а .

 

Игра  «Наборщик».

Составьте как можно больше слов из букв слова транспорт.

О т в е т : торт, трос, торс, спорт, тропа, рот, нос, сон, сорт, рапорт.

Игра  «Анаграммы».

Теплица (

петлица), танк (кант), товар (отвар, рвота), ток (кот), трос (торс), топка (капот), тропик (портик), тьма (мать).

 Кроссворд

1. Магический квадрат.

 

2. Все слова на букву «Т».

 

О т в е т : тоннель, тесто, тюлень, «Теремок», тишина, театр, трамвай

 

Шарады

Я по полену бью, звеня,Дровами на зиму снабжаю,

Когда ж с конца прочтут меня,

Я недовольство выражаю.

(Топор – ропот.)

С Т я книга, с Ся рыба,С К бесформенная глыба,

С Л помог колоть я лед,

С Д народ во мне живет.

(Том – сом – ком – лом – дом.)

 

Перевертыши

Театр тает.     Тот тут.

загадки

 

Пушистая вата плывет куда-то.Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Туча.)

Со мной зонтик ходит,

Другого от солнца прикроет,

А меня – ни за что.

(Тень.) Г. Виеру

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без нее – беда,

Она их главная еда.

(Трава.)

Кто на ранней зорьке встал,

Плугом поле распахал?

(Тракторист.)

Кузнечик стрекочет,

Разговаривать хочет.

(Телефон.)

На крыше нашей гном сидитИ небо каждый день коптит.

(Труба.)

Я сильней десяти коней,

Где в полях пройду весной, –

Летом встанет хлеб стеной.

(Трактор.)

Черная овечка

Вышла на крылечко,

Побежала за забор,

Перепрыгнула бугор,

Речку, поле, рощу, лес…

И достала до небес!

(Туча.)

Волшебное зерцало

Весь мир нам показало.

(Телевизор.)

Лежит пень, в имени – лень.

(Тюлень.)

 

 

 

Популярные статьи

Похожие записи

tanyakiseleva.ru

Буква и ее номер в алфавите

В тестах iq  есть  не только числа, но и буквы. Буква заменяется на ее порядковый  номер в алфавите,  и он используется как число. Числа, в свою очередь, связываются определенными закономерностями.

Полученное в результате решения число может быть снова заменено  буквой.  Чтобы было удобнее использовать связь буквы и ее номера в алфавите, составим пары буква-число.

Заготовленный русский алфавит с номерами букв  поможет намного быстрее справиться с  заданием.

 

A-1; Б-2; В-3; Г-4; Д-5; Е-6; Ё-7; Ж-8; З-9; И-10; Й-11; К-12; Л-13; М-14; Н-15; О-16; П-17; Р-18; С-19; Т-20; У-21; Ф-22; Х-23; Ц-24; Ч-25; Ш-26; Щ-27; Ъ-28; Ы-29; Ь-30; Э-31; Ю-32; Я-33.

 

Еще одна таблица — пары букв. Буквы в паре одинаково удалены от концов алфавита.

А — Я — 1                      З — Ч — 9                   П — П — 17

Б — Ю — 2                    И — Ц — 10

В — Э — 3                     Й — Х — 11

Г — Ь — 4                     К — Ф — 12

Д — Ы — 5                   Л — У — 13

Е — Ъ — 6                    М —  Т — 14

Ё — Щ — 7                   Н — С — 15

Ж — Ш — 8                 О — Р — 16

 

1) Найти букву и число:

3    8    13    ?

В   Ж    Л    ?

Показать решение

( Ответ:  18  Р.

В верхнем ряду каждое следующее число на 5 больше предыдущего, для нижнего ряда   это —  номер буквы в алфавите).

2)   Вставить пропущенные буквы:

Б    Ы   ?   Х   М

Ю   Д   ?   Й   Т

Показать решение

(Ответ: Ж  Ш.

Начиная от  Б  идем зигзагом, перескакивая через две буквы вперед. Аналогично от Ю — зигзаг на 2 буквы назад:

Буквы в паре в верхней и нижней строках,  к тому же, занимают равноотстоящие  позиции от концов алфавита).

3) Какие буквы пропущены?

В   Е    З      ?

Я   Ы   Ч     ?

Показать решение

(Ответ: К  У.

В верхней строке каждую следующую букву получаем, перескакивая две через буквы вперед, в нижней — через три буквы назад).

4) Найти, какую букву надо вставить:

А   Ж   Д   ?   З    О  Л

Показать решение

(Ответ: К.

От А  перепрыгиваем вперед через 6 букв, потом — через 2 назад, далее — аналогично).

5) Заменить знак вопроса буквой:

А    ?   З   О   Ч

Показать решение

  (Ответ: Г.

Номера  этих букв  являются квадратами первых пяти чисел).

6) Определить, какая буква пропущена:

В   Д   Ж   Л   Т   ?

Показать решение

(Ответ: Э.

К порядковому номеру буквы в алфавите последовательно прибавляем 2, 3, 5, 7,  11, которые являются первыми простыми числами. Простые числа — это числа, которые имеют только два делителя: единицу и себя. Поскольку простые числа изучают в начале 6 класса,  если ваш ребенок младше, предложите ему  связать буквы иначе. Например, увеличивайте  номер буквы в алфавите  последовательно на 1, 2, 4, 7, 11. Если начинать с буквы В, задание  выглядит так:

  В   Г   Е   И   П   ?   (Ъ)).

7) Какую букву надо поставить вместо знака вопроса?

  И    М    Е

  Р     Ф     ?

Показать решение

  (Ответ: М.

В каждой строке вторую букву получаем, перепрыгивая от первой через три вперед, а третью от первой —  через три назад).

Проанализируйте задания на номер буквы в алфавите вместе с ребенком. Обсудите, как еще могут быть связаны буква и ее номер. Затем дайте ребенку задание связать буквы и числа самостоятельно.

www.uznateshe.ru

ЛОГОПЕД.РУ: Конспект фронтального занятия “Звуки [Т] [Т’]. Буква Т”

Татаринцева Н.Г., учитель-логопед.

Цель: – изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т;

– научить детей различать звуки [Т] – [Т’].

– учить выделять звуки [Т] [Т’] в слогах, словах, фразах;

– закреплять правило “Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим”;

– продолжать учить определять позицию звука в слове;

– познакомить с буквой Т.

Оборудование: игрушка тигренка – Татошки; картинный материал (дом с антенной, молоток), цветные магнитики – символы звуков, цветные квадратики (красный, синий, зеленый) для выкладывания схем к словам; картинка с изображением буквы Т, счетные палочки.

  • Организационный момент.
  • Л.: – Сядет тот, кто скажет, какой первый звук живет в его имени.

  • Знакомство с новым материалом.
  • Л.: – Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в гости к Тигренку Татошке, который кроме нас позвал к себе еще свою подругу, а кто она, попробуйте догадаться сами. Еще Татошка попросил меня взять с собой его друзей – Звуки [Т] и [Т’].

    – Ну, что готовы отправляться в путь?

    Д.: Да!

    Л: – Но прежде чем куда-то отправляться, нужно тепло одеться.

    – Скажите, что мы можем одеть?

    Д.: – теплые носки, шуба, куртка, брюки, перчатки, свитер, шарф, колготки, платок и т.д.

    Л.: – Правильно. А теперь проверим, у кого из вас самые внимательные ушки.

    – Определите: какой звук живет во всех словах: курТка, перчаТки, колгоТки, плаТок, свиТер?

    Д.: – звук [Т].

    Л.: – Хорошо. Вспомните, как эти все вещи можно назвать?

    Д.: Теплая одежда.

    Л.: – Какой вы слышите звук вначале слова: Теплая?

    Д.: Звук [Т’].

  • Характеристика звуков [Т], [Т’].
  • Л.: -Ребята, звук [Т’], какой звук?

    Д.: Согласный, глухой, мягкий.

    Л.: – Каким цветом мы его обозначаем?

    Д.: Зеленым.

    Л.: – Правильно! Подскажите, какой мы слышим звук, мягкий или твердый в словах: курТка, перчаТки, колгоТки, плаТок?

    Д.: Звук [Т], твердый, согласный, глухой. Ребята, давайте отхлопаем и определим, сколько слогов “поселилось” в каждом слове?

    Д.: Курт-ка 2 слога; пер-чат-ки 3 слога; кол-гот-ки 3 слога; пла-ток 2 слога.

    Л.: – А где же живет этот звук в словах, вначале, в середине или в конце?

    Д.: Во всех словах в середине.

  • Пальчиковая гимнастика:
  • Точильщики.

    Точим нож! Дети имитируют движения точильщика: проводят

    Будет очень он хорош. ладонью то одной, то другой руки с переворотом.

    Будет резать он припасы: Имит-ют движ-я нарезки овощей(пав.рукой по лев.)

    Масло, сало, хлеб, колбасы, Имит-ют движ-ия намазывания масла(лев.рук по пр)

    Помидоры, огурцы… Четыре хлопка

    Угощайтесь, молодцы! Пять хлопков

  • Знакомство с буквой Т
  • .

    Л.: – Ребята, вот мы и добрались к Татошке.

    – Послушайте внимательно и посмотрите, кто же такая эта гостья, которая тоже нас ждет?

    Буква Т стоит на крыше:

    Телевизор в доме том

    Т в антенну превратилась

    И на крыше очутилась.

    (А. Шибаев)

    Отвечайте, кто знаток:

    Это что за молоток?

    (Е. Тарлапан)

    Л.: – Кто из Вас самый внимательный и глазастый и уже догадался, какая нас буква ждет?

    Д.: Буква Т.

    Л.: – Какие вы молодцы! А на, что еще похожа наша Буква?

    Д.: На столб, по которому бежит электричество. На стол, с одной ножкой и т.д.

  • Закрепление графического изображения Буквы Т.
  • Л.: – Нарисуйте в воздухе Букву Т (закрыв изображение буквы, попросить детей показать еще раз букву). А теперь давайте выложим ее из счетных палочек.

  • Подведение итогов.
  • www.logoped.ru

    1 Посмотри и запомни как пишется буква Т

    1. Посмотри и запомни, как пишется буква «Т» . Эта буква обозначает звук [Т]. Звук [Т] – согласный. Согласный звук [Т] назвали потому, что он дружит с гласными и во всем соглашается с ними. Звук [Т] петь не получается – его можно только повторять много раз подряд: «Т, Т, Т, …» . Но если рядом с согласным звукам [Т] ставить гласные звуки, то вместе они образуют слоги. Приоткрой рот и произнеси звук [Т]. Для этого стукни кончиком языка за верхними зубами.

    2. Послушай, как я прочитаю слоги. ТА ТУ ТО Эти слоги звучат твердо и строго. ТИ Этот слог звучит мягко и ласково. Помоги мне прочитать: ТУ-ТУ

    3. Послушай слова, которые начинаются на звук [Т]: тыква, тапки. Покажи и раскрась картинки к этим словам. 4. Раскрась большую букву «Т» синим карандашом. (Маленькую букву раскрашивать пока не надо)

    5. Послушай звуки. Когда услышишь звук [Т] подними руку: [Т], [А], [П], [Т], [У]. Послушай слоги. Когда услышишь слог со звуком [Т], хлопни в ладоши: АТ, УП, ОТ, ОН, АС. 6. Посмотри, как пишется буква «Т» . Напиши несколько букв самостоятельно. Какие буквы «Т» получились красиво? Каких букв больше, удачных или неудачных?

    7. Повтори скороговорку. Топали до тополя До тополя дотопали, Да ноги-то оттопали. Что делают дети? Около какого дерева они топают? На какой звук начинаются слова: тополь, топать?

    8. Отгадай загадку. Отгадка начинается на звук [Т]. Серая вата Плывет куда-то. Впиши букву «Т» в квадратик.

    9. Посмотри, какие буквы «Т» написаны правильно. Раскрась их синим карандашом.

    10. Таня поливает грядки с морковью. Хочешь узнать, что ещё растет в огороде? Для этого выбери слова, в которых есть буква «Т» . Зачеркни слова, в которых буквы «Т» нет. Подчеркни синим карандашом все буквы «Т» . РЕПА ТЫКВА КАРТОШКА ЛУК Покажи слово, в котором буква «Т» стоит вначале. Послушай, как оно звучит: тыква. Покажи слово, в котором буква «Т» находится в середине. Послушай, как оно звучит: картошка.

    11. Найди букву «Т» на картинке-путанице и обведи её синим карандашом. Какая ещё буква спряталась на картинке? ( «П» )

    12. Послушай пословицу. ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ В этих словах есть буква «Т» ? Посмотри внимательно на слова. Обведи буквы «Т» цветным карандашом. Какой карандаш ты возьмешь для этого? (Синий. ) Почему? (Потому что [Т] – согласный звук. ) А теперь ещё раз послушай пословицу. В ней говориться, что трудолюбивый и упорный человек добьется успеха.

    Отгадай загадку. Эта буква солнце застит День погожий нам ненастит, Звонко каблучком стучит, А рассердится – рычит. ( Т: туча, туфелька, тигр)

    Артикуляционный профиль Твердого звука [т] Мягкого звука [т’]

    ЗВУК [Т] (постановка) ( Характеристика звука Т: Звук [Т] является глухим согласным. По способу образования смычно-взрывной. Потому что передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, взрываемую выдыхаемой струей воздуха. По месту образования является переднеязычным. Так как преграда образуется передней частью спинки языка. По акустическим признакам звук [Т] глухой шумный. То есть его качество определяется характером шума. Так же он является мгновенным. При произнесении звука [Т] губы полуоткрыты, находятся в положении следующего за [Т] гласного. Зубы сближены, но не сомкнуты. Между зубами небольшая щель. Кончик языка касается верхних зубов. При произнесении воздушная струя встречает преграду и слышится шум.

    Психологический настрой и объяснение темы Логопед. Сегодня мы отправимся в путешествие в страну знаний, где нас ожидают необычные встречи и приключения. Слышите -тук-? Это звук [Т] к нам стучится. Сегодня мы с ним и будем знакомиться. Но звук [Т] заколдовали. Теперь чтобы научиться его правильно произносить надо будет его расколдовать. Для этого будем делать все упражнения. Упражнения проделывать 5 -10 раз.

    «Заборчик» – улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы. «Трубочка» – вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Зубы тоже должны быть сомкнуты. Чередование “заборчик” и “ трубочка”.

    «Улыбка» – удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. «Качели» – поднять кончик языка за верхние зубы, затем опустить за нижние зубы. Чередовать. «Остудим блинчик» положить широкий язык на нижнюю губу.

    «Наказать непослушный язык» – немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепать его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…» . Удерживать широкий расслабленный язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе, без задержек. «Вкусное варенье» – слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка «слизать варенье» с верхней губы сверху вниз, но не из стороны в сторону, и спрятать язык. Губы и нижняя челюсть не двигаются.

    Дыхательные упражнения Логопед. Для того чтобы расколдовать звук [Т] необходимо правильно научиться дуть. Давай пускать мыльные пузыри. Методические указания. Похвалить ребенка и предложить новое упражнение. Дуть на крылья мельницы. Ребенок выполняет упражнения. Если возникают трудности помочь, а потом попросить справиться самостоятельно. Темп дутья менять.

    Постановка звука Т с рассказом об этом звуке Логопед. Мы уже сделали все, чтобы расколдовать звук [Т]. Теперь нам надо произнести его. Давай вспомним все что делали и произнесем имя этого звука перед зеркалом. Описание: Давай слегка приоткроем губы и сделаем между зубами небольшую щель. Теперь поднимем кончик языка за верхние зубы, так чтобы он касался их. Теперь выдыхай через ротик. Слышишь, какой звук получился? Это и есть имя звука [Т]. Давай теперь знакомиться с ним. Когда ты выдыхал воздух проходил через твое горлышко и встречал преграду. Значит, звук [Т] согласный. Произнеси еще раз имя этого звука и определи, что слышится при произнесении, голос и шум или только шум. При произнесении слышится только шум, значит он глухой.

    Закрепление поставленного звука Логопед. К сожалению звуку [Т] пора уезжать в свою страну знаний. Он очень благодарен за помощь, что его расколдовали и научились правильно произносить его имя. Звук [Т] сел в вагончик. Его поезд отправляется. Давай, его проводим. Методические указания. Логопед следит за четкостью произносимого звука, обращает внимание на ошибки и помогает их исправить. Обращает внимание на то, что колеса вагона стучат тихо и что при произнесении звука [Т] кончик языка стучит в верхние зубы, но не высовывается между зубами. Описание: Делая круговые движения согнутыми в локтях руками, ребенок идет по комнате и подражая звуку колес произносит «т-т -т…т-т-т…» . Сначала более громко, затем постепенно тише.

    Обобщение темы Логопед спрашивает, с каким звуком познакомился ребенок. Что он усвоил по правильной артикуляции этого звука. Что узнал об этом звуке. Задание на дом Логопед в тетради для индивидуальных занятий ребенка пишет упражнения артикуляционной гимнастики, которые проводились на занятие и которые он должен выполнять дома с родителями. Это «Заборчик» , «Трубочка» , Чередование заборчик и трубочка, «Улыбка» , «Качели» , «Остудим блинчик» , «Наказать непослушный язык» , «Вкусное варенье» . Итог занятия Логопед говорит об успехах ребенка. Хвалит его за старательное выполнение заданий. Отмечает, над чем еще предстоит поработать.

    2. Открой рот и спой громким голосом песенку: «Э» . Теперь спой её тихим голосом. Проведи указательным пальчиком по длинной дорожке и одновременно пой: «Э-Э-Э» . Э_____________________Э Получилась длинная песенка. А теперь проведи пальчиком по короткой дорожке и произнеси коротко: «Э» . Э_____Э Получилась короткая песенка.

    1. Посмотри и запомни, как пишется буква «Э» . Эта буква обозначает звук [Э]. Звук [Э] – гласный. Гласным звук [Э] назвали потому, что его можно петь, а для этого нужен голос. Если рядом с гласным звуком [Э] ставить согласные звуки, то получатся разные слоги.

    3. Послушай слова, которые начинаются на звук [Э]: экскаватор, этажерка. Покажи и раскрась картинки к этим словам. Послушай слова: эхо, Эля, экскурсия. На какой звук они начинаются? На какие звуки начинаются вот эти слова: аист, ухо, эхо, Ира, остров. Вспомни и назови другие слова на звук [Э]. (Эдик, экран, эскимо. )

    4. Прочитай слоги. БЭ ТЭ ФЭ Как звучат эти слоги, твердо или мягко? ( Твердо. ) 5. Раскрась большую и маленькую буквы «Э» красным карандашом. Вспомни: все буквы, Которые обозначают гласные звуки, мы раскрашиваем красным карандашом.

    6. Посмотри, как пишется буква «Э» . Напиши несколько букв самостоятельно. Какие буквы «Э» получились красиво? Каких букв больше, удачных или неудачных ?

    8. Отгадай загадку. Отгадка начинается на букву «Э» . На лучике в бумажке, В шоколадной рубашке. В руки просится само. Что же это? … Впиши букву «Э» в квадратик.

    7. Повтори скороговорку. Приглашала Элла Эму В зоопарк Взглянуть на эму. Кто кого приглашал в зоопарк? На кого идут посмотреть Элла и Эммой? Какой гласный звук слышится в этих словах?

    9. Посмотри какие буквы «Э» написаны правильно. Раскрась их красным карандашом.

    10. Эля пришла в кафе. Хочешь узнать, какие сладости она закажет? Выбери слова, в которых есть буква «Э» . Зачеркни слова, в которых буквы «Э» нет. Подчеркни красным карандашом все буквы «Э» . ТОРТ ЭСКИМО ПЛОМБИР ЭКЛЕР ТРУБОЧКА Послушай, как звучат слова со Звуком [Э]: эскимо, эклер. Где находится звук [Э], в начале, в середине или в конце слова? Посмотри внимательно на слова и проверь себя. Вспомни, как зовут девочку. В её имени есть звук [Э]?

    11. Найди букву «Э» на картинке-путанице и обведи её красным карандашом. Какая ещё буква спряталась на картинке? (К)

    12. Повтори поговорку. ЗИМА – ЭТО МАЧЕХА, А ЛЕТО – ЭТО МАТУШКА. В этих словах есть звук [Э]? Посмотри внимательно на слова. Обведи буквы «Э» цветным карандашом. Какой карандаш ты возьмешь для этого? (Красный. ) Почему? (Потому, что звук [Э] – гласный. ) А теперь ещё раз послушай поговорку. В ней говориться о том, что зимой плохо, а летом – хорошо, как рядом с ласковой мамой.

    13. Нарисуй предмет, в названии которого есть звук [Э]

    Отгадай загадку. Эта буква роет ямы, Вторит окрику упрямо И на палочке потом Шоколадным тает льдом. ( Э: экскаватор, эхо, эскимо)

    present5.com

    Урок русского языка в 1-м классе по теме: “Прописная буква Т”

    Разделы: Начальная школа


    Тема: Прописная буква Т.

    Цели:

    1. Научить каллиграфически верно писать прописную букву Т.

    2. Учить писать слоги- слияния с данной буквой, продолжать работу по развитию фонематического слуха детей, умения списывать с написанного текста

    3. Воспитывать аккуратность, прилежание в работе.

    Оборудование: сказочный герой – Львёнок, плакат с рисунком клубка и схемой.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    У. Подровняйтесь. Тихонько садитесь.

    К вам сегодня на урок пришёл Львёнок. Он пришёл, чтобы поучиться вместе с вами. А тот, кто будет лучше всего работать, получит в конце урока его портрет.

    2. Повторение правил посадки при письме.

    У. Откройте свои прописи. Проверьте, правильно ли они лежат. Возьмите ручки. Покажите, как правильно нужно держать ручку. Проверьте, как стоят ваши ноги, прямая ли у вас спинка.

    3. Работа в прописях.

    У. Посмотрите, в уголке прописи нарисованы пружинки. Вы сейчас по точечкам нарисуете такие же.

    У. Львёнок принёс нам букву. Какая это буква?

    Д. Это прописная буква Т.

    У. Сколько элементов в этой букве?

    Д. Буква состоит из 4 элементов.

    У. В каких строчках пишется?

    Д. Буква пишется в рабочей строке и междустрочном пространстве.

    У. Сейчас я на доске покажу, как её нужно писать, а вы внимательно посмотрите и послушаете.

    Прописная Т занимает половину нерабочей и полную рабочую строку. Начинаем писать с середины нерабочей строки. Ведём прямую наклонную к нижней рабочей строке и закругляем в левую сторону. Второй элемент – прямая наклонная палочка. Третий элемент – прямая наклонная линия с закруглением в правую сторону и сверху делаем крышечку.

    Положите ровненько тетрадочки и обведите буквы по точкам.

    Ребята, обратите внимание, расстояние между элементами букв должно быть одинаковым. А теперь напишите ещё 2 буквы.

    У. Львёнок для нас приготовил задание. Он хочет, научиться вместе с вами писать слоги – слияния.

    Поставьте пальчик и прочитайте, какие слоги написаны на следующей строчке.

    Д. То, Та, Ти ( показ на доске).

    У. Приступайте к работе. Подчеркните самый красивый слог, который вы написали.

    У. Какую букву мы научились сегодня писать с вами?

    Д. Мы научились писать прописную букву Т.

    Физминутка.

    Где ладошки? Тут? Тут.
    На ладошках пруд? Пруд.
    Палец большой – гусь молодой.
    Указательный поймал.
    Средний палец общипал.
    Этот палец печь топил.
    Этот палец суп варил.
    Полетел гусь в рот,
    А потом в живот.

    У. Посмотрите, что нарисовал Львёнок? (плакат со схемой слова клубок, а на обратной стороне нарисован клубок).

    Сколько слогов в слове?

    Д. В слове два слога.

    У. Какой слог ударный?

    Д. Ударение падает на второй слог.

    У. Найдите рисунок и схему у себя в прописях. Прочитайте 1 слог. Сколько в слоге звуков?

    Д. В слоге 3 звука.

    У. Какие это звуки? Какой первый звук? Как закрасим? Какой второй звук? Как закрасим?

    Прочитайте 2 слог. Какие в нём звуки? Закрасьте схему самостоятельно.

    А теперь посмотрите, как схему закрасил Львёнок. Правильно? (показать цветную схему)

    У. Давайте прочитаем с вами предложение и узнаем у кого нитки.

    Сколько слов в предложении

    У. Записывать его будете на следующей строчке, ниже.

    Прочитайте первое слово. Как мы напишем его? Почему? Запишите.

    Прочитайте второе слово. Как мы напишем его? Почему? Запишите.

    Какое третье слово? Как мы его запишем? А что поставим в конце предложения? Запишите.

    4. Итог урока.

    Львёнок сегодня посмотрел, как вы работаете, поучился сам, и тем, кто хорошо работал и красиво аккуратно писал, подарит свой портрет ( выбрать лучшие работы и показать, как образец).

    14.03.2007

    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т

    Предмет: Литературное чтение (Обучение грамоте)

    Тип УЗ: изучения и первичного закрепления новых знаний

    Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с глухими согласными звуками [т], [т’], и буквой их обозначающей Т, т.

    Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

    Оборудование: доска, карточки (см. Приложения), учебник «Азбука», тетради для печатания.

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    1. Организационный момент

    Посмотрите на свое рабочее место, проверьте, все ли готово к уроку.

    Проверяют готовность, настраиваются на работу.

    2. Введение в тему урока

    Откройте учебник и найдите страницу, с которой будем работать сегодня. Рассмотрите внимательно страницу и скажите, с каким звуком познакомимся на уроке?

    Определим, какие знания, уже полученные нами, пригодятся на этом уроке. Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах и отметьте галочкой то, что вы уже знаете и умеете (Приложение 1).

    Определим план нашей работы над новым звуком. С чего мы начинаем?

    Опираясь на ответы детей, учитель составляет план работы с помощью условных знаков на доске (Приложение 2).

    Открывают учебники, находят нужную страницу. Рассматривают страницу, условные знаки. Отвечают на вопрос учителя.

    Читают утверждения на карточках, отмечают нужное.

    Дети, составляют план работы.

    1.Произнести звук

    2. Послушать его.

    3.Дать характеристику звука, т.е. ответить на вопрос “Какой этот звук?”.

    3. Объяснение нового знания

    Произнесем звук и понаблюдаем, что происходит с нашим ртом.

    Можно ли звук пропеть? Произнесем звук еще раз, приложив руку к шее, чувствуем ли мы вибрацию?

    Какую же характеристику дадим звуку [т]?

    Есть ли у звука [т] мягкая пара?

    Рассмотрим картинки в учебнике. Кто на них изображен? Как зовут клоунов?

    Выделим первый звук в слове «Том».

    Какой звук услышали?

    Какой это звук?

    Что указывает нам на то, что звук твердый?

    Какие еще гласные буквы указывают нам на твердый согласный звук?

    Выделим первый звук в слове “Тим”. Какой звук услышали?

    Какой это звук?

    Что указывает нам на то, что звук мягкий?

    Какие еще гласные буквы указывают нам на мягкий согласный звук?

    Какая буква обозначает Согласные звуки [т], [т’]?

    В старой русской азбуке эта буква называлась “ТВЕРДО”.

    Определите место буквы Т в алфавите? Перед какой знакомой вам буквой находится в алфавите буква Т?

    Звуки [т], [т’] можно обозначать строчной буквой т в квадратных скобках. Покажем это в наших тетрадях.

    Артикуляция нового звука и наблюдение за речевым аппаратом.

    Губы немного приоткрываются, язык приподнимается к зубам и перегораживает дорогу звуку, не дает его легко произнести.

    Отвечают на вопросы, исходя из своих наблюдений.

    Согласный, твердый, глухой.

    Мягкая пара – звук [т’].

    Произносят звук [т’].

    Работают с предметными картинками в учебнике, отвечают на вопросы.

    Работают над звуковым анализом слова «Том».

    звук [т]

    Буква и

    а, о, у, ы,э

    Работают над звуковым анализом слова «Том».

    звук [т’]

    Буква и

    я, ё,ю, и,е

    Буква Т[тэ]

    Открывают учебник на последней странице учебника, находят Алфавит, находят в нем место буквы Т перед уже изученной буквой У. Отвечают на вопросы учителя.

    Открывают тетради для печатания, показывают как звуки [т], [т’] можно обозначать строчной буквой т в квадратных скобках.

    4. ФИЗМИНУТКА (Приложение 3)

    5. Работа со звукобуквенными моделями

    Продолжаем нашу работу. Открываем учебник на странице 49.

    Прочитаем по звукобуквенной модели слово, которое обозначает название предмета, изображенного на первом рисунке? Что такое «тёрн»?

    Назовем звуки этого слова. Дайте характеристику первому звуку в слове, обозначенному буквой т.

    Прочитаем по звукобуквенной модели слово, которое обозначает название предмета, изображенного на втором рисунке?

    Назовем звуки этого слова. Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой т.

    Какой буквой обозначен гласный звук [о] в первом слове? Во втором? Какую работу выполняет буква ё в первом слове? На что указывает буква о во втором слове?

    Чем отличается звуковой состав первого и второго слова?

    Какая буква указывает на мягкость звука в первом слове? Какую работу она выполняет?

    Открывают учебник. Работают со звуко-буквенными моделями по учебнику.

    Отвечают на вопросы.

    6. Первичное закрепление

    Послушайте стихотворение Александра Шибаева  про капризного жучка (Приложение 4) и постарайтесь запомнить, чем его кормила мама. 

    Чем кормила мама жучка? В каких из этих слов есть звуки, обозначаемые буквой Т? Что можем сказать об этом звуке?

    Немного поиграем, я буду называть слова со звуком, который обозначает буква Т, если вы слышите в слове мягкий согласный звук [т’], то встают со своих мест девочки, если твердый [т] – встают мальчики. Посмотрим кто у нас внимательнее!

    (Приложение 5)

    В каком слове нам встретилось сразу два звука обозначаемых буквой Т?

    Напечатаете слово в тетрадь, составьте его звуковую схему.

    Обменяйтесь тетрадью с соседом, оцените его работу (светофор).

    Итак, проверим вашу работу.

    Слушают стихотворение, стараются запомнить слова по заданию учителя.

    Называют слова, которые услышали.

    Отвечают на вопрос учителя.

    Буфет, стол, кушетка, табурет

    Дают характеристику звуку, обозначаемому буквой Т, в каждом слове.

    Выполняют игровое задание.

    Находят слово «утята». Печатают слово в тетрадь.

    Составляют звуковую схему-модель слова.

    Меняются тетрадями с соседом по парте.

    Взаимопроверка:

    Зеленый – выполнено верно, без ошибок.

    Желтый – выполнено с недочетами.

    Красный – не выполнено, или выполнено неверно.

    Проверяют работу вместе с учителем.

    V. Итог урока (рефлексия)

    Итак, чему мы научились на уроке?

    С какими звуками мы с Вами познакомились?

    С какой буквой?

    Оцените свое настроение на уроке с помощью смайликов.

    Самоанализ и самооценка.

    Поднимают фигурки смайлика.

    Стихотворение А. Шибаева «Про капризного жучка»

    *** 
    У жучков идёт обед. 
    Мама-древоточица 
    Молвит сыну: 
    – Ешь буфет
    А ему не хочется… 
    – Ну тогда попробуй стол, 
    Ах, какая ножка!… 
    Ну куда же ты пошёл, 
    Скушай хоть немножко! 
    Хочешь кресло пожевать? 
    Шкаф? Кушетку? Табурет?… 
    Сын заладил: нет и нет! 
    – Не хочу я ничего, – 
    Он твердит упрямо. 
    – Чем же мне кормить его?

    Чем? – вздыхает мама.

    Утро, мята, Тёма, тур, тюлень, утка, утята, тигр, букет, балет, газета.

    infourok.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *