Познавательное

Как объяснить звуки и буквы – Памятка для первоклассников “Звуки и буквы” Учимся проводить фонетический разбор слов.

Содержание

Памятка о звуках для родителей и педагогов

Чем отличаются звуки от букв?

  • Буквы мы видим и пишем.
  • Звуки мы слышим и говорим.

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные? Как научить ребенка отличать гласные и согласные?

Иногда, чтобы облегчить ребенку различение гласных и согласных, мы говорим ему, что согласный звук нельзя потянуть, нельзя спеть. Давая такое объяснение, мы на самом деле только запутываем ребенка: он начинает считать гласными звуки «р», «м», «л», то есть все те согласные, которые можно долго тянуть и петь.

А вот если мы обратим внимание малыша на другую особенность согласных звуков: при их произнесении нам всегда что-то мешает — или губы, или язык, то ребенок уже никогда не ошибется.

Скажите ему: «Действительно, звук «м» можно долго тянуть и даже песенку можно «промычать», но посмотри, как крепко закрыт у тебя ротик, когда ты произносишь этот звук, губы мешают ему выйти изо рта».

Вот теперь установлена разница между гласными и согласными звуками.

Гласные звуки первого ряда:

Буквы – А, У, О, Э, Ы.

Звуки — [А] [У] [О] [Э] [Ы] – произносятся протяжно, поются, можно их прокричать, обозначаются красной фишкой.

Перед гласными звуками первого ряда согласный звук всегда звучит твёрдо и обозначается синей фишкой.

Например: МАК, РОЗА и т.д.

Гласные звуки второго ряда:

Буквы – Я, Ю, Ё, Э, И.

Звуки — [Й][А], [Й][У], [Й][О], [Й][Э], [И].

Гласные второго ряда называются йотированными и имеют два звука, кроме звука [И] он обозначается красной фишкой, перед звуком [И] согласные – мягкие.

Например: ЛИСА, ПИСЬМО.

Йотированные гласные звуки обозначаются зелёной и красной фишками.

[Й][А] — Я

[Й][У] — Ю

[Й][О] — Ё

[Й][Э] – Е

Если йотированный гласный звук стоит в слове первым или после гласного звука, то он обозначается двумя фишками, если после согласного, то одной фишкой.

Например: Яблоко, Маяк, Мяч и т.д.

Всегда твёрдые согласные:

Ш, Ж, Ц.

Звуки [Ш], [Ж], [Ц] – обозначаются синей фишкой.

Всегда мягкие согласные:

Ч, Щ, Й.

Звуки [Ч], [Щ], [Й] – обозначаются зелёной фишкой.

Согласные звуки, которые могут обозначать и мягкость, и твёрдость:

Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х.

Парные согласные:

Б-П;

В-Ф;

Г-К;

Д-Т;

Ж-Ш;

З-С.

Звонкие согласные:

Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р, Ц.

Глухие согласные:

П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ч, Щ.

Правила:

«Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

«Ударный гласный произносится дольше и громче».

Смелова Наталия Анатольевна,
учитель-логопед 1 категории,
ЯНАО, Тюменская область, г. Ноябрьск

 Loading …

logoportal.ru

Как научить ребенка характеризовать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие

Вы знаете, как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы? А твердые и мягкие? Воспользуйтесь нашими советами, ведь перед школой вашему ребенку не помешает знать, как характеризовать звуки, это поможет ему с легкостью овладеть программой первого класса.

shkolazhizni.ru

Приступая к обучению, вы должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы). С учетом дошкольного возраста, проще научить различать гласные и согласные звуки и буквы в игровой форме.

Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.

  • Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.

  • Начните с изучения гласных.

Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.

Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.

  • Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв.

Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.

  • Используйте зеркало.

Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.

  • Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.

Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.

  • Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
  • Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.

Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.

  • Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции.

Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные

Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.

Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.

Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.

Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.

Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных.

Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.

Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.

Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе.

Помните, что русский язык один из самых сложных. Не так просто объяснить ребенку твердые и мягкие согласные. Поэтому не стоит корить своего малыша за ошибки.

Уважаемые читатели! Уверены, что теперь вы знаете, как научить ребенка различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки и буквы. Делитесь в комментариях своими успехами и секретными приемами.

rastishka.by

Что такое буквы и звуки?

Обычно родители говорят, что ребёнок не выговаривает некоторые буквы! К сожалению, родители не всегда понимают разницу между такими понятиями, как «звук» и «буква». Эти термины смешивать нельзя!

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке различают 42 звука речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем.

   Для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста достаточно

, если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит ее, как «Р», а не «эр», «Л», а не «эль», «Ш», а не «ша» и т.д.

       Родителям, детей старшего дошкольного возраста и первоклассников, о звуках и буквах нужно знать намного больше.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки – при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая преград. В русском языке 10 гласных букв (а, у, о, э, ы, е, ё. я, ю, и). Гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Дело в том, что гласные буквы е, ё. ю, я в некоторых позициях обозначают 2 звука:

ё – [й’о], е – [й’э], ю – [й’у], я – [й’а].

Гласные звуки обозначаются кружочком красного цвета. Гласные звуки не бывают ни твёрдыми и мягкими, ни звонкими и глухими

Гласный звук может быть ударным или безударным. Гласные образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных.

Согласные звуки – при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образуемые языком, зубами или губами.

Согласные звуки бывают:

– твёрдые произносятся твёрдо. Обозначаются кружком синего цвета. Например: [п], [к], [д] и т.д.;

– мягкие– произносятся мягко. Обозначаются кружком зелёного цвета.

Например: [п’]= (пь), [к’]= (кь), [д’]= (дь).

Большинство согласных звуков имеют пару по твёрдости-мягкости. Например: [б]– [б’], [т] – [т’], [л] – [л’] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. Они либо всегда твёрдые, либо всегда мягкие:

– всегда твёрдые согласные – [ш], [ж], [ц];

– всегда мягкие согласные – [ч’], [щ’], [й’];

– звонкие согласные– произносятся с участием голоса.

Например: [л], [р],.[д], [м] и др. Для определения звонкости надо приложить руку к «горлышку» и послушать, есть ли «звоночек».

– глухие согласные– произносятся без участия голоса.

Например: [ф], [х] [с], [п] и т.д.

         Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости – глухости. Они либо всегда глухие, либо всегда звонкие:

– всегда звонкие – [й], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’];

– всегда глухие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Необходимо четко знать и различать звуки и буквы!

 

natalilogoped.jimdo.com

Как объяснить ребенку гласные и согласные буквы и звуки? Видео.

Проблема понимания гласных и согласных букв у детей.

Довольно часто родители детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста сталкиваются с проблемой понимания и соответственно заучивания гласных и согласных букв у их чад.

 

В чём корень данной проблемы?

 

Во-первых, в отсутствии системы обучения. Во-вторых, в подборе методики, которая не подходит ребёнку. И, в-третьих, в отсутствии понимания родителями сложностей, связанных с научением их дитя: отчего то, что кажется столь очевидным и простым взрослому человеку, на деле оказывается сложным для ребёнка?

 

Самое важное в деле обучения гласным и согласным буквам заключается в обнаружении самим ребёнком разницы между этими понятиями. После её обнаружения родителям необходимо создать условия не только для понимания этой разницы на уровне разума, но и на уровне чувств.
 
Очень хорошо если Вы нашли время для пальчиковых игр и других замечательных упражнений для развития речи.
 

В таком случае у ребёнка появляется возможность более прочного «ментального закрепления» изучаемых понятий.

Несколько правил обучения гласным и согласным буквам.

 

  1. Правило первое: начинать учить буквы необходимо с гласных, так как они легче «даются» детям.
  2. Правило второе: после того, как ребёнок выучит гласные, вы можете переходить к обучению согласным буквам.
  3. Правило третье: используйте в обучении различные игровые приёмы, это поможет ребёнку закрепить в памяти графические образы букв.

     

    Вы можете выложить изученные буквы из тыквенных семечек, круп, фасоли, спичек, счётных палочек и тому подобное. Вспомните своё обучение в школе, когда учитель сравнивал изучаемые буквы со знакомыми вам в обыденной жизни предметами. Возьмите этот приём на заметку.

Основа обучения гласным и согласным буквам.

Как уже говорилось выше, начать обучение необходимо с объяснения разницы между гласными и согласными звуками.

Расскажите ребёнку о том, что гласные можно пропеть, а согласные — нет. Продемонстрируйте это ребёнку и попросите повторять за вами.

Затем покажите на своём примере, что при проговаривании гласных звуков ваш язык спокойно лежит во рту, и не мешает воздуху выходить из него. При произнесении же согласных — воздух будто бы цепляется за что-то, обтекает то ваши губы, то зубы, то язык, а иногда и вовсе не выходит изо рта, потому что «выпрыгивает» из носа, например, при произнесении звука «М».

 

Поместите перед ребёнком зеркало и попросите его произносить гласные и согласные звуки, следя за своим ротиком. Ребёнок увидит, что губы и язык при произнесении разных звуков ведут себя по-разному.

 

После этого можно приступить к тренировке, которая всегда должна осуществляться только в игровой форме: игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Для знакомства со звуком можно использовать загадки, отгадки которых начинаются на заданный звук; стихи с многократно повторяющимся «нужным» звуком.

 

Также можно использовать рассказы, в которых звук связывается с определенным образом. Например, рассказ про водичку (звук [с] — песенка водички) или рассказ про комарика (звук [з] — песенка комарика).

Покажите ребёнку яркие и красочные картинки с зайчиком, колобком, солнышком и так далее. Совместно с ребёнком выделите первые звуки в этих словах. Например, в слове котёнок. Для того, чтобы выделить звук, его нужно протянуть. Теперь попросите ребёнка не протянуть, а пропеть первый звук в этом слове.

 

Естественно, из этого ничего не получится. Далее предложите ребёнку карточку, например, с осьминогом.

 

Выделите первый звук, попросите протянуть, а затем пропеть. Первый звук в данном слове пропеть у ребёнка, конечно же, получится. Продолжайте игру до тех пор, пока ребёнок проявляет к ней интерес. На следующий день повторите снова.

Игры для детей, помогающие им в изучении гласных и согласных букв.

Детям всегда легче понять и принять на веру даже самый нереальный сказочный сюжет, нежели сухие правила, поэтому обучение гласным и согласным буквам необходимо производить через сказку.

 

  • Игра «Собери слово».

     

    Расскажите ребёнку историю о Чебурашке, который так торопился в гости к Крокодилу Гене, что рассыпал все гласные и согласные буквы. Ребёнок должен будет собрать буквы при помощи разноцветных квадратиков из картона и разложить их по двум кучкам. На красных квадратах будут изображены гласные буквы, на синих — согласные.

  •  

  • Игра «Домики».

     

    На листе бумаги нарисуйте небольшие клеточки синего и красного цвета — домики для букв. Попросите ребёнка поселить в красные клеточки — гласные буквы, а в синие — согласные.

  •  

  • Игра «Подарок».

     

    Положите перед ребёнком набор карточек с гласными и согласными буквами и вручите колокольчик и маленький мячик.

     

    Схема такова: вы называете согласную букву, ребёнок кладёт рядом с карточкой с её графическим изображением колокольчик, если же — гласную, ребёнок помещает рядом с ней мячик.

 

Многократное повторение, мягкость с вашей стороны и игровая подача материала помогут вам объяснить ребёнку разницу между гласными и согласными буквами. Удачи и хорошего настроения!

 

mamavod.ru

Звуки и буквы русского языка — схема, таблица, транскрипция

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт — спорт, ворона — воронка), набором звуков (лимон — лиман, кошка — мышка), последовательностью звуков (нос — сон, куст — стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка — катер, лес — парк).

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки — приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова — запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а — буква, [а] — звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п — буква, [п] — твёрдый звук, [п’] — мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение — апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики.

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Гласныеа о у э и ы я ю е ё
Согласныец ш ж б в г д з к л м н п р с т ф х ч щ й
ь, ъь ъ

Обозначения:
  — гласная,   — йотированная,   — твёрдая согласная,   — мягкая согласная,   — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

phoneticonline.ru

Подготовка к школе.Обучение чтению.Звуки и буквы. Гласные и согласные.

 ” Ликбез    для    родителей  № 2.”
  Гласные    и  согласные  буквы  и  звуки. Первоклассник  к  концу  учебного  года  должен  чётко  различать   звуки    и  буквы, гласные  и  согласные, давать  определения, объяснять  различие. “Гласные  звуки  состоят  из  голоса, согласные  из  голоса  и  шума(звонкие), или  только  из  шума (глухие). Гласные  звуки  образуют  слоги, в слове  столько  слогов, сколько  гласных  звуков.” Напоминаю, разницу  между  звуками  и  буквами  я  объясняла  здесь

 Учиться  делить  на  слоги  не  трудно, мы  это  сделаем, когда  начнём  читать  слова. Для  объяснения  ребёнку   разницы  между  гласными  и  согласными  звуками,  лучше  дать  ему  в  руки   небольшое  зеркало.
Если  чувствуете, что  ребёнок  не  готов  “переварить”  эту  информацию, оставьте  это  на  потом. Просто  постоянно  подчёркивайте   гласные   звуки  “умеют   петь”, их  можно  тянуть, они   образуют   слоги,  согласные   звуки   не  умеют “петь”,  их  нельзя  тянуть.
        Итак :
“Посмотри  в  зеркало  на  свой   ротик, когда  ты  произносишь  звук  “А”. Рот  открыт,  и  воздух, который  ты  вдохнул, свободно  выходит  из  ротика, ему  не  мешают  ни  губы, ни язык.Поднеси  ладонь  к  ротику, произнеси “а”. Ты  почувствовал  тепло, это воздух, который  ты  вдохнул, выходит  изо рта вместе  с  гласным  звуком. Давай  теперь    будем  произносить  гласный   звук “О”. Смотри, ротик  округляется, воздуху  опять  ничего  не  мешает.Поднеси  ладонь  ко рту, почувствуй  свой  выдох. Попробуй  произнести  гласный   звук  “У”. Смотри, губы  вытягиваются  трубочкой. Почувствуй ладошкой  выдыхаемый  воздух.

 А теперь   согласные   звуки. “М”,”М”- смотри, губы сомкнулись, иначе бы звук не  получился. Струя  воздуха  выходит  изо  рта, но не так   свободно, как   при  произнесении  гласных. Звук  “М” – согласный, это  значит, что  мы  будем  его  употреблять  с  гласными. Чтобы  произнести звук “Д”, мы  ударяем  кончиком  языка  в  верхнее  нёбо. Попробуй: “Д”,”Д”,”Д”,чувствуешь, где сейчас твой язык ? (Я  не  буду очень  подробно  на  этом  останавливаться,  просто  маленький  экскурс, если  вам  интересно,  почитайте  поподробнее  у   логопедов, это  их  сфера).

    Для  чего  ребёнку    надо  различать   и   знать  гласные   и  согласные   звуки  и  буквы? Во-первых,  как  я   уже  сказала,  в  первом  классе  этого  требует  программа. А  по  новым  стандартам  в  первом  классе   такая  скорость  прохождения  программы,  что  ребёнку  нужна  либо   хорошая  подготовка, либо  ваша  интенсивная  помощь.
 Во-вторых, различать  гласные  и  согласные   необходимо  для  правильного  и  чистого  чтения. Когда  ребёнок  смотрит  на  слово,  он  видит,  какие  согласные   образуют  слоги  слияния (слог    слияния   это  слог  вида  согласный – гласный) МА   ПО   РУ   и т.д., а  какие   согласные   надо  читать  кратко, без   призвука  гласного,  так,  как   в  конце  слова :  КРОВАТКА  –   Р, В, вторую К- надо   читать  слитно   с   гласными:  РО, ВА, КА,  а  первую   К  и   Т   читаем  кратко.


 На  первых  порах  чтения  мы  с  ребёнком  делаем   так : под  слогами  слияния   мы  ставим  дугу, а  под  согласной  или  гласной, которую  мы  читаем  кратко,  ставим  точку. Это  очень  облегчает  чтение.

     Желаю вам приятных  занятий  с  ребёнком!

www.podgotovkakshkole.ru

что это и как правильно его делать :: SYL.ru

Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать.

Звуковой анализ слова: что это

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

Порядок разбора слова по звукам

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

Звуковой анализ слова: схема

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки. С их помощью дети учатся создавать схему звукового анализа.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях ( начало слова, после гласных и “ъ” и “ь”) звучат как 2 звука.

Краткая характеристика согласных

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.Стоит помнить: согласные звуки [й`], [ч`], [щ`] при любом положении — мягкие, а согласные [ж], [ц], [ш] — всегда твердые. Звуки [ц], [х], [ч`], [щ`] — абсолютно всегда являются глухими, [м], [н], [л], [р], [й`] — (сонорыми) или звонкими.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться. Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным
2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. ( карточка синего цвета).
5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.
6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.
2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. ( карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета).
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка).
5) Ставится ударение в схеме.
6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *