Познавательное

Как научиться говорить звук р – Как научить ребенка говорить букву Р

Содержание

Как научить ребенка говорить букву «р». Логопедические упражнения для буквы «р» :: SYL.ru

Часто молодые родители задаются вопросом, как научить ребенка выговаривать букву «р». Нередко они сталкиваются с плохой и невнятной речью малыша. А из всех проблемных звуков чаще всего ребенок не говорит букву «р». Однако эта проблема не стоит стольких волнений, сколько испытывают родители на ее счет.

Введение в проблему

Обычно дети начинают пытаться выговаривать эту букву по-своему примерно в три–четыре года. Думать о том, как научить ребенка говорить букву «р» в этом возрасте, не стоит. Большинство детей уже к пяти–шести годам могут, хоть и с трудом, осилить эту букву, правда, надо помнить, что эти рамки довольно индивидуальны.

Если ребенок уже достиг соответствующего возраста, а некоторые буквы все еще «проглатывает», не стоит бояться и бежать к логопеду, ругать отпрыска и пытаться быстро найти способ, как научить ребенка говорить букву «р». Нужно набраться терпения, начать усердно заниматься с малышом и трудиться над произношением самого трудного звука. Необходимо использовать логопедические упражнения для буквы «р».

Основные ошибки в произношении

  1. Скомканное окончание.
  2. Замена звука «р» на звук «л».
  3. Гортанное произношение буквы «р».

Причины неправильного произношения

  1. Возможно, мышцы губ, языка и неба развиты недостаточно для произношения столь сложного звука.
  2. Ребенок неправильно дышит во время речи. Дыхание должно быть не прерывистым, а плавным, ровным.
  3. Ребенок редко слышит слова с содержанием затруднительной для него буквы, возможно, родители сами «проглатывают» сложные звуки или говорят сокращениями.
  4. Родители редко разговаривают с ребенком лицом к лицу, что очень важно, ведь малыш должен хорошо видеть все движения губ взрослых.
  5. У ребенка слишком короткая уздечка языка – это врожденный порок, из-за которого подвижность языка ограничена, исправить эту неприятность можно только хирургическим путем.
  6. В редких случаях расстройство речи связано с нарушением работы коры головного мозга, при этом необходимо обратиться к специалистам.
  7. Малыш может просто-напросто подражать тем, кто не выговаривает «р».
  8. У детей часто бывают нарушения речи, связанные с неблагоприятной обстановкой в семье.

Проверка произношения буквы «р»

Попросите ребенка повторить несколько раз «Ррр-р-р-р», пусть малыш попытается произнести этот сложный звук в словах: рука, рак, ворона, жар, пар и др.

После проведенных домашних исследований можно определить, насколько развито произношение буквы «р» ребенком и стоит ли прибегать к спасательным мерам.

Для проверки подвижности органов речи нужно сесть перед зеркалом. Упражнения выполняются родителями вместе с малышом:

  • попросите ребенка открывать и закрывать рот, при этом «шлепать» губами;
  • пусть ребенок высунет язык как можно дальше, а потом резко спрячет его;
  • малыш должен попытаться сделать «широкий» язычок и двигать им влево–вправо, а потом вверх и вниз;
  • попросите ребенка на некоторое время открыть рот и высунуть «широкий» язычок на нижнюю губу, в этом положении язык надо зафиксировать на десять секунд;
  • нужно поочередно вытягивать губы трубочкой, а затем превращать в широкую улыбку;
  • пусть малыш поочередно закрывает то правый, то левый глаз.

Если родители замечают, что во время некоторых упражнений движения ребенка получаются неточные или не получаются вообще, то следует обратить внимание на улучшение развития подвижности рта и языка.

Общие рекомендации

Родители должны разговаривать с ребенком как можно больше: на прогулке, в очереди и т. д. Речь должна быть размеренной, а все трудные слова четко произноситься.

Начинать разговаривать с малышом нужно как можно раньше. Не зря говорят, что еще в животике у мамы ребенок слышит голоса, различает интонации и тембры голоса, привыкает к ним.

Существует мнение, что в младенческом возрасте «сюсюканье» родителей по отношению к малышу вредит его дальнейшему восприятию речи. Поэтому члены семьи должны следить за правильностью своей речи при разговорах с ребенком и между собой.

Всем известно, что очень важно читать ребенку много детских книжек: по утрам, за завтраком, на ночь, просто для развлечения.

Родителям будет полезно обзавестись профессиональной литературой на эту тему: «Буква “р”», «Как выговаривать ребенку» и др.

Когда ребенок только учится говорить, но у него не получается – нельзя его перебивать. Следует терпеливо дослушать все, что он пытается сказать, а потом повторить за ним, исправить ошибки, четко проговорить трудно дающиеся ему слова. Или как альтернативный вариант можно попробовать сделать вид, что родитель не понимает ребенка. Тем временем малыш будет медленно, четко и звонко проговаривать слова, запоминая, как говорить правильно, а как нет.

Как научить ребенка говорить букву «р» самостоятельно

При помощи приведенных ниже упражнений можно без труда научить ребенка выговаривать «р». Их следует проводить ежедневно в форме игр по несколько раз. Рекомендуется сидеть перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть, как работают его губы. Лучше всего сначала показывать все на своем примере. Занятия должны проходить в дружелюбной атмосфере, а если у ребенка не получается – на него ни в коем случае нельзя кричать. Так можно лишь усугубить ситуацию. Только терпение и попытки одна за другой, только так можно помочь ребенку отточить произношение буквы «р».

Упражнения для начинающих

Упражнение 1

Для этой игры нужно попросить ребенка положить большой пальчик под язык, а затем попытаться совершать язычком движения от одной щеки к другой, пытаться при этом «рычать».

Упражнение 2

Требуется попросить ребенка улыбнуться очень широко и зафиксировать челюсти в этом положении. Затем пусть малыш попытается пересчитать верхние зубки, водя по ним языком с внутренней стороны. Существует второе похожее задание – ребенок должен в этом же положении покусывать кончик языка, это возбуждает мышцы, заставляет их работать.

Упражнение 3

Детки очень любят лошадей, они часто имитируют звуки их копыт. Пусть ребенок поцокает языком, можно это сделать вместе с мамой или другими членами семьи.

Упражнение 4

Учимся выговаривать букву «р» дальше. Для этого упражнения ребенку требуется высунуть язычок наружу и болтать им вверх и вниз, одновременно пытаться рычать. Лучше пробовать вместе с родителями, так получается веселее.

Упражнение 5

Выполняя это упражнение, ребенок будет пытаться дотянуться кончиком языка по очереди сначала до носика, потом до подбородка, а между этим аккуратно прикусывать кончик языка. Это упражнение помогает учиться задействовать при речи нужные мышцы.

Упражнение 6

Ребенок должен широко открыть рот и, высунув язык, с силой стукнуть им по передним зубам, одновременно пытаясь произнести звук «д».

Упражнения для усовершенствования произношения

Упражнение 1

Пусть ребенок попробует имитировать различные звуки, например, едет трактор – «др-др-дррр», мурлыкает котик – «муррррр-мр-мр», рычит лев – «рррррр» и другие. Это упражнение можно проводить в виде игры.

Упражнение 2

Родители подбирают для произношения несложные слова, в которых встречается буква «р»: трактор, трава, дрова и др.

Упражнение 3

Наиболее распространенными помощниками в делах произношения являются скороговорки. Требуется найти как можно больше подобных скороговорок с буквой «р» или стихотворений и песенок со словами «гриб», «трактор», «грабли» и с частым употребление буквы «р».

Упражнение 4

Требуется сесть перед зеркалом и открыть рот. Нужно коснуться кончиком языка нёба и зафиксировать положение на несколько секунд. Упражнение повторяется не менее пяти раз, это поможет ребенку растянуть уздечку языка и научиться говорить правильно.

Как работает логопед

Если родители все-таки решают обратиться к логопеду, то они могут быть уверены, что специалист сможет решить проблему с речью их ребенка буквально за 1-2 месяца. После посещения логопеда вопрос, как научить ребенка говорить букву «р», больше не будет беспокоить.

Для начала, на первом занятии, логопед проведет специальное обследование, при помощи которого определит уровень развития речи. У всех врачей разные подходы к лечению дефектов речи, суть их в одном.

В основном тактика лечения врачей основывается на раздражении языка специальными инструментами (палочкой, зондом). Это помогает разработать тонкую моторику и, соответственно, научиться выговаривать буквы.

Кроме того, логопед может дать парочку полезных советов о том, как научить ребенка выговаривать букву «р», например, выполнять различные упражнения по графику.

Успешность работы с ребенком во многом определяется его индивидуальными особенностями. Не стоит отчаиваться, если не получается все сразу. Нужно быть терпеливым и хвалить ребенка даже за небольшие достижения.

www.syl.ru

Постановка звука «Р»: 14 артикуляционных упражнений

Основа правильной речи закладывается еще в детстве. Оставленные без внимания, неправильно произносимые буквы могут «преследовать» человека всю жизнь, мешая нормально общаться с окружающими людьми. Очень важно решить эту проблему еще в раннем возрасте.

Любая мама хочет, чтобы ее ребенок как можно раньше научился разговаривать, проговаривая четко все буквы. К сожалению, такая задача не всем детям под силу. Особенно тяжело многим дается звук Р и РЬ. Правильная постановка этих звуков требует особых физиологических усилий, а именно точные движения речевого аппарата, необходимое количество вибрации, а также правильная амплитуда языка. В любом случае помочь в этой ситуации может только логопед.

Чаще всего вместо четкого Р и РЬ, у детей, имеющих проблемы с произношением этого звука, получаются следующие пародии на него:

  • Звук Р при произношении заменяется звуками й, л, ы;
  • Звук Р не проговаривается, может пропасть из слова. Чаще всего это происходит в тех словах, где Р стоит перед или после гласной буквы;
  • При разговоре звук Р слышится узнаваемо, но присутствует лишняя вибрация, которая не должна присутствовать в произношения или же при разговоре звучит не так уверено как нужно.

Для того чтобы понять в каких именно случаях у ребенка не получается произношение этого звука, нужно попросить проговорить его звук сначала отдельно, затем в составе какого-либо слова. Например: корова, ягуар, трактор. В том случае, когда звук не проговаривается отдельно от слова, необходимо будет сделать упор на тренировке его одиночного произношения. Если же звук Р не выговаривается в самом слове, то особое внимание нужно будет уделить словам с гласными буквами о, а, у, и, идущими до или после буквы Р.

Причин неверной постановки звука у детей может быть несколько. Только грамотный логопед определит главную причину проблемы и посоветует необходимые методы исправления, не нанося вреда ребенку.

Основные причины плохого произношения звука Р и РЬ

Неправильное речевое дыхание

Наше речевое дыхание является основой правильного произношения любых звуков. Его нарушение чаще всего возникает вследствие болезни аденоидов, насморка, перешедшего в хроническую форму, а также сердечно-сосудистых заболеваний. Правильно разработать речевое дыхание поможет логопед. Только он, учитывая все особенности здоровья детей, может назначить требуемую гимнастику. Эта гимнастика включает в себя произношение слов вместе со специальными упражнениями.

Проблема в речевом слухе

Чаще всего нарушение речевого слуха происходит у детей в возрасте от трех лет. Это период становления речи и активного подражания взрослым. В этом возрасте дети пытаются повторить все фразы, которые слышат в своем окружении, коверкая их или путая буквы, особенно согласные, меняя звонкие на глухие или наоборот. Логопед здесь может не понадобиться. Постановка звука может не потребоваться, чаще всего речь наладится сама со временем.

Плохое развитие артикуляционного аппарата

Развить хорошую артикуляцию можно только выполняя активные лицевые упражнения. Они быстро укрепят мышцы лица ребенку, а также достаточно разовьют органы речи. Специальные артикуляционные упражнения можно представить в виде игры, так будет намного интереснее их выполнять.

Существует следующая артикуляционная гимнастика, которую может назначить логопед:

  • Улыбнитесь и откройте немного рот, затем проведите языком от неба до горла как можно дальше;
  • Начальное положение такое же, только высунутым языком двигайте назад вперед, от одного уголка рта к другому;
  • Языком проведите по верхним и внутренним зубам начиная с левой стороны и двигаясь к правой стороне.

Индивидуальное строение уздечки

Иногда неправильное произношение звука может происходить вследствие физиологических особенностей у детей. Артикуляционная гимнастика в этом случае не поможет. Эту причину может выявить только логопед. Неразвитая подъязычная связка может мешать доставать языку до неба, из-за чего будет происходить плохое произношение некоторых звуков. Решить эту проблему у детей помогут специальные упражнения, а также массаж. Но есть случаи, когда логопед может принять решение немного подрезать языковую уздечку ребенку. В этом нет ничего страшного. Это необходимо для нормального движения языка в речи и правильной постановки звука.

14 упражнений для постановки звука Р

Для получения правильной постановки звуков Р и РЬ нужно ежедневно выполнять специально разработанные для этого упражнения. В логопедии существует 14 приемов быстрого развития правильной дикции. Все эти упражнения должны выполняться по многу раз, с каждым разом всё быстрее и точнее.

  1. Этот способ направлен на выработку как можно большего количества воздушной струи, необходимой для вибрации при произношении звука. Для этого примите полулежачее положение, язык поднимите к альвеолам, голова немного наклонена назад. В таком положении тела проговорите звук Д. При этом специальным зондом под кончиком языка совершите движения из стороны в сторону. Эта манипуляция позволяет немного оттянуть язык, за счет более быстрого вдыхания воздуха, увеличиваются вибрации. При многократном повторении можно добиться правильного произношения в 2 раза быстрее.
  2. Займите удобную позу и постарайтесь прижать язык как можно крепче к небу. В таком положении вдыхается воздух через нос, затем выдыхается резко через рот, не меняя положения языка. Это одно из самых простых из предложенных 14 способов научиться проговаривать звук Р.
  3. Выполняется очень просто, произносим букву Ж, стараясь как можно дальше продвинуть свой язык к горлу. Когда послышится Р нужно будет проговорить комбинацию слогов из согласных букв.
  4. Выговаривая букву А, высовывается язык, в расслабленном широком положении, выполняя при этом движения из стороны в сторону по небу. При касании языка альвеолы послышится звук Р. Нужно зафиксировать это положение и выполнить автоматизацию Р. Звук должен сам дальше перейти в вибрацию на кончике языка.
  5. Следующий способ направлен на постановку звука через звук С. Для этого проговаривается С как можно дольше и четче, далее при вдохе ртом нужно постараться поднять свой язык к альвеолам и всасывать его дальше в рот. Важно при входе коснуться альвеол языком, иначе звук может не получиться.
  6. Язык широким краем положить на верхнюю губу и подуть на кончик своего носа. В это время логопед должен нажимать на нижнюю губу, получая «вибрирующий» воздух. Это упражнение можно выполнить самостоятельно, постепенно сокращая длительность нажатия пальцем. Это одно из самых сложных из 14 способов постановки звука.
  7. Присосав язык к небу, положите голову ребенка на колени логопеда, который прижмет пальцами края языка к небу. В это время нужно очень сильно подуть на язык, вызвав тем самым необходимую вибрацию.
  8. В этом упражнении нужно поднять язык за верхние зубы, ближе к небу и произнести звук Д. В результате получится что-то между З и Ж.
  9. А это самый простой способ развития речи из 14 предложенных методов. Прикоснувшись к альвеоле языком нужно выпустить на него воздух при этом произнося долго звук З. Как только получится звук Р, он должен дальше сам перейти в вибрацию.
  10. Язык прижать к резцу, который находится снизу. Открывая и закрывая рот, постараться проговорить букву А. Когда рот будет закрыт, верхние резцы будут ставиться на прижатый к нижним кончик языка.
  11. Необходимо быстро произнести слоги с комбинацией букв ды, до, ты, ады.
  12. Есть также и более нетрадиционный способ развития речи. Выполнять его нужно в форме игры. Ребенку предлагают изобразить дождик, проговаривая при этом звуки Т и Д. На левой ладони нужно показать падение капель пальцами, постоянно увеличивая ритм.
  13. Напрягаем язык, положив свой указательный палец под кончик, далее стараемся двигать им как можно ровнее из одного угла в другой. Должен послышаться рокочущий звук. Немного привыкнув можно совершить эти движения без помощи пальца.
  14. Этот метод направлен на быструю постановку Р и РЬ. Необходимо направить струю воздуха на свой язык, быстро присосавшись им к небу. Вибрация будет вызвана в тот момент, когда язык оторвется от неба струей выдыхаемого воздуха.

Все эти 14 способов направлены на развитие правильной дикции и лучше всего подходят детям от 4 лет. В этом возрасте дети могут не только правильно их выполнить, но и делать эти упражнения намного эффективнее. Только врач логопед может правильно подобрать упражнения, учитывая все особенности здоровья ребенка.

Добиться правильного произношения можно соблюдая несколько простых правил. Учить ребенка нужно постепенно, сначала говорить звук Р и РЬ отдельно от всего, дальше в слоге и только после этого уже в разговоре. Для преодоления этой задачи нужно будет запастись терпением и ни в коем случае не бросать попытки исправить дефект. Конечный результат зависит только от упорства и ежедневных тренировок.

yourspeech.ru

Как научить ребенка говорить букву р: упражнения, которые помогут


Как научить ребенка говорить букву «Р»? Иногда самостоятельно сделать это очень сложно и приходится прибегать к помощи профессионала – логопеда. Но если ребенку еще нет 5-6 лет, то можно постараться развить речевой аппарат в домашних условиях. Существует немало упражнений, в том числе и игровых, которые помогают освоить этот сложный звук.

Немного о звуке «Р»

Неудивительно, что многие дети не могут самостоятельно выговорить букву «Р»: это, пожалуй, наиболее сложный звук. Для его правильного воспроизведения у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, необходима определенная амплитуда языка, достаточная вибрация. Поэтому практически каждый малыш коверкает слова, в которых есть буква «Р».

  1. Пропускает звук. Вместо работы получается «_абота», кареты – «ка_ета», робот звучит как «_обот».
  2. «Р» заменяется звуком «Й» или «Л». Кто из нас не называл в детстве рыбу «лыбой», а корову «койовой»? Пожалуй, так делал каждый в свое время.
  3. Звук произносится на иностранный лад. При излишней вибрации ребенок походит на англичанина, а при грассировании на француза.

Совет

Бывает так, что, несмотря на все попытки родителей научить ребенка выговаривать букву «Р», у него это не получается. Не спешите отчаиваться, иногда правильно воспроизводить звук мешает индивидуальное строение подъязычной связки (уздечки). Решить эту проблему можно специальными упражнениями. Если же амплитуда языка слишком маленькая, уздечку подрезают.

Упражнения для самых маленьких

Ни один логопед не возьмет на занятия ребенка, пока ему не исполнится 4 года. Но это вовсе не значит, что на какое-то время о проблеме можно забыть. Уже начиная с года можно учить ребенка подражать льву («РРР», «ГРР» или «РЫ-РЫ-РЫ»), вороне («КАРР»), трактору («ДЫРР-ДЫРР»), пистолету («ТРА-ТА-ТА-ТА»). Положительно сказывается на правильном произношении «Р», когда ребенку часто рассказывают такие скороговорки, как «На дворе трава…», «Ехал Грека через реку…» или любые другие стишки с частым повторением этого звука.

Немного позже, примерно с 2 лет, можно предложить малышу интересную игру.

  1. Предложите ребенку отправиться путешествовать на лошадях. Пощелкайте языком, изображая цокот копыт, попросите его повторить. Устройте воображаемое соревнование, чей конь быстрее цокает.
  2. Дорога привела вас на птичий двор. Спросите, какие животные тут живут? Попросите изобразить, какие звуки они издают (му, гав, кря, га-га, и т. д.) Расскажите об индюках. Малыш знает, как они говорят? Научите его быстро высовывать язык меж сомкнутыми губами, произнося звук «БЛ-БЛ-БЛ».
  3. А теперь вы зашли в гости в дом. Здесь живет язычок, и он очень любит прыгать. Покажите ребенку, как язык опускается вниз, а затем поднимается к небу (потолку). Дайте ему зеркало и предложите повторить. Попросите найти его бугорки за зубами (альвеолы). Нашел? Это диванчики язычка, у него они стоят на потолке. Предложите быстро по ним попрыгать.
  4. На улице поднялся сильный ветер, и началась буря. Достаньте тонкий листик или лепесток цветка и попросите малыша подуть на него, прижимая язычок к диванчикам-альвеолам. Губы должны быть растянуты в широкой улыбке. Получается звук, похожий на «ТРРР». Предложите ребенку подуть так сильно, чтобы лепесток улетел. Какая сильная буря!

Развитие речевого аппарата

Примерно после 5 лет можно уже серьезно задуматься над вопросом, как научить своего ребенка произносить звук «Р». Обычно этим занимается логопед, подбирая упражнения индивидуально. Однако существует общая гимнастика, направленная на развитие правильной артикуляции. Выполнять ее желательно регулярно, 1-2 раза в день. При этом занятия должны проводиться в игровой форме. Не вздумайте дразнить ребенка, заставлять или показывать свое раздражение, если у него что-то не получается. Всячески ободряйте его и поддерживайте.

Совет

Ребенок должен учиться говорить букву «Р» постепенно. Перед тем как поставить звук в слове, нужно, чтобы он хорошо получался сам по себе, изолированно. То есть на первом этапе нужно заниматься над правильным произношением буквы, затем слога, а после уже можно тренироваться над произношением слов и предложений.

Разминка

Перед тем как учить ребенка выговаривать «Р», сделайте небольшую разминку. Своеобразная гимнастика поможет связкам разогреться, и основные упражнения будут получаться лучше.

  1. Попросите ребенка погладить языком верхнее небо, от верхних зубов к горлу, затем обратно. Рот при этом должен быть приоткрыт и натянут в улыбке.
  2. Далее, не меняя выражения лица, нужно высунуть язык наружу и поочередно прикоснуться к левому и правому уголку рта.
  3. После небольшой передышки снова попросите ребенка широко улыбнуться и произнести звук «НЬ». Язык прижмется к верхнему небу, его нужно оставить в таком положении, а рот открыть максимально широко.
  4. Теперь пусть кончиком языка пересчитает зубки с внешней стороны. Рот максимально натянут.

Упражнения

Существует очень много упражнений для самостоятельных занятий с ребенком. Рассмотрим самые простые, для которых не требуется логопедический шпатель.

  1. Попросите ребенка открыть рот, упереться языком в альвеолы и произнести звук «З».
  2. Ритмично, быстро повторите с малышом слоги «ДЫ-ДЫ-ДЫ-ДЫ-ДЫ», «АДЫ-АДЫ-АДЫ-АДЫ-АДЫ», «ТЫ-ДЫ-ТЫ-ДЫ-ТЫ», «ДЫ-ДА-ДЫ-ДА-ДЫ», «АДЫ-ДА-АДЫ-ДА-АДЫ», «ТЫ-ДЫ-ТЫ-ДЫ-ТЫ», «ДЫ-ДО-ДЫ-ДО-ДЫ», «АДЫ-ДО-АДЫ-ДО-АДЫ».
  3. Теперь жужжим. Протяжно произносим звук «Ж», одновременно двигая кончик языка по направлению к горлу.
  4. Попросите ребенка плотно прижать язык к верхнему небу, затем вдохнуть через нос и резко выдохнуть через открытый рот.
  5. И напоследок попросите чадо широко открыть рот, упереться кончиком языка в альвеолы и сильно подуть, произнося звук «Д»

Совет

Что понять, какие упражнения лучше всего подойдут ребенку, попросите его порычать, а затем произнести несколько слов с буквой «Р» (рак, ворона, кролик, самовар). Если проблема только в произношении звука в словах, то можно сразу приступать к постановке «Р» в слогах (РА, РО, РУ, РИ, АР, ОР, УР, ИР), постепенно присоединяя еще одну согласную, а затем проговаривая слово целиком.

В современном мире говорить красиво и без ошибок очень важно. Поэтому родителям стоит приложить все усилия и вовремя определиться с тем, как лучше научить ребенка выговаривать звук «Р». Помогут в этом специальные занятия, направленные на развитие речевого аппарата. Если же в домашних условиях до 6 лет проблему решить не удалось, стоит обратиться за помощью к специалисту.

therebenok.ru

Как научить ребенка говорить букву Р: гимнастика, упражнения, видео

4 причины отсутствия правильного звука «Р»

Для исправления этого недостатка можно обратиться к логопеду или попробовать научить ребенка самостоятельно. Самостоятельное обучение возможно, если у ребенка нет психических особенностей.

Если ребенок начал произносить искаженный «Р», исправлять дефект нужно сразу же, независимо от того, сколько ему лет. В любом из случаев родителям важно узнать первопричину, из-за которой ребенок не справляется с этим звуком.

① Укороченная уздечка языка.

Это самая распространенная причина, по которой дети не могут справиться с этим сложным звуком. Для правильной артикуляции необходим верхний подъем языка. Короткая уздечка не дает ему подняться и занять правильное положение. Отсюда и проблемы с произношением.

② Слабый речевой выдох.

Для определения дефектов речи рекомендуется обратиться к логопеду

При правильном произношении звука «Р» кончик языка вибрирует, упираясь в верхние зубы. Для того чтобы это произошло на кончик языка нужно хорошо подуть.

К сожалению, у маленьких детей для этого просто не хватает силы. Если выдох слабый, звук «Р» или вообще не появляется или звучит неправильно.

③ Недостаточное развитие органов артикуляции.

Это слабый кончик языка, «тяжелый» неподвижный язык, неумение растянуть губы, «непослушные» мышцы щек и т.д.

④ Недостатки речи у родителей.

Дети начинают усваивать речь по подражанию. Если один из родителей неправильно произносит звук «Р», то ребенок может «перенять» это произношение и начать произносить звук точно также.

Как правильно научить ребенка говорить букву «Р»

Многие родители не хотят ждать 5,5-6 лет. К сожалению, принцип: «чем раньше, тем лучше» здесь не совсем оправдан. Мы же не учим ребенка ходить, когда ему исполнилось 3 месяца. Он просто физически к этому не готов.

Точно также обстоят дела и со звуками. При произнесении «Р» задействованы органы артикуляции, которые у детей 3-4 лет еще недостаточно развиты.

Конечно, бывают случаи, когда малыш в 4 года начал правильно произносить все звуки языка, но это, скорее, исключение из правил.

Как же быть родителям? Как научить ребенка говорить букву «Р»? Логопеды рекомендуют заняться артикуляционной гимнастикой, которая подготовит речевой аппарат к произнесению звуков. Но слишком торопить события все же не стоит.

Не торопите события. Не пытайтесь научить 4-х летнего малыша говорить «Р». Если речевой аппарат ребенка не готов, это может спровоцировать горловое «Р». На исправление дефектов речи в этом случае у вас уйдет много времени и сил.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Р»

① «Блинчик».

Регулярные занятия без перерывов – уже половина успеха

Попросите малыша улыбнуться, широкий язычок положить на нижнюю губу и удержать на протяжении 3-5 секунд.

Постепенно время нужно увеличивать, но не более 10 секунд. Нижняя губа не должна «подсаживать» язык.

Если упражнение не получается, предложите ребенку наказать непослушный язык: высунуть его пошлепать губами со звуками: пя-пя-пя-пя.

② «Вкусное варенье».

«Блинов» мы налепили – теперь можно и варенья поесть. Попросите малыша приоткрыть рот и широким кончиком языка облизать губу.

Можно капнуть на это место немного варенья или сгущенного молока – дети будут выполнять задание тщательнее и активнее. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. На первых порах можно придерживать ее руками.

Упражнение выполняется 3-5 раз. Количество раз постепенно увеличивается до 10. Только в том случае, если у ребенка появляются первые результаты.

③ «Маляр».

Цель упражнения – выработать движения язычка вверх, разработать его подвижность. Для выполнения задания необходимо открыть рот и хорошо улыбнуться. Плавными движениями языка вперед-назад необходимо «погладить» небо.

Язык все время должен оставаться широким. Следите за тем, чтобы он не вываливался изо рта. Задание выполняется 3-5 раз и постепенно увеличивается до 10.

④ «Грибок».

Цель упражнения – растянуть подъязычную уздечку, выработать умение поднимать язычок вверх. Ребенок должен улыбнуться, слегка приоткрыть рот и всей площадью прижать язычок к небу.

Язык – это шляпка гриба, а подъязычная уздечка – это ножка. В таком положении нужно постараться открыть рот как можно шире. Упражнение выполняется 3-5 раз и постепенно увеличивается до 10.

Совет врача: Артикуляционная гимнастика должна выполняться сидя, перед зеркалом, чтобы ребенок видел все, что он делает. Заниматься нужно ежедневно – по 5-10 минут.

К сожалению, рекомендаций, как быстро научить ребенка говорить букву Р – не существует. Это сложная и кропотливая работа.

3 упражнения для постановки звука Р у детей

Для постановки буквы Р необходимо развить у ребенка сильную воздушную струю

Для правильного произношения «Р» необходима сильная воздушная струя. С этой целью полезно выполнять такие упражнения:

  1. «Задуй свечу». Можно дуть на свечу сильно, чтобы она потухла, а можно легко, чтобы она «танцевала». Постепенно увеличивайте расстояние от рта малыша до свечи, чтобы усложнить задание.
  2. «Буря в стакане». Наберите в стакан воды и дайте ребенку трубочку. Ему нужно хорошо вдохнуть воздух через нос и выдохнуть через рот в трубочку.
  3. «Сдуй снежинку». Попросите малыша улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу. Положите на кончик языка небольшой кусочек бумажки и предложите ребенку сдуть его. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы – не закрывали зубы.

При выполнении дыхательных упражнений следите за тем, чтобы ребенок вдыхал через нос, а выдыхал через рот. Упражнения нельзя выполнять больше 3-4 раз, чтобы не закружилась голова.

Также важно выполнять занятия, когда ребенок здоров. У него не красное горло, нет подозрительного налета на языке и других возможных симптомов заболеваний.

Если выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений не привело к желаемому результату, обратитесь к специалисту.

Как научить ребенка говорить букву «Р»: обращаемся к логопеду

Рекомендуется к занятиям с логопедом подключать и домашние тренировки

Этапы работы по постановке «Р»:

① Подготовительный этап.

Если ребенок не научился выговаривать правильный звук, значит его речевой аппарат не готов к этому.

Возможно, вы делали упражнения неправильно или нерегулярно, поэтому это не привело к результату.

Логопед исправит эти ошибки и подготовит органы артикуляции для произнесения «Р».

② Постановка.

Существуют разные способы постановки «Р». Первый из них – по подражанию. Логопед по этапам показывает ребенку правильную артикуляцию, а он повторяет за ним. Второй способ – механический.

Для постановки используется специальный шариковый зонд, который помогает выработать вибрацию кончика языка. Заменить его можно ватной палочкой.

③ Автоматизация.

После постановки звук автоматизируют, то есть вводят в речь. Автоматизация имеет четкие этапы. Сначала звук автоматизируется в слогах, потом в словах, предложениях и связном тексте.

Исправить неправильное произношение звука «Р» можно в любом возрасте, но дефекты речи у детей исправляются быстрее. Принципы работы с подростками и взрослыми остаются такими. Единственное отличие – подбор материала для отработки звука.

Отзывы родителей

Елена, 30 лет, г. Москва

Моему ребенку исполнилось 6 лет, а он все никак не выговаривал «Р». Решила сразу же отвести к логопеду. Через 3 месяца мы «зарычали».

Ирина, 25 лет, г. Рига

Сколько себя помню – я картавила. Все время думала, что этот недостаток можно исправить только в детском возрасте. Однако логопед развеял этот миф. На исправление картавости ушло 6 месяцев.

Анна, 35 лет, г. Самара

У меня 2 сына. Старший не выговаривал «Р» и я решила исправить недостаток самостоятельно, используя упражнения для постановки звука Р, но у меня ничего не получилось, поэтому я просто потеряла время. Младшего сразу отвела к логопеду, и через 2 месяца у нас появился «Р». Сейчас закрепляем его в речи.

Наталья, 26 лет, г. Тула

У меня есть младший брат-подросток. Он страшно стеснялся своей картавости. Отвели его к логопеду, которая за полгода поставила ему красивый и правильный звук. Дополнительно мы дома проходили занятие по постановке звука «Р».

Заключение

Когда ребенок начинает говорить букву «Р» – это настоящий праздник для всей семьи. И это неудивительно, ведь на исправление этого речевого дефекта ушло немало времени и сил. Поставить Р можно самостоятельно или с помощью логопеда. Однако в последнем случае у вас больше шансов сделать это быстро и качественно.

Логопеды рекомендуют эффективный видео урок по постановки звука Р. Курс занятий называется «Рычать подано» и разбит на отдельные занятия, начиная подготовкой и заканчивая автоматизацией.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Подписка на журнал

pupsek.com

Как научить ребенка говорить букву Р

Мало какой ребенок способен сразу научиться выговаривать все звуки, привычные русскому уху. Есть определенный ряд «особенно сложных» для произношения вариантов, которые вызывают у большинства малышей огромные трудности. Конечно, самый распространенный из них – это буква Р. Рыканье – очень сложный звук для произношения, который требует хорошего управления воздушными потоками.

Конечно, со временем эта проблема должна исчезнуть, однако стоит поставить правильное произношение как можно раньше. Тем более, многие люди не хотят изменять своим привычкам и продолжают неправильное произносить звуки даже будучи взрослыми, а это может создать дополнительные проблемы.

Как уже говорилось выше – это одна из самых сложных проблем, с которой приходится сталкиваться детям и их родителям. Буква Р никак не хочет поддаваться правильному произношению. Про это много говорили и писали, существуют даже художественные произведения, описывающие данную проблему. Однако все-таки, как научить ребенка говорить букву Р?

Формирование речи, как правило, происходит по определенному графику. Нельзя научить малыша сразу выговаривать сложные звуки, не изучая перед этим простые. Так что в двухлетнем возрасте ваш ребенок точно не начнет правильно произносить букву Р. Однако в этот период вы можете начать делать упражнения, которые позволят существенно облегчить процесс обучения в будущем.

Как правило, буква Р осваивается детьми самой последней. Нередко это происходит уже в сознательном возрасте. Специалисты утверждают, что оптимальный время для хорошего усвоения и запоминания правильного произношения – это период пяти-шести лет. Дополнительное лечение или сложные тренировки до этого времени просто-напросто не нужны. Также в этот период вы уже можете обучать ребенка читать.

Помощь логопеда

В случае, если отклонения у ребенка серьезные, придется все-таки сходить к специалисту. Это необходимо сделать по нескольким причинам:

  • Логопед сможет выявить, почему ваш ребенок неправильно произносит этот звук. Дети могут произносить букву Р самыми разными способами. Некоторые стараются заменить ее другими, более легкими звуками (например, буквой Л). Другие произносят звук не полностью или игнорируют его в некоторых частях слов. Чаще всего буква Р правильно произноситься в середине, в то время как в начале и в конце может сглатываться;
  • Существуют и альтернативные способы произношения этого звука ребенком. Например, он может говорить букву Р с помощью гортани. А это уже признак для беспокойства. Неправильное произношение может являться проявлением различных заболеваний или нарушении работы дыхания и артикуляционного аппарата;
  • Логопед определяет настоящую причину и способен дать действительно дельные рекомендации относительного того, как научить ребенка говорить букву Р.

Не хочется вас пугать, он специалиста действительно нужно посетить. Дело в том, что только он сможет выявить начальные этапы развития различных тяжелый отклонений. Например, если произносить звук Р неправильно, то существует вероятность возникновения патологии под названием дизартрия, которая затрагивает головной мозг. Чтобы это не сказалось на здоровье ребенка, подобные нарушения необходимо выявлять на самых ранних стадиях.

Домашние упражнения

Если же особых проблем после наблюдения не выявлено, то вы можете смело начать заниматься с вашим ребенком дома. В этом случае обучение будет происходить последовательно и правильно. Начните выполнять различные упражнения для тренировки язычка, которые помогут вашему ребенку гораздо быстрее понять, как говорить букву Р.

  1. Вначале хорошенько вымойте руки с мылом и промойте их под проточной водой. Затем попросите малыша положить большой палец под язык и начать двигать им вправо и влево. Чтобы ребенок лучше понимал и запоминал данные упражнения, вам необходимо делать их вместе. Особенно, если ребенок не слишком большой. Также для повышения интереса вы можете придумать какие-нибудь интересные ситуации в виде игры;
  2. Скажите ребенку, что пришло время чистить зубки как настоящие профессионалы. Откройте рот в улыбке так, чтобы было видно верхние зубы. Покажите ребенку, что необходимо кончиком языка как метлой хорошенько прочистить внутреннюю поверхность верхних зубов. Внимательно следите за тем, чтобы в ходе данного упражнения не шевелилась челюсть. Это основная ошибка тех, кто интересуется, как научить ребенка говорить букву Р;
  3. Еще одно очень важное и полезное упражнение – это цоканье. Произношение звука Р сильно напоминает по технике выполнения данный звук, поэтому регулярная тренировка способна принести хорошие результаты. Покажите ребенку, как цокает лошадка и попросите его повторять за вами;
  4. Самое веселое упражнение – «шиворот-навыворот». Вначале посоревнуйтесь, кто сильнее сможет высунуть язык, а затем попросите ребенка оставить его в таком же положении, и что-нибудь сказать. Самое главное, чтобы занятия проходили весело, именно тогда ребенок сможет усвоить правильное произношение гораздо быстрее.

Все эти тренировки отлично развивают артикуляционный блок мышц. Постоянные тренировки позволят существенно облегчить процесс усвоения произношения буквы Р в более взрослом периоде. Может быть, вам даже не понадобится помощь специалистов. Также необходимо тренировать и другие звуки, которые вызывают проблемы. Например, растянутые З.

Полезные игры

Игры – это то, что дети любят больше всего. Именно с их помощью осознаются многие вещи, тренируются основные навыки. Ведь игра – это всегда интересно и весело. В случае неправильного произношения букв и звуков это также верно.

Заучите несколько скороговорок. Делать это нужно в тот момент, когда ребенок уже научился произносить вредную букву. Скорее всего (особенно, если это далось тяжким трудом), чадо захочет продемонстрировать всем свою способность. Скороговорки в этом деле – идеальное подспорье. Вы можете придумать собственные варианты полегче или использовать уже готовые.

Помните о том, что если ребенку начнет становиться скучно и уныло, то ему разонравится данное занятие, а поэтому эффективность обучения существенно спадет. К тому же, у него может начаться противоположный эффект – отторжение, во время которого малыш захочет сделать все возможное, чтобы не делать все правильно. Как видите, вопрос о том, как научить ребенка говорить букву Р, связан с серьезными проблемами.

  • Самое простое упражнение – это рычание. Представьте, что вы с малышом – это мама тигрица с тигренком. Покажите ему как нужно рычать и попросите его повторить данное действие. Только не перетруждайтесь;
  • Скажите ребенку, что никто не может коснуться кончиком собственного носа и попросите его попробовать. Затем скажите, что необходимо коснуться подбородка. Проверьте, кто из вас проворнее;
  • Если у вас в доме есть кошка, то ребенок наверняка видел, как она лакает молоко. Попробуйте повторить это действие. Налейте в стакан молока или воды и также лакайте его. Конечно, результат будет на самым лучшем, но в этом деле самое главное – научить ребенка произносить букву Р.

starkoff.net

Как научить ребенка говорить букву “Р”?

Речь – это сложное понятие. Она складывается из предложений, предложения – из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Отсутствие каких-либо звуков или их неправильное произношение может не только негативно отразиться на формировании речи, но и повлечь за собой задержку развития ребенка.

Самая трудная буква

Дети осваивают звуки постепенно, от простых гласных «а», «о», «у» в возрасте нескольких месяцев до сложных согласных «л» и «р» в 5–6 лет. Буква Р и ее звуки «р» и «рь» – одни из самых трудных для произношения. На их освоение ребенку дается 6 лет. Если малыш не сможет победить каверзные звуки к 6 годам, то родители должны серьезно подумать, как научить ребенка говорить букву Р.

В первую очередь необходимо обратиться к логопеду. Он обязательно:

  • Проведет диагностику и выявит проблемы. Ребенок может не употреблять оба звука «р» и «рь» или один из них, проговаривать их частично, например, только в середине слова, заменять другими звуками, чаще всего звуком «л», или произносить их неправильно, раскатисто или гортанно. При обследовании логопед может выявить, что ребенок имеет проблемы не только со звуками «р» и «рь», но и с другими. В этом случае ставить речь необходимо от простого к сложному. Обычно звуки учат в том порядке, в котором малыш должен был освоить их самостоятельно. При этом букву Р оставляют напоследок.
  • Установит причины возникновения дефекта. Чаще всего это слабый артикуляционный аппарат и неправильное дыхание при произношении звуков. Однако могут быть и более серьезные причины, требующие консультаций и лечения у других специалистов, например аномалии прикуса, неврологические расстройства, умственная отсталость.
  • Назначит лечение. Если у ребенка нет серьезных заболеваний, препятствующих развитию речи и требующих дополнительного лечения, значит, малышу нужно просто помочь освоить сложные звуки. В первую очередь необходима общая артикуляционная гимнастика, укрепляющая мышцы речевого аппарата. Во вторую – упражнения для постановки конкретного звука. В третью – автоматизация звука.

Желательно, чтобы занятия по постановке звуков проводил логопед. Если такой возможности нет, то родители могут самостоятельно познакомиться с методикой и научить своего ребенка произносить «р» и «рь». Важными условиями занятий с малышом являются терпение, последовательность и регулярность. Упражнения должны быть интересными, лучше выстраивать их в виде игры.

Необходимо не только изучить методику, но и запомнить правильную артикуляцию при произношении «р» и «рь». Для получения твердого звука нужно разомкнуть зубы и губы, улыбнуться, прикоснуться кончиком языка к основанию верхних передних зубов и произнести «р» на выдохе, вибрируя кончиком языка. Мягкий звук получается при поднятии к небу средней части языка. При этом кончик языка немного опускается по сравнению с положением при произношении твердого звука.

Пример правильной артикуляции показан на видео:

к содержанию ↑

Гимнастика

Артикуляционные упражнения делятся на 2 группы: общие для укрепления мышц речевого аппарата и специальные для постановки и закрепления конкретного звука. Не стоит увлекаться и смешивать сразу несколько комплексов, пытаясь создать универсальную методику. Каждый звук ставится отдельно, поэтому и упражнения подбираются для выработки движений, необходимых именно для него.

Первый этап постановки звуков буквы Р – артикуляционная гимнастика. Она укрепляет язычок, повышает его гибкость, подвижность, помогает научиться правильно подавать воздушные струи. Заниматься нужно ежедневно. Общая продолжительность занятий – не более 20–40 минут в день. Взрослый должен показать и объяснить ребенку, как делать каждое упражнение, а малыш – постараться повторить их 10–15 раз. Особое внимание следует уделять заданиям, вызвавшим серьезные затруднения. Родители должны хвалить малыша за любую победу. Для того чтобы занятия не надоели ребенку, каждое упражнение нужно обыгрывать, ежедневно меняя сюжет и героев.

к содержанию ↑

Разминка

Для общей разминки подойдут милые игры-дразнилки с язычком. Можно полакать водичку как кошка, посоревноваться, кто достанет языком до носа или подбородка, посчитать кончиком языка зубки.

к содержанию ↑

Упражнение «Лошадка»

Нужно поцокать языком, имитируя стук лошадиных копыт. Для выполнения упражнения необходимо поочередно прижимать язык к небу, присасывая его, и резко отрывать, бросая язык вниз.

Со временем можно усложнить задание, поцокать с разной громкостью и скоростью.

В конце упражнения лошадку нужно остановить привычным «тпр». При этом губы должны дрожать, а звук – получиться глухим.

к содержанию ↑

Упражнение «Сердитый индюк»

Необходимо показать сердитого индюка.

Простой вариант упражнения: нужно приоткрыть рот и поставить язык, его широкий передний край, на верхнюю губу. Не отрывая языка от губы, медленно водить им вверх-вниз. Он должен поглаживать, облизывать губу. Нельзя допускать колебаний влево и вправо. Постепенно необходимо увеличивать скорость движений и добавлять звуки «бл-бл-бл».

Сложный вариант: нужно резко выбрасывать язык между зубами и губами и прятать его обратно. Получится звук, напоминающий индюшиное «бл-бл-бл». Язык будет слегка касаться верхних зубов и губы.

к содержанию ↑

Упражнение «Прыг-скок»

Упражнение напоминает прыжки на батуте. Необходимо точно дотрагиваться языком до альвеол – бугорков, расположенных рядом с верхними передними зубами, – фиксировать его на несколько секунд и возвращать обратно. Во время «прыжков» язык должен касаться именно альвеол, а не зубов.

Объяснить ребенку, как правильно выполнять это упражнение, нелегко. Для упрощения задачи можно позволить малышу найти и потрогать бугорки собственным пальцем; поставить зеркало, чтобы ребенок мог следить за выполнением задания; придумать веселую сказку о прыгающем язычке.

к содержанию ↑

Упражнение «Воздушные гонки»

Нужно широко улыбнуться, прижать кончик языка к альвеолам за верхними передними зубами и сильно дунуть. В результате должен задрожать язык и получиться глухой звук «тр-р-р». Если появится шипение, значит, упражнение выполнено неправильно, язык стоит не на месте.

Для того чтобы заинтересовать ребенка, лучше дуть не просто так, а на листок, перышко. Можно устроить воздушные гонки, у кого перо улетит дальше, кто сильнее дунет.

Звук «тр-р-р» у ребенка сразу не получится. Для начала достаточно научить малыша сильно и правильно дуть. Затем заставить кончик языка дрожать.

к содержанию ↑

Упражнение «Вкусный блин»

Необходимо положить язык на нижнюю губу и зафиксировать на несколько секунд. Он должен быть широким, расслабленным, как блин на тарелке.

Выполнить такое упражнение с первого раза сложно. Ребенку проще поставить язык на нижнюю губу и прижать его верхней. Можно похлопать губами, сплющивая зажатый язык, а затем, приоткрыв рот, зафиксировать «блин» на нижней губе.

к содержанию ↑

Упражнение «Прятки»

Нужно улыбнуться и сделать язык широким. Показать его, прикоснувшись к верхней губе. Затем медленно спрятать, прижав кончик к альвеолам за верхними передними зубами. Снова не спеша поставить язык на губу и убрать на альвеолы.

Можно комментировать действия малыша словами «Ку-ку», «Покажись, язычок!», «Где ты прячешься?».

к содержанию ↑

Упражнения для постановки звука

Эти упражнения тоже являются гимнастикой, но переходить к ним следует после того, как предыдущие задания перестанут вызывать серьезные затруднения и будут многократно проработаны.

Начать занятие нужно со знакомых упражнений, а затем добавить новые.

к содержанию ↑

Упражнение «Заяц-барабанщик»

Необходимо растянуть губы в улыбке и постучать языком по альвеолам за верхними передними зубами, повторяя «д-д-д». При этом нельзя двигать нижней челюстью.

Можно проверить силу барабанщика с помощью бумажной полоски. Если поднести листик к губам, то он будет дрожать при каждом ударе.

к содержанию ↑

Упражнение «Трещотка»

Нужно поставить широкий язык на альвеолы за верхними передними зубами и, выдувая воздух, произнести «тр-р-р». Сначала можно трещать шепотом, потом громко, в полный голос.

Не стоит ожидать чистого рычания с первой попытки.

к содержанию ↑

Упражнение «Мотор»

Это упражнение играет главную роль в постановке упрямого звука. Оно позволяет отработать дрожание языка, которое необходимо для правильного произношения «р» и «рь».

Нужно поставить кончик языка на знакомые альвеолы и произнести «д-д-д», как будто заводится мотор. Одновременно коснуться пальцем, карандашом или палочкой кончика языка и начать быстро передвигать палец влево и вправо, заставляя язык дрожать. Если «д-д-д» превратится в «др-р-р», значит, мотор завелся.

Сначала взрослый должен помогать ребенку и поддерживать детский кулачок, направлять. Когда малыш освоит движения, можно предложить ему «завести мотор» самостоятельно.

Более подробно упражнение «Мотор» показано на видео:

Следующий этап – «завестись» с помощью пальца, а затем убрать его, не прекращая рычания.

Самое сложное – полностью отказаться от пальца. Не стоит торопить ребенка, но нельзя и затягивать. Несколько тренировок, и рычание получится без дополнительной помощи.

При постановке звука можно попробовать еще 2 способа:

к содержанию ↑

Автоматизация звука

Научить малыша произносить букву Р – это половина дела. Необходимо довести процесс до автоматизма. Важно, чтобы ребенок не только рычал как тигр, но и проговаривал «р» и «рь» в словах, независимо от их местоположения и сочетания с другими звуками.

Для автоматизации используют слова и предложения, в которых часто встречаются «р» и «рь». Если малыш забудется и пропустит сложную букву, необходимо остановить его и попросить повторить сказанное правильно. Со временем ошибки исчезнут из детской речи.

Существует множество способов, как ребенка научить говорить букву Р.

к содержанию ↑

Рычание

Дети любят подражать животным. Можно поиграть в зоопарк и порычать как собака или тигр, устроить соревнования, кто это делает громче, смешнее, грустнее, страшнее.

к содержанию ↑

Слоги

Важно закреплять букву Р в разных слогах. Начинать лучше с простых: ра, ар, арь, ро, ор, орь, ру, ур, урь и других. Повторять многократно «ра-ра-ра» или «ар-ар-ар» скучно, поэтому необходимо превратить занятие в игру: кто проговорит тише (громче, смешнее, страшнее). Детям нравятся чистоговорки. Можно использовать готовые или придумать свои.

Полезно чередовать слоги с буквой Р, можно добавлять слоги с другими, близкими по звучанию, согласными.

Например:

Ра-ро-ру-ры

Ар-ор-ур-ыр

Ра-ла-ра-ла

Позже можно подобрать более сложные слоги: бра, тра, дро, вры, утр и прочие. К ним также необходимо подобрать чистоговорки.

к содержанию ↑

Слова и фразы

Выученные слоги необходимо вставлять в слова и словосочетания, которые нужно проговаривать с ребенком.

Сначала необходимо подобрать простые слова, например, рыба, река, рука, набор, шарф, затем более сложные – барабан, карандаш, грузовик, рукавица.

Скучное повторение лучше превратить в игру. Можно предложить ребенку рассмотреть картинку и найти предметы, в названиях которых есть буква Р.

На рисунке легко отыскать гриб, мухомор, трубу, крышу, реку, берег, пристань, корзину, ведро, бороду, старика, дерево, пригорок, пузырь и т. д.

Необходимо следить, чтобы ребенок произносил «р» и «рь» правильно.

Можно усложнить игру и попросить малыша не только называть предметы, но и составлять с ними предложения.

Например, девочка пускает пузыри. Мальчик прячется под мухомором. Дедушка собрал грибы.

Играть в слова можно и без картинок. Достаточно оглянуться вокруг. Дома, на улице, в транспорте ребенок найдет множество слов с буквой Р. Можно устроить соревнование, кто перечислит больше предметов.

Когда малыш освоит новую игру, нужно усложнить ее. Взрослый должен перечислять слова с буквой Р, а ребенок – делить их на 2 группы, с твердым «р» и мягким «рь», и повторять. Можно предложить малышу вставать или поднимать руки, когда слышится «р», и приседать или опускать руки, если звучит «рь».

к содержанию ↑

Скороговорки

Скороговорки – самый простой и известный способ автоматизации правильной артикуляции. Каждый человек с детства помнит Греку с раком, Сашу с сушкой и траву на дворе. Рассказывать скороговорки – веселое и полезное занятие.

Однако ребенку быстро надоедает просто читать и учить скороговорки, поэтому нужно превратить занятие в игру. Можно рассказывать с разной громкостью, скоростью, интонацией, желательно подобрать картинки, иллюстрирующие скороговорки.

к содержанию ↑

Стихи и песни

Небольшие стихи и песенки с простой рифмой, легким ритмом и веселым содержанием помогают закрепить произношение «р» и «рь» и доставляют малышу удовольствие.

Из множества стихов и песенок лучше выбирать насыщенные буквой Р.

Необязательно искать длинные произведения, достаточно 4–8 строчек. Яркие иллюстрации к стихам помогут поднять настроение и привлечь внимание ребенка.

thedifference.ru

Как научить ребенка говорить букву р: игровое обучение

Дети учатся очень быстро, и большинство социальных навыков приобретают, просто подражая родителям. Но что делать, если показать пример или объяснить, как это делается, недостаточно? К числу таких проблем относится способность выговаривать букву «р». Сегодня логопеды признают эту букву наиболее сложной для произношения, и немудрено, что не каждому малышу под силу справиться с ней самостоятельно. Давайте разберемся, как научить ребенка говорить букву «р» и что должны знать родители, прежде чем приступать к этой ответственной задаче.

В чем причина?

Первое, что надлежит сделать родителям, чье чадо не выговаривает букву, – оценить масштаб проблемы. Ребенок может не произносить буквы в силу разных причин. Вот основные из них.

  • Рановато. Ребенок может быть неспособен правильно произносить определенные буквы в силу возраста. Речевой аппарат медленно развивается чисто физиологически. Нормальным возрастом, к которому малыш должен научиться верно произносить большинство букв, считается четыре-пять лет. Однако заковыристой букве «р» логопеды дают отсрочку до шести лет.
  • «Уздечка». Причина может крыться в строении подъязычной связки, или «уздечки». Она может быть неразвита или слишком коротка для того, чтобы малыш смог достать языком до нёба. В данном случае самолечение недопустимо, диагностировать проблему и решить ее может только опытный врач.
  • Речевой аппарат. Возможно, у ребенка малоподвижный артикуляционный аппарат, и ввиду этого он не может придать нужное положение языку и губам.
  • Фонематический слух. Есть вероятность, что малыш не выговаривает некоторые буквы из-за того, что не может отличить их от других. Фонематический слух – это способность ребенка распознавать все буквы, что произносят взрослые, и отличать их друг от друга. Неполадки фонематического слуха, как правило, не ограничиваются буквой «р» — ребенок в большинстве случаев не выговаривает и путает и другие буквы.
  • Речевое дыхание. Всем известно, что звуки являются колебаниями воздушного потока, который мы производим легкими. Дыхание может быть затруднено ввиду хронических заболеваний носоглотки и ряда других недугов, диагностируемых врачами.
  • Привычка. Возможно, ребенок научился выговаривать «р», однако не может встроить ее в слова. Это происходит, когда кроха слишком привык коверкать слова или взрослые не в полной мере донесли до него, что он говорит неправильно.

Как проявляется?

Неправильное произношения буквы «р» может проявляться по-разному.

Во-первых, ребенок может произносить нужную букву, но неправильно, нетипично для русской речи. Это особенно актуально для родителей, чье чадо с ранних лет усваивает два и более языков. Тогда кроха может выговаривать «р» картаво, или гнусаво, или с излишней вибрацией.

Во-вторых, дети могут «проглатывать» в словах нужную букву. В этом случае ребятишки не забивают себе голову, пытаясь как-то заменить букву, которую не получается выговорить, и просто пропускают его.

В-третьих, и это самый распространенный случай, малыш заменяет не поддающийся звук на другой, близкий по звучанию. Наиболее частые аналоги буквы «р» — это «л», «ы» и «й».

Совет

Не стоит ждать шести лет в надежде, что ребенок сам научится выговаривать «р». Уже с пяти лет стоит начать помогать малютке если не научиться «рычать», то хотя бы подготовиться к этому. Однако во избежание бесполезных мытарств и стрессов лучше предварительно показаться логопеду. Врач определит, нет ли у ребенка физиологических препятствий для нормального развития речи. Если они есть, будет назначено специализированное лечение, а если нет, можно смело приступать к комплексу игр и упражнений, которые будут описаны ниже.

Учимся играя

Прежде всего нужно подготовить речевой аппарат чада к предстоящим усилиям. Упражнениям для развития артикуляционного аппарата можно уделять от нескольких минут до получаса в день, главное – делать это регулярно, желательно – больше одного раза в день. Помните, главное правило успешного обучения детей – им должно нравиться то, чему их учат, они должны получать удовольствие от процесса. Поэтому для развития соответствующих мышц речевого аппарата лучше всего подойдет гримасничанье. Это можно превратить в увлекательную игру, весьма полезную для дела. Малыш с удовольствием будет изображать выражение различных людей и зверушек, складывать язык «трубочкой», пытаться достать им до коника носа и так далее.

Следующий шаг – научить ребенка произносить букву «р» отдельно. Это тоже лучше обставить в игровой форме – просить кроху показать, как рычит волк, как тарахтит трактор и так далее. Предварительно нужно максимально доступно и подробно объяснить, какое положение должен занимать язык по отношению к нёбу, насколько нужно приоткрывать рот при произношении «р». Как правило, язык должен слегка касаться нёба прямо над верхними деснами, однако ввиду разного строения ротовой полости, челюстей и гортани положение может незначительно меняться.

После того, как малыш научится «рычать», следует обучить его встраивать «р» в слоги. «Ра, ро, ру» и т .д. Потом – сдваивать и страивать эти слоги («ра-ра-ра», «ру-ру»), желательно придумывать что-то ритмичное, что будет весело повторять или даже напевать. Далее – предложите крохе комбинировать слоги с «р», а потом – произносить простые слова («руль», «грач», «роль»). Если малютка успешно пройдет все эти этапы, у него не будет проблем с произнесением «р» в любых словах.

И главное, о чем надлежит помнить родителям, – дети подражают взрослым. Чтобы стимулировать ребенка учиться, вы должны быть для него примером. Всегда четко произносите букву «р», обращайте внимание малыша на то, что ему следует научиться произносить эту букву не менее четко, но не давите на него и не насмехайтесь. Если ребенок увидит, что для вас это важно, он захочет научиться правильно говорить сам.

agushkin.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *