Познавательное

Изучаем звук и букву а – []. , . , – .

Содержание

Урок обучения грамоте: “Звук [а]. Буква А”

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с буквой, обозначающей звук [а],
  • учить находить в словах букву А;
  • развивать фонематический слух, внимание, формировать умение рассказывать;
  • продолжить работу над слого-звуковым анализом слова.

Ход урока

Организационный момент.

– Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он кислый. А сейчас “съешьте” по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения. Что использовали? (Мимику, жесты.)

– А сейчас, ребята, покажите карточки, с каким настроением вы пришли сегодня в школу. (Дети показывают карточки: зелёный цвет – хорошее настроение, красный цвет – плохое настроение.)

II. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах. (Учитель показывает картинку замка.)

– В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, её зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.

III. Повторение пройденного.

– На какие две группы можно разделить звуки (буквы)? (Гласные и согласные.)

– Как отличить гласный от согласного?

– Как вы думаете, кому живётся легче, гласным или согласным?

– Конечно, гласным. Они свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Гласные звуки очень музыкальные.

IV. Работа по теме урока.

1.- Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Анна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звук [а].)

– Анна предлагает нам спеть этот звук на мотив любой знакомой детской песенки. (Дети поют.)

2. Работа с букварём.

– Определите, с какого звука начинается слово АЗБУКА?

– Какой звук произносит мальчик? Как вы догадались? Произнесите этот звук сами (используем зеркальце)

– Какой это звук: согласный или гласный? Докажите.

– Правильно, ребята. Звук [а]- гласный. Гласные звуки поселились в нашем Красном замке.

3. Игра “Поймай звук”.

Учитель произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук [а].

– Фея Анна живёт в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те предметы, которые мы знаем. Ребята, назовите слова со звуком [а].

– А сейчас послушайте слова. Где находится звук [а] – в начале, в середине или в конце. Покажите .( Дети для показа используют разрезанную картинку птички. Голова обозначает, что звук мы слышим в начале слова, грудка – в середине, хвостик – в конце слова.)

– Что это? (Это глобус.)

– Правильно, дети. Это модель нашей Земли. Настоящие путешественники посещают разные страны и континенты. Вы хотите быть путешественниками? Мы побываем только в тех странах, названия которых начинаются со звука [а]. Вот – Америка. Есть Южная и Северная Америка. А сейчас мы отправляемся на Север. Он называется Арктикой. На волшебном самолёте сделаем перелёт на Южный полюс холода. Это – Антарктида. А теперь полетим в Австралию. Там очень жарко. Где ещё жарко? (В Африке.)

– Повторите, где мы с вами побывали?

– Дети, чтобы стать хорошими путешественниками, надо научиться читать. Чтобы читать, надо знать буквы.

Физкультминутка.

– Я буду называть слова. Если в них вы услышите звук(а), вы низко наклоняетесь вперёд, если этого звука нет, поворачиваете голову сначала налево, затем направо.

4. Звук [а] обозначается буквой А. На что похожа буква А?

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок!

Ты букву эту знаешь? А?

Перед тобою буква А.

– Буква А очень важная, с неё начинается русский алфавит.

(Можно предложить детям выложить эту букву из счётных палочек, из трёх пальчиков или напечатать в тетради по чтению.)

– Встаньте те дети, чьи имена или фамилии начинаются с изучаемой буквы.

– Найдите, где домик буквы А в нашей классной азбуке.

– Рассмотрите печатные и письменные буквы.

– Где вы можете встретить печатные буквы? А письменные?

– Сколько вы видите печатных букв? Письменных?

– Почему букв по две?

– Для чего нужны заглавные буквы? Строчные?

– С большой буквы пишутся имена, отчества, фамилии, названия городов, рек, озёр, деревень и др. Об этом мы ещё будем говорить на уроках.

– Где всегда пишутся заглавные буквы в слове? (В начале слова.)

– Можно ли их “встретить” в середине или в конце слов? Почему?

– Давайте найдём букву А среди других букв и обведём её.

5. Работа со схемами слов ( стр. 23).

– Назовите изображённые предметы. (Маки, астра, ландыш.)

– Назовите предметы одним словом. ( Цветы.)

– Назовите первое слово. ( Маки.)

– Сколько в этом слове звуков? Произнесите каждый звук. Какой он? Какие цвета будете использовать в схеме?

(Аналогично проводится работа с двумя другими словами.)

6. Работа с предложениями.

– Перед вами пиктограмма – рисуночное письмо. Прочитайте первое предложение.

(Варианты ответов: Малина сладкая, а лимон кислый. Малина нравится, а лимон нет.)

– Что вам помогло определить второе и последнее слово? (Мимика.)

– Сколько слов в предложении? Какое слово третье?

Чтение следующих предложений.

Перо лёгкое, а гиря тяжёлая.

Перо белое, а гиря чёрная.

Кит большой, а рыбка маленькая.

Вопросы- “ловушки”. Можно ли так говорить?

Заяц белый, а волк злой.

Жук маленький, а бабочка красивая.

(Дайте варианты исправления этих предложений. Например: Жук маленький, а бабочка большая.)

7. Работа с предложениями, состоящими из одного слова и с разными знаками препинания.

– Рассмотрите картинку. Расскажите, что на ней изображено? Прочитайте предложение.

Несколько детей пробуют читать это предложение; предлагаю разыграть сценку.

Разыгрывание второй ситуации. Один ученик задаёт любой вопрос. Второй произносит: “А?”

– Какие средства устной речи использовали? (Жесты, интонацию.)

Рассматриваем третью картинку и запись под ней. Сравниваем запись первого и третьего предложений.

V. Итог урока.

– С каким звуком и буквой мы познакомились сегодня на уроке?

– Охарактеризуйте их.

11.01.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Звук и буква А, а. Видеоурок. Русский язык 1 Класс

Сегодня на уроке мы узнаем о звуке и букве А, познакомимся с историей буквы, научимся узнавать звук [а] в словах, выполним множество интересных заданий.

Сегодняшний урок посвящён звуку и букве нашего русского алфавита. Прочитайте имена:

Анна

Алла

Арина

Алёша

Антон

Артём


Догадались, о чем пойдет речь? Посмотрите, с какой буквы начинается каждое имя. Тема нашего урока – звук и буква Аа.

Вспомните, что вы говорите, когда нечаянно обожглись или поранились? (Ааа)

А если не расслышали? (А?)

Произнесите звук [а] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Рот приоткрылся, звук легко и свободно прошёл, не встретив на своём пути никаких преград. Вы не услышали никаких шумов. Этот звук можно легко тянуть и даже петь. Такие звуки нашего языка называются гласными.

Слово глас в старину означало голос. Чем звонче мы произносим звук, тем шире открывается рот, поэтому иногда гласные звуки называют ртораскрывателями. Вспомните, что просит сделать врач, когда хочет посмотреть ваше горло? Он говорит: «Произнесите ааа». Всё дело в том, что, когда мы произносим этот звук, рот широко открывается и горло можно посмотреть.

Потренируемся узнавать звук [а]. Произнесите слова и определите место звука [а] в слове.

Автобус – звук [а] слышен в начале слова (рис. 1).

Рис. 1. Школьный автобус (Источник) 

Акула – звук [а] слышен в начале и в конце слова (рис. 2).

Рис. 2. Акула (Источник) 

Лиса – звук [а] слышен в конце слова (рис. 3).

Рис. 3. Лиса (Источник) 

Белка – звук [а] слышен в конце слова (рис. 4).

Рис. 4. Белка (Источник)

Ландыш –  звук [а] слышен в середине слова (рис. 5).

Рис. 5. Ландыш (Источник) 

Астра – звук [а] слышен в начале и в конце слова (рис. 6).

Рис. 6. Астра (Источник) 

Ваза – звук [а] слышен в середине и в конце слова (рис. 7).

Рис. 7. Ваза с цветами (Источник)

Туча – звук [а] слышен в конце слова (рис. 8).

Рис. 8. Дождевая туча (Источник) 

Шарик – звук [а] слышен в середине слова (рис. 9).

Рис. 9. Воздушные шарики (Источник) 

Краб – звук [а] слышен в середине слова (рис. 10).

Рис. 10. Краб (Источник) 

Звук [а] может встречаться в любой части слова. Слово может начинаться с этого звука и заканчиваться на него. Звук может находиться в середине. И даже звуков [а] в слове может быть несколько.

Прочитайте стихотворение и сосчитайте, сколько звуков вы услышите в словах, называющих фрукты.

– Что везёшь, автомашина?

– Всё, что есть на букву А:

Вот арбузы, апельсины,

Абрикосы и айва.

Г. Сапгир

Арбуз – звук [а] первый (рис. 11).

Рис. 11. Арбуз (Источник) 

Апельсин – второй звук [а] (рис. 12).

Рис. 12. Апельсины (Источник) 

Абрикос – третий звук [а] (рис. 13).

Рис. 13. Абрикос (Источник) 

Айва – четвертый и пятый звуки [а] (рис. 14).

Рис. 14. Японская айва (Источник) 

Всего в названии фруктов пять звуков [а]. Назовите другие плоды, названия которых начинаются на букву А. Например, ананас, алыча.

Чтобы записать все эти слова, вам понадобится буква А.

Вспомните, что такое буква?

Буква – это значок звука, который мы слышим и произносим. Люди договорились каждому звуку дать своё обозначение, свой значок. Свой значок у буквы А тоже есть. Рассмотрите печатную букву Аа (рис. 15).

Рис. 15. Печатная буква Аа

Печатных А две буквы – большая (заглавная) и маленькая (строчная). Внешне они отличаются друг от друга.

Буква А обозначает звук [а]. У большинства букв в русском алфавите есть заглавные буквы. Дело в том, что очень многие слова требуют, чтоб их писали с заглавной буквы. Но чаще всего на работу выходит маленькая буква а.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Из этого стихотворения становится понятно, что буква А начинает алфавит.

В древности эта буква имела совсем другое имя. Наши предки называли её «Аз», что в переводе означало «я» (иначе говоря «начало, начать»). Но ещё раньше она появилась у древних греков. У них она называлась альфа. Вот какая буква А древняя.

Подумайте, на что она похожа буква А?

  • На Эйфелеву башню (рис. 16)

Рис. 16. Эйфелева башня (Источник) 

  • На ракету
  • На крышу домика

Продолжите приводить примеры сами.

Чтобы лучше запомнить букву А, попробуйте вылепить её из пластилина, сложите из счётных палочек, верёвочки или пуговиц. Нарисуйте интересную картинку из буквы А.

Вы, конечно, любите, когда вам читают сказки, и смотрите с удовольствием мультфильмы про сказочных героев. Все дети любят сказки. Я приглашаю вас в волшебный музей. В нём живут различные сказочные герои. Вот герои, имена которых начинаются на букву А.

Айболит, который лечил всех зверей (рис. 17).

Рис. 17. Айболит (Источник)

Аладдин со своей волшебной лампой (рис. 18).

Рис. 18. Аладдин (Источник) 

Алёнушка, любящая своего братца Иванушку (рис. 19).

Рис. 19. Алёнушка (Источник)

Али-Баба и 40 разбойников (рис. 20).

Рис. 20. Али-Баба (Источник) 

Букву А можно отыскать и в нашей повседневной жизни. Например, она поможет вам в пути, подскажет, где находится остановка автобуса. И в городе, и в селе вы можете увидеть букву А на остановке транспорта. Буква А на знаке рассказывает, что здесь останавливаются не троллейбусы, не трамваи, а автобус. И рядом будут указаны номера автобусов.

А – автобус.

Чётко, кратко.

Здесь – и выход,

И посадка.

Посмотрите на глобус (рис. 21).

Рис. 21. Глобус (Источник) 

Вот наша Земля. Голубым цветом нарисована вода, а разноцветным – суша. Суша всего земного шара делится на шесть частей света. Каждая часть света имеет своё название. Пять из них называются на букву А: Азия, Америка (Северная и Южная), Африка, Австралия, Антарктида.

Прочитайте буквы:

А.

А!

А?

После буквы стоят особые знаки. Они подсказывают, как надо читать. Их называют знаками препинания (препинание – препятствие в речи).

«.» – точка, она говорит: «Читай спокойно, а потом остановись».

«!» – этот знак называется восклицательным. Он говорит: «Читай с чувством, воскликни голосом».

«?» – это вопросительный знак, он подсказывает: «Спроси».

Рассмотрите печатные и письменные буквы Аа. Сравните их. Они совсем не похожи (рис. 22).

Рис. 22. Письменные и печатные буквы А (Источник)

Существует два варианта написания заглавной буквы А. В первом варианте буква состоит из трёх элементов: плавная линия с закруглением слева, прямая длинная палочка с закруглением справа, прямая горизонтальная палочка, которая пишется с отрывом.

Второй вариант написания – безотрывный. Он позволяет писать букву и соединять её со следующей буквой в слове (рис. 23).

Рис. 23. Второй вариант написания буквы А (Источник) 

Вот элементы: плавная линия с закруглением слева внизу, прямая наклонная палочка, петелька. Будем учиться писать такую букву.

Ставим ручку немного выше нижней линии рабочей строки, ведём вправо вниз, закругляя. Касаемся нижней рабочей строки и начинаем поднимать плавно вправо вверх прямую линию. Останавливаемся. Опускаем прямую до нижней линейки. Начинаем выписывать петельку. Не отрывая руки, ведём линию вверх влево, пересекаем первый элемент буквы. Закругляем её, не касаясь верхней линии рабочей строки, выгибаем вниз, пересекаем плавную и прямую линии. Останавливаемся.

Петелька помогает соединять заглавную букву А с другими буквами, поэтому вести её нужно вниз (к нижней линии рабочей строки) для нижнего соединения; и вверх (к верхней линии рабочей строки) для верхнего соединения.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Рассмотрите возможные ошибки при написании заглавной буквы А: очень широкая буква, буква залезла за линию строки, очень низкая буква, очень большая петелька.

Попробуйте написать букву в тетради сами. Помните о правильном положении тетради. Её надо положить наклонно так, чтобы нижний угол был направлен к середине груди. Держите правильно ручку тремя пальчиками.

Рассмотрим, как написать маленькую букву а. Она состоит из двух элементов – овал и палочка с закруглением внизу справа. Писать её можно двумя способами. Рассмотрим первый способ написания буквы.

Ставим ручку чуть выше нижней линии рабочей строки, слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки, поднимаем её вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и соединяем овал. Делаем повтор в нижней части овала, тянем линию до верхней линии рабочей строки, отклоняемся немного вправо, опускаем вниз прямую линию. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте написать её в тетради.

Иногда, когда вы будете писать букву а в словах, удобнее её писать вторым способом, чтобы получалось более быстрое письмо. Рассмотрим второй вариант написания буквы (рис. 24).

Рис. 24. Второй вариант написания буквы а (Источник)

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Делаем поворот влево, касаясь верхней линии, и ведём полуовальную линию вниз. Поворачиваем линию вправо, касаясь нижней линии рабочей строки. Поднимаем полуовал вверх, соединяем с началом письма. Ведём руку прямо вверх, касаемся верхней линии рабочей строки и начинаем писать палочку с закруглением внизу справа. Опускаем до линеечки, делаем поворот вправо, коснувшись линейки.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте написать её в тетради.

Рассмотрите возможные ошибки написания строчной буквы: очень широкая (круглая) буква, а не овальная; наоборот, очень узкий овал; вместо палочки с закруглением внизу – половинка от овала. Обратите внимание, что писать надо прямую палочку вниз, прямо, закругляя у самой строки, не делая поворотов вправо.

Потренируйтесь писать заглавную и маленькую буквы в тетради.

Договорите слова:

Мы запомнили легко,

Номер первый – буква…

(А)

Не попались в ловушку? Это буква А. Именно ей был посвящён сегодняшний урок. Про эту букву даже есть книжка у Ирины Токмаковой, которая называется «Аля, Кляксич и буква А» (рис. 25).

Рис. 25. Книга «Аля, Кляксич и буква А» (Источник) 

Если вы уже умеете читать, то попросите в библиотеке. А если ещё только учитесь, то попросите взрослых вам её почитать.

 

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. – М.: Баллас.
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Tavika.ru (Источник).
  2. Skazochnyj-domik.ru (Источник).
  3. Liveinternet.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы А. Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Аа (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых встречается больше двух звуков [а]

Барабан, бригада, палатка, таракан, проба, баран.

  • Выучите стишок про букву А:

Вот буква вроде шалаша.

Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает алфавит.

interneturok.ru

Урок чтения в 1-м классе коррекционной школы “Изучение звука и буквы А. Правильное и отчетливое произношение звука [а]”

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Цель: познакомить со звуком [а] и буквой А, учить дифференцировать понятия звук и буква.

Задачи:

  • закрепить навык правильного и четкого произношения звука [а] в слове;
  • учить определять позиции звука [а] в слове;
  • корригировать и развивать фонематический слух учащихся;
  • развивать артикуляционный аппарат учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент.

Игра: “Узнай звук”.

– Я буду произносить беззвучно различные звуки, а вы попытаетесь узнать и назвать их (а, о, у, и).

2. Подготовительный этап.

Фонетическая зарядка.

– Мы пришли к врачу, у нас болит горло. Что врач попросит сказать? (А-а-а)

– Как маленькая Машенька укачивает куклу? (Аа-аа-ааа).

-Какой вы услышали звук? Произнесем чётко звук [а]. Попробуем спеть этот звук.(по одному, хором).

– Когда мы произносим звук а, рот широко открыт, воздух проходит свободно. Ему не мешают ни язык, ни зубы, ни губы.

– Звук [а] – гласный, его будет обозначать красный цвет на схемах слов.

Игра: “Кто внимательней!”

– Я вам прочитаю коротенькое стихотворение, в котором будут встречаться слова со звуком [а] в начале слова. Если вы услышите эти лова – хлопните в ладоши. Будьте внимательны!

Вот фруктовый магазин!
Здесь припасли для вас
Антоновку и апельсин,
Арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва..
Какие вкусные слова.
С.Маршак

3. Основной этап

– Звук [а] мы с вами слышим и произносим, а видим, читаем и пишем буквы: А и а.

– Посмотрите на большую (заглавную) букву А. С неё можно начать предложение, назвать город, страну. С большой буквы пишут имена людей и клички животных.

– А вот маленькая (строчная) буква а (показ из букв разрезной азбуки).

– Найдите среди своих букв большую букву А. Пальчиком обведите букву.

– Из каких элементов она состоит? (из палочек)

– Сколько палочек в букве А? (три)

– Какой длины палочки: одинаковой или разной? (Разной, одна короткая, две длинные)

– Послушаем стихотворение про букву А:

Вот буква вроде шалаша,
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.
Е.Тарлапан

Физкультминутка (На каждое слово – новое движение, повтор 2 раза, темп ускоряется)

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.

– Выложите большую букву А из ниток на бархатной бумаге.

Работа в тетради

– Нарисуем в воздухе большую букву А.

– В тетради пропишем большую букву А и маленькую (строчную) букву а.

Работа с учебником (Азбука, стр. 5)

Проведем букву А по ровной дорожке, по волнистой.

Отгадайте загадку:

Посмотрите, что за птица:
Ноги тонки, клюв, как спица.
Подними глаза повыше –
Там гнездо его на крыше.
(Аист)

– Найдите изображение аиста в Азбуке. Произнесем хором это слово, выделяя ударение.

– Посмотрите на схему этого слова. В каком месте находится звук [а]: в начале, в середине или в конце слова? (в начале)

Пальчиковая гимнастика

Слово АИСТ начинается с буквы А. Послушайте стишок и изобразите букву А с помощью пальчиков.

Две палочки, как ножки,
Шагают по дорожке.
Третью палочку несут –
Буква “А” уж тут как тут! (повтор 2-3 раза)

– Посмотрим на следующую картинку. Что на ней изображено? (астра). Произнесем это слово хором, по одному.

– Посмотрите на схему этого слова. В каком месте находится звук [а]: в начале, в середине или в конце слова? (в начале)

(Разбор следующих предметных картинок: лиса, коза, арбуз – по аналогии.)

4. Закрепление

Игра “Четвертый лишний”.

– Я называю цепочки слов, отгадайте, какое слово лишнее:

Аня, Ася, Аля, Оля (лишнее – Оля, в нем нет звука [а])

Алла, Ася, Аня, Артем (лишнее – Артем, имя мальчика)

Арсений, Антон, Артем, Ася (лишнее – Ася, имя девочки)

Ананас, абрикос, апельсин, арбуз (лишнее – арбуз, ягода)

5. Итог урока

– Какой звук мы сегодня изучали, пропоем его.

– Какой буквой обозначается этот звук?

– Придумайте слова со звуком [а].

Используемая литература.

1. Обучение чтению в специальных коррекционных классах, 1 класс, Л.И.Рудченко, Волгоград, 2007 г.

2. Развитие речевого восприятия, И.А.Морозова, М.А.Пушкарева, Москва-синтез, 2009 г.

3. Школа физкульминуток, В.И.Ковалько, Москва, 2007 г.

4. Пальчиковая азбука, О.Новиковская, Москва, 2009 г.

14.01.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект занятия «Звук и буква А». Урок обобщения и систематизации знаний

Тема: звук и буква А.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: систематизировать знания обучающихся о гласном звуке и букве А.

Образовательные:
– Продолжать учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.

Коррекционно-развивающие:
– Формировать пальчиковую и артикуляционную моторику
– Развивать фонематическое восприятие и представление.
– Формировать звукослоговой анализ и синтез.
– Продолжать работать над развитием кинестетических ощущений.
– Корригировать мышление на основе отработки операции анализа и синтеза.
– Развивать восприятие формы, работая с геометрическими фигурами.
– Использовать здоровьесберегающие действия для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся (танец гласных звуков, физ. минутку о/р, чередование различных видов деятельности).
– Корригировать внимание на основе формирования способности к распределению.

Коррекционно-воспитательные:
– Формировать умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
– Продолжать учить отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии.
– Развивать умение активно осмыслять пройденный материал.

Оборудование:
Демонстрационный материал:
ПК, презентация РР.
Раздаточный материал:
Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием.

Ход занятия:

1. Организационный момент
Сядет тот, кто узнает геометрические фигуры.

2. Артикуляционная гимнастика
Приготовим наши язычки к работе.

3. Пальцевая гимнастика
Работа с палочками. Выкладывание фигур по образцу. Уточнение названия.

4. Работа в тетради в клеточку
Зарисовка овала. Штриховка овала в направлении слева направо.

5. Повторение пройденного
Гласные звуки – поют, танцуют, не встречают преград. Согласные на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка.

6. Отгадывание темы занятия. Произнесение. Доказательство. Танец.
Танец звука ребенок стоит, держит руки перед собой в форме широкого овала.

7. Работа с артикуляционным профилем
Выяснение положения губ, зубов, языка, работы голосовых связок при произнесении звука. Вывод: Звук – гласный.

8. Работа с сигнальными карточками и в тетради. Поиск звука [А] в словах.
Если есть [А] в слове – карточка со знаком +, если нет – со знаком –
Устно: армия, кот, рыба, душ, гриб, бык, март.
Письменно: стол, санки, дырка, весы, дым, крыша, рука.

9. Прослушивание аудиозаписи о звуке и букве А. Запись темы занятия.

10. Рассказ тетушки Совы о букве А
Выяснение, какие слова запомнили. Уточнение лексического значения этих слов.

11. Чтение прямых и обратных слогов (хоровое, по очереди)
Запись двух любых слогов в тетрадь. Буквы гласных звуков записываем ручкой с красной пастой.



12. Физ. пауза о/р
Хомка-хомка хомячок (делаем движения по тексту)
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.

13. Работа с картинками с экрана монитора. (У доски и в тетради).
Узнавание предметов. Запись названий предметов с проговариванием на доске и в тетради. Буквы гласных звуков – красным цветом. Деление на слоги. Повторение правила: сколько в слове гласных, столько и слогов.

14. Итог занятия

Презентация к конспекту занятия «Звук и буква А»

 

Презентация на 20 слайде имеет ссылку на видео, которое представлено ниже.
Вы можете скачать оригинал файла презентации.

Видео к конспекту занятия «Звук и буква А»

Также по теме:

logoped18.ru

Урок обучения грамоте. Буква А. Звук А.

Программа «Перспектива»

Учебник «Азбука» Автор: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.

Тема урока: Звук [а ], буквы А, а.

Учитель начальных классов

Дьяченко Виктория Юрьевна

Цели урока: 1. Познакомить учащихся со звуком [а]; формировать умение выделять звук [а] из речи; познакомить детей с буквами А, а; формировать навык чтения;

2. Развивать фонематический слух, внимание, логическое и

ассоциативное мышление, речь детей; развивать мелкие мышцы пальцев.

3. Прививать интерес к чтению; воспитывать любовь и бережное

отношение к цветам.

Ход урока:

1. Организация начала урока.

2. Повторение изученного материала.

Мы начинаем урок.

– Что я сейчас произнесла? (предложение)

– Как догадались, что это предложение? (Предложение имеет законченную мысль, в предложении несколько слов).

– Сколько слов в этом предложении? (Три слова).

– Какое первое слово? (Мы).

– Второе слово? (начинаем).

-Третье? (урок).

– Даша, пойдёт к доске и запишет это предложение схемой. А все остальные ребята начертят схему в тетради.

(Проверка учителем схем) I .

– Из чего состоит предложение? (из слов).

– А слова состоят из? (звуков)

3. Подготовка к новой теме.

– Что можете сказать о звуках? (Звуки слышим и произносим).

– На какие две группы можно разделить все звуки? (На гласные и согласные).

– Что узнали про гласные звуки? (При произношении гласных звуков не встречаются преграды; их можно пропеть; они бывают ударными и безударными; гласные звуки обозначают красным цветом).

– Что узнали про согласные звуки? (При произношении согласных звуков встречаются преграды; их нельзя пропеть; они бывают мягкими и твёрдыми; глухими и звонкими; парными и непарными; твёрдые согласные обозначают синим цветом, а мягкие согласные – зелёным цветом).

4. Сообщение темы и цели урока.

– Ребята, сегодня у вас необычный день. Сегодня мы начинаем путешествие в «Мир Азбуки», где мы будем каждый день знакомиться с новым звуком. Сегодня День Первой буквы. Кто подскажет какая буква в Азбуке первая? (А).

– На уроке вы познакомитесь с гласным звуком [а], узнаете, какими буквами обозначается этот звук. Научитесь выделять в речи звук [а].

5. Изучение нового материала.

1).Занимательный материал о букве «А».

Загадки:

1) Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автобус)

– Назовите еще один транспорт, название которого начинается со звука А. (автомобиль)

2) Листья клёна пожелтели.

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи. (Август)

– Какой еще месяц начинается со звука А? (апрель).

3) Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …. (Айболит)

– Из какой сказки пришёл доктор Айболит?

– Кто её автор?

– С какого звука начинались все наши отгадки? (А)

2) Физминутка. «АИСТ»

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

(Машем руками,  будто крыльями)

Топай правою ногой, (топаем)

Снова  – правою ногой, (топаем)

Снова левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

(Ходьба на месте, высоко поднимая ноги)

3) Фонетическая зарядка.

– Какой звук издаёт человек, когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло? (Звук [а]).

– Какой звук издаёт мама, когда укачивает ребёнка? (Звук [а]).

4) Упражнение в нахождении звука [а].

– Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.

– Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале слова. (Дети приводят примеры: арбуз, аист, …).

– Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. (Дети приводят примеры: палка, парта, …).

– Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова. (Дети приводят примеры: ученица, азбука, …).

5) А теперь поиграем в игру «Услышь звук»

– Я буду называть слова. Если в этом слове есть звук А в любом месте – вы хлопаете, если нет – тишина.

Слова: мост, веснА, Абрикос, вАзА, стул, весло, бАня, МишА, стекло, Артист, сумкА, сАнки.

5) Знакомство с буквами Аа.

– Звук [а] обозначается буквой Аа (показ карточки с буквами Аа).

– Эти буквы печатные. Буква А – заглавная, большая; буква а – строчная, маленькая. Постепенно вы узнаете, какие слова принято печатать с заглавной большой буквы, а какие – с маленькой, строчной буквы. Печатные буквы встречаются в книгах, журналах, газетах.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

– На что похожа буква А? (На ракету, на столбы, …).

6) Работа по учебнику «Азбука» стр 68

– Какая птица изображена вверху? (Аист)

– Какой звук в этом слове стоит первым? (Звук [а]).

– Расшифруйте ребус:

Рука зажата в …кулак. Отбросьте последнюю букву, получилось …кула.., добавьте вперед А. Что получилось? (Акула)

-Давайте разберем звуко-буквенную схему слова акула

Первый звук А – гласный, второй звук К – согласный твердый, третий звук У- гласный, четвертый звук Л -согласный твердый, последний звук А-гласный.

Аналогично идет звуко-буквенный разбор слова лиса.

– Какой доктор лечит больных зверей? (Айболит)

– Кто пришел к Айболиту? (лиса)

– Что с ней случилось? (укусила оса)

– Где стоит звук А в слове оса? (в конце)

– Прочтите предложение по схеме и вы узнаете что делает Айболит.

(Айболит лечит лису)

– Сделайте схему этого предложения в тетради.

– Каких еще животных лечил Айболит?

Составьте о них предложения по схеме. (ответы детей)

Физминутка «Антилопа»

Антилопе каждый день
Поразмяться уж не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору.
Головой своей качает,
Повороты выполняет.

6. Закрепление изученного материала.

– Откройте Пропись «Мой Алфавит» стр 6.

– Внизу даны схемы слов, в которых есть буква А. Давайте вместе найдем место букве А в этих словах и впишем ее туда.

бАнАн, грушА, репА. А в слове лук есть буква а? (Нет)

– А теперь отгадайте загадку.

Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

Толстокожий … (ананас)

– Сколько букв А в слове ананас? (3). Впишите их в нужные места схемы на стр.7

– А теперь раскрасьте ананас, как показано в схеме.

– Какой звук изучили? (Звук [а]).

– Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).

– А теперь послушайте стишок.

Астра, азбука, айва

Начинаются на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

– Кто может повторить стишок? (2-3 ученика читают по памяти)

Заучивание стихотворения.

А в Д

Д а В

О Я а

Игра на внимание «Найди букву Аа».

– Сколько букв А а нашли в квадрате? (3).

7. Подведение итогов.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие задания были самыми интересными?

– Что вызывало затруднение? Почему?

– Какие новые слова узнали?

– Что общего у этих слов? (Звук [a], буквы А а).

– Найдите в алфавите букву Аа. (Ученик выходит к доске и показывает в алфавите букву Аа).

– С сегодняшнего дня изученные буквы будем помещать на «ленту букв». (Учитель вставляет букву «а»).

а

8. Организация на перемену.

– Спасибо за урок! Молодцы!

infourok.ru

Русский язык “Изучение буквы А и звука а”

Занятие № 1

Изучение буквы А и звука а

Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Меня зовут Кристина Петровна! Повторите, как меня зовут? (Кристина Петровна) Молодцы!

Я ваша учительница, буду вас учить считать, писать, читать. Мы с вами отправимся в удивительное путешествие в страну Знаний, там живут Знайки, они нам покажут свои города Буквоград и Звукоград, Златоустию и Цифирию.

Но, прежде, чем отправиться в сказочное путешествие, мы должны с вами изучить некоторые правила, которые помогут нам в этом путешествии.

Ребята, посмотрите вокруг, эта комната называется «класс». Здесь мы будем встречаться со Знайками. Встречи наши будут называться уроками. Чтобы не испугать Знаек и встречи наши состоялись, надо сидеть тихо- тихо, не вертеться, не разговаривать, а слушать учителя.

А теперь поучимся как надо вести себя во время нашего путешествия.

  1. За партой надо сидеть ровненько, ручки держать. Вот так!

  2. Если хотите что-нибудь сказать или ответить – ни в коем случае нельзя выкрикивать, вскакивать со своего места. Надо сделать Вот такой знак – поднять ручку. И я спрошу вас.

Вам все понятно? Тогда повторим.

Как надо себя вести в классе?

Как спинку держать?

Как ручки?

Если вы хотите что-то спросить, сказать или ответить, что нужно сделать?

Молодцы! Все запомнили! Теперь мы с вами можем отправляться в наше путешествие.

Звенит колокольчик.

Прозвенел звонок – начинается урок!

Знакомство со звуками.

Наше путешествие начинается в сказочном лесу (обратить внимание детей на доску – лес) Мы все дальше и дальше уходим по тропинке в лес, какое разнообразие деревьев, трав, цветов. Прислушайтесь, чем наполнен лес, что вы слышите? (фонограмма птичьих голосов: воробья, вороны, кукушки, утки, соловья).

Ребята, скажите, можно ли по этим звукам узнать животных и птиц, которые эти звуки издают? (да, потому что каждый издает свои определенные звуки).

Прослушивается фонограмма с животными. Дети отгадывают животных.

Молодцы, вы хорошо знаете животных, и какие они издают звуки.

Ребята, подумайте, а как общаются люди? Как мы с вами сейчас общаемся?

Как мы с вами разговариваем? При помощи чего происходит наше общение?

Использует ли человек звуки в своем разговоре?

Игра: Закройте свои ротики крепко, крепко и попробуйте что-нибудь сказать. У нас ничего не получается. Мы не можем ничего сказать. Нет звуков – нет нашей речи.

Значит, какой можно сделать вывод? Мы все общаемся с помощью звуков.

Физкультминутка.

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

– Топни правою ногой,

– Топни левою ногой.

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой.

После правою ногой,

И тогда придешь домой.

Знакомство со звуком А.

Раздается стук.

Ой, к нам в гости кто-то пришел! Но, что бы узнать, кто пришел к нам в гости, надо отгадать загадку!

Всех на свете он добрей,

лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

вытянул он из болота

Он известен, знаменит

Это доктор….. Айболит!

Давайте поздороваемся с нашим гостем! Айболит узнал о нашем путешествии в страну Знаний и пришел узнать на какой звук начинается его имя?

Учитель произносит растяжно: « А-А-А-А-Айболит»

А теперь все вместе. Дети произносят растяжно: « А-А-А-А-Айболит»

Какой звук мы произносим и слышим первым? Поют А-А-А-А-А-А

Правильно, звук А. Ребята, а мы видим звук А? нет

Знакомство с буквой А.

Для того, чтобы увидеть звук А-А-А-А-А, нам надо отправиться в Буквоград. И поможет нам эта книга – Букварь. (Показать Букварь) В Букваре живут буквы, они нам и помогут увидеть звуки, которые мы произносим.

Давайте познакомимся с буквой А. (Показывает картинку) На что похожа буква А?

Два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь ? А?
Перед тобою буква А.

Учим стих

Работа с учебником.

Молодцы! Теперь откроем наши буквари и продолжим наше путешествие.

Что мы видим на странице. Нашу знакомую букву А. Букв здесь две: Большая и маленькая. Покажите мне большую букву А. Покажите мне маленькую букву А.

Молодцы! Умнички! Давайте рассмотрим картинки. Работа с картинками.

Пример: Что мы видим на картинке? Ангела. Давайте пропоем: «А-А-А-А-Ангел» Какой звук мы слышим? А-А-А-А-А-А Автобус, Арбуз, Аист, Арка, Ананас.

Читаем буквы А, а в учебнике.

Игра «Паровозик»

Ребята, смотрите к нам из Буквограда приехал паровозик. Он должен отвезти в город слова …. А на какой звук догадаетесь? (показать на окошко паровозика, там буква А)

Какая здесь написана буква? А Правильно, и она обозначает звук А-А-А-А-А.

Значит, на какой звук будут начинаться слова, которые паровозик увезет в Буквоград? На звук А.

Давайте посмотрим на наш волшебный лес и найдем эти слова. (Дети находят картинки со словами и прикрепляют к паровозику)

Молодцы, мы помогли паровозику собрать нужные слова.

Давайте поселим нашу букву в этот домик. В этих домиках будут жить наши буквы.

Закрепление.

Ребята, а вы знаете, что в нашем классе учатся дети, имена которых начинаются со звука А. Встаньте те ребята, у которых имена начинаются на звук А (Артем, Анастасия, Анна). (Показать на картинку) Это ваша буква.

Наше путешествие в Буквоград подходит к концу.

С каким звуком мы с вами сегодня познакомились? А-А-А-А-А-А-А.

А как выглядит этот звук? Давайте вспомним стишок по букву А.

Два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь ? А?
Перед тобою буква А.

Итог: Молодцы! Что вам сегодня запомнилось в нашем путешествии?

Дом. задание: Нарисовать предмет на звук А.

doc4web.ru

Гласный звук [а], буквы А, а

Вот два столба наискосок,

А между ними ─ поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

Вот так знакомит нас с буквой А известный русский писатель ─ Самуил Яковлевич Маршак. В нашем уроке мы будем изучать букву А вместе с аистом. Давайте познакомимся поближе.

Аист ─ это большая и умная птица, которая не боится людей и очень часто живёт недалеко от жилья человека. А нашего аиста зовут Алёша. Имя у него начинается со звука [а] и заканчивается звуком [а]. Все звуки мы будем записывать в квадратных скобках.

Звук [а] на письме обозначается большой буквой А и маленькой буквой а. Алёша хочет много узнать про букву А. Поэтому мы сейчас расскажем ему всё-всё про неё.

Как мы уже сказали, буква А на письме обозначает один звук [а]. Звук [а] – это гласный звук, который легко произносится и его можно громко и долго петь. Давайте попробуем потянуть звук а-а-а-а-а… Его легко тянуть и петь. Такие звуки, которые легко тянуть, называются гласными. Значит Агласный звук. Так как буква А обозначает гласный звук, то изобразим её красным цветом.

Итак, звук [а] мы произносим и слышим, букву а мы видим и пишем.

Как мы уже сказали, буква А может быть большой (её называют заглавной) и маленькой (её называют строчной).

А теперь мы покажем Алёше, как пишутся эти буквы. Большая буква всегда больше чем маленькая, а маленькая буква всегда меньше, чем большая.

̶ Алёша, мне сейчас понадобится твоя помощь. Вот кто-то пошутил и стёр наполовину все буквы. Помоги, пожалуйста, их восстановить. 

Ну вот, буквы мы научились писать, а теперь расскажем Алёше, когда же пишутся эти буквы. Если кому-то или чему-то даются имена, то эти имена пишутся с большой буквы (аистов много, но нашего аиста зовут Алёша, и его имя мы пишем с большой буквы). Ещё с большой буквы пишутся имена, отчества и фамилии людей. Например: Анна Александровна, Алиса, Айболит. С большой буквы пишутся клички животных. Например: корова Агафья, кошка Анфиса и пёс Артемон.

А ещё с большой буквы пишутся названия городов, рек, озёр и деревень.

Также с большой буквы пишутся слова в начале предложения.

Например:

Автобус ехал по дороге. А в нем ехали дети.

С маленькой буквы пишутся все остальные слова.

Ну вот мы и познакомились с буквами А, а. Теперь поиграем в очень интересную игру. Надо назвать два объекта, в названиях которых мы слышим звук [а].

У вас так получилось?

Ой, кто к нам пришёл в гости?

Посмотрите, это же Незнайка. Ого, в имени Незнайка тоже есть буквы а. И причём две.   

Теперь посмотрите на слова. Что вы заметили?

Буква А может быть в начале слова, в середине и в конце.

А ещё в одном слове может быть одна или несколько букв а.

Ну вот мы и познакомились со звуком [а], который на письме может обозначаться: большой буквой А и маленькой буквой а.

А чтобы лучше запомнить букву а, давайте вместе с Алёшей прогуляемся в лес и посмотрим, где же слова со звуком [а] могут встречаться у нас в жизни.

Вон заяц сидит. И бабочки летают. В этих словах есть звук [а].

Давайте пойдём дальше, а то вон как косой испугался.

Ого, сколько цветов. Интересно, а в их названиях есть звук [а].

Давайте подумаем.

̶ Алёша, называй цветы, которые знаешь.

̶ Молодец.

Послушайте, где стоят эти звуки.

Конечно, в середине.

Ну вот мы и познакомились с буквой А и звуком [а].

Буква А стоит самая первая в алфавите, с которым мы будем знакомиться чуть позже.

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *