Познавательное

Гласные твердые и мягкие согласные звуки – Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке (1 класс)

Секреты фонетики. Твердые и мягкие согласные звуки

С е к р е т ы Ф о н е т и к и

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.

ПОДГОТОВЛЕНО:

Юськив Оксана Стефановна,

учитель начальных классов

МБОУ «Петровская школа № 1»

Красногвардейского района

Республики Крым

В русском языке все гласные делятся на мягкие и твердые.

  • Мягкие гласные – Е, И, Я, Ю

  • Твердые гласные – А, О, У, Ы, Э

  • Все согласные, стоящие перед мягкими гласными будут мягкими – РИ, ПЯ, ПИ, МЕ, ЛЕ

  • Все согласные, стоящие перед твердыми гласными будут твердыми – РА, РО, ПУ, МЫ, МЭ

  • Как определить, какая согласная мягкая, а какая твёрдая?

  • согласные Ч, Щ, Й – всегда мягкие

  • Ь тоже всегда смягчает согласные

(его вторая функция – разделение звуков)

  • согласные Ж, Ш, Ц – всегда твёрдые. Они никогда не будут смягчаться, даже перед И или Е.

  • остальные согласные могут быть и твердыми, и мягкими, в зависимости от того, какие звуки являются их “соседями” справа.

лес (Л мягкое), пёс (П мягкое), вид (В мягкое), рюш (Р мягкое),

мята (М мягкое), конь (Н мягкое)

  • согласная Н перед мягкими Т, Д: бантик, ундина.

  • согласная Н всегда смягчается перед Ч, Щ: лимончик, гонщик.

  • согласные Т, Д перед мягким Н: работник, всадник.

  • согласные С, З перед мягкими Т, Д, Н:

мостик, безделье, песни, возня.

(Перед остальными мягкими согласными буквы С и З не смягчаются!

смех — С твёрдое, зрение — З твёрдое.)

http://interneturok.ru/ru/school/russian/1-klass/bzvuki-i-bukvyb/tvyordye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-oboznachenie-myagkosti-soglasnyh-zvukov-na-pisme

infourok.ru

«Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю»

КОНСПЕКТ

группового логопедического занятия

во втором классе на логопункте

МБОУ “СШ № 1” г. Смоленска

по теме: «Твердые и мягкие

согласные звуки

перед гласными У – Ю»

учителя-логопеда

Ващенковой Светланы Николаевны

ТЕМА: Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными буквами У – Ю.

ЦЕЛИ: 1. Обучающая: учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки перед гласными буквами У – Ю на уровне слога, слова, предложения.

2. Коррекционная: развивать фонематические процессы, речь, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, самоконтроль.

3. Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, интерес к учебным занятиям, умение слушать товарища, трудолюбие, самостоятельность.

ЗАДАЧИ: 1. Формировать умение выбирать нужную гласную букву, опираясь на мягкость или твердость впереди стоящей согласной, учить сравнивать согласные по твердости-мягкости на уровне звука, слога, слова, предложения;

2. Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза;

3. Совершенствовать навыки звукобуквенного и слогового анализа, языкового анализа и синтеза на уровне предложения, навыки работы с деформированным предложением;

4. Развитие навыков словообразования и словоизменения;

5. Активизация словаря детей;

6. Развитие связной речи на уровне учебного высказывания;

7. Формирование навыков работы с обобщениями;

8. Активизация умственной деятельности;

9. Развитие мелкой моторики пальцев рук и общей моторики.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. «Карта путешествия»;

  2. предметные картинки с изображением парусника, пиратского корабля, сундука с сокровищами;

  3. карточки с зашифрованными словами для логопедической разминки;

  4. схема-таблица для гласной буквы Ю;

  5. карточки со слогами и словами для чтения и сравнения;

  6. карточки со слогами для игры «Морской бой»;

  7. карточки со словами деформированного предложения;

  8. цветные карандаши;

  9. предметные картинки из сундука с «сокровищами»;

  10. карточки со словами-действиями (глаголами) для словообразования и словоизменения в 1 лице ед. ч.

  11. карточки с печатными предложениями для самостоятельной проверочной работы с «ловушками».

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ: звуки, слоговые ряды, слова, предложения.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент (2-3 мин)

Логопедическая разминка.

II. Подготовка к изучению нового (5 мин)

1. Знакомство со схемой буквы Ю.

2. Сравнение пар слогов.

III. Сообщение темы занятия (0,5 мин)

IV. Изучение нового материала (10-15 мин)

1. Работа по дифференциации твердых и мягких согласных звуков перед гласными У – Ю на уровне слога.

2. Развитие навыков словообразования и словоизменения.

V. Закрепление изученного материала (20-25 мин)

  1. Работа по дифференциации твердых и мягких согласных звуков перед гласными У – Ю на уровне слова.

  2. Развитие фонематического анализа на уровне предложения.

VI. Физкультминутка (2 мин)

Игра «Носик, ушко, макушка».

  1. Развитие навыков языкового анализа и синтеза на уровне предложения.

  2. Звукобуквенный анализ слов в предложении.

  3. Развитие фонематического восприятия на уровне предложения. Дифференциация согласных перед гласными У – Ю на уровне предложения.

VII. Обобщение (2 мин)

VIII. Итог урока (1 мин)

Форма занятия: путешествие.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Логопед звонит в колокольчик. Ученики стоят возле своих стульчиков.

Л. – Здравствуйте, дети! Садитесь.

Л. – Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Это будет морское путешествие.

Л. – Как вы думаете, что необходимо для такого путешествия?

Д. – Корабль, карта путешествия.

Л. – Правильно, ребята, молодцы! В морское путешествие мы отправимся на паруснике.

На доску выставляется предметная картинка с изображением парусника

Л. – А для путешествия нам с вами понадобится карта.

На доску вывешивается карта путешествия

Л. – Наш парусник так долго стоял на якоре в порту, что не может сдвинуться с места.

Л. – Чтобы с моря подул сильный ветер, нам необходимо выполнить логопедическую разминку (развитие зрительного внимания и логического мышления, активизация умственной деятельности).

Л. – Перед вами столбик зашифрованных слов. Нужно их расшифровать.

Л. – Черточки под буквами предыдущих слов означают, что в новых словах такие же буквы, а остальные буквы новых слов записаны.

Л. – Работаем по цепочке. Первое слово у нас записано (лук).

Л. – Второе слово. Сколько в нем букв?

Д. – Шесть.

Л. – Какое слово зашифровано?

Д. – Каблук.

Аналогично проводится работа по цепочке с оставшимися словами

л у к

к а б – – –

– – г

п – – –

– – ч

п – – т

к – ю ч

Л. – Молодцы!

II. Подготовка к изучению нового:

Л. – Дети, внимательно посмотрите на расшифрованные слова.

Л. – Чем похожи все эти слова? Какая буква есть во всех словах? (развитие зрительного и слухового внимания, наблюдательности)

Л. – Ответ формулируем полным предложением!

Д. – Во всех словах есть буква «Эл».

Л. – А какие звуки она обозначает в этих словах. Полным предложением (развитие фонематических процессов: восприятия, анализа, представления).

Д. – Буква «Эл» в одних словах обозначает звук [л], а в других – [л`].

Л. – Почему? От чего зависит мягкость и твердость согласных звуков? Полным ответом.

Д. – Звук [л] стоит в словах перед гласной буквой «У», а звук [л`] стоит в словах перед гласной буквой «Ю».

Л. – Какой звук обозначает буква «Ю» в этих словах? Полным ответом.

Д. – Буква «Ю» в этих словах обозначает звук [у].

1. Знакомство со схемой буквы Ю: развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, активизация умственной деятельности.

Л. – Ветер гонит наш парусник вперед. Путь далек.

Л. – Давайте поближе познакомимся с буквой Ю.

Л. – Дети, внимательно посмотрите на схему буквы Ю и запомните.

Л. – Давайте вместе прочитаем.

На доску вывешивается схема буквы Ю

ТЮ = [Т`] + [У] Ю – тюльпан

Л. – Какой звук обозначает буква Ю в слове тюльпан? Полным ответом.

Д. – Буква Ю в слове «тюльпан» обозначает звук [у].

Л. – Какой согласный звук стоит перед гласной буквой Ю? Полным ответом.

Д. – Перед гласной буквой Ю стоит мягкий звук [т`].

2. Сравнение пар слогов и слов: дифференциация гласных У – Ю и согласных перед ними в слогах, словах.

Л. – Вот на пути остров. Давайте пристанем к нему и немного отдохнем. На этом острове живут необычные жители – это разные слоги. Они желают с нами познакомиться.

Л. – Ребята, прочитаем их «имена» (на доске)

клу – клю

псу – псю

рзу – рзю

фту – фтю

гру – грю

Л. – Сравним их. Что значит сравнить? Полным ответом.

Д. – Сравнить – это значит найти, что общее и чем различаются.

Л. – Сначала найдем сходства. Чем похожи пары слогов? Полным ответом.

Д. – Все пары слогов похожи тем, что у них одинаковые согласные буквы?

Л. – А чем отличаются?

Д. – Отличаются твердыми и мягкими согласными звуками и стоящими перед ними гласными буквами «У – Ю».

III. Сообщение темы занятия:

Л. – Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего занятия?

Д. – Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными буквами «У – Ю».

Л. – Правильно! Умницы! Мы будем слушать, где надо писать букву «У», а где букву «Ю».

IV. Изучение нового материала:

1. Работа по дифференциации твердых и мягких согласных перед гласными У – Ю на уровне слога.

Л. – Нам пора прощаться с жителями острова и плыть дальше.

Л. – Посмотрите, не успели мы отойти от острова, как нас нагоняет чей-то корабль. Наверху развевается черный флаг. Это же пираты! Нужно спасаться!

Л. – Сейчас будет «Морской бой». Игра «Морской бой».

Л. – Каждый делает по выстрелу.

Л. – Я называю слог, а вы его находите «глазками» и называете его место – пересечение цифры по горизонтали и буквы по вертикали.

А Б В Г

1 ву трю клу зю

2 шню му слу ну

3 зу ню тру клю

4 мю слу вю шну

2. Развитие навыков словообразования и словоизменения (развитие слухового внимания):

Л. – Мы одержали победу над пиратами. Путешествуем дальше!

Л. – Мы попали на необычный остров! На нем живут слова-действия!

Л. – Ребята, сейчас мы с вами будем изменять слова по образцу. Будем называть последнюю гласную букву в слове.

Образец: любить – я люблю

купить – стричь –

рвать – лепить –

полоть – брать –

класть – спать –

смотреть – плыть –

тереть – ловить –

VI. Закрепление изученного материала:

1. Работа по дифференциации твердых и мягких согласны перед гласными У – Ю на уровне слова: активизация словаря, развитие фонематического представления, формирование навыков работы с обобщениями.

Л. – Вот мы и доплыли до острова. Это остров Сокровищ. Здесь спрятаны сокровища.

Логопед достает «сундук» с предметными картинками животных, растений, птиц, ягод, цветов, насекомых, профессий, в названии которых есть твердые и мягкие согласные звуки перед гласными буквами У – Ю.

Л. – Дети по цепочке называют картинку и выделяют твердые и мягкие согласные звуки перед гласными буквами У – Ю.

Д. – Верблюд, клюква, буйвол, лягушка, художник, футболист, огурец, муравейник, гусь, тюлень, кастрюля, утюг, Дюймовочка, кукуруза, тюльпан, лютик, брусника, голубика, плюс, ключ, индюк, одуванчик, суслик.

Л. – Какую гласную букву будем писать? Почему?

Л. – В каком слоге она находится? (совершенствовать навыки слогового анализа)

Л. – В какие группы можно объединить названия картинок?

Д. – Тюлень, буйвол, верблюд, лягушка, суслик – животные.

Д. – Лютик, тюльпан, одуванчик – растения.

Д. – Клюква, голубика, брусника – ягоды.

Д. – Индюк, гусь – домашние птицы.

Д. – Кукуруза, огурец – овощи.

Д. – Художник, футболист – профессии.

VII. Физкультминутка: расслабление, снятие мышечного напряжения, развитие слухового внимания, общей моторики.

Л. – Давайте попрощаемся с этим островом. Скажем ему – до свидания!

Л. – Впереди остров! Буквы У – Ю предлагают высадится на этом остове и выполнить веселую зарядку – «Носик, ушко, макушка».

Л. – Я буду называть части тела, а вы внимательно слушаете меня и выполняете верно движения.

Логопед в это время выполняет движения неверно, стараясь запутать детей

2. Развитие фонематического анализа на уровне предложения:

Л. – Плывем дальше.

Л. – Мы не заметили, как наш парусник пристал к другому острову. А жители этого острова – предложения. Давайте их запишем.

Л. – Откройте свои тетрадочки. Запишем под диктовку предложения.

Л. – Один ученик у доски.

Луша любит плюшки.

Л. – Ребята, найдите в этом предложении слияния твердого и мягкого согласного звука с гласными буквами У – Ю.

Л. – Согласную букву, обозначающую твердый звук подчеркните синим карандашом, а мягкий – зеленым. Гласные буквы У – Ю подчеркните красным карандашом.

Л. – Следующее предложение.

Нюра ест малину.

Запись предложений под диктовку у доски с выделением твердых и мягких согласных звуков перед гласными У – Ю

Люба с лукошком пошла в лес.

Руслан идет с рюкзаком.

Катюша взяла катушку ниток.

Илюше подарили юлу.

3. Развитие навыков языкового анализа и синтеза:

Л. – Дети, внимательно посмотрите на доску, на которой составлено предложение.

и юлу Люба запускают Илюша

Л. – Дети, вы согласны со мной, что это предложение?

Л. – Докажите, что это не предложение. Полным ответом.

Д. – Это не предложение, потому что слова расположены в беспорядке, вразброс, не имеют законченной мысли, нет заглавной буквы и точки.

Л. – Составим из этих слов предложение.

Л. – Кто готов?

Д. – Люба и Илюша запускают юлу.

Л. – Умницы!

4. Звукобуквенный анализ слов в предложении:

Л. – А сейчас я каждому раздам по слову из этого предложения, и мы будем считать количество букв и звуков.

Л. – Рисуем усики, которыми будем обозначать количество звуков.

Л. – Называем букву, и какой звук она обозначает.

Л. – Один отвечает, остальные сигналят, если не согласны с ответом.

У детей сигнальные карточки.

Люба и Илюша запускают юлу.

Л. – Молодцы!

5. Развитие фонематического восприятия на уровне предложения. Дифференциация согласных перед гласными У – Ю на уровне предложения.

Л. – Мы причалили к последнему острову. Здесь живут другие предложения.

Л. – У них случилась беда. Потерялись буквы У – Ю. Надо помочь найти их место.

Л. – Будем работать самостоятельно.

Л. – Всем раздаю карточки. В них много ловушек – пропусков гласных букв У – Ю.

Л. – Нужно выбрать и вставить нужную гласную букву.

Л. – Посмотрим, кто понял.

Предложения на карточке: У б-льдога сильные чел-сти. Вербл-д л-бит жевать вербл-жьи кол-чки. Т-рист п-тешеств-ет с р-кзаком. Х-дожник

к-пил т-бик с краской. Баб-шка л-бит варить каш- и печь пл-шки. Кат-ша кормит к-р. К-ры кл-ют зерно.

VIII. Обобщение:

Л. – Вот и подошло к концу наше морское путешествие.

Л. – Дети, какие звуки и буквы мы сегодня тренировались различать? Полным ответом.

Д. – Мы сегодня учились различать твердые и мягкие согласные звуки перед гласными буквами У – Ю.

Л. – Припомните, когда буква Ю обозначает один звук, а когда два звука?

Д. – Буква Ю обозначает один звук, когда стоит после согласного мягкого звука, а два звука, когда находится в начале слова, после гласной буквы и после разделительного мягкого знака.

Л. – С какими согласными дружит гласная буква У?

Д. – Гласная буква У дружит с твердыми согласными звуками.

Л. – Приведите примеры.

Д. – Кукушка, муравей, барсук, кузнечик, ручей, куст, минус, руки, пруд.

Л.- А с какими согласными дружит гласная буква Ю?

Д. – Гласная буква Ю дружит мягкими согласными буквами.

Л. – Приведите примеры.

Д. – Тюлень, клюква, верблюд, кастрюля, ключ, утюг, люстра, плюс, индюк.

IX. Итог занятия:

Л. – Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось на занятии?

Дети высказывают свое мнение.

Л. – А мне понравилась ваша активная работа на занятии, правильные ответы, полные предложения. Оценивание работы конкретных учащихся.

kopilkaurokov.ru

Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки.

Тема: Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки.

Задачи урока : продолжить дальнейшее знакомство с твердыми и мягкими согласными, безударными и ударными гласными; работать над звуковым анализом слова, записывать предложения под диктовку; воспитывать культуру поведения на уроке.

Формируемые ууд: Понимать задания, представленные в модельном виде. Различать гласные и согласные звуки, характеризовать их. Группировать слова в зависимости от характеристики согласных; подбирать слова в соответствии с моделью. Сравнивать звуковые модели, подбирать к ним слова. Составлять предложения в соответствии с моделью. Участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.

Оборудование: Букварь 1 класс УМК «Гармония» ч.1, презентация к уроку на сайте: УМК «ГАРМОНИЯ», проектор, ПК.

ЭТАП

УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ

1

Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Время мы терять не будем,

А работать сразу будем.

2

Речевая разминка

Давайте повторим алфавит.

Для чего нам нужна речевая разминка?

3

Постановка учебных задач

Мы с вами много говорили о звуках.

На доске схема звуков. Мы сейчас вспомним всё, что знаем уже о звуках.

А что мы знаем?

Кто догадался, чему будем учиться сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы продолжим наблюдения за звуками.

4

Целеполагание

Учитель вводит любого персонажа и вывешивает схему на доске в виде лесенки.

  1. Узнаю новое. 2. Применю знания. 3. Оценю себя.

5

Решение учебной задачи

На экране: Мила мыла мишку. ( несколько проговорить)

Из-за каких звуков возникают трудности?

-Охарактеризуйте звук.

Учебник с.49 + экран

Научились ли вы хорошо слышать согласные звуки и различать твёрдые и мягкие? Я буду называть слова, а вы вслушивайтесь в них и давайте ответ + – : если в слове согласные твёрдые, покажите +, а если есть хоть один мягкий, то – .

Хором произносят найденный мягкий согласный звук.

Возможные слова: брат, брать, нёс, нос, пыль, пол, шар, шарик, фокус, фикус, вилка, волк, зайка

Что заметили? Что изменяется в словах?

Наблюдение за первыми звуками слов, их характеристика. Дети работают со звуковыми схемами.

Дети работают в паре, а затем проверяют на экране, «расставляя» предметы на нужные полки.

– Назовите встретившиеся пары звуков по твердости-мягкости.

Чему учились выполняя это задание?

С. 50 учебник

– Рассмотрите всё, что изображено на рисунках.

Что изображено? Расскажите о….

Назовите первые звуки.

Ножницы, нитки, телефон, тарелка, пуговицы, пенал, бинокль, бант

Поставим ударение. Позовем слова.

Можно задать вопрос. ЭТО….?

– Какое слово больше – четыре или пять? (четыре)

– Сколько звуков в слове «4», А в слове «5»? (экран)

Полный звуковой анализ слова «пять»

Работа по картинке

– Составьте предложения по картинке. «Рисуйте» словами.

Чтение предложения.

5.

Рефлексия

– Чему учились?

Что нового узнали?

Что было трудно?

Продолжите предложения:

Сегодня я научился…

Мне понравилось…

Мне было трудно…

Я расскажу дома о…

Примечание: На протяжении всего урока проводятся физминутки : 2 подвижных и 1 для глаз.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *