Познавательное

Гендерное воспитание это – Гендерное воспитание в семье: правила, особенности.

Содержание

Воспитание гендерных детей в семье и различия с половым воспитанием

Свою гендерную принадлежность ребёнок осознаёт в возрасте двух лет. На третьем и четвёртом году жизни маленький человек начинает воспринимать все мелочи своей половой принадлежности. Это понятие формируется у мальчиков и девочек одновременно, а источником информации о половой принадлежности, способе существования в своём теле выступают родители. Гендерное воспитание необходимо начинать проводить ещё с 4-летнего возраста, ведь именно тогда ребёнок впитывает всё как губка, старается понять, для чего он живёт на земле, что должен делать, как вести себя в той или иной ситуации.

Мальчик и девочка — как воспитывать

Гендерное воспитание мальчиков – как всё сделать правильно

Когда в семье рождается мальчик, отец горит желание воспитать из него настоящего мужчину. Воспитание ребёнка, которого заключают в жёсткие рамки ни к чему хорошему не приводит. Впоследствии исключительно мужского воспитания, мальчик растёт жестоким, бескомпромиссным, всегда и во всём считает себя главным и не хочет искать компромиссных решений.

Пол и гендер — в чем разница

Чтобы гендерное воспитание малыша мужского пола было правильным и эффективным, необходимо:

  • чтобы участие в развитии и воспитании будущего мужчины принимали оба родителя;
  • процесс развития малыша сделать интересным и увлекательным;
  • демонстрировать детям основные жизненные принципы на собственном примере;
  • избегать ссор и недоразумений в семье, никогда не выяснять при малолетнем ребёнке отношения.
Что такое гендерное воспитание — определение

Если мама и папа живут в гармонии, то и ребёнок мужского пола вырастет настоящим джентльменом. Малыш будет понимать, что папа уважает и ценит его маму, со стороны мамы такое же отношение. Он поймёт, что грубая мужская сила ничего не решает, а бережное отношение к детям и жене не унижает его, а наоборот, позволяет в очередной раз доказать его готовность являться главой семьи.

Психологический портрет мальчиков

Совет родителям! Если мальчик начал интересоваться танцами, моделированием, игрушками, предназначенными для девочек кулинарией, не стоит сдерживать его в таких желаниях.

Такие увлечения не говорят о нарушениях в плане ориентации, а дают возможность пробудить в малыше полноценную личность, которая знает как себя вести, но при этом понимает, что присуще для представителей другого пола.

Мальчики с детства должны играть «мужские» игры

Гендерное воспитание девочек

Личность ребёнка женского пола начинает формироваться с двух лет. Именно тогда маленькая красавица начинает активно интересоваться своими половыми принадлежностями, внимательно наблюдает за мамой, её ролью в семьи и отношениями с другими членами.

Психологический портрет девочек

Гендерное воспитание девочек заключается в том, чтобы привить ребёнку женственность и хозяйственность, но это не значит, что девочку нельзя знакомить с мужской работой или навыками, которые помогут постоять за себя. Родители девочки должны при воспитании своего ребёнка стараться пользоваться такими советами:

  • убеждать ребёнка, что он является личностью, которая имеет право на собственное, независимое от других, мнение;
  • в игровой форме объяснить девочке правила поведения и взаимоотношений с личностями противоположного пола;
  • научить девочку всегда быть красивой, внимательной к другим, за счёт собственного примера.
«Женские» игры для девочек

Особую роль в процессе воспитания маленькой дочки играет именно отец. Его пример позволит малышке понять, что её готовы поддержать в любой момент, возле мужчины она может чувствовать серьёзно и без опаски.

Полезный совет! Чтобы девочка гармонично развивалась, родители должны понять к чему именно она проявляет наибольший интерес и позволить ребёнку заниматься любимым делом.

При этом не стоит исключать своё участие в воспитательном процессе, ведь именно ребёнок дошкольного возраста требует максимум внимания со стороны родителей.

Гендерное воспитание детей не должно ограничиваться тем, что родители дают информацию своему ребёнку о его половой принадлежности.

Роль семьи и общества в гендерном воспитании

Главную роль необходимо уделить психологическому и личностному развития малыша. Мальчика не нужно настраивать на то, что он является исключительно машиной для зарабатывания денег, а девочка должна знать, что хоть мужчина и глава семьи, она имеет право на собственное мнение.

Только уверенные в себе, независимые личности достигают в жизни успеха, родители должны это учитывать в процессе воспитания детей. Мужские или женские навыки должны прививаться исключительно в игровой форме, ведь только так ребёнок воспримет информацию правильно. В процессе гендерного воспитания ребёнка, родители должны запастись терпением и постараться дать малышу полный ответ на каждый из его вопросов. Малыш должен пойти в школу уже сформированной, социально адаптированной личностью и именно эти навыки должны прививать мальчикам и девочкам их родители.

Важность гендерного воспитания для современного общества

Гендерное воспитание детей – это, в первую очередь, заложение основ новой личности на собственном примере, ведь взгляды и навыки ребёнка формируются именно в круге семьи.

Если родители будут вести себя достойно, понимать и поддерживать малыша, то и ребёнок вырастет здоровым физически, психически устойчивым человеком.

detki.guru

Гендерное воспитание: за и против

Гендерное воспитание и образование  – об этих понятиях сегодня много пишут и говорят. Школа опять столкнулась с очередной проблемой: как учить и воспитывать детей, учитывая их гендерные особенности? Какие преимущества и недостатки имеет раздельное и смешанное обучение? Нужна ли нашим детям гендерная культура?

Надо сказать, что с одной стороны, в обществе назрела потребность внедрения гендерного подхода в общеобразовательную школу, с другой стороны вопросы гендерного воспитания недостаточно изучены и разработаны.

Гендерное воспитание как наука берет начало в античном периоде.


!!! Обратите внимание !!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

Бессмертный Windows


Древние мыслители не имели единого мнения по вопросу раздельного обучения мальчиков и девочек. Платон был сторонником общественного воспитания мальчиков и девочек, но его суждения противоречивы. Он считал,  что женский ум равен мужскому, поэтому женщины в зависимости от их способностей, могут быть и воинами и философами. Однако женщина, по его мнению, является низшим существом, а любовь мужчины к ней — животным чувством, обусловленным необходимостью размножаться. Предлагая общее обучение, Платон допускает неравноправие мужчин и женщин.

Аристотель высказывался за раздельное обучение мальчиков и девочек, так как полагал, что мужчина и женщина имеют разную природу, поэтому должны иметь разные знания и умения, выполнять свои «естественные» обязанности, не вмешиваясь в дела друг друга. В обязанность и назначение женщины он ставит рождение потомства и ведение домохозяйства. У Аристотеля женщина загнана в определенные рамки ограничения.

Философы и обществоведы XVIII — XIX ст. видят смысл существования двух разных статей в продолжении человеческого рода.

Французский философ Жан-Жак Руссо выступал с революционными идеями воспитания женщин. Он утверждал, что мальчиков и девочек нужно воспитывать в одинаковых условиях и выступал против того, чтобы девочек учили только ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Руссо подчеркивал, что природа, которая дарит женщине утонченный ум, требует, чтобы женщина мыслила, имела свое суждение и проявляла заботу о своем умственном развитии.

Руссо предлагал женщинам и мужчинам вести себя по-разному: мужчине опираться только на собственные суждения, не врать, проявлять откровенность, прямоту, добросовестность, женщине учитывать мысль других людей, быть стеснительной, хитрой, кокетливой.

Английский философ Джон Локк  считал, что система воспитания должна ориентироваться на детей знати и предлагал воспитывать джентльмена в домашних условиях под надзором специально подготовленного воспитателя. Джентльменам он советовал изучать латинский, английский, французский языки, географию, математику, философию. Леди должна была владеть танцами, пением, искусством.

На позиции равноправия женщин и мужчин в получении образования стоял Клод Гельвеций, Иоганн Генрих Песталоцци.

Вопросам гендерного воспитания уделяли внимание отечественные педагоги К. Ушинский, А. Макаренко, В. Сухомлинский…

Константин Ушинский стоял на позициях общего воспитания, выступая против патриархального подхода в воспитании.

Василий Сухомлинский считал, что юноши должны получать мужское, девушки — женское воспитание. В. Сухомлинский указывал на необходимость полового воспитания юношей и девушек на основе гармонии и взаимоуважения.

Гендерное воспитание все чаще становится предметом обсуждения российских педагогов. Открыты центры гендерных исследований во многих крупных городах России, которые занимаются разработкой концепции гендерного воспитания в педагогическом образовании, разработкой методических программ для учителей по вопросам внедрения гендерного образования и воспитания в общеобразовательной школе.

В Царской России обучение юношей и девушек осуществлялось исключительно по принципу раздельного обучения: существовали мужские и женские гимназии. В женских гимназиях преподавали уроки словесности, иностранные языки, домоводство, танцы,  рукоделие. Считалось, что женщины не способны овладеть точными и техническими дисциплинами, их готовили к роли матери, жены и домохозяйки.  В мужских гимназиях перечень изучаемых дисциплин был существенным. В отличие от девушек, юноши имели возможность обучаться в высших учебных заведениях.

С приходом советской власти было провозглашено всеобщее равенство. Гомогенное образование сменилось смешанным. Ученые-педагоги того периода подчеркивали, что смешанное обучение необходимо для формирования дружбы и товарищества между детьми и подростками противоположного пола.
В 1943 году Постановлением Совета Народных Комиссаров в крупных городах было узаконено раздельное обучение мальчиков и девочек.

Смена гомогенного обучения происходила в интересах государственной политики в отношении семьи, брака, советской женщины и советского мужчины, отношений между полами и сексуальности.

В женском образовании господствовал образ матери как главной фигуры в семье. В мужском образовании доминировал образ мужчины как защитника Отечества. Воспитание подразумевало, что девочки и мальчики, став взрослыми, будут одинаково добросовестно трудиться на благо своей Родины. Был сформирован женский идеал «матери–труженицы», удовлетворяющий сразу двум важнейшим потребностям государства – демографической и производственной.

В мужских школах мальчиков готовили к воинской службе, уделялось особое внимание допризывной и физической подготовке.

Мальчики и девочки встречались на редких совместных вечерах под бдительным надзором учителей. Женские школы походили на институты благородных девиц.


В 1954 году советская школа перешла на смешанное образование.

Переход к раздельному обучению в современной России начался в начале 90-х годов прошлого столетия. В настоящее время раздельное обучение практикуется в 63 регионах РФ.

Современное раздельное образование имеет следующие отличительные особенности: мальчики и девочки учатся в разных классах одной школы. Мальчики и девочки изучают одни и те же предметы. Гендерный аспект учитывается в дисциплинах, входящих в вариативную часть.

Учитывая функциональные особенности женского и мужского мозга, психологи выступают в пользу раздельного обучения. По их мнению, обучение ребенка с «правополушарным» и «левополушарным» мышлением должно полностью отличаться. Девочки, обладающие в основном  «правополушарным» мышлением, более подвержены эмоциям, ярко воспринимают критику, особенно от старших, поэтому ее нужно дозировать. Мальчики, имеющие «левополушарное» мышление, не способны воспринимать наставления и нотации. При долгом эмоциональном напряжении у мальчиков срабатывает механизм сенсорной защиты, что нужно учитывать при выборе способа влияния на них. Психологи рекомендуют педагогам и родителям выражать конкретные и краткие претензии мальчикам.

Сегодня между учеными нет единого взгляда на гендерное образование. Мнение отечественных исследователей спорно. Трудности совместного обучения они видят в том, что девочкам приходится разрываться в конкуренции, они пытаются показать себя в учебе и понравиться мальчикам, что приводит к женской агрессии, жестокости, потере уважения к мужчине. К важной причине перехода к раздельному обучению они относят и беспомощность девочек перед силой и «взрывным» характером мальчиков.

Следует помнить, что возраст до трех лет является важным в период развития ребенка. В это время существует сильная эмоциональная связь ребенка с матерью. Ребенок чувствует отношения родителей и в любом случае встанет на позицию матери, не разбираясь в ситуации. Молодым родителям важно проявлять уважение и нежность друг к другу, не устраивать скандалы и ссоры.

Гендерное образование служит повышению возможностей образования девочек и мальчиков. Важно родителям создавать детям условия для ролевых игр. Уже у дошкольников в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. В играх девочки  осваивают роль мамы, поэтому им необходимы куклы, коляски, кукольная одежда и посуда.

Мальчики играют в солдат, лётчиков, моряков,  любят разбирать игрушки, изучать их конструкцию. Лучшими игрушками для мальчика являются мужские инструменты и конструкторы «сборно-разборные модели транспорта». Мальчики нуждаются в большом пространстве для игр. В игре они изучают свои возможности, расходуют скопившуюся энергию. В условиях детского сада необходимо уделять больше внимания играм для девочек и мальчиков.

С дошкольного возраста девочки должны понимать, что они вырастут женщинами, а мальчики — мужчинами. Наблюдая распределение бытовых обязанностей, отношения родителей, ребенок получает образец для подражания. В результате гармоничных семейных взаимоотношений мальчик станет настоящим мужчиной, девочка – истинной женщиной.

В научной литературе констатируются отличия между мальчиками и девочками по скорости и содержанию: в темпах и качестве интеллектуального развития, в организации внимания, в способах усвоения информации, в мотивации деятельности, в оценке достижений, в поведении. Известно, что до семилетнего возраста девочки опережают мальчиков в интеллектуальном развитии, отличаются развитыми вербальными и социальными способностями, сформированной речью. Мальчики в этом возрасте проявляют зрительно-пространственные, математические, инструментальные способности.

В современной жизни девочка должна проявлять и традиционно женские качества: мягкость, женственность, заботливое отношение к окружающим, и новые качества, требуемые временем: решимость, инициативность, умение отстаивать свои интересы, добиваться результата. От мальчика требуется проявление таких качеств как мужество, активность, уверенность в себе, склонность к риску, терпимость, отзывчивость, умение прийти на помощь.

Гендерное воспитание в семье обусловлено временем, в котором мы живем.

В современном обществе традиционные стереотипы мужского и женского поведения сломаны. Стиль поведения, манера общаться, одеваться мало чем отличается у мальчиков и девочек. Сигареты, пиво, короткие стрижки, татуировки смешали понятия «женственность» и «мужественность». Женскими стали мужские виды спорта и транспорта. Традиционные представления о семейной жизни, где девочка должна быть готова стать матерью, а мальчик – отцом, опорой семьи устарели. Традиционная модель семьи переживает глубокий кризис, поскольку обострилось социально-экономическое неравенство, при котором благополучие семьи не может держаться  на одном кормильце. Мужчины и женщины поставлены в равные условия, где не учитывается биологический пол. Стереотипы мужского и женского поведения входят в сознание ребёнка через непосредственное наблюдение за родителями. Ребёнок подражает и полезным и вредным формам поведения взрослых, искаженным взаимодействиям мужчин и женщин.  Молодые россиянки освободились от прежних стандартов поведения. Однако многие российские семьи живут по старым правилам: разделение труда между полами, главенствующая роль отца в семье…

В брачно-семейных отношениях происходят перемены. Женщины и мужчины меняются ролями. Молодая мама берет на себя роль добытчика семьи. Обеспечивая себя и детей всем необходимым, она не нуждается в материальной помощи мужа и отца. У нее новые приоритеты: независимость от мужа и общественных норм, карьера.

Несостоятельный отец уходит на второй план. Семья теряет прочность.

Уважаемый читатель! Как вы считаете, нужен ли сегодня гендерный подход в образовании и воспита­нии? Может ли гендерное воспитание изменить культуру взаимоотношений полов?

mymelnica.ru

пережиток или единственно верный путь?


Термин «гендерное воспитание» знаком многим родителям, но не у всех есть желание вникать в его суть: слишком наукообразное впечатление он производит. Между тем, расшифровывается он достаточно просто: «гендерным» (англ. gender — род, пол) называется воспитание ребенка в соответствии с принятыми в том или ином обществе представлениями о роли мужчины и женщины. Иными словами, когда мамочки во дворе сурово покрикивают на своих чад: «Маша, ты опять вся вывозилась, как тебе не стыдно, ты же девочка», или «Ваня, перестань реветь, ты же мальчик», они делают первые шаги в гендерном воспитании своих детей.

История западной цивилизации и гендерное воспитание детей

До недавнего времени воспитание ребенка в соответствии с определенной гендерной ролью было непререкаемым общественным законом. Вопрос, можно ли правильно воспитывать ребенка, игнорируя его половую принадлежность, показался бы людям того времени более чем странным. Таким образом обеспечивалось воспроизводство практически всех достижений культуры и цивилизации: дело в том, что экономические, социальные, даже культурные и религиозные функции мужчин и женщин кардинально отличались, и необходимо было, чтобы мальчики сразу вникали в специфику своей «епархии», девочки — своей.

Идея разности полов (основанная, в первую очередь, на физиологических различиях) бытовала и во времена распространения язычества, хотя во всех европейских дохристианских культурах признавались и девиантные модели гендерного поведения, когда женщина берет на себя традиционно мужскую роль, а мужчина ведет себя так, как подобает скорее женщине (что отражено во многочисленных мифах и сказках). Такие, условно говоря, отклонения не были распространены, но считались допустимыми для людей неординарных, высокодуховных, причастных к божественному.

Христианская церковь в вопросе распределения ролей повела себя более радикально. Разница между мужчиной и женщиной была постулатом, в котором никто даже и не думал усомниться. Священники охотно транслировали пастве свои представления о роли мужчины и женщины, о том, какими моральными качествами должны обладать представители разных полов, каким образом они должны себя вести, чем должны заниматься и т.д. Люди, которые, при всем желании не могли ассоциировать себя с соответствующей гендерной ролью, легко могли попасть в число сумасшедших или даже на костер (вспомним историю Жанны д`Арк, обвиненной в колдовстве за ношение мужской одежды).

Вплоть до 20 века в основном церковь задавала эталоны в том числе и светского поведения для мужчин и женщин, а значит, и для мальчиков и девочек. Мальчиков растили храбрыми, но послушными власти, ответственными; девочек — скромными, богобоязненными, жалостливыми. Воспроизводились эти эталоны и в светской культуре, к примеру, в классической литературе.

Критика гендерного подхода к воспитанию

Безумный 20 век внес сумятицу и в бытовавшие в течение тысячелетий представления о мужчинах и женщинах. На волне эмансипации женщины (да и многие мужчины) утверждали, что все врожденные гендерные различия (за исключением физиологических, разумеется) — не более чем фантазии и средневековое мракобесие. А те различия, которые проявляются между взрослыми мужчинами и женщинами в социуме, как раз результат гендерного воспитания ребенка и формирования личности под влиянием стереотипов.

В 50-60-ые годы эта теория получила ряд фактических подтверждений. Многие этнографы и антропологи, изучавшие примитивные племена Африки, Азии, Америки (известность получили, к примеру, работы антрополога Маргарет Мид), в своих трудах сообщали о том, что есть народы, в которых женщины занимаются охотой и собирательством, а мужчины — воспитывают детей. Есть и масса других схем распределения гендерных ролей внутри какого-либо социума, но самое главное, что все действительно вариативно, а пресловутые «типично мужские» и «типично женские» роли и качества — не более чем миф!

Западное общество, в котором как раз начинали расцветать идеи политкорректности, мигом взяло эту концепцию в оборот. И вот выросло новое поколение, воспитанное в духе максимальной политкорректности. Как выяснилось, действительно, практически все бытовавшие доселе представления о «мужской» и «женской» стезе оказались мифом. Выяснилось, что женщины вполне способны лупить друг друга на ринге и ворочать миллионами, а мужчины наслаждаться шоппингом или вскармливанием своего младенца специально разработанной дизайнерами накладной грудью. В общем, мир сошел с ума и получал от этого исключительное удовольствие.

Гендерное воспитание детей в современном обществе

Или не получал? В 90-ые годы прошлого века специалисты сразу нескольких областей: врачи, социологи, психологи – забили тревогу. Выяснилось, что жизнь далеко не всех бизнес-вумен так прекрасна, как показывалось в голливудских фильмах: многие дамы страдали неврозами, депрессиями, нарушениями менструального цикла. Не очень благоприятным было и состояние здоровья дам, отказавшихся от материнства во имя карьеры. Как оказалось, формирование нервной и гормональной системы женщины завершается лишь с рождением ребенка.

Не лучше обстояли дела и у мужчин, чрезмерно культивирующих свое женское начало: у них возникали регулярные проблемы с детьми, которые отказывались воспринимать их как авторитет. Более того, эти проблемы проецировались и на отношения в обществе: подростки, не привыкшие к «отцовской руке» в семье, оказывались порой совершенно неуправляемы и вне ее. Анархия, неуважение к закону – вот лишь некоторые результаты изменения роли отца в воспитании ребенка.

А почему же мама не могла взять на себя мужскую роль и стать авторитетом в семье? Мама, конечно, могла, и многие мамы пытались это сделать. Но проблема в том, что определенное распределение ролей — «всепрощающая, любящая мама» и «строгий, воспитующий отец» — формировалось в течение тысячелетий и заложено в западной культуре уже на уровне архетипов: сказки, мифы, изобразительное искусство – все транслирует именно такую схему внутрисемейных взаимоотношений. Поэтому ребенок, «с пеленок» получавший именно такое представление о семье, подсознательно не мог поставить маму на место папы (и наоборот).

Свою лепту в развенчание представлений о гендерном тождестве внесли и многие исследования. К примеру, в книге «Развитие ребенка и его взаимоотношений с окружающими» (авторы – коллектив американских педагогов и психологов) описан такой эксперимент: годовалых детей, мальчиков и девочек отделили от мам барьером. В результате девочки останавливались рядом с барьером и начинали плакать, а мальчики старались обойти его, чтобы оказаться рядом с матерями. Или вот еще один недавний эксперимент (2010 год): детям разных полов в возрасте от 6 месяцев до 3 лет предлагали на выбор игрушки, «типично девочковые» (кукол, мишек) или «типично мальчиковые». И даже в самой младшей возрастной группе (до 14 месяцев) девочки однозначно предпочитали кукол, а мальчики выбирали машинки.

Получается, что врожденные психологические различия между мальчиками и девочками существуют: они по-разному воспринимают информацию, выстраивают отношения с окружающими. Значит ли это, что нужно вернуться к гендерному воспитанию детей?

Конечно, универсального ответа на этот вопрос не существует: все дети и все семьи уникальны. Тем не менее если вы хотите «на выходе» получить гармоничную и счастливую личность, то путь к этому прост — минимум ограничений. Иными словами, если мальчик хочет играть на скрипке и заниматься живописью, не стоит ломать его и пытаться вырастить из него второго Чака Норриса. В то же время если ваша дочка обожает кукол, бантики и розовые туфельки, дайте ей возможность реализовать себя именно в этом.

Автор иллюстрации — Arthur Sarnoff

Также читайте:

detyvradost.ru

Гендерное воспитание детей – насущная необходимость или пережиток прошлого?

На протяжении тысячелетий человечество по умолчанию воспитывало свое потомство с учетом половой принадлежности. И лишь XX век перевернул в умах все представления и о полах, и о том, каким должно быть воспитание мальчиков и девочек. Феминизм и техническая революция сделали свое дело по части стирания различий между мужчинами и женщинами чуть ли не во всех областях: в поведении, в одежде, в образе жизни, в профессиональной деятельности, в распределении ролей в семье.

Но, кажется, XIX век начинает все расставлять по местам. Потому что и психологи, и педагоги, и врачи в один голос заговорили о том, что нарушения в гендерном воспитании влекут за собой тяжелые последствия как психологического, так и физиологического характера. Женщины с маскулинным (мужским) поведением чаще других женщин делают хорошую карьеру, но также и чаще остаются в одиночестве, страдают неврозами, гинекологическими расстройствами.

Мужчины с феминным (женским) поведением испытывают трудности в общении, мнительны, в семье неавторитетны, страдают нервными заболеваниями, болезнями сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта

Для того чтобы ваш сын или ваша дочь выросли и стали настоящими мужчиной и женщиной счастливыми и состоявшимися, воспитывать их по гендерному принципу нужно начинать с детства. Необходимо всегда учитывать, что с младенчества мальчики и девочки по-разному слышат, видят, говорят и чувствуют. Девочки более послушны, а мальчики хотят выделяться; девочки более работоспособны, а мальчики изобретательны; мальчики информацию воспринимают по большей части с помощью зрения, а девочки на слух. Продолжать перечь различий можно бесконечно.

Формирование половой (гендерной) принадлежности начинается у детей примерно с двух лет. Это значит, что в этом возрасте ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает осознавать, кто он: мальчик или девочка. И с этого же возраста малыши начинают разбираться в отличиях мальчиков и девочек в плане интересов и моделей поведения. Уже в два-три года они знают, например, что мальчики играют машинками, а девочки в куклы, девочки носят банты, а мальчики нет и так далее. Но, безусловно, четко позиционировать себя в обществе как будущих мужчину и женщину ребенок способен лишь в дошкольном возрасте. Поэтому так велика роль гендерного воспитания детей в детском саду.

Для формирования мужских и женских черт характера в детском дошкольном учреждении организована воспитательная среда, которая позволяет ребенку систематически проявлять и закреплять полоролевые отличия. В игровых комнатах предусмотрены зоны для ролевых игр: девочки могут поиграть с куклами «в маму», мальчики с машинками «в шофера» и так далее. Воспитатели детского сада включают в план занятий разнообразные формы работы, которые способствуют формированию гендерной принадлежности дошкольников. Это не только сюжетные игры, но и чтение детской литературы, сказок, стихов с обсуждением поведения героев, и просмотр мультфильмов с последующим анализом, танцевальные занятия.

В детском саду гендерное воспитание детей должно быть направленно на то, чтобы половая идентичность сформировалась вовремя

Кстати, зачастую именно педагогам детского сада проще, чем родителям, вовремя заметить, что гендерное развитие ребенка отстает, ведь у воспитателя ребенок перед глазами в течение целого дня. Родителям стоит внимательнее прислушиваться к советам педагогов и психологов детского сада по гендерному воспитанию дошкольников. Особенно если наблюдаются какие-либо несоответствия в поведении ребенка. Например, если ребенок предпочитает играть в игрушки противоположного пола, в играх чаще выступает в роли персонажа противоположного пола, стремится вести себя по типу противоположного пола и так далее.

Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, существенно повлияет на развитие ребенка. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе. Тем не менее, гендерное воспитание детей не означает, что ребенку абсолютно не нужно прививать те или иные навыки, свойственные противоположному полу. Напротив, если мальчик и девочка будут владеть большим разнообразием навыков, это поможет им добиться более высоких результатов в будущем. А роль взрослых, как родителей, так и воспитателей детского сада, должна заключаться в том, чтобы открыть перед детьми всю широту возможностей современного общества и помочь им реализоваться с учетом врожденных и приобретенных способностей, индивидуальных черт, гендерных особенностей, а также потребностей ребенка.

www.wday.ru

Гендерное воспитание – ошибки не должно быть | Журнал “По-женски”

Думала ли Клара Цеткин и другие женщины, борцы за равноправие, к чему оно приведет? Мужчина, с грудью и в шикарном платье, валяющийся на диване перед монитором, женщина с бородой и бутылкой пива щеголяющая по улице,  щедро осыпая матом, тех, кто встал на ее пути.

Женщина добилась своих прав, может дом сама построить, возглавить крупное предприятие, ругаться матом и нести на себе груз семейного бытия. Довольна и счастлива? Сомнительно!

Мужчины, ранее возмущающиеся, что женщина столько денег тратит на косметику, теперь  сам и ей пользуется. Зачем ему гвозди заколачивать, или деньги зарабатывать,  когда есть мама, жена, которые все знают и все могут. А что же женщины? Они возмущаются бездействием мужчин и тут же, «я сама», «давай я это сделаю».

Куда катится мир? К исчезновению разницы полов? Мир, наверное, сошел с ума!  Быть может, мы сами его таким делаем? Может быть, вернуть гендерное воспитание?

Девочкам «розовое», мальчикам голубое»

Забирая из родильного дома новорожденного мальчика, перевязывают голубой ленточкой, девочку розовой и далее мальчикам покупают одежду голубого цвета, девочки одеты в розовое. Мальчики катают машинки и играют в солдатики, девочки играют в куклы.

Так было всегда! Это и есть гендерное воспитание!

«Ге́ндер (от английского слова gender, от латинского слова genus – «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это  полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми» Википедия

«Гендерное воспитание – половое воспитание с позиций гендерного подхода предполагает гармонизацию полоролевого взаимодействия на принципе равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности». И.В.Кичева

Мальчиков издревле воспитывали воинами, добытчиками, защитниками, девочек будущими мамами, хранительницами очага.

Природа поделила на мальчиков и девочек

Матушка природа поделила весь мир на мальчиков и девочек, так зачем с ней спорить и идти вопреки ей. К такому мнению приходят психологи, как зарубежные, так и отечественные. Они считают, что ребенка надо с пеленок приучать к определенному полу.

Женщины и мужчины по-разному  устроены, разная у них физиология и разная программа развития. У девочек и мальчиков разные гормоны, разное мышление.

Задача гендерного воспитания развить природные задатки, направить их в нужное русло. Должна быть четкая идентификация полов. Тогда юноше не захочется краситься и надевать платье, а девушке отращивать бороду.

Кто я

«Кто я»? – такой вопрос  часто мучает малышей, родители которых

мальчиков одевают как девочек, девочек как мальчиков. Ладно, цветовая гамма, и одежда,  так они еще сыновей куколками называют, «прелестной малышкой», «рыбкой». Казалось бы «чем бы дитя ни тешилось», в данном  случае мама или папа, считают: какая разница, как ребенка называть и во что его одевать. Долой стереотипы! Но, оказывается это небезобидно для психики малыша.

До двух лет ребенок не понимает и не различает половую принадлежность. Но малыш растет и развивается и в два года он уже понимает, к какому полу он относится. К 3-4 годам, он у уже четко представляет,  что есть дяди и тети. Из девочек вырастают тети, из мальчиков дяди.

Как ребенку разобраться «кто он»: мальчик или девочка, если его то так, то так назовут? Мало того, что мама «зайкой» называет, еще и прохожие девочкой зовут, потому, как одет он ярко, как девочка. Ну, а коли малыш не знает кто он на самом деле: мальчик или девочка, стало быть, он и не знает на кого ему равняться на тетю Зою, или на дядю Петю?

Хотели мальчика, родилась девочка

Одним родителям все равно, кто родится: мальчик или девочка, а другим непременно  сына подавай, или дочку. И, когда ребенок рождается другого пола, ни того, которого они страстно желали, после первых минут горя и разочарования, они начинают сына воспитывать, ка дочь и наоборот. В такой ситуации малыш знает кто он: мальчик или девочка, но он получает искаженное представление, каким должен быть мужчина, и какой должна быть женщина.

«Если человеку постоянно твердить, что он свинья, то он захрюкает», так и в данной ситуации, если дочь приучали давать сдачу, быть смелой, а с мальчиком сюсюкались, мальчик вырастает с женскими чертами характера, а девочка с мужскими.

Гендерное воспитание призывает: «Ошибки не должно быть! Мальчиков надо воспитывать как будущих мужчин, девочек, как будущих женщин».

Негуманно идти против природы и формировать в дочери мужские качества, а в сыне женские. Ребенок  будет чувствовать  себя несчастным, чувствуя родительское неприятие. Не надо спорить с природой, ребенок не виноват, что родился не того пола, которого хотелось маме или папе.

Авторитарный стиль воспитания

Иногда родители, сами того не желая, подавляют волю ребенка, от чего он становится нерешительным и стеснительным. Если девочки такие качества  присущи, то мальчику с набором таких качеств неуютно, и он предпочитает играть с девочками, с ними ему комфортнее, нежели  в компании мальчишек-задир. Налицо авторитарный стиль воспитания!

Пугаться такой ситуации не стоит, лучше постараться ее исправить. Каким образом? Больше доверять сыну, стараться предоставлять возможность проявить себя. Хвалить и поощрять за проявление мужских  качеств. К примеру, донес сумки, защитил девочку, забил гвоздь. Родители должны предоставить ребенку возможность  чаще бывать в мужской компании.

Не стоит родителям волноваться и если у них озорная дочь, которая не хочет заплетать косички и гоняет с пацанами футбол. Просто шустрая и энергичная девочка! Возможно, вы еще ее будете гордиться.

Гендерные рамки

Не лучшим образом отражается на детях боязнь родителей зайти за гендерные рамки. Это когда родители, говоря простыми словами, попросту «загоняют детей в угол». Девочке нельзя с мальчишками гонять футбол, коротко стричь волосы и играть в машинки. Сыну нельзя носить одежду розового цвета, отращивать волосы, плакать и смотреть в сторону кукол. Не дай Бог! «С этого все и начинается, – думают родители, – потом вырастет  неизвестно что, толи баба, толи мужик. Со стыда лопнешь»

Ученые считают, что родители не просто ошибаются, они не правы, думая, что от этого сын или дочь захотят сменить пол. Сексуальная ориентация  закладывается на генетическом уровне. Виноваты хромосомы! И тут уже ничего не поделаешь!

Исследования показывают, что истинных гомосексуалистов  на Земле 2%. Но в современном мире «их пруд пруди». Да, это так, и с этим не поспоришь! Откуда они берутся?

Жесткая система запретов, может вызвать бунт в сознании, и ребенок начинает делать все наперекор. Дань моде, желание прославиться и просто пиар!

Наличие черт характера присущих противоположному полу, вовсе не означает ошибку природы. Женщины могут быть супер смелыми и амбициозными, вести за собой народ, а мужчины могут быть «меланхоликами». Это нормально, все люди разные, такими их природа создала. Родители могут помочь направить чадо в нужное русло, но никак не менять. Против природы не пойдешь!

Развить черты характера, помочь раскрыть таланты и все лучшее, что заложено в ребенке – это задача родителей.

Малыш, появившись на свет, уже личность, и никто не вправе требовать от него быть идеальным, соответствовать  стандартным требованиям. Каждый человек уникален! Привить лучшие качества можно и нужно, но не «переделывать» его пол.

Нужно ли гендерное воспитание?

Если с природой не поспоришь, то зачем нужно гендерное воспитание? Прежде всего для того чтобы ребенок с детства понимал свою жизненную роль. Настоящим мужчина вырастает не от того, что он в куклы не играет, а потому что он знает роль мужчины, к чему этот статус обязывает, равно, как и девочка с детства должна знать о своем предназначении.

Дети должны различать пол и твердо знать, что есть мальчики, а есть девочки: «он» и «она», а ни «оно».

Посмотрите еще по теме:

po-zhenski.ru

Гендерное воспитание. Государственное учреждение образования “Озерская средняя школа”

Важнейшая цель гендерного образования – создание условий для максимальной самореализации мальчиков и девочек, юношей и девушек в процессе педагогического взаимодействия.

Гендерное воспитание в школе:

  • позволяет сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации в какой-либо сфере жизни и дает возможность выпускникам школ осуществить свободный выбор путей и форм своей самореализации;
  • предполагает гармонизацию поло-ролевого взаимодействия на основаниях эгалитаризма как принципа равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности;
  • осуществлять гендерный подход в образовании детей — значит ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.

Цели гендерного воспитания в школе:

  1.  преодоление гендерных стереотипов, которые мешают успешному развитию личности ребенка, мальчика и девочки.
  2. внедрение гендерных подходов в школе благоприятствует развитию партнерских отношений между полами, воспитывает их в духе толерантности.
  3. создание таких условий для воспитания юношей и девушек, в которых,  их развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать проявлению и позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт;относительно безболезненному приспособлению подрастающего поколения к реалиям полоролевых отношений в обществе и эффективному полоролевому обособлению в социуме.
  4. воспитание у молодых людей гендерной культуры, которая понимается как интегральное образование личности, отражающее меру и способ ее гендерной социализации, эффективность взаимодействия с лицами противоположного пола и готовность к осуществлению семейных функций

Консультация для родителей

«Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье»

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.

Часто родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу “так, как воспитывали меня”.

Рекомендации по воспитанию девочек:

Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои “женские секреты”: мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к “женским” домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, – что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

Рекомендации по воспитанию мальчиков:

Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.

Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.

Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).

Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.

Формировать в мальчиках чувство ответственности.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Обязательно должен быть физический, телесный контакт – для повышения самооценки мальчика.

Мама – ЗАБОТИТСЯ, а папа – ФОРМИРУЕТ мужчину.

Задача родителей – проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.


Консультация для педагогов «Особенности гендерного воспитания в начальной школе»

      В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально – биологических, либо биосоциальных закономерностей.
Воспитание и развитие мальчиков настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. К сожалению каждый из нас живет в одном мире и нам не дано попасть в мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир мыслей, понятий, отношений и негласных правил. И поэтому нам иногда кажется, что второго мира нет, нет другого образца поведения, кроме нашего собственного. Но если нам не дано пожить в другом мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим помочь маленькому человеку раскрыть свои уникальные возможности, данные ему своим полом, если хотим воспитать мужчину и женщину, а не бесполых существ.
Для обозначения социального взаимодействия мужчин и женщин и было заимствовано английское слово “гендер”.
Гендер (от английского gender, от лат. gens – род) – обозначает «социальный пол», т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Половая принадлежность ребенка – важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.
Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.
Мальчики и девочки разные. Разные с социальной, биологической и психологической точек зрения.
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:
• в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
• организации внимания;
• в формах активации эмоций;
• в мотивации деятельности и оценки достижений;
• в поведении.
У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки.
У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.
У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.
Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Девочки:
• быстрее схватывают новый материал;
• легче усваивают алгоритмы и правила;
• любят задания на повторение;
• чаще используют ближнее зрение;
• воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее;
• лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
• новую информацию анализируют с помощью левого полушария.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка .
Мальчики:
• труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
• им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;
• лучше выполняют задания на сообразительность;
• не терпят однообразия;
• лучше выполняют задания при ярком свете;
• новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).
Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную плоскость: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки.
А каковы особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек?
Опрос родителей относительно индивидуальных особенностей поведенческих характеристик детей дает возможность считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, не сдержаны, нетерпимы, не уверены в себе и даже более агрессивны, чем девочки. По-видимому, в большинстве случаев это действительно так. Однако надо иметь в виду, что наше видение ребенка не всегда объективно отражает то, что есть на самом деле.
Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.
Учителя начальных классов должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков, но им трудно понять эту сторону жизни мальчика — они-то сами другие. Вот и получается, что педагог долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от нее, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, т. к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если вся ваша речь сводится к двум словам: “ты плохой”, — то чего вы ждете от мальчика? Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно — чем же вы недовольны.
Мальчик и девочка — это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать — зависит только от нас с вами.
Общей целью воспитания является создание условий для само актуализации в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественной, художественной, физкультурно-спортивной, в свободном общении. Жизнь классного коллектива должна быть насыщенной и разнообразной: тематические классные часы, интеллектуальные игры и недели школьной науки, походы и экскурсии, вечера встречи и акции милосердия, спортивные состязания и эстафеты, посещение театров и музеев, выставки собственных работ и творческие вечера, лагеря отдыха, прогулки на природу и чаепития. Да много ещё чего есть увлекательного для школьников-малышей.
Особого внимания и такта требуют девочки и мальчики, перенесшие травмы детства»: ссоры в семье, распад семьи, уход одного из родителей, жизнь в неблагополучной семье, с родителями алкоголиками и наркоманами, половая распущенность родителей, различного рода посягательства на половую неприкосновенность детей. Эти дети нуждаются в специальной педагогической поддержке – в решение проблем, связанных с душевным здоровьем, с психологической реабилитацией, социальной адаптацией в мире взрослых и детей.
Другой аспект деятельности педагога начальных классов в решение задач поло ролевого воспитания – это формирование адекватного отношения девочек и мальчиков к противоположному полу.
Истинные мужественность и женственность воспитываются. Более того, их формирование не побочная, а важнейшая задача воспитания. Ее решение – необходимое условие счастья детей в будущем. Педагогическая грамотность родителей проявляется в том, насколько им удается воплотить в дочери идеал женственности, а в сыне мужественности. Порой они делают это неосознанно или в силу традиций. Пример родителей, их поведение, внешние и внутренние качества, нравственные взаимоотношения между членами семьи являются самым действенным средством поло ролевого воспитания.
Умелая подборка художественных произведений на данную тему (литературы, живописи, музыке), умение с их помощью решать педагогические задачи, умело проведенные этические беседы – вот в чем задача учителя. Вот некоторые темы для обсуждения с детьми:
• Что такое семья? Что такое общество? Место семьи в обществе. Разные поколения в семье.
• Взаимопомощь в семье. Обязанности родителей (продолжение рода, воспитание детей).
• Периоды в жизни человека (до рождения, грудной период, детство, отрочество, юность, зрелость, старость), их основные особенности.
• Мужские и женские роли в семье и в обществе, основные различия между мужчиной и женщинами, лежащие в основе разделения ролей. Как лучше организовать взаимодействие членов семьи в домашних делах.
• Мальчики и девочки должны лучше знать друг друга. Значение дружбы между ними.
• Особенности мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Различия и сходство между ними. Их положительные качества. Необходимость ценить и учитывать эти качества.
• В чем состоит истинная сила и слабость человека. Значение духовной и физической силы. Проявления жестокости – признак внутренней слабости человека.
• Продолжение рода в животном мире. Понятие о наследственности.
ЦЕЛИ:
– познакомить детей с мужскими и женскими половыми ролями;
– объяснить младшим школьникам, что не всем можно подражать, что у кумиров тоже есть качества, которые не стоит перенимать;
– научить мальчиков и девочек сотрудничать;
– объяснить, что не стыдно дружить с детьми другого пола;
– формировать взаимное уважение мальчиков и девочек;
– учить мальчиков защищать девочек, не обижать их;
– объяснить, что значит мужественность и женственность;
– объяснить значение мужчины и женщины в семье.
На уроках окружающего мира проводятся уроки на темы: «Строение мальчика и девочки»; «Рождение ребенка» и т.д.
Цель: знакомство со строением мужчины и женщины и их физиологическим развитием.
На уроках литературного чтения можно прочитать такие рассказы:
• К.Д. Ушинский “Сила не право”, Сказка “Два брата”, Е. Пермяк “Для чего нужны руки”,
• В.Осеева “Сыновья”, В.Бороздин “Тренировки”, Н.Найдёнова “Мама”, С.Маршак “Усатый — полосатый”, С. Михалков “Важные дела”.
Также можно включать мальчиков и девочек в совместную работу на уроках, внеклассных мероприятиях.
• Цели: сплочение класса. Формирование положительного отношения к противоположному полу.
• Поздравление мальчиков. Подготовка к празднику 23 февраля.
• Поздравление девочек. Подготовка к празднику 8 Марта.
• Праздник «Иван да Марья».
Большую помощь в гендерном воспитании детей оказывает работа с родителями. Можно приглашать на собрании школьного врача и психолога.
Примерные лекции для родителей
• Психосексуальное развитие ребенка от 0 до 7 лет. Возрастные особенности младшего школьника.
• Основные этапы психосексуального развития. Пол ребенка: родительские ожидания и предпочтения. Родительское поведение. Половые различия в поведении, сексуальное поведение. ?Развитие половой сферы младшего школьника, пол и характер. Дружба и любовь. Психогигиена пола.
• Роль семьи в психосексуальном развитии детей. Ребенок и окружающие его люди: взаимоотношения со сверстниками вне семьи; взаимоотношение братьев и сестер; взаимоотношения с взрослыми в семье.
• Усвоение ребенком образцов супружеского поведения в своей семье.
Анкета для родителей
В анкете вопросы, с помощью которых выясняется осведомлённость и просвещённость родителей о проблемах психосексуального воспитания и поло ролевого развития ребёнка в семье.
• Стимулируете ли вы в процессе воспитания соответствие ребёнка к его половой роли?
• Кто больше занимается в вашей семье воспитанием ребёнка?
• К кому больше привязан ребёнок?
• Важно ли уделять внимание психосексуальному воспитанию детей?
• Способны ли вы ответить на вопросы почему, как, откуда, какая должна быть девочка, каким должен быть мальчик?
• Читаете ли вы с ребёнком литературу, касающуюся вопросов психосексуального воспитания?
• Рассказываете ли вы своему ребёнку, как он появился на свет?
• Читаете ли вы литературу о том, как именно воспитывать девочку и как мальчика?
• Как вы реагируете на вопрос ребёнка о телесном различии полов?
Памятка для родителей при общении с мальчиками и девочками.
• Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
• Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
• Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.
• Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
• Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
• Старайтесь, давая задание мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
• С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
Таким образом в школе гендерное образование в первую очередь должно быть направлено на преодоление гендерных стереотипов. Мужчина и женщина – это не две противоположности. Это всего лишь два разных пола, но одного рода – люди. И поэтому это должно не мешать, а наоборот способствовать развитию каждого мальчика и девочки. Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.


​КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: “ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В СЕМЬЕ”

БУКЛЕТ “ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ – СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ”

БУКЛЕТ “ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ”

ozery.schools.by

Гендерное воспитание – детей дошкольного возраста, в школе, в семье, в доу

В чем суть гендерного воспитания современного подрастающего поколения? Какие проблемы встречаются? Как справляются со своей задачей в ДОУ, школе и в семье? На такие вопросы стоит знать ответ каждому родителю и педагогу.

С первых лет жизни малыша каждый родитель начинает воспитывать сильного защитника, который не плачет, из мальчика, и нежную аккуратную маленькую принцессу из девочки.

Хотя многие не задумываются, что такое гендерное воспитание, все же прививают с младенчества черты, которые должны быть у того или иного полового рода.

Гендер, то есть род – это воспитание детей согласно общепринятым в социуме представлениям о ролях мужчин и женщин.

Еще недавно ребенок воспитывался согласно строгим законам. Функции мужчины и женщины в экономическом, социальном, религиозном плане были различными. Весь упор делался именно на то, чтобы роды вникали в суть своего предназначения как можно раньше.

Религиозные взгляды были непрекословными, невозможно было даже подумать о том, чтобы воспитывать детей без четкого распределения на полы.

На основе христианских ценностей диктовались каноны для разных полов, нарушение которых жестоко каралось, вплоть до сожжения на костре. Люди неординарного мировоззрения встречались и тогда, но касалось это, скорее, представителей, причастных к чему-то божественному.

В 20 веке традиционные взгляды полностью разрушились, и представление о мужчине и женщине в корне изменилось. Появились работы этнографов, в которых рассматривается жизнь дальних стран, Где считается нормой возведение дома представительницей прекрасного пола, а воспитание ребенка – мужчиной.

На фоне нового подхода к гендерному воспитанию выросло новое поколение. Оказалось, слабый пол может вполне справиться с обязанностями, которые всегда считались истинно мужскими, и наоборот.

Проблема гендерного воспитания все так же важна, как и раньше, но уже с учетом современных взглядов. Программа, как дошкольная, так и школьная, против строгого разделения по ролям.

В воспитательном процессе ориентация идет на прививание представителю мужского пола не только силы воли. Важно, чтобы в конкретной ситуации мужчина был добрым, мягким, чутким, заботливым, уважал окружающих.

Женщина также уже не должна быть исключительно покорной хранительницей домашнего очага. Начиная с сада, ее учат быть сильной духом, иметь свое мнение, чтобы достичь успехов в карьере. Но не стоит забывать, что женственность – не менее важная черта.

Развитием гендера должны заниматься родители, а также педагоги в ДОУ, затем в школе.

Основной целью разделения по гендеру является создание тех условий, при которых человек сможет себя идентифицировать как представителя конкретного пола. Важно:

  • закрепить половую роль;
  • сформировать культуру личности;
  • сформировать понимание и готовность исполнить свою роль в разных ситуациях;
  • вызвать стремление к пониманию в отношениях между полами;

Важный момент – опереться на личностные особенности, а не на сложившиеся стереотипы.

От педагогов и родителей зависит, справится ли с проблемой социализации ребенок, ведь идентификация себя как мужчины и женщины является неотъемлемой частью общего определения роли.

Вырастая, человек столкнется с множеством гендерных стереотипов, преодолеть которые ему придется самостоятельно. Поэтому важно подготовить ребенка к этому.

Задача такого воспитания сводится к тому, чтобы не создавать ограничений в выборе игр, в проявлении чувств, но при этом не забывать про необходимость прививать главные черты настоящего мужчины и женщины-матери.

 

Ваше чадо желает играть на пианино или танцевать? – Прекрасно. Не стоит твердить, что это не мужское занятие. Но и не ломайте девочку, смысл жизни которой – платья принцессы и косметика.

В каждом возрасте должен быть особенный подход к развитию женского и мужского начала. На каждом жизненном этапе у ребенка свои потребности и вопросы, ответы на которые ему будут интересны.

Дошкольников

К двум годам ребенок начинает понимать, что есть разделение по родам. Он может обозначить себя как мальчика или девочку. В 7 лет малыш понимает, что его гендер – на всю жизнь, и он не изменится ни при желании, ни при возникновении определенной ситуации.

В условиях детского сада проводится воспитательная работа гендерного начала с помощью:

  • организации игр;
  • чтения сказок;
  • пословиц;
  • изучения колыбельных песен и т. д.

Каждый день должен быть распланирован с учетом родовой принадлежности. Это возможно при использовании таких методов:

  • игр;
  • схем-действий;
  • познавательно-развивающих бесед;
  • при создании проблемных ситуаций;

Вот основные способы мотивировать малышей к деятельности:

  • привлечь к игре;
  • вызвать желание помочь кому-то из взрослых;
  • призвать к действиям за вознаграждение.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста возлагается на плечи женщины, поэтому большее количество занятий ориентировано на представительниц своего пола. Важно обеспечить разный подход к мальчикам и девочкам.

Основные направления:

  1. При обучении девочки лучше усваивают информацию на слух, мальчики же – визуально. Им просто необходимо провести тактильный осмотр, только тогда есть высокие шансы, что материал будет воспринят.
  2. Необходимо проводить дидактические игры: «Кем я хочу стать», «Одень куклу Таню», «Одень куклу Ваню», «Профессии», «Чем занимается папа, мама» и т. д.
  3. При планировании музыкального занятия также стоит учитывать особенности разных полов.
  4. На театральном занятии – при правильном распределении ролей.
  5. На занятиях по физкультуре в ДОУ должны применяться упражнения и игры согласно гендеру. Мальчики предпочитают подвижные игры, на выносливость.

В группе стоит обустроить зоны для игр отдельно для девочек (парикмахерская, прачечная) и для мальчиков (гараж, уголок для строителя). При этом нужно научить распределять роли в сюжетно-ролевой игре согласно своему полу.

В младшей школе

Исследования показали, что девочки быстрее схватывают:

  • математические алгоритмы, разбираются лучше в схемах;
  • запоминают правила;
  • могут разделить без усилий целое на части.

Девочки предпочитают задания, в которых необходимо опираться на фантазию (придумать сказку, историю). Действует слуховая память. Обращают внимание на мелочи, могут лучше сосредоточиться при шуме.

Мальчикам легче усвоить материал:

  • используя в качестве примера конкретные жизненные ситуации;
  • тренируясь на практике складывать алгоритм;
  • на занятиях русского языка мальчики не пользуются правилами, а опираются на практические знания.

Мальчишки – юные исследователи, которым нужно во всем докопаться до истины путем проб и ошибок. Чаще добиваются успехов в математике, имеют хорошую зрительную память. В отличие от представительниц противоположного пола с легкостью представляют мысленно объемную фигуру.

При построении вопроса стоит учесть, что главное – конкретика. Необходимо сделать упор при организации учебного процесса на повторение и закрепление, тогда когда девочки запоминают услышанное сразу.

Школьники младших классов по-разному относятся и к соревнованиям. Мальчики всегда готовы доказать свое совершенство, а вот при выборе игры для девочек, в которой стоит соперничать, необходимо быть аккуратным. Есть риски, что все участницы между собой перессорятся.

Подростков-старшеклассников

Темы гендерной принадлежности затрагиваются и в старших классах школы. Педагоги должны поднимать вопросы, которые помогут определить свою социальную роль согласно полу.

Для реализации задач школьной программы вводятся факультативы, проводится классный час, рассматриваются ситуации на примерах литературных произведений.

На этом этапе важно посвятить много времени таким темам:

  • воспитание;
  • сексуальное просвещение;
  • супружеская жизнь и распределение ролей мужа/жены, матери/отца.

Используются такие методы, как:

  • беседа;
  • открытые разговоры;
  • ролевые игры;
  • поиск ответа на проблемный вопрос;
  • анализ сочинения с акцентом на гендер героя;
  • разделенный физический труд и т. д.

Чтобы заинтересовать ученика, внеклассное мероприятие стоит разнообразить показом фильмов, иллюстративного материала, журналов. Чтобы занятие было успешным, необходимо позволить школьнику принимать участие.

В семье

Отец и мать – пример для своего ребенка. Мальчик будет копировать модель поведения папы, а дочь – матери. В дальнейшем дети создают свои семьи и повторяют все увиденное.

От родителей зависит, какую роль в будущем мальчик или девочка будет играть в собственной семье. Главное – мужчина не должен перевоплотиться из охотника и кормильца в потребителя, но при этом, не должен и забывать о том, что воспитание детей возлагается на плечи не только женщины.

Представительница слабого пола также не должна становиться главой семьи, на которой держится весь дом.

Не стоит долго оберегать ребенка от тематики интимной жизни. Если затянуть с этой информацией, то подросток узнает обо всем на улице. Важно сформировать правильные взгляды на отношение между представителями разных полов, подготовить к семейной жизни.

Стоит отвечать на вопросы, которые возникают у малыша с дошкольного возраста об отличиях гендеров. Если он не услышит ответ, пойдет интересоваться к другим, а это уже трудно проконтролировать.

Главное – говорите правду, но согласно возрасту. Истории об аистах и капусте пусть останутся вне вашей беседы.

Родители должны также участвовать в ролевых играх, отображая реальную жизнь: магазин, больницу, семью и т. д.

Нужно создать крепкие отношения со своим чадом, проявлять любовь. Это залог того, что ребенок не будет искать ласки в интимных отношениях с противоположным полом в подростковом возрасте. Задача, которую стоит выполнить взрослому – взять ответственность за сексуальное просвещение молодежи.

Современная система образования более подстроена под особенности девочек, поскольку требует усидчивости и внимания, которого от мальчишек добиться тяжело. Ее необходимо усовершенствовать, а это возможно при общих усилиях и педагогов, и родителей.

У сегодняшних мальчиков и девочек восприятие своей родовой принадлежности искажено. Юная леди становится грубой, прямолинейной, нетерпеливой, а защитник дублирует поведение воспитательниц, учительниц, медсестер, общаться с которыми ему приходится довольно часто. Культура поведения как доблестного рыцаря по отношению к даме не знакома мужчинам.

Часто и игры не соответствуют полу малыша. Из-за этого появляется проблема при разделении ролей, договориться участникам игрового процесса трудно.

Мальчишка далеко не всегда поспешит на помощь девочке, когда нужно применить физическую силу, а девчонка не стремится проявить заботу и аккуратность.

Многие педагоги считают целью гендерного воспитания возвращение к традиционным ценностям. По их мнению, необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы воспитать из мальчика активного, решительного, смелого, инициативного мужчину, а из девочки – добрую, отзывчивую, сострадательную женщину.

Другие выступают оппонентами такого мнения, и утверждают, что традиционный подход не отвечает требованиям современного общества. Сегодня можно встретить мастера педикюра – мужчину, а директора ремонтной компании – женщину. А следование стереотипам не позволяет добиться равенства полов, о котором так много говорят.

Согласно такой точке зрения цель гендерного воспитания – в формировании толерантности, уважения к противоположному полу, равенство.

Представители разных полов не имеют четких чувств, свойственных их роду. Растет число нетрадиционного поведения молодых людей. Вина – это отсутствие правильного гендерного воспитания.

У юноши и девушки могут возникать проблемы в построении прочных отношений с противоположным полом, если нет четкого понимания своего гендера.

Таких проблем можно избежать, уделяя внимание гендерному образованию с юного возраста. Это общая задача педагогов и родителей, реализация которой приведет к развитию полноценной счастливой личности.

Видео: Введение в понятие

gopsy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *