Познавательное

Духовно нравственное воспитание в семье – Статья по теме: Духовно-нравственное воспитание в семье | скачать бесплатно

Духовно-нравственное воспитание в семье.

Беседа: Духовно-нравственное воспитание в семье.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня я хочу поговорить с вами о духовно-нравственном воспитании в семье.

К своему выступлению хочу процитировать немецкого писателя-сатирика

С. Бранта

«Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители – пример ему.

А дом его – большая крепость»

Эти слова как нельзя лучше отражают идею воспитания ребёнка в семье.

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области образования определяют проблемы духовности и морали .

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, товарищества, активного отношения к действительности, глубокого уважения к людям.

Только в тесном контакте с семьей можно решить проблемы духовно- нравственного воспитания. Так как в семье закладываются основы духовной культуры человека.  В семье ребенок с раннего детства, еще до того, когда он начинает ясно осознавать свои поступки и четко контролировать свое поведение, усваивает язык и веру, образ мышления, картину мира, мнения по поводу кардинальных проблем бытия. Семья и семейные ценности представляют собой важные элементы культуры, являются необходимыми и значимыми для человека на протяжении веков.

От того, насколько марально, строятся отношения в семье, какие ценности, интересы в ней находятся на первом месте, в значительной степени зависит, каким вырастит ребенок.

Культура отношений родителей друг к другу в семье служит примером поведения в той или иной ситуации для ребенка. Ведь авторитет родителей всегда находится на высоте в сознании ребенка. Каково будет его духовно-нравственное становление, как личности, зависит только от родителей.

Чтобы вырастить и воспитать ребенка, приходится многим жертвовать. Есть жертвы, которые действительно необходимы ребёнку, и жертвы, которые вовсе необязательны и даже вредны. Одна из бед домашней педагогики в том, что родители гораздо чаще склонны приносить как раз ненужные жертвы. Лишнее лакомство, подчеркнуто предназначенное только для ребенка, лишняя обновка в ущерб чему-то, гораздо более необходимому для семьи, могут повлечь за собой появление предпосылок совсем нежелательных личностных качеств вашего ребёнка.

Какие же жертвы благотворны? Давайте изживём недостатки своего характера, чтобы не подавать дурного примера детям. Откажемся от вредных привычек. Пожертвуем временем, которое мы проводим за разговорами по телефону, – Давайте поиграем с ребенком вместе.

Известный педагог А.С. Макаренко писал: «Нужны упражнения в нравственных поступках». Позвольте ребенку быть щедрым с вами, с окружающими, приятелями-сверстниками. Дайте ему свободу чем-то жертвовать: пусть он делится тем, что имеет, делает подарки, дарит кому-то свое время. И не бойтесь вырастить разиню и простачка.

Большое влияние на воспитание нравственности оказывают чувства, связывающие друг с другом отца и мать. Эти чувства родители почему-то стесняются проявлять перед детьми. Муж обнимет жену, хочет её поцеловать, а она, шокированная, отстраняется: «Что ты? Здесь же дети». Ну и что? Разве не будут примером для ребенка нежные чувства родителей?

Переживание стыда за недостойное поведение – переживание в высшей степени благотворное. Зная это, родители стремятся при всяком удобном случае усилить и закрепить ощущение стыда у ребенка посредством долгих упреков и объяснений, отчего и почему должно быть стыдно. Но совесть, стыд – чувства потаенные, их редко выставляют напоказ, напротив, стараются скрыть от посторонних. Прикосновение к этому сокровенному должно быть тактичным и осторожным. Пока вы длинно стыдите и укоряете ребенка, совесть, вместо того, чтобы заговорить громче, частенько вовсе замолкает, сменяясь скукой и раздражением.

Мы недооцениваем порой значение воспитания личности – самобытной, своеобразной. Как зачастую рано мы начинаем подгонять ребенка под воображаемый образец, понуждаем его быть «как все» («Так никто не делает!», «Посмотри, разве кто-нибудь так одевается?»). Добиваясь послушания, мы просто для удобства ссылаемся на авторитет общественного мнения, которое якобы не простит ребенку того, сего, пятого, десятого. Потом мы не признаем за ребенком права на самостоятельность мышления, на самобытность взглядов («Ишь, что выдумал!», «По-твоему, другие глупее тебя?», «Рано тебе ещё рассуждать»). Нельзя воспитывать пренебрежение к мнению окружающих, но нельзя прививать и безусловное, безоговорочное подчинение этому мнению, даже наперекор тому, что тебе кажется нужным и верным. Подводя итог своему выступлению, я хотела бы рассказать вам

Притчу о «Проросшем семечке»

Однажды ученики пришли к старцу и спросили его:

– Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно и остаются непрочны в нём?

– Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю?- спросил старец.

– Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастёт, даст больной росток и худой плод,- ответили ученики.

– Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.

Ученики возблагодарили старца за поучение и удалились в размышлении.

В заключении я хотела бы дать некоторые Советы родителям:

  • Сегодня, когда ваш ребенок проснётся – скажите ему «доброе утро».

  • Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, потом идите по своим делам.

  • Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем стенам, в которых живет семья. Вернувшись домой, говорите чаще: «А все-таки как хорошо у нас дома!».

  • Когда ребенок выходит из дома, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен!».

  • Внимательно следите: не оказываете ли вы внимания и ласки одному ребенку больше, чем другому. Дети крайне щепетильны в вопросах справедливости.

  • Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идет воспитание.

  • Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.

  • Ребенок часто не понимает, отчего мы сердимся. В каждом его поступке есть действия, и есть намерения. Не сердитесь за дурные действия, не давая себе труда увидеть невинное или даже благое намерение.

  • Самое трудное в воспитании – научить ребенка человеколюбию. Любить людей бывает трудно. Хвалите ребенка, но еще чаще хвалите людей в его присутствии.

  • В человеческой жизни есть два пика активности в ведении дневников: 15 и 32 года. Уважайте подростка, ведущего дневник. Если вы вошли в комнату и видите, что дочь или сын что-то пишут, оставьте ребенка, ни о чем не спрашивайте.

  • Иногда говорят: пусть поплачет, ничего не случится. А слезы вовсе не безопасны для детской души.

  • Учите детей во всех бедах уповать на лучшее, ожидать его. Бойтесь вырастить детей, не умеющих надеяться.

  • Какую радость вы доставили детям в последний раз? Знаете ли вы хотя бы, что им в радость? Не бойтесь, радостью ребенка не испортить.

  • Какую бы ошибку не совершил ваш ребёнок, направляйте его по правильному пути, поддерживайте его, любите его так, чтобы он об этом знал.

Уважаемые родители, желаю вам удачного воспитания детей, и пусть ваши дети будут вашей гордостью, вашей надеждой и опорой.

intolimp.org

Семья-основа духовно-нравственного воспитания личности

МОУ «Сергиевская СОШ»

Беляева Светлана Александровна

Учитель английского языка

Семья-основа духовно-нравственного воспитания личности

Современная система духовно-нравственного воспитания связана с многовековыми традициями семейного воспитания. В России семья традиционно являлась и является одним из важнейших институтов воспитания.

С тех пор как существует семья, главной заботой человека является воспитание детей.

Семья изменяется с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. История общества доказала: чем совершеннее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует. Еще совсем недавно считали: чем выше уровень образования, общая культура родителей, тем больше у них возможности правильно воспитывать своих детей. Сегодня большинство вступающих в брак, люди со средним и высшим образованием. Почему же у некоторых из них происходит смещение многих нравственных понятий, что неизбежно отражается на воспитании детей. Какие же насущные проблемы семьи сегодня? Они концентрируются вокруг основных вопросов семейной педагогики: нравственная позиция родителей, их гражданственность, взаимоотношения родителей и детей, совместная деятельность всех членов семьи.

Чаще всего дети возвращают родителям гораздо меньше, чем получают от них. Одни родители воспринимают этот факт с горечью, другие как само собой разумеющееся, третьи – с надеждой, что это не типично. Нет однозначного ответа на вопрос, как воспитать нравственно и духовно богатую личность.

Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество, – одна из актуальнейших проблем педагогики. Как укрепить внутреннюю нравственную стойкость человека, на которого оказывают определенное воздействие негативные факторы? Что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой или внутреннюю духовную культуру?

Ответы на эти вопросы кроются в семейном воспитании: необходимости формировать в ребенке с ранних лет умение не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость оттого, что сделал кому-то доброе дело. Путь к этому – через воспитание в родителях умения любить. Оказывается, это совсем не просто: научиться любить своих детей. Любовь к своему ребенку предполагает непрерывное изучение его потребностей и способностей, стремление создать обстановку, в которой удовлетворялись бы его потребности и развивались бы его способности. В любви к своему ребенку заложена необходимость постоянного самосовершенствования личности самого родителя.

Таким образом, выделяются три условия нравственного воспитания в семье: знание своего ребенка, включение его в систему семейных отношений и деятельности и самосовершенствование родителей.

Актуальной задачей является воспитание у детей нравственно- волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма. Дети, у которых к началу обучения в школе не была развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Позднее это может привести к неуспеваемости, недисциплинированности.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка к труду. В семье нравственный смысл труда особенно нагляден для ребенка. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, разнообразны, а необходимость их выполнения очевидна (особенно в хозяйственно- бытовом и ручном труде). Ребенок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи. Характерные мотивы труда в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость, чувство долга перед семьей.

Недостаточное развитие у детей нравственно- волевых качеств, которые проявляются в труде, обусловлено неумением родителей использовать существующие методы воспитания таких качеств, как самостоятельность, организованность, ответственность, настойчивость.

Хозяйственно-бытовой, ручной труд, труд по уходу за растениями и животными –наиболее эффективен для воспитания в условиях семьи таких качеств как самостоятельность, организованность , настойчивость, ответственность. Родители должны вносить в трудовую деятельность своего ребенка нравственные мотивы: оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие, заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами закреплять эту связь, вызывать у ребенка стремление качественно довести работу до нужного результата. Труд должен приносить радость.Труд укрепляет физические силы ребенка, здоровье ребенка. Он требует внимания, сообразительности, сосредоточенности, тренирует память, развивает мышление.

Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили свое время в праздности, которая порождает лень.

Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее духовное качество, которое воспитывается у детей в семье. Гуманная направленность личности ребенка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием. Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на различных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя взамен. Особенности проявления заботливости у детей во многом зависит от условий семейного воспитания. В одних семьях родители вдумчиво относятся к вопросам нравственного воспитания. Но встречаются семьи, в которых общая атмосфера определяется потребительскими запросами родителей, отсутствием интереса к вопросам нравственного воспитания. В таких семьях отсутствует проявление заботливости между членами семьи. Дети из таких семей в школе могут позаботиться о других лишь под непосредственным влиянием учителя или воспитателя, которого они уважают или любят. Заслужив похвалу взрослого упорным, но посильным трудом ребенок будет возвращаться к такой трудной , но радостной работе. Одобрение родителей укрепляет его самолюбие, которое стимулирует труд.

Родителям необходимо помнить, что ребенок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости к окружающим людям., успешно происходит в тех семьях, где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям.

  • Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Необходимо с ранних лет воспитывать у детей интерес к событиям, происходящим в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории.

У детей родители должны формировать эмоциональное отношение к родной стране, уважение к государственной символике, чувство гордости к достижениям наших людей, интерес к жизни народов, их культуре, знакомить с достопримечательностями своей страны, посещать выставки, музеи.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании школьников играет влияние природы на духовный мир человека. Нашим детям доступны для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания можно разделить на две большие категории: к первой относятся знания, расширяющие кругозор школьников, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй- знания, определяющие правила поведения человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней.

Анализ семейного воспитания показывает, что большинство родителей считают ознакомление с природой важным средством всестороннего воспитания. Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы вызывает у человека удивление, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Необходимо научить ребенка вслушиваться в красоту, беречь природу, заботливо относиться к животному и растительному миру.

К.Д.Ушинский был убежден в том, что тот ребенок несчастен, который вырос, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами. «Зовите меня варваром в педагогике, – писал он, – но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

Ценностным средством воспитания являются семейные традиции, передающиеся из поколения в поколение, нормы поведения. Это могут быть: интересное проведение дней рождений членов семьи, день памяти родных, возложение цветов к памятникам воинам.

Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.

Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношений между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать значительной формирующей силой. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к взрослым помогает преодолевать ряд трудностей, создавать радостную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому – все это способствует выполнению семьей главной задачи-воспитания детей.

Литература:

  1. Дик Н.Ф. Веселые классные часы в 7-9 классах. Ростов-на Дону. Феникс.2005

  2. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. М..Просвещение.1989.

  3. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. М.1988

infourok.ru

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка



В наши дни российское общество переживает не лучшее время. Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям оказались дети. В силу возраста ещё не имея поддержки внутренней, они во многом утратили поддержку внешнюю — семьи.

Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица. (Влияние семьи на развитие ребенка составляет 40 %; средств массовой информации — 30 %; школы — 20 %; улицы — 10 %).

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие — в первую очередь, духовная культура семьи. Дух, который царит в семье, дух которым живут родители, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании его внутреннего мира.

Духовно-нравственное воспитание, как развитие основных способностей, является не только первостепенной задачей, но и средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье.

Пока подобная разобщенность не будет преодолена, пока не будет достигнуто духовной общности в семье, мало что удастся сделать в духовно-нравственном воспитании детей.

В 1928 году протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье… Вне семьи и мимо семьи религиозное оживление не сможет иметь исторического влияния. Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья».

Но на сегодняшний день ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере (а часто даже и фрагментарно) не в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачу своего духовного возрастания, духовно-нравственного воспитания своих детей и взаимодействия в этом процессе. Причины такой несостоятельности известны. Это утрата традиционного для православной культуры понимания воспитания (семейного воспитания, в первую очередь) как добровольного крестоношения, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление отношений духовной общности с детьми. Это и отсутствие у родителей (или наличие искаженных) знаний о законах духовной жизни и закономерностях духовно-нравственного становления человека, неграмотность современных родителей в вопросах приоритетов развития и воспитания в различные периоды детства, скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания, недостаток личного живого духовного опыта и родителей, и педагогов, духовная немощь сегодняшних детей.

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. В современной России произошли перемены. Они коснулись и изначальных ролей мужчины и женщины. Женщина перестала быть хранительницей, а мужчина основным добытчиком и защитником. Древнее предназначение женщины, хранительницы семейных традиций отошло на вторые роли. Также изменились и взгляды на понятие «семьи», на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью — семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крыше, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям. Поэтому, традиции — это основа уклада семьи, семьи — дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности. Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей. Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей. С семьи начинается и приобщение к культуре, религии ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, идеалы. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. К примеру, когда за вечернем чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что бы и дети также высказывали свои мнения. Полезный обычай — разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее. Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни. Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего- то вкусного, а именно проделыванию чего- то особенного и весёлого. Для детей все праздники — необычные и сказочные, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.

Семейные отношения — в первую очередь духовные отношения. Воспитание юношей и девушек основывалось на понимании того, что половые отношения возможны только в рамках семьи и должны быть освящены благодатным союзом в таинстве венчания. Юношей и девушек всем укладом жизни семьи приучали к стыдливости. Однако духовная основа семейных отношений по мере закрытия храмов и воздействия атеистической идеологии постепенно исчезла. Потеря духовной основы семьи, страха Божия, постепенно приводила к более свободным, точнее, распущенным отношениям, о которых все же не принято было говорить, на социальном уровне такие отношения даже осуждались. Между тем внешние проявления жизни, такие, как рост числа разводов, увеличение количества абортов, свидетельствовали о наличии проблем в семейных отношениях. В православной семье весь уклад жизни связан с церковным календарем.В современном мире проявлять благородство, гостеприимство, доброту и умение даже повседневные заботы и личные проблемы осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам.

Целью таких форм является содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания. Помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей, содействие родителям, бабушкам, дедушкам и другим членам семьи в овладении навыками творческой семейной педагогики.В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Видимым проявлением семейной жизни является дом. Дом — это место, где разворачивается и телесная, и душевная, и духовная жизнь семьи.Семья и дом являются для наших детей духовной крепостью, которая защищает их от искушений мира сего. Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против этих искушений? Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. Мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в своих воспитательных целях все, что есть в нем положительного. Прежде всего, семья становится источником любви для детей. Атмосфера семьи сильно влияет на формирование душевного образа ребенка, определяет развитие детских чувств, детского мышления. Эту общую атмосферу можно назвать «мироощущением семьи». Выросшие в атмосфере любви дети несут ее в себе и дальше, создавая свои семьи, наполняют этой любовью землю. Любовь есть единственная творческая сила.Итак, семья создана как источник любви и творческой силы для всего человечества. Нет любви — и любая методология воспитательного процесса обречена на провал.

Кроме этого, данная тема актуальна еще и потому, что многие родители не знают, как воспитывать детей в духе христианской веры. По данным исследований А. Стрижёва, сплошь и рядом родители сообщают детям такие религиозные понятия, которые они не воспринимают или слабо воспринимают. Нередко в наше время впадают в другую крайность — ничего не сообщают детям, воображая, что оставление детей в религиозном вакууме будто бы охраняет «естественное» развитие души. Нередко родители превращают Божество в детских глазах в какую-то карательную инстанцию. Родители учат не любви к Богу, развивают не творческое устремление детской души к Тому, Кто все создал и все сохраняет, а развивают страх перед Богом. Это необычайно вредно отзывается на детской душе и имеет свое образное отражение.

Иногда родители учат своих детей лжи собственным примером, когда говорят ложь в их присутствии, они спокойно произносят ее, как совершенную истину. Но на ребенка, которому еще не приходилось изменять чувству истины, эта ложь действует поразительным образом: он возмущается ею и никак не может понять, как его мать, учившая его говорить всегда правду, теперь говорит, что ее нет дома, когда она сидит на кухне. Не нужно наказывать детей за их искренность, откровенность, хоть бы она не нравилась, ставила в неловкое положение. Не нужно заставлять детей говорить о чувстве радости, любви, благодарности, печали, соболезнование, когда известно, что на самом деле в душе его нет и тени этих чувств; подобное принуждение — это прямое приучение к пустым, хоть и вежливым фразам, приучение к лицемерию и притворству.

Современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства, становиться носителями духовной культуры, осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним, учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться сегодня нам всем.

Литература:
  1. Бородина А. В. Основы православной культуры. М.: Покров, 2003.
  2. Викторович В. А. Россия и славянский мир. История, язык, культура. М.: Три квадрата, 2008.
  3. Печников Б. А. Рыцари церкви. М.: Политиздат, 1991.
  4. Рогов А. Русский народ. Православие. М.: Олма-Пресс, 2008.
  5. Гараджа В. И. «Религиоведение» М. «Аспект Пресс», 1994 г.
  6. Крывелев И. А. «История религий» М. «Мысль», 1975 г.
  7. Мчедлов М. П. «Религия и современность» М. Издательство политической литературы, 1982 г.
  8. Радугин А. А., Радугин К. А. «Социология» М. «Центр», 1997 г.
  9. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986 г.
  10. Элиаде М. Космос и история. М., 1987.
  11. Яблокова И. Н. «Основы религиоведения», 1994 г.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура.

moluch.ru

Духовно-нравственное воспитание в семье и школе | «Образование Ямала»

Соцкая К.В.

методист отдела информационно-аналитической и методической работы

ГБУ ЯНАО «РЦПВ»

г. Ноябрьск

Соцкая К.В.

методист отдела информационно-аналитической

и методической работы

 ГБУ ЯНАО «РЦПВ», г. Ноябрьск

 

Духовно-нравственное воспитание в семье и школе

 

Семья – это крепость, на которую враг человеческий не устаёт нападать.

Сегодня очень много говорят о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, но влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы и средств массовой информации.

Цель и мотив воспитания ребенка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка.

Главная задача  воспитания в семье это духовно-нравственное воспитание. Ядром духовно-нравственного формирования личности маленького человека становится та среда, в которой он живет, обучается и проводит свободное время. В ней происходит становление личности. Та духовная пища, которой живут родители и педагоги, становится определяющим фактором формирования внутреннего мира ребёнка. Моральная сторона воспитания состоит в цепочке нравственных идеалов и ценностей. Вследствие чего определяется личностное мировоззрение, отражающее поведение в обществе Божьего мира.

В современное время  даже связь семьи с образовательными учреждениями, не всегда дает положительный результат в духовном и нравственном воспитании подрастающего поколения. 

Опираясь на свой педагогической опыт, могу сформулировать несколько собственных убеждений по воспитанию.

Итак:

·      Уважение к личности ребёнка.

Ребенок является индивидуальной личностью. А значит, он имеет право на свой собственный внутренний мир. Думаю не все взрослые люди, позволяют себе копаться в чужих вещах, подслушивать личные разговоры, читать чужие переписки. Но зато мы совершенно просто можем это всё применить в отношении собственных чад. Если дети узнают это или застают родителей в таких обстоятельствах, то моментально переставали с ними разговаривать. Конечно, маленький ребёнок, во всех отношениях зависит от родителей. Но это не значит, что родители должны показывать своё превосходство над детьми. Детская душа – собственность Бога, дарованная родителям на воспитание. Цель воспитания – научить ребенка отличать добро от зла. Обязанность отца и матери помочь понять деткам, что красиво, что безобразно, что высоко, а что низко. В православных семьях родители знают, что молитва о детях многое может переменить их судьбе. Поэтому самым сильным инструментом является родительская молитва о детках, слезы раскаяния своих и детских грехах.

·      Смысл настоящего.

Воспитательная задача состоит в том, чтобы «дать ребёнку жить». Любите своих детей безгранично. Эта любовь предаст им сил. Ребёнок имеет право на внимание к его проблемам и отказ от родительского диктата. Не нужно нарушать его свободу. Радует, когда родители не пытаются ставить себя над ребёнком, а просто находятся рядом.

·      Значение действия и возможность раскаяния.

Родители и детки – все детища одного Отца. Первая заповедь о любви к ближнему: Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, поступайте и вы с ними. (Мф. 7,12) – разве это не пример для воспитания? Но многие родители поступаю безрассудно и жестоко. Не смотря на то, что на Таинстве исповеди мы стремимся получить прощение, когда совесть мучает нас. Зачастую многие пренебрегают покаянием сына или дочери, в тот момент, когда приходит осознание и примирение у детей. Необходимо простить, тем самым дать урок милости и любви. Схема проста: согрешил – искренне покайся и постарайся больше этого не совершать. Не дергайте ребёнка каждый раз, запрещая всё на свете. Учите его думать, отличать добро от зла. Учите оценивать поступки глазами Святого Писания. Не хорошо, когда психика детей травмируется отчаянием. Прощайте детей своих. Это знак любви. А значит, он сделает многое…

В обществе, идеалом которого являются успех и процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства. Становиться носителями духовной культуры, осваивать свою родительскую роль как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним. Учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться сегодня нам всем.
В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании, вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка, в лучшем случае – за счет психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.

В связи с этим предполагается, что взаимодействие образовательных учреждений и семьи окажется эффективнее, если будет реализовываться как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых формах совместных детско-родительских семинаров, общих активных занятий по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности и иных вариантах сотрудничества в целях профилактики трудностей и разрешения конфликтов.

В последние годы в педагогической практике начато использование элементов системной работы по педагогическому сопровождению семьи в рамках региональных, муниципальных образований, на уровне отдельных образовательных учреждений. К тому же отечественная школа, признавая ведущую роль семьи в воспитании, всегда старалась поддержать семью, помочь семье в решении воспитательных задач. Хотя и самой школе, системе образования нужна помощь, в первую очередь, со стороны Русской Православной Церкви, здоровых сил общества и государства. Содержание духовно-нравственного воспитания и детей, и родителей в процессе педагогического сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания необходимо должно быть сориентировано на сферу православной культуры, которая не сводится только к вероучительным моментам, но живится подлинно христианским Духом. Подтвердить эту мысль можно, немного перефразировав слова одного из писем святителя Игнатия Брянчанинова: «Знайте, что паче всех ваших наставлений словами жизнь ваша будет самым сильным наставлением для детей».

Духовные ценности  российского общества и семья Россия –  страна великой культуры и высокой духовности.  Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас выше, чем богатство и власть.  В 90-е годы прошлого столетия

в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений.  Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону, труду, на отношение человека к человеку.  Налицо смена ценностных ориентиров.  Вместо традиционных ценностей приходят «новые»,  менее обременительные.  Вместо долга,  обязательности предпочтение отдается безответственности, совесть уступает место практицизму, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения полов. Практически речь идет о

духовном кризисе человека и общества. Бездуховность размывает в такой же мере и семью.  Рождение новой семьи церковь скрепляла венчанием. Конечно, венчание само по себе еще не является гарантией прочного и счастливого семейного союза. Сегодня оно становится таким же традиционным ритуалом,  как посещение свадебным кортежем “вечного огня”  и других памятных мест.

Распад семьи,  разводы,  стали более привычным явлением,  чем благополучные семьи.  Хотелось бы напомнить еще об одной больной проблеме нашего общества — беспризорных и безнадзорных детях,  сиротах при живых родителях. Даже в годы войны сирот было меньше, чем сейчас. Государством стали приниматься серьезные усилия для преодоления этого социального недуга. Настоящим бедствием в стране стали аборты.  Следствием   социальной напряженности в семье является разрушение психосоциальных механизмов, связанных с потерей ценностных, жизненных ориентаций. В семье большое место стал занимать принцип недостаточности,  который включает в себя:  деньги,  вещи,  успех, признание со стороны и т.д.  В связи с этим в нашем обществе получили обширное распространение различные фобии.  Эксперты считают,  что такие показатели прямое свидетельство резкого снижения статуса мужчины в семье.

В иерархии семейных ценностей в России всегда на первом месте находились традиции, тесно связанные с трудом,  трудовой деятельностью людей.  Основополагающим качеством в человеке считалось трудолюбие. Праздность и леность осуждались и высмеивались в русском обществе. Утрата в наши дни воспитания на основе трудовой этики — серьезная проблема. Ситуация сейчас такова,  что часто главным воспитателем детей становится либо телевидение, либо Интернет. Молодежь сейчас располагает широким выбором развлечений для ума,  и чтение среди них –  не самое популярное занятие.  

Наркомания,  пьянство,  отказ от своих детей и престарелых родителей,  другие общественные пороки повергают семью поистине в бедственное состояние. Сохранение этих разрушительных процессов в обществе и семье ставит под вопрос перспективу сохранения русского народа.   Когда-то писатель Виктор Астафьев сказал: «Как в семье, так и в стране». И его слова действительно оказались пророческими.  Если посмотреть на динамику развития института российской семьи,  то мы заметим,  как она зеркально отображает состояние государства.

Супружество есть сочетание радости и страдания. Церковь и предупреждает брачующихся, ставя им в образец святых мучеников и приглашая их подражать их примеру – терпеливому и радостному несению в семейной жизни Креста Христова. Имея в виду, что требует христианский брак и предвидя трудности, имея благодатные дары Святого Духа, подаваемые в таинстве брака, у мужа и жены вырабатывается подлинная христианская психология, и кажущееся бремя супружества становится легким и отрадным.

Благополучие семьи,  общества и судьба каждого человека зависит от того,  насколько прочен союз людей,  занимающих в жизни четыре главные должности:  врача,  учителя, библиотекаря и священника.

В 1928 году протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит, очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье… Вне семьи и мимо семьи религиозное оживление не сможет иметь исторического влияния. Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья…».

 

 

Литература

1. Голод С. И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал. 1996. № 3/4.

2. Ильин И.А. О русской идеи/И.А.Ильин//Русская идея.-М., 1992

3. Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. М., 2007.

4. Лисовский В.Т.  Духовный мир и ценностные ориентации молодежи

России/ В.Т.Лисовский.-СПб., 2000. 

5. Хилл.Р.  Современные тенденции в теории семьи //Социальные исследования.

Проблемы брака, семьи и демографии. Вып.4. – М., 1970.

6. Юревич А., Д.Ушаков «Нравственность в современной России» //газета «Вести», 2010.

7. http://www.isras.ru/socis.html

8. http://arhiv.oodvrs.ru/article/index.php?id_article=356&id_page=29

9. http://duhovnik.com/node/296

 

 

yamal-obr.ru

Духовно–нравственное воспитание ребёнка в современной семье | «Образование Ямала»

Вечкилева Людмила Петровна

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад «Ручеёк»

г. Ноябрьск

В семье начинается воспитание, закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды.  На моральном здоровье семьи строится последующая жизнь человека, его общественная деятельность.

Только духовная деятельность, направляемая родителями и осуществляемая ими в постоянном диалоге с детьми, позволяет ожидать существенных для их духовного развития результатов. Самое главное заключается не в том, чтобы как можно больше дать знаний и полезных умений формирующейся личности ребёнка, а в том, чтобы развить его духовные способности, пробудить в нем готовность вдумчиво и разумно действовать во всех ситуациях, с которыми он встречается в своей повседневной жизни.

Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды. Наличие противоречий между этими нормами в реальной жизни еще более повышает роль родителей как избирательного «передатчика» детям значимой информации, как своеобразного «фильтра» ненужной или вредной информации, приносимой извне.

Отмечая роль семьи как доминантного фактора духовно-нравственного воспитания, следует подчеркнуть, что здесь недостаточно только одного понимания родителями и семьёй в целом своей роли и даже готовности ее выполнять. Необходим соответствующий уровень духовно-нравственной, эстетической, правовой культуры самой семьи как среды и субъекта воспитания. Именно она призвана преобразовать культуру как систему духовно-нравственных ценностей в индивидуальную культуру личности и поведения детей, транслировать в их сознание и чувства культурную информацию, обеспечивать ее усвоение детьми, развивать на этой основе потребности, интересы, мотивы, привычки, формировать общечеловеческие ценности, высокую нравственную позицию и постоянное стремление к познанию и самосовершенствованию.

Духовно –  нравственное воспитание ребёнка в современной семье

Крепкие здоровые, духовные семьи- мощное государство.

В Древней Руси подлинное образование неразрывно было связано с православием. «Сверхцелью» педагогического процесса, неразрывно связанного со всей жизнью общества, выступало приобщение человека к Богу, направление его на путь истинный, на путь спасения. Эта цель могла быть достигнута как путем познания, так и путем дел (образа жизни). В православной традиции приоритет отдавался второму пути, хотя первый не отвергался. Этот кодекс состоял из трех наук, или строений: то были строение душевное – учение о долге душевном, или спасении души, строение мирское – наука о гражданском общежитии и строение домовое -наука о хозяйственном домоводстве. Усвоение этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования в древней Руси».

От того, какие «первые главные» слова слышит ребенок дома: «мама, тятя, Бог» или «деньги, нажива», зависит его будущее. По мнению русского философа И.А. Ильина, воспитание, а, следовательно, и образование детей есть не что иное, как пробуждение их «бессознательного чувствилища к национально-духовному опыту…». В своей работе «Национальное воспитание – путь духовного обновления» он писал: «Покажи  мне, как ты веруешь и молишься; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать», как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки – скажи мне все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын; и все это зависит не от твоего сознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного».

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства … Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребёнка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Роль семьи в формировании и развитии личности

У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Одна из ведущих функций семьи – воспитательная, которая включает в себя не только целенаправленное воспитательное воздействие на детей, но и на всю систему взаимоотношений внутри семьи, формирующих личность подростка, поощряющих одни и смягчающих другие типы поведения.

Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Какими бы прекрасными ни были наши детские сады, самыми главными в формировании у детей разума, мысли, являются мать и отец. Их сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей.

Труд над ребёнком, как основа воспитания, был заповедан ещё евреям в Писаниях Ветхого завета. «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его», – говорится в книге Премудрости Иисуса Сына Сирохова (30, 13) Дух семьи  – это то, что в первую очередь формирует душу подрастающего ребёнка. Отсюда существует теснейшая связь души родителей и детей. Епископ Феофан Затворник пишет: «Есть непостижимая для нас связь души родителей с душой детей». «Яблочко от яблони недалеко падает», так гласит народная мудрость».  их личность.  

Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.  Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров – все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения. . Реальные поступки – вот что формирует поведение ребенка, а не только слова и нравоучения.

Справедливость этой пословицы  подтверждается вновь и вновь: ребёнок с младенчества во многом повторяет своих отца и мать. И благо, если родители живут благочестиво – это высокий залог того, что ребёнок день за днём наблюдая их жизнь, подражая им, также навыкает благочестию и живёт духовной жизнью. . Часто мы путаем, считая, что воспитывать – это влиять. А воспитывать  – это питать и душу, и плоть, и дух.

Понятие семьи в современном обществе

 Сейчас семья переживает тяжёлые времена, и не только в России, но и во всём мире. В условиях нашего времени семья всё хуже реализует свою главную функцию- воспитание детей, проблемы семьи обострились до крайности. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм, пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражается на воспитании детей. Вопросы спасения семьи и духовно – нравственного воспитания детей уже не раз рассматривались на самом высоком церковном уровне. Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года принял Социальную концепцию Церкви, где вопросы охраны семьи, материнства и детства были обозначены как первоочередные задачи церковного служения  в миру.

В Священном Писании сказано, что главой семьи является муж, он должен почитать Бога, жена должна смиряться перед мужем, а дети должны почитать своих родителей. Мы же видим, что муж перестал чтить Бога, жить по Его воле и стал проявлять непослушание. Следствием этого стало то, что жена оказывает непослушание своему мужу. А у двух непослушных людей вырастает третий непослушный – ребёнок.  Сейчас очень много проблем и трагедий оттого, что дети не почитают , не уважают, не хотят слушать  родителей, которых Бог дал, чтобы они сохранили чадо, привели к благочестивому духовному житию. Поэтому надо понимать, что семейная жизнь –  это прежде всего духовная жизнь. Только человек духовный может правильно строить отношения с другим человеком, воспитывать своих детей.

Православную семью называют «малой Церковью. В ней, по примеру Церкви, существует своя , домашняя иерархия: отец слушается Бога, мать – отца, дети – отца и мать. Таково живое семейное древо, правильно растущее, с крепкими корнями и зелёными ветвями. Во главу угла в семейных отношениях должен быть поставлен дух взаимопонимания и любви, который проповедует Церковь и выражением которого является внешняя церковная жизнь. В отношениях между родителями и детьми не должно быть места недоверию, обману, недоброжелательству. Но доверие и любовь совершенно не исключают принципа послушания и дисциплины – крепкого фундамента воспитания. В виде преамбулы можно сказать, что православная семья в современном мире – это товар штучный. Православных людей на свете не так много. Они ичисляются сотнями, а уж православных семей и того меньше.

В наши дни в светском семейном воспитании господствует другой принцип – демократический принцип равенства родителей и детей. Бытует мнение, пришедшее к нам из так называемых «свободных» стран, что ребёнок  -это саморазвивающаяся личность, которая должна расти «раскрепощённой», не встречая в своём развитии никаких «преград».  Ребёнку, которого воспитывают по этой системе, всё дозволено, любые его прихоти и желания тут же удовлетворяются. Так, некоторые родители проявляют свою любовь к детям, всё им разрешая: часами смотреть телевизор, гулять (а точнее болтаться) на улице сколько захотят. Вообще, – делать всё, что им заблагорассудиться.

Православная Церковь категорически не преемлет такой установки. Наша культурная традиция воспитания, складывавшаяся в течении веков способствует раскрытию личности ребёнка не путём вседозволенности и непомерного развития его «я», а вопреки им – путём обучения воздержанию. 

Главное, если вкратце определить суть национальной православной системы воспитания, – это стремление ввести ребёнка во взрослую жизнь узкими вратами послушания   и воздержания, которые впоследствии дадут ему возможность самостоятельно противостоять злу вне и внутри себя. Только такое воспитание научит ребёнка правильно ориентироваться в мире, правильно строить отношения с людьми, а быть может, защитит его и от психических срывов и заболеваний.

Модная ныне вседозволенность и так называемое « свободное воспитание» приводит прежде всего к тому, что нарушаются правильные иерархаические отношения в семье, ребёнок совершенно перестаёт уважать родителей, начинает говорить с ними пренебрежительно, позволяет себе оскорблять их достоинство, а в подростковом возрасте просто отворачивается от них.

Почему подросток отторгается от домашнего очага? Опять же в силу того, что развращённый вседозволенностью, он стремиться всё к новым наслаждениям, к новым, не испытанным ещё ощущениям. В подростковом возрасте в нём всё сильнее действуют страсти, с которыми он не привык бороться.

Воспитывая ребёнка, родители вольно или невольно – словом, делом, своим примером – формируют в нём некую систему идеалов и авторитетов. Поэтому основное внимание родителей должно быть направлено на свой духовный рост, на воспитание самого себя. Кто себя не сумел воспитать, как сумеет воспитать другую душу? Воспитание в церковной семье приводит его к высшему идеалу – ко Христу, и если ребёнок усваивает этот идеал, то любые другие «системы ценностей» отступают перед ним в детской душе, потому что не идут с ним ни в какое сравнение. А главным авторитетом для ребёнка должны быть его родители, отец и мать, – иначе их место неизбежно займут другие люди.  Родителям надо учитывать, что враг беспрестанно сеет плевелы в душе неокрепшей, неразумной, податливой. Поэтому надо засевать самим душу, интересоваться всем, чем интересуются дети и помогать им разбираться, что на пользу душе, а что во вред. Поэтому главное контакт с детьми и добрая совесть  перед Богом.

 

3. Задачи и основы семейного воспитания

Когда же должен начинаться труд над душой ребёнка?  С того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир 

Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе человека и культуре страны, где он появился на свет Так, например, профессор А.Г. Харчев представляет семью как систему взаимоотношений супругов, родителей и детей, как малую социальную группу, в которой подросток приобретает свой первый опыт, овладевает знаниями, способами поведения, нормативными и ценностными представлениями. В семье он знакомится с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями, представителями старшего поколения как нечто само собой разумеющееся. Взрослыми создаётся определённая атмосфера взаимодействия, где с первых дней жизни ребёнка происходит становление его личности.

В первый год жизни ребенка основная забота родителей заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиенические условия. В этот период ребенок уже заявляет о своих потребностях, реагирует на приятные и неприятные впечатления и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научиться различать потребности и капризы, так как потребности ребенка должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом, ребенок в семье получает свои первые нравственные уроки, без которых у него не может быть выработана система нравственных привычек и понятий.

На втором году жизни воспитание ребенка строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за границы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.

Дошкольники и младшие школьники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе.

Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив.

В ответ на вопрос: «Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с самого раннего возраста? о. Александр Ельчанинов пишет так: « В детстве – сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию. Сила воображения, отсутствие жестокости и окаменелости. Это именно та почва, в которой посеянное даёт урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. Оттого так важно держать детей ближе к Церкви, это напитает их на всю жизнь».

Литература.

1.Игумен Георгий (Шестун) Православная семья. – Москва: Издательство «Воскресная школа», Институт экспертизы образовательных программ и государственно – конфессиональных отношений,2005. – 272с.

2.Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. Издательство «Христианская жизнь» Клин 2076.

3.Подвиг семейного воспитания. – М.; Храм Трёх Святителей на Кулишках, 2000. – 288с.- (Уроки воспитания)

4.Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. М.; «Центр БЛАГО», 1997. – 144с

5.Священномученик Владимир митрополит Киевский и Галицкий. Азбука православного воспитания. Издательство ООО «Аксиос», 2002г. Православное братство во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

6.Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы» М., 1996

7.Щеголева Е.В. Как воспитать ребёнка православным. 300 мудрых советов родителям. – М.; Издательский Совет Русской Православной Церкви. Издательство «Даръ», 2006. – 288с.

 

yamal-obr.ru

Духовно- нравственное воспитание в семье

Духовно-нравственные основы личности зарождаются и произрастают в семье.

Духовно-нравственные принципы семьи

Лекция для родителей.

«Духовно- нравственное воспитание в семье.»

 

Выполнила:  Фадеева О.Н., воспитатель МБОУ школа- интернат спортивного профиля г.Челябинска.

 

 

Добрые дети – дому венец,

злые дети – дому конец».

Русская народная пословица.

 

Духовно-нравственные основы личности зарождаются и произрастают в семье.

Однако, многие родители испытывают проблемы в общении с детьми. Одна из основных причин кризиса в семье видится в подмене семейных ценностей.  приоритетным для родителей становится вольная и роскошная жизнь, добывание денег. Духовно- нравственному воспитанию детей не придается значения.

Психологи считают, что именно в младшем возрасте дети наиболее восприимчивы к усвоению нравственных норм, правил и основ эстетического развития.

  Духовно-нравственные принципы семьи:

  • любовь, жертвенность и взаимопонимание между супругами;
  • ведение нравственного образа жизни на основе отечественных духовных традиций;
  • стремление воспитать гармонично развитых детей;
  • взаимоуважение и взаимоответственность всех членов семьи

Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на формах православного семейного уклада:

  • иерархичность взаимоотношений в семье с учетом интересов, роли и места всех ее членов. Отношения семье строились на послушании и ответственности каждого члена семьи, уважения к старшим, заботы о младших.
  • жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников.
  • уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи. Важнейшим нравственным основанием семьи служило почтительное отношение детей к родителям, которое воспитывалось в крестьянских семьях с малолетства и укреплялось в течение всей жизни каждого человека.
  • использовании в воспитании устного и изобразительного народного о творчества, фольклорных игр, совместного изготовления игрушек-самоделок,
  • посильном участии детей в трудовой деятельности семьи, обучении рукоделию и ремеслам. С раннего возраста к ребенку относились, как к будущему взрослому, трудом приобщая его к взрослой жизни, а он постепенно приобретал важную черту взрослого человека – ответственность за принятые решения.
  • общей семейной трапезе,
  • назидательном семейном чтении с последующим обсуждением прочитанного,
  • существовании семейного совета с решающим словом старшего члена семьи.

Такие традиций укрепляли духовные связи в семье, что делали семью прочной, способствовало социализации молодого поколения.

В современной России в семейном воспитании необходимо использовать традиции и формы православного семейного уклада.

У каждого члена семьи должно быть свое место в семейной иерархии. В современной семье дедушка и бабушка стоят на втором месте после родителей. Эта правильная иерархия не должна нарушаться.   Но часто негласной главой семьи является ребенок. Начнем с того, что лучших кусков в семье быть не должно вообще. У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. Иначе ребенок вырастит, а сознание, что о нем все  должны заботится останется.

 К 3-ем годам у ребенка появляется сознание своей личности, и он начинает говорить «я». В это время надо начинать приучать к послушанию. Послушание – это начало воспитания.   С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное.  

Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример.

Если вы хотите воспитать в детях чувство ответственности, вы должны в первую очередь дать возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, по домашнему хозяйству или по уходу за домашними любимцами.

       Раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение. Родители никогда не должны ссориться в присутствии детей или жаловаться им друг на друга. Дети должны видеть родителей всегда едиными.

       Для воспитания человека требуется человеческая среда, в волчьей среде вырастает волк, для воспитания взрослого человека необходима среда взрослых людей. Нынешний ребенок погружен в детскую среду. Контакт детей со взрослыми крайне ограничен. Весь же уклад современной семьи практически уничтожает связь поколений. Каждое поколение растет само по себе.

 А потом не стоит удивляться, почему они так медленно взрослеют. Они привыкли быть детьми. Когда ребенок воспитывается в семье, то от постоянного общения со взрослыми он впитывает взрослое отношение к жизни.    Если ребенок включен в жизнь взрослых, он будет развит! Нужно вместе с ребенком мыть посуду, убираться с ним по дому, приучать его к стирке (то есть приобщать его к своей взрослой жизни) – тогда есть надежда, что он будет трудолюбивым. Он радуется, что приобщается к жизни взрослых.                

   В возрасте 4-6 лет надо начинать приучать ребенка к труду. Конечно, надо учитывать и способность ребенка. Он действительно еще не способен к длительному и усидчивому кропотливому труду. Но ребенок уже должен знать, что такое труд. У него должны быть определенные обязанности по дому. Если упустить этот возраст, то потом приучать ребенка к труду будет практически бесполезно

    Огромную нравственную ценность для ребенка составляет отчий дом – уклад жизни в нем, его духовная и материальная атмосфера, воспоминания его неповторимого облика. Он является видимым показателем духовно-нравственного состояния семьи и может стать либо счастливой страной детства, либо местом, где можно только питаться и ночевать.

Ответственность родителей за воспитание проявляется и в формировании вкуса детей к классической музыке, литературе, живописи, что поможет ребенку в выборе жизненных приоритетов.

Родительская любовь к детям и ответственность за них проявляются также в определении круга общения детей. Понимая свободу, как вседозволенность, родители позволяют детям самим выбирать компанию, считая себя не вправе вмешиваться в их выбор, но еще апостол Павел предупреждал: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33).

Огромную роль для воспитания ребенка имеют игрушки и игры, но и здесь требуется внимание родителей к их выбору. Предпочтение отдается тем, которые развивают природные дарования, учат сосредоточенности и вниманию к своему внутреннему миру, памяти и сообразительности, но исключают азарт и тщеславие.

Вместе с тем, наказание – не только право родителей, но их обязанность по отношению к провинившимся детям. Педагогика, основанная на равноправии детей и взрослых, видит в наказании жестокость. Слово «наказание» – однокоренное со словами «наказ» и «показ», так как его цель научить и дать наставление в правильности избранного пути. Наказание должно быть соразмерно проступку, вызывать чувство стыда и раскаяния и не сопровождаться гневом и криком со стороны родителей. Родительское наказание должно идти навстречу совести ребенка, помогать ему в преодолении своих дурных наклонностей, учить, а не являться реакцией раздражения и возмущения.

Внимательная и справедливая оценка поведения детей проявляется не только в наказании, но и в одобрении и похвале.

Проблема многих родителей состоит в том, что они пытаются воспитывать в детях те качества, которыми сами не обладают. Курящий, пьющий или сквернословящий родитель вряд ли убедит своего ребенка не делать того, что делает сам. Это не значит, что родители должны быть идеальными в духовном и нравственном содержании, но они должны всегда работать над собой, В духовной жизни важно не то, насколько ты совершенен, а то, насколько ты способен работать над собой.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникнуть сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относится к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

 Традицией современной семьи могут стать семейные советы, обсуждение дня, общие семейные праздники, изготовление подарков, угощений, выступлений, обучение детей рукоделию.

    Семья — это жизненный центр, взращиваю­щий в душе человека вечные ценности доб­ра, красоты, разумности и любви».

 

 

 

pedsovet.org

Семейное духовно-нравственное воспитание

Внеклассное мероприятие.

Выполнил: Толмачев Никита.

Беседа: «Семейное духовно-нравственное воспитание»

«Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители – пример ему.

А дом его – большая крепость»

Себастьян Брант

Цели:

1. Научить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

2. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

3. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

Задачи:

1. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

2. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Метод: формирование сознания.

Форма: беседа.

Приемы: продуктивная работа учащихся, обсуждение заданной темы.

Средства: раздаточный материал, книга.

Ход беседы:

Духовно-нравственное воспитание – сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Стержнем духовно-нравственного воспитания является интериоризация – перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

   Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья.

   Именно в семье происходит нравственное воспитание человека. И от отношения родителей к детям, от родительской чуткости, внимания и любви зависит гармония в отношениях между родителями и детьми. Ребенок, который знает, что его дома ждут любящие отец и мать, которые всегда поддержат его, не станет убегать из дома или совершать асоциальные поступки. Развитие ребенка можно рассматривать, как двухсторонний процесс. С одной стороны, ребенок постепенно понимает окружающий мир и свое место в нем, с другой стороны развитие ребенка- это развитие чувств и воли.

   Родители могут влиять на развитие ребенка, организовав усвоение моральных норм, которые регулируют поведение человека в обществе. Эти нормы в виде образцов усваиваются ребенком.

   Именно поэтому родительство − это, действительно, великая ответственность, ведь от того, какие образцы заложат родители в душу ребенка, во многом зависит его дальнейшая судьба. По этому поводу очень точно говорил священник Валентин Марков, «… ребенок вырос не сам по себе. Он как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья – это целостный организм. И проблемы молодого росточка – это, в первую очередь, проблемы почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви».

   Ребенок с детства наблюдает за отношениями между родителями, которые становятся для него образцом, положительным или отрицательным, отношений между мужчиной и женщиной, поэтому родители должны следить за собой, в первую очередь, и сразу устранить все недостатки в себе, чтобы потом не воспитать их в ребенке. Ведь ребенок учится и хорошему и плохому у родителей.

    В зависимости от типа семьи, отношений между родителями и детьми можно говорить о нравственном и духовном воспитании в семье. Существует  традиционная классификация взаимоотношений, согласно которой выделяют три вида семейных взаимоотношений – авторитарный, демократический и попустительский . Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, которые стремятся подавить волю ребенка. Взрослые не обращают внимания на индивидуальные черты ребенка, который впоследствии вырастает безынициативным, у него нет самостоятельности и творческой жилки.

   При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых о детях. Родители пользуются авторитетом детей, основанным на доверии. Такие дети более раскрепощены и непосредственны в общении.

   При попустительском стиле родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, в результате чего дети растут сами по себе. Над детьми не контроля и они представлены самим себе, что не самым лучшим способом сказывается на их нравственном воспитании. Дети растут недисциплинированными.

  Семья, благодаря всему комплексу межличностных отношений и взаимодействия супругов, родителей и детей, создает конкретные условия для физического, психического, социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций.

   Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Основной вклад родителей в подготовку подрастающего поколения к семейной жизни заключается в формировании у ребенка отношения к семье, осознания ее личностной значимости. Именно от родителей, от успеха или неуспеха их собственного супружества во многом зависит, каким будет это отношение. Гармоничные отношения отца и матери, их забота друг о друге, о детях, стремление избежать ссор и предупредить конфликт, трудолюбие, уважение  друг к другу – все это важные предпосылки того, что выросшие дети в такой обстановке создадут прочную, счастливую семью. Социологи фиксируют: благополучие родителей в семьях способствует созданию счастливых браков у детей. Поэтому столь важны сознательные усилия родителей, направленные на то, чтобы ребенок получил широкие возможности выбора примера, идеала семейной жизни, ощутил ее прелесть (в семьях родственников, знакомых).

   Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

   Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

   Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

   Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Притча «Проросшее семечко»

Однажды ученики пришли к старцу и спросили его:

– Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно и остаются непрочны в нём?

– Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю?- спросил старец.

– Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастёт, даст больной росток и худой плод,- ответили ученики.

– Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.

Ученики возблагодарили старца за поучение и удалились в размышлении.

Литература:

  1. Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2005;

  2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001;

  3. Гранкин А.Ю., Бабаян А.В. Семья как пространство нравственности / Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность». – Пятигорск: ПГЛУ, 2005 ;

  4. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: «БРЭ», 2003.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *