Познавательное

Домики для букв гласных и согласных своими руками – Учебно-методическое пособие по логопедии по теме: «ЗВУКОВОЙ ДОМИК» НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ-ЛОГОПЕДАМ, УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЕТСКИХ САДОВ, РОДИТЕЛЯМ | скачать бесплатно

Содержание

Пособие ‘Домик буквы’

Методическая разработка: Пособие «Домик буквы» для развития фонематических процессов детей дошкольного возраста. Аннотация: Развитие фонематических процессов является необходимым условием коррекции звукопроизношения и предпосылкой успешного овладения грамотой. Хорошим помощником логопеда в этой работе может стать пособие «Домик буквы», которое создает на занятии игровую ситуацию и стимулирует активность детей.

Развитие фонематических процессов является необходимым условием коррекции звукопроизношения и предпосылкой успешного овладения грамотой. Хорошим помощником логопеда в этой работе может стать пособие «Домик буквы», которое создает на занятии игровую ситуацию и стимулирует активность детей.

Описание. Пособие представляет собой Домик, в одном из окон которого прорезано прямоугольное отверстие. Размер отверстия должен быть таким, чтобы ребенок мог без труда опустить в него картинку. Над окном размещен пластиковый кармашек – «балкон», в который вставляется буква. Задняя часть крыши прикрепляется к Домику с помощью липучек и откидывается, когда необходимо достать картинки.

Домик может быть использован для обучения детей следующим умениям:

1) Определение наличия звука в слове.

Детям предлагается выбрать из набора картинок «подарки для буквы» и опустить их в окошко. Букве «нравятся» только такие подарки, которые начинаются на её звук. (Варианты: заканчиваются данным звуком, звук есть в середине слова)

2) Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Если на балконе буква «в синем платье» – подбираем слова с твердым звуком, если в зеленом – «с мягким звуком».

3) Слоговой анализ слова, определение ударного слога.

Детям предлагается выбрать картинки с определенным количеством слогов или с определенным ударным слогом (на балкон помещается слоговая схема).

4) Звуковой анализ слова.

Детям предлагается выбрать картинки, соответствующие определенной звуковой схеме.

В каждом случае помимо выбора картинок полезно предложить детям самостоятельно придумать слово и нарисовать свою картинку.

Дети, умеющие читать и писать, могут опустить в окошко карточку с написанным словом. Детей, нетвердо усвоивших образ буквы, можно попросить нарисовать и подарить букве ее портрет.

В качестве примера приведем план логопедического занятия в средней группе с использованием «Домика буквы».

Тема: «Звук и буква А».

1. Знакомство с буквой А. Буква появляется из домика и размещается на балконе.
2. Знакомство со звуком А. Характеристика и артикуляция звука.
3. Выделение звука из ряда гласных. Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь А».
4. Определение первого гласного звука в слове. Подбор картинок на звук А. Игра «Подари подарок букве». Дети опускают картинки в домик.

5. Динамическая пауза.
6. Припоминание слов на звук А. «Что лежит в домике?»
7. Развитие психических процессов (памяти, внимания). Игры с картинками «Что пропало? Что изменилось?»
8. Работа над слоговой структурой. Отхлопывание названий картинок по слогам.
9. Развитие фонематических представлений. Самостоятельный подбор слов на звук А. «Придумай и нарисуй картинку для буквы». Дети опускают в домик свои рисунки.
10. Завершение занятия. Буква А хвалит детей и прячется в домик.

По нашим наблюдениям, детей привлекает как игровая ситуация, так и сам процесс опускания картинок в окно домика. Работа, организованная таким образом, усиливает желание найти нужную картинку, самостоятельно подобрать слово, повышает интерес детей к занятию в целом.

Люлина А.К.,
учитель-логопед

 Loading …

logoportal.ru

Удобным пособием для звуко-бук-венного анализа на протяжении всего периода обучения грамоте является изображение дома. Но дом этот ска­зочный, в нем живут не


СКАЗОЧНЫЙ ДОМ

Удобным пособием для звуко-бук-венного анализа на протяжении всего периода обучения грамоте является изображение дома. Но дом этот ска­зочный, в нем живут не люди, а звуки и буквы. При изготовлении пособия об­ратите внимание на то, что рисунки 1а и 16, 2а и 26 — парные. Они должны точно накладываться один на другой так, чтобы из-за отодвинутой во время занятий шторки показывалась буква, соответствующая данному звуку. Шторки можно делать вставными или наклеивать, как ставенки окошек. Ок­раска шторок:


  • красный цвет — обозначение
    гласных звуков (рис. 1а),

  • зеленый цвет — обозначение
    мягких согласных звуков (рис. 2а),

– — синий цвет — обозначение твер­дых согласных звуков (рис. 2а),

— желтый цвет — дополнительное
обозначение звонкости (рис. 2а),

Условные обозначения, применяе­мые при написании букв (рис. 16 и 26), взяты из карты Буквограда:


  • красный цвет букв, соответству­
    ющих гласным звукам,

  • зеленого цвета буквы Й, Ч, Щ
    (всегда мягкие звуки),

  • синего цвета буквы Ж, Ш, Ц (все­
    гда твердые звуки),

  • синего цвета с зеленой точкой
    рядом — все остальные буквы (соот-

ветствующие им звуки имеют твердый и мягкий варианты).

Буквы Ь и Ъ черного цвета.

Овладение письменной речью пред­ставляет собой установление новых связей между словом, слышимым (про­износимым) и словом, видимым (запи­сываемым). В процессе письма ребе­нок должен проделать ряд операций:


  • определить последовательность
    звуков в слова,

  • уточнить звуки и превратить слы­
    шимые в речевые (фонемы),

— перевести фонему в графему,
т. е. в рисунок буквы с учетом про­
странственного расположения всех ее
элементов.

Использование пособия

«ДОМ» для усвоения

понятия «ЗВУК»

^

И ДЛЯ БУКВ, ИХ ОБОЗНАЧАЮЩИХ

(рис. 1а, 16)

Нас окружают самые разнообраз­ные звуки: свист ветра, шелест листвы, гул машин, пение птиц, шум дождя… С самого раннего утра, проснувшись, мы слышим звон будильника, шум воды в кране и т. д. Но из множества звуков, окружающих нас, мы, как правило, вы­деляем человеческую речь.

Кажется, что говорить очень легко.

В действительности это не так. В на­шем организме над произнесением звука трудятся легкие, дыхательное горло, рот, нос, губы, язык, голосовые связки, а наши уши контролируют то, что говорит человек.

Гласные звуки легко и свободно вы­рываются наружу, не встречая на своем пути никаких преград. Их можно долго и громко петь — каждый в отдельности и последовательно переставляя:

Аааа; Оооо; Уууу; Ээээ; Ыыыы; Аа-Уу; Оо-Аа; Уу-Оо; Уу-Аа.

На рис. 1а представлена схема ар­тикуляции гласных звуков. Пока мы видим лишь степень открытия рта при произнесении того или иного гласно­го. Все окошечки закрыты шторками. За красными кружочками-шторками спрятаны гласные первого ряда, живу­щие в левой половине ДОМА на улице Певцов. За красно-зелеными шторка­ми притаились гласные второго ряда. Это обитатели правой части ДОМА, выходящей на улицу Улыбчивых пев­цов. Ребенок одновременно воспри­нимает изображение артикуляции звука и слышит его песенку. Точно так же мы слышим голос человека, спря­тавшегося за занавеской, но его са­мого не видим. Логопед (учитель или воспитатель), передвигая указку по окошкам, пропевает по очереди все гласные и фиксирует внимание детей на их артикуляции.


Схема артикуляции гласных звуко!

Рис.


^ 21


непрерывное образование

СКАЗКА О ЗВУКАХ

В одной волшебной стране жили звуки. Страна эта была совсем кро­хотная. В ней был всего 31 житель. Их никто не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. Им подпе­вали Я, Е, Ю, Ё. За певучесть и го­лосистость их прозвали гласными. Они очень дружили. Эти звуки рас­певали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого нужно узнавать все звуки и правильно их произносить.

(по А. Шибаеву)

Обычно эту сказку я зачитываю на групповом занятии. Для закрепления понятия «гласные звуки» раздаю детям кружочки красного цвета, символизи­рующие гласные звуки А, Э, О, У, Ы, И, и кружки, раскрашенные пополам в зе­леный и красный цвета, символизиру­ющие гласные звуки Я, Е, Ё, Ю, которые начинают свою песню с легкой улыбки.

Детям можно предложить следую­щие варианты упражнений:


  • логопед поет по очереди глас­
    ные, ребенок показывает соответст­
    вующий кружок;

  • логопед показывает артикуляцию
    гласного звука на таблице «ДОМА» —
    ребенок показывает на шторку и назы­
    вает гласный звук, который соответст­
    вует данной артикуляционной схеме.

Дети слушают приведенные ниже сти­хи и повторяют их вслед за педагогом.

  1. ^

  2. Гласные тянутся в песенке звонкой,
    Могут заплакать и закричать,
    Могут в кроватке баюкать ребенка,
    Но не желают свистеть и ворчать.


(В. Берестов)

^

(рис. 2а, 26)

Если воздуху при произнесении звуков приходится преодолевать пре­граду в виде губ, зубов, языка, то по­лучаются звуки, которые мы называем согласными. Чтобы произнести со­гласный звук, рот нужно прикрыть. По­этому слышится шум. Но «шумят» со­гласные по-разному. Согласные бы­вают звонкие и глухие, твердые и мяг­кие. Нельзя, например, громко про­кричать звуки Ф, П, X, Ш, так как для того, чтобы кричать, нужен голос, а у этих согласных его нет. Они звучат приглушенно и называются глухими.

А вот согласные Б, В, Г, Д, Ж, 3, а также Л, М, Н, Р — звонкие. Их можно произносить громко, они образуются с помощью голоса. Если приложить пальцы к гортани, то при произнесении

звонких согласных чувствуется вибра­ция голосовых связок. При произнесе­нии глухих согласных связки «молчат».

^

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в куч­ку, хотели поговорить, и никак… Кашлянули: -Кх! Чихнули:

Пчх!
Хмыкнули:
-Хм!

Зачем-то позвали кошку:

– Кс, Кс, Кс!
И заскучали.
..
-Тсс!

(по А. Шибаеву)

Тут придутся кстати стихи В. Бере­стова:

Согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть,

^

Ссс змеиный слышен свист,

Шшш – шуршит опавший лист,

Жжж — жуки в саду жужжат,

Ррр моторы тарахтят. Рассмотрим рис. 2а. В левой полови­не ДОМА живут громкие звуки. Окна их квартир выходят на Громкую улицу. Эта звуки барабанят, рычат, гогочут, воют,



Рис.

Рис. 26


^


жужжат, звенят, мычат, долбят и ноют. С этой же стороны на крыше ДОМА подве­шен колокол. Шторки на окнах — синие с желтой серединкой (символом звонко­сти согласного звука).

В правой половине ДОМА посели­лись пыхтелки, сопелки, шипелки, фырчалки, хохоталки, топотушки, цеп-лялки, кашлюны, чудилки и щипалки. Жильцы этой части ДОМА — безголо­сые. Окна их квартир выходят на Тихую улицу. Шторки на их окнах — синего или зеленого цвета.

На каждом этаже, на одной площад­ке живут два звука-соседа. Слева-звонкий, справа — глухой. Они имеют одну артикуляцию, но различаются от­сутствием или наличием голоса.

Приемы работы с пособием анало­гичны тем, что предложены в преды­дущем разделе.

Использование пособия «ДОМ» для изучения букв

После того, как ребята освоили по­нятие «звук», им можно предложить прослушать сказку о том, как звуки стали не только слышимыми, но и ви­димыми.

^

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, 4io зато любили петь.

Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так понравилась страна, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все они невидимки, то очень огорчился. Но он всетаки был волшебником, при­чем очень добрым. И решил он каждо­му жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, непохожее на другие. Стоило его на­деть, как сразу звук становился види­мым и превращался в букву. Букву можно было увидеть, изобразить, на­рисовать, написать.

(по А. Шибаеву)

После прослушивания сказки мож­но предложить детям открыть окошеч­ки в ДОМе (рис. 1а). Вместе с педаго­гом они еще раз проговаривают (или пропевают) все гласные звуки. Затем рассматривают буквы (рис. 16). Лого­пед обращает внимание ребят на то, что у всех букв яркие, красные платья, но выглядят они по-разному. У каждой есть свое имя, такое же, как и у звука.

Чудо-ДОМ — хо­роший помощник и при изучении букв, соответствующих согласным звукам (рис. 26).

^

Ребенок, даже не уме­ющий считать, обычно знает, на каком этаже живет он сам и его друзья. По­этому при изучении той или иной бук­вы можно приступить к порядковому счету. Например: «В доме 5 этажей. На первом этаже живут Ы и И, на вто­ром — У и Ю, на третьем — О и Ё, на четвертом — Э и Е, на пятом — А и Я». Если при этом буквам присвоить име­на: А — Аня, Я — Яна, Э — Эля, Е — Елена, О — Оля, У — Уля, Ю —Юля, И — Ира(или предложить придумать на­звания животных, птиц…), то освое­ние счета превратится в интересную игру.

Затем можно усложнить задачу и предложить посчитать не только коли­чество этажей в доме, но и количество «квартир» в двух подъездах, количест­во «квартир» на одном этаже, на двух этажах, на трех этажах…

Предлагаю несколько типов задач:


  1. Девочка Эля живет на четвертом
    этаже. Ее подружка Уля живет на вто­
    ром этаже. На сколько этажей выше
    Ули живет Эля? На сколько этажей ни­
    же Эли живет Уля?

  2. На сколько этажей должен спус­
    титься Яша, который живет на пятом
    этаже, к своему другу Юре, живущему
    на втором этаже?

  3. На какой этаж попадет девочка
    Оля, если она спустится на один этаж?
    Поднимется на один этаж?

Использование пособия «ДОМ» для закрепления правильного употребле­ния предлогов и развития пространственной ориентации

С помощью данного пособия можно отработать понятия «выше»,«ниже». Например: «Какая буква живет выше: буква А или буква Э? Какая из этих букв живет ниже?»

Точно так же можно познакомить де­тей с предлогами ПОД, НАД. Напри­мер: «Буква О живет над буквой У, бук­ва Э — под буквой А». Рекомендуется

рассмотреть все возможные варианты.

Мы знаем, что дети с речевой пато­логией плохо ориентируются в про­странстве и с трудом усваивают поня­тия: «справа», «слева», «направо», «на­лево». Предложите детям назвать все буквы, которые поселились в правой (или левой) половине ДОМА. Можно спросить ребенка, звонкие или глухие согласные живут в этой части ДОМА, и как он это определил: какие из соглас­ных могут быть только твердыми, ка­кие — только мягкими, какие могут быть и твердыми, и мягкими.

Итак, пособие «ДОМ» помогает уточнить понятия «звук» и «буква»; способствует развитию образного мышления, пространственной ориен­тации; содействует освоению поряд­кового счета и счетных операций сло­жения и вычитания.

В дальнейшем данное пособие можно использовать для дифферен­циации графем, имеющих оптиче­ское сходство, а также для различе­ния тех букв, которые дети путают по кинетическому сходству. Открывая необходимое количество шторок, вы можете детально рассмотреть с ре­бятами рисунок одной или несколь­ких букв, их заглавное, строчное или печатное изображение, если заранее приготовите разные варианты рисун­ков 16 и 26.

Литература.


  1. В. В. Волина. Веселая грам­
    матика.— М., Знание, 1995.


  2. И. Г. Выгодская. Игровые си­
    туации для профилактики дисгра-
    фии и дислексии. — М., Школа здо­
    ровья, 1996, № 1.


  3. И. Н. Садовникова. Нарушения
    письменной речи и их преодоление
    у младших школьников.


М., Владос, 1995.

userdocs.ru

Веселые липучки Дома для букв с буквами

Развивающее дидактическое пособие ковролиновый конструктор Дома для букв с буквами – это отличная возможность научить своего ребёнка в интересной игровой форме различать гласные и согласные, запомнить буквы. Фигурки легко при помощи липучек прикрепляются в домиках. Игра уже давно успешно используется в детских садах.

Ковролиновый конструктор – реализм и качество:

  • материал очень плотный и качественный, не рвётся, не мнется, не теряет форму;
  • проклейка и разрисовка – ручная работа;
  • многоразовые липучки;
  • реалистичные легко узнаваемые элементы.

В набор входят:

  • 4 дома;
  • надписи Гласные, Согласные;
  • буквы 36 штук;
  • 2 дерева, 3 элемента травы, облако 3 штуки.

Как играть?

Поселите буквы в правильные домики: гласные и согласные. Можно делать это по очереди, можно устроить среди детей соревнование, раздать каждому по домику – кто быстрее наполнит свой. Или взрослый показывает букву – кто первый правильно отгадает, тот её и забирает. Можно также спрашивать про согласные: глухой-звонкий, про гласные: один звук или два.

Буквы ходят в гости

Начинаем учиться читать. Приведите гласную букву в  гости к согласным, пусть она споет песню в паре с каждым из них. Потом наоборот какая-то согласная идет к гласным в домик. Предложите ребёнку самостоятельно выбирать букву, чтобы повысить интерес к занятию.

Дождик начинается!

Игра для весёлого запоминания названий букв. Берём несколько букв и выпускаем их гулять играть на травке. Проговариваем названия всех. Дальше прикрепим облако, символизирующее начало дождя. И теперь начинаем звать буквы в домик по имени: «Буква А, беги домой, дождь начинается». Ребёнок будет помогать буквам. Меняйтесь местами.

Волшебная история

Рассказываем историю, добавляя в неё слова, выложенные из букв. Это может быть как известная сказка, так и придуманный сюжет. Например, снесла курочка ЯИЧКО. Слово яичко должен дополнить и выложить ребёнок.

Правильно или неправильно

Игра в учителя. Выкладываем слова со смешными и понятными ребёнку ошибками: вместо СУП – СИП, пусть пробует исправить. 

liplip.club

Непоседы: Город Букв

Ребята! 

Теперь вы можете самостоятельно играть в “Город букв” и научить своих родителей 🙂


Заходите на страничку “Учимся, играя!”

Пояснения для родителей ниже в сообщении.



Азбука («Одень Буквёнка») (1 класс, интерактивное пособие)
Авторский  медиапродукт:
flash-ролик

На титульной странице пособия имеется кнопка «Вперед», по клику на которую осуществляется переход на страницу-меню. Нажатие на кнопку «красный квадрат с крестом» осуществляет выход их пособия.

Страница-меню представлена своеобразным «городом Букв». Все буквы русского алфавита «расселены» в домики согласно характеристике их звуков:

·         домик гласных (а-я, о-ё, э-е, ы-и, у-ю), ·         домик парных согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с), ·         домик сонорных согласных (й, л, м, н, р), ·         домик непарных шипящих (ч, х, ц, щ)  – и домик знаков. При нажатии на любую букву осуществляется переход на страницу этой буквы. Нажатием на кнопку «Назад» осуществляется возврат на меню.               Страница буквы (кроме знаков) представлена своеобразным «гардеробом Буквёнка». Справа – подсказки и кнопки перехода, в центре – Буквенок, которого можно одеть, слева и снизу– собственно «одежда и обувь». Нажатием на кнопку «Назад» осуществляется возврат на меню. Нажатие на кнопку «красный квадрат с крестом» осуществляет выход из пособия.

Страница-меню  «город Букв»

«Домик гласных букв»         Так называемые «гласные буквы» расположены попарно, согласно их общему гласному звуку в ударном положении и/или  согласно тому, на что указывает гласная буква стоящей перед ней согласной при чтении (кроме исключений): ·         буквы «а» и «я» – звук [а], буква «а» указывает на твердость предыдущего согласного, а буква «я» – на мягкость при чтении, ·         буквы «о» и «ё» – звук [о], буква «о» указывает на твердость предыдущего согласного, а буква «ё» – на мягкость при чтении, ·         буквы «э» и «е» – звук [э], буква «э» указывает на твердость предыдущего согласного, а буква «е» указывает на мягкость при чтении, ·         буквы «ы» и «и» не имеют общего звука, т.к. каждая – самостоятельная фонема [ы] и [и] соответственно, но буква «ы» указывает на твердость, а буква «и» – на мягкость на письме, ·         буквы «у» и «ю» – звук [у], буква «у» указывает на твердость предыдущего согласного, а буква «ю» указывает на мягкость при чтении. Порядок расположения пар сориентирован на классификацию гласных звуков по подъему: ·         [а] – нижний подъем, т.к. язык просто лежит на дне ротовой полости, ·         [о],[э] – средний подъем, т.к. одна часть спинки языка приподнята над нижним небом, ·         [и],[ы],[у] – верхний подъем, т.к. одна часть языка высоко приподнята, что позволяет использовать данный материал и для последовательной работы по отработке четкости произношения гласных звуков. При наведении на буквы «а», «о», «у», «э», «и» и «ы» клеточка окрашивается в красный цвет, тем самым происходит напоминание о том, что эти буквы обозначают только один звук, и  о том, что в русском языке есть только эти гласные звуки.
«Домик парных букв»
           Так называемые «парные буквы» расположены попарно по звонкости-глухости, согласно их общему глухому звуку (в слабой позиции) или согласно их одинаковому месту и способу образования: ·         буквы «б» и «п» – звуки [п] и [п׳] билабиальные ротовые смычные (взрывные), ·         буквы «в» и «ф» – звуки [ф] и [ф׳] лабиодентальные щелевые (фрикативные), ·         буквы «г» и «к» – звуки [к] и [к׳] язычно-небные смычные (взрывные), ·         буквы «д» и «т» – звуки [т] и [т׳] язычно-зубные смычные (взрывные), ·         буквы «ж» и «ш» – звуки [ш] переднеязычные щелевые (фрикативные), ·         буквы «з» и «с» – звуки [с] и [с׳] язычно-зубные щелевые (фрикативные). Алфавитный порядок расположения пар обеспечивает преемственность между пропедевтическим курсом русского языка в 1 классе и изучением правил орфографии во 2-3 классах.
«Домик сонорных букв»
            Так называемые «сонорные буквы» расположены в алфавитном порядке (сверху вниз). «Домик непарных шипящих букв»             Так называемые «непарные шипящие буквы» расположены в алфавитном порядке (сверху вниз).
«Домик знаков ъ/ь»
В результате, на странице расположены все буквы русского алфавита, а их группировка позволяет и создать игровую ситуацию, и организовать визуально страницу ролика, и использовать данную страницу в качестве повторения и закрепления знаний графики и фонетики во 2-4 классах. Страница «гардероб буквы»          В центре страницы расположен буквёнок – человечек, у которого на круглой голове есть глаза, нос в виде определенной буквы (например, буквёнок А имеет нос в виде заглавной буквы «А»), рот; ручки и ноги в прозрачных башмачках. Очень оживляют буквёнка «живые» глазки, которые двигаются при наведении и движении курсора.           Справа расположена карточка с печатной заглавной и строчной буквой для урока знакомства с новой буквой. Чуть ниже – значки-подсказки: Шапочка -«звоночек» указывает на то, что в сильной позиции буква обозначает звонкий согласный звук, при нажатии на значок звучит колокольчик; Шапочка – таблетка указывает на то, что в сильной позиции буква обозначает глухой согласный звук, при нажатии на значок звучит стук; Синий башмачок указывает на то, что буква может обозначать твердый согласный звук, при нажатии на значок появляется картинка-подсказка: стул; Зелёный башмачок указывает на то, что буква может обозначать мягкий согласный звук, при нажатии на значок появляется картинка-подсказка: кресло. Значки-подсказки необходимы на первых уроках при знакомстве с новыми буквами для создание опоры на образное мышление детей.            Снизу и слева страницы расположены уже те элементы «гардероба», с помощью которых можно одеть буквёнка путем перетаскивания выбранных элементов к изображению буквёнка. Кроме тех значков, которые представлены в виде подсказок, в качестве элементов представлены: Красное пальто указывает на то, что буква обозначает в слиянии гласный звук; Серое пальто указывает на то, что буква обозначает согласный звук; Завязка для башмачка указывает на то, что буква может обозначать ударный звук (ставится только на красные башмачки).

popovasv.blogspot.com

Звуковой домик | Отдел образования администрации города Рассказово

Участник выставки

Воспитатель:
Медведева Таисия Ивановна

МБДОУ «Детский сад №6 «Цветик»
Дидактическое пособие «Звуковой домик»

 

 

Дидактическое пособие
«Звуковой домик»

Дидактическое пособие «Звуковой домик»

 

Данное дидактическое пособие предназначено для  детей 5-6 лет.

Цель:

Развитие у детей фонематического и речевого слуха, формирование ориентировки в  звуковой системе языка.

Задачи:

  • Обучать звуковому анализу слов;
  • Устанавливать последовательность звуков в слове;
  • Дать понятие о звуках гласных и согласных, об отличии их друг от

друга по произношению;

  • Научить различать твёрдые и мягкие согласные на слух и по

артикуляции;

  • Привить навык обозначения звуков условными значками;
  • Развивать связную речь, обогащать словарь.

 

Описание пособия

Пособие «Звуковой домик»  изготовлено из плотного картона,  оно  легко переноситься в удобное место для работы с ним. Его можно поставить, положить, повесить. Жители данного домика – звуки.

На крыше домика помещаются картинки с изображением предмета, название которого состоит из трёх, четырёх, пяти звуков и которое ребёнок должен проанализировать. Картинки меняются и фиксируются с помощью зажимов.

На стенке располагаются окошки-клеточки. Их количество соответствует  количеству звуков в слове, обозначающем название предмета на картинке.

К домику прикрепляется леска для подвешивания на неё окошек-клеточек. В каждое окошко поселяется один звук. Он обозначается фишкой-карточкой:

гласный звук – красная фишка – карточка;

согласный твёрдый звук – синяя фишка – карточка;

согласный мягкий звук – зелёная фишка – карточка.

Дверь домика служит карманом, в котором находятся все фишки – карточки.

Играя с жильцами домика, дети учатся слышать звук. Они устанавливают последовательность и количество звуков в данном слове, дают им полную характеристику, называют по имени звук в указанном окошке, производят слияние звуков, определяют позицию звука в слове, «вселяют» звуки только в своё окошко и «выселяют» по команде играющих, считают каких звуков больше или меньше, производят замену одного звука на другой.

Данное пособие совершенствует слуховое восприятие ребёнка и  обучает проводить звуковой анализ слов.

 

Версия для печати:
МБДОУ «Детский сад №6 «Цветик» – Медведева Таисия Ивановна – Дидактическое пособие «Звуковой домик»

 

rasskazovogorono.68edu.ru

Логосказки при подготовке к обучению грамоте с использованием дидактического пособия «Подружим звуки, подружим буквы»

Логосказки при подготовке к обучению грамоте с использованием дидактического пособия «Подружим звуки, подружим буквы»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 41 «Березка» г. Балаково Саратовской области

Учитель-логопед: Кривасова Надежда Николаевна 2018 г.

С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

 

Скачать конспект

Логопедические сказки — это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки могут представлять собой целое занятие, быть составляющей его частью, а также проводиться в форме дидактической игры.

В логосказке можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать логосказки самим или частично изменять и дополнять сюжет совместно с детьми. Логосказка — это интерактивная сказка, так как требует не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования. Вовлечение детей в процесс создания сказок, может способствовать заинтересованности в происходящем.

Для постановки сказок подходят различные виды театров (пальчиковый, настольный, рукавичный, куклы бибабо, платковые, ростовые куклы и др).

Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.

Одним из видом логосказок являются сказки при подготовке к обучению грамоте (о звуках и буквах).

Логосказки при подготовке к обучению грамоте:

  • знакомят детей с гласными и согласными звуками
  • формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»
  • развивают слуховое внимание
  • развивают фонематический слух
  • знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв
  • формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».

Главные герои логосказок, с которыми я хочу вас познакомить, – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей: гласные звуки – девочки в красном наряде, согласные звуки – мальчики в синем или зеленом наряде. В своей работе я использую дидактическое пособие «Подружим звуки, подружим буквы», которое помогает рассказывать логосказки при подготовке к обучению грамоте. Это пособие предназначено как для совместной деятельности ребенка со взрослым (логопед, воспитатель, родитель), так и для самостоятельной игры. Это пособие используется на подгрупповых и индивидуальных занятиях. При обучении чтению прямых слогов (когда необходимо слить согласный звук с гласным), я обращаю внимание детей на то, как крепко дружат мальчик и девочка (у них соединена одна пара рук).

Использование логосказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.

Логосказка «Гласные и согласные звуки»

В некотором звуковом царстве-государстве жили-были девочка и мальчик. Они были очень дружны, всюду ходили, взявшись за руки. Девочка любила петь голосистые песенки-звуки, не было преграды во рту для воздуха, когда она их пела, а голос в ее горлышке просыпался. Таких песенок-звуков было шесть: а-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и, ы-ы-ы, э-э-э. (Показать символы звуков а, о, у, и, ы, э. По очереди положить их на ладонь девочки.) За это звуки стали называть гласными, и девочка выбрала для себя красный (красивый) цвет.

А мальчик пел другие песенки, не такие голосиситые. Его песенки-звуки рычали, пыхтели, сопели, звенели, шипели, жужжали, хныкали, фыркали. (На ладонь мальчика положить звукоподражательные картинки на звуки Р, Х, Д, Ж и т.д.) Когда мальчик их произносил, во рту обязательно встречалась для воздуха какая-нибудь преграда. Ее создавали язык, губы, зубы, потолок (нёбо). Песенки-звуки мальчика звучали твердо или мягко, глухо или звонко.

Девочка предложила мальчику петь песенки вместе. «Ты согласен?» — спросила она у него. «Конечно, согласен!» — ответил он. И с тех пор песенки-звуки мальчика стали называть согласными звуками, а мальчик выбрал для себя синий и зеленый цвет, а еще он иногда пользуется колокольчиком. А вот для каких согласных звуков мальчик использует какой цвет и когда он пользуется колокольчиком?

Твердые-мягкие согласные звуки

Песенки мальчика (согласные звуки) бывают мягкие, как вата или твердые, как камень. Только как же их пощупаешь, если они невидимые и бестелесные? Да понарошку! Представьте себе, что звук летит маленьким комочком, а вы его ловите и ощупываете. Вот звук [м]. Какой он на ощупь? Давайте его «потрогаем». (Педагог имитирует движения, будто он поймал нечто и пробует сжать это нечто в кулаке.) С непривычки трудно понять. А возьмем-ка мы для сравнения звук [м”] (мь). Тут уж мы не ошибемся: чувствуете, какой он мягкий? Ну, а звук [м] твердый. Для твердых согласных звуков мальчик использует синий цвет, а для мягких согласных звуков – зеленый цвет.

Звонкие-глухие согласные звуки

Все песенки мальчика (согласные звуки) умеют шуметь, но по-своему. Одни делают это потихоньку, а другие в полный голос. Те, что шумят в полный голос, называются звонкими согласными звуками (мальчик берет колокольчик). Про них еще говорят, что они состоят из шума и голоса. А те, что шумят потихоньку, называются глухими согласными звуками (мальчик обходится без колокольчика). В них есть только шум, а голоса нет.

(По очереди накладывать символы на ладонь мальчика: синий кружок без колокольчика – согласный твердый глухой звук, синий кружок с колокольчиком – согласный твердый звонкий звук, зеленый кружок без колокольчика – согласный мягкий глухой звук, зеленый кружок с колокольчиком – согласный мягкий звонкий звук.)

И теперь девочка и мальчик стали дружно распевать веселые песенки: «Са-са, хо-хо, ру-ру, ам-ам, ол-ол». (Взрослый и дети кладут звукоподражательные картинки, затем символы гласных и согласных звуков на лист, за который держатся руками девочка и мальчик, и озвучивают их, читают слоги.) Если первый звучит мягкий согласный звук, то нужно мальчику приложить лицо-круг зеленого цвета. Девочка и мальчик меняются местами, когда мы работаем с обратным слогом.

Логосказка «Гласные и согласные буквы»

Однажды задумались девочка и мальчик: «Как же так, у нас есть дом, у птиц, зверей тоже: у кого дупло, у кого гнездо, у кого берлога, а у наших песенок-звуков нет». Думали-думали и придумали: «Смастерим-ка мы звукам домики!» И начали они строить дома из карандашей и веревочек, из косточек, семечек, пуговиц. (Логопед и дети, а затем дети самостоятельно выкладывают из подручного материала буквы. По ходу рассказывания гласные буквы кладутся на ладонь девочки, согласные – на ладонь мальчика.)

Буквы А да И друзья сделали из трех карандашей: букву А – как шалашик с перекладиной. Букву И – к двум столбикам положили карандашик наискосок. Для букв У и Ы взяли по два карандаша. Для буквы У смастерили домик, похожий на дерево с сучком. А букве Ы к одной палочке приложили веревочку в виде уха, вторую палочку поставили рядышком для надежности. Букву О выложили из абрикосовых косточек. Букву Э смастерили из кусочка шнурка в виде уха, потом приделали к нему палочку – домик готов. И т.д.

Мальчик с девочкой были очень дружными, поэтому пусть и буквы подружатся: давайте пропоем звуки, которые живут в этих домиках-буквах, без остановки, соединим, как крепко соединены руки девочки и мальчика. Если встречаются согласные буквы, а за ними буква И (или двухзвучные (йотированные) гласные буквы), при звуковом анализе мальчику прикладываем круг-лицо зеленого цвета (как обозначение мягкого согласного звука). Ведь двухзвучные гласные буквы (ЕЁЮЯ) и буква И – «волшебницы» и превращают предыдущий согласный в мягкий.

Логосказка «Живые звуки. Живые буквы»

К мальчику и девочке приходили в гости их друзья. Они дружно рассаживались на лавочки и весело распевали свои песенки. Получались разные слова. Девочки – гласные звуки были такие голосистые, что на каждой лавочке среди мальчиков – согласных звуков сидело только по одной девочке. Например, чтобы пропеть дружно слово МАКИ, звуки мальчики и девочки рассаживались так: [МА – КИ], в этом слове два слога, т.к. два гласных звука, значит, понадобятся две лавочки (первая лавочка с белой вертикальной чертой). Первый слог МА, в нем два звука: первый звук М, он согласный твердый звонкий, усаживаем синего мальчика с колокольчиком, второй звук А, он гласный, усаживаем девочку. Второй слог КИ, в нем два звука: первый звук КЬ, он согласный мягкий глухой, на вторую лавочку усаживаем зеленого мальчика без колокольчика, второй звук И, он гласный, усаживаем девочку. Прочитаем: [МА-КИ]. Давайте смастерим каждому звуку домик, обозначим их буквами. Прочитаем: МА-КИ.

Сказки-игры с гласными и согласными звуками и буквами

Сказка-игра «Покажи нужный символ»

Задача: закреплять умение дифференцировать гласные (воздуху нет преграды) и согласные звуки (воздушной струе есть преграда: зубы, губы, язык, альвеолы); гласные звуки по артикуляции (символам).

Девочка и мальчик очень любят вместе играть в разные интересные игры. Они предлагают присоединиться к их игре. Сейчас девочка или мальчик будут произносить разные звуки. Вы должны догадаться, кто из них произнес звук (гласный звук – девочка, согласный звук – мальчик), найти соответствующий символ, положить его на ладонь девочке или мальчику и объяснить свой выбор.

Сказка-игра «Узнай гласный звук по артикуляции»

Задача: упражнять в узнавании артикуляционных укладов гласных звуков на основе символов.

Девочка очень любит мороженное. Вот однажды она его съела так много, что у нее пропал голос. Девочка хотела громко произносить свои гласные звуки-песенки, но только беззвучно открывала рот. Я буду показывать, как девочка беззвучно произносила свои песенки, а вы должны догадаться, какой звук она хотела произнести. Нужно произнести звук громко вслух и положить соответствующий символ на ладонь девочке.

Сказка-игра «Отгадай загадки».

Задачи: закрепить знания артикуляции гласных звуков.

Девочка стала загадывать мальчику загадки. Мальчику нужно отгадать загадку и подобрать соответствующий символ гласного звука. Давайте ему поможем. Нужно назвать гласный звук, а соответствующий ему символ положить на ладонь девочке.

Шире всех открывает рот – гласный звук …

Губы трубочкой вытягивает – гласный звук …

На вытянутый кружок похожи губы у гласного звука …

Самая широкая улыбка у гласного звука …

Приоткрывает рот и приподнимает язык – гласный звук …

Приоткрывает рот и оттягивает язык назад – гласный звук …

Сказка-игра «Раздели подарки»

Задачи: закреплять умения подбирать картинки, в названиях которых есть заданный звук, давать характеристику звукам.

Девочка и мальчик предлагают поиграть в одну интересную игру. Давай заглянем в конверт. Здесь картинки. Разложим их на столе. Девочка предлагает положить ей на ладошку картинки, где в названиях изображенных предметов первый (последний) звук гласный (улитка), мальчику – картинки, где в названиях изображенных предметов первый (последний) звук согласный (кот).

Сказка-игра «Покажи подходящую букву»

Задачи: упражнять в узнавании графического образа буквы, развивать фонематический слух.

Девочка и мальчик предлагают вам внимательно слушать произносимые звуки и называть соответствующие им буквы. На ладонь девочке нужно класть гласные буквы, на ладонь мальчика – согласные буквы. Объясните свой выбор.

Сказка-игра «Подари буквы девочке и мальчику»

Задачи: закрепить знание графического образа букв, развивать мелкую моторику пальцев рук, память, мышление.

Ребенку предлагается подарить гласные буквы – девочке, согласные буквы – мальчику. Ребенок по цвету отбирает пазлы, собирает из них большую и маленькую буквы, объясняет, гласная буква или согласная, какие звуки она обозначает на письме, дарит ее девочке или мальчику.

Сказка-игра «Придумай слово на заданный звук, букву»

Задачи: учить дифференцировать гласные, согласные звуки в словах, развивать фонематическое восприятие.

Девочка и мальчик предлагают ребенку выбрать любой символ звука, звукоподражательную картинку, букву, положить им на ладонь и придумать слово с этим звуком (буквой); с заданным положением звука (буквы) в слове (начало, середина, конец).

Используемая литература:

  • Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. —— СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с.
  • Аромштам М. С. Азбучные сказки. Начальный курс обучения грамоте детей от пяти лет. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. — 184 с. — (Детский сад).
< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

класс «Как ребята искали домик для согласных твердых звуков

Documents войти Загрузить ×
  1. No category
advertisement advertisement
Related documents
Уважаемые Мамы и Папы! – гласный звук (красный квадрат
Программа «Фонетический курс французского языка»
Тест 10. Согласные звуки
Консультация для родителей “Как научить ребенка читать?”
обучение детей дошкольного возраста грамоте
Скоро в школу Учитель-логопед Осипова Е.П.
Вам отвечает логопед
Звуки разные нужны, звуки разные важны
Звуки и буквы «У» 1. Запомнить
Скачать advertisement StudyDoc © 2018 DMCA / GDPR Пожаловаться

studydoc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *