Познавательное

Дидактические игры в подготовительной группе на тему семья – Система дидактических игр по теме “Семья” с использованием макета.

Дидактические игры Моя семья - дошкольное образование, прочее

«Давайте познакомимся!»

Цель: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.

Материал: кукла.

Ход игры

К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться.

Воспитатель. Давай познакомимся, меня зовут Анна Александровна, а тебя? Очень приятно!

Дети по очереди подходят к кукле и знакомятся. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы.

«Кто главный?»

Цель: учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.

«Девочка заболела».

Цель: совершенствовать знания детей о труде врача; воспитывать чуткость, желание помогать больному.

Материал: кукла, кровать, телефон, кукла-врач.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям прислушаться, ведь кто-то плачет.

Воспитатель. Возможно, кто-то из вас? Нет, это кукла Настенька плачет. Как вы думаете почему? (Воспитатель касается рукой лица куклы.)

Настенька заболела. Что нужно делать? Так, отнести нашу куклу в кроватку. Как помочь кукле? Кого необходимо вызвать? (Воспитатель вызывает по игрушечному телефону врача.)

«Появляется кукла-доктор», которая «слушает больную куклу», «смотрит горло», «назначает постельный режим и лечебный чай».

Воспитатель. Дети, какое настроение у куклы? Какое настроение будет, когда она выздоровеет? (Дети мимикой показывают настроение.)

«Оцени поступок».

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры

Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Как зовут членов семьи».

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Мое имя».

Цель: закреплять умение детей четко называть свое имя.

Материал: мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют свое имя.

«Да или нет».

Цель: формировать у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет.

Ход игры

Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, - хлопаете в ладоши, если нельзя - топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т.д.

«Кто где живет».

Цель: учить детей называть свой домашний адрес; развивать память, внимание.

Ход игры

Воспитатель. Мальчик Витя самостоятельно пошел гулять по улицам города и заблудился. Что делать? Он не знает своей домашнего адреса. А вы знаете свой адрес?

Дети по очереди называют свой домашний адрес. Например: «Я живу в городе Краснодаре на улице Селезнева, в доме № 20, квартира № 25».

Если ребенку трудно назвать свой адрес, то воспитатель ему помогает.

«Маленькие помощники».

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры

К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Ласковое слово».

Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: мяч.

Ход игры

Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.

«Комплименты».

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Ход игры

Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!»

Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

«Вежливые слова».

Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.

Материал: котик, сумка.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д.

«Клубочек волшебных слов».

Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.

Материал: клубочек из ниток.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.

«Помоги зайчику».

Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечный зайчик.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям подарить зайчику «волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят ему «волшебные» слова. Например: «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и другие.

«Цветок доброты».

Цель: продолжать учить детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать речь ребенка, память, фантазию; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечная Баба-Яга, ваза, цветы.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям подарить Бабе-Яге цветок, говоря добрые слова. Дети берут по одному цветку, подходят к Бабе-Яге, дарят ей цветок и говорят комплименты или вежливые слова, ставят цветок в вазу. Например: «Бабушка, стань, пожалуйста, доброй!» Или: «Бабушка, я тебя люблю!» И другие.

«Я - мальчик, ты – девочка».

Цель: продолжать учить детей различать свой пол; развивать мышление, внимание.

Ход игры

Дети образуют круг и по очереди называют свой пол. Например: «Я - мальчик, потому что у меня короткие волосы, я ношу брюки, рубашку!» Или: «Я - девочка, потому что у меня есть косички, я одета в платье!» и т.д.

«Я опишу, а ты отгадай!».

Цель: учить детей по описанию отгадывать пол ребенка; развивать внимательность.

Ход игры

Воспитатель предлагает угадать: кого он описывает - мальчика или девочку. Например: «Этот ребенок одет в великолепную розовое платье, на голове у нее завязаны хвостики!» Или: «У этого ребенка короткие волосы, одет в шорты, футболку!» и т.д.

«Почему у меня такая одежда».

Цель: закреплять умение детей определять свой пол по одежде; развивать мышление, речь, внимание.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассказать, почему у них такая одежда. Дети по очереди рассказывают: «У меня штаны и рубашка, потому что я-мальчик!» Или: «У меня юбка с украшениями и хорошая кофточка, потому что я - девочка» и т.д.

«Я умею уступать».

Цель: учить детей уважать друг друга, уступать, делиться; воспитывать дружелюбие.

Материал: игрушки, конфеты, яблоко, стульчик.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассказать: умеют они уступить или поделиться. Для подсказки на столе лежат игрушки, конфеты, яблоко, а рядом со столом стоит стульчик. Дети рассказывают: «Я умею уступить игрушку, я умею делиться конфеткой» и т.п.

«Профессии».

Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.

Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.

Ход игры

Воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию.

Воспитатель. Кем именно они мечтают стать - отгадайте!

Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.

«Все профессии важны».

Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.

Материал: картинки с профессиями взрослых.

Ход игры

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности.

В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.

«Кому что нужно для работы».

Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.

Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.

Ход игры

На стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.

«Приветствие-прощание».

Цель: закреплять знания детей о том, когда люди здороваются, прощаются; развивать память, внимательность.

Материал: игрушечные мишка и зайка.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «научить» лесных зверюшек здороваться и прощаться, а также объяснить им, когда именно прощаются, а когда - здороваются. Например: когда человек приходит в гости, он говорит: «Добрый день» и т.д. Если дети затрудняются назвать, когда необходимо здороваться, прощаться, то воспитатель предлагает проиграть похожие ситуации.

«Лишний предмет».

Цель: учить детей определять лишний предмет по цвету; развивать зрительную память, мышление.

Материал: красные треугольники и квадраты разного размера; синие круги разного размера.

Ход игры

Воспитатель выставляет геометрические фигуры на наборное полотно, а дети их называют. Затем воспитатель предлагает детям назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

kopilkaurokov.ru

Дидактическая игра "Семья"

Автор: Бирюкова Дилара Минулловна

 

Дидактическая игра

 

«Семья»

 

(5-7 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              

 

 

 

                                                                                            Составила

 

                                                                                                 воспитатель МБДОУ                                                          

 

                                                                                                «ДС №124 г. Челябинска»

 

                                                                                                  Бирюкова Д.М.

 

      

 

Дидактическая игра «Семья».

 

Цель: формирование у детей понятий о семье.

 

Задачи:

 

- закрепить у детей представления о семье, ее членах;

 

- воспитывать у детей любовь, ласковое и чуткое отношение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;

 

- развивать коммуникативные навыки детей;

 

- воспитывать уважение к повседневному труду родителей;

 

- воспитывать чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте).

 

 

 

Ход игры:

 

Игра 1. «Что мы делаем?»

 

 Играют 2-4 чел-ка.

 

 Большие карточки с родственниками раздаются между игроками по 2 шт. маленькие карточки с предметами перемешиваются и выкладываются картинками вниз. Игроки по очереди берут по 1 маленькой карточке и говорят, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в стопку, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем берет маленькую карточку след-й игрок и т.д. во время второго круга игры, игроки выкладывают маленькую карточку на вторую большую карточку. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки или у кого-то из игроков на одной большой карточке оказалось 3 маленьких. Он – победитель!

 

 

 

 

 

 

 

Игра 2. «Как мы помогаем родным?».

 

 Играют 2 – 6 человек.

 

 Раздают по 1 карточке с родственниками. Маленькие карточки с предметами переворачиваются рисунком вниз и перемешиваются. Игроки по очереди берут по 1 карточке с предметом и отвечают на вопрос в соответствии с ней: «Как я помогаю своей бабушке?» (маме, тете и т.д.). например: «Я помогаю своей бабушке варить суп», если ребенок сказал правильно, он оставляет себе карточку, если нет – возвращает в стопку. Игра ведется до тех пор, пока у кого-то из игроков не окажется 5 карточек или не закончатся карточки в стопке. Победит тот, у кого будет 5 карточек или больше всех карточек.

 

 

 

Игра 3. «Родство».

 

 Ведущий по очереди задает игрокам вопросы, например: «Кто такая внучка?», если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает след-й игрок, тот, кто ответил правильно, получает маленькую карточку. Игра заканчивается, когда у одного из игроков будет 6 карточек. Он победитель.

 

 

 

Игра 4. «Запоминаем имена близких родственников».

 

 Ведущий берет одну из больших карточек (например с дедушкой), игроки по очереди называют имена своих дедушек . тому кто назвал:

 

 *имя – дают 1 мал-ю карточку;

 

 *имя и отчество или имя и фамилию – 2 карточки;

 

 *имя, отчество и фамилию – 3 карточки.

 

 Если карточек не хватает, можно использовать любые другие. Игра заканчивается, когда ведущий показал все карточки с родственниками. Победитель тот, у кого больше всех карточек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

solncesvet.ru

Дидактическая игра Семья

Игра 1. «Что мы делаем?»
Играют 2-4 чел-ка.
Большие карточки с родственниками раздаются между игроками по 2 шт. маленькие карточки с предметами перемешиваются и выкладываются картинками вниз. Игроки по очереди берут по 1 маленькой карточке и говорят, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в стопку, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем берет маленькую карточку след-й игрок и т.д. во время второго круга игры, игроки выкладывают маленькую карточку на вторую большую карточку. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки или у кого-то из игроков на одной большой карточке оказалось 3 маленьких. Он – победитель!

Игра 2. «Как мы помогаем родным?».
Играют 2 – 8 человек.
Раздают по 1 карточке с родственниками. Маленькие карточки с предметами переворачиваются рисунком вниз и перемешиваются. Игроки по очереди берут по 1 карточке с предметом и отвечают на вопрос в соответствии с ней: «Как я помогаю своей бабушке?» (маме, тете и т.д.). например: «Я помогаю своей бабушке варить суп», если ребенок сказал правильно, он оставляет себе карточку, если нет – возвращает в стопку. Игра ведется до тех пор, пока у кого-то из игроков не окажется 5 карточек или не закончатся карточки в стопке. Победит тот, у кого будет 5 карточек или больше всех карточек.

Игра 3. «Родство».
Ведущий по очереди задает игрокам вопросы, например: «Кто такая внучка?», если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает след-й игрок, тот, кто ответил правильно, получает маленькую карточку. Игра заканчивается, когда у одного из игроков будет 6 карточек. Он победитель.

Игра 4. «Запоминаем имена близких родственников». (для игроков с 4 лет )
Ведущий берет одну из больших карточек (например с дедушкой), игроки по очереди называют имена своих дедушек . тому кто назвал:
*имя – дают 1 мал-ю карточку;
*имя и отчество или имя и фамилию – 2 карточки;
*имя, отчество и фамилию – 3 карточки.
Если карточек не хватает, можно использовать любые другие. Игра заканчивается, когда ведущий показал все карточки с родственниками. Победитель тот, у кого больше всех карточек.

Игра 5. «Лото».
Играть можно от 2 до 8 человек поделив игровые поля, взрослый будет водить, а ребенок – закрывать картинки. Ведущий берет карточку, показывает её и спрашивает: «У кого ……?», ребенок отвечает: « У меня» или просто показывает. Он получает свою карточку и накладывает её на изображение. Игра будет закончена, если на игровом поле будут закрыты все картинки.

В файле две папочки с играми, что показаны на превью.
Игры распечатать, желательно заламинировать широким скотчем.

Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!

nashideto4ki.ru

Сборник методических материалов «С чего начинается Родина?» ⋆ Планета Детства

В сборнике представлены материалы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников.

Предлагаемые дидактические игры помогут сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: любовь к своей семье, родному городу, гордость за свою Родину, уважение традиций.

Предложен практический материал: дидактические игры, подвижные игры по мотивам русских народных сказок, считалки помогут педагогам приобщить детей к ценностям народной культуры.

Методическое пособие рекомендовано для использования в ДОУ, в том числе и компенсирующего вида.

БЛОК «СЕМЬЯ»

Дидактическая игра «Я и моя семья».

Цель.

Закреплять у дошкольников представления о семье и своём месте в ней; умение понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать речь дошкольников. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.

Дидактический материал.

Семейные фотографии воспитанников, большие карточки с изображением членов семьи, схематичное изображение людей (дедушка, бабушка, мама, папа, брат, сестра), карточка со списком родственников, плоскостные многоэтажные домики, маленькие карточки с предметами.

Игровые правила.

Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

Ход игры.

1 вариант.

Воспитатель показывает фотографию и спрашивает: «Чья это семья?». Ребёнок, который определил свою семью, выходит и с помощью вопросов взрослого, рассказывает о своей семье.

Вопросы – помощники:

— Он (она, они) какой (какая, какие)?

— Кто самый младший (старший) в твоей семье?

— Что вы делаете все вместе?

— Как ласково называет тебя мама? И т.д.

2 вариант.

Детям раздаётся по одной карточке с родственниками. Карточки с предметами переворачиваются рисунком вниз и перемешиваются. Игроки по очереди берут по одной карточке с предметом и отвечают на вопрос в соответствии с ней. Если ребёнок ответил правильно, он оставляет карточку, если нет – возвращает её обратно.

Вопросы – помощники:

— Как я помогаю маме (бабушке и т.д.).

— Чем мама занимается дома?

— Кто дома готовит, стирает, гладит? И т.д.

3 вариант.

Ведущий берёт карточку со списком родственников. По очереди задаёт вопросы детям. Если тот, кто должен отвечать затрудняется, право ответа передаётся следующему игроку.

Вопросы – помощники.

— Кто такая внучка?

— Как называют брата отца?

— Кто такой дедушка? И т.д.

4 вариант.

Ведущий берёт семейные фотографии (например, бабушки, мамы и т.д.). Игроки по очереди называют имя, отчество, фамилию своих близких. Игра заканчивается, когда ведущий показал все семейные фотографии.

Дидактическая игра «Знаю все профессии».

Цель.

Закреплять представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых ими. Развивать познавательный интерес к труду взрослых в детском саду. Развивать внимание, логическое мышление, речь. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Дидактический материал.

Фотографии сотрудников детского сада. Картинки с изображением профессий сотрудников детского сада, картинки с изображением инструментов труда.

Игровые правила.

Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

Ход игры.

1 вариант.

Дети делятся на две команды.

Игроки первой команды получают конверты с фотографиями сотрудников детского сада. Каждый играющий должен рассказать о том, кто изображён на фотографии, не называя его специальность, чем занимается, что у него есть в кабинете, какие орудия труда. Игроки второй команды должны отгадать имя, отчество, профессию сотрудников детского сада.

2 вариант.

Дети получают комплекты: картинки с изображением профессий сотрудников детского сада и картинки с изображением инструментов труда. Игроки должны расположить картинки по парам в их соответствии – изображение профессии и изображение принадлежащих данной профессии инструментов.

Вопрос – помощник:

— Расскажите, кому, что нужно для работы и зачем?

БЛОК «РОДНОЙ ГОРОД»

Дидактическая игра «Кто трудится в родном городе?»

Цель.

Систематизировать и обобщать знания о профессиях родного города. Развивать умение различать профессии, находить на фотографии здание, где трудятся люди данной профессии. Развивать способность к умозаключениям, суждениям. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Дидактический материал.

Фотографии социальных объектов города (школа, банк, почта, милиция, аптека, поликлиника, больница, магазин, детский сад, швейное ателье, шахта, вокзал), картинки с изображением инструментов труда, картинки с изображением представителей разных профессий.

Игровые правила.

Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

Ход игры.

1 вариант.

Играть можно как индивидуально, так и с небольшой группой детей. Ребёнку предлагается картинка, на которой изображён представитель профессии, Ведущий показывает картинку с изображённым инструментом труда. Ребёнок должен назвать этот предмет, подумать, какой профессии и почему он соответствует.

2 вариант.

Играющие получают картинки с изображением представителей разных профессий. Ведущий показывает фотографии с изображением разных социальных объектов города. Игроки должны разместить свои картинки под соответствующей фотографией (найти социальный объект, где работает представитель данной профессии). При этом они называют профессию и социальный объект, объясняя свой выбор.

БЛОК «РОДНАЯ ПРИРОДА»

Игры с мнемотаблицами

Дидактическая игра «Кто, кто в нашем краю живёт?»

Цель.

Закрепить знания детей о животных, проживающих в Кемеровской области. Развивать логическое и образное мышление, совершенствовать связную речь при составлении рассказа. Воспитывать чувство любви к своему родному краю, бережное отношение к природе.

Дидактический материал.

Карта-схема Кемеровской области, картинки с представителями животного мира края, картинки с представителями животного мира не нашей местности; мнемотаблицы.

Игровые правила.

Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

Ход игры.

1 вариант.

Детям предлагается выбрать из всех картинок только животных нашего края и разместить их на карту-схему, сопровождая рассказом.

2 вариант.

Воспитатель загадывает загадку о животном.

Ребенку предлагается выбрать объект (животное), составить мнемотаблицу по схеме (слева-направо, сверху-вниз) и рассказать о нём.

БЛОК «РОДНАЯ СТРАНА»

Дидактическая игра «Моя любовь — Россия»

Цель.

Закреплять у детей представление о России, как о родной стране. Воспитывать интерес к флоре растительному и животному миру, декоративно-прикладному искусству, фольклору России. Развивать связную речь, внимание.

Дидактический материал.

Игральная таблица, игральный кубик, разноцветные жетоны для оценки знаний, соответствующие баллам от 1 до 5, призы.

Игровые правила.

В игре могут участвовать от 2 до 10 игроков. Заранее оговаривается, сколько кругов им нужно будет пройти. Игроки по очереди кидают и передвигают кубик. Каждая тема обозначена на игральной таблице значком. Попав на определённый квадрат, игрок по условному знаку определяет тематику задания и выполняет его (отгадывает загадку, которую загадывает ведущий, отвечает на вопросы и т.п.). Ответы оцениваются жетонами – один правильный ответ – один жетон. Выигрывает тот, кто получил наибольшее количество жетонов.

Вопросы к игре.

Дикие животные

1. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

2. Серый, косматый, крадётся тенью.

По лесу бродит, глазами блестит,

Весь день он скучает, томится бездельем

Зато тёмной ночью хищник не спит. (Волк)

3. Кошка пятнистая, маленький хвост

Вид неприветливый, полон угроз.

Спряталась в ветках над тропкой лесною.

Там, где зверушки идут к водопою.

Шорох услышит –

Готова к прыжку,

Плохо придётся

Любому зверьку. (Рысь)

4. Кто, подумайте ребята

За рога слывёт сохатым?

Длинноног он и красив,

Осторожен, боязлив.

Больше лошади он ростом,

Повстречаться с ним не просто,

Он врагов, хоть и большой,

В чаще прячется лесной,

Ветка хрустнет – побежит,

Оставляя след копыт. (Лось)

5. Рыл он землю пяточком у лесной дороги.

На копытах у него коротышки ноги,

Изо рта торчат клыки – лучше не встречаться,

Стадо водит за собой, кто он, догадался? (Кабан)

6. В небе ясная луна, пискнет мышка – здесь она.

Рыжий мех в ночи погас – подошёл охоты час,

Мышек ищет до утра, утром прятаться пора. (Лиса)

7. Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы. (Заяц)

8. С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица. (Белка)

9. Нам нужны иголки для шитья,

Кому нужны иголки для житья? (Ёж)

Фольклор

1. Назовите русскую народную сказку.

2. Назовите один из народов России.

3. Расскажите стихотворение о России (родном крае, городе и т.д.).

4. Спойте русскую народную песенку.

5. Назовите русские народные музыкальные инструменты.

6. Вспомните народную примету.

Народный костюм

1. Какую одежду в старину носили женщины на Руси?

2. Каким словом называли в старину современные брюки? (юбку, пиджак и т.д.).

3. Назовите старинную обувь.

4. Где в старину хранили одежду?

Народные промыслы

Загадки о народных игрушках.

1. Золотом и алым цветом

Это чаша расцвела.

Солнцем, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо?

Это чудо -… (Хохлома)

2. По розанам и купава

Скачет конь вороной

И серебряною сбруей

Он звенит над землёй.

Вот так удаль молодецкая!

Это роспись — …. (городецкая)

3. Распустились синие цветы,

Развернулись синие листочки

Не в саду, не в лесочке, не в поле,

А на белоснежном фарфоре.

Подарило небушко ей свою акварель,

Что это за роспись? Это роспись — … (гжель)

4. Мы весёлые сестрицы,

Играть в прятки мастерицы!

Мы милы и круглолицы,

А платочки у нас – расписные,

А улыбки у нас – озорные! (Матрёшки)

5. Деревянные игрушки,

Да игрушки не простые-

Мы всегда в движении,

Мы всегда в работе.

А как нам это удаётся, играя, вы поймёте. ( Богородская)

6. Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая!

Необычная, смешная

И чуть-чуть пузатая!

Подожди минуточку,

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя: — (Филимоновская) я!

Государственные символы

1. Назовите цвета российского флага.

2. Что изображено на российском гербе?

3. Что обозначает красный цвет флага? (синий, белый)

4. Назовите имя человека, изображённого на российском гербе.

Растительный мир

1. Назовите деревья, растущие в родном городе.

2. Назовите деревья, растущие в области.

3. Загадки о растениях.

БЛОК «РОДНАЯ КУЛЬТУРА»

Дидактическая игра «Календарь листай – праздники запоминай!»

Цель.

Совершенствовать представления детей о календарно-обрядовых праздниках на Руси, об обычаях и атрибутике праздников. Развивать познавательный интерес к истории и традициям своего народа.

Дидактический материал.

Календарь с отражением народных праздников (Новый год, Колядки, Рождество, Масленица, Пасха, Святой Валентин (Святой Трифон), Благовещенье (праздник птиц), Иван Купала, атрибуты к этим праздникам (плоскостные мелкие картинки).

Игровые правила.

Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

Ход игры.

Детям предлагается разместить атрибуты к праздникам на календаре, вставляя их в окошечко. Обосновать свой выбор.

Вопрос – помощник:

— Выберите из всех картинок тот предмет, который, по – вашему, относится к тому или иному празднику.

Дидактическая игра «Дом, дом, открой свою тайну!»

Цель.

Формировать представления о том, как жили на Руси в старину. Познакомить с крестьянской избой и домашней утварью в сравнении с современным жилищем и мебелью. Развивать речевую активность детей, логическое мышление. Побуждать делать элементарные выводы. Развивать познавательный интерес к истории своей Родины и своего народа.

Дидактический материал.

Макеты русской избы и современного жилища, плоскостные предметы старинной и современной мебели, разрезные картинки – старинная и современная мебель.

Игровые правила.

Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

Ход игры.

1 вариант.

Перед детьми макеты современной комнаты и старинной избы. Детям предлагается расставить предметы мебели в соответствующее жилище. Дети рассматривают предметы мебели, называют, что это за предмет, для чего он, объясняют, куда его нужно поставить и почему.

Дидактическая игра «Подбери одежду для Иванушки и Алёнушки»

Цель.

Формировать представления о том, как одевались на Руси в старину. Познакомить с русским народным костюмом, его особенностями (будничная-праздничная, женский-мужской) в сравнении с современной одеждой. Воспитывать интерес к познанию русской культуры.

Дидактический материал.

Набор плоскостных кукол (мальчик, девочка), набор старинной одежды (сарафан, кокошник, кафтан, тулуп и т.д.), набор современной одежды (платье, кофта, юбка, брюки и т.д.), лента времени.

Игровые правила.

Соблюдать очерёдность и партнёрские отношения.

Ход игры.

Дети «путешествуют» по ленте времени и попадают в разные отрезки времени и наряжают кукол в соответствующий наряд (новые слова заносят в «Словарь старинных слов»)

Подвижные игры по мотивам русских народных сказок.

«Волк и семеро козлят» (младший дошкольный возраст)

Цель: Развивать скорость и ловкость.

Описание игры.

С помощью считалки выбирается волк. Он находится за чертой (спит). Остальные игроки – козлята – прыгают, играют. Ведущий (исполняющий роль козы) говорит: «Козлятушки – ребятушки, есть хотите? Малыши отвечают: «Да, да, да!» Ведущий продолжает: «Ну, так к маме бегите!» «Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!» — объясняют козлята и бегут в свой домик. В это время волк просыпается и пытается поймать козлят.

«Догони Колобка» (младший дошкольный возраст)

Цель: Развивать ловкость, упражнять в прыжках.

Описание игры.

На полу в ряд раскладываются обручи. На одном конце этого ряда стоят дети, на другом – игрушка Колобок. Задача каждого ребёнка – добраться до Колобка, прыгая из обруча в обруч, и пригласить его в гости.

«Три медведя» (старший дошкольный возраст)

Цель: Развивать внимание и скорость.

Описание игры.

Дети по считалке выбирают трёх водящих – это медведи. На игровой площадке обозначается круг – это дом трёх медведей. Играющие ходят по площадке, наблюдая за домом. Медведи ждут удобного случая, выбегают неожиданно на площадку, догоняют играющих. Если они осалили игрока, то громко называют его по имени, берут за руку и уводят его в дом. Игра продолжается до тех пор, пока медведи не поймают всех играющих.

«Кошкин дом» (старший дошкольный возраст)

Цель: Упражнять в лазании по гимнастической лесенке.

Описание игры.

Дети изображают разных героев сказки «Кошкин дом». По сигналу «Кошкин дом горит!» бегут к гимнастической стенке, влезают по очереди вверх, имитируют тушение пожара, спускаются вниз. Игру можно проводить как соревнование команд.

«По щучьему велению….» (старший дошкольный возраст)

Цель: Развивать внимание, реакцию, координацию движений.

Описание игры.

Дети располагаются на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. В центре круга находится водящий – Емеля. Он вращает по кругу (на уровне земли) «дочку» грузом на конце (например, мешочек с песком). Играющие внимательно следят за его движением и при приближении груза подпрыгивают на месте вверх, чтобы верёвочка не коснулась ног. Тот, кто не успел увернуться от «удочки», становится Щукой и выполняет задание – что пожелает Емеля.

«Репка» (старший дошкольный возраст)

Цель: Упражнять в беге. Развивать ловкость и внимание.

Описание игры.

Количество участников по числу персонажей сказки. Можно сделать две команды. Эстафету начинает «репка», по сигналу она двигается к той стороне площадки. Где лежит обруч. Добежав, продевает обруч через себя, кладёт его на место и бежит за следующим участником – «дедом». Теперь они бегут к обручу вдвоём, взявшись за руки, и вдвоём пролезают сквозь обруч. Затем тоже повторяется с остальными героями.

Важно – рук не разрывать! Когда соберутся все игроки, они надевают обруч и удерживают его на уровне пояса. «Репка» берёт обруч рукой и тянет вместе с участниками к старту.

«Волшебный лес» (по мотивам русской народной сказки «Теремок») (младший дошкольный возраст)

Цель: Развивать воображение, внимание.

Описание игры.

Дети стоят свободно на площадке. Ведущий говорит слова:

«Волшебный лес расступись,

Фигура мышки покажись».

По очереди называются все герои сказки – заяц, лиса, лягушка, муха, медведь, ёж.

Играющие изображают сказочных героев движением, мимикой. По окончании проводится хоровод «Стоит в поле теремок».

«Стрельба из лука» (по мотивам сказки «Царевна лягушка»)  (старший дошкольный возраст)

Цель: Развивать меткость, координацию.

Описание игры.

Выбирается Иван-царевич, у него в руках мяч. Остальные игроки стоят на противоположной стороне площадки. «Иван-царевич» бросает мяч в игроков, стараясь их задеть. Тот, кого задели мячом, становится «Царевной-лягушкой». По правилам игры, «Царевна-лягушка», выбывает из игры. Она надевает «корону», превращаясь в царевну, и становится на «кочку» — массажный коврик, при этом она должна сохранить правильную осанку.

Ведущий меняется несколько раз.

«Баба Яга» (старший дошкольный возраст)

Цель: Развивать скорость, выносливость, ловкость.

Описание игры.

Дети делятся на две команды. В качестве ступы – ведро. А в качестве метлы – гимнастическая палка. Участник встают одной ногой в ведро, другая остаётся на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой держит палку. В таком положении нужно пройти всю дистанцию и передать «ступу» и «метлу» следующему участнику.

Автор-составитель: Кооп Лариса Алексеевна, старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №4», Анжеро-Судженский городской округ,  Кемеровская область.

Статья размещена в авторской редакции

planetadetstva.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о