Познавательное

Чистоговорки 3 класс – Подборка чистоговорок можно использовать на уроках чтения

Подборка чистоговорок можно использовать на уроках чтения

Чистоговорки

Са-са-са — в лесу бегает лиса.

Су-су-су — было холодно в лесу.

Со-со-со — у машины колесо.

Ос-ос-ос — на поляне много ос.

Ра-ра-ра — во дворе идёт игра.

Ши-ши-ши — веселятся малыши.

Ша-ша-ша — очень груша хороша!

Но-ро-но — заглянули мы в окно.

Ет-ет-ет — мама поднялась чуть свет.

Ам-ам-ам — слава маминым рукам.

Ру-че-ёк те-чёт, те-чёт, да не вы-те-чет.

Кошка села у окошка,

Уронила вниз лукошко.

Зашуршали рядом мыши.

Тише, мыши, не шуршите,

Рядом с кошкой не шумите.

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).

Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).

Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).

Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).

Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).

Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).

Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).

Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).

Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).

Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).

Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).

Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).

Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).

Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).

Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).

Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).

Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

У Сени и Сани сом с усами.

Сеня в сени сено вез.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

Везет Сеня с Саней, Соню на санях.

От топота копыт пыль по полю летит.

Восьмой кол вбили в частокол.

Топали да топали, дотопали до тополя.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

В один, Клим, клин колоти.

Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.

Чистоговорки с трудными звуками

Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:

Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).

Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).

Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).

Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).

Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).

Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).

Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).

Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).

Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).

Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).

Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).

Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:

Жутко жуку жить на суку.

Ежу на ужин жук нужен.

У ужа ужата, у ежа – ежата.

Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

По двору, по подворью в добром здоровье.

У нас на подворье погода размокропогодилась.

Свинья тупорыла весь двор перерыла.

Летят пичужки через три пустые избушки.

У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

На кочке квочка, квочка на кочке.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.

Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.

Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.

Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!

Считалки и Считалочки для детей

* * *

Тра-та-та! Тра-та-та!

Вышла кошка за кота,

За Кота Котовича — За Петра Петровича!

Он усат и полосат,

Ну не кот, а просто клад!

***

Жаба прыгала, скакала,

Чуть в болото не упала.

Из болота вышел дед,

Двести восемьдесят лет.

Нес он травы и цветы.

Выходи из круга ты.

***

Бегал зайка по дороге,

Да устали сильно ноги.

Захотелось зайке спать,

Выходи, тебе искать.

***

Вышла мышка как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышка дернула за гири.

Вдруг раздался сильный звон.

Выходи из круга вон.

***

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки пили, мышки ели,

Только сушками хрустели.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик — чистый стол.

Этот резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел.

***

Я — зверек

И ты — зверек.

Я — мышонок,

Ты — хорек.

Ты хитер,

А я умен.

Кто умен,

Тот вышел вон.

***

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько дали?

Аты-баты, сто грошей.

Аты-баты, выходи-ка, А

Аты-баты, поскорей.

***

Раз, два, три, четыре, пять.

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга.

***

За высокими горами

Стоит Мишка с пирогами.

Здравствуй, Мишенька-дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожки не продаются,

Они сами в рот кладутся,

Но кто их возьмет,

Тот водить пойдет.

***

За морями, за горами,

За дремучими лесами

На пригорке — теремок,

На дверях висит замок.

Кто к замочку ключ найдет,

Тот из круга вон пойдет.

***

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди в поле

Едут там трубачи,

Да едят калачи.

Погляди на небо —

Там краюха хлеба.

Раз, два, не воронь,

Беги как огонь.

***

Шел баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто ее возьмет,

Тот и вон пойдет.

Математические Считалки для Детей

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет,

Но охотник не попал,

Серый зайчик убежал.

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Кошка учится считать.

Потихоньку, понемножку

Прибавляет к мышке кошку.

Получается ответ:

Кошка есть, а мышки нет!

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Коля будет начинать.

Пчелы в поле полетели,

Зажжужали, загудели,

Сели пчелы на цветы,

Мы пугаем — водишь ты!

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять —

Можно все пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить...

Сколько в комнате углов,

Сколько ног у воробьев,

Сколько пальцев на ногах,

Сколько в садике скамеек,

Сколько в пятачке копеек!

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать? Как нам быть?

Нужно заиньку ловить.

Снова будем мы считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

***

Жили-были сто ребят.

Все ходили в детский сад,

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет,

А потом ложились спать —

Начинай считать опять.

***

Раз, два, три, четыре,

Жили мошки на квартире.

К ним повадился сам-друг,

Крестовик — большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука давай попросим: «Ты, обжора, не ходи».

Ну-ка, Машенька, води!

***

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре —

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон —

Убежали мышки вон.

***

Раз, два, три, четыре.

Кто живет у нас в квартире?

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я —

Вот и вся моя семья!

Раз, два, три, четыре, пять —

Всех начну считать опять.

***

Раз, два, три, четыре,

Кто не спит у нас в квартире?

Всем на свете нужен сон.

Кто не спит, тот выйдет вон!

***

Жил в реке один налим,

Два ерша дружили с ним,

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки

И учили их считать — Раз, два, три, четыре, пять.

***

Подогрела чайка чайник.

Пригласила восемь чаек:

«Прилетайте все на чай!»

Сколько чаек, отвечай!

***

Чайки жили у причала,

Их река волной качала.

Раз, два, три, четыре, пять —

Помоги их сосчитать!

***

Раз, два, три, четыре.

Меня грамоте учили.

Не читать, не писать,

Только по полу скакать.

Я скакала, да играла,

Кукле ножку поломала,

Да за доктором послала.

Едет доктор на быках,

Да с гармошкою в руках.

***

Чтоб лететь нам на планету.

Смастерили мы ракету.

Раз, два, три — Полетишь сегодня ты!

***

Бежит заяц через мост,

Длинны уши, куцый хвост.

Ты далёко не беги,

Посчитать нам помоги.

Раз, два, три —

Выйди ты!

***

Вот грибочки на лужочке

В красных шапочках стоят.

Два грибочка, три грибочка,

Сколько вместе будет? —

Пять.

Смешные и Шуточные Считалки для Детей

***

Коко-Моко яйца слопал

И спасибо не сказал

Сел на лошадь и удрал.

Приезжает он с войны

Мама где мои штаны?

А штаны на улице

Исклевали курицы.

Курица пошла в аптеку

И сказала: ку-ка-ре-ку!

Дайте мыло и духи,

Чтоб не дрались Пе-ту-хи.

***

Сидели два матроса

Курили папиросы

Один не докурил

Собаке подарил

Собака побежала

Начальнику сказала

Начальник удивился

И в бочку провалился.

А в бочке тараканы,

Играли в барабаны.

Один не доиграл,

Всю бочку разорвал.

***

Я — маленькая девочка

И в школу не хожу.

Купите мне сандалики —

Я замуж выхожу!

***

Я пойду на улицу,

Там поймаю курицу.

Привяжу её за хвост —

Это будет паровоз!

***

Тише, мыши! Кот на крыше.

А котята — ещё выше!

Кот пошёл за молоком,

А котята — кувырком,

Кот пришёл без молока,

А котята: — Ха-ха-ха!

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять,

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет:

Пиф-паф! Оё-ё-ёй!

Умирает зайчик мой!

Повезли его в больницу —

Он украл там рукавицу.

Повезли его домой —

Оказался он живой!

***

Жили-были дед да баба,

Ели кашу с молоком.

Рассердился дед на бабу —

Хлоп по пузу кулаком!

А из пуза — два арбуза

Покатились кувырком.

А из носа — два матроса

Побежали босиком.

***

Шла машина тёмным лесом

За каким-то интересом.

Инти-инти-интирес,

Выходи на букву «эс»!

Повторяем букву «Ш»

Мы-ша-та Ти-ша и Гла-ша — ша-лу-ниш-ки. О-ни ша-ли-ли, ша-ри-ли по уг-лам, шур-ша-ли и наш-ли сыр, шпро-ты и лап-шу. Мы-ша-та ус-тро-и-ли пир.

Приг-ла-си-ли ли о-ни на пир кош-ку Мур-ку?

infourok.ru

Чистоговорки

Чистоговорки помогут воспитателям, логопедам и родителям сформировать четкую речь у детей, закрепить правильное произношение звуков, развить у них память, внимание и чувство рифмы. Занятия с чистоговорками поможет превратить скучную и однообразную работу по запоминанию звуков в увлекательную игру.

Примеры занятий по чистоговоркам:

1. Вы произносите три раза слог и чистоговорку, а малыш повторяет.
2. Вы произносите слог один раз, а ребенок его трижды повторяет и по памяти произносит чистоговорку.
3. Ребенок произносит чистоговорки самостоятельно по порядку.

[м]
Ма-ма-ма – я сама.

Мо-мо-мо – лук помой.
Мы-мы-мы – ждем зимы.
Ом-ом-ом – строим дом.

Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Мо-мо-мо – мы идем в кино.

Ма-ма-ма – все я делаю сама.
Му-му-му – в руки букву я возьму.

[л]
Ли-ли-ли: в синем море корабли.
Ля-ля-ля: мачта корабля.
Ле-ле-ле: гнезда на скале.
Лю-лю-лю: мамочку люблю.

Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.
Ла-ла-ла – мама клещи принесла.
Лу-лу-лу – бабушка дала пилу.
Ли-ли-ли – папа строит корабли.
Ле-ле-ле – он их строит на земле.

[р]
Ри-ри-ри – на орехи посмотри.
Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.

Ра-ра-ра – за горой стоит гора.
Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.
Ра-ра-ра – в лесу нора.
Ры-ры-ры – елка около норы.
Ру-ру-ру – загляну в нору.
Рю-рю-рю – кто там, посмотрю.
Ри-ри-ри – темно внутри.
Ре-ре-ре – лиса в норе!

Тра-тра-тра, тра-тра-тра — вижу пламя я костра.
Тро-тро-тро, тро-тро-тро — будем строить мы метро.
Тру-тру-тру, тру-тру-тру — тесто подойдёт к утру.
Тры-тры-тры, тры-тры-тры — будем покупать шатры.

Гра-гра-гра, гра-гра-гра — начинается игра.
Бро-бро-бро, бро-бро-бро — делайте всегда добро.
Кру-кру-кру, кру-кру-кру — покупай скорей икру.

Ар-ар-ар, ар-ар-ар — в магазине синий шар.
Ор-ор-ор, ор-ор-ор — за окном гудит мотор.
Ур-ур-ур, ур-ур-ур — на дороге много фур.
Ир-ир-ир, ир-ир-ир — папа носит свой мундир.
Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр — на столе овечий сыр.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра — за мостом стоит гора.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро — подари нам гусь перо.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру — повстречал я детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры — наступил конец игры.

[п]
По-по-по – песню пой.
Пы-пы-пы – вытри пыль.
Пу-пу-пу – летит пух.
Уп-уп-уп – готовлю суп.

[б]
Бо-бо-бо – большой забор.
Бы-бы-бы – в лесу грибы.
Ба-ба-ба – бежит кабан.

Ба-ба – на крыше труба.
Бей-бей – прилетел воробей.
Би-би – прилетели голуби,
Бой-бой – покружили над трубой.
Бу-бу – птицы сели на трубу.
Бе-бе – птицы на трубе.

[т]
Та-та-та – поймай кота.
Ту-ту-ту – поет петух.
То-то-то – поем батон.
Ят-ят-ят – птички летят.

[д]
Ду-ду-ду – домой пойду.
Ды-ды-ды – попей воды.
Да-да-да – пойду сюда.

Де-де-де – Денис в воде.
Ди-ди-ди – из речки выходи!
Дём-дём-дём – домой пойдём!
Ди-ди-ди – всё лето впереди!

[н]
Но-но-но – у нас темно.
На-на-на – стоит стена.
Ны-ны-ны – идут слоны.
Он-он-он – возьми бидон.

На-на-на, на-на-на – на лугу растет сосна.
Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни.
На-на-на, ни-ни-ни.

[в]
Ву-ву-ву – лови сову.
Во-во-во – воет волк.
Вы-вы-вы – бегут львы.

[ф]
Аф-аф-аф – купили шарф.
Уф-уф-уф – сядь на пуф.
Оф-оф-оф – поймали сов.

[к]
Ко-ко-ко – рот далеко.
Ка-ка-ка – дай молока.
Ку-ку-ку – лежи на боку.
Ок-ок-ок – беги со всех ног.

Ка-ка-ка – под мостом течет река.
Ко-ко-ко – мост над речкой высоко.
Ке-ке-ке – рыба плавает в реке.
Ки-ки-ки – возле речки рыбаки.

[г]
Га-га-га – у козы рога.
Гу-гу-гу – по лугу бегу.
Го-го-го – стоит вагон.

Га-га-га – заболела нога.
Ге-ге-ге – плохо ноге.
Ги-ги-ги – мама жарит пироги!
Ге-ге-ге – позабыл о ноге.
Гу-гу-гу – на кухню бегу.
Ги-ги-ги – хороши пироги!

Га-га-га – не болит нога!

[х]
Ха-ха-ха – поймал петуха.
Хо-хо-хо – идет Пахом.
Хи-хи-хи – поел ухи.
Ух-ух-ух – летит пух.

[с]
Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало у осы.
Се-се-се: кисель дадим осе.
Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса,
Си-си-си, си-си-си - мы едем мимо на такси.

[з]
За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.

Зе-зе-зе – травку дали мы козе.
Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

[ш]
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что же шепчут камыши?

Шу-шу-шу, шу-шу-шу
Я письмо тебе пишу.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
И пишу я не спеша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
У меня все хорошо.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Мама нянчит малыша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
Помогаю с малышом.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Забочусь о малыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
У тебя как – напиши.

Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Ши-ши-ши – ее любят малыши.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.

[щ]
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Дождь идет – я без плаща.
Ще-ще-ще, ще-ще-ще
Нет дождя, а я в плаще.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я тебя не отыщу.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Ты иди, меня ищи!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Вот теперь-то отыщу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
Будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Приготовим-ка мы щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
Не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Поедим сначала щи.

[ж]
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Еж уходит от ужа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.

Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.
Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.
Жи-жи-жи – нас услышали ужи.
Же-же-же – приползли ужи к меже.

[ч]
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Раз болит – иди к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Коли так, пойду к врачу.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Посадили алычу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
И вот поспела алыча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Собираем алычу.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
Подставляй свое плечо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Сварили сок из алычи.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Всем так полезна алыча.

Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.
Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.
Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.
Чу-чу-чу – никогда я не кричу.

А какие вы знаете Чистоговорки? Поделитесь с нами в комментариях.

Читайте также:

bobrmama.by

Занятие внеурочной деятельности «В мире книг» 3 класс «Скороговорки и чистоговорки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13

с углубленным изучением отдельных предметов»

Занятие внеурочной деятельности «В мире книг» в 3 «А» классе

«Скороговорки и чистоговорки»»

Выполнила

Морозова Светлана Викторовна

учитель начальных классов

2014

Тема «Скороговорки и чистоговорки».

Цели: познакомиться со скороговорками и чистоговорками

Задачи: узнать, что такое скороговорка и скороговорка; учиться правильно говорить; составлять скороговорки и чистоговорки.

Оборудование: презентация, скороговорки, чистоговорки.

Ход занятия

1.Организационный момент

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

2.Актуализация знаний.

Ребята, догадайтесь, чем будем заниматься на занятии?

  1. Проблемный вопрос

Что это?

АС-АС-АС дети входят в класс.

У елки иголки колки.

Завтра с неба прилетит

Синий-синий, синий кит.

Если веришь, стой и жди,

А не веришь – выходи!

3.Постановка цели и задач занятия.

Кто догадался, какая тема урока сегодня? (вывешивается тема)
— Сегодня вы узнаете более подробно, что такое скороговорки; для чего они существуют и как научиться читать скороговорки.

Цель:познакомиться со скороговорками и чистоговорками.

Задачи:

узнать, что такое скороговорка и скороговорка;

учиться правильно говорить?

составлять скороговорки и чистоговорки.

4.Работа в группах.

1 — «Теоретики». Собирают теоретический материал о считалках, скороговорках и чистоговорках.

2 — «Исследователи». Проводят исследование среди ребят в классе с целью выявления.

3 — «Мастера слова». Подбираю скороговорки и чистоговорки на определенный звук.

  1. «Затейники». Проводят игры в классе.

5.Проверка выполнения заданий

  • 1 группа. По толковому словарю. Скороговорка – это специально продуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.

  • Чистоговорка — ? Как ни странно, определения мы не нашли ни в одном из современных толковых словарей.

  • 1. Дополнительные сведения о скороговорке.

  • — Скороговорка — жанр устного народного творчества. Из каких двух слов состоит слово “скороговорка?”

  • Скороговорки учат чисто говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался «чистоговорки».

  • Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они отражали различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий и др.

  • Впервые собрание скороговорок ( 49 текстов) было опубликовано В.И.Даль в “Пословицах русского народа”

  • Скороговорка – старинная забава, которая помогает развивать речь, содействует преодолению косноязычия. Не каждому удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда.

  • 2 группа. Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него. Не многие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии. Приведём примеры:
    Короткая:
    В один, Клим, клин колоти.
    Длинная:
    Пётр Петрович,
    По прозванью Перов,
    Поймал птицу пигалицу;
    Понёс по рынку,
    Просил полтинку,
    Подали пятак,
    Он и продал так.
    Рифмованная:
    Шли сорок мышей,
    Несли сорок грошей;
    Две мыши поплоше,
    Несли по два гроша.
    Нерифмованная:
    Сыворотка из-под простокваши.
    Сюжетная:
    Свинья тупорыла
    Весь двор перерыла,
    Вырыла полрыла,
    До норы не дорыла.
    Бессюжетная:
    Из-под кислого молока,
    Из-под простокваши.
    С повторами:
    Шли три попа,
    Три Прокопья попа,
    Три Прокопьевича,
    Говорили про попа,
    Про Прокопья попа,
    Про Прокопьевича.
    Без повторов:
    По ремешку,
    По брёвешку
    Боком проведу кобылку.
    На одном звуке:
    Брат Аркадий зарезал буру корову
    На горах Араратских.
    (здесь в каждом слове звук «Р»)
    На сочетании звуков:
    Бык тупогуб,
    У быка губа тупа.
    (дифференциация звуков «Б» и «П»)

  • 1 группа. Мы часто слышали выражение «каша во рту». Нам стало интересно, что оно означает.

«Каша во рту» — это невнятная, нечеткая речь.

Является фразеологическим оборотом.

С «кашей во рту» надо бороться.

Помогут в этом скороговорки и чистоговорки.

  • 3 группа. В нашем классе выявлено, что дети неправильно произносят некоторые звуки. Не все дети не умеет выразительно читать.

Задание для детей. Читаем чистоговорки

  • Ши-ши-ши – наши груши хороши.

  • Шу-шу-шу – я объелся, чуть дышу.

  • Шо-шо-шо – скушать грушу хорошо.

  • Жа-жа-жа – прилетели два стрижа.

  • Жу-жу-жу – дам я зернышек стрижу.

  • Жи-жи-жи – у нас живут стрижи.

  • Ца-ца-ца – нет конца у кольца.

  • Ща-ща-ща – поймали мы леща.

  • 4 группа. Сочиняем скороговорки и чистоговорки. Играем!

Скороговорки с рисунками.

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей.
Не задерживай
Добрых и честных людей!

6.Подведение итогов. Понравилось ли мероприятие? Какие скороговорки запомнили? Какие игры понравились? Какое настроение? Кто самый лучший «скороговорун»?

7.Рефлексия.

У вас грустный и веселый смайлики. Выберите смайлик соответствующий вашему настроению.

Закончим наше мероприятие  народной мудростью, прочитаем её хором. Плакат:«Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

 

globuss24.ru

Игры для развития речи-чистоговорки | Цветы жизни

Первое слово ребенка дарит родителям непередаваемые эмоции. Затем идет второе слово, третье... далее следуют предложения и беглая речь уже не за горами. Однако, внимательные родители и педагоги следят еще и за правильностью произношения звуков. И увы, не всем деткам, это дается легко. Многим приходится прибегать к помощи логопедов, а также играть в логопедические игры.

Давайте поговорим сегодня о чистоговорках. Чистоговорки (чисто говорю) — важная часть логопедических игр, участвующих не только в правильной постановке звуков, но и учат вниманию, чувству ритма, рифмы и такта. Их можно успешно сочетать со скороговорками.

Чистоговорки для развития речи

Чистоговорки – это специальный подбор слов, звуков и слогов в шуточном виде для тренировки артикуляции речи у детей дошкольного и школьного возраста. В качестве действенных упражнений их часто используют в практике логопеда или классах начальной школы.

Вот примеры чистоговорок:

Ос-ос-ос — дует громко наш насос.

Ос-ос-ос — мы бежим сегодня кросс!

Ба-ба-ба — красивая изба.

На-на-на — на лугу стоит копна.

Для чего нужны чистоговорки

Ритмичные чистоговорки для детей предназначены для устранения речевых дефектов. Они учат чёткому произношению отдельных звуков, сочетающихся в предложения. Согласные и гласные рифмуются в фразу, приобретая особенную мелодичность.

Подобные упражнения проводятся чаще всего в игровой форме. Значение их чрезвычайно велико. Это не только артикуляция, ликвидация имеющихся проблем с речью, но и постановка дикции, заниматься которой необходимо уже с ранних лет. Например, чистоговорки на звуки помогают повысить речевую активность и правильно проговаривать слова.

С помощью упражнений развивается фонематический слух. В результате занятий малыш научится анализу звукового ряда и разбиению слов по слогам. Благодаря рифме материал лучше усваивается и воспринимается даже самыми маленькими учениками.

Весёлые, лёгкие и простые чистоговорки на звуки будут полезны дошколятам и ребятам младшего школьного возраста, у которых имеются проблемы с речью или произношением отдельных звуков. При быстром повторении одних и тех же слогов формируется навык правильного звукопроизношения.

Как работать с чистоговоркой

Применять чистоговорки можно, проговаривая предложения с выбранным звуком поочерёдно, совместно или со сменой эмоциональной окраски в голосе. Процесс этот серьёзный и ответственный, но с долей иронии. Стоит добавить в стишки имена знаменитых сказочных героев для того чтобы упражнения лучше запоминались ребятам.

  1. Прочитайте ребенку чистоговорку обычным темпом
  2. Прочитайте чистоговорку медленно, делая акцент на отрабатываемом звуке.
  3. Ребенок медленно повторит за вами чистоговорку по слогам несколько раз.
  4. После нескольких повторений, малыш выучит чистоговорку и может немного добавить темп.
  5. Усвоив чистоговорку можно переходить к следующей.

Не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно, уделяя занятиям 10 — 15 минут.

Игры с чистоговорками для детей

Детская чистоговорка отлично сочетается с различными движениями, которые направлены на развитие мелкой моторики, координации и общего восприятия. Примером таких действий может стать наматывание верёвки на палец, выкладывание деревянных палочек, рисование линий на бумаге, перебирание крупных бусин.

Освоив произношение фразы или стихотворения, попросите ребенка повторить ее снова, рисуя при этом на листке волнистую линию, например. Так будут работать сразу оба полушария головного мозга...

Еще одна веселая игра с чистоговорками — это произносить фразу разными голосами. Попросите ребенка, произнести чистоговорку, например, Ши-ши-ши — шалунишки малыши, как тетя-диктор по телевизору, или как маленький мышонок, или большой великан.

А еще чистоговорки весело произносить с разным настроением: весело, грустно, с добротой, со злостью, с нежностью и лаской, и разным темпом — быстро — медленно...

Как самому придумать чистоговорку

Игры с чистоговорками веселые и активные, и очень часто будят фантазию детей и взрослых придумывать свои собтвенные чистоговорки. Ведь в них не обязательно должен быть смысл, это могут быть абсолютно абстрактные и даже бессымсленные строки или стихотворения. Их основная цель — выработка звука.

Вот инструкция, как сочинить собственную чистоговорку:

Давайте, например, придумаем собственную чистоговорку для ребенка 5 лет на звук «р».

  1. Берем слог «ро»
  2. Трижды его прописываем или проговариваем — Ро-ро -ро
  3. Добавляем любую строчку, так, чтобы последний слог последнего слова тоже был «ро». Прокатились мы в метро.

Вот и получили мы готовую чистоговорку: Ро-ро-ро, прокатились мы в метро.

Придумаем чистоговорку на закрытый слог «ал»:

Ал-ал-ал — гномик Гоша танцевал! 

Для того, чтобы сформировать у ребенка чистую речь, абсолютно неважно, авторские или общеизвестные чистоговорки вы используете. Главное — ими пользоваться и делать это систематически! И пусть наша подборка чистоговорок для деток 3 — 6 лет вам поможет.

Чистоговорки на звук «л»

Ла-ла-ла – завизжала пила.
Лю-лю-лю – дочку я свою люблю.
Ла-ла-ла  – завертелась юла.
Лу-лу-лу – я помою пиалу.
Ул-ул-ул – у меня сломался стул.
Лу-лу-лу – нитку вставлю я в иглу.
Ли-ли-ли – мусор весь с тобой смели.
Ла-ла-ла – дочка в доме убрала.
Лы-лы-лы – чисто вымыла полы.
Ло-ло-ло – стало в комнате светло.
Ля-ля-ля — утром мокрая земля.
Ол-ол-ол — мы большой накрыли стол.
Ал-ал-ал — этот персик слишком мал.
Ял-ял-ял — маму сыночка обнял.

На лугу под лопухом у лягушки летний дом,
А в болоте лягушачьем у неё большая дача.

Лайка с болонкой лаяли звонко.
Иволга долго пела над Волгой.

Чистоговорки на звук «р»

Ря-ря-ря — я поеду на моря.
Рю-рю-рю — полюбуюсь на зарю.
Ри-ри-ри — как красиво! Посмотри!
Ра-ра-ра — начинается игра.
Ре-ре-ре — мы собрались во дворе
Ро-ро-ро — будем всем дарить добро!
Ры-ры-ры — надоели комары
Ру-ру-ру — в зоопарке кенгуру
Ар-ар-ар — положу зерно в амбар
Ор-ор-ор — разрешите этот спор.
Ир-ир-ир — брат мой командир!

Под кустом ореха норка.
В норке проживает норка.

Гроздья рябины на солнце горят.
Горит от рябины в глазах у ребят.

У меня на кармашке маки и ромашки.

Чистоговорки на звуки «с»

Ся-ся-ся мы поймали карася.
Се-се-се Дед Мороза любят все.
Си-си-си мяч скорее к нам неси.
Ос-ос-ос — мы бежим сегодня кросс.
Са-са-са — длинная коса.
Сы-сы-сы- не боимся мы осы!
Су-су-су — я арбуз несу.
Ос-ос-ос — там работает насос.
Са-са-са — в норке прячется лиса.
Юс-юс-юс — а в тетради плюс!
Ус-ус-ус — у компота сладкий вкус.

Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: не боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало остро у осы.
Се-се-се: киселя дадим осе.

Солнце-Солнце – золотое донце.
Солнце – солнышко свети.
Солнце – солнышко гори.

Пёс лису учуять смог —
Сразу подал голосок.
Унеслась лиса в лесок —
Сала дали псу кусок.

Чистоговорки на звуки «з»

Зи-зи-зи — обезьянку привези!
Зя-зя-зя — обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи — раз нельзя — не привози.

За-за-за  – убежала в лес коза.
За-за-за – надвигается гроза.
Зу-зу-зу – мы идем искать козу.
Зя-зя-зя – без козы домой нельзя.

За-за-за – вижу желтые глаза.
За-за-за – зашумела стрекоза.
Зу-зу-зу – не боимся мы грозу.
Зи-зи-зи – ты дрова скорей грузи!
Аз-аз-аз — зарычал огромный МАЗ.
Уз-уз-уз — громко плачет карапуз.
Оз-оз-оз — заскрипел мороз.
Ез-ез-ез — кот под печку влез.

Чистоговорки на звук «ш» и «щ»

Ша-ша-ша — наша детка хороша.
Ош-ош-ош — наш малыш хорош!
Ши-ши-ши — зашумели камыши.
Уш-уш-уш — малыш наелся груш.
Аш-аш-аш — мы построили шалаш.
Шу-шу-шу — поёт песню малышу.
Ши-ши-ши — любят песни малыши.

Шестнадцать шли мышей,
И шесть несли грошей;
А мыши, что поплоше
Шумливо шарят гроши.

Ща-ща-ща — сурова в лесу чаща.
Щу-щу-щу — забреду я в рощу.
Щи-щи-щи — все полезны овощи.

Щи-щи-щи — не люблю я щи.
Ща-ща-ща — сварите мне борща!

Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки,
Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Чистоговорки на звук «ч»

Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи.
Чу-чу-чу – на машине прокачу!
Ич-ич-ич – у меня большой кирпич.
Ча-ча-ча – печка нынче горяча.
Очь-очь-очь – наступила ночь.
Чи-чи-чи – принеси-ка мне ключи.
Ач-ач-ач — подарили мне калач.
Ча-ча-ча — на столе горит свеча.
Чо-чо-чо- ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу — я подую на свечу.
Чи-чи-чи — пламя сдую у свечи.

Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
Чу-чу-чу — врач идет к грачу.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Чистоговорки на звук «б»

Ба-ба-ба — во дворе изба.
Ба-ба-ба — высока у нас труба.
Бу-бу-бу — папа смотрит в трубу.
Бу-бу-бу – сидит дятел на дубу.
Бы-бы-бы — принесли домой грибы.

Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан,
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.

Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.

В букваре у Буратино
Брюки, булка и ботинок.

Белый снег, белый мел,
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.

Чистоговорки на звук «ц»

Ца-ца-ца — а цыпленок из яйца!
Це-це-це — ярко светит солнце!
Цо-цо-цо — поднялося деревцо.
Ец-ец-ец — ты сегодня молодец!
Ца-ца-ца – слушай сказку до конца.
Цу-цу-цу – дело близится к концу.
Цы-цы- цы – обрубаем все концы.
Це-це-це – что узнаем мы в конце?
Ец-ец-ец – зиме конец.
Ец-ец – летит скворец.
Ца-ца-ца – мы видели скворца.
Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.

Не велика птица синица, да умница.
Цыпленок пьет из блюдца воду.

Чистоговорки на звук «ф»

Фа-фа-фа — в углу стоит софа.
Аф-аф-аф — в замке живет граф.
Фе-фе-фе — он живет в Уфе.
Фэ-фэ-фэ — мы пойдем в кафе.

Аф-аф-аф – был у графа черный шкаф.
Фу-фу-фу – синий фрак висел в шкафу

Жил в горах волшебник Феликс
С буквой Ф и птицей Феникс.
Зажигал фонарик Феликс,
Загоралась птица Феникс.

Чистоговорки на звук «х»

Ха-ха-ха — на обед у нас уха.
Хо-хо-хо — отвечало дружно эхо.
Хи-хи-хи — сочиняются стихи.
Ах-ах-ах — стоит вся школа «на ушах».
Эх-эх-эх — слышен всюду звонкий смех!
Ох-ох-ох — и рассыпался горох.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха — есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи — всё дерутся петухи.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху — клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи — хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха — без хвостов два петуха.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
— Ха-ха-ха-ха-ха!

Чистоговорки на звук «т»

Та-та-та – на поляне красота
Ты-ты-ты – расцвели на ней цветы!

Ту-ту-ту – молоко налью коту.
Ти-ти-ти – нам с тобою по пути...
То-то-то –поиграли мы в лото.
Ать-ать-ать – будем землю мы копать.
Ат-ат-ат – в океане страшный скат.
Ят-ят-ят — нарисую я утят.
От-от-от — там огромный кашалот!
Ют-ют-ют — в доме чисто и уют!

Тень-тень-потетень,
Весь день, где пень –
Заплетаю плетень и прирасплётываю.
Под плетенем целый день — тень!

Чистоговорки на звук «п»

Ап-ап-ап — опускают длинный трап.
Ип-ип-ип — что-то дедушка охрип.
Оп-оп-оп — к барину пришел холоп.
По-по-по — поезд наш пришел в депо.
Уп-уп-уп — ах! горячий суп!
Яп-яп-яп — вот веселый киноляп.
Па-па-па — вот витвистая тропа.

Наша острая пила –
Не пила, а пела.
Не пила, не ела,
Ни разу не присела.
Звонко пела, как могла,
Развеселая пила.

Петуха спросили дети:
– Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
– Хорошо умею петь я.

Чистоговорки на звук «н»

На-на-на — вот пустая стена.
Но-но-но — но на ней окно.

Ан-ан-ан — у тебя пустой стакан.
Не-не-не — стоит ваза на окне.
Ни-ни-ни, — пролетают летом дни.
Ин-ин-ин — к нам плывет дельфин.
Но-но-но — мы пойдем в кино.
Он-он-он — в зоопарке слон.
Ну-ну-ну — вас я припугну.
Ун-ун-ун — в сказках есть колдун.
Ын-ын-ын — это старший сын.
Ню-ню-ню — сена дам коню.
Ня-ня-ня — отыщи меня.
Ян-ян-ян — где растет тимьян?

Чистоговорки на звук «м»

Мо-мо-мо – скушай эскимо.
Мы-мы-мы – снежной ждем зимы.
Ом-ом-ом – строим новый дом.
Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Ма-ма-ма – все я делаю сама.
Му-му-му – в руки букву я возьму.
Ма-ма-ма – шапку я вяжу сама.
Ма-ма-ма – вот пришла зима.
Ми-ми-ми – меня с собой возьми.
Му-му-му – на каток тебя возьму.

Чистоговорки на звук «к»

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон —
В капюшоне он смешон.

Ка-ка-ка  – мы вчера спасли жука.
Ке-ке-ке – бедный жук тонул в реке.
Ки-ки-ки – неуклюжие жуки!
Ку-ку-ку – не взлететь теперь жуку.

Ка-ка-ка – на столе стоит мука.
Ки-ки-ки – будем делать пирожки.

Ук-ук-ук — слышен очень громкий стук.
Ок-ок-ок — за окном поет сверчок.
Ак-ак-ак — лучше жить без драк.
Як-як-як — по дороге встретил дьяк.
Ик-ик-ик — раздается чей-то крик.
Ок-ок-ок — за углом стоит совок.

Ек-ек-ек — съел я вкусный чебурек.

Чистоговорки на звук «ж»

Жа-жа-жа – папа мне принес ежа.
Жи-жи-жи – еж, животик покажи!

Жу-жу-жу – чай горячий остужу.

Жу-жу-жу – куклу спать я уложу.

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.

Встретил в чаще еж ежа:
— Как погода, ёж?
— Свежа.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Чистоговорки на звук «д»

Да-да-да – очень теплая вода.
Ду-ду-ду – я купаться пойду.

До-до-до — на макушке есть гнездо.
Ду-ду-ду — я птенца найду
Да-да-да — получилась чехарда
Ди-ди-ди — лучше мимо проходи.

Дарья дарит Дине дыни.
День у Дины, два — у Димы.

До-до-до – над колодцем гнездо.
Де-де-де – птенцы в гнезде.
Ди-ди-ди – птенцов не буди.
Ди-ди-ди — тихо иди.

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!

Чистоговорки на звук «г»

Гу-гу-гу — кто пасется на лугу?
Га-га-га – у кого-то там рога.
Ги-ги-ги – это бык! быстрей беги.
Ги-ги-ги – только ноги береги.

Шел гуськом гусак с гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Ги-ги-ги — печет мама пироги.
Ге-ге-ге – есть начинка в пироге.
Гу-гу-гу – ждать я больше не могу.
Га-га-га – дай мне мама пирога.

Чистоговорки на звук «в»

Ва-ва-ва – разрослась в саду трава.
Ва-ва-ва – пожелтела вся листва.
Ве-ве-ве – муравей сидит в траве.
Ве-ве-ве – венок на голове.
Вы-вы-вы – не боюсь совы.

Ва-ва-ва – знаю разные слова!
Ва-ва-ва — умная голова!

Ва-ва-ва — вот высокая трава.
Вы-вы-вы — даже выше головы.
Ве-ве-ве — васильки видны в траве.
Ву-ву-ву — васильков букет нарву.

Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка,
В этой ванне вместо бани
Часто мыли Ванечку.

Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.

На полках книжных магазинов сегодня также представлена большая коллекция красочных книг для детей с чистоговорками:

В завершении приглашаю посмотреть видео с увлекательными чистоговорками. Добавьте визуальный контакт. Так звуки усвоятся еще быстрее!

Еще по теме развития речи:

Игры в развитии речи

Логопедическая сказка — упражнения для язычка.

Непослушные звуки — логопедические игры

Сказкотерапия и развитие речи

Скороговорки для детей

Что «скрывают» кончики пальцев

Иллюстрации для статьи взяты с просторов интернета.

Здоровых, счастливых и правильно разговаривающих вам деток!

Цы-цы-цы — вы сегодня МОЛОДЦЫ!

С любовью,

Людмила Поцепун.

Загрузка...

tsvetyzhizni.ru

Упражнения по развитию речи: чистоговорки.

Упражнения по развитию речи.

Чистоговорки.

 Чистоговорки вносят в урок элемент занимательности.

Предлагаю чистоговорки для уроков изучения согласных букв и звуков .

На уроках обучения грамоте в системе применяю чистоговорки собственного сочинения. Чистоговорки способствуют развитию речи первоклассников, выступают в качестве упражнений на артикуляцию и развивают память. А также мотивируют детей к сочинительству своих чистоговорок, учат их соблюдать рифму и ритм при стихосложении.

 Варианты заданий:

1. Чтение чистоговорки учителем, затем хоровое проговаривание и повторение чистоговорки отдельными учениками.

2. Повторить чистоговорку тихо, громко, повторить несколько раз с разной силой голоса – от тихого к громкому, от громкого к тихому.

3. Повторить чистоговорку медленно, быстро, несколько раз в разном темпе.

4. Чтение слогов с воспроизведением по памяти чистоговорок.

5. Сочините свою чистоговорку на слог на, ну, ны.

6. Произнести чистоговорку с разной интонацией.

7. Замените в чистоговорке одно слово, чтобы не изменился ритм.

8. Назовите слова, в которых услышали звук «г», «л», «л*».

9. Проговаривание чистоговорки с одновременным прохлопыванием ударного слога.

10. Словарная работа – уточнение значения слов и понятий.

Ра-ра-ра - начинается… (игра).

Ры-ры-ры- на ветках… (снегири).

Ар-ар-ар - на носу сидит… (комар).

Ор-ор-ор - на перекрёстке… (светофор).

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Прежде чем переходить к быстрому проговариванию чистоговорок, ребенок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.

Чистоговорки с быстрым проговариванием

  • У Сени и Сани сом с усами.

  • Сеня в сени сено вез.

  • У осы не усы, не усищи, а усики.

  • Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

  • Везет Сеня с Саней, Соню на санях.

  • От топота копыт пыль по полю летит.

  • Восьмой кол вбили в частокол.

  • Топали да топали, дотопали до тополя.

  • Дятел дуб долбил, да не додолбил.

  • В один, Клим, клин колоти.

  • Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.

Чистоговорки с трудными звуками

Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:

  • Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).

  • Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).

  • Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).

  • Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).

  • Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).

  • Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).

  • Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).

  • Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).

  • Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).

  • Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).

  • Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).


Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:

  • Жутко жуку жить на суку.

  • Ежу на ужин жук нужен.

  • У ужа ужата, у ежа – ежата.

  • Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

  • По двору, по подворью в добром здоровье.

  • У нас на подворье погода размокропогодилась.

  • Свинья тупорыла весь двор перерыла.

  • Летят пичужки через три пустые избушки.

  • У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.

  • Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

infourok.ru

Сборник "Чистоговорки для начальных классов"

Сборник

скороговорок для начальных классов

Нурланова Ж.З.

Что такое детские скороговорки и для чего они нужны?

Детские скороговорки — сложно выговариваемые фразы, изначально придуманные для развлечения детей. Но вскоре обнаружились и другие полезные свойства этой забавы. Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы дети учились правильно говорить, получая удовольствие от такого процесса. Остроумный смысл скороговорок, понятен детям, а смешное звучание упрощает запоминание фраз. Более того, выучив скороговорку, дети часто не могут остановиться, повторяя ее снова и снова. Естественно, это приводит к тому, что речь становится более четкой и правильной и закрепляется  произношение трудного звука.

Цель: отработка чистоты звука ,интонации, развитие речевого аппарата, темпа речи, силы голоса, четкости произношения.

Детские скороговорки отлично подходят  для развития интонационной выразительности, четкости в речи, умения на длительном выдохе произносить целую фразу, работать над правильной постановкой ударения в слове и фразе. Как раз с этой целью и используют скороговорки в своей работе  логопеды .

Помимо формирования языковых навыков, скороговорки для детей способствуют развитию воображения, памяти. Вместе с детьми можно зарисовать сюжет скороговорки, а затем, глядя на рисунок  постараться вспомнить её.

Основные правила работы со скороговорками

Ошибочно думать, что произнести скороговорку у вас получится с первого раза. Поскольку, даже самые простые скороговорки могут вызвать трудности. Но проговаривая их 10-15 минут ежедневно, вы довольно скоро добьетесь хороших результатов.

  • В первую очередь, следует выбрать самую простую скороговорку. Нужна простая фраза,  которая содержит  один, несколько  раз повторяемый, проблемный звук. Например: «Поля поле полет».

  • Для начала медленно прочитайте скороговорку. Не произносите ее быстро. Нужно вымолвить медленно каждое слово. Не тараторьте, быстрота только ухудшит произношение. Выговаривайте скороговорку по слогам, чтобы добиться правильного звучания.

  • Не менее важно насколько внимательно вы следите за четкостью произношения каждого звука и исправляете  вовремя неверно произнесенный звук.

  • После того как все звуки встанут на свои места, вы начнете произносить их медленно, но верно, уделите особое внимание артикуляции. Хорошо, если кто-то со стороны несколько раз прочитает стишок по губам.

  • Научитесь выговаривать фразу шепотом. Шипение и шепот – разные вещи. При шепоте каждый звук должен четко слышаться.

  • Теперь произносите текст громко, четко, не спеша, выразительно, с расстановкой.

  • Можно переходить к быстрому произношению. Проговорите текст в различных манерах (от имени разных сказочных героев, тоненькими голосами, низкими голосами, вопросительно, отрицательно....), можно даже его пропеть, так вы лучше его усвоите.

Несколько  приемов  для лучшего запоминания  скороговорок

  • Предложите ребенку, на каждое слово или слог, отбивать мяч от пола.

  • Подбрасывать мяч и ловить его, на каждое слово или слог.

  • Проговаривать текст и перебрасывать мяч из одной руки в другую.

  • Можно прохлопать ладошками трудноговорку.

  • Прошагать её.

  • Приседать на каждое слово или слог.

  • Усложнение – проговорить скороговорку три раза подряд, ни разу не сбившись.

Занимайтесь вместе с ребенком. Поверьте, такие занятия доставят огромное удовольствие вам обоим.

Упражнения по развитию речи


Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Прежде чем переходить к быстрому проговариванию чистоговорок, ребенок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.

Скороговорки с быстрым проговариванием

  • У Сени и Сани сом с усами.

  • Сеня в сени сено вез.

  • У осы не усы, не усищи, а усики.

  • Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

  • Везет Сеня с Саней, Соню на санях.

  • От топота копыт пыль по полю летит.

  • Восьмой кол вбили в частокол.

  • Топали да топали, дотопали до тополя.

  • Дятел дуб долбил, да не додолбил.

  • В один, Клим, клин колоти.

  • Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.

Скороговорки с трудными звуками

Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:

  • Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).

  • Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).

  • Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).

  • Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).

  • Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).

  • Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).

  • Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).

  • Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).

  • Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).

  • Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).

  • Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).

Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:

  • Жутко жуку жить на суку.

  • Ежу на ужин жук нужен.

  • У ужа ужата, у ежа – ежата.

  • Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

  • По двору, по подворью в добром здоровье.

  • У нас на подворье погода размокропогодилась.

  • Свинья тупорыла весь двор перерыла.

  • Летят пичужки через три пустые избушки.

  • У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.

  • Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

  • На кочке квочка, квочка на кочке.

  • Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

  • Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.

  • Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.

  • Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.

  • Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.

  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!

СКОРОГОВОРКИ

Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
«В кармане Макара корова пропала!»

Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Клава клала клад в колоду.
Клад уплыл от Клавы в воду.
Не плыла за кладом Клава,
А колода уплывала.

В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живет еще жилец -
Водяной жук-плавунец.

infourok.ru

Чистоговорки и скороговорки для детей дошкольного возраста

Чистоговорки и скороговорки

для детей дошкольного возраста

Чистоговорки для детей
Чистоговорки нужны для того, чтобы речь малыша звучала чисто, понятно и четко. Занимайтесь с детками с чистоговорками, например, таким образом:
1. Вы произносите три раза слог и чистоговорку, а малыш повторяет. 
2. Вы произносите слог один раз, а ребенок его трижды повторяет и по памяти произносит чистоговорку.
3. Ребенок произносит чистоговорки самостоятельно по порядку.

[м]
Ма-ма-ма – я сама.
Мо-мо-мо – лук помой.
Мы-мы-мы – ждем зимы.
Ом-ом-ом – строим дом.

Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Мо-мо-мо – мы идем в кино.

Ма-ма-ма – все я делаю сама.
Му-му-му – в руки букву я возьму.

[л]
Ли-ли-ли: в синем море корабли.
Ля-ля-ля: мачта корабля.
Ле-ле-ле: гнезда на скале.
Лю-лю-лю: мамочку люблю.

Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.
Ла-ла-ла – мама клещи принесла.
Лу-лу-лу – бабушка дала пилу.
Ли-ли-ли – папа строит корабли.
Ле-ле-ле – он их строит на земле.

[р]
Ри-ри-ри – на орехи посмотри.
Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.

Ра-ра-ра – за горой стоит гора.
Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.
Ра-ра-ра – в лесу нора.
Ры-ры-ры – елка около норы.
Ру-ру-ру – загляну в нору.
Рю-рю-рю – кто там, посмотрю.
Ри-ри-ри – темно внутри.
Ре-ре-ре – лиса в норе!

Тра-тра-тра, тра-тра-тра — вижу пламя я костра.
Тро-тро-тро, тро-тро-тро — будем строить мы метро.
Тру-тру-тру, тру-тру-тру — тесто подойдёт к утру.
Тры-тры-тры, тры-тры-тры — будем покупать шатры.

Гра-гра-гра, гра-гра-гра — начинается игра.
Бро-бро-бро, бро-бро-бро — делайте всегда добро.
Кру-кру-кру, кру-кру-кру — покупай скорей икру.

Ар-ар-ар, ар-ар-ар — в магазине синий шар.
Ор-ор-ор, ор-ор-ор — за окном гудит мотор.
Ур-ур-ур, ур-ур-ур — на дороге много фур.
Ир-ир-ир, ир-ир-ир — папа носит свой мундир.
Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр — на столе овечий сыр.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра — за мостом стоит гора.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро — подари нам гусь перо.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру — повстречал я детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры — наступил конец игры.

[п]
По-по-по – песню пой.
Пы-пы-пы – вытри пыль.
Пу-пу-пу – летит пух.
Уп-уп-уп – готовлю суп.

[б]
Бо-бо-бо – большой забор.
Бы-бы-бы – в лесу грибы.
Ба-ба-ба – бежит кабан.

Ба-ба – на крыше труба.
Бей-бей – прилетел воробей.
Би-би – прилетели голуби,
Бой-бой – покружили над трубой.
Бу-бу – птицы сели на трубу.
Бе-бе – птицы на трубе.

[т]
Та-та-та – поймай кота.
Ту-ту-ту – поет петух.
То-то-то – поем батон.
Ят-ят-ят – птички летят.

[д]
Ду-ду-ду – домой пойду.
Ды-ды-ды – попей воды.
Да-да-да – пойду сюда.

Де-де-де – Денис в воде.
Ди-ди-ди – из речки выходи!
Дём-дём-дём – домой пойдём!
Ди-ди-ди – всё лето впереди!

[н]
Но-но-но – у нас темно.
На-на-на – стоит стена.
Ны-ны-ны – идут слоны.
Он-он-он – возьми бидон.

На-на-на, на-на-на – на лугу растет сосна.
Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни.
На-на-на, ни-ни-ни.

[в]
Ву-ву-ву – лови сову.
Во-во-во – воет волк.
Вы-вы-вы – бегут львы.

[ф]
Аф-аф-аф – купили шарф.
Уф-уф-уф – сядь на пуф.
Оф-оф-оф – поймали сов.

[к]
Ко-ко-ко – рот далеко.
Ка-ка-ка – дай молока.
Ку-ку-ку – лежи на боку.
Ок-ок-ок – беги со всех ног.

Ка-ка-ка – под мостом течет река.
Ко-ко-ко – мост над речкой высоко.
Ке-ке-ке – рыба плавает в реке.
Ки-ки-ки – возле речки рыбаки.

[г]
Га-га-га – у козы рога.
Гу-гу-гу – по лугу бегу.
Го-го-го – стоит вагон.

Га-га-га – заболела нога.
Ге-ге-ге – плохо ноге.
Ги-ги-ги – мама жарит пироги!
Ге-ге-ге – позабыл о ноге.
Гу-гу-гу – на кухню бегу.
Ги-ги-ги – хороши пироги!

Га-га-га – не болит нога!

[х]
Ха-ха-ха – поймал петуха.
Хо-хо-хо – идет Пахом.
Хи-хи-хи – поел ухи.
Ух-ух-ух – летит пух.

[с]
Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало у осы.
Се-се-се: кисель дадим осе.
Са-са-са, са-са-са — у сосны стоит лиса,
Си-си-си, си-си-си — мы едем мимо на такси.

[з]
За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.

Зе-зе-зе – травку дали мы козе.
Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

[ш]
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что же шепчут камыши?

Шу-шу-шу, шу-шу-шу
Я письмо тебе пишу.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
И пишу я не спеша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
У меня все хорошо.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Мама нянчит малыша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
Помогаю с малышом.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Забочусь о малыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
У тебя как – напиши.

Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Ши-ши-ши – ее любят малыши.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.

[щ]
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Дождь идет – я без плаща.
Ще-ще-ще, ще-ще-ще
Нет дождя, а я в плаще.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я тебя не отыщу.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Ты иди, меня ищи!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Вот теперь-то отыщу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
Будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Приготовим-ка мы щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
Не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Поедим сначала щи.

[ж]
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Еж уходит от ужа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.

Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.
Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.
Жи-жи-жи – нас услышали ужи.
Же-же-же – приползли ужи к меже.

[ч]
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Раз болит – иди к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Коли так, пойду к врачу.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Посадили алычу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
И вот поспела алыча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Собираем алычу.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
Подставляй свое плечо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Сварили сок из алычи.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Всем так полезна алыча.

Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.
Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.
Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.
Чу-чу-чу – никогда я не кричу.

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).

Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Прежде чем переходить к быстрому проговариванию чистоговорок, ребенок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.


Чистогооврки с быстрым проговариванием

  • У Сени и Сани сом с усами.

  • Сеня в сени сено вез.

  • У осы не усы, не усищи, а усики.

  • Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

  • Везет Сеня с Саней, Соню на санях.

  • От топота копыт пыль по полю летит.

  • Восьмой кол вбили в частокол.

  • Топали да топали, дотопали до тополя.

  • Дятел дуб долбил, да не додолбил.

  • В один, Клим, клин колоти.

  • Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.

Чистоговорки с трудными звуками

Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:

  • Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).

  • Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).

  • Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).

  • Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).

  • Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).

  • Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).

  • Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).

  • Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).

  • Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).

  • Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).

  • Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).

Затем подбираем скороговорки с этими же

звуками:

  • Жутко жуку жить на суку.

  • Ежу на ужин жук нужен.

  • У ужа ужата, у ежа – ежата.

  • Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

  • По двору, по подворью в добром здоровье.

  • У нас на подворье погода размокропогодилась.

  • Свинья тупорыла весь двор перерыла.

  • Летят пичужки через три пустые избушки.

  • У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.

  • Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

  • На кочке квочка, квочка на кочке.

  • Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

  • Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.

  • Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.

  • Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.

  • Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.

  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *