Познавательное

Буквы мягкие согласные и твердые – Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке (1 класс)

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Разделы: Начальная школа


Цель: Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

  • Совершенствовать умение определять и различать твёрдые и мягкие согласные.
  • Закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
  • Прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

  • Определять и различать твёрдые и мягкие согласные.
  • Выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
  • Познают глубины русского языка.

Оборудование: ИКТ (доска), тетради, цветные карандаши, д/игра «Беговые дорожки», раздаточный материал, снежинки.

Презентация

Ход урока

I. ОРГ. Момент

1. Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана Анатольевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Итак, друзья, внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.

2. Чистописание.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.

Запишите число в тетради, сегодня ….. декабря.

Какое сейчас время года? Посмотрите какие красивые снежинки к нам прилетели в класс.

На каждой снежинке находится буква. Как одним словом назвать эти буквы? (гласные)

Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)

Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, также красиво, как мороз рисует узоры на окне. (Показ)

Посмотрите на свои узоры, выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и поставьте под ним точку.

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы урока.

Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол…

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

Какой это звук твёрдый или мягкий? (мягкий)

И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мёд, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твёрдый или мягкий? (твёрдый). Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Так как же называются согласные, которые любит Том? (твердые)

Как называются согласные, которые любит Тим? (мягкие)

Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (по цвету)

Почему? (потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим)

Так чем же мы будем заниматься на уроке?

(учиться различать твердые и мягкие согласные)

Правильно тема нашего сегодняшнего урока Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

2. Дифференциация согласных, Развитие фонематического слуха.

Я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные на слух.

Игра «Беговые дорожки»

Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук.

Как вы думаете, по какой дорожке будет бежать «спортсмен» (фишка), если в слове первый звук – мягкий согласный? (зеленая дорожка). Если твердый? (синяя)

Слова: корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

Подведите итоги: какой «спортсмен» победил.(Тим, поднимите руку те, у кого победил Тим… молодцы. Уберите линеечки в сторонку.)

3. Работа над словарными словами

(записать в два столбика)

Игра твёрдый – мягкий

Тим и Том вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – «Какой же ты?»

И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, воробей, тетрадь.

Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах? (непроверяемая безударная гласная), А как мы называем такие слова? (словарные). Давайте запишем их в тетрадь_ сначала слова Тима, затем Тома.(пишем, проверяем). Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

Дифференциация гласных I и II ряда Чтение слогов.

(На доске два столбика слогов; читают слоги парами: на-ня, во-вё, ру-рю, тэ-те, мы-ми)

  • Как произносится первый согласный звук в первом столбике – твердо или мягко? (мягко)
  • Какие это согласные?(мягкие)
  • Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, ю, е, и)
  • Как произносится первый согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (твердые)
  • Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы)

Показ

Эти гласные дружат с Тимом.

3. Физминутка

А сейчас добрые волшебники Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.

Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

4. а) Игра «Превращение»

Так как наши герои волшебники, они предлагают нам игру, которая называется «Превращение»

Вы должны слоги с твердым согласным заменить слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

/ва – .., ту – …, ры – …, ни – …, ме – .., лё – … /

б) «Обведи согласные своим цветом» /карточки со словами/

Внимательно прочитайте слова. Красной ручкой подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие. /проверка после выполнения задания/

Слова:

репа, рядом, сила, ветка, кино, шляпка, крыша, грибы.

в) «Буквы потерялись» /индивид. карточки/

В следующем задании вы должны найти потерявшиеся буквы

  • б…нан
  • л…мон
  • п…рсик
  • вишн…
  • гр…ша
  • мандар…н

/Читают слова, называют гласные/

5. «Найди ошибки» (работа у доски + списывание первого предложения и разбор его по членам предложения)

Ребята пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. ( Меняем гласные)

На берозах стучат датлы.
Серожа и Пета кормят индука.
У Вяли завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Смотрите какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь. (пишут).

Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения. Давайте проверим, рассказывайте.

6. а) «Найди пару» (работа в парах)

Порядок мы навели, теперь осталось только помирить волшебников. Сейчас ребята, вы будете работать а парах. У вас на столах лежит маленький конверт, в нём находятся слова.

Вам нужно составить и записать пары слов так, чтобы одно слово понравилось Тому, а другое Тиму.

Слова: рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

(Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные)

б) работа на уровне предложения /на доске предложения, уч-ся по одному выходят и дописывают маркером нужное слово/

Еще раз вспомните, прочитайте слова. Вставьте по смыслу их в предложения.

Ученик … хорошей оценке.
Вова … кусок глины.
Зеленый … очень полезен.
Выкопали глубокий … .
Дети … в театре.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

III. Итог занятия

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, е, ю, и).

А какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твердые и мягкие согласные»

На столе у каждого из вас лежат снежинки, давайте устроим в классе настоящий снегопад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску снежинку.

Большая – отлично поработал, справился со всеми заданиями.

Маленькая – Поработал хорошо, но мог бы лучше.

Посмотрите какой красивый у нас снегопад, совсем как в новогоднюю ночь.

Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.

4.02.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Задача: актуализировать знания о твердых и мягких звуках, воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, воспитывать умения слушать собеседника и вести диалог, воспитывать умение работать с учителем.

Развивать действие смыслообразования, т. е. установить связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Развивать саморегуляцию и самоконтроль. Развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение полно и точно выражать свои мысли. Развивать высшие психические функции (мышление, память, внимание).

Словесные: беседа, объяснение.

Наглядные: демонстрация.

По уровню включения в продуктивную деятельность:

частично-поисковый;

объяснительно-иллюстративный.

А чтобы мы сегодня были успешными и смогли выполнить все задания правильно, проведем блиц опрос.

Будем пользоваться лентой букв и звуков. Возьмите в руки ленту букв и звуков. С ее помощью вы и будете отвечать на вопросы. Один из вас будет отвечать, по поднятой руке, а все остальные сигнализировать, если согласны будете поднимать одну руку, а если не согласны – две руки.

Поднимите руку, кому не понятно.

Сколько букв в русском языке? (33) (посчитать)

Сколько гласных букв? (10)

Назовите гласные буквы (А, О, У, И, Е, Ё, Ю, Э, Я, Ы)

Назовите те буквы гласных звуков, которые могут давать два звука. (Гласные буквы е, ё, ю, я. Хитрые ЗВУКИ е [Й’Э], ё [Й’О] , ю [Й’У] , я [Й’А])

Сколько согласных букв (21) (посчитать)

Какие буквы всегда обозначают твердый звук (Жэ, Ша, Цэ)

Какие буквы всегда обозначают мягкий звук (Ча, Ща, Й).

Сколько глухих согласных звуков (10)

Назовите глухие согласные звуки (П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ)

Сколько звонких согласных звуков (11)

Назовите звонкие согласные звуки (Й, Н, М, Л, Р, Б, В, Д, З, Г, Ж)

Каких согл. звуков больше? (звонких)

Сколько пар согласных звуков (6).

Назовите пары согласных звуков по звонкости/ глухости (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С)

Какие звонкие согласные звуки не имеют пары (Л, М, Н, Р, Й)

Какие глухие согласные звуки не имеют пары (Ч, Ц, Щ, Х)

Какие буквы звуков не обозначают? (Ь, Ъ)

Молодцы, вы много знаете о звуках и буквах русского алфавита.

– Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки слышим и произносим)

А сейчас мы с вами проведем гимнастику для пальцев, чтобы мы написали красиво и аккуратно. Поставьте руки на локотки. Я говорю и показываю движения. Повторяйте.

этот пальчик дедушка (большой)

этот пальчик бабушка (указательный)

этот пальчик папа (средний)

этот пальчик мама (безымянный)

этот пальчик я (мизинец)

мы вместе дружная семья. (все пальцы)

Готовы работать?

Посмотрите на экран, скажите какие буквы вы видите ? (Жэ, Ша, Че, Ща) ((карточки))
Назовите, какие из этих букв означают всегда мягкие звуки (Че, Ща)
Назовите буквы, которые означают всегда твердые звуки (Ша, Жэ)
((экран. Буквы Ш, Ж в 1ой; буквы Ч, Щ во 2ой.))

Вспомним элементы букв. (слайд)

Че – состоит из провисшей линии и наклонной линии с закруглением внизу.

Ща и Ша – состоят из трех наклонных параллельных линий с закруглениями внизу, но у буквы Ща есть еще один элемент – петля.

Жэ – состоит из полуовалов и наклонной линии.

Прописываем букву Че до буквы Ща. Букву Ща прописываем до конца строки.
В одной строчке, как на экране.
Потом букву Ша прописываем до буквы Жэ. Букву Жэ прописываем до конца строки. Во 2ой строчке.

Теперь вам нужно прописать буквы на карточках. А когда пишем, следим за посадкой, ноги прямо стоят на полу, руки на парте.
 

Теперь сели прямо, правильно взяли ручку в руки.

Покажите, как вы держите ручку.

Ручка лежит на среднем пальце, придерживает ручку большой палец. Указательный палец образует клювик. (показать)

А сейчас скажите, что мы вспоминали, когда проводили опрос? (буквы, звуки).
Подумайте, какая будет у нас тема урока. Что мы с вами повторяли? Какие звуки мы вспоминали?

Тема: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
А какую мы можем поставить цель. Что мы повторим.
Цель: Повторить твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Проявляют положительное отношение к деятельности. Демонстрируют умения слушать собеседника и вести диалог, умение работать с учителем.

Демонстрируют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Осуществляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль.
познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные УУД: сотрудничают с учителем и сверстниками – определение цели, умение работать с учителем; умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Решение проблемы. Задача: найти способ решения возникшей проблемы. Создать условия для повторения и закрепления знаний твердых и мягких согласных звуках.

    Словесные: беседа, объяснение.

    Наглядные:

    Работа с доской

    Наглядные: работа с учебником.

     

    Теперь, чтобы мы смогли достичь цель урока, откроем учебник на странице 120, выполним устно упражнение под номером 192.

    Звуки или буквы перед нами? Почему? (мы видим звуки, потому что стоят квадратные скобки).

    – На что указывает запятая (на мягкость согласного звука)

    -Произнесём каждый согл. звук

    – Произнесем парные по твердости-мягкости согласные звуки. В чем различие в произношении этих согласных звуков ( произносятся твёрдо/ мягко)

    Произнесем
    мягкие непарные звуки – Ч, Й, Щ;
    твердые непарные – Ж, Ц, Ш).

    – Как обозначаются твёрдые и мяг. ?Парные звуки( одной буквой)

    Вывод: одна буква может обозначать два звука – мягкий и твердый.

    – А сейчас посмотрите, у нас на доске записано два слова (БАБУШКА, БЕЛКА)

    Прочитайте их.

    – Сейчас откройте тетради. Запишите дату 6 декабря, Классная работа.…..

    Запишите слово «бабушка» в тетрадь, сначала строки.

    Какой звук означает буква «б» в слове «бабушка», твёрдый или мяг? (твердый согласный звук)

    Запишем рядом со словом твердый согласный звук «б» [б]. (пишу на доске)

    Какая гласная стоит после буквы Б? ( «А») . Подчеркните.

    Гласная «а» показывает на твердость стоящего перед ней звука. Поэтому «б» в слове «бабушка» означает твердый согласный звук.

    В следующей строке запишите слово «белка».

    Какой звук означает буква «б» в этом слове, мягк, или твер. (мягкий согласный звук)

    Запишем рядом со словом «белка» мягкий согласный звук «б’» [б’]. (пишу). Как мы обозначаем мягкость? (запятой)

    – потому что после согласной «б» стоит гласная «Е».

    Гласная «е» указывает на мягкость стоящего перед ней звука. Поэтому «б» в слове «белка» означает мягкий согласный звук.

    Теперь посмотрите на ленту звуков и букв. Найдите верхнюю строку, поставьте пальчик. Это гласные буквы, которые указывают на твердость стоящего перед ней звука. Давайте проговорим их. (А, О, У, Ы, Э)
    Давайте произнесём все гласные этой строки со звуком Б. Понаблюдаем как будет звучать согл. звук Б.

    (ба, бо, бу, бы, бэ)

    Верхняя строка гласных букв показывает на твердость стоящего перед ней звука. А также твердость показывает Ъ.


    Поставьте пальчик на нижнюю строку гласных букв. Нижняя строка гласных букв показывает на мягкость стоящего перед ней звука. Давайте проговорим их (Я, Ё, Ю, И, Е). Произнесём все гласные нижней строки со звуком Б. Понаблюдаем, как будет звучать согл. звук Б в этот раз.

    (бя, бё, бю, би, бе)

    А ещё какая буква указывает на мягкость? А также мягкость показывает мягкость Ь.

    Теперь скажите, каким может быть согл. звук Б? (мягк. и тверд.)

    Назовите любую согл. парный по тверд. / мяг .

    Вывод: Какими буквами на письме обозначается мягкость согласных звуков? Полный ответ

    На мягкость согласных звуков указывают гл. буквы Я, Ё, Ю, Е, И и Ь)

    На твердость согласных звуков указывают гл. буквы А, О, У, Э, Ы и Ъ)

    Давайте посмотрим, правильно ли мы сделали вывод на странице 121: Мягкость согл. звуков обозначается на письме буквами Е, Ё, Ю, Я, И и Ь (мел, ключ, мяч мир, лёд, конь)
    твердость согл. звуков обозначается на письме буквами А, О, У, Ы, Э и Ъ. (мак, сон, лук, сыр, мэр)
     

    Кому не понятно, поднимите руку, повторим еще раз.


    Произнесем названия предметов вместе. Пальто, платок, шляпа, платье.

    1.Записываем слово Пальто

    2. Какой звук обозначает буква ЭЛЬ? Ль

    3. Запишем в квадр. скобках. [л’]

    4. Что указывает на мягкость? ( Ь ). Подчеркнём в слове
     

    В следующей строке

    1.Записываем слово Платок

    2. Какой звук обозначает буква ЭЛЬ? Л

    3. Запишем в квадр. скобках. [л]

    4. Что указывает на твёрдость? ( гл. А ). Подчеркнём в слове

    В следующей строке

    1.Записываем слово Шляпа

    2. Какой звук обозначает буква ЭЛЬ? Ль

    3. Запишем в квадр. скобках. [л’]

    4. Что указывает на мягкость? ( гл. Я ). Подчеркнём в слове

    В следующей строке

    1.Записываем слово Платье

    2. Какой звук обозначает буква ЭЛЬ? Л

    3. Запишем в квадр. скобках. [л]

    4. Что указывает на твёрдость? ( гл. А ). Подчеркнём в слове

    Вывод: Что вы заметили? Буква ЭЛЬ кой обозначала согл. звук? ( и мягкий, и твердый) Значит можно сказать что одна буква может обозначать 2 звука – мягкий согласный звук и твердый согласный звук

    Демонстрируют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем.

    Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; умения установливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знание.

    4.Первичное закрепление.

    Задача: создать условия для развития умений осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания; логической цепи рассуждений. Развивать: волевую саморегуляцию, самоконтроль.

    Словесные: беседа, объяснение.

    Наглядный:

    Иллюстрации.

     

    Сейчас поработаем в рабочих тетрадях, чтобы закрепить знания о твердых и мягких согласных звуках. Откройте печатные тетради на 55ой странице и найдите упражнение под номером 120.

    Даны иллюстрации и под иллюстрациями

    Что изображено на 1ой иллюстрации Дятел

    Произнеси 1 согл. звук!

    Какой он? Мяг./твер. [д,]

    Почему?

    Вставьте букву

      1ая буква «дэ», какой звук обозначает. Давайте посмотрим, какая гласная буква стоит после. Гласная буква «я». Значит? какой звук будет обозначать буква «дэ». [д,]Мягкий потому что, стоит гл. «я», она показывает на мягкость.

      Произнеси 2 согл звук!

      Какой он? Мяг./твер. [т,]

      Почему?

      Вставьте

        2ая буква «тэ». Какой звук обозначает? (мягкий) почему? Потому что стоит гласная «е». Гласная «е» показывает на мягкость. Значит «тэ» обозначает мягкий согл. звук.

        Произнеси 3 согл звук!

        Какой он? Мяг./твер. [л]

        Почему?

        Вставьте

          3я буква «л». Какой звук означает. После «л» стоит какая гласная буква? Гласной буквы нет. Значит буква «л» обозначает – твердый согласный звук.

          2ая иллюстрация – Ель.

          Произнеси 1 согл звук!

          Какой он? Мяг./твер. [л,]

          Почему?

          Вставьте


            Какой звук будет обозначать буква «эль»? Что стоит после буквы «эль»? Ь. на что показывает Ь? Показывает на мягкость стоящей перед ним согласной буквы. Буква «л» обозначает мягкий согласный звук.

            3я иллюстрация – Лиса.
            1. Произнеси 1 согл звук!

            Какой он? Мяг./твер. [л]

            Почему?

            Вставьте

              Какой звук обозначает буква «эль». Какая гласная стоит после «эль»? И. На что показывает И? гласная И показывает на мягкость стоящего перед ней звука. Поэтому буква «л» обозначает мягкий согласный звук.

              Какой звук обозначает буква «эс». Какая гласная стоит после «а». Гласная «а» показывает на твердость стоящего перед ней звука. Значит буква «эс» обозначает твердый согласный звук. [с].

              Кому не понятно, как определять твердый согласный звук и мягкий согласный звук, поднимите руку.

              Вывод: Какие буквы обозначают мягкость стоящего перед ней согл. звука? (И, Я, Ю, Е, Ё)

              Какие буквы обозначают твердость стоящего перед ней согл. звука? (А, О, У, Ы, Э)

              Дальше впишите буквы и объясните соседу по парте, какой согласный звук будут обозначать буквы, которые вы впишите.
               

              Орёл .
              буква «рэ» обозначает мягкий согласный звук рь, т.к. после буквы «рэ» стоит гласная буква «ё». Она показывает на мягкость стоящей перед ним согласной буквы. Значит какой звук обозначает буква «р».

              Буква «эль». Обозначает твердый согласный звук. Потому что после «эль» гласной буквы нет. Значит буква «л» обозначает твердый согласный звук. [л].

              Индюк

              Буква «дэ». обозначает мягкий согласный звук, т.к. после буквы «дэ» стоит гласная буква «ю». Она показывает на мягкость стоящей перед ним согласной буквы. Значит буква «д» обозначает мягкий согласный звук. [д,]

              Орёл – [Р,]– мягк. согл. звук, т.к. после стоит гл. Ё, она указывает на мягкость;
              Л – тверд. согл. звук, т.к. после нет никакой гласной.
              Индюк – [Д,] – мягк. согл. звук, т.к. после стоит гл. Ю, она указывает на мягкость.

              Проявляют познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания; устанавливают причинно-следственные связи. Осуществляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль.

              Организация самостоятельной работы

                Задача: создать условия для выполнения самостоятельной работы. Развивать умения строить логическую цепь рассуждений, мышление.

                развивать внимание, мышление, память в процессе выполнения самостоятельной работы.

                Словесные: беседа, объяснение.

                Наглядные: работа с учебником.

                Методы самостояте-льной работы:

                упражнение.

                Теперь, чтобы закрепить полученные знания, выполним упражнение на карточках. Работу будем выполнять в парах. На карточке даны слова, но в эти слова нужно вставить верные буквы, внимательно рассмотрите, каким цветом обозначена первая буква.

                букву, которая будет показывать на твердость стоящего перед ней согл. звука

                букву, которая будет показывать на мягкость стоящего перед ней согл. звука
                 

                Корр. Работа: вам поможет лента букв и звуков. Для начала посмотрите на букву, которая выделена цветом. Что означает синий цвет (твердость согл. звука) что означает зеленый (мягкость согл. звука.) посмотрите на гласные и вспомните, какие из них указывают на твердость/мягкость согл. звука.
                 

                Кому не понятно, что нужно сделать, поднимите руку.

                М__л
                м__л

                Н__с

                н__с

                Л__к

                л__к

                Р__чка
                р__чка

                Т__ма
                Т__ма

                мАл – мЕл нОс – нЁс лУк – лЮк рУчка – рЕчка ТОма – тЬма

                Вывод: прочитаем слова, буквы в которых обозначают твердость согласных звуков. Какие это слова (мАл, нОс, лУк, рУчка, ТОма).

                Прочитаем слова, буквы в которых обозначают мягкость согласных звуков. Какие это слова? (мЕл, нЁс, лЮк, рЕчка, тЬма)

                Так давайте же сделаем вывод. Как обозначаются твердые согласные звуки? (Если после согласной буквы стоит гласная, А, О, У, Ы, Э, то согласная буква будет обозначать твердый согласный звук.).

                Как обозначаются мягкие согласные звуки? (Если после согласной буквы стоит гласная, Я, Ю, Е, Ё, И, то согласная буква будет обозначать мягкий согласный звук).

                А теперь ответьте на вопрос, который был в начале урока: главный вопрос: Количество звуков и букв совпадает? (нет, т.к. парные согласные буквы означают два звука – мягкий и твердый, [б][б’], [н][н’], [в][в’].

                Чего больше звуков или букв? (звуков)

                Демонстрируют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. Коммуникативные УУД: сотрудничают с учителем, работают в паре. Познавательные УУД: демонстрируют умение строить речевое высказывание в устной форме, устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.

                Развивают внимание, мышление, память в процессе выполнения самостоятельной работы.

                Рефлексия учебной деятельности

                  Задача: создать условия для осуществления самооценки деятельности обучающихся.

                  Словесные: беседа, объяснение;


                   

                  создание ситуации успеха;

                  поощрение

                  Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какая у нас была тема урока.

                  Что было трудным на уроке? Почему?

                  Звуков столько же сколько и букв? (нет, т.к. парные согласные буквы означают два звука – мягкий и твердый, [б] [б’], [н] [н’], [в] [в’].

                  Чего больше звуков или букв? (звуков)

                  Как, по-вашему, был ли урок полезным?

                  Поднимите руку, если мы смогли достичь цель на уроке.

                  Теперь я предлагаю вам разместить на поляне цветы.

                  Белый цветок – будет обозначать то, что вам было не интересно на уроке, вы не узнали полезной информации.

                  Оранжевый цветок – будет обозначать то, что вам было интересно, вы узнали полезную информацию.

                  Спасибо за урок, до свидания!

                  Демонстрируют личностные УУД: действие смыслообразования, (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). Демонстрируют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. Коммуникативные УУД: сотрудничают с учителем.

                  xn--j1ahfl.xn--p1ai

                  Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме

                  Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


                  Предмет: Русский язык

                  Система обучения: коррекционная на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В. В. Воронковой.

                  Цель: учить распознавать твердые и мягкие согласные звуки и обозначать мягкость и твердость согласных звуков гласными буквами.

                  Задачи:

                  • учить слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
                  • познакомить с обозначением на письме мягкости согласных звуков с помощью букв е,ё,ю,я,и;
                  • расширять и активизировать словарный запас;
                  • уточнять ориентировки в пространстве;
                  • развивать мелкую и общую моторику;
                  • развивать умения работать самостоятельно, умения применять знания на практике;
                  • развивать внимание, восприятие, память, мышление.

                  Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.1 урок в блоке из 14уроков.

                  Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод (с использованием ИКТ), игра

                  Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

                  Оборудование: шарики СуДжок, изографы, карточки со словарными словами “лисица”, “заяц”, “медведь”; мнемотаблица для “снежной кучи”, снежинки; карточки с половиной слов; карточки для наблюдения за произношением согласных; карточки со слогами; карточки для игры “Разложи пирожки”; карточки с заданиями; ноутбук; видео; видеофизминутка; карточки с правилом и темой урока.

                  Ход урока

                  I. Организационный момент. Актуализация знаний.

                  – Физминутка “Морская”.

                  Для повторения изученного применяется стратегия   “Незаконченное предложение”. Отвечают на вопросы.

                  – Жи-ши пиши (с буквой и)

                  – Ча-ща пиши (с буквой а)

                  – Чу-щу пиши (с буквой у)

                  – Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

                  –  Букв в русском алфавите? (33)

                  – Гласных букв? Согласных?

                  – Наша речь состоит (из предложений)

                  – Предложения (из слов)

                  – Звуки мы (говорим, слышим)

                  – Буквы мы (пишем, читаем, видим)

                  – Какой сегодня день недели?

                  II.  Чистописание.

                  Пальчиковая гимнастика шариками СуДжок.

                  -Игра “Ладушки”. В парах

                  На доске написаны 2 ряда  букв.

                  -Что это за буквы? (гласные)

                  -Правильно это сестрички гласные: старшие и младшие, строгие и ласковые.   

                  Запись числа и письмо гласных с доски.

                  А ы у э о

                  Я и ю е ё

                  III.Словарная работа.

                  Коррекция зрительного восприятия.

                  -Ребята, сегодня мы отправимся в Лесную школу, где учатся зверята и будем помогать им.   Но сначала узнаем лесных жителей.

                  Изографы (лисица, заяц, медведь) – это словарные слова. С каким словарным словом мы познакомились недавно? (заяц)

                  Карточка: вставьте букву. Запишите слово заяц, подчеркните безударную гласную.

                   – Прочитайте слова, буквоед съел половину слова: волк, мышка, зима.

                  -Какое слово лишнее? Почему? Зима – самое холодное время года.

                   -Хорошо. Поиграем в игру “Снежный ком”.

                  – К слову “зима” подбираем слова – признаки. Передаем “ком” друг другу и повторяем все слова, которые сказали. (Зима (какая?) холодная, суровая, ранняя, снежная, морозная, теплая, красивая…)

                  Поиграем в еще одну игру “Снежная куча”. Волшебная, сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.(игра из статьи- Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи)

                   

                  • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
                  • Есть слово длинное – снегопад.
                  • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
                  • Есть слово – человек, сказочный персонаж – снегурочка.
                  • Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
                  • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
                  • Есть слово – цветок – подснежник.
                  • Есть слово – птица – снегирь.

                  Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Осталось несколько снежинок, возьмите, они нам еще пригодятся.

                  IV. Основная часть.

                  А. Знакомство с темой урока.

                  Вопрос: что может быть мягким ?- подушка, хлеб, шапка, матрас, а твердым ? – камень, лед, дерево. Верно. Но, оказывается, мягкими или твердыми могут быть звуки речи – согласные

                  -Спешим на урок в Лесную школу. (Приложение2. видео: Шишкина школа. Русский язык. урок 53. – фрагмент – 2 мин).

                  Сегодня мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные. Итак, тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

                  Б.Наблюдение над произношением твердых и мягких согласных.

                  – Посмотрим, как рычит маленький медвежонок? Ри-ри-ри

                  А его мама совсем по-другому? Ры-ры-ры

                  В рычании медвежонка слышится мягкий звук р, а в рычании его мамы твердый звук р.

                  Перед нами медвежонок, и он очень мил, а на втором рисунке кто-то мыл руки. В слове мил – мы слышим? Мягкий звук, а в слове мыл? Твердый звук.

                  В. Первичная проверка усвоения знаний.

                  А сейчас игра “Разложи пирожки”. Работа на доске.

                  – Перед нами две корзины, в одну надо сложить пирожки вчерашние, твердые, а в другую – мягкие.

                  Ваша задача – правильно их разложить, но помните, в твердых пирожках начинка начинается с твердого согласного звука, а в мягких – с мягкого.

                  – Итак, пирожок с мясом (слово мясо начинается с мягкого звука, значит этот пирожок мягкий, кладем его в правую корзину и т.д. Запишем слово- мясо. Подчеркнем двумя чертами. Приложение 1

                  Мясо

                  Рыба

                  Рис

                  Сыр

                  Вишня

                  Г. Видеофизминутка. https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs

                  -Что мишка говорил неправильно? Рясь, а нужно –раз

                  Д. Дифференциация гласных. Чтение слогов.

                  -Согласная буква одна, а может обозначать и твердый звук и мягкий.

                  -Чтение слогов.

                  -Почему твердый согласный вдруг становится мягким, что его смягчает? (гласный, который идет за ним).

                  Перед и ри согласный смягчается, а перед ы – остается твердым ры.

                  Все дело в гласных, перед старшими строгими сестричками Чтение правила согласные твердые.

                  А перед младшими Чтение правила согласный остается мягким.

                  Е.Закрепление. Самостоятельная работа. (индивидуальная карточка у каждого)

                  Карточка. Подчеркни твердые согласные одной чертой, а мягкие – двумя.

                  Карточка “Буквы потерялись”

                  Вставь букву.

                  Карточка “Найди ошибки

                  Гласные буквы решили пошалить и поменялись местами. Верните гласные на место.

                  Ката грела утуг.

                  Лампа горыт ярко.

                  Луба и Рая лепат птичку.

                  Зеленый люк очень полезен.

                  Игра “Превращение” . Вы волшебники: нужно слоги с твердым согласным заменить слогами с мягким согласным и наоборот.

                  Ва-

                  Му-

                  Ры-

                  Ме-

                  Лё-

                  V. Итог урока. Рефлексия.

                  -Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

                  -Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я,е,ё,ю,и).

                  -А какие твердость? (а,о,у,ы,э)

                  -Поднимите руку те, кто может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”.

                  У вас у каждого лежат снежинки. Оцените свою работу на уроке.

                  Поднимите большую снежинку – отлично работал, справился со всеми заданиями.

                  Маленькую – работал хорошо, но мог бы и лучше.

                  19.03.2017

                  xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

                  Добавить комментарий

                  Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *