Познавательное

Буквы гласные для детей – «Гласные и согласные буквы». Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет

Содержание

Гласные и согласные буквы русского алфавита

Знакомство ребенка с русским алфавитом – это всегда встреча с неизвестным, но загадочным миром, в котором столько интересных вещей.

Буквы русского алфавита составляют целую семью, в которой 33 жителя!

И всех нужно запомнить на своих местах. Но этим изучение букв не заканчивается. Приходится еще делить их на гласные и согласные, ударные и безударные, мягкие и твердые, глухие и звонкие. И это еще далеко не полная классификация. Разберемся, как правильно разделить по группам буквы алфавита.

Гласные и согласные звуки и буквы

Для начала разберемся, сколько всего букв содержит русский алфавит. Всего их 33. Все они делятся на две большие группы: гласные и согласные.

Только мягкий и твердый знаки мы не можем отнести ни к одной из групп: они не обозначают звука, а служат для указания на твердость или мягкость предыдущего звука.

Таблица с карточками гласных и согласных букв в русском языке.

Гласные звуки

Гласные звуки произносятся легко, нараспев. Это возможно благодаря тому, что при артикуляции во рту не образуется преграда для воздушного потока.

Сколько всего гласных букв в русском языке? – 10 букв.Гласные звуков значительно меньше: всего 6: А,О,У,Ы,И,Э. Такая разница объясняется тем, что 4 гласные буквы образуются путем слияния двух звуков: Ё=Й+О; Е=Й+Э; Ю=Й+У; Я=Й+А.

Ударные и безударные

Гласные звуки бывают ударные и безударные. Ударные гласные звуки в слове выделяются голосом. Благодаря ударению мы понимаем смысл слова. Есть слова, в которых смысл зависит только от постановки ударения, например: зАмок- замОк. Безударные звуки произносятся не так четко, так что на письме безударные звуки мы проверяем ударением.

Сколько согласных букв и звуков в русском языке?

Согласных букв всего 21, но звуков насчитывается 37.

Согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока. Роль преграды могут играть зубы, язык, губы, в зависимости от характера преграды согласные подразделяются на множество групп, например, губные, зубные и т.д.

Также согласные делят на твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Твердые и мягкие

Твердые согласные произносятся более грубо, мягкие же звучат изящнее и смягчаются рядом стоящим гласным или на письме с помощью мягкого знака. В транскрипции мягкие звуки обозначаются рядом стоящим апострофом. Например, в слове ДОМ буква «д» звучит твердо, а в слове ИДЁМ – мягко. Мягкие и твердые согласные представлены в таблице.

Глухие и звонкие

Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, в то время как в формировании твердых звуков участие голоса необходимо. Звонкие и глухие звуки, как правило, образуют пару, например: Б-П, В-Ф и т.д. Существует лишь несколько звуков, у которых нет пары по глухости-звонкости: Щ, Ц, Й, Р, Л, М, Н.

Полностью рассмотреть глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, а также ударные и безударные гласные поможет таблица, представленная на нашем сайте. Ее можно повесить в классе, где дети приступили к более подробному изучению русского алфавита. Также вполне резонно будет повесить таблицу на видном месте дома, если малыш начинает изучать буквы.

Таблицы

Мультфильмы по теме

Чтобы малыш быстрее усвоил деление букв на гласные и согласные, можно предложить ему мультфильмы на эту тему. У нас на сайте вы найдете обучающие мультики, посвященные этой теме.

Логопед. Русский алфавит

В этом видео представлены звуки в русском языке на примерах звукоподражания. Этот прием позволит малышам отработать четкость произношения гласных и согласных звуков, ярче почувствовать разницу в их звучании. Звуки сопровождают яркие картинки с животными и явлениями природы. Смотреть мультфильм можно тут

Учим и поем русский алфавит

Этот видео ролик содержит исполнение алфавита под музыку. Мелодия приятная, легко запоминается, а сама песенка сопровождается показом буквы и формы ее написания. Этот мультфильм может быть полезен ребятам любого возраста, так как он направлен не только на запоминания порядка букв, но и на отработку дикции. Смотреть мультфильм можно здесь 

Глухие согласные звуки

Существует общепринятое мнение, что петь согласные звуки невозможно. Однако авторы этого мультфильма ломают привычные стереотипы восприятия. Конечно, песней в полном объеме этот ролик назвать нельзя: скорее мы будем иметь дело с протяжным произнесением глухих согласных. Это чрезвычайно полезно для детской дикции, в которой постоянно просматриваются дефекты в произношении шипящих звуков. Чаще включайте своему ребенку этот мультфильм, чтобы он корректировал дикцию. Смотреть мультфильм можно тут 

Звонкие согласные звуки

Гораздо легче петь звонкие согласные звуки, хотя мы опять будем иметь дело не с пением, а с продолжительным произнесением звука. В образовании звонких согласных участвует голос, поэтому их без труда можно произнести нараспев. Этот мультфильм предлагает детям потренироваться в таком нехитром деле и познакомиться ближе со звонкими звуками. Смотреть мультфильм можно здесь 

Изучайте гласные и согласные звуки, ведь они составляют основу нашего алфавита!

Похожие статьи

Загрузка…

steshka.ru

Гласные буквы и гласные звуки русского языка — схема, таблица

В русском языке гласных букв — 10, гласных звуков — 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.

Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки бывают:

  • ударными: сок [о] — лёд [’о], лес [’э] — мэр [э], бур [у] — люк [’у],
  • безударными: вода́ [а], суда́к [у], лесо́к [и].

Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе — [эи] (э с призвуком и).

Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.

В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией — второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное — на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

  1. в начале слова: ёлка [й’олка], Яна [й’ана], енот [й’инот];
  2. после гласного: заяц [зай’иц], баян [бай’ан];
  3. после ь или ъ: ручьи [руч’й’и], подъём [падй’ом].

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й’и], е → [й’и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.

Схема 3. Правила для йотированных гласных.

В остальных случаях я, ю, е, ё означают мягкость согласного звука, стоящего перед ними, и создают один звук: я → [а], ю → [у], е → [э] или [и], ё → [о].
Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо гласных звуков нужно знать согласные звуки и правила фонетики.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

phoneticonline.ru

Как выучить с ребенком гласные: 10 букв за 5 занятий

Расскажем, как выучить 10 гласных быстро и легко за 5 занятий. Если четко следовать мелодическим рекомендациям из этой статьи, ваш ребенок будет знать все гласные уже через месяц, у него не возникнет проблем с обучением чтению.

otvetprost.com

Что вам понадобится:

  • Подготовьте 5 карточек 12х10 см. Можно использовать картон или плотную белую бумагу. Красным крупным жирным шрифтом напишите или напечатайте на них буквы А, О, У, Ы, Э.
  • Подготовьте 5 карточек 9х10 см. На них синим шрифтом напишите Я, Ё, Ю, И, Е.
  • На обратной стороне карточек напишите буквы от руки (для себя, чтобы не заглядывать на лицевую сторону при показе букв ребенку).

ЗАНЯТИЕ №1

На первом занятии вам понадобятся карточки А, Я, О, Ё.

1. Сложите карточки обратной стороной к себе. Покажите ребенку первую карточку и произнесите: «Это — А».

2. Затем переложите вперед следующую карточку и скажите: «Это — Я».

3. «Это — О».

4. «Это — Ё».

  • Каждую карточку показывайте не дольше 1-й секунды.

Смотрите не на карточки, а в глаза ребенку. Придумайте веселую игру, чтобы привлечь внимание малыша.

  • Не требуйте, чтобы ребенок повторял их.

Ваша задача — быстро показать все четыре буквы и проговорить их как стишок.

  • Ежедневно до следующего занятия показывайте ребенку карточки с этими буквами, называйте их именно в том порядке, как указано выше.
  • ВАЖНО! Держите карточки так, чтобы ребенок не видел следующую букву.
  • Со временем делайте большую паузу после слова «Это…». Произносите его вопросительно.
  • Ребенок должен просто сказать «А!»,  «О!», без слова «это».

Такая игра с карточками займет у вас не более минуты, можно повторять ее несколько раз в день (минимум 5). Главное, делать это регулярно, не пропускать занятия.

ЗАНЯТИЕ №2

  • Повторите с ребенком А, Я, О, Ё именно в этом порядке.
  • Разложите перед ребенком карточки парами: 1 ряд — А — Я; 2 ряд — О — Ё.

Игры и упражнения на закрепление

Поиграйте в игры с этими буквами, чтобы дети запомнили их как стишок и по отдельности.

«Ветер». Красные буквы — это большие братья, синие — маленькие братики. Налетел сильный ветер и перемешал всех братиков. Перемешайте буквы, но следите, чтобы они не оказались перевернутыми. Задача ребенка: сложить карточки парами, называя вслух: 

А — рядом ЯО — рядом Ё. Сначала помогите, а потом пусть сделает сам.

 «Прятки». Красные буквы положите сверху и накройте их синими. Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы (имя ребенка)  их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О? Правильно, под О спрятался Ё! А под А? Правильно, Я!

 «Перепрятки». То же самое, только теперь большие братья прячутся под маленькими.

«Ворона». Разложите буквы парами в правильном порядке. Водите обеими ладонями (чтобы ребенку было сложнее догадаться) над карточками со словами: «Ворона летела, летела, летела, летела и… буковку съела». Быстро накройте ладонью одну из букв: «Какую букву ворона съела?» Если ребенок быстро не ответил, уберите ладонь на несколько секунд и позвольте ему подсмотреть. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: «Рядом с 

О. Правильно, Ё!» Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.

«Карты». Перетасуете карточки. Возьмите одну и положите перед ребенком: «Что это?» Если угадал — забирает, если нет — карточка остается у вас. Сначала лучше выбрасывать карточки парами: сначала О, за ней ЁА — Я и т.д. Если вы видите, что ребенок не испытывает затруднений и все называет правильно, показывайте в обратном порядке и вразнобой.

Играть в эти игры лучше раз в день, если ребенок сам не просит больше. Прекращайте игру, пока он еще хочет играть: «В другой раз доиграем», чтобы малышу не наскучили ваши занятия и он ждал следующего с нетерпением.

 Повторяем пройденное и учим новое: А — Я, О — Ё, У — Ю

После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую пару карточек У — Ю.

На этом занятии показывайте ребенку уже три пары букв.  Точно так же, как вы показывали ему на первом занятии. Знакомые пары ребенок назовет сам, а последние две вы быстро называйте вы, не давая ребенку возможности ошибиться. За два-три дня показа, которые пройдут до следующего занятия, ребенок запомнит новый стишок:

«Это — Я»

«Это — О»

«Это — Ё»

«Это — У»

«Это — Ю»

Несколько дней тренируйтесь, показывайте ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных. ВАЖНО! В закрепляющих играх по-прежнему используйте пока только первые две пары: А — Я, О — Ё, 

и не чаще, чем один раз в день.

ЗАНЯТИЕ №3

Игры и упражнения на закрепление

Разложите на столе перед ребенком шесть карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором вы их ему показывали. Поиграйте в те же игры, что описаны в занятии №2.

 Повторяем пройденное и учим новое: О — Ё, У — Ю, Ы — И

Первую пару карточек (А — Я) не используйте. Теперь карточки лежат в стопке так: О — Ё, У — Ю, Ы — И. На всех последующих занятиях делайте так же, чтобы общее количество букв было 6. Методика та же: знакомые буквы ребенок называет сам, новые — вы.

Занятия займут у вас около шести минут в день, но очень важно не пропустить ни одного.

Не забудьте, что в закрепляющие игры с новой парой играть пора не нужно.

ЗАНЯТИЕ №4

Игры и упражнения на закрепление

Количество гласных, с которыми мы играем в закрепляющие игры, увеличивается с каждым занятием: теперь в пять игр нужно сыграть с 8 буквами.

Повторяем пройденное и учим новое: У — Ю, Ы — И, Э — Е

Уберите из стопки А — Я и О — Ё и добавьте пару Э — Е. ВАЖНО! Буквы Е и Ё, которые дети часто путают, никогда не «встречаются» при показе: когда «пришла» буква Е на четвертом уроке, буква Ё уже «ушла».

Делайте все точно так же, как на предыдущих уроках, добавив новую пару. В закрепляющие игры с ней пока не играйте.

ЗАНЯТИЕ №5

Игры и упражнения на закрепление

На этом занятии поиграйте в игры со всеми десятью гласными. Делать это можно так долго, как захотите, пока ребенок не потеряет интерес. Если вы увидите, что ребенок узнает и называет гласные быстро, не делает ошибок и не задумывается, переходите к изучению согласных и чтению.

Советы родителям: как помочь ребенку запомнить гласные буквы

  • Два раза в неделю давайте новый материал, а все остальные дни повторяйте пройденное.

Важно, чтобы занятия были ежедневными (регулярными). Достаточно меньше 10 минут в день, чтобы увидеть результат: ребенок запомнит все 10 гласных букв, научится их правильно произносить и не будет путать.

  • Не пытайтесь помочь ребенку запомнить букву по каким-то внешним признакам или ассоциациям.

«Это мамина буква», «Ё с точками, а это Е без точек». Этим вы только мешаете и путаете! При чтении возникнут проблемы с узнаванием букв: малышу придется вспомнить и маму Олю, и тетю Юлю, и Ёжика с точками…

  • Самое важное, что должны усвоить дети, изучая гласные, это то, что их МОЖНО ПРОПЕТЬ.

videouroki.net

Как объяснить ребенку гласные? Гласные звуки образуются только при помощи голоса. Воздух, когда проходит по горлу и полости рта, не встречает преград, как это обычно происходит при произношении согласных звуков. Тянуть гласный звук мы можем так долго, на сколько у нас хватит дыхания.

doschkolonok.blogspot.com.by

 

Скажите ребенку, что крупные красные буквы — это большие братья, синие буквы — это маленькие братики. И те, и другие любят петь песенки.

Большие братья поют стра-а-а-шными низкими голосами. Продемонстрируйте как именно: А, О, У, Ы, Э. Можно использовать тональность гаммы: соль-фа-ми-ре-до.

Маленькие братики поют то-о-о-ненькими голосочками. Пропойте высоким голосом: Я, Ё, Ю, И, Е (та же мелодия, но на одну-две октавы выше). Пропевая, показывайте буквы на карточках.

Эти песенки помогут детям запомнить гласные на слух.

  • Очень ВАЖНЫЙ момент, на который следует обратить внимание при обучении буквам. Показывайте ребенку гласные, написанные разными шрифтами и цветами.

Малыш должен научиться узнавать букву в любом виде и размере.

  • Выучите с ребенком стишок про гласные:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
                            Могут заплакать и закричать,
                            Могут в кроватке ребенка баюкать,
                            Но не желают скрипеть и ворчать.

rastishka.by

Гласные буквы русского алфавита – Урок произношения

Здесь мы научимся произносить гласные буквы русского алфавита в процессе дидактической игры. Это занятие для изучения звуков, их которых состоят гласные буквы. Такие занятия необычайно полезны для дошкольников.

Учим гласные буквы русского алфавита в домике для букв:

А теперь с помощью красивого домика для букв (который, кстати, можно раскрасить) мы учим гласные буквы русского алфавита. Начинать занятие с ребенком нужно с таких слов: “А сейчас мы с тобой посетим дом, в котором живут гласные звуки. Их лица – буквы, выглядывающие из окошек.”

Продолжаем занятие “Гласные буквы русского алфавита” такими словами:

“Первыми по утрам в нашем доме просыпаются гласные, живущие в первом подъезде. Назови их по именам. Правильно, это Я, Ё, Ю, Е, И.

Гласный Я выглядывает из окошка и протяжно поет: “Я-а-а” и будит своего соседа.

Гласный А выглядывает из соседнего по горизонтали окошка и отзывается: “А-а-а”.

Гласный Ю кричит: “Ю-у-у”. А какой гласный отвечает ему из соседнего по горизонтали окошка? Кого он будит? Пусть он появится в окне, напиши его имя карандашом.

Какие гласные отзываются на зов гласного Ё? Гласного Е? Засели их в соответствующие квартиры.

А гласному И не пришлось будить соседа: гласный Ы сам выглянул из своего окна и сам поздоровался со всеми: “С до-бры-ы-ым утром!”

Произносим гласные буквы русского алфавита – Особенности артикуляции

Произнося имена гласных звуков, живущих в первом подъезде, мы улыбаемся. Не веришь? Тогда назови их сам, глядя при этом в зеркало. Теперь убедился?

А теперь я произнесу имена гласных из первого подъезда.

Примечание для родителей:

Обязательно используйте зеркало при выполнении этого задания. Ребенок сможет не только произнести, услышать, но и увидеть, как произносится звук. Одновременное включение слуховых и зрительных анализаторов способствует лучшему пониманию разницы между звуками.

Скачать бланк с заданием – Гласные буквы русского алфавита. Домик для букв. – вы можете во вложениях.

chudo-udo.info

Учим буквы, обозначающие гласные звуки

Чтобы научится читать, учим сначала буквы, обозначающие гласные звуки.

Замечательное стихотворение Генриха Сапгира “Про медведя” отлично помогает выучить гласные. Особенно, если педагогу помогает перчаточная кукла Медведь, и кукла поднимает карточку с называемой  буквой  или просит ребёнка показать букву на плакате. И домой дети получали отпечатанный стишок на раскраске с медведем. Стишок легко учили наизусть Мой приятель Медведь                             
не умел читать
а умел рычать
и умел реветь.
Раз пришло к нему письмо
непонятно от кого.
Он сказал в восторге: О-о-о!
Встретил Кролика в траве
встал и чешет в голове,
что сказать не знает: Э-э-э…
А увидел он Москву,
город мой, где я живу,
в удивленьи рявкнул: У-у-у!
Колыбельную сынишке
пел он нежно: А-а-а!
Ну и голос был у Мишки —
просто медная труба.
Он ревел не хуже ветра,
все медведи таковы.
В чаще за три километра
из берлоги слышно: Ы-ы-ы!
Я сказал: «Хотя бы лапой
нам письмо ты нацарапай».
О, Э, Ы, У, А
вот и все его слова.
В строчке про Москву можно попробовать вставить название  вашего города, если получится в рифму. 
Мы пробовали  учить так:
А увидел он страну и город мой, где я живу…
 Полезно нарисовать и мнемотаблицу с ситуацией, в которую попадает медведь, произнося каждый гласный звук.

                                                               Лучшие  стихи для изучения гласных

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.

  Хороший вариант:
 Гласные тянутся песенкой  звонкой: и-и-и,
Могут заплакать и застонать: о-о-о–у-у-у,
Могут качать в колыбели Аленку: а-а-а,
Могут, как эхо, в лесу закричать: ау-ау-ау.
Могут лететь высоко в синеву: и-а-у.

Воздух свободно идет через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует,  голос зовет.

Звук получается гласный

А- пошире рот открой,

     не ленись и громче пой

У- надул капризно губки,

     их он вытянул, как трубки 

О –округлив большие губы,

      «о» приоткрыл немного зубы,

      язык поглубже оттянул,

      спинку выгнул- о-о-о –вздохнул

Ы–хоть гласный, но тихоня,

      всё зевает он спросони

      ы-ы-ы- поспать ещё часок

      или может выпить сок?

Э- вот в задумчивом сомненье

     «э» высказывает мненье:

     э-э-э- не знаю, что сказать,

      может лучше помолчать.

И- улыбка, весельчак

      он смеётся звонка так

      на широком язычке

      скачет звук,  как на седле.

         Все: -Нет для них нигде преграды,

                 Петь мы эти звуки рады.

                                                                                   А

А как лесенка стоит, начинает алфавит.

А – начало алфавита, Тем она и знаменита, А узнать ее легко, Ноги ставит широко.
                                                              
                                                                                   О

О как обруч, захочу – по дороге покачу.


 Загляни-ка в колесо
И увидишь букву О.
 
                                                                                   У
 
У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

 Буква У напоминает ушки
 У зайчонка на макушке,
 У улитки рожки тоже 
Так на букву У похожи.
                                                                                    Е 
 В слове ель 
мы Е услышим,
 Букву Е мы так напишем:
 Ствол и у ствола три ветки
 Букву Е запоминаем детки.

 
                                                                                    Ё
 Е и Ё – родные сестры,
 Различать сестер непросто.
 Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
                                                                                    Ы
 Ы какая-то толстушка,
Твой животик как подушка,
Чтобы легче ей ходить,
Палочку пришлось добыть.

                                                                                    Э

 Это Э – с открытым ртом
И большущим языком
 
 Э-ге-гей! – крикун кричит, изо рта язык торчит.
 
                                                                                  Ю
 Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью,
Ой, смотри – ка, что случилось:
Получилась буква Ю.

                                                                                   Я

Куча яблок на прилавке
И заметил я друзья,
Если б яблоку две лапки
Сразу б вышла буква Я.
 
 Всем известно, буква Я самая хвастливая.

Стихи  короткие, ребенку легко выучить их. И каждое стихотворение становится мнемонической зацепкой, т. к. напоминает как написана буква, как расположена в пространстве, чем отличается от похожих на нее.

Сравните, ниже приведенный стишок про ту же А не подходит для детей с трудностями запоминания букв:

Акула по морю плывёт,
Нам букву А, она не отдаёт,
Акула, эта буква для нас важна,
Буква А нам всем нужна. К стихам есть  иллюстрации и первое время они всегда вывешены в классной комнате.
 Читаем по губам:



Упражнение “Узнайте звук, который я произнесла без голоса”.
(дети должны узнать звук из ряда звуков по беззвучной артикуляции и произнести его
Игра “Слушай внимательно” – надо повторить звуковую цепочку.
АОУИ ИАОЭ
ОУИА ЫУАО
ИУОА АОУИ

Пример загадок о звуках:
-Шире всех открывает рот звук…
-Губы трубочкой вытягивает звук….
-На вытянутый кружок губы похожи у звука….
-Самая широкая улыбка у звука…
-Приоткрывает рот и приподнимает язык звук….
-Приоткрывает рот и оттягивает язык назад звук…

Игра “День и ночь”
Перед детьми  карточки с буквами, обозначающими гласные звуки. “Ночь”- все закрывают глаза, а водящий убирает одну из карточек. “День”- игроки открывают глаза и называют, пропавший звук.

Игра “Найди букву”- ребятам раздаются листки с напечатанными или написанными буквами, или крупно набранными текстами. Задача- вычеркнуть( наколоть зубочисткой, отметить маркером) заданную букву.

  Сказка «Почему А первая?»

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

– Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра» (т.е. неразбериха).

– Что же это делается, а ? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинаются ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-штучки.

– Все правильно, – молча думали согласные буквы, – ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

– Я не понимаю, почему все же первая А не Я?!

_ А потому, – сказала молчавшая до сих пор А, – что самое первое слово малыша начинается на А.

– Это какое же такое слово? – не унималась Я.

-Агу, – сказала А, – и, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!

(Г. Юдин)



Могут быть полезными ссылки:

стихотворение Нади Хилтон
стихи о гласных в аудио версии 
поём гласные 
 Иногда родители часто путаются сами и путают детей, что  петь можно и согласные. Наример: песенка змеи- ш-ш-ш-ш, песенка комара- з-з-з-з, песенка жука- ж-ж-ж-ж.
Только гласные поются, потому что при произношении гласных нет препятствий в артикуляционном аппарате. Гласные – голосят, т. е. любой гласный мы можем спеть по нотам, например  только со звукам “А” попробуйте спеть “В траве сидел кузнечик”. Согласные же звуки тянутся, но не поются. А жук жужжит, змея шипит, комар звенит и т. д. И понятия эти используются логопедами при автоматизации звуков в изолированном произношении. Когда учим детей различать звуки гласные от согласных, мягкие от твердых, и звонкие от глухих, то в обязательно отмечаем, что гласные поются, а согласные или тянутся, или произносятся отрывисто. Употребляя понятия “песенка жука, комара, змеи” , мы  вводим детей в заблуждение, и они потом долго не могут отличить гласные от согласных. 
загадки о буквах
 лучшая коллекция стихов, загадок и сказок про буквы

карточки с гласными и согласными
плакаты:







Полезные конспекты занятий:
конспект НОД “Путешествие в замок гласных”
Игровая методика изучения гласных за 5 уроков –  моя попытка в группе не увенчалась
успехом – детям было скучно  и здесь об этой же методике

Задания и упражнения: 

Отделите волной гласные от согласных!
 Собери буквы.
Предложите ребенку рассмотреть картинку с изображением «поляны из букв». Попросите ребенка помочь бабочке и сесть только на цветы с гласными, затем соединить бабочку и нужные цветы.

раскрась по буквам: А- коричневый, О- жёлтый, У- красный


Самая простая игра- бродилка с наклеенными на любую картинку или плакат жетонами с гласными. Бросаем игральный кубик, двигаемся на выпавшее число ходов вперёд, останавливаемся, называем букву и т.д. Можно использовать, например, этот поезд, пронумеровав вагоны, и добираться от хвоста поезда к машинисту:

 флэш игра  “Парные картинки”( “Мэмори”)
Азбука – суперраскраска :

“Учим буквыс наклейками можно использовать как лото:

 Уроки логопеда. Учим буквы:

 Школа семи гномов.Уроки грамоты.Для детей от 3 до 4 лет:

Звуки и буквы:

Уроки грамоты для дошкольников 5+:

Учим буквы, играя:
 Фонетические сказки. Сказка о звуке «А»
 -Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А__». Иногда звук А пел очень тихо: « А, А, А». Иногда – очень громко: «А, А, А». Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: -А__А__А__А__А__А__А__. Бывали времена, когда звук А играл на барабане: ААаааААааа. А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже и очень-очень плавно. Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.
Придумайте свою сказку о любом звуке!
Динамическая пауза Игра «Буква волнуется…» под музыку
Буква волнуется — раз,
Буква волнуется — два,
Буква волнуется — три,
На месте буква ( «О») — замри!
  Игра «Путаница»
Отбор слов с заданным звуком в заданной позиции.
– Найдите цветы, в названии которых звук [а] был бы в начале, сло­ва. (Астра.)
– Звук [а] был бы на втором месте. (Мак.)
– Найдите цветы, в названии которых звук [о] был бы на втором ме­сте. (Розы.)
– Картинку с изображением животного, в названии которого звук [о] на­ходится на втором месте. (Кот.)
– Найдите картинку с изображением домашней птицы, в названии кото­рой звук [у] был бы в начале слова. (Утка.)
– Звук [у] был бы на втором месте. (Гусь.)
– Картинку с изображением дерева, в названии которого звук [у] на вто­ром месте. (Дуб.)
– Картинку с изображением насекомого, в названии которого звук [у] на втором месте. (Жук.)
– Картинку с изображением домашней птицы, в названии которой звук [и] на первом месте. (Индюк.)
– Найдите картинку с изображением цветов, в названии которых звук [и] был бы в начале слова. (Ирис.)
Изображения: астра, мак, ирисы, розы, кот, утка, гусь, дуб, жук, индюк, елка, кактус, утка
Сказка про гласные и согласные

ЖИЛИ-БЫЛИ ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ. ОНИ УМЕЛИ ПЕТЬ ПЕСНИ. ИХ ЗВАЛИ А, О, У, И, Э, Ы. А ВСЕХ ВМЕСТЕ ИХ НАЗЫВАЛИ «Г Л А С Н Ы Е  З В У К И». У ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БЫЛИ ЗВОНКИЕ ГОЛОСА, ОНИ ПЕЛИ, КАК ПТИЦЫ. ОДНАЖДЫ ОНИ ТАК ВЕСЕЛО ПЕЛИ, ЧТО И ДРУГИМ ЗВУКАМ ЗАХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.

«ПППППП», – ЗАПЫХТЕЛ ЗВУК П. ПЫХТЕЛ-ПЫХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ НЕТ ГОЛОСА, Я НЕ МОГУ ПЕТЬ!»

«ТТТТТТТТ»,  – ЗАТУКАЛ ЗВУК Т. ТУКАЛ-ТУКАЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ ТОЖЕ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ, ЗАГОРЕВАЛ ОН ТОЖЕ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ ТОЖЕ НЕТ ГОЛОСА, МЕНЯ ПОЧТИ НИКТО НЕ СЛЫШИТ!»

«КККККККК», – ЗАКРЯХТЕЛ ЗВУК К. КРЯХТЕЛ-КРЯХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ, ВЕДЬ ЕМУ ТОЖЕ ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.

– НЕ ПЕЧАЛЬТЕСЬ, НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ, – СКАЗАЛ ГОЛОСИСТЫЙ ЗВУК А. МЫ, ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, МОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ, ТОЛЬКО ВЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ РЯДОМ С НАМИ. СОГЛАСНЫ?

– СОГЛАСНЫ, СОГЛАСНЫ! – ЗАКРИЧАЛИ НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ.

– ВОТ И ХОРОШО, ЗА ЭТО МЫ БУДЕМ ВАС ВСЕХ НАЗЫВАТЬ

 «С О Г Л А С Н Ы Е   З В У К И», – СКАЗАЛИ ГЛАСНЫЕ.

И СТАЛИ С ТЕХ ПОР КРЕПКО ДРУЖИТЬ  ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ВСТАНУТ РЯДОМ И ПОЮТ ЛЮБУЮ ПЕСЕНКУ. 

bernudarzniece.blogspot.com

Гласные и согласные буквы и звуки

Русский алфавит

  1. А а а
  2. Б б бэ
  3. В в вэ
  4. Г г гэ
  5. Д д дэ
  6. Е е е
  7. Ё ё ё
  8. Ж ж жэ
  9. З з зэ
  10. И и и
  11. Й й и краткое
  12. К к ка
  13. Л л эль
  14. М м эм
  15. Н н эн
  16. О о о
  17. П п пэ
  18. Р р эр
  19. С с эс
  20. Т т тэ
  21. У у у
  22. Ф ф эф
  23. Х х ха
  24. Ц ц це
  25. Ч ч че
  26. Ш ш ша
  27. Щ щ ща
  28. ъ твёрдый знак
  29. Ы ы ы
  30. ь мягкий знак
  31. Э э э
  32. Ю ю ю
  33. Я я я

33 буквы
10 гласных 21 согласная 2 знака
а е ё и о у ы э ю я б в г д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч ш щ ь ъ

42 звука
6 гласных 36 согласных
[а] [и] [о] [у] [ы] [э] Парные Непарные
Ударные Безударные Звонкие Глухие Звонкие Глухие
[б] [б’]
[в] [в’]
[г] [г’]
[д] [д’]
[ж]
[з] [з’]
[п] [п’]
[ф] [ф’]
[к] [к’]
[т] [т’]
[ш]
[с] [с’]
[й’]
[л] [л’]
[м] [м’]
[н] [н’]
[р] [р’]
[х] [х’]
[ц]
[ч’]
[щ’]
Парные Непарные
Твёрдые Мягкие Твёрдые Мягкие
[б]
[в]
[г]
[д]
[з]
[к]
[л]
[м]
[н]
[п]
[р]
[с]
[т]
[ф]
[х]
[б’]
[в’]
[г’]
[д’]
[з’]
[к’]
[л’]
[м’]
[н’]
[п’]
[р’]
[с’]
[т’]
[ф’]
[х’]
[ж]
[ц]
[ш]
[й’]
[ч’]
[щ’]

Чем буквы отличаются от звуков

Звук — это упругие колебания в какой-либо среде. Звуки мы слышим и можем их создавать среди прочего с помощью речевого аппарата (губы, язык и т. п.).

Буква — это символ алфавита. Имеет прописной (искл., ь и ъ) и строчный вариант. Часто буква является графическим изображением соответствующего звука речи. Буквы мы видим и пишем. Чтобы на письме не сказывались особенности произношения, разработаны правила орфографии,определяющие какие буквы должны быть использованы в рассматриваемом слове. Точную запись произношения слова можно узнать в фонетической транскрипции слова, которая показана в квадратных скобках в словарях.

Гласные буквы и звуки

Гласные звуки («глас» — это старославянское «голос») — это звуки [а], [и], [о], [у], [ы], [э], при создании которых участвуют голосовые связки, а на пути выдыхаемого воздуха не воздвигается преграда. Эти звуки поются: [ааааааа], [иииииии]

Гласные звуки обозначаются буквами а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. Буквы е, ё, ю, я называются йотированными. Они обозначают два звука, первый из которых [й'], когда

  1. стоят первыми в фонетическом слове
    еле [й'э́л'э] (3 буквы, 4 звука)
    ещё [й'ищ'о́] (3 буквы, 4 звука)
    ёж [й'о́ш] (2 буквы, 3 звука)
    Юля [й'у́л'а] (3 буквы, 4 звука)
    яблоко [й'а́блака] (6 букв, 7 звуков)
    яичко [й'ии́ч'ка] (5 букв, 6 звуков)
    
  2. следуют после гласных
    птицеед [пт'ицый'э́т] (7 букв, 8 звуков)
    её [йий'о́] (2 буквы, 4 звука)
    каюта [кай'у́та] (5 букв, 6 звуков)
    синяя [с'и́н'ий'а] (5 букв, 6 звуков)
    
  3. следуют после ь и ъ
    въезд [вй'э́ст] (5 букв, 5 звуков)
    подъём [падй'о́м] (6 букв, 6 звуков)
    лью [л'й'у́] (3 буквы, 3 звука)
    крылья [кры́л'й'а] (6 букв, 6 звуков)
    

Буква и также обозначает два звука, первый из которых [й'], когда

  1. следует после ь
    соловьи [салав'й'и́] (7 букв, 7 звуков)

В слове гласные звуки, выделенные при произнесении, называются ударными, а не выделенные — безударными. Звуки под ударением чаще всего как слышатся, так и пишутся. Чтобы проверить что за букву нужно поставить в слове, следует подобрать однокоренное слово, в котором искомый безударный звук будет под ударением.

бегущий [б'игу́щ'ий'] — бег [б'э́к]
гора [гара́] — горы [го́ры]

Два слова, объединённые единым ударением составляют одно фонетическое слово.

в сад [фса́т]

Слогов в слове столько, сколько гласных букв. Деление слова на слоги может не соответствовать делению при переносе.

е-ё (2 слога)
то-чка (2 слога)
о-де-ва-ться (4 слога)

Согласные буквы и звуки

Согласные звуки — это звуки, при создании которых на пути выдыхаемого воздуха воздвигается преграда.

Звонкие согласные произносятся с участием голоса, а глухие согласные без него. Разницу легко услышать в парных согласных, например, [п][б], при проговаривании которых губы и язык находятся в одинаковом положении.

Мягкие согласные произносятся с участием средней части языка и в транскрипции обозначаются апострофом ‘, что происходит, когда согласные

  1. являются всегда мягкими [й'], [ч'], [щ']
    ай [а́й'] (2 буквы, 2 звука)
    луч [лу́ч'] (3 буквы, 3 звука)
    лещ [л'э́щ'] (3 буквы, 3 звука)
    
  2. следуют перед буквами е, ё, и, ю, я, ь (искл., всегда твёрдые [ж], [ц], [ш] и в заимствованных словах)
    мель [м'э́л'] (4 буквы, 3 звука)
    тётя [т'о́т'а] (4 буквы, 4 звука)
    люди [л'у́д'и] (4 буквы, 4 звука)
    
    жизнь [жы́з'н'] (5 букв, 4 звука)
    цирк [цы́рк] (4 буквы, 4 звука)
    шея [шэ́йа] (3 буквы, 4 звука)
    темп [тэ́мп] (4 буквы, 4 звука)
  3. следуют перед мягкими согласными (некоторые случаи)
    блинчик [бл'и́н'ч'ик]

В остальном согласные звуки преимущественно будут твёрдыми.

К шипящим согласным относятся звуки [ж], [ш], [ч'], [щ']. Логопеды правят их произношение предпоследними: язык должен быть сильным и гибким, чтобы сопротивляться выдыхаемому воздуху и удерживаться у нёба в форме чашечки. Последними на очереди всегда стоят вибрирующие [р] и [р'].

Нужна ли фонетика школьнику?

Без деления на гласные, согласные, ударные, безударные, конечно, нельзя. Но транскрипция — это явный перебор.

Фонетический разбор слов обязаны знать логопеды и вероятно он может пригодиться иностранцам.

Ученикам (с 1 класса!), которые ещё не освоили правила орфографии, довольно углубленное изучение фонетики лишь мешает, запутывает и способствует неправильному запоминанию написания слов. Именно «бэк» ребёнок будет ассоциировать с произнесённым «бег».

Рекомендуемые материалы:

shpargalkablog.ru

Карточки с буквами. Гласные красные, согласные синие

В старшей группе детского сада или в первом классе школы учителя или воспитатели часто просят родителей подготовить карточки с буквами. Гласные буквы обычно должны быть красного цвета, согласные – синего.

В старшей группе детского сада или в первом классе школы учителя или воспитатели часто просят родителей подготовить карточки с буквами.

Гласные буквы обычно должны быть красного цвета, согласные – синего.

В магазине найти такие карточки достаточно проблематично, да и недешево.

Мы подготовили для вас такие карточки. Вы можете их скачать абсолютно бесплатно.

Из одного стандартного листа бумаги получается 4 карточки. Размер вполне подходящий для работы.

Все буквы представлены в двух вариантах – закрашенном и черно-белом. Если у вас принтер цветной, сразу получаете нужный результат. При распечатке на черно-белом принтере, придется самостоятельно раскрасить буквы по образцу.

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Карточки с буквами

Скачать: Скачать файл: kart1.zip [756,05 Kb] (cкачиваний: 405)

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все файлы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Картинки в архивах не помечены водяными знаками.

ot2do7.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *