Познавательное

Блоки дьенеша и палочки – кубики Дьенеша и палочки Кюизенера

Содержание

Чего сидим, кого ждем? Или с какого возраста Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера – запись пользователя Черничная девчонка (Ereliva) в сообществе Раннее развитие в категории Все о развивающих игрушках, пособиях и книгах (обзоры, рекомендации,хвастики, ссылки)

Пост про поразившее меня, детсадовское. Но то в самом конце поста, а сначала про развитие, так что сообществом не ошиблась)

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Что это такое?

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для:

  • Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
  • Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию
  • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
  • Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения
  • Развития творческих способностей.

Накоплен успешный опыт использования блоков Дьенеша в коррекционных, разновозрастных, а также в группах кратковременного пребывания.

Набор «Логические блоки Дьенеша» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красный, синий, желтый), форме (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие).

Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет “через руки” ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Использование “чисел в цвете” позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше-меньше, больше-меньше на…, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как “левое”, “длинное”, “между”, “каждый”, “одна из …”, “какой-нибудь”, “быть одного и того же цвета”, “быть не голубого цвета”, “иметь одинаковую длину” и др.

Вот интересная статья на эту тему.

При этом довольно много пособий от 2-х лет! Сначала ребенок выкладывает прямо в альбоме фигуры, затем по образцу. Вот, например, наши, которые мы точно начали раньше – примерно в 1,5 года потому что ничего сложного тут нет!.

Эти пособия мы активно использовали до недавнего времени – в 3,5 уже явно переросли, сейчас в ходу другие:

Вполне себе официальные развивающие пособия, ребенку интересно по ним заниматься сейчас.

И как же меня поразило, что в детском саду сказали, что нашей группе (3+) рано еще, а родительский комитет, т.е. обычные родители, вообще не в курсе, что это чтобы купить в группу на занятия! “Не переживайте, догонят к школе” (с) Не знаю, чего или кого они там догонят к школе, особенно, учитывая, что школьное образование сейчас такое, что впору плакать горючими слезами и тоже придется искать интересное и самой заниматься.

Почему, ну почему такой пофигизм на детей? Сейчас самое благодатное время для закладывания интереса к учебе и жизни. Или это сказывается влияние того, что детский сад в основном для военных?

P.S. Сразу поясню, что я не перегружаю ребенка, не мучаю “развивашками” – я не стремлюсь сделать гения, всего лишь хочу дать то, что ребенок не только может взять, но и хочет взять на этапе познания мира. Самое время активных “Почему?”, “Зачем?” для познания мира – и я не собираюсь говорить ребенку “отстань”.

комитет по дошкольному образованию

www.babyblog.ru

Блоки Дьенеша – описание развивающей методики для дошкольников, её цели и задачи

Современным родителям доступно множество дидактических пособий, с помощью которых они могут развивать своих деток с самого раннего возраста. Большой популярностью пользуются логические блоки Дьенеша – игра с картинками, схемами и специальными альбомами. Занятия с этим пособием помогают дошкольникам в развлекательной форме познакомиться с основами математики. Узнайте, что из себя представляет материал и как с ним работать.

Что такое блоки Дьенеша

Так называется специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем. Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми.

Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся. Фигуры делятся по таким признакам:

  1. Цвет. Синие, красные, желтые.
  2. Размер. Маленькие, большие.
  3. Толщина. Толстые, тонкие.
  4. Форма. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Методика

Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию. Оптимальный возраст для начала занятий – 3-3 года. Работа с логическими блоками Дьенеша научит кроху:

  1. Выявлять свойства объектов, называть их, объяснять, в чем состоят различия и сходства, подкреплять свои рассуждения доводами.
  2. Логически мыслить.
  3. Лучше разговаривать.
  4. Понимать, что такое цвет, толщина, форма и разный размер.
  5. Осознавать пространство.
  6. Самостоятельно решать задачи учебного и практического плана.
  7. Настойчиво идти к достижению цели, справляться с трудностями, проявлять инициативу.
  8. Выполнять мыслительные операции.
  9. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию , навыки моделирования и конструирования.

Как работать с блоками Дьенеша

Занятия проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника. Выделяют такие стадии развития математических способностей:

  1. Свободная игра. Цель – научить кроху решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты.
  2. Малыш плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией, например, «какие фигуры одинаковые».
  3. Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Нужно подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами.
  4. Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы.
  5. Последний этап – самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем следует предлагать разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам. Постепенно к малышу станут знакомы такие понятия, как теорема и аксиома.

Логические блоки

Сами фигурки – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов. Главное предназначение блоков Дьенеша – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он научится отличать и объединять объекты, делать их классификацию. Наличие картинок и специальных альбомов существенно разнообразит количество игр, которые вы сможете предложить дошкольнику.

Карточки

Для занятий применяются изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры. Это выглядит так:

  1. Цвет обозначается пятном.
  2. Размер – это силуэт домика. Маленький обозначается одноэтажным строением, большой – многоэтажным.
  3. Контуры геометрических фигур соответствуют форме.
  4. Толщина – два изображения человечков. Первый – толстый, второй – худой.
  5. В комплекте Дьенеша есть карточки с отрицанием. К примеру, перечеркнутый крест-накрест многоэтажный дом означает, что нужная фигура «не большая», то есть, маленькая.

Комплекты карточек можно использовать не только вместе с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам. Сначала ребенку следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками Дьенеша, а потом постепенно усложнять их. Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее.

Альбомы

Таких пособий понадобится приобрести несколько, для каждого возрастного диапазона. Выбирать их следует по уровню развития ребенка, а не по тому, сколько ему лет в данный момент. Иногда в 3 года у малыша развитие пятилетнего, а бывает и наоборот. В альбомах представлены разные игры с фигурками Дьенеша, схемы-рисунки, по которым можно их складывать. Задания вы можете самостоятельно усложнять, вносить в них разнообразия, ориентируясь на реакцию ребенка.

Блоки Дьенеша для самых маленьких

Заниматься с логическими фигурами могут малыши с двухлетнего возраста. Для них разработано много простых игр. Их основная цель – научить ребенка различать свойства объекта, группировать предметы по определенным признакам. Такие занятия будут не только полезны, но и интересны каждому малышу. Ознакомьтесь с несколькими самыми популярными вариантами игр.

Выборки

Это самые простые игры для малышей, которые только знакомятся с набором Дьенеша. Пример:

  1. Разложите перед ребенком элементы Дьенеша.
  2. Пусть он группирует их по разным признакам. Сначала выбирает все одинакового цвета, потом размера и т.д.

Постепенно игра становится более сложной. Предложите ребенку сортировать блоки по двум и более признакам. Например:

  1. Выбери желтые прямоугольные блоки и синие квадратные.
  2. Достань все плоские фигурки одинакового размера.
  3. Выбери тонкие круглые блоки.
  4. Отсортируй все синие треугольные фигуры.

Конструирование

Эту творческую игру обожают все детки без исключения. Она очень простая, но увлекательная. Ребенку предлагается складывать из элементов Дьенеша разные фигурки сначала по схемам, а потом без них, постепенно усложняя задачу. Примеры объектов, которые вы можете попросить сконструировать:

  • домик;
  • стол;
  • домик с окошкам;
  • елочка;
  • лавка;
  • табурет;
  • диван;
  • стул;
  • ступеньки;
  • кресло;
  • машинка.

Продолжи ряд

Игра направлена на то, чтобы у ребенка закрепились знания о геометрических фигурах, величине, толщине, цвете. Благодаря ей он научится находить закономерности. Варианты заданий:

  1. Выложите на столе перед малышом элементы Дьенеша так, чтобы каждая следующая отличалась от предыдущей по одному признаку. Ребенок самостоятельно продолжает этот ряд.
  2. Выкладывайте цепочку из фигур Дьенеша так, чтоб рядом не было одинаковых по двум признакам предметов. Предложите ребенку продолжить этот ряд.
  3. Выложите перед малышом фигуры Дьенеша по цвету: красная, желтая, синяя. Он продолжит ряд, чередуя оттенки в заданной последовательности.

Покорми животных

Поставьте перед малышом несколько его любимых игрушек. Пусть он покормит каждую парой «печенек» (блоков). Предложите какие-либо условия, к примеру, медвежонку нужно дать только корм красного цвета, а котенку – квадратной формы. Эта игра напоминает выборки, но дети воспринимают ее значительно лучше. Редко кто из малышей отказывается кормить своих любимцев.

Игры с блоками Дьенеша для старшей группы

Когда ребенок подрастет, упражнения для малышей он сможет щелкать, как семечки, и задания придется усложнить. Методика Дьенеша для дошкольников рассчитана на малышей 5-6 лет. Упражнения более сложные, активно используются не только сами кубики, но и карточки, игровые альбомы. Задания направлены на развитие у взрослого ребенка логического мышления, умения объяснить принятое решение. Изучите несколько игр для примера, на основании которых можно придумать еще массу упражнений.

Поиск

Дайте ребенку любую фигурку Дьенеша или предложите выбрать самостоятельно. Затем он из общей массы блоков достанет все те, которые совпадают с первой по одному заданному свойству. Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее. Пусть малыш подбирает блоки, у которых два одинаковых свойства со взятой изначально. Потом можно еще усложнить игру. Ребенок должен выбирать те блоки, у которых нет ни единого смежного свойства с первым.

Домино

Эта игра подойдет даже для нескольких детишек. Правила:

  1. Каждый игрок получает равное количество блоков. Определяется очередность участников.
  2. Первый делает ход любой фигурой.
  3. Второй кладет блок, у которого одно свойство совпадает.
  4. Если подходящей фигуры нет, участник пропускает ход.
  5. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои блоки.
  6. Игру можно усложнить, меняя правила про свойства выкладываемых фигур. К примеру, нужно отвечать блоком, у которого два подобных признака и т.д.

Найди лишнее

Следующая игра поможет детям научиться группировать объемные геометрические фигуры по различным признакам. Правила:

  1. Выложите перед ребенком три фигуры. Одна из них не должна иметь ни одного общего свойства с остальными.
  2. Пусть ребенок вычислит, какой блок лишний, и объяснит, почему, как он пришел к такому выводу.
  3. Усложните задание. Выложите 6 блоков. Малыш должен удалить два лишних.

Найди пару

Эта игра понравится детишкам, которые уже хорошо освоили все простенькие задания. Правила:

  1. Перед ребенком разложите несколько фигур в ряд.
  2. Предложите к каждой подобрать парную по определенному свойству.
  3. Усложните задание. Пусть малыш попробует подобрать пару не по одному, а по двум или трем свойствам.
  4. Можете изначально взять, например, 10 парных элементов. Сложите их в пакет. Пусть ребенок сам выстроит пары, выкладывая фигуры Дьенеша в два горизонтальных ряда.

Художники

Для игры вам потребуется несколько больших листов цветного картона. Они выполнять роль эскизов картин. Для составления композиции нужны дополнительные картонные детали. Игра учит анализировать форму объектов, сравнивать их, развивает творческие и художественные способности. Правила:

  1. По эскизам малыши должны «писать» картину.
  2. Заготовку они выбирают сами. На ней изображено схематически, где какие блоки должны находиться. Тонкие будут только обведены по контуру, а толстые – полностью закрашены.
  3. Пусть дети на правильные места «эскиза» подберут недостающие блоки и детали, вырезанные из картона.

Магазин

Для этого задания вам необходимы карточки с изображением предметов, которые будут выполнять роль товара, и логические элементы. Игра «Магазин» развивает память, умение рассуждать, обосновывать свой выбор, выявлять и абстрагировать свойства. Правила:

  1. Дошкольник приходит в магазин, в ассортименте которого множество товаров-карточек. У него три фигуры, выполняющие функцию денег. За каждую можно приобрести один товар.
  2. Малышу нужно купить тот объект, у которого не меньше одного свойства совпадает в фигурой-денежкой.
  3. Постепенно можете усложнять игру, предлагая новые правила.

Украсим елку

Следующая игра способствует развитию навыков порядкового счета, чтения схемы. Для нее вам понадобится изображение елки и 15 карточек с символами, блоки. Правила:

  1. Елку следует украсить бусами в пять рядов. В каждом будет по три бусинки.
  2. Цифра на карточке – порядковый номер положения нити сверху вниз. Закрашенный на ней кружок показывает, какой по счету должна идти бусина, а внизу указано, какой элемент ее изобразит.
  3. Пусть малыш развесит первый ряд бус, а затем все нижние, четко следуя схеме на карточке.

Видео

Отзывы

Кристина, 29 лет

Логические кубики Дьенеша купила, когда дочке было два с половиной года. Сначала они были ей интересны, но спустя пару месяцев я не могла увлечь ее ни одной игрой. Значительно больше по душе малышке пришлись палочки Кюизенера. Не знаю, в чем причина, может быть, я неправильно организовала занятия. Сын подруги играет блоками с удовольствием.

Татьяна, 33 года

С набором Дьенеша с удовольствием занимался сын. Сейчас он учится в третьем классе. В школе проблем никогда нет, сам с удовольствием выполняет задания, усваивал материал легко. Думаю, что все это благодаря играм с блоками. Сейчас они достались моей трехлетней дочке. Пока воспринимает материал, как конструктор, но скоро начну и с ней заниматься.

Валентина, 38 лет

Карточки Дьенеша, блоки и альбомы купила дочке, когда ей исполнилось три года. Ей сразу очень понравился набор, играла с ним с восторгом. Мы занимались лет до пяти, потом перешли к более сложным дидактическим материалам. В начальной школе она училась отлично, да и сейчас никаких проблем с уроками нет. Сыну пока только два года, но кубики я ему уже дала.

Марианна, 23 года

С первых дней жизни сыночка я искала материалы, с помощью которых будут развивать его, когда подрастет. Сейчас нам 2,5 года. Начали заниматься по методике Дьенеша. Пока выполняем только игровые упражнения, но видно, что сыночку интересно. Даже не ожидала, что такой малыш будет понимать, что от него требуется, делать выборки, играть по правилам.

mosmama.ru

Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша

Основные математические понятия не всегда даются детям легко. Особенно это касается дошкольников. И если выучить цифры и названия геометрических фигур малыши еще могут, то освоить такие понятия, как «больше/меньше», «каждый» или «через один» им гораздо сложнее. Тогда на помощь приходят специальные развивающие пособия – палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. Узнаем о них более подробно.

Развивающие блоки Дьенеша

Данное обучающее пособие состоит из двух частей. Первая предназначена для самых маленьких. Она представляет собой плоские изображения, состоящие из разноцветных геометрических фигур (например, цветок из кругов или домик из квадрата и треугольника). В комплекте с картинками идут такие же, но уже объемные фигуры, которые нужно выложить аналогичным способом.

Вторая часть развивающего пособия Дьенеша – это, собственно, и есть логические блоки Дьенеша. Это пластиковые объемные фигуры разных цветов. Также в комплекте к ним идут задания по составлению фигур. Например, ребенку предлагается сложить прямоугольник из двух квадратов, и таким образом он на наглядном примере осваивает, что такое «целое», «часть» и «половина». Конечно, одной лишь покупки развивающего материала недостаточно – с детьми обязательно должны заниматься родители или преподаватель.

Развивающие палочки Кюизенера

Методики раннего развития, помимо логических блоков Дьенеша, предусматривают также использование палочек Кюизенера. Это длинные цветные призмы различной длины и цвета. Причем окрашены они не беспорядочно, а в соответствии с определенной системой, разработанной автором методики. Так, палочки, кратные по длине двум, имеют красный цвет, а кратные трем – синий. Играя с таким пособием, ребенок начинает быстрее ориентироваться в мире чисел, ведь он одновременно оперирует сразу тремя понятиями: цвет, размер и количество палочек.

В работе с малышами палочки можно считать, запоминать их цвета, сравнивать длину, в игровой форме разбирая основные понятия математики. Также на помощь придет специальный альбом с картинками: их нужно выложить наподобие мозаики, используя палочки соответственной длины и цвета.

Дошкольники очень любят такие занятия! Но даже ребята 7-8 лет, плохо усваивающие в школе математику, с удовольствием занимаются по альбомам, где для них подобраны более сложные задания, с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.

 

womanadvice.ru

Что такое блоки Дьенеша и палочки Кюизенера?

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера — популярные сегодня развивающие пособия, предназначенные для детей от 3 до 6 — 7 лет.

Не все родители еще знакомы с ними.

Что же представляют собой Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера и какова методика их применения?

Остановимся на каждой из игр поподробнее.

Логические блоки Дьенеша, известного венгерского математика и педагога, способствуют развитию у деток комбинаторных, аналитических и логических способностей.

Благодаря манипуляциям с этими блоками ребенок учится группировать, разделять по свойствам и анализировать, а также обобщать и запоминать.

Блоки Дьенеша способствуют сенсорному развитию малыша. Ребенок познает цвет, форму, толщину и размер предмета, а также тренирует память, развивает воображение и творческие задатки.

Выкладывая по определенным схемам составляющие элементы, ребенок учиться следовать правилам, опираясь на схемы — условия. Игры-занятия с такими блоками позволяют ребенку самостоятельно принимать решения в проблемных ситуациях, что тренирует логическое мышление, а проговаривание этапов действий по плану – схеме помогает в развитии словарного запаса.

И самое главное в процессе игры с блоками Дьенеша у ребенка развивается мелкая моторика пальцев рук, что является главным помощником в развитии самостоятельной речи ребенка. Освоение логики может быть увлекательным с развивающими блоками Дьенеша.

Джордж Кюизенер – бельгийский педагог разработал дидактический материал для развития у детей математических способностей и впоследствии названный по фамилии изобретателя – палочки Кюизенера.

Пособие представляет набор цветных счетных палочек разных цветов и размеров, при одинаковой ширине.

Эти четырехгранные бруски имеют от 1 до 10 см. Один цвет – одна длина и определенное число. Чем длиннее палочки, тем соответственно большее число они символизируют.

Данный дидактический материал вполне пригоден для занятий с детками от 1 года до 6-7 лет включительно.

Это пособие имеет многофункциональную направленность. Ребенок учится осознанно понимать числовую последовательность с помощью своих пальчиков, состав чисел, пространственные отношения – право, лево. Знакомятся с терминами: «длиннее», «выше», «между», «больше», «меньше».

На начальном этапе их используют как игровой материал, типа кубиков, затем палочки Кюизенера выступают как самостоятельное математическое пособие.

detkambest.ru

«Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Автор – составитель:

Гребенюк Любовь Витальевна,

воспитатель

МАУДО “Детский сад №9” г. Ялуторовска

Высшая  квалификационная категория

Педагогический стаж 26 лет

 

Практикум для педагогов

«Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Цель:использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенерапо математическому развитию дошкольников.

Задачи:

  1. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.
  2. Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.

Материал: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, схемы, символы свойств, карта«Довези машину до гаража», 4 обруча, методическая литература.

Ход

Уважаемые коллеги! В своей работе по развитию интеллектуальных способностей яиспользую логические блоки Дьенеша, всемирно известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика». Самое главное в этих блоках – это различие по четырем свойствам: по форме, цвету, размеру и толщине.

Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому что в процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или».

Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как«Такой же», «Не такой».

Игры с блоками Дьенеша для детей  2 младшей группы (3-года)

 

  1. Покажите блок такого же цвета как этот.
  2. Найди блок такой же формы.
  3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме..
  4. Более сложный вариант: Найди такую же фигуру, как эта по цвету и форме, но другого размера.
  5. Можно использовать  задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить фигуры так, чтобы у мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?», «Какие фигуры у зайца?» и т. д.

Игры с блоками Дьенеша для детей средней группы (4-5 лет)

В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. И глядя на модель, дети выполняютзадание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.

Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).

Усложняется работа по схемам по стрелочкам:

  1. Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок (показ карточек – приложение 1).
  2. Игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.
  3. В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?

Игры с блоками Дьенеша

для детей старшей и подготовительной группы

В  этом возрасте ребенок уже может описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? Ответ: он некрасный, несиний, некруглый, нетреугольный, неквадратный, нетолстый, немаленький.

Игра «Угадай-ка»

Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает:«Эта фигура квадратная?».  Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – «Она красная?». Нет. Убирает красные фигуры.

Игра «Спасатели»

Сейчас я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия. Задача «спасателей» – подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам (приложение 2).

Подвижная игра «Посадим красивую клумбу»

Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.

Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина.Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока. Еслиу блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Можно ли  использовать  блоки Дьенеша в других играх?  В каких?

  1. В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
  2. Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Расселии жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).
  3. В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» – деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками. «Почта»  – адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками,  «Поезд» – билеты, места.

Палочки Кюизенера – это дидактический материал, который придумал известный математик из Бельгии Д. Кюизенер в 50-е годы ХХ века.

Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки – призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочки, тем большее значение числа она выражает.

Материал предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, котороепозволяет:

  1. Различать и классифицировать по цвету
  2. Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда
  3. Освоить прямой и обратный счет
  4. Делить целое на части
  5. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины
  6. Развивать пространственные представления
  7. Овладеть арифметическими действиями.

На I этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и в ходе игры знакомятся с цветом, размерами и формами.

На II этапе дети учатся устанавливать соответствие между цветом, длиной и числом.

В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения«больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1, 2, 3,», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Дети начинают практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления, осваивают пространственные отношения («слева направо», «слева», «справа», «выше, чем…» «между», «перед», «после» и др.).

Упражнения с палочками Кюизенера

 

  1. Постройте дорожку (синюю, желтую и т. д.)
  2. Подарите мишке желтые, а зайчику синие палочки.
  3. Постройте цыплятам низкий, а котятам высокий заборы.
  4. Постройте геометрические фигуры квадрат, прямоугольник.
  5. Постройте заборчик из 5 палочек, начиная с белой палочки. Назовите числа в прямом и обратном порядке.

Суть счетных палочек– помочь ребенку познать основы математики и сделать это познание увлекательным!   Технология универсальна: помимо эффективности формирования элементарных математических представлений, она развивает мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулирует воображение, приучает к порядку.

Игры при ознакомлении с цветом

(различать цвет, классифицировать по цвету).

Игровое упражнение «Цвет и число»

Педагог предлагает построить необычный поезд – из цветных палочек. Например, розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета.

«Как разговаривают числа»

Педагог сообщает, что числа умеют разговаривать. Но разговаривают не словами, а знаками. Затем предлагает детям взять в левую руку палочку красного цвета, а в правую – голубого.

-что нужно сделать, чтобы числа сравнить?

Педагог подводит детей к выводу, чтобы сравнить числа,  нужно наложить палочки друг  на друга.

-Я больше тебя – говорит число 4 числу 3

-Я меньше тебя – говорит число 3 числу 4..

Игра «Назови число – найди палочку».

Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.

Ход: игры:Ведущий называет число, играющие на ходят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая – один, розовая – два, голубая – три, красная – четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.

«Поезд»

Педагог просит детей составить поезд от самой короткой до самой длинной и задает вопросы:

-сколько вагонов у поезда?

-какой по порядку голубой вагон?

-какой четвертый по счету?

-какой вагон между белым и голубым? И др.

Игровое упражнение «Покажи, как растут числа»

Цель: ознакомление детей с последовательностью чисел натурального ряда.

Педагог рассказывает о том, что растут деревья, цветы, дети. Числа тоже «растут». Что сделать, чтобы увидеть, как растут числа?

  • Карточки с цифрами разложить в порядке возрастания.
  • Построить числовую лесенку.
  •  Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

 

Можно использовать палочки для выкладыванияразличных изображений, замещая конструкцией реальный предмет.Темы изодеятельности можно перенести  в игру с палочками. Например, сказочный дом не только рисовали, но и выкладывали из палочек.

Заданий может быть огромное количество, всё зависит от вашей фантазии и фантазии ваших малышей.

А теперь возьмите по одной палочки любого цвета. Они скажут мне о вашем настроении.

Красный, розовый, бордовый – человек, выбирающий этот цвет в данный момент активен, уверен в себе и полон решимости.

Оранжевый – предпочтение этого цвета говорит о приподнятом настроении. Оранжевое настроение характеризуется радостью, весельем, предвкушением чего-то хорошего. 

Желтый – если вы выбрали данный цвет, то в данный момент можете испытывать потребность в общении и получении новых знаний и информации. В этом состоянии легко решать поставленные задачи.

Синий, голубой – этот цвет говорит о спокойствии и умиротворении. В данный момент вы можете быть погружены в себя или испытывать симпатию к кому-то или чему-то.

Фиолетовый – это цвет вдохновения. Кроме этого фиолетовое настроение обостряет интуицию, поэтому если в данный момент у вас есть какие-либо предчувствия, то стоит им довериться.

Белый – этот цвет может говорить об усталости, но не физической, а скорее, эмоциональной.

Черный – это противоречивый цвет. С одной стороны он говорит о чувстве защищенности и стабильности, с другой – о грусти и подавленности. Выбор черного цвета говорит о напряжении или переживании стресса.

Использованная литература

  1. Генденштейн А.Э., Малышева Е.Л. Арифметические игры для детей 6-7 лет. – Москва-Харьков .-Илеска, 1998.
  2. Давайте проиграем. Под ред. Столяра А.А. – М.: Просвещение. 1991.
  3. «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич. – СПБ, Акцидент, 1996.
  4. Математика до школы. Под ред. З.А. Михайловой, Р.Л. Непомнящий. – СПб. Акцидент, 1998.
  5. Математика от трех до семи. Под ред. З.А. Михайловой, Э.Н. Иоффе. – СПб. : Акцидент, 1997.
  6. Носова Е.А. Непомнящая Р.П. Логика и математика для дошкольников. – СПб : Акцидент, 1997.
  7. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., 1987.
  8. Фидлер М. Математика уже в детском саду. -М.: Просвещение, 1981.

“Свидетельства о публикации в СМИ” Серия А №  0004340

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

tmndetsady.ru

Блоки Дьенеша для развития способностей детей

На современном рынке представлены самые различные логические игры для детей, которые сориентированы на ту или иную возрастную категорию. Как свидетельствуют многочисленные родительские отзывы в сети, наиболее полярными сегодня являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Такие игры можно купить в любом торговом центре, заказать в интернет-магазине или изготовить своими руками.

Набор фигур, рождающий познание

Что представляют собой блоки Дьенеша? Выдающийся венгерский педагог, психолог и математик, разработчик логических игр для детей стал автором ряда методик, способствующих развитию у малышей и детей постарше умений и навыков классификации и анализа информации. Игры с блоками Дьенеша, которые чаще называют кубиками, развивают память, внимание, мышление. Блоки состоят из 48 фигур. Ни одна из них не похожа на другую. Блоки Дьенеша бывают объемными и плоскостными. Вторые очень легко изготовить своими руками.

Для развития способностей детей

Золтан Дьенеш не просто создал набор геометрических фигур, а подобрал их так, чтобы они различались по форме, цвету, размеру и толщине. Специалисты называют его блоки потрясающим полем, где возможно воспроизводить игровые действия различной степени сложности. Психологи рассматривают игры с блоками как один из методов сближения взрослых и детей, способствующих развитию взаимопонимания. Без абстрагирования, анализа свойств предметов, их классификации и обобщения ребенку невозможно познавать окружающий мир. Кубики или блоки Дьенеша помогают маленькому человеку решать данную задачу, развивая свои способности к логическому осмыслению и действиям.

Логические блоки принято классифицировать по степени их сложности и предназначению для детской аудитории. Кубики Дьенеша разделяют по свойствам включенных в них фигур, каждая из которых обладает определенными качествами. Блоки Дьенеша для самых маленьких, используемые на первом этапе занятий по этой методике, обладают одним общим качеством, на втором — двумя, на третьем — тремя. В результате логические кубики, которые все же правильнее называть блоками, способствуют усложнению логических игр, посредством которых ребенок учится не только различать, классифицировать, но и моделировать новые фигуры. Блоками Дьенеша широко пользуются родители, педагоги и психологи в разных странах мира. В России на сегодняшний день красочные фигуры являются одними из наиболее популярных игр, применяемых в развитии дошкольников.

Уникальность разработки венгерского ученого состоит в том, что блоками Дьенеша и палочками Кюизенера можно воспользоваться, когда ребенку есть два года и он еще не обладает навыками чтения, счета, письма. «Удивляйка», «Маленькие логики» являются наиболее популярными играми с блоками Дьенеша для самых маленьких первооткрывателей мира, чей возраст от 2 до 3 лет. Игра «Маленькие логики-2» с блоками Дьенеша предназначена для детей от 3 до 4 лет. Логические игры «Поиск затонувшего клада», «В стране блоков», «Спасатели приходят на помощь» и другие адресованы мальчикам и девочкам в возрасте от 5 до 8 лет и включают в себя фигуры, обладающие четырьмя общими отличительными признаками. С каждым годом сложность заданий увеличивается, но и удовольствие от познавательных, увлекательных логических игр у ребенка растет, стимулируя его к дальнейшему познанию мира.

Разноцветный веселый счет

У блоков Дьенеша и палочек Кюизенера — бельгийского учителя начальной школы, оставившего человечеству ряд уникальных дидактических разработок, есть одна особенность: развивая память, логику и мышление, они приучают ребенка к самостоятельному познанию мира. Изобретение Кюизенера представляет собой разноцветные палочки, которые отличаются друг от друга по цвету и длине. Палочки Кюизенера часто называют числами в цвете. И это действительно так. Гениальный бельгийский педагог Джордж Кюизенер смог найти механизм, как связать в сознании ребенка длину, число и цвет, научив его считать, логически мыслить при помощи разноцветных полочек.

Чем длиннее в наборе полочка, тем большее число она обозначает. Палочки Кюизенера можно встретить в простых и более сложных наборах, они отличаются друг от друга по количеству предметов. Палочки каждого цвета обладают своей длиной. «Цветовые семьи палочек» помогают ребенку освоить не просто азы счета, но и соотношение чисел по их величине. В упрощенном наборе насчитывается, как правило, 116 предметов. Палочки Кюизенера предназначены для достаточно широкой детской аудитории. Мальчики и девочки в возрасте от 3 до 7 лет с их помощью могут научиться разграничивать математические понятия, делить число на составляющие его части, освоить сложение, вычитание, умножение, деление и приблизиться к пониманию абстрактных величин.

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера стали универсальным пособием для дошкольников. Если с фигурками Дьенеша первые занятия можно начинать с двухлетними малышами, то последователи бельгийского педагога предлагают вести игры и занятия с детьми в возрасте от одного года, так как разноцветные палочки помогают малышу знакомиться с цветами, размером, развивают у него фантазию, воображение, мелкую моторику, пространственное ориентирование. На первом этапе занятий с ребенком палочкам отводится роль сугубо игрового материала, постепенно у него развивается способность к конструированию, стремление комбинировать цвета и предметы, отличая их друг от друга. Только затем приходит время обучения счету.

На втором этапе палочки Кюизенера выполняют роль математического пособия, дети узнают о законах мира чисел, знакомятся с первыми математическими терминами и дробными числами. Каждое занятие с палочками Кюизенера специалисты советуют родителям проводить, играя наравне с ребенком, включаясь в процесс познания мира чисел и математических величин.

О физиках и лириках

Общепринято разделять людей на математиков и гуманитариев. Игры Дьенеша и Кюизенера разрушают многие привычные стереотипы. Раньше было принято считать, что, когда у человека лучше развито полушарие, определяющее математические или гуманитарные способности, изменить что-то в его восприятии мира уже нельзя. Выдвигались концепции раздельного обучения лириков и физиков счету и простейшим математическим действиям. Разработки польского и бельгийского педагогов стали новым словом в универсализации методов обучения, каждый из которых направлен на персональный подход к каждому ребенку.

Интеллектуальное развитие подрастающего поколения является сегодня задачей №1 во всем мире. Занимаясь по двум данным методикам, совершенствуется не только ребенок, но и взрослый, помогающий ему осваивать окружающий мир. Многие специалисты советуют вести занятия с детьми по методикам Дьенеша и Кюизенера одновременно, так как они не противоречат друг другу и легко совмещаются. Одним из подтверждений тому является хорошо известный многим родителям и педагогам дидактический материал «Вместе весело играть». Разве не чудо, что посредством игры с разноцветными палочками и блоками маленький и большой человек учатся главному в жизни — взаимопониманию?

moyasna.ru

Блоки Дьенеша и палочки Кюизинера – запись пользователя Аленка (Alenka9111) в дневнике

Я давно подумывала о покупке этих пособий, но все как-то руки не доходили. Их мало где продают, и не продают в тех магазинах, которыми я обычно пользуюсь.

Но Миша очень любит конструирование. У нас в большом почете вот такие книжечки: Волшебные палочки

Строю домик

Волшебные кружочки

Поэтому я все же приобрела и блоки Дьенеша, и палочки Кюизинера.



А к ним еще несколько альбомов для малышей:

Волшебные дорожки






Смысл альбомов в том, чтобы выкладывать из блоков и/или палочек фигурки.


Ребенок увлекся не на шутку. Практически целый альбом проходим в один прием. Справляется очень легко, но ему интересно - то есть в самую точку попало по возрасту. Мелкая моторика развивается стопудово, когда он поворачивает в пальчиках маленькие детали (около 2 см), чтобы поставить их в нужное положение. Играть с блоками и палочками отдельно от альбома (сортировать их по признакам итп - про игры можно почитать тут) Мише не особо понравилось. Ну, может позже.

Про сами пособия могу сказать, что за свои деньги нормально. Блоки Дьенеша сделаны, как советские пластмассовые кубики, только маленькие. А палочки... Ну просто цветные пластиковые палочки :) Альбомы изданы хорошо. В некоторых даже сопровождающие стихи не дурацкие. Уже обнаружили несколько косяков. Например, посмотрите на птичек в нижнем правом углу последней картинки. Их нельзя сложить одновременно из одного набора блоков - не хватает нужных деталей. Но таких страниц немного.

как издать альбом

www.babyblog.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *