Познавательное

131 с – Спектральные методы. Золото. Методика количественного химического анализа. Определение золота в горных породах, рудах и продуктах их переработки пламенным атомно-абсорбционным методом после экстракции изоамиловым спиртом

Содержание

131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”

Местное самоуправление — организация, которая контролирует деятельность жителей. Она занимается решением вопросов локального значения и учитывает интересы жителей. Широкое обозначение этого понятия регламентирует способность управлять публичными делами, а также действовать в рамках Федерального закона под свою ответственность или в интересах локальных жителей.

Описание закона

Местное самоуправление (МСУ) — является одним из главных аспектов Конституционного строя РФ. Подобные виды организаций работают по всей территории Российской Федерации.

Под МСУ понимается народная власть, которая придерживается Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов субъектов РФ.

131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержит следующие аспекты:

  • Общие положения;
  • Основные принципы территориальной организации местного самоуправления;
  • Вопросы МСУ;
  • Наделение органов локального самоуправления отдельными полномочиями;
  • Формы, при которых народная власть участвует в организации выборов и решает вопросы местного самоуправления;
  • Муниципальные правовые акты;
  • Экономическая основа МСУ;
  • Межмуниципальное сотрудничество;
  • Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц;
  • Особенности организации локального самоуправления и т.д.

Последние изменения, внесенные в 131-ФЗ

При последней редакции от 7 июня 2017 года были внесены поправки в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в пункт 2 части 6 статьи 36. В статье определяется, кто может быть главой муниципального образования. Руководителем становится высшее должностное лицо муниципального образования. Оно наделяется полномочиями в соответствии с действующим Федеральным законом.

В соответствии с недавними изменениями Федерального закона, были внесены поправки относительно муниципальных выборов. Теперь, согласно ФЗ, глава избирается на муниципальных выборах или представителем органов муниципального образования. Комиссия определяет количество кандидатов и на основе конкурса публикует результаты. В частности, при последней редакции ФЗ был изменен пункт 2 части 6 статьи 36.

П 2 ч 6 ст 36 ФЗ-131

В пункте 2 устанавливаются отношения на муниципальных выборах главы МСУ.

Определяется факт наличия:

  • Счетов или их открытие;
  • Хранение наличных денежных средств;
  • Драгоценностей в иностранных банковских организациях;
  • Использование финансовых инструментов в момент, когда кандидаты были зарегистрированы в виде участников конкурса.

Скачать закон

Люди, которые проживают в различных районах страны, согласно ФЗ-131, могут воспользоваться правом на участие в управлении государством. Для этого был принят Федеральный закон 6 октября 2004 года, который вступил в силу через несколько дней. С течением времени в редакцию вносились различные изменения и корректировались нормы ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Чтобы скачать Федеральный закон с изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по следующей 

ссылке.

Комментарии

МСУ позволяет управлять делами и действовать в рамках Федерального закона в соответствии с компетенцией, а также интересами местного населения. Иными словами, МСУ считается одной из форм демократии.

Подобное право Федерального закона реализуется собраниями или советами. Эти собрания и Федеральные советы состоят из членов, которые были выбраны при помощи равного, прямого, тайного и свободного голосования.

Чтобы подробно разобраться с положениями Федерального закона, прочтите комментарии юристов, которые можете скачать по ссылке.

Похожие законы

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

210fz.ru

Что такое самоуправление? Федеральный закон N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется Конституцией и Федеральным законом № 131. Возможность самостоятельно организовывать благоустройство в государственных регионах является поистине демократическим явлением. Однако далеко не все знают, что такое самоуправление и на чем оно базируется. В этой статье будет разобран соответствующий Федеральный закон, в котором приведены все основные положения, которые касаются представленного явления.

Что такое самоуправление в регионах?

Согласно статье 1 Закона 131-ФЗ, самоуправление на местах составляет конституционный российский строй, а также признается, гарантируется и реализовывается на всей территории государства. Что представляет собой эта система? Закон говорит о форме осуществления народом собственной власти, но только в установленных законом пределах. Интересы населения обязательно должны учитываться в инстанциях самоуправления, после чего начинать реализовываться на практике.

Самоуправленческие органы избираются российским населением, а потому наделяются рядом определенных полномочий. В орган должны входить выборные должностные лица, избирающиеся на основе прямого и равного голосования.

Права граждан на самоуправление

ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления” закрепляет нормы, в соответствии с которыми все российские граждане имеют право осуществлять самоуправление на местах путем участия в выборах, референдумах и прочих формах волеизъявления. Граждане имеют такое право независимо от своего языка, должности, религиозных убеждений и т. д. Согласно статье 55 Конституции, ограничивается это право лишь в том случае, если оно противоречит нравственности, здоровью или жизни населения.

Что является правовой основой местного самоуправления? Здесь стоит выделить Конституцию, а именно главу 8, а также разного рода ФКЗ и ФЗ. Изменение принципов формирования и реализации местного самоуправления допускается только путем внесения соответствующих поправок в перечисленные юридические источники.

О принципах местного самоуправления

В главе 2 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления” закрепляются основные принципы и условия, на которых базируются соответствующие инстанции. Так, в статье 10 закрепляются положения, касающиеся территории муниципального образования. Согласно закону, самоуправленческие органы могут формироваться только в городских и сельских поселениях, а также в округах города и районов муниципалитета. При этом в статье 11 указываются границы муниципальных образований, а в статье 12 – условия, по которым эти границы могут быть поделены.

В последующих положениях закона говорится о принципе постоянной модернизации и преобразования муниципальных образований. Государство должно периодически поощрять и финансово помогать инстанциям, занимающимся самоуправлением. В статье 13 говорится о возможном упразднении рассматриваемых инстанций в отдельных регионах. При этом ликвидация должна иметь конкретную цель – например, реорганизацию, перенос органа и т. д.

Здесь же стоит отметить и другие, “классические” принципы. Это законность, соответствие целям гуманизма, социальная направленность и т. д.

Наделение органов полномочиями

Органы муниципального самоуправления, согласно статье 19 рассматриваемого закона, обладают рядом определенных полномочий, которыми их наделяет государство. Как именно рассматриваемые инстанции могут быть наделены соответствующими функциями? Ответ на этот вопрос дает Конституция, в которой говорится о свободном формировании соответствующих органов. Стало быть, и полномочия у самоуправленческих инстанций могут быть различными – в зависимости от того, что прописано в региональном федеральном законе. При этом органы местного самоуправления в Российской Федерации не должны отходить от правил, которые прописаны в рассматриваемом законе – № 131-ФЗ.

Но что именно должен содержать региональный закон, который предусматривает наделение полномочиями самоуправленческие инстанции? Закон указывает:

  • на информацию о муниципальном образовании;
  • на перечень обязанностей и прав инстанций местного самоуправления;
  • на способ расчета нормативов для объема финансовых поступлений и т. д.

Чуть более подробно стоит рассказать о том, какими именно полномочиями обладают органы самоуправления в большинстве регионов России.

Вопросы местного самоуправления

Перечень полномочий, закрепленный в статьях 14-15, лучше всего предоставит ответ на вопрос о том, что такое самоуправление. Вот какие функции рассматриваемых инстанций выделяет закон:

  • формирование, отмена или изменение местных налоговых сборов;
  • формирование и анализ проектов регионального бюджета, осуществление за ним строгого контроля;
  • владение, распоряжение и пользование имуществом, которое находится у поселения в собственности;
  • организация в установленных границах водоснабжения, электричества, газоснабжения и т. д.;
  • создание условий для оказания населению качественных транспортных услуг;
  • поведение работ по профилактике терроризма;
  • организация культурного досуга для населения;
  • принятие и обеспечение противопожарных мер безопасности;
  • развитие местного традиционного художественного творчества;
  • обеспечение массового отдыха населения и т. д.

И все же, что такое самоуправление? Согласно закрепленным в законе данным, это инстанция, реализующая функции политического, социального, культурного и экономического характера.

Органы местного самоуправления

Что составляет самоуправленческую систему любого региона? В статье 34 рассматриваемого закона говорится о представительном органе, региональной исполнительной ветви власти в лице местной администрации, контрольно-счетной инстанции и иных властных органов. Таким образом, в состав системы могут входить муниципальные государственные инстанции. Обязательно ли это? Согласно статье 131 Конституции РФ, нет. Так, в основном законе страны закреплена возможность каждого региона самостоятельно формировать структуру самоуправленческой инстанции – в зависимости от указанных в муниципальном уставе данных. При этом государственные органы и органы местного самоуправления могут тесно взаимодействовать между собой.

Об ответственности органов

Инстанции местного самоуправления, как и любые другие властные органы, обладают определенной долей ответственности – как перед самим государством, так и перед всем населением. Согласно статье 70 рассматриваемого закона, самоуправленческие органы могут даже менять свою структуру вследствие допущенных в ходе своей работы нарушений. Происходит это очень просто: население соответствующего муниципалитета отзывает одних должностных лиц, а вместо них ставит других. Происходит это все, конечно же, путем референдума или выборов.

fb.ru

Последние изменения в Законе о местном самоуправлении №131-ФЗ

Местное самоуправление – это способ взаимодействия народа с избранной властью. Для определения полномочий, прав и обязанностей местного самоуправления, был создан Федеральный закон № 131-ФЗ, который регламентирует все названные функции. В данной статье вы найдете основной обзор закона, подробную аналитику изменений произошедших за последнее время и сможете скачать актуальный текст закона с последними изменениями.

При помощи местного самоуправления, люди, проживающие на определенной территории, могут реализовать свое право на участие в управлении государством. Для регуляции процессов создания, функционирования и контроля местного самоуправления 06.10.2003 года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ (далее – Закон 131-ФЗ). Корректируя его нормы под действующие жизненные реалии, статьи Закона 131-ФЗ были изложены во множестве различных редакций. В данной статье вы найдете обзор структуры закона с кратким содержанием глав, обзор изменений произошедших за 2017 год и сможете скачать самую актуальную версию Закона о самоуправлении 131-ФЗ с последними корректировками.

Обзор структуры закона о местном самоуправлении

Действующая редакция Закона о местном самоуправлении в РФ 131-ФЗ состоит из 12 глав и 86 статей. Каждая глава раскрывает определенную тему, касающуюся местного самоуправления в РФ:

  • Глава 1 «Общие положения», включает в себя статьи с 1 по 9. В главе раскрывается термин «местное самоуправление», другие понятия и термины, использующихся в законе. Помимо этого, в главе закреплены полномочия органов местного самоуправления, принципы сотрудничества между органами самоуправления различных муниципальных образований, правовая основа местного самоуправления, правовой статус нормативных актов, создаваемых органами местного самоуправления и информация касающаяся официальной символики муниципальных образований, а также право граждан РФ на осуществления самоуправления на местах.
  • Глава 2 «Принципы территориальной организации местного самоуправления», включает в себя статьи с 10 по 13, учитывая статьи 13.1 и 13.2. Глава содержит основные принципы, по которым происходит организация местного самоуправления: границы территорий, территории и их изменение, преобразование муниципальных образований. Еще в главе закреплены принципы упразднения поселений и создания на межселенных территориях новых муниципальных образований.
  • Глава 3 «Вопросы местного значения», включает в себя статьи с 14 по 18, учитывая статьи 14.1, 15.1, 16.1, 16.2, 17.1, 18.1. Глава содержит информацию, касающуюся компетенции органов самоуправления на определенной территориальной единице: село, муниципальный район, округ города, район внутри города. В главу включены правила муниципального контроля, принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления, анализ и оценка их деятельности с точки зрения эффективности.
  • Глава 4 «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», включает в себя статьи с 19 по 21. В главе указан порядок наделения государственными полномочиями, их реализации и контроля за исполнением таких полномочий, проводящегося государством.
  • Глава 5 «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления», включает в себя статьи с 22 по 33, учитывая статью 25.1. В главе определены принципы осуществления референдума на местах, муниципальных выборов, проведения голосования, для отзыва должностных лиц местного самоуправления, избранных депутатов, изменения границ и преобразования муниципального образования. Закреплены правила по сходу граждан, осуществления ими правотворческой инициативы, организации публичных слушаний, конференций и собраний граждан, их опроса, взаимодействия с органами местного самоуправления и других форм участия населения.
  • Глава 6 «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления», включает в себя статьи с 34 по 42. Глава содержит основные принципы деятельности и компетенции различных органов местного самоуправления (фракции, местная администрация и т.д.) и должностных лиц местного самоуправления.
  • Глава 7 «Муниципальные правовые акты», включает в себя статьи с 43 по 48, учитывая статью 43.1. Глава содержит информацию о систематизации муниципальных правовых актов, регистрации данных актов в реестре, о подготовке, вступлении и отмене муниципальных правовых актов.
  • Глава 8 «Экономическая основа местного самоуправления», включает в себя статьи с 49 по 65, учитывая статью 63.1. Статьи 57-59, 62 утратили силу. Данная глава содержит информацию относительно муниципального имущества, местных бюджетов, закупок для муниципальных нужд, выравнивания бюджетной обеспеченности, предоставления финансовой помощи.
  • Глава 9 «Межмуниципальное сотрудничество», включает в себя статьи с 66 по 69. Глава содержит информацию о различных формах межмуниципального сотрудничества и осуществляющих его, организациях.
  • Глава 10 «Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью», включает в себя статьи с 70 по 78, учитывая статью 74.1. Главой закреплена ответственность органов местного самоуправления перед государством, населением и организациями, правила удаления главы муниципального образования в отставку, основные принципы контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления.
  • Глава 11 «Особенности организации местного самоуправления», включает в себя статьи с 79 по 82, учитывая статьи 82.1, 82.2, 82.3. В главе описаны нюансы организации местного самоуправления на разных территориях: города, наукгородки, приграничные территории и так далее.
  • Глава 12 «Переходные положения», включает в себя статьи с 83 по 86. В главе содержится информация относительно вступления закона в силу, принципы деятельности самоуправления в период замены регулятивных актов, обеспечение реализации данного закона и утративших силу нормативных актах.

Обзор изменений и дополнений в 131-ФЗ за 2017 год

За 2015 год текст Федеральный закон 131 претерпевал изменения 5 раз. Ниже, вы найдете обзор наиболее значимых изменений в 131-ФЗ вступивших в силу в 2017 году:

  1. Статья 2 Федерального закона от 03.02.2015 №8-ФЗ, внесла изменения, закрепляющие запрет на перевыборы депутатов представительного органа муниципального образования, попавшего под роспуск в соответствии с нормами ч. 2.1. ст. 73 Закона 131-ФЗ, за непроведение заседания, считающегося правомочным, в течение 3 месяцев подряд. Запрет распространяется на перевыборы, которых проходят в связи с фактом роспуска. Исключение составят депутаты, которые судом были признаны невиновными за бездействие органа местного самоуправления.

Дополнительно, был добавлен новый способ избрания главы муниципального образования. Помимо иных способов, глава избирается из числа отобранных комиссией кандидатов, в соответствии с результатами конкурса. Решение по избранию конкретного кандидата осуществляет представительный орган муниципального образования. Данный избранный голова, будет занимать должность председателя представительного органа муниципального образования, наделенного правом решающего голоса или будет возглавлять местную администрацию.

  1. Статья 2 Федерального закона от 30.03.2015 N 63-ФЗ, несколько увеличила объем полномочий органов местного самоуправления, которые касаются вопросов местного значения. Эти поправки дали возможность гражданам, на заключение договора о целевом обучении для прохождения муниципальной службы. В связи с этим, органам местного самоуправления дали полномочия по осуществлению организации подготовки кадров для такой службы.
  2. Статья 2 Федерального закона от 30.03.2015 N 64-ФЗ, добавила головной боли органам местного самоуправления, расширив их компетенцию и обязав осуществлять отлов и содержание животных находящихся без надзора.
  3. Статья 1 Федерального закона от 29.06.2015 N 187-ФЗ, предписывает депутатам, которые заняли пост главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, сложить свои депутатские полномочия. Данное требование имеет исключение: если в сельском поселении или внутригородском муниципальном образовании города федерального значения депутат совмещает полномочия председателя и главы местной администрации.
  4. Статья 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 204-ФЗ, расширила полномочия органов местного самоуправления в области культуры и спорта, теперь к ним отнесены: развитие школьного и массового спорта, присвоение спортивным судьям разрядов и квалификационных категорий, развитие детско-юношеского спорта, с задачей формирования спортивных команд муниципальных образований. Теперь спортивные команды муниципальных формирований могут спонсироваться из местных бюджетов, для участия в официальных соревнованиях.

Дополнительные материалы по теме:

yconsult.ru

ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления»

ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» был принят в 2003 году. Он закрепляет фундаментальные основы построения муниципальной власти, регламентирует формы участия народа в управлении, компетенцию местных органов власти.

Муниципальное образование (далее – МО) — это населенный пункт, управление которым осуществляется непосредственно народом и с помощью местных властей. Управляющие органы  формируются в соответствии и обычаями проживающего народа.

В структуре власти должны быть представлены как коллегиальный представительный орган, так и орган, управляемый по принципу единоначалия (Администрация МО).

Краткое содержание

В Российской Федерации существует несколько видов населенных пунктов, и каждый вид имеет свои полномочия и круг решаемых вопросов. Границы земель и их статус изменяются по правилам, установленным в данном законе.

Федеральный закон №131 устанавливает:

  • официальные наименования видов МО и их характеристики;
  • перечень предметов, находящихся в компетенции местных властей;
  • порядок учреждения и компетенцию органов МСУ;
  • правила составления муниципальных актов;
  • основы экономической деятельности МО.

Основные положения закона об общих принципах организации местного самоуправления №131-ФЗ

Федеральный закон определяет местное самоуправление как  участие жителей в решении местных проблем в прямой форме, например, через референдумы, сборы, избрание главы и  депутатов, и в косвенной — через учрежденные органы власти. 

Право народа на участие в управлении закреплено в международных документах, прежде всего в Европейской хартии о МСУ, в Конституции нашей страны, федеральных законах, иных законах и подзаконных актах всех уровней власти, уставах субъектов и МО.

Правовые основы деятельности, привилегий и ответственности органов МСУ и должностных лиц, состоящих на службе в МО, устанавливаются федеральными и региональными органами власти. Кроме того, в отдельных случаях государство осуществляет контролирующие мероприятия и разработку курса политики на местном уровне.

МСУ осуществляется местными органами и населением самостоятельно.

Законодательные инициативы на местном уровне осуществляются с помощью муниципальных актов, регламентирующих принятые решения по предметам своей компетенции.

К таким предметам относят бюджетный процесс в МО, утверждение налогов и сборов, социальная поддержка, управление жилым фондом и иным муниципальным имуществом, обеспечение тепло-, электро-, газо- и водоснабжения, функционирование транспортной системы и т.д.

Муниципальные органы имеют право:

  • проводить программы, посвященные развитию и улучшению уровня жизни в МО;
  • принять местный устав и конституцию, вносить в него изменения;
  •  учреждать муниципальные организации и финансировать их деятельность;
  • регламентировать тарифы на услуги, которые исполняют муниципальные предприятия;
  • проведение выборов.

В системе власти МО должны присутствовать глава МО, представительный, исполнительный и контрольный органы, а также иные органы, прописанные в уставе.

Представительный орган создает устав, бюджетный проект, устанавливает налоги, распоряжается имуществом, учреждает и ликвидирует муниципальные предприятия. Он формируется в соответствии с уставом населенного пункта. Его членами являются главы поселений или избранные депутаты.

В ведении местной администрации находятся насущные вопросы поселения и делегированные  государственными органами полномочия. Во главе администрации стоит глава МО либо назначенное лицо.

Органы контроля МО следят за исполнением бюджетных обязательств, соблюдением правил распоряжения имуществом.

Видео: Комментарии к Главе 1

Административно-территориальное устройство

Федеральный закон №131 закрепляет территориальные основы МСУ: перечень видов МО, состав образующих земель, а также правила изменения территориальных границ.

Перечень территориальных объектов, считающихся муниципальными образованиями, приведен в статье второй закона.

Виды муниципальных образований

Сельское поселение – это одно или несколько расположенных рядом селений и деревень, управляемых с помощью местных органов и/или с помощью прямых волеизъявлений народа. Городским поселением называют более крупные объекты, города или поселки городского типа.

Муниципальный район – ограниченная область, на которой расположены городские, сельские поселения и земли вокруг них. Поскольку в каждом из поселений есть свой глава и органы управления, в компетенцию органов власти муниципальных районов входит регулирование вопросов, возникающих при взаимодействии поселений.

Городской округ — это территория, которая охватывает несколько поселений людей, не считающихся муниципальными образованиями.

В 2014 году была внесена правка, позволяющая оформить районы как отдельные МО в составе городского округа. За прошедшие три года с момента принятия правки городскими округами с внутригородским делением стали Самара, Махачкала и Челябинск.

Вопросы местного значения

Федеральный закон позволяет МО самостоятельно решать вопросы, возникающие в процессе существования населенного пункта.

Согласно Конституции, МО имеют право с полной ответственностью управлять принадлежащей ему собственностью, создавать и корректировать устав, утвердить бюджетный проект, налоговую базу, следить за общественным порядком.

Полномочия сельских поселений

ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» предписывает сельским поселениям следующие полномочия:

  1. Планирование, утверждение и исполнение собственного бюджета.

Поселение имеет право составить бюджетную смету и самостоятельно следить за ее исполнением. Этот вид МО может предоставлять трансферты, бюджетные кредиты, гарантии, управлять собственными активами.

Регламентировать правила формирования и рассмотрения бюджетного проекта, распоряжения средствами и формирования отчетности предписано местным органам.

  1. Ведение налоговой базы.

Перечень взимаемых налогов составляется представительным органом МО.  В данный момент налогами, собираемыми «на местах», являются налоги на земельный участок и на имущество граждан.

  1. Распоряжение муниципальной собственностью.

Гражданский кодекс определяет собственность МО как имущество, которое по закону принадлежит поселению. Органы власти МО вправе совершать сделки с имуществом, выступать в суде по имущественным вопросам.

Статья 50 относит к такому имуществу муниципальный жилищный фонд, предназначенный для нуждающихся слоев населения, объекты для снабжения населения коммуникациями (газ, отопление, электроэнергия, водоснабжение), транспорт для пассажирских перевозок, дороги местного значения, пожарные станции и их оснащение, библиотечный фонд, земельные участки, культурные и прочие объекты.

  1. Обслуживание дорог местного значения.

Под обслуживанием понимается создание сети муниципальных дорог, контроль их сохранности, введение платных участков дорог и парковок, составление нормативов на содержание и ремонт дорог.

  1. Предоставление коммунальных услуг.
  2. Создание транспортной инфраструктуры.
  3. Социальное обеспечение граждан, предоставление жилья нуждающимся слоям.
  4. Предупреждение чрезвычайных ситуаций и проведение мер по их ликвидаций, пожарная безопасность.
  5. Создание досуга, сохранение и выставление культурных ценностей, библиотечного фонда, проведение массовых досуговых мероприятий.
  6. Благоустройство территории и иные вопросы.

Полный перечень отражен в третьей главе закона.

Земельный контроль

Власти МО осуществляют контроль по следующим вопросам:

  • соблюдение норм и сроков пользования земельных участков;
  • использование отведенных земель строго по их предназначению;
  • соблюдение договоров и сроков эксплуатации;
  • сбор сведений о состоянии участков.

Власти МО проверяют, в каком состоянии находятся участки, ведут учет актов и иных документов, подтверждающих удовлетворительное содержание и выполнение условий договора, передают сведения о нарушениях в надлежащие органы.

Благоустройство территории

Благоустройством называют осуществление действий по строительству и поддержанию объектов муниципальной собственности, облагораживанию муниципальных земель.

Деятельность благоустройства направлена на выполнение санитарных норм, эстетическое оформление, создание комфортных условий для отдыха.  Объектами благоустройства являются жилые и нежилые дома, уличное освещение и ограждения, зеленые насаждения, детские площадки и т.д.

В соответствии с ФЗ №131, в состав деятельности местной Администрации должно входить создание свода требований, направленных на улучшение благоустройства.

Периодичность проведения работ по реконструкции и облагораживанию объектов устанавливается принятым в МО регламентам, расходы на восстановление фасада и внутренних помещений, посадочные работы, установка табличек с номерами домов, уход за предметами досуга и культурными объектами  покрываются из местного бюджета.

Помимо охраны уличных насаждений, Администрация принимает комплекс мер по защите объектов природы, находящихся на территории МО.

Публичные слушания

В федеральном законе содержится перечень способов выражения воли граждан. Это могут быть обращения групп жителей с правотворческой инициативой, сходы и собрания, проведение слушаний для населения, выборы, референдумы и т.д.

Остановимся подробнее на одном из видов, публичном слушании. На повестку дня выносится документ, назначается время и дата, и любой гражданин может прийти на слушание и высказать свою точку зрения о том, что нужно внести или убрать из проекта. Инициатором проведения слушаний может выступать и народ, и представитель власти в лице главы МО или органа МО.

По закону основными документами, подлежащими обсуждению, являются:

  • учреждение устава или его корректировка;
  • бюджетный проект, информация об исполненном проекте;
  • акты, касающиеся жизни города: распоряжение муниципальными землями, программы развития территории, разрешение на возведение капитальных построек, благоустройство территории;
  • преобразование МО.

Регламент проведения публичного слушания устанавливается самостоятельно каждым территориальным объектом.

Последние изменения в 2018 году

В этом году на весенней сессии парламента был принят ряд правок к федеральному закону. Изменения коснулись понятия «Городской округ», теперь под ним подразумеваются заселенные места, находящиеся в одной местности и не признанные МО.

В границы городского округа войдут земли объединившихся городов и деревень, земли общественного пользования и рекреационного назначения, а также резерв для развития округа.

 В редакции от 2018 года вводится административный центр городского округа – заселенный объект, в котором расположена Администрация округа. На расположение центра влияют народные обычаи местности и близость общественной инфраструктуры.

Объединить разрозненные территориальные единицы в городской округ можно будет по решению местной Администрации или иного представительного органа. При этом населенный пункт теряет звание муниципального образования. Изменение статуса фиксируется в региональном законе с включением полного списка включенных пунктов.

В тенденции укрупнения муниципальных образований есть положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, вместе с территорией объединяются и органы власти, и доходы бюджета, что позволит эффективнее управлять территорией, развивать инфраструктуру. Исчезнет проблема нехватки средств у отдельных поселений.

С другой стороны, жители бывших поселений столкнутся с большими изменениями в управлении пунктом, повышением тарифов на предоставление благ, насущные вопросы будут решаться медленнее из-за отдаленности центра. Поэтому динамика изменений будет зависеть от выбранного курса развития территории.

Фото: Документы

zakonmaster.ru

Щ-131 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Щ-131
История корабля
Государство флага СССР СССР
Порт приписки Находка
Спуск на воду 4 июля 1935
Выведен из состава флота 17 февраля 1956
Современный статус разделана на металл
Основные характеристики
Тип корабля Средняя ДПЛ
Обозначение проекта «Щука», серия X
Скорость (надводная) 12 узлов
Скорость (подводная) 8 узлов
Рабочая глубина погружения 75 м
Предельная глубина погружения 90 м
Автономность плавания 20 суток
Экипаж 37 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 592 т
Водоизмещение подводное 715 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
58,5 м
Ширина корпуса наиб. 6,2 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
3,9 м
Вооружение
Артиллерия 2 45-мм орудия 21-К, 1000 выстрелов
Торпедно-
минное вооружение
Носовые ТА: 4×533 мм,
кормовые ТА: 2×533 мм
Боекомплект (торпед): 10
ПВО 2 пулемёта

«Щ-131» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии X проекта

ru.wikipedia.org

Ст. 131 УК РФ. Изнасилование. Уголовный кодекс

В уголовном законодательстве наказание за изнасилование оговаривается в ст. 131. Это деяние определяется как половой контакт с применением насильственных действий либо с угрозой их использования к потерпевшим. Виновное лицо привлекается к ответственности по ст. 131 и в случае сношения с заведомо беспомощным лицом.

Законодательный аспект

УК РФ в целом радикально не изменил норму, которая присутствовала в ст. 117 Кодекса от 1960 г. В новый закон были включены изменения, уточняющие отдельные признаки преступления. Например, угроза при половом сношении стала трактоваться однозначно как угроза насилия. Вместе с этим в новый Кодекс включено указание на вероятность применения ее к иным лицам, кроме потерпевшей. Были переквалифицированы составы ст. 131-132 УК. Содержание самого определения “половое сношение” было существенно сужено. Извращенные формы изнасилования были отнесены к составу преступления по ст. 132 и стали называться насильственными действиями, имеющими сексуальный характер.

Квалифицирующие признаки

В ст. 131 УК РФ были включены элементы преступления, которые не содержались в прежнем Кодексе. К ним относят:

  1. Совершение деяния субъектом, ранее виновным в насильственных действиях сексуального характера.
  2. Наступление смерти (ч. 4, ст. 131 УК).
  3. Наличие особой жестокости в отношении к потерпевшей либо иным лицам.
  4. Заражение потерпевшей венерическим заболеванием (ст. 131, ч. 2 УК РФ).
  5. Причинение здоровью тяжкого вреда или иных тяжких последствий для женщины.
  6. Заражение потерпевшей ВИЧ-инфекцией (ч. 3, ст. 131 УК).

Часть указанных признаков рассматривалась ранее в качестве составляющих комплекс последствий особой тяжести, которые вызвало изнасилование. Ст. 131 в современной редакции о них не упоминает, а включает эти элементы в квалифицирующие составы.

Изменения

Ст. 131 УК РФ подвергалась неоднократным корректировкам. ФЗ № 162, например, был исключен квалифицирующий признак состава “неоднократность или совершение деяния ранее виновным в действиях сексуального характера”. Закон № 215 значительно усилил ответственность за половое сношение с малолетними и несовершеннолетними. Этот же ФЗ исключил указание на знание злоумышленника о возрасте указанных потерпевших. Законом № 377 в квалифицированные составы включено дополнительное наказание. Оно представлено ограничением свободы. Еще больше ужесточена ответственность за изнасилование малолетних и несовершеннолетних ФЗ № 14. За деяния предусмотрено пожизненное заключение для лиц, ранее осужденным за посягательство на половую неприкосновенность несовершеннолетней. Кроме этого, ст. 131 предусматривает, что потерпевшие, не достигшие 12-ти л., должны безусловно признаваться как находящиеся в беспомощном состоянии.

Объект

В качестве него ст. 131 называет половую свободу или неприкосновенность женщины. Последнее определение применяется в отношении к потерпевшим, которые не достигли 16-ти лет, или не в состоянии дать согласие на половой контакт из-за слабоумия или прочего психического расстройства. Дополнительными факультативными объектами могут выступать:

  1. Телесная неприкосновенность.
  2. Жизнь и здоровье женщины.
  3. Нормальное развитие малолетней или несовершеннолетней в психическом и физическом плане.

В качестве потерпевшей при изнасиловании может рассматриваться исключительно женщина. В современной практике вопрос о признании ее таковой не может зависеть от состояния ее психики, социального статуса, предыдущего поведения, морального облика.

Ст. 131 УК: комментарий по объективной стороне

Эта часть преступления включает в себя:

  1. Непосредственно совершение сношения.
  2. Альтернативные методы деяния (использование насилия или угроза его применения к женщине или иным лицам, беспомощное ее состояние).

На основании этого выделяют три вида преступления:

  1. Применение виновным насилия к женщине или другим субъектам.
  2. Использование беспомощности потерпевшей.
  3. Угроза применения насильственных действий.

Если лицо добивается от потерпевшей вступления в половое сношение иными способами – обещанием жениться, обманом и пр., то такое поведение не может квалифицироваться по ст. 131. В ряде изданий есть указание на то, что некоторые формы обмана соприкасаются с беспомощным состоянием потерпевшей. К примеру, женщина вступает в сношение, имея заблуждение в отношении личности сексуального партнера (приняв постороннего за супруга, например), или из-за невежества и под влиянием ложных сведений она воспринимает контакт как необходимый элемент медицинской процедуры. В этих случаях, как считают некоторые авторы, такие деяния могут квалифицироваться как изнасилование, которое совершено с использованием беспомощности потерпевшей, не осознающей социального значения и характера действий, применяемых к ней.

Субъект преступления

В качестве него может выступать исключительно мужчина, который достиг 14-ти лет. Женщина при квалификации преступления может являться только соисполнителем. Это имеет место в случаях, если она использует физическое воздействие для преодоления сопротивления, оказываемого потерпевшей в ходе группового надругательства (ст. 131, ч. 2 УК РФ). В качестве субъекта преступления выступает и лицо, подговорившее либо иным образом склонившее других, не подлежащих привлечению к ответственности (невменяемых или малолетних), совершить насильственное сношение. В этом случае отсутствует соучастие.

Цели и мотивы

Они не выступают как обязательные элементы состава. Как правило, изнасилование совершают для удовлетворения потребности – по сексуальному мотиву. Однако встречаются и иные случаи. Например, изнасилование может совершаться из ревности, хулиганских побуждений и так далее. Известны случаи надругательства из мести в качестве ответа на нежелание потерпевшей вступить в брак, деяние “по найму” в корыстных целях. По результатам социологических исследований, с начала 21-го столетия в России около 3 % изнасилованных женщин вместо заявления в полицию нанимали для заказного совершения насильственных действий в отношении дочерей, сестер либо жен преступников.

Продолжаемое и совокупное преступление

Если несколько половых сношений не прерывались или между ними был непродолжительный временной промежуток, а обстоятельства изнасилования указывали на единый умысел виновного на совершение тождественных действий, то деяние рассматривается как единое продолжаемое. В случае наличия длительного перерыва между преступлениями, либо если нет единства умысла, содеянное рассматривается как совокупность эпизодов. Ст. 131 вменяется в такой ситуации несколько раз по количеству изнасилований.

Особенности квалификации

В связи с тем, что другие действия, имеющие сексуальную направленность, кроме полового сношения, не охватываются указанным в ст. 131 составом, их насильственное применение в процессе, до либо после акта формирует совокупность преступлений, включая признаки, предусмотренные в ст. 132. Для квалификации содеянного не будет иметь значения наличие разрыва во времени между деяниями. Аналогичным образом рассматривается последовательное изнасилование с применением насилия к двум потерпевшим одновременно.

Тяжкий вред

Умышленное нанесение побоев, ущерба здоровью средней и легкой степени охватывается составом рассматриваемой статьи. Данные деяния не требуют квалификации в совокупности. Но если насилие было применено, или в отношении иных лиц использовалась угроза его применения, то эти действия рассматриваются по соответствующим статьям. При умышленном причинении здоровью потерпевшей тяжкого вреда в ходе полового сношения либо связанное с ним действие отдельно квалифицируется по статье 111. Нанесение ущерба физическому состоянию по неосторожности охватывается ч. 3, ст. 131 УК (в п. “б”). Дополнительной квалификации в данном случае не требуется. Действия субъекта, который в процессе полового сношения умышленно причинил здоровью женщины тяжкий вред, что повлекло впоследствии ее смерть, при отсутствии иных признаков следует рассматривать в совокупности по ч. 1, ст. 131 и ч. 4, ст. 111.

Убийство

В случае его совершения в ходе изнасилования деяние квалифицируется по совокупности составов ст. 105 (ч. 2) и 131. Если убийство произошло после надругательства или покушения на него для сокрытия преступления, из мести за сопротивление потерпевшей, преступление рассматривается аналогичным образом по двум статьям. В ряде изданий присутствует мнение о том, что корректировки, которые были внесены в ст. 16 Кодекса ФЗ от 21 июля 2004 г., требуют квалифицировать изнасилование, отягченное убийством, в качестве обстоятельства, которое влечет более строгое наказание. Авторы таких публикаций считают, что деяние должно рассматриваться только как убийство, а санкции должны быть более жесткими, учитывая дополнительные действия виновного – надругательство над потерпевшей. Таким образом, наказание должно назначаться исключительно по п. “к”, части 2, ст. 105. Но данное толкование преступления в судебной практике подтверждения не имеет. Конституционный суд, в частности, давал разъяснения по одному из деяний, совершенных при указанных обстоятельствах. Уполномоченная инстанция разъяснила, что убийство, совершенное при изнасиловании потерпевшей, квалифицируется по совокупности составов двух статей.

fb.ru

Ст. 131 УК РФ с Комментариями 2017-2018 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет.

2. Изнасилование:

а) совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам;

в) повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием, —

наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

3. Изнасилование:

а) несовершеннолетней;

б) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

4. Изнасилование:

а) повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей;

б) потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

5. Деяние, предусмотренное пунктом «б» части четвертой настоящей статьи, совершенное лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, —

наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы.

Примечание. К преступлениям, предусмотренным пунктом «б» части четвертой настоящей статьи, а также пунктом «б» части четвертой статьи 132 настоящего Кодекса, относятся также деяния, подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных частями третьей-пятой статьи 134 УК РФ и частями второй-четвертой статьи 135 настоящего Кодекса, совершенные в отношении лица, не достигшего двенадцатилетнего возраста, поскольку такое лицо в силу возраста находится в беспомощном состоянии, то есть не может понимать характер и значение совершаемых с ним действий.

Комментарий к Ст. 131 УК РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 22 Конституции каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Проблеме искоренения насилия в отношении женщин, в том числе и в сфере сексуальных отношений, уделено внимание в Резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН 61/143 от 19 декабря 2006 г., 62/133 от 18 декабря 2007 г. «Об активизации усилий в целях искоренения всех форм насилия в отношении женщин» и 62/134 от 18 декабря 2007 г. «Об искоренении изнасилования и других форм сексуального насилия во всех их проявлениях, в том числе в ходе конфликтов и связанных с ними ситуациями». Защите детей, в том числе от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, посвящены Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. .
———————————
Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 385 — 388.

Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

2. Основным объектом преступления являются при изнасиловании взрослой (совершеннолетней женщины) ее половая свобода (право женщины на самостоятельное принятие решения о вступлении в половое сношение с мужчиной, о выборе полового партнера, форм, без физического или психического принуждения), а при изнасиловании малолетней, несовершеннолетней или находившейся в беспомощном состоянии — половая неприкосновенность (защита от насильственного сексуального посягательства). При этом нарушение половой неприкосновенности всегда означает и нарушение половой свободы как составляющей части.

Дополнительным объектом является здоровье потерпевшей, ее честь и достоинство, а при изнасиловании малолетних или несовершеннолетних — их нормальное физическое, психическое, нравственное, половое развитие.

3. Потерпевшей при изнасиловании может быть только лицо женского пола. Для уголовного преследования не имеют значения ранее сложившиеся взаимоотношения потерпевшей с виновным лицом или предшествующее поведение потерпевшей (нахождение в зарегистрированном или гражданском браке, занятие проституцией, аморальное поведение и т.д.).

4. Объективная сторона изнасилования имеет сложный, структурный характер, состоит из обязательных действий: 1) полового сношения и 2) насилия или угрозы его применения либо использования беспомощного состояния потерпевшей.

Отсутствие одного из указанных действий объективной стороны означает отсутствие состава изнасилования, или при наличии к тому оснований действия лица могут быть квалифицированы по ст. ст. 133 или 134 УК (см. коммент. к ним).

Если применено лишь насилие или высказана угроза его применения с целью совершения полового сношения против воли женщины, но самого полового сношения не было, то имеет место покушение на изнасилование.

5. Указанный в законе термин «половое сношение» является не юридическим, а медицинским, как соотношение полов, понимаемый в сексологии только как гетеросексуальный, физиологический акт, направленный на продолжение рода и заключающийся во введении мужского полового члена во влагалище женщины.

Иные насильственные действия сексуального характера не могут рассматриваться как изнасилование и квалифицируются по ст. 132 УК. Если виновным лицом совершается изнасилование потерпевшей и в отношении ее действия сексуального характера, то содеянное образует совокупность преступлений, квалифицируется по комментируемой статье и ст. 132 УК .
———————————
БВС РФ. 2003. N 3. С. 8.

Не могут рассматриваться как изнасилование не указанные в законе действия, например, совершение лицом полового сношения с женщиной путем обмана, например, обещания заключить брак, представить какие-либо материальные блага или помочь избавиться от долгов в будущем и т.п.

Однако не исключается признание обмана со стороны виновного лица как факта изнасилования, когда таким способом потерпевшая вводится в заблуждение относительно фактических обстоятельств. Например, женщина обманывается в личности, принимая виновное лицо за другого брата-близнеца, с которым она желала совершить половое сношение и считала, что совершает это с ним. Такой обман можно приравнять к беспомощному состоянию женщины, поскольку она лишена возможности сопротивляться.

Изнасилование следует считать оконченным с момента начала полового акта, независимо от его завершения и наступивших последствий (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2004 N 11).

6. Под применением насилия понимается физическое насилие в виде причинения побоев или совершение насильственных действий, причинивших физическую боль (например, связывание, захват, удержание и т.п.), легкого или средней тяжести вреда здоровью, и дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против личности не требуется (см. п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2004 N 11).

Под угрозой применения насилия понимаются такие действия виновного лица, которые свидетельствуют о его намерении немедленно применить указанное выше физическое насилие, воспринимаются потерпевшей реальными вне зависимости от намерения лица в действительности осуществить такую угрозу. Такая угроза может быть выражена словами, жестами, действиями.

Если угроза носит характер будущего, то она не может рассматриваться в качестве угрозы применения насилия к потерпевшей, так как в таком случае потерпевшая имеет реальную возможность обратиться за помощью. Не рассматривается как признак объективной стороны угроза повреждения или уничтожения имущества, распространения позорящих потерпевшую сведений, а также понуждение женщины к половому сношению, поскольку оно не связано с возможным применением физического насилия, а лишь представляет собой определенное давление на психику потерпевшей с целью склонить к половому сношению.

Физическое насилие или угроза его применения могут иметь место по отношению не только к потерпевшей, но и к другим лицам, которыми могут быть ее родственники, близкие, иные лица, судьба которых ей не безразлична, ради которых женщина вынуждена согласиться на половое сношение, например ученик школы, воспитанник детского сада, опекаемый и др.

7. При умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшей при изнасиловании действия виновного лица квалифицируются по совокупности комментируемой статьи со ст. 111 УК. Неосторожное причинение такого вреда здоровью потерпевшей исключает указанную совокупность. Если умышленное причинение тяжкого вреда здоровью повлекло по неосторожности смерть потерпевшей, то при отсутствии других квалифицирующих признаков изнасилование квалифицируется по совокупности ч. 1 комментируемой статьи и ч. 4 ст. 111 УК (см. п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2004 N 11).

Если при изнасиловании имелась угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, то действия виновного лица квалифицируются по ч. 2 комментируемой статьи.

8. Как сопряженное с изнасилованием признается умышленное причинение вреда здоровью перед началом указанных действий или в процессе их совершения с целью преодоления сопротивления потерпевшей, его предотвращения, а также для подавления ее воли, поскольку при таких обстоятельствах применение насилия полностью охватывается комментируемой статьей. Если вред причиняется после, то имеется совокупность преступлений. Например, по делу Д. признано, что причинение вреда здоровью после совершения изнасилования квалифицируется как реальная совокупность преступлений, предусмотренных ст. 131 УК, и соответствующего преступления против личности .
———————————
БВС РФ. 2003. N 3. С. 8.

9. Изнасилование с использованием беспомощного состояния потерпевшей признается в тех случаях, когда она в силу своего физического или психического состояния (слабоумия или другого психического расстройства, физических недостатков, иного болезненного либо бессознательного состояния, малолетнего или престарелого возраста и т.п.) не могла понимать характер и значение совершаемых с нею действий либо оказать сопротивления виновному, и последний, вступая в половое сношение, осознавал, что потерпевшая находится в таком состоянии (см. п. п. 3, 4 Постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2004 N 11).

Как беспомощное состояние может расцениваться нахождение потерпевшей в такой степени опьянения (алкогольного, наркотического и др.), которая лишила ее возможности оказать сопротивление виновному. При этом не имеет значения, привела ли женщина сама себя в такое состояние, а виновное лицо лишь им воспользовалось, или до такого состояния ее довело само виновное лицо, например, предложил употребить спиртные напитки, наркотики, токсические или другие одурманивающие вещества, лекарственные препараты, предоставил их потерпевшей и т.п. Например, по делу С. признано, что малолетняя потерпевшая находилась в беспомощном состоянии в силу сильного алкогольного опьянения, что в связи с провалом памяти после выпитого дальнейших событий не помнит, очнулась утром, что отсутствие привычки к употреблению алкоголя могло усугубить ее нерешительность и пассивность в ситуации изнасилования .
———————————
БВС РФ. 1997. N 9. С. 17.

Если при применении наркотических средств, сильнодействующих или ядовитых веществ, каких-либо лекарственных или иных препаратов при приведении потерпевшей в беспомощное состояние причиняется вред ее здоровью, что должно быть установлено заключением эксперта, то ответственность наступает и за физическое насилие, и за использование беспомощного состояния.

Беспомощное состояние исключается, если потерпевшая находится в сознании, понимает происходящее с ней, но не оказывает сопротивления из-за того, что ее воля подавлена применением насилия. Например, по делу Е. признано, что ошибочно вменен квалифицирующий признак изнасилования «использование беспомощного состояния потерпевшей», поскольку установлено, что потерпевшая сознания не теряла, понимала все происходящее, не оказывала сопротивления, так как ее воля была подавлена угрозами и избиением, боялась осужденного и не сопротивлялась, а не потому, что она была лишена возможности сопротивляться физически .
———————————
БВС РФ. 1995. N 4. С. 13.

Согласно примеч. к комментируемой статье, потерпевшая, не достигшая 12-летнего возраста, в силу возраста находится в беспомощном состоянии, т.е. не может понимать характер и значение совершаемых с ней действий.

10. Покушением на изнасилование признается совершение виновным лицом действий, непосредственно направленных на половое сношение с потерпевшей помимо ее воли, если они не были доведены до конца по не зависящим от него обстоятельствам. По делу К. установлено, что он заявил потерпевшей, что изнасилует ее, она просила не делать этого, однако он, преодолевая сопротивление потерпевшей, пытался совершить с ней половой акт, но умысел до конца довести не мог, так как был задержан работниками милиции .
———————————
БВС РФ. 2002. N 11. С. 10.

Покушение на изнасилование следует отличать от других преступлений, связанных с действиями сексуального характера (ст. ст. 132 — 135 УК), затрагивающих честь, достоинство, неприкосновенность личности (например, оскорбление действием, причинение вреда здоровью и др.), разграничение между которыми проводится по содержанию объективных и субъективных признаков.

11. Добровольный отказ от изнасилования, исключающий уголовную ответственность, в соответствии со ст. 31 УК возможен лишь на стадии приготовления и стадии покушения, т.е. до начала полового сношения, когда лицо добровольно и окончательно прекращает свои действия, осознавая возможность доведения преступления до конца. Если лицо объективно не могло совершить начатое преступление, например, по физиологическим причинам, из-за опасения быть задержанным при появлении посторонних лиц, то отказ не может считаться добровольным. Мотивы добровольного отказа юридического значения не имеют, ими могут быть боязнь ответственности, опасение заразиться какой-либо венерической болезнью, проявление жалости, брезгливости, и др. При этом лицо, добровольно отказавшееся от доведения изнасилования до конца, подлежит уголовной ответственности в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав преступления, например, за причинение вреда здоровью, развратные действия.

12. При совершении виновным лицом в одном случае покушения на изнасилование, а в другом оконченного изнасилования, его действия по каждому из эпизодов квалифицируются самостоятельно. В соответствии с требованиями ст. 17 УК самостоятельной квалификации подлежат случаи, когда два и более изнасилования подпадают под признаки различных частей комментируемой статьи, и когда насильственные половые акты совершаются с несколькими потерпевшими.

Однако не образуют совокупности совершение лицом одного преступления с квалифицирующими признаками различными частями одной статьи.

Также в тех случаях, когда несколько половых актов не прерывались либо прерывались на непродолжительное время и обстоятельства совершения изнасилования свидетельствовали о едином умысле виновного лица на совершение указанных тождественных действий, содеянное следует рассматривать как единое продолжаемое преступление (см. п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2004 N 11).

13. Субъективная сторона изнасилования характеризуется только прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что вопреки воли потерпевшей совершает с ней половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием ее беспомощного состояния, и желает этого.

Мотивы преступления могут быть различными, например, удовлетворение половой потребности, по найму, из мести, принудить заключить брак и другие, которые для квалификации преступления значения не имеют значения, но могут учитываться при назначении наказания.

14. Субъект преступления — специальный, только вменяемое лицо мужского пола, достигшее 14-летнего возраста. В качестве соисполнителя может быть признано и лицо женского пола, когда, например, женщина применяет насилие или высказывает угрозы применения насилия к потерпевшей или иным лицам, приводит потерпевшую в беспомощное состояние для совершения мужчиной полового сношения. В таких случаях имеет место выполнение части объективной стороны изнасилования, имеющей сложный, структурный характер, и пол виновного лица правового значения не имеет. Например, Ф. признана соисполнителем в совершении изнасилования группой лиц, поскольку установлено, что она была инициатором преступления, активно содействовала осужденному по делу Х., раздела потерпевшую С., удерживала ее, закрывала ей рот, чтобы та не могла кричать и звать на помощь. Об умысле Ф. на совершение в отношении потерпевшей С. деяний, посягающих на половую неприкосновенность личности, свидетельствует и тот факт, что непосредственно после совершения изнасилования Ф. совершила в отношении С. насильственные действия сексуального характера .
———————————
БВС РФ. 2008. N 5. С. 10.

15. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицирующие признаки изнасилования: а) совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам; в) повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием.

Квалифицирующие признаки, указанные в п. «а» ч. 2 комментируемой статьи, определены в ст. 35 УК.

Групповым изнасилованием признаются не только действия лиц, непосредственно совершивших насильственный половой акт, но и действия лиц, содействовавших им путем применения физического или психического насилия к потерпевшей. Действия лиц, лично не совершивших насильственного полового акта, но путем применения насилия содействовавших другим в изнасиловании потерпевшей, должны квалифицироваться как соисполнительство в групповом изнасиловании (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2004 N 11).

Как групповое изнасилование признаются случаи, когда виновные лица действуют согласованно, применяют физическое насилие или угрозу в отношении нескольких женщин, но затем каждый совершает половое сношение лишь с одной из потерпевших, например, в разных комнатах одной квартиры, а также случаи, когда одно лицо присоединяется к другому во время совершения тем изнасилования.

Однако если с потерпевшей были совершены насильственные половые акты несколькими лицами, которые не оказывали друг другу никакого содействия, например, один изнасиловал, сообщил об этом другому лицу, указал, где находится потерпевшая, а другой воспользовался такой ситуацией, пошел туда и также изнасиловал ее, то изнасилование не признается групповым, действия каждого из них квалифицируются при отсутствии иных отягчающих обстоятельств по ч. 1 комментируемой статьи.

16. Соисполнительство в групповом изнасиловании отличается от соучастия в совершении этого преступления тем, что организатор, подстрекатель или пособник не совершают объективную сторону преступления (или ее части). Организатор лишь организует совершение изнасилования либо руководит исполнением, подстрекатель склоняет лицо к совершению изнасилования, пособник содействует совершению изнасилования советами, указаниями и т.д. Если соучастник не оказывает исполнителю какого-либо содействия во время изнасилования, он не признается соисполнителем. По делу М. и Г. установлено, что М. против воли потерпевшей затолкал ее в полуразрушенный дом, где она была изнасилована Г., которому М. какого-либо содействия в преодолении сопротивления жертвы не оказывал, насилия к ней не применял, однако создал условия для изнасилования. В связи с этим действия Г. были переквалифицированы на ч. 1 ст. 131 УК, а действия М. как пособника на ч. 5 ст. 33, ч. 1 ст. 131 УК .
———————————
БВС РФ. 1997. N 5. С. 16.

В то же время, если лицо не содействовало совершению изнасилования советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий, оно не может быть признано соучастником. Например, было прекращено дело по п. «а» ч. 2 ст. 131 УК в отношении Т., который во время совершения изнасилования другими лицами лишь находился поблизости, но за обстановкой не следил .
———————————
БВС РФ. 1997. N 8. С. 9.

17. Совершение изнасилования группой лиц по предварительному сговору означает, что в совершении преступления принимали участие не менее двух лиц, которые заранее, до начала изнасилования, договорились об этом. Совершение изнасилования организованной группой лиц характеризуется тем, что преступление совершается устойчивой группой лиц, заранее объединившейся для совершения одного или нескольких изнасилований, что может проявляться в наличии постоянных и длительных связей между ними, структуры, руководителя, специфических методах организации группы, приемах подготовки совершения изнасилования, распределения ролей и т.д.

18. Действия виновного лица при указанных формах участия в групповом изнасиловании квалифицируются по п. «а» ч. 2 комментируемой статьи независимо от того, что другие лица по предусмотренным законам основаниям не могут быть привлечены к уголовной ответственности, например в связи с невменяемостью, не достижением возраста уголовной ответственности.

19. Пункт «б» ч. 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за изнасилование, соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам.

Под угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью следует понимать прямые словесные угрозы, которые выражали намерение немедленного применения физического насилия к самой потерпевшей, ее детям, близким родственникам или другим лицам, но и, с учетом обстоятельств дела, такие угрожающие действия, как, например, демонстрация оружия (пистолета, ножа, бритвы и т.п.). Указанные действия не требуют дополнительной квалификации по ст. 119 УК (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2004 N 11).

Указанная угроза должна предшествовать половому сношению, служить средством преодоления сопротивления потерпевшей, когда у нее имелись основания опасаться осуществления виновным лицом угрозы, когда она осознает, что угроза может быть приведена к исполнению немедленно, в связи с чем она не сопротивляется.

Если угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью была высказана после изнасилования, например, чтобы потерпевшая никому не рассказала о совершенном, и если у потерпевшей имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, то имеет место реальная совокупность преступлений, действия виновного лица подлежат квалификации по соответствующей части комментируемой статьи и по ст. 119 УК.

20. Изнасилование признается совершенным с особой жестокостью, если в процессе его совершения потерпевшей или другим лицам умышленно причинены физические или нравственные мучения и страдания.

Особая жестокость может выражаться в издевательстве и глумлении над потерпевшей, истязании в процессе изнасилования, в причинении телесных повреждений, в совершении преступления в присутствии ее родных или близких, а также в способе подавления сопротивления, вызывающем тяжелые физические либо нравственные мучения и страдания самой потерпевшей или других лиц. При этом необходимо установить умысел виновного лица на причинение особых мучений и страданий (п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2004 N 11).

Если виновное лицо проявило особую жестокость после изнасилования, то такие действия образуют реальную совокупность преступлений, квалифицируются дополнительно, как посягательства на жизнь или здоровье потерпевшей.

21. За указанное в п. «в» ч. 2 комментируемой статьи изнасилование, повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием, ответственность наступает лишь тогда, когда установлено, что именно в результате насильственного полового сношения женщина реально заражена какой-либо инфекцией, передающейся половым путем (сифилисом, гонореей, мягким шанкром, паховым лимфогранулематозом и др.). При не установлении наличия прямой причинной связи между изнасилованием и заражением венерическим заболеванием ответственность исключается. Кроме этого, ответственность за такое изнасилование наступает лишь в том случае, если виновный знал о наличии у него такой венерической болезни. Дополнительной квалификации по ст. 121 УК не требуется. Вина может быть как умышленной, так и неосторожной.

Если заражение потерпевшей венерическим заболеванием привело к наступлению тяжкого вреда здоровью, то действия виновного лица квалифицируются по п. «б» ч. 3 комментируемой статьи.

22. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность за изнасилование: а) несовершеннолетней; б) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 07.07.2003) несовершеннолетним признается лицо, не достигшее возраста 18 лет.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2880.

Уголовная ответственность за совершение изнасилования несовершеннолетней наступает лишь в случае, когда виновное лицо осознает или допускает, что совершает изнасилование несовершеннолетней. О возрасте потерпевшей ему может быть известно в связи с различными обстоятельствами, например, по сообщению самой потерпевшей о своем несовершеннолетии, по внешнему облику, в связи с родством, знакомством и т.д. Если виновное лицо добросовестно заблуждалось относительно возраста потерпевшей, ошибочно полагая, что она взрослая, то ответственность по данному квалифицирующему признаку исключается.

Например, по делу К. признано, что он не знал заведомо о несовершеннолетнем возрасте потерпевшей Ф., которая при знакомстве сказала, что ей 18 лет, а о своем несовершеннолетии сообщила осужденному лишь после совершения с ней действий сексуального характера, вывод суда о том, что потерпевшая соответствует несовершеннолетнему возрасту, не подтвержден доказательствами. В связи с чем действия осужденного были квалифицированы по ч. 1 ст. 131 УК .
———————————
БВС РФ. 2002. N 11. С. 10.

Половая зрелость потерпевшей при изнасиловании для квалификации значения не имеет.

23. Изнасилование, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, признается тогда, когда такой вред наступает как от непосредственных действий виновного лица, например, толкнувшего потерпевшую, отчего та при падении ударилась головой о лежащий твердый предмет, в результате чего причинена травма, так и от действий самой потерпевшей, которая пыталась избежать изнасилования, например, выбежала на проезжую часть дороги, была сбита проезжавшим транспортом.

Например, по делу Н., признанного виновным по п. п. «ж», «к» ч. 2 ст. 105, п. «б» ч. 3 ст. 132 УК, действия осужденного были переквалифицированы с п. «б» ч. 3 ст. 132 УК на ч. 1 ст. 132 УК и указано, что суд ошибочно квалифицировал его действия как насильственные действия сексуального характера, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, поскольку свои умышленные действия, направленные на причинение физического вреда здоровью потерпевшей и убийство последней, Н. продолжил и после совершения насильственных действий сексуального характера, т.е. совершил убийство, сопряженное с насильственными действиями сексуального характера .
———————————
БВС РФ. 2007. N 8. С. 15.

За изнасилование, повлекшее заражение потерпевшей ВИЧ-инфекцией, ответственность наступает аналогично, как и при заражении венерическим заболеванием, когда установлено, что именно при изнасиловании потерпевшая реально заражена такой инфекцией и если виновный знал о ее наличии у него.

Под иными тяжкими последствиями, являющимися оценочным понятием, признаются равнозначные тяжкому вреду здоровью или заражению ВИЧ-инфекцией, например, самоубийство потерпевшей, беременность, психическое заболевание и т.д., наступившие непосредственно от изнасилования. Однако если последствия наступают в отдаленном будущем, например, потерпевшая покончила жизнь самоубийством в связи с тем, что виновный после изнасилования обещал жениться, но через несколько месяцев своего обещания не выполнил, прекратил отношения с потерпевшей, то такие последствия нельзя признать иными тяжкими.

24. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает ответственность за изнасилование: а) повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей; б) потерпевшей, не достигшей 14-летнего возраста.

Изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, признается тогда, когда смерть наступает от непосредственных неосторожных действий виновного лица (например, при изнасиловании были закрыты дыхательные пути потерпевшей), или от действий самой потерпевшей, стремящейся избежать изнасилования.

Например, по делу Ф., осужденного за покушение на изнасилование, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей Ж., признано, что потерпевшая, осознавая неотвратимость группового изнасилования, пытаясь спастись, влезла на балкон, но, не удержавшись, упала на асфальт и разбилась насмерть .
———————————
БВС РФ. 1998. N 8. С. 5.

Если смерть потерпевшей наступает не в результате изнасилования, а вследствие оставления ее в опасности, то действия виновного лица квалифицируются по совокупности преступлений соответствующей части комментируемой статьи и ст. 125 УК.

25. Уголовная ответственность за совершение изнасилования потерпевшей, не достигшей 14-летнего возраста, наступает лишь в случае, когда виновное лицо осознает или допускает, что совершает изнасилование такой потерпевшей. Если виновное лицо добросовестно заблуждалось в возрасте, полагало, что потерпевшая достигла 14-летнего возраста, то его действия по правилам ошибки подлежат квалификации по п. «а» ч. 3 комментируемой статьи, как изнасилование несовершеннолетней.

Например, по делу С. признано, что при квалификации изнасилования потерпевшей, не достигшей 14-летнего возраста, по п. «б» ч. 4 ст. 131 УК (в ред. Федерального закона от 27.07.2009 N 215-ФЗ) необходимо доказывать наличие умысла виновного на совершение инкриминируемых ему действий, в том числе и в отношении возраста потерпевшей. Исключение из прежней редакции указания о «заведомости» совершения изнасилования потерпевшей, не достигшей 14 лет, не освобождает органы следствия от обязанности доказывания наличия у виновного лица умысла на совершение изнасилования лица, не достигшего 14-летнего возраста. Поскольку С. достоверно не знал о том, что потерпевшая К. не достигла 14-летнего возраста, но достоверно знал, что она не достигла 18-летнего возраста, его действия были правильно переквалифицированы судом на п. «а» ч. 3 ст. 131 УК как совершение изнасилования несовершеннолетней .
———————————
БВС РФ. 2011. N 8. С. 30.

Согласно примеч. к комментируемой статье к преступлениям, предусмотренным п. «б» ч. 4 ст. 131, а также п. «б» ч. 4 ст. 132 УК, относятся также деяния, подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных ч. ч. 3 — 5 ст. 134, ч. ч. 2 — 4 ст. 135 УК, совершенные в отношении лица, не достигшего 12-летнего возраста, поскольку такое лицо в силу возраста находится в беспомощном состоянии, т.е. не может понимать характер и значение совершаемых с ним действий.

26. Субъективная сторона указанного в п. «б» ч. 3 и п. «а» ч. 4 комментируемой статьи преступлений в части причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти потерпевшей характеризуется двойной формой вины — умыслом на изнасилование и неосторожностью в отношении последствий. Заражение ВИЧ-инфекцией может быть совершено при умышленной и неосторожной формах вины.

27. Случаи совершения после изнасилования ненасильственного полового сношения или иных действий сексуального характера лицом, достигшим возраста 18 лет, с лицом, не достигшим 16 лет и половой зрелости либо достигшим 12 лет, но не достигшим 14 лет и половой зрелости, образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 131, 134 УК.

28. Часть 5 ст. 131 УК предусматривает ответственность за изнасилование потерпевшей, не достигшей возраста 14 лет, совершенное лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. Под такими лицами следует понимать лиц, которые на момент совершения изнасилования имели не погашенную или не снятую судимость за любое из совершенных в отношении несовершеннолетних преступлений, предусмотренных ч. ч. 3 — 5 ст. 131, ч. ч. 3 — 5 ст. 132, ч. 2 ст. 133, ст. ст. 134, 135 УК.

29. Случаи совершения после изнасилования ненасильственного полового сношения или иных действий сексуального характера лицом, достигшим возраста 18 лет, с лицом, не достигшим 16 лет либо достигшим 12 лет, но не достигшим 14 лет и половой зрелости, образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 131, 134 УК.

stykrf.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *