Разное

Звуковая схема слова шар: Страница не найдена – Фонетический разбор, цветовые схемы и значения слов

Содержание

Определение, фонетический (звуко-буквенный) разбор и разбор слова по составу

На данной странице представлено лексическое значение слова «шар», а также сделан звуко-буквенный разбор и разбор слова по составу с транскрипцией и ударениями.

Оглавление:

  1. Значение слова
  2. Звуко-буквенный разбор
  3. Разбор по составу

Значение слова

ШАР, а иколич. числит.) а, мн. ы, ов, м.

1. В математике: часть пространства, ограниченная сферой. Радиус шара.

2. Предмет такой формы. Биллиардный ш. Ш.-зонд (наполненный водородом резиновый шар для исследования атмосферы). Баллотировочные шары (чёрные и белые шары, использовавшиеся при тайном голосовании; устар.).

Земной шар планета Земля.

Воздушный шар 1) летательный аппарат легче воздуха, поднимаемый вверх лёгким газом, заполняющим его шарообразную оболочку.

Путешествие на воздушном шаре; 2) надувная игрушка прозрачная цветная оболочка, заполняемая лёгким газом. Воздушный ш. на ниточке. Гирлянды воздушных шаров (на празднествах).

Пробный шар (книжн.) действие, имеющее целью предварительно проверить, испытать что-н.

Хоть шаром покати (разг.) ничего нет, совершенно пусто.

Чёрный шар чёрный баллотировочный шар, выражающий несогласие, также вообще выражение несогласия при тайном голосовании.

| уменьш. шарик, а, м. (ко 2 знач.).

| прил. шаровой, ая, ое (к 1 знач.).

Фонетический (звуко-буквенный) разбор

ша́р

шар — слово из 1 слога: шар. Ударение ставится однозначно на единственную гласную в слове.

Транскрипция слова: [шар]

ш — [ш] — согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо), шипящий

а — [а] — гласный, ударный
р — [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)

В слове 3 буквы и 3 звука.

Цветовая схема: шар


Разбор слова «шар» по составу

шар

Части слова «шар»: шар
Часть речи: имя существительное
Состав слова:
шар — корень,
нулевое окончание,
шар — основа слова.



Звуковой анализ слов «Анюта», «луна» и др.

– Постройте схему слова.

– «Прочитайте» слово «Анюта», ведя указку по схеме звукового состава слова.

– «Прочитайте» слово Ааанюта так, чтобы отчетливо был слышен первый звук.

– Назовите первый звук в слове.

– Какой это звук, гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой.

– «Прочитайте» слово Аньньюта так, чтобы отчетливо был слышен второй звук.

– Назовите второй звук.

– Объясните, какой фишкой нужно обозначить этот звук.

– «Прочитайте» слово

Анюююта так, чтобы отчетливо был слышен третий звук.

– Назовите третий звук.

– Объясните, какой это звук и как его обозначить.

– «Прочитайте» слово Анюттта так, чтобы отчетливо был слышен четвертый звук.

– Назовите четвертый звук.

– Объясните, как его нужно обозначить.

– Назовите мягкую пару звука [т].

– Выделите голосом последний звук в слове.

– Назовите пятый звук этого слова. Расскажите, какой это звук.

– Объясните, как его нужно обозначить.

– Прочитайте все слово. Что оно обозначает? (Это имя девочки.)

– Сколько в слове звуков?

– Определите, сколько в слове Анюта звуков [а]? (Два.)

– Какие они по счету? (Первый и пятый.)

– После какого согласного звука стоит второй звук [а]? (После твердого согласного.)

– Запомните правило: после твердых согласных звук [а] записывается буквой

а.

– Чем отличаются первая и последняя буквы? (Заглавная и маленькая буквы А, а.)

– Буква А– заглавная – пишется только в начале предложения или слов, которые обозначают имена людей, фамилии, клички животных, названия городов, стран, рек.

– Какие вы знаете слова на букву А? (Ответы детей.)

Аналогично проводится работа с другими словами.

– Выделите последний звук во втором слове, охарактеризуйте его.



2. Определение звука [а] в словах. Работа по учебнику.

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатной буквы А, а.

– Из каких элементов состоят буквы?

БУКВА НА ДОРОГЕ

А– автобус. Четко, кратко.

Здесь – и выход, и посадка.

А. Шuбаев

Всем известно, буква Абуква очень славная.

Да к тому же буква Ав алфавите главная.

Обожают этот звук и Андрей, и Аллочка,

Палка так и палка так, и в середине палочка.

Э. Успенский

Составление предложений с данными словами.

4. Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и на конце слова (по схемам). Работа по учебнику.

– Назовите слова, которые начинаются со звука [а].

– Назовите слова, в которых звук [а] находится в середине слова.

– Назовите слова, в которых звук [а] находится на конце слова.

– Объясните, почему слово «карта» было названо дважды.

– Определите, в каком слове спряталось слово «кран». (Экран.)

– Расскажите, как расположены рисунки.

(В столбики.)

– Назовите каждый рисунок, который расположен в левом столбце ( правом столбце, на верхней строке, средней строке, нижней строке).

– Найдите слово в слове «шарф». (Шар.)

Дифференцированная работа по печатной тетради «Я учусь писать и читать».

– Рассмотрите буквы, написанные в самой верхней части, и назовите их по порядку. (Заглавная печатная буква А, строчная печатная буква а, заглавная письменная буква А, строчная письменная буква а.)

– Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква а.

– Какой буквой обозначается звук [а] после твердых согласных? (Буквой а.)

Звукобуквенный анализ названий картинок.

– Посмотрите на условное обозначение перед заданием. Что вы видите? (Фишки, букву.)

– Это значит, что нужно выполнить звукобуквенный анализ.

– Как правильно назвать первую картинку – шарик или шар? (В схеме звукового состава слова представлены как три клеточки, значит, картинку можно назвать только словом «шар».)

– Приготовьте цветные карандаши и ручку. После того как дадим звуковую характеристику звуку, будем закрашивать его клеточку соответствующим цветом. В клеточку, под которой нарисовано перо, впишем нужную букву.

– Обозначьте звук [а] буквой, вписав ее в нужные клеточки.

– После какого звука стоит звук [а]? (После твердого согласного.)

– Повторите правило обозначения звука [а], стоящего после твердого согласного. (После твердых согласных звук [а] записывается буквой а.)

Разгадывание кроссворда.

– Назовите слова со звуком [а].

– Что нарисовано на картинке? (Арфа.)

– Объясните, что обозначает слово «арфа». (Арфа – щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.)

– Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (А…р…ф…а…)

– Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а].

– На каком месте в слове находится звук [а]?

– Покажите с помощью фишек качественную характеристику звуку.

Учитель каждый этап работы демонстрирует на доске.

Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде.

Вывод: буква а обозначает гласный звук [а].


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Моя школа 2070 – Звуковой и звуко-буквенный анализ

Звуковой и звуко-буквенный анализ – что это такое?

В тетради по обучению грамоте я буду размещать примеры, задания звукового и звуко-буквенного анализа, который мы с детьми выполняем на уроках по литературному чтению, на уроках русского языка.

Для чего делать звуковой, звуко-буквенный анализ? С первых уроков обучения грамоте необходимо тренировать ребенка читать слова, сначала – орфографически (т.е. как написано), а затем то же самое читать орфоэпически (т.е. как мы произносим данное слово в устной речи). Чем раньше мы “столкнем” орфографию с орфоэпией, тем лучше будут результаты, как в правильном чтении, так и в правописании.

1-ая часть. Звуковой анализ.

В тетради по обучению грамоте я буду размещать примеры, задания звукового и звуко-буквенного анализа, который мы с детьми выполняем на уроках по литературному чтению, на уроках русского языка.

Для чего делать звуковой, звуко-буквенный анализ? С первых уроков обучения грамоте необходимо тренировать ребенка читать слова, сначала – орфографически (т.е. как написано), а затем то же самое читать орфоэпически (т.е. как мы произносим данное слово в устной речи). Чем раньше мы “столкнем”

орфографию с орфоэпией, тем лучше будут результаты, как в правильном чтении, так и в правописании.

Пропуски букв, их замена, искажение слов, ошибки при написании слов с орфограммами – все это результаты слабой работы по звуко-буквенному анализу слова. В “Букваре” с первых уроков обучения грамоте мы параллельно разбираем как звуковую, так и буквенную модель (схему) слова. Осваивая звуковой анализ слова, ученики последовательно овладевают рядом умений: выделять звуки путем интонирования, делить слово на слоги, отличать гласные звуки от согласных, находить ударный слог в слове, определять звонкость/глухость и твердость/мягкость согласных звуков.

Анализируйте! Сравнивайте! Делайте вывод! Постоянно обращайте внимание детей на слова, написание которых расходится с произношением (она, оно, они).

Следите, чтобы при произнесении звуков дети их не “тянули” (“мэ”, “вэ”), а произносили четко и кратко [м], [в] – звук, как щелчок.

Запомните: все виды звукового анализа выполняются НА СЛУХ!!! Ниже вы найдёте памятки, как правильно оформлять разные виды звукового анализа. Прежде всего определимся с тем, как обозначаются звуки. Напомню, что звуки – это то, что мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем. Буквы служат для обозначения звука.

Для звукового анализа используются специальные символы звуков – цветные кружочки или квадратики (их можно рисовать или выкладывать специальные фишки из любого материала, главное соблюдать цвет).

Позиционный анализ

Определяем, где слышится звук: в начале слова, в середине или в конце. Начало слова – это первый звук, с него слово начинается. Конец слова – это самый последний звук. Середина слова – это не первый и не последний. Для того, чтобы услышать, где находится звук, произнесите слово, выделяя утрированно нужный нам звук. Например, определяем, где находится звук [а] в слове “аист”. Произносим так: а-а-а-а-аист (звук в начале слова). Или звук [а] в слове “шарик”. Произносим: ша-а-а-а-арик (звук в середине слова.)

Звуковой анализ слова (количественный и порядковый)

Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть – определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д. Составляем схему (или рисуем), где каждый звук обозначается определённым цветом: гласные звуки – красным, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным. В итоге ребёнок должен составить схему, назвать последовательно все звуки, дать каждому характеристику, определить, сколько всего звуков. Опираясь на схему, назвать выборочно звуки, например, назвать третий звук, назвать пятый звук.

Пример: выполняем звуковой анализ слова “лиса” (выделяем последовательно каждый звук, чтобы отчётливее его слышать).

Выделяем первый звук: Л-Л-Л-ЛИСА. Первый звук [Л’] – согласный, мягкий. Обозначаем зелёным кружком.

Какой звук мы слышим дальше? ЛИ-И-И-ИСА – звук [И] – это гласный, обозначаем красным цветом.

Какой звук слышим после [И]? ЛИС-С-С-С-СА. Звук [С] – согласный, твёрдый. Обозначаем синим кружком.

Что слышим после [С]? ЛИСА-А-А-А-А – звук [А] – гласный, обозначаем красным цветом.

Назови все звуки в слове ЛИСА [Л’], [И], [С], [А]. Всего четыре звука.

 

Автор: Блинова Елена Александровна

НОД по грамоте.2018

НОД по обучению детей грамоте (итоговое)
В подготовительной к школе группе
На тему: «Колдовство Карабаса-Барабаса».
Программное содержание:
Речевое развитие:
-Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. Определять ударные и безударные гласные.
– Закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов, место ударения в слове, открытый и закрытый слоги.
– Развивать фонематический слух,способность рассказывать скороговорки в быстром темпе.
– Закрепить понятия: звук, слово, предложение; уметь составлять предложения и делить его на слова, называя их по порядку.
– Развивать связную речь, строить и составлять грамотно предложения, отвечать на вопросы воспитателя полным распространенным предложением.
Художественно-эстетическое развитие:
– Воспитывать умение выразительно рассказывать стихотворения наизусть о гласных и согласных звуках.
Познавательное развитие:
– развивать логическое мышление, воображение, память.
Физическое развитие:
– развивать мелкую моторику, мелкую мускулатуру руки при письме, производить действия совместно со словами текста в стихотворной форме.
Социально-коммуникативное развитие:
– формировать мотивационную готовность ребенка к школе. Учить соблюдать правила поведения на занятии.
Методические приемы:
– метод словесной передачи и слухового восприятия (стихи, вопросы, скороговорки, загадка).
– метод наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, игрушки).
– технологии управления интеллектуального развития старших дошкольников (использование схем).
– здоровьесберегающие технологии (формирование правильного речевого дыхания, физминутка, пальчиковая игра).
– создание ситуации занимательности, познавательной игры.
– методы контроля и самоконтроля.
Материал:
Демонстрационный: указка, схема – книга, воздушный шарик, изображение 10 сказочных героев, письмо, набор игрушек в чудесном мешочке: кукла, барабан, матрешка, мяч и другие.
Раздаточный: Пеналы с фишками, карточки с пятью кармашками, звуковые линейки, «звуковые» схемы, карандаши, рабочие тетради, счетные палочки и кружочек для составления схемы предложения.

Ход НОД
– Ребята, сегодня утром в наше окно залетел шар. Посмотрите, что то там внутри есть? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.
– Давайте откроем конверт и посмотрим. (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежат портрет Буратино и письмо).
“Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы идёте в школу. Но и хочу обратиться к вам за помощью. Карабас-Барабас заколдовал героев из сказок и мультфильмов. Помогите их расколдовать, выполнив некоторые задания из Страны грамматики. Я знаю, что только вы мне поможете. С Уважением, Буратино».
-Поможем, ребята! (Да)
1 задание «Вопросы по граматике»
– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений)
-Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов)
-Из чего состоят слова? (слова состоят из звуков)
-Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные)
2 задание «Стихотворения о гласных и согласных звуках»
Воспитатель открывает картинку с героем.
Задание 2 «Расскажите стихотворения о согласных и гласных звуках»
Гласные звуки
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос завет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
-Какими бывают гласные звуки в слове? (гласные звуки в словах бывают ударными и безударными)
Согласные звуки
А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Сс — змеиный слышен свист,
Шш — шуршит опавший лист,
Жж — шмели в саду жужжат,
Рр — моторы тарахтят.
– На какие два вида делятся согласные? (на твердые и мягкие, парные и непарные, глухие и звонкие)
Воспитатель открывает картинку с героем.
3 задание «Скажи наоборот»
Воспитатель задает согласный мягкий, а дети называют согласный твердый и наоборот.
Воспитатель открывает картинку с героем.
4 задание «Назови пару»
Дети называют пару того звука, который назвал воспитатель ( б-п, в-ф, д-т, з-с, г-к)
Воспитатель открывает картинку с героем.
5 задание «Подели слова на слоги»
Воспитатель достает игрушки из чудесного мешочка. Дети делят слова, использую тыльную сторону ладони или хлопки. (игрушки: мяч, матрешка, барабан, кукла и другие)
Воспитатель открывает картинку с героем.
6 задание «Составь из звуков слог»
-«Садим» на одну ладонь согласный звук, на вторую ладонь гласный звук и соединяя, читаем.
Воспитатель открывает картинку с героем.
Физминутка«Будем прыгать и скакать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнём мы ножки.
Согнём правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнём левую ножку,
Раз, два, три.
Ногу высоко подняли (Подняли ногу вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе сели. (Сели.)
7 задание «Расскажи скороговорку в быстром темпе»
1.Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
2.Собирала Маргарита маргаритки на горе, Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
3. В букваре у Буратино брюки, булка и ботинок.
4. Над Жорой жук, кружа, жужжит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем нестрашно жук жужжит.
5. Лиза купила Зине корзину в магазине.
6. Коля колья колет, Поля поле полет.
Воспитатель открывает картинку с героем.
Задание 8 «Произведите звуковой анализ слова»
Загадка «Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Нужно грамоте учиться» (книга).
Звуковой анализ слова самостоятельно за столами, один ребенок у доски.
– Сколько звуков в слове «Книга». Какой первый звук? Второй? Третий?
– Из каких звуков состоит первый слог? (Звуки «к», «н», «и»).
– Из каких звуков состоит второй слог? (Звуки «г», «а»)
– На какой слог падает ударение (на первый слог).
– Эти слоги открытые или закрытые, объясните почему? (и первый и второй слог открытые, так как на конце слога гласный звук)
Воспитатель открывает картинку с героем.
Задание 9
«Составление предложения детьми из 2-х слов, 3-х слов, 4-х слов со словом «Книга»
– Сколько слов в предложении? (3 слова, 4 слова).
– Назовите первое (второе, третье) слово (дети называют).
– Что ставиться в конце предложения? ( В конце предложения ставиться точка)
– С какой буквы пишется начало предложения? (Начало предложения пишется с большой буквы).
– А теперь составим схему нашего предложения.
Воспитатель открывает картинку с героем.
Пальчиковая игра «Гости»
К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
Задание 10 «Работа в тетрадях – выполни задание»
Дети выполняют небольшое задание в рабочих тетрадях.
Воспитатель открывает картинку с героем.
– Вот какие мы с вами молодцы. Расколдовали наших сказочных героев. За это нас Буратино очень благодарит и дарит нам вот что. Что это? (Алфавит)
– А что такое Алфавит? (место, где живут буквы)
– А чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, а звуки мы произносим и слышим)
Подведение итогов. Рефлексия
Что понравилось на занятии? Что было сложное? (ответы детей).

Урок 12. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. СЛИЯНИЕ СОГЛАСНОГО ЗВУКА С ГЛАСНЫМ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ) | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)

Урок 12. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. СЛИЯНИЕ СОГЛАСНОГО ЗВУКА С ГЛАСНЫМ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)