Разное

Звуковая схема ноты: Звуковая запись слова ноты – ответ на Uchi.ru

Содержание

«Карты несуществующих городов: Санкт-Петербург» Дмитрия Курляндского: вопросы аналитической интерпретации

В современной музыке существует род композиции, который К. Штокхаузен назвал интуитивным [12]. Партитура таких композиций не предполагает фиксированного нотного текста и представляет собой ряд указаний к исполнению.

Когда мы имеем дело с ненотированной партитурой-инструкцией, возникает особая проблема анализа музыки: реальный звуковой текст существует в живых исполнениях, в аудио- или видеозаписях, но средства его анализа не разработаны. Тактика пересказывания авторских пояснений явно недостаточна, хотя бы потому, что в интуитивной музыке зазор между замыслом композитора и конкретной исполнительской интерпретацией может превратиться в пропасть. Задача поиска эффективного метода анализа партитуры-инструкции представляется на порядок усложненной вследствие непредопределенного художественного соучастия исполнителя (исполнитель создает музыку как художник непосредственно во время перфоманса) и в итоге — непредсказуемости конкретного результата (даже без учета того, что слушатель тоже может принять участие в творческом со-действии во время исполнения и повлиять на результат).

Для поиска метода анализа партитуры-инструкции обратимся к пьесе Дмитрия Курляндского «Карты несуществующих городов: Санкт-Петербург» для скрипки соло (2015).

«Карты несуществующих городов» — серия пьес для различных инструментов, объединенных идеей путешествия по городу1. Мысленно перемещаясь по нему, музыканты опираются на свои представления, опыт, воображение и на графическую партитуру, которая выступает в качестве карты.

Само название «Карты несуществующих городов» коррелируется с пространственными идеями французских ситуационистов. Имеется в виду так называемая психогеография, главной задачей которой, согласно французскому философу Ги Дебору, «должно стать изучение точных законов и конкретных воздействий географической среды на эмоции и поведение индивидов» [3, 3]. В городе, который описывает основоположник идеи психогеографии Иван Щеглов, жители находятся в непрерывном бесцельном движении, фланировании (использовано слово dérive — буквально дрейф), а на поведение и настроение людей влияет архитектура во взаимодействии с их внутренним миром.

Рис. 1. Партитура. Страница 1

Первая страница партитуры «Карт несуществующих городов: Санкт-Петербург» — это карта, план. Музыкант в процессе дрейфования ищет уникальные звуковые, тембральные состояния. Схема очень аккуратно выполняет направляющую функцию, точное следование за схемой не предполагается и даже невозможно (см. рис. 1).

Исполнитель импровизационно перемещается между звуковыми элементами — исполнительскими приемами, проходя путь от первого сегмента к последнему (понятие сегмент здесь не имеет прямого отношения к музыкальной форме, оно закреплено Курляндским в значении визуальной части графической партитуры). Затем возвращается к началу и заново начинает свой путь по-иному уже в следующем разделе.

В текстовой инструкции (страница 2) Курляндский сначала пишет об общем времени звучания и дает указание исполнителю о свободном перемещении в музыкальном пространстве его сочинения. Далее внимание уделяется звуковедению, звукоизвлечению, рассматриванию межзвукового пространства.

Затем — конкретные указания к исполнению каждого сегмента.

Из анализа двух страниц опубликованной партитуры некоторые выводы сделать можно. Например, тембровые элементы, представленные в партитуре в виде исполнительских приемов, являются тематически значимыми единицами. Отметим некоторые опознаваемые характерные звучания: скрежет, шорох, стук, флажолеты, открытые струны. В области музыкальной формы возможно выявить самые общие представления о типе драматургического развертывания. Кульминационная зона — приблизительно в середине сочинения.

Подобный анализ позволяет осознать некоторые характеристики произведения. Но концепция остается раскрытой только на уровне комментариев композитора, анализ не дает почвы для ее критического рассмотрения. Сведения о форме абстрактны. Какая техника была использована — по партитуре не скажешь, так как она во многом определяется исполнителем. Проследить развитие элементов сложно. Какие связи работают в сочинении — неизвестно.

Таким образом, анализ инструкции (и гра­фической, и текстовой) представляется недостаточным, поскольку звуковая реализация остается аналитически не осмысленной. Как нам представить это сочинение, особенности его композиции, тематизма, ритма, фактуры, синтаксиса?

Для ответа на этот вопрос необходимо четко обозначить сам объект анализа. В нашем случае это только реально прозвучавший текст, то есть конкретное исполнение и аудио- или видеозапись такого исполнения.

Существуют три записи «Петербурга», все — в исполнении Владислава Песина. Мы обратимся к видеозаписи с премьеры сочинения на презентации диска компании Fancy Music в Москве, в Электротеатре «Станиславский» [15].

Далее предстоит решить проблему отсутствия партитуры звуковой реализации. Для этого нужно перевести звуковой текст в аналитически читаемый вид. Практически это создание его специальной схемы, представляющей собой род тембростенографии с последующей классификацией звуковых событий/приемов/образов, а также типов и уровней их возможной связи. Составление такой схемы (процесс перевода звукового текста в аналитически читаемый вид) само по себе является анализом, его первым этапом.

Процесс создания схемы представляет собой стенографирование тембровых элементов (звуковых объектов) параллельно с прослушиванием записи. Опираясь на партитуру-инструкцию, необходимо последовательно зафиксировать виртуальный путь исполнителя с максимальной степенью детализации. При составлении схемы прежде всего нужно определиться с минимальными конструктивными элементами музыкальной ткани и их возможным графическим видом.

В современной теории музыкальной ткани«Музыкальный текст предстает перед нами как сложное, управляемое множеством законов сплетение одновременно и последовательно звучащих тонов. Эта “масса звучания”, материализующая смысл музыкального текста и логику его строения, получила в теории музыки название музыкальной ткани. Музыкальная ткань имеет две основные координаты: горизонталь — связи тонов в последовательности, и вертикаль — связи в одновременности. Первая координата отражает параметр времени, вторая (условно) — пространства» [2, 11–12].

“>2 дифференциация элементов происходит в первую очередь по высоте и по времени (время — в значении временнóй пропорции) в логике последовательности и одно­временности. Реальные элементы музыкальной ткани определяются исходя из композиторского метода и концепции сочинения, и параметры их дифференциации могут быть значительно усложнены. Звуковысотный параметр нередко уступает место общему тембральному характеру; их отображение принимает условный вид, заметно проигрывая обычной нотации в точности записи. Вопрос обозначения таких элементов является важной частью теории современной музыки. Остановимся на ее некоторых важных моментах.

Таблица 1

Общее название для элементов тембровой музыки предложил Пьер Шеффер, определив их как музыкальные (звуковые) объекты. Существуют и другие понятия: макротоны, сонорные блоки (Ю.  В. Кудряшов [6]), соноры (Ю. Н. Холопов [13]), фактурные формы (А. Л. Маклыгин [9]), темброзвучности и тому подобные. Главное отличие таких объектов от классических элементов музыкальной ткани — тонов, аккордов, мелодий — в том, что их внутреннее устройство эстетически и конструктивно важнее, чем взаимодействие с другими элементами. Каждый из них стремится к самостоятельности и неповторимости. С этим связаны и особенности нотации.

Для создания графических схем мною были использованы символы, соответствую­щие конкретным звуковым объектам. Обо­зна­чения не отличаются от общепринятых в композиторской практике специальных графических символов3 (см. таблицу 1 и рис. 2).

Рис. 2. Аналитическая схема «Карты несуществующих городов:

Санкт-Петербург». Электротеатр, 2015 г.

Вооружившись аналитической схемой видеозаписи исполнения пьесы в Элек­тротеатре «Станиславский» в 2015 году, попробуем сделать ряд аналитических выводов.

Пьеса делится на шесть крупных разделов, между которыми — длинные цезуры, выраженные значительными паузами. Каждый раздел — это один полный проход по графической партитуре (страница 1) от ее первого сегмента к четвертому. В свою очередь, разделы состоят из более мелких структурных единиц, синтаксически эквивалентных фразе — и по средней длине, и по строению, и по тому, что эти фразы отделены друг от друга паузами-«дыханиями». Количество фраз внутри разделов варьируется. Наконец, фразы состоят из звуковых элементов — тембровых объектов.

Для примера прочтения аналитической схемы рассмотрим звуковые события в некоторых разделах более подробно.

Например, второй раздел — развивающий, по событийности превосходит предыдущий почти в два раза (рис. 3).

Рис. 3. Второй раздел аналитической схемы


Раздел открывается элементом из первого сегмента партитуры. В данном случае это шорох, издаваемый ведением смычка по подгрифнику.

Здесь развиваются новые элементы из группы щелчков и рикошета, скрежета, появляются флажолеты. В схеме зафиксированы превращения одного элемента в другой, звучание звуковых комплексов, скоростные изменения, обозначена зона кульминации. Второй раздел завершается шорохом (ведение смычка по подгрифнику) и продолжительной цезурой. Отметим, что первый элемент во втором разделе повторяется в конце раздела, образуя арку.

В общей драматургии пьесы четвертый раздел можно назвать кульминационным. Кстати, его положение в форме приходится на так называемую точку золотого сечения.

В начале пятого раздела развиваются элементы группы «скрежет», много f и ff. Динамическим контрастом к заданному в на­чале раздела напряжению являются тянущиеся в динамике p флажолеты. Так, в начале пятого раздела случается конфликт звуковых объектов с экстремально-жестким звучанием (скрежет) и уязвимых, тонких по звучанию элементов (тянущиеся флажолеты). Здесь на короткое время звуковысотность становится важным свойством некоторых элементов, что потом активно развивается в последнем — шестом разделе (рис.

4).

Рис. 2. (Продолжение)

 
Рис. 4. Пятый раздел аналитической схемы


Таким образом, графическая аналитическая схема дает возможность получить целостное представление о музыкальном произведении:

  • на уровне композиции (музыкальная форма),
  • на драматургическом уровне (аспект плотности/раз­режен­ности событийного плана),
  • на уровне музыкальной ткани (позволяет дифференциро­вать музыкальные элементы, проследить их взаимное расположение в звуковом пространстве).

Однако делать дальнейшие выводы непосредственно из внешнего вида схемы становится все труднее. Остаются незатронутые вопросы: например, логика появления тех или иных элементов, вектор развития и закономерности их функционирования в тексте.

В ситуации, когда при каждом исполнении произведения его драматургия существенно варьируется, а выбор составляющих музыкальный текст звуковых элементов практически непредсказуем, нельзя ожидать стабильных типов связей элементов — будь то тематический, композиционный, синтаксический, ладовый или любой другой аспект. Значит ли это, что всякие связи здесь отсутствуют или если они и есть, то не поддаются сколько-нибудь объективному анализу?

Курляндский прямо связывает появление в своем творчестве текстовых и графических партитур с идеей отказа от любых иерархий как устаревшего типа отношений в любой сфере человеческой деятельности. Композитор говорит о «пересмотре (вплоть до отмены) иерархий, системы подчинений, устойчивых связей» ([10], курсив мой. — А. К.) В данном случае речь идет об отказе от коммуникативных иерархий (в системе «композитор — исполнитель — слушатель»).

История музыки ХХ века полна драматических моментов, связанных с испытанием музыкальной иерархии, в диапазоне от возведения ее в абсолют (тотальная сериальность, П. Булез) до попытки полного ниспровержения (тотальная алеаторика, Дж. Кейдж). Однако примерно с 60-х годов ХХ века в западноевропейской музыке (и чуть позже в отечественной) начинается поиск иных, неиерархических, типов связей музыкальных элементов, в которых, тем не менее, присутствовал бы структурный и образный смысл.

Анализ музыки «Карты несуществующих городов: Санкт-Петербург» позволяет затронуть тему результатов поиска в этой области. В настоящее время исследования новых типов связей и новых механизмов музыкального восприятия сформировались в теорию музыкальных концептов (или когнитивных моделей, по А. Амраховой).

В данной работе мы опираемся на теорию концептов, сформулированную в трудах С. В. Лавровой «“Логика смысла” новой музыки: опыт структурно-семиотического анализа на примере творчества Хельмута Лахенманна и Сальваторе Шаррино» [7] и в ее диссертации «Проекции основных концептов постструктуралистской философии в музыке постсериализма» [8] с привлечением некоторых теоретических положений из исследования А. А. Амраховой «Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки: на примере творчества азербайджанских композиторов» [1]. Рассмотрим подробнее основные положения этой сравнительно молодой теории.

Термин «концепт» (от лат. conceptus — собрание, восприятие) принадлежит философии и лингвистике. Видные философы ХХ века Ф. Гваттари и Ж. Делёз сформулировали сущность философии как «искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты» [4, 10]. «В музыкальном контексте концепт — это вектор восприятия и одновременно доминанта динамического художественного смысла» [8, 6–7]. То есть концепты — это некие смысловые сущностные ячейки.

С. В. Лаврова в диссертации предлагает конкретный список основных концептов постструктуралистской философии, применимых к музыке постсериализма: концепт оптики; концепт зеркала; концепт ризомы; концепты решетки, решета, сита; концепт беспредельности и трансгрессии; концепт игры; концепт жеста; концепт «тело без органов»; концепт пустоты и «ничто» и другие.

В работе с композициями второй половины ХХ и начала XXI века теория музыкальных концептов представляется перспективным аналитическим инструментом, поскольку:

  • традиционный анализ далеко не всегда позволяет получить целостное представление о музыкальном сочинении этого периода;
  • универсального метода анализа современной музыки нет;
  • концепт-анализ применим к произведениям, в которых принцип взаимоотношений музыкальных элементов не подчиняется законам иерархии и логике причинно-следственных связей.

Продолжая тему неиерархических музыкальных структур, рассмотрим возмож­ности применения концепта ризомы на примере сочинения Курляндского «Карты несуществующих городов: Санкт-Петер­бург».

Одним из первых концептов неиерархического типа стал концепт ризомы (фр. rhizome — корневище). «Ризома как ключевое понятие философии постмодерна в целом фиксирует нелинейный способ организации современного мира. Она противопоставляет метафору корневища прежней древовидной культуре. Это децентрированность, ризоморфность, потенциальная бесконечность репродуцирования стеблей клубнем, способность развиваться в любом направлении и принимать всевозможные формы» [8, 64]. Ризома отменяет жесткую иерархию отдельных элементов (рис. 5).

Рис. 5. Типологическое сравнение

древовидной и ризоморфной структур


Хотя в ризоме нет центральных и побочных отростков и вырастают они достаточно хаотично, это не мешает ей принимать некие целостные формы, как произвольные, так и достаточно окультуренные (рис. 6).

Рис. 6. Ризома в виде правильного шара

Для того чтобы продемонстрировать данный тип связи в пьесе Курляндского, обратимся к ее аналитической графической схеме. Мы не смогли понять логику появления того или иного элемента и не обнаружили никаких признаков главенства одних элементов над другими. Единственное, что можно сказать с определенностью: при внимательном вслушивании однотипные звуковые объекты, составляющие ткань сочинения, начинают уверенно узнаваться на слух. Это значит, что они приобретают репрезентативную функцию, что, по Е. А. Ручьевской, является ключевым показателем тематическойзначимости [11]. Каждый узнаваемый музыкальный объект становится микротемой в пьесе. Выберем один из них — например, тремоло вдоль струн (шорох). Отметим овалом каждый такой элемент во всей схеме (в каждом разделе; рис. 7).

Рис. 7. Месторасположения элемента в схеме

Единственная логика, руководствуясь которой мы могли бы выстроить элементы в какую-то квазииерархическую последовательность, — это количество появлений каждого из элементов в разделе или в целой схеме. Но данное действие само по себе не приводит ни к каким аналитическим выводам и не имеет иного смысла, кроме статистического. Периодических, количественных или контекстуальных закономерностей не наблюдается.

Однако сам факт, что это один и тот же элемент, заставляет всё же связать все его явления, только это будет самая слабая и необязательная связь из всех возможных. Попробуем обозначить ее на схеме, произвольно соединив все отмеченные овалом шорохи линиями (рис. 8).

Рис. 8. Ризома в аналитической схеме пьесы

«Карты несуществующих городов: Санкт-Петербург»

И по виду, и по смыслу получилась ризома. Данную последовательность действий можно проделать с каждым элементом из аналитической схемы.

Как это работает с точки зрения восприятия?

Момент появления любого из таких объектов-тем непредсказуем. В ситуации, когда в музыке никак не подчеркивается превалирование одного тематически значимого элемента над другим, какие-то звуковые образы всё равно остаются в памяти. В классической музыке, организованной в иерархической системе выразительных средств, форма способна запечатлеться в памяти как довольно жесткая конструкция (в музыковедении ее иногда называют гештальтом). Это свойство музыкального восприятия позволяет, например, представить в уме форму какой-либо классической симфонии одномоментно, целиком. Слушатель неиерар­хической музыки тоже, тем не менее, способен сохранить мысленный отпечаток произведения. Просто он будет не твердым, а рыхлым. При этом он станет завершенным и примет вид, подобный форме растительной ризомы. Жесткие классические гештальты шедевров музыки прошлого доставляют эстетическое наслаждение пропорциями, совершенством форм, стройной интонационной картиной. Но и ризомная форма имеет свое очарование, связанное с тонкостью, зыбкостью и предельной, лишенной намека на агрессию, деликатностью звучащей конструкции.

Философская теория концептов (когнитивных моделей) стала применяться к музыкальному искусству относительно недавно и в основном на самом общем, музыкально-эстетическом уровне. Речь идет, как пра­вило, о художественных методах либо о фи­лософской стороне замыслов конкретных сочинений. Практическое применение этой теории в анализе музыкального текста, осуществленное в настоящей работе на примере концепта ризомы, носит экспериментальный характер. При всей неоднозначности конкретных результатов анализа, представляется, что поиск адекватных аналитических методов для современной музыки перфомансно-интуитивных жанров должен вестись именно в этой области.

Композитор Дмитрий Курляндский час­то рассуждает о том, что музыкальное мышление неотделимо от всех других сфер человеческой жизнедеятельности — бытовой, социальной, политической и так далее. Есть прямая связь между тем, как сочинять симфонию, и тем, как вести, например, вой­ну. В XVIII веке это были одни принципы, в XX — другие. Сейчас иное время, и оно неизбежно подбирает иные модели мышления. Для Курляндского очевидно, что эти модели неиерархичны по своей природе. Иерархия, в основе которой лежит идея подчинения, осталась глубоко в прошлом.

В названии настоящей работы исполь­зовано выражение «аналитическая интерпретация». Это еще один род взаимодействия с музыкой. В треугольнике «композитор — исполнитель — слушатель», о котором в своих рассуждениях часто говорит Курляндский, им забыт еще один участник творческого процесса — музыковед-аналитик. Желает автор или нет, но фигура теоретика может встроиться в любую из сторон этого треугольника или оказать влияние на любую из его вершин. И если композитор заботится о творческой свободе исполнителя и слушателя (отказ от иерархии на коммуникативном уровне предпринимается именно с той целью, чтобы композитор смог избежать давления на исполнителя и оба они — на слушателя), то вполне резонно допустить и возможность достаточно творческого отношения к композиторскому и исполнительскому текстам музыковеда, способного на профессиональную самостоятельную интерпретацию композиции. Во всяком случае логика эстетической позиции Курляндского этого не исключает.

 

  1. Амрахова А.  А. Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки (на примере творчества азербайджанских композиторов): дисс. … доктора искусствоведения. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2005. 325 с.
  2. Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. 2-е, доп. изд. Л.: Музыка, 1985. 238 с.
  3. Дебор Г. — Э. Психогеография [пер. с фр. А. Со­ко­­лин­ской]. М.: Ad Marginem, 2017. 112 с.
  4. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / пер. С. Н. Зенкина. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 288 с.
  5. Дубинец Е. А. Знаки звуков. О современной музыкальной нотации. Киев.: ГАМАЮН, 1999. 314 с.
  6. Кудряшов Ю. Катехизис теории сонорного лада // Аспекты теоретического музыкознания. Вып. 2. Л.: ЛГИТМИК, 1989. С.123–143.
  7. Лаврова С. В. «Логика смысла» новой музыки: опыт структурно-семиотического анализа на примере творчества Хельмута Лахенманна и Сальваторе Шаррино. СПб.: СПб. гос. ун-т, 2013. 280 с.
  8. Лаврова С. В. Проекции основных концептов постструктуралистской философии в музыке постсериализма: дисс. … доктора искусствоведения. СПб.: СПб. гос. ун-т, 2016. 535 с.
  9. Маклыгин А. Л. Фактурные формы сонорной музыки // Laudamus: Сборник статей к шес­тидесятилетию Ю. Н. Холопова. М.: Ком­позитор, 1992. С. 129–137.
  10. Наук Г. «Катастрофический конструктивизм» российского композитора Дмитрия Курлянд­ского: Авторизованный перевод с немецкого Дмитрия Курляндского // Сигма [интернет-журнал]. 16.01.2018. URL: https://syg.ma/@dmitri-kourliandski/muzyka-kak-kinietichieskaia-skulptura (дата обращения: 03.08.2019).
  11. Ручьевская Е. А. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977. 159 с.
  12. Савенко С. И. Карлхайнц Штокхаузен // XX век. Зарубежная музыка: Очерки и документы. Вып. I. М.: Музыка, 1995. С. 11–37.
  13. Холопов Ю. Н. Об общих логических принципах современной гармонии // Музыка и современность: Сборник статей. Вып. 8. М.: Музыка, 1974. С. 229–277.
  14. Хруст Н. Новые инструментальные техники: опыт классификации: дисс. … канд. искусствоведения. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2017. 480 с.
  15. Дмитрий Курляндский, Владислав Песин. Карты несуществующих городов: Санкт-Петербург (2015) [видеозапись: Концерт и презентация диска Дмитрия Курляндского] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=DJkBEKHfXlk (дата обращения: 03.08.2019).

Прогрессии аккордов: Полное руководство для начинающих

Аккордовые прогрессии – это строительные блоки песен. В конце концов, аккордовая прогрессия служит предсказуемой схемой, которая является фундаментом, позволяющим расцветать другим мелодиям, ритмам и музыкальным идеям. Однако как придумать аккордовую прогрессию? И какая теория лежит в их основе?

Ниже мы подробно расскажем обо всем, что вам нужно знать об аккордовых прогрессиях и о том, как их строить. Мы также поделимся некоторыми советами по созданию уникальных прогрессий, чтобы ваши композиции выделялись на фоне других.

Что такое аккорды и аккордовые прогрессии?

В своей простейшей форме аккорды – это наборы нот, которые звучат приятно, когда играются вместе. Аккордовые прогрессии – это схемы аккордов, которые помогают вызвать у слушателя определенное чувство. Существует несколько распространенных аккордовых прогрессий, которые можно услышать в большинстве современной музыки, но, поняв, как создаются аккорды, вы сможете выйти далеко за рамки самых популярных аккордовых прогрессий и расширить свой звуковой словарь.

Как и степени шкалы, различные типы аккордов обозначаются римскими цифрами. Аккорды с прописными римскими цифрами обозначают мажорные аккорды, а аккорды со строчными римскими цифрами – минорные аккорды. Обычно аккордовые прогрессии состоят из трех или четырех аккордов, хотя эти цифры не являются абсолютными. Существует также множество двухаккордовых и пятиаккордовых прогрессий, хотя они встречаются реже, чем трех- и четырехаккордовые прогрессии.

Как создаются аккорды 

Для того чтобы понять, как работает аккордовая прогрессия, необходимо сначала разобраться, что такое аккорд. По сути, аккорд – это набор тонов или нот. Эти ноты обычно имеют тесную связь друг с другом, установленную в определенном ключе.

Аккорды обычно состоят как минимум из трех нот. Они называются по ключевой тональности, на которой они основаны. Например, в аккорде до мажор используются ноты из мажорной гаммы. В ключе до мажор мажорная гамма – это C D E F G A B C. Мы знаем это, используя универсальную формулу для мажорной гаммы: целый шаг-целый шаг-половина шага-целый шаг-целый шаг-целый шаг-половина шага (WWHWWWWH), как показано ниже.

Целый шаг составляет два полутона или две клавиши на фортепиано, а половинный шаг – это расстояние в одну клавишу на фортепиано или один полутон. В рамках одной шкалы существуют различные типы нот, называемые градусами шкалы. Степени шкалы и соотношения между определенными нотами одинаковы независимо от того, какую шкалу вы используете. Вы увидите, что основное различие между разными шкалами заключается в начальной ноте и типе шкалы (мажорная, минорная, пентатоническая, уменьшенная и т.д.).

Для примера рассмотрим градусы гаммы в ключе до-мажор:

1-я: C – тоника
2-й: D – супертоника
3-й: E – Mediant
4-й: F – субдоминанта
5-й: G – доминанта
6-й: A – Посредник
7: B – Ведущий тон

Мажорный аккорд состоит из тоники, медианты и доминанты или 1-й, 3-й и 5-й ступеней шкалы. Поэтому в тональности до мажор мажорный аккорд – это C-E-G. Аккорды, состоящие из трех нот, называются триадами. Также могут быть аккорды с дополнительными нотами.

Например, мажорный 7-й аккорд, или Cmaj7, состоит из C-E-G-B. Обратите внимание, что этот аккорд похож на мажорный, только с добавлением 7-й гаммы или ведущего тона, которым является B. Существуют различные формулы для разных типов аккордов, которые мы подробно рассмотрим ниже.

На графике выше вы можете видеть, как различные степени гаммы могут быть использованы для создания различных аккордов. У каждого типа аккордов есть своя формула, так сказать, которую мы рассмотрим ниже.

Мажорные аккорды

Мажорный аккорд – одна из самых популярных основ для распространенных прогрессий в западной музыке. Мажорное трезвучие можно создать, добавив третью и пятую мажорные степени к тонике в мажорной гамме. Мажорные трезвучия имеют более счастливое звучание и помогают подчеркнуть корневую ноту или тонику шкалы. В мажоре мажорный аккорд состоит из нот G, B и D в соответствии с мажорной шкалой. Любой аккорд, построенный на 1-й, 3-й и 5-й степенях мажорной шкалы, считается мажорным трезвучием.

Минорные аккорды

Минорный аккорд – это еще один популярный аккорд, который является корневым аккордом минорной гаммы. Как и мажорный аккорд, минорное трезвучие состоит из первой, третьей и пятой ступеней минорной шкалы. Возьмем для примера минорную гамму, которая состоит из A, B, C, D, E, F и G. Используя формулу, мы можем вывести, что минорный аккорд состоит из A, C и E.

Уменьшенные аккорды

Как и другие трезвучия, уменьшенные аккорды основаны на первой, третьей и пятой степенях шкалы. Чтобы создать уменьшенный аккорд, тоника мажорной гаммы наслаивается на уплощенную третью и уплощенную пятую доли гаммы. Так, для образования C diminished мажорный аккорд C, E, G меняется на C, E flat и G flat.

Седьмые аккорды 

Если вы хотите придать аккордам больше глубины, вы можете добавить к ним седьмую степень. Седьмые аккорды образуются путем взятия трезвучия и добавления ведущего тона. Если мы используем в качестве примера аккорд до-мажор, то C, E, G превращается в CMaj7 с нотами C, E, G, B.

Инверсии

Инверсии относятся к аккордам, которые состоят из тех же нот, что и обычный аккорд, за исключением того, что корневая нота не находится в основании ноты. Возьмем для примера до-мажор – до-мажор обычно нотируется как C, E и G с тоникой в качестве основания. Таким образом, инверсия до-мажорного аккорда может быть E G C или G C E.

Тонические, доминантные и преддоминантные аккорды

Различные типы аккордов можно обобщить, так же как можно обобщить степени гаммы. Понимание того, как функционируют эти типы аккордов, может облегчить вам создание аккордовой прогрессии, которая имеет большой смысл. Аккорды можно разделить на тонические, доминантовые и преобладающие:

Тоник

Эти типы аккордов имеют тесную связь с тоникой любой шкалы. Тонические аккорды – это аккорды I, III и VI тональности в шкале.

Доминанта

Доминантовые аккорды подчеркивают 5 и 7 степени гаммы. Доминантными аккордами являются аккорды V и VII.

Предшественник

Аккорды с преобладанием или субдоминантой помогают обозначить совершенную 4-ю долю в гамме. Такими аккордами являются IV и II аккорды.

Различные типы аккордовых прогрессий

В мире музыки существует несколько различных типов аккордовых прогрессий.

Прогрессии диатонических аккордов

Слово “диатоника” означает использование нот в рамках одной шкалы. Поэтому диатоническая аккордовая прогрессия использует только ноты, содержащиеся в шкале. Так, диатоническая аккордовая прогрессия, использующая мажорную гамму, будет выглядеть как C-G-Am-F. Это довольно простые аккордовые прогрессии, которые достаточно гармоничны.

Прогрессии аккордов натурального минора

Эти аккордовые прогрессии используют ноты только в минорной гамме. Так, аккордовая прогрессия натурального минора в тональности ля-минор может быть такой, как Am-F-G. Это также может быть что-то вроде Em-G.

Прогрессии аккордов мелодического минора

Мелодические минорные аккордовые прогрессии построены на основе минорной гаммы, но с повышенной 6-й и повышенной 7-й степенью гаммы. Поэтому в этих прогрессиях используются аккорды в мелодической минорной гамме. Так, мелодическая минорная аккордовая прогрессия может быть такой, как Cmin-F-G-Cmin.

Прогрессии гармонических минорных аккордов

Гармонические минорные аккорды – это аккорды, построенные на основе гармонической минорной гаммы. Она похожа на натуральную минорную гамму, только в гармонической минорной гамме присутствует повышенная 7-я. Таким образом, гармоническая минорная аккордовая прогрессия может быть такой, как Am-F-G#dim.

5 аккордовых прогрессий, которые должен знать каждый музыкант

В популярной музыке вы найдете примеры общих аккордовых прогрессий. Эти общие аккордовые прогрессии можно использовать в качестве вдохновения для создания собственной или играть как есть. Вот несколько распространенных аккордовых прогрессий, которые вам необходимо знать как музыканту.

I-IV-V-I

Эта аккордовая прогрессия прослеживается во всех рок-песнях, хотя она и сегодня встречается в поп-музыке. Просто послушайте прогрессию в хитовой песне “Despacito”:

I-V-v-vi-IV

Это популярная аккордовая прогрессия, которая доминирует в чартах. Посмотрите, как она используется в классической песне “She Will Be Loved” группы Maroon 5:

I-V-iv-I

Это еще одна распространенная аккордовая прогрессия, встречающаяся в популярных песнях самых разных жанров. Послушайте песню “Africa” группы Toto, чтобы услышать эту аккордовую прогрессию в действии:

vi-IV-I-V

Это классическая четырехаккордовая прогрессия, которая обязательно понравится. Послушайте аккорды, сыгранные в куплете песни The Beatles “Let It Be”, чтобы получить представление о ее звучании:

I-vi-ii-V

Эта аккордовая прогрессия использовалась на протяжении веков. Посмотрите, как она используется в классической песне “Heart and Soul”:

Как написать собственную аккордовую прогрессию

Теперь, когда у вас есть несколько распространенных аккордовых прогрессий, давайте узнаем, как вы можете написать свою собственную! Вот пошаговый процесс создания аккордовых прогрессий.

1. Выберите ключ 

Аккордовые прогрессии работают в определенном ключе. Для начала определите, какой ключ и шкалу вы хотите использовать для создания аккордов. Не существует единственно верного способа интерпретации аккордовой прогрессии, но в целом вы можете ассоциировать более счастливый, жизнерадостный тон с мажорным ключом, а более мрачный – с минорным.

2. Отталкивайтесь от начального аккорда

Как только вы определитесь с тональностью, используйте тонический аккорд или начальный аккорд в качестве начального аккорда. Обычно аккордовая прогрессия состоит из четырех аккордов, но она может состоять из пяти аккордов или более, в зависимости от скорости смены аккордов. Вы также можете разнообразить свой начальный аккорд, добавив 7-ю или ведущую ноту к общему аккордовому трезвучию для большей звуковой глубины.

3. Используйте ссылку на прогрессию 

Нет ничего плохого в том, чтобы воспользоваться справочником по аккордовым диаграммам! Эта небольшая шпаргалка покажет вам, как создать диатоническую аккордовую прогрессию во всех ключах. Вы можете начать комбинировать различные степени аккордов вместе или использовать один из общих шаблонов, рассмотренных выше.

Реф-график:

4. Добавить заметки

Не бойтесь разнообразить аккордовую прогрессию, добавляя дополнительные ноты. Вы можете легко преобразовать аккорды в 7-е аккорды, добавив дополнительную степень гаммы, или вставить ноты между аккордами для более плавного перехода от одного аккорда к другому.

5. Попробуйте 

Если сомневаетесь, пробуйте! Когда речь идет о построении аккордовой прогрессии, не существует жестких и быстрых правил, поэтому не стесняйтесь экспериментировать. Вы можете обнаружить, что возвращаетесь к некоторым наиболее популярным аккордовым прогрессиям, и это тоже нормально. Как говорится, “если ничего не сломалось, не чините”!

Советы по созданию интересных аккордовых прогрессий

Теперь, когда вы знаете основы распространенных аккордовых прогрессий, ознакомьтесь с этими советами, чтобы ускорить свой рабочий процесс и создать более интересные аккордовые прогрессии.

Использование трюка 4/3

Если вы попали в затруднительное положение или не запомнили музыкальные гаммы, не паникуйте! Вы можете использовать прием 4/3 для определения любого мажорного аккорда. Для этого выберите корневую ноту в шкале. В мажорном ключе это С. Чтобы найти две другие ноты в аккорде, сначала поднимитесь на четыре полутона вверх. Если вы начинаете с C, это приведет вас к E. От E поднимитесь еще на три полутона вверх, чтобы найти последнюю ноту трезвучия – G. Вы также можете проделать обратный трюк, как 3/4, чтобы определить минорные аккорды, используя любую шкалу.

Доминанта 7-я

Одним из самых популярных аккордов, выходящих за рамки основной минорной или мажорной структуры, является доминантсептаккорд. Этот тип аккорда часто используется для возвращения к тонике или I аккорду. Чтобы создать доминантовый 7-й аккорд, сначала создайте мажорный 7-й аккорд. Затем понизите 7-ю ноту на один полутон. Так, для CMaj7 (C, E, G, B) доминантсептаккорд становится C, E, G, B бемолем. Доминантовый аккорд часто используется в таких жанрах, как блюз, рок и джаз.

Полихорды

Если вы ищете быстрый способ построения различных аккордовых прогрессий, создайте полихорд. Полихорды, по сути, объединяют два мажорных или минорных аккорда и создают один аккорд, который больше, чем обычное трезвучие. Например, вы можете легко объединить мажорный (C, E, G) и минорный (G, B, D) аккорды, чтобы создать CMaj9, который состоит из нот C, E, G, B, D.

Для любого музыканта важно понимать аккордовые прогрессии, будь вы продюсер, автор песен, инженер или что-то среднее между ними. Надеемся, что это руководство поможет вам уверенно строить аккордовые прогрессии и расшифровывать любую конкретную аккордовую прогрессию, когда вы с ней столкнетесь. Немного теории музыки поможет вам расшифровать практически любую песню.

Звуковая схема в Windows 10

 
Каждый раз, когда вы выполняете задачу, вы обязательно слышите звуки в своей системе Windows 10. Происходит это потому, что Windows с момента своего рождения выделила некоторые звуки, которые можно было услышать при возникновении определенных программ и событий. И Windows всегда могла обеспечить своим пользователям успокаивающий звук. Обычные звуки, которые вы слышите, — это звуковой сигнал по умолчанию, закрытие программы и тому подобное. Звуковая схема в Windows 10, компиляция этих звуков всегда связана с темой Windows.

Например, Windows поставляется с набором тем, и они используют звуковую схему Windows по умолчанию. В соответствии с настройками темы звуковые схемы также меняются при применении другой темы. Теперь, если вас не устраивают предоставленные звуковые схемы, вы можете легко настроить и персонализировать их в соответствии со своими предпочтениями. Следовательно, в этой статье мы продемонстрируем вам шаги, выполнив которые, вы сможете настроить собственную звуковую схему в Windows 10.

Возможно, вам захочется прочитать

Windows 10 — установка предупредительного сигнала при низком или критическом уровне заряда батареи .

  • Итак, разложите приложение Настройки из меню Пуск .

 

  • Из доступных различных категорий, которые вы видите в открывшемся окне, нажмите Персонализация .
  • Выберите сегмент Themes с левой боковой панели.
  • Теперь щелкните ссылку Дополнительные параметры звука на правой полосе.
  • Откроется отдельное окно Настройки звука .

Как изменить активную звуковую схему в Windows 10
  • По умолчанию вы попадаете на вкладку Звуки окна Звуки. Первый раздел Звуки 9На вкладке 0013 отображается звуковая схема вместе с раскрывающимся меню. Щелкнув раскрывающееся меню, вы увидите список звуковых схем, установленных на вашем компьютере. Выберите звуковую схему в соответствии с вашими предпочтениями.
  • Некоторым пользователям нравится держать свои компьютеры в беззвучном режиме, поэтому есть опция Без звука . Этот параметр, если он выбран, не будет воспроизводить звуки при работе в Windows. Что бы вы ни выбрали, не забудьте нажать кнопку  OK  , чтобы сохранить изменения.

Как персонализировать или создать новую звуковую схему в Windows 10
  • Чтобы создать новую звуковую схему, сначала вам необходимо персонализировать звуки существующей схемы. Лучше всего выбрать вариант No Sounds , так как вы можете добавить необходимые звуки, потому что в нем их не будет.
  • Перейдите к Program Events , которая находится в нижней части вкладки «Звуки». Выберите событие, звук которого вы хотите изменить, а затем нажмите кнопку 9.0012 Кнопка Обзор .
  • В появившемся окне выберите один звук для выбранного события и нажмите кнопку Открыть .
  • Чтобы выбрать звук, который уже есть в Windows, щелкните в списке Звуки . Среди полученных вариантов выберите любой.
  • Кнопка Test вместе со значком воспроизведения видна внизу окна. Нажмите на нее, и вы сможете услышать выбранный звук.
  • Выполните указанные выше шаги для каждого события и протестируйте его перед применением изменений.

Примечание. Только файлы формата .wav совместимы со звуковыми схемами. Если вы хотите использовать файлы .mp3 или .wma, преобразуйте их все в файлы .wav, а затем примените их.

Как сохранить звуковую схему в Windows 10
  • Теперь пришло время сохранить изменения, внесенные в звуковую схему. Если вы не сохраните настроенную звуковую схему, Windows отобразит ее с текстом «(изменено)» . Итак, вам нужно нажать на кнопку Сохранить как .
  • На экране появится небольшое окно Сохранить как . Дайте имя вновь созданной звуковой схеме и нажмите кнопку  OK  .
  • В разделе звуковой схемы вы можете увидеть только что созданную схему. Вы можете выбрать эту звуковую схему в качестве текущей темы Windows.

Как удалить звуковую схему в Windows 10
  • Удалить звуковую схему очень просто. Когда вы дойдете до вкладки Звуки , обратите внимание на раздел звуковой схемы. Используйте раскрывающееся меню и выберите тему, которую вы хотите удалить. Выбрав его, нажмите кнопку Удалить .
  • На экране появится окно подтверждения схемы . Нажмите кнопку Да , чтобы подтвердить процесс удаления.

Примечание. Звуковые схемы, поставляемые с Windows не может быть удалена. Созданные вручную можно удалить из звуковой схемы. Кнопка Удалить недоступна для тех, которые поставляются с операционной системой (например, Windows по умолчанию или Без звука).

Связь между звуковой схемой и темами Windows

Это важная часть этой статьи. Между звуковой схемой и темой Windows существует связь. Короче говоря, звуковые схемы являются частью тем Windows.

  • Итак, когда вы меняете звуковую схему темы, вы создаете новую тему, которая сохраняется как Несохраненная тема . Это можно увидеть в окне персонализации.
  • Теперь, если вы хотите сохранить эту новую тему, а также добавить вновь созданную звуковую схему, вам нужно сохранить эту тему, а также указать имя.
  • Заново созданная звуковая схема активна, пока активирована ваша текущая тема Windows. Если вы измените тему Windows, активированная в данный момент звуковая схема также будет изменена и будет соответствовать вновь выбранным настройкам звука темы.
  • Чтобы использовать ту же звуковую схему для вновь активированной темы Windows, вам необходимо отредактировать ее и выбрать звуковую схему по вашему выбору, а затем сохранить ее.
Конец

Итак, не так ли просто изменить звуковые схемы по своему вкусу?! Здесь, в этой статье, мы описали каждый аспект звуковой схемы. Есть несколько важных замечаний, которые вы должны иметь в виду, прежде чем подобрать какой-либо звук для схемы. Windows может воспроизводить файлы определенного типа. Поэтому, если у вас есть звуки другого типа, обязательно отформатируйте их в файлы .wav. Выполните описанные выше шаги и измените звуковую схему и наслаждайтесь ее воспроизведением при возникновении событий. Мы будем признательны, если вы поделитесь с нами своими ценными мыслями по этой теме.

Как настроить звуковые схемы Windows [Полное руководство]

  • Мастер разделов
  • Магия разделов
  • Как настроить звуковые схемы Windows [Полное руководство]

Ариэль | Подписаться | Последнее обновление

Многие пользователи хотят настроить Звуковые схемы Windows . Вы знаете, как установить звуковые схемы Windows 10? Если вы также ищете руководство, этот пост о MiniTool — то, что вам нужно.

Как вы знаете, в Windows 10 есть только 2 собственные звуковые схемы: Windows по умолчанию и без звука. Тем не менее, эти обычные звуковые схемы могут быть скучными для многих людей. Многие люди хотят настраивать свои собственные звуковые темы Windows 10.

Здесь мы покажем вам, как настроить звуковые темы Windows 10 и как установить звуковые схемы Windows 10. Давайте начнем изучение.

Как настроить звуковые темы Windows 10

Вы можете настроить звуковые схемы Windows через настройки звука. Для этого выполните следующие действия:

Шаг 1. Нажмите Win + I , чтобы открыть приложение Настройки и перейдите в раздел Система .

Шаг 2. Выберите Звук на левой панели, а затем прокрутите правую боковую панель вниз и щелкните ссылку Панель управления звуком .

Совет: Кроме того, вы можете ввести Control в поле Search , а затем выбрать Control Panel из числа наиболее подходящих и щелкнуть Sound, чтобы открыть панель управления звуком.

Шаг 3. Во всплывающем окне перейдите на вкладку Звуки .

Шаг 4. После загрузки звуковых схем Windows вы можете выбрать нужную схему в раскрывающемся меню Звуковая схема .

Шаг 5. Затем вы можете изменить отдельные звуки для каждой программы в зависимости от ваших потребностей. Выберите событие из раскрывающегося меню Programs Events или нажмите Browse , чтобы выбрать пользовательский звуковой файл, который вы сохранили на компьютере.

Примечание: В операционной системе Windows 10 звуки должны быть в формате WAV. Если нет, вам нужно преобразовать его в формат WAV, прежде чем вы сможете его использовать.

Шаг 6. Выберите звук из Звуки раскрывающееся меню для применения к конкретному событию.

Шаг 7. Нажмите Сохранить как и дайте имя новым звуковым темам Windows. После этого нажмите Test , чтобы проверить, все ли в порядке.

Шаг 8. После этого нажмите OK и Применить для выполнения изменений.

Как установить звуковые схемы Windows 10

Если вы хотите создать полностью настраиваемые звуковые темы Windows, вам нужно вручную изменить каждый звук на желаемый вывод. Вы можете скачать звуковые пакеты для Windows 10 прямо из магазина Windows. Еще один простой способ — посетить официальный репозиторий Microsoft и установить звуковые схемы в Windows 10. Вот как это сделать:

Шаг 1. Откройте браузер, затем перейдите в официальный магазин звуков и выберите параметр С пользовательскими звуками в левой части экрана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *