Звук щ мягкий или твердый: Мягкий, согласный звук. Буквы щ, Щ
Шипящие согласные звуки с примерами (2 класс, русский язык)
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 419.
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 419.
Шипящие согласные звуки получили такое интересное название неслучайно: они действительно как будто шипят, поскольку произносят их особенным образом. Подробно о них рассказывает наша статья для учащихся 2 класса: на какие группы делятся такие звуки, какие имеют особенности и фонетические характеристики.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Что это за звуки и как их произносить
Шипящие звуки выделяются среди остальных тем акустическим шумом, который производят, то есть шипением. Произнести их правильно можно только с разомкнутыми и немного вытянутыми вперед губами, а зубы при этом почти сомкнуты. Таким образом получается щель, проходя через которую, воздух шипит. Так, ярким примером шипящего согласного звука является звук [щ], который четко произносится именно таким образом, без добавления голоса. Все четыре таких звука всегда произносятся на выдохе. При этом с боков звук не проходит: его блокирует язык, прижавшийся к коренным зубам и твердому небу. То есть для того чтобы произнести шипящий звук правильно, нужно из языка “сделать” ковшичек.
Можно сказать, что они имеют непростой характер: произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.
Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – [ш]. Так, [ж] появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При [щ] поднимается средняя часть языка, а при [ч] к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.
Непарные или парные?
Наука о русском языке считает непарными звуки [ч] и [щ], а [ж] и [ш] – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухость и твердость/мягкость. Так, [ж] и [ш] – звуки только твердые, а [ч] и [щ] – мягкие. При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо.
Что касается разделения на глухие и звонкие, то к первой категории относятся [ш], [ч] и [щ], а ко второй – только [ж], так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, [ж] и [ш] получаются парными по признаку глухость/звонкость.
Когда-то было по-другому: [ж] и [ш] были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.
Фонетические характеристики шипящих звуков
Итак, каждый звук имеет свою характеристику. Чтобы закрепить информацию, нужно разобрать все четыре по отдельности, не упоминая в классификации то, что они являются шипящими:
- [ж] – твердый непарный, звонкий парный.
- [ш] – твердый непарный, глухой парный.
- [ч] – мягкий, глухой, непарный.
- [щ] – мягкий, глухой, непарный.
Что мы узнали?
Шипящих звуков в русском языке всего четыре – это [ш], [ж], [ч] и [щ]. Их так назвали из-за особенной манеры произношения. Их фонетические характеристики (то, как они выговариваются) делают эти звуки особенными и сложными.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
Ирина Лукьянова
5/5Елена Пушкарная
5/5
Андрей Шутов
5/5
Anna Kistankina
5/5
Сергей Ефремов
5/5
Кирюха Власов
5/5
Марсель Валеев
5/5
Сергей Мацнев
3/5
Оценка статьи
3. 9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 419.
А какая ваша оценка?
Мягкий, согласный звук [щ]. Буквы щ, Щ
Цели урока: Познакомить с новыми буквами, формировать представление детей о звуке [щ,] как о глухом, мягком непарном звуке. Формировать навыки чтения, работать с текстом, умение фантазировать, сопоставлять вымысел и реальность по сказкам.
Ход урока
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете почему?
Дети: на улице наступает весна. Ярко светит солнце. Что-то интересное ждет впереди.
– Да, все что вы сказали верно. На улице становится совсем тепло, солнышко светит и нашей с вами встрече я очень рада. А еще у меня хорошее настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке чтения.
II. Постановка проблемы.
Хочу, чтобы и у Вас было хорошее настроение. Для этого я приготовила фрагмент из сказки, угадайте какой? (просмотр фрагмента сказки «По щучьему велению»)
1.
– Как называется сказка?
– Назовите героев этой сказки?
Отгадайте загадку:
У нее во рту пила
Под водой она жила
Всех пугала, всех глотала
А теперь в котел попала
(Щука)
– Ребята, а кто-нибудь из вас видел щуку?
Какая она?
Щука – хищная рыба с удлиненным телом (иногда ее длина достигает 1,5 метра) с большой головой, с мощной нижней челюстью и зубы у нее страшные, вся пасть в зубах, даже на языке и небе.
2. Откройте Азбуку на стр. 62. Давайте прочитаем скороговорки
Щуку я тащу, тащу
Щуку я не упущу
Щуки и леща в роще не сыщешь
– Какой звук мешает произносить скороговорку? ([щ,])
III. Работа над новым материалом.
– Сегодня на уроке мы должны дать характеристику этому звуку.
Все вместе произнесем звук [щ,].
Какой он? (согласный)
А теперь давайте определим, какой он звонкий или глухой (глухой).
И, наконец, мы должны сейчас с вами выяснить звук [щ
Какой он? (всегда мягкий).
Вывод: звук [щ,] – согласный, глухой, всегда мягкий.
Где встречается звук [щ,] в словах? (в начале, в середине и в конце слов)
– Давайте вспомним звуки, которые придают согласным
Мягкость Твердость
и, е, я, ю, ё а, у, о, ы
(Выполняется задание на интерактивной доске – сколько звуков обозначают буквы?)
– Сегодня на уроке мы будем читать и составлять слова со звуком [щ,].
На письме звук [щ,] обозначается буквами – Щ, щ.
На стр. 63 Азбуки хором прочитаем слоги.
Что вы заметили? (все слоги начинаются с буквы щ.
С какими гласными буква щ не образует слоги? (я, ю, ы)
Сказка про шипящие.
Жили-были на свете шипящие ж, ш, ч, щ. А неподалеку жили гласные у, ю, ы, и, а, я. Жили очень дружно, и вот однажды решили буквы поиграть в прятки, выпало вадить шипящим, остальные побежали прятаться, сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут, но шипящие во все щели заглянули хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих, вот только никак не могут найти три гласные ы, ю, я. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали, и вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что ы, ю, я как ни в чем не бывало сидят, смеются, смотрят телевизор, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь.
Работа на интерактивной доске (задание № 4).
Чтение правила в учебнике на стр. 63:
ча-ща пиши с буквой а
чу-щу пиши с буквой у
Закрепление правила, работа на интерактивной доске.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Чтение стихотворений на стр. 63.
Щука проглотила щетку
Щетка ей щекочет глотку,
Удивительное дело!
Что же я за рыбу сьела?
2. Чтение стихотворения «Про щуку» наизусть (Зайцева).
Щука добрая была,
Дружбу с рыбами вела
Из морской капусты щей
Щука наварила
Окуньков, бычков, лещей
Щами накормила.
3. Звуко-буквенный разбор слова «щука».
4. Физкультминутка.
– Продолжим работу. Азбука стр. 64 «Загадки про овощи». (Слова – отгадки: капуста, морковь, лук – поместить на доске, добавить к ним фрукт).
– Отгадайте загадку: Круглое, румяное
Я расту на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки
(яблоко)
– Какое слов здесь лишнее? почему
– Как можно назвать одним словом капусту, лук, морковь? (овощи)
– Какой суп не бывает без капусты? (щи)
– Какой суп не бывает без свеклы? (борщ)
МОЛОДЦЫ!
– Сейчас мы с вами попробуем сварить суп. Для этого нам понадобятся овощи, о которых мы прочитаем на стр. 66 нашего учебника.
– О каких овощах идет речь?
– Можно ли назвать это произведение сказкой?
– Что необычного происходит в этом произведении?
Итог урока. Тест по чтению – смотрите документ
– Ребята, что нового вы узнали на уроке?
– Чтобы вы рассказали своим мамам и папам?
РЕФЛЕКСИЯ
Мы на урок пришли с хорошим настроением, посмотрим, изменилось ли оно у вас. Щука волшебница приготовила сюрприз. Перед вами на парте лежат листочки двух цветов – красные и зеленые. Вы должны выбрать один из них и повесить на «Дерево чувств». Если вы чувствуете себя хорошо, комфортно, то вешайте на наше дерево листочки красного цвета, если нет – зеленого.
Шведское произношение – твердые и мягкие гласные
Попытка обсудить произношение в письменной форме не всегда проста. На самом деле, я думаю, что это очень сложно. Но мы все равно попробуем, потому что произношение, очевидно, является важным аспектом беглости речи. Один из простых способов улучшить свое произношение — понять, как согласные реагируют на следующие за ними гласные. В этом посте основное внимание будет уделено тому, что происходит со звуками -g, -k и -sk.
Сначала начнем с гласных. В шведском языке девять гласных: -a, -e, -i, -o, -u, -y, -å, -ä и -ö. Если вы говорите по-английски, вы заметите, что они очень похожи, за исключением тех дополнительных гласных в конце. Однако эти девять гласных можно разделить на так называемые твердые (харда) и мягкие (мьюка) гласные. Твердые гласные: -а, -о, -у, -й. Мягкие гласные: -e, -i, -y, -ä, -ö. Их также иногда называют передними и задними гласными. Твердые гласные — это гласные заднего ряда, а мягкие гласные — это гласные переднего ряда. Это описывает, где во рту вы артикулируете гласные.
Итак, для повторения:
Твердые/задние гласные: -a, -o, -u, -å
Мягкие/передние гласные: -e, -i, -y, -ä, -ö
Со всем этим в внимание, давайте посмотрим на согласные. Те немногие, которые мы рассмотрим, меняются в зависимости от следующих за ними гласных. Я приведу несколько слов в качестве примеров, демонстрирующих каждое изменение в произношении.
Начнем с -g.
Жесткий звук –g похож на то, как вы произносите –g в английском слове «подарок».
- Гата (улица)
- Бог (хороший)
- Гул (желтый)
- Гава (подарок)
Обратите внимание на –a, -o, -u и -å, которые следуют за –g.
Мягкий звук –g подобен звуку –y в английском слове yawn.
- Ge (отдать)
- Гик (пешком)
- Гимназия (средняя школа)
- Гярна (с радостью)
- Гора (до)
На этот раз обратите внимание на -e, -i, -y, -ä и -ö, которые следуют за -g.
Далее -k.
Жесткий звук –k подобен звуку –c в английском слове cookie.
- Кака (куки)
- Кока (варить)
- Кул (весело)
- Кар (корпус, группа)
Мягкий звук –k подобен звуку –sh в английском слове shopping.
- Кеми (химия)
- Кикаре (бинокль)
- Кайклинг (курица)
- Кэрлек (любовь)
- Кора (привод)
И, наконец, –sk.
Жесткий звук –sk подобен звуку –sch в английском слове school.
- Скат (налоги, сокровища)
- Школа (школа)
- Скугга (тень)
- Skål (чаша, ура)
Мягкий звук -sk похож на шум ветра в океане. Это один из самых сложных звуков в шведском языке для многих учащихся. И это нормально. Произношение немного отличается в зависимости от диалекта. Я предпочитаю ветер шуму океана. Звук, который многие люди пытаются назвать наиболее похожим, — это звук «ш» в английском слове «ботинок». Теперь возьмите этот звук и переместите язык дальше во рту, и вы приблизитесь к этому ветру на океанском звуке.
- Скепп (корабль)
- Скинка (ветчина, окорочок)
- Скинда (спешить)
- Скэра (вырезанная)
- Скон (красивый)
Фух. Вот оно. Твердые и мягкие гласные и как они меняют произношение слов. Может быть, не супер захватывающий пост, но, надеюсь, полезный.
http://blogs.transparent. com/swedish/swedish-pronunciation-hard-and-soft-vowels/
Когда язык C мягкий? | Wyzant Спросите эксперта
Акустика английского языка Чтение английского как второго языка
Вопрос задан 03.04.20Иногда буква С твердая, а иногда мягкая. Что есть что и как узнать, твердое оно или мягкое?
Подписаться І 1
Подробнее
Отчет
3 ответа от опытных наставников
Лучший Новейшие Самый старыйАвтор: Лучшие новыеСамые старые
Наоми Д. ответил 03.04.20
Репетитор
5,0 (498)
Опытный репетитор по чтению
Смотрите таких репетиторов
Смотрите таких репетиторов
Когда буква “с” звучит как “с”, говорят, что это мягкий звук, например, в словах “кедр”, “сидр” или “шифр”. Когда буква «с» звучит как «к», говорят, что это твердый звук, например, в словах «кошка», «кофе» или «чашка».
Обычно (хотя всегда есть исключения) буква “с” будет мягкой, если за ней следуют буквы e, i или y.
То же правило относится и к букве g.
Голосовать за 4 Понизить
Подробнее
Отчет
Джессика П. ответил 09.04.20
Репетитор
Новое в Византе
Подготовка учителей начальных классов по специальности К-6 классы.
Смотрите таких репетиторов
Смотрите таких репетиторов
Когда “с” звучит как “К”, это жесткий звук. Это происходит в таких словах, как Cookie, Cake, Collapse и Cold. Когда «с» звучит как «с», это мягкий звук. Это происходит в таких словах, как «Кладбище», «Подвал», «Лицо» и «Празднование». В некоторых словах есть оба этих звука, например Circus, Cancel и Convince. Просто помните, если C звучит как K, это твердо, если это звучит как S, то это мягко!
Голосовать за 1 Понизить
Подробнее
Отчет
Камилла С. ответил 02.06.20
Репетитор
Новое в Византе
Опытный учитель младших классов, специализирующийся на фонетике
См. таких репетиторов
Смотрите таких репетиторов
Есть твердые гласные и мягкие гласные, которые влияют на согласные, идущие перед ними. Твердые гласные – это а, о и у. Мягкие гласные – это e, i и y.
- Hard c /k/, за которым следует a,o или u, например: кошка, кроватка, чашка
- Мягкий c /s/, за которым следуют e, i или y, например: cellebrate, кружок, цикл
Есть и другие буквы, которые следуют этому шаблону, в том числе g.