Разное

Звук ш какой твердый или мягкий: Какие согласные всегда твёрдые – ответ на Uchi.ru

СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ш]. БУКВЫ Ш, ш-пнш 1 класс

Тема: СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ш]. БУКВЫ Ш, ш.

Ц е л и : познакомить учащихся с глухим твердым звуком [ш]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ш»; продолжить формирование умений практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать культуру учебного труда.

Предметные.

Осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; слого — звуковой анализ слов со звуками [ш]. Выполняют письмо слогов и слов с буквами Ш, с, заглавной буквы в именах собственных, письмо предложений с комментированием. Дополняют предложения словом, закодированным в предметном рисунке. Списывают с письменного шрифта. Знают критерии оценивания выполненной работы.

Метапредметные.

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные — осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические — осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; проводят слого — звуковой анализ слов со звуком [н]; выделяют признаки предложения.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания

Личностные результаты.

Проявляют познавательный интерес, учебные мотивы.

О б о р у д о в а н и е : ребусы; фишки-звуки; шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Как шипит змея? (Ш-ш-ш.) – Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)

– С каким звуком будем сегодня работать?

– Повторите, четко произнося звуки:

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

Шапка, шайба, шар, лапша.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Шубы, шум, мишутка, шут.

Шо-шо-шо, шо-шо-шо,

Шорох, шепот, шелк, мешок.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

Шило, шина, малыши.

III. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с. 82).

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.

– Что изображено слева? (Шляпа.)

– Прочитайте слово «шляпа» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите первый звук в слове «шляпа».

– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)

– Что нарисовано справа? (Душ. )

– Прочитайте слово «душ» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите последний звук в слове «душ».

– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)

IV. Конструирование большой и малой букв Ш, ш.

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Ш», «ш».

На что похожа буква «Ш»?

На зубья этого ковша.

В. Степанов

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Г. Виеру

– Из каких элементов-шаблонов они состоят?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Две кукушки,

Две болтушки

Повстречались на опушке,

Сели рядом на суку

И кричат:

– Ку-ку!..

Ку-ку!..

Если хочешь – посчитай.

А не хочешь –

Вылетай.V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в

квадратных скобках и правилом соотношения буквы «ш» и согласных звуков.

Буква «ш» обозначает один согласный звук: твердый глухой звук [ш].

VI. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.

– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что изображено слева? (Шуба.)

– Прочитайте слово «шуба» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– На каком месте в слове «шуба» стоит буква «ш»?

– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)

– Что изображено в центре? (Шина.)

– Прочитайте слово «шина» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– На каком месте в слове «шина» стоит буква «ш»?

– Какой звук обозначает буква «ш» в слове «шина»?

– Какой звук обозначает буква «и» в слоге «ши»?

– Что нарисовано справа? (Груши.)

– Прочитайте слово «груши» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)

– Какая буква пишется в слоге «ши»?

– Какой звук произносится в слоге «ши»?

VII. Чтение слогов по заданным схемам (с. 83).

После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.

– Чем похожи слоги в каждом столбике?

– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике слоги, которые

начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [ш].)

– Какой звук обозначает буква «ш» во всех слогах?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

VIII. Чтение слогов и слов (с. 83).

После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки. У каждого

слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-

предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки.

Учащиеся читают пары слов на розовом фоне и выделяют, какими буквами отличаются

данные слова. Далее объясняют значение слов.

Ч т е н и е п а р с л о в на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое

отличается одним «лишним» звуком.

После чтения учащиеся объясняют значение слов и составляют предложения с данными

словами.

Учащиеся читают пары слов на желтом фоне слева – направо и справа – налево.

– Как называются данные слова? (Перевертыши.)

Ш ё л к – нитки, изготовляемые из выделений гусеницы-шелкопряда. (Волосы как шелк.)

К л ё ш – расширенный книзу.

М а р ш – торжественное музыкальное произведение.

Т у ш – короткое торжественное музыкальное приветствие.

Оркестр играл туш.

.Ш у т – клоун.

IX. Чтение стихотворения «Жадина».

– Кто автор этого стихотворения?

– Что просили у Гриши?

– Как он отвечал на все просьбы?

– Дайте характеристику главному герою этого стихотворения.

– Объясните название произведения. Почему оно так названо?

Далее учащиеся читают стихотворение по ролям.

Х. Задания на развитие речи.

1. К т о б о л ь ш е запомнит слов?

Шел-шлепал шпиц, шустрый щенок. Щеголял шелковой шерсткой.

– Шур-шур!

Шорох? Шепот? Шарахнулся щенок.

– Шварк-шварк!

Шишига шестиголовая шевелится? Шушера шерстоперая шебаршится? Шмыгнул щенок в

шалаш.

– Щетка шутит!

Л. Яхнин

2. И г р а «Закончите слово».

– Добавьте слог «ши» или «жи», чтобы слово зазвучало правильно:

каранда … (ши) экипа … (жи)

камы … (ши) вклады … (ши)

блинда … (жи) мане … (жи)

шала … (ши) вельмо … (жи)

стелла … (жи) детены … (ши)

гара … (жи) зверены … (ши)

клави … (ши) рого … (жи)

эта … (жи) гусены … (ши)

черте … (жи) кра … (жи)

ланды … (ши) стра … (жи)

3. В е с е л ы е з в у к и .

На десятом этаже

Жили буквы «ш» и «ж».

То грустили, то смеялись

И квартирами менялись

Каждый час.

И вот что, кстати,

Получилось в результате.

…Две вороны ворожили,

Десять – сено … (ворошили).

И сороки не тужили:

У реки пожар … (тушили).

А журавль рыбу жарил.

Шмель в цветах душистых … (шарил).

И беседовал с ужами

Заяц, хлопая … (ушами).

4. И г р а «Звуки перепутались».

– Найдите ошибки.

С другом мы играли в … чашки,

Пили чай из белой … шашки!

Вылезла из норки … шишка,

На нее упала … мышка!

Петухи, затеяв … шпоры,

Грозно поднимают … споры!

Мы с сестрой посуду … шили,

И наряды куклам … мыли!

Модница надула … шубы –

Не подходят ей все … губы!

Горько плачет бедный … шарик,

Улетел воздушный … Гарик!

– Какие звуки «шалят»?

VIII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите парные согласные звуки.

Звук [ш], буква «Ш». – логопедия, уроки

Конспект логопедического занятия с воспитанниками 6-7 лет по обучению элементам грамоты

Тема: звук [ш], буква «Ш».

Цель: познакомить со звуком [ш] и буквой «Ш».

Задачи:

коррекционно-образовательные

  • учить детей характеризовать звук [ш] по акустическим и артикуляционным признакам;

  • совершенствовать навыки проведения звукового анализа слов;

  • учить употреблять приставочные глаголы.

коррекционно-развивающие

коррекционно-воспитательные

Оборудование: цветные крышки, кукла Маша, предметные и сюжетные картинки со звуком [ш], тетради для занятий, счетные палочки.

Ход занятия

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Повторим правила работы на занятиях:

Каждый день всегда, везде:

На занятиях, в игре.

Верно, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

– Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию.

2. Артикуляционная гимнастика

– Сейчас я вам расскажу интересную историю.

Жила-была на свете одна невоспитанная девочка. Приходила она к своему другу и обязательно что-нибудь случалось.

Пришла девочка как-то чай попить из чашки (упражнение «Чашечка)

с вареньем («Вкусное варенье») и пролила весь чай на стол и начала слизывать, как кошка («Киска лакает»).

Но тут увидела, как зайка морковку копает лопатой (упражнение «Лопатка») и побежала к нему, а по пути перепрыгнула через забор («Заборчик»). Устала, споткнулась и села, высунув язычок. («Уставший язычок») Отдохнула, огляделась по сторонам, видит, ее друг Миша сидит и на дудочке играет («Дудочка»).

– Ребята, вы узнали нашу гостью и ее друга?

(Это Маша и Мишка из мультфильма.)

– Правильно, к нам сегодня пришла в гости Маша. (Появляется кукла Маша.) – Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет воспитанной и доброй. Поможем ей в этом?

3. Характеристика звука [ш] по артикуляционным признакам

– Какие звуки повторяются в словах Маша и Миша? (Звук [ш])

– Верно, это звук [ш]. Сегодня на занятии мы с ним поиграем.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на трубочку?

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

(поднимается вверх как чашечка)

– Покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук [ш].

– А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы

произносим звук [ш]? (Теплый. )

– Поднесем ладонь ко рту и произнесем по цепочке звук ш-ш-ш-ш.

– Итак, когда мы говорим звук [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Выходит струя теплого воздуха.

4. Характеристика по акустическим признакам

– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет?

– Приложите все руку к шее, скажем ш-ш-ш…

– В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

– В домике было тихо, голос спал, и стенки домика не дрожали.

– Ребята, а звук [ш] какой: гласный или согласный? (Согласный.)

– Правильно, звук [ш] согласный.

– Звонкий или глухой звук [ш]? (Глухой.)

– А звук [ш] твердый или мягкий? (Твердый.)

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. Еще у этого звука есть особенность — он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

5. Произношение звука [ш] изолированно, в слогах

– Ребята, Маша шла к нам на занятие издалека. Она шла через лес и прислушивалась. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! (Маша насторожилась). Шта-што-шту-шты! (испугалась.)» Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Маша успокоилась.

– Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].)

– Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.)

– Давайте разберем это слово по звукам – ШШШ-УУУ-МММ.

– Какой первый звук в слове «шум»? – ШУУУМ.

– Какой второй звук в слове шум? – ШУМММ.

– Какой третий звук в слове шум?

– Назовите все звуки по порядку.

– Назовите гласный звук. (Звук [у])

– Назовите согласные звуки. (Звуки [ш],[м])

– Выложите звуковую схему слова шум из цветных крышек.

6. Автоматизация звука [ш] в словах

(Выставляются картинки). Вышла Маша из леса и увидела, что на опушке росли … (ромашки, ландыши, кашка), на речке … (кувшинки, кубышки). На берегу речушки Маша увидела … (камешки), на сосне — … (шишки), на орешнике — … (орешки). Под кустом росли … (волнушки).

Какую птицу увидела Маша на дереве? (Кукушку).

7. Игра «Добавь словечко» (практическое усвоение приставочных глаголов)

– Вот что рассказывает Маша о том, как она к нам шла. Я буду говорить от имени Маши, а вы мне помогайте вести рассказ.

Я по лесу шла и волнушку… (нашла). Дальше я в лес… (пошла), в чащу леса … (зашла) и к избушке … (подошла). Потом в избушку … (зашла), ничего там не … (нашла), дальше … (пошла). К дереву я … (подошла), там я сладкий мед… (нашла). По дорожке …(пошла) и к вам на занятие … (пришла).

8. Физкультминутка

Встаньте дружно, потянитесь!

Пошагайте, покрутитесь.

Руки вправо, руки влево,

А потом присядьте смело.

Снова встаньте, потянитесь,

И друг другу улыбнитесь.

9. Произношение звука в стихотворении

– Ребята, Маша предлагает выучить стихотворение про ее друга Мишку.

Бросил палку сверху Мишка.

– Падай в шапку с елки, шишка!

Шишка — шлеп по голове.

Стало шишек сразу две.

10. Развитие звукового анализа и синтеза

– Ребята, вспомните, какие слова вы услышали в стихотворении.

– Мы будем распределять эти слова на две группы: первая группа – звук [ш] слышится в начале слова, вторая – звук [ш] слышится в середине слова.

– Итак, я показываю картинки, а вы называете, что на них изображено и где расположен звук в слове.

Картинки: кошка, мышка, шуба, шапка, шишка, машина, лягушка

11. Знакомство с буквой «Ш»

– На что похожа буква «Ш». Посмотрите на букву «Ш».

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

– Выложите букву «Ш» из палочек.

– А теперь напишем букву «Ш» в тетради.

12. Итог занятия

–Давайте вспомним, какой звук мы сегодня изучали? (Звук [ш].)

– Правильно, звук [ш].

– Какой это звук? (Это твердый, глухой, согласный звук. )

– Понравилось ли вам занятие? (Да. Понравилось.)

– Маше тоже очень понравилось занятие. Теперь Маша больше не будет хулиганить, а пойдёт в школу и научится писать букву «Ш».

2 Производство звуков речи

Производство звуков речи

 

 

Артикуляторы над гортанью

Все звуки, которые мы издаем когда мы говорим, являются результатом сокращения мышц. Мышцы в груди которые мы используем для дыхания, производят поток воздуха, необходимый почти для всех звуки речи; мышцы гортани производят множество различных модификаций в поток воздуха из грудной клетки в рот. Пройдя через гортань, воздух проходит через то, что мы называем вокал тракт , который заканчивается у рта и ноздрей. Здесь воздух из легких уходит в атмосфера. У нас есть большой и сложный набор мышц, которые могут производить изменения формы речевого тракта, и для того, чтобы узнать, как звуки речи, необходимо ознакомиться с различными отделы голосового тракта. Эти разные части называются артикулятор s , и изучение их называют

артикуляционная фонетика .

Рис. 1 представлена ​​схема, которая часто используется при изучении фонетики. Это представляет человеческая голова, если смотреть сбоку, выглядела так, как будто она была вырезана половина. Вам нужно будет внимательно посмотреть на него, так как описаны артикуляторы, и вам часто будет полезно иметь зеркало и хороший свет, расположенные так, чтобы вы могли заглянуть внутрь своего рта.

 

 

Рис. 1 Артикуляторы

и) глотка представляет собой трубку, которая начинается прямо над гортанью. Его длина у женщин около 7 см, у мужчин около 8 см, а на верхнем конце он заострен. разделен на две части, одна часть которых является задней частью рта, а другая – начало пути через носовую полость. Если вы посмотрите в зеркало с открытым ртом, вы увидите заднюю часть глотка.

ii) велум или мягкий небо видно на диаграмме в положении, позволяет воздуху проходить через нос и через рот.

Ваш, вероятно, в это положение сейчас, но часто в речи оно приподнято, чтобы воздух не мог выйти через нос. Другая важная вещь о велуме заключается в том, что он один артикуляторов, до которых можно дотронуться языком. Когда мы делаем звуки к и г язык соприкасается с нижней стороной неба, и мы называем эти небных согласных.

iii) Твердое небо часто называют «крышей рот”. Его гладкую изогнутую поверхность можно ощутить языком.

iv) Альвеолярный гребень находится между верхними передними зубами и твердой небо. Вы можете почувствовать его форму языком. Его поверхность действительно много грубее, чем на ощупь, и покрыта небольшими гребнями. Вы можете только видеть это, если у вас есть зеркало, достаточно маленькое, чтобы войти в рот (например, те используется стоматологами). Звуки, издаваемые языком, касающимся этого места (например, т и д). ) называются

альвеолярный .

г) Язык , конечно, очень важный артикулятор и его можно перемещать во множество разных мест и разных форм. это принято делить язык на разные части, хотя четких разделительные линии на языке. На рис. 2 язык показан в увеличенном масштабе. показаны следующие части: наконечник , лопасть , передняя часть , задняя часть и корень . (Это использование слово «фронт» часто сначала кажется довольно странным.)

 

 

Рис. 2 Подразделы языка

 

vi) Зубы (верхний и нижний) обычно показаны на схемы, подобные рис. 1, только в передней части рта, сразу за губы. Это ради простой диаграммы, и вы должны помнить, что у большинства говорящих зубы прижаты к бокам рта, спиной почти к мягкому небо. Язык соприкасается с верхними боковыми зубами при многих звуках речи. Звуки, издаваемые языком, касающимся передних зубов, называются 9.0003 стоматологический

.

vii) губы важны в речи. Их можно нажимать вместе (когда мы произносим звуки p , б ), соприкасающихся с зубами (как в f , v ), или закругленных, чтобы создать форму губ для гласных, таких как u. Звуки, при которых губы соприкасаются друг с другом, называются двугубными , а те с контактом губ к зубам называются лабиодентальными .

 

Семь артикуляторов описанные выше, являются основными, употребляемыми в речи, но есть еще три то, что нужно запомнить. Во-первых, гортань тоже можно охарактеризовать как артикулятор — очень сложный и самостоятельный. Во-вторых, челюсти иногда называют артикуляторами; безусловно мы много двигаем нижней челюстью во время разговора. Но челюсти не артикуляторы в так же, как и другие, потому что они не могут сами вступить в контакт с другие артикуляторы. Наконец, хотя мы практически ничего не можем делать с носом

и носом полость , они являются очень важной частью нашего оборудования для создания звуков (что иногда называют наш голосовой аппарат ), особенно носовые согласные, такие как м , н . Опять же, мы не можем на самом деле описать нос и носовую полость как артикуляторы в том же смысле, что и от (i) до (vii) выше.

 

Какой звук издает буква Б?

Каждый родитель сияет от гордости, когда их ребенок учится произносить алфавит наизусть, но гораздо более значимым для развития грамотности вашего ребенка навыком является понимание звуков, издаваемых различными буквами и буквосочетаниями, также известное как фонетика.

Типичные ошибки

При обучении детей фонетике важно научить их звукам, которые на самом деле издают буквы и буквосочетания, что сложно, потому что часто взрослые на самом деле не знают, что это за звуки. Вот несколько вариантов произношения букв со звуками, которые они произносят на самом деле, за которыми следуют звуки, которые взрослые часто ошибочно произносят при обучении детей: «ммм», а не «мах»

Y” “ee” (это сложно, так как оно работает несколькими способами, но начинайте со звука “ee”)

U: «ух», а не «вы»

Когда мы учим детей произносить буквы, они обычно добавляют гласные после согласных, когда пытаются обработать и расшифровать язык. Например, вместо того, чтобы правильно произносить звук «Б» (который звучит как «бух»), дети могут сказать «бу», «бэ», «ба» или «бо».

Комбинации букв также сложны, поскольку ваш ребенок прогрессирует в своих фонетических знаниях, потому что теперь буквы издают другие звуки, чем когда они были одни. Некоторые из комбинаций, которые дети часто испытывают с наибольшими трудностями в произношении, включают «th», «ch» и «sh». Обучая ребенка этим звукам, помните, что эти сочетания букв могут образовывать различные звуки в зависимости от слова. Рассмотрим разные звуки «ч» в словах «цепь» и «характер» — два очень разных звука.

Как исправить ошибки

Один из лучших способов исправить распространенные проблемы с произношением у детей — это моделировать, моделировать, моделировать! Дети учатся через повседневный опыт, поэтому, хотя карточки и рабочие тетради могут быть полезны, моделирование и обучение правильной речи в различных контекстах часто более полезно.

Еще один способ научить ребенка фонетике — помочь ему понять некоторые основные понятия, такие как короткие и долгие гласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Обучая ребенка этим понятиям, важно идти медленно и учить по одному звуку за раз, иначе вы рискуете выйти за рамки того, на что способен ваш ребенок, и расстроить его.

Может быть, вы начинаете с длинного звука «А». Потренируйтесь произносить долгий звук «А» и ходите с ребенком по дому, находя предметы, в названии которых есть длинный звук «А». Вы можете сделать это развлечением, устроив гонку, попросив ребенка найти определенное количество предметов или устроив игру, чтобы узнать, кто найдет больше предметов. После того, как вы соберете предметы, вы можете записать их по буквам на бумаге или магнитными буквами. Как только ваш ребенок хорошо усвоит один звук, вы можете повторить эти действия с другими гласными и согласными звуками.

Как получить помощь

Все это слишком сложно? Кое-что из этого даже сбивает с толку взрослых, так как же вы собираетесь учить этому своих детей? Если вы не обучены учить детей, будет сложно и нереалистично возлагать давление на обучение ребенка фонетике исключительно на себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *