Звук л как поставить: Этапы постановки звука Л: подготовка, методики, упражнения
последовательность постановки свистящих, шипящих, гласных звуков
При поражении нервной системы нарушается связь речевого аппарата с центральной нервной системой. Развивается дизартрия, ограничивается подвижность голосовых органов – языка, нёба, губ, замедляется артикуляция. У детей дизартрия сопровождается недоразвитием речи, нарушением способности чтения и письма, неправильным произношением слов. Дизартрия возникает как последствие поражения ЦНС при детском церебральном параличе, опухолях, нейроинфекциях, травмах и других заболеваниях. У взрослых расстройство речи может возникнуть после инсульта, при развитии опухоли головного мозга, при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона, нейросифилисе и других заболеваниях.
В неврологическом отделении Юсуповской больницы проводят диагностику и лечение различных заболеваний нервной системы, в том числе демиелизирующих, болезни Альцгеймера, Паркинсона, нарушений мозгового кровообращения и других поражений нервной системы. В реабилитационном центре применяют современные методики восстановления речи и утерянных способностей больного. Для восстановления мозговой деятельности при поражении нервной системы применяют лечебную физкультуру, упражнения на тренажерах, занятия с логопедом. Различные методы лечения и реабилитации применяются в зависимости от возраста, состояния пациента, степени поражения ЦНС.
Постановка звука «с»
Звук «с» при дизартрии отрабатывается в зависимости от сложности нарушения речи пациента. В сложных случаях, когда у пациента нарушен слух и речь постановка звука «с» может проводиться несколькими способами, с предварительной отработкой звуков «ф», «фа». Логопед учит пациента правильно держать язык при выдохе и одновременно произносить звук. При постановке звука используют специальную тонкую лопатку, которой слегка прижимают язык во время выдоха и отработки звука. Так можно проводить постановку свистящих звуков при дизартрии (переднеязычные зубные, щелевые «з» и «с»). Свистящие звуки образуются с помощью воздушной струи, проходящей через органы речи и напоминающей свист.
При образовании свистящих звуков воздушная струя проходит через узкую щель, которая образуется между передней частью языка и твердым нёбом. Опорным звуком для постановки «с» является звук «и». Поэтому занятия включают произношение звука «и». Врач предлагает спрятать язык за зубы и широко улыбнувшись произнести «и-и-и». Затем врач с пациентом, проговаривают слова, содержащие звук «и», логопед использует различные упражнения. Постановка звука «с» начинается после проведения упражнений со звуком «и» различными способами. Сомкнув зубы и улыбаясь, про себя следует произнести звук «и», затем представить, что дуете на мяч. Губы не должны смыкаться, кончик языка должен находиться за нижними зубами. Во время выполнения упражнения слышится звук «с».
Второй способ выполняется с помощью механического помощника. Кончик языка находится за нижними зубами, зубы обнажены в улыбке, на кончик языка кладут тонкую палочку, слегка прижимая язык. Палочка формирует желобок в центре языка. Врач предлагает пациенту подуть на кончик языка сильной воздушной струей. Слышится звук «с». Для того чтобы упражнение было успешным, следует поднести ко рту тыльную сторону ладони и следить за воздушной струей – она должна быть прохладной и узкой. Когда пациент начинает хорошо произносить звук, переходят к автоматизации звука в предложениях и словах.
Постановка звука «д», звука «т» и «ть»
Постановка звука «т» при дизартрии и «д» начинается с упражнений для языка, которые помогают увеличить его гибкость и снять тонус. Пациент поднимает язык вверх, прикасаясь кончиком языка к нёбу, язык направляет вправо, влево, проводится логопедическая гимнастика. Затем врач предлагает постучать молоточком (языком). Пациент произносит звук «т» приподнимая язык к нёбу и продвигая вперед между передними зубами. Мягкий согласный звук возникает при поднятии языка ближе к нёбу и создания более узкого прохода для выходящего воздуха, чем при произношении твердого согласного звука.
Постановка звука «ть» при дизартрии проводится при помощи метода произношения мягкого согласного звука. Врач-логопед отрабатывает с пациентом произношение мягких и твердых согласных звуков. С помощью шпателя врач прижимает кончик языка, опускает его за нижние зубы, ребенок произносит слог «та» – в результате получается «тя». Врач просит ребенка поцокать языком. Затем ребенок во время цоканья выдыхает, а не вдыхает воздух – получается звук «ти». Для усиления мягкости звук «т» произносится между двумя гласными.
При произношении звука «д» голосовые складки смыкаются, нёбо опущено, в гортани ощущается вибрация. Постановка звука «д» может проводиться несколькими способами: подражанием, от звука «б», от звука «т». От звука «т»: врач кладет одну руку ребенка себе на гортань, вторую на гортань ребенка. Затем произносит звуки «т» и «д» по очереди, просит обратить внимание на разность вибрации гортани при произношении звуков. Обращает внимание на вибрацию при произношении звука «д». От звука «б»: Кончик языка ребенка располагается между зубами. Врач просит произнести слоги «ба-ба-ба», в момент произношения раздвигает губы ребенка – слышатся слоги «да-да-да».
Постановка звука «н»
Проводится артикуляция и постановка звука «н». Во время артикуляции губы находятся в нейтральном положении, кончик языка касается верхних зубов, при произношении звука в носовой полости возникает вибрация. Постановка звука проводится с помощью двух способов: подражания и от звука «м». Способ подражания: пальцем одной руки ребенок касается своего носа, пальцем другой руки носа врача. Врач показывает расположение языка во рту во время произношения звука. Ребенок чувствует вибрацию и пытается повторить.
Способ от звука «м»: язык ребенка просунут между сомкнутыми губами, ребенок произносит протяжное «м». Слышится оттенок звука «н» По мере привыкания к межгубному произношению звука «н» в словах, губы раздвигаются пальцами. Затем язык переводится в нормальное положение к верхним зубам.
Постановка звука «л»
Неправильное произношение звука «л» или пропуск звука «л» называют ламбдацизмом. Встречается несколько видов ламбдацизма:
- При произношении звука «л» слышится звук «у» – двугубный тип.
- Корневая часть языка приходится на мягкое нёбо, при произношении звуков поток воздуха идет через нос и изменяет звук «л» на «нг», речь становится гнусавой – носовой тип.
- Кончик языка во время произношения звуков перемещается в межзубное пространство – межзубный тип.
- Звук «л» совсем не проговаривается.
Ребенок может не произносить звук «л» по нескольким причинам:
- У ребенка короткая подъязычная связка.
- Ослаблены мышечные ткани языка.
- Ребенок не воспринимает звук «л», нарушен фонематический слух.
Подготовка к постановке звука «л» при дизартрии начинается с артикуляции. Следует правильно располагать органы артикуляции – губы, нёбо, язык. Зубы не должны смыкаться, кончик языка должен упираться в верхние десна или зубы, он должен быть напряжен. Верхнее нёбо и корневая часть языка должны быть приподняты, вибрация создается в области голосовых складок. Постановка звука зависит от вида ламбдацизма. При двугубом ламбдацизме произношение звука нарушается из-за неправильного расположения губ. В этом случае используют упражнение с улыбкой, зубы сжимаются, а губы разводятся в улыбке. Логопед проводит с ребенком артикуляционную гимнастику, занятия, во время которых снимается напряжение губ. Также звук «л» можно поставить по подражанию. Логопед показывает ребенку правильное расположение губ, языка, зубов и произносит звук. В это время ладонь ребенка располагается на щеке врача, и он чувствует, как создается вибрация. Звук «л» относится к сложным звукам, постановка которых формируется к 6 годам жизни ребенка.
Постановка звука «э», «ы» и других гласных
Постановка звука «ы» при дизартрии, а также звуков «у», «э», «о», «а», «и» проводится в первую очередь. Логопед уточняет артикуляцию гласных звуков. Затем начинается работа с мягкими сонарами, затем с их твердыми парами звуков. Предварительно проводится логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения. Врач предлагает ребенку глубоко вдохнуть через нос, слегка улыбаясь открыть рот, кончик языка направить к нижним резцам. Выдохнуть и шепотом произнести звук «э», затем упражнение повторить с голосом.
Как поставить звук «р»
Как ставить звук «р» при дизартрии, как сделать процесс автоматизации звука «р» интересным, знает опытный врач-логопед. Постановка звука «р» при дизартрии может занять длительное время. После разминки врач предлагает ребенку запомнить слова, затем повторить их с помощью картинок. На картинках изображены предметы, цветы, растения, животные, названия которых содержат звук «р». Такие занятия тренируют память и правильное звукопроизношение. Способы, которые применяют при постановке звука «р»:
- Подражание.
- С помощью артикуляции.
- Механическая помощь: от опорного звука, от артикуляционного уклада.
Постановка звука «м»
Губы плотно смыкаются, затем раскрываются быстрым выдохом воздуха. При произношении звука «м» ощущается легкая вибрация носа и щек. Постановка звука «м» может проводиться способом подражания. Врач прижимает к своей щеке руку ребенка, к щеке ребенка свою руку. Ребенок чувствует вибрацию через свою ладонь и воспроизводит вибрацию сам. Также проводят занятия с повторением слогов, содержащих звук «м» – ма-мо, ма-ма, му-ма и других.
Постановка звука «ф»
Подготовка к постановке звука «ф» начинается с проведения артикуляционной гимнастики, самомассажа лица, уточнения артикуляции звука. Артикуляция звука «ф» начинается со сближения нижней губы и верхних зубов. Кончик языка находится в ротовой полости на дне, язык отодвинут назад, мягкое нёбо приподнято. Нарушение произношения звука «ф» происходит редко, в случаях наличия дефекта губы.
Постановка звука «й»
Звук «й» относится к среднеязычным, ротовым, щелевым, согласным, звонким, мягким звукам. Перед постановкой звука «й» проводится логопедическая гимнастика, затем звук ставится по подражанию, которое сопровождается тактильными ощущениями и показом артикуляции. Постановку звука можно проводить произнесением звукосочетаний «йа» в быстром темпе, использовать звук «зь», нажимая при произношении звука на кончик языка ребенка – получается звук «й». Звук «й» слышен при звонком произношении звука «хь».
Постановка звука «ц»
Постановка звука «ц» проводится после того, как ребенок начинает хорошо выговаривать звуки «с» и «т». При быстром повторении и слиянии звуков «т-с» получается звук «ц». Звучание звука «ц» можно добиться по подражанию. Ладонь ребенка подносится ко рту врача-логопеда, звук «ц» произносится на сильном выдохе – ребенок чувствует струю холодного воздуха на своей ладони. Врач показывает ребенку положение языка, губ и зубов при произношении звука. Затем ребенок должен несколько раз повторить слоги, состоящие из звукосочетания «ц» и гласных.
При произношении звука кончик языка упирается в передние зубы, язык выгнут и поднят, боковые края органа напряжены. Во время произношения звука кончик языка отходит от передних зубов, усиливая поток воздуха. Примыкающая к нёбу часть языка опускается. Зубы при произношении сближены, губы растянуты в улыбку. Воздух выходит толчком при размыкании нёба и языка, приложенная ко рту ладонь ощущает сильную и холодную струю. Для закрепления результата врач произносит с ребенком скороговорки, играет в игры на опознание звука «ц» с закрытыми глазами.
При межзубном сигматизме для хорошего произношения звука применяют лопаточку или чайную ложечку, которой фиксируют кончик языка с внутренней стороны нижних зубов во время произношения звука. Средняя часть языка должна соединиться с твердым нёбом. При губно-зубном сигматизме нижняя губа мешает произношению звука. Для чистоты произношения звука врач придерживает нижнюю губу ребенка, пока ребенок учится произносить прямые и обратные слоги, содержащие звук «ц». Постановка звука «ц» проводится с помощью ежедневных занятий с ребенком, с помощью игр, проговаривания скороговорок.
Постановка звука «ш»
Постановка звука «ч» при дизартрии и звука «ш», «д», «ж», «щ», «ц», «г», «б», «р», а также постановка звука «з» при дизартрии проводится вторым этапом. Способы постановки звука «ш» при дизартрии применяются после того, как ребенок научится делать языком чашечку. Широкий язык приподнимается к верхним зубам, не пропуская по краям воздух. Кончик языка образует щель с нёбом. Ребенок должен с некоторым усилием выдохнуть теплый воздух, в гортани не должна создаваться вибрация. Исправление звука «ш» может проходить от звука «р» и слога «кш». Постановка звука проводится с применением шпателя или лопаточки, которые помогают тормозить вибрацию языка и в результате получается шипение. Постановка звука может проходить по подражанию.
Постановка звука «п»
На первом этапе лечения автоматизируется звук «п», проводится дифференцировка звука «п». Очередность постановки звуков зависит от степени сложности для произношения, постепенности перехода от несложно произносимых к сложно произносимым звукам. Очередность постановки звуков будет зависеть от схожести по артикуляции и акустике. Звук «п» губно-зубной, ротовой, взрывной, смычный, мгновенный, глухой. В момент произношения звука губы сомкнуты и напряжены, затем губы размыкаются, и воздух толчком выходит наружу. Между зубами небольшое расстояние, мягкое нёбо закрывает проход в нос, голосовые связки разомкнуты. Постановка звука проходит по подражанию, используется речедвигательная ритмика.
Постановка шипящих звуков
Обучение проходит с помощью занятий, методы постановки шипящих звуков зависят от диагноза, уровня нарушений психомоторных функций. Используется принцип индивидуального подхода, занятия должны развивать ребенка эмоционально, интеллектуально. Во время постановки звуков подключаются зрительные, слуховые и тактильные анализаторы, используются двигательно-кинестетический, слухо-зрительно-кинестетический, дидактический методы. Проводится активная и пассивная артикуляционная гимнастика, массаж.
Постановка звуков при стертой дизартрии
Дизартрия классифицируется как несколько видов нарушений:
- Псевдобульбарная дизартрия. При таком нарушении обнаруживаются двусторонние очаговые повреждения нервных волокон, проходящих от пирамидных нейронов коры прецентральной извилины мозга до двигательных ядер черепных нервов (пирамидный путь). У больного укорочены дыхательные и речевые циклы, произносимые фразы обрывисты.
- Бульбарная дизартрия. Нарушение связано с очаговым повреждением нервных волокон чаще всего в продолговатом мозге. Речь взрослого больного невнятная, гнусавая, сложная для восприятия.
- Подкорковая или экстрапирамидная дизартрия. Происходит поражение подкорковых ядер нервов головного мозга. Речь больного может изменяться от ускорения до замедления, может быть слишком разборчивой или смазанной, невнятной.
- Корковая дизартрия. Поражается кора головного мозга. Поражение коры мозга сопровождается утратой речи, сохраняется понимание произносимых другими слов и фраз.
- Мозжечковая дизартрия. Нарушение связано с поражением нервных волокон мозжечка и проводящих путей. Речь больного гнусавая, медленная, сегментированная, невнятная.
Дизартрия имеет классификацию по шести формам:
- Спастическая. Развивается при поражении нервных волокон мышц лица, которое приводит к параличу мышц, при двустороннем центральном парезе, при поражении корково-ядерных путей, двустороннем поражении передних центральных извилин.
- Вялая. Вместе с расстройством речи нередко возникает расстройство глотания, дизартрия развивается в результате периферического пареза или паралича определенных мышц лица.
- Односторонняя верхнемотонейронная. Развивается в результате паралича мышц лица, одностороннего центрального пареза, поражения корково-ядерных путей или передних центральных извилин.
- Гиперкинетическая. Дизартрия развивается при поражении нервных связей подкорковых узлов и самих подкорковых узлов. В этом случае нарушена мелодичность речи, она смазанная, невнятная, звуки произносятся в нос. Относится к экстрапирамидным дизартриям.
- Атаксическая. Дизартрия вызвана поражением мозжечка и проводящих путей. При атаксической дизартрии нарушается модуляция речи, речь становится скандированной, растянутой.
- Гипокинетическая. Развивается при поражении подкорковых узлов и их нервных связей, относится к экстрапирамидным дизартриям.
Также существует смешанная форма дизартрии, которая наблюдается при травмах нервной системы. Логопеды различают несколько степеней нарушения речи:
- Первая степень – дефекты речи малозаметны, выявляются врачом при специальном обследовании.
- Вторая степень – речь понятна, но в произношении отмечаются дефекты речи.
- Третья степень – речь понятна только близким больного, частично ее понимают другие люди.
- Четвертая степень дизартрии – речь непонятна близким людям или полностью отсутствует.
Дифференциация звуков при дизартрии определяется индивидуальным подходом. Два этапа постановки звука при дизартрии помогают отработать гласные и согласные, дифференцировать в определенной последовательности. Порядок постановки звуков при дизартрии зависит от типа дизартрии. Если у ребенка стертая дизартрия, то занятия следует начинать с уточнения гласных звуков, согласные несут в основном семантическую нагрузку. Длительность гласных позволяет быть речи разборчивой, определяет темп и мелодико-интонационную окраску речи.
Логопед, работая с пациентом, по длительности гласных звуков определяет разборчивость произносимых слов, учит произносить гласные звуки с определенной силой и высотой звука – такие занятия придают эмоциональный компонент речи. При дизартрии есть определенная последовательность в лечении, постановке звуков. Постановка гласных звуков при дизартрии проводится первым этапом, затем согласных и сонорных, смычно-взрывных, щелевых и переднеязычных. Комплексное лечение дизартрии состоит из медикаментозной терапии, ЛФК, иглотерапии, физиотерапии, занятий с логопедом. Врач-невролог Юсуповской больницы определяет степень поражения речевого аппарата, направляет на прием к логопеду. В больнице применяют методы восстановительной терапии при лечении дизартрии, нарушениях речи, с больными занимается логопед и специалисты реабилитационного центра. На консультацию к врачу можно записаться по телефону.
Логопедические упражнения звук Л: учим ребенка выговаривать букву Л
Что делать, если ребенок не выговаривает Л, как научить малыша выговаривать звук Л дома: логопедические упражнения, звук Л в стихах, предложениях и трудных словах, закрепление звука “Л” в речи ребенка.
Если малышу пока не дается звук “Л”, вы вполне сможете помочь ему, занимаясь с ним дома. Уделите достаточно внимания артикуляционной гимнастике, описанной ниже, и использованию звука Л в речи ребенка.
Как произносить звук Л: упражнния с логопедом (видео)
Развиваем речь ребенка: веселые скороговорки для детей 6-7 лет
Правильное положение органов артикуляции для произнесения звука Л
- Губы слегка растянуты в улыбке.
- Кончик языка на десне, за верхними зубами.
- Боковые края языка подняты вверх, но не касаются зубов.
- Струя воздуха проходит между зубами и боковыми краями языка. Голосовые связки дрожат, в результате чего образуется звонкий звук – л.
Постановка звука Л. Как научить ребёнка произносить звук Л (видео)
Как перавильно произносить звук Л в речи ребенка
- Выполнить упражнение «язык-иголочка». Узкий язык выдвигается вперед изо рта.
- Покусывать узкий кончик языка.
- Поднимать узкий кончик языка за верхние зубы, прикоснуться к десне и опустить язык.
- Произносить длительно звук – а-а-а и в это время прикоснуться узким кончиком языка к десне за верхними зубами. Слышится слог – ал.
- Произносить длительно звук – а-а-а и несколько раз прикусить узкий кончик языка. Слышится слог – а-ла-ла-ла.
- Произносить длительно звук – ы-ы-ы и в это время протолкнуть узкий кончик языка между зубами. Слышится слог – ыл.
Следить, чтобы губы не смыкались, а были растянуты в улыбке. Если звук получился в межзубном положении языка, то его можно начать закреплять в словах. Постепенно нужно будет перевести язык за верхние зубы.
- Категория
- Здоровье
- Дата публикации
Как самостоятельно проверить, какие звуки не выговаривает ребенок
Закрепление звука Л в речи ребенка
- Закрепление звука Л в закрытых слогах:
Мал | был | палка | мылся |
Бал | мыл | балка | бился |
Дал | выл | галка | пилка |
Зал | жил | жалко | |
Спал | пил | скалка | |
Упал | бил | фиалка | |
Копал | мил | скакалка |
- Закрепление звука Л в предложениях
Дядя Михаил коня напоил.
Павел поймал галку.
Папа купил елку.
Стул упал на пол.
Дятел искал жуков.
Отец поехал на вокзал.
- Закрепление звука Л в стихах
Ал-ал-ал – я купил пенал.
Ол-ол-ол – я гонял в футбол.
Ил-ил-ил – пять мячей забил.
Ел-ел-ел – песенку запел.
У ежа и елки иголки очень колки.
Спал я спал, спать устал. Взял да встал, постоял-постоял, снова устал и опять поспал.
Солдатик оловянный жил, он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.
Как научить ребенка правильно выговаривать звук С
Закрепление звука Л в открытых слогах
Лак | лоб | лук | лижи |
Лапа | лось | луч | лысый |
Лампа | лото | лужа | лыко |
Лапша | ложка | луна | лыжник |
Ландыш | ложка | луковица | ломтик |
Ласточка | локоть | лужайка | лазить |
Ладошка | лошадь | лукошко | ломать |
Мала | болото | тулуп | малыш |
Пила | калоши | шалун | столы |
Дала | колодец | голубь | улыбка |
Кулак | Володя | желудь | смелый |
Калач | холодный | палуба | спелый |
Халат | голодный | получать | каникулы |
Cалат | поломка |
- Закрепление звука Л в предложениях
Мила ела салат.
Мама готовит молочную лапшу.
Мила вымыла ладошки.
В колодце холодная вода.
Закончилась холодная зима.
- Закрепление звука Л в стихах
Все бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот веселые деньки!
Все на лыжи и коньки!
Мама Милу мыла мылом,
Мила мыло не любила.
Мышка весело жила,
на пуху в углу спала.
Ела мышка хлеб и сало,
но все мышке было мало.
Закрепление звука Л в стечении с согласными
Глаза | пламя | клоун | блузка |
Класс | плавать | клочок | каблук |
Кладовая | платок | глобус | клумба |
Гладкий | слабый | слово | клубок |
Клавиши | флакон | хлопать | слушать |
- Закрепление звука Л в предложениях
Мила видела слона.
Слава идет в кладовую.
На яблоне висят сладкие яблоки.
Володя – смелый пловец.
Клава надела белый платок.
Слава плывет на лодке.
- Закрепление звука Л в стихах
Головой кивает слон,
он слонихе шлет поклон.
Съел Слава сало,
да сала было мало.
Божья коровка
– глупая головка:
села на подсолнушек,
думала, что солнышко.
Белое одеяло землю одевало.
Солнце напекло, одеяло потекло.
Закрепление звука Л в трудных словах:
Лаял – лаяла | лакал – лакала | ловил – … |
Плыл – плыла | лазил – … | ломал – … |
Колол – колола | плавал – … | глотал – … |
Делал – делала | гладил – … | положил – … |
- Закрепление звука Л предложениях
Во дворе лаял пес.
По реке плыл плот.
Котенок лакал молоко.
Кот ловил мышку.
Володя положил пенал на стол.
Михаил погладил носовые платки.
- Закрепление звука Л в стихах
Елка плакала сначала от домашнего тепла.
Утром плакать перестала, задышала, ожила.
Белый снег, белый мел,
белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
белой даже не была.
Солнечный лучик упал на волну,
солнечный лучик попал в глубину,
Плавал он, плавал в глубокой волне
и вспоминал он о солнечном дне.
Речевое развитие ребёнка, 7 год (1 часть)
Закрепление звука Л в текстах
Прослушать текст, который читает взрослый. Пересказать с помощью вопросов, а потом самостоятельно.
- Михаил взял лукошко и пошел за ягодами. Михаил набрал много ягод и устал. Сел Михаил под елку. Где-то дятел долбил кору, он искал жуков. Потом Михаил увидел зайца.
- Захотел Володя половить рыбы. Он знал места, где водится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась мелкая и крупная. Володя наловил много рыбы. Он толкнул лодку и поплыл домой.
Развитие фонематического слуха у ребенка
- Хлопнуть в ладоши, услышав звук – л – среди других звуков: л, м, н, б, д, л, к, л, х, в, п, л.
- Отложить фишку, услышав слово со звуком – л: мама, лапа, дом, лом, сам, лак, кот, лодка, дуб, луна ….
- Из предложенных картинок или игрушек отобрать те, в названиях которых есть звук – л.
- Самостоятельно найти слова со звуком – л среди игрушек, домашних вещей: лампа, полка, стол, платье, булка, блокнот, колбаса, сало, масло, блузка, и т. д.
- Заменить первый звук в слове на звук – л и назвать новое слово:
Мак – лак, шапка – лапка
Сом – лом, чайка – лайка
Папа – лапа, ножка – ложка
Мама – лама, маска – ласка
ватка – латка
Закрепление звука – л в спонтанной речиРебенок называет по памяти слова со звуком – л и составляет с ними предложения. Взрослые следят, чтобы малыш постоянно пользовался правильным звуком в речи.
Теперь вы знаете, что делать, если ребенок не выговаривает Л, как научить малыша выговаривать звук Л дома. Если пра5ктиковать логопедические упражнения, звук Л в стихах, предложениях и тружных словах, то вскоре речь ребенка улучшится.
Логопедическая группа в детском саду: в чем отличие
Учим ребенка выговаривать Ш: советы логопеда
- Категория
- Здоровье
- Дата публикации
Если ребенок плохо говорит: причины и рекомендации
Как выучить звук Л
«Вук! Там кот!” «Я повредил свой йег». Такого рода высказывания распространены среди детей, которым трудно произносить звук Л. Как видите, эти дети часто заменяют звук «л» звуком «у» или «у». И если вам нужен пример этой ошибки в действии, вы можете проверить Элмера Фадда из Looney Tunes.
Звук Л обычно начинает развиваться в возрасте от трех до шести лет. Так что любые трудности после шестилетнего возраста ребенка требуют визита к логопеду.
Что происходит, когда мы произносим звук «л»
Когда мы произносим звук «л», одновременно происходит несколько процессов. Попробуйте сказать «Нравится!» Обратите внимание, что ваши губы широко растянуты, а голос включен.
Теперь обратите внимание на свой язык. Скорее всего, вы обнаружите кончик языка за верхними передними зубами. И если вы обратите более пристальное внимание, вы обнаружите, что воздух выходит из боков вашего языка.
Как научить звуку «Л»
Поскольку задействовано так много процессов, важно отметить причину (причины) детской ошибки. Например, некоторые дети склонны округлять губы, в результате чего получается звук W вместо звука L (как у Элмера Фадда!). У других детей могут возникнуть трудности с положением языка, поэтому с нашей стороны требуется определенная детективная работа, чтобы определить наиболее эффективный способ помочь им исправить свои ошибки.
Есть несколько способов выучить звук Л. Вербальные сигналы часто наименее навязчивы, а тактильные сигналы – наиболее инвазивны. Когда я работаю со своими маленькими клиентами, я обычно начинаю с словесных сигналов, а затем продвигаюсь вверх в зависимости от их потребностей.
Вербальные сигналы
Детей, склонных к округлению губ, я бы попросил улыбаться, произнося слово на букву «Л», чтобы они не округляли губы.
Один ребенок, которого я видел, был немного другим. Он заменял звук «л» звуком «н» (т. е. «нове» вместо «любовь»). У него также были трудности с контролем языка, и он не мог поставить язык в правильное положение.
Способ, который я нашел полезным для этого ребенка, заключался в том, чтобы заставить его произнести «Лалалала», а затем преобразовать его в слово. Это помогло ему разжать язык, а также помешало округлить губы.
Для этого я заставлял его говорить «Лалалалал», а затем удерживал последний звук Л. Тогда я быстро заставлю его сказать слово на букву «Л», например, «нравится». Так что это выглядит примерно так: «Лалалалал… вроде». Эта стратегия отлично сработала для него, и теперь он опытный L-продюсер.
Визуальные подсказки
Так как язык скрыт за верхними передними зубами, ребенку трудно визуализировать происходящее. Вот тут-то и пригодится Jumbo Mighty Mouth Puppet от Super Duper Inc. Я часто использую его, чтобы продемонстрировать положение, в котором должен быть язык.
Тактильные сигналы
Эти сигналы полезны для детей, которые не защищают рот, то есть не обращают внимания на то, что находится у них во рту. Если они гиперчувствительны во рту, мы сначала должны помочь снизить чувствительность их рта. Некоторыми полезными инструментами являются зубцы, а также другие инструменты от Talktools.com.
Чтобы помочь детям понять, куда должен двигаться их язык, вы можете попробовать нанести немного арахисового масла на альвеолярный отросток. Это шишка прямо за их верхними передними зубами.
Другой способ – попросить детей поднять хлопья языком, а затем подержать их за передними зубами. Затем попросите их произнести, удерживая язык в этом положении.
Заключение
По мере развития ребенка уровень подсказок постепенно снижается. Как только ребенок сможет успешно произносить звук «Л» изолированно, его быстро научат использовать звук «Л» в различных позициях реальных слов.
В этот момент я также начну рассылать домашние задания родителям, чтобы они могли заниматься с ребенком дома.
Есть много способов выучить звук Л. Какие другие способы вы используете? Поделитесь ими ниже.
Ознакомьтесь с советами по работе с другими звуками речи!
Как обучать звуку R
Как обучать звуку S
Как обучать звуку Th
Как произносить светлые звуки L и темные L
23.02.2020
Стенограмма видео
(Обязательно посмотрите обновленное видео Dark L здесь!) стол – это звук Л. Я обнаружил, что этот звук особенно сложен для моих китайских, вьетнамских и японских клиентов.
The Light L
Американская L имеет два варианта произношения в зависимости от того, где она находится в слове. Когда L стоит в начале слова (как в l ove и look ) или в начале слога (например, e l ongate и re l easy ), это называется светом L. Символ IPA для свет L есть /l/.
Из двух вариантов произношения L легкий L может быть легче произнести, потому что расположение языка немного проще. Чтобы произнести этот звук, поместите кончик языка за передними зубами или на неровный гребень сразу за передними зубами. Кроме того, кончик языка может выходить за передние зубы. Вот свет L с кончиком языка за передними зубами: Свет . А вот и кончик языка за передними зубами: Light .
Язык должен иметь узкую форму, чтобы воздушный поток мог проходить вокруг языка по бокам. Задняя часть языка находится низко во рту. Свет L может ощущаться так, как будто он направлен к передней части рта. Свет , Свет .
The Dark L
Когда L стоит в конце слова (например, ba ll и ab le ) или в конце слога (например, pi ll ow и do ll символ L. МФА называется темным домом ). темная L может быть такой же, как светлая L, или вы можете увидеть этот символ / ɫ /, в зависимости от того, кто написал транскрипцию.
Положение языка для темного L начинается так же, как и для светлого L: кончик языка находится за верхними передними зубами, но кончик языка не проходит за передние зубы, как это может быть для светлого L. разница в том, что происходит с задней частью языка. Задняя часть языка находится низко во рту, но она должна слегка приподниматься к задней части рта, когда вы произносите этот звук, и вы должны чувствовать небольшое напряжение в горле и языке. Вы можете даже почувствовать, что темная буква «л» рождается в горле, а не во рту. Ull , Ull , Ull . Поначалу темная L может казаться и звучать немного странно — и это так!
Вот несколько слов с темным L: ba ll , hi ll , ab le 6 lrea , ,
А губы? Замена OH
Поскольку темная буква L существует не во всех языках, некоторые из моих клиентов заменяют американскую темную букву наиболее близким звуком, который есть в их родном языке. «для мяча». В этом случае происходят две артикуляционные ошибки: 1) кончик языка опущен, а основание языка приподнято (что противоположно положению языка для темной L), и 2) губы обычно округлены до произносить звук ОХ. Вот слово шар с заменой OH: baw-oh , baw-oh . А вот и с Dark L: шар , шар .
Давайте быстро рассмотрим расположение языка в темноте L: Кончик языка поднят и касается задней части передних зубов или неровного выступа за передними зубами. Задняя часть языка расположена низко во рту, а затем слегка тянется к задней части рта, когда вы произносите темный L. Ull . Ull .
Теперь обратите пристальное внимание на мои губы – делают ли мои губы что-нибудь для этого звука? Ull . Нет, мои губы нейтральны. Ull . Я даже могу улыбаться, когда говорю темное Л, и это будет звучать правильно. Ull .
Практика слов с темным L и OH
Вот несколько слов, которые произносятся с правильным темным L и замененным звуком OH.