Звук ц это твердый или мягкий: Буква “ц” твёрдая или мягкая? Звонкая или глухая?
Конспект открытого урока по обучению грамоте “Твердый звук [ц], буквы Ц,ц.”
Конспект открытого урока по обучению грамоте
1 класс, УМК «Школа России»
Тема: Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.
Цель: познакомить с новым звуком [ц] – всегда твёрдым и глухим; с новыми буквами Ц, ц; совершенствовать навыки чтения; дать представления об особенностях произнесения буквы Ц; развивать у учащихся фонематический слух.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация с буквой Ц, учебник «Азбука» с.50-51, картинки с изображением цапли, цыпленка, цифр,
кузнеца.
Ход урока.
1. Организационный момент
Громко прозвенел звонок −
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Друзья мои! Я очень рада.
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда внимание ваших умных и пытливых глаз.
-Настроение -важный момент в нашей жизни.
Улыбнитесь друг другу, подарите добрые слова.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и
рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2. Актуализация знаний
– Ребята, давайте заглянем в гости к буквам, с которыми вы уже знакомы.
– Ребята, с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? ( Ю) В чем ее особенность?( может обозначать два звука?)Когда?
Работа по ленте букв:
– Вспомните, пожалуйста, кто живёт в синем домике?( буквы, обозначающие согласные звуки)
– Назовите признаки согласных звуков.(когда мы произносим согласные звуки, во рту встречаются преграды: губы, зубы, язык; воздух выходит не свободно; согласные звуки произносятся с голосом и шумом или только с шумом)
– Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки?
– Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки?
– Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкий согласный звук?
– Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдый согласный звук?
– Буквы рады, что вы их не забыли!
3. Постановка темы и цели урока. (проблемная ситуация)
– Хотите узнать, с какой буквой мы сегодня познакомимся? Я вам предложу сейчас несколько вариантов, как можно узнать, что это за буква, а вы послушайте и выберите какой-нибудь один.
1) Я вам просто назову эту букву. 2) Можно открыть азбуку и там найти эту букву. 3) Я буду вам загадывать загадки, а вы постарайтесь их отгадать, а потом мы вместе узнаем, что за буква пришла на урок.
Загадки: ( Слова – отгадки вывешиваются на доску.)
1) На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат. (Цапля).
2) Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выскочило чудо. (Цыплёнок).
3) Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры).
– Что заметили общего в словах-отгадках? ( Во всех отгадках есть буква «ц»).
– Кто может назвать тему нашего урока? (Буква «Ц»). (открыть плакат) – Давайте поставим перед собой цели. Чему мы должны научиться на уроке?
– Познакомиться…. с новой буквой. – Узнать какие звуки….. она обозначает. – Научиться читать…… слова и слоги с этой буквой.
4. Работа по теме урока.
1) Знакомство со звуком [ ц ]:
– произнесём звук хором.
– когда вы произносили звук, воздух выходил свободно или во рту встретились преграды? (встретились преграды)
– что вам мешало произносить звук? (губы, зубы, язык)
Вывод: звук [ ц ] – согласный.
– закройте ушки ладошками, произнесите звук.
– как он звучит: с голосом и шумом или только с шумом? (только с шумом)
Вывод: звук [ ц ] – глухой.
– назовите слоги: (на доске) ЦЫ, ЦИ
– что заметили ? (произносим одинаково)
Вывод: звук [ ц ] – всегда твёрдый.
– как будем обозначать звук [ ц ] ? (синим квадратиком)
Подведём итог.
– дайте характеристику новому звуку [ ц ]
(звук [ ц ] – согласный, глухой, всегда твёрдый).
2) Знакомство с буквами Ц, ц.
– Пришло время познакомиться с буквой, с помощью которой обозначается звук [ ц ].
Внимание, на доску:
Буква П (э) домой вернулась,
Раз-два-три, перевернулась,
Превратилась в букву Ц (э)
С ножкой маленькой в конце.
– На что похожа буква Ц(э) ? ( ответы детей)
Рис. 1 Буква Ц (э) – внизу крючок,
Точно с краником бачок!
Рис. 2 Вот какая буква Ц (э),
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
– А зачем нам две буквы «Ц, ц»? (открыть букву Ц,ц)
(С заглавной буквы пишутся имена собственные, а имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).
(показать на карточку)
5. Физкультминутка.
(Видео «Цыпленок» 1:30 )
6. Продолжение работы по теме урока
– Ребята, пока мы с вами отдыхали, у цыплёнка случилась беда: ветерок дунул слишком сильно и поломал звуковую схему слова.
– Поможем цыплёнку справиться с бедой? ( поможем).
1) Игра «Собери схему слова».
Внимание, на доску.
Работа «цепочкой» с подсказками учителя.
– произносим слово цып-лё-нок по слогам (ладошку к подбородку):
– сколько в слове слогов? (три слога)
– назовите первый слог? ( цып-)
– что услышали в начале этого слога? (слог-слияния)
– какой это слог-слияния? (твёрдый)
– почему? (звук [ ц ] – всегда твёрдый).
– что слышим в конце этого слога? (звук [ п ])
– дайте ему характеристику? (звук [ п ]- согласный, глухой, парный, твёрдый)
– назовите второй слог? (лё-)
– что услышали? (слог-слияния)
– какой это слог-слияния? (мягкий)
– почему? (буква ё образует мягкий слог-слияния)
– назовите третий слог? (нок)
– что услышали в начале этого слога? (слог-слияния)
– какой это слог-слияния? (твёрдый)
– почему? (буква о образует твёрдый слог-слияния)
– что слышим в конце этого слога? (звук [ к ])
– дайте ему характеристику? (звук [ к ]- согласный, глухой, парный, твёрдый)
– произнесите слово ещё раз, определите ударный звук? ( звук [ о ]).
Цыплёнок благодарит вас за помощь.
2)Чтение по слоговой таблице:
ЦА ЦО ЦУ ЦЫ ЦЕ ЦИ (на доске)
3) Чтение текста на карточке.
– Ребята, пока мы с вами читали слоги, наш цыплёнок что-то совсем загрустил.
– Хотите познакомиться с его семьёй?
– Слушаем задание: прочитать текст на карточке, подчеркнуть карандашом все слова, в которых встретится новая буква Ц.
Текст:
Наступила весна.
У курицы появились цыплята.
Она назвала их ЦЫП и Цыпочка.
Цыплята были жёлтенькие, как солнышко.
Мама – курица гордилась детьми.
Чтение текста по цепочке: (по предложению)
– Назовите слова с буквой Ц? (курица, цыплята, Цып, Цыпочка)
– Подумайте, какой вопрос вы бы могли задать своему соседу по содержанию текста?
Вопросы детей друг другу:
Когда появились цыплята?
Как курица назвала цыплят?
На что они были похожи?
Как мама-курица относилась к своим детям?
4)Игра «Прятки». (на доске)
циркуль
холодец
цветок
образец
улица
– найдите в данных словах спрятанные другие слова
(карточки открываются постепенно)
– чем похожи слова в левом столбике? (есть буква Ц)
5)Чтение слов. Работа по учебнику ( Азбука с.51). – Прочитайте слова, написанные в учебнике. – Кто такой кузнец? (Кузнец – это человек, который работает в кузнице.) А есть ли другое значение у этого слова? (Это такое насекомое). – Что такое кузница? (Кузница – это то место, где работает кузнец). – А какую работу выполняют кузнецы? (Они выковывают из металла различные изделия.)
-А раньше ещё кузнецы подковывали лошадей. Давайте прочитаем об этом в стихотворении. (картинка)
6) Первичное чтение стихотворения. – С какой просьбой автор обратился к кузнецу? (Подковать жеребца). – Что случилось с жеребцом? Подтвердите свой ответ строчками стихотворения. (Захромал мой жеребец) – А почему это могло произойти? (Свободное высказывание детей). – С наступлением зимы опасно стало ходить по скользким дорогам. Что бы вы посоветовали нашим гостям, мамам и всем пешеходам?
7) Прослушивание текста с заданием.
Задание: постараться запомнить как можно больше слов со звуком [ ц ].
Цыплёнок Цып.
Цыплёнок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
-Мама, ты неправильно сидишь! Видишь, никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
-Ну, ты посиди,- говорит Цып, а я пойду, прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошёл к цветку и говорит:
-Неправильно ты цветёшь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошёл дальше. Смотрит – гусеница ползёт.
-Эй, гусеница, ты неправильно ползёшь.
-А как же надо? – удивилась гусеница.
-Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет.
Сказал и пошёл дальше. Смотрит – цапля лягушек ловит.
-Эй, цапля, ты же неправильно ловишь. Смотри, как надо! И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришёл, хорошо – цапля его вытащила.
-Чтобы учить, – говорит цапля, – надо самому что-нибудь знать.
Понял Цып?
(Г.Юдин)
7. Итог урока (рефлексия).
– Думаю, что наш урок для каждого из вас был нужен и полезен.
– А почему, вы расскажете сами:
– что нового мы узнали?
Мы познакомились с новым звуком и буквой, его обозначающей.
– расскажите всё, что вы узнали о букве Ц?
Ответы детей:
Буква Ц живёт в синем домике, потому что обозначает согласный звук.
Она живёт на первом этаже, потому что обозначает глухой звук.
Буква Ц имеет один звук, он всегда твёрдый.
Буква Ц бывает печатная и письменная, заглавная и строчная.
Буква Ц может стоять в начале, в середине и в конце слова.
Звук «ц» твёрдый или мягкий, звонкий или глухой? — «Семья и Школа»
Содержание
Согласные звуки речи -Звонкие и глухие (парные и непарные). -Твердые и мягкие (парные и непарные).
Перегляд файлу
Попередній слайд 1 / 38 Наступний слайд
Зміст слайдів
Номер слайду 1
Согласные звуки:-Звонкие и глухие (парные и непарные).-Твердые и мягкие (парные и непарные).
Номер слайду 2
Звук речи – минимальная единица произносимой речи.
Номер слайду 3
Номер слайду 4
В современном русском языке 6 гласных звуков ([а], [о], [у], [э], [и], [ы]) и 10 гласных букв (А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я). Буквы е, ё, ю, я могут обозначать один звук, если: стоят после согласных (например, м[а]со, м[и]сной). И два звука, если: стоят в начале слова ([й’а]корь, ([й’э]сли), после разделительных ъ и ь (вь[й’у]н, съ[йʼэ]л), после гласной (по[й’о]т, ма[й’а]к).
Номер слайду 5
Гласные звуки бывают ударные и безударные. Под ударением различаются все шесть гласных звуков: например, воды [в о´д ы], мишка [м ʼи´ш к а]. В безударном положении гласные отчётливо не произносятся (кроме [у]). Например, в слове вода вместо [о] произносится [а]: вода [в а д а´]. Именно гласный звук образует слог, поэтому сколько в слове гласных, столько и слогов.
Номер слайду 6
Номер слайду 7
Подбери проверочное слово, впиши безударную гласную: Ч..сать-Хл..стать-Тр..петать-Х..хетать-Гр..хотать-Щ..бетать-Упражнение 1
Номер слайду 8
Чесать – чешет.хлестать — хлесткий, трепетать — трепет, трепещет, хохотать — хохот, хохочет, грохотать — грохот, грохочет, щебетать — щебет, щебещет. Давай проверим!
Номер слайду 9
Из слов в скобках выбери одно или два проверочных слова. С…сна — ( сосновый, сосенка, сосны )ш…рокий — ( шире, широко, ширь )зв…зда — ( звездочет, звёздочка, звёздный )з…лёные — ( зеленеть, зелень, зелёнка )х…лода — ( холодный, холод, холодильник )г…лова — ( головушка, головы, головка )л…нейка — линейный, линия, разлинованный.
Упражнение 2
Номер слайду 10
Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.к…рмушка- ( о,а) — …………………………. д…ревья- (е,и) — …………………………….уг…щать- (а,о) — ……………………………..ст…рожить- ( а,о) — …………………………ш…лестеть- (е,и) — ……………………………… ш…рстяной- (е,и) — …………………………ж…стянка- (е,и) — ………………………………. м…рской- (о,а) — ………………………т…пло- (е,и) — …………………………. ж…мчужина- (и,е) -………………………Упражнение 3
Номер слайду 11
Напиши проверочные слова:село — ……………………………. дрова — ……………………………..стена — ……………………………. страна — ……………………………..волчонок — ……………………… морской — ……………………………. ленивый — .
……………………… весёлый — ……………………………скрипучий — ……………………. мастерить — ………………………….удивительный — ………………. менять — …………………………….лепить — ……………………… подчищать — …………………………. Задание
Номер слайду 12
Согласные звуки речи
Номер слайду 13
Что такое твёрдые и мягкие согласные? Начнем с того, что в нашей речи используются звуки, которые отличаются друг от друга различными характеристиками. Если звук образует струя воздуха, свободно выходящая из полости рта, то она формирует гласные звуки [о], [о], [у], [э], [и], [ы]. Остальные звуки речи произносятся с шумом. Шум получается, когда выдыхаемый воздух встречает различные препятствия на своём пути в виде языка, зубов, губ и пр. Так образуются согласные звуки. Они различаются по соотношению голоса и шума, поэтому бывают звонкими и глухими.
А ещё согласные могут различаться по признаку мягкости и твердости. Чтобы понять, что такое твёрдые и мягкие согласные, произнесём, например, очень похожие на первый взгляд слова «пар» и «пир»: пар [п а р] пир [п’ и р].
Номер слайду 14
Номер слайду 15
Все звонкие, глухие звуки согласных, кроме шипящих бывают твердые, мягкие.как произносится согласный звук, в русском языке зависит от его позиции в слове и от того, какие звуки идут после него. Так, если он стоит перед гласными а, о, у, ы, э, перед другой согласной или в конце слова (и после него нет мягкого знака), то звук произносится твердо.
Номер слайду 16
В русском языке есть три согласных звука, которые всегда остаются твердыми, независимо от того, какой звук идет после них и какую позицию в слове они занимают – в начале слова, в середине или в конце. Это ж, ш и ц. Так что даже когда пишется жи и ши, то произносится [жы], [шы].
Номер слайду 17
Мягкие согласные звуки характеризуются тем, что при произнесении средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Именно это позволяет определить мягкость согласного звука. Мягкие согласные звуки на письме обозначаются согласными буквами, на транскрипции используется знак ’. Мягкость согласных звуков выражается благодаря указывающим на мягкость согласных звуков гласным буквам я, е, ё, и, ю и мягкого знака. Следующие буквы могут обозначать мягкие и твердые звуки: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х.
Номер слайду 18
В русском языке мягкость согласных в письменной речи можно показать двумя способами. Первый способ – это буква «мягкий знак» (Ь). Буква «мягкий знак» — особенная. Она не обозначает звука! Но она может показать мягкость согласного звука на письме. Запомните! Мягкий знак – это орфограмма. Второй способ – это гласные буквы Е, Ё, И, Ю, Я. Эти буквы гласных звуков – большие труженицы. Они выполняют сразу две работы обозначают гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
Номер слайду 19
Номер слайду 20
В русском языке есть буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук: й, ч, щ.
Номер слайду 21
Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, тыква, огурец.
Номер слайду 22
Проверим. В первую корзину положили: свёклу(звук [в’]), репу(звук [р’]), помидор(звук [м’]),огурец(звук [р’]). Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.
Номер слайду 23
Запишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова. Возит – возить Трактор сено _____________ . Далеко ему ______________ . Говорит – говорить Ира по телефону _____________ . _______________ долго нельзя. Шест – шесть Вове ______________ лет. Петя взял _______________ . Жар – жарь От печки идёт _______________ .
Скорее ______________ рыбу. Удар – ударь Раздался ______________ . Ваня, _______________ в барабан.
Номер слайду 24
Прочитай слова. В некоторых словах забыли поставить мягкий знак. Найди эти слова и исправь ошибку. Подчеркни все мягкие и твердые звуки.лист окун карас пыл рол денрул нос сом бол сол мирлос крик лен слон мох гус
Номер слайду 25
Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые. Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.
Номер слайду 26
Задание. Запиши слова группами. Прочитай слова. Запиши сначала слова, в которых есть хотя бы один мягкий согласный звук. Затем слова, в которых нет ни одного мягкого согласного звука.
ДЕРЕВО, ДУБ, ПОДРУГА, ДОБРЫЙ, ДРУГОЙ, ОДЕЯЛО, ДЕЖУРНЫЙ, ДЯТЕЛ, ДОДЕЛАТЬ, ДОМА, ПОДОШЁЛ, ПОДАРОК, ВОДОПРОВОД, ВОДИТЕЛЬ, ПОГОДА, ЗАДЕЛ, УДИВИЛ.
Номер слайду 27
Правильный ответ: ДЕРЕВО, ДОБРЫЙ, ДРУГОЙ, ОДЕЯЛО, ДЕЖУРНЫЙ, ДЯТЕЛ, ДОДЕЛАТЬ, ВОДИТЕЛЬ, ЗАДЕЛ, УДИВИЛ. ДУБ, ПОДРУГА, ДОМА, ПОДОШЁЛ, ПОДАРОК, ВОДОПРОВОД, ПОГОДА.
Номер слайду 28
Теперь, давайте рассмотрим разделение гласных звуков на звонкие и глухие. Согласные звуки, образующиеся при участии голоса, называются звонкими: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р]. Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называются глухими: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Звонкие и глухие согласные образуют соотносительные пары: [б] – [п], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [в] — [ф], [ж] — [ш], [г’] — [к’], [б’] — [п’], [в’] — [ф’], [з’] — [с’], [д’] — [т’]. Звуки [л], [м], [н], [р] всегда звонкие, они не имеют соответствующих глухих звуков. Звуки [х], [ц], [ч] всегда глухие.
Номер слайду 29
Согласные звуки, которые произносятся с голосом, звучат ярче и звонче, чем другие согласные звуки. Поэтому их и назвали «звонкими согласными звуками». А вот другие согласные звуки, в образовании которых голос участия не принимает, назвали «глухими».
Номер слайду 30
Давайте проведем эксперимент. Произнесите звонкий согласный звук [Б]. Обратите внимание на то, что активно при этом работают губы. Они плотно смыкаются, а потом размыкаются, выпуская струю воздуха. Произнесите ещё раз: [Б] [Б] [Б]. А теперь произнесите глухой согласный звук П. Проследите, как работают губы. Произнесите ещё раз: [П] [П] [П]. Не правда ли, они двигаются так же, как при произношении звука Б. Произнесите попеременно: [Б] [П] [Б] [П] [Б] [П]. Обратите внимание, что губы двигаются одинаково. А вот голос то звучит, то «отдыхает». Такие звуки легко произносить друг за другом, в паре, то «включая», то «выключая» голос. Такие согласные звуки назвали парными.
Номер слайду 31
Звонкие согласные звуки – это звуки, в образовании которых участвуют и голос, и шум. Глухие согласные звуки – это звуки, которые создаются только одним шумом, без участия голоса. Парные по звонкости-глухости согласные звуки – это звуки, которые могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове.
Номер слайду 32
Но есть и звуки, которые такой пары не имеют. Их назвали непарными. Эта информация о согласных звуках представлена в специальной таблице. Чтобы легче было выучить парные и непарные согласные звуки, можно запомнить пары букв, которые обозначают эти звуки. Таких пар всего 6. Запомните их! Б — П, В –Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш. Не забывайте, что многие буквы обозначают два звука — мягкий и твёрдый согласный звук.
Номер слайду 33
Выдели красным цветом буквы. Выделите красным цветом буквы, которые обозначают в этих словах звонкие согласные звуки. Черничный пирог, шерстяной свитер.
Номер слайду 34
Правильный ответ: Черничный пирог, шерстяной свитер.
Номер слайду 35
Подчеркните слова, в которых есть согласные глухие звуки . КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ
Номер слайду 36
Проверяем. КОШКА, ЛАМПА, ГРИБ, ПОСТ, КОФТА, БАНОЧКА, БАБОЧКА, ВХОД, КОСА, УШКО, СЛАДКИЙ
Номер слайду 37
Оглушение и озвончение согласных звуков1) Звонкий согласный на конце слова или перед глухим согласным произносится как глухой. Такой фонетический процесс называется оглушением. ДУБ; звонкий согласный Б на конце слова произносится как глухой звук [П];СКАЗКА: звонкий согласный 3 перед глухим согласным К произносится как глухой звук [С]. ВСЕГДА: звонкий согласный В перед глухим согласным С произносится как глухой звук [Ф].2) Глухой согласный перед звонким согласным произносится как звонкий. Такой фонетический процесс называется озвончением. ПРОСЬБА: глухой согласный С перед звонким согласным Б произносится как звонкий звук [3′]. Примечание:• озвончение или оглушение наблюдается в тех словах, в которых подряд идут два согласных: глухой + звонкий = озвончение; звонкий + глухой = оглушение;• оглушение происходит в тех словах, на конце которых стоит звонкий согласный и после него нет гласного.
Номер слайду 38
Задание учащимся. Исправьте ошибки в словах. Почему они были допущены?Дуп, зуп, нарот, любофь, чесный, сонце, прелесный, крёсный.
Непарные согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие в таблице
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 141.
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 141.
Как известно, звуки речи можно разделить на гласные (произносимые только голосом) и согласные (в их произнесении участвует шум). Многие согласные можно разбить на пары по их характеристикам, но не все.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Парные и непарные согласные по глухости-звонкости
Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому – нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.
Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).
Сонорные – это очень звонкие согласные, голоса в них много, а шума мало.
Два сонорных согласных – [Л] и [Р] – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что [Р] в этом слове слогообразующее. Другие примеры – слова «Александр», «смысл».
Непарные звонкие согласные звуки – это как раз сонорные. Их пять:
- [Л],
- [М],
- [Н],
- [Р],
- [Й].
Иногда [Й] не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.
звонкие | б | в | г | д | ж | з | й | л | м | н | р | – | – | – | – |
глухие | п | ф | к | т | ш | с | – | – | – | – | – | х | ц | ч | щ |
По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук [Ц].
В этой статье мы рассматриваем лишь русские звуки речи. В других языках распределение по парам может быть иным. Например, в тибетском языке имеется глухая пара к звонкому [Л].
Пары по твердости-мягкости
Кроме глухости-звонкости, русские согласные образуют пары по твердости-мягкости.
Это значит, что одни из них на слух воспринимаются как более мягко звучащие. Тогда мы обычно как-то обозначаем это на письме: например, пишем мягкий знак или одну из гласных Е, Ё, Ю, Я.
Устная речь первична (любому понятно, что она появилась раньше письменной), поэтому неправильно говорить: «Звук [Н’] в слове КОНЬ мягкий, потому что после него стоит Ь». Напротив, мы пишем Ь, потому что Н’ мягкий.
По твердости-мягкости согласные также составляют пары. Но и в этом случае не все. В русском языке есть непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки.
Непарные твердые согласные звуки – это, в основном, шипящие ([Ж], [Ш]) и [Ц]. Они всегда образуются у дальнего нёба.
А вот в предке нашего языка, старославянском, напротив, [Ж] и [Ш] были всегда мягкими и не имели твердой пары. Тогда мягкими не бывали [К], [Г] и [Х]. В настоящее время можно встретить (некогда единственно возможное) произношение с мягким [Ж’] [ДРОЖ’Ж’И] или [ДОЖ’] (дождь), но это теперь необязательно.
Непарные мягкие – это [Й’] и опять же шипящие [Ч’] и [Щ’].
То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими. Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится). Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.
Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется. Поэтому есть смысл запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН и т.п. Ь после Ч не нужен.
Звуки «совсем непарные»
В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например, в слове [П’ЭН’] (пень) звук [П’] парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ – П), а звук [Н’] парный по твердости-мягкости (Н’ – Н), но непарный по глухости-звонкости.
Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки [Й’] (непарный звонкий, непарный мягкий), [Ч’] (непарный мягкий, непарный глухой), [Щ’] (непарный мягкий, непарный глухой) и [Ц] (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это [Ц].
Что мы узнали?
Из статьи про парные и непарные согласные мы узнали, что в русском языке существуют как парные, так и непарные согласные. Парные согласные различаются по глухости-звонкости и по твердости-мягкости.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Василиса Козлова
8/10
Алия Карашаева
10/10
Сергей Ефремов
8/10
Ольга Горькова
9/10
Лилия Голомолзина
10/10
Оценка статьи
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 141.
А какая ваша оценка?
American English Pronunciation — #GOALS English
Если вы читаете этот урок, то вы знаете, что пришло время, время, которого так боятся многие изучающие английский: выучить звук «th» раз и навсегда! Да. Множественное число. «Й» ЗВУКИСССС.
ДВА согласных звука й?!?
Возможно, вы уже знаете это, но некоторые изучающие английский язык не знают. Для многих моих учеников это стало неожиданностью, и они часто спрашивают меня:
«Каково правило, когда нужно использовать разные звуки «й»?»
К сожалению, как и многие другие вопросы, касающиеся английского произношения, ответ таков: Правил нет.
ОДНАКО, я заметил небольшую хитрость, которая может помочь вам распознать два звука «й». Все сводится к тому, КАКОЙ буквой вы заменяете звуки, если / когда вы не знаете, как или вам трудно их произносить.
Вот что я имею в виду:
В звонкий звук «й» /ð/ , как в слове «мать» /ˈmʌðɚ/ часто заменяется этими звуками не носителями языка (и может даже использоваться в некоторых диалектах):
v — ‘muh-ver’ / ˈ mʌvɚ/
d — ‘muh- Der ‘ / ˈ MʌDɚ /
Z -‘ MUH -Zer ‘ / ˈ MʌDɚ /
), как в слове «мотылек» /ˈmɑːθ/ или «ванна» /ˈbæθ/ часто заменяется этими звуками:
Заметили что-нибудь об этих замещающих звуках? Они озвучены или не озвучены?
Вот в чем хитрость: Звонкий th часто заменяется звонкими согласными v, d и z, а глухой th часто заменяется глухими согласными f, t и s.
Итак, если вы искали волшебную формулу… Что ж, Дороти, щелкайте своими рубиновыми туфельками, потому что секрет был с вами все это время!
Вы, наверное, уже интуитивно знаете разницу, вы просто не знали, что знаете то, что знаете, понимаете?
Итак, у нас все еще остается животрепещущий вопрос:
КАК вы произносите звуки «th»?
Для этой части урока у меня есть это видео, чтобы продемонстрировать, как именно произносить согласные «th», а также примеры слов и предложений, чтобы показать вам, как произносить их в контексте:
Я надеюсь, что после просмотра этого урока английского о том, как произносить звуки «th», вы лучше поймете разницу между звонким и глухим звуком «th» и сможете лучше произносить эти звуки.
Для дополнительной практики со звонким звуком «й» я бы также посоветовал регулярно повторять эти две скороговорки/вокальные разминки:
«Если погода холодная,
Или жаркая погода,
Мы переживем погоду,
В любую погоду,
Нравится нам это или нет.
«Красная кожа, желтая кожа»
Если какая-либо часть этого урока показалась вам запутанной или трудной для понимания, дайте мне знать! Я постоянно ищу способы лучше преподавать и объяснять вещи, и хотел бы услышать ваши отзывы и вопросы.
Если вы хотите изучать английский язык и избавляться от акцента онлайн с Моникой (это я!), я всегда принимаю новых студентов. Мы можем вместе провести бесплатную 15-минутную консультацию, чтобы обсудить ваши конкретные цели в английском, проблемные области и стиль обучения. Свяжитесь со мной сегодня по адресу: [email protected]
Как произносится звук /th?
29 января 2020 г.
В американской речи два согласных звука /th/. Один глухой, другой звонкий. Говорящие с акцентом обычно заменяют этот звук на /t/ или /d/, потому что это наиболее знакомое и наиболее близкое приближение к их существующему звучанию. Этот звук может показаться неловким, потому что кончик языка отрывается изо рта. Когда /th/ произносится правильно, это быстрое движение, незаметное для окружающих. Тем не менее, кончик языка, покидающий полость рта, является странным новым ощущением для говорящих с акцентом. Практика поможет этому звуку стать естественным.
Как произносить звук /th/
Безмолвный /th/
- При произнесении глухого звука /th/ кончик языка проходит мимо верхних зубов и слегка выходит за пределы рта. Это движение кажется необычным для большинства людей, поскольку ни один другой звук не требует, чтобы ваш язык двигался за пределы рта. Это единственный звук, при котором кончик языка проходит мимо верхних зубов в американской речи. Это новый звук для многих акцентированных динамиков. Примечание: Не надо слишком сильно высовывать язык.
- Когда ваш язык проходит мимо верхних зубов, между языком и верхними зубами должно оставаться пространство для прохождения воздуха. Воздух, который проходит между вашим языком и верхними зубами , и создает звук /th/.
- Ваш язык едва касается верхних зубов. Контакт очень легкий. Не применяйте слишком много силы и не взрывайте воздух.
- Безмолвное /th/ мягкое, без особого звука. В этом звуке очень мало «звука». Обязательно придайте звуку плавность и не обрезайте звук слишком коротко.
- Если ваш язык касается зубов или используется слишком много нагнетаемого воздуха, звук будет казаться «густым» и слишком громким. Ваше произношение будет восприниматься слушателем с акцентом. Держите язык немного ниже верхних зубов, чтобы воздух проходил между верхними зубами и языком для правильного воспроизведения звука .
- Как только звук был произнесен, ваш язык быстро перемещается обратно в рот, чтобы занять позицию для следующего звука.
Звонкий /й/
Позиция для звонких /th/ такая же. Единственная разница здесь в том, что вы используете свой голос для создания звука. Для звонких /th/ ваш язык имеет легкий контакт с верхними зубами, чтобы помочь создать звук. Для звонких звуков /th/ требуется большее напряжение языка. Этот звук также имеет некоторую продолжительность. Дайте звуковому потоку и не обрезайте его слишком коротко. Распространенная ошибка с акцентом — не придание этому звуку должного течения.
Распространенная ошибка с ударением: Распространенная ошибка с /th/ заключается в том, что говорящий помещает свой язык в правильное положение, но не может направить поток воздуха по языку . Когда возникает эта ошибка, звук не имеет плавности и будет звучать неправильно, даже если вы все сделали правильно с расположением языка.
Как произносить звук «q» | Языковой урок
Этот урок произношения предназначен для детей в возрасте 3-6 лет, чтобы помочь им произносить букву «q», используя ее фоновое звучание.
Изучение фонетических звуков очень важно для детей, так как это помогает им читать быстрее и более бегло. Это первый шаг в изучении орфографии и словарного запаса.
В нашем предыдущем видеоуроке мы узнали о фонетике, важности изучения фонетики и фонетическом звучании алфавита до буквы «р». Этот видео урок 17-й по счету обучения звучанию букв.
Почему фонетика?
Акустика — проверенный способ обучения, помогающий детям эффективно читать. Он учит детей легко расшифровывать буквы слов при устном произнесении и учит их тому, как образуются слова.
Изучение фонетики помогает ребенку подготовиться к более сложному чтению и чтению. Он также учит науке формирования слов и произношения, чтобы избежать ошибок, которые будут мешать их общению.
Как произносится звук «ц»?
Q — согласная, и обычно она состоит из двух звуков, которые нужно произносить с помощью 9.0003
Буква «q» произносится как /kw/ в таких словах, как странный, тихий, вопрос, шутка, очередь, тихий, перепел, аквавит, Водолей, водный, поиск, приобретение и т. д.
Чтобы произнести этот звук –
Первый звук – /kw/, который произносится прижатием задней части языка к мягкому небу в задней части рта. Вытолкните воздух изо рта на заднюю часть языка, а затем выпустите воздух. В то же время вам нужно сделать звук /w/. Этот звук издается путем округления губ в круглую форму, а затем их расширения, когда вы выталкиваете воздух изо рта.
Ваши голосовые связки не вибрируют, когда вы произносите /k/, но вы должны начать вибрировать, когда произносите /w/. Это быстрый переход, и он потребует практики.
В большинстве английских слов qu произносится как комбинация K и W. Однако в некоторых словах qu произносится как K без W.
Этот звук используется в таких словах, как античный, qindarka, Quran, Qatar, quiche и т. д.
Чтобы произнести звук /k/, поднимите заднюю часть языка, чтобы коснуться нёба, а затем отпустите. Звук [к] произносится на вдохе.
Как познакомить ребенка с произношением «к»?
- Пригласите ребенка к столу и скажите, что сегодня мы будем учить звук, который производит буква «к».
- Покажите ребенку, как выглядит буква «к» и как звучит буква «к».
- Произнесите это несколько раз, произнося звуки /kw/ и /k/.
- Попросите ребенка повторить звук за вами.
- Покажите ребенку картинку или миниатюру со словами, начинающимися с буквы q, например, королева.
- Повторять звук «q» каждый раз, показывая изображение ферзя.
- Теперь покажите другую картинку, начинающуюся с буквы q, и снова произнесите звук буквы q.
- Поощряйте ребенка издавать звук «к», когда ему показывают картинку.
Другие способы познакомить ребенка с буквой q
- Q для одеяла – дайте детям несколько широких полос бумаги или грубой ткани и попросите их плести, пересекая друг друга, как на циновке. Ими можно украсить бордюры и сделать одеяло для куклы или мишки. Когда они плетутся, пусть произносится q для стеганого одеяла.
- Q для кряканья – пусть дети попрыгают с уткой, и каждый раз, когда они прыгают, они должны громко издавать кря-кря
- Q для четверти: раздайте детям 4 листа бумаги, разрезанных на четверть, и попросите их соединиться вместе, чтобы образовать круг. Так ребенок поймет и четверть целого круга. Попросите их продолжать произносить q-четверть по мере того, как они делают круг.
- Раскрашивание Q-образных рисунков может быть забавным и поможет детям развить моторные навыки, когда они произносят Q
Это видео позволяет ребенку изучить короткий согласный звук английской буквы «Q» и выучить слова, начинающиеся с нее, такие как королева, лоскутное одеяло и кварц. Звуки повторяются для каждого слова, чтобы ребенок мог точно слышать и произносить буквы.
Видео с произношением по теме:
- Произношение буквы «j»
- Произношение буквы «г»
- Произношение буквы «л»
- Произношение буквы «р»
Для получения дополнительных ресурсов по произношению и английскому языку нажмите здесь.
Видео создал: Стрыкун Елена
Часто задаваемые вопросы
Буква q сама по себе производит только один звук. Видео иллюстрирует, как формируется слово, разделяя его на отдельные фонемы, выделяя изображения слов, начинающихся с букв «q», составляющих звук, и смешивая их вместе для получения звука /kw/.
Q — глухая согласная.
- Озвученные согласованные составляют B , D , G , L , R , M , N , Z и Consonantal , , , , , , , , , , , , , .
- Беспроигрышные согласные составляют P , T , C ( K , Q ), F , H , S и x .
Буква q в Монтессори представлена с помощью звукового звучания и изображений слов, начинающихся с q. Чтобы получить звук q, попробуйте произнести /kw/. Чтобы узнать больше, посмотрите подробные инструкции здесь.
В. Есть ли разница между отсечением и ограничением?
В чем разница между клиппированием и лимитированием? Является ли мягкий клиппер просто ограничителем с очень быстрой атакой и временем восстановления? Где бы вы обычно предпочитали одно другому?
Джо Бейтс, по электронной почте
Хотя отсечение и ограничение — похожие процессы, это не одно и то же. Как видно из рисунка, отсечение резко останавливает сигнал от превышения максимального предела напряжения, вызывая искажения. Ограничение — это гораздо более контролируемый процесс, в котором сигнал специально ослабляется, чтобы избежать клиппинга.
SOS Технический редактор Хью Робджонс: На чисто техническом уровне клиппирование происходит, когда структура усиления пошла ужасно неправильно, а ограничением является контролируемое применение снижения усиления, чтобы избежать клиппинга! Оба являются нелинейными процессами, хотя и по-разному, и оба вносят продукты искажения. Мягкое отсечение по-прежнему является отсечением, но с чуть менее агрессивным началом отсечения: по сути, это комбинация лимитирования перед отсечением.
Отсечение происходит, когда амплитуда аудиосигнала превышает максимальное напряжение (или квантизацию), допустимое системой. В результате выходной сигнал резко останавливается на пределе напряжения (или квантования), поэтому верх и низ формы звуковой волны фактически «отрезаются». Это то, что неизбежно приводит к сильным гармоническим искажениям. Система полностью линейна вплоть до уровня клиппинга, а затем ужасно нелинейна, поэтому сигналы немного ниже уровня клиппинга передаются без изменений, а те, что на уровне клиппинга или выше, искажаются, что приводит к добавлению сложных дополнительные гармоники, которых не было в оригинале.
В аналоговых системах, если отсечение очень короткое, мы обычно вообще не воспринимаем результирующее искажение. Однако в цифровых системах мы часто можем распознать это, потому что цифровое отсечение создает неестественные ангармонические искажения из-за наложения спектров. Это особенно очевидно для сигналов с четко определенной гармонической структурой, таких как фортепиано, голоса и т. д. Шумоподобные источники, такие как тарелки и малые барабаны, при наложении создают больше шумоподобных искажений, поэтому, хотя тембр может немного измениться, обычно это не будет распознано как искажение.
Ограничение — это гораздо более контролируемый процесс, когда громкий сигнал на короткое время ослабляется, в частности, во избежание клиппирования. Краткосрочные динамические изменения вносят некоторую форму искажения, но это гораздо более щадящая форма, и, опять же, ее редко распознают как таковую. Система линейна до предельного уровня, выше которого форма волны уменьшается по амплитуде, но более или менее сохраняет свою первоначальную форму и, таким образом, остается гармонически неповрежденной. Возникающее в результате искажение обычно незначительно.
Как технический инженер, я бы сказал, что отсечение является неисправностью, которой всегда следует избегать, и что пиковый контроль всегда должен достигаться с помощью быстродействующего ограничителя. Однако, как инженер по микшированию, я знаю, что гармонические искажения, создаваемые аналоговым клиппированием, иногда могут быть полезным инструментом с художественной и музыкальной точек зрения в правильном контексте. Он производит совсем другой звук, и, в конце концов, предполагаемый звук — это то, что будет определять, является ли отсечение, мягкое отсечение или ограничение подходящей формой обработки.