Разное

Звук ц это твердый или мягкий: Буква “ц” твёрдая или мягкая? Звонкая или глухая?

Содержание

Конспект открытого урока по обучению грамоте “Твердый звук [ц], буквы Ц,ц.”

     Конспект открытого урока по обучению грамоте

                      1 класс, УМК «Школа России»

Тема: Твёрдый   согласный   звук [ц],  буквы  Ц, ц.

Цель: познакомить с новым звуком [ц] – всегда твёрдым и глухим; с  новыми  буквами   Ц, ц; совершенствовать навыки чтения; дать представления об особенностях произнесения буквы Ц; развивать у учащихся фонематический слух.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация с буквой Ц, учебник «Азбука» с.50-51, картинки с изображением цапли, цыпленка, цифр,

кузнеца.

 

                                                         Ход урока.

1.  Организационный   момент

Громко прозвенел звонок −

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Друзья мои! Я очень рада.

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда внимание ваших умных и пытливых глаз.

-Настроение -важный момент в нашей жизни.

 Улыбнитесь друг другу, подарите добрые слова.

Мы сегодня будем наблюдать,

 Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

 

2.  Актуализация  знаний

– Ребята, давайте заглянем  в  гости   к  буквам,  с  которыми  вы    уже  знакомы.

– Ребята, с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? ( Ю) В чем ее особенность?( может обозначать два звука?)Когда?

Работа  по  ленте  букв:

–  Вспомните,  пожалуйста,  кто  живёт  в  синем  домике?( буквы,  обозначающие  согласные   звуки)

–  Назовите  признаки  согласных  звуков.(когда  мы  произносим  согласные  звуки,  во  рту  встречаются преграды:  губы, зубы,  язык;  воздух  выходит  не  свободно;  согласные  звуки  произносятся  с  голосом  и  шумом  или  только  с  шумом)

–  Назовите  буквы,  обозначающие  звонкие  согласные  звуки?

–  Назовите  буквы,  обозначающие  глухие  согласные  звуки?

–  Назовите  буквы,  которые  обозначают  всегда   мягкий  согласный  звук?

–  Назовите  буквы,  которые  обозначают  всегда  твёрдый  согласный  звук?

–  Буквы  рады,  что  вы  их  не  забыли!

 

3.   Постановка  темы  и  цели   урока. (проблемная ситуация)

– Хотите узнать, с какой буквой мы сегодня познакомимся? Я вам предложу сейчас несколько вариантов, как можно узнать, что это за буква, а вы послушайте и выберите какой-нибудь один.

1) Я вам просто назову эту букву.                                                                                                                      2) Можно открыть азбуку и там найти эту букву.                                                                                            3) Я буду вам загадывать загадки, а вы постарайтесь их отгадать, а потом мы вместе узнаем, что за буква пришла на урок.

Загадки:   ( Слова – отгадки вывешиваются на доску.)

1)    На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад-

Ищет в речке лягушат.   (Цапля).

 

2)    Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выскочило чудо. (Цыплёнок).

 

3)    Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете. (Цифры).

 

– Что заметили общего в  словах-отгадках? ( Во всех отгадках есть буква «ц»).                                         

 – Кто может назвать тему нашего урока?    (Буква «Ц»). (открыть плакат)                                                                                                       – Давайте поставим перед собой цели. Чему мы должны научиться на уроке?

– Познакомиться…. с новой буквой.                                                                                                                – Узнать какие звуки….. она обозначает.                                                                                                                 – Научиться читать…… слова и слоги с этой буквой.

4. Работа по теме урока.      

   1) Знакомство  со  звуком  [ ц ]:

–  произнесём  звук  хором.

– когда  вы  произносили  звук,  воздух  выходил  свободно  или  во  рту  встретились  преграды?  (встретились  преграды)

–  что  вам  мешало  произносить  звук? (губы,  зубы, язык)

Вывод:  звук  [ ц ]  –  согласный.

–  закройте  ушки  ладошками,  произнесите  звук.

–  как  он  звучит:  с  голосом  и  шумом  или  только  с  шумом?  (только  с  шумом)

Вывод: звук [ ц ] – глухой.

–  назовите  слоги: (на  доске)  ЦЫ,  ЦИ

–  что  заметили ?  (произносим  одинаково)

Вывод:  звук  [ ц ]  –  всегда  твёрдый.

–  как  будем  обозначать  звук  [ ц ] ?  (синим  квадратиком)

 

Подведём  итог.

–  дайте  характеристику  новому  звуку  [ ц ]

(звук  [ ц ]  – согласный,  глухой,  всегда  твёрдый).

 

2) Знакомство   с  буквами  Ц, ц.

– Пришло  время  познакомиться  с  буквой,  с помощью  которой  обозначается  звук

  [ ц ].

Внимание,  на  доску:

            Буква  П (э)  домой  вернулась,

            Раз-два-три,  перевернулась,

            Превратилась  в  букву  Ц (э)

            С  ножкой  маленькой  в  конце.

–  На  что  похожа  буква  Ц(э) ? ( ответы  детей)

 

Рис. 1      Буква   Ц (э) –  внизу  крючок,                 

                Точно  с  краником  бачок!

Рис.  2     Вот  какая  буква  Ц (э),

                С  коготочком  на  конце.

                Коготок – царапка,

          Как  кошачья  лапка.

– А зачем нам две буквы «Ц, ц»?  (открыть букву Ц,ц)

 (С заглавной буквы пишутся имена собственные, а имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).                                                                                                        

-Буква  Ц (э)  бывает  печатная  и  письменная,  заглавная  и  строчная.

(показать на карточку)

  

 5. Физкультминутка.

(Видео «Цыпленок» 1:30 )                                                                                                               

6. Продолжение работы по теме урока

–  Ребята,  пока  мы  с  вами  отдыхали,  у  цыплёнка   случилась  беда:  ветерок  дунул  слишком  сильно  и  поломал   звуковую  схему  слова.

–  Поможем  цыплёнку  справиться  с  бедой( поможем).

 

1) Игра  «Собери  схему  слова».

Внимание,  на  доску.

 

Работа  «цепочкой»  с  подсказками  учителя.

 

–  произносим  слово 

цып-лё-нок  по  слогам (ладошку  к  подбородку):

–  сколько  в  слове  слогов?  (три  слога)

–  назовите  первый  слог? (  цып-)

–  что  услышали  в  начале  этого  слога?  (слог-слияния)

–  какой  это  слог-слияния? (твёрдый)

–  почему? (звук  [ ц ]  –  всегда  твёрдый).

–  что  слышим  в  конце  этого  слога? (звук [ п ])

–  дайте  ему  характеристику?  (звук [ п ]- согласный, глухой, парный, твёрдый)

–  назовите  второй  слог?  (лё-)

–  что  услышали? (слог-слияния)

–  какой  это  слог-слияния? (мягкий)

–  почему? (буква  ё  образует  мягкий  слог-слияния)

– назовите  третий  слог? (нок)

–  что  услышали  в  начале  этого  слога?  (слог-слияния)

–  какой  это  слог-слияния? (твёрдый)

–  почему? (буква  о  образует твёрдый  слог-слияния)

–  что  слышим  в  конце  этого  слога? (звук [ к ])

–  дайте  ему  характеристику?  (звук [ к ]- согласный, глухой, парный, твёрдый)

–  произнесите  слово  ещё  раз,  определите  ударный  звук? ( звук  [ о ]).

 

Цыплёнок  благодарит  вас  за  помощь.

 

2)Чтение  по  слоговой  таблице:

ЦА   ЦО   ЦУ   ЦЫ   ЦЕ   ЦИ (на доске)

 

3) Чтение текста на карточке.

–  Ребята,  пока  мы  с  вами читали слоги,  наш  цыплёнок  что-то  совсем  загрустил.

–  Хотите  познакомиться  с  его  семьёй?

–  Слушаем  задание:  прочитать  текст  на  карточке,  подчеркнуть  карандашом  все  слова,  в  которых  встретится  новая  буква  Ц.

 

Текст:

Наступила  весна.  

У  курицы  появились  цыплята.

Она  назвала  их  ЦЫП  и  Цыпочка.

Цыплята  были  жёлтенькие,  как  солнышко.

Мама – курица   гордилась  детьми.

 

 Чтение  текста  по  цепочке: (по предложению)

–  Назовите   слова  с  буквой  Ц?  (курица,  цыплята,  Цып,  Цыпочка)

–  Подумайте,  какой  вопрос  вы  бы  могли  задать  своему  соседу  по  содержанию  текста?

 

Вопросы  детей  друг  другу:

Когда  появились  цыплята?

Как  курица  назвала  цыплят?

На  что  они  были  похожи?

Как  мама-курица  относилась  к  своим  детям?        

 

4)Игра  «Прятки».   (на  доске)

циркуль

холодец

цветок

образец

улица

–  найдите  в  данных  словах   спрятанные  другие  слова

(карточки  открываются  постепенно)

–  чем  похожи  слова  в  левом  столбике?  (есть  буква  Ц)

 

5)Чтение слов.  Работа по учебнику (  Азбука с.51).                                                                                            – Прочитайте слова, написанные в учебнике.                                                                                                     – Кто такой кузнец?  (Кузнец – это человек, который работает в кузнице.)                                                                                               А есть ли другое значение у этого слова?      (Это такое насекомое).                                                                 – Что такое кузница?    (Кузница – это то место, где работает кузнец).                                                                                                                                                                 – А какую работу выполняют кузнецы? (Они выковывают из металла различные изделия.)

 -А раньше ещё кузнецы подковывали лошадей. Давайте прочитаем об этом в стихотворении. (картинка)

6) Первичное чтение стихотворения.                                                                                                                        – С какой просьбой автор обратился к кузнецу?    (Подковать жеребца).                                                                                                       – Что случилось с жеребцом? Подтвердите свой ответ строчками стихотворения.                                                     (Захромал мой жеребец)                                                                                                                                                       – А почему это могло произойти?      (Свободное высказывание детей).                                                                                                                                     – С наступлением зимы опасно стало  ходить по скользким дорогам. Что бы вы посоветовали нашим гостям, мамам и всем пешеходам?

 

7) Прослушивание текста с заданием.

Задание:  постараться  запомнить  как  можно  больше  слов  со  звуком  [ ц ].

Цыплёнок Цып.

Цыплёнок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.

-Мама, ты неправильно сидишь! Видишь, никто не вылупляется больше!

Курица так удивилась, что только глазами захлопала.

-Ну, ты посиди,- говорит Цып, а я пойду, прогуляюсь.

Вышел Цып в поле, подошёл к цветку и говорит:

-Неправильно ты цветёшь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.

Сказал и пошёл дальше. Смотрит – гусеница ползёт.

-Эй, гусеница, ты неправильно ползёшь.

-А как же надо? – удивилась гусеница.

-Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет.

Сказал и пошёл дальше. Смотрит – цапля лягушек ловит.

-Эй, цапля, ты же неправильно ловишь. Смотри, как надо! И как прыгнет в болото.

Тут бы Цыпу и конец пришёл, хорошо – цапля его вытащила.

-Чтобы учить, – говорит цапля, – надо самому что-нибудь знать.

Понял Цып?

(Г.Юдин)

 

7.  Итог  урока  (рефлексия).

 

–  Думаю,   что  наш  урок  для  каждого  из  вас   был  нужен  и  полезен.

–  А  почему,  вы  расскажете  сами:

–  что  нового  мы  узнали?

           Мы  познакомились  с  новым  звуком  и  буквой,  его  обозначающей.

–  расскажите  всё,  что  вы  узнали  о  букве  Ц?

Ответы детей:

 

Буква  Ц  живёт  в  синем  домике,  потому  что  обозначает  согласный  звук.

Она  живёт  на  первом  этаже,  потому  что  обозначает  глухой  звук.

Буква  Ц  имеет  один  звук,  он  всегда  твёрдый.

Буква  Ц  бывает  печатная  и  письменная,  заглавная  и  строчная.

Буква  Ц  может  стоять  в  начале,  в  середине  и  в  конце  слова.

 

 

 

Звук «ц» твёрдый или мягкий, звонкий или глухой? — «Семья и Школа»

Содержание

Согласные звуки речи -Звонкие и глухие (парные и непарные). -Твердые и мягкие (парные и непарные).

Перегляд файлу

звонкие

б

в

г

д

ж

з

й

л

м

н

р

глухие

п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч

щ