Разное

Зрительное восприятие дошкольников: Зрительное восприятие дошкольников | Дефектология Проф

Содержание

Развитие зрительного восприятия у дошкольников: особенности, цветовосприятие

Содержание

  • 1 Особенности развития зрительного восприятия в детстве
    • 1.1 Особенности восприятия изображения
  • 2 Цветовосприятие у детей дошкольного возраста
    • 2.1 Средства развития восприятия цвета
  • 3 Игры на развитие зрительного восприятия у дошкольников

Большая часть людей относится к визуалам – той категории человечества, которая воспринимает мир, прежде всего, глазами. Чем вызвано данное преобладание? Как протекает развитие зрительного восприятия у дошкольников, если в дальнейшей жизни у большинства из нас этот канал восприятия доминирует по отношению к другим? 

Особенности развития зрительного восприятия в детстве

Зрительное и тактильное восприятие опережают в развитии другие познавательные процессы. Они начинают функционировать с первых дней жизни и уже в дошкольном возрасте приобретают характеристики управляемости и целенаправленности.

В раннем детстве ребенок воспринимает предмет по его отдельному наиболее яркому признаку. Переход на дошкольный этап развития совпадает с расширением зрительного восприятия. Взгляд  ребенка охватывает все больше деталей и признаков объекта, попавшего в поле его внимания.

Это самый быстрый способ получения комплексного представления об окружающем, поэтому зрительное является ведущим видом восприятия в дошкольном возрасте.

Восприятие становится более точным и полным благодаря предметным действиям. Ребенок прикладывает друг к другу и примеряет детали, из чего получает первичные знания о размерах и формах.

Особенности зрительного восприятия у дошкольников основаны на том, что в этом возрасте еще только формируются эталоны, на которые ребенок ориентируется, познавая новый предмет.

Информация поступает из внешнего мира и разрастается как снежный ком. Дети оперируют тем, что уже знают, и непроизвольно структурируют то, что они наблюдают. Новые объекты и их свойства они соотносят с ранее знакомыми. Коробки и кубики напоминают им домик, все округлые предметы – мячик, а колечки – колесо.

То есть, происходит зрительное соотнесение с неким образцом, который ребенок непроизвольно выбрал в качестве мерки.

Также важнейшей особенностью данного вида восприятия является то, что зрительные перцептивные функции в детстве объединяют в себе действие других ориентировочных сигналов. Если взрослый определенно пожелает прислушаться к звукам природы, принюхаться к аромату фрукта, то дошкольник, без специального побуждения, только смотрит на все широко открытыми глазами.

Особенности восприятия изображения

На 3-ем году жизни формируются зрительно-двигательные координации более высокого уровня, чем те, которые проявляют малыши в раннем возрасте. Зрительные анализаторы обеспечивают сосредоточение и последовательное движение взора при рассматривании всего вокруг.

Чрезвычайно полезно рисование с детьми 3 4 лет. Глаза начинают управлять мелкими движениями руки, в результате чего ребенок способен не случайно, а целенаправленно нарисовать карандашом какие-то линии или завитки.

Первые изображения, с которыми имеют дело дети, являются свободной проекцией реальных предметов на плоскость. Они отражают зрительно воспринимаемый облик окружающих объектов.

Еще несколько месяцев – и зрительное восприятие порадует новым достижением. Младший дошкольник уже не только изобразит каракули, но и увидит в них знакомые ему образы. Это очень важный этап, потому что ребенок учится устанавливать связь изображения с настоящим предметом.

Прежде всего, дошкольник пытается передать в своем рисунке форму предметов. А вот цвет еще не завоевал столь важного значения, чтобы его реалистично передавать. Или наоборот: он находится вне конкуренции, и ребенок выбирает исключительно по своему усмотрению. Поэтому в детских рисунках сплошь и рядом наблюдаются красные деревья, синие дома и разноцветные человечки.

Цвет и размер изображений до старшего дошкольного возраста передает не реальные признаки, а отношение юного художника к тому, что он рисует. Любимая мамочка появится на листе наряженной в красные одежды, а изображение строгой воспитательницы – в черно-коричневых тонах. Это не означает каких-либо нарушений зрительного восприятия, так как дошкольник изображает свое комплексное представление и отношение к объекту.

Цветовосприятие у детей дошкольного возраста

Вряд ли у кого-то есть сомнения, что цвет – первый признак, бросающийся в глаза. Однако дети от рождения не наделены способностью цветоразличения. Восприятие цвета детьми происходит постепенно.

На первом году жизни малыши осознают только отличительность расцветки одной игрушки от другой. О конкретных цветах они еще не знают.

Первые цвета, которые малыш различает и запоминает, – красный и желтый. К младшему дошкольному возрасту он уже знает оранжевый, зеленый и синий, но два последних может спутать, если ему показывать абстрактный предмет, а не известный образ. Елочку ребенок точно назовет зеленой, а с кружочком какого же цвета может ошибиться.

Пятилетние дети не только воспринимают всю палитру спектра, но и заинтересовываются различением цветовых оттенков. Такой интерес связан с развитием как цветовосприятия, так и речи. Ведь каждый оттенок имеет свое название, да еще так занятно образующееся: светло-коричневый, темно-синий…

Некоторые сложные оттенки дети начинают воспринимать не ранее старшего дошкольного возраста. К ним относятся бордовый, бирюзовый, горчичный, лиловый и др. Сложность вызывает как различение подобного цвета, так и вспоминание названия.

Средства развития восприятия цвета

Чтобы быстрее освоить с детьми дошкольного возраста цветовую палитру, проводите познавательные игры и упражнения. Вот несколько примеров:

  1. Превращение воды в разноцветную. Налейте воду в прозрачные стаканчики и вместе с ребенком придайте ей различные цвета, растворив немного краски. Получите разные оттенки одного цвета – от светлого к интенсивно насыщенному. Этот эксперимент станет для дошкольника незабываемым открытием и поможет понять закономерность получения оттенков.
  2. Создание модного гардероба для куклы. Озадачьте малыша желанием куклы иметь одежду или аксессуары одного цвета. Вместе подберите подходящий шарфик, заколку, ремешок и пр.
  3. Рисование с использованием выбранного цвета. Предложите нарисовать семью так, чтобы у каждого в наряде была деталь одного и того же оттенка.

Полезно практиковать соревнование, кто найдет больше предметов своего цвета. Например, ребенок выберет красный цвет, а вы – синий. Достаточно просто указывать на предмет соответствующего цвета, обнаруженного в непосредственном окружении. Не забудьте первый раз проиграть, чтобы не отбить охоту у ребенка упражняться в поиске соответствующих объектов.

Игры на развитие зрительного восприятия у дошкольников

Игра «Фотограф». Назначение: Развитие восприятия, наблюдательности и памяти.

Ход игры (желательно, чтобы принимали участие не менее трех человек). Два участника становятся друг против друга. Один из них выступает в роли фотографа, а другой – позирует для «снимка». «Фотографу» необходимо внимательно осматривать своего «клиента» в течение 1-1,5 минут. Отвернувшись, он описывает внешность и одежду своего партнера по игре. Третий участник отмечает, сколько деталей названо верно, и сколько допущено ошибок.

Игра «Цветное фигурное лото». Назначение: развитие зрительного восприятия, закрепление формы и цвета.

Ход игры. 1) Подготовьте набор из 35 геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники и овалы (для ведущего). Используйте для каждой фигуры все цвета радуги. 2) Сделайте несколько карточек, на которых изображены  5 перечисленных фигур, но окрашены в различные цвета. Дайте ребенку одну такую карточку, если он младший дошкольник, 2 – пятилетнему ребенку и 3 карточки, если играете со старшим дошкольником.

Игра состоит в том, что ведущий показывает одну фигуру, ребенок смотрит, есть ли у него изображение такой фигуры. Участник сообщает о найденном изображении (или его отсутствии), получает фигуру и кладет на соответствующее место. Дети постарше проговаривают: «Это овал синего цвета» и пр. В случае участия нескольких детей в игре обязательно определяйте победителя. Им станет тот, кто первым закроет все свои карточки.

Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Мамулькина Виолета Евгеньевна
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
студентка 3 курса факультета педагогики и психологии – центр педагогического образования, направления подготовки Специальное дефектологическое образование, направленность Специальная психология

Аннотация
В данной статье раскрываются особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, обосновывается необходимость целенаправленной работы по развитию зрительного восприятия, а также предлагаются примеры упражнений для проведения этой работы.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, дети с нарушением зрения, развитие зрительного восприятия

Mamulkina Violeta Evgenevna
Priamursky State University named after Sholom – Aleichem
3rd year student of the Faculty of Pedagogy and Psychology – the center of teacher education, training areas defectlogical Special education directed specifically psychology

Abstract
This article describes the peculiarities of visual perception of preschool children with visual impairments, the necessity of purposeful work on the development of visual perception, and offers examples of exercises for this work.

Библиографическая ссылка на статью:
Мамулькина В.Е. Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения // Психология, социология и педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/02/4487 (дата обращения: 24.02.2023).

Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.

Нарушение зрения – это психофизическое нарушение, проявляющееся в огра­ничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь про­цесс формирования и развития личности. Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врож­денные – обусловлены повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития или являются следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения; приобретенные – последствие заболеваний органов зрения, заболеваний центральной нервной системы, осложнений после общих заболеваний организма, травматических повреждений мозга. Время наступле­ния зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и фи­зического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем больше выражены вторичные отклонения.

Детей с нарушением зрения можно разделить на две категории: слепые и слабовидящие.

Слепые дети это дети с полным отсутствием зрения. У них возможно сохранение светоощущения или остаточного зрения (до 0,04) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Важнейшим фактором ориентировки этих детей в окружающей действительности является усиленная ориентировочная реакция на звуки.

Слабовидящие дети со значительным снижением зрения, имеющие остроту зрения на лучше видящем глазу (с использованием очковой коррекции) 0,05-0,2 или выше, при значительном нарушении других зрительных функций (цвето- и светоощущений, периферического и бинокулярного зрения). Характерным для данной патологии является недостаточность зрительного восприятия, фрагментарность, замедленность, вследствие чего наблюдается обедненный чувственный опыт; нарушение цветоощущения, затруднения в пространственной ориентировке.

Психическое развитие детей, страдающих нарушениями зрения, характеризуется различными особенностями. Одной из них является сокращение и ослабление зрительного восприятия.

По мнению Литвака А.Г. [2], восприятие – что психический процесс отражения предметов явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта.

Зрительное восприятие при снижении остроты зрения, нарушении светоощущения, сужении поля зрения резко отличается от восприятия нормально видящих по степени полноты, точности и скорости отображения.

Скорость и правильность зрительного восприятия у детей с нарушением зрения зависят в первую очередь от остроты зрения. У слабовидящих острота зрения также существенно влияет на скорость восприятия: снижение остроты зрения влечет за собой снижение скорости восприятия. Скорость зрительного восприятия не является величиной постоянной, она изменяется под воздействием разнообразных факторов: величины и сложности объектов, уровня освещенности, утомления и т.

д.

Нарушения зрения влияют не только на скорость, но и на качество восприятия – его точность, полноту, дифференцированность и другие свойства.

Снижение тонкости зрительных дифференцировок отчетливо проявляется у слабовидящих детей в процессе зрительного узнавания объектов. Данные дети плохо узнают знакомые им предметы. Низкий уровень дифференцированности визуального восприятия при серьезных нарушениях зрения проявляется в том, что слабовидящие в той или иной мере (в зависимости от остроты зрения) недостаточно точно различают или не различают вовсе не только сходные, но и существенно различающиеся между собой объекты.

Л.И. Плаксина [3], как и ряд других исследователей, отмечает у детей с нарушением зрения выраженные затруднения при необходимости осуществить специфическое узнавание. Это проявляется в том, что при узнавании им легче отнести воспринятый предмет категории рода, чем к категории вида. В силу этой особенности детям, например, легче увидеть в вошедшем во двор человеке просто дядю, а не соседа, почтальона или садовника, а к квадратам отнести и треугольники, и прямоугольники, и ромбы, так как это фигуры с углами. Данный факт свидетельствует о том, что характерной для данного контингента особенностью является неспецифичность узнавания, обусловленная невозможностью тонкой зрительной дифференцировки.

Борисова Е.А. [1] обращает внимание на такую особенность зрительного восприятия детей с нарушением зрения, как его инактивность. Глядя на какой-нибудь предмет, ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах, а довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета.

Об инактивном характере восприятия свидетельствует и неумение детей всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого. Рассматривая сюжетную картину, они часто неправильно ее толкуют, руководствуясь первым случайным впечатлением. Способность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания ситуации у детей вырабатывается с трудом.

Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности.

Перечисленные выше особенности зрительного восприятия обусловливают необходимость организации и проведения коррекционной работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения. Эта работа включает в себя упражнения по развитию восприятия цвета, формы и величины объектов, зрительно-пространственной и зрительно-моторной координации.

Упражнения для развития восприятия цвета предмета должны проводиться по следующей схеме. Сначала тифлопедагог показывает основные и оттеночные цвета, сопровождая наглядный материал словесной инструкцией, затем ребенок должен самостоятельно назвать основные и оттеночные цвета по предъявлению взрослого, и в завершении соотнести предметы по цвету, сопровождая свои действия речевыми высказываниями и пояснениями (“Посмотри, на эти цветы и покажи красный (синий, красный, оранжевый).

К цветам прилетели бабочки, какого они цвета? А теперь давай посадим бабочек на цветы так, чтобы они были одинакового цвета”).

Развитие восприятия формы предметов можно осуществлять, придерживаясь следующей схемы. В начале занятия тифлопедагог показывает и называет основные геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), после этого он предлагает ребенку назвать эти фигуры самостоятельно и для закрепления изученного материала предлагается соотнести геометрические фигуры с предметами окружающей обстановки, сопровождая свои действия речевыми высказываниями и пояснениями (“Посмотри на картинки (или “Посмотри  вокруг…”), покажи и назови предметы, которые похожи на круг, квадрат и т.д.”).

Для развития восприятия величины предметов, зрительно- пространственной и зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения можно порекомендовать следующие упражнения. Сначала ребенку предлагается 5-6 предметов разной величины, при этом показ сопровождается словесной инструкцией (“Покажи самый большой / толстый / высокий / широкий…”).

Затем следует предложить ему разложить комплект из 5-6 предметов в возрастающей или убывающей последовательности с обязательным речевым сопровождением (например: “Эта елочка низкая, эта повыше, эта еще выше и т.д.”). Кроме того, можно предложить задания, направленные на ориентировку на плоскости листа или в пространстве с использованием в речи пространственных предлогов и наречий (в, на, под, за, возле, справа, впереди и т.д.).

Необходимо отметить, что для предупреждения зрительного утомления упражнения необходимо чередовать с физминутками, динамическими паузами, адаптированными для детей с нарушением зрения, когда общие движения сопровождаются движениями глаз, прослеживанием, всматриванием, зажмуриванием и т.д.

Развивая зрительное восприятие у дошкольников с нарушением зрения, мы предупреждаем трудности в освоении буквенной символики, что в дальнейшем будет иметь не маловажное значение в процессе обучения навыкам письма и чтения. Также развитие данного вида восприятия необходимо для полноценного осуществления психической деятельности в целом. Ведь зрение является одной из важнейших анализаторных систем и нарушения зрения влекут за собой не только сенсорную (зрительную) депривацию, но и депривацию эмоциональную (аффективную) и социальную. Следует отметить, что в связи с недостаточным развитием сохранных анализаторов, бедностью социальных связей и отношений, при тяжелых нарушениях зрения недостаток зрительных стимулов сочетается с сокращением стимуляции других модальностей. Все это влечет за собой заметные и весьма разнообразные сдвиги в повелении, соматическом состоянии, может привести к нервно-психическим нарушениям, что существенно осложняет процесс социальной адаптации детей с нарушением зрения.

Библиографический список

  1. Борисова Е.А. Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения/Е.А. Борисова//Культура психолого-педагогического сопровождения детей как норма профессиональной деятельности педагога: сборник материалов всероссийской заочной научно-практической конференции, Биробиджан, 20 октября 2014 г. /под науч. ред. И.А. Емельяновой; Приамур. гос. ун-т. им. Шолом-Алейхема.- Биробиджан : ИЦ ФГБОУ ВПО “ПГУ им. Шолом-Алейхема”, 2014.-154 с.
  2. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие. –  СПб. : Изд-во РГПУ, 1998.
  3. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мамулькина Виолета Евгеньевна»

Зрительное восприятие – Kid Sense Развитие ребенка

Что такое зрительное восприятие?

Зрительное восприятие относится к способности мозга понимать то, что видят глаза. Это не то же самое, что острота зрения, которая относится к тому, насколько четко человек видит (например, «зрение 20/20»). Человек может иметь зрение 20/20 и при этом иметь проблемы с обработкой зрительного восприятия.

 

Почему зрительное восприятие важно?

Хорошие навыки зрительного восприятия важны для многих повседневных навыков, таких как чтение, письмо, решение головоломок, вырезание, рисование, решение математических задач, одевание, поиск носка на полу в спальне, а также для многих других навыков. Без возможности выполнять эти повседневные задачи самооценка ребенка может пострадать, а его академическая и игровая успеваемость будет поставлена ​​под угрозу.

 

Какие строительные блоки необходимы для развития зрительного восприятия?
  • Сенсорная обработка: Точная регистрация, интерпретация и реакция на сенсорную стимуляцию в окружающей среде и собственном теле ребенка.
  • Визуальное внимание: Способность фокусироваться на важной визуальной информации и отфильтровывать неважную фоновую информацию.
  • Зрительная дискриминация: Способность определять различия или сходства объектов по размеру, цвету, форме и т. д.
  • Зрительная память: Способность вспоминать визуальные черты формы или объекта.
  • Визуальные пространственные отношения Корабли: Понимание отношений объектов в окружающей среде.
  • Визуальная последовательная память: Способность вспоминать последовательность объектов в правильном порядке.
  • Visual Figure Ground: Способность находить что-то на занятом фоне.
  • Постоянство визуальной формы: Способность узнать, что форма или образ остаются теми же, даже если они были уменьшены/больше или перевернуты.
  • Визуальное закрытие: Способность распознавать форму или объект, когда часть изображения отсутствует.

 

Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы со зрительным восприятием?

Если у ребенка проблемы со зрительным восприятием, у него могут возникнуть трудности:

  • Сбор ребусов или решение точек за точками.
  • Планирование действий по отношению к окружающим их объектам.
  • С такими пространственными понятиями, как «внутри, снаружи, на, под, рядом, вверху, внизу, впереди».
  • Различие между «b, d, p, q»
  • Перестановка цифр или букв при письме.
  • Потеря места на странице при чтении или записи.
  • Запоминание левого и правого.
  • Забыл, с чего начать чтение.
  • Последовательность букв или цифр в словах или математических задачах.
  • Запоминание алфавита по порядку,
  • Копирование с одного места на другое (например, с доски, из книги, с одной стороны бумаги на другую).
  • Одежда (например, подходящая обувь или носки).
  • Различение размера букв и объектов.
  • Запоминание зрительных слов.
  • Завершение частично нарисованных рисунков или трафаретов.
  • Внимание к слову на распечатанной странице из-за его/ее неспособности заблокировать другие слова вокруг него.
  • Фильтрация визуальных отвлекающих факторов, таких как красочные доски объявлений или движения в комнате, чтобы сосредоточиться на текущей задаче.
  • Сортировка и организация личных вещей (например, может показаться неорганизованным или небрежным в работе).
  • Со скрытыми изображениями или поиском определенного предмета на захламленном столе.

 

Какие еще проблемы могут возникнуть при затруднении зрительного восприятия у ребенка?

Если у ребенка проблемы со зрительным восприятием, у него также могут возникнуть трудности с:

  • Успеваемостью: Легкостью и умением выполнять академические задания.
  • Внимание и концентрация: Устойчивое усилие, выполнение действий без отвлечения и способность удерживать это усилие достаточно долго, чтобы выполнить задание.
  • Саморегуляция: Способность получать, поддерживать и изменять свои эмоции, поведение, внимание и уровень активности, соответствующие задаче или ситуации, социально приемлемым образом.
  • Поведение: Они могут избегать или отказываться участвовать в действиях, требующих навыков визуального восприятия.
  • Разочарование: С точными задачами для глаз и рук.
  • Избегание: Они могут предпочесть, чтобы другие выполняли для них задания под их руководством, а не выполняли их сами (например, «Папа, нарисуй мне дом» или «построй мне ракету» с отказом делать это самим ).
  • Организация: У них могут возникнуть трудности с отслеживанием и организацией вещей.

 

Что можно сделать для улучшения навыков зрительного восприятия?
  • Визуальные подсказки: Например, используйте цветную точку или наклейку, чтобы показать, с какой стороны страницы начинать писать или читать, или поместите текстовую отметку на палочке внутри обуви ребенка, чтобы он знал, с какой стороны ногу, чтобы надеть их (точки смотрят внутрь).
  • Стрелки направления: Чтобы помочь с направлением или исходной позицией (например, для формирования буквы).
  • Миллиметровая бумага: Чтобы помочь с расстоянием между словами и размером.
  • Выделите строку: Чтобы обеспечить правильное выравнивание линии.
  • Бумажные копии: Предоставьте ребенку работу, которую нужно скопировать, на листе бумаги, чтобы положить его на стол, вместо того, чтобы просить срисовать ее с доски.
  • Полоса с буквами: Положите на стол ребенка, чтобы он мог обращаться к нему для правильного построения букв.
  • Избавьтесь от беспорядка: Поощряйте ребенка следить за тем, чтобы на его столе не было отвлекающих факторов и беспорядка.
  • Расположите парту подальше от отвлекающих факторов: Поставьте парту ребенка ближе к передней части, чтобы другие учащиеся не отвлекались.
  • Устранение визуальных отвлекающих факторов: Снимите как можно больше визуально стимулирующих украшений со стен в классе, особенно возле стола ребенка.
  • Рабочие листы должны быть четкими и простыми: Избегайте ненужных украшений (например, размещайте на странице только одно задание, удаляйте красивые рамки на рабочих листах).
  • Очертания границ: Используйте красный маркер, чтобы очертить границы для раскрашивания, создания лабиринтов или задач вырезания.
  • Разбейте зрительную деятельность на маленькие этапы: При работе над головоломками представляйте по одной части за раз и закрывайте ненужные части головоломки.

 

Какие действия могут помочь улучшить зрительное восприятие?
  • Игры со скрытыми картинками в таких книгах, как «Где Уолли».
  • Рисование картинок: Попрактикуйтесь в заполнении частично нарисованных картинок.
  • Точка-в-точку рабочих листов или головоломок.
  • Контрольная работа: Поощряйте ребенка находить ошибки в письменных материалах.
  • Игры памяти: Игра в игры, такие как Память.
  • Сенсорная деятельность: Используйте гибкие предметы, такие как ершики для труб, чтобы формировать буквы и фигуры (поскольку ощущение формы может помочь им визуализировать форму). Затем буквы можно наклеить на каталожные карточки, а позже ребенок может прикоснуться к ним, чтобы «почувствовать» форму буквы.
  • Строительные работы  такие как Duplo, Lego или другие строительные блоки.
  • Флэш-карты  с правильной буквой на одной стороне и неправильной буквой на другой стороне. Попросите ребенка нарисовать букву правильно, а затем переверните карточку, чтобы проверить, правильно ли она написана. (Пусть они пишут песком или пальчиковыми красками, чтобы было веселее).
  • Головоломки по поиску слов  , которые требуют от вас поиска последовательности букв.
  • Копирование трехмерных блоков
  • Распознавание предметов на ощупь: Положите пластиковые буквы в пакет и предложите ребенку определить букву на ощупь.

 

Зачем мне обращаться за помощью к психотерапевту, если я замечаю у своего ребенка трудности со зрительным восприятием?

Терапевтическое вмешательство, направленное на помощь ребенку с трудностями зрительного восприятия, важно для:

  • Улучшения способности и настойчивости при выполнении зрительных задач.
  • Убедитесь, что ребенок может заниматься/выполнять академические задания.
  • Помогите ребенку выполнить задачи по уходу за собой, например, надеть обувь на правильную ногу.
  • Не допускайте, чтобы ребенок отвлекался от академической среды из-за трудностей с выполнением визуальных действий (например, письмом, вырезанием, рисованием).
  • Избегайте разочарований, которые испытывают родители, учителя и дети, когда ребенок изо всех сил пытается оставаться вовлеченным в академическую деятельность.
  • Помогите сохранить и развить хорошее самочувствие.
  • Убедитесь, что ребенок не отстает от своих сверстников в развитии таких навыков, как почерк, правописание и математика.

 

Если не лечить, к чему могут привести трудности со зрительным восприятием?

Когда у детей возникают трудности со зрительным восприятием, у них также могут возникнуть трудности с:

  • Тревожностью и стрессом в различных ситуациях, что приводит к трудностям в реализации их академического потенциала.
  • Трудности с заполнением рабочих листов или выполнением визуальных инструкций.
  • Трудности с доступом к учебной программе из-за невозможности уделить внимание соответствующей визуальной информации.
  • Трудности при самостоятельном одевании и самостоятельном выполнении других задач по уходу за собой.
  • Трудности при сдаче экзаменов из-за сложности блокировки неважной визуальной информации.
  • Низкая самооценка, когда ребенок сравнивает свои способности со сверстниками.
  • Плохой почерк.

 

Какой вид терапии рекомендуется при нарушениях зрительного восприятия?

Если у вашего ребенка проблемы со зрительным восприятием, рекомендуется проконсультироваться с эрготерапевтом.

Если есть несколько проблемных областей (т. е. помимо визуального восприятия), для решения проблемных функциональных областей вполне могут быть рекомендованы как трудотерапия, так и логопедия. В этом преимущество выбора Kid Sense, который обеспечивает как профессиональную терапию, так и патологию речи.

12 Занятий по зрительному восприятию для детей

  • Поделиться
  • Электронная почта

Зрительное восприятие — важный навык, который необходимо развивать в первые годы жизни ребенка.

Вот четкое объяснение того, что это значит, почему это так важно для обучения чтению, письму и математике, а также 12 простых игр, в которые вы можете играть дома, чтобы ваш ребенок учился, развлекаясь.

Что такое визуальное восприятие?

Дети взаимодействуют с миром через органы чувств. То, как они воспринимают вещи с помощью своих органов чувств, вместе с их двигательными и когнитивными процессами, в совокупности известно как перцептивно-моторные навыки .

Зрительное восприятие — это способность мозга понимать и осмысливать то, что видят глаза. Глаза посылают в мозг информацию, которую нужно правильно интерпретировать.

Помимо зрительного восприятия у детей также необходимо развивать:

  • слуховое восприятие (звук)
  • обоняние (обоняние)
  • вкусовое восприятие (вкус)
  • тактильное восприятие (осязание)
  • Двигательные навыки, такие как осознание тела, пространственное восприятие, мелкая моторика и крупная моторика, движения глаз, координация глаз-рука-нога, пересечение средней линии, осознание направления и доминирование (левша или правша)

Существуют различные аспекты зрительного восприятия, которые я объясню ниже.

Что является примером визуального восприятия?

Примером зрительного восприятия является чтение ребенком слова.

Допустим, слово собака .

Ребенок видит фигуры и формы на странице, но мозг научился расшифровывать, распознавать и даже запоминать некоторые из этих форм.

Он замечает, что формы и очертания — это буквы, он решает, смотрит ли он на «б» или «д» (буквы, которые часто путают), и он понимает, что буквы образуют слово, имеющее для него значение – собака .

Если он достаточно взрослый и развил хорошие навыки визуального восприятия, он будет знать слово собака просто наизусть, и ему больше не придется активно расшифровывать слово.

Зрительное восприятие — это не просто акт видения чего-то, а восприятие того, что это значит для вас.

Почему визуальное восприятие важно?

Дети в первую очередь учатся и осмысливают свой мир с помощью своих органов чувств, таких как слух и зрение. Ребенок начинает учиться, осмысливая увиденное до того, как интегрируются другие чувства.

Зрительное восприятие важно для ребенка, чтобы научиться интерпретировать и понимать окружающую среду. При достаточной стимуляции дети развивают этот навык примерно к 7 годам.

Подготовка к школе

Для того, чтобы дети достигли готовности к школе для формального обучения, развитие их навыков визуального восприятия имеет решающее значение.

Дети должны иметь хорошо развитые зрительные навыки, чтобы научиться:

  • читать
  • запись
  • заниматься математикой

Обучение ребенка чтению и письму заключается не только в том, чтобы смотреть на буквы и запоминать их, но и в значительной степени зависит от того, насколько хорошо развиты их способности визуального восприятия.

Занятия визуальным восприятием, такие как игры на память и головоломки, являются отличными занятиями перед чтением, которые гораздо важнее в дошкольном возрасте, чем попытки ускорить изучение букв и цифр.

Какие существуют типы навыков зрительного восприятия?

Вот типы навыков визуального восприятия, описанные Марике де Витт, автором книги «Маленький ребенок в контексте: психосоциальная перспектива», и их важность для обучения:

  • Зрительное различение – способность мозга видеть сходства и различия (замечать различия в буквах и цифрах, особенно в тех, которые выглядят одинаково, например, b и d , плохо и папа , S и 5 и т. д.)
  • Зрительная память – способность мозга запоминать то, что видели глаза (распознавать буквы и цифры, запоминать слова, которые видели, и списывать с доски в классе.)
  • Последовательная память – способность мозга запоминать то, что он видит последовательно, т.е. последовательность букв в слове (орфография), копирование правильных чисел в многозначных вычислениях (например, сложение 2 наборов трехзначных чисел) и запоминание порядка при выполнении вычислений с использованием нескольких цифр.
  • Визуальное понимание – способность мозга понимать увиденное и осмысливать его (уметь решать задачи и делать выводы)
  • Восприятие форм – способность мозга различать формы объектов независимо от их размера и положения (например, что-то далекое кажется меньше, чем оно есть на самом деле)
  • Восприятие глубины — способность мозга оценивать, насколько далеко что-то находится (важно для любого движения).
  • Восприятие фигуры-фона – способность фокусироваться на чем-либо и блокировать фон/не относящиеся к делу изображения (например, копирование с доски). Это также помогает детям сохранять свое место при чтении.
  • Зрительный анализ и синтез – способность мозга видеть образ как единое целое, разбивать его на части и снова собирать (дети делают это постоянно во время чтения, например, произнося слова)
  • Визуальное закрытие – способность узнавать предметы по форме, видя их часть (например, обычные слова). Это избавляет от необходимости декодировать слово каждый раз, когда ребенок его видит, и повышает общую беглость речи.

Как видите, обучение чтению, письму и математике требует гораздо большего, чем просто изучение букв и цифр.

Сосредоточение внимания на развитии зрительного восприятия вашего ребенка будет иметь большое значение для подготовки к школе и успехов в чтении, письме и т. д. (вот видео, объясняющее зрительное восприятие).

Как развивать навыки зрительного восприятия у вашего ребенка

Возможно, вам интересно, какие действия важны для зрительного восприятия.

Лучший способ развить эти навыки — играть.

Маленьким детям нужны не рабочие листы или какие-либо формальные занятия, а множество игровых заданий и игр.

Вот краткий список примеров упражнений для развития зрительного и моторного восприятия:

  • Сборка головоломок
  • Игра с конструктором
  • Игра в игры на память
  • Рисование, роспись, вырезание, склеивание, складывание
  • Изготовление узоров (из бисера, колышков и т. д.)
  • Игра с фигурами и их отслеживание
  • Сортировка объектов
  • Подходящие цвета
  • Мелкая моторика
  • Крупная моторика

В следующем разделе я привел примеры простых, но эффективных игр визуального восприятия, в которые можно играть.

12 Занятия и игры зрительного восприятия для детей

Хорошая новость заключается в том, что хотя навыки, перечисленные выше, кажутся сложными для обучения, на самом деле их очень легко развить с помощью простых игр и занятий.

Вот 12 игр, в которые можно играть дома с ребенком. Некоторые сосредотачиваются на одном из навыков, перечисленных выше, другие развивают более одного навыка (например, зрительную память, различение или закрытие).

Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.

Играйте в различные игры, чтобы настроить своего ребенка на успешное обучение.

1. Карточная игра

В карточных играх есть пары совпадающих картинок.

Положите один набор перед ребенком. Держите другой набор. Показывайте по одной карточке и просите ребенка найти соответствующую картинку.

Вариант: положите оба набора карт лицевой стороной вверх, перетасуйте и включите таймер, чтобы увидеть, сколько времени потребуется вашему ребенку, чтобы собрать все пары.

Получите свои собственные совпадающие карточки, загрузив БЕСПЛАТНЫЙ набор печатных форм в конце поста.

2. Игра на память

Сыграйте в игру на память с картами, использованными в предыдущей игре.

Положите все карты лицевой стороной вниз и перетасуйте. По очереди переворачивайте любые две карты на столе.

Если вы переворачиваете совпадающую пару, вы сохраняете карты, а если пара не совпадает, переворачивайте карты обратно, пока не наступит ваша очередь попробовать еще раз.

Это отличная игра для развития зрительной памяти, потому что ваш ребенок должен помнить, где находятся картинки, когда они переворачиваются, чтобы найти совпадающие пары.

Победителем становится тот, у кого в конце окажется больше всего совпадающих пар.

Вот пример одного из наборов в моих игровых карточках памяти, доступных для бесплатного скачивания в конце поста.

3. Я шпион

Играйте в классическую игру Я шпион , указывая на предметы по их визуальным аспектам.

Пример:

Я заметил что-то круглое, плоское и шероховатое.

4. Сборка пазлов

Сборка пазлов — одно из лучших занятий, которое может делать ваш ребенок. Имейте головоломки дома и сделайте их частью регулярного игрового времени.

Убедитесь, что пазлы соответствуют возрасту: чем младше ребенок, тем больше и меньше должно быть деталей. Они должны быть немного сложными, но выполнимыми. Если они слишком трудны, дети теряют интерес и чувствуют себя некомпетентными.

Образовательные пазлы самого высокого качества изготавливаются из дерева и имеют такую ​​деревянную опорную доску.

5. Сортировка сухих макарон

Дайте ребенку ванночку с мороженым из смешанных сухих макарон и попросите их рассортировать макароны по форме (например, трубочки, спирали и т. д.) или даже по цвету, если вы можете найти разноцветные макароны. .

Их все еще можно мыть и готовить после!

6. Кнопки для сортировки

Возьмите коробку с пуговицами разных форм и цветов и подготовьте контейнеры для сортировки, например стаканчики для йогурта или лоток для яиц.

Попросите ребенка рассортировать их по определенным критериям, а затем изменить критерии.

Кнопки можно отсортировать по:

  • цвету
  • размер
  • форма (если они не все круглые)
  • количество отверстий посередине (более продвинутые)
  • Тканевые и пластиковые пуговицы

Вот еще кнопки для дошкольников.

7. Сортировка фигур

Используйте игровые фигуры или цветные фишки и рассортируйте их, как в игре выше. Опять же, каждый раз указывайте разные критерии.

Сортировать фигуры по:

  • цвету
  • форма
  • размер
  • толщина

8. Вспомни, что ты видел

Выберите любые 5 предметов домашнего обихода, натуральные предметы из сада или игрушки и разложите их перед ребенком. Дайте ребенку хотя бы полминуты посмотреть на предметы и запомнить их.

Затем накройте их тканью и посмотрите, сможет ли ваш ребенок вспомнить все 5 предметов. Начните с меньшего количества предметов, если ваш ребенок младше, и со временем увеличивайте их количество.

Затем поместите 5 предметов и удалите только один предмет. Спросите ребенка, какой предмет был удален из набора. Затем попробуйте удалить 2 элемента.

9. Запомнить порядок

Разновидность вышеприведенной игры, которая тренирует последовательную память, состоит в том, чтобы попросить ребенка посмотреть, как вы кладете 5 предметов, а затем перемешиваете их и предлагаете ребенку расположить их в том же порядке, что и вы. .

Вы также можете использовать карты из приведенной выше игры на совпадение. Положите 5 карточек на стол, накройте их и попросите ребенка найти 5 карточек в своем наборе и расположить их в правильном порядке.

10. Где Уолдо?

«Где Уолли» или «Где Уолли из Британии» — это забавная серия книг, в которой вам предстоит найти Уолдо в лабиринте людей в разных сценах.

Эти книги отлично подходят для развития зрительного восприятия и доставляют массу удовольствия.

Эта книга предназначена для детей младшего возраста.

11. Пазлы с прямым краем

Пазлы с прямым краем отличаются от обычных пазлов тем, что мастерство заключается не в сопоставлении форм пазлов, а в рассмотрении деталей на изображении и сопоставлении цветов, линий и т. д.

12. Вы видите, что это такое?

Поставьте набор из 5 или 6 фигур на стол в ряд. Накройте половину каждой фигуры одновременно, положив на них лист бумаги или ткани. Попросите ребенка назвать фигуру.

Разнообразьте эту игру, показывая половинки изображений в книгах или, например, показывая ухо животного и угадывая, какому животному оно принадлежит.

Надеюсь, вам понравились эти идеи для развития зрительного восприятия вашего ребенка. Есть много разных игр, в которые можно играть, и мы надеемся, что эти идеи вдохновят вас на создание собственных игр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *