Ь знак гласный или согласный звук: Какая буква ь согласная или гласная
Организационный момент. Приветствие учителя и гостей. Инструкция логопеда
Проверка выполненного задания
Что случилось? Нет значка для буквы Ь?
Открытие новых знаний Инструкция логопеда Вывод. нет звука для буквы Ь. Почему? Для чего же она нужна в алфавите, с какой целью ёё придумал человек? Объявление темы и целей занятия Почему? Будем играть в рифмы Инструкция логопеда.
Вспомните, пожалуйста, все слова, которые называли, повторите, как запомнили. Вывод. Верно, мы слышим мягкие согласные звуки
. Произнесите звуки, понаблюдайте в зеркало за их образованием. Сравните произношение твёрдых и мягких звуков Вывод. Для образования мягкого звука при произношении нужно: – передняя часть «спинки» языка для [Р’]; – кончик языка перемещается к зубам, вибрирует с более частой амплитудой; – более слабое смыкание губ, кончик языка упирается в нижние зубы, передняя часть «спинки» языка выгибается для звуков [М’] , [Т’], [Д’ ], [С’], [З’] Подумайте, а каким движением можно обозначить мягкость каждого звука при произношении? Логопед предлагает движение « гладим кошечку» для мягкого звука, и для этого же, но твёрдого, плотно сдвинуть ладони на уровне груди. Проговаривание звуков с движением Работа над изучением нового материала Будем читать. Обозначайте движением руки произношение. Что читали? Были ли это слоги? Да или нет, почему? Закрепление Вывод. Буква Ь – командир, так как даёт команду при чтении слов звучать рядом стоящему согласному мягко.
Наблюдение Мягкий знак – Почему у дома угол
УГОЛ – УГОЛЬ Задание. Сделать нам не так уж трудно,
Придумайте предложение с этими словами. Вывод. Буква Ь – специальный знак на письме, который обозначает мягкость согласного на конце слова. Работа над текстом.
Хор, хорь, брат, брать, шест, шесть, ел, ель. Вывод. Игра «Снежный ком» Цель: Развиваем внимание, слуховую память. Инструкция. Физкультурная минутка Эмоционально-волевой этюд на расслабление
Работа по развитию навыка словообразования 1 вариант 2 вариант Назовите слова в уменьшительно-ласкательном значении. Определите место букв Ь в слове. Вывод. Буква Ь пишется в середине слова и обозначает мягкость предыдущего согласного, меняет лексическое значение слова. Вторичное закрепление.
Динамическая пауза. Работа над предложением Инструкция логопеда
Д/игр «Назови слово» 1. С твёрдым Л я на стене. 2. С твёрдым Н – я посуда из стекла. 3. Как зовут мою собачку, я скажу. Вывод. Буква Ь –смыслоразличитель. Заключительная часть занятия. Смысловая и эмоциональная рефлексия.
Пароль на выход. Назови: |
На доске алфавит Таблица с цветными буквами Работа в «тетрадях развития»
Сверим с написанным на доске
Ученик у доски
В паре с педагогом
На доске знак буквы Ь Устно
Настольные зеркала Устно
Произношение звуков с движением
Чтение Слоговые таблицы
Работа в тетрадях, значки зелёного и синего цвета
На доске слова парами
Угол
Мел
Письменная работа в тетрадях Тексты на столах Схемы на доске
7
Текст читает логопед На доске образец Можно дать работу на слуховой основе
Устно Индивидуальные карточки
Дети отхлопывают Схема на доске
Для сильных учащихся Схемы на доске Ученики по очереди выходят к доске, вписывают слова |
Ер и ерь | О жизни слов
Мы привыкли к тому, что в современной русской письменности буквы Ъ и Ь – это твердый и мягкий знаки, звуков они не обозначают. Но так было не всегда.
В древнерусском языке (как и в старославянском) гласные различались по долготе и краткости. Например, звук [а] был долгим, а звуки [о] и [э] – краткими. И еще существовали особые гласные, похожие на очень краткие [ŏ] и [ĕ] ([э]). Они произносились так коротко, что в некоторых позициях в слове больше походили на слабый призвук. Возникли эти гласные еще в праславянском языке.
В кириллице обозначались:
- звук [ŏ] – буквой Ъ, «ер»;
- звук [ĕ] – буквой Ь, «ерь».
В лингвистике эти гласные называют редуцированными, т.е. ослабленными. Также по отношению к ним использовались термины: гласные неполного образования, сверхкраткие, глухие, иррациональные. Последний термин предложил академик Ф.Ф. Фортунатов, акцентируя внимание на том, что данные звуки несоизмеримы по длительности с остальными гласными, они еще короче, чем обычные краткие гласные праславянского языка – *о и *е. Все праславянские и древнерусские гласные, кроме редуцированных, были гласными полного образования, то есть всегда произносились отчетливо.
Примечание. В настоящее время в русском языке гласные произносятся отчетливо только в положении под ударением. В безударных слогах все они в той или иной степени подвергаются редукции. Возможно, редуцированные древнерусского языка звучали сходно с ослабленными гласными, которые мы произносим, например, в первых двух слогах слов воротничок и переходящий.
Но вернемся к древнерусским ослабленным гласным.
Редуцированный звук [ŏ], впоследствии обозначаемый в кириллице буквой Ъ, возник из кратких гласных *ŏ и *ŭ, унаследованных праславянским языком из языка праиндоевропейского.
Примеры (напомним, что латинскими буквами под звездочкой записываются гипотетически восстановленные праславянские слова):
*plodŏs > плодъ. Конечный согласный в праславянском слове утратился, а краткий гласный в последнем слоге стал еще короче и превратился в редуцированный. То же самое произошло в слове *sunŭs > сынъ.
Редуцированный звук [ĕ], позже обозначаемый буквой Ь, развился из краткого гласного *ĭ.
Пример: *lĭnŭs > льнъ (совр. русск. лён). Краткий гласный в корне слова превратился в редуцированный, то же произошло во втором слоге.
Редуцированные были слогообразующими, как и все гласные. Поэтому количество слогов в древнерусских словах часто не совпадает с современным.
Примеры.
Слово дом в современном русском языке является односложным, а в древнерусском и старославянском оно состояло из двух слогов: до-мъ. Та же ситуация – со словами плод и плодъ. В последнем примере можно наблюдать еще одну разницу в произношении. Если сейчас слово плод звучит как [плот], то в древнерусском слове последний согласный произносился без оглушения, звонко, потому что следом за ним шел гласный звук: [плодъ].
В зависимости от позиции в слове редуцированные гласные могли либо произноситься относительно отчетливо, либо превращаться в незначительный призвук. В первом случае говорят о сильных позициях редуцированных, во втором – о слабых.
Слабые позиции редуцированных:
- В абсолютном конце слова (кроме односложных слов). Примеры: домъ, столъ, конь, достоинъ.
- Перед слогом с гласным полного образования, т.е. нередуцированным: кънига, чьто, правьда, съпати.
- Перед слогом с редуцированным в сильной позиции (обычно ударным): жьньць (жнец), дьньсь (днесь).
Сильные позиции редуцированных:
- Под ударением: тъпътъ (топот), тьмьнъ (тёмен).
- Перед слогом с редуцированным в слабой позиции: сънъ (сон), дьнь (день), горькъ (горек).
В древнерусском языке написание по большей части совпадало с произношением. Но уже с XI века в дошедших до нас рукописях наблюдаются ошибки в употреблении редуцированных: писцы иногда пропускали Ъ и Ь или, наоборот, ставили эти буквы там, где их этимологически не было, а также заменяли их буквами О и Є, обозначающими гласные полного образования. Это позволило лингвистам предположить, что в XI веке в древнерусском языке начался процесс, затянувшийся не менее чем на столетие и приведший к огромным переменам на фонетическом уровне. Начались перемены с того, что редуцированные гласные в слабых позициях полностью исчезли, а в сильных позициях изменили звучание и совпали по произношению с гласными полного образования [о] и [э]. Данный процесс в науке именуется падением редуцированных. О его последствиях мы еще расскажем на страницах этого сайта.
Хотя буква Ъ в конце слова не обозначала никакого звука примерно с XII века, на письме она сохранялась еще несколько столетий, до 1918 года. Такое правило правописания было данью традиции.
.
Иллюстрация: репродукция картины Н. П. Богданова-Бельского «У дверей школы», 1897
2.6 Классификация согласных – Основы лингвистики
Глава 2. Произведение звуков речи
Согласные классифицируются в зависимости от способа их образования. Артикуляционное описание каждого согласного включает в себя три элемента информации: звонкость, место артикуляции и способ артикуляции.
Проверь себя
1. Каково артикуляционное описание согласного звука, представленного символом МФА [p]?
- Звонкий небный нос.
- Звонкий альвеолярный аппроксимант.
- Глухая двугубная стопа.
2. Каково артикуляционное описание согласного звука, представленного символом МФА [ð]?
- Глухой альвеолярный фрикативный звук.
- Звонкий зубной фрикативный звук.
- Звонкий альвеолярный нос.
3. Каково артикуляционное описание согласного звука, представленного символом МФА [ʃ]?
- Звонкий велярный аппроксимант.
- Глухой заальвеолярный фрикативный звук.
- Глухой губно-зубный фрикативный звук.
Ответы
Видео сценарий
Давайте более внимательно рассмотрим класс звуков, который мы называем согласными . Помните, что у согласных есть некоторое сужение голосового тракта, которое частично или полностью препятствует воздушному потоку. Мы можем классифицировать согласные по трем признакам.
Первое, что нам нужно знать о согласном звуке, это его 9.0048 звонкий — звонкий или глухой? На видео о том, как человек производит речь, мы почувствовали разницу между звонкими и глухими звуками: при звонких согласных типа [з] и [в] вибрируют голосовые связки. Для глухих звуков, таких как [s] и [f], голосовые связки раздвинуты, чтобы пропустить воздух.
Второе, что нам нужно знать о согласных, это где возникает препятствие в голосовом тракте; мы называем это местом артикуляции .
Если мы перекроем речевой тракт губами, как для звуков [б] и [р], место артикуляции будет 9.0048 двугубный .
Согласные [f] и [v] образованы верхними зубами на нижней губе, поэтому они называются лабиодентальными звуками.
Переместите язык к гребню над и за верхними зубами и произнесите [t] или [d]; это альвеолярных звуков. Многие люди также произносят звук [с] языком на уровне альвеолярного отростка. Несмотря на то, что люди по-разному произносят звук [с], его все же классифицируют как альвеолярный звук.
Если произносить [с] и отодвигать язык дальше назад, не совсем к мягкому нёбу, звук превращается в [ʃ], который называется постальвеолярным , то есть немного позади альвеолярного хребет. Вы также иногда встречаете [ʃ] и [ʒ], называемые «альвео-небными» или «палато-альвеолярными» звуками, потому что место артикуляции находится между альвеолярным гребнем и небом.
Единственный настоящий небный звук, который есть в английском языке, это [j].
И если вы поднесете заднюю часть языка к задней части мягкого неба, небу, вы произведете велярный звуки [k] и [ɡ].
В некоторых языках также есть увулярные и глоточные звуки, произносимые еще дальше в гортань, но в английском нет звуков в этих местах артикуляции.
И, конечно же, в английском языке есть гортанная щелевая, произносимая прямо в гортани, звук [h].
В дополнение к знанию того, где происходит закупорка голосового тракта, для классификации согласных нам также необходимо знать, как происходит закупорка голосового тракта. Это называется способ артикуляции .
Если мы полностью препятствуем воздушному потоку, звук называется стоп . Когда поток воздуха останавливается, давление в голосовом тракте нарастает, а затем высвобождается в виде выброса воздуха, когда мы устраняем препятствие. Таким образом, другое название упоров – взрывных устройств . В английском языке есть две двугубные остановки, [p] и [b], две альвеолярные остановки, [t] и [d], и две велярные остановки [k] и [ɡ].
Также можно препятствовать воздушному потоку во рту, но позволить воздуху проходить через носовую полость. В английском три носовой звучит в тех же трех местах артикуляции: двугубном носовом [m], альвеолярном носовом [n] и небном носовом [ŋ]. Поскольку для них поток воздуха блокируется во рту, их иногда называют носовыми стопорами, в отличие от взрывных устройств, которые являются ротовыми стопорами.
Вместо того, чтобы полностью блокировать воздушный поток, можно держать артикуляторы близко друг к другу и позволить воздуху турбулентно проходить через небольшое пространство. Звуки с такой турбулентностью называются фрикативными . В английском языке есть лабиодентальные фрикативы [f] и [v], дентальные фрикативы, произносимые языком между зубами, [θ] и [ð], альвеолярные фрикативы [s] и [z], постальвеолярные фрикативы [ʃ] и [ʒ ] и гортанный фрикативный звук [h]. В других языках также есть фрикативы в других местах артикуляции.
Если вы соберете свои артикуляторы близко друг к другу, но позволите воздуху течь плавно, результирующий звук называется аппроксимацией . Скольжения [j] и [w] классифицируются как аппроксимации, когда они ведут себя как согласные. Небная аппроксимация [j] производится языком к небу, а звук [w] имеет два места артикуляции: спинка языка приподнята к небу, а губы округлены, поэтому он называется губно- велярный аппроксимант.
Звук [ɹ] в североамериканском английском является альвеолярным аппроксимантом, когда язык приближается к альвеолярному гребню. И если мы держим язык у альвеолярного гребня, но позволяем воздуху течь по бокам языка, мы получаем альвеолярный латеральный аппроксимант [l], где слово латеральный означает «на боку». Звуки [ɹ] и [l] также иногда называют «жидкими»
Если вы посмотрите на официальную таблицу IPA для согласных, вы увидите, что она очень удобно организована. Места артикуляции перечислены вверху, и они начинаются в передней части рта, у губ, и постепенно перемещаются назад к голосовой щели. А внизу слева перечислены способы артикуляции. В верхней части диаграммы находятся манеры с наибольшей обструкцией речевого тракта, стопы или взрывные звуки, и она постепенно смещается вниз, чтобы добраться до аппроксимантов, которые имеют наименьшую обструкцию и, следовательно, наибольший поток воздуха.
В Essentials of Linguistics мы концентрируемся на звуках канадского английского языка, поэтому мы не уделяем столько внимания звукам с ретрофлексными, увулярными или фарингеальными местами артикуляции. Вы узнаете об этом больше, если продолжите изучение лингвистики. И вы, наверное, заметили, что есть еще некоторые способы артикуляции, о которых мы еще не говорили.
Трель предполагает сведение артикуляторов вместе и их быструю вибрацию. В североамериканском английском нет трелей, но в шотландском английском часто встречается трель [r]. Вы также слышите трели на испанском, французском и итальянском языках.
Хлопанье (или постукивание) — это очень короткий звук, немного похожий на остановку, потому что он вызывает полную закупорку речевого тракта, но преграда настолько короткая, что давление воздуха не увеличивается. Большинство людей не знают о лоскуте, но на самом деле он довольно распространен в канадском английском. Вы можете услышать это в середине этих слов металл и медаль . Обратите внимание, что хотя они пишутся с помощью «т» и «д», они звучат точно так же, когда мы произносим их в обычной речи. Если вы стараетесь быть максимально ясным, вы можете сказать [mɛtəl] или [mɛdəl], но обычно эти «t» или «d» в середине слова просто становятся альвеолярным лоскутом, где язык очень сильно постукивает. ненадолго в области альвеолярного гребня, но не позволяет создать давление воздуха. Вы также можете услышать взмах в середине таких слов, как 9.0118 середина, вода, бутылка, шучу, игла . Символ альвеолярного лоскута [ɾ] немного похож на букву «r», но он представляет звук этого лоскута.
Когда мы говорим об английских звуках, мы также должны упомянуть аффрикатов . Если вы начнете произносить слово сыр , вы заметите, что ваш язык готов издавать звук [т]. Но вместо того, чтобы полностью отпустить эту альвеолярную остановку, как в слове дразнить , вы освобождаете ее только частично и превращаете в фрикативный [tʃ]. То же самое со словом джем : вы начинаете звук с упора [d], а затем отпускаете упор, но все еще держите артикуляторы близко друг к другу, чтобы получился фрикативный звук [dʒ]. Аффрикаты не указаны в таблице IPA, потому что они представляют собой двойную артикуляцию, комбинацию смычного, за которым следует фрикатив. В английском есть только две аффрикаты, [tʃ] и [dʒ], но в немецком есть двугубная аффриката [pf], а во многих славянских языках есть аффрикаты [ts] и [dz].
Подводя итог, можно сказать, что все согласные содержат препятствий в голосовом тракте. Мы классифицируем согласные согласно трем элементам информации :
- озвучивание: оно звонкий или глухой,
- место артикуляции: где затруднен голосовой тракт, и
- манера артикуляции: чем затруднен голосовой тракт.
Эти три фрагмента информации составляют артикуляционное описание для каждого звука речи, поэтому мы можем говорить о глухом губно-зубном фрикативе [f] или звонких велярных смычных [ɡ] и так далее.
Звуки ‘oo’ /ʊ/ vs /uː/ Произношение в американском английском — #GOALS English
Возможно, вы уже знаете, что гласные в английском языке — это «a, e, i, o, u и иногда y», но, поскольку вы знаете, это только часть истории. В зависимости от того, включаете ли вы гласные, контролируемые r, на самом деле существует более 15 различных гласных звуков, причем долгие и короткие a, e, i, o и u составляют всего 10 из них! Чтобы узнать больше об этих различных звуках, а также о согласных звуках, посмотрите мой урок: Все звуки американского английского.
Короткое «оо» и длинное «оо» в американском английском
В этом бесплатном уроке я сосредоточусь на сравнении часто упускаемых из виду двойных гласных «оо», часто называемых коротким «оо» /ʊ/ (как в « книга») и длинное «оо» /uː/ (как в слове «луна»). Я иногда называю долгое «оо» «долгим «у» без «у», потому что гласный звук такой же, как в «ты», но без звука «у» (/j/ в МФА) в начале. . Подробнее об этом я рассказываю в видео.
Я также рассмотрю различные варианты написания обоих звуков и сравним каждый звук с коротким «у», как в слове «чашка».
Во второй половине урока английского языка я приведу примеры предложений и скороговорок со звуком «у».
Если вы хотите распечатать таблицу IPA специально для американского английского произношения, обязательно прокрутите вниз, чтобы подписаться на мой список рассылки и получить бесплатную загрузку!
Чему я научу на этом бесплатном уроке английского:
00:19 Тест! Знаете ли вы разницу между звуками «у»?00:51 Послушайте разные двойные звуки «о». Вы слышите различия?
01:15 Тестовые ответы: «оо» звучит отдельно с символами МФА
01:44 Как произносится короткое «оо» /ʊ/ как в «книге»
02:13 Как произносить длинное «оо» /uː/ как в слове «луна» (долгое «у» без звука «у») книга против луны
02:41 Длинное u /juː/ по сравнению с долгим ‘oo’ /uː/ (долгое ‘u’ без звука ‘y’)
03:20 Cube и tube Американский английский
03:37 Минимальное количество пар для краткого ‘oo’ /ʊ/ по сравнению с длинным ‘oo’ /uː/
03:57 Как произносится ‘stop t’ и ‘stop d’ (‘ окончания t и d)
04:16 Короткое ‘oo’ /ʊ/ vs. длинное ‘oo’ /uː/ с ‘dark l’ pull vs. pool
05:42 Варианты написания короткого ‘oo’ /ʊ/ по сравнению с длинным ‘oo’ /uː/
07:08 Правила произношения для короткого ‘oo’ /ʊ/ по сравнению с длинным ‘oo’ /uː /
07:52 Короткий ‘u’ /ʌ/
08:00 Короткий ‘oo’ /ʊ/ vs.