Заимствованные устаревшие и многозначные слова 4 класс презентация: “Заимствованные, устаревшие и многозначные слова.” 4 класс
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА 4 | Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему:
Пояснительная записка
Автор: Кравец Людмила Марьяновна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 15»
г. Петропавловска-Камчатского,
Камчатского края
Название работы: «Многозначные слова» (методический материал к занятиям по русскому языку)
Предназначение: для индивидуальной, дифференцированной, коллективной работы.
Оборудование: мультимедиапроэктор, экран, ПК.
Форма использования: проецирование на экран при индивидуальной, дифференцированной, коллективной работе.
Порядок работы со слайдами
1 слайд – Тема: «Многозначные слова»
2 слайд – Цели:
1
2
3
3 слайд – А в путешествие отправимся с мудрой совой
4 слайд – Вам нравится этот городок. В нем обитают слова, но они необычные.
5 слайд – Посмотрите, кого вы видите
– Правильно, двух братьев-близнецов
– Кого называют близнецами (дети объясняют)
6 слайд – Мы с вами сейчас прочтем стихотворение и попробуем определить тему, но есть одно условие, чтобы её определить, нужно найти слова-близнецы.
– Правильно, предлог. Что может обозначать это слово (объясняют)
Определите лексическое значение. Одинаковое? Нет!
– Слова, которые пишутся одинаково и звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются многозначными (т.е. имеют много значений). У многозначных слов все значения близки и похожи.
7 слайд – (на столах из текста слайда 7)
– Подумайте и окрасьте многозначные слова в синий цвет. Трудно?
8,9 слайды – На помощь к вам пришел словарик.
10 слайд – (ответ на 8,9 слайды)
(определить применительно к каким предметам используются слова-вопросы: «У кого?» «У чего?» например: Ручка – у человека, у двери, у сумки. Язычок – у человека, у ботинка. Глазок – у ребенка, у двери. Горлышко – у ребенка, у бутылки. Ножка – у стула, у ребенка, у гриба.)
11 слайд – Где употребляется слово ручка.
12 слад – (ответ)
13-38 слайды – (по аналогии проводится работа со словами: ножка, коса, лисичка, овсянка, иголка, лук, ключ, идет, бежит, летит, растет, разбить, золотой)
39 слайд – Вот эта озорная девчушка приглашает нас поиграть.
40 слайд – Игра «Отгадай, кто идет»
41-44 слайды – (ответы)
45-51 слайды – (по аналогии проводится работа со словом иголка)
52 слайд – Составь предложение (даны изображение ручки, косы, лисички(гриба), иголки, лука)
53-59 слайды – Игра «Заселяем домики ручками»
60-67 слайды – Игра «Что лишнее?» (уберите)
68-72 слайды – Игра «Найди пару» (У кого иголки, ножки? Где ключ, лук?)
73 слайд – Вот наш любимый ежик. С каким словом он дружит?
– Верно, со словом иголка.
– Какое это слово, правильно, многозначное.
– У многозначных слов все значения близки и похожи. Но есть слова, которые пишутся и звучат одинаково, но значения у них далеки. Ведь «норка» не только жилье норки, но и мышки и суслика и других зверей. Такие слова, у которых одинаковое произношение и написание, но разные значения называются омонимами. В толковом словаре на слова-омонимы даются разные статьи.
74-88 слайды – Объясните значение похожих слов (косой, коса, часы, норка, кран, кисть, петрушка).
89-102 слайды – чем отличаются многозначные слова от омонимов (говорим о лексическом и грамматическом значении слова, о прямом и переносном значении слов)
Источники: мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс» и интернетисточники.
Открытый урок русского языка 4 класс «Многозначные слова» (31 слайд)
Слайд 1
Открытый урок русского языка
в 4 классе
Слайд 2
Так же, как ручей журчит, Наша речь всегда звучит. Как прекрасна! Как жива! Слышим мы её слова: Мама, дом, семья, отец, Мячик, солнышко, скворец- Это главное наследство, Понимать должны мы с детства. Будем мы родную речь Изучать, любить, беречь!
Слайд 3
Слово и его значение
Синонимы, антонимы, омонимы
Я знаю, что …
Слайд 4
Синонимы – слова, близкие по значению
СОЛДАТ
ВОИН
БОЕЦ
ЗАЩИТНИК
ВОЕННО-
СЛУЖАЩИЙ
Слайд 5
Антонимы – слова, противоположные по значению
день
ночь
Слайд 6
Омонимы – слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию
ключ
ключ
ключ
ключ – родник
Слайд 7
Предложите задание:
ОТМЕТКА
ЛЕНТЯЙ
Слайд 8
Многозначные слова – имеют два и больше разных значений
колокольчик
колокольчик
Слайд 9
Иголка
Есть иголки у ежа.
И, конечно, у ерша.
У сосны и ёлки
Тоже есть иголки.
Это швейная игла.
Всем одежду шьёт она.
Слайд 10
Ручка
Почему данные предметы собраны в одну группу?
У чашки,
у сумки,
у двери,
у малыша.
Слайд 11
Коса
Право, я причёска – чудо.
Заплести меня не худо.
Коса Песчаная коса Коса
На лугу с шипеньем
острым
Управляюсь с
сенокосом.
В воду я вдаюсь
полоской
Узкой, серенькой и
плоской.
Слайд 12
Лисичка
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
Где вы были?
У лисички.
Что вы ели там?
Лисички.
Слайд 13
Отгадай слово
Что это?
И
Г
О
Л
К
А
Слайд 14
Отгадай слово
Что делает?
И
Д
Ё
Т
Слайд 15
Что лишнее?
Всё это «летит». Уберите лишнее (два предмета).
Слайд 16
Растут
ягоды, грибы, цветы
деревья
дома (строятся)
дети, животные
овощи,
фрукты
Что делают? (скажи одним словом)
Слайд 17
Золотой
Стало вдруг
светлее вдвое,
Двор весь
в солнечных лучах.
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Колечко, колечко,
Выйди на
крылечко!
А колечко
не простое,
А колечко –
Золотое!
Слайд 18
Слайд 19
Толковый словарь
Помогает уточнить лексическое значение слова, выявить многозначность
Слайд 20
Словарь синонимов
Помогает избежать повторов, сделать речь выразительной
Слайд 21
Словарь антонимов
Помогает подчеркнуть противопо-ложность, сделать речь образнее
Слайд 22
А теперь давайте поиграем!
Игра «Заселяем дом»
Вот стоит высокий дом,
Новоселье скоро в нём.
Ты подумай, не спеши,
И жильцов в дом
засели!
В этом доме живут…
«ручки».
Слайд 23
Игра «Найди пару»
(предметам в левой колонке найдите пару
в правой колонке)
Слайд 24
Отгадайте слово по его значению
1. То, что может работать хорошо или плохо при решении задачи.
2. То, что может заболеть от бессонницы.
3. То, что мы называем началом колонны.
4. Единица счета скота.
5. То, что можно сложить в неравном бою.
Голова.
Записываем:
Жить с хорошей головой,
Что с богатой кладовой.
Слайд 25
Ключ к тесту:
Самопроверка:
1 – А 2 – В 3 – Г 4 – А
5 – Г 6 – Б 7 – Б 8 – Г
Самооценка:
0 ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
> 4-х ошибок – «2»
Слайд 26
Синквейн
по теме:
«Урок»
Слайд 27
имя существительное
ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА
имя прилагательное
имя прилагательное
глагол
глагол
глагол
предложение из четырёх слов, показывающее отношение к теме
слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы
Слайд 28
Докажи, что здесь написано шесть слов.