Задания для развития мышления: Практические упражнения для развития навыков мышления
5 упражнений для развития творческого мышления
В настоящее время задача развития творческих способностей человека является социальным заказом общества, что обуславливает перенос акцента с передачи преимущественно готовых предметно-дисциплинарных знанИй на организацию их совместной активной познавательной деятельности в учебе и труде.
Статья является заданием Педагогического квеста. Хотите принять участие (бесплатно!)? Читайте задания в нашей группе: EduNeo клуб для преподавателей.
Тесты на творческую активность, составленные психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых около 2%, у семилетних – 17% и у шестилеток – 37% опрошенных .
Иными словами человек должен самостоятельно каждый день заставлять свой мозг работать.
Под мышлением имеется в виду обработка психикой человека получаемой информации, и установление причинно-следственных связей между предметами, событиями и явлениями окружающего мира.
Психологами был выделен ряд условий, стимулирующих и способствующих развитию творческого мышления:
- ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
- создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности;
- стимулирование ответственности и независимости;
- акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.
Развивать творческое мышление – значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификацию, планирование, абстрагирование, и обладать такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания.
Упражнение 1. “Слова наоборот”Находясь в транспорте или на улице, читайте вывески задом наперед. Это будет очень тяжело. Сначала будут получаться только короткие слова, а после вы овладеете способностью к чтению целых фраз!
Для чего: это замечательная тренировка для мозга показывает, что бывают альтернативы. И, попав в проблемную ситуацию, будет легче увидеть другие варианты.
Упражнение 2. “Если бы…”В любую свободную минуту занимайте свой мозг вопросом: что было бы если бы.
Например, «Если бы я написал книгу, то о чем бы она была?” Затем постарайтесь в двух предложениях объяснить себе, почему именно такой выбор был сделан.
Для чего: эта даст возможность мозгу найти необычный способ решения простой задачи, “разговорить себя”, проанализировать те планы, о которых вы, возможно, забыли. Если вы будете выполнять это упражнение в парах, то есть возможность потренировать внимательность.
Можно в такую игру поиграть дома с супругом, с детьми, с коллегами, с друзьями.
Упражнение 3. “Читаем с конца”
Помимо понятных трудностей с выполнением этого задания, есть еще нюансы.
Для чего: наш мозг привык к тому, что развязка может наступить только при совершении конкретных действий. Но как в жизни, так и в книгах, это не всегда верно. Порой самые неожиданные события приводят к тем результатам, к которым не должны были. Постепенный переход от развязки к предисловию поможет развенчать свои догадки и научиться абстрактному видению ситуации, а также развивает подвижность, гибкость мышления.
Упражнение 4. “Разгадай анаграмму”.
Из перемешанных букв нужно составить слово.
Для чего: развивает возможность быстро находить скрытый смысл, видеть непонятные, на первый взгляд, значения.
Упражнение 5. “Центр – наше дыхание”
Пусть чередование вдохов и выдохов станет центром вашей вселенной на 3-5 минут. Наблюдайте за процессом. Сконцентрируйтесь на своем дыхании.
Для чего: развивает внимательность и умение концентрироваться.
Упражнение 6. “
останови внутренний диалог”.Идя по улице или в метро, в общественном транспорте начиНайте один за другим загибать и разгибать пальцы руки (скажем, левой). Не думайте ни о чём другом. Внутренний диалог моментально останавливается.
конечно, на первых порах неизбежно в голову всё равно будут лезть мотивы песенок и т.д., но очень редко, а потом пройдёт и это. Не то чтобы следует концентрироваться на этом действии — это только отвлечёт вас от важных моментов и действий. Надо постараться сделать так, чтобы за сгибанием и разгибанием пальцев следило некое «второе внимание».
Для чего: десять минут этого упражнения обеспечивают как минимум полчаса внутреннего безмолвия даже после прекращения, что позволит тренировать внимание и научит концентрироваться.
Вывод: тренировки каждый день обеспечат успех и не позволят мозгу расслабиться и заболеть!
Статьи по теме
- Важно знать: удивительные правила мозга, которые улучшают обучение
- Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках развития речи в начальной школе
- 6 простых упражнений на развитие творческого мышления студентов
- Развивающие настольные игры: закрепляем лингвострановедческий материал на занятиях по английскому языку
- 7 кинетических игр на уроках английского языка
- Комиксы на уроках разрешаются
Критическое мышление — 10 упражнений для развития
Критическое мышление — это мыслительная деятельность, в процессе которой человек наблюдает, интерпретирует, анализирует информацию или событие, сравнивает, рассуждает, составляет выводы и принимает решения. Каждому из этих действий можно научиться и превратить с помощью тренировок в навык и даже склонность.
Как развивать критическое мышление
С помощью упражнений-практик!
Упражнения — это короткие, простые в освоении, мыслительные стратегии, которые легко можно использовать в разных контекстах. Они помогают расширять и углублять мышление.
Упражнения разработаны отделением Project Zero Гарвардского университета.
10 упражнений для развития критического мышления:
1️⃣
Вижу. Думаю. УдивляюсьУпражнение для знакомства с произведениями искусства или любыми другими предметами или явлениями.
Упражнение включает ответы на три вопроса:
- Что я вижу? (зафиксируйте свои наблюдения. Что вы видите на картине?)
- Что я думаю? (зафиксируйте свои мысли по поводу увиденного
- Что меня удивляет? (зафиксируйте то, что вам интересно узнать об этом произведении)
Это упражнение помогает понять связь наблюдения (сбора информации – «что я вижу») и интерпретации (размышление о самостоятельно полученное информации – «что я думаю»), то есть учит использовать увиденное для развития своих собственных идей и интерпретаций, и соединяет интерпретации с дальнейшим исследованием в виде вопросов («что меня удивляет»).
А также наглядно демонстрирует то, что цель обучения и мышления — не всегда в получении однозначных ответов, а также в развитии умения задавать вопросы и идти дальше на пути исследования.
Примеры выполнения упражнения «Вижу. Думаю. Удивляюсь» на онлайн-курсе «Критическое мышление + искусство»:
Пример выполнения, сделанный на онлайн-курсе по критическому мышлению для детейЧайный меховой прибор. Мерет Оппенгейм🔎 Подробное описание упражнения с примером вы можете прочитать в нашей статье Упражнение для развития критического мышления «Вижу. Думаю. Удивляюсь»
2️⃣ Точки компаса
Это упражнение помогает думать над идеей с четырех точек зрения — точек компаса, увидеть многогранность исследуемого предмета и разные варианты действий.
Сначала выбирается предмет исследования и затем он «разбирается» с разных точек зрения.
Участники (вы/ваш ребенок/ученики) записывают четыре точки зрения:
- В – то, что Волнует, интересует в представленной идее?
- З – Загадки этой идеи и оборотная, отрицательная сторона идеи, то, что беспокоит.
- Ю – что еще нужно узнать, прежде чем принять или отвергнуть эту идеЮ?
- С – Свои предложения по продвижению представленной идеи.
После завершения упражнения важно подумать о том, как изменилось мышление и отношение к выбранной теме.
3️⃣ Очисти фрукт
Это упражнение поможет продумать и рассмотреть сложную проблему, идею или произведение с разных точек зрения, постепенно углубляясь в самую суть — сердцевину.
- Участники начинают наблюдение или рассмотрение проблемы, или идеи с кожуры — то есть с внешней оболочки, внешних признаков, отвечая на вопрос «Что ты видишь?»
- Затем участники проходят оставшиеся 5 шагов, отвечая на вопросы: «Какие вопросы и мысли у тебя есть по поводу увиденного?», «О чём, по-твоему, этот предмет или тема?», «В чем его главная идея?», «Как мы можем под другим углом посмотреть на эту тему?», «Как это связано с твоей жизнью?».
Таким образом начиная с «кожуры», которая представляет собой поверхностные, внешние признаки, участники «залезают под кожу» проблеме или идее, доходя до самой сути.
Упражнение «Очисти фрукт» помогает тренировать ключевые для критического мышления навыки: наблюдение, описание, формулирование вопросов, определение сути темы, исследование точек зрения, сравнение и построение связей. Оно отлично работает с произведениями искусства, например, со стихами и многими другими сложными материалами, суть которых сложно понять с первого раза.
4️⃣ Органайзер вопросов
Это графический органайзер информации с пробелами для вопросов: когда, почему, кто, где, что и как? Органайзер разработан как наглядное пособие, чтобы помочь постепенно углубиться в вопрос или тему.
Примеры выполнения упражнения «Вижу. Думаю. Удивляюсь» на онлайн-курсе «Критическое мышление + искусство»:
🔎 Подробнее прочитать какие вопросы задавать ребенку/ ученику для развития критического мышления вы можете в нашей статье «15 вопросов на развитие критического мышления»
5️⃣ 3-2-1 Построй мост
Упражнение, которое помогает понять собственный процесс мышления и обучения, учитывая ваши представления о теме до и после изучения, и то, как они изменились.
Включает 3 стадии:
- До изучения: записываете первоначальные мысли по выбранной теме: 3 слова (или мысли), 2 вопроса и 1 метафору (или сравнение).
- После изучения: после изучения, обсуждения, исследования запишите снова 3 слова (или мысли), 2 вопроса и 1 метафору (или сравнение).
- Мост: объясните, как новые ответы связаны с первоначальными ответами, или изменились по сравнению с ними?
Идея упражнения состоит в том, чтобы буквально «наводить мосты» между идеями при получении новой информации, между своим первыми и новыми идеями. Это упражнение помогает развить умение сосредоточиться на идее понимания темы, объединения своих мыслей и рефлексии.
6️⃣
Шесть шляп мышленияУпражнение помогает посмотреть на вещи с разных точек зрения (из-под разных шляп).
Технику «Шести шляп мышления» создал Эдвард Де Боно – британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления.
В основу «6 шляп» легло убеждение автора, что в процессе жизни мышление человека становится довольно однобоким, стереотипным. Упражнение «6 шляп» помогает справиться с этой проблемой.
Суть практики заключается в том, чтобы по очереди примерять разные шляпы и с их помощью раскрывать разные точки зрения на изучаемый предмет.
⚪️ Белая шляпа: информация и факты.
Надевая ее, мы сосредотачиваем свое внимание на данных, которыми располагаем. Достаточно ли информации, какой не хватает? Можно ли ее добыть? Если да, то где, как, с помощью каких ресурсов? Надев белую шляпу, мы задумываемся о том, как максимально эффективно использовать информацию, которой мы уже располагаем.
🟡 Желтая шляпа: позитив, достоинства, плюсы.
В ней куда приятнее, потому что она посвящена оптимизму и позитивному взгляду на вещи. Она поможет выделить в предмете обсуждения сильные стороны, в каждом решении преимущества. Даже в самых мрачных вариантах можно найти положительные моменты, если вы в желтой шляпе.
⚫️ Черная шляпа: критика – трудности, опасности, недостатки.
Эта шляпа превращает вас в пессимиста. Решайте вопрос с помощью критики. Любое решение подвергайте сомнениям, рассматривайте риски и опасности, учитывайте каждую возможную трудную и тупиковую ситуацию на пути, в каждой идее находите слабые места, в каждом вопросе подвох.
🔴 Красная шляпа: эмоции и чувства.
Надев красную шляпу, мы прислушиваемся к чувствам и интуиции. Многие называют это «внутренним голосом». Прислушайтесь, что он вам подсказывает? Интуитивные соображения так же важны для принятия решений, как реальные данные. Рассматриваемый вопрос или проблема так, или иначе вызывают эмоции и определенное отношение. Вопрос будет рассмотрен неполно, если не учесть его с точки зрения эмоционального фона, который он вызывает.
🟢 Зеленая шляпа: новые идеи и креатив.
Зелёная шляпа превращает вас в творческую натуру. Все варианты можно рассмотреть с точки зрения необычного подхода. Рассмотреть, как художник, найти творческое применение. Не нужно давать оценок, только рассмотреть под углом творчества.
🔵 Синяя шляпа: контроль и управление мыслительным процессом. Синяя шляпа не требует решений. Это шляпа руководителя. Он ставит цели на старте проектов и сверяет реализацию с изначально установленными целями. Руководитель может трезво оценить рассматриваемый вопрос в разрезе соответствия концепции к целям. Синюю шляпу рекомендуется примерить в конце практики и подвести итог.
7️⃣
Плюс. Минус. ИнтересноАвтор этой методики Эдвард Де Боно, уже известный нам автор упражнения «6 шляп мышления».
Это упражнение Де Боно предлагает использовать для исследования разных качеств изучаемого предмета, то есть всех положительных, отрицательных и интересных частей.
Положительная или «плюс» сторона изучаемого предмета или явления — это информация, которая:
- известна;
- носит позитивный характер с точки зрения участника;
- вызывает положительные эмоции;
- отвечает на вопрос: «Что в этом хорошего?»
Отрицательная или «минус» сторона изучаемого предмета или явления — это информация, которая:
- осталась непонятной;
- носит негативный характер;
- отвечает на вопрос: «Что в этом плохого?»
«Интересная» или «вопрос» сторона изучаемого предмета или явления — это информация, которая:
- представляет собой наиболее интересный и спорный факт;
- вызывает желание узнать о ней подробнее.
Упражнение помогает взвесить все «за» и «против», что, в свою очередь, развивает умение сравнивать, оценивать и на этой основе принимать взвешенные решения.
8️⃣ Главная. Сторона. Скрытое
Это упражнение отлично пойдет для того, чтобы лучше узнать, раскрыть главные, второстепенные и скрытые стороны идеи, истории или проблемы.
Вы (ваш ребенок/ участник/ ученики) должны ответить на несколько вопросов, которые помогут дойти до самой сути:
- ГЛАВНОЕ: Что главное в этой истории, идее, проблеме?
Выделите главных героев истории, если они есть. Что с ними происходит? Как они помогают понять основную идею? - СТОРОНА: А есть ли какая-то дополнительная, побочная история или информация, которая остается в стороне? Есть ли второстепенные персонажи в истории? Какие события и действия происходят с ними?
- СКРЫТОЕ: Что от нас скрыто? Есть ли что-то, что нам непонятно? Что-то, что мы не сразу видим или понимаем?
Попробуйте определить, что автор действительно хочет, чтобы мы узнали после чтения / просмотра / прослушивания истории. Понимание скрытого в истории, идее или проблеме помогает нам лучше понять основную историю.
9️⃣
Наблюдаю 10х2Это упражнение помогает замедлиться и провести внимательные, подробные наблюдения, побуждая выходить за рамки первых впечатлений. Его можно использовать с любым видом изображений, предметов, архитектуры, одежды и т. д. — все что можно рассматривать глазами. Упражнение можно выполнять самостоятельно или в коллективе, как отдельно, так и вместе с другими упражнениями, например «Вижу. Думаю. Удивляюсь».
Последовательность:
Шаг 1. Смотрите на изображение или предмет спокойно не менее 30 секунд. Пусть ваши глаза свободно блуждают.
Шаг 2. Сделайте заметки, составив список из десяти слов или фраз о любом аспекте того, что вы только что видели (Можно делать индивидуально, в парах или в малых группах).
Шаг 3. Повторите шаги 1 и 2: прослушайте еще раз и добавьте в свой список еще 10 слов или фраз.
Поделюсь своим опытом, я проводила это задание с пятиклассниками, и мы наблюдали картину «Герника» Пабло Пикассо. Я не рассказывала ничего о картине кроме названия и имени художника. Ребята были очень заинтересованы и записали интересные ответы. Их ответы включали как то, что было очевидным: лошадь, бык, лампа, дверь, лица, ноги, так и попытки выйти за рамки: потерянные жизни, потерянные мечты, черный мир, смерть, страх.
🔟
Перетягивание канатаС помощью этого упражнения, в основе которого лежит игра в перетягивание каната, участники могут рассмотреть, оценить и понять обе стороны одной проблемы.
Участники учатся грамотно рассуждать и оценивать все факторы, которые присутствуют по одну и другую сторону проблемы. Упражнение можно делать парами или небольшими группами.
- Выберите дилемму.
- Определите факторы, которые «тянут» каждую сторону дилеммы. Это и есть те самые две стороны перетягивания каната.
- Попросите участников подумать о «рывках» или причинах, по которым они поддерживают определенную сторону дилеммы. Попросите их подумать о причинах и по другую сторону дилеммы.
- Сгенерируйте вопросы, например, «А что, если?» для дальнейшего изучения темы.
Практикуя эти упражнения в повседневной жизни и обучении мы развиваем критическое мышление, которое является одним из важнейших жизненных навыков 21 века.
В нашей школе вы можете приобрести комплект упражнений по развитию критического мышления в контексте искусства. Комплект включает 7 уроков:
в формате PDF с описанием упражнений, примерами, формами для заполнения и интересной информацией об искусстве.
Получить бесплатный урок
А также вы можете записаться на онлайн-курс по критическому мышлению.
Узнать подробнее об онлайн-курсах для детей, подростков или взрослых и оставить заявку на выбранный курс можно по ссылке.🔎 Наши статьи о критическом мышлении:
1️⃣ Упражнения для развития критического мышления — часть 1. Развиваем навыки НАБЛЮДЕНИЯ.
2️⃣ Упражнения для развития критического мышления – часть 2. Развиваем навыки ОПИСАНИЯ.
3️⃣ Онлайн-курс для детей – Критическое мышление.
4️⃣ Критическое мышление для детей
MIT Raising Teens
Чтобы помочь родителям повлиять на здоровое развитие подростков, проект Raising Teens определил 10 важнейших задач развития, которые подростки должны выполнить для успешного перехода к взрослой жизни:Приспособиться к сексуальному созреванию тела и чувств »
Подросткам приходится приспосабливаться к растущему телу и новым приобретенным половым признакам. Они должны научиться управлять сексуальными чувствами и вести здоровый сексуальный образ жизни. Эта задача включает в себя установление сексуальной идентичности и развитие навыков романтических отношений.
Развитие и применение навыков абстрактного мышления »
Подростки обычно претерпевают глубокие изменения в своем образе мышления в подростковом возрасте, что позволяет им более эффективно понимать и координировать абстрактные идеи. Они начинают думать о возможностях, проверяют гипотезы, планируют заранее, думают о мышлении и строят философию.
Разработать и применить новый взгляд на человеческие отношения »
Подростки обычно приобретают новую мощную способность понимать человеческие отношения. Научившись «ставить себя на место другого человека», они начинают учитывать и свою точку зрения, и точку зрения другого человека одновременно. Они учатся использовать эту новую способность для решения проблем и конфликтов в отношениях.
Развитие и применение новых навыков выживания в таких областях, как принятие решений,
решение проблем и разрешение конфликтов »
Подростки начинают приобретать новые способности думать и планировать будущее, использовать более изощренные стратегии для принятия решений, решения проблем и разрешения конфликтов, а также умерять свои риски, чтобы служить целям, а не ставить их под угрозу.
Определение значимых моральных стандартов, ценностей и систем убеждений »
Подростки обычно развивают более сложное понимание морального поведения и основных принципов справедливости и заботы о других.
Они подвергают сомнению убеждения с детства и принимают более значимые для себя ценности, религиозные взгляды и системы убеждений, которые определяют их решения и поведение.Понимать и выражать более сложные эмоциональные переживания »
Подростки приобретают способность идентифицировать и передавать более сложные эмоции, понимать эмоции других более изощренными способами и думать об эмоциях абстрактно.
Формируйте дружбу, которая является взаимно близкой и поддерживающей »
Подростки развивают отношения со сверстниками, которые играют важную роль в обеспечении поддержки и связи в их жизни. Они склонны переходить от дружбы, основанной в основном на общих интересах и занятиях, к дружбе, основанной на обмене идеями и чувствами, взаимном доверии и понимании.
Установление ключевых аспектов идентичности »
Формирование идентичности — это процесс на протяжении всей жизни, но важнейшие аспекты идентичности обычно формируются в подростковом возрасте, включая развитие идентичности, отражающей чувство индивидуальности, а также связь с ценными людьми и группами. Другая часть этой задачи — развитие положительной идентичности в отношении пола, физических качеств, сексуальности, этнической принадлежности и (если это уместно) усыновления, а также чувствительности к разнообразию групп, составляющих американское общество.
Удовлетворение требований все более зрелых ролей и обязанностей »
Подростки постепенно берут на себя роли, которые от них ожидают во взрослой жизни. Они учатся приобретать навыки и справляться с многочисленными требованиями, которые позволяют им выходить на рынок труда, а также оправдывать ожидания в отношении приверженности семье, сообществу и гражданству.
Пересмотреть отношения со взрослыми в роли родителей »
Хотя задача подросткового возраста иногда описывается как «отделение» от родителей и других лиц, осуществляющих уход, в настоящее время более широко рассматривается, как взрослые и подростки, работающие вместе, чтобы договориться об изменении отношений что уравновешивает автономию и постоянную связь. Акцент на каждом из них частично зависит от этнического происхождения семьи.
В подростковом возрасте подростки увеличиваются в размерах, достигают половой зрелости, эмоционального развития и умственных способностей. Изменения в развитии в подростковом возрасте сопоставимы с изменениями в младенчестве и раннем детстве. Исследования показывают, что человеческий мозг не достигает полной зрелости, по крайней мере, до середины 20-х годов.
Большинство вех происходят постепенно, с разочаровывающими стартами и остановками по пути. Каждая задача зависит от других, чтобы быть полностью выполненной, и все они являются частью основных сил развития, продвигающих подростков к зрелости.
Кроме того, многие исследователи рассматривают развитие человека как процесс на протяжении всей жизни, когда родители развиваются вместе со своими подростками.
- » Для получения более подробной информации и стратегий воспитания см.
«Пять основ воспитания подростков». - » Для получения дополнительной информации об изменениях мозга в подростковом возрасте посетите проект
MIT Young Adult Development Project.
Когнитивное развитие детей в возрасте 11–13 лет
Примерно в возрасте 11–12 лет дети учатся думать об абстрактных понятиях. Они завершают то, что Пиаже назвал конкретным операционным периодом, и вступают в формальный операционный период. Отличительной чертой конкретных операций является то, что дети проявляют логическое мышление, умеют без проб и ошибок строить (выстраивать в ряды), умеют сохранять число, массу и объем, демонстрируют более стратегический и методичный подход к задачам.
В период формальных операций, который продолжается во взрослом возрасте, у детей развивается логическое мышление, дедуктивные способности, улучшается память и исполнительные функции. Предложите несколько сложных дедуктивных задач. Хотя не все люди и не все культуры достигают формальных операций, дети по мере своего развития становятся все более компетентными в мышлении в стиле взрослых. В ходе формальных операций дети учатся использовать дедуктивную логику, то есть им можно дать общий принцип, который они могут применить к конкретной ситуации.
Дети этого возраста способны демонстрировать абстрактное мышление. Например, они могут понимать оттенки серого, бороться с абстрактными понятиями, такими как любовь или справедливость, и формулировать ценности, основанные на размышлении и анализе, а не только на чувствах или опыте. Они могут классифицировать предметы по множеству различных признаков, например упорядочивать книги по высоте, а также группировать их по темам. Чтобы развить у вашего ребенка логическое мышление и способности к категоризации, попросите его сыграть в эту онлайн-игру.
В раннем подростковом возрасте проявляется подростковый эгоцентризм. Подростковый эгоцентризм — это вера в то, что другие очень заинтересованы в их внешнем виде и действиях и внимательно относятся к ним (воображаемая аудитория), и что их переживания и эмоции уникальны и известны только им и им (личная басня). Эгоцентризм в этом возрасте является корнем самосознания, а также подпитывает у подростка ощущение себя уникально могущественным и непобедимым. В то время как подросток понимает, что у других людей разные точки зрения (в отличие от дошкольника, который проявляет эгоцентризм), он использует это знание, чтобы быть озабоченным восприятием других людей о нем. Чтобы помочь ребенку сбалансировать ощущение себя «единственным в мире», попросите его провести некоторое время на этом сайте.
Причины этих изменений многочисленны, но недавние исследования Национального института психического здоровья (NIH) указывают на всплеск производства серого вещества в мозге до полового созревания. Большинство изменений происходит в лобной доле, которая является «центром управления» исполнительными функциями, включая способность думать, планировать, поддерживать кратковременную память, организовывать мысли, контролировать импульсы, решать проблемы и выполнять задачи (попробуйте это для получения дополнительной информации о роли навыков исполнительной функции в импульсном контроле). Наряду с этими изменениями происходят изменения в том, как мозг обрабатывает вознаграждение и удовольствие, усиливая чувство, связанное с каждым из них. К сожалению, побочным продуктом этого сдвига является рост рискованного поведения, связанного с поиском острых ощущений, в подростковом возрасте.
Умственное развитие, по-видимому, замедляется в подростковом возрасте, что свидетельствует о том, что дети усваивают меньше новых навыков по мере того, как дети усваивают уже изученное. Например, дальнейшее развитие навыков исполнительной функции снижает рискованное поведение у подростков, но такое развитие происходит постепенно и не завершается до тех пор, пока детям не исполнится 20 лет. За это время система поиска удовольствия и система регуляции импульсов учатся работать вместе, чтобы лучше координировать чувства с мышлением, что позволяет лучше контролировать импульсы в долгосрочной перспективе.
Способности к запоминанию увеличиваются с началом формальных операций, что, как полагают, является результатом недоказанных исполнительных функций и увеличения опыта использования определенных стратегий. Например, если ребенок успешно использует ментальные образы (например, зрительно вспоминает книгу, которую ему нужно принести в школу), стратегия и опыт связываются в долговременной памяти, чтобы их можно было использовать в различных ситуациях во времени. Точно так же дети будут использовать свои развивающиеся навыки избирательного внимания, чтобы лучше работать в важных условиях, таких как школа. Умение концентрировать внимание позволяет детям игнорировать неважную информацию. Например, отбрасывание вводящей в заблуждение информации в математической задаче или игнорирование других разговоров во время беседы в столовой. Дети в этом возрасте учатся многозадачности (например, разговаривать с кем-то во время видеоигры, пинать мяч во время бега) — навыку, который возникает из-за автоматизма определенных навыков, освобождающих разум для обработки другой информации. Чтобы потренировать способность к избирательному вниманию, предложите ребенку провести следующие онлайн-эксперименты: интерактивный эксперимент с эффектом Струпа, интерактивный эксперимент с эффектом “направленного струпа” или игру “Свитчбол”. Что позволяет развивать это избирательное внимание? В частности, миелинизация нейронов головного мозга позволяет им активироваться быстрее, что позволяет детям быстрее воспринимать и обрабатывать информацию. Однако этот процесс, как и все другие, является медленным, и дети могут демонстрировать непостоянные навыки с течением времени, необходимого для развития.
Подростки и подростки также демонстрируют сильные навыки метапознания. Метапознание — это способность думать о мышлении. Дети проявляют эту способность через осознание знаний (дети понимают, что они знают и что им еще нужно узнать), осознание мышления (они понимают поставленную задачу и могут выбирать стратегии для достижения успеха) и осознание мышления.