Задания для дошкольников на букву а: Буква «А» русского алфавита – игры и прописи для детей – Практические задания – Развитие ребенка
Аромштам Марина | Обучение грамоте в образах и движениях
Продолжение. Начало см. в № 18, 19, 20, 21/2008
Рисунок М.Овчинниковой
Занятие 6. Буква Я
Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) и с игры на распознавание букв.
Беседа с детьми
Педагог предлагает детям посмотреть на
картинку с нарисованным домиком к Буквоедской
сказке. «Какие буквы жили в домике у Пети? Что
произошло, когда Дед-Буквоед решил сварить в
одном котле буквы о, а, у, э и букву й?
Какие буквы получились в результате этого
колдовства? Какие звуки обозначает буква я?
Какой звук поется, когда мы озвучиваем букву Я?»
Задания для детей
1. «Закройте глаза и выберите из набора
рельефных букв букву я».
2. «Положите букву на альбомный лист и обведите по
контуру. Помните: голова буквы
3. Перед детьми — карточки с рифмовкой. Педагог читает рифмовку вслух:
Яша по лесу ходил, |
«Отыщите в рифмовке все буквы я. Обведите их оранжевым треугольничком. Затем найдите в тексте буквы а, о, у, и».
4. Педагог выставляет на доске или в середине круга демонстрационные картинки. Под ними — слова с пропущенной первой буквой.
«Рассмотрите картинки. Что на них нарисовано? Слова, написанные под картинками, начинаются с буквы я.
Впишите букву я вместо пропусков». Педагог вызывает нескольких детей, которые рисуют пропущенные буквы в словах.Предлагается еще раз произнести эти слова. При произнесении слова педагог каждый раз указывает на букву я, стоящую в начале. Это удобно, так как все слова начинаются с ударного слога.
5. «Выберите любую понравившуюся вам картинку и нарисуйте похожую. Подпишите ее, копируя слово».
Домашнее задание для желающих: нарисовать большую букву я и превратить ее в свой «буквенный» портрет.
Статья опубликована при поддержке ООО «АйКью Кард». Компания предоставляет полный спектр услуг в области дистрибуции и обслуживания банковских карт основных платежных систем. Основной продукт компании – банковская карта IQcard Visa Gold, коорую можно оформить онлайн на сайте http://www.iqcard.ru/. Там же вы найдете подробно описание других продуктов компании и полный список предоставляемых услуг.
Занятия 7–9 (буквы Е, Ю, Ё)
Сценарии занятий 7 (буква е), 8 (буква ю) и 9 (буква ё) аналогичны сценарию занятия 6. Педагог по желанию может варьировать звуковые игры и игры с буквами.
Рифмовка, в которой нужно отыскать букву е:
Ели дети в день рожденья |
Рифмовка для поиска буквы ю:
На севере свищут вьюги. А солнце печет на юге, Там райские птички песни поют, Уютные гнездышки вьют. |
Чтобы восполнить пробелы в словах под картинками, начинающихся с буквы Ю, нужно отгадать загадки:
«Первое слово — имя мальчика. Его
зовут… (Юра).
Второе слово обозначает сторону света: не север,
а… (юг).
Третье слово обозначает передвижной дом,
сделанный из шкур животных… (юрта).
Нужно догадаться, что это за слова, и вписать в них вместо пропусков букву ю».
Рассматривая картинки на занятии, посвященном букве ё, отвечаем на вопросы:
«Что нарисовано на картинках?» В слова под картинками вместо пропусков вставьте букву
«Какая картинка в ряду лишняя? Почему?»
Занятие 10. Буквы Ё, Я, Е, Ю
Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) и с игры на распознавание букв.
Задания для детей
1. Перед каждым ребенком — карточка с контурным домиком (см. в № 21). «Вот домик. Поселите в него буквы а, о, у, э, ы».
2. «Рядом нарисуйте другой домик и заселите его новыми знакомыми Пети: здесь должны жить буквы я, ё, ю, е».
3. «Прочитайте буквы в окошках нового домика. Можно ли спеть звуки, что прячутся внутри этих букв?
Конечно, можно. Ведь в них живут наши старые знакомые — звуки [а], [о], [у], [э], те, что склеились со звуком [i]. Значит, я, ё, ю, е — буквы для гласных звуков. А так как в них живет еще звук [i], они называются йотированные».
4. Игра «Какая буква последняя?».
Первый вариант. Перед детьми — карточки с буквами я, ё, ю, е. Ведущий (педагог) придумывает какое-нибудь слово, которое кончается на йотированную букву, и говорит: «В слове “семья” …». Дети должны закончить предложение: «…последняя буква я» — и показать карточку с буквой я.
Ведущий: В слове «копье»… В слове «полью»… |
Дети: …последняя буква ё. |
Для удобства можно заранее заготовить карточки с текстом.
Второй вариант немного отличается словами ведущего.
Ведущий: Песню я тебе спою. |
Дети: Последняя буква ю. |
Когда дети освоят игру, можно предложить им попробовать свои силы в игре поодиночке.
Домашнее задание для желающих: нарисовать все буквы, которые были обнаружены в сказках.
Занятие 11. Буква И
Занятие начинается с оформления выставки и рассматривания рисунков. Педагог просит детей прочитать нарисованные буквы.
Проводятся игры на распознавание букв, чтение междометий, пропевание звуков.
Текст для чтения или рассказывания
Карандаш слегка скрипит.
Но у букв прекрасный вид!
Тот, кто эти буквы знает,
Тот легко их оживит:
Раз — и букву прочитает,Буква сразу зазвучит!
Как здорово у вас получается рисовать буквы и оживлять звуки! Как тут не обрадоваться, не улыбнуться! А знаете, какой звук самый улыбчивый? Ну-ка, улыбнитесь и попробуйте сами догадаться. Конечно, это звук [и].
Не случайно он слышится в очень важном слове «мир». С него начинается слово «игра».
Для звука [и] есть специальная буква — буква и. (Педагог показывает карточку с буквой и.) Возможно, она родилась из нашей улыбки:
Улыбнись — и букву и
Нам скорее подари!
Задания для детей
1. «Нарисуйте большую, красивую букву и. Прочитайте ее».
2. «Какой звук обозначает буква и? Умеет ли этот звук петь? Звук [и] состоит из голоса, значит, он …»
3. «Придумайте слова, которые начинаются на звук [и], в которых звук [и] слышится в середине, в конце».
Словарик: игры, имя, ива, искра, Ира, Инна; мир, пир, тир, вид, рис, риф, рифма, ритм; говори, бери, буди, сиди, смотри, лети.
4. Перед детьми — карточки с рифмовкой:
Древний полководец Кир |
«Отыщите в рифмовке все буквы и, поставьте под ними красную точку. Затем при помощи условных значков выделите другие известные вам буквы для обозначения гласных. Каких букв для гласных не оказалось в тексте?»
Занятие 12. Буква И и другие буквы для гласных
Занятие проводится по знакомой схеме.
Варианты заданий для детей
1. Перед детьми — карточки с домиками,
разделенными на окошки-клеточки (см. в
№ 21). «Заселите домики. В одном домике будут
жить буквы, обозначающие гласные звуки, в другом
— буквы, обозначающие два звука — звук [i] и
гласный звук».
2. «Посчитайте окошки в каждом домике. Сколько заселенных квартир в первом домике? Сколько заселенных квартир во втором домике? Свободное окошко осталось в домике для йотированных букв. Вместе с ними будет жить буква и. Поселите ее в незанятую квартиру».
3. «Буква и тоже умеет обозначать два звука — звук [i] и звук [и].
Послушайте:
Расшумелись воробьи —
«Чьи вы? Чьи вы? Чьи вы? Чьи?».
«Разбудили нас лучи
Солнышка», — журчат ручьи.
А теперь поиграем».
Игра «Какая буква последняя?».
В слове «соловьи» — …последняя буква и.
В слове «воробьи» — …последняя буква и.
В слове «муравьи» — …последняя буква и.
В слове «ручьи» — …последняя буква и.
Есть ладья. — Нет… (ладьи). —
Последняя буква и.
Есть попадья. — Нет… (попадьи). — Последняя
буква и.
Есть бадья. — Нет… (бадьи). Последняя буква и.
4. У детей — карточки с кусочками знакомых им букв. «Восстановите стертые буквы». Задания могут быть индивидуальными: дети восстанавливают разные буквы и определяют их. Можно предложить раскрасить и украсить восстановленные буквы.
5. Игра «Найди свой домик»: окончив работу по восстановлению букв, дети становятся обладателями карточек с изображением йотированных или нейотированных гласных. По взмаху «волшебной» палочки на время предстоящей игры они сами превращаются в эти буквы.
«Буквы» каждой группы собираются в свой «домик». Это может быть круг, обозначенный обручем или веревкой, или флажок, другой символ, вокруг которого надо встать, взявшись за руки, или действительно нарисованный на плотной бумаге либо ткани на плотной основе домик с клеточками наподобие классиков.
По первому условному сигналу дети
разбегаются по комнате, по второму — собираются
в свой домик. Побеждает та команда, «буквы»
которой соберутся быстрее. Чтобы
усложнить игру, ведущий может все время менять
место сбора команды.
6. Занятие заканчивается игрой «Выразительные звуки». Добавляется настроение звука [и]: «…Звук [ы] произносим со злобой и с угрозой: зубы оскалены, кулаки сжаты, все тело напряжено. Застыть в напряжении на несколько секунд. Но тут опасность отступает: мы ее напугали.
Глубокий выдох. Тело расслабляется, кулаки разжимаются, кисти рук плавно разводятся в стороны. Губы расплываются в улыбке. Произносим звук [и]: нас охватывает радость, умиление, доброта».
Домашнее задание для желающих: в нарисованные домики заселить нейотированные и йотированные буквы для гласных.
Продолжение следует
Игры и игровые задания для обучения детей чтению
Страна гласных букв
Ø Скажите ребенку о том, что звуки мы слышим, произносим, но не видим. Их можно записать буквами, предложите ребенку назвать гласные звуки.
Ø Произнесите звук «А». Запишите заглавную букву А. Выясните, на что она похожа (на крышу дома). Напишите ее сначала в воздухе, затем в тетради. Вылепите ее из теста, пластилина; выложите из гороха, счетных палочек и т. д.
Ø Предложите ребенку гласные буквы писать красным цветом — ведь они красивые, музыкальные. Покажите картинки с изображением предметов, название которых начинается на изучаемую вами букву. Громко произнесите эти названия, выделив голосом начальную букву.
Ø Чтобы лучше запомнить гласную букву, ищем ее и подписываем (подчеркиваем) в старых книгах или журналах до тех пор, пока не выделим все буквы (в данном случае — все А).
Ø Если вы, например, изучаете букву «О», можно написать слово «окно», выделив эту букву красным цветом и приклеить карточку на окно. И так можно «расписать» всю квартиру, повесив слова с изучаемыми буквами на те предметы, в названии которых они есть. Ребенок будет читать вместе с вами и запомнит их.
Аналогично знакомьтесь со всемигласными буквами.
Ø Дедушка АУ
Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы ослик, маленький ребенок, заблудившиеся дети. Под каждой картинкой написаны короткие слова: ИА, УА, АУ. Ребенок должен прочитать их. Или прочитать и соединить черточкой слова, написанные в произвольном порядке, и картинки, соответствующие им.
Ø Читаем слоги: АУ, УА, ИА, АЫ, ИЭ, — и любые другие сочетания гласных букв. А может, кто-нибудь прочтет: АЭИ, УИА — никакого смысла, но смешно.
Согласные буквы
Важно! Вначале букву алфавита надо называть ее звуком (говорить не «БЭ», а «Б», не «КА», а «К»
Ø Покажите ребенку написанный слог «БА». Читайте — Ба, выделяя голосом букву «Б». Скажите ребенку, что букву «А» он уже знает, покажите на букву «Б» и спросите, какая это буква? Напишите в воздухе, в тетради букву «Б». Находите в тексте или букву, или слог с изучаемой буквой и подчеркивайте их. Аналогично читаем слоги: БО, БУ, БЫ, БЕ, БЭ.
Ø Покажите картинки: изображения предметов или животных, названия которых начинаются на изучаемые слоги, под ними написаны слова, например: БАрабан, БАбочка, БУсы. «Прочитайте» их. Аналогично поработайте со словами, которые заканчиваются на слоги БА, БО, БЫ и т. д. Повесьте на видное место таблицу слогов с изучаемой согласной: открытых слогов БА-БЯ, БО-БЕ, БЫ-БИ, БУ-БЮ, БЭ-БЕ; обратных слогов АБ-ЯБ, УБ-ЮБ и т. д. По такой же схеме изучаем каждую согласную, а «Й», мягкий и твердый знак не берем.
А может, кто-нибудь найдет в тексте и прочитает слова «БА-БА», «БО-БЫ», «БИ-БИ»? Не забывайте делать карточки слов: «бобы», «баба». А может, «баобаб»?
Ø «Мы читали, мы читали»
Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы животные: корова, коза, баран, тигр, собака, кошка, цыпленок и т. д.
1 Вариант
Под каждой картинкой или около нее написаны короткие слова: МУ, БЭ, ME, Р-Р, ГАВ, МЯУ, ПИ и т. д. Ребенок должен «прочитать» их.
2 Вариант
Слова написаны в произвольном порядке — ребенок должен провести карандашом стрелочку от слова к нужному животному.
Ø Звучащие картинки
На столе выложите картинки с изображением часов, поезда, воды и карточки со словами «ТИК-ТАК», «КАП- КАП», «ТУ-ТУ» и т. д. Ребенок должен сложить пары — карточки со словами рядом с картинками — предметами, которые их издают.
Если вы не умеете рисовать, возьмите картинки, вырезанные из старых журналов, книг и наклейте их на плотную бумагу. Слова напишите сами.
Ø Вы идете с ребенком по улице — читайте вместе с ним вывески, рекламу. Ищите знакомые слова и буквы.
Ø Разрезная азбука
Выложите на стол буквы из разрезной азбуки — пусть ребенок выкладывает слова, слоги, ищет знакомые буквы.
Покажите ему картинки — пусть он к каждой картинке положит букву или слог, с которого начинается название предмета, нарисованного на ней (например, БАНТ, МОЛОТОК, ТИГР). Это все можно разложить в алфавитном порядке: арбуз, барабан, ведерко и т. д.
Ø Что это за буква?
Покажите ребенку элементы букв, он должен их угадать и дописать. Если ни разу не ошибется — поощрите его сюрпризом из сумки сюрпризов.
Ø «Много нужно овощей, чтоб сварить кастрюлю щей»
На кухне вы варите суп. Покажите ребенку написанные слова, например: лук, капуста, картофель, молоко. Он должен прочитать слова и убрать лишнее (молоко). А вы можете пока спокойно варить. А затем проверить — правильно ли ребенок отложил ненужное слово.
А если вы варите кашу, компот? Придумывайте варианты игр.
Ø «Переверни картинку»
На столе лежат картинки, перевернутые изображением вниз. На обратной стороне написана буква или слово. Вы загадываете загадку, например: «Шумит он в поле и саду, но в дом не попадет, и никуда я не пойду, покуда он идет» (дождь).
Ø Ребенок должен отгадать загадку, найти соответствующую букву или слово и перевернуть картинку. Игра закончится тогда, когда ребенок угадает последнюю картинку.
Ø «Палочки-писалочки»
Рисуем на асфальте мелом, пишем палочкой на песке, на снегу слова, слоги, буквы. Ребенок угадывает их. Меняйтесь ролями. Ребенок пишет — вы угадываете.
Ø Похожие – разные
Покажите ребенку пары картинок: БЫК — БАК. Ребенок читает и объясняет, что такое «БЫК», «БАК». Аналогично: СОМ — ДОМ, ЛЕС — ЛЕВ, КОСА — КИСА и т. п.
Ø Чтобы ребенку было легче заучить алфавит, выучите стишки, песенки, например:
А, Б, В, Г, А, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П Р, С, Т, У, Ф,Х
Оседлали петуха!
Ц, Ч,Ш,Щ,Э,Ю,Я-
Вот и все они, друзья!
Учебное письмо Аа – Измеренная мама
Вы ищете упражнения на букву А, чтобы использовать их с дошкольником или детсадовцем? Может быть, вы учитель в классе и ищете больше идей.
Исследования показывают, что прямой, явный подход к обучению алфавиту более эффективен, чем непрямое обучение. Наслаждайтесь поделками, художественными идеями и списком книг, но знайте, что использование сценария, подобного приведенному ниже, является наиболее эффективным способом обучения буквам и звукам. Сделайте это по-своему!
Как ввести букву Аа
- Произнеси слова, начинающиеся с Аа: Произнеси каждое слово после меня. (Подчеркивайте /ă/ в начале каждого слова, когда произносите его.) Яблоко. Астронавт. топор Животное. Добавлять. Какой звук вы слышите в начале каждого слова? Звук /ă/.
- Расскажите о том, что делает ваш рот, когда произносите звук: Посмотрите, что делает мой рот, когда я произношу /ă/. Теперь ты попробуй. Поместите пальцы между зубами, когда произносите звук. Ваш рот открыт много или мало? Положи руку на горло, когда говоришь /ă/. Это тихий или шумный звук? (шумно)
- Введите букву на флэш-карте: (Поднимите карточку с буквой А в верхнем или нижнем регистре.) Это буква А. Когда мы видим эту карточку, мы говорим «А заклинания /ă/». Твой ход. (Учащиеся: «А заклинания /ă/.»)
Как научиться писать заглавную букву А
- Небесная буква: Чтобы сделать букву А, мы начинаем сверху и наклоняем вниз. Затем возвращаемся наверх и спускаемся в другую сторону. Тогда переходи. Смотри, как я поднимаю руку и пишу пятерку на небе. Я начинаю сверху и наклоняюсь вниз. Затем я возвращаюсь наверх и наклоняюсь вниз в другую сторону. Потом перехожу. Теперь ты попробуй. Начинайте сверху и наклоняйтесь вниз. Затем вернитесь наверх и наклонитесь вниз в другую сторону. Тогда переходи.
- Предложите учащимся написать букву пальцами: Сделайте букву А, двигая пальцем по столу. Начинайте сверху и наклоняйтесь вниз. Затем вернитесь наверх и наклонитесь вниз в другую сторону. Тогда переходи. (Другие варианты: поднос с песком или солью, крем для бритья и т. д.) Теперь сделайте то же самое, произнося «Заклинания /ă/». Не забывайте подчеркивать букву А, когда говорите /ă/. (Потренируйтесь несколько раз.)
Как научиться писать строчную букву а
- Sky-напишите букву: Чтобы сделать букву а, мы начинаем с середины. Затем мы тянемся назад, вокруг, вверх и вниз. Смотри, как я поднимаю руку и пишу на небе букву “а”. Я начинаю с середины, тянусь назад, вокруг, вверх и вниз. Теперь ты попробуй. Поднимите палец в воздух. Начните с середины. Потяните назад, вокруг, вверх и вниз.
- Предложите учащимся написать букву пальцами: Сделайте букву а, двигая пальцем по столу. Начните с середины. Потяните назад, вокруг, вверх и вниз. (Другие варианты: поднос с песком или солью, крем для бритья и т. д.) Теперь сделайте то же самое, произнося «заклинания /ă/». Не забывайте подчеркивать букву а, когда говорите /ă/. (Потренируйтесь несколько раз.)
Другие виды деятельности под буквой Аа
- Ремесла
- Список книг
- Тонкий мотор
- Сенсорная игра
- Математические связи
Бесплатные печатные формы
- A для Apple (страница с точечной наклейкой)
- Little Letter A Book (стихи и песни)
- Книга “Мое письмо” (с фотографиями)
Дополнительные ресурсы по алфавиту
- Карточки с изображениями алфавита от А до Я
- Начальные звуковые клипы
- раскраски Начальный звук
- Коврики для начального звука
Ищете готовый учебный курс по алфавиту?
Учебная программа по алфавиту для дошкольных учреждений
$29,00
Наша учебная программа включает уроки по обучению буквам и звукам как в верхнем, так и в нижнем регистре. Вы получите три урока на букву, встроенный обзор, простую практику рукописного ввода, рифмование, подсчет слогов, фонематическую осведомленность и многое другое!
Купить сейчас
УЧАСТНИКИ ПОЛУЧАЮТ БОЛЬШЕ!
Обратные ссылки
Рабочие листы по букве А – Занятия по букве А – Рабочие листы по букве А Дошкольное учреждение – Занятия по букве А Дошкольное учреждение
Вот несколько рабочих листов с буквой А (упражнения на букву А) для детей дошкольного/детского сада, которые помогают в распознавании букв, формировании букв, звуках букв, а также улучшают мелкую моторику.
- Упражнение «Вырезать и вставить» — Буква А. Рабочие листы
- Упражнение по отслеживанию помпонов — Буква А. Рабочие листы
- Упражнение «Таинственные письма» — Буква А. Рабочие листы
- Разные виды деятельности (окрашивание/штамповка/рисование) – рабочие листы буквы А
- Упражнение по отслеживанию букв из пластилина — рабочие листы с буквой А
Упражнения «Вырезать и вставить» — Буква А Рабочие листы — Упражнения по букве А
Упражнения по вырезанию и склеиванию — это увлекательный способ улучшить мелкую моторику, а также эти занятия предназначены для обучения ассоциациям с вещами, которые начинаются с букв и звуков букв. Детям помладше вырезание можно пропустить; привлекать их к оклейке.
- A Для Alligator
- Вырвать и вставить в Apple
- A Для Apple (заглавная A)
- Звуки букв (сопоставление)
- A Для Apple (Small A)
Деятельность по отслеживанию помпонов — буква А Рабочие листы – Занятия по букве А
Увлекательный способ научить распознавать и формировать буквы, а также развивать мелкую моторику.
Вам понадобится:
- цветные помпоны (маленькие) или камушки с плоским дном
- распечатка приведенных ниже печатных форм (желательно заламинированных для повторного использования)
- дополнительно: маленькие щипцы
Инструкции:
Положите помпоны или камушки на круги на рабочем листе, чтобы сформировать букву. Вы можете использовать помпоны определенного цвета, чтобы сочетать цветовую идентификацию в упражнении. Попросите ребенка использовать щипцы, чтобы взять и положить помпоны, чтобы улучшить мелкую моторику.
- Строчные A
- Прописные A
Упражнение «Таинственные буквы» — Буква А. Рабочие листы — Буква А. Занятия
Это упражнение улучшает распознавание букв и мелкую моторику.
Вам понадобится:
- мелки
- распечатка нижеприведенных печатных форм
Инструкции:
Попросите маленького шпиона найти загадочное письмо, спрятанное в сетке.