Разное

Задачи и цели семейного воспитания: Содержание и цели семейного воспитания

Содержание

Современные задачи школы и семьи в воспитании младших школьников

Автор: edu1

Современные задачи школы и семьи в воспитании младших школьников

Иванова Т.П.,
заместитель директора по УВР
учитель начальных классов
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте –
родители и педагоги.
Издавна ведутся споры, дискуссии о том, что важнее для растущего человека, что в большей степени определяет его развитие, формирование наиболее значимых качеств личности – семейное воспитание или воздействие общественных факторов, в частности школы.
Разрешить их однозначно просто невозможно, ибо приоритет отдельных факторов воспитания неодинаков в разные периоды жизни ребенка и зависит от индивидуальных особенностей детей.
В современной школе меняется многое: ее структура и содержание, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока, подходы к изучению многих учебных предметов и воспитательной работы.
Управление школой стало демократичным, а значит, более демократичны отношения в педагогическом треугольнике: учитель, ученик, родитель.
Ушли в прошлое командно-административные способы регулирования этих взаимоотношений. Перестали быть эффективными некоторые формы работы школы с родителями. А что же осталось?
Остались родители и дети – с их радостями и горестями, разрешимыми и порой неразрешимыми проблемами, потребность в современном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога. Остался учитель, нуждающийся в сотрудничестве с родителями: опытный учитель с его проблемами пересмотра логики и содержания этого сотрудничества и молодой, нередко растерявшийся, еще не умеющий найти контакты с более опытными людьми в лице родителей своих воспитанников.
Часто можно услышать вопрос: нужна ли вообще работа с семьями? Учитель и так очень загружен. А это еще одна проблема. Действительно, не дело ли самих родителей – воспитание своих детей? Разве так уж необходимо влияние школы на этот сугубо индивидуальный процесс? И демократично ли это? Нет ли в этом сохранения традиций командно-административных функций школы прошлого?

Ответы на эти вопросы и проблемы определяются сутью подходов к их решению, диалектикой новой логики организации учебно-воспитательного процесса в современной школе, в условиях, когда значение воспитательной работы школы — максимально способствовать развитию учащихся через организацию разнообразных видов и форм внеурочной деятельности.
С этих позиций следует рассматривать и работу школы с родителями учащихся.
В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.
Система воспитания находится в состоянии острого кризиса, причинами которого являются: отсутствие в обществе четких социально-нравственных ориентиров, разрушение традиционных ценностей, низкий уровень жизни, сложность самореализации вступающего в жизнь нового поколения.
В концепции модернизации Российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В последние годы в педагогику вернулись идеи самоценности детства, сотрудничества, самоопределения и самоактуализации личности.
Практическая реализация этих идей происходит через создание воспитательного пространства, в состав которого входят образовательные учреждения и их воспитательные системы.
Опыт работы нашей школы помогает определить пути дальнейшего совершенствования воспитательной системы.
Так учителя начальных классов отмечают эффективность личностно ориентированного подхода в решении воспитательных задач в начальной школе, который позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям; формирование саморазвивающейся личности путем развития самостоятельности, способностей к самоорганизации, самореализации; развитие интеллекта детей и эмоциональное восприятие ими действительности; гармоничное развитие личности каждого учащегося начальной школы.
Успешность воспитания в начальной школе обеспечивают:
– многомерность воспитательного пространства;
– создание ситуации успеха для каждого школьника;
– профессиональное мастерство учителя;
– преемственность между дошкольным и начальным образованием в использовании форм, методов и средств воспитательного воздействия на ребенка;
– создание и совершенствование деятельности детских общественных организаций в начальной школе; привлечение родителей к сотрудничеству в воспитании детей;
– научно-обоснованное управление развитием.
В настоящее время обращается внимание на необходимость решения многих задач, одна из которых заключается в повсеместном внедрении в школы системы родительского всеобуча с учетом требований современной жизни;
– широкое взаимодействие всех социальных институтов воспитания в целях совместного решения проблем воспитания, адаптации, социализации,
творческого развития младших школьников и сохранения их здоровья.
Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка и родителей.
У школы и семьи, как известно, одни устремления, одни цели, надежды и неудачи. Проблемы взаимодействия школы с родителями обусловлены социальными, экономическими, психологическими факторами и связаны с изменением положения школы и семьи в обществе.
Поэтому задача школы в работе с семьей остается прежней: создать коллектив единомышленников.
С семьи начинается развитие каждого из нас. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями – все это зарождается в дружной, теплой атмосфере дома.
О современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных социологических опросов, 7,8 % педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности. В свою очередь изменилась и сегодняшняя семья. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, но, тем не менее, когда становится невмоготу, и родители приходят к учителю, бывает поздно.
Социально-экономическая нестабильность общества привела к появлению в школе семей малоимущих – 10 %, неполных – 22 % и семей, где родители имеют статус безработных.
В наши дни родителями быть дорого и трудно. Это подтверждается:
– значительным сокращением среднего дохода российской семьи;
– увеличением количества бездетных и однодетных семей, неполных семей;
Объясняется такое положение материальными проблемами семьи в нашем современном обществе.
Главный вопрос, стоящий перед родителями:
– как прожить;
– во что одеть и обуть детей;
– как их выучить и вылечить.
Все это увеличивает напряжение в семье, конфликты между мужем и женой напрямую сказываются на детях: их воспитании, развитии, организации досуга, развлечений и т.д. Материальные неурядицы вызывают изменения в системе нравственных ценностей, этических норм.
Еще одно из проявлений социально-экономической нестабильности -это родительская несостоятельность.
Некоторые семьи признаны социально опасными: родители стали пьяницами, наркоманами, есть матери, которые бросили своих детей и, ;как следствие этого, появились опекаемые дети.
В условиях, когда большинство детей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В наших семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую, негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Как считают психологи, существует закономерность, что большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.
Став взрослым, человек воспроизводит его, как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения. Большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. «Со мной никто не возился, и ничего, вырос», -говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые дружеские отношения.
Другая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают, что делают «все не так», пытаются вести себя по-новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и выливают раздражение на детей.
Из всего сказанного следует сделать вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит педагогам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимо терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.
Учителю начальных классов надо стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребенка.
Направления совместной деятельности учителя и семьи будут эффективны тогда, когда учитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников.
С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей учитель начальных классов должен добиваться того, чтобы и дети и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет семье.
Немаловажным условием взаимодействия семьи и учителя является разумность тех требований, которые учитель предъявляет к семье и к ребенку.
Во взаимодействии с коллективом родителей учитель должен проявлять учтивость, корректность, умение сдерживать свои эмоции, только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы – в создании условий для нормальной жизни ребенка; радостной, счастливой, комфортной; для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья».
Семья – это часть общественной системы. Общество, влияя на семью, формирует определенный ее тип. Семья тоже оказывает воздействие на процессы и отношения в обществе.
Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе представлять исторические типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции.
Очень важно, чтобы нравственные ценности и микроклимат семьи были истинными, а не ложными. Если слово родителей будет подкреплено делом, поступком, действием, в такой семье не возникает проблем в воспитании ребенка.
В.А. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни. Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер.
Важная составляющая успешности воспитания детей в семье – авторитет родителей. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка – кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о своих родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу – все это слагаемые родительского авторитета.
Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество.
Под стилями семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Современный учитель начальных классов должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему четко определить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы используют родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребенку.
Выделяют следующие стили семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.
Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов генетических особенностей ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние тип темперамента родителей, их совместимость, традиции, на которых воспитывались сами родители, их образовательный уровень, нравственные устои семьи.
Действительно – семья это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности.
Родительская любовь с одной стороны, доверие ребенка к родителям – с другой, создают совершенно особые условия для познания мира, человеческих отношений, прав и обязанностей.
Вот почему основной целью работы учителя начальных классов является обеспечение гармонии взаимоотношений школы и семьи, и учитель делает ставку на сотрудничество:
«Мы вместе – я, ученик и его родители – легко разрешим все проблемы, потому что мы заинтересованы в этом».
Мы стараемся сделать так, чтобы наша школа стала благоприятной «экономической средой детства», средой его счастливого обитания. Наши дети разные, и начальная школа будет помниться им по-разному.
Важно, однако, чтобы осталось общее в этих воспоминаниях: пусть каждый, прожив это время, чувствует себя человеком, без которого чего-то в школе не получилось бы.
От учителя начальных классов зависит эмоциональная насыщенность, гуманизм, многоцветье и многозвучность ранних школьных лет.
Ф.И. Достоевский писал, что «красота спасет мир»( 1,с.7). Что он имел в виду? Может быть красоту общения, которой человека надо учить? А может, красоту он понимал как синоним доброты?
У Ю. Друниной есть такие слова:
Не нужно рвать иссохшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты.
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!( 3; с. 5)
Почему нельзя? Доброте человек учится у человека.
Доброе отношение учителя к ученику, понимание его проблем, разговор начистоту по душам делает душу ребенка красивее. Умение учителя полюбить ученика не за что-то, а несмотря ни на что – это искусство учителя – воспитателя.
Нам, взрослым, надо набраться терпения и доброты, чтобы не вырастить поколение недовольных, закомплексованных, озлобленных граждан, важно, чтобы каждое вмешательство педагога в отношения взрослых и детей несло добро, ребенку нужно доказать, что не он, а мы правы, что делаем мы это ради него и поступаем правильно.
Список литературы
1.Новые государственные стандарты школьного образования, 2008г.
2. Вестник образования №8, 2005г.
3. Журнал «Начальная школа + до и после» №10, 2008г.
4. Журнал «Начальная школа» №8, 2008г.
5. Л.И.Маленкова «Педагоги, родители и дети».
6. Т.В.Воликова «Учитель и семья».
7. Т.М.Афанасьева «Семья».
8. Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
9. Журнал «Завуч» №4, 2003г.
10.Журнал «Воспитание школьников» №8 2005г.
11. Журнал «Народное образование» №7, 2006г.
12. Журнал «Классный руководитель» №5, 2006г.

Читать онлайн «Задачи семейного воспитания. Избранное», Петр Каптерев – Литрес

© Издательский дом «Карапуз», 2005.

© М.В. Богуславский, К.Е. Сумнительный – составление, вступительная статья, примечания, 2004.

К читателям

Есть педагогические идеи, которым не суждено пережить породившие их социально-политические условия, а есть идеи, основанные на объективных исследованиях мира детства и закономерностях развития человека. Именно они остаются не только в истории педагогики, но и определяют педагогическую практику, помогают честно отвечать на извечные вопросы о том, как и чему учить новое поколение, как его воспитывать. К педагогам, чьи труды наполнены такими идеями, относится незаслуженно забытый в советское время замечательный российский ученый, разработчик теории педагогического процесса и его роли в формировании личности свободного гражданина и общественного человека, Пётр Фёдорович Каптерев. его теории выдержали испытание временем, они современны и актуальны по сей день. Знакомство с работами выдающегося педагога поможет современным воспитателям, и прежде всего родителям, определить направление своих воспитательных воздействий, найти опору при выстраивании взаимоотношений с собственными детьми.

Знаток семейного воспитания

Петр Федорович Каптерев родился 20 июля 1849 г. Его отец служил приходским священником в селе Кленово Подольского уезда Московской губернии.

После окончания в 1872 г. духовной академии П.Ф.Каптерев, поскольку он не принял монашество или священнический сан, должен был шесть лет прослужить преподавателем в системе высших и средних духовных учебных заведений. Талантливый выпускник был избран Советом Санкт-Петербургской духовной семинарии преподавателем философских учений (логики, психологии, дидактики, педагогики). Молодой преподаватель сразу же снискал уважение коллег и семинаристов. Ему доверили заведование воскресной школой, избрали в члены распорядительного совета правления семинарии. Всех покоряли личность Каптерева, сила его интеллекта, обширность и глубина знаний, способность ясно их излагать.

Тогда же у педагога проявилась склонность к общественной деятельности: он был принят в Петербургское педагогическое общество. В 1874 г. П.Ф.Каптерев стал членом совета Петербургского Фребелевского общества, где читал лекции по педагогике и психологии слушательницам курсов, готовивших воспитательниц детских садов. Работу на этих курсах он вел в течение четверти века.

По свидетельству авторитетного издателя Н.Рубакина, П.Ф. Каптерев уже к началу 90-х годов XIX столетия был одним из самых популярных авторов, книги которого читались не только педагогами и родителями, но и всеми, кто занимался самообразованием. Однако, как уже отмечалось в первой части этой книги, среди его многогранного творчества есть тема, которая проходит через всю деятельность замечательного педагога, это – семейное воспитание.

Участие Каптерева в Родительском кружке сыграло важную роль в разработке вопросов семейного воспитания. С 1884 г. на протяжении многих лет он ежегодно делает доклады о развитии личности и воспитании ребенка в семье.

Основная цель этой деятельности выдающегося педагога – вовлечь в гуманное воспитание детей отцов и матерей.

Научные труды Родительского кружка привлекли внимание западноевропейской общественности. На выставке в Льеже в 1906 г. Петербургский кружок получил первую премию среди кружков Франции, Англии, Германии и других европейских кружков такого же типа.

Анализируя особенности детской природы и детского развития, Каптерев пришел к выводу, что развитие ребенка имеет непрерывный и определенным образом направленный характер, но вместе с тем оно многосторонне и может проходить с разной скоростью для разных детей, а также ускоряться и замедляться и даже останавливаться. Каким же образом можно воздействовать на развитие ребенка? Как избежать развития дурных наклонностей? Педагог дает рекомендацию, в которой две основные составляющие: первая – это общее оздоровление атмосферы (особенно психологической) в окружении ребенка, когда отрицательным тенденциям не будет создано возможностей для реализации; вторая – укрепление положительных тенденций, которые будут своей силой побеждать плохое в человеке. Исходя из этого, можно предполагать, что Каптерев был сторонником организации психолого-педагогической поддержки развития ребенка.

Под впечатлением от идей Фребеля – немецкого педагога-новатора, который разработал систему дошкольного воспитания, распространившуюся затем в разных странах (Фребель считал, что для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении с другими детьми необходимо организовать занятия его в обществе сверстников, которому он дал поэтическое название «детский сад»), и его «даров» (так Фребель называл предметы, которые он использовал как дидактический материал, – шары, кубы, цилиндры и т. п.), Каптерев делает вывод, что в детских играх такие предметы могут быть использованы как для специальных упражнений, развивающих органы чувств, так и в качестве материала для конструирования, который дети могли бы превращать во все, что подскажет воображение, строя из него всевозможные комбинации.

Исследования Каптерева по детской психологии приводят его к стойкому убеждению, что воспитание должно начинаться в семье, а для этого семья или ее члены, отвечающие за воспитание детей, должны быть соответствующим образом подготовлены. Он с горечью замечает: «Современные матери отстали от одного берега – способа воспитания своих матерей и бабушек, и не пристали к другому – новому научному воспитанию».

Понимая этот кризис в семейном воспитании, Каптерев принимает живое участие в работе Родительского кружка, где и становится инициатором выпуска 10 брошюр серии «Энциклопедия семейного воспитания», посвященной вопросам воспитания детей преимущественно дошкольного возраста. Принимая во внимание небольшое количество детских садов и бурную дискуссию вокруг них, в которой Каптерев принимал живое участие, в брошюрах рассматривалось в основном домашнее воспитание. Их авторами становятся виднейшие педагоги и литераторы того времени: А. Н. Острогорский, И. А. Сикорский, П. Ф. Лесгафт, П. И. Ковалевский, А. Ф. Кони и другие. Эта серия, состоявшая из небольших книг, была посвящена вопросам воспитания и обучения детей, преимущественно дошкольного возраста, т. е. фактически домашнему воспитанию и обучению, а также физическому развитию и сохранению здоровья детей младшего возраста. Сам Петр Федорович издает в этой серии свои «Основные начала семейного обучения (Дидактика семьи)».

Как уже отмечалось, в первой книге данного издания важным для психического равновесия ребенка является вопрос взаимодействия с родителями. Петр Федорович выделил два основных типа семьи. Первый тип – где главное место занимают интересы взрослых, а дети являются придатком, иногда забавным, а иногда и утомительным. Второй тип – где на первом плане находятся дети, их счастье и интересы. Каптерев считает обе позиции ошибочными.

Главная задача родителей и педагогов, по мнению Каптерева, заключается в подготовке детей к тому, чтобы они имели собственные убеждения и умели реализовывать их в соответствии с общечеловеческими интересами и идеалами. «Способность образовывать убеждения – самое главное и основное дело», – обобщает Каптерев. Педагог предлагает и путь реализации этого направления в воспитании. По его мнению, у детей должна быть сфера деятельности, им принадлежащая, «чтобы они были хозяевами в своем детском мирке». Взрослый, по мнению Каптерева, должен вмешиваться в детские дела только когда у малыша не хватает сил и опыта для реализации задуманного. Чтобы понять и почувствовать грань своего вмешательства, взрослые должны воспринимать ребенка как личность. Каптерев совершенно справедливо замечает: «нет достаточных оснований принуждать детей видеть справедливость на той стороне, на которой, по их детским убеждениям, ее нет».

Семейное обучение педагог разделил на первоначальное самообучение и семейное систематическое обучение. Первое начинается с самого рождения ребенка. В ходе первоначального самообучения ребенок получает информацию о внешнем мире, прежде всего через органы чувств. Задача семьи в этот период создавать ребенку разнообразные возможности для знакомства с окружающим миром, оберегая от впечатлений, которые могут вызвать негативные эмоции. Помогая становлению речи ребенка, необходимо обучать его правильному произношению слов, знакомить с новыми словами и понятиями.

Под систематическим семейным обучением Каптерев понимает и определение взрослыми общего направления образования ребенка и конкретные домашние занятия по предметам. При этом Петр Федорович рекомендовал помогать детям и в школьных занятиях, но не делая за них домашние задания, а разъясняя то, что дети не поняли на уроках. При этом, по мнению педагога, не должно прекращаться и познание окружающего мира через самостоятельные наблюдения детей.

Так же современны и актуальны указания Каптерева на типичные ошибки дошкольного воспитания. Одной из них педагог считает слишком раннее обучение детей 3–4 лет грамоте, иностранным языкам, основам различных наук. Каптерев отмечает, что сверстники таких детей, начавшие обучение позже, быстро догоняют их в развитии, а зачастую и перегоняют за счет собственной активности и умения мыслить самостоятельно. К этому точному замечанию можно добавить, что «заученные» дети зачастую получают только тот или иной навык, который не приводит к развитию мышления и самостоятельности, но дает возможность родителям удовлетворить собственное тщеславие. Часто такие дети пассивны, плохо понимают, как в реальной жизни могут быть использованы многочисленные знания, полученные ими.

Еще одной характерной ошибкой Каптерев считал организацию домашнего обучения по образцу школьного, с введением жесткой урочной системы. По мнению Петра Федоровича, такая система домашнего обучения не соответствует потребностям детей, является шаблонной, отвлеченной и, в конце концов, не полезной. Каптерев утверждал, что «общие правила нужно постоянно видоизменять и применять к потребностям данных обстоятельств». Это, конечно, не означает отмену каких-либо правил в принципе, а предполагает присутствие в деле воспитания доли искусства и творчества, проявление такта и проницательности. Каптерев полагал, что главная цель семейного обучения – в «общечеловеческом развитии», под которым Петр Федорович понимал, помимо приобретения определенной суммы знаний и развития мышления, также и умение адаптироваться в социуме, грамотно и ясно выражать свои мысли, подчиняться общепринятым нормам.

 

Последнее замечание касается не только домашнего, но и общественного воспитания в детских садах. Каптерев горячо защищал идею общественного воспитания, считая, что детский сад должен стать местом благоденствия, где для детей должна быть создана благоприятная в душевном и физическом плане обстановка. Только тогда родители с легким сердцем могут оставить в саду своих детей.

Вместе с тем Каптерев утверждал, что наличие разветвленной сети разнообразных общественных организаций (союзы, кружки, общества, детские сады) по дошкольному воспитанию характеризует и уровень культуры в стране. Чем она культурнее, тем эта сеть разветвленнее и разнообразнее. По его мнению, «правильное воспитание непременно должно быть общественным воспитанием. Дитя должно расти и развиваться среди сверстников». Правда, Петр Федорович признавал, что до 5 лет дети часто эгоцентричны и не готовы к общению со сверстниками, и только в 5–6 лет начинают осознавать такое общение как ценность. Но, по его мнению, есть и еще одна важная роль детского сада – подготовка к приходу в школу. Педагог замечает: «Детский сад не есть школа, но он и не семья, он нечто среднее между семьей и школой». Важной и актуальной остается и мысль Каптерева о том, что детский сад вовсе не снимает с родителей ответственности за воспитание детей, а является лишь одной из форм организации воспитательного процесса.

Касаясь семейного воспитания и ответственности родителей, Каптерев выделяет два важнейших и до сих пор актуальных момента. Во-первых, по мнению педагога, осуществление даже первоначального воспитания «требует серьезной подготовки от матерей и отцов, особенно же от матерей, на руках которых преимущественно лежит дело первоначального воспитания детей». Во-вторых, большое значение педагог придает правильно организованному наблюдению. Проходить оно должно на фоне знаний о ребенке. Хороший наблюдатель «знает, в какую сторону нужно смотреть, по какой дороге идти, чтобы добыть ценные и нужные сведенья о предмете наблюдения». Педагог дает и конкретные рекомендации родителям по процедуре наблюдения. Главное в том, чтобы наблюдение было систематическим и позволило проследить развертывание конкретной деятельности ребенка от начала до конца. Только при таком условии из наблюдения могут быть сделаны реалистические выводы.

Тонкий психолог и педагог, Петр Федорович Каптерев готов многое открыть внимательному читателю. Его идеи, его взгляд на природу и развитие ребенка поможет вдумчивому родителю многое понять о собственном ребенке и о еще большем задуматься.

Гармония семьи

Основные начала семейного обучения (Дидактика семьи)

В педагогической литературе весьма усердно обсуждаются самые разнообразные вопросы, касающиеся обучения в школе, его основных начал, методик, состава учебных курсов; на эти темы написано и пишется очень много статей и книг. Между тем не менее важное семейное обучение сравнительно мало привлекает к себе внимание педагогической литературы, и все вопросы, касающиеся этой столь серьезной отрасли воспитания разработаны несравненно менее школьной дидактики и методики.

По естественному порядку семейное воспитание должно служить и действительно служит основой школьного воспитания, и последнее есть только продолжение первого. Поэтому всякие недочеты в семейном обучении прямо и непосредственно отражаются на успехе школьных занятий детей. Из семьи в школу дитя приносит с собой не только известную сумму знаний, но и навыки, умение или неумение учиться, внимательность или рассеянность, свободную речь или невыработанную, органы внешних чувств развитые, пригодные для хорошего, тщательного наблюдения или же запущенные, некультивированные и т. д. Все это чрезвычайно важно для школы. Настоящая статья и имеет своей целью выяснение основ семейного обучения, его характера, предметов и целей.

Объем семейного обучения. Период первоначального самообучения и его постановка

Под семейным обучением очень часто разумеют обучение грамоте, счету, Закону Божию, иностранным языкам, началам географии и т. п., словом, обучение тому, что требуется для поступления в один из младших классов какой-либо общеобразовательной школы, а со времени поступления детей в школу – приготовления школьных уроков. Таким образом, семейное обучение представляется лишенным всякого самостоятельного значения, в этом отношении семья является как бы отделением школы: то подготовляет к школе, то помогает прохождению школьных уроков. Семья учит тому же, чему учит и школа, и учит приблизительно так же, как и школа. Семье нередко рекомендуют даже запастись школьными программами и учебниками, чтобы лучше подготовлять своих юных членов к школе. На самом деле курс семейного обучения несравненно обширнее и сложнее, чем те знания, которые выше поименованы; последние составляют лишь самую малую и наименее важную часть семейного обучения; основы и приемы семейного обучения также значительно различны от школьных.

В своем полном виде семейное обучение должно обнять следующее: 1) самое важное и значительное – общее умственное развитие дитяти, состоящее в упражнении органов внешних чувств, наблюдательности, запоминания, способности выводов и вообще самостоятельного мышления и сообразительности. Это – развитие умственных процессов, приобретение орудий, способов и навыков для всех дальнейших умственных упражнений. Без развития указанных свойств нельзя сделаться умным и образованным человеком; 2) менее важное, но также весьма значительное и находящееся в неразрывной связи с развитием умственных процессов – приобретение основных сведений об окружающем мире, неодушевленном и одушевленном, о внешней природе и жизни людей и животных. Эта сторона семейного обучения будет служить основной вехой дальнейших научных и специальных знаний личности. Сюда же нужно отнести и приучение к свободному владению родным языком; 3) специальное обучение грамоте, счету, иностранным языкам и пр.; 4) со времени начала школьного обучения ряд занятий, отчасти восполняющих школьные, отчасти имеющих самостоятельное, независимое от школьных, значение.

Вот объем семейного обучения и все его стороны и отделы. По естественному ходу и развитию он разделяется на два больших периода: первоначальное самообучение и систематическое обучение. Рассмотрим каждый из этих периодов в отдельности.

Первоначальное самообучение начинается с момента рождения и состоит в восприятии впечатлений, действующих на органы внешних чувств, а равно в постепенном ознакомлении таким путем с окружающим миром. Усвоение впечатлений вызывает развитие познавательных процессов, любопытства, любознательности, удовлетворять которым дитя стремится. Первоначальное самообучение характеризуется полной самопроизвольностью, чисто органическим характером. Для начала и развития его не нужно никаких искусственных побуждений, оно будет совершаться само собой. Дан известный организм. Дана известная среда, и одним из необходимых результатов их взаимоотношений будет разностороннее самообучение. При таком самообучении многие остаются всю жизнь, приобретают много сведений и становятся умными и деятельными людьми. Первоначальное самообучение характеризуется далее отсутствием какого-либо определенного порядка, своею случайностью: оно совершается тогда, когда есть налицо интересный предмет, явление, возбуждающее любопытство: такое самообучение быстро переходит с предмета на предмет, от одной группы явлений к другой, не стесняясь какой-либо последовательностью, не затрудняясь разнородностью воспринимаемых впечатлений. Будучи самопроизвольным актом, самообучение совершается постоянно путем собственных наблюдений, собственного размышления и выводов. Оно дает полную возможность обнаружению природных талантов и вкусов.

Не следует низко ценить первоначальное самообучение за его случайность и непоследовательность. Многие, как замечено выше, всю жизнь остаются лишь при таком обучении и бывают умными людьми. Главное достоинство первоначального самообучения заключается в его полной естественности, это есть обучение путем самодеятельного наблюдения природы и жизни. Здесь дитяти никто ничего не подсказывает, никто его по установившимся приемам не учит, никто не муштрует. Дитя само читает книгу природы и книгу жизни, само разбирается в их письменах, само рассуждает, выводит заключения, объясняет, и все это делается в той мере и тогда, когда и в какой мере его интересуют жизненные факты и предметы, а равно явления природы.

Несмотря на полную естественность, самопроизвольность и вместе благотворность первоначального самообучения, воспитателям, заботливо относящимся к воспитываемым, все же не мешает иметь в виду некоторые соображения относительно общего хода и возможных недостатков самообучения, чтобы вовремя устранять все помехи, встречающиеся на пути развития этого чрезвычайно важного процесса, чтобы он был вполне всесторонним воспитательным средством, а не односторонним. И питание есть процесс вполне естественный и благотворный, но необходимо иметь сведения об общем его ходе и разных возможных уклонениях, чтобы человек питался действительно вполне хорошо.

Первое, что нужно иметь в виду при первоначальном самообучении, – это всесторонность обучения. По обстоятельствам, в которых находится дитя, у него легко может недоставать какой-либо важной группы представлений. Самое обычное в этом отношении явление – значительная односторонность представлений у детей городских и сельских. У первых крайне скудны сведения об явлениях природы и условиях сельской жизни и действительности. Попробуйте спросить их, что такое лес, гора, луг, поле; видали ли они дуб, орешник, иву, поросенка, жеребенка, ягненка; знают ли они, что такое покос, стог, как жнут, пашут, что такое лапти, изба, ток, мельница; наблюдали ли они вскрытие и разлив реки, восход и закат солнца и т. п., и вы сейчас заметите крайнюю скудость и неясность всех подобных представлений. Многого дитя совсем не видало и не знает, кое-что видало, да перезабыло и перепутало, а о всем прочем имеет представление по книжкам с картинками и рассказам. В свою очередь, сельские дети очень мало знакомы с предметами и принадлежностями культурной жизни. Город с его улицами, площадями, большими домами и фонарями, городская квартира со множеством мебели и всякого рода вещей, магазины с игрушками и всякой всячиной, железные дороги, пароходы, велосипеды – область совершенно неведомая для деревенского жителя, и, попав в город, сельское дитя бывает ошеломлено, поражено. Чем сильно одно дитя, тем слабо другое, и обратно. Очевидно, оставлять детей при такой односторонности представлений нежелательно и вредно.

Указанная односторонность – одна из самых крупных и бросающихся в глаза. Есть односторонности и недочеты менее заметные. Дитя может вырастать в семье, где особенно интересуются ботаникой или зоологией и мало чем другим; оно может расти в семье кузнеца или столяра и получить подробные и точные представления об известном круге явлений и деятельности и весьма скудные и неясные о всех других. Каждый отец имеет профессиональные занятия, личные вкусы и пристрастия, и впечатлениями от них будет наиболее питаться детский ум. Каждая местность, каждый город, каждое село и деревня имеют свои особенности, в них есть то, чего нет в других, и нет того, что есть в других. Дитя будет впитывать в себя то, что есть; пробел в окружающей среде обнаружится пробелом в его уме, в его представлениях.

Первоначальное самообучение должно быть всесторонним, должно заложить основы для всех дальнейших знаний и представлений дитяти. Оно должно ознакомить дитя и с внешней природой во всем разнообразии ее явлений, и с жизнью людей. Амос Коменский в «Материнской школе» высказал такую мысль, что дети в период до школы должны ознакомиться с началами естествознания, оптики, астрономии, географии, хронологии, истории, экономии, политики, арифметики, геометрии, механики, диалектики, музыки, пения, грамматики, риторики, поэзии. Такой длинный перечень названий мудреных наук может изумить и напугать, но страшного здесь ничего нет. Под страшными названиями Коменский разумел весьма простые, элементарные упражнения, вполне доступные детям, не превышающие сил их возраста. Длинным же списком разных наук он хотел выразить ту, совершенно справедливую мысль, что обучение детей должно быть всесторонним, что в семье должны быть заложены основы всех дальнейших приобретений и знаний дитяти, что никаких односторонностей и пропусков в первоначальном обучении не должно быть допущено.

 

Приступая к работе: участие семьи и позитивные целеустремленные отношения

Структура Office Head Start Parent, Family, and Community Engagement (PFCE) представляет собой дорожную карту для достижения прогресса. Это основанный на исследованиях подход к изменению программы, призванный помочь программам Head Start и Early Head Start достичь результатов, ведущих к положительным и устойчивым изменениям для детей и семей. Когда мероприятия по взаимодействию с родителями и семьей носят системный характер и интегрированы в PFCE Framework Program Foundations и Program Areas Impact, достигаются лучшие результаты для семьи. Это приводит к тому, что дети здоровы и готовы к школе. Мероприятия по взаимодействию с родителями и семьей основаны на позитивных, постоянных и целенаправленных отношениях с семьями.

Что такое позитивные целеустремленные отношения?

Целью взаимодействия родителей и семей является создание прочных и эффективных партнерских отношений с семьями, которые могут помочь детям и семьям процветать. Эти партнерские отношения основаны на позитивных, постоянных и целенаправленных отношениях с семьями. Позитивные целеустремленные отношения основаны на взаимном уважении и доверии и развиваются с течением времени посредством взаимодействия между персоналом и семьями. Успешные отношения сосредоточены на сильных сторонах семьи и общей приверженности благополучию и успеху ребенка. По мере укрепления отношений между персоналом и семьями строятся взаимоуважительные партнерские отношения. Крепкие партнерские отношения с семьями способствуют позитивным и устойчивым изменениям для семей и детей.

Почему так важны позитивные целеустремленные отношения?

Позитивные целеустремленные отношения способствуют прогрессу детей и семей. Эти отношения способствуют установлению позитивных отношений между родителями и детьми, что является ключевым предиктором успеха в раннем обучении и здоровом развитии детей. Благодаря позитивному взаимодействию с их самыми важными опекунами дети развивают навыки для достижения успеха в школе и жизни. Они учатся управлять своими эмоциями и поведением, решать проблемы, приспосабливаться к новым ситуациям, разрешать конфликты и готовиться к здоровым отношениям со взрослыми и сверстниками.

Здоровые отношения между родителями и детьми развиваются через серию взаимодействий с течением времени. Здоровые отношения в первую очередь строятся на теплых, позитивных взаимодействиях. Также могут быть кратковременные разъединения или непонимание в отношениях. Например, бывают случаи, когда родители и дети не полностью синхронизированы. Малыш может смеяться и играть с родителем, а затем удивиться, когда его крик восторга будет встречен повышенным голосом матери, говорящей ей быть тише. Младенец постарше наслаждается своим завтраком из рисовой каши и сталкивается с несчастным лицом, когда он разбивает овсянку о рабочую одежду своей бабушки. Эти временные разъединения естественны и необходимы, и они формируют у ребенка способность к устойчивости и разрешению конфликтов. Пока взаимодействие в основном позитивное, дети могут приобретать важные навыки в процессе воссоединения.

Разрывы и проблемы могут возникать и в наших отношениях с семьями и коллегами. Отец приходит и обнаруживает, что его дочь счастливо плещется в дождевых лужах, и расстроен воспитателем. Он спешит и не успевает переодеться. Мать расстроена тем, что ее ребенок не прогрессирует, и винит в этом воспитателей. Несовершенные взаимодействия помогают нам научиться терпеть дискомфорт и решать проблемы. Это важные навыки для построения прочных партнерских отношений.

Позитивные отношения между родителями и воспитателями важны, поскольку семьи добиваются прогресса в достижении других целей, таких как улучшение здоровья и безопасности, повышение финансовой стабильности и развитие лидерских навыков. Прочные партнерские отношения могут обеспечить безопасное место, где семьи могут высказать свои надежды, поделиться своими проблемами и сообщить нам, как мы можем помочь. Персонал, партнеры по сообществу и сверстники могут быть ресурсами, поскольку семьи решают, что для них важно и как это сделать. Родители помогают нам узнать, как улучшить обучение и здоровое развитие своих детей. Когда мы фокусируемся на сильных сторонах семьи и рассматриваем родителей как партнеров, мы можем работать более эффективно, чтобы поддерживать отношения между родителями и детьми и другие результаты для семей и детей.

Все, что мы делаем, направлено на то, чтобы дать семьям эмоциональную и конкретную поддержку, которую они хотят и в которой нуждаются для достижения лучших результатов. Когда семья достигает прогресса, родители имеют больше возможностей дать своим детям. Например, семья может испытывать финансовые затруднения и постоянно беспокоиться о том, где взять еду в следующий раз. Родитель может быть ошеломлен или смущен, не зная, как попросить о помощи. Если родитель доверяет программе или сотруднику, он может поделиться своим огорчением и беспокойством. Программа может работать с родителями, чтобы найти и получить доступ к продуктам питания и ресурсам питания в их сообществе. По мере того, как семья стабилизируется, родитель может работать с персоналом, чтобы определить, как улучшить ситуацию в долгосрочной перспективе. Родитель может принять решение вернуться в школу, чтобы увеличить свой потенциальный доход, или может присоединиться к группе, чтобы обсудить с другими семьями образовательные цели. Родитель может работать с программой и сверстниками, чтобы найти и получить доступ к образовательным ресурсам. По мере того, как семьи предпринимают шаги для достижения своих целей, они могут вступать в отношения со своими детьми, которые готовят детей к успеху и жизни.

Признание того, какой вклад вносят семьи, сотрудники и дети

Построение отношений — это динамичный и непрерывный процесс, который зависит от вклада семей, сотрудников программы и детей. Семьи имеют набор убеждений, взглядов и точек зрения, которые влияют на отношения с персоналом. Точно так же у нас, как у поставщиков, есть набор убеждений, взглядов и точек зрения, как личных, так и профессиональных, которые влияют на наши отношения с семьями. Дети также вносят уникальный вклад в отношения. Они живут и учатся в уникальной среде и находятся под влиянием своих родителей, семей и других взрослых и сверстников в своей жизни. Дети привносят свое поведение, темперамент, эмоции и этап развития в общение с членами семьи и персоналом.

Понимание и оценка различий

Успешные партнерские отношения создаются, когда семьи и сотрудники ценят точку зрения и вклад друг друга и заботятся об общей цели и положительном результате. Программы могут сотрудничать с родителями, чтобы понять сильные стороны, цели, интересы и проблемы ребенка и семьи. В каждом взаимодействии мы можем больше узнать друг о друге и о себе как о профессионалах. Когда мы понимаем и ценим точку зрения семьи, у нас больше шансов создать успешные партнерские отношения. Мы отпускаем нашу собственную повестку дня и создаем общую повестку дня с семьей. Мы часто называем это «встречами с семьями там, где они есть».

Встреча с семьями там, где они есть: взгляды на культуру

Понимание культурных убеждений и приоритетов является ключом к построению отношений с семьями и является частью встречи с семьями там, где они есть. Каждая семья приходит на Head Start и Early Head Start с уникальными культурами, которые придают смысл и направление их жизни. Культура сложна и находится под влиянием семейных традиций, страны происхождения, этнической идентичности, культурной группы, общественных норм, опыта и домашнего языка. Культурные убеждения отдельных членов семьи и всей семьи влияют на поведение по уходу и влияют на решения, принимаемые в отношении ребенка и семьи. Культура влияет на наши взгляды на такие ключевые вопросы, как образование, семейные роли, методы воспитания детей, что представляет собой готовность к школе и как дети должны себя вести. Размышляя о точках зрения семьи и узнавая о них больше, мы можем подумать о том, как их культурные убеждения и ценности влияют на их выбор и цели. Кроме того, нам необходимо полностью понять нашу собственную точку зрения и то, как наш собственный опыт, предубеждения и культура влияют на нашу точку зрения.

То, как культурные убеждения влияют на построение отношений, может быть очевидным или скрытым. Тем не менее, культурные аспекты влияют на выбор, который делают семьи и специалисты. Вот некоторые примеры решений и методов воспитания детей, на которые может повлиять культура: 
 

  • Общение.  Как родители хотят, чтобы их ребенок обращался к учителю, бабушке или дедушке, врачу или соседу? Важно ли говорить «привет» при знакомстве с новым человеком? Зрительный контакт — это знак уважения или неуважения?
  • Роль профессионалов.  Можно ли не соглашаться с учителем своего ребенка? Существуют ли области развития и поведения, за которые ответственность несут исключительно профессионалы? Семьи?
  • Уход (сон, еда, пользование туалетом). Ребенок будет спать один или с родителями? Будет ли она на грудном вскармливании или на искусственном вскармливании в младенчестве? Ожидается ли, что она будет есть ложкой, или ее будут поощрять есть руками? Когда ожидается, что она начнет пользоваться туалетом?
  • Дисциплина. Как его накажут, если он в опасности? А если он укусит друга? Что, если он закатит истерику в парке? Существуют ли конкретные стратегии воспитания, которые родители считают более или менее эффективными?
  • Язык. Есть ли родной язык, который важен для семьи? Они хотят, чтобы в школе она говорила только по-английски, а в семье говорила на родном языке? Существуют ли важные культурные традиции, основанные на понимании родного языка?
  • Обучение. Считает ли семья себя важными учителями или изучает что-то, за что несут ответственность учителя? Какими видами деятельности семья любит заниматься дома? Есть ли определенный возраст, когда семья ожидает, что он будет читать? Где учится ребенок?

Культура реальна и важна, но понять ее не обязательно просто или легко. Это требует терпения, целеустремленности и готовности временами чувствовать себя некомфортно. Также требуется мужество и смирение, чтобы взглянуть на наши предположения и предубеждения и увидеть, как они влияют на наше отношение к семьям. Наши цели, идеи и опыт определяют выбор, который мы делаем, когда строим наши отношения. Руководство и сотрудники могут сделать это своим приоритетом, посвятив мероприятия по профессиональному развитию, включая рефлексивную практику и рефлексивный надзор, для понимания того, как культура и язык влияют на партнерские отношения с семьями. Все выигрывают, когда мы учимся у семей и привносим новые идеи и навыки в нашу работу.

Уважительное партнерство возникает, когда семьи и сотрудники заботятся об общих и положительных результатах и ​​ценят точку зрения и вклад друг друга.

Подробнее:

Целенаправленные отношения

, Семейные отношения

Тип ресурса: Статья

Национальные центры: Участие родителей, семьи и сообщества

Аудитория: Работники семейной службы

Последнее обновление: 18 марта 2022 г.

Взаимодействие с семьей и успеваемость учащихся: что говорят исследования

Из всех факторов, влияющих на успеваемость учащихся, участие семьи стоит на первом месте. Партнерство между школами и семьями может улучшить оценки учащихся, посещаемость, настойчивость и мотивацию. Исследования показывают, что это верно независимо от расы или дохода семьи.

Хотя некоторые семьи активно участвуют в образовании своих детей, исследования показывают, что учителя могут инициировать и поощрять участие всех семей с положительными результатами.

Особенно важно привлекать семьи учащихся, которые учатся и думают иначе. Согласно федеральному закону, школы обязаны обращаться за помощью к родителям или опекунам при разработке Индивидуальной образовательной программы (IEP) учащегося. Школы также должны предоставлять семьям обновленную информацию о прогрессе их ребенка в достижении целей IEP.

В дополнение к этим полномочиям было показано, что содержательное взаимодействие между учителями и семьями учащихся, которые учатся и думают иначе, может укреплять доверие, информировать обучение и улучшать результаты учащихся.

Изучите темы, выбранные нашими экспертами

  • Поддержка школы

  • Стратегии и советы

Кого ваши ученики называют семьей?

Прежде чем говорить о семьях, давайте рассмотрим, кто составляет семью ребенка. Не бывает двух одинаковых семей: в некоторых есть более одного основного опекуна. Некоторые этого не делают. В семьях с двумя взрослыми иногда взрослые женаты, а иногда нет. Другие факторы также влияют на семейную жизнь, например, домохозяйства с несколькими поколениями и те, которые обеспечивают приемную семью.

В наших ресурсах мы используем термин попечитель для обозначения основного взрослого или взрослых, которые несут ответственность за воспитание ребенка, например родителей, бабушек и дедушек и приемных родителей. Когда мы говорим о семьях, мы имеем в виду более широкую систему поддержки вокруг ребенка, включая братьев и сестер, бабушек и дедушек, тетушек, дядей или всех, кто постоянно присутствует в жизни ребенка.

Преимущества сотрудничества с семьями

Установление отношений с семьей студента дает множество преимуществ. Исследования и школьный опыт подтверждают эти пять преимуществ, особенно для учащихся, которые учатся и думают иначе:

Преимущество 1: Вы можете связать свои уроки с базовыми знаниями, интересами и культурой учащегося.

Вы видели, как это происходило в вашем классе раньше: когда вы связываете урок с опытом учащихся, их интерес резко возрастает, и они глубже усваивают материал.

Существует множество исследований мозга, чтобы объяснить, почему это происходит. Когда студенты думают о чем-то, что они уже знают, нейроны в их мозгу активизируются. Эти нейроны облегчают возбуждение других нейронов и формирование новых нервных путей. Пути буквально связывают новую информацию со старой в мозгу. Другими словами, «нейроны, которые активируются вместе, связываются вместе». Связывая новое обучение со старым обучением, учащимся легче изучать и запоминать новую информацию.

Семьи являются ценным источником информации о том, что может вызвать возбуждение этих нейронов у детей. Исследования показывают, что некоторые учащиеся, которые учатся и думают по-другому, могут иметь пробелы в основных базовых знаниях, из-за чего им может быть труднее понять новый контент. Разговаривая с семьями, вы можете узнать о сильных сторонах их ребенка и о том, что вызывает у него интерес, а также узнать о пробелах в базовых знаниях этого ребенка.

Преимущество 2: Вы сможете определить подходящие приспособления или поддержку.

Общение с семьями учащихся может помочь вам найти наилучшие способы дифференцировать или персонализировать обучение для учащихся, которые учатся и думают иначе. Семьи могут предоставить информацию о поддержке, которая хорошо работала дома и в предыдущие годы в школе — и о тех, которые не работали. Разговоры об этих эффективных способах поддержки могут помочь установить согласованность между домом и школой.

Один из простых способов получить информацию о том, где учащийся нуждается в поддержке, — это поговорить с семьями о том, как их ребенок справляется с выполнением домашних заданий. Основываясь на их ответах, вы можете решить, нужно ли вам внести изменения в инструкции учащегося или изменить домашние задания.

Преимущество 3: Вы можете предоставить семьям возможность поддерживать академические цели дома.

Большинство семей считают, что школа важна, и хотят, чтобы их ребенок хорошо учился. Но они могут не знать, как эффективно поддержать образование своего ребенка. Регулярное общение может помочь преодолеть этот разрыв.

Один из самых эффективных способов общения, которым вы можете поделиться, — это советы о том, как семьи могут укреплять навыки дома. Будь то электронная почта, телефонные звонки, информационные бюллетени или веб-сайт класса, поделитесь с семьями математическими навыками, которым вы научили на этой неделе. Затем укажите один или два способа, как они могут практиковать этот навык дома.

Учащиеся с IEP ставят цели на год, и им может потребоваться практиковать определенные навыки больше, чем их сверстникам. Исследования также показывают, что учащимся, которые учатся и думают по-другому, обычно гораздо труднее выполнять домашнее задание.

Поговорите с семьями этих учащихся о том, как они могут со временем укреплять цели IEP, но имейте в виду, что многие семьи считают время выполнения домашних заданий очень напряженным. Неясно, полезно ли семьям помогать с домашним заданием, поскольку исследование не дало результатов. Преимущества зависят не только от возраста и уровня навыков студента, но и от динамики семьи.

Например, было показано, что если семьи расстроены или не знают, как помочь, их участие во время выполнения домашних заданий может быть неэффективным или даже контрпродуктивным. Кроме того, некоторые члены семьи могут работать по вечерам или могут иметь различия в обучении и мышлении. Помните, что каждая семья, как и каждый студент, имеет разные сильные стороны и потребности.

Итак, что могут делать учителя, когда дело доходит до домашней работы?

  • Установите открытые линии связи, чтобы члены семьи могли обсудить с вами любые проблемы, связанные с домашним заданием.
  • Дайте общие советы по выполнению домашних заданий в информационном бюллетене класса или на веб-сайте. Например, вы можете предоставить такую ​​информацию, как это пошаговое руководство по разбивке проектов на управляемые фрагменты.
  • Сообщите семьям о домашних заданиях, чтобы помочь их детям следить за заданиями и сроками выполнения. Это важно для учащихся с СДВГ или проблемами исполнительного функционирования, которым обычно требуется больше времени для развития таких навыков, как организация и управление временем.
  • Напомните семьям, что даже если они не могут помочь с домашним заданием, они уже делают самое важное, любя и поощряя своего ребенка.

Преимущество 4: Вы можете разработать эффективные и последовательные методы воздействия на поведение.

Когда дело доходит до поведения, прочная связь между школой и домом имеет решающее значение. Продольные данные показывают, что по мере того, как школы предлагают больше семейных партнерских мероприятий, возникает меньше проблем с дисциплиной. Открытые линии связи позволят вам узнать, происходит ли что-то дома, что может повлиять на поведение учащегося в школе. Когда вы знаете причину поведения, вы, скорее всего, найдете лучший способ помочь.

Не менее важно, чтобы семьи могли делиться идеями о поведенческих стратегиях, которые работают дома, чтобы вы могли попробовать их в школе. Консенсус и согласованность между домом и школой могут помочь учащемуся узнать, чего ожидать, и практиковать более позитивное поведение.

Преимущество 5: Вы можете подготовить почву для больших ожиданий.

Это, пожалуй, самое важное, на что следует обратить внимание в разговорах с семьями. Очень важно помочь семьям возлагать большие надежды на своего ребенка. Одно крупное исследование показало, что ожидания родителей оказали наибольшее влияние на учащихся. Другими словами, из всех способов, которыми семьи могут участвовать в образовании своего ребенка, нет ничего важнее, чем то, насколько они верят в способность своего ребенка добиться успеха.

Подчеркивание важности ожиданий может быть особенно полезным для семей, которые не знают, как помочь с академическими целями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *