Разное

Возраст подростков: как родителям не воспитывать трудных подростков?

как родителям не воспитывать трудных подростков?

Дети от 9 до 14 лет. Примерно в этом возрасте наши ангелы начинают бунтовать. И это нормальный — естественный — этап развития человека, только многие взрослые забывают, что когда-то тоже проходили его, и поэтому между родителями и детьми появляется непонимание. О пубертатном возрасте и инструкциях к нему для взрослых поговорим с ведущим психологом центра «Семья» Джамилей Достоваловой.

– Что такое возраст подростка с точки зрения психологии? Что мы чувствуем в этот момент?

– Изменяются физиологические особенности ребенка — он переходит от детства к взрослости. Все системы: кожная, пищеварительная, выделительная, дыхательная, кровеносная — начинают работать по-другому. Параллельно с этим меняется эмоциональное состояние ребенка. Он эмоционально становится менее устойчив. Если, например, ранее в относительно спокойном возрасте — начальной школе — желание ребенка стать взрослым, проявление самостоятельности умиляло взрослых, то в подростковом периоде он становится менее сговорчивым.

Бывает, что ребенок проявляет агрессию, и в контексте взросления ее нужно и можно воспринимать не только с негативной точки зрения — факт нарушения дисциплины, но и как качество личности.

Есть разные проявления подростковой враждебности: социально одобряемая — это активность, напористость, жизнестойкость, упорство. Но враждебность может быть и с негативным характером: нападение, насилие, злость, гнев, раздражение, упрямство. Это все может быть симптомами эмоциональной неустойчивости, и не забывайте — гормональная система тоже перестраивается.

В этот момент ребенок начинает осознанно отстаивать свои границы личности — они удлиняются и расширяются, и, если родители на этапе прохождения подросткового возраста упускают время, чтобы сказать: «СТОП!» негативным проявлениям, ребенок закрепляет именно негативную форму реагирования на разные ситуации. У него формируется соответствующий паттерн (шаблон) — устойчивая форма реагирования.

Это, конечно, не красит подростка, но надо понимать, что ребенок в этом возрасте только учится жить и все еще является ретранслятором установок, родительских в том числе. Родитель не должен забывать, что он по-прежнему выполняет роль «рамок дозволенного» и должен быть рядом, а не давить авторитетом. Хотя авторитетом пользоваться можно и нужно.

– Почему в этот момент ребенок избегает общения с мамой и папой? По крайней мере, так кажется со стороны многим взрослым.

– Многочисленные исследования ученых показали, что в этот период ребенку интересен больше всего человек его возраста. Поэтому все его общение преимущественно строится на общении со сверстниками, вся его деятельность сосредоточена на коммуникациях с такими же, как он.

Такое взаимодействие развивает, помогает и учит навыкам, которые пригодятся во взрослой жизни. На фоне высокого авторитета ровесников задача родителя не потеряться и не говорить: «Он сам разберется». Подросток, конечно, найдет решение, но я уже говорила о границах дозволенного, которые сильно расширяются, поэтому надо следить, чтобы решения ребенка не привели к формированию негативного шаблона. Родителю приходится укреплять в этот момент свои позиции, чтобы его уважали не просто из-за того, что он взрослее, а за что-то: знания, действия, решения и т. д. К этому взрослые зачастую оказываются не готовы.

– Когда наступает подростковый возраст? Это 12–14 лет?

– Примерно с 9 до 12 лет человек проживает этап отрочества, мы называем его младший подростковый период. При этом границы каждого этапа взросления для конкретной личности — условны, поэтому подростками принято считать детей от 11 до 16 лет, но не исключено, что переходный период может начаться и в 9 лет, а завершиться в 19 лет. Практика показывает, что перелом может наступить где-то посередине этих рамок — в 12–14 лет.

Так называемый кризис характеризуется именно бунтом, переломом, который может длиться весь этап пубертатного периода. Иногда родители радуются, что подобных изменений у их ребенка нет, и думают, что их, например, 18-летнему чаду эти кризисы уже не страшны, потому что, по их мнению: «Он уже взрослый, справился». Ошибаются. Задача родителя создать такие условия, чтобы ребенок прошел все этапы вовремя и отбунтовал в тот момент, пока живет с родителями.

– Самая популярная тема скандала — телефон. Это какая-то новая форма зависимости у детей? Или это сопутствующие проблемы и сигнал для взрослых?

– Телефон или любой гаджет — это инструмент, через который очень удобно получать много информации. Почему-то никому не приходит в голову мысль, что если женщина полюбит духовку, то она закормит всех едой до предела. А не приходит это в голову потому, что взрослый человек умеет пользоваться инструментами. В случае с телефоном должно быть так же. Ведь мы не даем малышу в руки нож, а постепенно родитель рассказывает о том, для чего этот предмет, знакомит с техникой безопасности, потом учит им пользоваться, дает вначале нож для пластилина, фруктов, масла и только потом тот, которым можно отрезать хлеб.

Кто нам мешает поступать с телефоном так же? Взрослый не дает играть с острыми предметами даже 3-летнему ребенку, понимает, что он не сможет им орудовать, потому что еще не сформирована координация движения. Почему тогда мы вдруг решили, что если в три года смотреть мультфильмы по телефону удобнее, то это безопасно? Это не так, пока ребенок не готов и не знает, для чего телефон и как им пользоваться. Нужны банальные инструкции — техника безопасности. Учат пользоваться телефоном именно в семье и фильтровать информацию учат там же.

Что же делать тогда, потому что момент, скорее всего, упущен — телефон уже в руках у подростка и давно?

– Стоит вспомнить, что и в подростковом возрасте родители должны играть со своими детьми. Города, слова, «Монополия», футбол, бадминтон и так далее. На это, по всей видимости, времени не находится, а вот на то, чтобы поворчать и упрекнуть — да. Опять же нужно вначале задать вопросы к себе: «Почему мой ребенок не отходит от телефона? Почему с телефоном интереснее, чем со мной?»

Почему я говорю, что телефон — это инструмент? Потому что когда ребенок знает, как им пользоваться по делу — был пример, ему объяснили, как владеть программным обеспечением, он знает, что телефон — это не только соцсети, но и книги, интересные познавательные сайты, таких проблем не возникает. Научите пользоваться и помните, что всему свое время: нож не стоит давать в руки малышу.

То, как подросток будет использовать телефон, зависит от вас. Помните, раньше такие же опасения были по поводу телевизоров. Однако исследования показывали, что просмотр телепередач или кино способствовал объединению семьи, возвращению домой, а не только моральному «разложению» из-за картинок о красивой жизни. «Инструмент» помогал увидеть событие или место, в котором, может быть, ты никогда не мог бы побывать, это было развлечением во время застолья — включить «Голубой огонек» и одновременно танцевать, смотреть и слушать. Однако шли большие споры, говорили, что если долго смотреть телевизор, можно сойти с ума, и родители делали похожие замечания в его адрес, как и в отношении сотового: «Не смотри в телевизор (телефон)!». У подростка в голове возникал логичный вопрос к взрослому: «А куда смотреть? И почему?» Важно предложить равноценную альтернативу, а не просто упрекать в том, чему его научили взрослые.

Почему в этом возрасте детям интереснее пропадать в играх, соцсетях? Как родителям их отвлечь? И надо ли?

– Нужно помнить, что ведущий тип деятельности в подростковом возрасте — это общение со сверстниками. А где можно пообщаться сейчас? В чатах, беседах, конференциях. Это место, где они могут посмотреть, как найти себя, как презентовать себя. Ребенок ищет своих собратьев, тяга к группированию у него заложена природой. В Instagram, «Тик Токе» они смотрят друг на друга, при этом подростки не знают ничего друг о друге, не умеют фильтровать, на что обращать внимание, а на что нет.

Здесь опять же спросим взрослых, если ребенок ориентируется только на интернет: «А где у нас родители?» Что мешает им переступить через собственную гордость и, если не получается найти компромисс, обратиться к психологу, который подскажет, как прийти к решению вопроса? Однако время показывает, что все больше и больше людей обращаются к консультантам.

– Трудные подростки? Это кто такие и бывают ли они вообще?

— На самом деле с подростками все нормально, я уже говорила — это их этап в жизни, а трудно взрослым с ними. Конечно, бывают дети, с которыми по-особенному трудно и непонятно. Меня бы больше настораживало, если бы ребенок на этапе бунта был слишком послушный и покладистый. Подростку положено быть ежиком — колючим, неуступчивым, отстаивающим свои права. И если вы с этим не справляетесь, проблема конструктивным диалогом не решается, обращайтесь к специалисту. Может, я буду это часто повторять, но это факт.

– Период полового созревания. Что делать родителям, когда они узнают, что у их ребенка уже была близость — по любви?

– Надо вначале выдохнуть — в буквальном смысле. И на всякий случай отойти подальше от подростка, вдруг вы действительно не сможете совладать с эмоциями и пойдет отрицательная эмоциональная реакция. Если пошел гнев — попрыгать, похлопать, может быть, даже покричать или порвать бумагу.

Но все это без ребенка.

Если вы начнете что-то в состоянии шока спрашивать или упрекать — это все не сработает, как бы того вам хотелось. Подросток в этот момент будет сильно волноваться тоже: «Нужно ли говорить, а что на это скажут родители?» Ребенку в такой момент просто необходимо, чтобы кто-то был рядом. Он вкусил запретный плод и сам еще не уверен в том, насколько плод был сладким или кислым. Ему нужен тот, кто сможет контролировать ситуацию. Поэтому надо вдали от ребенка проругаться, если это нужно вашему эмоциональному состоянию, а уже потом начинать выяснять детали.

Да, можно спросить: все ли было безопасно — по обоюдному согласию, все ли здоровы, еще раз напомнить о правилах безопасности, поговорить о любви, о первом опыте. Подросток может сделать вывод, что значение секса очень преувеличено в любви, и родителю нужно быть осторожным в этой беседе. Такая информация носит очень конфиденциальный характер, не стоит сразу рассказывать всем о случившемся и просить окружение повлиять на подростка. Ведь дети иногда соглашаются на близость, потому что не знают, как еще можно доказать свою любовь к партнеру (второй половинке). Поэтому задача родителя опять провести правильные границы и ответить на незаданный вопрос: «А секс и любовь — это одно и то же?» Здесь не должно быть истерики, запомните: такое поведение — это вообще не про взрослого человека. Самые важные ценности дети берут у тех, кому доверяют.

– Есть какой-то основной постулат, как надо воспитывать таких детей?

– Природа не зря выбрала для момента бунта именно возраст до 16 лет. Все это для того, чтобы кризис проходил в безопасных стенах — с родителями. Дело в том, что взрослые должны быть надежными сопроводителями и, если понадобится, конструктивными подавителями бунта. Предполагается, что в этот момент они пожалеют ребенка, научат, как мыслить и действовать разумно, ограничат, остановят, подскажут. Взрослые помогут подростку увидеть душевную — чужую боль, не только свою.

От рождения до года у родителя с ребенком происходит непосредственный этап эмоционального общения — без буферной зоны, без препятствия. Уже в младенчестве он учит его эмпатийности (сопереживанию). На этом же этапе роста взрослый заостряет внимание на себе. Не случайно малыш сидит в коляске и внимательно смотрит на маму или папу. Он запоминает, как вы реагируете на раздражители. Если ко взрослому подбегает маленькая миленькая собачка и он ее гладит, то ребенок запоминает, что таких животных надо любить и относиться к ним нежно. Но если взрослый ее ударит, он запомнит другой (увиденный) шаблон поведения с животными. А заодно и запомнит родительский эмоциональный отклик на собственное совершенное действие.

Откуда ребенок узнает, что, когда папа приходит домой, надо радоваться? Только от мамы, которая ему показала и рассказала об этом. И когда ребенок становится подростком, родителю очень важно понимать, что многое из того, что делает его подросший малыш, он делает, как ему кажется, с молчаливого одобрения родителя. Вот и вся арифметика!

«Во сколько лет ребенок начинает считаться подростком?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

Анонимный вопрос

  ·

89,7 K

Ответить1Уточнить

Elena S.

3,6 K

Родилась в Нижнем Новгороде, волей судьбы оказалась в Москве. Мама двоих детей…  · 29 окт 2018

Считается, что подростком ребенок становится в 10 лет. И будет им до 19. Только с 10 до 14 лет – это ранний подростковый возраст, а с 15 до 19 – поздний.

73,8 K

Vasilisa K.

1 декабря 2019

Саша сказала что ты молодец

Комментировать ответ…Комментировать…

CHIPS journal

302

Журнал о родительстве.   · 26 нояб 2018  · chips-journal.ru

5 признаков того, что ваш ребенок становится подростком Часто родителям кажется, что хамство, дерзость, вранье – это ужасно, ребенок внезапно «испортился». Почему это нормально, объясняет подростковый психолог, Мария Завалишина Ребенок все чаще пребывает в плохом настроении, становится раздражительным, грустным, замыкается в себе Пубертат – очень сложный период, в… Читать далее

39,3 K

Ангелина Пушкина

5 июня 2020

Я подросток 🗿

Комментировать ответ…Комментировать…

Герман Киселев

8

Привет!🍀  · 3 окт 2021

Ух, ну и вопросик! На данный вопрос ответ есть! В 14 лет ребенок официально считается подростком. Но физиологически в 13-15 лет потому что сейчас время когда у детей развитие идет не предсказуемо!

Мария Иванова

10 марта 2022

По закону РФ подростковый возраст – это с 12 до 18 лет. Официально человек в РФ становится подростком в 12 лет. В… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Анонимный ответ7 июля 2020

  • Вообще с 10 до 19. Ранний подростковый возраст с 10-14 поздний с 15-19 и ещё обычно считается, что подростковый возраст (ПВ) для девочек это – с 10-12 до 15-16 лет, а у мальчиков от 12-14 до 17-18 лет

15,0 K

Вадим Кузьмин

3 декабря 2020

Нет м 13 до 19

Комментировать ответ…Комментировать…

Мария Афиногенова

29

привет я историк-дизайнер ко мне то и дело что приходят новые идеи старшая сестра пишу…  · 3 февр 2022

ребёнок считается подростком с девочки с 10 мальчики с 11 лет дело в том что девочки взрослеют быстрее мальчиков .девочка имеющая 2 или больше младших начинает понимать и свою ответственость за них моя младшая сестра ей 4 она очень заботится о своей младшей сестрички братику а мальчики где то с 15 лет начинают осозновать какая эта ответственость

1 эксперт не согласен

Наталья Федына

возражает

13 апреля 2022

Подростковый возраст, по принятым в психологии на сегодняшний момент критериям, начинается с 10 лет. Вне… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Aleksey Psiholog

-1

24 февр 2022

Подросток(teenager)- с 13 до 19(включительно), то есть пока твой возраст в переводе на английский заканчивается на teen. Даже не смотря на то ,что в 18-19 ты уже как-бы взрослый, но по сути ещё ребёнок. Удачи!

Комментировать ответ…Комментировать…

Мгер Кочарян

-3

Человек с вышим)   · 7 нояб 2021

Подростковый возраст сильно помолед на данный момент ону мальчиков с 8-9 у девочек с 7. Вообще подростковый возраст молодеет каждый год. Поэтому информацю нужно каждый раз пересматривать.

Мария Иванова

10 марта 2022

Какие 7 лет? Это ещё маленький ребёнок: и физически, и психически. Да и 8-9 – тоже ещё ребёнок совсем… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Илья К.

34

19 мая 2020

Я уже подросток с 10 лет и так будет до 19 лет.А младший подростковый возраст в 10-14, поздний 14-15. Я ещё подросток информацию нашел в интернете надеюсь все правильно и за меня проголосуют

19,5 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

6 ответов скрыто(Почему?)

Подростковый возраст – PubMed

. 2018 март;2(3):223-228.

doi: 10.1016/S2352-4642(18)30022-1. Epub 2018 30 января.

Сьюзан М. Сойер 1 , Питер С. Аззопарди 2 , Дакшита Викремаратне 3 , Джордж Паттон 4

Принадлежности

  • 1 Центр здоровья подростков, Королевская детская больница и Детский научно-исследовательский институт Мердока, Мельбурн, Виктория, Австралия; Кафедра педиатрии Мельбурнского университета, Мельбурн, Виктория, Австралия; Институт Носсаля, Школа народонаселения и глобального здравоохранения, Мельбурнский университет, Мельбурн, Виктория, Австралия. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Центр здоровья подростков, Королевская детская больница и Детский научно-исследовательский институт Мердока, Мельбурн, Виктория, Австралия; Кафедра педиатрии Мельбурнского университета, Мельбурн, Виктория, Австралия; Институт Бернета, Мельбурн, Виктория, Австралия; Отдел исследований аборигенов Вардлипарингга, Южно-Австралийский институт здравоохранения и медицинских исследований, Аделаида, ЮАР, Австралия.
  • 3 Lancet Комиссия по здоровью и благополучию подростков и Глобальная стратегия по охране здоровья женщин, детей и подростков, Всемирная организация здравоохранения, Женева, Швейцария.
  • 4 Центр здоровья подростков, Королевская детская больница и Детский научно-исследовательский институт Мердока, Мельбурн, Виктория, Австралия; Кафедра педиатрии Мельбурнского университета, Мельбурн, Виктория, Австралия; Институт Носсаля, Школа народонаселения и глобального здравоохранения, Мельбурнский университет, Мельбурн, Виктория, Австралия.
  • PMID: 30169257
  • DOI: 10.1016/С2352-4642(18)30022-1

Сьюзан М. Сойер и др. Lancet Child Adolesc Health. 2018 март

. 2018 март;2(3):223-228.

doi: 10.1016/S2352-4642(18)30022-1. Epub 2018 30 января.

Авторы

Сьюзан М Сойер 1 , Питер С. Аззопарди 2 , Дакшита Викремаратне 3 , Джордж Паттон 4

Принадлежности

  • 1 Центр здоровья подростков, Королевская детская больница и Детский научно-исследовательский институт Мердока, Мельбурн, Виктория, Австралия; Кафедра педиатрии Мельбурнского университета, Мельбурн, Виктория, Австралия; Институт Носсаля, Школа народонаселения и глобального здравоохранения, Мельбурнский университет, Мельбурн, Виктория, Австралия. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Центр здоровья подростков, Королевская детская больница и Детский научно-исследовательский институт Мердока, Мельбурн, Виктория, Австралия; Кафедра педиатрии Мельбурнского университета, Мельбурн, Виктория, Австралия; Институт Бернета, Мельбурн, Виктория, Австралия; Отдел исследований аборигенов Вардлипарингга, Южно-Австралийский институт здравоохранения и медицинских исследований, Аделаида, ЮАР, Австралия.
  • 3 Lancet Комиссия по здоровью и благополучию подростков и Глобальная стратегия по охране здоровья женщин, детей и подростков, Всемирная организация здравоохранения, Женева, Швейцария.
  • 4 Центр здоровья подростков, Королевская детская больница и Детский научно-исследовательский институт Мердока, Мельбурн, Виктория, Австралия; Кафедра педиатрии Мельбурнского университета, Мельбурн, Виктория, Австралия; Институт Носсаля, Школа народонаселения и глобального здравоохранения, Мельбурнский университет, Мельбурн, Виктория, Австралия.
  • PMID: 30169257
  • DOI: 10.1016/С2352-4642(18)30022-1

Абстрактный

Подростковый возраст — это этап жизни, простирающийся между детством и взрослой жизнью, и его определение долгое время представляло собой загадку. Подростковый возраст включает в себя элементы биологического роста и смены основных социальных ролей, которые изменились за последнее столетие. Более раннее половое созревание ускорило начало подросткового возраста почти во всех популяциях, в то время как понимание продолжающегося роста подняло его конечный возраст до 20 лет. Параллельно с этим отсроченные сроки смены ролей, включая завершение образования, брак и родительство, продолжают изменять популярные представления о том, когда начинается взрослая жизнь. Можно утверждать, что переходный период от детства к взрослой жизни в настоящее время занимает большую часть жизненного пути, чем когда-либо прежде, в то время как беспрецедентные социальные силы, включая маркетинг и цифровые медиа, влияют на здоровье и благополучие на протяжении всех этих лет. Расширенное и более всеобъемлющее определение подросткового возраста необходимо для разработки законов, социальной политики и систем обслуживания, соответствующих уровню развития. Вместо 10-19 летлет, определение 10-24 лет более точно соответствует росту подростков и общепринятому пониманию этого этапа жизни и будет способствовать расширенным инвестициям в более широком диапазоне условий.

Copyright © 2018 Elsevier Ltd. Все права защищены.

Похожие статьи

  • Переход от подросткового возраста к взрослой жизни: физиология «переходной» фазы и ее эволюционные основы.

    Розенфельд Р.Г., Никодимус, Британская Колумбия. Розенфельд Р.Г. и соавт. Горм Рез. 2003;60(Приложение 1):74-7. дои: 10.1159/000071230. Горм Рез. 2003. PMID: 12955022 Обзор.

  • Изменение моделей сексуального поведения подростков: последствия для здоровья и развития.

    Фридман ХЛ. Фридман ХЛ. Дж Адолеск Здоровье. 1992 июль; 13 (5): 345-50. doi: 10.1016/1054-139x(92)-8. Дж Адолеск Здоровье. 1992. PMID: 1390784 Обзор.

  • Сроки вхождения во взрослые роли и изменения траекторий проблемного поведения при переходе во взрослую жизнь.

    Мартин М.Дж., Блозис С.А., Бенингер Д.К., Масарик А.С., Конгер Р.Д. Мартин М.Дж. и соавт. Дев Психология. 2014 ноябрь;50(11):2473-84. doi: 10.1037/a0037950. Epub 2014 22 сентября. Дев Психология. 2014. PMID: 25243329

  • Подростковый возраст: основа будущего здоровья.

    Сойер С.М., Афифи Р.А., Берингер Л.Х., Блейкмор С.Дж., Дик Б., Эзех А.С., Паттон Г.К. Сойер С.М. и др. Ланцет. 2012 28 апреля; 379 (9826): 1630-40. doi: 10.1016/S0140-6736(12)60072-5. Epub 2012, 25 апреля. Ланцет. 2012. PMID: 22538178

  • Жизненный путь в процессе становления: пол и развитие ожидаемого времени перехода взрослых ролей от подростков.

    Крокетт Л.Дж., Бил С.Дж. Крокетт Л.Дж. и соавт. Дев Психология. 2012 ноябрь;48(6):1727-38. DOI: 10.1037/a0027538. Epub 2012 26 марта. Дев Психология. 2012. PMID: 22448985

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Послеоперационное управление дыхательными путями после перемещения поднижнечелюстного протока у 96 детей и подростков со слюнотечением.

    Kok SE, Lemson J, van den Hoogen FJA. Кок С.Е. и др. Дж. Клин Мед. 2023 12 февраля; 12 (4): 1473. doi: 10.3390/jcm12041473. Дж. Клин Мед. 2023. PMID: 36836008 Бесплатная статья ЧВК.

  • Социальные сети у подростков: ретроспективное корреляционное исследование зависимости.

    Чаккини Р., Орру Г., Кукурния Э., Саббатини С., Скафуто Ф., Лаццарелли А., Микколи М., Джеминьяни А., Конверсано К. Чаккини Р. и соавт. Дети (Базель). 2023 31 января; 10 (2): 278. дои: 10.3390/дети10020278. Дети (Базель). 2023. PMID: 36832407 Бесплатная статья ЧВК.

  • Характеристики спонтанного мышления по-разному связаны с усилением негативного аффекта и притуплением позитивного аффекта у подростков: исследование выборки опыта.

    Уэбб К.А., Тирни А.О., Браун Х.А., Forbes EE, Пиццагалли Д.А., Рен Б. Уэбб К.А. и соавт. JCPP Adv. 2022 дек;2(4):e12110. дои: 10.1002/jcv2.12110. Epub 2022 22 ноября. JCPP Adv. 2022. PMID: 36817188

  • Эффективность, приемлемость и осуществимость медицинских вмешательств с использованием технологий для подростков, живущих с ВИЧ, в странах с низким и средним уровнем дохода: протокол систематического обзора.

    Кроули Т., Петингер С., ван Вик Б. Кроули Т. и др. ПЛОС Один. 2023 17 февраля; 18 (2): e0281894. doi: 10.1371/journal.pone.0281894. Электронная коллекция 2023. ПЛОС Один. 2023. PMID: 36800371 Бесплатная статья ЧВК.

  • Исследование роли дружеских вмешательств в исходах психического здоровья подростков: предварительный обзор диапазона и систематический обзор эффективности.

    Манчанда Т., Штейн А., Фазель М. Манчанда Т. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023 25 января; 20 (3): 2160. дои: 10.3390/ijerph30032160. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023. PMID: 36767526 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Просмотреть все статьи “Цитируется по”

Типы публикаций

термины MeSH

Подростковый возраст | Определение, характеристики и этапы

подростковый возраст

Все СМИ

Похожие темы:
развитие человека тело человека среднее образование половое созревание молодость

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Как определяется подростковый возраст?

Подростковый возраст — это переходная фаза роста и развития между детством и взрослой жизнью. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет подростка как любого человека в возрасте от 10 до 19 лет.

Во всех ли культурах существует подростковый возраст?

Почти во всех культурах подростковый возраст считается стадией развития. Однако продолжительность и переживания подросткового возраста сильно различаются в зависимости от культурного спектра.

Какие изменения происходят в подростковом возрасте?

Многие изменения происходят в подростковом возрасте. Среди них выделяются физические изменения, включая половое созревание, а также социальные и психологические изменения с развитием навыков рассуждения, рационального мышления и моральных суждений.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

подростковый возраст , переходная фаза роста и развития между детством и взрослой жизнью. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет подростка как любого человека в возрасте от 10 до 19 лет. . Этот возрастной диапазон подпадает под определение ВОЗ 90 215 молодых людей 90 216 , которое относится к лицам в возрасте от 10 до 24 лет. В других обществах подростковый возраст понимается в более широком смысле, охватывающем психологические, социальные и моральные аспекты, а также строго физические аспекты взросления. В этих обществах термин подростковый возраст обычно относится к возрасту от 12 до 20 лет и примерно соответствует слову подростки .

Еще из Britannica

психическое расстройство: Расстройства, обычно впервые проявляющиеся в младенчестве, детстве или подростковом возрасте

В подростковом возрасте возникают проблемы эмоциональной (если не физической) разлуки с родителями. Хотя это чувство разделения является необходимым шагом в установлении личных ценностей, переход к самодостаточности заставляет многих подростков приспосабливаться. Более того, подростки редко играют свою собственную роль в обществе, вместо этого они занимают неоднозначный период между детством и взрослой жизнью. Эти вопросы чаще всего определяют подростковый возраст в западных культурах, и реакция на них частично определяет характер взрослой жизни человека. Также в подростковом возрасте человек испытывает всплеск сексуальных чувств после скрытой сексуальности детства. Именно в подростковом возрасте человек учится контролировать и направлять сексуальные побуждения.

Некоторые специалисты считают, что трудности подросткового возраста преувеличены и что для многих подростков процесс взросления проходит в основном мирно и спокойно. Другие специалисты считают подростковый возраст интенсивным и часто стрессовым периодом развития, характеризующимся специфическими типами поведения.

Физический и психологический переход

Стереотипы, изображающие подростков мятежными, рассеянными, легкомысленными и дерзкими, не беспрецедентны. Молодые люди претерпевают многочисленные физические и социальные изменения, из-за чего им зачастую трудно понять, как себя вести. Во время полового созревания молодые тела становятся сильнее и наполняются гормонами, которые стимулируют желания, необходимые для сохранения вида. В конечном счете, действия в соответствии с этими желаниями побуждают людей преследовать задачи по зарабатыванию на жизнь и созданию семьи.

Исторически сложилось так, что многие общества установили для пожилых людей формальные способы помочь молодым людям занять свое место в обществе. Инициации, поиски видений, индуистские ритуалы жизненного цикла самскары и другие церемонии или обряды посвящения помогали молодым мужчинам и женщинам совершить переход от детства к взрослой жизни. Выдающейся чертой таких обрядов совершеннолетия был акцент на обучении надлежащей одежде, поведению, морали и другим видам поведения, соответствующим взрослому статусу.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Горные племена Кумауни на севере Индии представляют собой яркий пример культуры, которая традиционно отмечает разные этапы в жизни каждого ребенка. Когда девушка достигает половой зрелости, ее дом украшают замысловатые изображения взросления некой богини, за которой ухаживает юный бог, и богатая свадебная процессия сопровождает ее в храм. Антрополог Линн Харт, жившая среди кумауни, отметила, что каждый ребенок растет в центре внимания семьи, зная, что его или ее жизнь перекликается с жизнью богов. Хотя поведение подростков Кумауни может сбить с толку их старших, племенные традиции облегчают прохождение через этот этап жизни, помогая молодым людям почувствовать связь со своим сообществом.

Социальные ограничения

С биологической точки зрения подростковый возраст должен быть лучшим периодом жизни. Большинство физических и умственных функций, таких как скорость, сила, время реакции и память, более полно развиваются в подростковом возрасте. Также в подростковом возрасте новые, радикальные и необычные идеи могут оказывать сильное влияние на воображение.

Возможно, больше всего на свете подростки обладают замечательной врожденной устойчивостью, проявляющейся в их исключительной способности преодолевать кризисы и находить что-то положительное в негативных событиях. Исследования показали, что подростки полностью восстанавливаются после плохого настроения примерно в два раза быстрее, чем взрослые. Однако, несмотря на эту устойчивость, для некоторых подростков эти годы скорее напряжены, чем полезны — отчасти из-за условий и ограничений, которые часто сопровождают этот период жизни.

Ограничения на физическое передвижение

Подростки тратят бессчетное количество часов на то, чем они предпочли бы не заниматься, будь то работа или часы за школьными партами, обрабатывая информацию и понятия, которые часто кажутся абстрактными или не относящимися к делу. Даже отличники говорят, что большую часть времени, проведенного в школе, они предпочли бы быть «где-то еще». Многие западные подростки предпочитают проводить время с друзьями в условиях минимального присмотра взрослых.

Планировка современных американских сообществ, особенно пригородных, заставляет некоторых подростков тратить до четырех часов в день только на то, чтобы добраться в школу и обратно, на занятия, на работу и в гости к друзьям. иметь контроль, пока они не получат водительские права (событие, которое стало главным обрядом для подростков в большинстве развитых стран). Но даже имея доступ к машине, многим подросткам не хватает подходящих мест, куда можно пойти, и полезных занятий, в которых они могли бы участвовать. Многие взаимодействуют с цифровыми устройствами или цифровыми медиа или проводят время со сверстниками в свободное время.

Подростки обычно считают занятия, связанные с физическими движениями, например, спортом, танцами и театральными постановками, одними из самых приятных и приятных. По иронии судьбы возможности для участия в таких мероприятиях сократились, в основном потому, что проблемы с бюджетом вынудили школы сократить многие неакадемические предметы, такие как физкультура. В некоторых американских государственных школах внеклассные мероприятия были сильно сокращены или больше не проводятся.

Отсутствие значимой ответственности

В 1950-х все более важный подростковый рынок стал движущей силой популярной музыки (особенно рок-музыки), кино, телевидения и одежды. Действительно, в тех странах, которые переживали экономический бум после Второй мировой войны, подростковый возраст изменился, когда подростки стали потребителями, у которых есть деньги, которые они могут потратить. В современном развитом мире подростки сталкиваются с ошеломляющим разнообразием потребительского выбора, который включает телевизионные программы, фильмы, журналы, компакт-диски, косметику, компьютеры и компьютерную атрибутику, одежду, спортивную обувь, украшения и игры. Но в то время как у многих подростков в этих относительно богатых странах нет конца материальным развлечениям и развлечениям, у них мало значимых обязанностей, что резко контрастирует как с их сверстниками в странах, борющихся просто за выживание, так и с более ранними поколениями.

Александр Македонский (356–323 гг. до н. э.) был еще подростком, когда он отправился завоевывать большую часть известного мира во главе македонских армий своего отца. Лоренцо Медичи (1449–1492 гг.) был подростком, когда отец отправил его в Париж для заключения тонких финансовых сделок с королем Франции. На менее возвышенном уровне еще несколько поколений назад предполагалось, что мальчики в возрасте пяти или шести лет будут работать на фабриках или в шахтах по 70 и более часов в неделю. Почти во всех частях мира девушки должны были выходить замуж и брать на себя обязанности по ведению домашнего хозяйства как можно раньше.

В 1950 году американский психоаналитик немецкого происхождения Эрик Х. Эриксон описал подростковый возраст в современных западных обществах как «мораторий», период свободы от ответственности, который позволяет молодым людям экспериментировать с рядом вариантов, прежде чем остановиться на карьере на всю жизнь. Такой мораторий может быть уместным в культуре, для которой характерны быстрые изменения в профессиональных возможностях и образе жизни. Однако если молодых людей слишком долго отстраняют от ответственности, они могут так и не научиться должным образом управлять своей жизнью или заботиться о тех, кто от них зависит.

Конечно, некоторые подростки создают для себя удивительные возможности. Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард были подростками, когда каждый из них начал экспериментировать с электронными машинами, и они основали компанию Hewlett-Packard, когда им было всего за 20. Будучи подростком, соучредитель корпорации Microsoft Билл Гейтс уже формулировал бизнес-стратегию, которая всего через несколько лет ошеломила бы колосса IBM и сделала его одним из самых богатых людей в мире. Однако в целом большинство подростков выжидают, рассчитывая начать «настоящую жизнь» только после того, как закончат школу. Какими бы полезными ни были эти годы для подготовки подростков к их будущим ролям в обществе, эта изоляция от «реальной» жизни может быть чрезвычайно неприятной. Таким образом, чтобы почувствовать себя живыми и важными, многие подростки выражают себя способами, которые остальной части населения кажутся бессмысленными.

Изоляция от взрослых

Во многих государственных школах США соотношение учеников и учителей примерно от 12 до 25 (в зависимости от того, частная школа или государственная) означает, что на атмосферу в классе гораздо больше влияют сверстники, чем учителя. Дома подростки проводят по крайней мере несколько часов каждый день без присутствия родителей или других взрослых. Более того, в то короткое время, когда подростки находятся дома с родителями, семья обычно смотрит телевизор или дети исчезают, чтобы учиться, играть в игры, слушать музыку или общаться с друзьями на компьютерах, телефонах или других устройствах.

Отчуждение от родителей имеет явные последствия. Подростки, которые мало что делают и мало времени проводят со своими родителями, скорее всего, будут скучать, незаинтересованы и эгоистичны. Отсутствие позитивного взаимодействия со взрослыми особенно проблематично в городских условиях, где когда-то существовало оживленное «уличное общество», где мужчины традиционно делились своим опытом с более молодыми в непринужденной и непринужденной обстановке. Этот жизненно важный аспект социализации молодых людей в значительной степени исчез в ущерб жизни отдельных людей и сообществ. В свою очередь, влияние сверстников может быть контрпродуктивным, усиливая чувство неполноценности или санкционируя девиантное поведение.

Имея мало власти и контроля над своей жизнью, подростки часто чувствуют себя маргиналами и поэтому могут стремиться к уважению, которого, по их мнению, им не хватает. Без четких ролей подростки могут установить свою собственную иерархию и тратить свое время на безответственные или девиантные действия. Например, незамужнее подростковое материнство иногда является результатом стремления к вниманию, уважению и контролю, в то время как большинство бандитских разборок и случаев убийства несовершеннолетних происходят, когда подростки (как мальчики, так и девочки) чувствуют, что другие пренебрегают ими или оскорбляют их. Такое отклонение может принимать различные формы. Отсутствие безопасности и гнев часто приводят к вандализму, преступности среди несовершеннолетних и незаконному употреблению наркотиков и алкоголя. Насилие и преступность, конечно, так же стары, как человечество.

Современное насилие среди несовершеннолетних часто вызвано скукой, которую молодые люди испытывают в бесплодной среде. Даже самые богатые пригороды с самыми роскошными удобствами могут оказаться «бесплодными», если смотреть на них с точки зрения подростка. По иронии судьбы жизнь в пригороде предназначена для защиты детей от опасностей большого города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *