Восприятие у детей: Развитие восприятия у дошкольников: игры и упражнения
Типы и особенности восприятия у детей – Развитие ребенка
Наш мозг интерпретирует окружающую реальность и получает из нее полезную информацию. У каждого из нас есть оптимальный способ восприятия информации. Если мы поймем, как воспринимает информацию наш ребенок, это поможет нам развить его способности к обучению. Как показывают результаты исследований, 20-30% людей запоминают информацию с помощью слуха, 40% – с помощью зрения, а остальные лучше всего запоминают, когда записывают услышанное или применяют полученные знания на практике.
Типы восприятия
Существует три типа восприятия – визуальный, аудиальный и кинестетический (тактильный). Организованные дети, которые любят читать и замечают детали, принадлежат к визуальному типу. Дети, у которых хорошо развиты навыки речи, есть склонность к изучению иностранных языков и музыкальные таланты, принадлежат к аудиальному типу. Дети, которые любят разыгрывать сценки и работать физически, используют язык тела, объясняя что-то, и любят писать, принадлежат к кинестетическому типу.
Дети с визуальным восприятием
Дети с визуальным типом восприятия любят видеть общую картину происходящего. Им необходимо, чтобы информация была подана привлекательно. У них хорошо развиты навыки визуализации. С такими детьми следует заниматься веселыми занятиями, которые задействуют их навыки речи и чтения. Связывайте эти занятия с учебой ребенка: развивайте его словарный запас и произношение слов, чтобы повысить успеваемость в школе.
- Составьте ребенку список существительных, глаголов, прилагательных и местоимений, которые вы будете использовать в занятиях. Если в школе ребенку задают задание выучить какие-либо слова – добавьте их в список. Позвольте ребенку выбрать цвета для каждой группы слов. Напишите слова на разноцветных карточках.
- Предложите ребенку отсортировать карточки по цветам.
- Предложите ребенку составить из слов предложения или связный текст. Это научит ребенка-визуала видеть общую картину и конечную цель занятия.
- Когда ребенок научится составлять предложения из слов, предложите ему составить историю, используя все слова.
- Задействуйте в процессе обучения кинестетическое и слуховое восприятие: предложите ему прочитать историю вслух и разыграть по ней сценку.
Дети с аудиальным восприятием
Дети-аудиалы лучше воспринимают информацию, когда им детально объясняют что-либо. Согласно исследованиям, аудиалы часто говорят сами с собой, любят объяснять что-то другим и с трудом могут сохранять молчание длительное время.
Используйте в обучении детей-аудиалов их стремление разговаривать. Предлагайте им занятия, в которых задействованы навыки речи и слушания.
- Поговорите с ребенком о его любимом блюде. Позвольте ему рассказать все причины, по которым ему нравится то или иное блюдо. Расспросите, какое оно на вкус, как ребенок ощущает его.
- Помогите ребенку найти в Интернете или в поваренной книге рецепт этого блюда. Сделайте копию рецепта для вашего занятия.
- Предложите ребенку прочесть вслух рецепт, чтобы развить его аудиальное восприятие.
- Когда ребенок читает рецепт, предложите ему обвести слова из текста, которые ему понравились, цветным маркером.
- Предложите ребенку отмерить необходимое количество ингредиентов, чтобы приготовить блюдо. Описывайте вслух весь процесс.
- Прежде чем попробовать приготовленное блюдо, дайте ребенку ручку и бумагу и предложите ему описать свой опыт в кулинарии. Таким образом, его слуховое восприятие будет сочетаться с кинестетическим. Если ребенок проиллюстрирует свой текст, будет задействован и визуальный канал восприятия.
- Предложите ребенку угостить приготовленным блюдом всех членов семьи. Вместе с этим он должен рассказать, как было приготовлено блюдо и понравилось ли ему готовить.
Дети с кинестетическим восприятием
Дети-кинестеты не могут усидеть на месте и постоянно играют в подвижные игры. Детей с кинестетическим восприятием считают трудными учениками, потому что они слишком активны. Но на самом деле для успешного обучения необходимо включить в этот процесс движение.
Используйте игры в обучении ребенка-кинестета. Сочетайте игровой процесс с учебными модулями (в их качестве могут быть новые слова или исторические даты). Во время игры ребенок лучше запомнит материал, а также получит удовольствие от самой игры.
- Выберите названия, которые ребенок должен выучить, и предложите ему записать их на карточки. Особенно хорошо таким способом учить новые слова.
- Когда ребенок запишет слова, предложите ему прочесть их вслух и написать их пальцем в воздухе или на поверхности стола – так мозг лучше запоминает информацию. На обратной стороне карточек напишите задания: «покажи», «нарисуй» или «объясни».
- После этого дайте ребенку немного передохнуть, чтобы он лучше смог сконцентрироваться на игре.
- Приготовьте все необходимое для игры: блокноты, карандаши, маркеры и т. д.
- Пригласите к игре друзей ребенка или членов семьи. Перемешайте карточки и предложите ребенку вытянуть одну из них. Он должен показать, нарисовать или объяснить слово, написанное на карточке, не называя его. Остальные должны догадаться, какое слово написано на карточке.
- Позвольте игрокам меняться, пока все слова не будут отгаданы. Если ребенок не может усидеть на месте, пока играет кто-то другой, найдите ему в комнате место, где он сможет подвигаться, не мешая остальным.
Понимание особенностей восприятия ребенка дает вам дополнительные возможности найти для него оптимальный способ обучения, при этом не подвергая его фрустрации. Используйте занятия, которые лучше всего подходят вашему ребенку. Так вы поможете ему лучше учиться и укрепите связь с ним.
Восприятие детей с нарушенным зрением 👀 Информационный портал Детское зрение
Понятие «восприятие» имеет много определений. В них всех это слово трактуется как некий процесс. Он формирует образ предметов, отображает свойства явлений окружающего мира в сознание человека. Восприятие заключает в общую совокупность действия, суждения, ощущения, эмоции, память. Оно отображает в сознании человека характеристики предметов и явлений.
Часто восприятие интерпретируют не как процесс, а как результат, как сам образ предмета. Воспринимать – это значит анализировать и соединять опыт прошедших накопленных в памяти ощущений и отображать их в сознании.
У детей восприятие часто бывает нарушенным. Такие проблемы связаны с недостаточным количеством раздражителей и информационным голодом, что не позволяет ребенку нормально ориентироваться в окружающей среде.
Для распознавания предметов вокруг, человек основывается на том образе, который был получен ранее. Если этот опыт был недостаточным за счет имеющегося физического дефекта, то образ буде восприниматься не в соответствии с его действительными характеристиками.
Восприятие не представляет собой врожденную характеристику. Новорожденный младенец не может воспринимать мир вокруг как целостную картину. Такая способность у малыша появляется позже.
Первоначальное восприятие – разглядывание ребенком предметов. Признаки предметного восприятия заметны в 2-4 месяца. В 5-6 месяцев ребенок уже фиксирует взор на объекте. В дальнейшем восприятие продолжает развиваться – во время игр и конструктивной деятельности.
Специфика восприятия у детей с дефектами зрения
Если человек обладает нормальным зрением, то образ имеет основу – его целостность, предметность, значимость, осмысленность. Целостным объект будет восприниматься только тогда, когда человек видит нюансы, которые помогают складывать образ в единое целое.
Недостаточное восприятие, связанное с дефектами зрения, влияет на психическое и интеллектуальное развитие ребенка.
Если зрение нарушено с малых лет, то мир и его предметы воспринимаются в неправильном виде. Ребенок не ощущает расположение предмета в пространстве, не видит границы предмета, его цвет. В этом случае нарушается психика ребенка. У него возникают страхи, он «додумывает» вид объекта. Нарушается ориентация в окружающем мире.
Нарушение восприятия вследствие недостатков зрения вызывает развитие зрительной агнозии – нарушения распознавания зрительных образов. Такие дети не стремятся получить новые знания. Они часто психически недоразвиты. Иногда такие проявления влекут за собой возникновение психических заболеваний. Часто у таких детей наблюдается отставание в развитии речи и, даже, снижение слуха. Обучение таких детей затруднено. Они отстают в развитии от сверстников.
Такие понятия, как пространство и время, осмысливаются детьми с трудом. Дефекты зрения часто проявляются в том, что дети не всегда правильно определяют правую и левую стороны, не могут воспринимать время на часах, запомнить времена года.
Такие проявления являются результатом неправильного восприятия окружающего мира.
Еще одно негативное проявление – узкое восприятие всего, что окружает. Ребенок не замечает важных нюансов и подробностей. Такие дети с трудом ориентируются на местности.
Естественно, что у детей с нарушением зрения, обычно успеваемость ниже средней. Ребенок плохо воспринимает предоставляемый материал, не может вычленить приоритеты и суть предметов. Поэтому проблемы начинаются с первых школьных дней.
Дети с дефектами зрения труднее учатся читать и писать, что влечет за собой нарушения психического характера.
Зрительное восприятие и внимание
Восприятие ребенком мира вокруг недостижимо без внимания, направленного вовне и внимания, направленного на имеющиеся в памяти образы. Если человек имеет нормальное зрение, то характеристики одного предмета зрительная система объединяет в единое целое, не путая их с характеристиками соседних предметов. Эта селективность гарантируется механизмом внимания, основываясь на пространственной близости.
Ребенку с дефектами зрения следует указывать не только на общий вид предмета, но и акцентировать внимание на отдельные составляющие. Тогда у ребенка будет развиваться активная форма восприятия. Он сможет увидеть в окружающем мире значимые свойства.
Зрительное восприятие и память
Зрительное восприятие основывается на механизмах памяти. Распознать какой-либо объект ребенок может, опираясь на эталон в памяти.
Процесс опознавания объекта связан с кратковременной и долговременной памятью. Поступающая информация на уровне кратковременной памяти сравнивается с эталоном, расположенным в долговременной памяти. При сильных дефектах зрения распознавание зависит от того, насколько точен и устойчив эталон, как хорошо он может быть извлечен из долговременной памяти. Это зависит от многих факторов – интеллектуальных, личностных, эмоциональных и др.
Зрительное восприятие и речь
Речь у ребенка с дефектами зрения развивается, как правило, так же, как и у ребенка нормально видящего. Но динамика её развития, смысловая наполненность и чувственность происходит медленнее и сложнее. Причины следующие. Во-первых, вследствие меньшего взаимодействия ребенка с другими детьми. Во-вторых, за счет недостаточного предметно-практического опыта ребенка.
Дети с нарушением зрения некоторые слова употребляют формально, узко, не всегда до конца понимая их смысл. Иногда слово связано у ребенка только с одним предметом или, напротив, употребляется обобщенно, отвлеченно от конкретных характеристик предмета.
Зрительное восприятие и ориентация в пространстве
Пространственное представление ребенка с дефектами зрения имеет особенности. У нормально видящего ребенка пространственные представления формируются на практическом опыте. Нарушение зрения влияет на возможности определять свойства предметов – их размеры, объем, расстояния между ними. Дети, страдающие косоглазием и амблиопией, не имеют стереоскопического зрения.
Пространственное представление и ориентация у детей младшего возраста входит в их деятельность – игры, различные занятия, труд, быт. Неполнота созданных образов и восприятия сказывается на скорости, точности, координации движений, на ориентацию в пространстве, функции равновесия.
Нарушение восприятия у детей с дефектами зрения должно стать повышенной заботой взрослых. Без помощи родителей, воспитателей и учителей ребенку будет трудно адаптироваться в окружающем мире.
Знания детей раннего возраста о зрительном восприятии: проективные размеры и форма
. 1986 г., февраль; 57 (1): 125–35.
doi: 10.1111/j.1467-8624.1986.tb00013.x.
Подушка B H, J H Flavell
- PMID: 3948590
- DOI: 10. 1111/j.1467-8624.1986.tb00013.x
B H Подушка и др. Детский Дев. 1986 Февраль
. 1986 г., февраль; 57 (1): 125–35.
doi: 10.1111/j.1467-8624.1986.tb00013.x.
Авторы
Подушка B H, J H Flavell
- PMID: 3948590
- DOI: 10.1111/j.1467-8624.1986.tb00013.x
Абстрактный
Хотя недавние исследования показывают, что повышенная чувствительность к визуальным образам развивается примерно в возрасте 4 или 5 лет, данные исследований восприятия показывают, что определенные типы внешнего вида, то есть проективный размер и форма, не замечаются или не понимаются, по крайней мере, до 7 лет. эксперименты исследовали знания детей дошкольного возраста о связях проективного размера-расстояния и проективной формы-ориентации. В эксперименте 1 3- и 4-летних детей спрашивали, следует ли переместить объект дальше или ближе, чтобы увеличить или уменьшить его видимый размер. 4-летние показали значительно лучшие результаты, чем шанс, а 3-летние — нет. Эксперимент 2 показал, что 3-летние дети способны воспринимать проективные изменения размера, указывая на то, что, хотя они не полностью понимают взаимосвязь проективного размера и расстояния, им потенциально доступна необходимая перцептивная информация. В эксперименте 3 3- и 4-летних детей просили указать, как следует вращать круглый объект, чтобы он казался либо круглым, либо эллиптическим. Опять же, 4-летние показали значительно лучшие результаты, чем шанс, а 3-летние — нет. Кроме того, результаты эксперимента 4 показывают, что, хотя трехлетние дети не осознают взаимосвязь проективной формы и ориентации, они способны обращать внимание на изменения проективной формы. Таким образом, ограничения на знание детьми проективных отношений размера-расстояния и проективной формы-ориентации кажутся, по крайней мере, частично когнитивными, а не полностью перцептивными. Эти результаты интерпретируются как дополнительное свидетельство приобретения перцептивных знаний уровня 2 в раннем детстве.
Похожие статьи
Развитие чувствительности к информации, которую дают тени на картинках.
Йонас А., Голдсмит Л.Т., Холлстром Д.Л. Йонас А. и др. Восприятие. 1978;7(3):333-41. DOI: 10.1068/p070333. Восприятие. 1978 год. PMID: 693233
Влияние объектной ориентации и типа объекта на интерпретацию детьми слова «большой».
Коли Д.Д., Гельман С.А. Коли Дж. Д. и соавт. Детский Дев. 1989 г., апрель; 60(2):372-80. doi: 10.1111/j.1467-8624.1989.tb02722.x. Детский Дев. 1989. PMID: 2924657
Раннее понимание восприятия как источника знания.
Подушка BH. Подушка БХ. J Exp Детская психология. 1989 г., февраль; 47 (1): 116–29. дои: 10.1016/0022-0965(89)
-0. J Exp Детская психология. 1989. PMID: 2918273
Привычный размер и проективный размер: логика пространственных систем в детских рисунках.
Ланге-Кюттнер К. Ланге-Кюттнер К. Дев Психология. 2009 июль; 45 (4): 913-27. doi: 10.1037/a0016133. Дев Психология. 2009. PMID: 19586170
Детские вопросы: механизм познавательного развития.
Шуинар ММ. Шуинар ММ. Monogr Soc Res Child Dev. 2007;72(1):vii-ix, 1-112; обсуждение 113-26. doi: 10.1111/j.1540-5834.2007.00412.x. Monogr Soc Res Child Dev. 2007. PMID: 17394580
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Объем рабочей памяти, умственное вращение и визуальная перспектива: исследование гипотезы каскада развития.
Чжан Ц., Лян З., Чжан Т., Ван С., Ван Т. Чжан Кью и др. Мем Когнит. 2022 окт.; 50(7):1432-1442. doi: 10.3758/s13421-021-01272-0. Epub 2022 24 февраля. Мем Когнит. 2022. PMID: 35211866
Способность зрительно ориентироваться в перспективе у детей в возрасте 7 и 12 месяцев.
Икеда А., Канакоги Ю. , Хираи М. Икеда А. и др. ПЛОС Один. 2022 16 февраля; 17 (2): e0263653. doi: 10.1371/journal.pone.0263653. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 35171927 Бесплатная статья ЧВК.
Большая зависимость от проприоцептивной информации при выполнении задания с перспективной манипуляцией у детей с расстройствами аутистического спектра.
Хираи М., Сакурада Т., Идзава Дж., Икеда Т., Монден Й., Симоидзуми Х., Ямагата Т. Хираи М. и др. Научный представитель 2021 г. 5 августа; 11 (1): 15974. doi: 10.1038/s41598-021-95349-0. Научный представитель 2021. PMID: 34354148 Бесплатная статья ЧВК.
Траектории развития пространственных навыков в среднем детстве.
Ходжкисс А., Гиллиган-Ли К.А., Томас М. С.К., Толми А.К., Фарран Э.К. Ходжкисс А. и соавт. Бр Дж Дев Психол. 2021 ноябрь;39(4):566-583. дои: 10.1111/bjdp.12380. Epub 2021 18 мая. Бр Дж Дев Психол. 2021. PMID: 34003512 Бесплатная статья ЧВК.
Взаимосвязь между восприятием пространственной перспективы и тормозным контролем у 6-летних детей.
Фрик А., Баумелер Д. Фрик А. и др. Психолог Рез. 2017 июль; 81 (4): 730-739. doi: 10.1007/s00426-016-0785-y. Epub 2016 1 июля. Психолог Рез. 2017. PMID: 27369098
Просмотреть все статьи “Цитируется по”
термины MeSH
Что такое визуальное восприятие? – Растущие практические дети
Партнерские и реферальные ссылки используются ниже для продвижения продуктов, которые я люблю и рекомендую. Я получаю комиссию за любые покупки, сделанные по этим ссылкам. Пожалуйста, ознакомьтесь с моей политикой раскрытия информации для получения более подробной информации.
Сегодня мы рассмотрим часть развития ребенка, с которой вы, возможно, не знакомы. Что такое зрительное восприятие? Почему это важно? Что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку, у которого могут быть проблемы со зрительным восприятием? Продолжайте читать, чтобы получить ответы на все эти вопросы.
Давайте копать!
Определение визуального восприятия
Зрительное восприятие можно определить как процесс понимания нашим мозгом того, что мы видим, и его интерпретации. Простой способ запомнить это состоит в том, что визуальное восприятие — это мозг, осмысливающий то, что видят глаза.
Это НЕ то же самое, что хорошо видит ребенок или человек. Острота зрения, хотя и важна, совершенно отличается от зрительного восприятия.
Что такое процесс визуального восприятия?
Зрительное восприятие начинается, когда свет попадает на сетчатку. Ваш глаз способен различать цвета, узоры и структуры или формы. Когда свет попадает на сетчатку, это посылает электрический сигнал в мозг, особенно в кору головного мозга. Этот сигнал проходит от палочек и колбочек в вашем глазу к зрительному нерву и таламусу.
Зрительное восприятие нуждается не только в развитии глаз, но и в когнитивном развитии, чтобы создавать визуальные связи из воспоминаний.
Развитие зрительного восприятия
Зрительное восприятие развивается как часть зрительно-моторного развития и особенно важно для будущей функции рук.
Примерно к 4 месяцам ребенок использует свое зрение, чтобы направлять руку, чтобы схватить или дотянуться до предметов.
Зрительно-моторные навыки, необходимые для хватания, и начало использования пальцев для хватания в возрасте около 6 месяцев.
По мере того, как ребенок растет, его зрительно-моторные навыки развиваются и созревают, что позволяет ему в конечном итоге манипулировать более мелкими объектами, изменять движения в зависимости от того, сколько, по их мнению, весит какой-либо объект, регулировать хватку в зависимости от размера, формы или поверхности и направлять их в манипулирование объектами для игры и социального взаимодействия.
В конце концов, это развитие приводит к академическим потребностям, таким как захват карандаша или использование ножниц, удерживая бумагу (двусторонняя координация).
Для получения подробной информации о зрительно-моторном развитии вы можете скачать мой бесплатный контрольный список для зрительно-моторного развития здесь (вам нужно будет ввести свой адрес электронной почты, чтобы получить эту бесплатную загрузку, вы можете отказаться от подписки в любое время).
Зрительное восприятие относится к способности интерпретировать то, что видят глаза. Этот навык включает в себя 3 подкатегории зрительных когнитивных способностей, пространственного восприятия и восприятия объектов.
Эти навыки развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок подвергается различным испытаниям, особенно во время игры.
Проблемы со зрительным восприятием у детей
Как это выглядит, когда у ребенка могут возникнуть проблемы со зрительным восприятием?
Вот несколько красных флажков:
- Неправильное выравнивание математических столбцов (по горизонтали или вертикали)
- Списание со страницы
- Плохая орфография
- Плохая зрительно-моторная координация (навыки метания или ловли)
- Плохие организаторские навыки
- Низкая скорость письма и неразборчивый почерк
Чтобы узнать больше о красных флажках визуального восприятия, ознакомьтесь с БЕСПЛАТНЫМ МАТЕРИАЛОМ от мисс Хайме О. Т.
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка или учащегося проблемы со зрительным восприятием, сначала исключите любые физические проблемы со зрением, отведя ребенка к окулисту для проверки зрения.
Кроме того, трудотерапевт или лечащий врач вашего ребенка могут попросить провести оценку трудотерапии для решения любых проблем со зрительным восприятием.
Зрительное восприятие и трудотерапия
Зрительное восприятие является важным навыком для чтения, математики, языка и социальных навыков. Дети, у которых есть проблемы со зрительным восприятием, часто могут воспользоваться услугами трудотерапии.
Трудотерапевт работает со всеми возрастными группами, но особенно с детьми, которые борются в тех областях детского развития, которые влияют на их повседневную жизнь. Это может включать проблемы визуального восприятия.
Трудотерапевты (OT) специально обучены для поиска основных причин, по которым ребенок может испытывать трудности в классе или с повседневными жизненными навыками.
Эрготерапевт проведет стандартизированный тест или оценку, чтобы выявить проблемы со зрительным восприятием. Это может включать:
- Beery-Buktenica Тест на развитие зрительно-моторной интеграции
- Тест на развитие зрительного восприятия – 4-е издание
- Тест на развитие зрительного восприятия – 3-е издание что может быть причиной проблем со зрительным восприятием у ребенка, а затем сформулируйте цели и план ухода на основе этих целей.
Ассистенты трудотерапии также могут лечить детей с проблемами зрительного восприятия, работая над действиями, которые устранят эти основные недостатки навыков.
Эти занятия часто могут выглядеть как «просто игра», но это потому, что игра — лучшая форма обучения для детей. И OT, и OTA специально обучены выбирать правильные виды деятельности или «игры», которые будут соответствовать целям, которые они выбрали для вашего ребенка или ученика.
Действия по зрительному восприятию
Самое важное, что вы можете сделать для поощрения зрительного восприятия, — просто позволить ребенку ИГРАТЬ.
Игра — это то, как ребенок учится и исследует мир. Предоставление достаточного количества игрового времени и предоставление вашему ребенку или ученику как можно большего количества впечатлений — лучший способ поощрения навыков визуального восприятия.
Другие более структурированные занятия могут включать:
- Головоломки
- Лабиринты
- Настольные игры с упором на буквы
- Карты
- Игры на запоминание
FUNctional визуальное восприятие для детей
Как терапевты и учителя, мы всегда ищем новые способы работы над функциональными навыками. Мы также изо всех сил пытаемся сохранить четкие и краткие данные об успеваемости нашего ученика. Трудно отслеживать прогресс, используя стандартные головоломки, игры и игрушки, потому что требования каждого вида деятельности разные.
Как сделать сеансы терапии и уроки в классе веселыми и свежими в то время как также поддерживает достаточную согласованность задач для отслеживания прогресса?
Успевает ли мой ученик?
Откуда мне знать наверняка?
Есть ли другие навыки, на которые я должен обратить внимание?
Вы часами ищете сезонные и свежие мероприятия для своих учеников?
Вы хотите, чтобы готовый к печати ресурс учитывал разные виды визуального восприятия и легко отслеживал прогресс?
У меня есть! Вот почему я так взволнован запуском рабочей тетради FUNctional Visual Perception.