Воспитывать патриотизм: Пути формирования патриотизма : Совет кураторов : АлтГТУ
Как воспитать патриотизм у ребенка
Актуальное
Оглавление- Как воспитать патриотизм
- Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)
- Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)
Что такое патриотизм? Это и родина для конкретного человека, и чувство преданности, верности своему Отечеству, любовь к нему, желание служить его интересам и защищать от врага.
Любовь к родине не входит в комплект знаний, обязательных для «успешного дошкольника». Но это не значит, что родителям не надо воспитывать у малыша уважительное отношение к своей стране. Оно может стать основой для целеустремленности, уверенности в себе и эрудиции. Главное – заинтересовать ребенка.
Елена Кравцова
психолог, Москва
Для чего человеку патриотические чувства? Зачем нужно воспитывать патриотизм? Ответ прост: родина нужна нам так же, как семья.
Это не значит, что надо надеть «розовые очки» и не замечать недостатков, которые есть в любом государстве. Однако маленькому ребенку знать о них пока не обязательно. У него должна формироваться позитивная картина окружающего его мира, без излишних страхов и неопределенности. Правда, не стоит заводить серьезный разговор на пустом месте, просто так.
«Красивые» слова о патриотизме без привязки к какому-то событию для ребенка ничего не значат и быстро выветрятся из его головы. Поэтому лучше воспользоваться достойным поводом.Например, в мае широко празднуется День Победы. Его просто невозможно не заметить. Парад и торжественный салют не оставят равнодушным ни одного ребенка. Малышу нужно пояснить, что это за торжество. Но с учетом возраста. Самым маленьким достаточно сказать примерно так: «Много лет назад на нашу землю, наш город напали враги. Но наши храбрые солдаты прогнали захватчиков. Это было очень трудно, поэтому каждый год мы вспоминаем их подвиг, так мы выражаем им свое уважение». С детьми постарше можно поговорить подробнее: рассказать о военной технике, о тружениках тыла, о смелых пионерах-героях, пойти в краевой музей боевой славы. Заострить внимание на памятниках. Например: «Смотри, вот памятная доска, на которой много фамилий написано. Ты можешь себе представить, что совсем недалеко от нашего дома шли бои? Так вот, эти люди, чьи фамилии написаны на доске, сражались здесь за наш район.
В России и в Европе есть множество легендарных памятников, посвященных героям второй мировой войны. Эти монументы можно показать ребенку в Интернете, в книге или на открытке: это «Родина-мать» в Волгограде, «Алеша» в Пловдиве, «Воин-освободитель» в Берлине и др. Визуальное впечатление важно для детей любого возраста.
Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)
Малыши имеют богатое воображение и большое желание что-то узнать. Самое главное для взрослых – не «засушить» детей фактами. Все, что можно использовать для воспитания патриотических чувств, должно быть интересным, ярким, эмоциональным.
- История семьи. Самое первое, что могут сделать родители для пробуждения патриотизма – это познакомить ребенка с историей собственной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем работали, чем увлекались, чего достигли и о чем мечтали. Фотографии или вещи, оставшиеся с тех времен, станут прекрасным дополнением к рассказу. Ощущение, что ты имеешь отношение к большой семье, где до тебя были заслуживающие уважения люди, наполнит душу ребенка гордостью. Не менее ценны семейные традиции, переходящие из поколения в поколение. Например, собираться всем вместе на День Победы или печь торт к большим праздникам. Когда малыш подрастет, ему будет интересно составить вместе с родителями генеалогическое древо своей семьи (хотя бы до прабабушек и прадедушек). Судьбы наших предков – это наша причастность к судьбе страны.
- Как воспитать патриотизм: города и улицы. С раннего возраста можно начинать воспитывать интерес к родной земле. Малышу будет любопытно узнать, с чем связано название улицы, на которой он живет, почему и как получили свои имена его город или поселок. И дело взрослого – рассказать об этом доступным языком. Не менее важно поведать ребенку о знаменитых земляках и их заслугах, сходить вместе к памятникам, установленным в их честь. А можно просто показать портрет местного героя и рассказать о нем. Малышу приятно будет ощущать, что он имеет отношение к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.
- Знакомство с фольклором и народными промыслами. Красивые книжки с русскими народными сказками, хорошие мультфильмы, симпатичные традиционные игрушки – все это увлечет ребенка и поможет уважать свою страну. Какие книги, фильмы или мультфильмы будут у детей – решать родителям. Но есть такие, которые по-настоящему нужны детям. Например, сборник мультфильмов «Гора самоцветов», созданный по мотивам сказок разных народностей, населяющих Россию. Перед каждой серией – небольшая заставка, где говорится об истории и значении города или региона, из фольклора которого взята сказка. Сделано это так увлекательно и красиво, что захватывает внимание и детей, и взрослых.
Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)
Малыш растет, и все темы, о которых говорилось раньше – родословная, история родного края и народное творчество – для него обретают глубину. К ним добавляются новые, интересные и понятные в этом возрасте.
- Занимательные рассказы о достопримечательностях. Храм, старинный дом, мост, озеро или река не запомнятся ребенку или сольются в его сознании с другими, если не подкрепить впечатление занимательным рассказом. Это может быть предание или детское воспоминание кого-то из родителей, научно установленный или спорный исторический факт, главное – он должен быть интересным. Например, таким: В Пскове есть старинное здание со странным названием: «Поганкины палаты». Одна из легенд гласит, что когда-то жил-был человек в старенькой избушке. Он делал бочки на продажу, то есть был бондарем. Но бочки мало покупали, и бондарь был очень бедным. Однажды сидел он в своей маленькой избушке, работал. Вдруг мимо него пробежала крыса. Бондарь рассердился, схватил первое, что под руку попало, и швырнул в крысу. Подошел посмотреть: попал или нет? И увидел клад – кучу золотых монет. Разбогатев, бондарь первым делом построил пышные палаты. Их прозвали «Поганкиными», потому что деньги, полученные таким загадочным путем, считались нехорошими.
- Путешествия. Необязательно ехать далеко, можно выбраться на один день в соседний город. Но взрослые должны заранее готовиться к поездке, находить объекты, которые могут быть интересны ребенку. И составлять маршрут. В Великом Новгороде есть пешеходный мост через реку Волхов, а рядом с мостом стоит скульптура «Уставшая туристка» – девушка, которая скинула туфельки и присела отдохнуть.
- Космическая одиссея. Дети любят рассказы о космосе, и нашей стране в этом отношении есть чем гордиться. Можно рассказать ребенку о первых космических кораблях и космонавтах или понаблюдать вместе с ним за звездами и мигающими в ночном небе спутниками, сходить в Музей космонавтики или Планетарий на соответствующую возрасту программу или посмотреть познавательный фильм дома.
- Как воспитать патриотизм у детей: тематические игры. Малыши лучше усваивают знания в игровой форме. Можно подготовить следующие занятия с карточками-картинками: «Знакомство с гербом родного города», «Путешествие по карте», «Найди свой флаг», «Москва – столица нашей родины».
Конечно, от взрослых потребуются некоторые усилия, чтобы воспитать патриотизм у детей, зато потом малыш будет поражать всех своей эрудицией. Ребенку важно положительно относиться к своей стране, гордиться ее героями, понимать, что они сделали хорошего. Так у него будут нравственные ориентиры, которые помогут определить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдохновляет, а также дает дошкольнику состояние внутреннего покоя и определенности.
К оглавлению
Как воспитать маленького патриота: 20 советов родителям и региональные пособия от издательства «ПЛАНЕТА»
Необходимость воспитания подрастающего поколения в патриотическом духе продиктована глубокими изменениями в современной общественной жизни, среди которых наиболее негативную окраску имеют разобщенность, оторванность людей от своих культурных традиций, европеизация с модой на все иностранное и с неприязнью к отечественному. Поэтому так важно знакомить детей с традициями нашего народа и прививать любовь и ответственное отношение к Родине, семье и соотечественникам. Важно воспитывать в детях желание сохранять и обогащать наследие своей страны.
Понятие патриотизма многогранно. Мы понимаем под ним любовь к родным местам, чувство гордости за свой народ, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Патриот уважает свою Родину и умеет вести о ней адекватный разговор, не принижая при этом другие нации.
Чтобы быть патриотом, совсем необязательно носить форму. Достаточно укреплять свое физическое и нравственное здоровье, быть культурным, образованным, иметь крепкую семью, почитать своих предков и достойно воспитывать своих потомков.
Каким образом привить ребенку патриотические чувства? Ответ прост: через любовь к Родине, которую нужно воспитывать. Вам в этом помогут советы ниже.
1. Рассказывайте ребенку о своей стране только хорошее. Дети подражательны и впитывают услышанные слова, как губка, поэтому могут многое перенимать у своих родителей, в том числе чувство патриотизма. Мнение родителей вскоре может превратиться в мнение ребенка, которое непросто будет изменить.
2. Рассказывайте о тяжелых временах и испытаниях, которые с достоинством пережили наши предки. Приводите в пример дедушек и бабушек, так или иначе участвовавших в Великой Отечественной войне, их фронтовые и трудовые заслуги. Расскажите, что из себя представляют понятия «любовь к Отечеству» и«долг перед Родиной», а также о том, как надо чтить героев – живых и павших смертью храбрых в бою. Именами таких выдающихся людей названы города и улицы. В честь героев воздвигнуты памятники.
З. Знакомьте ребенка с памятными и историческими достопримечательностями своей страны. Чем чаще родители будут ходить всей семьей в музеи, на выставки, патриотические концерты, тем чаще их дети, повзрослев, будут посещать подобные места. Любить Отечество нужно учить не только на словах, а еще наглядно и деятельно.Устройте экскурсию по городу и покажите ребенку культурные достопримечательности и памятники, возьмите на себя роль гида и расскажите все, что прочитали о них накануне. Еще можете поделиться историческими фактами из разных городов страны, используя карту, глобус или фотографии. Прививайте интерес к истории Отечества и края.
4. Будьте оптимистами. Чем больше родители будут выказывать недовольство жизнью, тем в большей степени их дети будут склонны к подобным негативным эмоциям впоследствии.
5. Поощряйте активность ребенка, ведь именно с нее часто начинается активный патриотизм. Объясните, что для семьи и общества личные успехи вашего ребенка могут оказаться очень важными.
6. Совместный просмотр познавательных передач, фильмов, мультфильмов о героях Отечества с обсуждением увиденного всей семьей могут существенно помочь воспитать в ребенке патриота с гордостью за свой народ и чувством долга перед Родиной.
7. Учите бережному отношению к вещам, книгам, игрушкам. Расскажите о том, какими стараниями людей была создана та или иная вещь. Объясните, в чем заключается их ценность. Например, важно бережно относится к книгам не только из-за их обложки, но и содержания. Посетите всей семьей библиотеку и понаблюдайте, как хранят там книги.
8. Помогите ребенку построить мини-дом (на природе/на даче/у себя дома). Используйте для этого разные материалы (доски, ветки, картонные коробки, подушки, плед). Когда домик будет построен, поиграйте в новоселье, разместите в новом жилье игрушки, обсудите, удобный ли получился дом, прочный ли? Любовь к огромной стране и к родному краю начинается с любви к родному дому, это тот самый первый и самый важный кирпичик, который закладывает основание для воспитания патриотизма. Путешествуя, посещая другие города и страны, мы всегда жаждем оказаться дома – “там, где любят и ждут, где тепло и горит свет”. Объясните ребенку, как важно, чтобы дом был именно тем местом, куда хочется возвращаться.
9. Учите уважительному отношению к хлебу. Поделитесь фактами из истории родной страны о голодных временах, когда хлеб был на вес золота для многих людей. Расскажите, сколько труда нужно приложить, чтобы вырастить пшеницу и создать из неё хлеб. Объясните, что хлеб нельзя выбрасывать, но можно покрошить его птицам. Покормите птиц вместе с ребенком во дворе или парке, зимой смастерите кормушку и понаблюдайте за пернатыми, которые будут прилетать и лакомиться хлебными крошками. Также остатки хлеба можно высушить, приготовить сухарики.
10. Пусть ребёнок узнает о вашей профессии, о том, какие профессии бывают и какую пользу от них получает общество. Обсудите варианты работы, подходящей для ребёнка в будущем.
11. Поиграйте в игру на поиск интересных и примечательных вещей в увиденном, гуляя на улице с семьёй. Например, задавайте вопросы: «Как думаешь, для чего устроены бордюры вдоль дорог?», «Почему у светофора такие цвета? Что они могут значить?» и т. д. Это помогает развить наблюдательность и создать представление об окружающем, сформировать интерес к родному двору, району, умение постоянно находить что-то новое в привычном окружении. Дома предложите малышу нарисовать то, что он сегодня увидел.
12. Прививайте любовь к родной природе. Зимой выбирайтесь за город, катайтесь на санках и лыжах, в тёплые времена года – на велосипеде. Ходите в пешие походы в лес, любуйтесь красотой природы. Учите беречь лес, предостерегая от пожаров и разбрасывания мусора. Общение с природой помогает формировать в человеке отзывчивость и чуткость.
13. Учите восхищаться красотой родного города. Расскажите подробнее о его инфраструктуре, о важном значении общественных учреждений(магазинов, почты, школы, библиотеки, кинотеатра, кафе и ресторанов). Укажите на ценность труда работников таких заведений.
14. Занимайтесь всей семьёй благоустройством и озеленением улицы, на которой вы живете.
15. Расширяйте чувство сознательности в ребенке, помогая правильно давать оценку собственным поступкам и поступкам окружающих.
16. Знакомьте ребёнка с литературой о Родине и её традициях, героях и народной культуре.
17. Приучайте ребёнка вести себя примерно в общественных местах и поддерживать порядок.
18. Поощряйте занятия народной культурой (фольклором, декоративно-прикладным искусством и прочими видами народно-патриотической деятельности). К фольклору относятся народные песни и игры, сказки, загадки, поговорки, хороводы. Таким образом происходит приобщение ребенка к общечеловеческим нравственным ценностям.
19. Участвуйте всей семьей в торжествах по случаю национальных праздников, развивая тем самым чувство принадлежности к большой семье.
20. Поощряйте занятия спортом и здоровым образом жизни, чтобы ребенок мог не только постоять за себя, но и, если придется, защитить других.
Большую помощь в воспитании чувства патриотизма и любви к малой Родине у детей родителям и педагогам окажут региональные пособия издательства “Планета”. “Моя малая родина” – это уникальный проект, представляющий серию азбук о разных регионах России.
С одной стороны это познавательные книги для семейного чтения, с другой – учебные краеведческие пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. С помощью предлагаемых азбук маленькие краеведы смогут в увлекательной и доступной форме познакомиться с историей родного города и края, его достопримечательностями, выдающимися земляками, особенностями растительного и животного мира и малоизвестными событиями. Благодаря этим красочным мини-энциклопедиям дети совершат путешествие по родному краю, узнают о нем много нового и интересного, научатся любить, ценить и уважать свою отчизну.
Особенность азбук в том, что весь материал в них представлен в алфавитном порядке от А до Я. На каждую букву алфавита в книжках предлагается та или иная познавательная информация о родной области, задачки для любознательных, загадки и многое другое. Множество ребусов, кроссвордов, лабиринтов, фотографий, раскрасок, литературных страниц, интересных фактов не дадут ребенку заскучать и превратят чтение книги в захватывающую игру, от которой сложно будет оторваться не только малышам, но и взрослым.
Вот так, к примеру, выглядит содержание “Азбуки юного калужского школьника“. На страничке содержания также располагаются условные обозначения творческих задач и заметок, благодаря которым путешествие становится таким увлекательным.
На страничке буквы “Д” юный житель Калуги узнает об одном из дубов-долгожителей, растущих в местном Парке культуры и отдыха, а также найдет задание-раскраску.
Еще один пример задания-раскраски – знаменитый Волк из мультфильма “Ну, погоди!” в азбуке для юных волгоградцев. Страничка на букву “В” не даст ребенку заскучать, помимо раскрашивания веселого персонажа школьник выполнит несколько заданий для любознательных и проверит свою эрудицию.
А вот юные пермяки познакомятся с уральским писателем Павлом Петровичем Бажовым, автором волшебных сказок о хозяйке Медной горы, малахитовой шкатулке и каменном цветке; прочитают его мудрые сказы вместе с родителями и проверят свои знания при помощи кроссворда. Посмотрите, сколько приключений вместила в себя всего лишь одна страничка!
Маленькие жители Владимира узнают о знаменитом белокаменном зодчестве, которое стало настоящим переворотом в культуре возведения храмов и домов на Руси. Именно из этого камня в XVII веке начали строить здания на Владимирской земле, что постепенно полностью преобразило внешний облик русских городов.
Все описания городов в азбуках очень добрые и светлые, подчеркивающие особенности и достоинства того или иного региона, с первых строк располагающие к себе и вызывающие теплые чувства у тех, кто их читает. Это очень важно, ведь каждый край нашей необъятной страны по-своему уникален, нужно уметь видеть эту уникальность и любить ее.
Мы показали вам всего лишь несколько страничек среди множества страниц, из которых складывается настоящее путешествие по родным краям, наполненное открытиями, знакомствами, чудесами, удивительными фактами и увлекательными историями. Когда ребенок пройдет это путешествие от начала и до конца и узнает столько интересного и нового для себя о родном городе и крае, малая родина станет для него более близкой, интересной, особенной, он научится видеть и ценить ее красоту и уникальность.
Помочь детям освоить азы краеведения могут родители и педагоги. Выполняйте творческие и исследовательские задания вместе с детьми. В семье это поможет разнообразить совместный досуг, в дошкольных образовательных организациях и в школе – организовать познавательную деятельность.
Только зная историю родного края, соотнося ее с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину и стать гражданами своего Отечества, готовыми принимать ответственность за судьбу России, сохранять и приумножать ее традиции. Мы надеемся, что эти книги станут первой ступенью на пути маленьких патриотов к новым открытиям в их жизни.
патриотизм | социология | Британика
Франко-германская война
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Барбара Хауэр Фритчи Моррис Яновиц
- Похожие темы:
- национализм состояние нации колокольня
Просмотреть весь связанный контент →
патриотизм , чувство привязанности и приверженности стране, нации или политическому сообществу. Патриотизм (любовь к родине) и национализм (верность своей нации) часто принимают за синонимы, однако патриотизм берет свое начало примерно за 2000 лет до подъема национализма в XIX веке.век.
Греческая и особенно римская древность дают корни для политического патриотизма, который понимает верность patria как верность политической концепции республики. Это связано с любовью к закону и общей свободе, стремлением к общему благу и обязанностью вести себя справедливо по отношению к своей стране. Это классическое римское значение patria вновь появляется в контексте итальянских городских республик 15 века. Здесь, patria означает общую свободу города, которая может быть защищена только гражданским духом граждан. Для Никколо Макиавелли любовь к общей свободе позволяла гражданам рассматривать свои частные и частные интересы как часть общего блага и помогала им противостоять коррупции и тирании. В то время как эта любовь к городу обычно смешивается с гордостью за его военную мощь и культурное превосходство, именно политические институты и образ жизни города образуют отличительный фокус такого рода патриотической привязанности. Любить город — значит быть готовым пожертвовать своим благом, в том числе жизнью, ради защиты общей свободы.
В отличие от классической республиканской концепции патриотизма, Жан-Жак Руссо « Соображения о правительстве Польши » можно рассматривать как ранний пример связи между национализмом и патриотизмом. Хотя Руссо выступал за любовь к нации и прославление национальной культуры, он считал, что национальная культура ценна прежде всего тем, что способствует воспитанию лояльности к политическому отечеству. Таким образом, национализм Руссо возник из типично республиканского акцента на обеспечение лояльности граждан своим политическим институтам и служил им.
Более явную связь между национализмом и патриотизмом можно найти в работах немецкого философа Иоганна Готфрида фон Гердера. По мнению Гердера, патриотизм относится не к политической добродетели, а к духовной привязанности к нации. В этом контексте отечество становится синонимом нации и ее особого языка и культуры, которые придают ей единство и согласованность. Таким образом, вместо того, чтобы связывать патриотизм с сохранением политической свободы, Гердер связывает любовь к своей стране с сохранением общей культуры и духовного единства народа. В то время как в классической республиканской традиции «отечество» является синонимом политических институтов, для Гердера нация дополитична, а любовь к своей национальной культуре — это естественная склонность, которая позволяет людям выражать свой самобытный характер. В связи с этим патриотизм связан с исключительной привязанностью к собственной культуре и, таким образом, противостоит космополитизму и культурной ассимиляции. Свобода отождествляется не с борьбой против политического гнета, а с сохранением самобытности народа, а патриотическая жертва со стремлением обеспечить долгосрочное выживание нации.
Эта связь между патриотизмом и исключительной привязанностью к своей нации привела к тому, что критики считают чувство патриотической гордости морально опасным, порождающим шовинизм, несовместимый с космополитическими устремлениями и признанием равной моральной ценности всех людей. . Более благожелательные подходы к патриотизму стремились обосновать его новыми формами лояльности, совместимыми с общечеловеческими ценностями, уважением прав человека и терпимостью к этническим и национальным различиям. В основе этого возобновившегося интереса к патриотизму лежит убеждение, что для того, чтобы быть стабильными, демократические общества требуют сильного чувства преданности со стороны своих граждан. Мало того, что высокая степень плюрализма, которая характеризует современные общества, потенциально порождает напряженность и разногласия между гражданами, которые могут дестабилизировать политику, современные демократические государства, приверженные определенной степени равенства, полагаются на готовность граждан идти на жертвы ради общего блага, будь то с точки зрения повседневного перераспределения доходов для удовлетворения потребностей в благосостоянии или предоставления коллективных товаров и услуг, таких как образование или здравоохранение. Следовательно, в глазах сторонников новых форм патриотизма стабильные демократические общества требуют сильного чувства солидарности.
Наиболее ярким примером этого поиска новых форм солидарности является концепция немецкого философа Юргена Хабермаса о Verfassungspatriotismus (конституционный патриотизм), которая стремится обосновать лояльность граждан не идеей дополитического однородного сообщества, а приверженность универсальным либеральным принципам, закрепленным в конституции современного либерального государства. Хабермас утверждает, что для того, чтобы граждане, принадлежащие к разным культурным, этническим и религиозным формам жизни, могли сосуществовать в своей стране и идентифицировать себя с ней на равных условиях, современное правовое государство должно гарантировать, что его политическая культура не одобряет и не дискриминирует кого бы то ни было. особая субкультура. Для достижения этого жизненно важно отличать культуру большинства от общей политической культуры, основанной на уважении фундаментальных конституционных принципов и основного закона. По этой причине членство в нации граждан больше не основывается на апелляции к общему языку или общему этическому и культурному происхождению, а просто отражает общую политическую культуру, основанную на стандартных либеральных конституционных принципах. Попытка Хабермаса обосновать патриотизм приверженностью к универсальным либеральным принципам также связана с тем, что иногда называют космополитическим патриотизмом, который стремится построить постнациональную идентичность, основанную на признании демократических ценностей и прав человека, концептуализированных в рамках конкретной конституционной традиции. .
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Такой космополитический патриотизм, по словам таких сторонников, как американский философ британского происхождения Кваме Энтони Аппиа, порождает укоренившийся космополитизм, который сочетает привязанность к своей родине и культурным особенностям с пониманием различных мест и разных людей и сильным уважением. за равную моральную ценность всех людей. Сторонники форм конституционного патриотизма часто приводят Соединенные Штаты в качестве примера ненационального государства, сплоченного исключительно политическим патриотизмом. Американский политический теоретик Джон Шаар, например, называл американский патриотизм «заветным патриотизмом», формой патриотической привязанности, характеризующейся приверженностью принципам и целям, изложенным в учредительном завете, и обязанностью продолжать работу Учредительного завета. Отцы. Другое направление современной мысли апеллирует к классическим республиканским принципам свободолюбия, активной гражданской позиции и самопожертвования ради общего блага в попытке сформулировать новые формы солидарности, не зависящие от идеи дополитической, этнически однородной нации. .
Однако критики таких попыток создания новых, не исключающих исключения форм солидарности выразили сомнение в том, насколько патриотические чувства могут быть согласованы с приверженностью универсальным принципам. В то время как критики конституционного патриотизма подвергают сомнению осуществимость попытки Хабермаса отделить политическую культуру от более широкой культуры большинства, указывая на то, в какой степени политическая культура даже такого культурно разнообразного общества, как Америка, опирается на национальные символы и мифы, отягощенные комментаторы, такие как британский философ Маргарет Канован, утверждали, что классический республиканский патриотизм был гораздо более нелиберальным и враждебным по отношению к посторонним, чем предполагают современные сторонники республиканской традиции. Согласно Кановану, патриотическая добродетель, прославляемая в классической республиканской традиции, является не только военной добродетелью, но и республиканская озабоченность образованием и социализацией граждан с целью систематического привития лояльности и приверженности государству может рассматриваться многими современными либералами как неприемлемая форма манипуляции и идеологической обработки. Кроме того, сторонники как конституционного, так и современного республиканского патриотизма обычно предполагают существование установленных политических границ и общих политических институтов, которые берут свое начало в росте и консолидации национального государства. Таким образом, вопрос о том, насколько патриотизм может сочетаться с приверженностью общечеловеческим ценностям, уважением прав человека и терпимостью к этническим и национальным различиям, остается спорным.
Андреа Баумайстер
Патриотизм делает вас счастливым. Национализма нет.
«Как построить жизнь » — еженедельная колонка Артура Брукса, посвященная вопросам смысла и счастья.
«Я люблю человека, который может улыбаться в беде, который может набраться сил в беде и стать храбрым, размышляя», — писал Томас Пейн в своей серии брошюр Американский кризис . Это был декабрь 1776 года, вскоре после начала войны за независимость, и Пейн размышлял о цели и перспективах патриотизма в построении новой нации, свободной от чрезмерного влияния британцев. Счастливым патриотом, по его мнению, был тот, кто черпал силу и радость даже от нации, особенно в неблагоприятных обстоятельствах.
Спустя почти 250 лет мало кто будет утверждать, что Соединенные Штаты в последнее время не сталкивались с невзгодами, включая крайнюю политическую поляризацию, гражданские беспорядки, коронавирус и многое другое. Эти угрозы не смогли пробудить в нас счастливого патриота: Гэллап обнаружил, что процент американцев, которые сказали, что они «чрезвычайно гордятся» или «очень гордятся» тем, что они американцы, с 2019 по 2020 год снизился на семь пунктов. особенно драматично сейчас, но это продолжается уже почти два десятилетия. В 2003 году 69процент сказал, что они «чрезвычайно гордятся»; в прошлом году – 42 процента.
Где бы вы ни жили, вопрос патриотизма может быть болезненным. Политическое разделение еще более ядовито; Казалось бы, единственное, в чем могут согласиться обе стороны, — это то, что идеалы и институты их страны — бутафория. Популизм и демографический трайбализм на подъеме во всем мире. Однако я пока не готов сдаться. Наоборот, я думаю, что здоровый патриотизм может вернуться по всему идеологическому спектру. И мы все будем счастливы за это.
Ряд ученых изучали связь между патриотизмом и счастьем и пришли к выводу, что она весьма положительна. Например, исследование 2011 года в Psychological Science рассмотрело 31 страну и показало, что национальная гордость в значительной степени предсказывает благополучие. Другое исследование показало, что взаимосвязь между «национальным удовлетворением» и личным благополучием была наиболее сильной в более бедных странах, что авторы объяснили тем, что люди в самых сложных личных обстоятельствах склонны оценивать свою удовлетворенность жизнью с точки зрения социального успеха.
На протяжении тысячелетий понятие патриотизма было связано с общей этнической принадлежностью, религией или языком; любовь к родине без этих элементов казалась немыслимой. Это изменилось с американским экспериментом. Как писал Алексис де Токвиль в письме своему другу Эрнесту де Шабролю после прибытия в США в 1831 году: «Представьте себе, если сможете… общество, включающее все народы мира: англичан, французов, немцев… Все люди, говорящие на разных языках, убеждения, мнения. Одним словом, общество без корней, без воспоминаний, без предрассудков, без рутины, без общих идей, без национального характера».
И все же американцы были особенно патриотичны. Токвиль продолжил писать в «Демократия в Америке » о капризной породе «раздражительного патриотизма» новой нации. Некоторые граждане собирались «с единственной целью заявить, что они не одобряют курс правительства». Тем временем другая группа «объединится, чтобы объявить, что люди, находящиеся у власти, являются отцами своей страны». Но как бы они ни расходились, ни один американец не позволил бы иностранцу критиковать свою страну. Американский патриотизм, как обнаружил Токвиль, был общим гражданским духом соревновательного сброда, посвятившего себя совместному строительству нации.
В течение следующего столетия этот вид патриотизма стал казаться менее странным во всем мире, поскольку общества стали более демографически разнообразными, а общие ценности стали более важными для национальной идентичности. В 1945 году Джордж Оруэлл определил патриотизм как «преданность определенному месту и определенному образу жизни, который человек считает лучшим в мире, но не хочет навязывать другим людям». Он противопоставлял патриотизм национализму, под которым имел в виду «привычку предполагать, что людей можно классифицировать как насекомых и что целые блоки из миллионов или десятков миллионов людей можно с уверенностью назвать «хорошими» или «плохими»; также «привычка отождествлять себя с одной нацией или другой единицей, ставить ее по ту сторону добра и зла и не признавать никакой другой обязанности, кроме обязанности продвигать ее интересы».
Националисты могут идентифицировать себя как патриоты, а некоторые люди, выступающие против обеих идеологий, могут утверждать, что они эквивалентны. Однако для национального и индивидуального благополучия важно проводить различие между ними. Следуя Токвилю и Оруэллу, мы можем определить патриотизм как гражданскую гордость за наши демократические институты и общую культуру, а национализм — как чувство превосходства или идентичности, определяемое такими демографическими факторами, как раса, религия или язык. Современная социальная наука находит между ними большую разницу в качестве жизни. В 2013 году межнациональная группа политологов измерила влияние каждого из них на уровни социального доверия и добровольного объединения, которые тесно связаны с личным благополучием. Они обнаружили, что гражданская гордость обычно толкает и то, и другое вверх, а этническая — вниз.
Принимая во внимание доказательства, разумно заключить, что патриотизм, как мы его традиционно понимаем в Соединенных Штатах, полезен для нашего счастья. Между тем национализма (по определению Оруэлла) нет. Если мы движемся ко второму в нашем обществе — как многие утверждают, — то с точки зрения счастья мы движемся в неправильном направлении.
Независимо от ваших политических взглядов и места жительства, вы можете культивировать в себе здоровый токвилевский патриотизм для собственной выгоды и для того, чтобы влиять на национальное настроение. Для этого необходимо следовать двум рекомендациям.
1. Делайте акцент на хорошем.
Нет ничего плохого в том, чтобы открыто излагать разногласия, которые могут возникнуть у вас с вашими согражданами; действительно, конкуренция идей важна для свободного общества. Но также важно помнить о том, что вас не разделяет — чем вы все гордитесь. В США, например, 91 процент людей гордятся научными достижениями нашей страны; 89 процентов гордятся нашими военными; 85 процентов гордятся нашим искусством и культурой. Когда вы расстроены или злы из-за того, что в вашей стране что-то не так, найдите минутку, чтобы подумать о том, что у нее хорошо получается.
Чтобы упростить задачу, попробуйте трюк, разработанный экспертом по браку Джоном Готтманом. Он утверждает, что все отношения имеют негативное взаимодействие; проблема в том, что они преобладают над положительными. Волшебное отношение Готтмана положительного к отрицательному для здорового брака составляет пять к одному. На каждую жалобу он рекомендует обязательно произнести пять слов похвалы. Почему бы не попробовать это и при разговоре о своей стране?
В США особенно легко благодарить, даже когда мы выражаем неудовольствие по поводу проблем нашей системы. В отличие от многих других мест по всему миру, мы можем громко выражать свои жалобы без угрозы причинения вреда со стороны правительства. Если у вас есть возможность публично выразить свое недовольство, отпразднуйте это и вспомните людей, которые пожертвовали собой ради вашего права на это.
2. Сделайте свой протест патриотичным.
Патриотическая любовь не слепа к проблемам — вспомните раздражительных патриотов Токвиля, которые одновременно осуждали и восхваляли правительство. Это не противоречие в терминах. Это признание того, что вещи могут быть лучше, чем они есть, если мы будем работать вместе для перемен.
Это было центральным в послании Мартина Лютера Кинга-младшего, который использовал откровенно патриотический язык, призывая американцев жить в соответствии с их собственными национальными идеалами. «Мы достигнем цели свободы в Бирмингеме и во всей стране, потому что цель Америки — свобода», — написал он в своем «Письме из бирмингемской тюрьмы». Точно так же в своей знаменитой речи «У меня есть мечта» Кинг продекламировал целый стих патриотического гимна «Моя страна, это от Тебя».
Для Кинга патриотизм заключался не в игнорировании того, что явно не в порядке с Америкой; скорее, это было выражением веры в то, чем мы можем быть . Вы тоже можете принять это отношение, формируя активизм для перемен с точки зрения провозглашенных идеалов вашей нации.
Из-за его преимуществ для счастья и других способов устранения национальных разногласий патриотизм стоит попытаться восстановить. Некоторые могут оспорить это, в том числе, возможно, писатель и моралист 18-го века Сэмюэл Джонсон, который, как известно, сказал: «Патриотизм — последнее прибежище негодяя».
Эта цитата взята из книги Джеймса Босуэлла 1791 Жизнь Сэмюэля Джонсона , и Босуэлл услужливо уточняет: «Он имел в виду не настоящую и щедрую любовь к нашей сделал плащ для корысти».