Разное

Воспитывать патриотизм: Пути формирования патриотизма : Совет кураторов : АлтГТУ

Как воспитать патриотизм у ребенка

Актуальное

Оглав­ле­ние
  • Как вос­пи­тать патриотизм
  • Как вос­пи­тать пат­ри­о­тизм у детей: млад­шая группа (3–4 года)
  • Как вос­пи­тать пат­ри­о­тизм у детей: cтар­шая группа (5–6 лет)

Что такое пат­ри­о­тизм? Это и родина для кон­крет­ного чело­века, и чув­ство пре­дан­но­сти, вер­но­сти сво­ему Оте­че­ству, любовь к нему, жела­ние слу­жить его инте­ре­сам и защи­щать от врага.

Любовь к родине не вхо­дит в ком­плект зна­ний, обя­за­тель­ных для «успеш­ного дошколь­ника». Но это не зна­чит, что роди­те­лям не надо вос­пи­ты­вать у малыша ува­жи­тель­ное отно­ше­ние к своей стране. Оно может стать осно­вой для целе­устрем­лен­но­сти, уве­рен­но­сти в себе и эру­ди­ции. Глав­ное – заин­те­ре­со­вать ребенка.

Елена Крав­цова
пси­хо­лог, Москва 

Для чего чело­веку пат­ри­о­ти­че­ские чув­ства? Зачем нужно вос­пи­ты­вать пат­ри­о­тизм? Ответ прост: родина нужна нам так же, как семья.

Ребенку важно знать свое про­ис­хож­де­ние как от роди­те­лей, так и от сво­его народа. Посте­пенно узна­вая исто­рию страны, осо­бенно ее слав­ные стра­ницы, он будет гор­диться ею, как гор­дится ребе­нок силь­ными умными роди­те­лями, чув­ствуя себя защи­щен­ным бла­го­даря им. И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свою землю, стоит начать с самих себя. Надо про­ве­сти «реви­зию» своих чувств к родине, под­нять из глу­бины души соб­ствен­ные теп­лые чув­ства: гор­дость за дости­же­ния сооте­че­ствен­ни­ков, инте­рес к исто­рии род­ного города и всей страны. Поду­мать, что есть заме­ча­тель­ного и по-насто­я­щему вели­кого, на что отзы­ва­ется сердце.

Это не зна­чит, что надо надеть «розо­вые очки» и не заме­чать недо­стат­ков, кото­рые есть в любом госу­дар­стве. Однако малень­кому ребенку знать о них пока не обя­за­тельно. У него должна фор­ми­ро­ваться пози­тив­ная кар­тина окру­жа­ю­щего его мира, без излиш­них стра­хов и неопре­де­лен­но­сти. Правда, не стоит заво­дить серьез­ный раз­го­вор на пустом месте, про­сто так.

«Кра­си­вые» слова о пат­ри­о­тизме без при­вязки к какому-то собы­тию для ребенка ничего не зна­чат и быстро вывет­рятся из его головы. Поэтому лучше вос­поль­зо­ваться достой­ным поводом.

Напри­мер, в мае широко празд­ну­ется День Победы. Его про­сто невоз­можно не заме­тить. Парад и тор­же­ствен­ный салют не оста­вят рав­но­душ­ным ни одного ребенка. Малышу нужно пояс­нить, что это за тор­же­ство. Но с уче­том воз­раста. Самым малень­ким доста­точно ска­зать при­мерно так: «Много лет назад на нашу землю, наш город напали враги. Но наши храб­рые сол­даты про­гнали захват­чи­ков. Это было очень трудно, поэтому каж­дый год мы вспо­ми­наем их подвиг, так мы выра­жаем им свое ува­же­ние». С детьми постарше можно пого­во­рить подроб­нее: рас­ска­зать о воен­ной тех­нике, о тру­же­ни­ках тыла, о сме­лых пио­не­рах-героях, пойти в кра­е­вой музей бое­вой славы. Заост­рить вни­ма­ние на памят­ни­ках. Напри­мер: «Смотри, вот памят­ная доска, на кото­рой много фами­лий напи­сано. Ты можешь себе пред­ста­вить, что совсем неда­леко от нашего дома шли бои? Так вот, эти люди, чьи фами­лии напи­саны на доске, сра­жа­лись здесь за наш район.

Им было страшно, но они защи­щали свои дома, своих род­ных и даже чужих людей». Нелишне доба­вить, что вете­раны (те, кто вое­вал) сей­час уже очень ста­рень­кие. Их можно пора­до­вать (напри­мер, пода­рить букет тюль­па­нов или гвоз­дик; напи­сать поздрав­ле­ние в открытке, сде­лан­ной сво­ими руками).

В Рос­сии и в Европе есть мно­же­ство леген­дар­ных памят­ни­ков, посвя­щен­ных героям вто­рой миро­вой войны. Эти мону­менты можно пока­зать ребенку в Интер­нете, в книге или на открытке: это «Родина-мать» в Вол­го­граде, «Алеша» в Пло­в­диве, «Воин-осво­бо­ди­тель» в Бер­лине и др. Визу­аль­ное впе­чат­ле­ние важно для детей любого возраста.

Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)

Малыши имеют бога­тое вооб­ра­же­ние и боль­шое жела­ние что-то узнать. Самое глав­ное для взрос­лых – не «засу­шить» детей фак­тами. Все, что можно исполь­зо­вать для вос­пи­та­ния пат­ри­о­ти­че­ских чувств, должно быть инте­рес­ным, ярким, эмоциональным.

  • Исто­рия семьи. Самое пер­вое, что могут сде­лать роди­тели для про­буж­де­ния пат­ри­о­тизма – это позна­ко­мить ребенка с исто­рией соб­ствен­ной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем рабо­тали, чем увле­ка­лись, чего достигли и о чем меч­тали. Фото­гра­фии или вещи, остав­ши­еся с тех вре­мен, ста­нут пре­крас­ным допол­не­нием к рас­сказу. Ощу­ще­ние, что ты име­ешь отно­ше­ние к боль­шой семье, где до тебя были заслу­жи­ва­ю­щие ува­же­ния люди, напол­нит душу ребенка гор­до­стью. Не менее ценны семей­ные тра­ди­ции, пере­хо­дя­щие из поко­ле­ния в поко­ле­ние. Напри­мер, соби­раться всем вме­сте на День Победы или печь торт к боль­шим празд­ни­кам. Когда малыш под­рас­тет, ему будет инте­ресно соста­вить вме­сте с роди­те­лями гене­а­ло­ги­че­ское древо своей семьи (хотя бы до пра­ба­бу­шек и пра­де­ду­шек). Судьбы наших пред­ков – это наша при­част­ность к судьбе страны.
  • Как вос­пи­тать пат­ри­о­тизм: города и улицы. С ран­него воз­раста можно начи­нать вос­пи­ты­вать инте­рес к род­ной земле. Малышу будет любо­пытно узнать, с чем свя­зано назва­ние улицы, на кото­рой он живет, почему и как полу­чили свои имена его город или посе­лок. И дело взрос­лого – рас­ска­зать об этом доступ­ным язы­ком. Не менее важно пове­дать ребенку о зна­ме­ни­тых зем­ля­ках и их заслу­гах, схо­дить вме­сте к памят­ни­кам, уста­нов­лен­ным в их честь. А можно про­сто пока­зать порт­рет мест­ного героя и рас­ска­зать о нем. Малышу при­ятно будет ощу­щать, что он имеет отно­ше­ние к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.
  • Зна­ком­ство с фольк­ло­ром и народ­ными про­мыс­лами. Кра­си­вые книжки с рус­скими народ­ными сказ­ками, хоро­шие мульт­фильмы, сим­па­тич­ные тра­ди­ци­он­ные игрушки – все это увле­чет ребенка и помо­жет ува­жать свою страну. Какие книги, фильмы или мульт­фильмы будут у детей – решать роди­те­лям. Но есть такие, кото­рые по-насто­я­щему нужны детям. Напри­мер, сбор­ник мульт­филь­мов «Гора само­цве­тов», создан­ный по моти­вам ска­зок раз­ных народ­но­стей, насе­ля­ю­щих Рос­сию. Перед каж­дой серией – неболь­шая заставка, где гово­рится об исто­рии и зна­че­нии города или реги­она, из фольк­лора кото­рого взята сказка. Сде­лано это так увле­ка­тельно и кра­сиво, что захва­ты­вает вни­ма­ние и детей, и взрослых.

Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)

Малыш рас­тет, и все темы, о кото­рых гово­ри­лось раньше – родо­слов­ная, исто­рия род­ного края и народ­ное твор­че­ство – для него обре­тают глу­бину. К ним добав­ля­ются новые, инте­рес­ные и понят­ные в этом возрасте.

  • Зани­ма­тель­ные рас­сказы о досто­при­ме­ча­тель­но­стях. Храм, ста­рин­ный дом, мост, озеро или река не запом­нятся ребенку или сольются в его созна­нии с дру­гими, если не под­кре­пить впе­чат­ле­ние зани­ма­тель­ным рас­ска­зом. Это может быть пре­да­ние или дет­ское вос­по­ми­на­ние кого-то из роди­те­лей, научно уста­нов­лен­ный или спор­ный исто­ри­че­ский факт, глав­ное – он дол­жен быть инте­рес­ным. Напри­мер, таким: В Пскове есть ста­рин­ное зда­ние со стран­ным назва­нием: «Поган­кины палаты». Одна из легенд гла­сит, что когда-то жил-был чело­век в ста­рень­кой избушке. Он делал бочки на про­дажу, то есть был бон­да­рем. Но бочки мало поку­пали, и бон­дарь был очень бед­ным. Одна­жды сидел он в своей малень­кой избушке, рабо­тал. Вдруг мимо него про­бе­жала крыса. Бон­дарь рас­сер­дился, схва­тил пер­вое, что под руку попало, и швыр­нул в крысу. Подо­шел посмот­реть: попал или нет? И уви­дел клад – кучу золо­тых монет. Раз­бо­га­тев, бон­дарь пер­вым делом построил пыш­ные палаты. Их про­звали «Поган­ки­ными», потому что деньги, полу­чен­ные таким зага­доч­ным путем, счи­та­лись нехорошими.
  • Путе­ше­ствия. Необя­за­тельно ехать далеко, можно выбраться на один день в сосед­ний город. Но взрос­лые должны зара­нее гото­виться к поездке, нахо­дить объ­екты, кото­рые могут быть инте­ресны ребенку. И состав­лять марш­рут. В Вели­ком Нов­го­роде есть пеше­ход­ный мост через реку Вол­хов, а рядом с мостом стоит скульп­тура «Устав­шая туристка» – девушка, кото­рая ски­нула туфельки и при­села отдох­нуть.
    Есть пове­рье: если поло­жишь монетку в туфельку, то обя­за­тельно вер­нешься в Вели­кий Нов­го­род. Если пройти по набе­реж­ной дальше, уви­дишь сидя­щего на ска­мейке улы­ба­ю­ще­гося мед­ведя. Легенда гла­сит: он при­шел в город из дре­му­чего леса, хотел позна­ко­миться с нов­го­род­цами и остался ими очень дово­лен. Воз­вра­щаться обратно в лес мед­ведю не захо­те­лось, он решил остаться и радует теперь жите­лей города и его гостей. Можно при­сесть рядом и «побол­тать» с косолапым.
  • Кос­ми­че­ская одис­сея. Дети любят рас­сказы о кос­мосе, и нашей стране в этом отно­ше­нии есть чем гор­диться. Можно рас­ска­зать ребенку о пер­вых кос­ми­че­ских кораб­лях и кос­мо­нав­тах или пона­блю­дать вме­сте с ним за звез­дами и мига­ю­щими в ноч­ном небе спут­ни­ками, схо­дить в Музей кос­мо­нав­тики или Пла­не­та­рий на соот­вет­ству­ю­щую воз­расту про­грамму или посмот­реть позна­ва­тель­ный фильм дома.
  • Как вос­пи­тать пат­ри­о­тизм у детей: тема­ти­че­ские игры. Малыши лучше усва­и­вают зна­ния в игро­вой форме. Можно под­го­то­вить сле­ду­ю­щие заня­тия с кар­точ­ками-кар­тин­ками: «Зна­ком­ство с гер­бом род­ного города», «Путе­ше­ствие по карте», «Найди свой флаг», «Москва – сто­лица нашей родины».

Конечно, от взрос­лых потре­бу­ются неко­то­рые уси­лия, чтобы вос­пи­тать пат­ри­о­тизм у детей, зато потом малыш будет пора­жать всех своей эру­ди­цией. Ребенку важно поло­жи­тельно отно­ситься к своей стране, гор­диться ее геро­ями, пони­мать, что они сде­лали хоро­шего. Так у него будут нрав­ствен­ные ори­ен­тиры, кото­рые помо­гут опре­де­лить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдох­нов­ляет, а также дает дошколь­нику состо­я­ние внут­рен­него покоя и определенности.

К оглавлению

Как воспитать маленького патриота: 20 советов родителям и региональные пособия от издательства «ПЛАНЕТА»

Необходимость воспитания подрастающего поколения в патриотическом духе продиктована глубокими изменениями в современной общественной жизни, среди которых наиболее негативную окраску имеют разобщенность, оторванность людей от своих культурных традиций, европеизация с модой на все иностранное и с неприязнью к отечественному. Поэтому так важно знакомить детей с традициями нашего народа и прививать любовь и ответственное отношение к Родине, семье и соотечественникам. Важно воспитывать в детях желание сохранять и обогащать наследие своей страны.

Понятие патриотизма многогранно. Мы понимаем под ним любовь к родным местам, чувство гордости за свой народ, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Патриот уважает свою Родину и умеет вести о ней адекватный разговор, не принижая при этом другие нации.

Чтобы быть патриотом, совсем необязательно носить форму. Достаточно укреплять свое физическое и нравственное здоровье, быть культурным, образованным, иметь крепкую семью, почитать своих предков и достойно воспитывать своих потомков.

Каким образом привить ребенку патриотические чувства? Ответ прост: через любовь к Родине, которую нужно воспитывать. Вам в этом помогут советы ниже.

1. Рассказывайте ребенку о своей стране только хорошее. Дети подражательны и впитывают услышанные слова, как губка, поэтому могут многое перенимать у своих родителей, в том числе чувство патриотизма. Мнение родителей вскоре может превратиться в мнение ребенка, которое непросто будет изменить.

2. Рассказывайте о тяжелых временах и испытаниях, которые с достоинством пережили наши предки. Приводите в пример дедушек и бабушек, так или иначе участвовавших в Великой Отечественной войне, их фронтовые и трудовые заслуги. Расскажите, что из себя представляют понятия «любовь к Отечеству» и«долг перед Родиной», а также о том, как надо чтить героев – живых и павших смертью храбрых в бою. Именами таких выдающихся людей           названы города и улицы. В честь героев воздвигнуты памятники.

З. Знакомьте ребенка с памятными и историческими достопримечательностями своей страны. Чем чаще родители будут ходить всей семьей в музеи, на выставки, патриотические концерты, тем чаще их дети, повзрослев, будут посещать подобные места. Любить Отечество нужно учить не только на словах, а еще наглядно и деятельно.Устройте экскурсию по городу и покажите ребенку культурные достопримечательности и памятники, возьмите на себя роль гида и расскажите все, что прочитали о них накануне. Еще можете поделиться историческими фактами из разных городов страны, используя карту, глобус или фотографии. Прививайте интерес к истории Отечества и края.

4. Будьте оптимистами. Чем больше родители будут выказывать недовольство жизнью, тем в большей степени их дети будут склонны к подобным негативным эмоциям впоследствии.

5. Поощряйте активность ребенка, ведь именно с нее часто начинается активный патриотизм. Объясните, что для семьи и общества личные успехи вашего ребенка могут оказаться очень важными.

6. Совместный просмотр познавательных передач, фильмов, мультфильмов о героях Отечества с обсуждением увиденного всей семьей могут существенно помочь воспитать в ребенке патриота с гордостью за свой народ и чувством долга перед Родиной.  

7. Учите бережному отношению к вещам, книгам, игрушкам. Расскажите о том, какими стараниями людей была создана та или иная вещь. Объясните, в чем заключается их ценность. Например, важно бережно относится к книгам не только из-за их обложки, но и содержания. Посетите всей семьей библиотеку и понаблюдайте, как хранят там книги.

8. Помогите ребенку построить мини-дом (на природе/на даче/у себя дома). Используйте для этого разные материалы (доски, ветки, картонные коробки, подушки, плед). Когда домик будет построен, поиграйте в новоселье, разместите в новом жилье игрушки, обсудите, удобный ли получился дом, прочный ли? Любовь к огромной стране и к родному краю начинается с любви к родному дому, это тот самый первый и самый важный кирпичик, который закладывает основание для воспитания патриотизма. Путешествуя, посещая другие города и страны, мы всегда жаждем оказаться дома – “там, где любят и ждут, где тепло и горит свет”. Объясните ребенку, как важно, чтобы дом был именно тем местом, куда хочется возвращаться.

9. Учите уважительному отношению к хлебу. Поделитесь фактами из истории родной страны о голодных временах, когда хлеб был на вес золота для многих людей. Расскажите, сколько труда нужно приложить, чтобы вырастить пшеницу и создать из неё хлеб. Объясните, что хлеб нельзя выбрасывать, но можно покрошить его птицам. Покормите птиц вместе с ребенком во дворе или парке, зимой смастерите кормушку и понаблюдайте за пернатыми, которые будут прилетать и лакомиться хлебными крошками. Также остатки хлеба можно высушить, приготовить сухарики.

10. Пусть ребёнок узнает о вашей профессии, о том, какие профессии бывают и какую пользу от них получает общество. Обсудите варианты работы, подходящей для ребёнка в будущем.

11. Поиграйте в игру на поиск интересных и примечательных вещей в увиденном, гуляя на улице с семьёй. Например, задавайте вопросы: «Как думаешь, для чего устроены бордюры вдоль дорог?», «Почему у светофора такие цвета? Что они могут значить?» и т. д. Это помогает развить наблюдательность и создать представление об окружающем, сформировать интерес к родному двору, району, умение постоянно находить что-то новое в привычном окружении.  Дома предложите малышу нарисовать то, что он сегодня увидел.

12. Прививайте любовь к родной природе. Зимой выбирайтесь за город, катайтесь на санках и лыжах, в тёплые времена года – на велосипеде. Ходите в пешие походы в лес, любуйтесь красотой природы. Учите беречь лес, предостерегая от пожаров и разбрасывания мусора. Общение с природой помогает формировать в человеке отзывчивость и чуткость.

13. Учите восхищаться красотой родного города. Расскажите подробнее о его инфраструктуре, о важном значении общественных учреждений(магазинов, почты, школы, библиотеки, кинотеатра, кафе и ресторанов). Укажите на ценность труда работников таких заведений.

14. Занимайтесь всей семьёй благоустройством и озеленением улицы, на которой вы живете.

15. Расширяйте чувство сознательности в ребенке, помогая правильно давать оценку собственным поступкам и поступкам окружающих.

16. Знакомьте ребёнка с литературой о Родине и её традициях, героях и народной культуре.

17. Приучайте ребёнка вести себя примерно в общественных местах и поддерживать порядок.

18. Поощряйте занятия народной культурой (фольклором, декоративно-прикладным искусством и прочими видами народно-патриотической деятельности). К фольклору относятся народные песни и игры, сказки, загадки, поговорки, хороводы. Таким образом происходит приобщение ребенка к общечеловеческим нравственным ценностям.

19. Участвуйте всей семьей в торжествах по случаю национальных праздников, развивая тем самым чувство принадлежности к большой семье.

20. Поощряйте занятия спортом и здоровым образом жизни, чтобы ребенок мог не только постоять за себя, но и, если придется, защитить других.

Большую помощь в воспитании чувства патриотизма и любви к малой Родине у детей родителям и педагогам окажут региональные пособия издательства “Планета”. “Моя малая родина” – это уникальный проект, представляющий серию азбук о разных регионах России.

С одной стороны это познавательные книги для семейного чтения, с другой – учебные краеведческие пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. С помощью предлагаемых азбук маленькие краеведы смогут в увлекательной и доступной форме познакомиться с историей родного города и края, его достопримечательностями, выдающимися земляками, особенностями растительного и животного мира и малоизвестными событиями. Благодаря этим красочным мини-энциклопедиям дети совершат путешествие по родному краю, узнают о нем много нового и интересного, научатся любить, ценить и уважать свою отчизну.

Особенность азбук в том, что весь материал в них представлен в алфавитном порядке от А до Я. На каждую букву алфавита в книжках предлагается та или иная познавательная информация о родной области, задачки для любознательных, загадки и многое другое. Множество ребусов, кроссвордов, лабиринтов, фотографий, раскрасок, литературных страниц, интересных фактов не дадут ребенку заскучать и превратят чтение книги в захватывающую игру, от которой сложно будет оторваться не только малышам, но и взрослым.

Вот так, к примеру, выглядит содержание “Азбуки юного калужского школьника. На страничке содержания также располагаются условные обозначения творческих задач и заметок, благодаря которым путешествие становится таким увлекательным.

На страничке буквы “Д” юный житель Калуги узнает об одном из дубов-долгожителей, растущих в местном Парке культуры и отдыха, а также найдет задание-раскраску.

Еще один пример задания-раскраски – знаменитый Волк из мультфильма “Ну, погоди!” в азбуке для юных волгоградцев. Страничка на букву “В” не даст ребенку заскучать, помимо раскрашивания веселого персонажа школьник выполнит несколько заданий для любознательных и проверит свою эрудицию.

А вот юные пермяки познакомятся с уральским писателем Павлом Петровичем Бажовым, автором волшебных сказок о хозяйке Медной горы, малахитовой шкатулке и каменном цветке; прочитают его мудрые сказы вместе с родителями и проверят свои знания при помощи кроссворда. Посмотрите, сколько приключений вместила в себя всего лишь одна страничка!

Маленькие жители Владимира узнают о знаменитом белокаменном зодчестве, которое стало настоящим переворотом в культуре возведения храмов и домов на Руси. Именно из этого камня в XVII веке начали строить здания на Владимирской земле, что постепенно полностью преобразило внешний облик русских городов.

Все описания городов в азбуках очень добрые и светлые, подчеркивающие особенности и достоинства того или иного региона, с первых строк располагающие к себе и вызывающие теплые чувства у тех, кто их читает. Это очень важно, ведь каждый край нашей необъятной страны по-своему уникален, нужно уметь видеть эту уникальность и любить ее.

Мы показали вам всего лишь несколько страничек среди множества страниц, из которых складывается настоящее путешествие по родным краям, наполненное открытиями, знакомствами, чудесами, удивительными фактами и увлекательными историями. Когда ребенок пройдет это путешествие от начала и до конца и узнает столько интересного и нового для себя о родном городе и крае, малая родина станет для него более близкой, интересной, особенной, он научится видеть и ценить ее красоту и уникальность.

Помочь детям освоить азы краеведения могут родители и педагоги. Выполняйте творческие и исследовательские задания вместе с детьми. В семье это поможет разнообразить совместный досуг, в дошкольных образовательных организациях и в школе – организовать познавательную деятельность.

Только зная историю родного края, соотнося ее с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину и стать гражданами своего Отечества, готовыми принимать ответственность за судьбу России, сохранять и приумножать ее традиции. Мы надеемся, что эти книги станут первой ступенью на пути маленьких патриотов к новым открытиям в их жизни.


патриотизм | социология | Британика

Франко-германская война

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Барбара Хауэр Фритчи Моррис Яновиц
Похожие темы:
национализм состояние нации колокольня

Просмотреть весь связанный контент →

патриотизм , чувство привязанности и приверженности стране, нации или политическому сообществу. Патриотизм (любовь к родине) и национализм (верность своей нации) часто принимают за синонимы, однако патриотизм берет свое начало примерно за 2000 лет до подъема национализма в XIX веке.век.

Греческая и особенно римская древность дают корни для политического патриотизма, который понимает верность patria как верность политической концепции республики. Это связано с любовью к закону и общей свободе, стремлением к общему благу и обязанностью вести себя справедливо по отношению к своей стране. Это классическое римское значение patria вновь появляется в контексте итальянских городских республик 15 века. Здесь, patria означает общую свободу города, которая может быть защищена только гражданским духом граждан. Для Никколо Макиавелли любовь к общей свободе позволяла гражданам рассматривать свои частные и частные интересы как часть общего блага и помогала им противостоять коррупции и тирании. В то время как эта любовь к городу обычно смешивается с гордостью за его военную мощь и культурное превосходство, именно политические институты и образ жизни города образуют отличительный фокус такого рода патриотической привязанности. Любить город — значит быть готовым пожертвовать своим благом, в том числе жизнью, ради защиты общей свободы.

В отличие от классической республиканской концепции патриотизма, Жан-Жак Руссо « Соображения о правительстве Польши » можно рассматривать как ранний пример связи между национализмом и патриотизмом. Хотя Руссо выступал за любовь к нации и прославление национальной культуры, он считал, что национальная культура ценна прежде всего тем, что способствует воспитанию лояльности к политическому отечеству. Таким образом, национализм Руссо возник из типично республиканского акцента на обеспечение лояльности граждан своим политическим институтам и служил им.

Более явную связь между национализмом и патриотизмом можно найти в работах немецкого философа Иоганна Готфрида фон Гердера. По мнению Гердера, патриотизм относится не к политической добродетели, а к духовной привязанности к нации. В этом контексте отечество становится синонимом нации и ее особого языка и культуры, которые придают ей единство и согласованность. Таким образом, вместо того, чтобы связывать патриотизм с сохранением политической свободы, Гердер связывает любовь к своей стране с сохранением общей культуры и духовного единства народа. В то время как в классической республиканской традиции «отечество» является синонимом политических институтов, для Гердера нация дополитична, а любовь к своей национальной культуре — это естественная склонность, которая позволяет людям выражать свой самобытный характер. В связи с этим патриотизм связан с исключительной привязанностью к собственной культуре и, таким образом, противостоит космополитизму и культурной ассимиляции. Свобода отождествляется не с борьбой против политического гнета, а с сохранением самобытности народа, а патриотическая жертва со стремлением обеспечить долгосрочное выживание нации.

Эта связь между патриотизмом и исключительной привязанностью к своей нации привела к тому, что критики считают чувство патриотической гордости морально опасным, порождающим шовинизм, несовместимый с космополитическими устремлениями и признанием равной моральной ценности всех людей. . Более благожелательные подходы к патриотизму стремились обосновать его новыми формами лояльности, совместимыми с общечеловеческими ценностями, уважением прав человека и терпимостью к этническим и национальным различиям. В основе этого возобновившегося интереса к патриотизму лежит убеждение, что для того, чтобы быть стабильными, демократические общества требуют сильного чувства преданности со стороны своих граждан. Мало того, что высокая степень плюрализма, которая характеризует современные общества, потенциально порождает напряженность и разногласия между гражданами, которые могут дестабилизировать политику, современные демократические государства, приверженные определенной степени равенства, полагаются на готовность граждан идти на жертвы ради общего блага, будь то с точки зрения повседневного перераспределения доходов для удовлетворения потребностей в благосостоянии или предоставления коллективных товаров и услуг, таких как образование или здравоохранение. Следовательно, в глазах сторонников новых форм патриотизма стабильные демократические общества требуют сильного чувства солидарности.

Наиболее ярким примером этого поиска новых форм солидарности является концепция немецкого философа Юргена Хабермаса о Verfassungspatriotismus (конституционный патриотизм), которая стремится обосновать лояльность граждан не идеей дополитического однородного сообщества, а приверженность универсальным либеральным принципам, закрепленным в конституции современного либерального государства. Хабермас утверждает, что для того, чтобы граждане, принадлежащие к разным культурным, этническим и религиозным формам жизни, могли сосуществовать в своей стране и идентифицировать себя с ней на равных условиях, современное правовое государство должно гарантировать, что его политическая культура не одобряет и не дискриминирует кого бы то ни было. особая субкультура. Для достижения этого жизненно важно отличать культуру большинства от общей политической культуры, основанной на уважении фундаментальных конституционных принципов и основного закона. По этой причине членство в нации граждан больше не основывается на апелляции к общему языку или общему этическому и культурному происхождению, а просто отражает общую политическую культуру, основанную на стандартных либеральных конституционных принципах. Попытка Хабермаса обосновать патриотизм приверженностью к универсальным либеральным принципам также связана с тем, что иногда называют космополитическим патриотизмом, который стремится построить постнациональную идентичность, основанную на признании демократических ценностей и прав человека, концептуализированных в рамках конкретной конституционной традиции. .

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Такой космополитический патриотизм, по словам таких сторонников, как американский философ британского происхождения Кваме Энтони Аппиа, порождает укоренившийся космополитизм, который сочетает привязанность к своей родине и культурным особенностям с пониманием различных мест и разных людей и сильным уважением. за равную моральную ценность всех людей. Сторонники форм конституционного патриотизма часто приводят Соединенные Штаты в качестве примера ненационального государства, сплоченного исключительно политическим патриотизмом. Американский политический теоретик Джон Шаар, например, называл американский патриотизм «заветным патриотизмом», формой патриотической привязанности, характеризующейся приверженностью принципам и целям, изложенным в учредительном завете, и обязанностью продолжать работу Учредительного завета. Отцы. Другое направление современной мысли апеллирует к классическим республиканским принципам свободолюбия, активной гражданской позиции и самопожертвования ради общего блага в попытке сформулировать новые формы солидарности, не зависящие от идеи дополитической, этнически однородной нации. .

Однако критики таких попыток создания новых, не исключающих исключения форм солидарности выразили сомнение в том, насколько патриотические чувства могут быть согласованы с приверженностью универсальным принципам. В то время как критики конституционного патриотизма подвергают сомнению осуществимость попытки Хабермаса отделить политическую культуру от более широкой культуры большинства, указывая на то, в какой степени политическая культура даже такого культурно разнообразного общества, как Америка, опирается на национальные символы и мифы, отягощенные комментаторы, такие как британский философ Маргарет Канован, утверждали, что классический республиканский патриотизм был гораздо более нелиберальным и враждебным по отношению к посторонним, чем предполагают современные сторонники республиканской традиции. Согласно Кановану, патриотическая добродетель, прославляемая в классической республиканской традиции, является не только военной добродетелью, но и республиканская озабоченность образованием и социализацией граждан с целью систематического привития лояльности и приверженности государству может рассматриваться многими современными либералами как неприемлемая форма манипуляции и идеологической обработки. Кроме того, сторонники как конституционного, так и современного республиканского патриотизма обычно предполагают существование установленных политических границ и общих политических институтов, которые берут свое начало в росте и консолидации национального государства. Таким образом, вопрос о том, насколько патриотизм может сочетаться с приверженностью общечеловеческим ценностям, уважением прав человека и терпимостью к этническим и национальным различиям, остается спорным.

Андреа Баумайстер

Патриотизм делает вас счастливым. Национализма нет.

«Как построить жизнь » — еженедельная колонка Артура Брукса, посвященная вопросам смысла и счастья.


«Я люблю человека, который может улыбаться в беде, который может набраться сил в беде и стать храбрым, размышляя», — писал Томас Пейн в своей серии брошюр Американский кризис . Это был декабрь 1776 года, вскоре после начала войны за независимость, и Пейн размышлял о цели и перспективах патриотизма в построении новой нации, свободной от чрезмерного влияния британцев. Счастливым патриотом, по его мнению, был тот, кто черпал силу и радость даже от нации, особенно в неблагоприятных обстоятельствах.

Спустя почти 250 лет мало кто будет утверждать, что Соединенные Штаты в последнее время не сталкивались с невзгодами, включая крайнюю политическую поляризацию, гражданские беспорядки, коронавирус и многое другое. Эти угрозы не смогли пробудить в нас счастливого патриота: Гэллап обнаружил, что процент американцев, которые сказали, что они «чрезвычайно гордятся» или «очень гордятся» тем, что они американцы, с 2019 по 2020 год снизился на семь пунктов. особенно драматично сейчас, но это продолжается уже почти два десятилетия. В 2003 году 69процент сказал, что они «чрезвычайно гордятся»; в прошлом году – 42 процента.

Где бы вы ни жили, вопрос патриотизма может быть болезненным. Политическое разделение еще более ядовито; Казалось бы, единственное, в чем могут согласиться обе стороны, — это то, что идеалы и институты их страны — бутафория. Популизм и демографический трайбализм на подъеме во всем мире. Однако я пока не готов сдаться. Наоборот, я думаю, что здоровый патриотизм может вернуться по всему идеологическому спектру. И мы все будем счастливы за это.

Ряд ученых изучали связь между патриотизмом и счастьем и пришли к выводу, что она весьма положительна. Например, исследование 2011 года в Psychological Science рассмотрело 31 страну и показало, что национальная гордость в значительной степени предсказывает благополучие. Другое исследование показало, что взаимосвязь между «национальным удовлетворением» и личным благополучием была наиболее сильной в более бедных странах, что авторы объяснили тем, что люди в самых сложных личных обстоятельствах склонны оценивать свою удовлетворенность жизнью с точки зрения социального успеха.

На протяжении тысячелетий понятие патриотизма было связано с общей этнической принадлежностью, религией или языком; любовь к родине без этих элементов казалась немыслимой. Это изменилось с американским экспериментом. Как писал Алексис де Токвиль в письме своему другу Эрнесту де Шабролю после прибытия в США в 1831 году: «Представьте себе, если сможете… общество, включающее все народы мира: англичан, французов, немцев… Все люди, говорящие на разных языках, убеждения, мнения. Одним словом, общество без корней, без воспоминаний, без предрассудков, без рутины, без общих идей, без национального характера».

И все же американцы были особенно патриотичны. Токвиль продолжил писать в «Демократия в Америке » о капризной породе «раздражительного патриотизма» новой нации. Некоторые граждане собирались «с единственной целью заявить, что они не одобряют курс правительства». Тем временем другая группа «объединится, чтобы объявить, что люди, находящиеся у власти, являются отцами своей страны». Но как бы они ни расходились, ни один американец не позволил бы иностранцу критиковать свою страну. Американский патриотизм, как обнаружил Токвиль, был общим гражданским духом соревновательного сброда, посвятившего себя совместному строительству нации.

В течение следующего столетия этот вид патриотизма стал казаться менее странным во всем мире, поскольку общества стали более демографически разнообразными, а общие ценности стали более важными для национальной идентичности. В 1945 году Джордж Оруэлл определил патриотизм как «преданность определенному месту и определенному образу жизни, который человек считает лучшим в мире, но не хочет навязывать другим людям». Он противопоставлял патриотизм национализму, под которым имел в виду «привычку предполагать, что людей можно классифицировать как насекомых и что целые блоки из миллионов или десятков миллионов людей можно с уверенностью назвать «хорошими» или «плохими»; также «привычка отождествлять себя с одной нацией или другой единицей, ставить ее по ту сторону добра и зла и не признавать никакой другой обязанности, кроме обязанности продвигать ее интересы».

Националисты могут идентифицировать себя как патриоты, а некоторые люди, выступающие против обеих идеологий, могут утверждать, что они эквивалентны. Однако для национального и индивидуального благополучия важно проводить различие между ними. Следуя Токвилю и Оруэллу, мы можем определить патриотизм как гражданскую гордость за наши демократические институты и общую культуру, а национализм — как чувство превосходства или идентичности, определяемое такими демографическими факторами, как раса, религия или язык. Современная социальная наука находит между ними большую разницу в качестве жизни. В 2013 году межнациональная группа политологов измерила влияние каждого из них на уровни социального доверия и добровольного объединения, которые тесно связаны с личным благополучием. Они обнаружили, что гражданская гордость обычно толкает и то, и другое вверх, а этническая — вниз.

Принимая во внимание доказательства, разумно заключить, что патриотизм, как мы его традиционно понимаем в Соединенных Штатах, полезен для нашего счастья. Между тем национализма (по определению Оруэлла) нет. Если мы движемся ко второму в нашем обществе — как многие утверждают, — то с точки зрения счастья мы движемся в неправильном направлении.

Независимо от ваших политических взглядов и места жительства, вы можете культивировать в себе здоровый токвилевский патриотизм для собственной выгоды и для того, чтобы влиять на национальное настроение. Для этого необходимо следовать двум рекомендациям.

1. Делайте акцент на хорошем.

Нет ничего плохого в том, чтобы открыто излагать разногласия, которые могут возникнуть у вас с вашими согражданами; действительно, конкуренция идей важна для свободного общества. Но также важно помнить о том, что вас не разделяет — чем вы все гордитесь. В США, например, 91 процент людей гордятся научными достижениями нашей страны; 89 процентов гордятся нашими военными; 85 процентов гордятся нашим искусством и культурой. Когда вы расстроены или злы из-за того, что в вашей стране что-то не так, найдите минутку, чтобы подумать о том, что у нее хорошо получается.

Чтобы упростить задачу, попробуйте трюк, разработанный экспертом по браку Джоном Готтманом. Он утверждает, что все отношения имеют негативное взаимодействие; проблема в том, что они преобладают над положительными. Волшебное отношение Готтмана положительного к отрицательному для здорового брака составляет пять к одному. На каждую жалобу он рекомендует обязательно произнести пять слов похвалы. Почему бы не попробовать это и при разговоре о своей стране?

В США особенно легко благодарить, даже когда мы выражаем неудовольствие по поводу проблем нашей системы. В отличие от многих других мест по всему миру, мы можем громко выражать свои жалобы без угрозы причинения вреда со стороны правительства. Если у вас есть возможность публично выразить свое недовольство, отпразднуйте это и вспомните людей, которые пожертвовали собой ради вашего права на это.

2. Сделайте свой протест патриотичным.

Патриотическая любовь не слепа к проблемам — вспомните раздражительных патриотов Токвиля, которые одновременно осуждали и восхваляли правительство. Это не противоречие в терминах. Это признание того, что вещи могут быть лучше, чем они есть, если мы будем работать вместе для перемен.

Это было центральным в послании Мартина Лютера Кинга-младшего, который использовал откровенно патриотический язык, призывая американцев жить в соответствии с их собственными национальными идеалами. «Мы достигнем цели свободы в Бирмингеме и во всей стране, потому что цель Америки — свобода», — написал он в своем «Письме из бирмингемской тюрьмы». Точно так же в своей знаменитой речи «У меня есть мечта» Кинг продекламировал целый стих патриотического гимна «Моя страна, это от Тебя».

Для Кинга патриотизм заключался не в игнорировании того, что явно не в порядке с Америкой; скорее, это было выражением веры в то, чем мы можем быть . Вы тоже можете принять это отношение, формируя активизм для перемен с точки зрения провозглашенных идеалов вашей нации.

Из-за его преимуществ для счастья и других способов устранения национальных разногласий патриотизм стоит попытаться восстановить. Некоторые могут оспорить это, в том числе, возможно, писатель и моралист 18-го века Сэмюэл Джонсон, который, как известно, сказал: «Патриотизм — последнее прибежище негодяя».

Эта цитата взята из книги Джеймса Босуэлла 1791 Жизнь Сэмюэля Джонсона , и Босуэлл услужливо уточняет: «Он имел в виду не настоящую и щедрую любовь к нашей сделал плащ для корысти».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *