Воспитание школьников – Статья “Воспитание школьников” Воспитательная работа
Статья на тему: Воспитание школьника
Воспитание школьника.
Миссия – это заявление
(осознанное или бессознательное)
о том, что вы делаете, чтобы
воплотить свое видение в реальность.
Пусть все стремления твои
будут проникнуты любовью,
Пусть вся твоя жизнь будет
действием.
Гете.
ФГОС для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир – портрет выпускника соответствующей ступени. Выпускник основной школы – это ученик, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.
В среднем звене ученик должен научиться соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
Воспитание – искусство гармоничного взаимодействия учителя с ребенком как с настоящей личностью, личностью заслуживающей уважения, внимания и любви. Считают, что успешным оно может быть только тогда, когда личность является центром педагогического воздействия. Мне близки идеи развивающего обучения, заложенные еще Я. А. Коменским, А. Дистервегом, и И. Г. Песталоцци, в основе которых изучение индивидуальных особенностей и способностей ребенка, подчеркнута важность правильного выбора приоритетов, системы взаимодействий, тактик учебы и стиля работы педагога.
Детство – это уникальный период в жизни каждого человека, когда закладываются черты характера, формирующие модели будущего поведения, отношение к себе, окружающему миру, жизненные установки и ценности. На этом этапе формирования человека важно предложить ребенку конструктивные, позитивные, жизнеутверждающие идеи, прогнозировать и создавать условия реализации его творческого потенциала. Чтобы ребенок смог сознательно подойти к определению своего дальнейшего жизненного пути и стать полезным членом для общества, он должен познать самого себя.
Юность – важнейший период жизни каждого человека. Задача учителя в том, чтобы помочь организовать эту жизнь так, чтобы она была яркой, наполненной, осмысленной. Чтобы общество и государство получили конкурентоспособную личность; готовую прикладывать свои личные усилия и нести личную ответственность за свой успех в жизни. Успех, который возможен в результате организованного и творческого труда.
«Воспитательный инструмент» – пример родителей, учителей, их мировоззрение и поведение. Ребенок копирует интонации, жесты, мимику, манеру выражать свои мысли и реагировать на изменения.
С момента рождения человек наделен огромным потенциалом, реализация которого во многом зависит от заложенных в детстве мыслей, стереотипов, идей.
Родители совместно со школой могут вырастить своего ребенка самостоятельным, стремящимся к самореализации и достижению успеха. Задача взрослых – укрепить внутренний стержень маленького человека, заложить прочный фундамент для строительства его удачного и счастливого будущего.
Исключительно воздействие родителей на воспитание ребенка, поэтому стараюсь сделать их своими соратниками и единомышленниками в этом ответственном и творческом процессе.
Трудности воспитания ребенка
Многим родителям кажется, что процесс воспитания заканчивается тогда, когда ребенок идет в школу, а из всех своих функций они оставляют за собой исключительно проверку дневника. Однако это зачастую приводит к множеству негативных последствий, когда ребенок подросткового возраста замыкается в себе или же, наоборот, начинает проявлять агрессию. В этом случае роль педагогов и психологов в воспитании ребенка школьного возраста значительно возрастает, поскольку известно довольно много случаев, когда неконтролируемая агрессия перерастает в крайние формы и может привести даже к человеческим жертвам. Поэтому достаточно часто именно педагоги обращают внимание родителей на недостатки в воспитании детей. Также свои коррективы в воспитание ребенка школьного возраста вносит сегодня интернет и современные технологии. С одной стороны, в интернете можно найти необходимые знания и множество возможностей для самообразования. С другой, дети в большинстве случаев предпочитают проводить время в социальных сетях, подменяя живое человеческое общение виртуальными знакомствами и развлечениями. Помимо психических расстройств, которые вызывает интернет-зависимость, возникает и масса проблем со здоровьем, связанных с низкой физической активностью. В связи с этим усилия родителей и педагогов должны быть объединены для пропаганды здорового образа жизни. Детям необходимо предлагать интересную альтернативу в виде различных кружков и спортивных секций. Со своей стороны, школа также должна усилить свою роль, показывая преимущества дружественного поведения и здорового образа жизни.
Роль школы в воспитании ребенка
Школа – это не просто учреждение, в котором дети получают узкий круг необходимых знаний, а своеобразный социальный институт, где дети учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, готовясь тем самым к взрослой жизни. В зависимости от возраста ребенка роль педагога меняется. С особым вниманием родители обычно относятся к выбору именно первого учителя. В начальной школе большое значение имеет не только то, насколько качественно преподаватель излагает материал, но и насколько легко пройдет адаптация малыша к школьному процессу и коллективу. Очень важно, особенно в этот период, чтобы методы воспитания ребенка младшего школьного возраста, принятые в семье и дошкольном учебном учреждении, не противоречили школьному подходу. Это время самых больших волнений и пристального внимания со стороны родителей к процессу обучения. В средней школе, как правило, на выбор учителей повлиять практически невозможно. Поэтому родителям остается только надеяться на то, что педагогический коллектив способен полноценно заниматься воспитанием ребенка школьного возраста. Школа, являясь частью общества, отражает и концентрирует в себе весь позитивный и негативный опыт, накопленный в нем. Поэтому зачастую претензии многих родителей к качеству преподавания и отношениям в школе между педагогами и учениками хоть и являются обоснованными, но не могут быть учтены в полной мере. Если при воспитании ребенка младшего школьного возраста проблемы взаимоотношений между ровесниками возникают крайне редко, то в подростковом возрасте они могут быть достаточно сильно проявлены. Одной из важных проблем, которая возникает в обычных государственных школах – одновременное обучение детей из различных социальных групп. Обычно проблемы возникают между детьми, имеющими навык общения и достаточную культуру поведения, и детьми из неблагополучных семей, которым приходится всему этому учиться именно в школе. В понятие неблагополучной семьи вкладывается много составляющих. Это неполные семьи, семьи, в которых один из родителей алкоголик, а также семьи, в которых существующие отношения далеки от гармоничных. Обострению конфликта зачастую способствует и неухоженный внешний вид детей из подобных семей. Поэтому довольно часто при воспитании ребенка школьного возраста необходима помощь психолога. При этом он в одинаковой степени необходим как детям из неблагополучных семей, так и детям, которые негативно относятся к тем, кто ниже их по социальному статусу или уровню интеллекта. Довольно часто роль школы воспитанием ребенка не ограничивается, а возникает необходимость работы с родителями, которые либо не справляются самостоятельно с воспитанием своих детей, либо же просто не уделяют им необходимого внимания, перекладывая всю ответственность на школьных учителей. Поэтому очень важная роль отводится именно педагогу, который сможет создать комфортные отношения в классе, что послужит не только хорошему обучению, но и психическому здоровью детей. Необходимо, чтобы в суете школьных будней учитель, независимо от социального статуса и успеваемости, мог разглядеть глубинный потенциал каждой личности. Процесс воспитания довольно длительный и требует и от учителей, и от родителей терпения и самоотдачи. Но без этих усилий, как правило, ребенок вырастет неприспособленным к современной жизни, которая, помимо знаний, предъявляет требования к толерантности и умению общаться.
nsportal.ru
Воспитание школьника.docx – Cтатья ” Воспитание школьников”
Воспитание школьника.
Миссия – это заявление
(осознанное или бессознательное)
о том, что вы делаете, чтобы
воплотить свое видение в реальность.
Пусть все стремления твои
будут проникнуты любовью,
Пусть вся твоя жизнь будет
действием.
Гете.
ФГОС для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир – портрет
выпускника соответствующей ступени. Выпускник основной школы – это ученик, умеющий
учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности,
способный применять полученные знания на практике.
В среднем звене ученик должен научиться соизмерять свои поступки с нравственными
ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
Воспитание – искусство гармоничного взаимодействия учителя с ребенком как с настоящей
личностью, личностью заслуживающей уважения, внимания и любви. Считают, что успешным оно
может быть только тогда, когда личность является центром педагогического воздействия. Мне
Песталоцци, в основе которых изучение индивидуальных особенностей и способностей ребенка,
подчеркнута важность правильного выбора приоритетов, системы взаимодействий, тактик учебы и
стиля работы педагога.
Детство – это уникальный период в жизни каждого человека, когда закладываются черты
характера, формирующие модели будущего поведения, отношение к себе, окружающему миру,
жизненные установки и ценности. На этом этапе формирования человека важно предложить
ребенку конструктивные, позитивные, жизнеутверждающие идеи, прогнозировать и создавать
условия реализации его творческого потенциала. Чтобы ребенок смог сознательно подойти к
определению своего дальнейшего жизненного пути и стать полезным членом для общества, он
должен познать самого себя.
Юность – важнейший период жизни каждого человека. Задача учителя в том, чтобы помочь
организовать эту жизнь так, чтобы она была яркой, наполненной, осмысленной. Чтобы общество и
государство получили конкурентоспособную личность; готовую прикладывать свои личные
усилия и нести личную ответственность за свой успех в жизни. Успех, который возможен в
результате организованного и творческого труда.
«Воспитательный инструмент» пример родителей, учителей, их мировоззрение и поведение.
Ребенок копирует интонации, жесты, мимику, манеру выражать свои мысли и реагировать на
изменения.
С момента рождения человек наделен огромным потенциалом, реализация которого во многом
зависит от заложенных в детстве мыслей, стереотипов, идей.
znanio.ru
Воспитание школьников
Информация о журнале
О журнале Воспитание школьниковТеоретический и научно-методический журналИздается с 1966 годаISSN: 0130-0776Периодичность: 10 номеров в годПодписные индексы 70133, 71236 по каталогу «Газеты. Журналы» агентства «Роспечать» Главная задача журнала «Воспитание школьников» — помощь школе, учреждениям дополнительного образования и родителям в воспитании детей. Особое внимание уделяется подготовке школьников к свободному, осмысленному жизненному выбору, воспитанию творческой личности, обладающей качествами, необходимыми для достижения успеха в избранной деятельности. Большое значение редакция придает научно-методическому обеспечению процесса самовоспитания школьников.В журнале публикуются документы Министерства образования и науки РФ, имеющие непосредственное отношение к воспитательной работе; статьи о новом в науке и практике воспитания; об инновационной деятельности передовых школ, опытно-экспериментальной работе федеральных и региональных экспериментальных площадок в сфере воспитания, предлагаются эффективно действующие модели самоуправления в классных сообществах, раскрывается позитивный опыт воспитательной и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений страны в учебном процессе и вне уроков. Публикуются материалы о детских и молодежных общественных организациях России и ближнего зарубежья, военно-спортивных клубах, поисковых центрах, детских оздоровительных и профильных лагерях.ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ ЖУРНАЛА:· «Актуальные проблемы образования»;· «Теория воспитания»;· «Директору школы и его заместителю по воспитательной работе»;· «Классному руководителю»;· «Педагогу начальной школы»;· «Воспитание в учебном процессе»;· «Педагогу дополнительного образования»;· «Школьному психологу»;· «Социальному педагогу»;· «Для бесед со школьниками»;· «Для бесед с родителями»;· «В детских и молодежных организациях»;· «Здоровье»;· «Организатору летнего отдыха»;· «Публикация по вашей просьбе».Журнал выходит с цветной вкладкой, что позволяет наглядно представить жизнь школьного коллектива и систему воспитательной работы учреждения.Редакция также выпускает в соответствии с рубриками журнала методическую литературу и CD-диски (по проблемам воспитательной работы в школе, проведении внеклассных мероприятий, организации досуговой деятельности учащихся и т.п.) для директоров общеобразовательных учреждений и их заместителей по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов дополнительного оборудования, педагогов-психологов. Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки Российской Федерации в перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук Журналы вошли в Перечень – 2015, признается рецензируемыми научным изданием, в которых должны публиковаться основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней. http://perechen.vak2.ed.gov.ruПеречень – 2010 с 1 декабря 2015 г. утрачивает силу. Вместо него с 1 декабря 2015 г. вступит в силу формируемый в настоящее время Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее – Перечень – 2015).Воспитание школьников
About journal
О журнале Воспитание школьниковТеоретический и научно-методический журналИздается с 1966 годаISSN: 0130-0776Периодичность: 10 номеров в годПодписные индексы 70133, 71236 по каталогу «Газеты. Журналы» агентства «Роспечать» Главная задача журнала «Воспитание школьников» — помощь школе, учреждениям дополнительного образования и родителям в воспитании детей. Особое внимание уделяется подготовке школьников к свободному, осмысленному жизненному выбору, воспитанию творческой личности, обладающей качествами, необходимыми для достижения успеха в избранной деятельности. Большое значение редакция придает научно-методическому обеспечению процесса самовоспитания школьников.В журнале публикуются документы Министерства образования и науки РФ, имеющие непосредственное отношение к воспитательной работе; статьи о новом в науке и практике воспитания; об инновационной деятельности передовых школ, опытно-экспериментальной работе федеральных и региональных экспериментальных площадок в сфере воспитания, предлагаются эффективно действующие модели самоуправления в классных сообществах, раскрывается позитивный опыт воспитательной и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений страны в учебном процессе и вне уроков. Публикуются материалы о детских и молодежных общественных организациях России и ближнего зарубежья, военно-спортивных клубах, поисковых центрах, детских оздоровительных и профильных лагерях.ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ ЖУРНАЛА:· «Актуальные проблемы образования»;· «Теория воспитания»;· «Директору школы и его заместителю по воспитательной работе»;· «Классному руководителю»;· «Педагогу начальной школы»;· «Воспитание в учебном процессе»;· «Педагогу дополнительного образования»;· «Школьному психологу»;· «Социальному педагогу»;· «Для бесед со школьниками»;· «Для бесед с родителями»;· «В детских и молодежных организациях»;· «Здоровье»;· «Организатору летнего отдыха»;· «Публикация по вашей просьбе».Журнал выходит с цветной вкладкой, что позволяет наглядно представить жизнь школьного коллектива и систему воспитательной работы учреждения.Редакция также выпускает в соответствии с рубриками журнала методическую литературу и CD-диски (по проблемам воспитательной работы в школе, проведении внеклассных мероприятий, организации досуговой деятельности учащихся и т.п.) для директоров общеобразовательных учреждений и их заместителей по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов дополнительного оборудования, педагогов-психологов. Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки Российской Федерации в перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук Журналы вошли в Перечень – 2015, признается рецензируемыми научным изданием, в которых должны публиковаться основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней. http://perechen.vak2.ed.gov.ruПеречень – 2010 с 1 декабря 2015 г. утрачивает силу. Вместо него с 1 декабря 2015 г. вступит в силу формируемый в настоящее время Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее – Перечень – 2015).Статья на тему: Нравственное воспитание школьника
Нравственное воспитание школьников
Задачи нравственного воспитания в современной школе.
Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания в последних документах, отражающих государственную политику в образовательных учреждениях, вызывают необходимость осмысления проблемы целеполагания в целостной организации учебно-воспитательного процесса учащихся.
Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности в жизнедеятельности людей, поскольку налицо нравственное неблагополучие в общественной и школьной среде, деструктивизм и дегуманизация проявлений молодёжи.
Сегодня необходимо сосредоточиться на том, что ценностные основания бытия человека отрабатывались веками и всегда были значимы и первостепенны в обществе. Они выражались в разные периоды жизнедеятельности человечества в постулатах религиозных учений, заповедях христианства, моральных исканиях мыслителей, традициях народов и этносов, провозглашались в различных социальных кодексах поведения людей. Это не случайно, как и не случайно, что смысловой ключ и ценностные основания жизнедеятельности человека лежат в плоскости морали, откуда черпает каждый человек свои смыслозначимые основы и символы жизни.
Моральный исток осмысления человеческой жизни на протяжении столетий рассматривался философией и этикой в попытке найти ему единое содержательное определение, в результате чего было выделено и обосновано такое ёмкое понятие как «простые нормы нравственности», одинаково значимое для всего человечества. Отсюда понятие «общечеловеческие ценности», употребляемое сегодня и акцентирующее ценностный аспект жизнедеятельности людей.
Так не должен ли стать этот ценностный аспект предметом первостепенной важности в образовательной деятельности школы! Не должно ли быть выделено ему специальное время, затрачены педагогические усилия во имя пробуждения в растущей душе ребёнка нравственных усилий стать человеком, быть готовым к нравственному выбору во имя жизни, человека, прогресса, культуры!
Чтобы школа сегодня как социальный организм могла стать для ребёнка воспитательной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, в её педагогическую канву должна быть заложена нравственно-этическая система, которая цементировала бы и актуализировала ценностные основания всех компонентов школьной жизни: учебную деятельность, перемену как продуманную организацию межурочного пространства, внеурочную деятельность, обеспечивая их этическим содержанием.
Важно также, чтобы образовательная деятельность, выполняя свои познавательные функции, была нацелена на реализацию воспитательного потенциала учебных дисциплин, а каждый педагог нёс положительный заряд взаимодействия с детьми, основанный на уважении к ним, принципах возрастного, личностно-ориентированного и субъектного подхода не на словах, а в практическом действии.
Для этого необходимо вычленить сферу целеполагания в структуре учебно-воспитательного процесса и считать её определяющей в образовательной деятельности школы, формирующей не только интеллектуальное, но и нравственное взросление школьников, перспективные возможности их морального противодействия и противоядия негативным процессам в школьной и окружающей социальной среде.
Этого можно достигнуть при органичном включении в контекст учебно-воспитательного процесса школы адекватной его организационной структуре системы нравственного воспитания, отвечающей также социальным запросам общества и семьи. Органичное и естественное погружение подобной системы в логику учебно-воспитатель- ного процесса школы позволит реализовать её направленность на позитивные проявления детей и их стимулирование, создание ситуации успеха и нравственной защиты каждому ребёнку, включённость его в процесс взаимодействия со старшими и младшими.
Проблемы нравственного воспитания младшего школьника
“В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья”.
(Свадковский И.Ф. 1977, – 11).
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.
Для реализации необходима программа нравственного воспитания школьников, она очень обширна и охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчетливо проявляются моральные качества. Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности.
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка.
В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.
Многие учителя справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что она не в коем случае не должна переходить в чрезмерную назидательность, в беседу должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.
Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.
Говоря о морали, мы подразумеваем поведении людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как “добро”, “честь”, “совесть”, “справедливость”. Все эти понятия имеют оценочный характер.
Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира – это характерный признак духовной жизни детской личности.
Слово учителя – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.
Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитание – искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое – разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.
Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, – включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.
Для того, чтобы объективно оценить состояние проблем нравственного воспитания на современном этапе, необходимо провести четкий анализ мероприятий, неоднократно на практике проводить различные беседы и дискуссии, но уже на данный момент результатов исследования можно с уверенностью сказать, на сколько велико значение этой проблемы, что в школе необходимы специальные дополнительные занятия, систематизирующие и углубляющие представления младших школьников.
nsportal.ru
Статья по теме: Воспитание и развитие школьников в современной школе
Жилина И.И.
Муниципальное учреждение образования
Розентальская основная общеобразовательная школа
Москаленского района
Омской области
Воспитание и развитие школьников в современной школе
В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.
Чтобы школа сегодня как социальный организм могла стать для ребёнка воспитательной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, в её педагогическую канву должна быть заложена нравственно-этическая система, которая цементировала бы и актуализировала ценностные основания всех компонентов школьной жизни: учебную деятельность, перемену как продуманную организацию межурочного пространства, внеурочную деятельность, обеспечивая их этическим содержанием.
Важно также, чтобы образовательная деятельность, выполняя свои познавательные функции, была нацелена на реализацию воспитательного потенциала учебных дисциплин, а каждый педагог нёс положительный заряд взаимодействия с детьми, основанный на уважении к ним, принципах возрастного, личностно-ориентированного и субъектного подхода не на словах, а в практическом действии.
В последнее десятилетие незаметно и постепенно произошла серьезная смена жизненных ценностей: раньше гораздо больше думали о других, о коллективе, о благополучии страны и города, где живешь. Сейчас современная педагогика заявляет о том, что воспитание школьников должно помочь ребенку стать успешным членом общества, найти “свое место под солнцем”, то есть просто приспособится к тому что есть. Кому-то эта позиция нравится, а кто-то с ностальгией вспоминает времена своего детства, сам является человеком с активной жизненной позицией и ориентирует детей на другие ценности. Как известно, большая часть ценностей и взглядов закладывается все-таки именно в семье, и в вашем лице ребенок видит образец для подражания, чтобы ему не говорили учителя или друзья.
Не стоит воспринимать детей как совершенно отличных от вас существ, вешать на них модный ярлык “дети-индиго” и опускать руки. Любую проблему можно решить, и чем младше ваш школьник – тем проще это делается. Воспитание школьников старших классов требует больших усилий, если вы не смогли найти общий язык в более младшем возрасте. На самом деле многие наши детские переживания (вспомните себя в школе) остро и болезненно переживаются и нашими детьми: чувство одиночества, желание быть понятым, нравится противоположному полу, иметь друзей, быть успешным…
Они такие и в то же время совсем не такие, какими были мы…. Поймите их правильно.
Содержание и педагогические принципы нравственного воспитания школьников
Специальные исследования и педагогический опыт показали, что сегодня назрела необходимость органичного включения в учебно-воспитательный процесс школы системы нравственно-этического воспитания детей, несущей гуманистические основы общечеловеческих ценностей, их жизнесмысловые аспекты. Это становится на сегодня одним из важнейших педагогических оснований и принципов воспитательной политики государства и требует специально выделенного времени в базовых основаниях школы и специальных усилий педагогического коллектива.
Значимость нравственно-этического воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением.
Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:
Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.
Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.
Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.
Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека
Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.
Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.
На каких же основных педагогических принципах необходимо осуществлять данную направленность нравственного воспитания?
– Взаимосвязь и взаимодействие знания – чувства – поведения как важнейший принцип соотнесения усвоения с освоением и присвоением смыслозначимых смыслов человеческой жизнедеятельности. Сущностное значение здесь имеет эмоциональное «проживание» учащимися нравственных знаний как эмоциональный фактор личностного развития школьников, стимулирующий их включение в опыт поведения
– Диалог, диалогическое взаимодействие педагогов и учащихся как основной принцип всей воспитательной политики школы. Он выступает побудительной основой самоопределения школьников, источником нравственного осмысления жизни человека в обществе, самоосмысления. Форма диалога – эффективный инструмент выработки у школьников самостоятельного, не догматичного мышления.
– Актуализация проблемного характера воспитательных ситуаций, предполагающих включённость когнитивных, этических и эстетических способностей сознания, рефлексивных реакций воспитанников, что делает их незаменимым инструментом для построения продуктивной воспитательной педагогики.
Всё это способствует переводу современного образования от «человека образованного» к «человеку культуры», что определяет и психолого-педагогические параметры нравственного воспитания.
Какие же направления в организации воспитательной деятельности следует, как подсказывает педагогическая наука и практика, вычленить в качестве приоритетов?
– Организацию разностороннего позитивно и эмоционально окрашенного взаимодействия детей и взрослых во всех сферах жизнедеятельности образовательного учреждения;
– Создание педагогических условий, формирующих моральную устойчивость школьников средствами актуализации этического разнообразия ситуаций, активизирующих возможность выбора и формирующих необходимость нравственных усилий школьников;
– Развитие потребностной и эмоциональной сферы учащихся в нравственно-духовном контексте, формирование нравственно ориентированной мотивации.
– Повышение статуса методов воспитания, ориентированных на его субъектное основание, самооценку, самоанализ, самоопределение учащихся в процессе учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения, выводящих на потребность самовоспитания и самосовершенствования.
В этом педагогический корень нравственно-этического воспитания и его непрерывности. В соответствии с этим в воспитательной политике образовательного учреждения важен прежде всего системный подход, ведущий к целостному позитивному развитию школьников, воспитанию нравственной устойчивости личности, стабильности её ценностных ориентиров. Значимо воспитание социального и гражданского иммунитета ребёнка ко всему деструктивному, выпадающему из нравственного поля жизнедеятельности людей.
Отсюда первоочередная задача – создание нравственного поля жизнедеятельности образовательного учреждения, что требует продуманной системы нравственного воспитания школьников, разработки его концептуальных оснований.
Современные тенденции воспитания в школе
- направленность воспитания на развитие субъектности ребёнка.
- формирование здорового образа жизни и культуры здоровья ребёнка, в первую очередь через занятия физической культурой и спортом.
- повышение роли воспитания как средства культурного самоопределения детей в поликультурном обществе.
- поиск форм «деятельного» патриотизма, конструктивных проектных форм патриотического воспитания
- повышение роли системности воспитательного взаимодействия.
- активизация деятельности школ по целенаправленному формированию воспитательного пространства, взаимодействию со средой, сетевому взаимодействию.
7. активный поиск форм сотрудничества в образовании между государством и церковью.
8. активизация использования информационных технологий как воспитательного ресурса.
nsportal.ru
Журнал “Воспитание школьников”
Электронное периодическое издание на CD теоретический и научно-методический журнал “Воспитание школьников”. Главная задача журнала «Воспитание школьников» — помощь школе, учреждениям дополнительного образования и родителям в воспитании детей. Особое внимание уделяется подготовке школьников к свободному, осмысленному жизненному выбору, воспитанию творческой личности, обладающей качествами, необходимыми для достижения успеха в избранной деятельности. Большое значение редакция придает научно-методическому обеспечению процесса самовоспитания школьников.
В журнале публикуются документы Министерства образования и науки РФ, имеющие непосредственное отношение к воспитательной работе; статьи о новом в науке и практике воспитания; об инновационной деятельности передовых школ, опытно-экспериментальной работе федеральных и региональных экспериментальных площадок в сфере воспитания, предлагаются эффективно действующие модели самоуправления в классных сообществах, раскрывается позитивный опыт воспитательной и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений страны в учебном процессе и вне уроков. Публикуются материалы о детских и молодежных общественных организациях России и ближнего зарубежья, военно-спортивных клубах, поисковых центрах, детских оздоровительных и профильных лагерях.
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ ЖУРНАЛА:
· «Актуальные проблемы образования»;
· «Теория воспитания»;
· «Директору школы и его заместителю по воспитательной работе»;
· «Классному руководителю»;
· «Педагогу начальной школы»;
· «Воспитание в учебном процессе»;
· «Педагогу дополнительного образования»;
· «Школьному психологу»;
· «Социальному педагогу»;
· «Для бесед со школьниками»;
· «Для бесед с родителями»;
· «В детских и молодежных организациях»;
· «Здоровье»;
· «Организатору летнего отдыха»;
· «Публикация по вашей просьбе».
Журнал выходит с цветной вкладкой, что позволяет наглядно представить жизнь школьного коллектива и систему воспитательной работы учреждения.
Редакция также выпускает в соответствии с рубриками журнала методическую литературу и CD-диски (по проблемам воспитательной работы в школе, проведении внеклассных мероприятий, организации досуговой деятельности учащихся и т.п.) для директоров общеобразовательных учреждений и их заместителей по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов дополнительного оборудования, педагогов-психологов.
CD “Воспитание школьников”. Электронная версия журнала.
Содержание журнала 2013, № 7 смотрите здесь
Содержание журнала 2013, № 6 смотрите здесь
www.tagillib.ru