Разное

Виды продуктивной и учебной деятельности дошкольника: Виды и организация продуктивной деятельности дошкольников | Материал:

Продуктивные виды деятельности в раннем возрасте

Продуктивные виды деятельности в раннем возрасте

Автор: Квасова Наталья Александровна,

воспитатель высшей категории

МБУ детского сада №43 «Гнездышко»

Продуктивная деятельность – это  деятельность ребенка, организуемая с целью получения продукта. Виды продуктивной деятельности в раннем возрасте: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Продуктивные виды деятельности способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, различению формы и цвета, к сравнению. Развитие изобразительной деятельности возникает в рамках ведущего вида деятельности детей раннего возраста – предметной.

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное – композиции.

В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов.

Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира (Д. Б.Эльконин).

Изобразительная деятельность

Предпосылками продуктивных видов деятельности, так же как игры и труда, выступают:

• потребность малыша в самостоятельности и активности,

• подражание взрослому,

• освоение предметных действий,

• формирование координации движений руки и глаза.

Ранний возраст.

• На втором году жизни у ребенка возникает интерес к карандашу и действиям с ним. Он начинает подражать взрослому, водя карандашом по бумаге. Совершая такие беспорядочные движения, малыш не стремится что-либо изобразить. Он просто манипулирует с карандашом, осваивая его функцию, получая удовольствие от самого процесса.

• Проводя карандашом, ребенок делает важное «открытие» – карандаш оставляет след. Малыш замечает материальную проекцию собственных действий – то, что след получается разным в зависимости от характера движений руки. Так, при слабом нажиме линии будут бледными и тонкими, а при сильном – толстыми; короткими резкими движениями можно нанести штрихи, а размашистыми – линии. То есть ребенок видит наглядный образ собственных действий.

• Каракули вызывают у малыша интерес, стремление их повторить. Такое стремление ведет к:

а) росту произвольности движений,

б) к формированию зрительно-двигательных координации нового уровня. Глаз начинает управлять мелкими движениями руки, а рука задает определенный образ действия.

в)дети учатся воспроизводить свои движения.

• Ребенок начинает узнавать в каракулях предметы окружающего мира. Вопросы взрослого: «Что ты нарисовал?», его подсказки: «Похоже на корабль» помогают малышу установить связь изображения с реальным объектом. Такой рисунок еще очень далек от действительности, и у малыша нет намерения что-либо нарисовать. Вопросы взрослого переключают внимание ребенка с действия карандашом на реальный продукт, получаемый в результате манипуляций. Постепенно ребенок сам начинает искать сходство своих каракуль со знакомым предметом.

На занятиях вовсе необязательно использовать стандартные краски (карандаши, фломастеры) и лист бумаги, можно смело проявлять фантазию, давая крохе все новые необычные задания.

Такие виды занятий способствуют всестороннему развитию личности дошкольника, формируя у него не только художественный вкус, но и представление о цвете, гармонии. Со временем у ребенка, который регулярно занимается рисованием, выработается чувство стиля, умение сочетать цвета и размещать фигуры в пространстве, а также будет развиваться мелкая моторика.

Какие же формы необычного рисования можно использовать?

Рисование мячиком на ватмане. Берется любой небольшой мяч, например теннисный, погружается в краску. После этого малыш прокатывает его по белому листу, оставляя всевозможные дорожки и линии. Можно завершить рисунок, дорисовав что-то кисточкой или карандашом, чтобы линии обрели смысл.

Граттаж. Очень интересная техника, которая поможет сделать домашнее рисование веселым и необычным. Делается так: лист бумаги закрашивается цветными восковыми мелками, после чего как следует натирается свечкой. Далее основа под рисунок покрывается густым слоем гуаши, делают это родители при помощи толстой кисти. Когда краска подсохнет, но не высохнет окончательно, в работу включаются дети. Им дается задание процарапать специальным стрежнем или заостренной палочкой рисунок. Острый предмет сотрет верхний слой, благодаря чему проявятся цвета мелков. А малыши могут либо использовать трафареты, либо же сами создавать композицию.

Рисование по льду доставит удовольствие даже самым флегматичным детям. Сначала педагог делает заготовку: наливает кипяченую воду в пластиковую емкость (например, контейнер), замораживает ее. Малыш рисует акварелью, ее структура позволяет краске без проблем проникать в лед. Для создания необычного шероховатого эффекта можно использовать соль.

Монотипия. Очень интересный метод, хотя используется нечасто. Ребенок рисует на обычном целлофановом пакете некую композицию, используя яркие краски. После этого пакет прикладывают к листу бумаги, проводят по нему ладонью, чтобы на белой поверхности остался оттиск. Это и будет новое «творение» малыша, необычное, а потому – очень интересное.

Использовать можно самые различные техники.

ЛЕПКА

В 2-3 годика малышам можно предложить специальный мягкий пластилин и самые простые задания – например, скатать шарики, расплющить их между пальцами, вдавливать углубление в заготовке, соединить детали в одно целое. Есть множество интересных тематических заданий, которые педагоги могут предложить ребенку. Вылепить еду: спагетти, сыр (дырочки на кусочке прокалывают стержнем от ручки), яичницу, овощи и фрукты, например морковь, яблоки, апельсины.

АППЛИКАЦИЯ

Это очень полезный вид деятельности, позволяющий сформировать у ребенка представление о форме и положении в пространстве, а также научить его вырезать фигурки, создавать из них композиции. Тренировки улучшают мышление и воображение дошкольника, способствуют возникновению и закреплению математических навыков. Для работы можно использовать не только привычную многим цветную бумагу, но и иные, необычные материалы: старые газеты; бумажные салфетки; фантики; пуговицы; крупы; зерна кофе. Несложно использовать фигурные дыроколы и ножницы, самоклеющуюся бумагу, на фигурки наклеивать искусственные пластмассовые глаза. Все это поможет сохранить интерес к продуктивной деятельности.

Конструирование

• Детское конструирование означает процесс сооружения построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения.

• Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой.

• Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение.

• В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять постройки определенным содержанием (Е.В.Зворыгина). Этому умению малыша учит взрослый. Если ребенок построил мост, взрослый тут же отмечает: «Какой красивый, высокий мост. По нему поедет машина (или пойдет кукла)», – и побуждает ребенка совершать соответствующие игровые действия.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Чтобы включить продуктивную деятельность в игровой процесс, можно воспользоваться различными формами.

Например, двигательные игры способствуют физическому развитию дошкольника, улучшают общую его моторику и координацию. Для всестороннего развития необходимы также следующие виды упражнений.

Речевые. Хорошо сказываются на расширении активного и пассивного словаря малыша, его умении правильно произносить звуки.

Пальчиковые. Направлены на развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речевыми центрами, и, соответственно, будет способствовать развитию речи.

Музыкальные. Детям интересны любые развлечения, связанные с музыкой, поэтому их можно смело использовать.

Манипулятивные. Помогают улучшить зрительно-двигательную координацию и моторику.

С целью привлечь и заинтересовать творчеством детей раннего возраста, я в своей педагогической деятельности применяю игровые приемы.

Прием обыгрывания предметов или игрушек заместителей (объемных и плоскостных), картин-панорам, природного, бросового материала очень распространен. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и.т.). Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать (бегать по ровной дорожке, кататься с горки, прыгать как зайчик, ходить как медведь).Эти правила, дети лучше усваивают при обыгрывании материала. Например, кисточка очень расстраивается, когда пачкают ее блестящий воротничок, поэтому старайтесь макать ее в краску не слишком глубоко. Такое обыгрывание стимулирует появление навыков правильной техники рисования, заинтересованности в усвоении правил. Таким образом обыгрывание игрушек предметов помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.

Прием обыгрывание завершенного изображения.

В зависимости от того, обыгрывается законченное или еще незавершенное изображение и сюжетно-изобразительную игру с незаконченным изображением. Что представляет собой прием обыгрывания готового изображения? Прием рисовании, лепки, аппликации. Содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если изображена птица, то она может «летать», садиться, на деревья, клевать зерна. Нарисовал малыш дорожку-по ней будут ходить звери, люди. Таким образом, содержание игровых действий, определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни.Например, если воспроизводится рисунок движения, воспитатель берет в руки поделку, выполненную детьми, и воспроизводит ритм, траекторию движения (зайчик скачет, самолет летит).

Прием-обыгрывание незаконченного изображения. Его можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его.

Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование и изобразительного способа его воплощения. Способы выполнения игрового действия в этом случае разнообразны. Они могут быть выражены словом. Так, воспитатель, увидев нарисованную девочку в длинной шубке, спрашивает её: «Ты замерзла без шапки?», тем самым неназойливо подсказывая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и выполнения более выразительного рисунка.

Разглядывая цыпленка, которого лепит ребенок, воспитатель жестом изображает, как сыплются зернышки, приговаривая при этом: «Цып-цып-цып» и удивляется, почему цыпленок не клюет. Наконец, вместе с ребенком догадываются: трудно клевать-клюв тупой. Вместе они думают, что же надо сделать. Только успели исправить ошибку, как цыпленок начал весело клевать, даже нечаянно клюнул воспитателя в палец. Детей смешит эта ситуация, и, конечно, никто из их не забудет применить правильный прием лепки. Таким образом, стимулируется изобразительное творчество. В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приемов.

Прием с элементами ролевого поведения.

Детям предлагается роль художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям – роль зайчиков, медведей. Например, дети – художники подготовительной группы могут рисовать афиши по сказке или разными сказкам. Самые красивые и выразительные афиши потом можно использовать для оформления игр – драматизаций, кукольного театра. Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека игрового персонажа, или взаимоотношения. В зависимости от этого строится и содержание игрового приема.

Требования к игровым приемам на занятии по продуктивным видам деятельности.

1.Планирование игровых ситуаций с учетом знаний детей об окружающем мире.

Педагог может придумать игру, действительно интересную детям, но важно также знать и учитывать игровой опыт детей.

2.Формулирование конкретных задач, которые решаются на занятии при использовании того или иного игрового приема.

3. Активность детей при выполнении игровых действий, которая является важной для развития творчества.

Необходимым условием активности детей является определенный запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении.

В этих случаях дети увлечены происходящим на занятиях событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения.

4. Придуманные интересные игровые действия должны быть доступны детям по способу их выполнения.

Если выполнение игровой задачи по какой-то причине недоступно ребенку, то воображение его не будет разбужено, будут отсутствовать творческие элементы.

5.Использование игровых ситуаций со знакомыми, любимыми игрушками, т.к. с ними связаны эмоции, переживания ребенка. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Сочетание знакомого с новым вызывает у них более устойчивый и глубокий интерес.Таким образом педагог создает условия для самостоятельной изобразительной деятельности воспитанников как в помещении группы, так и на участке детского сада, используя косвенные методы педагогического руководства

Применение игровых приемов на занятии продуктивных видах деятельности

Методика применение игровых приемов в работе с раннего возраста дошкольниками определяется уровнем развития игры и изобразительной деятельности детей младшего возраста. Ориентируясь на игру, воспитатель учитывает три момента: 1) ведущие мотивы игры; 2) способы выполнения игровых действий, которыми владели дети; 3) характер игрового материала, который используют дети в играх настоящие предметы, игрушки и предметы – заместители, нарисованные и воображаемые предметы.

Так,ориентируясь на то, что детей третьего года жизни интересуют мир предметов и действия с ними.

Например, под влиянием фольклора и непосредственных наблюдений раннего возраста становится близким и понятным образ петушка. Обыгрывая игрушечного петушка, для которого дети будут рисовать зернышки, воспитатель выполняет с ними разные действия: петушок гуляет, ищет зернышки, разгребает землю.

Применяя в конце занятия по рисованию прием обыгрывание выполненного изображения, воспитатель производит разнообразные игровые действия с рисунком: с помощью жеста собирает зернышки с тарелки и сыплет их петушку.

Петушок клюет нарисованные зерна, вот чуть не подавился бобовым зернышком (большое размазанное пятно) пробует расклевать его.

Свойственная детям раннего возраста склонность к сюжетно – ролевой игре объясняется их интересом к человеку и его действием, особенностям поведения. Прежний интерес к предметам и действиям с ними у малышей не исчезает, а дополняется новым.

Обучать детей рисованию необходимо начинать с раннего возраста. При обучении рисованию использовать различную технику рисования и материал. Учитывать индивидуальные особенности ребенка, его интерес к рисованию. Рисование должно приносить детям удовлетворение и доставлять радость.

Создать предметно-развивающую среду и благоприятные условия для того, чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо.

Следовательно, значимость игровых приемов на занятиях зависит от возраста детей и степени сформированной у них опыта учебной деятельности; они доминируют в младших группах и сочетаются, взаимодействуют с другими в старших. Рекомендации педагогом на занятии по продуктивным видам с детьми обязательно надо включать игровые приемы заинтересовать детей творчеству.

Список использованных источников

1.Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 2005. -64с.

2.Дьяченко И. Так ли важно рисование в жизни ребенка?// Дошкольное воспитание, №8 2009. – с.27-34.

3.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией. – М.: Просвещение, 2001. – 192с.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. – М.: «Карапуз- Дидактика», 2008. -144с.

5. Одинакова Г. Второй год жизни: азы рисования //Дошкольное воспитание, №1 2007. – с.74-83.

6. Выготский Л.С Воображение и творчество в детском возрасте М- 1991

7. Григорьева Г.Г. Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью младшие группы // Дошкольное воспитание -2000-№8. – с.28-35

8.Доронова Т.Н, Якобсон С.Г. Игра на занятиях по изобразительной деятельности младшая группа // Дошкольное воспитание – 2011. №9. -с40-51.

9.Комарова Т.С. О методах обучения изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание -2003. -№4. – с 36-39.

10.Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М., 2010.

11. Косминская В.Б., Васильева Е.И. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М., 2007

12. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М., 2005

13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. – СПб., 2014.

14.Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2012.

15. Венгер, Л. Вот и вышел человечек // Дошкольное воспитание – 2014. – №7. – с. 42.

16. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль, 2010.

17.От рождения до школы [Текст]: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования\ Под редакции Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой,- М; МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.-345с.

18. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ.сред.учеб. заведений/ Г.А.[Текст]; Урунтаева, – 7-е. , изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 456с [Электронный ресурс] .http:\\ infouron.ru

 

Виды продуктивной деятельности детей дошкольного возраста

Общим признаком продуктивной деятельности является ее направленность на создание нового продукта – рисунка, конструкции, аппликации. Продуктивная деятельность способствует овладению ребенком новыми навыками и умениями, учит представлять результат своего труда.

Интересно

Особое внимание должно быть уделено детскому рисунку. Детские рисунки отражают не только зрительное восприятие, а весь сенсорный (главным образом двигательно-осязательный) опыт ребенка и его представления о предмете.

Подход к изобразительной деятельности у взрослых и у детей различается и очень существенно. Если взрослому нужно получить результат, то у ребенка на первый план выступает сам процесс создания образа.

Дети рисуют с интересом и увлечением, сопровождая процесс рисования речью и жестикуляцией, участвуя, таким образом, в создаваемой на рисунке ситуации. Готовые рисунки часто не представляют интереса для детей, они не помнят, что именно рисовали.

Иногда трудно бывает догадаться, что хотел изобразить ребенок, так как он вкладывает в изображение свое эмоциональное восприятие данного предмета (острые углы – колючки, шерсть кошки – размашистые линии).

Часто невидимые под одеждой части тела не изображаются, поэтому человек может быть без ушей, волос, рук, пальцев и прочее.

Младшие дети изображают человека «головоногом» (руки и ноги растут из головы). Для маленького ребенка главное у взрослого – лицо и конечности, то, что любит и поддерживает малыша. Детское рисование связано с личным представлением ребенком предмета. Со временем и опытом рисунки детей становятся все более реалистичными.

Педагогам важно знать, что рисунки могут превратиться в шаблоны, если дети постоянно будут работать по готовым образцам (шаблонами являются изображения домов, деревьев, цветов и прочее). Поэтому в процессе обучения рисованию взрослым следует стимулировать собственное творчество детей.

Другим видом продуктивной деятельности дошкольника является конструирование, которое рассматривается как процесс создания определенного результата.

В раннем дошкольном возрасте – это постройки из кубиков, в последующем – это работа с конструктором.

В процессе конструирования ребенок учится понимать и соотносить размер и форму различных деталей, выясняет и запоминает свойства материалов. Эффективным средством развития пространственного воображения и инженерного мышления является лего-конструирование.

Выделяют три вида конструктивной деятельности дошкольников: элементарный, конструирование по выбору, конструирование по замыслу.

Элементарный – это конструирование по образцу. Взрослый показывает ребенку готовый образец и этапы воспроизведения данного образца. Данный вид работы не требует умственного напряжения, но формирует внимание, сосредоточенность, умение действовать по образцу.

Конструирование по условиям. Это более сложный вариант детской деятельности. Ребенок делает свою конструкцию не по образцу, а по условиям, которые выдвигаются правилами конструкторской игры или участвующим взрослым. Этот вид игры включает элементы творческой деятельности, самостоятельности суждений.

Конструирование по замыслу. Данный тип деятельности не ограничивает фантазию ребенка ни в строительном материале, ни в поставленных условиях.

Интересно

Замысел обычно диктуется самой игрой: в ход может пойти как строительный материал, так и окружающие предметы (мебель, палки, зонты, ткань и прочее). Дети хотят сделать постройку, которая бы соответствовала замыслу игры.

Все три вида конструирования не являются этапами, а используются в зависимости от поставленной задачи и ситуации. Каждый вид развивает определенные способности.

Игровая и продуктивная деятельность формируют у ребенка отдельные предпосылки учебной деятельности. Предпосылки складываются из формирования базовых учебных действий и развития личностных характеристик, необходимых ребенку в процессе обучения в школе.

Особенность учебной деятельности заключается в проявлении познавательной активности обучающегося. Задача детского сада состоит в изменении личностной, мотивационной установки старшего дошкольника на приобретение новых знаний и навыков.

В школьном возрасте он будет учиться по федеральным программам на определенный результат, заложенный в ФГОС НОО. Старший дошкольник может уже учиться по определенной программе, понятной, интересной и с учетом реальных возможностей ребенка.

Распространенным методом включения элементов учебного материала в деятельность детей является дидактическая игра.

Педагогам необходимо делать акцент на соотношение игровой и учебной деятельности детей.

Рассмотренные виды деятельности, характерные для детей дошкольного возраста, эффективно влияют на развитие дошкольников и формирование различных видов готовности к следующему жизненному этапу – обучению в школе.

Создание благоприятной среды обучения для детей младшего возраста начинается с вас

Когда мы думаем о среде раннего обучения, что приходит на ум? Часто это вещи : алфавитные головоломки, книги, аккуратно выстроенные на полках, блоки, водные столы и многое другое. Но самая важная часть позитивной среды раннего обучения — это вы. Учителя и воспитатели семейных детей — весь персонал образования, работающий с детьми, важнее всего. Хотя роли персонала могут выглядеть по-разному в разных условиях (например, на дому, в центре, в семейном детском саду), вы остаетесь наиболее важным компонентом отзывчивой среды.

Позитивная среда для раннего обучения начинается с вас, когда вы создаете позитивную социальную и эмоциональную среду, основанную на заботливых и отзывчивых отношениях. Дети не могут исследовать и учиться, испытывать радость и удивление, пока не почувствуют себя в безопасности. Они должны доверять своим опекунам и знать, что их потребности будут удовлетворены. Маленьким детям нужны взрослые, чтобы установить отношения, будучи последовательными и реагируя на социальные и эмоциональные сигналы, как в классе, так и дома.

Когда вы строите уникальные отношения с детьми, изучаете их сигналы и способы общения, их симпатии и антипатии, их сильные стороны и области, в которых им нужна поддержка, вы помогаете им чувствовать себя в безопасности. Вот почему обеспечение заботливого, отзывчивого и эффективного взаимодействия и привлекательной среды является основой Основы эффективной практики или Основы Дома. Практики, лежащие в основе дома, имеют решающее значение для содействия раннему обучению и развитию во всех областях.

Но то, что вы делаете для своих детей, это еще не все! Береги себя! Убедитесь, что вы чувствуете себя в безопасности и в окружающей среде. Когда воспитатели спокойно справляются со стрессами и трудностями, с которыми они сталкиваются в программе для детей младшего возраста, дети чувствуют себя в безопасности.

Что помогает сохранять хладнокровие, когда возникают проблемы? Когда унитаз сломается еще раз? Когда дети нервничают после недели дождя? Навыки саморегуляции. «Саморегуляция» — это ваша способность управлять своими чувствами, действиями и мыслями, чтобы вы оставались целеустремленными и не сбивались с пути. Например, когда на шоссе перед вами выезжает машина, можете ли вы сохранять спокойствие и осторожно снизить скорость, чтобы не врезаться в нее? Ты все еще попадаешь в кино вовремя? Ваши навыки саморегуляции работают каждый день во многих отношениях.

Маленькие дети только учатся регулировать свои эмоции, поведение и познание. Но они не могут сделать это в одиночку. Ты им нужен! Система Head Start Early Learning Outcomes Framework ясно говорит об этом в областях «Подходы к обучению» и «Социальное и эмоциональное функционирование», где цели саморегуляции для маленьких детей включают «поддержку знакомых взрослых».

Какую именно поддержку вы можете оказать маленьким детям? Это называется совместное регулирование . «Совместное регулирование» — это интерактивный процесс, в котором взрослые оказывают регуляторную поддержку детям в контексте общих заботливых отношений. В разном возрасте это выглядит по-разному, но поддержка взрослых остается важной частью головоломки на протяжении всего детства. Даже будучи взрослыми, мы часто нуждаемся в поддержке других, чтобы справиться с собой — вспомните, когда вы звоните маме или встречаетесь с другом, чтобы поговорить о плохом дне.

Вы можете совместно регулировать ситуацию, когда ребенок пугается громкого лая собаки. Вы берете ребенка на руки, качаете его, успокаиваете его нежным тоном и гладите его по спинке, пока он снова не успокоится. Дошкольница невероятно злится, когда сверстник толкает ее на детской площадке. В этом случае вы можете встать на колени на уровне ребенка и подтвердить его чувства (например, «Ты очень злишься, потому что кто-то толкнул тебя!») и предложить следующие шаги в пользу общества (например, «Должны ли мы рассказать им, что вы чувствуете? “). Когда вы спокойно отвечаете ребенку, его чувства часто снижаются. Дети склонны увеличивать интенсивность, если чувствуют, что их не понимают. Когда вы отвечаете спокойно, вы показываете детям, как выглядит регулирование.

Для работы с детьми по мере их совместной регуляции вам необходимо:

  • Определите свои собственные чувства и реакции, когда вы испытываете стресс.
  • Найдите здоровые выходы, чтобы управлять своими эмоциями. Упражнения могут быть эффективной практикой управления стрессом для многих людей, в то время как другие считают, что медитация работает лучше всего. Поэкспериментируйте и узнайте, какие стратегии работают для вас.
  • Обратите внимание на свои мысли и убеждения о развитии ребенка, ожидаемом поведении и отдельных детях. Убедитесь, что вы взаимодействуете в соответствии с развитием, культурой и языком.
  • Используйте стратегии, чтобы успокоить себя, чтобы вы могли эффективно и с сочувствием реагировать на детей. Решите, что лучше всего подходит для вас. Выпить стакан воды? Поёте песенку с детьми?

Ключевой частью создания благоприятной среды для раннего обучения является предоставление детям необходимой совместной регуляции. Это можно сделать тремя основными способами:

  • Во-первых, построить теплые и заботливые отношения с каждым ребенком и его семьей. Ваша цель — понять их развитие, стиль общения и темперамент.
    Некоторым детям может понадобиться много поддержки для совместной регуляции, а другим не так много. Вы знаете эти сигналы только тогда, когда знаете ребенка. Родители могут помочь вам здесь, потому что они лучше всех знают своих детей!
  • Во-вторых, создайте среду «да» для детей, которая защитит их от стрессовых факторов окружающей среды. Установите предсказуемые рутины, стратегии перехода и поведенческие ожидания, соответствующие их развитию. Вы также можете создать «уютный уголок» в своем классе или семейном детском саду, куда дети могут пойти, если они чувствуют себя перегруженными. Поделитесь этими идеями с семьями, чтобы они могли создать пространство «да» в своем доме.
  • В-третьих, предлагайте детям специально спланированные учебные занятия, чтобы помочь им практиковать навыки саморегуляции. Например, вы можете запланировать веселые занятия, чтобы помочь детям в возрасте 18 месяцев научиться называть свои чувства, распознавать чувства других и успокаивать себя в моменты стресса.
    Смоделируйте эти навыки сами и укажите, когда вы видите, что другие дети и взрослые используют их. Пересмотрите свою учебную программу, чтобы убедиться, что она предлагает соответствующие возможности социального и эмоционального обучения.

Вы самая важная часть среды раннего обучения. Предлагая маленьким детям спокойную, заботливую и предсказуемую социальную и эмоциональную среду, а также развивая их навыки саморегуляции, вы помогаете им чувствовать себя в безопасности, чтобы они могли учиться, играть и расти.

Сара Меррилл и Джейми Шиэн — программные специалисты Управления Head Start.

Модуль: Вовлечение семей: ресурсы для раннего обучения

Главная / Педагоги / Профессиональное развитие (3–5 ЛЕТ) / Вовлечение семей

 

  • Введение
  • Стройте отношения с семьями
  • Помогите семьям расширить обучение
  • Попробуйте
  • Подведение итогов
  • Стандарты

Ресурсы (PDF)

  • Самооценка
  • Журнал обучения
  • Попробуйте: построить мост
  • Передовой опыт
  • Руководство и стандарты обучения

Словарь

  • согласованность обучения: опыт, который учащиеся получают, когда сообщения, поступающие из разных источников (например, от семьи и педагогов), совпадают или основываются друг на друге
  • когнитивное развитие: процесс познания, мышления, рассуждения и запоминания
  • развитие языка: процесс развития языковых навыков для понимания и участия в разговоре
  • саморегуляция: способность регулировать или контролировать свои эмоции, мысли и поведение
  • социальное развитие: способность использовать соответствующие социальные навыки для общения и взаимодействия с другими людьми

Выстраивайте отношения с семьей

Перед просмотром этого видео прочитайте текст ниже. После получения инструкций просмотрите видео от начала до конца.

Социальное, эмоциональное, когнитивное и академическое развитие ребенка усиливается, когда воспитатели и семьи работают вместе. Когда ребенок видит, что между воспитателями и семьей развиваются позитивные отношения, он понимает, что важные люди в его или ее жизни работают вместе и доверяют друг другу, и он или она будет делать то же самое. Это сотрудничество также обеспечивает прочную основу для общения об обучении детей. Чтобы способствовать участию семьи, взаимодействие между педагогами и семьей должно быть позитивным, целенаправленным, взаимным и последовательным.

  • Часто общайтесь с семьями .   При хорошем общении между педагогами и семьями обучение проходит совместно, признаются достижения, признаются проблемы и предлагаются решения.
  • Сообщите о положительном и отрицательном . Семьи будут иметь лучшее представление о поведении и достижениях своего ребенка, если сообщать обо всех поступках (а не только о негативных или сложных).
  • Поддержка двусторонней связи . Для воспитателя так же важно услышать от родителя или опекуна, что ребенок делает дома, как и для родителя или опекуна услышать, что ребенок делает в программе раннего обучения. Поделитесь тем, чему учатся дети и как родители и опекуны могут предложить поддержку. Спросите у родителей отзывы об академическом и социальном развитии ребенка вне программы.
  • Использование нескольких режимов связи . Создайте постоянный поток общения. Взаимодействуйте с семьями лично при высадке и посадке, ведите журнал для каждого ребенка, который семьи могут читать и в который могут вносить свой вклад, настройте доску информации для родителей, регулярно публикуйте информационные бюллетени или сообщения в блогах, а также отправляйте электронные письма или текстовые сообщения.
  • Понимать ожидания и взгляды каждой семьи на их участие .    То, что родители и опекуны рассматривают как участие семьи, может различаться в зависимости от семьи. Например, в некоторых культурах семьи считают, что самый уважительный способ обращения с педагогом — это не задавать вопросы, не предлагать и не делиться информацией. Недвусмысленно объясните, какое участие вы ожидаете и приветствуете от семьи, но также соблюдайте ограничения, которые семьи могут захотеть сохранить.
  • Подойдите к отношениям с уважением . Относитесь к воспитателю и семейным отношениям так, как вы бы относились к любым важным отношениям в вашей жизни. Работайте над созданием уважительных и взаимных отношений, в которых семьи чувствуют, что их ценят и поддерживают.

В этом видео вы увидите, как педагоги используют различные стратегии для построения прочных отношений с семьями. Во время просмотра найдите эффективные стратегии, используемые педагогами в видео, и запишите ответы на эти 9 вопросов.0007 просмотр вопросов  в журнале обучения.

  • Как воспитатели информируют семьи об учебе и деятельности их ребенка?
  • Как воспитатели взаимодействуют с семьями?

Обзор

Почему для вас важно строить отношения с семьями?

  • Каждая семья и педагог обладают уникальными знаниями о ребенке.
    • Родитель или опекун может поделиться с педагогами информацией о том, что ребенок чувствует, думает и учится за пределами формальной учебной среды.
    • Педагог может дать представление о том, как ребенок учится и ведет себя в групповых ситуациях, а также самостоятельно.
  • Прочные отношения между педагогами и семьями могут укрепить эмоциональное здоровье детей. Они показывают детям, что они могут доверять взрослым в своей жизни, потому что эти взрослые доверяют друг другу.
  • Академический рост детей выигрывает от последовательного обучения (когда обучение в программе поддерживается обучением дома и наоборот).
  • Уважительные отношения между педагогами и семьями дают детям модели того, как создавать позитивные отношения с другими.

Какие есть полезные способы поделиться информацией о том, чем занимаются и чему учатся дети?

  • Установите информационную доску для родителей в зоне выдачи и посадки, чтобы публиковать цели обучения, ключевые словарные слова и явные примеры того, как родители могут усилить обучение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *